Первые военные вмешательства Персии в политическую жизнь Греции. Политика древней персии
Истрия Персии
История Древней Персии
Приблизительно с 600 по 559 г. в Персии правил Камбиз I, который находился в вассальной зависимости от мидийских царей.
В 558 г. до н. э. Кир II, сын Камбиза I, стал царем оседлых персидских племен, среди которых главенствующую роль играли пасаргады. Центр Персидского государства был расположен вокруг г. Пасаргады, интенсивное строительство которого относится еще к начальному периоду правления Кира. Об общественной организации Персии того времени можно судить лишь в самых общих чертах. Основной социальной ячейкой была большая партиархальная семья, глава которой имел неограниченную власть над всеми своими родственниками. Родовая (а позднее и сельская) община, объединявшая ряд семей, в течение многих веков оставалась могущественной силой. Роды были объединены в племена.
Когда Кир II стал царем Персии, на всем Ближнем Востоке оставались четыре крупные державы, а именно, Египет, Вавилония, Мидия и Лидия.
В 553 г. Кир поднял восстание против мидийского царя Астиага, в вассальной зависимости от которого находились до того времени персы. Война длилась три года и окончилась в 550 г. полной победой персов. Экбатаны, столица бывшей Мидийской державы, теперь стала одной из царских резиденций Кира. Покорив Мидию, Кир формально сохранил Мидийское царство и принял официальные титулы мидийских царей: "великий царь, царь царей, царь стран".
Начиная со времени захвата Мидии Персия выступает на широкую арену мировой истории, чтобы в течение следующих двух столетий играть в ней ведущую в политическом отношении роль.
Около 549 г. вся территория Элама была захвачена персами. В 549 — 548 гг. персы подчинили своей власти страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы, а именно Парфию, Гирканию и, вероятно, Армению.
Тем временем Крез, правитель могущественного Лидийского царства в Малой Азии, с беспокойством следил за стремительными успехами Кира и начал готовиться к предстоявшей войне. По инициативе египетского фараона Амасиса около 549 г. был заключен союз между Египтом и Лидией. Вскоре Крез заключил договор о помощи и со Спартой, самым сильным государством в Греции. Однако союзники не осознавали, что необходимо действовать немедленно и решительно, а тем временем Персия с каждым днем становилась все могущественнее.
В конце октября 547 г. у р. Галис, в Малой Азии, произошла кровопролитная битва между персами и лидийцами, но она окончилась безрезультатно, и ни одна из сторон не рискнула немедленно вступить в новый бой.
Крез отступил в свою столицу Сарды и, решив более основательно подготовиться к войне, обратился с предложением заключить военный союз к царю Вавилонии Набониду. Одновременно Крез послал вестников в Спарту с просьбой прислать войско к весне (т.е. примерно через пять месяцев), чтобы дать персам решающий бой. С такой же просьбой Крез обратился и к другим союзникам и до весны распустил наемников, служивших в его войске.
Однако Кир, который был в курсе действий и намерений Креза, решил застигнуть противника врасплох и, стремительно пройдя несколько сот километров, оказался у ворот Сард, жители которых вовсе не ожидали такого нападения.
Крез вывел свою считавшуюся непобедимой конницу на равнину перед Сардами. По совету одного из своих полководцев Кир поставил всех следовавших в обозе верблюдов впереди своего войска, предварительно посадив на них воинов. Лидийские кони, увидев незнакомых им животных и почуяв их запах, бежали. Однако лидийские всадники не растерялись, соскочили с коней и стали сражаться пешими. Произошла жестокая битва, в которой, однако, силы были неравны. Под напором превосходящих сил противника лидийцам пришлось отступить и бежать в Сарды, где они были осаждены в неприступной крепости.
Полагая, что осада будет долгой, Крез послал вестников в Спарту, Вавилон и Египет с просьбой о немедленной помощи. Из союзников лишь спартанцы более или менее охотно откликнулись на мольбу лидийского царя и подготовили войско для отправки на кораблях, но вскоре получили известие, что Сарды уже пали.
Осада Сард продолжалась лишь 14 дней. Попытка взять город штурмом окончилась неудачно. Но один наблюдательный воин из войска Кира, принадлежавший к горному племени мардов, заметил, как по обрывистой и неприступной скале спустился из крепости за упавшим шлемом воин, а затем поднялся обратно. Эта часть крепости считалась совершенно неприступной и поэтому не охранялась лидийцами. Мард поднялся вверх по скале, и за ним последовали другие воины. Город был взят, и Крез попал в плен (546 г.).
Завоевания
После захвата Лидии настала очередь греческих городов Малой Азии. Жители этих городов послали вестников в Спарту с просьбой о помощи. Опасность грозила всем малоазийским грекам, кроме жителей Милета, заблаговременно подчинившегося Киру, и островных эллинов, поскольку у персов пока еще не было флота.
Когда вестники малоазийских городов прибыли в Спарту и изложили свою просьбу, спартанцы отказали им в помощи. Покорение греков и остальных народов Малой Азии Кир решил поручить кому-либо из своих полководцев. Наместником Лидии был назначен перс Табал, а сам Кир направился в Экбатаны, чтобы обдумать планы походов против Вавилонии, Бактрии, саков и Египта.
Воспользовавшись отъездом Кира в Экбатаны, жители Сард во главе с лидийцем Пактием, которому была поручена охрана царской казны, подняли восстание. Они осадили персидский гарнизон во главе с Табалом в крепости Сард и уговорили приморские греческие города прислать свои военные отряды на помощь восставшим.
Для подавления восстания Кир послал войско во главе с мидийцем Мазаром, которому было приказано также разоружить лидийцев и обратить в рабство жителей греческих городов, которые оказали помощь восставшим.
Пактий, узнав о приближении персидского войска, бежал со своими приверженцами, и на этом восстание окончилось. Мазар начал покорение греческих городов Малой Азии. Вскоре Мазар умер от болезни, и на его место был назначен мидиец Гарпаг. Он стал возводить высокие насыпи у обнесенных стенами греческих городов и затем штурмом брать их. Таким образом, вскоре Гарпаг подчинил всю Малую Азию, и греки потеряли свое военное господство в Эгейском море. Теперь Кир в случае надобности в военном флоте мог пользоваться греческими кораблями.
Между 545 и 539 гг. до н. э. Кир подчинил Дрангиану, Маргиану, Хорезм, Согдиану, Бактрию, Арейю, Гедросию, среднеазиатских саков, Саттагидию, Арахосию и Гандхару. Таким образом, персидское господство достигло северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и бассейна р. Яксарт (Сырдарья). Только после того, как ему удалось достигнуть самых дальних пределов своих завоеваний в северо-восточном направлении, Кир выступил против Вавилонии.
Весной 539 г. до н. э. персидская армия двинулась в поход и начала наступать вниз по долине р. Дияла. В августе 539 г. у г. Опис близ Тигра персы разгромили вавилонское войско, которым командовал сын Набонида Бел-шар-уцур. Затем персы переправились через Тигр к югу от Описа и окружили Сиппар. Оборону Сиппара возглавил сам Набонид. Персы встретили лишь ничтожное сопротивление со стороны гарнизона города, а сам Набонид бежал из него. 10 октября 539 г. Сиппар оказался в руках персов, а через два дня войско персов без боя вступило в Вавилон. Чтобы организовать оборону столицы, туда поспешил Набонид, но город был уже во вражеских руках, и вавилонской царь попал в плен. 20 октября 539 г. в Вавилон вступил и сам Кир, которому была устроена торжественная встреча.
После захвата Вавилонии все страны к западу от нее и до границ Египта добровольно подчинились персам.
В 530 г. Кир предпринял поход против массагетов, кочевых племен, обитавших на равнинах к северу от Гиркании и к востоку от Каспийского моря. Эти племена неоднократно совершали грабительские набеги на территорию Персидской державы. Чтобы ликвидировать опасность таких вторжений, Кир сначала создал на крайнем северо-востоке своего государства ряд пограничных укреплений. Однако затем во время битвы к востоку от Амударьи он потерпел полное поражение от массагетов и погиб. Эта битва, по всей вероятности, произошла в самом начале августа. Во всяком случае, к концу августа 530 г. весть о гибели Кира дошла до далекого Вавилона.
Геродот рассказывает, что Кир сначала хитростью овладел лагерем массагетов и перебил их. Но затем основные силы массагетов под руководством царицы Томирис нанесли персам тяжелое поражение, а отрубленная голова Кира была брошена в мешок, наполненный кровью. Геродот пишет также, что это сражение было самым жестоким из всех битв, в которых участвовали "варвары", т.е. негреки. По его утверждению, персы потеряли в этой войне 200 000 человек убитыми (разумеется, цифра эта сильно преувеличена).
Камбиз II
После гибели Кира в 530 г. царем Персидской державы стал его старший сын Камбиз II. Вскоре после восшествия на престол он начал готовиться к нападению на Египет.
После долгой военной и дипломатической подготовки, в результате которой Египет оказался в полной изоляции, Камбиз выступил в поход. Сухопутная армия получила поддержку со стороны флота финикийских городов, которые еще в 538 г. подчинились персам. Персидская армия благополучно добралась до пограничного египетского города Пелусий (в 40 км от совр. Порт-Саида). Весной 525 г. там же произошла единственная крупная битва. В ней обе стороны понесли тяжелые потери, а победа досталась персам. Остатки египетского войска и наемников в беспорядке бежали в столицу страны Мемфис.
Победители двинулись в глубь Египта по морю и суше, не встречая сопротивления. Командир египетского флота Уджагорресент не дал распоряжения об оказании сопротивления противнику и сдал без боя г. Саис и свой флот. Камбиз послал в Мемфис корабль с вестником, требуя сдачи города. Но египтяне напали на корабль и вырезали весь его экипаж вместе с царским вестником. После этого началась осада города, и египтянам пришлось сдаться. 2000 жителей было казнено в отместку за убийство царского вестника. Теперь весь Египет был в руках персов. Жившие к западу от Египта ливийские племена, а также греки Киренаики и город Барка добровольно подчинились Камбизу и прислали дары.
К концу августа 525 г. Камбиз был официально признан царем Египта. Он основал новую, XXVII династию фараонов Египта. Как свидетельствуют официальные египетские источники, Камбиз придал своему захвату характер личной унии с египтянами, короновался по египетским обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки, принял титул "царь Египта, царь стран" и традиционные титулы фараонов "потомок [богов] Ра, Осириса" и т.д. Он участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в Саисе, приносил жертвы египетским богам и оказывал им другие знаки внимания. На рельефах из Египта Камбиз изображен в египетском костюме. Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о рождении Камбиза от брака Кира с египетской царевной Нитетидой, дочерью фараона.
Вскоре после завоевания персами Египет снова начал жить нормальной жизнью. Юридические и административные документы времени Камбиза свидетельствуют о том, что первые годы персидского господства не нанесли значительного ущерба экономической жизни страны. Правда, сразу после захвата Египта персидская армия совершала грабежи, но Камбиз приказал своим воинам прекратить их, покинуть храмовые территории и возместил причиненный ущерб. Следуя политике Кира, Камбиз предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. Египтяне, как и представители других народов, продолжали занимать свои должности в государственном аппарате и передавали их по наследству.
Захватив Египет, Камбиз начал готовиться к походу против страны эфиопов (Нубии). С этой целью он основал в Верхнем Египте несколько укрепленных городов. Согласно Геродоту, Камбиз вторгся в Эфиопию без достаточной подготовки, без запасов продовольствия, в его армии началось людоедство, и он был вынужден отступить.
Пока Камбиз находился в Нубии, египтяне, зная о его неудачах, подняли восстание против персидского господства. В конце 524 г. Камбиз вернулся в административную столицу Египта Мемфис и начал суровую расправу с восставшими. Зачинщик восстания бывший фараон Псамметих III был казнен, страна усмирена.
Пока Камбиз в течение трех лет безвыездно находился в Египте, на его родине начались волнения. В марте 522 г., будучи в Мемфисе, он получил известие о том, что его младший брат Бардия поднял восстание в Персии и стал царем. Камбиз направился в Персию, но умер в пути при загадочных обстоятельствах, не успев вернуть себе власть.
Дарий I
Если верить Бехистунской надписи Дария I, на самом деле Бардия был убит по приказанию Камбиза еще до завоевания Египта и некий маг Гаумата захватил престол в Персии, выдавая себя за младшего сына Кира. Вряд ли мы когда-нибудь точно узнаем, был ли этот царь Бардией или же узурпатором, принявшим чужое имя.
29 сентября 522 г., после семи месяцев царствования, Гаумата был убит заговорщиками в результате внезапного нападения представителей семи наиболее знатных родов персов. Дарий, один из этих заговорщиков, стал царем Ахеменидской державы.
Сразу после захвата престола Дарием I против него восстала Вавилония, где, если верить Бехистунской надписи, некий Нидинту-Бел объявил себя сыном последнего вавилонского царя Набонида и стал царствовать под именем Навуходоносора III. Дарий лично возглавил поход против восставших. 13 декабря 522 г. у р. Тигр вавилоняне потерпели поражение, а через пять дней Дарий одержал новую победу в местности Зазана у Евфрата. После этого персы вступили в Вавилон, а руководители восставших были преданы казни.
Пока Дарий был занят карательными действиями в Вавилонии, против него восстали Персия, Мидия, Элам, Маргиана, Парфия, Саттагидия, сакские племена Средней Азии и Египет. Началась долгая, жестокая и кровопролитная борьба за восстановление державы.
Против восставших в Маргиане двинулся сатрап Бактрии Дадаршиш, и 10 декабря 522 г. маргианцы потерпели поражение. За этим последовала резня, во время которой каратели убили более 55 тыс. человек.
В самой Персии некий Вахьяздата выступил соперником Дария под именем сына Кира, Бардин, и нашел среди народа большую поддержку. Ему удалось также захватить восточноиранские области вплоть до Арахосии. 29 декабря 522 г. у крепости Капишаканиш и 21 февраля 521 г. в области Гандутава в Арахосии войска Вахьяздаты вступили в бой с армией Дария. По-видимому, эти битвы не принесли решающей победы ни одной из сторон, и армия Дария нанесла поражение противнику лишь в марте того же года. Но в самой Персии Вахьяздата все еще оставался хозяином положения, и сторонники Дария одержали над ним решающую победу у горы Парга в Персии лишь 16 июля 521 г. Вахьяздата был взят в плен и вместе с ближайшими своими сторонниками посажен на кол.
Но в остальных странах продолжались восстания. Первое восстание в Эламе было подавлено довольно легко, и вождь восставших Ассина был пленен и казнен. Однако вскоре некий Мартия поднял новое восстание в Эламе. Когда Дарию удалось восстановить свою власть в этой стране, почти вся Мидия оказалась в руках Фравартиша, который утверждал, что он — Хшатрита из рода древнего мидийского царя Киаксара. Это восстание было одним из наиболее опасных для Дария, и он сам выступил против мятежников. 7 мая 521 г. произошел крупный бой у г. Кундуруш в Мидии. Мидийцы потерпели поражение, и Фравартиш с частью своих приверженцев бежал в область Рага в Мидии. Но вскоре он был схвачен и приведен к Дарию, который жестоко расправился с ним. Он отрезал Фравартишу нос, уши и язык и выколол ему глаза. После этого его отвезли в Экбатаны и посадили там на кол. В Экбатаны были доставлены также ближайшие помощники Фравартиша и заключены в крепость, а затем с них содрали кожу.
В других странах борьба с восставшими все еще продолжалась. В различных областях Армении полководцы Дария долго, но безуспешно пытались усмирить мятежников. Первое крупное сражение произошло еще 31 декабря 522 г. в местности Изала. Потом войска Дария уклонялись от активных действий до 21 мая 521 г., когда они приняли бой в местности Зузахия. Через шесть дней произошла у р. Тигр новая битва. Но сломить упорство восставших армян все еще не удавалось, и в дополнение к войскам Дария, который действовал в Армении, была направлена новая армия. После этого удалось одержать победу над восставшими в бою в местности Аутиара, а 21 июня 521 г. армяне около горы Уяма потерпели новое поражение.
Тем временем Виштаспа, отец Дария, который являлся сатрапом Парфии и Гиркании, в течение многих месяцев уклонялся от сражений с восставшими. В марте 521 г. битва у г. Вишпаузатиш в Парфии не принесла ему победы. Только летом Дарий оказался в состоянии послать на помощь Виштаспе достаточно многочисленное войско, и после этого 12 июля 521 г. у г. Патиграбана в Парфии восставшие были разгромлены.
Но через месяц вавилоняне сделали новую попытку добиться независимости. Теперь во главе восстания стоял урарт Араха, который выдавал себя за Навуходоносора, сына Набонида (Навуходоносора IV). Против вавилонян Дарий послал армию во главе с одним из своих ближайших сподвижников, и 27 ноября 521 г. войско Арахи было разгромлено, а он сам и его соратники казнены.
Это было последним крупным восстанием, хотя в государстве все еще продолжались волнения. Теперь, через год с небольшим после захвата власти, Дарий смог упрочить свое положение и вскоре после этого восстановил державу Кира и Камбиза в ее старых границах.
Между 519 — 512 гг. персы покорили своей власти Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии. Это было временем наивысшего могущества Персидской державы, границы которой стали простираться от р. Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до Эфиопии на юге. Таким образом, возникла мировая держава, объединившая под властью персидских царей десятки стран и народов.
Экономика и социальные институты
По своему социально-экономическому укладу держава Ахеменидов отличалась большим разнообразием. В нее входили области Малой Азии, Элам, Вавилония, Сирия, Финикия и Египет, которые задолго до возникновения Персидской империи имели свои государственные институты. Наряду с перечисленными экономически развитыми странами персы покорили также отсталые кочевые арабские, скифские и другие племена, которые находились на стадии разложения родового строя.
Восстания 522 — 521 гг. показали слабость Персидской державы и неэффективность управления завоеванными странами. Поэтому около 519 г. Дарий I провел важные административно-финансовые реформы, которые позволили создать устойчивую систему государственного управления и контроля над покоренными народами, упорядочили сбор податей с них и увеличили контингенты войска. В результате проведения этих реформ в жизнь в Вавилонии, Египте и других странах была создана по существу новая административная система, которая до конца господства Ахеменидов не претерпела существенных изменений.
Дарий I разделил государство на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями. Как правило, сатрапии по своим размерам превосходили провинции более ранних империй, а в ряде случаев границы сатрапий совпадали со старыми государственными и этнографическими границами стран, входивших в состав Ахеменидской державы (например, Египет).
Во главе новых административных округов стояли сатрапы. Должность сатрапа существовала с возникновения Ахеменидской державы, но при Кире, Камбизе и в первые годы царствования Дария наместниками во многих странах являлись местные чиновники, как это было еще в Ассирийской и Мидийской империях. Реформы же Дария, в частности, были направлены на то, чтобы сосредоточить руководящие должности в руках персов, и на должность сатрапов теперь, как правило, назначались персы.
Далее, при Кире и Камбизе гражданские и военные функции были объединены в руках одного и того же лица, а именно, сатрапа. Дарий же ограничил власть сатрапа, установив четкое разделение функций сатрапов и военных властей. Теперь сатрапы стали только гражданскими наместниками и стояли во главе администрации своей области, осуществляли судебную власть, следили за хозяйственной жизнью страны и поступлением податей, обеспечивали безопасность в пределах границ своей сатрапии, контролировали местных чиновников и имели право чеканить серебряную монету. В мирное время в распоряжении сатрапов находилась только небольшая личная охрана. Что же касается армии, она подчинялась военачальникам, которые были независимы от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Однако после смерти Дария I это требование о разделе военных и гражданских функций не соблюдалось строго.
В связи с осуществлением новых реформ был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией. Центральное государственное управление находилось в административной столице Ахеменидской державы — Сузах. По государственным делам в Сузы приезжали многие высокопоставленные лица и мелкие чиновники из различных концов государства, начиная от Египта и заканчивая Индией. Не только в Сузах, но также в Вавилоне, Экбатанах, Мемфисе и других городах были крупные государственные канцелярии с большим штатом писцов.
Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции ("уши и око царя"). Верховный контроль над всем государством и надзор над всеми чиновниками были доверены хазарапату ("тысяченачальник"), который одновременно являлся начальником личной гвардии царя.
Сатрапская канцелярия точно копировала царскую канцелярию в Сузах. Под начальством сатрапа находилось множество чиновников и писцов, в том числе, начальник канцелярии, начальник сокровищницы, принимавший государственные подати, глашатаи, которые сообщали государственые распоряжения, счетоводы, судебные следователи и т.д.
Уже при Кире II государственные канцелярии в западной части Ахеменидской державы пользовались арамейским языком, а позже, когда Дарий провел свои административные реформы, этот язык стал официальным и в восточных сатрапиях и применялся для общения между государственными канцеляриями всей империи. Из центра по всему государству рассылались официальные документы на арамейском языке. Получив эти документы на местах, писцы, которые знали два или несколько языков, переводили их на родной язык тех начальников областей, которые не владели арамейским.
Кроме общего для всего государства арамейского языка в различных странах для составления официальных документов писцы пользовались и местными языками. Например, в Египте администрация была двуязычна, и наряду с арамейским применялся также позднеегипетский язык (язык демотических документов) для общения с местным населением.
Особое положение в державе занимала персидская знать. Ей принадлежали крупные земельные владения в Египте, Сирии, Вавилонии, Малой Азии и в других странах. Яркое представление о хозяйствах такого типа дают письма сатрапа Египта в V в. до н. э. Аршамы и других знатных персидских вельмож своим управляющим. Эти письма большей частью являются инструкциями об управлении имениями. Аршама имел крупные земельные владения не только в Нижнем и Верхнем Египте, но также в шести различных странах на пути из Элама в Египет.
Огромные земельные владения (иногда целые области) с правом наследственной передачи и с освобождением от податей получили и так называемые "благодетели" царя, оказавшие последнему большие услуги. Они имели даже право суда над людьми, жившими в принадлежавших ему областях.
Владельцы крупных имений располагали собственным войском и судебно-административным аппаратом с целым штатом управляющих, начальников сокровищниц, писцов, счетоводов и т.д. Эти крупные землевладельцы обычно жили в больших городах —Вавилоне, Сузах и т.д., вдали от сельской местности, на доходы с земельных владений, которые находились в ведении их управляющих.
Наконец, часть земель находилась в фактической собственности царя, по сравнению с предшествующим периодом при Ахеменидах размеры царской земли резко увеличились. Эти земли обычно сдавались в аренду. Так, например, согласно контракту, составленному в 420 г. близ Ниппура, представитель делового дома Мурашу обратился к управляющему посевными полями царя, расположенными по берегам нескольких каналов, с просьбой сдать ему в аренду сроком на три года одно поле. Арендатор обязался платить ежегодно в качестве арендной платы 220 кур ячменя (1 кур — 180 л), 20 кур пшеницы, 10 кур эммера, а также одного быка и 10 баранов.
Кроме того, царю принадлежали многие крупные каналы. Управляющие царя обычно сдавали эти каналы в аренду. В окрестностях Ниппура царские каналы арендовал дом Мурашу, который отдавал их, в свою очередь, в субаренду коллективам мелких землевладельцев. Например, в 439 г. семь землевладельцев заключили контракт с тремя арендаторами царского канала, в числе которых был и дом Мурашу. По этому контракту субарендаторы получили право орошать свои поля в течение трех дней ежемесячно водой из канала. За это они должны были платить 1/3 часть урожая.
Персидским царям принадлежали канал Акес в Средней Азии, леса в Сирии, доходы от ловли рыбы в Меридовом озере в Египте, рудники, а также сады, парки и дворцы в различных частях государства. О размере царского хозяйства определенное представление может дать тот факт, что в Персеполе ежедневно за счет царя питалось около 15 000 человек.
При Ахеменидах широко применялась такая система землепользования, когда царь сажал на землю своих воинов, которые обрабатывали выделенные для них наделы коллективно, целыми группами, отбывали воинскую повинность и платили определенную денежную и натуральную подать. Эти наделы назывались наделами лука, лошади, колесницы и т.д., и их владельцы должны были выполнять военную повинность в качестве лучников, всадников и колесничих.
В наиболее развитых странах Персидской державы труд рабов довольно широко применялся в основных отраслях экономики. Кроме того, большое количество рабов использовалось для выполнения различных видов домашней работы.
Когда хозяева не могли использовать рабов в сельском хозяйстве или мастерской либо же считали такое использование невыгодным, рабы нередко предоставлялись самим себе с уплатой определенного нормированного оброка с пекулия, которым владел раб. Своим пекулием рабы могли распоряжаться как свободные люди, давать в ссуду, закладывать или сдавать имущество в аренду и т.д. Рабы могли не только участвовать в экономической жизни страны, но также иметь свои печати, выступать свидетелями при заключении свободными и рабами различных деловых сделок. В правовой жизни рабы могли выступать как полноправные люди и судиться между собой или со свободными (но, разумеется, не со своими хозяевами). При этом, по-видимому, не было каких-либо различий в подходе к защите интересов рабов и свободных. Далее, рабы, как и свободные, давали свидетельские показания о преступлениях, совершенных другими рабами и свободными, в том числе, их собственными хозяевами.
Долговое рабство в ахеменидское время не имело большого распространения, по крайней мере, в наиболее развитых странах. Случаи самозаклада, не говоря о продаже себя в рабство, были сравнительно редким явлением. Но в Вавилонии, Иудее и Египте детей можно было отдавать в качестве залога. В случае неуплаты долга в установленный срок кредитор мог обратить в рабов детей должника. Однако муж не мог отдать в залог жену, во всяком случае, в Эламе, Вавилонии и Египте. В указанных странах женщина пользовалась определенной свободой, имела свое имущество, которым она сама могла распоряжаться. В Египте женщина даже имела право на развод, в отличие от Вавилонии, Иудеи и других стран, где такое право имел только мужчина.
studfiles.net
Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов
Иран / Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов
За три тысячи лет до нашей эры в восточной части Малой Азии уже существовало рабовладельческое государство Элам (провинция с похожим названием существует в Иране в наши дни), завоёванное Ассирией в VII веке до нашей эры. Власть ассирийцев была недолгой, и их господство в Эламе уступило место господству мидийцев (в начале VI века до нашей эры), а затем персов. В VI веке до нашей эры территория Персидского государства простиралась от Эгейского моря до Инда и включала, в частности, покорённую персами Месопотамию.
Персия лежит на торговых путях между Европой и Индией, и поэтому многие государства стремились покорить её. В IV веке до нашей эры. Персию завоевал Александр Македонский. В VII веке нашей эры её подчинили себе арабы, превратив находящуюся рядом Месопотамию в центр Арабского халифата. В период его господства древнее верование персов — зороастризм — было сменено исламом.
Завоевание Персидского государства греками (точнее, выходцами с Балканского полуострова), а затем арабами оказало двоякое влияние на персов. Происходит обогащение их культуры, являющейся одной из самых древних в мире. Однако такое культурное взаимопроникновение имело свою специфику. В силу устойчивости культурной традиции персов новые культурные образцы за редким исключением с трудом приживались в их среде. Это порождало чувство превосходства персов перед завоевателями, специфичность их сознания, которое и в наши дни отличает этот народ даже от своих ближайших соседей — тюркских народов, арабов Малой Азии. Данная традиция не была уничтожена даже в ходе продолжительных и часто повторяющихся опустошительных вторжений монгольских орд Чингисхана (XIII век) и войск Тимура (XIV век).
Особое место в истории Персии занимает период правления династии Сефевидов (1502–1736 годы). При этих правителях государственной религией становится шиизм. Начинает проявлять себя идея национального государства. Вместе с интеграцией родственных этносов фарсы (персы) проводят активную экспансионистскую политику в отношении соседей. В 1508 году Персией завоёвана Южная Месопотамия с Багдадом. Стремление установить политическое господство над северо-западными территориями и Закавказьем приводит к жёсткому противостоянию и периодическим войнам с Османской империей. Это соперничество за сферы влияния превратится в устойчивую политическую традицию, последствия которой сказываются и в наши дни. В XVI–XVII веках Персии удалось закрепиться в восточном Закавказье (территории современных Азербайджана, Армении и части Грузии), в то время как Османская империя доминировала в центральном и западном Закавказье. Завоевания в северном направлении привели Персию в конечном итоге в соприкосновение с растущей Российской империей.
В XVI–XVII веках Персия контролировала афганский Кандагар, лежащий на пути в Индию, что позволило персам включить в орбиту своего влияния территории расселения родственных белуджей (сейчас юго-западные провинции Афганистана и северо-западные провинции Пакистана). Афганские правители, в свою очередь, стремились к захвату политической власти в Персии. Однако их господство над Персией (1722–1729 годах) оказалось недолговечным и завершилось изгнанием.
В 30–40-е годы XVIII века Персия осуществила экспансию в Среднюю Азию. Однако к концу XVIII века определяющее влияние на развитие страны стали оказывать Россия и Великобритания.
← Назад | Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов | Вперёд →
www.hyno.ru
Изменение политики Персии. История Персидской империи
Изменение политики Персии
Во время отступления Десяти тысяч Тирибаз, будучи сатрапом Западной Армении, заключил с ними вероломный договор. Его почетной обязанностью было подсаживать на лошадь своего царственного господина. В 392 г. до н. э. его повысили, назначив на непростую должность сатрапа Сард, командующим приграничными боевыми действиями. К нему явились две делегации: одну возглавлял спартанец Анталкидас, а другую — афинянин Конон; были посланники также из Фив, Коринфа и Аргоса. Тирибаз объявил мир, который пожелал даровать царь, важной частью которого был уход греков из Азии. Анталкидас заявил, что спартанцы с радостью уступят Азию, если жители островов и европейские греки останутся независимыми. Столкнувшись с этим полным изменением политического курса со стороны спартанцев, которое явно выдавало лицемерие прежних притязаний на «освобождение», афиняне твердо ответили, что не примут мирный договор, в котором будет записано, что греки, живущие в Азии, находятся в царских владениях. Тирибаз понимал, что этот ответ подразумевает возобновившиеся претензии Афин на создание конкурирующей империи, и посадил Конона в тюрьму, как провинившегося перед Персией. Втайне он дал Анталкидасу денег на строительство спартанского флота, который играл бы роль противовеса.
Спарта созвала съезд представителей Афин, Коринфа и Аргоса зимой 392/1 г. до н. э. Спартанцы выдвинули свои предложения, и афинский оратор Андокидес высказался за их принятие. Будучи консерватором, он, естественно, обошел молчанием сдачу азиатских греков. В Сардах его соотечественники-афиняне громко возражали, когда Лемнос, Имброс и Скирос были включены в число островов, которые должны были получить независимость. В представленном теперь проекте эти три острова были специально исключены из списка автономий и приписаны Афинам, которые этим должны были удовлетвориться. Афины, как доказывал Андокидес, недостаточно сильны, чтобы вернуть себе свою прежнюю империю своими собственными силами; они могут сделать это только с помощью Персии. Даже если Афины разгромят Спарту — но «у нас нет для этого сил» — «если допустить, что мы сделали это, что же тогда нас ждет от рук варваров?», Афины уже заставили царя воевать со спартанцами, персы помогали Конону нанести им поражение на море и положить конец превосходству их флота, и все же Спарта еще желает пойти на уступки, чтобы содействовать миру. Послы поддались на уговоры и ратифицировали предложенный проект договора, но по своем возвращении афинские делегаты были осуждены и высланы из страны, и Андокидес среди них.
Однако политика Тирибаза не нравилась Артаксерксу. Когда этой зимой сатрап поехал ко двору с докладом, он не был отослан назад. Заклятый личный враг Агесилая Струтас занял его должность сатрапа Ионии, которая теперь была отделена от Сард. В качестве сатрапа Струтас выступил как третейский судья в пограничном споре между Милетом и Миусом. Он оказался добрым другом Афин, и спартанцы быстро возобновили войну. Вернулся Фиброн и из Эфеса, Приены, Левкофриса и Ахиллеума начал опустошать территории, все еще верные царю. Эти набеги совершались без должного прикрытия; Струтас захватил Фиброна врасплох, когда тот после завтрака предавался игре с диском, и убил его. Его армия была практически уничтожена персидской кавалерией, но преемник Фиброна Дифридас защитил города, которые приняли предложение Спарты об «освобождении», и получил денежные средства для найма новых наемников благодаря выкупу Тиграна и его жены, дочери Струтаса (391 до н. э.).
По приезде Струтаса Конон получил возможность бежать на Кипр, где он вскоре и умер. Его попадание в опалу изменило положение его покровителя Эвагораса, который вслед за этим объявил себя мятежником, выпустив золотые монеты с изображением «царя Эвагоро», выражаясь древним киприотским языком; вдобавок на них был вычеканен бородатый Геракл со шкурой льва на голове и козел. Большая часть острова была теперь в его власти, и уцелевшие города — Амат, Солы и Китиум — обратились к Артаксерксу.
Хотя Афины формально все еще были другом Персии (при посредничестве Струтаса), они направили свои корабли на помощь мятежнику. Спарта, сражаясь с империей, остановила свой флот в пути (390 до н. э.). Ксенофонт справедливо замечает, что обе стороны действовали вопреки своим интересам; это лишь еще один пример странных противоречий, которые были характерны для этого этапа войны. Милкиатон, сын принца Баалрама и, наверное, дядя Баалмилка, который является последним из известных нам царей Китиума, скопировал Эвагораса, выпустив в обращение золотые монеты, и тем самым также заявил о своей независимости, не сказав ни слова. То, что эта независимость была получена не без сражения, доказывают золотая пластина, которую он подарил своему богу Решуп-Мекалу, «потому что он услышал его голос», и статуя — «потому что с его помощью он победил тех, кто вышел против него, и их помощников».
Приблизительно в то же время, когда прибыл Струтас, в администрации произошла дальнейшая реорганизация. В то время когда Струтас стал сатрапом независимой Ионии, Кария получила автономию под властью своего принца, семья которого давно уже была на первых ролях в Синдии. Сын Мавсола Пиксодар женился на дочери киликийского царя Сиеннесиса. Идриэй был другом Агесилая. Приблизительно в 391 г. до н. э. его сын Гекатомнос, поселившийся в Миласе, был назначен сатрапом Карии, когда-то отделенной, как Иония, от Сард. На монетах Гекатомноса изображен местный Зевс Лабраундский с бородой и в лавровом венке, в длинном одеянии и плаще поверх левого плеча; в его левой руке находится длинный скипетр, а на правом плече у него labrys — сдвоенный боевой топор, который и дал ему его прозвище. Бог и его атрибуты — карийские, но манера изображения — греческая; такова и надпись, в которой назван сатрап, так как карийский алфавит и язык, похоже, вышли из употребления. Другие монеты со львом и условным изображением милетской розы наводят на мысль о том, что Гекатомнос правил также и Милетом.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Билет 39.Внутренняя и внешняя политика Персии при Дарии I.
Продолжая политику своих предшественников, Кира и Камбиза, Дарий I поставил своей целью превратить Персию в самое могущественное государство, которое могло, опираясь на силу своего оружия, господствовать над всеми другими странами. Ещё Кир покорил индийские племена, жившие у Гиндукуша и в долине Кабула, в частности племя гандхара. Это племя упоминает и Дарий в своей большой Бехистунской надписи среди племён и областей, входивших в состав Персидской державы. Очевидно, Дарий превратил в особую сатрапию равнину, расположенную у подножья Соломоновых гор, вплоть до Инда. Стремясь в погоне за индийским золотом, о котором были хорошо осведомлены даже греческие историки, проникнуть дальше в Индию, Дарий послал особый флот под командованием карийца Скилака для обследования течения Инда и морского пути от устья Инда до Красного моря. В этом сказывается стремление Дария укрепить персидское влияние на восточных границах своего государства и даже проникнуть в пределы Северной Индии.
Проблема морских коммуникаций занимала важное место во внешней политике Дария. Для того чтобы теснее связать Египет с Месопотамией и с Ираном при помощи прямого морского пути, Дарий закончил большие работы, начатые фараоном Нехо по прорытию канала от Нила к Красному морю. В надписи, поставленной у Суэцкого канала, Дарий с гордостью писал: «Я перс из Персии... Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Пирава (т. е. Нил. — В. А.), которая в Египте течёт, до моря, которое из Персии идёт. Затем этот канал был прорыт так, как я постановил, и корабли пошли по этому каналу из Египта в Персию так, как моя воля была».
Особенное внимание Дария привлекали страны, расположенные к северу от Ирана. Возможно, что ещё Кир вёл борьбу с северо-восточными племенами, воевал с бактрийцами и саками, и, наконец, погиб во время упорной войны с массагетскими племенами Средней Азии где-то в районе реки Яксарта (Сыр-Дарьи). Во всяком случае, некоторые области, населённые саками, были завоёваны персами ещё до воцарения Дария I. А в перечне областей, входивших в состав Персидского государства при Дарий I, упоминаются Хорезм, Бактрия, Согдиана и несколько племён саков. Для того чтобы окончательно укрепить власть Персии в областях Средней Азии, населённых саками, Дарий I совершил, очевидно, уже в 517 г. до н. э. большой поход против саков, описанный им в последней части Бехистунской надписи в следующих словах: «Говорит Дарий царь: вместе с войском саков я пошёл к стране саков, которая за морем, эта шапку острой носит. Затем я корабельный мост близко к морю восстановил на его месте. От этого корабельного моста прошёл в страну, и я саков сильно разбил, одну часть я схватил, другая часть была приведена ко мне связанной и их первого, наибольшего из них, Скунха по имени, его они захватили и привели ко мне. Там другого наибольшим сделал я, как моя воля была. Затем страна моей стала». Можно предполагать, что во время этого похода против саков Дарий достиг нижнего междуречья рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, а также области, населённой племенем апасиаков, Хотя Дарию и удалось одержать несколько побед над племенами саков и даже взять в плен одного из их вождей, Скунху, изображение которого впоследствии было добавлено к изображениям самозванцев на Бехистунской скале, всё же Дарию не удалось полностью подчинить себе племена среднеазиатских саков. Именно поэтому Дарий I предпринял грандиозный поход против европейских скифов, живших в областях южного Причерноморья (около 512 г. до н. э.). Дарий, очевидно, предполагал, покорив европейских скифов, продвинуться далее на восток и ударить в тыл массагетским племенам, чтобы окончательно подчинить своей власти сакские племена Средней Азии, всегда оказывавшие упорное сопротивление персидским завоевателям. Однако этот план не удался Дарию. Персидские войска, углубившись в территорию, занятую европейскими скифами, чрезмерно растянули свои коммуникации и оторвались от своих баз. После ряда неудач Дарий был принуждён отвести назад персидские войска и тем открыто признать свою неудачу.
Значительно больших успехов добился Дарий во время своих завоевательных походов на запад. Вплотную подойдя к району Эгейского моря, населённому греческими племенами, Дарий начал систематическую подготовку дальнейшего продвижения на запад с целью полного завоевания всех греческих областей. Дарий отправил в Грецию экспедицию во главе с Демокедом, которая объехала всю Грецию и даже добралась до Тарента. Для того чтобы укрепить свой южный фланг, Дарий завоевал Барку, тем самым укрепившись на ливийском берегу Северной Африки. На северном фланге Дарий начал борьбу со скифами и проник во Фракию. Начав борьбу с греками, Дарий завоевал Фракию, Византию, Самос и ряд греческих островов, достигнув побережья Эгейского моря и непосредственно столкнувшись с греческими племенами и государствами.
Беспочвенную мечту о господстве Персии над всем миром пытался осуществить в своей внешней политике и преемник Дария I, Ксеркс (486—465 гг. до н. э.), задумавший покорить все греческие племена и установить своё полное господство во всём районе Средиземного моря. Эту мысль Геродот прекрасно сформулировал в той речи, которую он вкладывает в уста Ксеркса: «если мы завоюем афинян и соседний с ними народ, занимающий землю фригиянина Пелопа, то пределы Персидской земли раздвинем до эфира Зевса. Солнце не будет взирать больше ни на какую страну за пределами нашей: я вместе с вами пройду всю Европу и все земли превращу в одну. Если мы покорим названные здесь народы, то, как говорят, не останется больше ни одного города, ни одного народа, которые дерзнули бы на бой с нами. Итак, мы наложим иго рабства как на виновных перед нами, так и на невинных». Военно-захватническая политика персидской рабовладельческой деспотии, главной целью которой был захват рабов, выражена в этих словах Ксеркса с предельной чёткостью.
Однако эта политика борьбы за мировое господство привела Персию к неминуемой катастрофе. Греческий мир объединился и сумел дать отпор персидскому завоевателю. Древневосточная деспотия оказалась слабее более развитых и более прогрессивных античных обществ и античных государств, объединившихся в своей борьбе против персов.
Реакционные, в частности фашистские, фальсификаторы истории, извращая содержание древнеперсидских надписей, объявили древнеперсидский народ «арийско-нордическим народом Азии», который в силу каких-то особых «расовых свойств» создал величайшее государство древнего Востока, распавшееся якобы лишь по той причине, что «мужественный героизм» «нордической расы» ослабел под влиянием смешения персов и персидской культуры с исконными племенами и культурами Передней Азии, в частности семитской Месопотамии. Однако всё это тенденциозное, реакционное и надуманное построение не выдерживает научной критики. Современная наука не имеет в своём распоряжении каких-либо данных, которые могли бы установить хотя бы отдельные элементы так называемой и явно мифической «арийско-нордической расы Азии», поскольку даже персы уже в древнейшие времена представляли собой в этническом и в культурно-историческом отношении крайне смешанную группу племён.
Столь же антинаучно и утверждение реакционных историков, что скрещение древнеперсидской культуры с культурным творчеством народов Месопотамии привело к упадку самобытной персидской культуры и к ослаблению могущественного Персидского государства. Наоборот, мы знаем, что иранские племена заимствовали у ассиро-вавилонян клинообразную письменность и многие элементы их материальной и духовной культуры, а также государственности. Так, например, персы заимствовали у вавилонян технику изготовления многокрасочной поливной глазури кирпичей (изразцов), при помощи которых создавалась роскошная орнаментация зданий, пережиточно сохранившаяся в Средней Азии. Достижения дорожного строительства и финансовая организация государства были заимствованы персами у вавилонян, ассирийцев и других древних народов Передней Азии. Наконец, формы юридической документации и имущественного права были заимствованы у древних вавилонян. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что скотоводческие племена Ирана что-либо потеряли во время своего общения с высокоразвитыми и древнекультурными земледельческими и оседлыми народами Передней Азии. На основе широкого использования богатейшего культурного наследства древних народов Передней и Средней Азии не погибла, а, наоборот, расцвела культура персидского рабовладельческого государства Ахеменидов.
Внутренняя политика Дария заключалась в том, чтобы упрочить власть рабовладельческой знати, опиравшейся на жречество и свободных персов. Персидские племена не платили дани, не привлекались к работе по строительству дворцов, крепостей, дорог и фактически жили за счет порабощенных племен и народностей. Свободные персы были воинами и составляли ядро персидского разноплеменного войска.
Для упрочения господства рабовладельческой знати было упорядочено военно-административное устройство персидской деспотии. Государство разделили на 20 «сатрапий» (больших провинций) в соответствии с границами прежних государственных образований. Сатрапы были неограниченными правителями: главная их обязанность состояла в том, чтобы держать в повиновении подчиненные области, подавлять восстания и обеспечивать своевременное поступление дани в царскую казну. Размер дани был определен отдельно для каждой сатрапии, собирали дань откупщики - крупные рабовладельцы, которые грабили население сатрапий.
В целом внутренняя политика в период правления Дария была направлена на укрепление господства персидских рабовладельцев и подавление племен и народностей, пытавшихся освободиться от персидского ига. Малейшее недовольство угнетенных жестоко подавлялось. Различные источники говорят о кровавых карательных экспедициях, о массовых казнях непокорных племен и народностей.
Для быстрой переброски войск большое внимание уделялось развитию сети дорог. Дороги пересекали персидское государство во всех направлениях. Через каждые 20 км на дорогах были построены укрепленные пункты с гарнизонами, через 5 км стояли пикеты всадников, которые обслуживали правительственную почту. Широкая сеть путей сообщения обеспечивала быструю переброску мелких и крупных отрядов войск к любому пункту огромной рабовладельческой деспотии.
В каждой сатрапии «мелись крупные постоянные гарнизоны, которыми руководили военачальники, не подчинявшиеся сатрапам; военачальники и сатрапы взаимно контролировали друг друга. Гарнизоны нескольких сатрапий подчинялись одному начальнику военного округа. Всего в стране было 5 военных округов.
Персидские рабовладельцы создали большое войско, ядро которого составляли телохранители царя: 10 тысяч отборной пехоты («бессмертные»), тысяча алебардистов (алебарда - топорик на длинной рукоятке), тысяча конных телохранителей и боевые колесницы.
Перед большими походами производился набор войск в сатрапиях. Эти войска представляли собой пестрые отряды с различным вооружением и различными приемами боя. Наиболее боеспособными воинами в персидской пехоте были персы, мидяне и бактрийцы. В составе персидского войска были отряды наемников, в том числе греки. Войско сопровождал огромный обоз и большое количество обслуживавших его рабов. Персидское войско было большим, но неоднородным как по составу, так и по вооружению. Большую часть составляли всадники и пешие лучники. Главным оружием персов был лук. Метательный бой был основным видом боя. Мечи и короткие копья являлись второстепенным оружием. Плетеный щит и чешуйчатый панцырь были предохранительным вооружением.
Боевые колесницы продолжали составлять значительную часть войска и «...могли быть полезны на совершенно ровной поверхности против такой пестрой толпы, какою была сама персидская пехота...», но против плотного строя или против легких войск, действовавших на пересеченной местности, были бессильны: лошади пугались и топтали свою пехоту. Персы пытались усовершенствовать боевые колесницы, приделав к колесам ножи и серпы. Но и эти усовершенствования не изменили положения. Боевые колесницы как род оружия отжили свой век, так как бороться с регулярными войсками они не могли.
Организационно персидское войско делилось на тысячи, сотни, десятки. Боевой порядок состоял из крыльев, которыми командовали члены царской семьи.
В период правления Дария персы включили в состав деспотии западные области по реке Инд, а в 512 году до н. э. предприняли поход в Скифию с целью ее порабощения. Но скифы отстояли свою независимость. Это был первый отпор завоевательной политике персидских рабовладельцев, который положил начало освободительной борьбе порабощенных народов против персидского ига.
В 500 году до н. э. против господства персов восстали греческие города, расположенные на побережье Малой Азии. Подавив это восстание, персидские рабовладельцы решили покорить греков, живших на Балканском полуострове. Эта борьба продолжалась свыше полувека и закончилась в пользу греков, в результате чего еще больше углубились внутренние противоречия персидской деспотии.
В состав огромной персидской деспотии входили разнообразные племена и народы, имевшие свой язык, религию, обычаи и стоявшие на разных ступенях общественно-экономического развития. Деспотия не имела своей экономической базы. «Это отделение человека от человека было одной из основных причин гибели древнего Востока».
Наряду с обострением борьбы порабощенных племен и народностей за свое освобождение от персидского ига, вследствие быстрого роста социального неравенства, углубились противоречия у самих персов. Росло число неимущих свободных персов, которые были недовольны правящей верхушкой, осуществлявшей внутреннюю и внешнюю политику в интересах крупных рабовладельцев.
Отсутствие экономической базы, религиозные противоречия, освободительная борьба порабощенных племен и народностей, обострение классовой борьбы между рабами и рабовладельцами, между имущими и неимущими свободными персами, - все это делало непрочным тыл персидской армии. Да и сама армия резко изменилась, так как теперь господствующий класс стал перекладывать тяготы военной службы на наемников, которые во второй половине V века до н. э. составили значительную часть персидского войска. Отсутствие прочного тыла и низкая боеспособность войска - вот основные причины поражений персов, начало которым положили воинственные скифы.
В войнах персидской рабовладельческой деспотии зародилась новая структура войска: боевые колесницы потеряли свое прежнее значение, средством маневра стала иррегулярная конница - предшественница регулярной конницы.
Новые моменты мы наблюдаем и в организации набора войска; набором ведали специальные начальники военных округов. Обязанности военачальника были отделены от обязанностей сатрапа.
Постоянное войско, состоявшее из телохранителей царя, гарнизонов сатрапий и отрядов наемников; являлось ядром большого разноплеменного персидского войска. Слабость его заключалась в непрочности тыла, в отсутствии единой политической и моральной основы, что нельзя было компенсировать за счет увеличения количества войска. Скифские племена и греческая рабовладельческая милиция успешно отразили нашествия персов.
lektsia.com
Первые военные вмешательства Персии в политическую жизнь Греции | history-thema.com История
НАКСОССКИЙ И МИЛЕТСКИЙ КОНФЛИКТЫ
В покоренной персами малоазийской Ионии все усиливался произвол сатрапов и тиранов. Обострялись отношения между угнетенными народами и ставленниками персов. Вскоре Иония стала напоминать пороховой погреб и для взрыва нужна была лишь одна искра.
В это время в Эгейском море на острове Наксос шло ожесточенное противостояние между демосом и правящей там аристократией. Борьба вылилась в восстание, в ходе которого народ изгнал аристократов. Те бежали в Ионию и обратились за помощью к правителю ионийского города Милета – Аристагору. Тот решил восстановить в Наксосе аристократическое правление, присоединив Наксос к Персидской державе. Таким образом, Аристагор хотел заслужить особую милость Дария I. Царь дал ему персидский военный отряд. Однако в Наксосе войско Аристагора потерпело поражение. Как сообщает Геродот, Аристагор испугался гнева царя и, вернувшись в Милет, призвал его жителей восстать против владычества персов, пока Дарий I не успел еще добраться до Милета. Возможно, в действительности он испугался своего же народа, который в Милете пострадал от Наксосской экспедиции в первую очередь.
В Милете в 500 году до н. э. вспыхнуло против персидского ига восстание. Аристагор отказался от власти тирана. Следом за Милетом взбунтовалась вся Иония. Восставших греков поддержали коренные жители Малой Азии– карийцы, тоже угнетенные властью персов. Постоянно дислоцирующиеся в Ионии персидские войска были разгромлены, сатрапы бежали.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО БАЛКАНСКОЙ ГРЕЦИИ В ИОНИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ
Предводительствовавший восстанием Аристагор понимал, что это лишь действие эффекта неожиданности. И пока персы не оправились от удара, нанесенного восстанием, Аристагор отправился в Балканскую Грецию за помощью.
Однако в Греции боялись столкновения с Персидской державой. На призыв Аристагора откликнулись только Афины и Эретрия на острове Эвбея, которые страдали из-за блокирования персами их торговых путей. Афины послали в Ионию против персидского флота 20 военных кораблей, Эвбея – 5.
Следом за Ионией взбунтовалась Пропонтида с крупной греческой колонией Византием.
Персы ввели в мятежные провинции войска.
Война длилась шесть лет.
После того, как греческий флот вернулся на родину, персам удалось (494 год до н. э.) подавить восстание, несмотря на то, что восставшие отчаянно сопротивлялись. Милет был разгромлен, все мужское население перебито, а женщин и детей продали в рабство.
1 033
history-thema.com
Почему и как распалась Персия
История Персии
Персия - одно из старейших государств в Древней истории, с 1935 года стала называться Иран. Персидская цивилизации насчитывает более нескольких тысяч лет. На территории современного Ирана уже в 3 тыс. до н.э. возникло древнейшее государство – Элам.
Понятие «Персия» чаще всего применяется к Персидским империям Ахеменидов (6-4 век до н.э.) и Сасанидов (3-7 века н.э.). В основе образования государства, лежало покорение и подчинение одних племен другими. В борьбе за независимость, объединение персидских племен выросло и окрепло, что дало возможность царю Киру (558-529 до н.э.) из рода Ахеменидов восстать против мидян и увенчать свою борьбу полной победой. Преемники Кира продолжали расширять господство Персии на завоеванные народы.
Но окончательное формирование Персии как рабовладельческого строя, происходит при Дарии Гистапс (522-486 до н.э.) из рода Ахеменидов.
Войны Дария привели к тому, что в кон. 6 в. до н.э. держава объединяла земли Персии, Азии, Фракии, Македонии, Вавилонии, Египета, Финикии, Сирии, Палестины, части Закавказья, Аравии и части Индии.
Ослабление могущества Персии и ее падение
Политика покровительства жречеству и забота о торговле какое-то время примиряли крупных рабовладельцев в завоеванных странах с владычеством персов. Однако, завоевательные походы Дария и его приемников сопровождались массовым угоном и порабощением военнопленных. Подати доводились ростовщиками до полного разорения и обнищания населения, что выливалось постоянными восстаниями. Вследствие освободительных движений и внутренних противоречий, целостность и мощь державы была подорвана.
Свое существование империя Ахеменидов прекратила после решающего сражения войск под предводительством Александра Македонского в 331 г. до н.э. при Гавгамелах. Народы и страны бывшей Персии приняли нового завоевателя – Александра Великого.
Просмотров: 4175 | Дата публикации: Суббота, 16 апреля 2016
pochemu.org
История: Персия и Греция перед началом греко-персидских войн | history-thema.com История
VI – V века до н. э. были эпохой крупных перемен, волнений и государственных переворотов для греческих полисов Балканского полуострова. В Афинах после долгого болезненного противоборства сторон аристократии, тиранов и демоса были проведены реформы Клисфена, окончательно установившие в Аттике демократический общественно-политический строй.
Привилегии аристократии были значительно урезаны и в ряде других полисов, поэтому представители знатных родов искали любые способы вернуть себе власть обратно. В большинстве полков, остававшихся аристократическими, знать тоже чувствовала, что ее власть колеблется и, конечно, изо всех сил стремилась ее удержать.
Политическая разобщенность греков, постоянный конфликт между знатью и демосом делал Грецию слабозащищенной перед внешним врагом. Разлад по поводу внешней политики постоянно происходил не только между разными областями Греции, но и среди населения внутри одного полиса. Поэтому, несмотря на то, что греки понимали опасность угрожающе растущей мощи Персидской державы и расширения персидской экспансии в Средиземноморье, они не могли принять каких-либо действенных мер по своей защите от исходящей из Азии угрозы. Более того, некоторые из кругов аристократии даже надеялись с помощью персов вернуть или укрепить свою власть.
Персы во главе с Дарием I прекрасно понимали это. При дворе царя сложился план быстрого захвата Балканского полуострова и расширения границ империи на все Средиземноморье.
Персидская держава Ахеменидов возникла в середине VI века до н. э., когда после 550 г. до н. э. царь персов Кир покорил другой ирано-язычный народ – мидийцев, захватил Месопотамию и Малую Азию, перенеся столицу персов в Сузы. Камбиз — сын Кира –завоевал Египет.
После смерти Камбиза в 522 г. до н. э. к власти пришел Дарий I. Он усовершенствовал систему управления огромной персидской державой. Была построена сеть дорог для перевозки товаров, собираемой с покоренных народов дани и передвижения войск.
Непомерно большой размер дани превращался фактически в грабеж населения и экономических ресурсов державы, что приводило к упадку экономики. Поэтому персидские правители стремились к покорению все новых, еще не истощенных поборами земель.
С захватом Малой Азии под власть персидской державы попали ионийские города. Грекам – малоазиатам пришлось выплачивать Персии тяжелую дань, которую собирали с них наместники царя – сатрапы.
Дарий I, продолжая захватническую политику Персидской державы, в 513 г. до н. э. организовал поход на Фракию. Фракийцы не выдержали персидской экспансии и вынуждены были покориться завоевателям. С их земель персидская армия вторглась в Македонию, непосредственно граничащую с Балканской Грецией .
Завоевав Македонию, Дарий I повел войска в причерноморские степи – во владения ирано-язычных кочевников – скифов. Однако те предприняли полупартизанскую тактику сопротивления, выдержать которую в засушливых степных условиях персам оказалось не под силу.
Оставив земли скифов в покое, Дарий I наложил дань на македонцев и фракийцев, а так же на греков из Византия и других колоний по берегам Мраморного и Эгейского морей. Это привело к обострению отношений между балканской Грецией и Персидской державой, так как помимо того, что последняя вплотную придвинула к Греции свои границы, она еще и перекрыла пути сообщения ее с северным Причерноморьем, откуда в Грецию поступали самые необходимые товары, в том числе – хлеб. Захваченные Персией греческие колонии потеряли связь с метрополией и непомерно угнетались назначенными Дарием I тиранами и сатрапами.
Надеясь оказать давление на Грецию и спровоцировать ее на то, чтобы она дала повод персам для начала завоевания Балканского полуострова, Дарий I активно пособничал финикийцам – торговым конкурентам греков. В своем противостоянии с Грецией он делал главную ставку на ее политическую раздробленность и внутренние противоречия, охватившие тогда каждый греческий полис: персидский царь был уверен в помощи греческой аристократии, чье привилегированное положение на родине заметно пошатнулось.
Обе стороны (Персия и Греция) в описываемое время находились в преддверии неизбежной большой войны.
О первых военных вмешательствах Персии в политическую жизнь Греции читайте в одной из следующих статей.