Китайская древняя архитектура. В чем особенности развития Китайской архитектуры. Архитектура древнего Китая кратко. Реферат.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнекитайская архитектура. Китайская древняя архитектура


Древнекитайская архитектура

Древние китайцы оставили на память о себе по-настоящему уникальные архитектурные произведения. Это и роскошные дворцы, и вполне обычные бытовые постройки, и славящиеся своим колоритом башни, и поэтичные беседки, а также удивительные по красоте пагоды и потрясающие наше воображение своими инженерными особенностями мосты.

Религиозная архитектура

В Древнем Китае основной религией был даосизм, но на территории страны испокон веков проживали также христиане, буддисты и мусульмане. Потому здесь можно встретить религиозные сооружения самых различных направлений, но наибольшую архитектурно-художественную ценность представляют, пожалуй, именно буддистские храмы.

И если сам буддизм пришел в Китай из Индии, то вот архитектура в этом стиле просто пронизана древнекитайскими традициями. Буддистские храмы в Китае по архитектуре схожи с императорскими дворцами, они поистине роскошны и великолепны. План таких построек в целом использовался один и тот же: главные ворота находились в центре передней стены, по обеим сторонам от ворот возводились колокольни, далее размещался «Павильон Небесного бога», потом «Павильон главных сокровищ», а следом «Хранилище сутр». Сбоку от этих павильонов размещались трапезные и кельи.

По большей части для строительства храмов выбирались места, удаленные от поселений, иногда в горах. Современности известно о таких самых крупных храмах, как Эмэйшань, Утайшань, Путошань и Цзюйхуашань.

Древнекитайские пагоды

Пагоды также пришли в Китай из архитектурных традиций Индии. Истинным их назначением было обозначение мест захоронения известных и наиболее почитаемых монахов. Первые пагоды в Китае выстраивались в форме квадрата, шестиугольная, восьмиугольная и круглая формы пришли позднее. В качестве стройматериалов использовались и камень, и дерево, и даже металл (медь либо железо), а позже – облицовочный кирпич. Число уровней у китайской пагоды обязательно нечетное, как правило, от 5 до 13 штук.

Самые известные пагоды: наиболее древняя Деревянная пагода в Шаньси, Железная пагода в Кайфэне, Пагода «Больших Журавлей» в Сиане, Пагода в Пекине в Ароматных горах.

Дворцовая архитектура

Древнекитайские дворцы всегда отличались блистательностью и пышностью. Старинные постройки имели, как правило, две части – жилую (повседневную) и официальную (парадную). Крыши выполнялись в нескольких уровнях, по углам кровли немного загибались вверх, их часто украшали изображениями зверей и птиц. Для кровель подбиралась желтая черепица – цвет, символизировавший императорскую власть.

Увы, ввиду того, что дворцы по большей части строили из дерева, до наших дней мало что уцелело. Одним из сохранившихся памятников древнекитайской архитектуры можно назвать Дворец Гугун, или «Запретный плод», находящийся в центре Пекина.

Запретный город в Пекине

www.letopis.info

Китайская архитектура Храм неба, Запретный город, Пекин

китайская архитектура и искусство древнего китая

Пятитысячелетняя история развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая и особенно живописи. Архитектура и живопись этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в живописи.

Традиционная китайская архитектура имеет ряд особенностей, которые присущи только ей. Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Памятников древнего и раннего искусства дошло до нас крайне мало. Города состоявшие из лёгких деревянных построек, сгорали и разрушались, пришедшие к власти правители уничтожали старые дворцы и возводили на их места новые. В настоящее время трудно показать последовательную картину развития архитектуры. Значительно лучше сохранились культовые сооружения - пагоды, строившиеся из кирпича и камня.

китайская архитектура

В спокойных и строгих кирпичных пагодах танского времени всё дышит монументальной простотой. В них почти отсутствуют какие-либо архитектурные украшения. Выступающие углы многочисленных крыш образуют прямые и чёткие линии. Самой известной пагодой танского времени является Даяньта (Большая пагода диких гусей), выстроенная в пределах тогдашней столицы Чанъань (современная Сиань) в 652 - 704 годах. Расположенная на фоне горной гряды, словно составляющей всему городу обрамление, Даяньта видна на ог-ромном расстоянии и высится над всем окрестным ландшафтом. Тяжёлая и массивная, напоминающая крепость в близи (её размеры: 25м. в основании и 60м. в высоту).

Погода благодаря гармонии и вытянутости пропорций издали производит впечатление большой легкости. Квадратная в плане (что характерно для этого времени), Даяньта состоит из 7 равномерно суживающихся к верху и повторяющих друг друга совершенно одинаковых ярусов и соответственно уменьшающихся окон, расположенных по одному в центре каждого яруса. Подобное расположение создаёт у зрителя, захваченного почти математическим ритмом пропорций пагоды, иллюзию ещё большей её высоты. Возвышенный духовный порыв и разум словно сочетались в благородной простоте и ясности этого сооружения, в котором зодчий в простых, прямых линиях и повторяющихся объёмах, так свободно устремлённых к верху сумел воплотить величавый дух своего времени.

Далеко не все китайские пагоды подобны Даяньта. Более утончённые и противоречивые вкусы сунского времени сказались тяготении к более изысканным и лёгким формам. Сунские пагоды, обычно шестигранные и восьмигранные, так же удивительно красивы. Они и поныне, располагаясь на самых высоких точках, венчают своими стройными вершинами такие живописные, тонущие в зелени и окружённые горами города, как Ханчжоу и Сучжоу. Очень многообразные по своим формам и архитектурному орнаменту, они то покрыты глазурованными плитами, то отделаны узором из кирпича и камня, то украшены многочисленными изогнутыми крышами, отделяющими ярус от яруса. Нарядность и стройность сочетаются в них с удивительной простотой и свободой форм. На фоне яркой синевы южного неба и сочной зелени листвы эти огромные, сорока и шестидесятиметровые светлые сооружения кажутся воплощением и символом сияющей красоты окружающего мира.

китайская архитектура пагоды

Так же логическая ясность ощущается и в архитектуре китайских городов и планировке городских ансамблей. Наибольшее количество деревянных городских сооружений сохранилось до наших дней начиная с XV - XVII веков, когда после изгнания монголов начиналось усиленное строительство и востоновлению разрушенных городов. С этого времени столицей Китая становится Пекин. Сохранивший и сей день многие из архитектурных памятников древности. Кстати, Пекин - по-китайски Бэйцзин ( Северная столица) - существует уже более 3000 лет. И не изменил планировки. В Пекине правильное расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии в китайской планировки города тоже присуща и не изменена со временем. Искусственно вырытые озёра симметричны друг другу. Дома в Пекине выстроены фасадом на юг, а с севера на юг идет магистраль, завершающаяся у северной границы города.

Огромные крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами в виде длинных туннелей замыкали город со всех сторон. Каждая пересекающая город магистральная улица упиралась в подобные ворота, расположенные симметрично друг против друга. Древнейшая часть Пекина называется «Внутренний город»,она, в свою очередь, отделена от расположенного к югу «Внешнего города» стеной и воротами. Однако общая магистраль связывала обе части столицы. Все главные сооружения выстроены по этой прямой оси. Таким образом, все огромное пространство столицы являлось объединённым, организованным и подчинённым единому замыслу.

китайская архитектура запретный город

Основным сооружением Пекина, расположенного в центре «Внутреннего города», является императорский дворец, замкнутый высокими стенами и названный «Запретным городом». Широкие площади мощённые светлым кирпичом, закованными в белый мрамор каналы, яркие и торжественные дворцовые здания раскрывают своё сказочное великолепие перед взором тех, кто, пройдя рядом массивных крепостных ворот, начиная от площади Тяньаньмынь, проникает в пределы дворца. Весь ансамбль состоит из соединённых друг с другом просторных площадей и дворов, окружённых разнообразными парадными помещениями, представляя зрителю смену всё новых и новых впечатлений нарастающих по мере его продвижения.

Весь Запретный город, окружённый садами и парками, это целый лабиринт с бесчисленным количеством боковых ответвлений, в котором узкие коридоры выводят в тихие солнечные дворы с декоративными деревьями, где парадные здания сменяются в глубине жилыми постройками и живописными беседками. По основной оси, пересекающей весь Пекин, расположены в стройном порядке самые значительные постройки, выделяющиеся среди остальных зданий Запретного города. Эти сооружения, словно вознесённые над землёй высокими платформами из белого мрамора, с резными пандусами и лестницами, составляют ведущую, торжественную анфиладу комплекса. Ярким сочным лаком своих колон и двойными изогнутыми крышами из золотистой обливной черепицы, силуэты которых повторяются и варьируются, центральные павильоны образуют общую торжественную ритмическую гармонию всего ансамбля.

Главное здание дворца - Тайхэ-дянь - павильон высшей гармонии, подобно всем дворцовым деревянным павильонам, чрезвычайно наряден и в тоже время отличается большой простотой и логичностью конструкции. Высокие, покрытые лаком простые круглые колонны и покоящиеся на них расписные балконы вместе с системой деревянных узорных кронштейнов «доу-гун» поддерживают словно парящую над зданием двойную крышу. Эта крыша с широкими, загнутыми к верху краями является как бы основой всего здания. Её широкие выносы предохраняют помещение от беспощадного летнего зноя так же, как и от чередующихся с ним обильных дождей. Лёгкие стены состоящие из ажурных деревянных перегородок, служат как бы ширмами и не имеют опорного значения. В павильоне Тайхэдянь, как ив остальных центральных сооружений дворца, изгибы крыш, как бы облегчающие их тяжесть и ширину, отличаются плавным спокойствием. Они придают всему зданию ощущение большой лёгкости и равновесия, скрадывают его подлинные размеры. Величие масштабов сооружения ощущается, главным образом, в интерьере Тайхэдянь, где прямоугольное помещение заполнено лишь двумя рядами гладких колон и вся его протяжённость и ясная простота предстают ничем не скрытыми от глаза.

китайская архитектура

Архитектурные сооружения XVIII - XIX веков продолжая развивать традиции прошлого вместе с тем отличаются от более строгого духа предшествующих периодов значительно возросшей пышностью, большей связью с декоративными видами искусства. Загородный парк Ихэюань расположенный близ Пекина, весь застроен лёгкими причудливыми беседками, многочисленными орнаментальной скульптурой. Стремление к орнаментации, к детальной разработке отдельных мотивов архитектуры, слияние декоративно-прикладных и монументальных форм постепенно подготавливают отход от мону-ментального характера зодчества прошлых периодов.

Однако в это время были проведены ещё многочисленные восстановительные работы. Был восстановлен Храм неба, реставрирован Запретный город, сохранившие свой первоначальный величавый дух. В этот же период строятся такие красивые совершенные по формам и живописные постройки, как галерея Чанлан (длинная галерея) в парке Ихэюань, горбатые мраморные мосты, образующие словно замкнутое кольцо вместе со своим отражением, и т.д. Однако уже к концу XIX - началу XX века всё растущие вычурность и прихотливость узоров привели к утрате органического соединения орнамента и формы здания. XIX век явился заключительным этапом в развитии блестящей и своеобразной архитектуры Китая.

китайская архитектура

kitajskaya-zhivopis.narod.ru

В чем особенности развития Китайской архитектуры. Архитектура древнего Китая кратко. Реферат.

в чем особенности развития китайской архитектуры

Китайская архитектура

Древняя китайская архитектура является неотъемлемой частью длинной истории и богатой культуры Китая. Она имеет много характерных черт различных регионов, национальностей и временных периодов. Древняя китайская архитектура является выдающимся примером древней восточной архитектуры. Ее характерные черты можно увидеть в каждом отдельном здании, дворцовом комплексе или отдельном городе.

История древней китайской архитектуры

От первобытного общества до эпохи правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) проходил процесс усовершенствования различных методов строительства зданий из дерева. Строители также научились возводить стены из сильно утрамбованной земли. Они стали обжигать плитку и научились строить здания из камня. Технологии в архитектуре были значительно развиты во времена государства Вэй (Wei) и в эпоху правления западной династии Цзинь (265 г. – 316 г.), а также в период Южной и Северной династий. Объемы производства и качество кирпича и черепицы были существенно повышены. Техника строительства зданий из дерева получила дальнейшее развитие. В то время было построено множество архитектурных комплексов, связанных с буддизмом.

Особенности древней китайской архитектуры

Для древней китайской архитектуры характерны гибкая структура, элегантный внешний вид зданий, правильная планировка и великолепные декоративные элементы.

Лучшие образцы знаменитых древних зданий

Древние китайцы строили множество мавзолеев, храмов, пагод, городских стен, а также великолепные императорские дворцы и резиденции. Все эти здания в настоящее время являются памятниками истории и архитектуры и представляют собой богатое культурное наследие. Читать далее материалы по теме Лучшие образцы знаменитых древних зданий материалы по теме Лучшие образцы знаменитых древних зданий

Современная китайская архитектура

В период, который начался с Опиумной войны 1840 г. и закончился основанием Китайской Народной Республики в 1949 г. китайская архитектура испытала сильное западное влияние. Хотя во многом традиционная китайская архитектурная система по-прежнему оставалась доминирующей силой, многие здания развлекательного сектора, такие как театры, рестораны и гостиницы, а также деловые и торговые центры, стали строиться в смешанном стиле, который имел черты как китайской, так и западной архитектуры.

Лучшие образцы современной архитектуры

Вместе с общим развитием экономики Китая строительный сектор переживает настоящий бум. Во многих городах Китая строятся целые квартала небоскребов. Некоторые из этих высотных зданий признаются как настоящие шедевры современной архитектуры и становятся главными достопримечательностями городов. искусства в Пекине.

С внешней стороны здание театра покрывает купол из стекла и титана. Этот уникальный архитектурный элемент состоит из 18398 титановых пластинок и 1226 кусков сверхбелого стекла. Окружает здание искусственное озеро. С высоты здание театра похоже на огромное яйцо, плавающее в озере. Задача архитектора заключалась в том, чтобы создать уникальный дизайн, который будет таким же узнаваемым, как дизайн Сиднейского дома оперы.

Мировой финансовый центр является самым высоким зданием в Шанхае. Вместе с телебашней Восточная жемчужина и Башней Цзиньмао он является главными современными архитектурными достопримечательностями города. Чтобы добраться на лифте с 1-го этажа на 95, требуется всего 1 минута. Скорость движения в этом лифте составляет 10 м в секунду. Находясь на 100 этаже и осматривая город из смотрового павильона, посетители могут увидеть самую верхушку телебашни Восточная жемчужина и верхние этажи Башни Цзиньмао. Находясь в этой галерее длиной 55 метров, посетители могут рассмотреть также все, что находится у них под ногами благодаря прозрачным полам. Павильон специально как бы вынесен наружу, поэтому у себя под ногами посетители видят улицы города. Смотровой мост на самом верху здания является самой высокой смотровой площадкой в мире.

Знаменитые китайские ландшафтные сады

Китайские сады являются особым элементом традиционной китайской культуры и искусства. Это не просто островки зелени в каменных джунглях города. Это территория, где гармонично сочетаются созданные человеком ландшафты и природные пейзажи, где можно насладиться лучшими образцами архитектуры, живописи, каллиграфии и садового искусства. Садовые комплексы окружены стенами, которые подчеркивают их принадлежность владельцу.

История китайских садов

Древние китайские сады, которые также часто называют традиционными китайскими садами или классическими китайскими садами, имеют историю развития, уходящую вглубь веков. Их богатая культура и уникальные особенности никого не оставляют равнодушным. Разнообразные виды садов обладают неповторимым очарованием. Древние китайские сады считаются одними из лучших образцов садового искусства в мире. Имея историю, насчитывающую почти 5 тысячелетий, китайские сады нашли свое место в мировой сокровищнице культуры и архитектуры.

Особенности китайских садов

Одним из принципов создания китайских садов является принцип гармоничной интеграции творений человека в природный ландшафт. В типичном китайском саду можно увидеть камни, воду, растения и различные здания, которые словно всегда стояли посреди разных природных элементов.

Знаменитые китайские ландшафтные сады

Все древние китайские сады могут быть разделены на две категории: королевские сады и частные сады. Ландшафтные сады южного Китая, особенно те, что расположены в дельте реки Янцзы, считаются одними из самых красивых. Считаются, что сады этого региона наилучшим образом представляют классические черты китайской садовой архитектуры. Сады в городе Сучжоу были внесены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Современная китайская архитектура

С того времени, как разразилась опиумная война в 1840 году до создания Китайской Народной Республики в 1949 году, китайская архитектура свидетельствовала смесь китайского стиля с западным стилем.

История китайской архитектуры

С первобытногообщества додинастии Хань, техника на строительство древесной структуры постепенно улучшлась и совершенствовалась.

Черты древней китайской архитектуры

Старые здания использовали древесину в качестве главного материала. И компоненты в основном колонны, балки, прогоны, которые свяжутся шипами и пазами.

Известный современный китайский зданий

Дом народных собраний находится на улице Чанъань и на западном краю площади Тяньаньмэнь в Пекине. Он используется для законодательноых и торжественных мероприятий Китайской Народной Республикии и коммунистической партии Китая.

История китайского сада

Древние китайские сады, также известные как традиционные китайские сады или классические китайские сады, имеют многовековую историю, богатую культуру и уникальные особенности.

Знаменитый древний китайский зданий

Для того, чтобы консолидировать контроль императоров, подчёркивать императорскую власть, и удовлетворить их элегантную материальную жизнь. роскошные дворцы всегда были построены в больших масштабах.

Источник: http://www.chinahighlights.ru/culture/chinese-architecture.htm

архитектура древнего китая кратко

Древняя архитектура Китая

В многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец "Гугун", храм "Неба", парк "Ихэюань" в Пекине, древний город "Лицзян" в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в "Каталог мирового культурного наследи.

Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, - это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации.

В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них - крыша, покрываемая черепицей.

У нас в стране говорят, что "стена дома может обвалиться, но дом не разрушится." Это объясняется тем, что тяжесть дома выдерживают столбы, а не стена. В этом и заключается суть дела. Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях. Например, в северной провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась до сегодняшнего дня.

Другая особенность китайского древнего зодчества - это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями.

Главное здание окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны.

Однако, сооружения в архитектурном ансамбле не обязательно размещены симметрично. Например, постройки в горных районах Китая или помещения садово-паркового комплекса иногда сознательно допускают нарушения симметричной формы в целях создания более богатого разнообразия строительных композиций. Погоня за подобным разнообразием форм в ходе строительства домов привела не только к созданию единого строительного стиля в китайском древнем зодчестве, но и одновременно с этим продемонстрировала его многообразие.

Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.

Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радуют глаз.

По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы - темно - кофейным цветом. Вокруг домов растут бамбук и бананы. Подобные помещения существуют и в настоящее время в южных провинциях страны Аньхуэй, Чжэцзян, Фуцзянь и других.

Источник: http://china.kulichki.com/art/0009.shtml

архитектура древнего китая реферат

Архитектура Древнего Китая

Ко времени объединения страны в централизованную империю (периоды Цинь и Хань, III в. до н.э. — III в. н.э.) относятся такие памятники зодчества, как Великая китайская стена, великолепные дворцовые комплексы, пагоды, храмы и дворцы, отличающиеся прочной конструкцией и гармонично вписывающиеся в окружающую природу.

Наивысших достижений китайская архитектура достигла во время правления династий Тан и Сун (VII—XIII вв.). Монументальную архитектуру отличали ясная гармония, праздничность и спокойное величие форм. Города строились по четкому плану. Они представляли собой мощные крепости, окруженные высокими стенами и глубокими рвами.

Пагода как тип сооружения восходит к индийскому зодчеству. Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башнеобразные храмы. В буддийских монастырях пагоды служили хранилищами реликвий, статуй, канонических книг. Многие китайские пагоды отличаются огромными размерами и достигают в высоту 50 м. Лучшие из них поражают почти математически точными и соразмерными пропорциями, в них как бы воплощен дух конфуцианской мудрости. Более поздние башни-пагоды, возведенные в честь буддийских святых, характеризуются слегка изогнутыми вверх заостренными краями кровли. Считалось, что благодаря такой форме они надежно защищают от злых духов.

Прекрасно сохранились созданные на рубеже нашей эры многочисленные комплексы гробниц знати, представляющие собой большие подземные сооружения, к которым вели так называемые аллеи духов, охраняющих могилы. Они были обрамлены скульптурами зверей и каменными пилонами. В комплекс входили и наземные святилища — цытаны. Рельефы на стенах погребальных сооружений изображают стражей в длинных халатах, фениксов, драконов, черепах, тигров. Рельефы погребения Ульянцы в Шаньдуне (II в.) рассказывают о создателях земли и неба, о легендарных героях, о торжественных процессиях, о борьбе между царствами.

Великая китайская стена — уникальный памятник крепостной архитектуры. Ее начали сооружать в IV—III вв. до н.э. когда китайские государства были вынуждены защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам Северного Китая. Ее длина превышает 3 тыс. км, примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями-амбразурами. Расстояние между башнями равно двум полетам стрелы, оно легко простреливалось с каждой стороны, что обеспечивало безопасность. Верхняя плоскость стены представляет собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы.

По древним правилам все сооружения были обращены фасадом к югу, а город с юга на север пересекала прямая магистраль. Вырабатываются новые формы архитектурных ансамблей и городов. С переносом столицы в 1421 г. из Нанкина в Пекин город укрепляется, строятся дворцы, храмы и монастыри. Крупнейшим архитектурным сооружением этого времени является дворцовый ансамбль, возведенный в Запретном городе.

Интересна планировка древней части города — Старого Пекина. Он был разделен на Внутренний (Северный) и Внешний (Южный) город, каждый из которых огораживала крепостная стена. Внутренний город заселяли приближенные императора, Внешний — ремесленники и прочая беднота.

Вся территория Внутреннего города покрыта садами, парками, искусственными маленькими речками и каналами с островами и полуостровами.

В древние времена в центре Внутреннего города за особой крепостной стеной был воздвигнут Запретный город, где жили император, члены императорской фамилии, а также чиновники и наложницы. Попасть туда простому смертному было практически невозможно. В этот город ведут великолепные Лунные ворота.

Стены Запретного города окрашены в пурпурный цвет, за что его иногда называют Пурпурным. Считалось, что такой цвет имеет Полярная звезда, являвшаяся, по представлениям древних китайцев, центром вселенной. Ширина стены, опоясывающей запретный город, превышает 10 м, т.е. на ней свободно могут разъехаться две повозки. Мощь стены подчеркивают четыре изящные угловые башни, причудливая архитектура которых породила множество легенд. Согласно одной из них, император вызвал к себе мастеров и приказал им под страхом смерти построить угловые башни самой оригинальной формы. Но вдохновение оставило архитекторов, и они никак не могли придумать что-нибудь необыкновенное. В отчаянии один из них отправился в город, где повстречал старика — продавца цикад. Плетеная клетка с цикадой навеяла архитектору представление о конструкции будущего сооружения. Жизнь мастеров была спасена, а в водах широкого канала, окружающего Запретный город, вот уже много веков отражаются необычные башни.

Утонченный вкус и чувство прекрасного воплотились в знаменитом шедевре китайского зодчества — Храме Неба. В древнем и средневековом Китае большое значение придавалось обрядам жертвоприношения, связанным с почитанием Неба и Земли как дарителей урожая. Священным правом совершать жертвоприношения обладали только императоры — «сыновья Неба». Вот для этого ритуала и был построен в 1420 г. Храм Неба (впоследствии неоднократно перестраивался и достраивался). В своих величавых формах он воплотил древние символические образы и представления о вселенной.

Храм Неба представлял собой целый комплекс сооружений — дворцов, храмов и парков. Это был целый мир, таинственный и прекрасный. Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий землю. Округлые очертания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют небо (круг — знак солнца или неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз Земли и Неба. Беспрерывно варьируясь и повторяясь, знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами неба — напоминают о беспрерывном круговороте природных стихий.

Главные сооружения всего комплекса — Храм Молений об урожае, Храм Небесного Свода и Алтарь Неба расположены по одной оси с севера на юг в пределах внутренних стен. Их соединяет Дорога духов, выложенная ровными светлыми плитами. Она олицетворялась с образом Дао, который пронизывает все средневековое китайское искусство: это образ пути вселенной.

Первым по Дороге духов перед путниками возникает Храм Молений об урожае, построенный в XV в. и перестроенный в XVIII—XIX столетиях. Он представляет собой выкрашенную красным лаком ротонду, стоящую на трехступенчатой белокаменной террасе. Синяя, сверкающая в лучах солнца черепица покрывает его трехъярусную крышу.

Внешне храм не кажется очень большим. Но размеры внутреннего зала потрясают. В этом храме нет ни одной случайной детали, все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Колонны окрашены в красный цвет — цвет огня, символизирующего союз неба и земли. Четыре центральные колонны храма высотой около 20 м обозначают четыре времени года, 12 колонн среднего ряда — месяцы года, 12 колонн наружного ряда — 12 двухчасовых отрезков времени суток. Все вместе 28 колонн символизируют 28 созвездий.

Достопримечательность храма — круглая «Стена, возвращающая звук» (или, как ее еще называют, Шептальная стена), — сложена из тщательно пригнанных друг к другу кирпичей.

Традиционные представления китайцев о гармонии души человека, природы и искусства отражены в устройстве Летнего дворца — паркового ансамбля с жилыми зданиями, храмами и павильонами, раскинувшимися на огромной территории по берегам искусственного озера. Первые павильоны для отдыха возникли еще в XII столетии, а новый храм был построен в начале XVI в.

Удивительно поэтичны названия построек и укромных уголков Летнего дворца: Сад Гармонии и Добродетели, Пагода Духов и Будды, Сад Гармоничной Радости, Павильон Нефритовых Волн. В ветреную погоду в парке слышен тихий мелодичный перезвон колокольчиков, украшающих скаты крыш павильонов.

Влияние на китайскую художественную культуру буддизма нашло отражение в известной достопримечательности Пекина — ламаистском храме. Он был воздвигнут на северо-востоке Старого города в 1694 г. как резиденция принца, а в 1744-м превращен в ламаистский монастырь, где поселились 500 монахов. В огромном павильоне находятся три огромные статуи Будды. У выхода из павильона привлекает внимание вырезанное из сандалового дерева изображение горы с фигурками 500 учеников Будды, выполненными из золота, серебра, бронзы, олова и железа.

Источник: http://works.doklad.ru/view/tnEbhXc60Mc.html

eduotdyhat.ru


Смотрите также