Мебель древней греции. История мебели: мебель Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мебель Древней Греции. Мебель древней греции


Мебель Древней Греции

На статус древнейшей профессии претендуют многие специальности, мебельщикам ввязываться в это спор, в общем, не обязательно, однако с тем фактом, что искусство мебельного дизайна было известно еще в Древней Греции, спорить не приходится. Главным направлением творчества мебельщиков 6-7 века до нашей эры было изготовление комодов и сундуков. На протяжении нескольких сот лет менялись только формы крышек на этих сундуках (интересно, что они с опозданием на несколько лет повторяли изменения в архитектуре крыш домов того же периода), но к 5-му веку до нашей эры археологи относят зарождения дизайна мебели в его современно понимании, а именно, всевозможных орнаментов и резьбы, украшавших мебель, а также активного применения краски. Эти сундуки использовались для хранений посуды и одежды, но в эллинистический период их постепенно вытеснили новомодные шкафы.

Современная западная цивилизация до сих пор находится под несомненным влиянием древнегреческой культуры. Драма, литература, архитектура, мифология и Олимпийские игры - все эти привычные факты нашей жизни корнями уходят в маленькую европейскую страну. Но мало кто знает, что и мебель в современном ее мире зародилась также в Греции.

К настоящему моменту никаких предметов древнегреческой домашней мебели не сохранилось по той простой причине, что все они изготовлялись из дерева. Однако мы можем наблюдать их на фресках, росписях и в скульптуре, да хотя бы в Пантеоне. Другое дело - мебель, созданная для уличных условий, но вряд ли по ней можно делать выводы обо всей древнегреческой мебели в целом.

Согласно большинству исследователей, в период с 7 по 4 века до нашей эры, насчитывалось пять основных типов мебели: табуреты, столы, кушетки, сундуки и кресла. Считается, что все они несли на себе отпечатки еще более древней, египетской, культуры. Египетскую мебель отличала грубость исполнения, недолговечности и неудобство - египтяне не гнались за комфортом. Однако к 4-5 веку до нашей эры у греков возник свой собственный стиль, влияние которого явственно ощущается и по сей день. Мебель становиться более гладкой, удобной и красивой.

ТАБУРЕТЫ

Различают два основных направления в изготовлении табуретов. Первый тип практически совпадает с табуретом, на котором мы сидим до сих пор. Его легко переносили с места на место, в доме ему не отводилось какого-то определенного места, и он немного весил. С развитием культуры ножки табурета стали вытачивать в виде «львиных» - эта тенденция также жива по сей день. Для пущего комфорта на такие табуреты было принято класть подушки.

Второй тип более всего подходит под сегодняшнее определение маленького столика. Он использовался в тех же целях, но был менее мобильным, то есть обычно стоял в одном месте и мог использоваться не только как сиденье, но и как стол. Постепенно на таких табуретах стали вырезаться различные орнаменты и даже сценки. В особых случаях такие табуреты изготовлялись из камня и таким образом сохранились до настоящего времени.

Существовал и третий тип, хотя прямо отнести его к табуретам вряд ли уместно. Они тоже сохранились до нашего времени, причем под своим древним названием - это троны. Троны предназначались исключительно для персон, обеленных властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но даже драгоценными камнями.

КРОВАТИ

Древнегреческие кровати сейчас бы назвали вольной комбинацией собственно кровати и софы. Они предназначались не только для сна, но и для принятия пищи. Дело в том, что греки предпочитали ужинать не столько сидя за столом, сколько лежа на кровати, и, наверное, в этом они были правы. Этакая «обломовщина» зародилась в 5-м веке, то есть когда греческая цивилизация вступила в период высочайшего своего расцвета. Греческие кровати существенно отличались от египетских: во-первых, они существенно возвышались над землей, во-вторых, у них присутствовало нечто вроде подушки, в то время как египтяне использовали возвышение на кровати для ног, а не для головы. Так что наша традиция класть голову на подушку тоже идет от древних греков, которым так удобнее было поглощать свои яства.

СТОЛЫ

В отличие от нас, греки использовали столы только для еды. На них было не принято класть безделушки, книги или ценные предметы, как это делаем мы сейчас. Поэтому столы греков чаще всего были легкими и их можно было без проблем перемещать с места на место, также они были существенно ниже, чем средний стол сегодня. В состоятельных слоях населения различали столы для еды и напитков, последние обычно были повыше и стояли на трех ножках, точь-в-точь как в современных забегаловках. Вообще греки явно предпочитали 3 ножки 4-м ножкам, это прослеживается на всем пути развития греческой цивилизации. Столы делали из бронзы и мрамора, но чаще всего все-таки из дерева. По мере упадка культуры столы утрачивали прямоугольную сторону и становились круглыми - эта тенденция прослеживается во всех цивилизациях, современной, видимо, тоже.

СУНДУКИ

Как и прочие предметы греческой мебели, сундуки первоначально были содраны с египетских образцов и лишь значительно позже обрели свой собственный стиль. Они использовались исключительно для хранения одежды, потому что на полках хранили главным образом посуду. Иногда в сундуки попадали также драгоценности - от грабителей. Вряд ли, однако, греки догадались до этого первыми, хранили в сундуках покрывала и фрукты, главным образом, айву. Сундуки считались самой ценной мебелью, в эллинистический период они вполне могли составлять часть приданого невесты.

КРЕСЛА

Традиции созданий стульев в Грецию пришли не из Египта, а из Персии. В 6-м веке в Греции доминировали жесткие кресла с подлокотниками и жесткой спинкой. На сохранившихся фресках по страдальческому выражению сидящих на стульях людей можно легко заключить, что кресла были в высшей степени неудобными. До 5-го века никому просто не приходило в голову, что кресло может быть удобным, но именно в это время начался совершенно новый период в греческой культуре, к которому относится также изобретение подушек. Кресла становились роскошными и до того удобными, что практически без изменений существуют все средние века и фактически доживают до начала 19-го века, когда развитие промышленности сделало возможным дальнейший прогресс в области комфорта. Мягкие спинка и подлокотники, которые в большом ходу по сей день и вряд ли когда-нибудь выйдут из моды, были изобретены именно в Греции. Их изготовляли как из материи, так и из кожи. По мере развития кресла становились все более тяжеловесными, и, наконец, уже не предназначались для переноса с места на места. Фактически, если перенести древнегреческое кресло, изготовленное 2500 лет назад, в сегодняшний день, оно не будет выглядеть слишком странным.

Все эти предметы предназначались в основном для семейного обихода, но ими греческое наследие в области дизайна не исчерпывается. В домах богатых греков впервые догадались использовать в качестве элемента обстановки вазы и горшки, это направление развивалось очень плодотворно, и множество греческих ваз дошли до нас. На то, что они были именно декоративными, указывает такой факт, что порой вазы изготовлялись из драгоценных или полудрагоценных металлов. На них обычно рисовали сюжеты из легенд и сказаний, которые опять-таки широко известны поныне. Лишь изредка вазы действительно использовали по назначению, а именно - для хранения разнообразных жидкостей.

Нельзя сказать, что пять основных разновидностей греческой мебели были полностью неизвестны другим народам. Но именно у греков они стали такими, какими знаем их мы. И в этом один из феноменов греческой цивилизации.

studfiles.net

Мебель в античном мире

Категория: История мебели

Мебель в античном мире

Древняя Греция (III тысячелетие до н.э. — IV в. н.э.). Страну древних греков называли Элладой. На ее территории еще до греков жили народности с высокой культурой. На основе этой культуры развилась греческая культура.

На греческом полуострове возникли независимые маленькие полисы — города-государства. Греческое общество в корне отличалось от восточных деспотий, так как здесь уже существовала своеобразная демократия — демократия для избранных, основывающаяся на рабстве.

Греки создали великую архитектуру (рис. 1). Мы остановимся только на развитии греческого жилого дома. Наиболее ранние примеры греческого жилища обнаружены при раскопках греческого города Олинфа, который был застроен блоками из десяти домов, имевших с одной стороны двора открытый портик, куда выходили жилые помещения (рис. 2). О комфорте жилищ свидетельствуют имеющиеся в них ванные комнаты с оце-ментированными стенами и полом и с терракотовой или каменной ванной, встроенной в пол. Стены домов украшены росписями; цоколь отделяется от верхней части стены узкой полосой, иногда подчеркнутой рельефными орнаментами. Богатством рисунка отличались мозаичные полы. Мозаикой из разноцветной гальки выкладывали простые геометрические узоры, различные орнаменты, изображения животных и фантастических растений.

Мебель, созданная греками, проста и удобна. Типы мебели немногочисленны: лари-сундуки, столы, табуреты, стулья, ложа (кровати). Утилитарное назначение сочеталось с художественной формой. Мебель делали из Дерева (клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех и черное дерево), бронзы и мрамора. Подлинных образцов деревянной мебели не сохранилось, однако представление о греческой мебели дают рисунки на вазах, танагры (маленькие терракотовые статуэтки) и рельефные изображения, в том числе на стелах (надгробные памятники). Технология производства мебели достигла достаточно высокого уровня. Грекам была известна рамочно-филенчатая вязка, гнутье древесины с помощью пара, они начали разрабатывать технику изготовления шпона и интарсию.

Рис. 1. Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции: а—фрагмент Парфенона (447—438 гг. до н. э.), 6—одежда, в — фрагмент капити-лианта Эрехтейона (421—406 гг. до н. э.), г — золотой гребень (IV а. до н. ».), д — ваза (470—460 гг. до н. з.)

Рис. 2. Жилой дом в Древней Греции

Мебель в Греции изготовляли ремесленники и предприниматели, которые использовали дешевую рабочую силу рабов. Существовали самостоятельные профессии столяра, плотника, мебельщика, т. е. высокий уровень разделения труда. Столяры владели рубанком и токарным станком. Изобретение рубанка в наибольшей степени способствовало совершенствованию столярного дела и деревообработки.

Наиболее употребительным типом домашней мебели были лари — сундуки для хранения одежды и утвари, отделанные накладками, резьбой, инкрустацией.

Столы изготовляли на трех опорах в виде ног крупных или хищных животных. Часто такие опоры оканчиваются вверху листьями аканта, из них высовывается шея гуся или другой птицы, над изгибом которой утверждается доска стопа.

Рис. 3. Мебель для сидения Древней Греции: а — кресло дощатой конструкции, б —кписмос, в — трон без спинки с подставкой для ног, г — складчой ступ с характерными загнутыми внутрь ножками

Мебель для сидения была разнообразной. Известны два типа кресел; более ранняя форма (рис. 3, л) похожа на трон жителей Востока — это тяжелое, высокое изделие с дощатыми ножками. Подобные кресла были парадными и предназначались для аристократов. Второй тип кресла — легкий элегантный кписмос (рис. 3, б) — делали преимущественно для женщин. Их изготовляли из гнутой древесины с применением бронзы. Клисмос — техническая и художественная вершина греческого мебельного искусства. Форма клисмоса была распространена на всем протяжении античности и через 2000 лет была возрождена стилем ампир. Широко был распространен трон без спинки с подставкой для ног (рис. 3, в). Форма складного табурета на Х-образной опоре (рис. 3, г) пришла из Египта. Такие табуреты раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть.

Кровать-клине (рис. 4) состояла из неглубокого ящика на вертикальных стойках-ножках, расписанного пальметтами 1 и меандрами. Клине различаются видами и способами обработки ножек. Сначала клине использовали только для сна и отдыха, а затем и для трапезы.

Рис. 4. Ложе-клине, изображенное на античной амфоре (VI в. до н. э.)

Ложа-клине для трапезы отличались более высокими фигурными ножками (около метра) и невысоким изголовьем, украшенным скульптурными изображениями — часто головы лошади. Клине покрывали тюфяками, коврами, покрывалами с пестрыми узорами и подушками. Во время еды люди возлежали на клине, поставленных вокруг низкого стола — трапедзьр—прямоугольной и круглой формы; столы были переносные. Когда столик был не нужен, его задвигали под клине.

Резные или инкрустированные орнаменты на мебели раскрашивали. Грекам были известны способы интарсии из серебра, слоновой кости и черепахи. В греческой орнаментике наиболее частыми мотивами были акант, пальметта, ряды листьев, лотос, спиральная или волнистая линия. Был широко распространен меандр, к архитектурным орнаментам относились ионики (овы), бусы и зубчики.

Древний Рим. Согласно преданию город Рим был основан братьями Ромулом и Ремом около 754—753 гг. до н.э. К середине III в., подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство. К середине II в. оформились два антагонистических класса — рабы и рабовладельцы. Рабский труд стал играть преобладающую рель в производстве. Усилившийся гнет привел к крупным восстаниям рабов (I в. — восстание рабов под предводительством Спартака). Со времени правления

Рис. 5. Интерьер перистильного дворика

Августа в I в. до н. з. Рим стал империей. Во I! в. н.э. империя достигла максимальных границ. Усилившийся с III в. н.э. кризис рабовладельческого способа производства привел к упадку сельского хозяйства, ремесла и торговли, возвращению к натуральным формам хозяйства, отпадению провинций и в 395 г. — к разделу империи на восточную и западную. В 476 г. при вторжении варваров был низложен последний император западной Римской империи Ромул Августул. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовала еще около 1000 лет.

Значение римской архитектуры в истории мировой архитектуры огромно. Для Рима характерны гораздо более крупные масштабы строительства, чем в Греции. По сравнению с маленькими греческими зданиями римские сооружения грандиозны. Римская архитектура создала целый ряд новых типов архитектурных сооружений и комплексов: амфитеатры, термы (общественные бани), триумфальные арки, надземные акведуки (водопроводы), инсулы (многоэтажные жилые дома), крупные склады и т. д. Многие старые типы (дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, площади, улицы, мосты, порты, каналы, дороги) получили на римской почве новое архитектурное решение.

Лучшие примеры жилых построек известны по Пом-пеям — городу, погребенному под вулканической лавой в 79 г. до н.э.; самые известные из них — дома Тибур-тина и Веттиев. В них видно, как итальянский атрий объединился с эллинским перистилем. К основным помещениям городского жилого дома относились просторный атрий (аналогичный современному холлу), таблиниум, который служил и трапезной, и позади него перистиль— сад, окруженный колоннами. Жилые комнаты, а также хозяйственные помещения группировались вокруг этих основных помещений. Такая планировка отличалась от планировки греческого дома, где все помещения находились по двум сторонам основной оси, чередуясь в строгом геометрическом порядке.

Основной тип жилого дома времен ранней Республики — атриумный. Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом (II в. до н.э.) Греции. Римляне, познакомившись с перистилями, начали пристраивать их к атриумному дому, вокруг перистильного дворика с садиком располагали жилые помещения (рис. 5).

На образование стиля древнеримской мебели большое влияние оказали Греция, Египет и страны Востока, присоединенные к Римской империи. Общие формы древнеримской мебели при изяществе и изысканности главных линий страдают некоторой перенасыщенностью орнаментацией и излишеством украшений, причем конструктивные части ее остроумно маскируются всевозможными скульптурными украшениями (например, розетками, накладками). Особенность древнеримского орнамента — изображение военных атрибутов.

Изготовляли мебель из древесины кедра, туи, оливы, ясеня и клена, интарсию выполняли из самшита, пальмы, платана и черного дерева. Стремление к роскоши вызвало применение и драгоценных материалов: бронзы, мрамора, золота, серебра, слоновой кости, рога, панциря черепахи.

Римский столяр имел почти все используемые в настоящее время ручные инструменты; столярная техника была на высоком уровне. Римские художники и ремесленники достигли высокого мастерства в изготовлении мебели и уделяли большое внимание ее богатому, часто помпезному, оформлению. Способы декоративного оформления изделий — резьба, гравировка, роспись, позолота, фанерование, инкрустация. К сожалению, римская мебель имела судьбу, сходную с греческой: вся деревянная мебель погибла, до нас дошли лишь бронзовые и мраморные памятники.

Рис. 6. Древнеримская мебель для сидения: а — бицелли/м (по изображению на рельефе)) б — плетеное кресло

Мебель в римских домах немногочисленная. В атриуме стоял мраморный стол с украшениями и деревянный сундук, отделанный металлическими пластинками, g котором хранили ценности или деньги. Иногда в атриуме находились портретный бюст хозяина и статуи.

В обиходе были различные типы мебели, отвечающие бытовым запросам. Деревянные кровати с одной спинкой-изголовьем украшали бронзовыми, серебряными и костяными накладками. На раму кровати натягивали сетку из ремней. Матрасы и подушки сначала набивали шерстью, позднее гусиным пером и пухом. Помимо кроватей изготовляли различные клине, которые устанавливали вокруг круглого стола.

Столы были настоящими произведениями искусства. Они стоили дорого, особенно ценились круглые обеденные столы из лимонного дерева на одной ножке из слоновой кости. У прямоугольных столов сплошные боковины покрывали сильной рельефной резьбой, которая изображала двойные фигуры гриффонов, львов, орлов. Крышки столов делали гладкими или украшали мозаикой или каменной инкрустацией, наиболее ценными считались столовые крышки из древесины туи.

Для сидения (рис. 6) изготовляли стулья и кресла различных типов: для должностных лиц — курульные (парадные) кресла с квадратным сиденьем и ножками Х-образной формы, для высших должностных лиц и граждан, имевших особые заслуги, — скамьи без спинки с двойным сиденьем — бицеллиум (рис. 6, а), для женщин— особые стулья с удобной полукруглой спинкой— катедрой (рис. 6,б). Сначала курульные кресла делали складными без спинки, затем стали снабжать спинками.

Ножкам столов, кресел и скамей придавали форму львиных лап с крыльями, вверху оканчивающихся звериной головой. Нередко ножки заменяли богато и изысканно отделанной доской. Подлокотники кресел изображали гриффоноз, сфинксов, львов и т.п.

Широко применяли плетеную мебель для сидения, которую изготовляли в Риме еще в III в. н.э. Она была совершенна как по форме, так и по техническому исполнению.

В римской мебели по сравнению с греческой появились пластичные украшения, орнаменты, выполняемые техникой резьбы по дереву или металлической пластикой. Основными элементами орнамента были растительные мотивы: листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты. Орнамент часто изображал животных: фигуры львов, крылатых хищников или сфинксов.

История мебели - Мебель в античном мире

gardenweb.ru

Мебель Древней Греции | Dgasa — Ваш гид по архитектуре

Josephine's Chamber at Chateau de MalmaisonГреческая мебель, в отличие от гораздо более древней египетской, не сохранилась (за исключением отдельных образцов из бронзы и мрамора). Достаточно полное представление о ней дают изображения на рельефах, рисунки на вазах и литературные источники. Греческие столяры и мебельщики владели технологией рамочно-филенчатой вязки, гнутья дерева под паром, интарсии, токарного дела.

Впервые в Древнем мире именно у греков появился рубанок. Основные породы дерева, использовавшиеся для изготовления мебели,- клен, орех, кедр, самшит, слива, черное дерево.

Реже применяли бронзу (сохранилась бронзовая кровать из Приены) и мрамор (столы и алтари). Количество видов мебели в греческом доме (особенно в периоды архаики и классики) было незначительным. В качестве корпусной мебели для хранения одежды и других вещей использовались сундуки — чаще всего ящики на ножках с двускатной крышкой, похожие на аналогичную древнеегипетскую мебель.

Стенки таких ларей могли покрывать орнаментальной росписью (меандр, пальметты и др.). Мебелью для сидения служили табуреты, стулья и кресла. Широкое распространение получили табуреты с четырьмя утончающимися книзу точеными ножками — дифрос.

Из Египта был заимствован складной табурет с Х-образными ножками. Вершиной древнегреческого мебельного искусства были очень популярные в Греции стулья клисмос.

Они отличались элегантными пропорциями и изящным выгибом передних и задних ножек, составляющих одну плавную лекальную кривую со спинкой (иногда спинка и задние ножки были вертикальными). Такие стулья изготавливали из гнутой древесины, а их отдельные части могли скрепляться металлическими скобами, и деревянными накладками.

Встречаются также более простые и тяжеловесные по формам кресла с ножками в виде звериных лап (египетское влияние) или из досок, фигурно вырезанных по контуру. Ложа (клине) у древних греков были довольно разнообразными. Чаще всего клине имело высокие (до 1 м) прямые дощатые или точеные ножки, причем две опоры были более высокими, чтобы поддерживать подголовник с подушкой.

Также использовались клине с мягкой обивкой. Известны низкие кровати с изогнутыми ножками, заимствованными у клисмоса.

Обеденный стол (трапедза) был достаточно низким и чаще всего переносным. Трапедзы могли иметь прямоугольную или круглую форму, три-четыре ножки или одну центральную опору.

Часто ножки заканчивались звериной лапой. Кроме дерева для изготовления небольших столов использовали бронзу.

Из нее делали и курительницы — трилигатерии, канделябры для масляных светильников и цилиндрические банки для хранения мелких предметов — кисты.

apshu.ru

История мебели: мебель Древней Греции

Одной из вершин в истории цивилизации является художественная культура именно Древней Греции. На основе архитектуры этой эпохи, а также мебельного искусства происходит зарождение и дальнейшее развитие культуры всего мира, а также прикладного и декоративного искусства, связанного с ней. Основными причинами воздействия греческой архитектуры являются ее простота, стремление к пропорциональности всех частей и форм, гармонии, функциональности. Мебельное искусство, архитектура и скульптура органично связаны между собой.

Мебель Древней Греции, впрочем, как и архитектура, развивалась в дорическом и ионическом ордерах. О том, что собой представляет раннее древнегреческое жилище, современное человечество узнало при раскопках города Олинфа. Оно было достаточно комфортным, стены и полы оцементированы, даже имелась встроенная в пол ванна. Стены были украшены росписью, а пол украшала красивая мозаика из гальки.

Производство мебели в Древней Греции

Мебель этого периода отличалась простотой и удобством. В ее ассортименте ничего нет лишнего, и сам он совсем немногочисленный: сундуки, табуреты, стулья, столы, кровати. Функциональность ее и художественная форма прекрасно сочетались в изделиях. Производство мебели осуществлялось из натурального дерева, мрамора и бронзы. К сожалению, образцов мебели древнегреческого периода из дерева не сохранилось, но о ней представление дают статуэтки, рельефные изображения, рисунки на вазах. При изготовлении мебели греки применяли техники гнутья древесины при помощи пара, а также шпонирования.

Изготовлением мебели занимались предприниматели и ремесленники, в распоряжении которых была дешевая рабочая сила в виде рабов. Уже в этот период шло разделение на мебельщиков, столяров и плотников. Это способствовало тому, что мебельное искусство и ремесленничество в целом развивались более эффективно, а также изобретались более новые способы инкрустации мебели, объединялись различные материалы.

Очень высокой популярностью пользовался такой предмет мебели как ложе-клине. Конструктивно он представлял собой неглубокий ящик, устанавливаемый на вертикальные стойки, которые играли роль ножек. Ножки могли иметь различный вид и декорирование, что и стало причиной разделения клине на виды. Изначально этот предмет мебели использовался только для сна либо отдыха, а впоследствии и для приема пищи. Изголовье таких клине украшалось фигурной резьбой, а место для сидения покрывалось подушками, тюфяками и т.д.

Греческая мебель была продумана как композиционно, так и функционально. Даже в современной мебели прослеживаются ее черты. Взять хотя бы, к примеру, оформление корпусной мебели в стиле ампир.

17.05.2015, 1342 просмотра.

aristokrat-meb.ru

08 – Мебель Древней Греции

 

08 – Мебель Древней ГрецииЭллада – так называлась страна, где жили древние греки. Благодаря мореходству греки способствовали распространению ближневосточной культуры в европейские страны. Греки впитывали в себя культуру других народов, с которыми вступали в контакт.

 

 

 

Изготовлением мебели занимались ремесленники и предприниматели, которые использовали рабов как дешёвую рабочую силу.

Мебель Древней ГрецииВ производстве мебели, греки применяли такие технологии как:

  • Рамочно-филеночную вязку;
  • Гнутьё древесины с помощью пара;
  • Изготовление шпона;
  • Интарсию.

В качестве материала использовались: кедр, чёрное дерево, клён, самшит, олива, пальма, орех.

Из-за климатических условий и обычаев количество мебели у греков было незначительным.

Вместо шкафов, греки в основном использовали деревянные сундуки различных типов, которые были сделаны из толстых брусков с двускатной крышкой и боковыми фронтонами.

Мебель Древней Греции

Ложе (клине) напоминало что-то среднее между кроватью и софой, и применялось не только для сна, но и для приёма пищи, после того как появился обычай есть лёжа. Ложе было на высоких прямых опорах, схожими с колоннами или выточенными, часто украшенными волютами.

 Мебель Древней Греции Мебель Древней Греции

Для сидения греки использовали скамеечки, обычные и церемониальные стулья.

  • У скамейки или табурета (дифроса) поверхность для сидения чаще всего была плетёной, ножки четырёхгранные или точёные.
  • Церемониальное кресло (трон) – это высокая мебель с ножками вставленными в рамку сиденья, спинкой и боковинами.

Лёгкий и элегантный стул (клисмос) имел серповидные ножки, изогнутые задние ножки держали спинку.

Мебель Древней Греции

Так как греки ели лёжа, их обеденные столы были очень низкими, трапециевидной формы, на трёх ножках, которые к низу сужались, изгибались или заканчивались в виде звериной лапы.

Украшали мебель резными или инкрустированными орнаментами, которые сильно раскрашивали. Также для украшения мебели применяли интарсию из серебра, слоновой кости и черепахи.

В орнаментики, которая была чисто декоративной и не имела символического значения, использовались геометрические и растительные элементы.

Простота, гармония элементов и благородные пропорции греческой мебели, способствовали её влиянию на мебель других народов.

mirmebeli2012.ru

Мебель древней Греции

Главная  →  Реставрация мебели  →  

По своим формам мебель древней Греции была близка к египетской. Наиболее распространенным видом древнегреческой мебели был ларь. Для изготовления мебели в основном употребляли бронзу, дерево и мрамор. Подлинных образцов деревянной греческой мебели не сохранилось, но мы знаем о ней по изображениям в вазовой живописи, в барельефах, по описаниям ее в произведениях греческих писателей. В V веке до н. э. — в период расцвета всех искусств Греции — в мебели возникли новые формы, более разнообразные и совершенные по пропорциям и обработке. Гармоничность пропорций и форм, свойственная греческой архитектуре, проявилась также и в мебели. Характерен табурет на четырех ножках. Ножки мебели делали в виде львиных лап с крыльями грифонов, сфинксов, ветками аканта. В креслах из этих же форм делались локотники. Во время еды люди возлежали на ложах—клинэ, поставленных вокруг стола. Столы делались низкими. Они были круглыми или прямоугольными по форме и в большинстве случаев переносными. После еды их задвигали под клинэ, высота которой равнялась примерно 1 м.

Мебель древней греции. Изображение стула (клисмоса) на вазе, изображение ложа (клинэ) на рельефе, стол (трапедза) на трех ножках, треножник из бронзыC уважением, Елена Жилина.+7 (495) 364-93-23

Галерея мастерской

Стул из массива берёзы под покраску в белый цвет Склейка старинного стула Обивка в стиле ПРОВАНС Старинная скульптура из слоновой кости Сувальдный замок с секретом Резьба из массива ореха Кресло-корытце 19 века Кресло карельская берёза. Полировка шеллак Кресло 60-х с деревянными подлокотниками Курульное кресло. Массив дуб Панно из красного дерева с инкрустацией слоновой костью Мебель черного цвета в стиле буль Устранение царапин, ремонт шпона Физгармония. Рояльный лак Сиденье из ротанга Старинное зеркало после восстановления Французская мебель.Бюро Антикварная мебель в современном интерьере

Ориентировочная цена реставрации (прайс на 15 ноября 2017 г.)

Цена, рубли
Стул5000 - 20000
Кресло10000 - 30000
Диван30000 - 60000
Стоимость, рубли
Стол10000 - 40000
Буфет30000 - 80000
Шкаф30000 - 80000

Восстановление лакокрасочного покрытия

 

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

restavraciy.ru

Мебель и оборудование интерьера в древнем мире

Навигация:Главная → Все категории → Дизайн

Мебель и оборудование интерьера в древнем мире Мебель и оборудование интерьера в древнем мире

В первобытную эпоху первоначально человек обитал в естественных пещерах, и оборудование древнейшего жилища связано с возникновением очага и стабильного ложа — главных элементов всякого жилища.

Ко времени перехода первобытных общин к оседлости относится и появление мебели как результат развития способов обработки древесины. Древнейшие мебельные изделия изготовляли из частей дерева, которые больше всего соответствовали назначению предмета (рис. 2.1). Со временем человек перешел от готовых природных форм к целенаправленному изготовлению различных предметов утвари, в том числе и мебели в ее простейших формах.

Рис. 2.1. Табуреты из целого деревянного чурбана

Примеры мебели различных древних племен, дошедшие до нас в традиционном виде, показаны на рис. 2.2. Древнейшая постель человека состояла из настилаемых на землю толстым слоем свежих веток, а вместо подушки использовали головную скамейку.

В первобытном хозяйстве не было стульев, люди сидели на матах или шкурах, камнях или пнях. Однако, чтобы подчеркнуть привилегированное положение вождя или жреца выполнялись с особой тщательностью сиденья с опорами в виде фигуры человека или животного, какие можно было видеть в недавнем прошлом у ряда племен Африки.

Рис. 2.2. Мебель различных племен: а — сундучок; б— подставка для головы; в — резное деревянное сиденье

Искусство Древнего Египта дало начало европейским стилям. Здесь впервые появился развитый стиль, который отличался строгостью и упорядоченностью и выражался в художественных формах, сохранившихся в течение многих тысячелетий.

Древнему Египту принадлежит честь изобретения собственно мебели. Мебель стали делать после того, как научились распиливать стволы деревьев на доски. Первоначально, конечно, существовал обычай сидеть на земле. Затем появились низкие скамеечки и стулья, а потом у богатых египтян — парадные стулья. Форма стула со спинкой стала основой для всех последующих форм стульев. Египтяне также впервые ввели форму поднятого над полом ложа.

Рабы и свободные ремесленники, позднее специальные мебельные мастера изготовляли различные типы мебели: сундуки, ларцы, шкафы, кровати, табуреты, стулья, столы, подставки для головы вместо подушки (рис. 2.3).

Мебель дворцов отличалась от мебели жилища простого народа не столько конструкцией, сколько ценностью материалов, богатством и изысканностью украшений. В отделке мебели применялись яркие краски: красная, желтая, черная, коричневая, голубая, зеленая и белая. Орнамент в мебели имел символическое значение (солнечный диск, змея, пальма, папирус и т. д).

Рис. 2.3. Мебель Древнего Египта:а — головная скамейка из черного дерева; б — трон; в — стул с опорами в виде лап животных; г — каркас ложа

Типы кресел и стульев разнообразны (рис. 2.3,6, в). На них клали мягкие подушки или тюфяки, которые покрывали сиденье, а иногда и спинку. Основная форма— спинка с отвалом, сложные профили ножек, оканчивавшиеся скульптурными львиными лапами, проножки. Табуреты изготовляли на трех ножках с седловидным сиденьем из натянутой ткани. Формы ножек разнообразные — квадратные, круглые, расходящиеся наружу и т. д.

Переносные сундуки и ларцы для хранения одежды, утвари и запасов пищи изготовляли в форме параллелепипеда на четырех ножках, снабжали двускатными или округлыми крышками, украшали фигурными фризаци. Применяли также роспись, инкрустацию слоновой костью.

Столы разнообразны по конструкции и назначению: низкие, высокие, переносные и стационарные, рабочие, декоративные, совсем низкие для настольных игр, обеденные на колоннообразной опоре со столешницей с приподнятыми краями.

Египетская цивилизация создала и форму ложа —кровати (рис. 2.3,г). На деревянную раму натягивали веревки или ремни, образующие эластичный настил в виде сплошного плетения или сетки.

Древняя Греция. Художественную культуру Древней Греции (VI—IV вв. до н. э.) отличают простота, правдивость и ясность композиций, гармоничность и пропорциональность общих форм и всех частей, пластичность, тесное единство архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений (рис. 2.4).

Древнегреческая архитектура развивалась в двух основных ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. и которые нашли отражение и в дизайне мебели.

Созданная греками мебель проста и удобна (рис. 2.5 j. Типы мебели немногочисленны: лари-сундуки, столы, табуреты, стулья, кровати. Утилитарное назначение сочеталось с художественной формой. Мебель делали из дерева (клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех и черное дерево), бронзы и мрамора. Технология производства мебели была достаточно высока. Грекам были известны рамоч-но-филенчатая вязка, гнутье с помощью пара древесины, техника изготовления шпона.

Мебель для сидения была разнообразной. Известны два типа кресел. Более ранняя форма (рис. 2.5,а) похожа на трон жителей Востока. Подобные кресла были парадными и предназначались для аристократов. Второй тип кресла — легкий элегантный клисмос (рис. 2.5,6), — делали преимущественно для женщин, их изготовляли из гнутой древесины с применением бронзы.

Ложе-клине (рис. 2.6) состояло из неглубокого ящика на вертикальных стойках-ножках, расписанного пальметтами и меандрами.

Сначала клине использовали только для сна и отдыха, а затем и для трапезы.

Рис. 2.4. Стилевое единство предметно-пространственной среды Древней Греции:а — фрагмент Парфенона; б—одежда; в— фрагмент капители Эрехтейона; г — золотой гребень; д — ваза

Рис. 2.5. Мебель (Древняя Греция): а — кресло; б— клисмос; в — стул; г — ложе-клине; д — табурет

Рис. 2.6. Ложе-клине (VI в. до н. э.)

В интерьере жилища были распространены как маленькие ларцы и шкатулки, так и крупные сундуки, часто отделанные богатой резьбой из слоновой кости и золотом.

В решении греческой мебели большое значение имел цвет. Резные и инкрустированные орнаменты были ярко раскрашены.

Древний Рим. На образование стиля древнеримской мебели большое влияние оказали Греция, Египет и страны Востока, присоединенные к Римской империи. Формы древнеримской мебели при изяществе и изысканности страдают некоторой перенасыщенностью орнаментацией и излишеством украшений.

Изготовляли мебель из древесины кедра, туи, оливы, ясеня и клена, иногда из самшита, пальмы, платана и черного дерева. Для отделки использовали бронзу, мрамор, золото, серебро, слоновую кость, рог, панцирь черепахи.

Мебель (рис. 2.7) в жилых домах была немногочисленна. В атриуме стояли мраморный стол с украшениями и деревянный сундук, отделанный металлическими пластинами, иногда портретный бюст хозяина и статуи.

В обиходе были различные типы мебели. Деревянные кровати с одной спинкой-изголовьем украшали бронзовыми, серебряными и костяными накладками. На раму кровати натягивали сетку из ремней. Матрасы и подушки сначала набивали шерстью, позднее гусиным пером и пухом. Помимо кроватей изготовляли различные клине, которые устанавливали вокруг круглого стола.

Столы были настоящими произведениями искусства. Особенно ценились круглые обеденные столы из лимонного дерева на одной ножке из слоновой кости. У прямоугольных столов сплошные боковины покрывали глубокой рельефной резьбой. Крышки делали гладкими или украшали мозаикой, каменной инкрустацией.

Для сидения (рис. 2.8) изготовляли стулья и кресла различных типов для должностных лиц — курильные кресла с квадратным сиденьем и ножками Х-образной формы, для высших должностных лиц — скамьи без спинки с двойным сиденьем — бицеллиум, для женщин — особые стулья с удобной полукруглой спинкой — катедрой.

Широко применяли плетеную мебель для сидения, которая была совершенна по форме и техническому исполнению.

Рис. 2.7. Интерьер древнеримского жилого дома

Рис. 2.8. Мебель в Древнем Риме: а, б — столы; в — плетеное кресло

Похожие статьи:Структура экспозиции

Навигация:Главная → Все категории → Дизайн

Статьи по теме:

Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум

stroy-spravka.ru


Смотрите также