Досуг древнего рима. Жестокие игры: Кровавые народные развлечения Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото). Досуг древнего рима


Виды и формы досуга в Древнем Риме

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

В римском быту издавна четко различались два сектора, две формы времяпрепровождения: “дело” и “досуг”, negotium и otium: первый включал войну, земледелие и управление общиной, второй – все остальное. В понятии «досуг» соединялись для римлян удовлетворение выполненной жизненной задачей; отдых от дел, войны или общественных обязанностей; досуг, отданный творчеству, беседе и размышлениям; наслаждение красотой благоустроенной природы и произведений искусства. Удельный вес и формы проявления otium’a в римском быту менялись. В раннюю эпоху о будничном досуге еще не приходилось говорить: досуг возможен только сезонный, праздничный, общенародный, распределенный по римскому календарю. С повышением жизненного уровня в римском обществе для досуга освобождалось все больше места, в первую очередь в высших, обеспеченных слоях общества; досуг становиться повседневным и индивидуальным. Практицизм римлян проявлялся и в отношении к развлечениям: театр не был популярен, как, к примеру, в Греции, ибо в нем не видели особого прока. Зато были популярны бои гладиаторов, так как они способствовали воспитанию твердости духа у будущих воинов – защитников Рима, приучали их к виду крови и жестокой реальности войны.

Во времена республики устраивались ежегодно семь народных праздников, которые в эпоху Августа занимали в общей сложности 66 дней:

Игры Римские 16 дней (4—19 сентября).

Плебейские 14 » (4—17 ноября).

Цереры 8 » (12—19 апреля).

Аполлона 8 » (6—13 июля).

Кибелы 7 » (4—10 апреля).

Флоры 6 » (28 апреля—3 мая).

Триумфа Суллы 7 » (26 октября—1 ноября).

14 дней из этого числа предназначено было для игр на ипподроме, 2 для конского бега, 2 для народных обедов и 41 для сценических представлений. Все эти праздники, за исключением последнего, существовали еще в IV в. до Р. X.; но продолжительность их была сокращена.

Во времена империи число праздничных дней постоянно увеличивалось. В конце концов их был 175, из них 10 предназначались для боя гладиаторов, 64 для игр в цирке и 101 для театральных представлений.

Цирк.  Цирковым играм предшествовала торжественная процессия, в значительной мере напоминавшая триумф: была она отголоском тех времен, когда конские бега являлись частью религиозного празднества. Уже в последний век республики среди многотысячной толпы, наполнявшей цирк, вряд ли были люди, помнившие об этом.

Заведующий играми подавал знак, бросая белый платок на арену. Тотчас раскрывались ворота сараев, откуда колесницы устремлялись на ипподром среди потрясающих криков зрителей и поднимая облака пыли, хотя арену и поливали перед этим. Возницы, наклонившись вперед, понукали своих лошадей криком. Выезжало обычно четыре колесницы, но бывало и по 6, и по 8, и даже по 12. Полагалось объехать арену семь раз; победителем считался тот, кто первым достиг белой черты, проведенной мелом, напротив магистратской ложи. Беговые колесницы были маленькие и очень легкие. Четверка запрягалась обыкновенно в ряд; возница стоял, одетый в короткую тунику без рукавов цвета той партии, к которой он принадлежал; головной убор, напоминающий каску, покрывал его лоб и щеки и должен был в случае падения смягчить силу удара. В руках он держал бич; вожжи были привязаны к поясу; с ним был нож, которым он мог их обрезать в случае опасности.  Наибольшую трудность составлял поворот у обеих мет, поставленных на концах спины. Здесь нередко происходили несчастные случаи. Колесницы сталкивались друг с другом или же разбивались о мету, задерживая те, которые ехали за ними, и мало-помалу арена покрывалась обломками и окровавленными телами.

Главными действующими лицами в дни цирковых игр были возницы. Эта профессия чаще всего переходила от отца к сыну; иногда опытный кучер обучал юнца, и ученик хранил благодарную память о своем воспитателе.

Театр. Из всех видов театральных представлений наибольшим успехом пользовались ателлана и мим.

Ателлана — народная комедия, родиной которой была Кампания; в Риме она появилась около 240 года до Р. X. Разговоры действующих лиц сначала импровизировались актерами, потом текст комедии стал записываться. Действие было коротко и ограничивалось обыкновенно одним актом. Содержание ателланы редко представляло собой какой-нибудь мифологический сюжет.

Мим представляет собой также ряд мало связанных между собой бытовых сцен, взятых из обыденной жизни; мим короток, и в отличие от ателланы его действующие лица не представляют собой неизменных традиционных типов. Как тот, так и другой вид народной комедии служил интермедией(пьеса или сценка комического характера). Действие и там и здесь имело один и тот же характер: пощечины и удары занимали первое место; остроумие плоское и шутовское, игра неестественная. Действующие лица были наряжены в костюм арлекина, поверх которого накидывался плащ. Женские роли против обыкновения исполнялись не мужчинами, а женщинами. Текст пьесы был написан, но фантазия актеров разнообразила действие множеством импровизированных подробностей.

Народная комедия просуществовала до IV века нашей эры. Гораздо менее соответствовала вкусу широкой публики трагедия. Чтобы увеличить ее привлекательность, необходима была роскошная постановка и бесконечные шествия фигурантов, колесниц, заморских зверей, отчего представление затягивалось на четыре часа и даже более. Нередко в пьесу вставлялись отрывки из трагиков, которые пел какой-нибудь актер.

Римлянам особенно нравилась пантомима. Здесь игра лица и жесты составляли все. Лишь пение хора разъясняло зрителям ход действия.

Наконец, римлянам известен был и балет в собственном смысле этого слова.

Игры в амфитеатре. Бой гладиаторов появляется в Риме лишь пять веков спустя после основания города.

Гладиаторами делались или осужденные преступники, или военнопленные, обращенные в рабство или, наконец, добровольцы. Обязательство биться в качестве гладиатора на играх в амфитеатре часто являлось прибавкой к главному наказанию осужденного; ему подвергались лишь подсудимые, не имеющие прав римского гражданства и принадлежащие к низшим классам.

Игры начинались шествием гладиаторов через арену. Прежде всего происходил притворный бой. Затем унылый звук труб возвещал бой с острым оружием, и тогда начиналась серьезная борьба под звуки труб, рожков, дудок и флейт. Самые разнообразные сцены следовали одна за другой во время этой свалки. Если кто-нибудь в бою один на один падал побежденный, отдаваясь на произвол противника, то заведующий играми предоставлял публике решить вопрос, должен ли он умереть или нет. Раненый гладиатор, прося пощады, поднимал кверху палец. Трупы уносились людьми, которые были наряжены в костюм Меркурия, подземного бога. Другие прислужники, с масками Харона на лице, удостоверялись при помощи железа, была ли смерть действительна или притворна. В мертвецкой приканчивали тех, кто обнаруживал еще какие-нибудь признаки жизни. Вслед затем лопатами перерывали окровавленную арену, которую потом покрывали свежим слоем песка.

Еще в эпоху республики во время игр в Риме стали устраивать звериные бои и травли. В первый раз (в 186 г. до Р. X.) затравлено было множество львов и пантер. В 169 г. на арену выпустили 63 африканских зверя; тут были пантеры, леопарды, гиены и слоны. В цирке устраивалась также охота на страусов, косуль, зайцев, оленей, диких кабанов, медведей и буйволов.

Термы (Т.). Щепетильное чувство пристойности, характерное для древнего римлянина, не допускало, чтобы отец мылся вместе со взрослым сыном или тесть с зятем. Римляне строили бани всюду, где они селились или надолго останавливались.   в Древнем Риме общественные бани; являлись также общественными, увеселительными и спортивными учреждениями. Как тип здания Т, в основных чертах сложились в период республики ко 2 в. до н. э., получив наиболее полное развитие в период империи. Т. часто являлись сложным комплексом различных построек с многочисленными помещениями. Основное здание обычно имело симметричный план с расположением по главной оси фригидария, тепидария и кальдария (холодной, тёплой и горячей бань) и двух групп одинаковых помещений (вестибюль, раздевальня, залы для омовения, массажа и сухого потения) по сторонам от них; здесь же помещался зал для спортивных упражнений. В отличие от Рима, некоторые из провинциальных Т. не имели симметричного плана. Огромные внутренние помещения Т. были перекрыты мощными цилиндрическими и крестовыми сводами и куполами и пышно украшены мозаикой, росписями, скульптурой и прочим. Т. отапливались горячим воздухом по каналам, проложенным обычно под полами и в стенах: часто использовались Термальные воды. Существовали и частные Т.

Жизнь римского населения была, конечно, очень пестрой. Бедняк, зачисленный в списки получавших хлеб от государства, преторианец или пожарник, ремесленник, клиент и сенатор жили очень по-разному. И, однако, рамки, в которые укладывалось это очень разное содержание, были почти одинаковы: утреннее вставание, занятое время, отдых в середине дня, часы, проводимые в бане, развлечения – все шло чередой, соблюдаемой относительно одинаково всем городским населением. Но, несмотря на все эти очевидные различия, развлечения древних римлян очень похожи на современные, в первую очередь, зрелищностью и масштабностью. Главная же отличительная черта состоит в том, что досуг, а вернее само общество, стало более гуманным.

 

www.kultura-socio.ru

Развлечения и игры в Древнем Риме [Древнеримские]

Содержание (план)

У богатых древних римлян было много свободного времени, ведь рабы делали за них всю работу. Рим был наводнен рабами, поэтому бедные римские граждане порой не могли найти себе оплачиваемого занятия. Чтобы не лишать бедняков иллюзорного счастья, император раздавал им бесплатную еду и устраивал зрелища под названием «игры».

Римляне отдыхали не только во время игр, но и в общественных парках и садах. Они играли в настольные игры, любили и азартные игры. Древние римляне очень любили театр. В период Римской республики были популярны драмы, в период Римской империи — комедии.

Дети качались на качелях, стреляли из пращи, запускали воздушных змеев, крутили обруч и играли в шарики и куклы. Иногда они катались на маленьких, запряженных гусями повозках.

Самой большой ареной для различных развлекательных мероприятий был амфитеатр Колизей: он вмещал 50 тыс. зрителей. Здесь 80 входов — только так можно быстро войти в Колизей и выйти из него. Бетон (изобретение древних римлян) делал стены более прочными. Снаружи амфитеатр украшали мраморные колонны и статуи. Опорой каменных сидений в Колизее служили арки. Огромный тент натягивался на жерди над Колизеем для защиты зрителей от палящего солнца.

Богатые римляне сидели на лучших нижних местах, поближе к арене. Бедняки сидели на местах повыше. Рабы и чужеземцы стояли в верхних рядах. Женщины наблюдали за боями гладиаторов с последних рядов Колизея.

Иногда арену заполняли водой, чтобы гладиаторы могли принять участие в морских сражениях. Дно арены, покрытое деревом и парусиной, не пропускало воду.

Гладиаторские бои

Большинство гладиаторов были рабами или преступниками, которых заставляли сражаться на потеху толпе. Например, гладиатор, вооруженный лишь трезубцем должен был набросить сеть на другого тяжеловооруженного гладиатора. В конце каждого боя зрители решали, должен ли побежденный умереть или остаться в живых. Бои проходили на огромных каменных стадионах, или амфитеатрах. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Состязания на колесницах

Наиболее любимым развлечением в Древнем Риме были состязания на колесницах, которые проводились на ипподроме, или цирке. Возницы правили упряжкой в состязаниях на колесницах. Поводья были обмотаны вокруг тела возничего. Существовало четыре команды. Возницы носили красный, голубой, зеленый или белый цвет, показывая тем самым, к какой команде они относились.

Состязания на колесницах были увлекательным, но и опасным зрелищем. Так как на гоночной колеснице было очень легко развить большую скорость, то возницы часто падали и расшибались насмерть.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Что делали римляне

  • Любимые развлечения в древнем риме

  • Развлечения богатых римлян в древнем риме

  • Дикие развлечения древних римлян

  • Розваги у давнину

wikiwhat.ru

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото) » Триникси

Граждан Рима развлекали всевозможными представлениями, которые им показывали в Колизее. Здесь проходили не только известные всем бои гладиаторов, но и множество других представлений, который сейчас бы шокировали многих из нас. С некоторыми из таких развлечений предлагаем познакомиться далее.

Преступники на качелях

Люди, которые организовывали римские игрища, иногда придумывали довольно странные идеи. Одним из таких странных изобретений было устройство под названием «petaurua». Это были гигантские качели, которые могли поднимать людей в воздух на 5 метров. На этих качелях размещали голых преступников с руками, связанными за спиной. Затем качели раскачивали, а под них выпускали диких животных, которые не могли достать до людей, которые взмывали в небо на качелях, но стаскивали их вниз, когда те опускались, и разрывали на куски. Люди старались выжить, как только могли.

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото)

Дикие животные, выскакивающие из-под пола

Животных, появляющихся на арене Колизея, не всегда выпускали из клеток через специальные ворота. Они могли внезапно выскочить прямо «из-под земли». В Колизее было множество люков и 24 подъемника, которые вели к подвальным помещениям. Эти подъемники были разработаны в расчете на вес до 270 кг, поскольку они должны были поднимать тяжелых диких хищников на поверхность к арене. Обычно на осужденных выпускали львов, волков, барсов и медведей, причем тогда, когда они меньше всего этого ожидали. Чтобы поднять их из подвала к арене, требовались усилия 8 человек.

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото)

Сражения голого императора с животными

Император Коммод был большим поклонником игр. Из-за своей любви к спорту и развлечениям (а также, вероятно, психического заболевания) он в обнаженном виде сражался на арене Колизея с животными. В основном голый император убивал экзотических животных, таких как львы, страусы, бегемоты, слоны и жирафы. Также иногда он выходил на арену против людей, но не убивал их, а позволял сдаться. В конце-концов Коммода задушил в бане его тренер по борьбе.

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото)

Карлики, сражающиеся тесаками

В то время, когда Римом правил Коммод, на смерть на арене приговаривали не только преступников, но и калек и карликов. Однажды Коммод приказал собрать всех карликов в Риме и привести их в Колизей. Там каждому выдали мясницкий тесак и приказали сражаться до тех пор, пока не останется только один. Другой раз Коммод собрал безногих людей и привязал их в ряд в центре арены, после чего ходил вдоль ряда и колотил калек по головам дубиной.

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото)

На сцене разыгрывались мифические смерти

В Колизее для зрителей показывали сцены из мифов древнего Рима. Но это были не литературные произведения в исполнении актеров, это были массовые убийства с приговоренными преступниками в главной роли. К примеру, в одном шоу разыгрывали пытки Прометея: преступника пригвоздили к кресту и распороли ему живот. После этого на него спустили медведя. В другом случае преступник отыгрывал роль Орфея с лирой, который приручал животных. Он думал, что все животные на арене ручные, но на самом деле туда выпустили (помимо ручных) голодного дикого медведя.

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото)

Животные из разных уголков мира

Игры были лучшим местом, где можно было увидеть различных животных. К примеру, первый жираф, которого когда-либо привезли в Европу, был показан именно на арене Колизея. Жираф был пойман Юлием Цезарем во время одного из походов. Хотя все были поражены, это был Рим... и людям не хотелось просто смотреть на животных. Экзотических животных, в том числе слонов, носорогов, бегемотов и жирафов стравливали друг с другом. Также их выпускали против людей для развлечения толпы.

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото)

Свободная охота

В 281 году император Проб полностью засадил деревьями Большой цирк (крупнейший ипподром в Риме), так, что ипподром стал похож на лес. Затем он предложил всем желающим поучаствовать в необычном развлечении. Вместо того, чтобы сидеть на трибунах, людей пригласили выйти на арену. В рукотворный лес выпустили целую орду травоядных (тысячу страусов, тысячу оленей и тысячу кабанов), а людям разрешили охотиться на них, используя подручные средства, а добычу забрать домой.

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото)

Женщины, убивающие друг друга

На арену выпускали не только мужчин, там также сражались и женщины. В отличие от мужчин, эти женщины, как правило, были не подготовленными, поэтому их выпускали или друг против друга или против карликов.

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото)

Морской бой

В истории есть около четырех подтвержденных случаев, когда Колизей затапливали водой , чтобы устроить полномасштабное морское сражение. На затопленную на глубину несколько метров арену запускали флотилии судов, экипажи которых состояли из осужденных заключенных, которые затем сражались друг с другом на потеху толпы.

Впервые такое развлечение представил Юлий Цезарь — на арену Колизея выпустили 4000 «гребцов» и 2000 «абордажников» на бортах полноразмерных судов. Зрелище было настолько популярным, что люди затаптывали друг друга насмерть, пытаясь занять места с лучшим видом на сражение. Но это еще было небольшое шоу. Император Клавдий не установил рекорд, выпустив на арену 100 судов и 19 000 «воинов». Но это шоу чуть не сорвалось.

Изначально заключенные на борту судов отказались воевать. Клавдий послал за своей императорской гвардией, чтобы продемонстрировать, что случится с заключенными, если они не умрут для развлечения публики. Только тогда шоу началось.

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото)

Все лучше, чем смерть на потеху

Естественно, заключенные были не слишком довольны тем, что их отправляют на смерть для развлечения римского народа. Для многих это было хуже смерти, поэтому некоторые делали все возможное, чтобы покончить с собой. Ночью перед тем, как их должны были выпустить на арену, группа из 29 саксонских заключенных по очереди задушили друг друга до смерти, поскольку для них это было лучше, по сравнению с ужасами римских игр. Самый экстремальный поступок совершил отчаянный немецкий заключенный. Не имея других вариантов как покончить с собой, он схватил губку из общественной уборной и затолкал ее себе в горло, задушив себя до смерти.

Шокирующие народные развлечения в Древнем Риме (10 фото)

trinixy.ru

Шокирующие развлечения Древнего Рима

развлечения

Граждан Римской империи развлекали всевозможными представлениями, которые им показывали в Колизее. Здесь проходили не только известные всем бои гладиаторов, но и множество других представлений, который сейчас бы шокировали многих из нас. Развлечения современного человека гораздо миролюбивее. И если человек хочет получить дозу адреналина, ему достаточно окунуться в игровой мир.Анонсы серверов Lineage 2 помогут любителям игры найти своё место в виртуальном мире.С некоторыми из древних развлечений предлагаем познакомиться далее.

Преступники на качелях

развлечения

Люди, которые организовывали римские игрища, иногда придумывали довольно странные идеи. Одним из таких странных изобретений было устройство под названием «petaurua». Это были гигантские качели, которые могли поднимать людей в воздух на 5 метров. На этих качелях размещали голых преступников с руками, связанными за спиной. Затем качели раскачивали, а под них выпускали диких животных, которые не могли достать до людей, которые взмывали в небо на качелях, но стаскивали их вниз, когда те опускались, и разрывали на куски. Люди старались выжить, как только могли.

Дикие животные, выскакивающие из-под пола

развлечения

Животных, появляющихся на арене Колизея, не всегда выпускали из клеток через специальные ворота. Они могли внезапно выскочить прямо «из-под земли». В Колизее было множество люков и 24 подъемника, которые вели к подвальным помещениям. Эти подъемники были разработаны в расчете на вес до 270 кг, поскольку они должны были поднимать тяжелых диких хищников на поверхность к арене. Обычно на осужденных выпускали львов, волков, барсов и медведей, причем тогда, когда они меньше всего этого ожидали. Чтобы поднять их из подвала к арене, требовались усилия 8 человек.

Сражения голого императора с животными

развлечения

Император Коммод был большим поклонником игр. Из-за своей любви к спорту и развлечениям (а также, вероятно, психического заболевания) он в обнаженном виде сражался на арене Колизея с животными. В основном голый император убивал экзотических животных, таких как львы, страусы, бегемоты, слоны и жирафы. Также иногда он выходил на арену против людей, но не убивал их, а позволял сдаться. В конце-концов Коммода задушил в бане его тренер по борьбе.

Карлики, сражающиеся тесаками

развлечения

В то время, когда Римом правил Коммод, на смерть на арене приговаривали не только преступников, но и калек и карликов. Однажды Коммод приказал собрать всех карликов в Риме и привести их в Колизей. Там каждому выдали мясницкий тесак и приказали сражаться до тех пор, пока не останется только один. Другой раз Коммод собрал безногих людей и привязал их в ряд в центре арены, после чего ходил вдоль ряда и колотил калек по головам дубиной.

На сцене разыгрывались мифические смерти

развлечения

В Колизее для зрителей показывали сцены из мифов древнего Рима. Но это были не литературные произведения в исполнении актеров, это были массовые убийства с приговоренными преступниками в главной роли. К примеру, в одном шоу разыгрывали пытки Прометея: преступника пригвоздили к кресту и распороли ему живот. После этого на него спустили медведя. В другом случае преступник отыгрывал роль Орфея с лирой, который приручал животных. Он думал, что все животные на арене ручные, но на самом деле туда выпустили (помимо ручных) голодного дикого медведя.

Животные из разных уголков мира

развлечения

Игры были лучшим местом, где можно было увидеть различных животных. К примеру, первый жираф, которого когда-либо привезли в Европу, был показан именно на арене Колизея. Жираф был пойман Юлием Цезарем во время одного из походов. Хотя все были поражены, это был Рим... и людям не хотелось просто смотреть на животных. Экзотических животных, в том числе слонов, носорогов, бегемотов и жирафов стравливали друг с другом. Также их выпускали против людей для развлечения толпы.

Свободная охота

развлечения

В 281 году император Проб полностью засадил деревьями Большой цирк (крупнейший ипподром в Риме), так, что ипподром стал похож на лес. Затем он предложил всем желающим поучаствовать в необычном развлечении. Вместо того, чтобы сидеть на трибунах, людей пригласили выйти на арену. В рукотворный лес выпустили целую орду травоядных (тысячу страусов, тысячу оленей и тысячу кабанов), а людям разрешили охотиться на них, используя подручные средства, а добычу забрать домой.

Женщины, убивающие друг друга

развлечения

На арену выпускали не только мужчин, там также сражались и женщины. В отличие от мужчин, эти женщины, как правило, были не подготовленными, поэтому их выпускали или друг против друга или против карликов.

Морской бой

развлечения

В истории есть около четырех подтвержденных случаев, когда Колизей затапливали водой , чтобы устроить полномасштабное морское сражение. На затопленную на глубину несколько метров арену запускали флотилии судов, экипажи которых состояли из осужденных заключенных, которые затем сражались друг с другом на потеху толпы.

Впервые такое развлечение представил Юлий Цезарь — на арену Колизея выпустили 4000 «гребцов» и 2000 «абордажников» на бортах полноразмерных судов. Зрелище было настолько популярным, что люди затаптывали друг друга насмерть, пытаясь занять места с лучшим видом на сражение. Но это еще было небольшое шоу. Император Клавдий не установил рекорд, выпустив на арену 100 судов и 19 000 «воинов». Но это шоу чуть не сорвалось.

Изначально заключенные на борту судов отказались воевать. Клавдий послал за своей императорской гвардией, чтобы продемонстрировать, что случится с заключенными, если они не умрут для развлечения публики. Только тогда шоу началось.

Все лучше, чем смерть на потеху

развлечения

Естественно, заключенные были не слишком довольны тем, что их отправляют на смерть для развлечения римского народа. Для многих это было хуже смерти, поэтому некоторые делали все возможное, чтобы покончить с собой. Ночью перед тем, как их должны были выпустить на арену, группа из 29 саксонских заключенных по очереди задушили друг друга до смерти, поскольку для них это было лучше, по сравнению с ужасами римских игр. Самый экстремальный поступок совершил отчаянный немецкий заключенный. Не имея других вариантов как покончить с собой, он схватил губку из общественной уборной и затолкал ее себе в горло, задушив себя до смерти.

Смотрите также: «Damnatio ad bestias» — древнеримское развлечение с эффектом неожиданности

ribalych.ru

Спортивные развлечения и игры в Древнем Риме

«Отдых — после дел», — гласит латинская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это делами(а, рассматривая как досуг, как отдохновение духа).Вообще, исторически, отдых у римлян, тесно переплетался с физическим воспитанием. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать.

Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Иногда отправлялись просто подивиться на какого-нибудь экзотического зверя. Одни искали тишины и покоя, другие — шумных, неистовых развлечений. Одни удалялись на отдых из города к себе в поместье, а иных манили соблазны больших городов.

Впрочем, поездки за город требовали целого дня, а то и нескольких дней. Случалось же, что выпадали только свободные часы, и надо было уметь правильно их использовать. Такие часы можно было посвятить игре в мяч, которой римляне предавались еще охотней, чем греки. Играли и взрослые, и молодежь. Правила игры были, по всей вероятности, такие же, как и в Греции, а в самой игре видели хорошее средство поддерживать себя в подобающей физической форме.

Главной спортивной площадкой жителей Вечного города, которой все могли пользоваться, было Марсово поле, а также комиций, т.е. место на форуме, где проходили народные собрания.

Излюбленным видом отдыха римлян была охота на диких зверей и птиц. Были также различные забавы, игры, которым они могли предаваться как дома, так и в гостях, на пирах.К играм невинным, не вызывающим опасного азарта, относились всякого рода загадки и головоломки. Ими тешились и взрослые, и молодежь. Например, двое играющих быстро показывали остальным по несколько пальцев, и те должны были сразу же сказать, сколько всего пальцев было показано. Эта простейшая игра так и называлась — «мелькание пальцев».

Очень популярна была и игра «голова — корабль» надо было угадать, какой стороной упадет подброшенная монета, на плоскостях которых и имелись соотвествующие изображения. Играли также в чет и нечет, подбрасывая некоторое количество орехов, камешков или игральных костей.

Знали римляне и игру, похожую на шашки: на большой доске двое партнеров передвигали по определенным правилам игральные камешки, кости или фигурки, называвшиеся латрункули — наемные воины. Существовало, по всей видимости, множество вариантов этой игры.

В кости римляне играли так же, как и греки, определяя победителя по числу очков, выпавших при бросании костей. Сама игральная кость могла быть маленьким кубиком или шестигранником с углублениями на гранях. Самый неудачный бросок римляне называли «собакой», как и жители Эллады, самый лучший — Венерой.Азартная игра в кости была в принципе запрещена в течение всего года за исключением праздника Сатурналий. Однако запреты эти нарушались, и нарушали их как раз те, кто их вводил. Как бы то ни было, римляне продолжали увлекаться азартными играми, теряя подчас целые состояния.

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело». Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Самым пожалуй значительным различием между Древним Римом и Древней Грецией, были гладиаторские бои, получившие в Риме необычайное развитие.Гладиаторские бои устраивались ещё в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность.А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где и устраивались гладиаторские бои.

Источник: компиляция из разных источников

ageiron.ru

Кровавые народные развлечения Древнего Рима

​Во времена существования Древнего Рима устраивались не только гладиаторские бои, полные жестокости. Любила публика и другие кровавые "забавы".Преступники на качелях

Организаторы древнеримских развлечений придумывали поразительные идеи. Среди них забава, именуемая "petaurua". Во время этого действа абсолютно голые нарушители закона призывались руками к огромным качелям, а те после поднимали человека на высоту до 5 м. Когда люди были на высоте к ним выпускали голодных зверей, которые прыгали и пытались схватить жертв. Когда последних спускали, звери кромсали людей на куски и чтобы продлить свою жизнь несчастные пытались выжить любыми способами. Звери из-под пола

На арене Колизея имелись скрытые люки и более 20 подъемников, ведущих из подвалов, через которые можно было поднять объект весом до 270 кг. Зачастую посредством специальных проходов выпускали хищников, в том числе волков, львов и т.д, притом происходило это когда человек на арене меньше всего ожидал такого поворота. Дабы поднять плиту с указанным весом требовалось около 8 граждан. Сцены с мифическими смертями

Для забавы зрителей в Колизее воплощались на сцене мифические смерти Рима. Согласно записям, как-то раз на арене ставили пытки Прометея, когда одному из участников распороли живот и после этого выпустили медведя. Еще один случай произошел со сценой с Орфеем, когда тот якобы приручал зверей, но вместе с ручными животными на арену вышел голодный дикий медведь. Самоубийства заключенных

Не единожды заключенные отказывались воевать для удовольствия публики, поэтому шли фактически на все, дабы не подниматься на арену. Однажды почти 30 саксонских арестантов по очереди задушили друг друга, что произошло в вечер перед выходом на арену. Один заключенный, не имея выхода, убил себя губкой на деревянной палке из общественной уборной, поместив предмет в горло. Сражения женщин

На просторах Колизея помимо заключенных мужчин также за свою жизнь нередко боролись и женщины. Если же первые были относительно подготовленными, то дамы совершенно не умели драться, поэтому их бросали в бой друг против друга, либо же для сражений с карликами. Карлики с тесаками

Во время того, как Римом руководил император Комод, который сам выступал на арене, сражаясь с животными голым, в Колизее пользовались спросом игры не только заключенных, но и калек, а также карликов. Однажды император собрал последних, проживающих в городе, и выдал им по тесаку, с которым поручил сражаться до того времени, пока не останется один выживший. Позже Коммод объединил безногих людей, расположил их в центре Колизея и бил несчастных дубиной по голове. Сам император в итоге умер от рук своего тренера в бане. Морской бой

Имеются сведения, что когда-то Колизей затапливался на несколько метров, дабы правители могли устроить масштабные морские сражения с участием полномасштабных кораблей. Впервые подобное развлечение предложил император Цезарь, когда затопил Колизей и выпустил на арену 4 тысячи гребцов, а также не менее 2 тысяч "абордажников". Император Клавдий, в свою очередь, установил рекорд, отправив на ринг 100 судов и 19 тысяч заключенных, но шоу чуть было не сорвалось, когда судимые отказывались воевать ради потехи публики. Тогда Клавдий заставил их "сражаться" под страхом императорской гвардии.

www.anews.com

Развлечения в термах - Жизнь в Древнем Риме

развлечения в термах

Об открытии бань извещали колоколом, звон которого слышен был издалека. Час открытия изменялся в зависимости от времени года и каприза императора. Плиний говорит, что один из его приятелей купался зимой в девятом часу (3 ч. пополудни), а летом в восьмом (2 часа). Адриан постановил, чтобы никто не являлся в термы раньше двух часов и позже захода солнца. Александр Север разрешил открывать их с восходом солнца и закрывать довольно поздно ночью. Но это привело к злоупотреблениям, так что император Тацит вернулся к прежней системе. Впрочем, его указ был впоследствии отменен, как видно из относящихся к этому времени счетов, в которых упоминаются расходы на освещение.

Всякий богатый гражданин приводил с собой одного или нескольких рабов, которые несли белье и прислуживали ему в бане. Тот, у кого не было рабов, пользовался прислугой в самих термах, которую он мог нанимать за некоторое вознаграждение. Прежде всего снимали с себя одежду в аподитериуме; платье хранилось в специально устроенных для этого вестиариях. Благоразумные люди поручали одежду надзору кого-нибудь из прислуги, так как случаи воровства были нередки. Посетитель бань смотря по желанию принимал душ, холодную, теплую или горячую ванну или же парился; можно было даже принять две ванны с некоторым перерывом. Римляне очень любили натирание и массаж. Растянувшись на особом ложе, купающийся отдавал себя в руки человека, который начинал давить ему все тело, чтобы размять его и расправить все суставы. Затем, вооружившись металлическим скребком, он усердно тер кожу, чтобы счистить всю грязь; после этого пациента натирали мазью из свиного сала и белой чемерицы, чтобы прошел зуд. Наконец, надушив его пахучими маслами и эссенциями, вытирали простынями из полотна или очень тонкой шерсти, после чего закутывали в ярко-красный халат и уносили домой в закрытых носилках. Так купались богатые. Бедняки довольствовались простым натиранием рукой или же терлись об стенку. Нельзя сказать, чтобы общественные бани были совсем бесплатные. Государство предоставляло бесплатно помещение, отопление и воду, за все остальное нужно было платить прислуге.

В термы являлись не только для того, чтобы выкупаться: сюда приходили также с целью повидать людей, убить время, поболтать и вообще развлечься. Не говоря уже о том, что собравшаяся в банях толпа в 3—4 тысячи человек сама по себе представляла любопытное зрелище, не говоря о возможности встретить здесь своих друзей и знакомых, узнать новости и быть в курсе городских слухов, — помимо всего этого в термах были всевозможные приспособления для разных физических упражнений, игры в мяч, борьбы; здесь даже были библиотеки и устраивались концерты. Сенека очень живописно изображает шум, доносящийся из публичной бани: «Представь себе всевозможные неприятные для уха звуки, которые только может произвести человеческая глотка. Когда силачи гимназии фехтуют и потрясают в воздухе своими руками, вооруженными свинцом, я слышу, как они охают усталые, или только притворяясь усталыми; каждый раз, когда они испускают долго удерживаемый вздох, раздается прерывистое и резко свистящее дыхание. Вот один из них, неловкий малый, неумело натирает какого-то несчастного: я слышу, как его тяжелая рука шлепает по плечам, что производит разные звуки, смотря, как он повернет руку. Но вот приходит игрок в мяч и начинает считать удары, — тогда прощай мое спокойствие. Прибавь еще спорщика, мошенника, пойманного на месте преступления, певца, который воображает, что в бане голос его звучит особенно хорошо, затем еще тех, которые с шумом расплескивают воду, бросаясь в бассейн. Кроме этих людей, возгласы которых, за неимением других достоинств, по крайней мере хоть естественны, представь себе еще эпилятора, который, чтобы привлечь к себе внимание присутствующих, издает время от времени резкий визг, замолкая только тогда, когда он выщипывает кому-нибудь волосы под подмышками и когда вместо него кричит его клиент. А еще разнообразные возгласы разносчиков, продающих пирожки, мясо, сладости, подержанные вещи, которые выкрикивают свои товары каждый на особый лад». (Письмо LVI).

Женщины, даже из высшего общества, также посещают общественные бани, но обычно они купаются в особых залах. Впрочем, это правило не всегда соблюдалось. Ювенал и Марциал часто упоминают о неприличных сценах, происходивших вследствие смешения мужчин и женщин в одних и тех же банях. Чтобы прекратить эти безобразия, Траян построил около терм Тита особые бани для женщин. Адриан формально запретил смешение полов; но, очевидно, этот запрет сохранил силу ненадолго, так как подобные запреты после этого неоднократно повторялись, из чего видно, что их постоянно нарушали. Последние из известных нам правительственных распоряжений на этот счет — это указ Гелиогабала, который разрешает женщинам входить в мужские бани везде и в любой час.

(По: Ланчиани. Древний Рим; Дезобри. Рим во времена Августа, письмо XII.)

romanpeace.ru


Смотрите также