Врачевание в первобытном обществе конспект. «Методический конспект «Врачевание в первобытном обществе»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методический конспект "Врачевание в первобытном обществе". Врачевание в первобытном обществе конспект


«Методический конспект «Врачевание в первобытном обществе»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИОбластное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Братский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТпреподавателя

Специальность Лечебное дело

Очная форма обучения по программе углубленной подготовки

ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический циклОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

Вид занятия: теоретическое

Тема: «Врачевание в первобытном обществе»

Братск, 2017г.Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК №1 Протокол заседания № _____ от «___»____________ 2017 г. Председатель ________ /О.Н. Иваненко/

Разработчик: Иваненко Ольга Николаевна – преподаватель высшей квалификационной категории

Тема «Врачевание в первобытном обществе»(информационная лекция с использованием проблемных вопросов и технологии рефлексии)

Продолжительность занятия - 90 минут

Цель занятия:Учебная:Познакомить с историческими источниками по истории первобытной эры и первобытного врачевания; показать, как происходило зарождение народной медицины; дать представление о первых врачевателях, о том, каким было их представление о болезни и здоровье, первых инструментах врачей; продемонстрировать известные исторической науке рациональные приемы врачевания, зарождение культов и фантастических верований, приемы медицинской помощи знахарей; показать роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения. Развивающая:Развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями; формировать понятийный аппарат, прививать навыки анализа и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи.Воспитательная:Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства врачана основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ееположительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших ее представителей.

В результате изучения темы студент должениметь практический опыт: осознание себя как представителя исторически сложившегосягражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;уметь:выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте;знать:основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

должен овладеть общими компетенциями:ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Методическое оснащение занятия:Материально – техническое оснащение:Проектор. Авторская презентация по изучаемой теме.Раздаточный материал:Авторское У-МП

Место проведения: аудитория

Литература для подготовки: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общес

schoolfiles.net

Методический конспект "Врачевание в первобытном обществе" страница 3

Значение истории медицины усиливается тем, что она на конкретных исторических примерах учит непримиримости в борьбе со всяческими реакционными теориями и взглядами в медицине. Сокрушительной критике поддаются теории о биологическом неравенстве рас, о разделении человечество на высшие и более низкие расы, которое в полной мере отразилось в человеконенавистнической теории и практике фашизма. Создание в нашей стране тоталитарной общественной системы сопровождалось уничтожением миллионов невинных людей, в том числе и медиков. Изучение истории медицины должно помочь установить историческую правду и способствовать невозможности повторения подобных ошибок.

Развивая позитивные традиции мировой и отечественной медицины, можно сделать свой весомый вклад в построение новой жизни, в укрепление физического и морального здоровья народа.

1.3. Контроль исходного уровня знаний

 – Какие ассоциации у вас связаны с историей первобытного общества?

 – Какие исторические источники позволяют разобраться в изучении развития

медицинских знаний первобытного периода?

Сведения о медицине первобытно-общинного строя получены из различных источников. К числу последних относятся памятники материальной культуры, результаты раскопок поселений первобытного человека и его захоронений, а также сравнительное языкознание, поскольку элементы медицинской деятельности и медицинские представления нашли отражение в языке, народный эпос, сказания, пословицы и поговорки, произведения древнего искусства, посвященные изображению болезненных состояний и медицинской помощи при них, и данные этнографии и антропологии в отношении народов, ныне находящихся на уровне культуры, недалеком от уровня первобытного человека.

Основная часть

2.1. Концепция «золотого века»

История первобытной эры изучает человеческое общество от возникновения человека (более 2 млн. лет тому назад) до формирования первых цивилизаций (IV тысячелетие до н. э.). По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества. Все последующие периоды истории (древний мир, средние века, новая и новейшая история) занимают не более 1 % исторического пути человечества.

Согласно одной из гипотез (придер­живается большинство исследователей) тип современного человека сложился в высокогорных районах Центральной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом).

Есть гипотезы, которые допускают существование нескольких центров формирования человека на ма­териках Старого Света — в Центральной и Южной Африке и Центральной Азии.

В эпоху среднего палеолита (неандертальская фаза эволюции человека) первоначальная ойкумена (место обитания человека) значительно расшири­лась: люди неандертальского вида освоили обширные территории Европы (за исключением северных), степные и лесостепные районы Сибири, а воз­можно, и Японские острова.

В эпоху верхнего палеолита (40/12 тыс. лет тому назад) человек совре­менного вида освоил новые, менее благоприятные земли в Европе и Азии, про­ник в Австралию (35/30 тыс. лет тому назад) и Новую Гвинею (около 26-12 тыс. лет от современности), заселил Северную и Южную Америку (около 20-12 тыс. лет тому назад). Основным путем заселения Америки считается Берингийская суша (Берингия), которая в те времена закрывала Берингов пролив.

infourok.ru

Методический конспект "Врачевание в первобытном обществе" страница 14

Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - уголовную ответственность.

У наших предков восточных славян при первобытно-общинном строе отмечались зачатки врачевания, начало народной эмпирической медицины и народной гигиены.

У восточных славян в родовом строе до принятия ими христианства не было жреческого сословия. Но были люди, выполнявшие функции языческого духовенства.

По летописи они назывались волхвы, кудесники, вещие люди. Народ их называл ведунами (от слова «ведать»), знахарями (от слова «знать»), колдунами. Этим людям народ приписывал знание целебных средств, власть силой заговоров и заклинаний проникать в будущее. В верованиях древних славян анимизм и магия слились с культом предков, наиболее характерной для патриархально-родового строя формой религиозного сознания. Носителями знаний долгое время были народные лечцы. Еще в дофеодальной Руси были известны и распространены народные врачилечцы. Термин же «врач» (и производные от того же корня «врачевать», «врачебное дело», старые «врачьба, врачество» и т. п.) произошел от древнеславянского корня «вър», что означало «шептать, заговаривать, нашептывать» и отражало магические действия и заговоры, к которым прибегали врачи прошлого.

Особенно интересны верования и предания славян о лихорадках, веками жившие в народе.   Название  «лихорадка» происходит от слов «лихо» и «радеть», т. е. действовать во вред чему-то, заботиться о ком-нибудь со злобным намерением. Народ насчитывал лихорадок девять или двенадцать, причем в их названиях описательно перечислялись те явления, которыми каждая из лихорадок мучит больного (трясея, огнея, знобея, ледея, гнетея, ломея, пухнея, желтея, корче я и  т.  Д.).

Кто в старину Родовспоможением на Руси занимались бабки-повитухи.

В народной медицине восточных славян использовались средства животного происхождения, средства животного происхождения, минеральные средства, заговоры и молитвы, природно-климатические факторы и стихии

Профилактика простудных заболеваний велась способами, известными каждому современному человеку: паровая баня, горячие компрессы, массаж.

В банях на Руси не только мылись и парились, но и лечили заболевания, принимали роды, делали кровопускания, проводили торжества

Таким образом, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов».

Традиционная медицина - основана на религиозно-философском учении, в которое органически включается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса (основные черты традиционной медицины: основу составляет самобытная религиозно-философская концепция, стабильность и постоянство на протяжении столетий, наибольшая эффективность и жизнеспособность на исторической родине)

infourok.ru

Методический конспект "Врачевание в первобытном обществе" страница 10

В Индии ученичество народных лекарей не предусматривало жестокого физического экзамена. Будущие ведья с детства изучали растения, способы приготовления и применения лекарственных снадобий, постигали затейливую восточную философию, заучивая наизусть длинные тексты священных рукописей.

Несмотря на доминирование магических методов, первобытное врачевание нельзя назвать примитивным, многие методы древнего знахарства не лишены здравого смысла. Начавшаяся от инстинкта самосохранения и любви к ближнему народная медицина доисторической эпохи является точкой отсчета мировой науки и основой для последующего развития человеческой мысли.

До сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований.

С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.

б) Эпоха патриархата

В этот период всеобщим уважением пользовался мужчина.

Данные археологии свидетельствуют, что в IX-VI Тысячелетии до н. э. на Ближнем Востоке (Северный Иран, Палестина) совершился переход к земледелию и скотоводству. В Юго-Западной Азии (Сирия, Иран, Туркмения, Балканы, долина Нила, Центральная Европа) переход к новой форме хозяйства совершился в VI-V тысячелетии до н. э.

В условиях развитого общинного хозяйства женщина утратила свое высокое положение, став «кроткой» помощницей мужа. Возглавлять племя теперь мог только мужчина; должность старейшины передавалась по наследству.

В этот период немаловажное значение имела выплавка самородных металлов (медь, олово, серебро, золото). Орудия труда стали частной собственностью, накапливалось избыточное количество продукта и зарождался обмен дарами. Наряду с ролью общины возросла роль семьи, появилась индивидуальная собственность, возникло имущественное неравенство. Происходило объединение нескольких коллективов (общин) в более крупные племена. Во главе племени стоял вождь, общины – старейшина. Эти должности стали наследственными.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д. Изготовление из самородных металлов орудий труда и предметов домашнего обихода (ножи, скальпели) нашло применение в первой хирургической практике.

Развитие гончарного производства привело к изготовлению глиняной посуды, в которой можно было сварить не только пищу, но и лечебные снадобья.

В период пастушества был открыт ряд растений, обладающих лечебными свойствами. По преданию, пастух Мелампий у животных подметил послабляющее действие трав чемерицы. Пастух Хирон установил, что у животных раны заживают быстрее после поедания ими листьев и ветвей золототысячника. Результатом рационального взаимодействия с природой являлось применение в лечении лекарственных растений. Так, при нарушении пищеварения использовалась эвкалиптовая смола, луковицы орхидеи, касторовое масло. Пастухи обнаружили слабительное действие трав чемерицы, листьев и ветвей золототысячника. Очевидно, пастухи оказывали хирургическую помощь животным при травмах и переломах конечностей. Кровотечение останавливали с помощью золы, животного жира; паутину употребляли в качестве ваты; при укусах змеи кровь высасывали, а рану прижигали раскаленным камнем. С кожными поражениями успешно боролись промыванием мочой и последующим прикладыванием глины.

infourok.ru

Методический конспект "Врачевание в первобытном обществе" страница 4

Общая численность людей на Земле неуклонно увеличивалась. По при­близительным подсчетам специалистов около 1 млн лет назад, в период ранне­го (нижнего) палеолита она не превышала и 125 тысяч человек. Около 300 тыс. лет тому назад общая численность человечества достигла примерно 1 млн. Около 25 тыс. лет тому назад на Земле обитало более 3 млн человек, а на заре классообразования (около 8 тыс. лет до н.э.) все население земного шара состав­ляло, как полагают специалисты, около 5 млн человек.

Крупный ученый Иван Петрович Павлов писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека». Об этом свидетельствуют и археологические находки.

Изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета, изучает наука палеопатология.

До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого, века» на заре человечества.

Концепция «золотого века» - представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации.

Некоторые болезни человека, такие как силикоз (силикоз лёгких вызван длительным воздействием пыли, содержащей двуокись кремния, на дыхательные органы человека) или лучевая болезнь, безусловно, являются продуктом ноосферы и связаны с деятельностью человеческого разума (и порой неразумной его деятельностью). Но это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболеваний.

Палеопатологи отметили наличие у первобытного человека сердечнососудистых заболеваний. Древние люди умирали от опухолей, туберкулеза и даже страдали кариесом. Костные останки несут на себе следы рахита, сифилиса, анкилозов и др.

Из всех отраслей медицинских знаний раньше всех других были освоены человеком гигиенические знания. Уже на самых первых ступенях развития человека наряду с заботой о питании, забота о здоровье была одной из жизненно важных задач человека и человеческого общества (организация жилищ, добывание огня, поддержание его в очаге). На этом этапе истории еще не было погребений, а это значит, что еще не было связанных с ними религиозных представлений, культа умерших и магических действий.

Появление захоронений умерших, в дальнейшем, свидетельствует о развитии у древних людей начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил. Захоронения умерших проводили вдали от жилищ. Эти захоронения обнаружены в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси (на территории Франции), в Киик-Коба в Крыму (на территории Украины), в палеолитических пещерных стоянках Шанидара (на территории Ирака).

Первобытные люди испытывали вредное влияние материальных сил природы: низкой и высокой температур, последствий голода и плохого питания, результатов борьбы с дикими животными, укусов ядовитых змей и насекомых, травм тканей незащищенного тела (занозы, царапины и т. Д.), последствий стихийных бедствий (удары молнии, горные обвалы, наводнения  и  пр.), эпидемий. Женщины, кроме того, страдали, от инфекции при родах.

infourok.ru

Методический конспект "Врачевание в первобытном обществе" страница 8

В период перехода к охотничьему хозяйству изменилось и мировоззрение людей. Первобытный охотник рано стал понимать, что животные являются основным источником его существования. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема.

Тотемизм (от индейского, обозначает «мой род»?, от алгонкинск. от–отем — его род) ― вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.

До сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным.

В Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, на территории Индии – корова, у славянских племен – дикий кабан и др.

Охотники у некоторых племен делали амулеты (из камня, дерева, кости), изображая культовых животных, и носили их с собой. Считалось, что амулет защищает от опасности и сохраняет здоровье. Даже в более поздние времена в Древней Руси в качестве амулета женщины носили «змеевик» («оберег от всех болезней»).

Кроме всего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм.

Фетишизм (от порт. «fetico» — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

А позже анимизм (от лат. animus — «душа, дух») – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней.

Одухотворение природы, вера в душу, духов, злые и добрые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Первобытные обряды погребения в настоящее время не забыты аборигенами Австралии, своеобразно повторяются на островах Океании, в племенах Центральной Африки и Южной Америки.

Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Шаманы умело применяли тысячелетние эмпирические знания, создавая во время лечебного сеанса таинственную атмосферу, вместе с тем формируя убеждение в своих сверхъестественных способностях. Профессиональные приемы шаманов включали в себя устрашающие крики, удары в бубен, жертвоприношения добрым духам, дикие танцы вокруг больного. В устрашение злого духа устраивались инсценировки вооруженного нападения. В некоторых африканских племенах недужных трясли, кололи иглами, колотили палками в надежде выбить духа-мучителя из тела страдающего человека.

Составной частью анимизма является магия.

Магия (греч. мageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практи­ке. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем круг лиц, способных их усвоить резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

infourok.ru

Методический конспект "Врачевание в первобытном обществе" страница 11

Существует предположение, что в этот период пастухи делали операции кастрации. Точно известно, что в I тысячелетии до н. э. в Хеттском царстве производилась операция кастрации.

В эпоху патриархата изменилось представление людей об источнике жизненных благ. Вместо тотемного животного – источника существования мужчина – глава рода мыслился как создатель богатств, благополучия. В этот период мужчина пользовался всеобщим уважением.

Постепенно складывался культ предка.

Обряд ― это система условных действий, имеющих якобы сверхъестественную силу.

В честь предка – главы рода устраивались праздники. В случае смерти предка уважение к нему сохранялось, создавались памятники– тотемные стобы.

По представлениям первобытных людей, при почтительном отношении к предку в семье царило благополучие, никто не болел. При непочитании предка умерший мог наказать своих сородичей, «вселиться» в тело и мучить их.

Символическим или конкретным жертвоприношением старались задобрить злого духа, умилостивить предка (танцы вокруг больного, подношения и т. д.). Болезнь можно обмануть: для этой цели меняли имя, одежду, маскировали больного или человека, могущего заболеть.

Большое распространение в разных странах имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для «изгнания» болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту.

Применялись также устрашающие приемы: удары бубна, крики, инсценировалось вооруженное нападение.

Больному не давали пищи и воды до тех пор, пока злой дух «не изгонялся». В племени конига, например, больных били, кололи иглами, трясли. Первобытные люди верили, что злой дух проникает в организм с пищей, поэтому больным давали различные вызывающие рвоту снадобья, иногда заталкивали перец в нос. Особенно усердствовали в приемах устрашения шаманы. Считалось, что шаман обладает сверхъестественной силой. Профессиональные навыки бектуасских шаманов Южной Америки находились в тайне много столетий.

Обычными были такие операции, как инфибуляция (наложение скоб), кастрация и обрезание.

Самой сложной, но чаще всего имевшей место в хирургии была трепанация черепа. Операция вскрытия костной полости возникла как ритуальный обряд. Однако вполне вероятно, что она могла проводиться в чисто лечебных целях. Таким способом удалялись осколки костей после травмы, полученной на охоте или в бою. Первый трепанированный череп был обнаружен в 1865 году на территории Перу, в районе города Куско.

Явления сна, обморока, эпилепсии, галлюцинаций, болезни и т. п. представлялись первобытным людям следствием деятельности существующего внутри человека двойника — души, которая может временно покидать тело. Являющиеся в сновидениях образы рассматривались человеком как души. Люди, страдавшие эпилепсией, и психически больные считались одержимыми духом. Смерть представлялась окончательным уходом души из тела.

Для первобытного человека смерть была еще понятна, когда он видел гибель, например, на охоте от ран, нанесенных животными, врагами или в результате несчастного случая, но факт смерти без видимых повреждений тела почти всегда рассматривался как результат колдовства, т. е. действия враждебно настроенных людей или духов. Человек думал, что у каждого имеется несколько душ и каждая из них наделена особыми свойствами и функциями.

infourok.ru


Смотрите также