Проект по истории 6 класс стоянки первобытных людей на территории. Технологическая карта урока по истории 6 класс на тему " Древние люди и их стоянки на территории современной России"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории 6 класс "Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России". Проект по истории 6 класс стоянки первобытных людей на территории


Технологическая карта урока по истории 6 класс на тему " Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Технологическая карта урока

Цель урока:

- познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя.

- определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов

Основные даты

Появление человека на территории России – до 1 млн. лет. Каменный век

Ресурсы урока

Учебник параграф 1. Карта «Территория России в древности». Контурные карты

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности;

организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать с различными источниками информации.

формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Организационная структура урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Задание 1

1.Выберите из предложенных только исторические временные отрезки:

а) век б) год в) секунда г) минута д) эра е) месяц

2.Последовательность исторических событий во времени называется…а) геральдика б) нумизматика в) хронология г) археология

3.Какими цифрами принято обозначать века в исторической науке? а) арабскими б) римскими

в) греческими г) английскими

4.Назовите основное занятие археологов? а) чтение книг б) беседа с людьми в) раскопки г) путешествие по стране

5.В науке любая дошедшая до нашего времени частица прошлого? а) летопись б) документ в) памятник

г) предмет

6.Эта наука отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? каково их происхождение и расселение? На каких языках они говорят?…

а) география   б) этнография   в) геология    г) археология

Задание классу: назовите понятие, которое является общим на слайде (1).

А как назвать людей, которые жили до древних людей?

Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Ожидаемый ответ обучающихся:

люди; старые люди; древние

древнейшие люди.

Формулировка темы: «Древнейшие люди».

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Личностные:

умение доброжелательно взаимодействовать с одноклассниками.

3

Постановка учебных задач

Цели:

1. изучить появление людей на территории современной России.

2. изучить древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3. изучить зарождение родового строя.

4. изучить совершенствование орудия труда.

4

Первичное усвоение новых знаний

Задание 2. Вы готовы перенестись в далекое прошлое? Первая группа представляет свою работу и совместно с классом заполняется схема в тетради

Задание 3. Древнейшие стоянки (Приложение 1, 2,)

Физкультминутка

5

Первичное закрепление

(Приложение 3, 4)

Жизнь человека не стояла на месте. 12-14 тыс. лет назад ледниковый период закончился и установился климат, близкий к современному, наступил период мезолита. Изменения климата привели к вымиранию крупных животных, поэтому люди переключились на собирательство и рыболовство. Человек совершенствовал орудия труда, были изобретены средства передвижения (лодки, лыжи, сани).

Мы проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.

- покажите на карте стоянки древних людей, обитавших на территории современной России.

- перечислите основные занятия древних людей

- дайте характеристику присваивающего хозяйства

- согласны ли вы с утверждением, что древние люди, пришедшие на современную территорию России, прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли. (ответы учеников)

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу

6

Рефлексия

– Закончите предложения:

• Я приобрел…

• Я научился…

• Я смог…

• Меня заинтересовало…

• Мне захотелось…

• У меня получилось…

• Мне понравилось…

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.

Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности

7

Домашнее задание

Прочитать §1, стр.10-15ответить на вопросы.

Задание 1. 1.Выберите из предложенных только исторические временные отрезки:

а) век б) год в) секунда г) минута д) эра е) месяц

2.Последовательность исторических событий во времени называется…а) геральдика б) нумизматика в) хронология г) археология

3.Какими цифрами принято обозначать века в исторической науке? а) арабскими б) римскими в) греческими г) английскими

4.Назовите основное занятие археологов? а) чтение книг б) беседа с людьми в) раскопки г) путешествие по стране

5.В науке любая дошедшая до нашего времени частица прошлого? а) летопись б) документ в) памятник г) предмет

6.Эта наука отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? каково их происхождение и расселение? На каких языках они говорят?…

а) география   б) этнография   в) геология    г) археология

Задание 2 работа в группах

1.Древнейшие люди на территории России

2. Какой вид деятельности древнего человека можно отнести к присваивающему хозяйству?

  1. земледелие 3) охоту

  2. скотоводство 4) торговлю

3.Установите соответствие между названием периода каменного века и его значением.

ПЕРИОДЫ КАМЕННОГО ВЕКА ЗНАЧЕНИЕ

А) неолит 1) древний каменный век

Б) мезолит 2) новый каменный век

В) палеолит 3) средний каменный век

infourok.ru

Конспект урока по истории 6 класс "Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России".

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Граборева Наталья Сергеевна

Предмет: история Класс: 6

Учебник: История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. Просвещение.2016

Создать  условия для знакомства учащихся с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя.

и определения степени влияния природно-климатических условий на образ жизни народов

Задачи

Обучающие:

-Познакомить учащихся с новыми терминами: палеолит, мезолит, неолит, стоянки, родовая община, племя, первобытный строй.

-Дать общую характеристику жизни и быта древних людей на территории современной России.

-Проследить влияние природно-географических условий на организацию жизни древних людей.

Развивающие:

-Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника и умение заполнять сравнительные таблицы.

-Продолжить развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;

-Формирование критического мышления

-Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;

-Продолжить формирование умения прослеживать причинно-следственные связи, умения работать с картой.

Воспитательные:

-Продолжить воспитывать чувство любви к Родине, гордости за родной край,

-Продолжить формировать у учащихся позитивное отношение к истории и культуре других народов,

-Продолжить развивать эстетические взгляды учащихся, уважение к культурному наследию.

Методическое обоснование урока

Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Урок составлен с использованием элементов:

Информационно – коммуникационной технологии, Технологии развивающего обучения, Здоровьесберегающей  технологии, Технологии проблемного обучения, Игровой технологии, Технологии уровневой дифференциации 

Планируемые результаты

Предметные:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.

читать историческую карту

использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде

Метапредметные:

А)Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Б)Коммуникативные:

аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении

В)Познавательные:

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

владение умением работать работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы)

Личностные:

проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

уважение к культуре своего и других народов,толерантность

Основные понятия

палеолит, мезолит, неолит, стоянки, родовая община, племя, первобытный строй.

Ресурсы:

Учебник, § 1. Интерактивная презентация, атласы, контурные карты.

Этапы урока

Деятельностьучителя

Деятельностьучеников

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Организационный этап

Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку. Психологически настраивает на урок.

У. – Поговорим?

 Д. – Поговорим!

У. – Дети, вам тепло?

 Д.- Да!

 У. – В классе светло?

 Д. – Да!

У. – Прозвенел уже звонок?

 Д. – ДА!

 У. – Уже закончился урок?

 Д. – Нет!

 У. - Только начался урок?

 Д. – Да!

У. – Хотите учиться?

 Д. – Да!

 У. – Значит можно всем садиться!

 У. – Настроенье каково?

 Д. – Во!

 У. – Все такого мнения?

 Д. – Все без исключения! 

1 мин.

Приветствуют учителя, проверяют наличие необходимого учебного материала на партах. Психологически настраиваются на урок.

Коммуникативные УУД: строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Регулятивные УУД: саморегуляция

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Проверяет задание:

продолжить предложения: Россия – самая….,В России самое…

(3мин.)

Именно об этой самой-самой России-нашей Родине мы и будем говорить сегодня.

Как вы думаете с какого периода мы начнем изучение?(обсуждение)

Нужно ли изучать современному человеку прошлое древних людей? Для чего?(Работа с изображением дерева).

(3мин.)

Начнем изучение истории России с древнейших времен.

Как вы считаете, был ли их путь развития таким же, как и у жителей остальных территорий Земли

Вспомните, когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди. Что такое род, племя, община?

Что такое эволюция?

Изучив сегодня как жили древние люди мы постараемся ответить на вопрос: Что оказало влияние на эволюцию человека и какова была бы его судьба без эволюции?

Что конкретно мы должны для этого узнать сегодня на уроке? Какие виды исторических источников нам помогут?

(3мин.)

Учащиеся делают мини-сообщения, подготовленные дома.

Учащиеся участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение.

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся формулируют цели и задачи урока

Учащиеся соотносят единичные исторические факты и общие явления

Учащиеся раскрывают смысл, значение исторических понятий

Познавательные УУД: умение формулировать основные понятия

Коммуникативные УУД: слушать партнёра

Регулятивные УУД: контроль и оценивание ответов товарищей

самоконтроль,

планирование деятельности и определение способов деятельности

ЛичностныеУУД: мотивация к изучению нового материала

готовность к расширению собственного кругозора

Первичное усвоение новых знаний.

Древнейшие люди появились на территории России ок.500 тыс-1 млн. лет назад

-Сев.Кавказ( 700 тыс.)

-Дагестан(500 тыс-1 млн.лет)

-Таманский полуостров

(500 тыс-1 млн.лет)

Как вы думаете, почему именно эти территории были заселены раньше всего?

Верно, действительно важную роль играл климат.

Этот древнейший период существования человека называют каменным веком. Как вы думаете почему?

Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит и неолит. Давайте изобразим их на ленте времени.

Сегодня мы с вами поговорим о палеолите и мезолите.

(3 мин.)

Давайте представим себя путешественниками во времени, попавшими в те древнейшие времена на территорию России.

Учитель делит класс на две группы.

1. Появление людей на территории современной России

Образ жизни:

  1. Присваивающее хозяйство (охотились на зверей, ловили насекомых, земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения)

  2. Изготовление орудий труда (из дерева, кости, камня – кремния. Делали рубила, скребла, остроконечники)

  3. Жизнь в небольших группах (вместе добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь)

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России

Учитель: мы узнали, когда и где на территории нашей страны появились древние люди, чем они занимались. Теперь поближе познакомимся с бытом и образом жизни древнего человека.

Стоянки в деревне Костенки под Воронежем (35 - 45 тыс. лет назад): здесь найдены орудия труда, украшения, скульптурные изображения животных и людей.

Стоянка Сунгирь под Владимиром (25 тыс. лет назад): обнаружены многочисленные фрагменты изделий древних людей – оружие, одежда, украшения, обнаружены захоронения людей.

Каповая пещера на Южном Урале (Башкирия) (период палеолита): обнаружены десятки рисунков животных, треугольников, линий.

Денисовая пещера на Алтае (50 тыс. лет назад): останки людей, которые жили в одно время с неандертальцами, но были на более высоком уровне развития.

(12 мин.)

Физминутка.

(1 мин.)

Как вы считаете жизнь древних людей была легкой? Почему? С какими проблемами они сталкивались?

80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период.

Давайте представим что мы с вами древние люди, но живем в разные периоды.1 ряд у нас живет во время ледникового периода. А для второго ряда уже наступило потепление. На столах у вас лежат листы с таблицами. Пользуясь текстомучебника заполним нужные вам графы в данной таблице.

(5мин.)

Учащиеся участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение.

Учащиеся отвечают на вопросы

Каждая группа работает с соответствующим пунктом параграфа учебника, а потом совместно со всем классом заполняет схемы в тетради и разбирает понятийный аппарат.

Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения ученики по очереди описывают образ жизни людей в каждой из стоянок.

Самостоятельно в группах заполняют таблицу пользуясь материалом учебника.

Учащиеся высказывают суждения о причинах возникновения первых стоянок древних людей на Сев.Кавказе, в Дагестане,Таманском полуострове.

Учащиеся знакомятся с понятиями палеолит, мезолит, неолит и т.д.

Учащиеся учатся рассказывать об основных занятиях людей древности, характерных особенностях верований древних людей.

Используют знания из курса географии при описании местоположения объектов

Работают с картой

Работают с материалом учебника

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, активное чтение

умение строить речевые высказывания в устной, знаково-символические действия, в т.ч. моделирование

установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: вступать в дискуссии, строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Регулятивные УУД: саморегуляция, комментированное оценивание

Личностные УУД:

Нравственно- этическое оценивание

Первичная проверка понимания и закрепление.

Итак, какой вывод мы можем сделать исходя из результатов таблицы? Давайте вернемся к вопросу на который мы пытались ответить в самом начале урока.

Как мы можем ответить на него сейчас? Что оказало влияние на эволюцию человека и какова была бы его судьба без эволюции?

Благодаря чему человек развивался? Действительно, человек сделал очень много открытий. Давайте попробуем вспомнить в какой из периодов:палеолит или мезолит было сделано то или иное открытие.

(5 мин.)

Отвечают на проблемный вопрос

Учащиеся высказывают свое мнение.

Выполняют задание

на слайде.

.

Определяют влияние природно-географического фактора на развитие жизнедеятельности общества

Формирование целостного восприятия материала урока

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение строить речевые высказывания в письменной форме, смысловое чтение, отделение главного и второстепенного

Коммуникативные УУД: строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Регулятивные УУД: целеполагание

Логические УУД: анализ, синтез

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель оценивает устные ответы на основе участия в уроке, собирает листы с таблицами.

1 мин.

Учитель дает инструкции по выполнению домашнего задания.

Для всех-п.1 учебника, контурные карты

На выбор:

1).Подготовить краткое сообщение о древних стоянках на территории Оренбургской области

2). Подготовить рисунок или презентацию на темы «Стоянки древнейших людей (в том числе на территории края)» и «История орудий труда» (рисунки)

1 мин.

Учащиеся записывают д/з в дневники, слушают рекомендации учителя по выполнению д/з

Личностные УУД: смыслообразование Коммуникативные УУД: слушать партнёраРегулятивные УУД: саморегуляция

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Предлагает ученикам ответить, какие задания вызывали интерес, какие вызвали трудности и почему.

2мин.

«Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

2мин.

Сообщают своё мнение о заданиях, о возникших проблемах на уроке

Познавательные УУД: умение строить речевые высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД: слушать партнёра, вступать в дискуссии

Регулятивные УУД: контроль, оценка

-Наша страна имеет самое большое в мире  число соседей. Сколько же их всего?

(16 стран.)

- Где в нашей стране расположен крупнейший в мире «край болот»?

(На просторах Западно-Сибирской низменности. Именно здесь находится Большое Васюганское болото, занимающее территорию 500 тыс. кв. км., что равно территории Франции.)

- Где в нашей стране находится самое холодное обитаемое  место в мире?

(Оймякон в Сибири.)

- Россия имеет самое большое в мире морей, омывающих её берега. Сколько же их всего?

(13)

- Какое российское озеро самое глубокое  ,самое старое и в нем самая прозрачная вода в мире?

(Байкал, до 1620 метров.)

-Какой российский православный храм самый большой в мире?

(Храм Христа Спасителя в Москве , высота 103м.,площадь 6805 кв. км., диаметр главного купола 25.5 м., во время богослужения вмещает 10 тыс. человек.)    

- Назовите российское озеро, являющееся самым крупным в мире среди озёр, расположенных за Полярным кругом?

(Озеро Таймыр на одноимённом полуострове, на севере Красноярского края, 4560 кв. км.)

- В России наибольшее количество озёр. Сколько же их у нас всего?

(Более 1 миллиона.)

- Какая крепость нашей страны является самой крупной во всём мире?

(Московский Кремль. Площадь Кремля равна 27 гектарам. Общая длина стен с 20-ю башнями составляет 2 км 235 м. Высота их в разных местах колеблется от 5 до 19 м, а толщина иногда до 6 м.)

- В каком российском городе находятся самые большие в мире башенные часы?

(В Москве, на главном здании МГУ.)

- В каком городе России находится самая высокая статуя в мире?

(В Волгограде, статуя «Родина-мать» высотой 82 метра.)

- Какое чудо-дерево России имеет единственную в мире белую кору?

(Берёза.)

 

 

hello_html_m51916958.png

infourok.ru

Тест по истории Древние люди и их стоянки на территории современной России 6 класс

Тест по истории Древние люди и их стоянки на территории современной России для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 12 заданий.

1 вариант

1. Какой вид деятельности древнего человека можно отнести к присваивающему хозяйству?

1) земледелие2) скотоводство3) охоту4) торговлю

2. Установите соответствие между названием периода камен­ного века и его значением.

Периоды каменного века

А) неолитБ) мезолитВ) палеолит

Значение

1) древний каменный век2) новый каменный век3) средний каменный век

3. Что из перечисленного можно отнести к характеристике стоянки древних людей Костёнки, а что — к стоянке Сун­гири?

Характеристики

А) возраст около 35-45 тыс. летБ) возраст около 25 тыс. летВ) находки «палеолитических венер»Г) одна из древнейших стоянок в ЕвропеД) обнаружены фрагменты изделийЕ) найдены копья с наконечниками из ко­сти мамонта

Стоянки

1) Костёнки2) Сунгирь

4. Начало ледникового периода учёные относят ко времени

1) 1 млн лет назад2) 80 тыс. лет назад3) 5 тыс. лет назад4) 1 тыс. лет назад

5. Переход от присваивающего труда к производящему учё­ные называют

1) мезолитом2) модернизацией3) индустриализацией4) неолитической революцией

6. Распределите действия древнего человека в соответствии с его занятиями.

Действия

А) обработка шкуры животныхБ) изготовление ямы для загона мамонтаВ) сшивание шкур для изготовле­ния одеждыГ) преследование зверя

Занятия

1) охота2) ремесло

7. Человек современного типа сформировался, как считают учёные, около

1) 100 тыс. лет назад2) 80 тыс. лет назад3) 40 тыс. лет назад4) 12 тыс. лет назад

8. В списке перечислены черты родовой общины. Найдите две лишние черты. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в общину входили кровные родственники2) каждый член общины обладал собственным имуще­ством3) все члены общины имели примерно равные права4) все вопросы жизни общины регулировались письмен­ным законодательством5) наибольшим влиянием пользовались самые старшие члены общины6) в родовой общине формировалось разделение труда между мужчиной и женщиной

9. Запишите термин, о котором идёт речь.

Объединение людей, сменившее родовую общину и осно­ванное на совместном проживании на определённой территории, — это _______________.

10. Установите соответствие между термином и его значением.

Термин

А) вождь­В) рабВ) эксплуатацияГ) старейшина

Значение

1) присвоение результатов чужо­го труда2) глава общины, военный руко­водитель3) человек, пользовавшийся ува­жением в общине и следивший за соблюдением обрядов4) взятый в плен человек из дру­гого племени, вынужденный трудиться на победителя

11. Расположите в хронологическом порядке следующие исто­рические процессы.

1) возникновение территориальной общины2) появление законов вместо обычаев3) выделение ремесла в отдельное занятие4) разделение труда между мужчиной и женщиной

12. Запишите термин, о котором идёт речь.

Большая группа людей, объединённая общей территорией проживания, говорящая на одном языке, обладающая общей культурой, — это __________.

2 вариант

1. Какой вид деятельности древнего человека можно отнести к производящему хозяйству?

1) охоту2) собирательство3) земледелие4) рыболовство

2. Расположите в хронологической последовательности пе­риоды каменного века.

1) мезолит2) неолит3) палеолит

3. Установите соответствие между видами занятий древних людей и находками археологов.

Занятия

А) охотаБ) ремеслоВ) искусство

Находки

1) рисунки в пещерах2) кости мамонта3) браслеты, украшения

4. Какое последствие относят к наступлению ледникового периода?

1) резкое потепление климата на планете2) вымирание теплолюбивых животных и растений3) таяние снегов Арктики4) расширение зон обитания теплолюбивых животных

5. Разделение общества на группы, появление богатых и бедных слоёв населения, обладавших разными возможно­стями, учёные называют

1) неолитической революцией2) социальным неравенством3) первобытной религией4) палеолитом

6. Установите соответствие между описанием деятельности древних людей и их занятиями.

Деятельность

А) изготовление одежды из шкур животных, использование иглБ) поиск растений, пригодных для пищиВ) преследование мамонта с целью загнать его в специально выры­тую яму

Занятия

1) охота2) ремесло3) собирательство

7. Окончание ледникового периода произошло

1) около 80 тыс. лет назад2) около 40 тыс. лет назад3) около 12 тыс. лет назад4) около 1 тыс. лет назад

8. В списке перечислены черты, характерные для первобыт­ного общества. Найдите две лишние черты. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) родовая община включала кровных родственников2) имущество общины считалось общим достоянием3) главным занятием общины была торговля4) несколько родовых общин составляли племя5) первобытное общество отличалось высоким уровнем строительства городов6) люди эпохи первобытности использовали примитивные орудия труда

9. Запишите термин, о котором идёт речь.

Появление земледелия вместо собирательства, скотоводства вместо охоты, переход от присвоения к производству необходимых продуктов — это _______________.

10. Соотнесите виды ремесла древних людей и изделия ре­месла.

Ремесла

А) кузнечное делоБ) ткачествоВ) гончарное дело

Изделия

1) изготовление тканей2) обработка железа, изготов­ление изделий из железа3) изготовление керамической посуды

11. Расположите в хронологическом порядке следующие процессы.

1) появление излишков продуктов2) образование государства3) переход к родовой общине4) возникновение социального неравенства

12. Запишите термин, о котором идёт речь.

Организация жизни людей на единой территории, кото­рая контролируется едиными правилами (законами), об­ладает общей властью, регулируется взаимоотношениями с другими народами, — это __________.

Ответы на тест по истории Древние люди и их стоянки на территории современной России1 вариант1-32-2313-1211224-25-46-21217-38-249. соседская (территориальная) община10-241311-431212. народ (народность)2 вариант1-32-3123-2314-25-26-2317-38-359. неолитической революции10-21311-314212. государство

testschool.ru

Урок по истории в 6 классе ИКС Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России

Класс: 6 А Дата: ______________ Класс: 6 Б Дата:__________________

Предмет

История России

Номер урока

№ 30 Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

Тип урока

Комбинированный

Тема

Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России

Цель

Объяснить, как природные условия влияли на образ жизни народов, населявших территорию нашей страны в древности.

Задачи

Образовательные:

- познакомить учащихся с основными занятиями людей в древности;

- познакомиться с характерными особенностями верований древних людей;

- уметь оперировать новыми понятиями и терминами;

Развивающие:

- продолжить формирование умений учащихся анализиро­вать информацию полученную из различных источников;

- продолжить формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- развивать умение работать с исторической картой;

- развивать исторический словарный запас учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся умения соотносить исторические периоды и жизнь людей, в которых они жили

- воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Учитель

Ученики

УУД

1

Орг.начала занятия

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Объявляет итоги тестирования за прошлый урок.

Настраиваются на работу.

К: Сотрудничество с учителем

2

Информация о домашнем задании

Д/з: 1. Прочитать §1, составить схему-памятку, дополнительно – на оценку - 1 любое задание из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем» (с.14-15)

Записывают варианты домашнего задания

Р: Самоорганизация

3

Подготовка к основному этапу

Работа в тетрадях за прошлый урок – проверка выполнения и дополнительно:

На выбор ответить на вопрос: 1. Место и роль Руси в Европе

Или 2. Что я знаю об истории своей страны в древности?

Задание: Опираясь на уч. с. 6-7 заполнить таблицу

Семьи языков

Группы языков

Территория на которой они проживали

Задание: изучив учебник с. 8 со слов «В 6 классе вы будете изучать …» составьте кластер «Исторические источники»

Известный русский ученый М.П. Погодин утверждал: «Человек и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеют общую историю… Чем более человек образовывается, тем более выходит он из-под власти природы… и из раба ее делается властелином.»

Прошу вас в конце урока высказать собственное мнение относительного этого высказывания. Вступительное слово см. конспект

Работа по группам:

1 группа: изучить доп. материал и материал учебника с. 10-11 п. 1 и сообщить сведения для внесения в схему-памятку

2 группа: изучить доп. материал и материал учебника с. 11-12 п. 2 и сообщить сведения для внесения в схему-памятку

3 группа: изучить материал учебника с. 12-13 п. 3 и сообщить сведения для внесения в схему-памятку

4 группа: изучить доп. материал и материал учебника с. 13-14 п. 4 и сообщить сведения для внесения в схему-памятку

Отвечают на поставленные вопросы, слушают, дополняют

Слушают, анализируют

Работа в группах, изучение материала учебника и доп. материала, заполнение схемы-памятки.

Р: умение составить план деятельности, распределить время.

К: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

П: изучить тему урока, уметь анализировать исторические события; познакомиться с характерными особенностями жизни первобытных людей на территории нашего государства.

4

Усвоение новых знаний

Отчет групп по работе с доп.материалом и материалом учебника

Контролирует и корректирует работу и ответы учащихся

Отчитываются о проделанной работе.

Р: Умение слушать, работать с опорными конспектами, схемами, делать выводы

5

Подведение итогов урока

Прошу вас высказать собственное мнение относительного этого высказывания

известного русского ученого М.П. Погодина «Человек и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеют общую историю… Чем более человек образовывается, тем более выходит он из-под власти природы… и из раба ее делается властелином.»

Оцените свою работу на уроке, поставьте себе объективную оценку и сдайте свои листы с работой.

Ответы-рассуждения детей

Самоанализ, ставят оценку на листе и сдают учителю

Л: Оценка, самооценка, взаимооценка.

Для вступительного слова

Найдено множество доказательств того, что в позднем палеолите человек разумный заселил всю территорию нашей страны, продвигаясь в ее глубь с западных и южных направлений. Один из наиболее известных пунктов такого продвижения обнаружен в районе современного Воронежа еще в 1879 г. Уже сто лет в этих местах проводятся раскопки и находят все новые и новые следы жизни наших далеких предков.

      Когда-то этот район был очень густо заселен. Некоторые ученые считают, что население пришло сюда из Центральной Европы, другие — из Причерноморья. Обнаружены здесь десятки тысяч каменных орудий, остатки жилищ, захоронения. Но наибольшую известность этим местам принесли находки выдающихся произведений древнего искусства — «палеолитические Венеры».

      Это небольшие, от 5 до 15 см, вырезанные из мягкого камня или кости статуэтки обнаженных женщин. Такие статуэтки известны в Западной и Центральной Европе, а также в Сибири на стоянках Мальта и Буреть, недалеко от Байкала (здесь имеются и статуэтки женщин в меховых костюмах). Однако такого количества «палеолитических Венер», как на берегах верхнего Дона, нет нигде в мире.

      Кто же такие «палеолитические Венеры»? Всюду первобытные скульптуры изображали полную женщину со сложенными на животе руками, роскошной прической и совершенно без одежды или с тонкой веревочкой на бедрах. Именно так могла выглядеть позднепалеолитическая женщина в домашней обстановке. До недавнего времени северные народы (эскимосы, чукчи, коряки) шокировали посетителей своей привычкой находиться внутри своих жилищ совершенно голыми. Но в тесном, жарком и душном чуме или яранге иначе и невозможно. Если здесь посидеть в меховой одежде, то когда в ней потом выйдешь на мороз, она станет ледяной, поломается и не будет греть. Не забудем, что климат Европы во времена позднего палеолита был суровым — север континента занимал ледник. Байкальские женские статуэтки сохранили для нас облик человека тех времен в его одеянии — на улице обнажено только лицо, все остальное находится под своеобразным комбинезоном из меха пушных животных. Похожие одеяния до сих пор носят люди на Крайнем Севере.

      Однако «палеолитическая Венера» — это, разумеется, не простая женщина. Скорее всего так изображались богини-прародительницы, весь облик которых символизирует идею материнства и плодородия. Мать-хранительница родового очага оберегала свой род от всевозможных несчастий и бед. Культ женщины-материгосподствовал тогда от берегов Атлантического океана до Байкала. Вряд ли на такой громадной территории обитали родственные племена. Скорее всего охотники на мамонтов жили небольшими замкнутыми группами. Но единые условия жизни и единая психология предопределяли единые верования.

Задание по теме «Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России» (необходимо заполнить пропуски)

Орудия труда ____________________ ____________________ ____________________

Время появления чел-ка на территории России ____________________Место ______________

Климатические условия: ____________________ ____________________ ____________________

Время появления др. людей - _________________________________- др. каменный век

Тип хозяйства ___________________________________

________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________

Основные занятия ____________________ ____________________ ____________________

Выход из пещеры был обращен на юг, к солнцу, прикрыт от ветров выступами гор

Питались:

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Центр пещеры - огонь

Вход в пещеру охраняли два черепа животных (от непрошенных гостей)

План стоянки

Коллектив ____________________ ____________________ ____________________

Задание по теме «Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России» (необходимо заполнить пропуски)

Орудия труда ____________________ ____________________ ____________________

Время появления чел-ка на территории России ____________________Место ______________

Климатические условия: ____________________ ____________________ ____________________

Время появления др. людей - _________________________________- др .каменный век

Тип хозяйства ___________________________________

________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________

Основные занятия ____________________ ____________________ ____________________

Выход из пещеры был обращен на юг, к солнцу, прикрыт от ветров выступами гор

Питались:

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Центр пещеры - огонь

Вход в пещеру охраняли два черепа животных (от непрошенных гостей)

План стоянки

Коллектив ____________________ ____________________ ____________________

Материал для 1 группы СТОЯНКА ПОД ВЛАДИМИРОМ

      На стоянке Сунгирь под Владимиром жили во времена позднего палеолита люди, возможно, родственные обитателям стоянок под Воронежем. Раскопки здесь велись с конца 50-х гг. XX в. И вот в 1964 г. было сделано выдающееся открытие. Была найдена могила палеолитического человека. В отличие от многих сравнительно бедных захоронений того периода Сунгирьское содержало большое количество вещей, которые были необходимы умершему в загробной жизни. Это свидетельствовало о высоком положении покойного. Кто он был — вождь племени, жрец, выдающийся охотник или воин?

      Он был похоронен прямо на территории поселения, недалеко от очага из костей мамонта. Археологи из дерева вырезали тонкие острые палочки, затесанные с одного конца в виде лопатки. Этими палочками и снимали миллиметр за миллиметром глину, покрывавшую скелет. Руководил расчисткой выдающийся ученый и скульптор М. М. Герасимов.

      Было выяснено, что здесь похоронен мужчина в возрасте 55—60 лет европейского типа. В шутку его назвали Сунгирем Владимировичем. На груди скелета увидели какую-то непонятную мозаику из мелких косточек. Оказалось, это были 3500 мелких бусинок из кости мамонта. Люди умели не только изготавливать такие крошечные шарики, но и просверливать в них микроскопические отверстия. Узором из бусинок был расшит истлевший за тысячелетия меховой костюм Сунгиря Владимировича. Запястья его украшали 20 браслетов из тонких пластинок, выструганных из бивня мамонта. Кроме того, тело умершего раскрасили красной краской — охрой, следы которой сохранились на костях.

      Через пять лет в Сунгире раскопали еще одно погребение. В трехметровой могиле лежали головами друг к другу, а ногами в противоположные стороны два скелета подростков 12—13 и 7—8 лет. Это были либо два мальчика, либо мальчик и девочка. Рядом с телами положили очень острые, искусно сделанные копья из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, костяные дротики, кинжалы, браслеты. Одежду детей, как и Сунгиря Владимировича, покрывали бусы из костей мамонта. На груди старшего подростка лежала плоская скульптура лошади, а у плеча — мамонта.

      Это было также очень богатое захоронение. Считается, что богатство погребений определялось общественным положением покойного. Были ли это дети вождя или жреца? Может, это были дети, обладавшие, по мнению соплеменников, какой-то магической силой? Или их внезапная одновременная смерть очень потрясла всех жителей поселка? По этому поводу можно строить самые разнообразные гипотезы.

КАПОВА ПЕЩЕРА

      Часто трудно представить, как не только выжили, но и освоили громадные территории наши далекие предки, вооруженные орудиями лишь из камня и кости. Ведь это была эпоха великого оледенения. Лед местами толщиной до нескольких километров покрывал север Евразии. Южнее расстилалась бескрайняя тундра. И эта явно негостеприимная земля была довольно густо для того времени заселена людьми.

      Главной пищей человека, источником его существования были мамонты и другие громадные животные. Тысячи костей этих зверей и костяных изделий находят на стоянках палеолитического человека. Шкуру мамонта не пробьешь никаким холодным оружием. Но мамонт был неповоротлив. И это помогало человеку, Многие стоянки обнаружены на краю оврагов, крутых берегах рек. Охота была загонной. Иногда удавалось загнать в пропасть целые стада животных. Мясо шло в пищу, кости и шкуры — на строительство жилищ. Оказалось, что люди тогда вовсе не жили в пещерах, как думали раньше, называя древнего человека троглодитом, т. е. пещерным человеком. Люди обычно строили себе землянки и даже настоящие дома на открытых местах.

      Но пещеры тоже использовали. С пещерами связана духовная жизнь наших далеких предков. Нам теперь очень сложно понять ее. Но кое-что сказать можно. Жизнь человека тогда целиком зависела от удачи на охоте. Поэтому и религиозные обряды были связаны с культом животных. Племена обычно вели свою родословную от каких-либо животных. Одни себя называли детьми медведя, другие — детьми сокола, третьи — змеи (как могикане в романе Ф. Купера). Удача на охоте была очень непостоянной, случайной. С этим связано, очевидно, господство различных запретов и тайн в религиозных представлениях… Мы привыкли, что наши храмы обычно возвышаются на видном отовсюду, известном всем месте, в центре города или села. Не так было в палеолите. О святилищах знали лишь посвященные. В тайных, труднодоступных пещерах совершались колдовские магические обряды, призванные обеспечить удачу для охотников.

      Вот в вековом мраке пещеры вспыхивает свет факелов. И люди, которых привели в пещеру, видят несущееся среди тьмы во всей своей красе и неистовстве стадо мамонтов, бизонов, лошадей, носорогов. Даже сейчас великолепные изображения на стенах древних святилищ оставляют неизгладимое воспоминание у тех, кому удалось их увидеть.

      Можно представить себе, какое потрясение вызывало у первобытных людей подобное зрелище. Феномен пещерной живописи, совершенство красочных рисунков до сих пор не вполне объяснены. Считается, например, что в пещерах проводился обряд инициации, т. е. посвящения во взрослые подростков, будущих охотников: в одной из пещер обнаружен отпечаток ладони молодого человека.

      Долгое время эти рисунки находили лишь в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Считалось, что их создавало только население этих мест. Но вот в 1959 г. зоолог А. В. Рюмин сфотографировал в Каповой пещере на Южном Урале загадочные изображения. Вначале ему никто не поверил. Однако была организована экспедиция, завезли специальное оборудование.

      Археологов поразила прежде всего величина пещеры. Метрах в 140 от входа в потолке пещеры виднелась щель — отверстие, ведущее на второй этаж пещеры. По отвесной скале надо подняться на этот этаж, и попадаешь в «зал мамонтов». Свет прожекторов едва достигает потолка. Перед ошеломленным взором предстаютярко-красные фигуры мамонтов, носорогов, лошадей. Всего более 40 рисунков. Нашли рисунки и на первом этаже — но они непонятны: какие-то кубики, треугольники.

      Начались раскопки. Вскоре нашли угольки от костров, небольшое количество каменных орудий. Причем камни для этих орудий и материал для краски были принесены в Капову пещеру издалека. Через три горных хребта приходили люди в свое святилище.

Материал для 2 группы

Охотники Примерно 100 тыс. лет назад наши предки в совершенстве владели охотничьими навыками. Об этом нам рассказывают многочисленные петроглифы - рисунки, выбитые на камнях и скалах людьми, жившими за тысячи лет до нашего времени. Обычно на этих рисунках изображены животные, на которых охотился человек каменного века, и даже сцены охоты.

Представьте, что вы попали в поселение первобытных охотников. Ученые называют предков современного человека, покрытых волосами, с низким лбом и мощными челюстями, неандертальцами.

В период ранней истории человечества - в палеолите и мезолите - основной хозяйственными видами деятельности были охота и собирательство. Охота позволяла не только добыть мясо для пропитания, но и получить шкуры, из которых изготавливалась одежда и жилища, а также кости, служившие основой для некоторых орудий труда, а иногда даже материалом для растопки. Техника охоты изменялась вместе с общим развитием хозяйственных навыков и усложнением общественной жизни.

Техника охоты во многом зависела от типа дичи. Для поимки мелких животных и птиц древние люди устанавливали ловушки. Скорее всего, это были технически простые приспособления, которые, однако, были весьма эффективны - археологи находят немало останков птиц у стоянок древних людей. При охоте на среднюю дичь - некрупных млекопитающих, таких как газели - древние люди использовали копья и появившиеся ближе к среднему палеолиту лук и стрелы. Нужно учитывать, что в тот период эффективность этих орудий ограничивалась спецификой материалов. Люди каменного века не умели обрабатывать металлы - наконечники изготавливались из небольших камней или из кости, что уменьшало силу воздействия копий и стрел.

На крупных животных - мамонтов, слонов - древние люди охотились коллективно. Эти данные исследователи почерпнули из богатой наскальной живописи с подробными сценами охоты, а также из наблюдений за современными племенами, частично сохранившими старые обычаи. Именно по причине охоты люди палеолита жили группами - поимка большого животного давала им пропитание ненадолго, что не было гарантировано с мелкой дичью. Способ охоты зависел от местности и традиций конкретного племени. Иногда охота велась просто с помощью преследования: группа первобытных людей, вооруженных копьями, гналась за животным до усталости последнего, а потом расправлялась с добычей. Проще всего было подкараулить животное на водопое. В гористой местности животное можно было подогнать к обрыву и заставить упасть с него. Также более развитые племена со временем научились строить ловушки на крупную дичь. Одним из примеров таких ловушек можно назвать глубокую яму, прикрытую листвой и ветками, в которую можно было заманить или загнать животное.

multiurok.ru

Технологическая карта урока по теме "Древние люди и их стоянки" для 6 класса

Постановка задачи урока.

Появление людей на территории современной России.

Древнейшие стоянки.

Зарождение родового строя.

.

Предположите, какую территорию нашей страны люди начали заселять первоначально? (Южную: Кавказ, Дагестан, Крым, Тамань)

Приведите аргументы (факты), подтверждающие вашу точку зрения.

Учебник с.10 абз.1 Прочитайте, подтвердите или опровергните свой вывод.

С.10 аб.2 Сформулируйте определение понятию «присваивающее хозяйство». (Хозяйство при котором люди ничего не выращивали, а брали все готовое у природы)

С.10 аб.3 Почему первый век в истории жизни людей получил название каменный? (потому что все орудия труда изготавливались из камня) Рис. на с.10. Опишите первые орудия труда. Как они называются? (заостренный камень, рубило, проколка)

На какие периоды делится каменный век? (палеолит, мезолит, неолит)

Вспомните, как назывался первый коллектив людей? (Человеческое стадо)

Значительная часть территории современной России была заселена еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют открытия археологов. Составим таблицу:

Название стоянки

Находки

Костёнки. Воронежская обл.

Орудия труда. Скульптурные изображения животных. «Палеолитические венеры»

Сунгирь. Владимирская обл.

Фрагменты одежды людей. Бусинки и браслеты из кости мамонта. Копья с наконечниками из кости мамонта.

Капова Пещера. Башкирия

Рисунки изображающие мамонтов, носорогов, лошадей. Изображение треугольников, лестниц, косых линий.

Денисова пещера. Алтай

Останки неандертальца.

Неандерталец -?

???????? Архангельская обл.

???????? Архангельская обл.

???????? Архангельская обл.

Дома доделать таблицу, найти три стоянки в Архангельской обл. или в НАО, используя интернет или учебник по краеведению.

80 тыс. лет назад наступило похолодание. Наступил ледниковый период. Ледник толщиной 2 км. Покрыл Европу, Азию, Северную Америку. В нашей стране ор доходил до Киева. К каким последствиям привело похолодание? (устанавливаем причинно-следственные связи и заполняем схему)

причина

Следствие (причина)

следствие

похолодание

вымирание теплолюбивых животных и растений.

Появление мамонтов, бизонов, шертистых носорогов, северных оленей, диких лошадей

Изменилась охота (загонная)

Надолго обеспечивали себя обильной и сытной пищей.

Научились добывать огонь сами.

Жаренная пища. Увеличилась продолжительность жизни.

Изменилась техника обработки камня, появились новые орудия труда (составные, скребки, иголки)

Появилась одежда из шкур

Сформировалось разделение труда: мужской, женский, детский.

Появилась необходимость согласовывать свои действия → речь

Расскажите, что вы знаете о загонной охоте?

Посмотрите на рис. с.13 Охота на мамонта. Какая деталь картины является недостоверной? (лук и стрелы)

40 тыс.лет назад изменился облик человека. Появился человек современного типа, человек разумный. Появился и новый коллектив. Вспомните, как он назывался? (Родовая община)

Почему родовая? Община?

Племя ?

Какой строй называем первобытнообщинным?

12-14 тыс. лет назад закончился ледниковый период, наступило потепление. Создайте цепочку причинно-следственных связей.(можно воспользоваться учебником с.14)

Причина: потепление →вымерли крупные животные→больше внимания собирательству и рыболовству.→изменилась охота→ новые орудия труда и оружие (копья, дротики, гарпуны, лук и стрелы, бумеранги, рыболовные снасти)→средства передвижения (плоты и лодки)→ расселение на север.

Чтение текста § 1, Работа с картой.

Поиск ответов на вопросы в тексте параграфа.

Составление таблицы п2. § 1

проверка заполнения таблицы

Поиск ответов на вопросы в тексте параграфа.

Работа с рисунком в учебнике

Ответы учащихся

Составление схемы причинно-следственных связей

multiurok.ru

Trojden | Древние люди и их стоянки на территории современной России

Цели и задачи: познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя; определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов; познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменениями климатических условий.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России; определять исторические процессы, события во времени; устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; осознавать закономерность развития человеческого общества с древности; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; понимать взаимосвязь между природными и социальными явлениями, осознавать их влияние на жизнь человека; использовать картографические сведения для понимания процессов расселения первобытных людей; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; использовать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифицировать явления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать роль и значение истории в жизни человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Историк и археолог М.П. Погодин утверждал: «Человек и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеют одну общую историю... Чем более человек образовывается, тем более выходит он из-под власти природы... и из раба ее делается властелином».

— Согласимся ли мы с позицией ученого или опровергнем ее?

На этот вопрос мы ответим в конце урока.

— Ответьте на вопросы, используя знания, полученные в 5 классе при изучении истории Древнего мира.

— Когда появились первые люди на Земле? Почему именно в этих местах?

— Как шло расселение древнейших людей?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока «Древние люди и их стоянки на территории современной России».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Появление людей на территории современной России.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3. Зарождение родового строя.

4. Совершенствование орудий труда.

Проблемный вопрос

— Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?

III. Введение в новый материал

Проблемы происхождения человека, образования рас, расселения людей являются предметом длительной научной дискуссии. Попробуем и мы принять в ней активное участие, воссоздав картину появления людей на территории современной России.

— Разделитесь на четыре группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам о различных аспектах жизни и деятельности древних людей.

Первая группа работает с п. 1 § 1 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.).

Вторая группа работает с п. 2 § 1 учебника и дополнительным материалом, предложенным учителем.

Третья группа работает с п. 3 § 1 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, карта «Территория России в древности», справочники, энциклопедии и т. д.).

Четвертая группа работает с п. 4 § 1 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.).

IV. Работа по теме урока

1. Появление людей на территории современной России

— Вы готовы перенестись в далекое прошлое?

(Первая группа представляет свою работу в наглядной форме. Возможно использование иллюстративного материала.)

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России

Вы узнали, когда и где на территории нашей страны появились древние люди, чем они занимались. Теперь поближе познакомимся с бытом и образом жизни древнего человека.

(Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал.)

Дополнительный материал для второй группы

Первобытная стоянка Костенки

Русский археолог Александр Спицын назвал Костенки «жемчужиной русского палеолита». Первые серьезные археологические исследования этого поселения были проведены выдающимся ученым-антропологом Иваном Поляковым во второй половине XIX в. 28 июня 1879 г. были извлечены кремниевые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. Костенки — это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле с древнейших времен существовала высокоразвитая цивилизация. Обнаруженные в Костенках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что Homo sapiens появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе. Американский археолог Джон Хоффекер утверждал: «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы еще не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда — из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа — кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние Homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».

К нашему времени на территории заповедника Костенки было найдено множество свидетельств того, что во времена палеолита здесь жили люди, умеющие строить жилые сооружения, изготовлявшие многофункциональные орудия из костей и камня. Они обладали развитым искусством — нигде раньше не находили такие украшения со сложным орнаментом, подвески и совершенные статуэтки из бивня мамонта. Найдены эти изделия были под слоем вулканического пепла, что позволяет предположить, что они были изготовлены около 40 тыс. лет назад. Именно в то время произошло крупнейшее извержение вулкана, в результате которого слой пепла накрыл огромную территорию.

Стоянка Сунгирь

Сунгирьское захоронение было обнаружено в 1964 г. Могила палеолитического человека содержала большое количество вещей, которые, по мнению его соплеменников, были необходимы умершему в загробной жизни. Это свидетельствовало о высоком положении покойного. Кто он был — вождь племени, жрец, выдающийся охотник или воин?

Он был похоронен прямо на территории поселения, недалеко от очага из костей мамонта. На его груди археологи обнаружили мозаику из 3500 мелких бусинок, изготовленных из кости мамонта. Такими же бусинами была расшита и его одежда. Люди умели не только изготавливать такие крошечные шарики, но и просверливать в них микроскопические отверстия.

Через пять лет в Сунгире раскопали еще одно погребение. В трехметровой могиле лежали головами друг к другу, а ногами в противоположные стороны, два скелета подростков 12—13 и 7—8 лет. Рядом с телами находились очень острые, искусно сделанные копья из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, костяные дротики, кинжалы, браслеты. Одежду детей покрывали костяные бусины. На груди старшего подростка лежала плоская скульптура лошади, а у его плеча находилась статуэтка мамонта.

Считается, что богатство погребений определялось общественным положением покойного. Были ли это дети вождя или жреца? Или их внезапная одновременная смерть очень потрясла всех жителей поселка?

Капова пещера

Трудно представить, как не только выжили, но и освоили громадные территории наши далекие предки, вооруженные орудиями из камня и кости. Ведь это была эпоха великого оледенения. Лед покрывал север Евразии. Южнее расстилалась бескрайняя тундра.

Главной пищей человека, источником его существования были мамонты и другие крупные животные. Шкуру мамонта не пробьешь каменным оружием. Охота была загонной. Иногда удавалось загнать в пропасть целые стада животных. Мясо шло в пищу, кости и шкуры использовались для строительства жилищ.

Жизнь человека целиком зависела от удачи на охоте. Поэтому и религиозные обряды были связаны с культом животных. В тайных, труднодоступных пещерах совершались колдовские магические обряды, призванные обеспечить удачу на охоте. Считается, что в пещерах проводился и обряд инициации, т. е. посвящения во взрослых подростков, будущих охотников: в одной из пещер обнаружен отпечаток ладони молодого человека.

Долгое время рисунки находили лишь в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Но в 1959 г. в труднодоступной части Каповой пещеры на Южном Урале были обнаружены более 49 ярко-красных рисунков мамонтов, носорогов, лошадей.

Начались раскопки. Вскоре нашли угольки от костров, небольшое количество каменных орудий. Материалы для изготовления краски были принесены в Капову пещеру издалека. Через три горных хребта приходили люди в свое святилище.

Денисова пещера

В самом сердце Азии, там, где начинаются Алтайские горы, в живописной долине Ануя находится знаменитая Денисова пещера. Она возвышается на 670 м над уровнем моря. На одном из склонов горы, в нескольких метрах над дорогой открывается широкий вход в пещеру. Здесь был обнаружен самый древний из культурных слоев обитания человека в Сибири.

Археологи нашли останки прежде неизвестного науке типа древнего человека. Этот человек был одинаково далек генетически как от неандертальца, так и от современного Homo sapiens. К такому мнению исследователи пришли после того, как была получена расшифровка генома, сохранившегося в образцах тканей — фаланговой кости пальца руки и коренного зуба.

Ученые установили, что культура «денисовцев» была более прогрессивной, нежели у неандертальцев, которые когда-то населяли окрестные скалы. В Денисовой пещере были найдены не только каменные, но и костяные предметы, орудия труда, украшения. В пещере находился каменный браслет со следами внутренней расточки. Но самое удивительное,

что сверление производилось на станке. Такая технология стала широко использоваться лишь в эпоху неолита. А этот браслет был обнаружен в слое, насчитывающем 50 тыс. лет. В этом же слое были найдены бусины, изготовленные из скорлупы яиц страуса, привезенные из Забайкалья или Монголии. Все это говорит о высоком уровне развития жителей Денисовой пещеры.

3. Зарождение родового строя

Давайте представим, что с помощью машины времени мы переместились в каменный век и оказались в гостях у жителей родовой общины.

(Третья группа представляет свою работу в форме фантастического рассказа. Группа художников может оформить комиксы по этому рассказу.)

План фантастического рассказа «Как я попал в первобытный мир»

1. Сон ученика 6 класса, заснувшего над учебником истории.

2. Изменение условий жизни на Земле около 80 тыс. лет назад.

3. Начало ледникового периода.

4. Лед сковал север Европы, Азии, Северной Америки.

5. Изменение природных условий: тундра и холодные степи.

6. Теплолюбивые животные и растения исчезли.

7. Появление новых животных: мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов, северных оленей, диких лошадей.

8. Попытки человека приспособиться к новым условиям:

1) появление загонной охоты;

2) «приручение» огня;

3) изменение техники обработки камня;

4) совершенствование орудий труда;

5) разделение труда между мужчиной и женщиной;

6) изменение физического облика человека;

7) появление родовой общины;

8) характерные черты родовой общины;

9) первобытное общество: отличительные черты.

9. Пробуждение ученика и его блестящий ответ на уроке истории.

4. Совершенствование орудий труда

Представьте, что вы попали на экскурсию в музей, экспозиция которого посвящена древним орудиям труда.

(Четвертая группа представляет свою работу в форме экскурсии, используя подготовленные учителем слайды.)

Слайд 1. Изменились климатические условия - закончился ледниковый период. Многие животные не смогли приспособиться к новым условиям (например, мамонты).

Слайд 2. Изменились занятия древних людей - больше внимания они были вынуждены уделять собирательству и рыболовству.

Слайд 3. Загонную охоту сменила охота из засады.

Слайд 4. Появились микролиты — орудия труда из составных пластинок, а также наконечники копий и дротиков, гарпуны, бумеранги, лук и стрелы, рыболовные снасти и т. д.

Слайд 5. Используя более совершенные орудия труда, человек стал лучше обеспечивать себя продовольствием, повысилась его безопасность.

Слайд 6. Появились новые средства передвижения: лыжи, сани, лодки, и человек смог быстрее осваивать новые территории.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Мы проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.

— Покажите на карте стоянки древних людей, обитавших на территории современной России.

— Перечислите основные занятия древних людей.

— Дайте характеристику присваивающего хозяйства.

— Перечислите основные особенности родового строя.

(Проверка выполнения заданий.)

Вспомните высказывание историка Погодина, приведенное в начале нашего урока.

— Согласны ли вы с позицией ученого или можете ее опровергнуть?

(Ответы учеников.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

• На уроке я работал (а) (активно / пассивно)...

• Своей работой на уроке я (доволен (довольна) / недоволен (недовольна))...

• Материал урока мне был (интересен / скучен)...

Домашнее задание

1. Прочитать § 1, с. 10—14 учебника (ч. 1).

2. Задание на выбор.

• Узнать, какие древние стоянки были найдены на территории нашего края. Подготовить краткое сообщение об одной из этих стоянок.

• Написать мини-сочинение о жизни древних людей, проживавших на территории современной России.

• Заполнить таблицу «Появление людей на территории современной России».

Хронологический период

Территория проживания

Основные занятия

Формы совместного проживания

       


trojden.com

Урок по истории на тему "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

История , 6класс

Тема: «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

       Цели:

Познакомить обучающихся с процессом появлением первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя и определения степени влияния природно-климатических условий на образ жизни народов.

Задачи:

1.Обучающие: познакомить обучающихся с новыми терминами, дать общую характеристику жизни и быта древних людей на территории современной России, проследить влияние природно-географических условий на организацию жизни древних людей.

2.Развивающие: продолжить развивать навыки работы с текстом и умение заполнять сравнительные таблицы, продолжить работу по формированию исторических терминов и понятий, работы с картой.

3.Воспитательные: формировать у обучающихся чувства любви к Родине, позитивное отношение к истории и культуре народов, проживающих на территории России.

Планируемые результаты:

      Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, к культуре своего и других народов.

      Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, овладение целостными представлениями об историческом пути народов, проживающих на территории современной России.

      Метапредметные:

регулятивные: умение планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: умение работать с различными источниками информации, организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

познавательные: использование моделей и схем для решения задач.

     

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на урок. Просит продолжить предложение: Россия- самая…., Россия- самое…

   -как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

-как вы думаете с какого периода мы начнем сегодня изучение истории России?

-на какие вопросы нам предстоит ответить сегодня?

(учащиеся высказывают свои предположения и пытаются сформулировать тему урока)

Учитель совместно с учащимися определяют тему урока: «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Целью урока является изучение жизни древних людей на территории современной России.

     Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить появление людей на территории современной России.

2. изучить древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3. изучить зарождение родового строя.

4. изучить совершенствование орудия труда.

     Проблемный вопрос

     Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?

  1. Изучение нового учебного материала

Первичное усвоение новых знаний - работа с учебником.

infourok.ru


Смотрите также