Жизнь первобытных людей по рассказу удачный день работа с текстом. Урок №7 кубановедение 5 класс. Тема: Работа с текстом. Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник»
-Открытие различных способов добывания огня стало еще одним шагом на пути выделения человека из природы.
III - IV. Работа с текстом/выполнение творческих заданий (25 мин):
- самостоятельная проработка текста «Удачный день» стр. 12-14
- выполнение творческих заданий (работа с учебником).
Задание № 2
ответить на вопросы по прочитанному тексту 1,3,4 стр.14 учебника.
Задание № 3
Рассмотреть внимательно иллюстрацию учебника на стр. 14,
расположить в правильной последовательности действия охотников стоянки:
-привязать части туши разделанного бизона к жердям
-притаиться в кустах, в ожидании стада бизонов
-разделать тушку кремневым ножом
- привязать кремневый наконечник к древку
-вонзить копьё прямо под лопатку бизону
* Составить 2-3 предложения, продолжив текст рассказа. Начать словами:
Это была песня людей о____________________________________________________________.
Задание № 4
Решить кроссворд
По горизонтали: 1. Первые жилища людей. 2. Занятие женщин и детей. 5. Первое простейшее каменное орудие труда.
По вертикали: 3. Археолог, который внес большой вклад в исследование Ильской стоянки.
4. Искусственное жилище первобытных людей.
V. Подведение итогов урока (2 мин).
VI. Домашнее задание: (2 мин).
1. Прочитать рассказ «Удачный день» стр. 12-14.
2. Ответить на вопрос №2 стр. 14.
infourok.ru
ktp_5_kl_fgos -5 А
Номер
Урока
Содержание
(разделы, темы)
Количество
часов
Даты
Проведения
Оборудование урока
Основные виды учебной деятельности (УУД)
план
факт
Введение 1 ч
1
Введение. Кубань – перекрёсток цивилизаций.
1
01.09
Презентация «Исторические источники»
Рабочая тетрадь
Раскрывать специфических исторических и кубановедческих терминов. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю края
Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века 6 ч
2
Древние собиратели и охотники.
1
08.09
Презентация;
комплект таблиц «История Кубани в древности»; карта
Комментировать и формулировать понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство». Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. Рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников.
Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.
3
Жизнь первобытных людей по рассказу «Удачный день». (Работа с текстом.)
1
15.09
4
Появление человека современного облика.
1
22.09
Исследовать географию районов первобытного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государство. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.
Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов
5
Жизнь первобытных людей по рассказу «Охота на мамонта». (Работа с текстом)
1
29.09
6
Земледельцы и скотоводы.
1
06.10
Презентация;
ИУП «Кубановедение
7
Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник». (Работа с текстом.)
1
13.10
Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы 5 ч
8
Майкопская и ямная археологические культуры.
1
20.10
Презентация «Археологические культуры Кубани», карта
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.
Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
Искать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
9
Дольменная археологическая культура.
1
27.10
10
Рассказ «Каменное святилище». (Работа с текстом.)
1
17.11
11
Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.
1
24.11
12
Рассказ «Тайна литейщика». (Работа с текстом.)
1
01.12
Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке 8ч.
13-14
Кочевники кубанских степей.
2
08.12
15.12
Карта, рабочая тетрадь
Презентация «Кочевники Прикубанья»
Характеризовать природно-климатические условия жизни кочевников. Характеризовать основные занятия кочевников и особенности их быта.
Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть.
Рассказывать с помощью карты о местоположении знаменитых курганов.
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения кочевников Прикубанья Называть главные занятия меотов.
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать легенды о происхождении скифов. Сравнивать верования скифов и эллинов. Выполнять иллюстрации к легендам о происхождении скифов.
Умение описывать мужской и женский костюмы кочевников Прикубанья. Характеризовать скифский звериный стиль. Объяснять его логический смысл. Давать оценку традициям и культуре скифов, меотов, сарматов.
15
Рассказ археолога «Курган в степи» (работа с текстом)
22.12
16
Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.
1
12.01
Презентация
Рабочая тетрадь
Карта
17
Жизнь меотов по рассказу «Городок у дубовой рощи» (Работа с текстом.)
1
19.01
18
Мифология скифов, меотов, сарматов.
1
26.01
Иллюстрации
Раздаточный материал для работы в парах, рабочая тетрадь
19
Верование скифов по рассказу «Бычья шкура». (Работа с текстом.)
1
02.02
Иллюстрации
Раздаточный материал для работы в парах, рабочая тетрадь
20
Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.
1
09.02
Презентация «Искусство и быт кочевников и оседлого населения»
Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей 10 ч
21
Начало древнегреческой колонизации.
1
16.02
Карта «Древняя Греция»,
презентация, иллюстрации, рабочая тетрадь
Выявлять главные причины начало греческой колонизации Северного Причерноморья. Объяснять интерес колонистов к Восточному побережью Черного моря и берегам Азовского. Называть общее количество греческих поселений на Таманском полуострове. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать легенду о жизни Гомера, раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греческих колонистов.
Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятие ее населения. Выделять признаки греческого полиса.
Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Комментировать наряд греков. Знать хронологические рамки образования Боспорского царства. Давать характеристику его торговым связям. Устанавливать причины ослабления Боспорского царства.
22-23
Античная мифология и Причерноморье.
2
23.02
02.03
24
Занятия жителей колоний.
1
09.03
25
Рассказ Микка - дочь Стратоника». (Работа с текстом.)
1
16.03
26
Боспорское царство.
1
30.03
Презентация,
Учебник (тексты мифов), рабочая тетрадь
27
Рассказ «Битва на реке Фат». (Работа с текстом.)
1
06.04
28
Культура и быт греческих городов-колоний.
1
13.04
29
Культура и быт Боспора римского времени.
1
20.04
30
Рассказ «Тиргатау-царица синдов». (Работа с текстом.)
1
27.04
Итоговое повторение 4 часа
31
Появление первобытных людей на территории Кубани.
1
04.05
Презентация;
ИУП «Кубановедение»
Определять основные периоды каменного века, изменение природно-климатических условий, орудий труда, занятий и общественных отношений. Объяснять термин «неолитическая революция». Давать характеристику археологическим культурам бронзового века, занятиям и быту людей. Давать характеристику народам, населявшим территорию Северо-Западного Кавказа в первом тысячелетии до н.э. Определять хронологические рамки и причины появления греческих колонистов, причины могущества и распада Боспорского царства.
Подготовить проект на тему: «Археологические памятники Кубани разных эпох».
32
Античный период истории Кубани.
1
11.05
33
Основные изменения в хозяйственной деятельности и общественной жизни населения.
1
18.05
34
Культурно – исторические памятники древней Кубани мирового значения и их исследователи
1
25.05
studfiles.net
Рабочая программа и КТП по кубановедению 5 класс
_________ В. М. Лемтюгова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Рыбанчук Надежды Александровны, утвержденной решением педсовета МБОУ СОШ № 56 от ______________ 2013 г. Протокол № __.
№ урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
час
Даты
проведения
Основные виды учебной деятельности
(УУД)
Оборудование урока
план
факт.
Введение.
1
1.
Кубановедение как наука. МНК. Кубань – перекресток цивилизаций.
07.09
Осознание ценностей изучения предмета (Л). Умение работать с УМК (П)
Карта Краснодарского края.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века
6
2
Древние собиратели и охотники.
1
14.09
Воспитание уважения к труду и древней истории (Л) Формирование умения работать с историческими источниками, картой и терминами (П) Работа с контурной картой, пути заселения Кубани древними людьми. (Р)
Карта №1,
Мультимед.
проектор
3
Жизнь первобытных людей по рассказу «Удачный день». (Работа с текстом.)
1
21.09
Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л) Умение работать с историческими источниками, художественным текстом, выделять в нем главное (Р, П)
4
Появление человека современного облика.
1
28.09
Охарактеризовать основные этапы становления человека современного облика на территории Северного Кавказа (П)
Развивать навыки работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа (П)
Воспитывать интерес к прошлому родного края (Л)
Мультимед.
проектор
5
Жизнь первобытных людей по рассказу «Охота на мамонта». (Работа с текстом)
1
05.10
Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом (П) Умение работать с текстом, выделять в нем главное (Р)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом (П )
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).
6
Земледельцы и скотоводы.
1
12.10
Охарактеризовать основные причины перехода древних людей от присваивающего типа хозяйства к производящему (П)
Развивать навыки анализа характерных особенностей различных древних эпох с опорой на исторические источники (П)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л)
Мультимед.
проектор
7
Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник». (Работа с текстом.)
1
19.10
Формирование представления о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. (П)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом (работа в группах – К, Р)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).
Мультимед.
проектор
Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы
5
8
Майкопская и ямная археологические культуры
1
26.10
Охарактеризовать особенности производства бронзы на Северном Кавказе, первого общественного разделения труда. (П)
Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации о майкопской и ямной археологических культурах из источников разного типа (П)
Привитие бережного отношения к историко-археологическим памятникам культуры родного края эпохи бронзы (Л)
Мультимед.
проектор
9
Дольменная археологическая культура.
1
02.11
Выяснить, что собой представляла эпоха мегалита и чем она была представлена на территории нашего края. (П)
Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно — следственные связи в историческом процессе (П)
Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края (Л)
Мультимед.
проектор
10
Рассказ «Каменное святилище». (Работа с текстом.)
1
16.11
Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. (Р)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. (П)
Мультимед.
проектор
11
Северокавказская, катакомбная и срубная культуры
1
23.11
Охарактеризовать особенности расселения племён и погребальных культур. (П)
Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации об археологических культурах в источниках разных типов (П, Р).
Воспитывать бережное отношение к историко- археологическим памятникам культуры Кубани (Л)
Карта №2,
Мультимед.
проектор
12
Рассказ «Тайна литейщика». (Работа с текстом.)
1
30.11
Познакомить учащихся с занятиями и религиозными верованиями племен Северо-Западного Кавказа в эпоху поздней бронзы. (П)
Развивать творческие способности учащихся, продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями, научить выделять главное в печатном тексте. (П, Р)
Мультимед.
проектор
Раздел III. Кочевые и осёдлые племена Прикубанья в раннем железном веке
8
13
Кочевники кубанских степей. Киммерийцы, скифы.
1
07.12
Выяснить, что собой представляла эпоха раннего железа, кем и когда она была представлена на территории Кубани. (П)
Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе. (П)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л)
Мультимед.
проектор
14
Кочевники кубанских степей. Сарматы, сираки. Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».
1
14.12
Развивать творческие способности учащихся, продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями, научить выделять главное в печатном тексте. (П, Р)
Карта, Мультимед.
проектор
15
Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.
1
21.12
Формирование представления о меотских племенах, территории их обитания, культурой. Занятиями и общественным строем (П)
Развитие навыков работы с терминами и понятиями, историческими источниками, картой (Р)
Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края (Л)
Мультимед.
проектор
карта №3
16
Жизнь меотов по рассказу «Городок у дубовой рощи» (Работа с текстом.)
1
28.12
Формирование представления об образе жизни, общественном строе, занятиях меотских племён. (П)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом (П, Р)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. (Л)
Мультимед.
проектор
17
Мифология скифов, меотов, сарматов.
1
18.01
Продолжить формирование умений работы с текстом учебника. Развивать навыки работы с терминами (П, Р)
На положительных образах героев легенд воспитывать трудолюбие, смекалку. (Л)
Мультимед.
проектор
18
Верование скифов по рассказу «Бычья шкура». (Работа с текстом.)
1
25.01
Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Уметь составлять план местности простейшим способом (П, Р)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. (П)
Продолжить обучению анализа и умению делать выводы, воспитывать интерес к древней истории (П)
19
Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.
1
1.02
Научить учащихся делать сравнительный анализ различных материальных культур эпохи раннего железа. (П)
Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, различными историческими источниками. (П)
Воспитывать чувство прекрасного, уважение к историческому прошлому родного края. (Л)
Карты, Мультимед.
проектор
20
Итоговое занятие по теме: «Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке»
1
← Рабочая программа и планирование по химии 11 класс — 1 час Рабочая программа ОБЖ Смирнов 5-8 класс →
aplik.ru
Урок №4 кубановедение 5 класс. Тема: Работа с текстом Охота на мамонта
Урок №4 5кл. Тема: Появление человека современного облика Цели урока: Формирование представлений об этапах заселения Кубани древнейшими людьми и становления человека современного типа. Личностных В- Воспитывать интерес к прошлому нашего края; Метапредметных Р –развивать навыки работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; Предметных О- Охарактеризовать основные этапы становления человека современного облика на территории Северного Кавказа Оборудование урока: учебник, мультимедиа, раздаточный материал Тип урока: комбинированный ХОД УРОКА: Этап урока Действия учителя Действия учащихся Доска, оборудование УУД Организационный этап. Постановка целей и задач урока Приветствие. Беседа с дежурным. Актуализация опорных знаний по ранее изученному материалу: -Анализ исследовательских работ по тексту «Удачный день» -Отметить наиболее распространенные ошибки, предложить решения, как их исправить. -Отметить интересные ответы и работы в целом. Анализируют свои работы, стараются найти ответы , решения тетради, текст «Удачный день» Коммун Регулят Мотивация учебной деятельности Сообщение темы Сегодня мы с вами рассмотрим историческую лестницу, но не простую, а эволюционную лестницу становления человека от обезьяны до современного облика. Запись темы урока Тетради Регулят ПознаватПервичное усвоение новых знаний План работы: Древние люди в позднем палеолите. Работа с учебником Ответить на вопрос; Почему период позднего палеолита называют костяным веком? Задание № 2 (впиши недостающие слова) Изобретение первых «механизмов» Зачатки древнего искусства Интерактивная беседа Анализ презентации, решение задания презентация пар. №2 п.1 стр 15 раздаточный материал Коммун Регулят ПознаватПервичная проверка понимания Реши тест: 1.Свои первые жилища древ
schoolfiles.net
Урок №7 кубановедение 5 класс. Тема: Работа с текстом. Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник»
Урок №7 5 кл. Тема: Работа с текстом. Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник» Цели урока: отработка навыков воспроизведения исторического материала на основе художественного текста Личностных В- Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края; Метапредметных Р – продолжить развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом; Предметных О- Формирование представлений о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. Оборудование урока: учебник, презентация Тип урока: творческий урок-путешествие. ХОД УРОКА: Этап урока Действия учителя Действия учащихся Доска, оборудование УУД Организационный этап. Постановка целей и задач урока Приветствие. Беседа с дежурным. Коммун Мотивация учебной деятельности Сообщение темы. Проверка домашнего задания (раздаточный материал) Разгадать путаницу – переставить буквы в словах, чтобы получились: 1.переход от присваивающего типа хозяйства к производящему называется ТИНЕЛИОСКЧЕАЯ ВОЦИРЕЯЛЮ 2.Неолитические стоянки на Кубани: ЖИННШЕИВСЛОКАЯ, НОМОСТАЯКСНЕМАК 3.Завершающий этап каменного века – ТЭИНЛЕО 4. Найти соответствие: ПАЛЕОЛИТ Среднекаменный век МЕЗОЛИТ Новокаменный век НЕОЛИТ Древнекаменный век Запись темы в тетради, решение заданий в презентации и запись их в тетради презентация, раздаточный материал РегулятКоммун Познават Первичное усвоение новых знаний Работа с текстом 1.Самостоятельно прочитать рассказ «Весенний праздник» на стр 22-24 2.Составить план к тексту рассказа Памятка для учащихся: «Как составить план» 1.Внимательно прочитай текст. 2.Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль 3.Озаглавь ее. 4.В каждой части выдели несколько предложений, подтверждающих главную мысль 5.Проверь, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане. Анализ заданий, варианты решения заданий, выполнение заданий презентации Презентация, задания в ней Коммун Регулят ПознаватПервичная проверка понимания Ответить на вопрос № 1-3 стр 24 Анализ текста, ответы на вопросы Учебник Регулят ПознаватИнформация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Прочитать рассказ «Весенний праздник» ответить на вопрос 4 стр 24 Запись домашнего задания Дневники Коммун РегулятРефлексия (подведение итогов занятия) Подведение итогов. Выставление оценок Дополнительные вопросы и ответы Регулят
schoolfiles.net
Контрольная работа по истории «Жизнь первобытных людей» (работа с источниками)
Контрольная работа по теме:«Жизнь первобытных людей»(Работа с источниками)1. Прочитайте стихотворение, написанное известным поэтом Е. Евтушенко и отрывок из книги писателя Я. Вилькина «История Лима Великолепного», и ответьте на вопросы.Текст 1.Ступал он трудно по отрогунад ледовитою рекой.Их было раньше,гордых,много,и был последний он такой.Не раз испробованный в буре,сегодня сдал он, как назло.Ему от стрел,торчащих в шкуре,внезапно стало тяжело.Он затрубить пытался слабо,чтоб эхо вздрогнуло вдали,но повалился с хрипом набок,и стрелыглубжев бок вошли.Уже над шкурой кто-то трясся,и, занимаясь дележом,умело кто-то резал мясотяжелым каменным ножом.О, знали б люди эти если,что (), грозен и суров,потомкам будет интереснейвсех исполнительных слонов.И что испытанные в битве,когда он мчался напролом,еще не сдавшиеся бивнихраниться будут под стеклом!..
Текст 2. Весть, которую принесли соседи, была радостной. Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья.Когда из кустов появилась горбатая спина рыжего мамонта, люди рассыпались цепью. Задымился костер, и едва костер разгорелся, охотники разобрали пылающие головни и двинулись на зверя. Нужно было заставить животное пойти к горам. Там, в узком месте, находилась давно приготовленная ловчая яма, прикрытая стволами деревьев и зелеными кустами дерна. Вначале мамонт не обращал внимания на людей. Потом их крики и дым ему надоели. Медленно переставляя толстые ноги и обрывая траву, он пошел вдоль реки. Охотники забежали сбоку и, размахивая головнями, направили его к ловчей яме. Вблизи ямы один из охотников метнул в мамонта копье. Оно ударило в основание хобота. Мамонт заревел. Просвистело еще несколько копий. С грузным топотом, забыв об опасности, могучее животное бросилось вперед. Толстый хобот взвился над длинными бивнями, и зверь, подмяв тонкие стволы, рухнул в яму. Загонщики издали ликующий крик. Один из охотников длинной жердью с подвязанным на конце острым кремнем рассек шею животного. Охотники такими же топорами надрубили могучий хобот. Мамонт упал. Еще один охотник бесстрашно вскочил на него и вспорол мохнатое, вздымающееся в судорожном дыхании брюхо
Задание 1.О каком животном говорится в стихотворении?Задание 2.Какие слова, выражения помогли вам определить животное?Задание 3.Как называется способ охоты, описанный в тексте 2?Задание 4.Используя знания, полученные на уроках истории, напишите, почему охота на мамонта была опасной?Задание 5.Охота на мамонта была опасной, и, тем не менее, очень привлекательной. Почему? Ответьте словами текста.Задание 6.Какие орудия труда, охоты упоминаются в текстах?Задание 7.Прочитайте стихотворение еще раз, и подумайте, опираясь на полученные знания, какая неточность, ошибка, допущена поэтом.Задание 8.Укажите самое сильное животное древнего мира:а) саблезубый тигрб) пещерный медведьв) мамонтг) шерстистый носорогЗадание 9.Наиболее распространенная версия вымирания мамонтов:а) упал метеоритб) надвинулся ледникв) были истреблены человекомг) были вытеснены другими более крупными животнымиЗадание 10.Когда вымерли мамонты?а) 10 тыс. л.н.б) 20 тыс. л.н.в) 30 тыс. л.н.г) 40 тыс. л.н.Задание 11.·Опираясь на текст 2 и, используя знания, полученные на уроках истории, ответьте на вопросы:1) Что давал огонь первобытным людям?2) Как они его сохраняли?3) Как человек овладел огнем? Критерии оценивания№ Задание Умение Уровень трудности, балл1 О каком животном говорится в стихотворении? Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста 1 уровень, 1 балл2 Какие слова, выражения помогли вам определить животное? Интерпритация при использовании сплошного текста 2 уровень, 2 балла3 Как называется способ охоты, описанный в тексте 2? Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста 3 уровень, 3 балла4 Используя знания, полученные на уроках истории, напишите, почему охота на мамонта была опасной? Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста 4 уровень, 4 балла5 Охота на мамонта была опасной, и, тем не менее, очень привлекательной. Почему? Ответьте словами текста. Нахождение ин
schoolfiles.net
Задания повышенной сложности по истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей»
Здесь Вы можете скачать Задания повышенной сложности по истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей» для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Задания повышенной сложности (часть С)
по истории Древнего мира
Подготовила: Хохлова Елена Леонидовна, учитель истории
МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.
Тема «Жизнь первобытных людей»
С1. Прочтите отрывок из книги Ж.А. Рони-старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь. Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты. И вот теперь он мертв!
1. К какому периоду истории человечества относится этот рассказ?
2. В чем состояло значение овладения огнем для человека? Назовите не менее трех последствий этого события.
С2. Сравните родовую и соседскую общины. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее
Различия
Родовая община
Соседская община
Тема «Древний Восток»
СЗ. Сравните природные условия Египта и Двуречья. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее
Различия
Природные условия
Природные условия
Египта
Двуречья
С4. Прочтите отрывок из книги римского историка Страбона и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
на некоторых деревьях появляется «шерсть». Из этой «шерсти», согласно Неарху, выделывают искусно сотканные тонкие ткани; македоняне применяли их вместо подушек и для набивки седел... Он говорит о тростнике, который дает мед, хотя и без пчел; действительно, это - плодоносное дерево, из плодов которого приготовляют мед, но плоды его опьяняют тех, кто ест их сырыми.
О какой стране идет речь в отрывке из документа?
Как мы сегодня называем те «чудеса», о которых пишут авторы?
С5. Прочтите рассказ о создании нового материала для письма и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Он смешал пульпу дерева, кору, джутовые волокна со старыми одеждами и порванными рыболовными сетями. Великое открытие оказалось созданным из мусора, идущего на выброс.
Вновь полученный материал получился на удивление прочным и по многим своим свойствам превосходил как бамбук, так и шелк. Прежде всего, он оказался значительно дешевле и проще в изготовлении. Безусловно, его «сопротивляемость» времени была значительно меньшей, чем, скажем, у шелковых книг, но общедоступность стала решающим фактором. Его могли изготавливать даже в кустарном производстве. Именно это предопределило стремительный рост письменной литературы различного рода: трактатов, центральных и местных хроник, народных рассказов и религиозной литературы.
О каком материале идет речь в тексте? В какой стране он был создан?
В чем значение этого изобретения для человечества?
Тема «Древняя Греция и Рим»
С6. Древние Микены, согласно выводам археологов, располагались в удалении от моря, на холме, с которого хорошо была видна окружавшая их местность. Во время раскопок на территории города было найдено большое количество захоронений. Некоторые из них представляли собой углубление в земле для тел покойных, рядом с которыми лежала глиняная посуда. Другие выглядели как вытянутые гробницы, вырубленные в мягкой скале на глубине от 0,5 до 3—4 м. Внутри этих гробниц было найдено большое количество бронзовых орудий труда, оружия, посуды, украшений. Встречалась кухонная посуда, сделанная из олова; украшения из золота, серебра и железа. Нашли даже янтарь и страусовые яйца.
На основе анализа археологических находок сделайте не менее трех выводов о жизни древних Микен.
С7. Сравните древнегреческие и современные Олимпийские игры. Ответ оформите в виде таблицы.
Олимпийские игры в Древней Греции
Современные Олимпийские игры
С8. Сравните древнегреческий и современный театр. Ответ оформите в виде таблицы.
Театр в Древней Греции
Современный театр
С9. Прочтите отрывок из сочинения греческого ученого Аристотеля и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Долгое время знать и народ вели между собой борьбу. Ведь в то время... бедные были в порабощении у богатых, как сами, так и дети их и жены... На таких именно арендных условиях обрабатывали они поля богачей; ведь вся земля была в руках у немногих. Если же они не вносили условленной платы, они становились кабальными, как сами, так и их дети. До Солона все предоставляли деньги в займы под залог личной свободы. Солон был первым заступником народа. Тяжело и горько было большинству граждан быть в порабощении. Да и не только это, народ тяготился и всем остальным, так как, можно сказать, ни в чем не имел участия.
О каком событии пишет автор? В каком году оно произошло?
Укажите не менее двух причин, которые вызвали недовольство народа.
С10. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Плутарха и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Между Тесеем и много общего, происхождение обоих темно, поэтому они считаются потомками богов. Оба славнейшие воины: в том убедились все мы. Вместе с тем они физическую силу соединяли с умом. Один из них основал Рим, другой создал Афины, знаменитейшие города в мире; оба похищали женщин; ни один не избег несчастия в собственном доме и ненависти родственников, кроме того, оба они рассорились, говорят, перед смертью со своими согражданами
Укажите имя, пропущенное в тексте.
Объясните слова историка: «ни один не избег несчастия в собственном доме».
С11. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Светония и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Он принимал почести сверх всякой меры: бессменное консульство, пожизненную диктатуру, попечение о нравах, затем имя императора, прозвание отца отечества, статую среди царских статуй, возвышенное место в театре, он даже допустил в свою честь постановления, превосходящие человеческий предел: золотое кресло в сенате и суде, священную колесницу и носилки при цирковых процессиях, храмы, жертвенники, изваяния рядом с богами, место за угощением для богов... название месяца по его имени; и все эти почести он получал и раздавал по собственному произволу. Но величайшую, смертельную ненависть навлек он на себя вот каким поступком. Сенаторов, явившихся в полном составе поднести ему многие высокопочтеннейшие постановления, он принял перед храмом Венеры Прародительницы сидя... Более того, все чаще ходили слухи, будто он намерен переселиться в Александрию или в Илион и перевести туда все государственные средства, обескровив Италию воинскими наборами, а управление Римом поручив друзьям... Это и заставило заговорщиков уско-
рить задуманные действия... В заговоре против него участвовало более шестидесяти человек; во главе его стояли Гай Кассий, Марк Брут и Децим Брут.
Укажите имя государственного деятеля, о котором идет речь в тексте.
Какая форма правления установилась в Риме с приходом к власти этого государственного деятеля? Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих ваш ответ.
С12. Сравните управление в Афинах и Риме в V в. до н. э. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее
Различия
Литература
1.А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Учебник История Древнего мира : 5 класс. М.: Просвещение.2006.
2. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/Сост. К. В. Волкова.-М. : ВАКО, 2011.