Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам европы и азии. Конспект урока по истории Древнего мира по теме: «Родовые общины охотников и собирателей»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок истории в 5 классе на тему: Родовые общины охотников и собирателей. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам европы и азии


Урок Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований Предмет: история

Урок 2. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований Предмет: история.

Класс 5.

Дата: 12.09.11.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Цели: рассмотреть особенности жизни человека в родовых общинах; познакомиться с искусством и религиозными верованиями древнего человека. План
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Родовые общины охотников и собирателей.
  • Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии.
  • Родовые общины.
  • Лук и стрелы.
  1. Возникновение искусства и религиозных верований.
  • Как была найдена пещерная живопись.
  • Загадки древнейших рисунков.
  • Человек «заколдовывает» зверя.
  • Зарождение веры в душу.

Оборудование: Виг. §§ 1,2.

Ход урока
  1. Проверка домашнего задания.
    • Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
    • Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?
    • В чём было главное отличие древнейших людей от животных?
    • Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить?
    • Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?
    1. Родовые общины охотников и собирателей.

    Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь.

    Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

    Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнём и уже научились добывать его. Они изобрели новые орудия труда, у них появились одежда и жилища.

    Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных. Мамонты на Русской равнине и в Сибири Десятки тысяч лет назад на обширных просторах нашей Родины паслись бесчисленные стада мамонтов. По сей день в мёрзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Ещё лет двести назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонты всю свою жизнь проводят под землёй, а умирают будто бы от того, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь учёные знают, что чаще всего мамонты погибали при переходах по непрочному льду водоёмов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках. Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта – иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины. Охота стала важнейшим занятием. Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали длинные и прочные палки, заостряли их каменными рубилами, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне. Потом появилось новое изобретение – острый каменный наконечник, его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Такое составное, из дерева и камня, копьё стало грозным и надёжным оружием в борьбе со зверями.

    Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо диких животных к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им трудно было выбраться.

    Люди охотились на диких лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, - на шерстистых носорогов и пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. Родовые общины. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Учёные называют его человеком разумным. В это время человеческие коллективы стали более сплочёнными. «Люди разумные» жили родовыми общинами. В таких общинах родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич – значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всём. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесёт ему увечье или убьёт его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех, все за одного.

    Общими у рода было жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь. Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага.

    Предки всех населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

    Лук и стрелы. Многие тысячи лет охота на крупных животных доставляла людям мясо, шкуры и кости. Но для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

      1. Почему только сплочённый человеческий коллектив мог добиться успеха при охоте на крупных зверей?
      2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки – слово «родовая»?
      3. Какими преимуществами обладали лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?
      4. Составьте рассказ по рисунку на с. 12 «Охота на диких козлов».
      1. Возникновение искусства и религиозных верований.

      Как была найдена пещерная живопись. Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более ста двадцати лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков.

      Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.

      Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней – быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Загадки древнейших рисунков. На стене одной из пещер изображена такая сцена (см. рисунок на с. 16). Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставив рога, уставился на него бизон, пронзённый острым копьём. Прочь уходит могучий носорог. Что всё это значит? Ответа мы не знаем.

      Существуют и другие загадки. Учёные пытаются понять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца, для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей. Вот к каким выводам приходят учёные.

      Человек «заколдовывает» зверя. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

      Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за племенами, главными занятиями которых ещё недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное (см. рисунок на с. 22).

      В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни, в любые предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям. Зарождение веры в душу. Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо – душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться – и тогда человек умрёт.

      Люди верили, что души предков переселились в далёкую «страну мёртвых». Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.

      Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков.

      Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

      1. Вопросы самоконтроля.
        1. Что изображали первобытные художники?
        2. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
        3. Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы. Что они могут найти при раскопках?
        4. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козлёночка, камень – в гору, гребень – в густой лес. С какими верованиями связаны эти сказочные превращения
        1. Домашнее задание: читать и пересказывать §§ 2,3 (сс. 8-19).

        flatik.ru

        Урок Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований Предмет: история

        скачать файлУрок 2. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований Предмет: история.

        Класс 5.

        Дата: 12.09.11.

        Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

        Цели: рассмотреть особенности жизни человека в родовых общинах; познакомиться с искусством и религиозными верованиями древнего человека. План
        1. Проверка домашнего задания.
        2. Родовые общины охотников и собирателей.
        • Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии.
        • Родовые общины.
        • Лук и стрелы.
        1. Возникновение искусства и религиозных верований.
        • Как была найдена пещерная живопись.
        • Загадки древнейших рисунков.
        • Человек «заколдовывает» зверя.
        • Зарождение веры в душу.

        Оборудование: Виг. §§ 1,2.

        Ход урока
        1. Проверка домашнего задания.
          • Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
          • Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?
          • В чём было главное отличие древнейших людей от животных?
          • Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить?
          • Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?
          1. Родовые общины охотников и собирателей.

          Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь.

          Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

          Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнём и уже научились добывать его. Они изобрели новые орудия труда, у них появились одежда и жилища.

          Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных. Мамонты на Русской равнине и в Сибири Десятки тысяч лет назад на обширных просторах нашей Родины паслись бесчисленные стада мамонтов. По сей день в мёрзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Ещё лет двести назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонты всю свою жизнь проводят под землёй, а умирают будто бы от того, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь учёные знают, что чаще всего мамонты погибали при переходах по непрочному льду водоёмов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках. Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта – иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины. Охота стала важнейшим занятием. Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали длинные и прочные палки, заостряли их каменными рубилами, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне. Потом появилось новое изобретение – острый каменный наконечник, его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Такое составное, из дерева и камня, копьё стало грозным и надёжным оружием в борьбе со зверями.

          Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо диких животных к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им трудно было выбраться.

          Люди охотились на диких лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, - на шерстистых носорогов и пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. Родовые общины. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Учёные называют его человеком разумным. В это время человеческие коллективы стали более сплочёнными. «Люди разумные» жили родовыми общинами. В таких общинах родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич – значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всём. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесёт ему увечье или убьёт его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех, все за одного.

          Общими у рода было жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь. Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага.

          Предки всех населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

          Лук и стрелы. Многие тысячи лет охота на крупных животных доставляла людям мясо, шкуры и кости. Но для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

            1. Почему только сплочённый человеческий коллектив мог добиться успеха при охоте на крупных зверей?
            2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки – слово «родовая»?
            3. Какими преимуществами обладали лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?
            4. Составьте рассказ по рисунку на с. 12 «Охота на диких козлов».
            1. Возникновение искусства и религиозных верований.

            Как была найдена пещерная живопись. Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более ста двадцати лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков.

            Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.

            Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней – быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Загадки древнейших рисунков. На стене одной из пещер изображена такая сцена (см. рисунок на с. 16). Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставив рога, уставился на него бизон, пронзённый острым копьём. Прочь уходит могучий носорог. Что всё это значит? Ответа мы не знаем.

            Существуют и другие загадки. Учёные пытаются понять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца, для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей. Вот к каким выводам приходят учёные.

            Человек «заколдовывает» зверя. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

            Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за племенами, главными занятиями которых ещё недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное (см. рисунок на с. 22).

            В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни, в любые предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям. Зарождение веры в душу. Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо – душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться – и тогда человек умрёт.

            Люди верили, что души предков переселились в далёкую «страну мёртвых». Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.

            Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков.

            Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

            1. Вопросы самоконтроля.
              1. Что изображали первобытные художники?
              2. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
              3. Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы. Что они могут найти при раскопках?
              4. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козлёночка, камень – в гору, гребень – в густой лес. С какими верованиями связаны эти сказочные превращения
              1. Домашнее задание: читать и пересказывать §§ 2,3 (сс. 8-19).
              скачать файл

              www.genskov.ru

              Проект по истории 5 класс

              ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….....5 Древнейшие люди………………………………………………………5 Наши далекие предки…………………………………………………..5 Орудия труда……………………………………………………………5 Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой…….6 Родовые общины охотников и собирателей…………………………..7 Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии………………………………………………………….7 Охота стала важнейшим занятием…………………………………….7 Родовые общины…………………………………………………….…8 Лук и стрелы……………………………………………………………8 Первобытные охотники……………………..…………………………8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...15 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта «Открытия и изобретения древних охотников» состоит в том, что современный человек и в наши дни пользуется открытиями и изобретениями древних охотников. В начале времен охота и человек неразделимы. Она имеет настолько большое влияние на человечество, что значение ее трудно переоценить. Именно благодаря охоте человек стал человеком. В палеоантропологии существует гипотеза охоты, согласно которой австралопитек превратился в вид Homo Sapiens, именно тогда, когда начал изготавливать первое каменное оружие и научился обходиться с огнем. Для первобытного человека – охота далеко не развлечение, это единственный способ выжить, защититься от хищников, главнейший источник пропитания. Это также часть мировоззрения, так как охота была также частью обрядов и ритуалов. При изучении темы по истории в 5 классе «Жизнь первобытных людей» учитель – предметник использует в основном наглядные материалы в форме презентаций, рисунков, картинок с изображениями изобретений и открытий древних охотников, но ввиду отсутствия в школе абсолютно не используются наглядные пособия изобретений древних охотников, что является проблемой для более эффективного изучении интересных тем по истории. Поэтому цели проекта поставлены следующие: рассказать об открытиях и изобретениях древних охотников; продемонстрировать некоторые виды орудий труда, изобретений для охоты, используемые древним человеком. Для достижения целей разработаны задачи: изучить литературу о древнейших орудиях труда, изобретениях древних охотников; выяснить, какую роль занимали древнейшие орудия труда, изобретения и открытия древних охотников в жизни первобытных людей; изготовить наглядные пособия некоторых изобретений, орудий труда. При разработке проекта использовался метод анализа источников информации с использованием логических приемов, как анализа, так и синтеза. Таким образом, на защиту выносится проектно – творческая работа «Открытия и изобретения древних охотников». Впервые в ходе реализации проекта поставлена такая задача, как изготовление наглядных пособий изобретений и орудий труда древнего человека, что подтверждает его новизну. Практическая значимость проектно – творческой работы «Открытия и изобретения древних охотников» заключается в использовании изготовленных в ходе реализации проекта наглядных пособий для демонстрации на уроках истории при изучении темы «Жизнь первобытных людей». ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА I. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ 1.1 Наши далекие предки Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных з

              weburok.com

              Урок Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований Предмет: история

              скачать файлУрок 2. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований Предмет: история.

              Класс 5.

              Дата: 12.09.11.

              Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

              Цели: рассмотреть особенности жизни человека в родовых общинах; познакомиться с искусством и религиозными верованиями древнего человека. План
              1. Проверка домашнего задания.
              2. Родовые общины охотников и собирателей.
              • Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии.
              • Родовые общины.
              • Лук и стрелы.
              1. Возникновение искусства и религиозных верований.
              • Как была найдена пещерная живопись.
              • Загадки древнейших рисунков.
              • Человек «заколдовывает» зверя.
              • Зарождение веры в душу.

              Оборудование: Виг. §§ 1,2.

              Ход урока
              1. Проверка домашнего задания.
                • Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
                • Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?
                • В чём было главное отличие древнейших людей от животных?
                • Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить?
                • Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?
                1. Родовые общины охотников и собирателей.

                Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь.

                Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

                Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнём и уже научились добывать его. Они изобрели новые орудия труда, у них появились одежда и жилища.

                Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных. Мамонты на Русской равнине и в Сибири Десятки тысяч лет назад на обширных просторах нашей Родины паслись бесчисленные стада мамонтов. По сей день в мёрзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Ещё лет двести назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонты всю свою жизнь проводят под землёй, а умирают будто бы от того, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь учёные знают, что чаще всего мамонты погибали при переходах по непрочному льду водоёмов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках. Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта – иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины. Охота стала важнейшим занятием. Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали длинные и прочные палки, заостряли их каменными рубилами, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне. Потом появилось новое изобретение – острый каменный наконечник, его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Такое составное, из дерева и камня, копьё стало грозным и надёжным оружием в борьбе со зверями.

                Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо диких животных к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им трудно было выбраться.

                Люди охотились на диких лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, - на шерстистых носорогов и пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. Родовые общины. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Учёные называют его человеком разумным. В это время человеческие коллективы стали более сплочёнными. «Люди разумные» жили родовыми общинами. В таких общинах родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич – значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всём. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесёт ему увечье или убьёт его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех, все за одного.

                Общими у рода было жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь. Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага.

                Предки всех населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

                Лук и стрелы. Многие тысячи лет охота на крупных животных доставляла людям мясо, шкуры и кости. Но для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

                  1. Почему только сплочённый человеческий коллектив мог добиться успеха при охоте на крупных зверей?
                  2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки – слово «родовая»?
                  3. Какими преимуществами обладали лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?
                  4. Составьте рассказ по рисунку на с. 12 «Охота на диких козлов».
                  1. Возникновение искусства и религиозных верований.

                  Как была найдена пещерная живопись. Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более ста двадцати лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков.

                  Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.

                  Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней – быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Загадки древнейших рисунков. На стене одной из пещер изображена такая сцена (см. рисунок на с. 16). Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставив рога, уставился на него бизон, пронзённый острым копьём. Прочь уходит могучий носорог. Что всё это значит? Ответа мы не знаем.

                  Существуют и другие загадки. Учёные пытаются понять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца, для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей. Вот к каким выводам приходят учёные.

                  Человек «заколдовывает» зверя. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

                  Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за племенами, главными занятиями которых ещё недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное (см. рисунок на с. 22).

                  В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни, в любые предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям. Зарождение веры в душу. Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо – душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться – и тогда человек умрёт.

                  Люди верили, что души предков переселились в далёкую «страну мёртвых». Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.

                  Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков.

                  Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

                  1. Вопросы самоконтроля.
                    1. Что изображали первобытные художники?
                    2. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
                    3. Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы. Что они могут найти при раскопках?
                    4. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козлёночка, камень – в гору, гребень – в густой лес. С какими верованиями связаны эти сказочные превращения
                    1. Домашнее задание: читать и пересказывать §§ 2,3 (сс. 8-19).
                    скачать файл

                    genskov.ru

                    Дополнительный материал Родовые общины охотников и собирателей

                    Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии.

                    1. Что помогло первобытным людям выжить в условиях суровых и мо­розных зим. Люди умели пользоваться огнем, они изобрели новые орудия труда, одежду и жилища. Одежду шили из звериных шкур. Внутреннюю сторону шкуры очищали каменными скребками от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами животных. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди научились строить землянки и шалаши из жердей, костей и шкур крупных животных.

                    Охота становилась важнейшим занятием. Главным охотничьим ору­дием долгое время было копье, сделанное целиком из дерева. Первобыт­ные люди каменными рубилами вырубали длинные и прочные палки, заостряли их, а затем, для придания большей твердости, обжигали на огне. На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длин­ному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязы­вали остроконечник. Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе со зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, необходимый при охоте на крупную рыбу.

                    Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человекомразумным».

                    1. Как охотники добывали зверя. Действуя слаженно и дружно, де­сятки мужчин гнали стаю лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охоти­лись также на животных, которых ныне уже нет на Земле, — на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт — огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. На тропах к водопою люди вырывали несколько ям-ловушек. При этом они пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах живот­ных. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ло­вушку. Но могли поступать иначе: поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напутать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам.

                    2. Лук и стрелы. Мног ие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зве­рей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое дерево распрямляется с силой. Это свой­ство деревьев помогло создать величайшее изобретение — охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов поражал животных стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.

                    4. От человеческого стада к родовой общине. Человеческие коллек­тивы становились все более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь! «Люди разумные» жили родовыми общинами. В них род­ственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич, значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на помощь, заслоню собой. Также он поступит в от­ношении меня. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убъет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех и все за одного.

                    Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей. Женщины зани­мались собирательством, поддерживали огонь в костре, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранитель­ниц домашнего очага.

                    Все сородичи имели право на долю в охотничьей добыче, а также в плодах, ягодах и кореньях, собранных женщинами. Общими у рода были жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и рога, шкуры животных.

                    Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

                    Вопросы:

                    1. Почему только сплоченный человеческий коллектив мог добиться успеха при охоте на крупных зверей?

                    2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Ка­кие признаки выражает слово «родовая»?

                    3. Какими преимуществами обладают лук и стрелы по сравнению с копьем и дубиной?

                    4. Археологи обследовали стоянку охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пе­щеры. Изучение скелета показало, что мужчине на момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юноше­ском возрасте. Почему однорукий не погиб от голода? Предпо­ложите, какими были отношения между людьми в первобытных коллективах.

                    Расы

                    Мы живем в очень непростое время, на Земле уже насчитывается около 6 млрд человек. Среди них нет и не может быть двух совершенно одинаковых; даже близнецы, развивающиеся из одного яйца, несмотря на большое сходство их внешнего облика и внутреннего состояния, все­гда какими-то мелкими чертами отличаются один от другого. Особенно сильно заметны телесные различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в других географических и климатических условиях.

                    Деление вида Homo sapiens на расы произошло более трех столетий назад. Происхождение термина «раса» точно не установлено. По мнению одних ученых, это видоизменение арабского слова «рас» (человек, нача­ло, корень). Есть также мнение, что термин связан с итальянским razza, что значит «племя». По мнению французского ученого-путешественника Франсуа Бернье, слово rasa пришло из санскрита, древнего языка индо- ариев. В 1682 г. он создал одну из первых классификаций человеческих рас.

                    Раса — это исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающая некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками. Существует множество классификаций человеческих рас, в основе кото­рых лежат территориально-географические группы антропологических типов. Выделяют три основные расы: негроидная, европеоидная и мон­голоидная; которые, в свою очередь, делятся на более мелкие. В настоя­щее время, по мнению разных ученых, насчитывается 34—40 рас. Расы отличаются друг от друга по 30—40 элементам. Расовые особенности на­следственны, являются приспособительными к условиям существования. Есть три основных подхода к классификации рас:

                    а) без учета происхождения;

                    б) с учетом происхождения и родства;

                    в) па основе популяционной концепции.

                    Наиболее правдоподобным является последний. Он заключается в том, что большие расы представляют собой огромные популяции, малые расы — субпопуляции больших, внутри которых конкретные этнические образо­вания (нации, народности) являются более мелкими популяциями.

                    studfiles.net

                    Урок истории в 5 классе на тему: Родовые общины охотников и собирателей.

                    Урок №___

                    Тема: Родовые общины охотников и собирателей.

                    Цели:

                    Познавательные: Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселе­ния первобытных людей.

                    Регулятивные: Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.Личностные УУД: Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

                    Коммуникативные: Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.

                    Ход урока:

                    I. Оргмомент.

                    II. Проверка домашнего задания.

                    Устный рассказ учащихся.

                    III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

                    На прошлом уроке мы с вами выяснили как и где появились первые люди. Узнали как они жили и как начали создавать свои первые орудия труда, как овладели огнем.

                    IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

                    Используется компьютерная презентация.

                    1. Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами. Сто тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник. Толщине ледяного покрова превышала 1000 метров. Такой период в истории Земли называют ледниковым. Это был суровый экзамен для человечества, но люди были уже готовы к этому испытанию. Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка, были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание. В условиях длинной и холодной зимы, люди начали шить одежду из шкур животных, из их костей они возводили каркас для жилища, который покрывали теми же шкурами.

                    Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России. Они научились добывать огонь. Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой способ получения огня был очень ненадежен и люди стали искать как получить пламя не завися от природы. Огонь приходилось хранить постоянно поддерживая, в пещерах. Когда племя перебиралось на новое место, огонь, почитавшийся священным, с почестями переносили в особых корзинах, наполненных мхом и медленно тлеющими листьями. Утрата огня считалась огромным несчастьем.

                    До середины 20-го века многие племена использовали древнейший способ получения огня – трение двух палочек. В одной делалось углубление, в нее вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались, люди подкладывали мох.

                    Применение огня изменило жизнь людей. Самым важным следствием стало употребление вареной и жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека. За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

                    Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его « человеком разумным».

                    2. Охота

                    Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться.

                    На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязывали остроконечник. Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе со зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, необходимый при охоте на крупную рыбу.

                    Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле – мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато – бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

                    Как на него охотились? Точно не известно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы – ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками – копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку.

                    2.1. Физкульт – минутка.

                    Деятельность обучающихся

                    Деятельность учителя

                    Примечание

                    Время

                    Ученики повторяют действия за учителем.

                    1.\\МЫ ИДЁМ НА ОХОТУ\\

                    2.\\ЧЕРЕЗ ЛЕС И БОЛОТО\\

                    3.\\ЗВЕРИ НАС НЕ ВИДЯТ,\\

                    4. \\ЗВЕРИ НАС НЕ СЛЫШАТ,\\

                    5.\\ХИП-ХОП МЫ СИЛЬНЫ,\\

                    6.\\ХИП-ХОП МЫ ДРУЖНЫ!\\

                    7.\\НОСОРОГ НАС ПРОСТИ,\\

                    8.\\ У ТЕБЯ МЫ ВЗЯТЬ ДОЛЖНЫ\\

                    9.\\ТВОЮ СИЛУ, ТВОЮ МОЩЬ.\\

                    10.\\ТЫ, ДОЛЖЕН НАМ ПОМОЧЬ,\\

                    11.\\СЕЗОН ДОЖДЕЙ

                    ПЕРЕЖИТЬ\\

                    12.\\И ДО ЛЕТА ДОЖИТЬ!\\

                    Ребята, сейчас, мы попытаемся перенестись в то далёкое время. Выйдем из-за парт, в проход между ними, и проведём подготовку к охоте в первобытной природе.

                    Учитель запевает каждую строчку и показывает движения.

                    1. Шаги на месте, рука над головой сжимает воображаемое копьё.

                    2. Шаги на месте с высоким поднятием колена, рука над головой сжимает воображаемое копьё.

                    3. Присели и закрыли руками свои глаза.

                    4. Остаёмся в присядке и закрываем руками уши.

                    5. Выпрыгиваем с присядки, делаем хлопок ладонями перед собой и напрягаем бицепсы рук.

                    6.Делаем хлопки ладонями над головой.

                    7. Ладони соединяем вместе и делаем наклон вперёд.

                    8. Руки перед собой, ладони вверх, сгибаем в локтях.

                    9. Напрягаем бицепсы рук.

                    10. Ладони соединяем вместе и делаем наклон вперёд.

                    11.Изображаем руками «домик» над головой.

                    12. Разводим руки в стороны и делаем хлопки ладонями перед собой.

                    Текст песни на экране:

                    ПЕСНЯ ОХОТНИКОВ ИЗ РОДА НОСОРОГА.

                    1.\\МЫ ИДЁМ НА ОХОТУ\\

                    2.\\ЧЕРЕЗ ЛЕС И БОЛОТО\\

                    3.\\ЗВЕРИ НАС НЕ ВИДЯТ,\\

                    4. \\ЗВЕРИ НАС НЕ СЛЫШАТ,\\

                    5.\\ХИП-ХОП МЫ СИЛЬНЫ,\\

                    6.\\ХИП-ХОП МЫ ДРУЖНЫ!\\

                    7.\\НОСОРОГ НАС ПРОСТИ,\\

                    8.\\ У ТЕБЯ МЫ ВЗЯТЬ ДОЛЖНЫ\\

                    9.\\ТВОЮ СИЛУ, ТВОЮ МОЩЬ.\\ 10.\\ТЫ, ДОЛЖЕН НАМ ПОМОЧЬ,\\

                    11.\\СЕЗОН ДОЖДЕЙ ПЕРЕЖИТЬ\\

                    12.\\И ДО ЛЕТА ДОЖИТЬ!\\

                    5 мин.

                    3. Появление лука и стрел

                    Многие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии.

                    Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.

                    4.Появление родовой общины

                    Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община - коллектив родственников, ведущих совместное хозяйство и имеющий общее имущество. Сородичи были связаны кровными узами, поэтому основным законом была «кровная месть». Главными считались женщины как продолжательницы рода. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич, - значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на помощь, заслоню собой. Так же он поступит в отношении меня. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду.

                    В родовой общине действовал обычай: один за всех все за одного.

                    При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага. Общим у рода было жилище, костер, запасы дров, пищи и шкуры животных. Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

                    Жизнь отставших в своем развитии племен похожа на жизнь первобытных людей

                    В наше время в Восточной Африке обитает маленькое племя хадзапи. Оно живет на равнине, покрытой густыми травами и колючим кустарником. Встречаются там и отдельные деревья. В этой местности только два времени года: сезон засухи и сезон дождей.

                    Хадзапи не знают ни земледелия ни скотоводства, они не умеют добывать и обрабатывать металлы. Мужчины охотятся на антилоп, носорогов и других животных, добывают мед диких пчел. Женщины собирают плоды и съедобные коренья, хворост для костра, траву для жилищ. Едят хадзапи мясо, испеченное на углях, пекут также некоторые фрукты, но большую часть растительной пищи употребляют в сыром виде.

                    У хадзапи нет ремесленников. Все взрослые умеют изготавливать предметы домашнего обихода. Это в первую очередь различные каменные орудия, большие луки из цельного куска плотного дерева и острые стрелы. Посуду они делают из скорлупы яиц страуса, ложки - из раковин. Одеждой служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников.

                    Хадзапи сами обрабатывают шкуры убитых ими животных. Из шкур антилопы, например, изготавливают охотничьи сумки, в которых носят запасную тетиву для лука, яд для стрел, лекарство от укуса змей, огниво (дощечка из твердого дерева и палочка, с помощью которой добывают огонь). В виде украшений хадзапи носят на шее раковины на бечевке и бусы, изготовленные из просверленных пластинок скорлупы страусовых яиц.

                    Хадзапи кочуют небольшими группами в поисках пиши, от непогоды они прячутся в пещерах или сплетенных из ветвей шалашах.

                    Пожилым людям у хадзапи отводится большая роль. Из них обычно выходят знахари и колдуны. Каждая группа хадзапи возглавляется самым удачливым и искусным охотником.

                    Задание:

                    Как изучение племени хадзапи может пополнить наши знания о первобытных людях?

                    Дополнительные вопросы:

                    Чем жизнь хадзапи напоминает жизнь первобытных людей?

                    Как хадзапи добывают себе пищу?

                    Какими орудиями труда пользуются?

                    Что представляют собой жилища хадзапи?

                    Какую роль у хадзапи играют пожилые люди?

                    V. Первичная проверка понимания изученного.

                    Родовые общины охотников и собирателей»

                    Вопросы для сравнения

                    Община собирателей

                    Община охотников

                    Главное занятие

                    (собирательство)

                    (охота)

                    Орудия труда

                    (палка-копалка, скребки, рубило)

                    (копьё, копьё с остроконечником из камня, гарпун)

                    Главная роль в общине принадлежала

                    (женщине)

                    (мужчине)

                    VI. Закрепление знаний.

                    1. Обсудить с учащимися и ответить на вопрос почему первобытные люди выжили в ледниковый период? Подумайте, что помогло им в этом. Учащиеся приходят или подводятся к ответу: 1) овладение огнем; 2) создание разнообразных орудий труда; 3) превращение охоты в главное занятие; 4) одежду из шкур, жилища; 5) возникновение прочных коллективов.

                    2. Учащиеся делают вывод, что это и привело к появлению родовой общины.

                    3. В тетради: Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.

                    3. Опишите рисунок «Родовая община» стр 15. Что изображено на первом плане? Втором плане?

                    VII. Применение знаний.

                    Мини - тест

                    VIII. Обобщение знаний.

                    Работа в группах (по карточкам).

                    IX. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

                    Мини – тест

                    X. Итоги урока.

                    Что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

                    XI. Коррекция знаний.

                    XII. Домашнее задание.

                    Параграф 2.

                    XIII. Рефлексия.

                    kopilkaurokov.ru

                    «Родовые общины охотников и собирателей»

                    Конспект урока по истории Древнего мира по теме: « Родовые общины охотников и собирателей»

                    Антоненкова Анжелика Викторовна

                    Учитель истории МОУ Будинской ООШ

                    Бельского района Тверской области

                    Цели : -- выяснить, как и по каким причинам стали появляться родовые общины;

                    - что способствовало появлению охоты, при помощи каких средств охотились первобытные люди

                    - Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни

                                           первобытных людей.

                           -  Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ;

                                             формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;          

                           -  Уметь ценить чувство коллективизма, дружелюбия.

                    - Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

                    Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, тесты для проверки домашнего задания

                    Ход урока

                    I. Организационный момент

                    II. Проверка домашнего задания:

                    Тестирование:

                    1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 – б, 6 – а,б, 7 – жарить мясо, сушить одежду

                    Устный ответ

                    III. Подведение учащихся к теме урока:

                    - сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру, рассмотрим родовую общину, её состав.

                    - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

                    План ( сл. 2)

                    1. Первобытные люди по степенно расселились по холодным странам Европы и Азии.

                    2. Охота стала важнейшим занятием.

                    3. Родовые общины.

                    4. Лук и стрелы.

                    IV. Изучение нового материала

                    1) рассказ учителя:

                    - Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь.

                    - ( сл. 3) Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров.

                    - На прошло уроке мы с вами говорили о том, что первобытный человек селился в странах с жарким климатом. Почему?

                    - ( сл. 4) Постепенно, люди стали учиться выживать морозными зимами. Что им помогало в этом?

                    - Ответ вы найдёте в учебнике на стр. 13 – последний абзац – до стр.14 – до нового пункта.)

                    - ( сл. 5) Что же помогло человеку выжить в таких холодных условиях? Запишем:

                    1) овладение огнём

                    2) изобретение новых орудий труда

                    3) научились шить одежду из шкур

                    4) пещеры и землянки стали использовать под жилище

                    2. Охота стала важнейшим занятием.

                    - ( сл. 6) Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.

                    - Потом появился острый каменный наконечник. Его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Новое изобретение стало надёжным оружием в борьбе со зверями.

                    - Рассмотрите рис. на стр. 14- опишите процесс охоты древних людей

                    ( сл. 7 )

                    - Действуя слаженно дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на земле,— на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт— огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью сильно изогнутыми бивнями. На тропах к водопою люди вырывали несколько ям-ловушек. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежних мамонтов. – ( сл. 8 - 9) Землю относили в сторону на шкурах животных. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку, но могли поступить иначе: поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам.

                    - Что давала охота людям?

                    - Как шили древние люди одежду?

                    - Внутреннюю сторону шкуры очищали каменными скребками от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами животных.

                    - на кого же охотились древние люди?

                    - Почему самой желанной добычей был мамонт?

                    3. Родовые общины.

                    - В процессе приспособления люди объединялись в сплоченные коллективы – родовые общины.

                    ( сл. 10) Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.

                    - В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.

                    ( сл. 11 ) – схема, зарисовать

                    - ( сл. 12) В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи.

                    - Необходимость отслеживать родственные связи привела к повышению статуса женщины, ее верховенству в общине. Именно женщинам принадлежала власть в первобытных общинах. Такая система получила название матриархат.

                    - Сохранялось разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.

                    - Существовал так же географический принцип разделения труда. В южных областях, где большую часть года было тепло, преобладало собирательство, сочетавшееся с охотой, а на севере возрастала роль охоты и рыболовства.

                    ( сл. 13) – схема - зарисовать

                    -( сл. 14) Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой.

                    Основную добычу первобытных людей составляли мамонты, быки, олени, лошади и другие копытные. Охота на крупных животных велась коллективно, посредством облавы и загона. Помимо различных видов оружия так же использовались арканы и ловчие ямы. На севере Европы была распространена охота на морского зверя: нерпу, моржей и т.д. Большую роль в добыче пищи играла рыбная ловля. На стоянках людей были найдены изображения и кости рыб, а так же орудия лова.

                    4. Лук и стрелы.

                    - Около 10 тысяч лет назад во время последнего похолодания Вислинского ледникового периода погибли многие крупные травоядные, такие как мамонты и шерстистые носороги. Людям вновь пришлось изменить свой рацион.

                    ( сл. 14) Какое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

                    - Для охоты на мелких животных, юрких и быстрых, тяжелые копья и гарпуны были неподходящим оружием. Поэтому были созданы новые орудия для охоты: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами. С этими орудиями охота упрощалась, сокращалось количество несчастных случаев, приводившее к травмам и гибели людей, не редких при охоте на крупных животных. Рацион питания людей вновь расширился.

                    - ( сл. 15) Примерно в это же время начинается процесс приручения и одомашнивания диких животных. Как полагают исследователи, одним из первых ставших служить человеку животных, была собака. Ученым в точности неизвестно, как была приручена собака. Предполагают, что одомашненные волки, привыкшие жить рядом с человеком стали помогать охотникам в добывании пищи, а так же научились защищать жилища людей от хищников.

                    Вывод: Таким образом, осваиваясь в окружающем мире, люди научились действовать сообща. Сложился первый коллектив людей - родовая община. Были изобретены новые способы охоты с помощью лука и стрел. Произошло разделение труда между мужчинами и женщинами, обеспечившее выживание человеческих коллективов.

                    - Последующее развитие охоты приведет к одомашниванию большего количества животных и созданию первобытного скотоводства, а собирательство породит земледелие.

                    5. Подведение итога урока.

                    Рабочая тетрадь – задания №

                    Вопросы на стр. 17.

                    6. Домашнее задание:

                    Параграф2, вопросы, записи, рабочая тетрадь

                    В работе можно использовать видеоурок :

                    http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Rodovye-obschiny-okhotnikov-i-sobirateley

                    http://vsemirnaya-istoriya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=334:rodovie-obshini&catid=34&Itemid=15

                    globuss24.ru


                    Смотрите также