ГлавнаяПервобытноеПроект на тему стоянки первобытных людей на территории нашей страны
Урок « Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России» (5класс). Проект на тему стоянки первобытных людей на территории нашей страны
Презентация "Древние люди и их стоянки на территории современной России" 6 класс
Историк и археолог М.И. Погодин утвердал:
« Человек и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеющими одну историю.. Чем более человек образовывается, тем более он выходит из-под власти природы.. И из раба её делается властелином….
Как вы понимаете его слова?
« Древние люди и их стоянки на территории современной России»
История России, 6 класс
План урока: 1. Появление людей на территории современной России. 2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. 3. Зарождение родового строя. 4. Совершенствование орудий труда. Проблемный вопрос Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли? Первобытный человек
Где появился первобытный человек?
Когда он появился?
Как шло расселение древнейших людей?
Как им удалось выжить и заселить территорию современной России?
Когда и на какой территории появились первые люди? Вспомним ранее изученное: 1. Появление людей на территории современной России Первобытные люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек, образуя человеческие стада. 2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.
Прочитайте материал на стр. 11 п.2 и выполните задание № 1 в рабочей тетради
2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.
Название
Место нахождения
Возраст
Что найдено
Костёнки
Под Воронежом
35-45 тыс. лет
Орудия труда, украшения, произведения искусства
Сунгирь
Под Владимиром
25 тыс. лет
Фрагменты изделий, одежду, оружие
Карпова пещера
Южный Урал ( Башкирия)
1959 г.
рисунки
Денисова пещера
На Алтае
50 тыс. лет
Стоянки древних людей
Костёнки ( Воронеж) Сунгирь ( Владимир) Карпова пещера ( Башкирия) Денисова пещера ( Алтай) Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда
прочитайте материал на стр. 13 и ответьте на вопрос:
« В чём же заключался процесс усовершенствования орудий труда»
Продолжите предложения
Сегодня на уроке я узнал, что…
Меня поразило …
Своей работой на уроке я …
Материал урока был для меня ….
На следующем уроке я смогу легко…
Выберите картинку, соответствующую вашему настроению на уроке
Древние люди и их стоянки на территории современной России.
Технологическая карта урока на тему «Древние люди и их стоянки на территории современной России»
Основные вопросы изучения материала
1.Общность истории древних людей.
2.Появление людей на современной территории России.
3.Древнейшие стоянки человека на территории современной России.
4.Зарождение родового строя.
5.Совершенствование орудий труда.
6.Особенности первобытной эпохи.
Тип урока
Изучение нового материала
Ресурсы урока
Учебник, параграф 1.Карта «Территория России в древности».Контурные карты. Электронное приложение
Основные понятия и термины
Роль природно-географического фактора в истории. Древнее население: расселение, образ жизни, занятия.
Основные даты
Появление человека на территории России – до 1 млн. лет. Каменный век.
Персоналии
Учёные - историки
Домашнее задание
Параграф 1 учебника, карты, иллюстрации. Составить рассказ на тему «Появление и жизнь первобытных людей в Восточной Европе и Сибири».Перечислить главные особенности первобытно – общинного строя. Подготовить презентации на тему «Стоянки древнейших людей на территории Нижегородского региона».
Модули урока
Учебные задачи для организации образовательного процесса
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Оценивание образовательных результатов
Мотивационно - целевой
Познакомьтесь с оглавлением учебника, названием главы и параграфов. Какой период будет изучаться? Зачем люди изучают прошлое? Важно ли современному человеку исследовать прошлое древнейших людей? Почему?
Определить с помощью учителя хронологические рамки, изучаемого периода. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Сравнивать разные точки зрения на примере высказываний историков о значимости исторического знания. Рассматривать исторические эпохи с точки зрения их исторической обусловленности. Участвовать в дискуссии, выражать ценностные суждения или свою позицию по проблеме отношения к историческому наследию всех народов. Ставить формулировать новые для себя задачи в познавательной деятельности.
Работа с текстом. Беседа
Ориентационный
Вспомните, когда и на какой территории, по мнению учёных появились первые люди. Что такое род, племя, община? Изучив, как появились и жили первые люди на территории нашей страны, выясним, был ли их путь развития таким же, как и у жителей других территорий Земли. Какие виды исторических источников нам помогут?
Использовать ранее изученный материал из различных предметов (географии, биологии, обществознания и др.). Отмечать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики источников древнейшего периода зарождения и развития человечества. Планировать познавательную деятельность под руководством учителя.
Беседа.
Содержательно - операционный
Как называют древнейший период жизни человечества?
Почему его назвали каменным веком? Почему древнейшие люди использовали камень для изготовления своих орудий труда? Дайте с помощью словаря перевод терминов «палеолит», «мезолит», «неолит». Что такое ледниковый период? Рассмотрите реконструкции облика питекантропа, неандертальца, и кроманьонца и сделайте выводы о том, как изменялась внешность человека, с чем это было связано? Прочитайте п.3 параграфа1,рассмотрите иллюстрации. Дайте характеристику присваивающего хозяйства. Как изменилась жизнь людей в ледниковый период? Когда и где на территории нашей страны появились первые люди? Покажите на карте древнейшие стоянки человека на территории современной России. Есть ли стоянки древнейшего человека на территории нашего края? При подготовке домашнего задания с помощью различных источников попытайтесь выяснить это и подготовьте краткое сообщение с презентацией.
Давать определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря. Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Систематизировать информацию графически.(лента времени).Самостоятельно извлекать информацию из учебника и иллюстраций. Анализировать географическую и историческую карты и делать выводы. Использовать современные источники информации. Выбирать способ решения задачи и планировать её выполнение, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, видеоряд). Систематизировать информацию, называя особенности исторической эпохи.
Беседа, работа с текстом, Работа с картой. Подготовка сообщения, презентации.
Контрольно - оценочный
Докажите, что древнейшие люди, пришедшие на территорию нашей страны, прошли в своём развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли. Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить на этот главный вопрос нашего урока. Какие вопросы, на ваш взгляд требуют дополнительного освещения?
Использовать изученный материал для аргументации вывода. Участвовать в контрольно – оценочной, рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме.
Дискуссия.
multiurok.ru
Урок « Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России» (5класс)
Урок по истории России в 6 классе по теме: «Древние люди и их стоянки на территории современной России»
Цели и задачи:
- познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России,древнейшими стоянками,зарождением родового строя.
-определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования,основные занятия, образ жизни людей в древности;
Метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать с различными источниками информации.
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник Данилова А.А « История России с древнейших времён до конца XVI века»
Ход урока:
1. Орг. начало урока.
2. Знакомство с новым учебником:
- Мы с вами продолжаем изучать историю Средневековья. Закончили Всеобщую историю, а теперь мы начнём изучать историю нашей страны.
3. ( сл. 1) Определение темы и целей урока.
-как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?
-на какие вопросы нам предстоит ответить сегодня?
( сл. 2) Тема урока
( сл. 3) План урока:
Появление людей на территории современной России.
Древнейшие стоянки человека на территории современной России
Зарождение родового строя
Совершенствование орудий труда
4. Изучение нового материала:
1) рассказ учителя:
( сл. 4) В центральном Дагестане и на Таманском полуострове обнаружены следы древнего человека, возраст которых 500 тыс. до 1 млн лет. Хозяйство было присваивающее (брали то что давала природа), умели поддерживать огонь, добывать нет. Как вы думаете, почему именно там? ( тёплый и мягкий климат, богатый растительный мир)
( сл. 5) Жизнь была полна опасностей и выжить в одиночку было очень трудно. Люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они стали называться человеческим стадом. Все члены были равны между собой.
- Скажите, а что давала людям жизнь сообща? ( вместе добывали пищу, защищались от хищников, поддерживали о охраняли огонь
( сл. 6) Первым орудием труда было рубило-галька заостренная с одного края.
Что такое орудия труда? ОРУДИЯ ТРУДА – это то, чем человек работает.
Были примитивны их делали из дерева, кости, главный материал камень – кремний.
Каменный век. Палеолит –древний, Мезолит – средний, Неолит – новый
Что означает корень лит? (камень)
(сл. 7) Работа с картой. Стр.12 учебник Назовите древнейшие стоянки человека на территории современной Росии.
Найдено множество доказательств того, что в позднем палеолите человек разумный заселил всю территорию нашей страны, продвигаясь в её глубь с западных и южных направлений. Один из наиболее известных пунктов такого продвижения обнаружен на землях, прилегающих к реке Дон, в районе современного Воронежа ещё в 1879 г.
infourok.ru
«Презентация «Древние люди и их стоянки на территории современной России»
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Древние люди и их стоянки на территории современной России План урока Появление людей на территории современной Росси Древнейшие стоянки человека на территории современной РоссииЗарождение родового строя Совершенствование орудий труда Появление людей на территории России Стр. 10-11 – прочитайте и исправьте схему. Правильный вариант запишите в тетрадь Древнейшие люди на территории РоссииВремя появления700 тыс. лет назадОт 500 тыс. До 1 млн. лет назадТерритория расселенияСеверный Кавказ Дагестан, Таманский полуостров Охота на зверей, ловля насекомых и земноводных Сбор плодов ягод, съедобных растенийПоддержание огня в очагеЗащита от хищных зверейОбраз жизни Присваивающее хозяйствоГрупповое объединение – первобытное стадаКоллективная охота и собирательство Древнейшие люди на территории РоссииВремя появления700 тыс. лет назадОт 500 тыс. До 1 млн. лет назадТерритория расселенияСеверный Кавказ Дагестан, Таманский полуостров Охота на зверей, ловля насекомых и земноводных Сбор плодов ягод, съедобных растенийПоддержание огня в очагеЗащита от хищных зверейОбраз жизни Присваивающее хозяйствоГрупповое объединение – первобытное стадоКоллективная охота и собирательство Древнейшие стоянки человека на территории современной России Костенки Костенки – «жемчужина русского палеолита»Александр Спицын 1879 г. – открытие Костенковской стоянки первобытного человекаИван Семёнович ПоляковКостяное шило (лучевая кость) Длина 8,7 см. Костяное шило (лучевая кость) Длина 8,6 см. Украшение с орнаментом (кость)Длина 3,2 см. 35-45 тыс. лет – возраст стоянки «Костенковские стоянки интересны не только своей древностью. Мы еще не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда – из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации»Джон ХоффекерФрагмент пластины бивня мамонта с прорезанным отверстием. На месте слома пластин Реконструкция жилищаРеконструкция внешнего вида по найденным черепам Стоянка Сунгирь 1955 г. – обнаружение стоянкиСергей Никитич АстаховОтто Николаевич Бадер Палеолитическое захоронениеЮноша Капова пещера Голубое озеро 1959 г. – обнаружены наскальные рисунки Денисова пещераСамый древний из культурных слоев обитания человека в Сибири Зарождение родового строя Стр. 12-13 – прочитайте, дайте характеристику родовой общине Кровные родственники Общее имущество Равные права у всех. Старейшины пользовались наибольшим влиянием. Совершенствование орудий труда 12-14 тыс. лет назад – завершение ледникового периода Земля во время ледникового периода Собирательство и рыболовство Охота из засады Микролиты Орудия труда из составных пластинокАренсбургские остроконечники, Европа Домашнее задание П. 1 – читать, отвечать на вопросы