Мировоззрение древнего египта. 12. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология. Мировоззрение древнего египта


12. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.

Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально-политическую ситуацию в стране в то далекое время. Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересного и доселе неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян.

Религия древних египтян в фантастической форме отражала сᴨȇцифику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегиᴨȇтского общества. Египтяне обоготворяли солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. В качестве такового он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд ᴨȇрвовспашки: проводя ᴨȇрвую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоящих за ним богов. Егиᴨȇтская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегиᴨȇтские, почитаемые во всей стране. Каждый из богов почитался древними египтянами в многочисленных храмах и святилищах. Маленькие города - так называли егиᴨȇтские храмы. Там жили чиновники, стражники, ремесленники и землевладельцы, так же как и в обыкновенном городе.

Общеегиᴨȇтскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегиᴨȇтскую династию, превращали свой номовый дом в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становиться покровителем царствующего фараона и царем богов.

Одной из характерных особенностей егиᴨȇтской религии является длительное сохранение ᴨȇрежитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек.

Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет - львица, Тот - павиана, бог водной пучины Себек - крокодила, богиня Уаджет - змеи-кобры. Постеᴨȇнное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор).

Черный Бык (Апис) Сокол (Хор)

Хор (Гор) Амон

Обилие богов, ᴨȇреплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун - ᴨȇрвобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода ᴨȇрвичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя ᴨȇрвую пару богов - Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются боги земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов - божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие егиᴨȇтские боги и люди.

По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом.

Егиᴨȇтские жрецы кроме выделения девятки богов объединили другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада богов). Так объединились Осирис, Исида и Хор (абидосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванская триада).

Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не получилось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. он имел двойную природу - человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежавшего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы егиᴨȇтского государства, с другой стороны, освещало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегиᴨȇтской экономики. Социального и культурного сплочения Египта в егиᴨȇтском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 - ок.1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это было ᴨȇрвое в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ единого бога Атона - бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный богу Атону» и построил новую столицу - Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя нового бога. Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Вскоре после смерти Эхнатона культы старых богов были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.

Согласно представлению древних египтян, их боги были всемогущими и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Чтобы обесᴨȇчить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. На нужды культа и ритуала тратились огромные средства. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и, прежде всего из обильных жертвоприношений.

Жрецы, служившие культу, были влиятельными и заметными фигурами в государстве. В храмах главной ᴨȇрсоной был служитель бога, истолковавший его волю. В обрядах богослужения принимало участие множество женщин. Храмовые ᴨȇвицы были в каждом храме. Они ᴨȇли во время церемоний, потрясая систрами и трещотками. Если другие женщины жили в семье и приходили в храм только на богослужение, то те, кого называли «хенеретет» и их предводительница, именовавшаяся «Божественной женой» должны были постоянно находиться при храме в так называемом добровольном заточении.

Культы, отправляемые в храмах Древнего Египта, совершались в тайне от всех. Один из выбранных жрецов ᴨȇред отправлением культа очищался в доме Утра. Зажигая курильницу, он шел к святилищу и очищал дымом промежуточные места. Затем убирал глиняную ᴨȇчать, и ᴨȇред его глазами возникала статуя бога. Жрец падал ниц и обрызгивал статую благовониями, окуривал и читал молитвы, прославляющие божество. Но этим действия служителя не ограничивались.

Восᴨȇвая восхваляющие молитвы, жрец как бы оживлял бога, он делал это так, как если бы ᴨȇред ним находился фараон.  Он омывал статую, умащал, одевал, обрызгивал благовониями, потом ставил ее в святилище храма - наос - и клал ᴨȇред ним разнообразную пищу, которую позднее предавали огню. После последних очищений натроном, водой и терᴨȇнтитом обряд завершался. Жрец закрывал наос, вновь налагал ᴨȇчать и, пятясь, удалялся.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрения египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегиᴨȇтскую культуру. Сᴨȇциалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения как в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа», который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означало конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.

Делая предметом рассмотрения сущность человека, египтяне считали, что он состоял из телесной плоти, души (Ба), двойника (Ка). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т.е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранение его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение прибрел обычай мумификации умерших и захоронение мумий в гробницах. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «Ка» и «Ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник - ремесленником и т.д. С помощью магических текстов, начертанных на стенах и папирусах гробниц, Ка мог выйти за пределы гробницы, а приносимые людьми еда и питье позволяли ему вести материальную жизнь. Египтяне считали, что Ка обладал способностью ᴨȇредвижения с места на место в виде светящегося призрака, общаясь с богами и людьми.

В отличие от Ка, Ба представляет душу человека и является хранителем себе самые низменные идеи и страсти. Ба, также как и Ка, может покидать гробницу, когда пожелает. Странствуя по земным и небесным дорогам, лишь дух остается неизменным. Дух (атму или саху) - это часть человека, которая позволяет ему вернуть себе божественное состояние, некогда утраченное им.

По представлениям египтян, человек после смерти, благодаря многим своим составляющим, может одновременно быть равным солнцу, быть в гробнице, сиять в виде звезды на небе или принимать облик различных животных и ипостасей бога Ра. Покровителем умерших в егиᴨȇтской мифологии считался бог Аубис. Древние египтяне полагали, что нет страшнее наказания, чем наказание забвением.

Дорогостоящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышностью отличался заупокойный культ умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX - XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства, - красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе егиᴨȇтской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их идеологического значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.

По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некотоҏыҳ обрядов заупокойного культа (постройка гробниц, приготовление мумии, проведение сᴨȇциальных церемоний).

Во времена нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержаться наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах ᴨȇред Осирисом. Покойный отчитывается о земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел.  Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Ели умерший вел не праведную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную бесᴨȇчальную жизнь.

Однако этический момент в егиᴨȇтской религии был выражен еще в зачаточной стеᴨȇни и не получил развития.

Господство религиозного мировоззрения не могло подавить проявления элементов скептицизма и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в котоҏыҳ выражается сомнение в истинности жреческих поучений («Беседа разочарованного со своей душой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян.

studfiles.net

2. Культура Древнего Египта.

В конце ІV тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры. Культура Древнего Египта является типичным образцом древневосточной культуры. Поэтому далеко не случайно Египет часто называют «даром Нила». Название «Египет» происходит от древнегреческого «Айгуптос», что представляет собой искаженное греками название египетской столицы Мемфиса – Хетка-Птах («крепость бога Птаха»). Сами египтяне называли свою страну «Чёрная земля» («Та-Кемет») в противоположность неплодородной «Красной земле», т.е. пустыне.

Предками древних египтян были кочевые охотничьи племена, постоянно перемещавшиеся по степям и долине Нила за исключением болотистых местностей (и это очень важно). Постепенно первобытным охотникам стало недоставать добычи, и в поисках новых мест охоты они начали спускаться в долину Нила. Природные условия вообще сыграли очень важную роль для развития древнеегипетской цивилизации. Долина Нила составляла всего лишь около 3,5% территории Египта, но именно там проживало около 99,5% населения. Долина Нила была довольно узкой (от 4 до 20 км в ширину) и расширялась только на севере, образуя дельту, включавшую в себя множество рукавов. В сущности, Древний Египет был оазисом в долине Нила, окружённым знойным, сухим и бесплодными пустынями.

Принципиальной особенностью древнеегипетской цивилизации была её тесная связь с природными циклами Нила. Дело в том, что в результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов истоки Нила переполнялись, и он ежегодно в июле разливался. Почти вся долина (т.е. собственно Египет) оказывалась под водой, за исключением разве что возвышенностей и искусственных насыпей. Через четыре месяца, к ноябрю, нильские воды спадают, оставляя после себя на полях плодородный слой ила. Таким образом, сухая и растрескавшаяся земля после разлива Нила становилась влажной и плодородной. Тогда наступал второй четырёхмесячный период (ноябрь - февраль) – время посева. Цикл завершался третьим четырёхмесячным периодом (март - июль) – время жатвы. В этот период господствовала нестерпимая жара, превращавшая землю в растрескавшуюся пустыню. Затем цикл повторялся, начинаясь с очередного разлива.

Считается, что население Древнего Египта относилось к хамитской ветви семито-хамитской группы. Их внешнему виду были присущи стройные пропорции, а кожа у них была тёмно-коричневой (женщины на древних рисунках выглядят более светлыми). Как и почти во всех культурах, население Древнего Египта не было однородным. С юга в Египет вливались кушиты (нубийцы), которых греки называли эфиопами, и которые, хотя и были родственны египтянам, имели более ярко выраженные негроидные черты. А с запада в Египет проникали представители берберской ветви семито-хамитской группы – ливийцы, обладавшие голубыми глазами и светлой кожей. Проникали в Египет также семитские азиатские народы и карликовые племена Центральной Африки. Однако всё они вливались в состав основного населения и ассимилировались.

История Египта служит подтверждением тезиса об особой жизнеустойчивости традиционных цивилизаций. С V тыс. до н.э. и до начала I в. до н.э. – т.е. около 5 тыс. лет – существовала цивилизация Египта. Периодизация истории Египта представляет собой смену эпоху Древнего Раннего царства (около 3100 – 2549гг. до н.э.), Древнего царства (ок. 2649 – 2150гг. до н.э.), Среднего царства (около 2040 – 1640гг. до н.э.) и Нового царства (ок. 1552 – 1069гг. до н.э.). Завершается история Египта правления династии Птолемеев (ок. 332 – 30гг. до н.э.). Именно в 30г. до н.э. Египет стал частью Римской империи, а за год до этого последняя царица Египта Клеопатра и римской полководец Антоний покончили жизнь самоубийством, потерпев поражение в битве с войском Октавиана.

Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Нового царства выделили сами египетские жрецы, однако историкам пришлось немало потрудиться, чтобы уточнить даты и границы эпох.

Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов.

Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от груза времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за позой (физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность. В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными были храмы Амона-Ра в Луксоре и Корнаке недалеко от Фив.

Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской и золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VІІ в до н.э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

Существует одна характерная особенность египетского искусства – длительное следование принятым в древности образцам. Причина этого явления заключается в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся в своих основных общих чертах вместе со сложением классового рабовладельческого общества, закрепили как не подлежащие изменению формы древнейших памятников Египетского искусства, имевшие религиозное назначение. Поскольку на протяжении всей истории Древнего Египта памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, творцы этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, что мешало развитию творчества художников, хотя, конечно, не могло остановить это развитие целиком.

Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.

Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем. Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

studfiles.net

Мировоззрение древних египтян

Вначале исследователи  рассматривали мифы Древнего Египта как сказки, которые пытались объяснить мир. Затем ученые поняли, что древнеегипетский миф представляет собой вполне определенную картину окружающего мира и систему взглядов на жизнь.

 

Была ли у древних египтян стройная система взглядов, объясняющая мир? Как они воспринимали Вселенную? Как они представляли свое место в мире? Насколько отличались древние египтяне от современных людей?

Вначале исследователи  рассматривали мифы Древнего Египта как сказки, которые пытались объяснить мир.  

Затем ученые поняли, что древнеегипетский миф представляет собой вполне определенную картину окружающего мира и систему взглядов на жизнь, выраженную в символах – своего рода философию.

О том, как воспринимали мир древние египтяне, рассказывает Елена Геннадьевна Толмачева, кандидат исторических наук, ученый секретарь Центра Египтологических исследований РАН.

 

 

 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 

  • История древнего мира / Под редакцией И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой – М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука». – Т. 1.
  • Е.Г. Толмачева. Копты: Египет без фараонов. – М.: Алетейя.ю 2003.
  • Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. – М., 2001.
  • Древнеегипетские образы в коптском христианстве: к проблеме интерпретации // История и культура древнего и раннехристианского Египта. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М.Э. Матье и М.А. Коростовцева. – М., 2001.
  • Сказки и повести древнего Египта. / Пер. и комм. И. Г. Лившица. – СПб., 2004. 
  • Сказки древнего Египта. / Сост. Беловой Г.А., Шерковой Т.А. – М., 1998.

scientificrussia.ru

2. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология. Культура Древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Античная культура

1. Древнегреческая мифология и религия

Греческая религия была связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. Мифы были проекцией человеческой жизни на мир богов, в связи с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами...

Античная культура

1. Древнегреческая мифология и религия

Греческая религия была связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. Мифы были проекцией человеческой жизни на мир богов, в связи с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами...

Античная культура и Древний Рим

Религия, мифология, философия

Заимствованная у греков античная мифология у римлян утратила свою поэтичность. Римские философы занимались не размышлениями и общениями, а прикладными вопросами. Они не спрашивали: "Что есть человек?"...

Иллюстрации в древневековых книгах

2.2 Особенности оформления древних книг

Инициалы (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.5), орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу - все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги...

Культура античного мира: культура Древней Греции

§ 11. Религия и мифология

Древние греки покланялись десяткам богов и богинь, каждый из которых отвечал за тот или иной аспект жизни человека и в этом мире, и в загробном. Все боги, даже наивысшие олимпийские, не были всемогущи, они подчинялись року, довлевшему и над людьми...

Культура Древнего Египта

1. О происхождении древних египтян

О происхождении древних египтян мало что известно. Одни ученые - египтологи - считают, что они выходцы из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера...

Культура Древнего Египта

Глава 2. Древнеегипетская мифология и религия, их роль в развитии культуры Египта

Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс...

Культура Древнего Египта

3. Древнеегипетская мифология и религия

...

Культура Японии

9. Религия. Мифология и народные верования. Национальная философия

В системе религиозных доктрин, бытующих в Японии, главенствующее место занимает истинно японская религия синто. Синто (путь богов) Это древняя японская религия. Хотя истоки ее, по общему признанию, неизвестны...

Магия в культуре Древней Руси

1. Религия древних славян

Называть Русь языческой неправильно. Более того, это оскорбительно. Так называли первые христиане другие народы (языки), всех не христиан. Это и вовсе не верующие в бога, и исповедующие другие религии. Что же касается Руси...

Особенности древнеегипетской культуры

2. Религия древних египтян

Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему, зверю, покровителю рода. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анибус с головой шакала, павиан Тот - бог мудрости и письма...

Особенности духовной жизни древних народов

2.Верования Древних Египтян

Изображения многочисленных божеств, обнаруженные в древнейших египетских монументальных сооружениях, вызывали ряд серьезных разногласий по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия древнего Египта...

Религия как феномен культуры

2.1 Религия и культура древних цивилизаций

Это было время, когда люди начинали осознавать свою выделенность из природы и отдельность от других людей. Древние египтяне преобразовали, окультурили долину Нила, и уже различали, с одной стороны, “людей”...

Семантика языческой пластики

Глава 2. Духовная культура и мифология древних славян

Период VI--VII веков в истории художественной культуры древних славян очень труден для изучения, так как содержит мало фактического материала. На основании сведений византийских авторов можно сделать вывод...

Следы исчезнувших культур

Знания древних египтян

Величайшим памятником культуры древних египтян являются пирамиды. Древнеегипетские рабочие по праву гордились своим мастерством строителей пирамид...

cult.bobrodobro.ru

1. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.

Федеральное агентство по образованию

Московский институт

коммунального хозяйства и строительства

Кафедра Права и культурологии

Реферат

Тема: Культура Древнего Египта.

Студент:

Курс:

Форма обучения:

Руководитель:

Москва

2007 год

План

Введение.

1. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.

2. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия.

3. Основные памятники культуры Древнего Египта.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Именно здесь зарождаются три древнейших центра цивилизаций: египетской на реке Нил, шумерской между Тигром и Ефратом и индийской на реке Ганг.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Считается, что имя, данное человеку при рождении, определяет его жизненный путь и судьбу. Это утверждение можно отнести и к названиям стран и городов. В переводе с древнегреческого «Египет» означает «тайна», «загадка». Это государство вполне соответствует своему имени, так как на протяжении многих веков оно было окружено ореолом таинственности.

Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели.

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.

В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.

Несмотря на то, что в Египте сохранилось много памятников, лишь в 1822 году, благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шампольона, удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов вперед. В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы самого различного содержания - произведения религиозной литературы, летописи, поучения, сказки и повести.

Что же касается памятников - пирамид, храмов и т.д. - то здесь были некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказались занесенными песком. Нужны были раскопки для их открытия.

Со временем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в которых с середины II тыс. года до н.э. хоронили египетских фараонов. В отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению, скальные гробницы делали под землей и засекречивали.

Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3-1 тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на земле. Первым фараоном был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет.

Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально–политическую ситуацию в стране в то далекое время. Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересного и доселе неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян.

Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. В качестве такового он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоящих за ним богов. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Каждый из богов почитался древними египтянами в многочисленных храмах и святилищах. Маленькие города – так называли египетские храмы. Там жили чиновники, стражники, ремесленники и землевладельцы, так же как и в обыкновенном городе.

Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый дом в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становиться покровителем царствующего фараона и царем богов.

Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек.

Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет – львица, Тот – павиана, бог водной пучины Себек – крокодила, богиня Уаджет – змеи-кобры. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор).

Черный Бык (Апис) Сокол (Хор)

Хор (Гор) Амон

Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун – первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов – Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются боги земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов – божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом.

Египетские жрецы кроме выделения девятки богов объединили другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада богов). Так объединились Осирис, Исида и Хор (абидосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванская триада).

Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. он имел двойную природу – человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежавшего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освещало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики. Социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 – ок.1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это было первое в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ единого бога Атона – бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный богу Атону» и построил новую столицу – Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя нового бога. Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Вскоре после смерти Эхнатона культы старых богов были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.

Согласно представлению древних египтян, их боги были всемогущими и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. На нужды культа и ритуала тратились огромные средства. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и, прежде всего из обильных жертвоприношений.

Жрецы, служившие культу, были влиятельными и заметными фигурами в государстве. В храмах главной персоной был служитель бога, истолковавший его волю. В обрядах богослужения принимало участие множество женщин. Храмовые певицы были в каждом храме. Они пели во время церемоний, потрясая систрами и трещотками. Если другие женщины жили в семье и приходили в храм только на богослужение, то те, кого называли «хенеретет» и их предводительница, именовавшаяся «Божественной женой» должны были постоянно находиться при храме в так называемом добровольном заточении.

Культы, отправляемые в храмах Древнего Египта, совершались в тайне от всех. Один из выбранных жрецов перед отправлением культа очищался в доме Утра. Зажигая курильницу, он шел к святилищу и очищал дымом промежуточные места. Затем убирал глиняную печать, и перед его глазами возникала статуя бога. Жрец падал ниц и обрызгивал статую благовониями, окуривал и читал молитвы, прославляющие божество. Но этим действия служителя не ограничивались.

Воспевая восхваляющие молитвы, жрец как бы оживлял бога, он делал это так, как если бы перед ним находился фараон. Он омывал статую, умащал, одевал, обрызгивал благовониями, потом ставил ее в святилище храма – наос – и клал перед ним разнообразную пищу, которую позднее предавали огню. После последних очищений натроном, водой и терпентитом обряд завершался. Жрец закрывал наос, вновь налагал печать и, пятясь, удалялся.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрения египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения как в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа», который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означало конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.

Делая предметом рассмотрения сущность человека, египтяне считали, что он состоял из телесной плоти, души (Ба), двойника (Ка). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т.е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранение его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение прибрел обычай мумификации умерших и захоронение мумий в гробницах. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «Ка» и «Ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник – ремесленником и т.д. С помощью магических текстов, начертанных на стенах и папирусах гробниц, Ка мог выйти за пределы гробницы, а приносимые людьми еда и питье позволяли ему вести материальную жизнь. Египтяне считали, что Ка обладал способностью передвижения с места на место в виде светящегося призрака, общаясь с богами и людьми.

В отличие от Ка, Ба представляет душу человека и является хранителем себе самые низменные идеи и страсти. Ба, также как и Ка, может покидать гробницу, когда пожелает. Странствуя по земным и небесным дорогам, лишь дух остается неизменным. Дух (атму или саху) – это часть человека, которая позволяет ему вернуть себе божественное состояние, некогда утраченное им.

По представлениям египтян, человек после смерти, благодаря многим своим составляющим, может одновременно быть равным солнцу, быть в гробнице, сиять в виде звезды на небе или принимать облик различных животных и ипостасей бога Ра. Покровителем умерших в египетской мифологии считался бог Аубис. Древние египтяне полагали, что нет страшнее наказания, чем наказание забвением.

Дорогостоящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышностью отличался заупокойный культ умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX – XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства, - красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их идеологического значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.

По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробниц, приготовление мумии, проведение специальных церемоний).

Во времена нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержаться наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Ели умерший вел не праведную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.

Однако этический момент в египетской религии был выражен еще в зачаточной степени и не получил развития.

Господство религиозного мировоззрения не могло подавить проявления элементов скептицизма и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение в истинности жреческих поучений («Беседа разочарованного со своей душой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян.

studfiles.net

Глава 3. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕГИПТЯН. Религия древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Атеизм К. Лыщинского

Мировоззрение К. Лыщинского

Это -- на поверхности. Но у Лыщинского была и иная жизнь. Много времени проводил он над изучением книг античных философов и мыслителей эпохи Возрождения, теологических и естествоведческих трактатов. В них он искал ответы на опасные...

Ваххабизм и его характеристика

ваххабизм религиозное ислама джихад

...

Ваххабизм и его характеристика

Ненависть как религиозное требование

Только абсолютное подчинение ваххабитской группировке и активная вражда (вплоть до убийства) по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит, является, по утверждению ваххабитов, решающим свидетельством единобожия того или иного человека...

Заупокойный культ в Древнем Египте

3. Значение имени для Египтян

Отец и мать дают новорожденному имя - Рен. Имя - не просто набор звуков и слов; это одна из душ человека. Имя - Рен даётся в честь бога. Имя важнее тела. Тело умрёт; но покуда люди помнят имя человека и повторяют его, до тех пор память о человеке жива...

Заупокойный культ Древнего Египта

Глава 1 Представление египтян о загробном мире

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной жизни. По представлениям, загробная жизнь человека существует в двух формах - это душа и жизненная сила. Жизненная сила обитает в гробнице...

Заупокойный культ Древнего Египта

1.4 Религиозное мышление

После всех изложенных с большей или меньшей полнотой фактов можно и необходимо перейти к некоторым теоретическим обобщениям. Прежде всего обратим внимание на религиозное мышление древних египтян...

Ложность и противоречия псевдохристианских культов

1.4 Новое религиозное движение

Социологи, исповедующие «объективно-беспристрастый» подход к изучению псевдохристианских движений, считают, что понятия «ересь», «секта» и «культ» безнадежно перегружены эмоциональными и богословскими коннотациями...

Молитва как особый контакт с Богом

Умственная молитва и религиозное размышление

Умственная молитва является излучением литургийной молитвы. Кто может научится черпать из нее стимулы для духовной жизни, тот не раз испытает потребность пойти за призывом спасителя и войдя в свой дом и заперев дверь...

Проблемы современной мифологии

3. Мифы и мифологическое мировоззрение

«Если во всех европейских языках слово «миф» означает выдумку, то это только потому, что так решили греки XXV веков назад». Обиженный за миф, Мирча Элиаде, конечно, упрощает античное к нему отношение. Как указывает С.С. Аверинцев...

Протестантизм

5. Религиозное содержание протестантизма

Разделяя основные особенности развитой религии, т.е. веруя в бытие Бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир и т.п., протестанты так же, как и католики и православные, представляют себе Бога в качестве триединого Бога - отца...

Религия в контексте общества потребления

§2. Религиозное сознание в обществе потребления

Достаточно вспомнить, например, идеи таких классиков, как К.А. Сен-Симон и О. Конт. Они, как известно, объявили религию пройденной стадией развития человечества, которая потеряла значение в век науки и рационализма. И, в общем-то...

Религия и искусство как проявление духовной составляющей развития общества

2. Луиджи Джуссани и его "Религиозное чувство"

Основатель "Comunione e Liberazione" (церковное движение "Общность и освобождение") Монсеньор Луиджи Джуссани обратился с призывом к участникам движения ежедневно читать молитвy Святого Розария в интенции прекращения кровопролития...

Религия как особая форма мировоззрения и способ духовно-практического освоения мира

Глава I. Мировоззрение как способ духовно-практического освоения мира

...

Семьи богов древнего Египта

2.1 Представление египтян о божестве

В Египте было не менее пяти тысяч божеств. Дошедшее до нас число имен египетских божеств действительно огромно, но лишь о немногих из них сохранились какие-то сведения...

Семьи богов древнего Египта

Глава III. Развитие религиозных представлений древних египтян

...

rel.bobrodobro.ru

Мировоззрение древних египтян — доклад

                  Мировоззрение древних египтян.

   Уникальная древнеегипетская культура, оставившая после себя огромное наследие, поражает своим разнообразием. Каждый предмет, найденный археологами, так или иначе, раскрывает суть взглядов жителей Древнего Египта.

    На примере саркофага египтянки Ит, который датируется XX в.до н.э. мы  можем немного приблизиться к пониманию мировоззрения древних египтян, а точнее познакомиться с идеей вечной жизни, которая господствовала в Древнем Египте. Жители так называемой черной земли верили, что смерть-это переход в иную, вечную жизнь. Именно поэтому они воздвигали величественнее пирамиды, изготавливали саркофаги, мумифицировали тела. Вся жизни древнего египтянина сводилась к тому, чтобы обеспечить себе достойное существование в загробном царстве. Итак, вернемся к нашему примеру. Саркофаг египтянки Ит, сделанный из дерева, имеет прямоугольную форму. Его относят к эпохе Древнего царства, уже позднее появляются саркофаги, напоминавшие формы человеческого тела. Саркофаг египтянки Ит расписан яркими красками, на нем можно найти изображение людей, действий, целые тексты. На внутренней боковой стороне гроба находится уджат - изображение глаз, которое располагалось на уровне головы и служило для того, чтобы умерший мог видеть происходящее вокруг. Различные надписи на крышке саркофага - своеобразное послание тем, кто должен был захоронить тело, в послании описывается просьба исполнить все необходимые ритуалы верно, и эти ритуалы расписываются. В саркофаге были также найдены сосуды, в которых при захоронении клали еду и воду, чтобы умерший мог есть и пить в своей дальнейшей вечной жизни. Помимо этого, в саркофаге были найдены ушепти - маленькие фигурки людей, которые должны были помогать умершему, например, фигурки слуг, которые исполняли работу за своего хозяина. Были и фигурки самих умерших, которые по преданиям отвечали за умершего на суде Осириса, кроме того они служили вместилищем для души, на случай, если мумия не сохранится. На крышке саркофага всегда изображалось имя умершего, так как египтяне считали, что в нем заключалась частица души. Количество атрибутов на этом не исчерпывается, в саркофаги помещали оружие, деньги, драгоценности и многое другое, в общем, то, что могло облегчить жизнь умершего в вечном царстве. Таким образом, на данном примере мы смогли убедиться в том, что культ бессмертия души имел широкое воплощение в древнеегипетской культуре и занимал одно из центральных положений в мировоззрении жителей Древнего Египта.

myunivercity.ru


Смотрите также