ГлавнаяПервобытноеВ чем выражались формы разложения первобытного строя у восточных славян
3. Восточные славяне (история возникновения). В чем выражались формы разложения первобытного строя у восточных славян
Этногенез восточных славян
Происхождение славян. Теории славянского этногенеза. Спор о прародине. Разделение славян на три ветви. Происхождение терминов «славяне» и «Русь». Расселение восточных славян на Великой Русской равнине. Образование единой древнерусской народности. Специфика этногенеза восточных славян.
Контрольные тестовые задания
1. Укажите последовательность процессов славянского этногенеза:
1. Оформление древнего индоевропейского этнического массива.
Атрибутируйте первоисточник и укажите время описанного в нем события:
«Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлялся самостоятельно. И было три брата: один по имени Кий, другой — Щек. И третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение, а у дреговичей — свое, а у славян в Новгороде — свое. Все эти племена имели свои обычаи, законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав».
Список литературы
Вариант 5
Контрольный теоретический вопрос
Восточные славяне в Древности (VI-IX вв.)
Образ жизни, хозяйство, обычаи и верования восточных славян. Распад родового строя. Специфика объединения восточнославянских племен. Образование первых этно-территориальных союзов и протогосударственных объединений.
Контрольные тестовые задания
1. Установите соответствие понятий:
А. Община. Б. Род. В. Племя.
1. Объединение сначала родственников, а затем соседей, совместно владеющих землей.
2. Коллектив родственников, ведущих происхождение от одного единого первопредка и связанных обычаем экзогамии.
3. Территориально-политическая общность, форма социальной организации первобытной эпохи.
П. Почему у восточных славян не было распространено рабство:
1. Из-за экономической нецелесообразности.
2. Из-за отсутствия военнопленных.
Ш. В чем выражались формы разложения первобытного строя у восточных славян:
1. Рост имущественного неравенства.
2. Выделение родовой и военной знати.
3. Превращение знати в правящую прослойку общества.
4. Переход от кровнородственной к соседской территориальной общине.
5. Формирование племенных княжеств.
6. Повышение роли вече в общественной жизни.
7. Усиление значения военного ополчения.
Контрольное аналитическое задание
Подчеркните слова, которые характеризуют особенность характера и образа жизни древних славян:
«Племена славян и антов сходны… по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству… Они , многочисленны, выносливы… К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково… Находящихся у них в плену они не держат в рабстве… У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу… Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов… Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей…» (Маврикий Стратег о славянах и антах, конец VI века).
Список литературы
Вариант 6
Контрольный теоретический вопрос
studlib.info
3. Восточные славяне (история возникновения).
Достоверные данные, располагающие к однозначному толкованию процесса этногенеза крупнейшего в Европе народа - славян отсутствуют. Однако существует ряд археологических и письменных источников, позволяющих с различной степенью достоверности рассуждать об их происхождении.
Согласно археологическим источникам первобытные племена селились на территории Восточной Европы 35-30 тысяч лет назад, в период позднего палеолита и мезолита. 25-20 тысяч лет назад от Чехии и Австрии до Днепра существовала праславянская культура Виллендорф-Костёнки. По мере отступления ледника её границы продвигались к Балтике. "Поля погребений" свидетельствуют о единстве культуры и наличии религиозных воззрений у древних людей.
Праславяне выделяются из индоевропейской общности в III-с.I тыс. до н.э. В с.I тыс. до н.э. они проживали в Повисленье. Тесные этнические контакты славяне поддерживали с балтами, германцами, иллирийцами, кельтами, со II в. - с потомками скифов и сарматов, в III в. - с готами, в IV в. - с гуннами. В IV в. к единству языка и культуры добавился так же единый хозяйственный уклад, основанный на пашенном земледелии. Согласно мнению польских археологов Стефана Носика и Александра Гардовского, исследрвавшим тишинецкую культуру XV-XII вв. до н.э.: "Прародину славян в расцвете бронзового века следует размещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса протяжённостью с севера на юг ок.400 км., а с запада на восток окэ1500 км. распологалась так: её западная половина подпиралась с юга Судетами, Татрами, Карпатами, а на севере почти доходила до Балтийского моря. Восточная половина праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси. Восточные границы менее ясны: тишинецкая культура XV-XII вв. до н.э. здесь охватывала Средний Днепр и низовья Десны и Сейма. Жили славяне небольшими деревнями, расположенными в два порядка. Хозяйство велось на основе 4-х отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Орудия труда - топоры, ножи, серпы - делались ещё из камня. Бронза употреблялась главным образом для украшений, а из хозяйственного инвентаря только для долот, нужных в деревянном строительстве. Погребальный обряд был связан с идеей переселения душ: телам умерших придавали позу эмбриона, как бы подготовляя покойника ко второму рождению. Социальные различия не прослеживаются. Наиболее богатым районом (его иногда выделяют в особую, комаровскую культуру) были земли в Прикарпатье, где имелись залежи соли, высоко ценившиеся в первобытную эпоху. Археологические памятники тишинецко-комаровской культуры образуют не- сколько отдельных скоплений, которые, возможно, являлись землями союзов соседних друг с другом славянских племён".
На Киевских холмах археологи находят целые клады римских монет I-III вв. - возможно, предки полян производили излишки собственных товаров для международной торговли. Геродот писал о северных районах, где у "множества огромных рек" жили так называемые скифы-пахари, "которые сеют хлеб не для собственных нужд, а на продажу". Милоградская культура Среднего Поднепровья (VII-II вв. до н.э.), более поздние Зарубинецкая Черняховская, несли в себе немало элементов, доказывающих их славянскую принадлежность.
На основе проанализированных данных славянская прародина находилась: в междуречье Вислы и Одера, или в Среднем Поднепровье, или от Одера до Поднепровья. Академик Рыбаков Б. отмемал: "В научном поиске древнейших судеб славянства первое место принадлежит лингвистике. Лингвисты определили, во-первых, что отмеживание праславянских племён от родственных им соседних индоевропейских племён произошло примерно... в начале или середине 2 тысячелетия до н.э. Во-вторых, по данным языка, лингвисты установили, что соседями славян из индоевропейских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы, иллирийцы, италики и кельты. Очень важно третье утверждение лингвистов: судя по общим всем славянским народам обозначениям ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озёра, болота, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких гор".
Мнения об этногенезе так же расходятся: некоторые полагают, что восточные славяне были автохтонным населением Восточной Европы; другие считают, что славяне происходят от геродотовских "скифов-пахарей"; третьи считают, что славяне произошли от финно-угров и балтов. "Повесть временных лет" сообщает, что славяне - выходцы из Центральной Европы.
Образование государства Восточных славян.
Племенные княжения славян представляли собой зародышевую форму государственности. К IX в. процесс разложения первобытнообщинного строя в основном завершился. Племенные княжения то объединялись вместе, то снова распадались, перегруппировывались в зависимости от конкретных условий в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты, характерные уже для раннефеодальной государственности.
Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства 3-х крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании.
Поступательное развитие производительных сил у восточного славянства, выразившееся в широком распространении земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение военной дружинной знати привели к образованию классов и государства.Распаду первобытнообщинных отношений сопутствовал и внешнеполитический фактор. С одной стороны он выражался в освоении славянами Вост.-Европ. Равнины, где они взаимодействовали с местным балтийским и финно-угорским населением; с др. - военных походах антов, склавен, русов на страны более развитые, на Византию. Военные предводители и их дружинники получали значительную долю военной добычи. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества, усилению роли дружины. Местные князья имели военные дружины, что говорило о появлении органов власти.
Важную роль в начальной русской истории играли отношения с 2-мя странами, кот. Оказали существенное влияние: одна - на полит. Строй, др. - на всю культуру Древней Руси. Это были Скандинавия на севере и Византия на юге. VII-X вв. были временем бурной экспансии скандинавских народов - норманов или “варягов”. Как выдающийся торговый центр привлекал норманов Царьград - столица Византии, Они шли туда по водному пути волхов - Днепр. На этом пути нах-ся ряд русских торговых городов, из кот. главными были Киев на юге и Новгород на севере. Русские торговые города нуждались в вооруженной охране торговых путей, кот. угрожали степные кочевники. Но их сил было мало, поэтому они нанимали варяжские дружины для военной охраны. Однако варяжские вожди не всегда довольствовались ролью наемных охранителей русских городов. Там, где они чувствовали себя сильными, они захватывали власть над местным населением. Так в IX в. в некоторых областях Руси образовалась 2-я полит. Форма - варяжские княжества: Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира в Киеве.
Известен рассказ о призвании новгородцами варяжских князей: в 862 г. новгородцы, незадолго перед тем выгнавшие от себя варягов, кот. они раньше платили дань, но результатом этого были жестокие усобицы и беспорядки; чтобы положить им конец и водворить в стране порядок и правосудие, новгородцы послали послов к варягам с мотивированным приглашением, чтобы они пришли и правили ими. В ответ на это князь Рюрик с 2-мя братьями и сильной дружиной явился на Русь и стал государем в Новгородской земле
studfiles.net
Лекция - Первобытный строй в истории восточных славян
1. Происхождение и ранняя история славян.
2. Родоплеменная организация славян. Эпоха военной демократии у славян.
3. Обычаи и обычное право у славян.
Первый вопрос является обзорным и вводит студентов в раннюю историю славян.
Особенности организации системы «род – фратрия – племя» у славян, разложение рода и формирование соседних общин рассматриваются во втором вопросе. Необходимо остановиться на основных признаках военной демократии, свойственных и неславянским народам. Докладчик должен затронуть вопрос о появлении частной собственности у славян, вопрос о складывании зажиточных групп населения, о роли вождя, разные пути складывания классового общества.
Раскрывая третий вопрос, необходимо обратить внимание на нормы обычного права, регулирующие патриархальное рабство, семейные обычаи, право собственности и наследование.
Основная литература
1. Беляев, И.Д. История русского законодательства / И.Д. Беляев. – СПб., 1999.
3. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Владимирский-Буданов. – Ростов-н/Д., 1995.
4. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. – М., 1956–1959. – Т. 1, 6.
5. Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. Раннее средневековье. – М., 1951.
6. Россия: Энц. словарь. – Л., 1991.
7. Соловьев, С.М. Сочинения / С.М. Соловьев. – М., 1993. – Кн. 1. Т. 1.
8. Чалидзе, В. Уголовная Россия / В. Чалидзе. – М., 1990.
Контрольные вопросы
1. Крупный византийский историк Прокопий (VI в.) так рассуждал об управлении славянских племен: «народ этот не управляется одним человеком, но исстари живет в демократии». Как вы думаете, в чем проявлялся первобытный демократизм славянского общества?
2. В VIII в. в славянских могильниках появляются многочисленные клады арабских монет. Как вы думаете, с чем это связано?
3. Чем занималось славянское божество Прове? Какое слово произошло от имени этого бога?
4. У ряда славянских племен в период военной демократии была распространена полигиния (многоженство). Чем это можно объяснить?
5. У некоторых славянских племен существовал обычай, по которому женщина вступала в брак с мужчиной после его смерти. Как вы думаете, с чем это связано?
6. На протяжении всего раннего Средневековья изменился смысл славянского слова «сябр». Первоначально оно означало родственника, а впоследствии соседа. Как вы думаете, почему изменилось значение этого слова?
7. В современной России в отдельных селах до сих пор играют в горелки – игру, в которой юноши преследуют девушек. Как вы думаете, пережитком какого обычая является эта игра?
8. Вено, т.е. продажа невесты, было распространенным обычаем в раннем Средневековье. Как вы думаете, каково первоначальное значение этого действия?
9. Почему жена в языческой Руси называлась «водимою»?
10. В древней летописи монах выделяет развитость полян, основывая свое мнение о культурности этого народа ссылкой на особенности брачных отношений. О чем говорит летописец?
11. В X–XX вв. на Руси и в России существовал такой обычай, как кулачные бои между общинами. Как вы думаете, каково первоначальное происхождение этих боев?
12. Закончите пословицу «Что город, то норов…»
13. Какое правовое значение имеет пословица «Что старее, то правее».
14. Что означает пословица «Молодой на битву, а старый на – думу»?
15. Что означает пословица «На одном вече, не одни речи»?
16. Арабский писатель Казвини говорил о русах: «Тот, у кого родилось две или три дочери, обогащается, тогда как имеющий двух-трех сыновей делается бедняком». Что это означает?
17. Брачная сделка включала в себя сватовство и рукобитье. Каков был порядок заключения сделки?
18. Брачная сделка могла включать в себя «зарученье», «литки» и «вывод». Что означают эти термины?
19. При заключении брака отец передавал жениху плеть. Что означает этот обычай?
20. Старая сибирская пословица гласит: «Землю делить только людей дивить». Что означает эта пословица?
21. Какие категории родственников включала в себя большая патриархальная семья. Кто ее возглавлял?
22. Почему кража собственности у односельчан осуждалась, а у чужих одобрялась?
23. Как можно объяснить обычай снисходительного отношения русских людей к краже, совершенной по нужде?
24. Чем можно объяснить тот факт, что тать (вор) нередко добровольно возвращал украденное?
25. Почему наиболее жестокие наказания предназначались для конокрадов и поджигателей?
26. Чем можно объяснить чрезмерно жестокие наказания, практиковавшиеся в отношении преступников в русской общине?
27. С чем связано широкое распространение позорящих наказаний в сельской общине?
28. За какое действие девушки ее дом мог быть вымазан дегтем? Как она могла оправдаться?
29. Община устанавливала много мелочных запретов (запрет работать в праздники, запрет принимать пищу во время определенных работ и т.д.). С чем это было связано?
30. Община устанавливала жестокие наказания за серьезные преступления. Многие мелкие преступления оплачивались мировой или напоем. Почему?