Религия древней финикии. Финикия. Источники и характер финикийской религии. Божества и местные культы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Финикия – первая великая морская держава в истории. Религия древней финикии


Легенды и религия древней Финикии кратко

    

До наших времен дошли многие легенды о Финикии, которые часто тесно переплетаются с фактами. Этот народ внес огромный вклад в развитие мировой культуры, некоторые из их достижений используются по сей день. Однако ни одна из них не рассказывает о том, откуда пришли финикийцы, и каково их происхождение.Язык этого народа во многом схож с еврейским. Во времена своего расцвета Финикия стала торговым центром древнего мира, через который проходила большая часть товарооборота в древние времена. Их влияние было настолько велико, что Египет и Ассирия, воюя друг с другом, обходили их города стороной, тем более что их культура и религиозные верования были близкими и тем, и другим.

Религия древней Финикии носит заметные синкретические черты. Первые письменные источники, свидетельствующие о ней, являются сравнительно новыми. Большая часть из них была составлена уже в шестом веке до н.э., записи, относящиеся к 4 веку, отличаются большей содержательностью. По всей видимости, более древние источники либо не составлялись, либо были утрачены. Созданные финикийцами изображения богов также были созданы уже в первом тысячелетии до н.э., при этом в них заметны греческие черты.

Многие легенды о Финикии и прочие записи, заслуживающие внимания историков, были обнаружены в Тель-Амарнских писаниях. Здесь были обнаружены имена многих богов, а также письма наместника одного из городов Финикии египетскому фараону. О них также писали и другие народы. Наибольшей достоверностью отличаются сведения о финикиянах, занесенные в Ветхий Завет. Писали о них и историки из древних Рима и Греции, однако их достоверность вызывает сомнения. Записи Филона из Библоса были составлены на основании более древних источников, и единственной целью, которую он перед собой поставил, было доказать связь между греческой и финикийской религией.

Однако ученым все же удалось создать достоверную картину того, что собой являла религия Финикии. Несмотря на влияние иноземных культур и склонность финикиян к заимствованию, им удалось сохранить самобытные религиозные представления. Кроме того, этот народ отличался достаточно серьезным религиозным рвением, о чем свидетельствует тот факт, что жрецы и правители всех финикийских колоний часто отправлялись в долгие и рискованные путешествия  в Тир и другие местные города, для участия в религиозных обрядах, во время которых они просили благословения у своих богов.

Главным божеством финикийцев был бог неба Эл. Это был враждебный людям бог, наделенный могучей силой разрушения. Со временем его имя преобразовалось в Ба ал, или проще – Баал, который был самым почитаемым богом в Карфагене. Дословно это имя означало «господин». В каждом финикийском городе это божество почиталось по-своему, в то время как одни боялись его, стараясь умилостивить его гнев, другие видели в нем надежную защиту. Основывая каждую новую колонию, финикийцы в первую очередь отводили место, в котором они поклонялись своему богу-покровителю. Таким образом, верховное божество Баал – это обобщенный образ верховного небесного владыки, лишь со временем, когда финикийцы утратили могущество, а их колониальные владения были унаследованы Карфагеном, этот бог стал единым. Перевод многих финикийских имен собственных подтвердил их высокое религиозное рвение. Смысл большей части из них выражал беспрекословную преданность богу, другие являли собой прошение о помощи. Лишь немногие из них не были связаны с финикийскими божествами.

Религия древней Финикии окончательно погибла вместе с Карфагеном, однако отдельные имена финикийских богов до сих пор популярны в современной культуре. К примеру, имя Баал можно встретить в культовой игре Diablo (Владыка Разрушения), или в телевизионном сериале Звездные врата.

antiquehistory.ru

Финикия. Источники и характер финикийской религии. Божества и местные культы

Финикия. Источники и характер финикийской религии. Божества и местные культы

В III – I тыс. до н. э. финикийцы занимали узкую полосу на востоке средиземноморского побережья. Время переселения финикийских племен в Восточное Средиземноморье, так же как и их происхождение, все еще точно не установлено. Довольно рано у них возникли крупные торговые города: Тир, Сидон, Берит, Библ и другие. Каждый из этих городов был центром отдельного финикийского племени. Из этих независимых друг от друга и самостоятельных городов-государств то одно, то другое выдвигалось на первый план, пока наконец ведущая роль не перешла к Тиру.

Первые сведения о финикийцах были получены в ходе археологических раскопок в Палестине и Ливане и затем существенно расширены благодаря изучению табличек из архива Тель-эль-Амарны. Не менее значительны материалы, полученные в ходе изучения литературных источников и административных документов из Угарита (современная Рас-Шамра).

Несмотря на воздействие египетской, вавилонской и греческой культуры, а также на свойственное торговому народу стремление заимствовать знания от чужеземных народов и на способность его в чужих странах приспосабливаться к местным порядкам, религия финикийцев сохранилась в более чистом виде, нежели религия сирийцев. Хотя финикийцы, как и арамейцы, никогда не имели национального единства, но они все-таки, вопреки чужеземному влиянию, сумели сохранить собственные религиозные формы. Впрочем, многие божества, почитавшиеся финикийцами, например Дагон, Анат или Решеф, были заимствованы у других народов. Постоянные сношения с чужестранцами и многочисленность финикийских торговых пунктов в других государствах объясняют, почему синкретизм в период упадка проник к ним легче, чем к другим народам.

Верования той части Ханаана, население которой составляли аморейцы, отражали и систему племенных предпочтений. Бог-покровитель племени прежде всего считался хранителем социальных ценностей, точно так же происходило и в иудаизме, где социальная основа религии установилась еще тогда, когда иудеи находились на племенной стадии развития. Важно отметить, что данная особенность была представлена в верованиях ханаанцев еще до появления там иудеев, хотя мы и не можем этого утверждать с абсолютной точностью.

В текстах из города Саккара отражена совершенно иная ситуация. В отличие от более ранних письменных памятников, в которых упоминается о наличии нескольких вождей у одного племени, они показывают, что каждая община имела только одного предводителя. Это почти наверняка свидетельствует о политической консолидации и переходе ханаанцев к оседлому укладу.

Впервые в теофорных (включающих имя бога) именах появляются наименования Хадада, ханаанского бога плодородия, который часто упоминается в текстах из Рас-Шамры как аналог верховного божества Ваала. Первоначально Хадад был, по-видимому, богом зимних бурь и дождей. Только после полного перехода ханаанцев к оседлому образу жизни он стал ассоциироваться с той растительностью, рост которой стимулировал.

Триумфальная арка в Тире

Главным божеством ханаанского пантеона был Эль (Господь), олицетворявший высшую силу, действующую во всех делах людей и божеств. Его именовали «отец людей» (аб-аат) и «милостивый, милосердный» (рахман), что, возможно, указывает на его высший моральный авторитет. Его также именуют «быком», что, вероятно, указывает на его силу. Если это так, то именно он представлен на стеле из Рас-Шамры в виде человекообразной фигуры с бычьими рогами. Бог изображен сидящим, хотя обычно его принято изображать в позе стоящего воина, готового к нападению.

Монета Сидона с изображением финикийского боевого корабля. IV в. до н. э.

Наиболее активным божеством ханаанского пантеона является Баал. Он выступает как воин, противостоящий силам хаоса и беспорядка. Баал всегда побеждает, сохраняя стабильность в мире, он вечно молод и энергичен, его обычно характеризуют как «могущественного» (адир) или «самого могущественного из всех героев» и именуют правителем, то есть Баал-зебул, отождествляя с ветхозаветным Экроном.

Дары регулярно приносились и богу Решефу. Он лишь однажды упоминается в мифологических текстах из Рас-Шамры как астральное божество, привратник богини Солнца. Он являлся одним из ханаанских божеств, чей культ распространился в Нижнем Египте во время XVIII и XIX-й династии. Его изображали в образе бога-воина, подобного Баалу, но с рогами газели на шлеме. Эта особенность может указывать на связь с пустыней, всегда воспринимаемой как источник зла в оседлом мире Древнего Востока, поскольку Решеф, как и Нергаль в Месопотамии, был богом-разрушителем, который уничтожал массы людей во время военных действий или эпидемии чумы.

Дальнейшее развитие финикийской религии характеризовалось сближением Решефа с античным богом Аполлоном, поражавшим своими стрелами чуму. В греческие и римские времена город Распунну действительно называли Аполлонией. Как и «стреловержец» Аполлон, в одном отрывке из Рас-Шамры Решеф назван «повелителем стрел».

Поклонение Луне (Яреах), его супруге Никкаль (месопотамской Нингаль) и богине Солнца (Шепеш) отмечается в Рас-Шамре как в мифологических текстах, так и в просительных листах. Возможно, базальтовая фигура сидящего бога, раскопанная близ храма позднего бронзового века из Гезера, является изображением бога Луны.

Статуэтка ханаанского бога Баала

Теофорные имена эпохи позднего бронзового века из Ханаана и текстов прошений из Рас-Шамры содержат имена многих богов, как семитических, так и несемитических. Особенно много их в документах из Рас-Шамры, где жили представители множества народностей. Но все же можно сказать, что главным среди их верований был культ богов плодородия, в котором центральное место занимала пара Баал и Анаг, а Эль считался повелителем богов и людей.

Финикийские древности

Каждое мужское божество могло носить имя Баала. Но в то же время у финикийцев никогда не было какого-нибудь особого божества – Баала, стоявшего выше всех других богов. Так как у всех финикийцев было общее представление о могучем повелителе неба, посылающем счастье и несчастье, то естественно, что между всеми Баалами существовало определенное родство. Божество в пределах своего царства посылает дождь и плодородие, дает пищу людям и домашним животным, во время грозы оно разрушает громом и молнией, а также посылает несчастье, болезнь и смерть.

Наряду с мужским почиталось и женское божество. Супругу главного финикийского бога называли Баалат, что значит «госпожа». Но чаще всего она носила конкретное имя Астарта, что соответствовало ассиро-вавилонской Иштар. Конечно, подобно соответствующему Баалу, каждая Баалат прежде всего почиталась в пределах какой-либо местности. Но главные черты культа Астарты везде были одни и те же, и культ этот был одинаково распространен среди всех семитов. Подобно тому, как Баалу соответствовала Баалат, наряду с Мелеком существовала женская форма Милкат-«царица». Оба божества, как женское, так и мужское, изображались животными символами, олицетворявшими собою то мощную производительную силу, то силу истребительную. Поэтому изображались они в виде быка и коровы или в образе льва и хищной птицы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Финикийские боги и религия Финикийцев: их мифология

19 июня 2017 | Категория: Ливан

Религия древних финикийцев являлась одним из звеньев семитских культов, отправляемых жрецами. В архитектуре храмов финикийских богов имеется много общего со строением иудейских сооружений. Но, в отличие от иудеев, верующие Финикии не признавали Единого Бога. Они, как и угаритяне, поклонялись бесчисленному Пантеону божеств. Самой угодной жертвой объектам своего поклонения финикийцы считали младенцев, из-за чего соседние народы сочли их крайне жестокими. Ниже речь пойдет о самых известных и значимых богах Финикии.

Финикийцы поклонялись бесчисленному Пантеону божеств

Большинство объектов поклонения древних финикийцев составляли те же боги, что и у угаритян. Отличие прослеживается лишь в произношении их имен, которое зависело от языковых особенностей. К примеру, бога Илу финикийцы нарекли Элом, а богу Балу дали имя Баал. Хоть религии обоих государств относились к западносемитским и имели общие корни, в угаритской и финикийской мифологиях прослеживается лишь частичная идентичность.

Наиболее почитаемые финикийские боги

В финикийской религии, впрочем, как и в любой другой, каждому из божеств была отведена определенная роль и «место жительства». Также они были наделены определенными чертами характера, внешностью и статусом. Были «главные над главными» боги, их «региональные заместители», близкие и дальние родственники и т.д.

Эл у финикийцев считался верховным божеством. Несмотря на его высочайший статус, он не пользовался большой популярностью. К Элу верующие редко обращались с реальными чаяниями. Но по обрывочным сведениям, в приграничных регионах Финикии его почитали как Творца творения, воздавая ему соответствующие почести. Возможно даже, что этому богу поклонялись в Берите и Библе. Но в большей части финикийских селений, в том числе и в колониях, «функциональные обязанности» Эла перекладывались на других божеств.

Баал-Шамим (финикийский бог неба) как раз и являлся одним из таких «заместителей» Эла. Некоторые верующие даже считали его повелителем вселенной. Резиденция божества находилась высоко над землей. Из поколения в поколение жители Финикии рассказывали, что Баал-Шамим относится к числу наиболее древних богов и, что особо примечательно, он является первым божеством, которое начали почитать люди. Имя Баал-Шамим стояло во главе списка объектов поклонения во многих финикийских городах, в том числе в Тире, Карфагене и Библе. Но популярность небесного владыки не была очень высокой.

Баал-Шамим (финикийский бог неба)

Баал-Малаки по степени величия находился на одном уровне с Баал-Шамимом, но его «специализацией» было покровительство морским путешествиям. Существует мнение, что в его честь был назван испанский город Малака (ныне – Малага).

Баал-Цафон, финикийский бог плодородия, – древнейшее и глубоко почитаемое финикийцами божество. Они, как и угаритяне, видели его очень сильным покровителем дождя, в силах которого было сделать землю плодородной. Такие явления как гром и морские бури происходили исключительно по его желанию. Из трех перечисленных «баалов» Цафон был самым почитаемым. Во время религиозных обрядов жители Финикии чествовали не только бога, но и священную гору Цафон, на которой, по мнению верующих, располагался его дворец. О степени святости горы свидетельствует и тот факт, что евреи даже считали ее аналогом своей священной горы Сион. Храмы Баал-Цафона присутствовали в большинстве крупных городов Финикии. А ее жители, нарекая своих отпрысков, включали в их имена имя Цафон, чтобы те получали от божества защиту. До наших дней не сохранилось сведений о том, состояли ли эти три «баала» в родстве с Элом.

Астарта – одна из жен Эла: богиня-мать, покровительствующая плодородию и любви

Астарта является самой известной и почитаемой богиней Финикии. Ей массово поклонялись как финикийцы, так и весь семитоязычный мир. Но с III по I тысячелетие до н.э. авторитет Астарты потихоньку угасал. Так, в I тысячелетии до н.э. ей поклонялись лишь соседние с Финикией народы. Немного позже, когда религии этих государств постепенно переходили на единобожие, поклоняясь лишь богу Йахве и считая его единственным покровителем всего мира, библейские пророки стали считать Астарту и Баала (какого именно – неизвестно) своими основными врагами. Но возвратимся во времена, когда Астарта была одним из ключевых божеств древних финикийцев.

Богиня Астарта

По мнению жителей Финикии, их государство было посвящено Астарте. Изначально прародители греков считали ее богиней плодородия. Немногим позже это ее предназначение несколько трансформировалось, и Астарту стали воспринимать как богиню любви. Верующие считали, что благодаря ее заботам рождались дети, а, следовательно, и увеличивались семьи. Видимо поэтому одной из форм поклонения Астарте являлась храмовая проституция – единовременная продажа своего тела за деньги, которые сразу же жертвовались в храм богини.

Поскольку и само общество, и все свое население древние финикийцы считали огромной единой семьей, то Астарте также наделяли роль покровительницы гражданского коллектива и дисциплины в нем. В обособленных городах Финикии, которыми управляли цари, олицетворяющие свои мини-государства, имя этой богини было неразрывно связано с царской властью, поэтому Астарту величали «великой». Помимо прочего, ее считали женщиной-воином, охотницей и даже покровительницей луны, хотя у луны был свой отдельный бог.

Астарте поклонялись все жители Финикии

Образ Астарты во всей Финикии, кроме Карфагена, сумел приобрести поистине космические черты. Эту богиню воспринимали как кормилицу всей вселенной. У греков и римлян она отождествлялась с Афродитой и Венерой, но со временем ее чаще сравнивали с римской Юноной. Так Астарте, ставшей верховным божеством, финикийцы приписывали власть над рождением и смертью, здоровьем и недугами, землей и небом.

В различных местностях ей «добавляли» немало и других «обязанностей». К примеру, Астарта Эрицинская, которой поклонялись на сицилийской горе Эрике, на 9 дней отправлялась в Африку в сопровождении священных голубей. Жителям ряда других регионов Финикии приходилось провожать свое божество не на черный континент, а к морю, покровительницей которого они ее считали.

Поскольку в первую очередь Астарта являлась богиней плодородия и любви, то в большинстве случаев она изображалась в виде нагой женщины, которая поддерживает груди ладонями. Но ее изображали и в виде царицы, восседающей на троне. В такой композиции основным элементом был именно трон. Порой скульпторы создавали только его, а незримое присутствие небесной царицы на нем лишь подразумевалось. Богине служили священные животные – львы, голуби и мистические существа керубы (нечто вроде сфинксов). Керубы были своеобразными телохранителями Астарты, поэтому их часто изображали возле трона.

Богиню изображали в виде нагой женщины, которая поддерживает груди ладонями

Астарта, являясь одной из многочисленных жен Эла, подарила ему много детей. Одной из ее дочерей являлась богиня Тиннит, которой в ряде городов поклонялись на уровне царственной матери. Но в Карфагене, где с середины V столетия до н.э. имя Астарты стало отходить на второй план, место верховного божества заняла именно Тиннит.

Дети Эла

Тиннит у карфагенян была небесной богиней, которая показывалась людям в образе луны. Она отвечала за движение облаков и воздушных масс, а сама перемещалась по небу верхом на льве. Тиннит в качестве матери-кормилицы поит землю дождями, благодаря чему на ней растут деревья, травы и цветы, а животные и люди получают возможность пить, кормиться и размножаться. Тиннит изображали в виде крылатой женщины. Ее священными животными так же являлись голубь и лев. Подобно своей матери Тиннит считалась богиней плодородия, а также воинственным божеством, олицетворяющим мощь карфагенского войска. Это давало повод финикийцам называть ее «могучей», хотя чаще ее величали «великой госпожой». И жители Карфагена, и соседствующие с ним народы воспринимали Тиннит, как хозяйку Карфагена. Образ богини даже присутствовал на местных монетах.

Образ Тиннит у карфагенян часто изображали на монетах

В виде человека ее изображали крайне редко. Чаще Тиннит представала в символическом образе – в виде ромба, так как данная геометрическая фигура с древних времен считалась символом появления на свет и роста. Растительным олицетворением этой богини считались гранат и пальма. С культом Тиннит связывают и знак, который одновременно символизирует принесенного в жертву младенца и погребальный сосуд. Он изображается в виде емкости цилиндрической либо яйцевидной формы, имеющей невысокое горлышко или полусферическую крышку. В наши дни на территориях, принадлежавших ранее древнему Карфагену, можно встретить необычные рисунки, именуемые знаками Тиннит: в своем большинстве они представляют собой треугольник или трапецию с расположенным над ними кругом. Скорее всего, эти знаки обозначают соединение богини плодородия с богом солнца. Роль последнего карфагенянами отводилась Баал-Хаммону.

Баал-Хаммон, бог солнца, относился к числу наиболее почитаемых сыновей Эла. Когда популярность бога-отца угасла, его основными чертами был дополнен образ сына. Баал-Хаммон являлся предметом поклонения не только у самих финикийцев, но и у жителей соседних земель, в том числе и финикийских колоний. Самое древнее упоминание о данном божестве датируется IX столетием до нашей эры. В западной части Финикии даже был возведен храм Баал-Хаммона. Ряд государств финикийского мира чеканил монеты с изображением его символа – круга с лучами. Но больше всего данное божество почитали в Карфагене.

Баал-Хаммон

Изо всех символов Баал-Хаммона чаще всего изображался солнечный диск (иногда он имел крылья). «Резиденция» бога находилась выше самих небес. Поскольку древние люди считали светило хранителем справедливости, то и Баал-Хаммону они приписывали эти же качества: по мнению людей, божество внимало чаяниям и мольбам верующих. Еще одной «специализацией» этого бога было обеспечение плодородия земли, а также размножение всего живого, в том числе и человека. В этом плане Баал-Хаммон отождествлял мужскую производственную мощь (женскую, как описано выше, символизировали Астарта и Тиннит).

Баал-Хаммон в образе светила с наступлением вечера опускался с западной стороны в подземный океан, а с приходом утра снова поднимался над морем, но уже с восточной стороны. Этому божеству некогда было отдыхать и ночью. Там, под землей он в темное время суток «возлагал на себя обязанности» владыки мира мертвецов. Этим и объясняется, почему Баал-Хаммона финикийцы считали триединым богом: небесным, земным и потусторонним.

Что касается изображений этого Бога, то, кроме солнечного диска в различных вариациях, его наделяли и человеческими чертами. Чаще всего «Мощный» (иногда его называли и так) представал в виде крепкого старца, восседающего на троне. Голова была увенчана конической тиарой или короной из перьев. В левой руке он держал посох с хлебным колосом, а правая была поднята для благословения.

Менее почитаемыми, но все же по-своему значимыми детьми Эла были:

  • Анат – богиня войны и охоты. По мнению финикийцев, внешне она была копией своей матери Астарты.
  • Шеол – покровительница подземного мира. Убита своим отцом в молодом возрасте.
  • Йево – один из нескольких морских богов.
  • Бел – покровитель текущей воды.

Анат – богиня войны и охоты

У Эла также было два брата:

  • Бетил – воплощение священных финикийских камней.
  • Дагон – покровитель земледелия.

О прочих финикийских и «чужеземных» богах

В финикийской мифологии встречаются имена и других богов, родственную принадлежность которых историкам установить не удалось. К ним относятся:

  • Решеф – бог войны и смерти (изображался в виде воина).
  • Эшмун – бог-лекарь, соединяющий жизнь и смерть.
  • Цид – бог, исцеляющий на этом свете тела, а в загробном – души.
  • Арц – богиня земли.

Примерно в середине IV столетия до н.э. в финикийский мир стали проникать греческие мифы. Это привело к своеобразному слиянию богов из обоих культов. Так, греческая Деметра с дочерью Персефоной некоторое время даже отождествлялись с Астартой и Тиннит, но позже они заняли свое место наряду с богами Финикии, не затмив их. В культ финикийцев вошли и другие «пришлые» боги, например, Дионис (бог виноградарства и виноделия), Крон (верховный бог) и немало иных греческих, египетских и римских божеств.

archeonews.ru

Финикия

Финики́я (от греч. Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура») — древнее государство, находившееся на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане. Крайней северной точкой Финикии было устье реки Оронт, а южной — гора Кармель. На юге Финикия граничила с Израильским царством, а на Востоке и Севере — с Сирией. По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Израильского царства. При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например, Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармеля. Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской. При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней.

Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200—800 год до нашей эры.

Содержание

  • 1 Финикийские города
  • 2 Название
  • 3 История
  • 4 Экономика
  • 5 Морские экспедиции
  • 6 Религия
  • 7 Финикия в Библии
  • 8 Финикийские колонии
  • 9 Значение
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Литература
  • 13 Ссылки

Финикийские города

Отдельные финикийские поселения превратились в самостоятельные города-государства. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Другие города Финикии — Акко, Ахзив, Сарепта Сидонская, Берит (современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад. Иногда к финикийским городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).

Название

Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей.

Другое объяснение — греч. Φοϊνιξ — «страна Феникса» (красного солнечного божества, появлявшегося с востока).

Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.

Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк. 7:26; Мф. 15:22; Деян. 11:19; 15:3; 21:2).

История

Прибрежное положение финикийских городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячелетии до н. э. существовали торговые связи между финикийскими городами и Египтом. В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря. С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок, с другой — народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.

Период наивысшего подъёма торговли финикийцев начался около 1200 г. до н. э., когда внутренние области Израиля были заняты израильтянами, а Сирия — арамеями. Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность. Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо.

В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. Финикийские города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена (в VI веке до н. э.). В 332 году до н. э. Финикию захватил Александр Македонский. Примечательна осада Тира. Вскоре, однако, Тир был восстановлен. Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В I веке до н.э Финикия была завоевана царем Великой Армении Тиграном Великим. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

Экономика

Первые финикийцы были рыболовами. Со временем их рыболовецкие деревни превратились в богатые купеческие центры, поскольку они стали использовать свои корабли не только для рыбной ловли, но и для торговли с заморскими землями. Финикийцы создавали палубные гребные суда из ливанского кедра. В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании (Фарсис) и даже — до Британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты находились в Испании, в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Отправлялись финикийцы и в загадочную страну Офир.

Яркое описание финикийской торговли дано в книге Иезекииля. Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Из Фувала и Мешеха привозили медную посуду (Иез. 27:13), из Фогарма — лошадей (Иез. 27:14), из Дамаска — вино и белую шерсть (Иез. 27:18), из Аравии — овец (Иез. 27:21).

На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и чёрного дерева; из шерсти и шёлка они изготовляли дорогие ткани.

Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из морских раковин (моллюсков) у берегов Финикии.

Морские экспедиции

Около 1500 года до н. э. им удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов.

Около 600 года до н. э. по приказу египетского фараона Нехо II (по другой версии, около 660 года до н. э. по приказу номарха Нехо) обогнули Африканский континент. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать вёсла, которые располагались на трех палубах, и четырёхугольный парус площадью около 300 м².

Религия

Финикийская религия была частью семитской религии. Культ отправлялся профессиональной кастой жрецов, которые занимали привилегированное положение в обществе. Архитектура Храмов финикийских богов явилась прообразом храма Соломона, который был построен при активной помощи тирских инженеров. Однако отличия религиозные были кардинальными: иудеи поклонялись Единому Богу, а финикийцы - Пантеону богов. Особо финикийцы почитали Святые Горы. Одним из последних адептов финикийской религии был Гелиогабал, который особое внимание уделял солярному культу и экстатическому поклонению.

Верховный бог именовался Ваал. В годину несчастий грозный бог требовал жертвоприношений младенцев (тофет). Эта ипостась Ваала была известна как Мелькарт или Молох. Часто Верховный бог приобретал черты солярного божества.

Наряду с небесным мужским божеством почиталась и богиня-мать Астарта (божество сидонское — 3Цар. 11:5), одной из форм поклонения которой была храмовая проституция — однократная продажа своего тела за деньги, отдаваемые в храм Богини.

Финикийская религия представляла собой синтез различных традиций. Кочевой семитский культ небесных светил (солярного быкоголового Солнца и женской богини Луны) наслаивался на матриархальный неолитический культ Великой Матери (родственной Кибеле) и египетской паре Исиды и Осириса (Адонис).

Финикия в Библии

Финикийский Сидон назван «первенцем Ханаана» (Быт. 10:15). В эпоху израильского завоевания Ханаана финикийский Сидон уже назван Великим (Нав. 19:28) и упомянут другой финикийский город Тир (Нав. 19:29; Пс. 82:8; Пс. 86:4) — они послужили северными пределами расселения евреев (Суд. 3:3). Во времена царя Соломона финикийский Сидон владел всем Ливаном и богател за счет продажи кедров (3Цар. 5:6), но известным финикийским правителем был царь тирский Хирам (3Цар. 5:1). Тир торговал «с народами на многих островах» (Иез. 27:3), властвовал от Сидона до Арвада (Иез. 27:8). Финикийцы помогали израильтянам строить храм и учили их мореходному делу (3Цар. 16:32).

Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию. В Самарии появились капища Ваала (3Цар. 16:32). С финикийским влиянием в Израиле боролся пророк Илия. В финикийской Сарепте он явил чудо неиссякаемой кадки и кувшина (3Цар. 17:14).

В Новом Завете Финикия иногда называется собственным именем (Деян. 11:19; 15:3), а иногда обозначается в качестве «пределов Тирских и Сидонских» (Мк. 7:24), где согласно Евангелиям Иисус Христос изгнал демона из дочери «сирофиникиянки»(Мк. 7:26).

Финикийские колонии

Финикийские колонии

Финикийцы освоили практически все побережье Средиземного моря. Первым объектом их колонизации стал Кипр (в XII в. до н. э.), а затем другие крупные острова — Корсика, Крит, Мальта (Мдина), Сицилия (Лилибей, Мотия, Палермо) и Сардиния (Ольбия).

Самой крупной колонией финикийцев стал Карфаген, влияние которого распространилось на все средиземноморское побережье Магриба (Бизерта, Гадрумет, Гиппон, Типаса, Лептис-Магна, Лептис-Минор, Сабрафа, Утика) и Испании (Гибралтар, Кадис, Картахена, Малага).

Колонии финикийцев не исчезли бесследно. Современные генетики доказали, что потомки финикийцев (носители гаплогруппы J2) до сих пор живут на средиземноморском побережье, давно утратив свой язык и этническую идентификацию. Так около трети населения Мальты является прямыми потомками финикийских колонистов.

Значение

Финикийцы внесли следующий вклад в развитие мировой цивилизации:

  • Алфавитное письмо, которое послужило основой греческого алфавита и латиницы.
  • Первыми обогнули Африку с востока на запад.
  • Способствовали освоению берегов Средиземного моря и включению их в международную торговлю.
  • Усовершенствовали технологию получения стекла.
  • Первыми научились добывать из раковин моллюсков пурпур.

См. также

  • Финикийская письменность
  • Финикийцы

Примечания

  1. ↑ 1 2 Финикия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. ↑ Эпоха Финикийской колонизации. Публикация на портале Historie.ru
  3. ↑ Эрлихман В. Финикийцы: наследство морских царей // «Вокруг света», № 12 (2795), 2006.
  4. ↑ Опарин А. А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля // Сайт «Библия и наука»
  5. ↑ В финикийских колониях. Публикация на сайте «Mystic Chel. История древнего мира»
  6. ↑ One-third of Maltese found to have ancient Phoenician DNA. The Malta Independent on Sunday, 11 September 2007

Литература

  • Волков А. В. Загадки Финикии. — М.: Вече, 2004. — 320 с. — ISBN 5-9533-0271-1
  • Егер О. Всемирная история. Т. 1. Древний мир
  • Харден Д. Финикийцы. Основатели Карфагена. — М.: Центрполиграф, 2004. — ISBN 5-9524-1418-4

Ссылки

  • Финикия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Иловайский Д. И. Древняя история. Средние века. Новая история
  • Эрлихман В. Финикийцы: наследство морских царей // «Вокруг света», № 12 (2795), 2006.
  Финикия и финикийцы Города Личности Язык и письмо Религия
Акко  · Ахзив  · Арвад  · Берит  · Библ  · Гадрумет  · Карфаген  · Ликсус  · Могадор  · Сарепта  · Сидон  · Симира  · Тир  · Триполи  · Угарит  · Утика
Финикийские правители  · Правители Карфагена  · Карфагеняне  · Ахирам  · Азимилк  · Ганнон  · Пигмалион  · Санхуниатон  · Табнит  · Хирам I
Финикийский язык  · Пунический язык  · Финикийское письмо  · Библское письмо  · Угаритское письмо
Баал  · Мелькарт  · Молох  · Танит  · Усоос  · Ям

Финикия Информация о

ФиникияФиникияФиникия

Финикия Информация Видео

Финикия Просмотр темы.

Финикия что, Финикия кто, Финикия объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Древняя Финикия: ее история, культура, религия | Путешествия во времени

Где находится Финикия
  • История Финикии
  • Культура Финикии
  • Религия Финикии
  • Финикия, видео
  • Нельзя сказать, что древняя Финикия занимала обширные территории, по сравнению с другими великими державами древности: Египтом, Вавилоном, Ассирией, Финикия владела лишь небольшим кусочком суши. На зато корабли финикийцев бороздили все Средиземное море, бывали на берегах Испании, Греции, Северной Африки и, возможно, даже выходили в Атлантический океан. Во всех портах Средиземноморья финикийские купцы вели интенсивную торговлю, а финикийские пираты прославились своей отчаянной храбростью. Именно с морем была неразрывно связана жизнь финикийцев, а саму Финикию вполне можно назвать первой великой морской державой древности и о ней наша сегодняшняя статья.

    Где находится Финикия

    Но давайте сперва ответим на вопрос, где находилась древняя Финикия на карте. Находилась Финикия на восточном побережье Средиземного моря на территории таких современных стран как Ливан и Сирия. Во время господства Римской империи территория Финикии была преобразована в римскую провинцию «Сирия», а позже финикийцы и вовсе слились с сирийским населением.

    Карта Финикии

    Финикия на карте мира.

    История Финикии

    Кем были первые финикийцы достоверно неизвестно. Хотя предки их проживали на территории государства Финикия еще в ІІІ тысячелетии до н. е. о чем свидетельствуют археологические раскопки.

    Геродот и другие античные историки в качестве места происхождения финикийцев называют острова в Персидском заливе. И действительно, многие современные исследователи отмечают сходство языков ханаанейских (на которых собственно говорили финикийцы) и южно-аравийских. Разделение, возможно, произошло в ІV тысячелетии до н. е., когда часть южно-аравийских племен поселилась на восточном побережье Средиземного моря, месте во всех отношениях отличном. Природа давала древним финикийцам все возможности для благодатной жизни, земли, хотя было и немного, но та что была, славилась своей плодородностью, влажные морские ветры приносили дожди, делая тем самым ненужным искусственное орошение. Издревле в садах и огородах финикийцев росли финики, оливки, виноград, а по лугам бегали козы и овцы. Одним словом благоприятный климат Финикии был, безусловно, одним из главных достояний этой страны.

    Благодатные условия для жизни привели к тому, что примерно в ІІІ тысячелетии до н. е. на территории Финикии начинают появляться большие и развитые города: Угарит и Арвад на севере, Тир и Сидон на юге, Библ в центре. Вскоре финикийские города превратились в культурные и торговые центры древнего мира, а появление их фактически означает начало расцвета финикийской цивилизации.

    Что же касается происхождения самого названия «Финикия», то по одной версии оно происходит от древнегреческого слова «φοινως» что означает «пурпур», дело в том, что именно Финикия была поставщиком пурпурной краски, которая изготовлялась из специальных моллюсков, обитающих у ее берегов. По другой версии название «Финикия» происходит от египетского слова «фенеху», что означает «строитель кораблей».

    Наибольшего рассвета Финикия достигла с выходом ее жителей в море. Финикийцы начали строить свои знаменитые большие килевые корабли, до 30 метров в длину, оснащенные также тараном и прямым парусом.

    финикийский корабль

    Примерно так выглядел финикийский корабль. На этих кораблях финикийские мореплаватели бороздили Средиземное море, финикийские купцы же начали вести интенсивную торговлю во всех портах Средиземноморья.

    И вот уже финикийцы начинают основывать свои первые колонии: Кадис на побережье Испании, Утика на африканском побережье (современный Тунис), Палермо на Сицилии. На островах Сардиния и Мальта также сохранились остатки древних колоний финикийцев. Но самой знаменитой в истории оказалась финикийская колония Карфаген, в свое время дававшая прикурить даже римлянам (смотрите пунические войны). А вот интенсивное кораблестроение финикийцев имело одно из неприятных побочных последствий – исчезновение кедровых лесов Ливана, вырубленных практически под корень в качестве кораблестроительного материала.

    Торгово-морская вольница финикийцев закончилась в VIII веке до н. е., когда Финикия была завоевана Ассирией. Финикийцы сдались практически без сопротивления, они скорее были готовы платить дань более могущественным соседям, при условии, что те не будут мешать их торговле, нежели вести кровопролитные войны за независимость.

    С падением Ассирии Финикия перешла в состав персидской империи, затем же ее захватили войска Александра Македонского. Тут стоит вспомнить о крупнейшем городе Финикии — Тире, который в это время пережил долгую осаду, и никак не хотел сдаваться знаменитому македонскому полководцу.

    Затем Финикия была захвачена уже армянским царем Тиграном, а после уже непобедимыми римлянами, которые превратили эту территорию в римскую провинцию Сирия. В это время Финикия сходит с исторической сцены.

    Культура Финикии

    Пожалуй, самое значимое культурное наследие древней Финикии для всего мира это алфавит. Да, именно финикийцы первыми придумали алфавит в его классическом понимании, распространили его по всей тогдашней ойкумене и так он стал в основе всех существующих поныне систем письма.

    финикийский алфавит

    Финикийский алфавит – первый алфавит в истории.

    Также финикийцы прославились производством пурпурной краски, которая, как мы писали чуть выше, и возможно дала им название. Почему пурпурная краска имела такое большое значение? Дело в том, что древние греки и многие другие народы Средиземноморья считали пурпурный цвет священным, и ткани пурпурного цвета пользовались большим спросом у них.

    Высоко ценились также прекрасные изделия из золота и серебра, сделанные умелыми финикийскими ремесленниками, финикийское вино, изготовленное из лучшего финикийского винограда, знаменитое стекло из финикийского города Сидона, секретами производства которого владел узкий круг людей. Помимо своих товаров финикийцы интенсивно торговали тем, что вывозили из Греции, Египта, Малой Азии, а их порты были центрами международной транзитной торговли.

    финикийский порт

    Относительно политического устройства, то древняя Финикия не была монолитным государством, а подобно древней Греции представляла собой совокупность независимых городов-полисов. Каждый финикийский город-полис был, по сути, отдельным маленьким государством, во главе которого стоял местный царь.

    Города Финикии были обнесены стеной, в центре города обязательно находилось святилище и резиденция правителя. Поскольку площадь города была ограничена, дома строились плотно друг другу. Сами дома в Финикии обычно строились из глины, и были двух этажными, на верхних этажах жили хозяева, на нижних содержались различные запасы, кухонная утварь и жили рабы.

    Снаружи финикийские дома расписывались специальной цветной штукатуркой. Также в центре улиц финикийских городов выкапывались специальные дренажные каналы, позволяющие содержать город в относительной чистоте.

    Власть финикийских царей не была абсолютной, ее ограничивали советы городских старейшин. А на многие государственные должности претенденты и вовсе назначались через выборы, причем что интересно в выборах могли принимать участие только богатые граждане, бедняки права голоса не имели (на наш взгляд довольно мудрая система, ведь голоса «голотьбы» можно было подкупить разными подачками чем не раз пользовались в истории, как прошлого, так и совсем недавнего времени, в том числе и увы в нашей стране). Как мы видим, хотя во главе финикийского города-полиса и стоял номинально царь, по своему характеру финикийское общество было более склонно к демократии, нежели восточному деспотизму.

    Религия Финикии

    Религия древней Финикии была часть языческих семитских культов, которые отправлялись специальной кастой жрецов, занимающих особое положение в финикийском обществе. Что интересно знаменитый иудейский храм Соломона был построен по образу финикийских храмов, а в постройке его принимали непосредственное участие инженеры из финикийского города Тира (мудрый царь Соломон зная сколь высоко финикийское искусство в строительстве пригласил лучших мастеров оттуда).

    Вот только различие между финикийской и иудейское религией было кардинальное, если иудеи верили в одного Бога, то финикийцы поклонялись целому пантеону богов. Многие из финикийских богов были взяты из религии древнего Египта и древней Греции, получив только финикийские имена: Молох, Мелькарт, Астарта и т. д.

    Финикия, видео

    И в завершение интересный документальный фильм об истории древней Финикии.

    travel-in-time.org

    3.2.4 Религиозная система Древних Сирии и Финикии. Сравнительное Богословие Книга 2

    3.2.4 Религиозная система Древних Сирии и Финикии

    Лишь в 30-е годы XX века были найдены письма второй половины XV века до н.э. финикийских царей египетским фараонам, которым они были подвластны, а также несколько надписей последующей эпохи. Это значительно добавило материала для изучения культуры Сирии и Финикии. Также свидетельствами служили сообщения Геродота, Лукиана и других греческих и римских писателей. Финикия представляла собой узкую прибрежную часть Сирии, начиная от Тигра и кончая Угаритом. В древности здесь были расположены десятки приморских городов, каждый из которых был политическим центром прилегающей к нему области. Сами финикияны называли свою страну Ханааном, а себя сидорянами.

    Сирия лежит на стыке трёх материков. Континентальной частью она связана с Передней Азией; восточные области граничат с сирийско-месопотамской степью; северная часть - с Малой Азией; южная часть вместе с Палестиной соприкасается с Аравийским полуостровом. Также как и Палестина, Сирия и Финикия с древности являлись местом, где сходились и перекрещивались морские и караванные торговые пути. А посему за эти страны шла борьба между соседними крупными цивилизациями, окружавшими их со всех сторон. В предыдущей главе про Древний Египет мы коснулись темы завоеваний Сирии и Финикии Египтом. Население Сирии и Финикии было чрезвычайно смешанным. Судя по древнейшим источникам, по египетским, финикийским и хеттским надписям, по данным Библии и античных авторов - древнейшее население Сирии и Финикии уже в третьем тысячелетии до н.э. представляло крайне сложный этнический конгломерат. Основная часть - западно-семитские племена; «северные» и «южные» племена; «восточные» племена хурриты, арамейцы, амориты, хананеи и другие.

    Образование государств на территориях Сирии и Финикии началось по-видимому ещё в III тысячелетии до н.э. То есть, религиозную систему, свойственную этим государствам можно считать немногим менее древней, чем религиозные системы Месопотамии и Египта. По крайней мере точно известно, что в конце III тысячелетия, начале II тысячелетия до н.э. в Сирии и Финикии уже было несколько маленьких государств, центрами которых были крупные торговые города. Финикияне славились торговлей и мореплаванием. В египетских надписях и документах они упоминаются начиная с эпохи Древнего царства. Каждое финикийское царство, известное по названию главного города, жило самостоятельной жизнью. Из наиболее сильных это Уграит, Гебал, Сидон, Тир, Библ. Все они имели тесные отношения с Египтом.

    По древневосточным представлениям, подданные обязывались чтить богов царя и завоеватели первым делом вводили в покорённых странах культ своих божеств. Так Рамзес III основал в Финикии и Сирии храмы в честь Амона Ра. Культ Амона был распространён на значительной части Сирии и Финикии. Он упоминается в документах вместе с местной богиней Баалат и иногда называется «солнцем».

    Религию Сирии и Финикии часто называют семитической - поскольку в районе Средиземного моря в этих местах с древности жили многочисленные семитские племена, составлявшие основную массу населения. Религиозная система Древних Сирии и Финикии представляла собой в основном своеобразный религиозный синкретизм [114] египетской и семитских религий.

    В этом отношении интересна письменность Финикии и Сирии. Она изначально впитала в себя клинопись Вавилона и египетскую иероглифику. Особая переходная система от иероглифики к финикийской письменности была обнаружена на Синайском полуострове, где было откопано в одном из храмов нечто среднее между египетскими иероглифами и финикийскими знаками. Скорее всего на этой почве возник финикийский алфавит, состоявший из 22 знаков алфавита, служивший для обозначения лишь согласных звуков [115]. Из финикийского алфавита впоследствии возник древнегреческий алфавит, а значит, финикийский алфавит лежит в основе большого количества более поздних систем письменности, возможно, что и иудаизма.

    Города, расположенные в Сирии и Финикии представляли единую торгово-транспортную систему с Древней Палестиной с побережьем Средиземного моря и с Египтом - ещё с конца третьего тысячелетия. На этих территориях преобладали семитские племена. А частная собственность на землю в некоторых областях была введена достаточно поздно. Так в Древней Палестине частное землевладение соседствовало с общинным ещё в VIII веке до н.э. Переходу на частную собственность способствовало вторжение в Палестину древних евреев. Общность древней культуры и преобладание семитского населения позволяет некоторым образом обобщить древнюю религиозную систему Сирии, Финикии и Палестины. Тем более что самое позднее с XV века до н.э. эти государства попали под влияние Египта.

    В общем-то для Сирии и Финикии, как и для большинства древних государств (часть из которых мы рассмотрели: Месопотамия, Египет) свойственен иерархически организованный пантеон богов. Различия лишь в степени государственной «централизации» этих богов и их культов. Так в Древнем Египте мы наблюдали максимальную централизацию; в Месопотамии она несколько ниже. В древних Сирии и Финикии божества разбросаны по городам и у каждого города как правило свой культ.

    Однако, как и в других древних государствах, эти местные культы имели частные функции, а общая сборка государственных духовно-религиозных институтов осуществлялась под эгрегориальным водительством общегосударственных богов, возглавляющих внутригосударственные религиозные иерархии. В то же время, в поздние времена появляются надгосударственные (общегосударственные: как для Сирии, так и для Финикии и некоторых других государств Древнего Востока) боги - в основном “происхождением” из Древнего Египта

    [116]. Финикийцы проводили культы египетских богов Пта, Тота и особенно Осириса, строили их храмы [117]. В храмах передавался опыт эгрегориальных мистерий, проходили разнообразные посвящения (по принципу: «каждый в меру понимания работает на себя - в меру непонимания на того, кто понимает больше»; больше всех понимали египетские “жрецы”). Таким образом египетское «культурное сотрудничество» иерархически-эгрегориально “накрывало” культы местных государственных богов задолго до Моисея и до падения Египта. После падения Египта «культурное сотрудничество» перешло в иную - более “герметичную” практическую плоскость.

    В принципе везде мы можем наблюдать почти одно и то же: духовно-эгрегориальную иерархию пантеона богов во главе с главным богом. При малой централизации в государствах Сирии и Финикии повсеместно допускалось одновременное существование государственной религии (официальной, как её ещё можно назвать) и народных религиозных культов, сохранивших разнообразные традиции ещё со времён общинного строя. Древнейшая религия Финикии и Сирии восходит к древним общинно-земледельческим культам, на которые наложились поздние культы государственных и надгосударственных богов.

    В каждом царстве были обязательные культы государственных богов - Баал и Баалат - владыки и владычицы государства и царства. Официальная и народная религии как правило соединялись на уровне культа божеств растительности и плодородия. Основные народные культы были земледельческими и посвящались «благостным богам»: подателям дождя, плодородия, пахоты, посевов, урожая, жатвы, хлеба, вина. Почиталась богиня Анат - богиня охоты и битвы. В ходе эволюции пантеона богов, последние выстраиваются в узнаваемую всеми иерархию, появляется даже иерархическая классификация богов.

    Ясно, что государственная религия, её культы - культы государственных богов - были уделом местного “жречества”, защищающего интересы царей и “элиты”. Здесь можно наблюдать некоторое подобие всех иерархически выстроенных взаимоотношений людей древнего мира времён национально-государственных религий, которые ярче всего были выражены в рабовладельческой системе Древнего Египта.

    Проследить социальное неравенство и его эволюцию обычно проще всего по погребальным культам, следы которых наиболее доступны при раскопках. В Древних Сирии и Финикии хоронили в гробницах, пещерах, либо искусственных склепах: сначала на носилках, а затем - в саркофагах, которые назывались «домами вечности» часто египетского типа. Иногда к саркофагу приделывали жертвенник и клали с покойником амулеты, утварь и прочее. В общем, хоть и в менее выраженной чем в Египте форме, практиковался принцип чем “богаче” и знатнее в этой жизни - тем большая вероятность попасть в «благополучный загробный мир», что являлось мощнейшим инструментом эгрегориально-психологического и даже генетического уровня для закрепления у людей уверенности в том, что достоинство человека зависит от его происхождения. Ведь погребальный культ - один из самых основных, оставляющих самое сильное впечатление у людей. Работа этого принципа (по поддержке социальной иерархии через погребальный культ) описана в предыдущей главе про Древний Египет.

    Ещё одна особенность древних религиозных систем Сирии, Финикии, Палестины и некоторых других государств Древнего Востока это - особая жестокость и грубость, доходящая до садизма, при проведении религиозных культов. Изображения богов показывают, что финикяне, например, представляли их страшно свирепыми и уродливыми чудовищами. Боги посылали засуху, болезни, мух, чтобы мучить людей, мышей, которые истребляли посевы. Поэтому богов необходимо было задабривать жертвами. Жертвы приносились везде: на горах, холмах, в долинах, в ручьях и озёрах. В жертву приносилось всё: от еды и животных - до людей. Главный дар богу - кровь. Часто люди обстригали себе голову в честь бога, поскольку волосы символизировали кровь. В Библе во время жертвоприношений богу Адонису река становилась кровавой.

    Жертвоприношение - один из самых распространённых древних культов эгрегориальной магии, предназначенный не столько для «умилостивления богов» (то есть, стремления изменить что-либо в эгрегоре для более благополучного, желаемого течения событий в отношении которых по оглашению проводится культ

    [118]), сколько осуществить выброс накопившегося негодования от неудач - негативных эмоций в толпе, принимающей участие в культе. В ходе такого рода мистерий жертвоприношения, одновременно с “разрядкой” эмоций происходит некоторая перестройка эгрегориальной алгоримики под контролем тех, кто руководит культом [119]. Неприятности разного рода (как то засуха, падёж скота, неудачи на войне и пр.) являются следствием объективной неправедности жизни людей под водительством тех самых иерархов, которые являются хозяевами эгрегориальных культов и мистерий. Чтобы отвести от себя гнев толпы на злых богов, издревле применяются обряды жертвоприношений, якобы нужных этим богам. Таким образом хозяева культов жертвоприношения разрывают обратные связи Свыше (от Бога Истинного) на людей, проявляющиеся в разного рода катастрофах. В результате, вместо того, чтобы задуматься над тем, что их в жизни неправедно и, поняв что надо изменить в нужную сторону - люди грешат на злых богов, а иерархи продолжают вести своё “стадо” к грядущей пропасти очередной катастрофы. Часто такие государства кончали своим полным крахом, на их земли приходили завоеватели, которые вели себя не лучше - и так продолжалось дальше, вплоть до наших дней.

    Здесь правильно будет привести ответ Свыше на всякого рода людские жертвоприношения, взятый из Корана (выделено жирным - нами):

    Коран 22

    37 Не дойдет до Бога ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Бога за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!

    В Коране сказано, что все жертвоприношения (их мясо, их кровь) удел эгрегориалной магии (они не доходят до Бога): до Бога доходит лишь праведность ( богобоязненность) - стремление к праведности и истине и следование им в жизни.

    Есть в Коране и более жёсткое требование к верующим с призывом прямо относить жертвоприношения к деяниям сатаны (выделено жирным нами):

    Коран 5

    90 О вы, которые уверовали! Вино, майсир [120], жертвенники, стрелы - мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, - может быть, вы окажетесь счастливыми!

    Но вот в Библии всё иначе. Особая жестокость и кровавость жертвоприношений, совершавшихся в таких древних городах как Библ, интересна ещё и тем, что грядущая в не таком далёком будущем по отношению к рассматриваемому нами периоду (в первую очередь в районе Ханаана) культура Библии (особенно Торы), изобилует разнообразным злом и жаждой жертвоприношений исходящими от кровожадного еврейского бога. То есть, составители первых редакций Торы взяли и скопировали стереотипы взаимоотношений с богами, которые были у народов в основном семитских племён в этих местах (Сирия, Финикия, Палестина) - просто перенеся старые стереотипы на нового еврейского бога. Поскольку культура кровавых жертвоприношений была устойчиво закреплена веками на духовном и генетическом уровне этих племён, составители Библии (Торы) соблазнились употребить жестокость для продления неправедной культуры в будущее но уже в новой форме и с новыми целями. При таком переходе к доктрине мирового “господства” было принесено множество крупных жертв и в первую очередь это - сама египетская государственность.

    Как мы уже говорили, с конца VIII века до н.э. после ослабления влияния Египта Финикия навсегда потеряла независимость и попала по очереди под власть великих держав древности: Ассирии, Халдеи, Персии, Македонии, Селевкидов и Рима. Таким образом после того, как древнеегипетские “жрецы” бросили управление Египтом и перешли на методы завоевания мира с помощью «холодной» войны, государства, которые они “курировали” до этого - были оставлены сильным завоевателям. И история стала вершиться как бы «сама собой», без силового вмешательства Египта и его иерархов. Однако, «культурное сотрудничество» тем и удобно для настоящих «герметистов» глобального уровня, что управление с его помощью не видимо не только простым людям, но оно не видимо полностью даже посвящённым верхушкам местных “жреческих” структур, которых было немало в каждом древнем государстве и в каждом большом городе при храмах. Да и посвящения проходили под контролем самых посвящённых египетских “жрецов”. Ведь даже до сих пор “жречество” Древнего Египта многими считается самым знающим и одарённым в нашей цивилизации.

    Поэтому те, кто думает, что влияние самого важного эзотеризма культуры и религии, представленной Древним Египтом (его высшей “жреческой” иерархией), на государства Востока типа Финикии, Сирии и Палестины

    [121] закончилось с падением Египта - они ошибаются. Основной эзотеризм только начал себя проявлять как долговременный глобальный сценарий ушедшего из Египта древнеегипетского жречества, самое позднее - с момента вторжения древних евреев в Палестину. Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    religion.wikireading.ru

    РЕЛИГИЯ В ДРЕВНЕЙ СИРИИ И ФИНИКИИ

    Для исторического изучения Сирии и Финикии вплоть до 30-х годов XX века недоставало исторически достоверного материала. Лишь в 30-е годы были найдены письма второй половины XV в. до н. э. фини­кийских царей египетским фараонам, которым они были подвластны, а также несколько надписей последующей эпохи. Свидетельствами о ре­лигии и культуре Сирии и Финикии служили сообщения Геродота, Лу-киана и других греческих и римских писателей. Для изучения финикий­ской культуры, и в частности религии, крупнейшим событием оказа­лись раскопки в кургане Рас-Шамра на сирийском побережье Средизем­ного моря. Они были начаты в 1929 г. Здесь ученые открыли остатки старейшего финикийского города Угарита (Северная Финикия), извест­ного до тех пор только по названию. Угарит был столицей финикийских царств, городов с царским дворцом, тремя храмами, большими жилыми кварталами. Там впервые были найдены памятники финикийской лите­ратуры, подлинные религиозные тексты. Это и фольклорные записи, мифы, эпосы и гимны богам и т. д. Например, мифы «Борьба Баала Мо­гучего и Мота», «Баал и Аната», «Волшебный лук», «В походе за невес­той», «Эпос о Керете» — и т. д.

    Под Финикией подразумевается узкая прибрежная часть Сирии, на­чиная от Тира и кончая Угаритом. Здесь в древности были расположены десятки приморских городов, каждый из которых был политическим центром прилегавшей к нему области. Эти города и области были заселе­ны одним и тем же народом, который греки называли финикиянами. Сами финикияне называли свою страну Ханааном, а себя сидонянами, возможно, по названию города или бога, бьшшим главным в древнейшее время.

    Финикияне славились как мореплаватели и торговцы. Этот народ не раз упоминается в египетских надписях и документах, начиная с эпохи Древнего царства, а также в надписях ассирийских царей I тысячелетия до н. э. Каждое финикийское царство, известное по названию главного города, жило самостоятельной жизнью. Из наиболее сильных и создав-

    ших финикийскую культуру известны Угарит, Гебал, Сидон, Тир, Библ. Эти царства имели тесные отношения с Египтом. Так, в Гебале был по­строен храм в честь богини Хатор. По древневосточным представлени­ям, подданные обязывались чтить богов царя, и завоеватели первым де­лом вводили в покоренных странах культ своих божеств. Так, Рамсес III основал в Финикии и Сирии храмы в честь Амона-Ра. Культ Амона был распространен на значительной части Сирии и Финикии. В пись­мах он упоминается вместе с местной богиней Баалат (о ней будет ска­зано ниже). В пожеланиях фараона или его вельмож он иногда называ­ется «солнцем». При сходстве многих мифологических представлений в египетской и семитических религиях, это появление бога не прошло бесследно, что позволяет говорить о своеобразном религиозном синк­ретизме.

    Финикия процветала вплоть до начала I тысячелетия, когда Египет и хетты завоевали северную Сирию. В XII в. до н. э. Угарит и Гебал сильно пострадали от вторжения туда «морского народа» — филистим­лян.

    Однако ослабле

    studlib.info


    Смотрите также