Древние болгары. Международный Фонд Исследования Тенгри
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Великая Болгария. Древние болгары


Великая Болгария - это... Что такое Великая Болгария?

Вели́кая Болга́рия (Булгария) (греч. Παλαιά Μεγάλη Βουλγαρία) — кратковременное объединение булгарских племён (632—ок.

671), возникшее в степях Восточной Европы вскоре после распада державы гуннов. Основная территория располагалась в причерноморских и азовских степях.

Основу объединения составило булгарское племя кутригуры, которому с привлечением славян и остатков антов удалось освободиться от власти аваров, чьё могущество было подорвано неудачной попыткой захвата Константинополя (626).

История

Создание государства

Хану кутригуров Кубрату (632—665) удалось объединить свою орду с другими булгарскими племенами утигуров (находившихся ранее в зависимости от тюркютов), и оногуров (возможно хунногуров, хунгуров). Обединение булгарских племен начал хан Орган, дядя Кубрата, который прибывая в Константинополе принял христианство и оставил малолетнего Кубрата на попечителство византийского императора как залог мира. Куб­рат, после возвращения из Константинополя ус­пеш­но про­дол­жал на­ча­тое Ор­га­ной объ­е­ди­не­ние бул­гар­ских пле­мен и ос­во­бо­ж­де­ние их из-под вла­сти За­пад­но-Тюрк­ско­го ка­га­на­та. Ни­ки­фор (IX в.), опи­сы­вая со­бы­тия под 635 г., от­ме­чал: «В те же са­мые вре­ме­на вос­стал вновь Кув­рат, род­ст­вен­ник Ор­га­ны, го­су­дарь гун­но-гун­ду­ров, про­тив авар­ско­го ка­га­на и весь на­род, ко­то­рый нахо­дился во­круг не­го, под­вер­гая ос­корб­ле­ни­ям, про­гнал из род­ной зем­ли. (Кув­рат) при­слал по­слов к Ирак­лию и за­клю­чил с ним мир, ко­то­рый они со­хра­ня­ли до кон­ца сво­ей жиз­ни. И Ирак­лий по­слал ему по­дар­ки и удо­стоил са­на пат­ри­кия». Н. Я. Мер­перт убе­ди­тель­но до­ка­зал, что Ни­ки­фор сло­ва сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка епи­ско­па Ио­ан­на, что «си­лой и све­том жи­во­тво­ря­ще­го кре­ще­ния он (Куб­рат) по­бе­дил всех вар­ва­ров и языч­ни­ков», вос­при­нял как его по­бе­ду над ава­ра­ми, в то вре­мя как это бы­ло из­гна­ни­ем тю­рок. Ос­во­бо­див­шись из под вла­сти За­пад­но-Тюрк­ского ка­га­на­та, Куб­рат рас­ши­рил и ук­ре­пил свою дер­жа­ву, ко­то­рую гре­ки на­зы­ва­ли Ве­ли­кой Бул­га­ри­ей.

Правление Кубрата

Кубрат (Курт или Хуврат) родился ок. 605 и воспитывался при дворе византийского императора. В 632 Кубрат взошёл на престол. Кубрат женился в 635 на дочери богатого грека Евдокии. От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция.

Великая Болгария при хане Кубрате была независима как от авар, так и от хазар. Но если с запада опасность миновала полностью в виду ослабления Аварского каганата, то с востока постоянно нависала угроза. Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве булгарские племена и противостоять опасности. Примерно в 665 Кубрат умер. Его могила, возможно, находится около села Малая Перещепина Полтавской области Украины, где было найдено богатое захоронение кочевого вождя, содержащее большое количество золотых и серебряных предметов и печать с монограммой, в которой возможно прочтение имени Кубрата.

Распад государства

После смерти Кубрата территорию Великой Болгарии поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из сыновей Кубрата возглавил свою собственную орду, и ни у кого из них в отдельности не достало сил, чтобы соперничать с хазарами. В ходе столкновения с хазарами, воследовавшего в 660-е гг., Великая Булгария прекратила своё существование.

Чёрные болгары

Старший сын Батбай (Батбаян) со своей ордой остался на месте. Второй сын Кубрата — Котраг перешёл Дон и поселился напротив Батбая. Эти группы стали хазарскими данниками и впоследствии были известны под именем «чёрных болгар». Они упоминается в договоре князя Игоря с Византией. Игорь обязуется защищать византийские владения в Крыму от нападений чёрных болгар.

Волжская Булгария

Группа булгарских племён двинулась на север и, обосновалась впоследствии на средней Волге и Каме, где возникла Волжская Булгария. Волжские булгары, являются предками населения Поволжья в лице чувашей.Потомками булгар являются и казанские татары.

Дунайская Болгария

Третий сын Кубрата — Аспарух со своей ордой ушёл на Дунай и ок. 650, остановившись в районе нижнего Дуная, создал Болгарское царство. Местные славянские племена, не имевшие опыта создания государств, попали под владычество булгар. С течением времени булгары слились со славянами, и из смешения Аспаруховых булгар и вошедших в его состав различных славянских и остатков фракийских племен сложилась болгарская нация. Потомками Котрага являются в Волжской Болгарии казанские татары.

Булгары в Воеводине и Македонии

Четвёртый сын Кубрата — Кубер (Кувер), со своей ордой Кубер двинулся в Паннонию и примкнул к аварам. В городе Сирмий он сделал попытку стать каганом Аварского каганата. После неудачного восстания он привел свой народ в Македонию. Там он осел в районе Керемисия и сделал неудачную попытку захвата города Салоники. После этого он исчезает со страниц истории, и его люди обьединились со славянскими племенами Македонии.

Булгары в Южной Италии

Пятый сын Кубрата — Альцек ушёл со своей ордой в Италию. Около 662 г. он устроился во владениях лангобардов и попросил землю у короля Гримоальда I Беневентского в Беневенто в обмен на военную службу. Король Гримуальд отправил булгар к своему сыну Ромуальду в Беневенто, где они и осели в Сепини, Бовиане и Инзернии.[1][2] Ромуальд принял булгар хорошо и дал им земли. Он также распорядился, чтобы титул Альцека был изменен с герцога, как называет его историк Павел Диакон, на гастальдия (имеется в виду возможно титул князя), в соответствии с латинским названием.[3]

Павел Диакон завершает рассказ о булгарах Альцека так: И они живут в этих местах, про которые мы говорили, до теперешнего времени, и хотя они говорят и на латинском языке тоже, но все-таки ещё до конца не отказались от использования своего языка.[1][3]

Раскопки в некрополе Виценне-Кампокьяро около Боино которые датируются VII веком, среди 130 захоронений, было 13 лиц похороненых вместе с лошадьми и артефактами немецкого и аварского происхождения.

Литература

  1. Абрар Каримуллин «Булгары — этнос и этноним», Казань
  2. Артамонов М. И. «История хазар». Л.,1962.
  3. Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура.(домонгольский период X-нач. ХIII века, Казань, 1990
  4. Евгени Константинов, «Дрезговини», роман, София, «Народна младеж», 1960.
  5. Мирфатых Закиев, Я.Кузьмин-Юманади «Волжские булгары и их потомки», Казань, 1993
  6. Попов А., «Обзор хронографов русской редакции», 1866.
  7. Риза Бариев «Философские аспекты этногенеза волжских булгар»
  8. Риза Бариев «Волжские булгары: история и культура», СПб, 2005
  9. Ризаэддин Фахретдинев «Болгар вэ Казан тереклэре», Казан, 1993
  10. Сиротенко В. Т. Введение в историю международных отношений в Европе во второй половине IV — начале VI вв. Часть I. Источники. Пермь, 1973.
  11. Сиротенко В. Т. История международных отношений в Европе во второй половине IV — начале VI в. Пермь, 1975
  12. Г. В. Вернадский. «Древняя Русь».
  13. Бичурин Н. Я., «Собрание сведений».
  14. «Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта», 1884—1887.
  15. Мизиев И. М., «История Карачаево-балкарского народа».
  16. «Краткая история Болгарии (С древнейших времен до наших дней)», издательство «Наука», Москва, 1987.
  17. Кури Вантер, «История чувашского народа», Чебоксары, библиотека ж-ла «Знамя», 1990.
  18. Сокровища хана Кубрата. Государственный Эрмитаж, АО «Славия», 1997 год.
  19. К. Иречек, «История болгар», Варшава, 1877.
  20. Юхма Мишши, «Древние чуваши», Чебоксары, 1996.
  21. Каховский В. Ф., «Происхождение чувашского народа», 2003.
  22. Халиков А. Х., «Кем без, болгарлармы, татартармы? Кто мы — булгары или татары?».
  23. Д. Немет, венгерский исследователь, ""
  24. Иоахим Вернер, «Захоронение в Малом Перещеннине и Кубрат, хан болгарский», «Софийские новости» газета, 1985, 9 января.

Исторические кинофильмы

  • «Аспарух хан», кинофильм, реж. Людмил Стайков, по роману Веры Mутафчиевой «Предсказаное Паганэ», София, Болгария.

Примечания

  1. ↑ 1 2 (Pauli Diac. HL, V, 29)
  2. ↑ (Златарски. История, I, 1, с. 173).
  3. ↑ 1 2 История лангобардов, книга 5, Павел Диакон

Ссылки

dic.academic.ru

Древние Болгары

Древний город Болгар расположен на левом берегу Волги в 140 километрах от Казани, вблизи современного города Болгар, административного центра Спасского муниципального района. Площадь городища - 550 га, а протяженность его укреплений - 5,63 км.

  Религиозная святыня и историческая родина поволжских татар, известная в мусульманском мире как «Северная Мекка», расположена в двух часах езды от Казани. Восстановленный здесь уникальный памятник Соборная мечеть хранит свои тайны и легенды. А рядом с мечетью Большой минарет, где с каждой пройденной ступенькой, человек получает прощение за совершенный грех.   Также вниманию туристов открыты уникальный Музей болгарской цивилизации, совмещенный с речным вокзалом, «Памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году» и выставка картин о Древнем Болгаре. Особой популярностью пользуются Ханский дворец, «Дом лекаря» и ремесленные мастерские, а также Белая мечеть и Музей хлеба, расположенные за Южными воротами. Археологи обнаружили на территории древнего городища около 100 каменных построек. К сожалению, почти все они сохранились лишь на уровне фундамента. Сегодня здесь можно увидеть Соборную мечеть, сохранившуюся также на уровне фундамента и угловых башен.   Одна из колонн мечети восстановлена – ее называют Колонной Желаний. Рядом с мечетью – Большой минарет. Тридцатидвухметровая постройка является стилизацией стоявшего здесь ранее минарета. Настоящий минарет XIII века был ниже – 24 метра, и был погублен в 1841 году из-за страсти людей к поискам кладов. Прорытый под минаретом подземный ход привел к тому, что древняя постройка рухнула. Хорошо сохранившийся Северный мавзолей (XIV век) хранит многочисленные надгробия с древних кладбищ – помеченные арабской вязью и даже тюркскими рунами они еще полны тайн, которые ученым предстоит открыть… Наверное, самым интересным и таинственным объектом на территории городища Болгары в Татарстане является кубовидное сооружение с полукруглым куполом – Черная палата. Известна дата ее постройки – середина XIV века, а вот точное назначение не установлено. Существуют различные мнения на этот счет: то ли это мечеть, то ли судная палата. А название «Черная» дана этому сооружению по потемневшим от гари стенам.

  Есть в городище и Белая палата (предположительно – баня), вернее ее фундамент. Зато внутри него расположен лабиринт из стен и перегородок, по которому можно побродить, прислушиваясь к голосу камней, проснувшемуся от вековой спячки под Вашими шагами… На территории кладбища древнего города располагаются еще два уникальных объекта – Малый минарет и Ханская усыпальница. Уникальность малого минарета в том, что до наших времен это едва ли не единственный сохранившийся в России минарет ордынской эпохи. По его темной, покрытой вековой пылью лестнице можно и сейчас совершить восхождение, чтобы полюбоваться великолепной панорамой на мертвое царство старинного города.

  Археологические находки древнего Болгара собраны в музее, открытом в Успенской церкви, что выстроена на территории городища в XVIII веке на фундаменте ханского дворца. Нет сегодня величественного города, но место по-прежнему хранит следы предков поволжских татар, и потому почитается национальной святыней. Сюда совершаются массовые паломничества мусульман. Раз в год в Болгаре проходят торжества, связанные с принятием ислама Волжской Булгарией, собирающие тысячи паломников-мусульман из России и зарубежья, а также красочный фестиваль «Великий Болгар». Есть на Болгарской земле и место паломничества православных христиан. Это храм мученика-чудотворца Авраамия Болгарского, где началось самообновление и просветление икон, а также их благоухание и мирроточение. Возникший в IX-X веках, город стал экономическим, политическим и культурным центром Волжской Булгарии. Его жители занимались скотоводством, рыбалкой и ремеслами. Также они достигли определенных успехов в науке и медицине. А чего стоил знаменитый «Ага базар». Ради него в Болгар с товарами приезжали купцы от Европы и до Китая. В 922 году в город прибыло посольство из Багдада. В результате чего местные жители приняли ислам. Расцвет ни с чем не сравнимого Болгара закончился в 1236 году. «Северная Мекка» была разрушена и сожжена монголами. Но город смог возродиться вновь, хотя былого величия в итоге так и не достиг.

  Древний Болгар издавна привлекал внимание ученых, историков и археологов. Ни в одном другом месте России не сохранилось таких образцов материальной культуры Волжской Болгарии и поздней Золотой Орды. Даже Петр I не смог удержаться от попытки разгадать загадки городища и посетил его в 1722 году. Именно он издал первый указ в области охраны памятников истории и культуры в России.

www.coral.ru

Древние булгары (болгары) на территории современной Украине - археологические подтверждения

Территория Донецкой области еще с VI века входила в исторический ареал обитания тюркских племен, объединение которых привело к созданию Великой Болгарии. Великая Болгария - это раннесредневековое государственное образование, которое располагалось в степях между Северным Кавказом, Нижним Доном и Приазовьем.

Древние боглары (булгары) на территории современной Украины

Возглавил его взошедший на престол в 632 году Великий хан кутригуров Кубрат, которому удалось объединить три отдельных болгарских группы и освободиться от власти аваров. Великая Болгария была признана Византией, и та начала с ней активные торговые и дипломатические отношения. Однако после смерти Кубрата, его сыновья разделились, не вняв завету отца - сохранить единство. Ни один из них не обладал достаточным количеством сил, чтобы на равных соперничать с хазарами, поэтому вскоре Великая Болгария исчезает с исторической арены.

Bulgaria karta

карта Великой Болгари

Часть болгар ушла на Волгу, тем самым заложив основание для появления Волжской Булгарии. Другая часть, во главе с ханом Аспарухом откочевала по землям Приазовья и Поднепровья на Дунай. Там в 681 году в мирном договоре с разгромленным болгарами византийским императором Константином IV было официально признано существование Первого Болгарского царства, ставшего исторической основой для современной Болгарии. Возвращаясь к территории Донецкой области, нужно отметить, что здесь, как в Приазовье, так и в Подонцовье на сегодняшний день известны десятки могильников и поселений древних болгар.

Зливкинский могильник – памятник мирового значения

bulgari kartinaКак наиболее характерный пример памятников древних булгар на территории Украины такого рода можно привести поселение и могильник у хутора Зливки. Ныне это местность между селом Диброва и поселком Ильичевка в Краснолиманском районе. Хутор Зливки получил широкую известность в науке с 1901 года, когда выдающийся русский археолог В.А. Городцов, проводя исследования в данном регионе, раскопал там первый праболгарский могильник, давший название зливкинской культуре древних болгар на территории Украины.

В открытых Городцовым языческих захоронениях, в изголовье, в ногах погребенных, была найдена ритуальная посуда и отдельные вещи. Аналогичные могильники, но уже в 1950-х – 1970-х годах раскапывались в Артемовском районе, в том числе и известным артемовским исследователем С.И. Татариновым.

В 1981 году по просьбе Болгарской академии наук С.А. Плетнева, крупнейший советский специалист по археологии средневековых евразийских кочевников, поручила донецким коллегам найти местонахождение знаменитого Зливкинского могильника, который после В.А. Городцова никто не исследовал.

Донецкие археологи повторно открыли этот могильник, благодаря сохранившимся чертежам, а также консультациям человека, стоявшего у истоков донецкой археологии – Т.А. Шаповалова.

Христианские захоронения Чернецкого озера

Первые же исследования 1982 года дали богатейший материал. Было найдено не только место раскопок самого профессора В.А. Городцова, но открылась вторая часть этого уникального могильника, а именно - христианские захоронения протоболгар (булгар) XI – XII веков на Чернецком озере. Ведущими специалистами этот памятник был единогласно признан древнейшим христианским могильником на юго-востоке Украины.

Здесь, в этих захоронениях по христианскому обряду, была найдена византийская парча, украшавшая воротнички погребенных, а также древнерусская парча с христианской символикой. Благодаря этим артефактам и стала возможной точная датировка времени существования археологического комплекса.

Тогда исследования продолжались до 1986 года. Спустя 25 лет, снова по просьбе Болгарской академии наук, донецкие археологи восстановили старые раскопки на месте булгарских захоронений на террритории Украины. Исследования последнего времени только расширили имевшиеся ранее представления об уникальном памятнике.

В частности было найдено одно из самых интересных христианских захоронений, видимо принадлежавшее первосвященнику. Этот человек был захоронено перед христианским могильником в отдельной могиле с атрибутами погребального обряда, характерного только для классического христианства.

Все это говорит нам о том, что в XI – XII веках в районе Чернецкого озера существовал какой-то христианский центр, который возможно, продолжил свое существование и в более поздний период, на что указывает этимология названия озера («Чернецкое»). Очень вероятна связь этого центра с расположенным поблизости древним Святогорским монастырем.

Первые буддисты донецких степей

В 2011 году у Чернецкого озера, восточнее христианского могильника, было найдено, соответствующее буддийскому ритуалу, крайне необычное захоронение сидящего человека. На сегодняшний день оно является одним из основных подтверждений гипотезы о распространении буддизма в степях Восточной Европы в эпоху Раннего Средневековья. До его открытия существовали лишь отдельные находки, хранящиеся в Донецком областном краеведческом музее, а также еще дореволюционные материалы из Рассавы Русской. В настоящее время известно только два подобных погребения – на территории нашего края, у Чернецкого озера, а также в Поволжье.

Болгарское наследие под эгидой ЮНЕСКО

В 2011 году в Болгарии состоялся научный конгресс, на котором материалы исследований болгарских древностей, выявленных на территории нашего края, были представлены ЮНЕСКО для включения в систему международной охраны археологических памятников, исторического и культурного наследия, которое имеет мировое значение.

Материал подготовлен по рассказу Михаила Львовича Швецова,

руководителя Донецкого центра Института Востоковедения им. А.Крымского НАН Украины

etnodon.com

Булгары

Булгары, болгары ( лат. Bulgares , греч. Βoύλγαρoί , Статистик. болг. прабългары, протобългары ) - Группа кочевых племен, населявших во второй половине V века степи Причерноморья и Приазовья в Каспий и расселились оттуда в Подунавье, Среднее Поволжье и ряд других регионов. Участвовали в зарождении таких современных народов как болгары, казанские татары, гагаузы, чуваши, балкарцы, русские и передали свое имя государству Болгария. В современной историографии для их обозначения используются также термины протоболгары, праболгары, древние болгары, древние болгары.

1. Название и происхождение

В современной российской историографии, чтобы отличать современных и древних болгар, название б о лгары используется для обозначения народа, населяющего современную Болгарию. Древних болгар - население Волжская Болгария, предков современных болгар а также многих других современных народов чаще называют бы в лгары.

Форму "булгары", используя твердое У, использовали византийцы. Современные болгары называют себя българы, используя твердую гласную "Ъ". В английском языке используется название bulgars (балгарс).

Исследуя происхождение названия и историю древних болгар следует помнить, что в разные времена, разные источники, особенно западноевропейские, могли называть болгарами племена разного происхождения, которые входили в единое государственное образование, союз племен - древнюю Болгарию с центром на Волге (Итиле). Таким образом, рассматривая вопрос о происхождении древних болгар следует четко разделять вопросы происхождения племен, которых называли болгарами в разные времена в разных источниках и происхождение племени, которое образовало древнюю Болгарию.

Ничего дивног в такой постановке вопроса нет. Свободное использование названия болгары в различных источниках для обозначения различных племен, входящих в одно государственное образование имеет свои параллели. Достаточно вспомнить, что подобную ситуацию можно наблюдать с такими названиями как скифы, сарматы, гунны, монголы, ромеи и даже русские (русские, Russians) - названия, которая использовалась в XX в. во многих западноевропейских работах для обозначения всего населения, которое населяло Советский Союз (такой же союз народов в одном государстве как древние Болгария, Монгольская империя, Скифия, Сарматия, Ромейское и Русское империи).

Таким образом, хотя первоначальное происхождение названия "болгары" и имеет определенное значение, но до реального происхождения тех или иных племен, населявших древнюю государство Болгария оно МЕ лишь отдаленное отношение. Это название может быть иностранным даже по отношению к племени, которое создало данный союз, так как это название (именно в виде болгары, Волгарь, Vulgares) впервые встречается в чужеземных по отношению к древней Болгарии источниках. Также нет ничего удивительного, что потомками древних болгар (древнего союза племен) считают себя достаточно разные современные народы - славянские, тюркские и угро-финские, говорящих на разных языках и исповедующих различные вероучения (христианство, ислам и другие)

2. Транскрипция и самоназвание народа

Вариации корневого звука "О" или "В" зависят от особенностей разных языков. В оригинале корневой звук гласной буквы после Б звучал бы нечто среднее между громкому "Ъ" в болгарском языке, приглушенным У и О. Современные болгары называют себя "българы", используя твердую гласную "Ъ". Название "булгары", используя твердое У, употребляли греки.

3. Происхождение первых болгар и их названия

Первое упоминание о болгар содержится в латинском хронографе 354 года, где в списке племен и народностей Причерноморья и Прикаспия (потомков Сима) на последнем месте упоминаются булгары (Vulgares). [13]

Древнейшее ретроспективная упоминание булгар содержится у армянского историка V в. Мовсеса Хоренаци. По его словам при армянском царе Аршак I, сын Вагаршака, булгары поселились на армянских землях: "В дни Аршака возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгар; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну."

Древняя родина булгар согласно карте Средней Азии из армянского географического атласа "Ашхарацуйц" реконструированной академиком С.Т. Еремяном.

Прародина булгар не известна. По одной из точек зрения они были частью огузського массива племен, первоначально жили в Центральной Азии и называемых в китайских источниках "Тиела". В последнее время среди болгарских историков определенную популярность имеет теория иранского происхождения. Согласно этому взгляду древние булгары были ираноязычные и жили в зоне, расположенной между западной частью Гиндукуша, Парапамизом и рекой Оксус - (Аму или Хигон), отделявшую ее от севернее Согдианы. В древности эта местность называлась Бактрия (греч.), или Балхар (самоназвание), со столицей - город Балх (отсюда название "болгары"). [1] [2]

В армянском географическом атласе VII в. "Ашхарацуйц", основанном на боль древних источников, племя булхы [3], помещается рядом с саками и массагетов. [4]. Агафий Миринейський, рассказывая о нападении хана Забергана в 558 год, дал краткое описание древней истории "гуннов" (булгар), которые когда-то жили в Азии по Имейською горой:

"Народ гуннов некогда обитал вокруг то части Меотидского озера, которая обращен к востоку, и жил севернее реки Танаиса, как и другие варварские народы, Которые обиталы в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннам, или скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались котригурамы, другие утигуров ". [5]

Феофилакт Симокатта в описании войн между племенами Тюркского каганата локализовал родину уннугурив (вероятно булгарское племя) в Согдиане (область на границе Афганистана, Узбекистана и Таджикистана, окруженная Гиндукушем): "Только Бакаф, некогда построенный уннугурамы, был уничтожен землетрясением, и Согдиана испытала на себе и мор и землетрясение". [6]

Михаил Сириец [7] передал легенду о трех братьях "скифов", которые вышли из горы Имаон (Памир, Гиндукуш, Тянь-Шань) в Азии и пришли к Танаиса (Дона):

"В то время три брата из Внутренний Скифии вели с собой тридцать тысяч скифов и за шестьдесят дней прошли путь от горы Имаона. Они шли в зимнее время, Чтобы находить воду, и достигли Танаиса и моря понтийского. Когда они достигли границ ромеев, один из них, по имени Булгариос, взял с собой десять тысяч мужей и отделился от Своих братьев. Он пересек реку Танаис и подошел к Дунаю, впадающему в Понтийское море, и послал (Своих представителей) к Маврикии просит дать ему область, Чтобы поселится в ней и пол помощью ромеев. Император предоставила ему Дакию, верхнюю и нижнюю Мезии ... Они обосновались там и стали охраной для ромеев. И ромеи назвали их булгарами ... Другие два брата пришли в страну аланов, называемую Барсалия (Берсилия) и города которой ни были построены ромеями, например Каспий, именуемый ворота Траяна ( Дербент). Булгары и пугуры, населявшие Эти места, в старые времена ни были христианами. И когда иноземцы начавшего правит Этой страной, они стали называться хазарами по имени старшего из братьев, которого звали Хазариг (Казариг). " [8]

Существует также версия о связи названия болгары с рекой Волга, которое оспаривается современными историками на основании того, что нчебто названий Волга имеет славянское происхождение, а первые болгары не могли быть славянами. Но, во-первых, в IV в., Когда в источниках впервые появляется название Vulgares (болгары) уже можно говорить о зарождении славян, во-вторых, славянские племена были тесно связаны с более древними сарматами, о чем говорят много средневековых источников и в третьих, как было сказано выше, название болгары могла заимствоваться не только с языка первых болгар, но и из языков соседей (например тех же славян), с которыми контактировали ромеи - греки и латиняне.

Также стоит обратить внимание на то, что именно во времена гуннского (болгарского) нашествия на Западную Европу в латинском языке появляются такие слова как вульгарный (Vulgar) в значении простонародный, и название латинского перевода св.Письма - Vulgata.

Версия о связи древних болгар с более поздним, славяноязычных населением Волги и близких к ней регионов встречается в славянских источниках на протяжении XVI-XVIII вв. Донские и запорожские казаки рассматривали себя как потомков булгар. В работе XVIII в. "История Русов или Малой России" вероятно написанной Георгием Конисским встречаются такие строки:

"Сами Славяне и того больше себе названий наделали. Болгарами называли тех, которые жили над рекой Волгой; печенегами тех, питавшиеся печеной пищей; Полянами и половцами, которые жили на полях или в степях безлесных; древлянами - жителей полисных, а Козара всех тех, ездили верхом на лошадях и верблюдах и совершали набеги, а сие название получили наконец и все воины славянские, избранные из их же породы для войны и обороны отечества, которой служили в собственной доспехов, комплектуючись и сменяясь также своими семьями. Но когда в пору войны выходили они за свои пределы, то другие гражданского состояния жители давали им помощь, и для этого заведена была у них складка общественная, или налог, прозванный наконец с негодованием дань козарам ". (См. [5])

4. Ранняя история булгар

Видимо, булгары - это одна из первых групп племен продвинулись в Европу в ходе Великого переселения народов. Первое упоминание о них содержится в анонимной латинской хронографа и датируется 354 годом н.э. Во 2-й половине IV века какая-то часть булгар проникла в Армению. Далее свидетельств об их активности нет, вплоть до распада Гуннской империи. Это дает основания предполагать, что булгары входили в тот огромный союз племен, который современники именовали гуннами.

К концу V века становятся известны два основных булгарских племени: кутригуры и утигуров. Последние расселяются по берегам Азова в районе Таманского полуострова. Кутригуры поселяются между изгибом нижнего Днепру и Азовским морем, контролируя в том числе и степи Крыму до потолка греческих колоний на полуострове.

В это время булгары ведут кочевой образ жизни. Они периодически (часто в союзе с другими, в частности славянскими племенами) беспокоят границы Византийской империи. Так, в 539 - 540 годах булгары проводят рейды по Фракии к Эгейскому побережью и по Иллирии к Адриатического моря. В то же время значительное число булгар поступает на службу к императору. Например, в 537 отряд булгар принимает участие в оказании помощи византийскому гарнизону, осажденному готами в Риме. Известны случаи и вражды между двумя основными племенами булгар, которые умело разжигала византийская дипломатия. Чтобы обезопасить свои границы от слишком беспокойных соседей, которым были кутригуры, император Юстиниан с помощью богатых подарков и денег направил против них силы восточной ветви булгар - утигуров. В результате кутригуры проиграли, но вскоре два племени вновь смогли объединиться против империи.

У 558 орды булгар (в основном кутригуры) под руководством хана Забергана вторгаются в Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополь. Лишь ценой больших усилий византийцам удается отбросить силы Забергана. Но войско хана все еще было сильным и представляло большую опасность для столицы империи. Несмотря на это булгары возвращаются в свои степи. Причиной тому служат известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары, во главе с ханом Баяном.

Византийские дипломаты незамедлительно использовали авар для борьбы против булгар, грозили Константинополю. Зато новым кочевникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварский армия была малочисленна (по некоторым данным 20 тыс. всадников), она оказалась сильнее. Возможно потому способствовало бедственное положение авар - они спасались бегством от тюрков (тюркютов), что шли следом за ними. Первыми подвергаются нападению утигуров ( 560), затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригурив. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшая судьба кутригурив тесно связана с политикой авар.

Примерно 566 г. передовые отряды тюрков достигают берегов Черного моря в районе устья реки Кубань. Утигуров признают над собой сюзеренитет тюркского кагана Истеми и уже в составе его войска участвуют в захвате древней крепости Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581 появляются под стенами Херсонеса.

После ухода авар в Паннонию и ослабления Тюркского каганата, который через внутренние неурядицы потерял контроль над своими западными владениями, булгарские племена вновь получили возможность заявить о себе. Их объединение связано с деятельностью хана Кубрата. Этот правитель, возглавлявший племя унногундурив, с детства воспитывался при императорском дворе в Константинополе и в 12 лет был крещен. В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария. Ее территория занимала юг современной Украины до Днепра и Предкавказья к Кубани. У 634 - 641 Кубрат заключил дружественный союз с византийским императором Ираклием. Однако после смерти Кубрата (ок. 665), его империя распалась, поскольку была разделена между его многочисленными сыновьями. Этим разделением воспользовались хазары. Старший сын Кубрата - Батбаян остался в Приазовье и стал данником хазар. Другой сын - Котраг, пожалуй, в таком же статусе, переселился на правобережье Дона. Третий сын - Аспарух под давлением хазар ушел со своими людьми на Дунай, где подчинил местное славянское население, положив начало современной Болгарии. В 865 году хан Борис принял христианство. Смешение булгар со славянами привело в дальнейшем к возникновению славянской болгарской народности.

Еще двое сыновей Кубрата - Кувер (Кубер) и Альцек (Алцек) ушли в Паннонию, к аваров. Одна группа булгар, руководимых Кувер, играла важную роль в политике Аварского каганата. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешел на сторону Византии, и поселился в Македонии. Згодом, ця група мабуть увійшла до складу дунайських болгар. Інша група на чолі з Альцеком втрутилася в боротьбу за престолонаслідування в Аварському каганаті, після чого була вимушена бігти і просити притулку у франкського короля Дагоберта (629 - 639 рр.) в Баварії, а потім поселитися в Італії поблизу Равенни, де аж до кінця VIII в. ці булгари зберігали свою мову.

До пізнішого періоду, до кон. VIII в., відноситься поява булгарських племен на Середній Волзі, де вони незабаром перейшли до осілого способу життя і створили державу Волзьку Булгарію. В 922 р. правитель волзьких булгар Альмас прийняв іслам. Нащадками волзьких булгар, у формуванні яких взяли участь ряд інших тюркських і угро-фінських племен, є чуваші і казанські татари.

Частина булгар залишилася на своїх корінних землях - в Передкавказзі і причорноморських степах. Незабаром вони, як свідчать археологічні дані, зайняли Кримський півострів і частково просунулися в північному напрямі - в степу і лісостепі Придніпров'я. У середньовічних джерелах вони були відомі як "чорні болгари".

5. Віра болгар

5.1. Язычество

Вера булгар было политеистический характер. Согласно свидетельствам арабского хрониста Аль-Балхи главное божество-творец у булгар называлось "Эдфу", отличаясь от названия подобного божества у других народов:

"Интересно, что все народы Имеют свое название создателя. Арабы его называют Аллах в единственно числе, а других богов называют Иллах; персы его называют Хормуз, Изед, Яздан. В Заратустры он называется Хормуз, но я также слышал и названия Ход-ЕХТ и Ход-Борехт, что просто означает Тот Самый. индийцы и народ Синда его называют Шита Манит и Махадева. тюркский народ его называет Бир Тенгри, что означает "Бог Единственный". Христиане Сирии его называют Лаха Раба Куадусса. Евреи его именуют в своем языке Элохим Адонай или Яхия Ашер Яхия. Элохим означает "бог" на их языке. Я слышал, что булгары называют Создателя именем Эдфу, а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали - Фа. Я также спрашивал коптов, каково их имя создателя. Они отвечали: Ахад Шанак ". [9]

Исследователи связывают булгарского Эдфу с Памиром, где местные иранские народы называют Солнце: ягнобцы - Афтоба, пуштуны - Афтаба, шугнанцев - офтоб, гилянцы - ефтеб, язгулемцев - офтоба, сарикольци - офтаб. Также солнце в зените в тех районах именовали как Адху и Едх. [10] Также есть версия отождествления булгарского Эдфу с иранским Шествие и осетинским Хуцау. [11] Согласно профессором Добрева наиболее вероятно, что Эдфу происходит от иранских JAD, JED (праздничный, солнечный) и может быть переведено как "солнечный бог".

5.2. Единобожие

Как было сказано, древние болгары, население древней Болгарии были союзом весьма различных по языку и культуре племен, часть которых переселилась на Дунай, а часть осталась на Волге. Дунайские болгары при царе Борисе I в 865 приняли единобожие в форме православного христианства от Византии, а волжские булгары при Алмиши в 922 - Ислам от Багдадского халифата. В дальнейшем дунайские болгары вошли в состав Османской (Турецкой) империи. Волжские болгары вошли в состав Монгольской империи, Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханств, также много потомков древних болгар стали основой для первых казачьих войск в этом регионе, в частности Всеселикого Войска Донского и Войска Запорожского Низового и позже вошли в состав Российской империи.

6. Галерея

Источники

  1. "Болгары", докум. фильм, реж. и сценарист П. Петков, опер. Кр. Михайлов. Производство bTV. 2006, Болгария.
  2. Историческо изследване и превод и семантиката на ентонима Българы
  3. В русском переводе использовано название "булхы" бхухы и бушхы: [1]
  4. Карта центральной Азии по армянской географии "Ашхарацуйц" VII в. : реконструкция С. Т. Еремяна
  5. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. 5.11
  6. Феофилакт Симокатта. История. 7.8.7
  7. Михаил Сирийский, автор XII в., пересказав легенду с утраченной "Истории" более раннего писателя VI в. Иоанна Эфесского.
  8. Цитируется по [2] и [3]
  9. Перевод с болгарского. M. Tahir, Le livre de la creation de el-Balhi. Paris, 1899, v. IV, p. 56: [4]
  10. П. Добрев
  11. К. Рахны "этнической происхождение протоболгар"

nado.znate.ru

Тангра и болгары. Духовное пространство древних и средневековых болгар Международный Фонд Исследования Тенгри

(Из материалов  IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия)

Более чем 250 лет тому назад болгарский монах Паисий Хилендарский составил свою знаменитую «История славяноболгарская». Работая на пользу роду, он успел обнаружить и прочесть не менее полторы тысяч книг, хранившихся в монастырях. Таким образом началось болгарское Возрождение.

Чтобы воистину восстановить историю, чешские, венгерские, австрийские, русские, французские и немецкие ученые помогли молодой болгарской историографии найти свои памятники, доказательства, гипотезы и, конечно, критиков. Среди всех памятников и средневековых эпиграфических текстов, повествующих о духовном пространстве древних и средневековых болгар, исследователи вывели теоним Тангра и начали искать имя бог-небо в других источниках. Надпись хана Омуртага о возлиянии Тангры обнаружили рядом со всадником древнеболгарского святилища Мадара, чей возраст определяется около 705 г. н. э., т. е. 25 летами позже создания Дунайской Болгарии ханом Аспарухом.

К великому сожалению, болгарская наука до сих пор не нашла прямых доказательств почитания „степного Бога” в других источниках. Есть кое-какие косвенные свидетельства, которые упомянуты в литературе хронистов и путешественников персидского, турецкого, немецкого и голландского происхождения. Дело в том, что в первые 50-60 лет своего существования молодая болгарская историография то “ныряла” в грязи археологических раскопок, то “парила” в своем желании расшифровать древнеболгарские рунические символы и византийские хронологические записки. Появились интерпретаторы. Одни из них пытались выяснить откуда взялся Тангра у наших предков и связали болгар с гуннами, монголами, тюрками. Однако они никак не смогли доказать европеидность болгарского этноса, начиная с древних захоронений, вплоть до современных обитателей Княжества Болгарии. Другие встали на эзотерические позиции и попытались доказать, что болгарский Тангра чуть ли не первый бог в истории человечества. Его связывали с шумерскими и древнеегипетскими богами, тибетскими и корейскими культами неба. В конце концов возникла пародийная фраза противников болгарских исторических эзотериков: „От Усури до Мисури – только кутригуры”.

Сегодня болгарская наука перестала свысока рассматривать эти две попытки найти место Тангры  в пантеоне древних болгар. Если рассуждать по-другому, мы сможем обнаружить правдивость в обоих утверждениях интерпретаторов. Во-первых, болгары жили и воевали несколько веков вместе с гуннами и тюрками. И дуалистическое миропонимание древних болгар принимается большинством ученых вне всякого сомнения. Поклонение их Тангре было вполне возможно. Во-вторых, эзотерики ощупью нашли связь древнешумерского Дингира с остальными „аватарами” Бога-Неба, название которого лингвистически менялось, переходя из одного этноса к другому. Таким образом появился солидний перечень имен Дингира: Дингри, Дангра, Дангара, Дэнгэр, Дхингра, Данкар, Тингри, Тангра, Тангара, Тенгри, Тэнгэр, Танры, Тхеуранг, Тенгирас Очиртай. Почитание болгарами Тангры с этой точки зрения тоже было бы вполне возможно.

Тем не менее, в исторических источниках, открытиях археологов и лингвистов, записках этнографов и собирателей народной мифологии болгаров исследователи нашли 18 объектов поклонения древних болгар. Они повторяются несколько тысяч раз, а большинство из них сохранилось в народных ритуалах до сих пор. Если поставим во главе этого списка Бога Неба – Тангру, скалькированного с государственной надписи Мадарского всадника, то мы сможем восстановить иерархию пантеона древних болгар в следующем порядке:

  1. Тангра
  2. Солнце (иногда как изображение всадника)
  3. Луна (иногда как изображение собаки)
  4. Звезды
  5. Огонь
  6. Вода
  7. Земля
  8. Воздух
  9. Священная гора
  10.  Священный камень
  11. Гриффон
  12.  Кентавр
  13.  Орел
  14.  Конь
  15. Собака
  16.  Лев
  17.  Змея
  18.  Идолы из драгоценных металлов – серебра и электрона (сплав золота и серебра)

Есть такая народная мудрость: „Шире неба ничего найти нельзя”. Относительно этого выражения иерархичность пантеона древних болгар вполне подтверждается.

В 528 году, болгарский полководец Грод стал христианином в Константинополе, а его крестным отцом был сам император Юстиниан I. В начале 7-го века крестили и хана Кубрата (оригинальное название царского титула болгаров – „канасюбиги” или „кан”). Крестовая монограмма обнаружена и в могиле создателя Дунайский Болгарии – хана Аспаруха. Некоторые историки предполагают, что прежде, чем было присвоено звание Кесарю, в 705 году был крещен и Хан Тервел. Энравота – первый сын хана Омуртага, стал первым болгарским мучеником христианской веры. У хана Бориса, будущего князя Михаила-Крестителя всех болгаров, тоже был выбор – кем быть? И он выбрал православие, но сохранил при этом не менее 36-ти обрядовых праздников болгар. Некоторые из них современная болгарская наука связывает с Богом-Неба – Тангрой. Можно привести несколько болгарских обычаев, обрядов и ритуалов, связанных с  тангризмом Средней Азии, распространенным вплоть до восточных краев евразийского континента:

  1. Кушии – весеннее состязание всадников, аналогии которого можем проследить с персидского „бузкаши” до национальных военных игр монгольских и якутских наездников.
  2. Питье кумыса – во время мира и войны.
  3. Захоронение знатного человека со своей лошадью.
  4. Смертная казнь за скачки на боевом коне в мирное время.
  5. Головной убор в форме юрты, похожая на космическую мандалу.
  6. Деформация головы в детстве (типичная для болгарской аристократии).
  7. Бритье головы с оставлением длинной пряди волос (чуб).
  8. Использование жертвенных камней с отверстиями, возлияние на них, посвещенные Тангре.
  9. Ношение амулетов, подвесок и талисманов.
  10.  Гадание и жертвоприношение лошади и собаки до начала войны.
  11.  Оформление боевого знамени, флага в виде конского хвоста, завязанного на копье.
  12.  Ношение колчана из кожи с металлическим каркасом на правой стороне, рефлексного боевого лука – на левой.
  13.  Наличие у жрецов (колобров) высокого конического головного убора (калансув), длиннополой ритуальной одежды (куртак) с подвесками.
  14.  Изготовление из черепа убитого врага чаши, покрытой золотом или серебром.
  15.  Тройное касание уздечки как заключение мирного договора.
  16.  Ритуал омовения перед молитвой.
  17.  Произношение перед конем и собакой молитвенных слов.
  18.  Гадание по рунам и тамгам.

Прежде чем подвести итоги наших рассуждений, сделаем попытку выяснить суть Бога-Неба с точки зрения болгарских исследований о возможности существования тангризма в духовном пространстве древних болгар.  Народная память говорит о Небесном повелителе. Он похож на антропоморфного Бога-всадника с копьем, на котором нанизан конский хвост как знамя, или булавой в руке. В некоторых народных сказаниях Небесный повелитель интерпретируется как царь и бог – воин и громовержец. Двое из азиатских имен этого болгарского сказочного повелителя наиболее любопытны для нас – индийский Динкар и тибетский Тхеуранг, он же и Данкар. Индийский Динкар слился с богом солнца Сурья.

Поклонение Динкару по сей день называют shashtanga. Это сложное движение коленопреклонения, в котором восемь точек тела касаются земли: лоб, грудь, обе руки, оба колена, пальцы обеих ног. Подобных shashtanga движений у болгар зафиксировано много. О них упоминают и византийские и латинские авторы средневековья. Тибетцы также делают упрощенную версию shashtanga, называя его kyangcha. Оно может исполняться и линейно и в пространстве. Измерения телом пространства вокруг священного объекта (священной горы, озера, монастыря, ступы или чортена) паломники выполняют во имя верховного божества Тхеуранг или Данкар.

Исторические письмена утверждают, что болгары никогда не имели только одного бога. Болгары всегда говорили: „Наши Боги так повелели…”, „Не унижай наших Богов…”, „Мудрость Богов…”. Тем не менее, те же самые авторы цитируют тех же самых болгаров, которые добавляли: „Я клянусь единому Богу…”, „Бог видит…”, „По велению единого Бога…”.

Вероятно, лучше не пытаться положить в “футляр” духовного пространства мировоззрение древних болгар. Изучение возможности существования тангризма среди дунайских болгар должно пройти через полевые исследования банатских, волжских, кавказких и среднеазиатских болгар. Изучение, сравнение и анализ мифологического воззрения народов Азии, у которых Бог-Небо был и есть верховное божество, их обрядов и ритуалов, наличного материала азиатского тангризма и, наконец, сопоставление его с болгарскими артефактами, вероятно и раскроет ученым “двери” к пониманию места Тангры в духовном пространстве древних болгар.

Александр Илиев

Использованные литература и источники:

    1. Абат Дюбоа, “Бит, обичаи и обреди на индусите” в 3 тома, София, 1995
    2. Александров Д., “Бойни изкуства и военно дело на древните българи”, София, 1999
    3. Алексиев-Хофарт А., “Изгубените кодове на древните българи”, София, 2002
    4. Ангелов Д., “Образуване на българската държавност”, София, 1971
    5. Арнаудов М., “Студии върху българските обреди и легенди”, т. І и ІІ, София, 1971
    6. Архив на автора, “Антропологически анализи, аудиоархив, бележки, видеоархив, експедиционни дневници, карти, писма, полеви материали, пътни записки, фотоархив”, София, 1977-2013
    7. Бащу М., “Сказание за дъщерята на хана”, София, 1997
    8. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., “Индия в древности”, Москва 1985
    9. Ваклинов Ст., “Формиране на старобългарската култура”, София, 1997
    10. Венедиков И., Златният стожер на прабългарите”, София, 1997
    11. Гумилев Л., “Древние тюрки”, Санкт Петербург, Москва 2002
    12. Гумилев Л., “История народа Хунну”, книга 1 и книга 2, Москва 2002
    13. Гумилев Л., “Ритмы Евразии”, Москва 1993
    14. Златарски В., “история на българската държава през средните векове” в ІV тома, София, 1970-1974
    15. Илиев А., “Българсите и полуостров Хиндустан”, София, 2006
    16. Коллектив, “Арабски извори за българите”, София, 2000
    17. Коллектив, “Българите – Атлас”, София, 2001
    18. Коллектив, “Българско народно творчество”, в 12 тома, София, 1962-1970
    19. Коллектив, “Город Болгар”, Москва, 1988
    20. Коллектив, “Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии”, Москва, 1986
    21. Коллектив, “Календарни празници и обичаи на българите. Енциклопедия”, София, 1998
    22. Коллектив, “Подбрани извори за българската история”, София, 2002
    23. Коллектив, “Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири”, Новосибирск, 1988
    24. Личковска К., Шажинска К., “Митология на Месопотамия”, София, 1984
    25. Ников Н., “Празниците на българите с легенди и предания”, София, 2003
    26. Овчаров Д., “Български средновековни рисунки-графити”, София, 1982
    27. Овчаров Д., “Прабългарската религия. Произход и същност”, София, 1997
    28.  Рерих Н., “Алтай – Гималаи. Путевой дневник”, Рига, 1992
    29. Роборовский В. И., “Путешествие в Восточный Тянь-шань и Нань-шань”, Москва, 1949
    30. Стойнев А., “Светогледът на прабългарите”, София, 1986
    31. Стоянов С., Янакиев М., “Старобългарски език”, София, 1976
    32. Съсълов Д., “Пътят на България”, София, 2000
    33. “Тайната история на монголите”, София, 1991
    34. Фехер Г., “Облеклото и оръжието на старата българска войска. Военното дело на прабългарите”, София, 2000
    35.  Цыбиков Г., “Избранные труды” в ІІ тома, Новосибирск, 1991
    36.  Добрев П., “Българските огнища на цивилизация на картата на Евразия”, София 1998
    37.  Добрев П., “Каменната книга на прабългарите”, София 1992
    38.  Добрев П., “Прабългарите произход, език, култура”, София 1991
    39.  Добрев П., “Светът на прабългарите”, София 1994
    40.  “Доклади. Симпозиум – славяни и прабългари”, София, 1982
    41.   Минаева О., “Мадарският конник”, София 1990
    42. Bakalov G., Vladimirov G., “The Bulgarians”, Sofia, 2004
    43. Co-authors, “Himalayan mysteries”, New Delhi – Singapore, 2001
    44. Donchev S., “The Madara Horseman”, “Balkan-media”, spring 1991
    45. Grousset R. “L’Empire des steppes”, Paris, 1960
    46. Rene de Nebesky-Wojkowitz, “Tibetan religious dances”, New Delhi, 1997
    47. Vyasa, “The Mahabharata”, vol. I-XXII, Poona, 1927-1966
    48. Victor Chain, “Tibet handbook, a pilgrimage guide”, Chicago, 1994
Посмотрите еще другие публикации:

tengrifund.ru

Кто такие БОЛГАРЫ (булгары)? - iva_istina

.....Известный татарский писатель Исхаки в своем очерке "Идель-Урал" на стр.11 пишет откуда появились болгары: "Из византийских письменных документов известно, что в 5 веке в пределах черноморских степей жили болгары — народ тюркского происхождения. Но нахлынувшая новая волна тюркских народностей из Алтая заставила болгар разбиться на отдельные группы. Некоторые из этих групп покорились пришельцам и смешались с ними. Другие принуждены были переселиться. Одна ветвь направилась за Дунай, другая осела на Кавказе, третья, может быть, самая главная, перекочевала на север и осела на Каме и Волге". Гумелев в своей книге "Древняя Русь и Великая степь" на стр.47 подвергает сомнению тюркское происхождение болгар: "Хазарский язык, по замечанию Истахри (известного восточного географа), не походит ни на тюркский, ни на персидский, ни на какой другой известный язык, а схож с языком болгар. Это вызвало множество недоразумений, ибо языком болгар считается тюркский. Однако так ли было в 5-6 в.в., когда тюрки впервые появились в Поволжье? Навряд ли!" И зачем тогда надо было болгарам "разбиваться на отдельные группы", разбегаться и спасаться от "нахлынувшей волны" своих "братьев" тюрок? (Значит тюрки и болгары были врагами. Значит болгары — не тюрки!) Тюркский язык распространился как общеупотребительный лишь в 11 веке благодаря половцам (кипчакам), причем вытеснил из степи древнерусский", скифско-болгаро-славянский. Поэтому наиболее непротиворечивой версией происхождения болгар является скифская, т.е. болгары — утургуры и кутургуры, как и русские, — одно из основных скифских племен. А это означает, что болгары ни откуда не приходили, а жили в низовьях Волги, Дона, Днепра и Дуная вместе с русскими "всегда" и разговаривали на одном и том же или схожем древнем скифско-славянском языке.

.....Утверждение географа Истахри, на которое ссылается Гумелев и его поддерживает, о том, что язык хазар не похож на тюркский, а похож на болгарский и, следовательно, болгарский язык не похож на тюркский, можно было бы "не заметить" — мало ли что может придти в голову "известному географу", можно заподозрить искажение перевода или подделку документа, но только в том случае, если бы, кроме "тюркской" Болгарии на Каме, не было славянской Болгарии на Дунае, которая выстояла в многовековых войнах даже с Византией, сохранив хотя бы свое имя и язык, чего не удалось сделать другим этносам, которых поперебывало в этих местах великое множество. Версия о том, что болгар на Дунае "ославянили" славяне не выдерживает никакой критики: например, почему тогда остались "неославяненными" их соседи венгры, румыны, молдаване и другие более "мелкие" соседи славян? Откуда появились болгары в причерноморских степях в 5 веке тоже, как минимум, спорно. Но зато точно известно, что хазары — народ "европеидный" и появились они на севере прикавказских степей "между 193 и 213 гг", а тюркюты появились и проявились впервые только в 552 году и не на склонах Кавказа, а еще только на склонах Алтая и Хангая. Но если "язык хазар схож с языком болгар", то ареал их обитания должен быть общим. Но если хазары народ "европеидный", то и болгары или их предки должны быть такими же или около того.

......Таким европеидным или "около того" народом были скифы — кочевой народ степей от Дуная до Волги, который не мог исчезнуть бесследно и тем более исторически мгновенно. Поэтому болгары, сувары (чуваши), хазары (казаки) и руссы — это древние родственные скифские (а не тюркские) племена. Но на северо-западе скифы постоянно соприкасались и смешивались со славянами и неизбежно должны были понимать друг друга, как понимают дуг дуга все славянские народы. Поэтому язык славян и скифов был схожим, что подтверждает факт "естественного" входа потомков хазар — казаков в русскую среду, а чувашей — и в русскую, и в болгарскую среду, а также факт реального существования славянской Болгарии на Дунае. Хазары (казаки), болгары и русские на протяжении всей истории "тянутся друг к другу", у них много общих черт характера. Дунайские болгары называют русских "братушками". Русские, как герои болгарской Шипки, "ни за что" клали свои головы при освобождении болгар от османского ига, в течение которого, болгары так и не превратились ни в турков, ни в туранцев, ни в прочих магометанцев. Наоборот, болгары Кирилл и Мефодий дали русскому языку славяно-болгарскую кириллицу. Болгары и русские никогда не вели друг против друга истребительных войн. Камские болгары хотя и не называют по "грозным" причинам русских братьями, но зато с древних пор живут в русской среде по-братски фактически.

......Удивительную судьбу уготовила история болгарам, с 463 года завоевавшим господство в причерноморских степях, которое было недолгим. "Болгары не создали единого государства. Восточные в бассейне Кубани утургуры и западные между Доном и низовьями Дуная кутургуры враждовали между собой и стали добычей новых пришельцев с востока: в 558-574 годах кутургуров подчинили авары, а утургуров — тюркюты. Но авары и тюрки всегда были врагами славян" (Гум.стр.45). Поэтому, друзьями славян естественно были болгары. Великое переселение славян с Запада захлестнуло болгар на Дунае, почему-то превратив их в православных славян, а великое переселение тюрков с Востока захлестнуло болгар на Волге, превратив их почему-то в мусульманских татар. Единый прежде народ разделился примерно на две равные части, каждая из которых по названию, ("по форме") стала принадлежать не только к разным мировым религиям, но и к разным мировым расам: а по генетической своей первооснове, "по содержанию" что камские, что дунайские болгары остались болгарами, т.к. что славянское, что тюркское воздействие было только внешним. Исхаки пишет в "Идель-Урале": "Осевшие здесь (на Каме) болгары создали свое самостоятельное государство и благодаря большой водной дороге, легко связались с культурными народами Востока, приняв от них целый ряд достижений тогдашней культуры и цивилизации. Вожди болгар постепенно превращаются в ханов... (стр.11). В первой половине 13 века вся территория Идель-Урала подпала под власть тюрко-монгольского или тюрко-татарского ханства "Золотая Орда". (Так болгары на Каме стали не только татарами, но еще и тюрками.) Хотя ханство и было создано монголами, но в нем монголами была только аристократия. Основная же масса состояла (и теперь состоит) из болгар". А откуда пришли ТАТАРЫ?Далее см. ТАТАРЫIVAblgary09"Истина"96г.Наб.Челны

iva-istina.livejournal.com

Болгар - это... Что такое Болгар?

Город

БолгарBolğar

Болгар (Россия) Болгар
Болгар (Татарстан) Болгар

Бо́лгар (тат. Bolğar, Болгар) — город в России, административный центр Спасского района Татарстана.

Город расположен на левом берегу Волги, в 200 км от Казани.

Около современного города расположено городище Булгар — Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, который планируется к присвоению статуса федерального, а также к включению в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Предполагается, что городище Булгар и город Болгар станут новым федеральным туристическим центром.

Ещё один населенный пункт с таким же именем "Болгар" (село) находится в Нижнекамском муниципальном районе Татарстана.

История

Первоначально село Спасское (Чертыково).

С 1781 г. — уездный город Спасск Казанского наместничества (с 1796 г. — Казанская губерния). В XIX веке Спасск служил перевалочным пунктом сельскохозяйственных грузов для соседних городов. В 1856 г. в городе была 1 церковь, 246 домов, 5 лавок.

В 1926—1935 годах город назывался Спасск-Татарский для отличия от других городов с тем же названием, в 1935—1991 годах — Куйбышев (в память В. В. Куйбышева, умершего в 1935 г.). В связи с заполнением Куйбышевского водохранилища в 1957 г. город был перенесён в район села Булгар.

В 1991 город был переименован в Болгар по имени древнего города Булгар Волжской Булгарии, городище (развалины) которой находится недалеко от города.

С 2010 года по инициативе и при попечительстве первого президента Татарстана Шаймиева в Булгаре началась широкомасштабная реализация программы республиканского Фонда сохранения и развития Булгара и Свияжска «Возрождение», включающая реставрацию и реконструкцию исторических достопримечательностей и строительство новых объектов культуры и инфраструктуры. Производится и планируется сооружение новых зданий мечети (подобной по стилю мечети Кул-Шариф в Казани, но меньшей размерности), комплекса речного вокзала, гостиницы и экспозиционно-информационного центра музея-заповедника, музея хлеба с мельницей и пекарней, музея ремёсел с кузницей и других объектов.[2]

Экономика

В городе расположен хлебокомбинат, хлебоприемное предприятие.

Население

Состав населения: русские — 83,4 %,татары — 12,9 %, чуваши — 2,1 %.

Достопримечательности

  • Остатки вала и рва (конец XIV-XV веков)
  • Северный мавзолей
  • Восточный мавзолей
  • Черная палата
  • Белая палата
  • Ханская усыпальница
  • Соборная мечеть
  • Большой минарет (современная постройка)
  • Малый минарет
  • Успенская церковь бывшего Успенского монастыря (1732), в настоящее время — временно историко-археологический музей[8]
  • Строящийся Храм Пресвятой Троицы в с. Ржавец (8 км от города Болгар)[9]
  • Свято-Авраамиевская церковь[10]
  • Мечеть (строится)[когда?]
  • Музей хлеба (строится)[когда?]
  • Музей ремёсел (строится)[когда?]

Галерея

  • общий вид на мавзолеи, минареты и церковь в городище

  • окружение городища

  • городище до восстановления на литографии XIX века

  • пристань до сооружения речного вокзала

  • Волга у Болгара

Примечания

Ссылки

Герб Татарстана Флаг Татарстана

 

dic.academic.ru


Смотрите также