Возникновение речи и мышления у первобытного человека. Лекция: Возникновение мышления и речи, их роль в антропосоциогенезе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Возникновение речи и мышления у первобытного человека


Возникновение мышления и речи

 

Происхождение мышления и речи это сложная проблема в истории развития общества, трудность решения которой основана наличием только косвенных дан­ных, отображающих основные этапы этого процесса. Мышление и речь— две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхожде­ния и развития трудовой деятельности, процесса развития производства и перестройки природы под нужды человека. Предполагают, что мышлениеи речь возникли одновременно. Появле­ние простейших сознательно изготовленных орудий тру­да, защиты или нападения уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они, в свою очередь, должны были передаваться либо от одного члена к друго­му, либо должны были переходить к следующему поколению в виде приобретенного опыта. Поэтому, наряду с возникновением простейших представлений воз­никла и простейшая форма передачи информации — зву­ковые символы для их обозначения и передачи.

Базой для возникновения таких звуковых сигналов стали сигналы обезьян — непосредственных предков человека. У современных человекообразных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, на­пример, у шимпанзе, более чем 20 различным сигналам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако по­мимо таких аффективных сигналов обезьяны очень часто издают звуки в эмоционально нейтральном спокойном со­стоянии, звуки, которые получили название «жизненных шумов». Некоторые ученые считают, что именно жизненные шумы и явились той основой, на кото­рой развивалась звуковая речь.

Дальнейшее развитие мышления и речи шло по вос­ходящей кривой параллельно развитию орудийного арсенала.

На слепках внутренней поверхности черепа синантропов обнаружены значительные вздутия в задней части височ­ной доли и в височно-теменно-затылочной области. В этой области мозга современного человека находятся центры, управляющие течением речи. При травмах этих цент­ров резко нарушается способность воспроизводить отдель­ные слова и, а также ухудшается понима­ние чужой речи. Таким образом, развитие задней части височной доли и височно-теменно-затылочной области мозга синантропа свидетельствует об относительно высо­ком уровне развития у них членораздельной речи, а значит, и мышления. Это предположение хорошо согласуется с результатами изучения остатков материаль­ной культуры синантропов, владевших огнем и коллек­тивной загонной охотой.

При изучении древних гоминид было показано, что по величине мозга некото­рые группы палеоантропов не только не уступали совре­менному человеку, но и превосходили его. Но структура мозга была гораздо более примитивной, в частности, лоб­ные доли отличались заметной уплощенностью. Имен­но в этих долях располагаются центры высших функций мыш­ления — ассоциаций, образования абстрактных понятий и т. д. Поэтому можно утверждать, что мышлениечеловека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Изменения выражались в полном овладении че­ловеком артикуляцией отдельных звуков и в значитель­ной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий. Полное развитие членораздельной речи связано только с появле­нием человека современного вида. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в плане эволюции не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Возникновение мышления и речи

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 74Следующая ⇒

Происхождение мышления и речи представляет собой сложную проблему истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса. Основных источников для выяснения и реконструкции древнейших стадий развития мышления и речи несколько. Прежде всего, это сравнительная психология, сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Важные материалы для решения этих вопросов представляет и антропология, в распоряжении которой находятся данные о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления - о развитии нижней челюсти, мозга и т. д.

Мышление и речь - две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства и перестройки природы под нужды человека. Мышление и речь возникли одновременно. Возникновение простейших сознательно изготовленных орудий труда, защиты или нападения уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь должны были передаваться либо от одного члена к другому, либо как сумма приобретенного опыта должны были переходить к следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации - звуковые символы для их обозначения и передачи.

Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили сигналы обезьян - непосредственных предков человека. У современных человекообразных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, например, у шимпанзе, более чем 20-ти различным сигналам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако помимо таких аффективных сигналов обезьяны очень часто издают звуки в эмоционально нейтральном спокойном состоянии, звуки, которые получили название “жизненных шумов”. Некоторые ученые (Бунак, 1941) считают, что именно жизненные шумы и явились той базой, на которой развилась звуковая речь.

Дальнейшее развитие мышления и речи шло по восходящей кривой вместе с развитием орудийного парка. На слепках внутренней поверхности черепа синантропов обнаружены значительные вздутия в задней части височной доли и в височно-теменно-затылочной области. В этих местах в мозге современного человека находятся центры, управляющие течением речи. При поражении этих центров резко нарушается способность воспроизводить отдельные слова и фразы у самого говорящего, а также понимание чужой речи. Таким образом, развитие задней части височной доли и височно-теменно-затылочной области в мозге синантропа свидетельствует об относительно высоком уровне развития у них членораздельной речи, а, следовательно, и мышления. Это предположение хорошо согласуется с результатами изучения остатков материальной культуры синантропов, овладевших огнем, коллективной загонной охотой и т. д.

Однако есть веские основания полагать, что полное развитие членораздельной речи связано только с появлением человека современного вида. При изучении древних гоминид было показано, что по величине мозга некоторые группы палеоантропов не только не уступали современному человеку, а превосходили его. Но структура мозга была гораздо более примитивной, в частности, лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них и расположены центры высших функций мышления - ассоциации, образования абстрактных понятий и т. д. Поэтому можно достаточно определенно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они, по-видимому, выражались в полном овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в эволюционном плане не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.

mykonspekts.ru

О происхождении речи у человека

В продолжение темы становления речи у человека Сергей Владимирович Васильев (д.и.н., заведующий Центром антропологии ИЭА РАН) рассказывает о наблюдениях за общением у приматов, закономерностях в коммуникации от низших к высшим обезьянам и роли дружелюбия. Вторая часть.

Н.Н. Ладыгина-Котс и шимпанзе Йони. 1920-е годы

Во второй половине 80-х годов мы начали наблюдать за коммуникативными системами антропоидов, отрабатывать методики. Почти все лето сидели в обезьяньем питомнике в Сухуми, а в осенне-зимний период ездили в Ленинградскую область, в Колтуши, к Фирсову (Леонид Александрович Фирсов – приматолог и этолог) и там работали с шимпанзе. Много обезьян пришлось посмотреть, наблюдали и в вольерах, и в природе – в советское время под Сухуми обезьяны жили в заказнике на Гумисте. Мы ходили по горам, по лесам и наблюдали за коммуникативным поведением павианов-гамадрилов.

Мы начитались этологической литературы, описывающей коммуникативные системы разных животных, птиц, где выделяются различные последовательности сигналов, которые выстраиваются в предложения – секвенции. Первое, что мы обнаружили, что обезьяны общаются друг с другом не при помощи отдельных сигналов (один сигнал сменяет другой), а комплексами сигналов. С Маргаритой Александровной Дерягиной мы назвали это «комплексы коммуникаций» - когда одновременно могут использоваться несколько сигналов из различных каналов коммуникации.

У животных выделяют 4 канала коммуникации.

1. Первый – визуальный или зрительный. Он дистантный (используется на расстоянии) и включает в себя то, что животное может видеть и так или иначе интерпретировать, получать информацию. Эти сигналы – мимика, позы и наиболее прогрессивный – жесты. В основном эти элементы – поза, мимика и жесты  – передают информацию об эмоциональном состоянии животного (поза подчинения, поза агрессии; жесты – агрессивный замах, протянутая рука – дружелюбный жест и мимика лица, глаз). Изучая мимику глаз, мы выделяли два элемента - животное дружелюбно или агрессивно. Например, пристальный взгляд – это агрессия, нейтральный, скользящий взгляд – дружелюбный, мимика бровей  –  flash (вздернутые брови) – тоже агрессия, и так далее.

Что касается появления в ходе эволюции, позы – очень древний элемент коммуникации, причем не только у млекопитающих, но и у земноводных животных. У разных видов животных одни и те же позы могут передавать разную информацию, даже противоположную по смыслу. Например, если собака ложится на спину и подставляет живот, чтобы почесали – это демонстрация дружелюбия, но если ту же самую позу примет какой-нибудь грызун (морская свинка, крыса), это будет поза агрессии, пальчик сунешь, чтобы почесать животик – может укусить.

Жесты - наиболее прогрессивные элементы, и появляются они только у обезьян, у полуобезьян практически нет жестовой коммуникации. У низших, узконосых обезьян жесты в основном агрессивной направленности, а дружелюбные жесты появляются толькоуже у высших человекообразных обезьян, например, они махают, когда приветствуют друг друга на расстоянии; протягивая руку, демонстрируют расположение.

Одна из наших сотрудниц Ольга Григорьева писала диплом на эту тему, в котором она высказала предположение, что жест – это незаконченная тактильная коммуникация: протянутая рука – незаконченное касание, замахивание – незавершенный удар. Есть жесты, связанные с переадресацией: я не могу до тебя дотянуться, я стукну по столу – и это будет агрессивный жест.

Мимика развита у многих животных, в том числе у приматов, но наибольшее развитие получает у обезьян, поскольку именно у человека и обезьян срастается верхняя губа, появляется круговая мышца рта. Ни одна собачка, ни одна кошечка, не имея круговой мышцы рта, тебя не поцелует. Они не могут сделать раструб (этот элемент называется раструб) – верхняя губа у них «разорвана». Мимика губ в основном – это дружелюбная мимика. Наблюдая за мимикой губ у приматов, мы выделяли до 100 элементов, они могут губами такое вытворять, это что-то невероятное. А вот мимика рта – зевание, полуоскал, это уже агрессия.

Все это относилось к визуальному каналу восприятия.

2. Второй канал, который мы уже упоминали, - это тактильный, контактный. Дружелюбные элементы – всевозможные объятья, поцелуи, грумминг (обыскивание), агрессивные – это различные элементы драки: толкание, кусание, щипание и т.д.

3. Самый примитивный и древний канал общения – ольфакторный, при помощи запахов. Многие виды животных используют этот канал коммуникации. Среди приматов он очень хорошо развит у полуобезьян, у которых имеются железы, выделяющие секреты с определенным запахом. Этими секретами они метят себя, свою территорию, особей своей группы и т.д. Иногда выделяются секреты, связанные с определенной ситуацией, например, с опасностью. Этот запах моментально оповещает всех об угрозе.

У обезьян же ольфакторный канал не так развит, но хорошо работает в двух ситуациях: во-первых, в дружелюбном контексте поведения, мы назвали этот элемент «назо-назальное обнюхивание» - обнюхивание нос-в-нос. Когда, например, высокоранговая самочка сидит, а низкоранговая хочет сесть рядом с ней и таким образом получить некоторое покровительство, то она должна подойти и понюхать нос-в-нос. Если высокоранговая не отворачивается, значит можно сесть рядом.

Во-вторых, ольфакторная коммуникация имеет большое значение в половом поведении. В процессе овуляции у самок выделяется определенный секрет, с характерным запахом, который передает сообщение самцу о том, что она готова к спариванию и зачатию детеныша. Этот элемент мы назвали «назо-анальным». В гаремах павианов можно очень часто наблюдать, как самец подходит, поднимает самке хвост, нюхает и определяет, готова или не готова она к спариванию.

У человека ольфакторный канал коммуникации как-то перешел в область подсознательного. Например, мы зачастую неосознанно выбираем себе полового партнера именно с тем запахом, который нам нравится. С тем, чей запах не нравится, будет очень трудно. Как показывают исследования, человек выбирает себе полового партнера с запахом, который он помнит с детства, – запах родителей, матери, отца. Подсознательно ты ищешь этот запах, и любой другой будет некомфортен.

4. Четвертый - акустический канал коммуникации, то, что мы называем звуковое общение. Мы довольно подробно изучали звуки полуобезьян, обезьян и высших человекообразных обезьян. Из высших человекообразных в основном изучали шимпанзе, так как орангутаны как правило группами не живут, соответственно, акустических сигналов у них практически нет, они молчаливые животные. Довольно «говорливые» помимо шимпанзе гориллы, но гориллы в наших зоопарках в советское время жили по одной.

Песня гиббонов

Иногда и гиббонов относят к человекообразным, их мы тоже изучали. Эти своеобразные животные, которые умеют петь, причем не только соло, но и дуэтом. В свое время я записал много кассет с их разными песнями. Дело в том, что гиббоны ведут парный моногамный образ жизни и, как было выявлено этологами, наблюдавшими за ними в природе, песня, а ее поет самец или самка с самцом, является маркером территории. И песня поется обычно с утра, когда они просыпаются – сказать окружающим о том, что территория занята, и вечером, когда ложатся на ночевку. Эти песни невероятно красивы, они могут длиться до 15 минут. Повторить их невозможно, они поют на очень высоких частотах, звуки идут до 4 кГц, чтобы дальше могли распространяться по лесу. Эти песни не несут никакой смысловой нагрузки, кроме одной — маркер территории.

В плане акустической коммуникации были неплохо изучены шимпанзе. Мы записи с магнитофона передавали на сонограф и все записанные звуки получали в виде графиков, где ось y – частота звука в герцах, x – продолжительность в миллисекундах, а интенсивность закрашивания линий – амплитуда, то есть громкость звука. Удалось выявить, что у многих видов низших узконосых обезьян – макак, мартышек - одинаковый агрессивный звук. Причем воспроизвести его практически невозможно, это такой смешанный звук – в нем нет четко выделенных гармоник, это шумовой звук от 100 до 600 Гц. Когда анализируем сонограмму, то на ней виден сам звук, который воспроизводится гортанью, он наиболее окрашен, и гармоники – отражения от щек и т.д., располагаются сверху и снизу от основной. Этот звук воспроизвести человеку невозможно в силу того, что человек разговаривает на выдохе, а этотакой хриплый звук кха, который произносится на вдохе.

Дружелюбные звуки – это в основном звуки переклички, и их используют приматы, живущие в лесу группами и коллективами. В лесах, где за листвой их может быть не видно, они время от времени издают звук, как бы говоря «я здесь», «у меня все нормально». Это могут быть разные звуки. Описывая их, Бунак использовал термины «блямканье», «мямканье», «шлемканье». Эти звуки уже гармоничные – четко выделяются основная гармоника и гармоники отражения от ротовой полости. Они идут примерно на той же частоте, на которой мы разговариваем, – примерно 600 Гц, до 1кГц.

Сонограммы показали также то, что не воспринимает человеческое ухо. Я сидел и сутками записывал одну обезьяну, и мне казалось, что она производит один и тот же звук. Но на сонограмме становится видно, что меняется то частота, то продолжительность, то громкость. Получается, что это очень разные звуки. Причем они видоспецифичны – разные виды макак, мартышек имеют свой определенный звук. Их гармоники иногда напоминают четкое, артикуляционное произнесение гласных. Типа «э», «о», «у». Например, макаки-лапундеры произносят что-то вроде «э-э-э-э», они сидят и раз в 15-20 минут произносят такие звуки. Бунак полагал, что от этих звуков произошла речь, речевая сигнализация.

У Виктора Валериановича Бунака был давний спор с психологом Львом Семеновичем Выготским, который он, мне кажется, проиграл. Бунак полагал, что речь произошла от шумовых звуков, он их называл «жизненные шумы». И полагал, что мышление появляется с первым словом. На что Выготский ему резонно возражал, что мышление возникает раньше речи, и чтобы научиться говорить, надо сначала научиться мыслить. Многочисленные опыты Кёлера, Ладыгиной-Котс и многих других действительно показали, что наглядно-образное мышление, особенно у высших обезьян, развито колоссально – они способны в условиях эксперимента решать сложнейшие задачи, которые не всякий человек решит.

Лев Семенович Выготский

Таким образом, было показано, что мышление возникает раньше, чем речь, и именно мышление помогает развитию речи.

Если мы возьмем шимпанзе, то у них акустическая сигнализация еще более сложная. У них появляются четко артикулируемые гласные, проблем с артикуляцией у шимпанзе нет. Более того, они и звуки произносят сериями: «а-а-а-а-а», «у-у-у-у-у», «о-о-о-о-о». С согласными – проблемы, они требуют более сложной артикуляции, чем гласные, и, видимо, устройство гортани не позволяет воспроизводить согласные. Гласные у шимпанзе уже полифункциональны - в силу того, что один и тот же звук может воспроизводиться как в агрессивном, так и в дружелюбном контексте. Меняется не сам звук, а частота, амплитуда и частота воспроизведения. Например, если шимпанзе в добром расположении духа, она произносит «у—у—у—у», а если злая «у-у-у-у-у»– звук учащается, меняется частота.

Когда мы изучали комплексы коммуникаций (одновременно воспроизводящиеся элементы различных каналов коммуникации — КК), обнаружили интересные закономерности:

Первое, что КК с эволюционной ступенькой усложняются. Если у полуобезьян комплексы могут содержать 2-3 элемента максимум: например, лемурчик может сделать пристальный взгляд, оскал и издать агрессивный звук, то у низших узконосых, типа макак и мартышек, в комплексе коммуникаций появляется уже до 7-8 элементов.И эти элементы всегда одной направленности – агрессивной или дружелюбной. Дружелюбный комплекс меньше, агрессивный - больше. По нашему твердому убеждению, чем больше элементов в комплексе агрессивного контекста, тем более агрессивно настроено животное.

Наблюдая за коммуникацией шимпанзе и одновременно изучая их ЧСС (частоту сердечных сокращений), я и исследователи в группе Фирсова выяснили, чем больше элементов, тем выше ЧСС. Например, пристальный взгляд – «я вижу», пристальный взгляд и flash (вздернутые брови) – «я вижу» (угрожающе), пристальный взгляд +flash+оскал+ тело подалось вперед+ удар по субстрату – все, терпение кончается. С добавлением каждого элемента усиливается и агрессивный накал.

А у человекообразных обезьян появляются шикарные комплексы, которые мы объясняем строением социальной структуры. Дело в том, что социальная структура у большинства низших узконосых обезьян – жесткая иерархия, чаще похожа на линейную, как в армии. Каждый знает свое место – кем он может командовать и кому он должен подчиняться. У шимпанзе система сложной иерархии, причем ранг особи может постоянно меняться. Их поведение не строго с «минусом» или «плюсом», у них появляется то, что мы называем оттенками эмоций:когда в одном комплексе коммуникации появляются элементы как агрессивные, так и дружелюбные, воспроизводимые одновременно. Шимпанзе может пристально на тебя смотреть, сделать flash (поднять брови) и при этом что-то делать губами – «я, конечно, могу за себя постоять, но что нам делить, давай дружить». Эмоциональные оттенки передаются вот такими вот коммуникационными комплексами.

Второе, мы поймали то, что и ожидали поймать: в эволюции приматов в комплексах коммуникации нарастает частота одновременного воспроизведения жеста и акустического сигнала. Это дает нам понимание того, как из жеста понятийная информация перешла на акустику через одновременное воспроизведение. Это четко прослеживается в системах коммуникации приматов.

Третье, если мы говорим об эволюции, комплекс довербальной коммуникации (поза, мимика, жесты действия, указательные жесты, формирующие понятия, акустика) никуда не исчезает у человека, а просто превращается в вербальную и невербальную коммуникацию. Внутри этих комплексов понятийная информация с жестов переходит на акустику, а комплексы остаются, становясь невербальной коммуникацией и отражая эмоциональное состояние человека. При этом акустика эту функцию тоже не теряет. Происходит инверсия – внутри комплексов понятия переходят с жестов на акустические сигналы, таким образом, из довербальной коммуникации образуется вербальная и невербальная.

xrenb.livejournal.com

Лекция - Возникновение мышления и речи, их роль в антропосоциогенезе

До нас не дошли никакие документальные свидетельства того, каковы были средства коммуникации в стадах автралопитеков, питекантропов и неандертальцев, тем более нет никаких прямых данных о формировании и первых этапов развития подлинно человекческого мышления. Практически вся информация, находящаяся в нашем распоряжении, носит косвенный характер и с её помощью мы может получить лишь более или менее правдоподобную реконструкцию и должны постоянно помнить о её условности.

Уже во второй половине XIXв появилась трактовка проблемы начала мышления и речи и их совместного дальнейшего развития. Некоторые учёные подчёркнули неразрывность подлинно человеческого мышления и его внешнего проявления с помощтю языка: без языковой стихии нет мысли, как и не может быть самого языка без мыслительного процесса, который этот мыслительный процесс обслуживает. Это было крупное научное достижение, так как многие лингвисты пришли к осознанию и аргументации этого положения на несколько десятилетий позже. Но, разумеется, постулирование единства языка и мышления, исключительно важное само по себе с философской точки зрения, и прнятие этого положения не проясняют вопроса о конкретных формах речи, которые она имела у древнейших гоминид и принимали на протяжении истории первобытного обществ вплоть до появления человека современного типа.

Примерно 60 лет тому назад Николай Яковлевич Марр выдвинул и пытался обосновать идею кинетической речи – языка жестов, который был якобы присущ древнейшнему первобытному человечеству и предшествовал звуковому языку. Марр и солидлизировавшиеся с ним учёные ссылались на обширную серию этнологических наблюдений, согласно которым многие используемые в близких к современности и даже в современных первобытных коллективах языки имеют кинетическую жестовую природу. Небезосновательно указывалось им и на то, что звуковой материал языка требовал времени для своего развития, а нарождающиеся общественные отношения нужно было обслуживать, в этих условиях жест приобретал смысл, нёс какое-то сообщение, сообщение и жест канонизировались, сообщение прикреплялось к жесту, возникла постепенно совокупность жестов с определёнными привязанными к ним смыслами, образовавшая дозвуковой этап в развитии речи. Разные обобщения в силу случайности или в силу каких-то ещё не вскрытых современным знанием глубинных свойств человеческой психики прикреплялись к разным жестам, и, следовательно, системы жестовой коммуникации, будучи однотипными по существу, разнились по форме вплоть до взаимного непонимания.

Гипотеза кинетической речи имеет один крупный органический недостаток – речь жестов не дистанционна и не пригодна в темноте, этим её функциональные возможности сразу же резко ограничиваются. Весьма вероятно, что на первых порах она сопровождалась жестовой, но гораздо более богатые потенциальные возможности звуковой коммуникации не могли не оказаться решающими и вытеснить жестовые способы общения, как гораздо более бедные, а главное, функицонально ограниченные. Если говорить о непосредственной основе звуковой речи у древнейших гоминид, то она образована вокализацией, типичной для высших приматов, и видимо очень похожей на неё по своему характеру, но конечно же не по форме звучания, которая могла быть иной. В этой вокализации выделяются два типа или две основные группы звуков – звуки, выражающие угрозу, ярость, страх и.д и так называемые жизненные шумы, которые обезьяны издают постоянно, но которые связаны больше с их эмоциональным состоянием, удовлетворением от еды, например и не несут информативной нагрузки. По-видимому, всё же звуки имеющие реальную смысловую нагрузку у приматов предков человека, послужили истоком для оформления простейшей звуковой человеческой коммуникации.

Формировавшаяся речь, кроме обслуживания формирующихся общественных отноешний, должна была обслуживать и все функции развившегося мышления, служила для него внешним выржением. Многие лингвисты полагают, что первым было осознание действия, и следовательно в языке раньше всего возникла глагольная номинация. В то же время совершенно очевидно, что не менее, чем обозначение действия, важно обозначение объёкта. Таким образом, именная номинация, хотя бы в каких-то ограниченных пределах, должна была сосуществовать с глагольной. Состав лексики трудно восстановить – наверное, это были наименование съедобных растений, объектов охоты, частей туши, орудий труда, обозначение ближайших родственных отношений. Пользование этой лексикой могло быть эффективным лишь при осознании местоимённых отношений и изобретения служебных слов, пржде всего обозначавших направление действия.

Бесспорно можно утверждать, что постепенно росла лексика языка и совершенствовалась его операционная сфера, т.е. та рабочая часть языка, с помощью которой всё более тонко выражаются отношения между обозначаемыми языковыми средствами понятиями. Дальше мы узнаём, что в мустьерское время появляются определённые зачатки идеологии, что не могло не повести к дальнейшему обогащению языка. Наконец, в соответствии с общепринятым мнением, с появлением человека современного типа язык достиг того уровня развития, при котором он по структуре своей стал уже вполне современным.

www.ronl.ru

Возникновение мышления и речи

Производство Возникновение мышления и речи

просмотров - 62

Происхождение мышления и речи — это сложная проблема истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса.

Основных источников для выяснения происхождения и реконструкции древнейших стадий развития мышления и речи несколько. Прежде всœего это сравнительная психология, сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Но важные материалы для решения этих вопросов предоставляет и антропология, в распоряжении которой находятся данные о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления — о развитии нижней челюсти, мозга и т. д.

Совершенно очевидно, что мышление и речь — две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства и овладения человеком силами природы. По этой причине неправильно было бы задаваться вопросом, что возникло раньше в истории древнейшего человечества — мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Возникновение простейших сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь либо должны были передаваться от одного члена коллектива другому, либо как сумма приобретенного опыта должны были переходить следующему поколению. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, наряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации — звуковые символы.

Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили звуковые сигналы обезьян — непосредственных предков человека. У современных человекообразных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, к примеру, у шимпанзе более чем двадцати различным звукам, выражающим эмоции и состояния организма. При этом помимо таких аффективных сигналов обезьяны, в частности и высшие, очень часто издают звуки в эмоционально нейтральном, спокойном состоянии, звуки, которые получили наименование «жизненные шумы».

Антрополог В. В. Бунак, считали, что именно жизненные шумы и явились той базой, на которой развилась звуковая речь. Но в целом пока еще трудно определœенно сказать, аффективные ли сигналы или жизненные шумы послужили основой формирования речевой функции. Ясно только, что она, как и простейшие представления, возникла на заре развития праобщины.

На слепках внутренней полости черепов синантропов обнаружены значительные вздутия в задней части височной доли и в височно-теменно-затылочной области. В этих местах в мозгу современного человека находятся центры, управляющие правильным течением речи. При поражении этих центров резко нарушается способность воспроизводить отдельные слова и фразы у самого говорящего, а также понимание чужой речи. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, развитие задней части височной доли и височно-теменно-затылочной области в мозгу синантропов свидетельствует об относительно высоком уровне развития у них членораздельной речи, а, следовательно, и мышления. Это представление согласуется с результатами изучения остатков материальной культуры синантропов, овладением ими огнем, ролью коллективной загонной охоты в их жизни, с относительно высоким уровнем развития их производственной жизни.

Есть веские основания полагать, что полное развитие членораздельной речи связано только с появлением человека современного вида.

По величинœе мозга некоторые группы неандертальцев не уступали современному человеку, а превосходили его. Но структура мозга у них была гораздо более примитивной, в частности лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них расположены центры высших функции мышления — ассоциации, образования абстрактных понятий и т. д.

По этой причине можно достаточно определœенно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачек при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Οʜᴎ выражались в полном овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий.

Читайте также

  • - Возникновение мышления и речи

    Происхождение мышления и речи — это сложная проблема истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса. Основных источников для... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Происхождение речи это что такое Происхождение речи: определение — История.НЭС

    Происхождение речи

    Развитие мышления, таким образом, не может рассматриваться независимо от развития речи. Язык и мышление с самого начала вырастали на одной и той же трудовой почве, находились в неразрывной связи и во взаимодействии друг с другом. Язык закрепляет и регистрирует результаты работы мышления и делает возможным обмен мыслями, без чего невозможно общественное производство, а следовательно, и самое существование общества.

    Отсюда ясно, какое огромное значение в истории древнейшего человечества, в развитии его мышления и культуры должно было принадлежать языку.

    В науке, начиная еще с древнего мира, было выдвинуто немало гипотез, потрачено много усилий, чтобы раскрыть тайну возникновения речи, установить время, когда она появилась, и причины, которые вызвали ее к жизни. Но все попытки разъяснить происхождение речи были бесплодны, потому что создатели этих теорий не имели правильного диалектико-материалистического представления об обществе и историческом процессе и, следовательно, не могли понять общественную роль и значение языка.

    Классики марксизма первые в истории развития науки показали, что язык, как средство общения между людьми, был рожден развитием труда и общества; он в то же время был условием и мощным стимулом дальнейшего развития трудовой деятельности человека и общественных связей.

    Следует подчеркнуть при этом, что уже древнейшая речь была в основном звуковой; телодвижения и мимика только дополняли звуковую речь, хотя роль этих вспомогательных средств выражения мыслей и чувств могла быть у древних людей более значительной, чем в настоящее время.

    Как известно, обезьяны являются самыми шумными обитателями тропического леса. В их жизни звукам принадлежит огромная роль. Громкие крики помогают обезьянам найти друг друга в густой листве, криками они предупреждают друг друга об Опасности, привлекают внимание к запасам пищи. Разнообразные крики и шумы сопровождают передвижения обезьян, их игры и т. д. Звуками обезьяны выражают недовольство, гнев, страх, нетерпенье, отчаяние, удовлетворенность.

    Но звуки, издававшиеся древнейшими людьми, уже принципиально должны были отличаться от звуков, которые может издавать голосовой аппарат обезьяны. Различие заключалось здесь, конечно, не просто и не только в богатстве тех или иных модуляций, не в разнообразии звуков, а в их общественной роли, в их социальной функции у человека. Звуки речи древнейших людей качественно отличались от обезьяньих звуков, они находились примерно в таком же отношении к ним, в каком находятся употреблявшиеся первобытными людьми орудия труда, хотя бы самые простые, наиболее примитивные, к палкам и камням, которыми иногда пользовались обезьяны.

    Какими бы ни были примитивными звуки древнейшей речи, но, сопровождая труд, вытекая из трудовой деятельности и обслуживая ее, такие звуки выражали определенное общественное содержание. «Формировавшиеся люди», писал по этому поводу Ф Энгельс, со временем неизбежно «пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу»(Ф. Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, стр. 6.).

    Звуки речи древнейших людей отличались, следовательно, от голосовых звуков, издаваемых не только обезьянами, но и всеми без исключения животными, в том числе наиболее одаренными в звуковом отношении. В звуках речи людей выражены были абстрагирующие способности ума, сознательный характер человеческой деятельности, а не слепой инстинкт. Поэтому звуки речи не оставались у древнейших людей и их ближайших предков в одном и том же неизменном состоянии, как у животных. Напротив, по мере развития труда и в связи с ним эти звуки, а вместе с ними и соответствующие органы, совершенствовались, развивались и обогащались.

    Сравнительное анатомическое изучение гортани высших человекообразных обезьян и человека наглядно показывает, как в тесной связи с другими изменениями человеческого тела постепенно изменялся голосовой аппарат наших далеких предков:

    Решающее значение имеет прежде всего тот факт, что уже питекантроп был двуногим существом, что тело его имело прямое, вертикальное положение. Выпрямление положения головы усилило связь гортани и полости рта и привело к изменению формы голосовой щели Исчезли нечеткие крики, на смену им появились звуки с более тонкими оттенками, существенно отличные от звуков, издаваемых обезьянами.

    Судя по характеру нижней челюсти, у питекантропа или синантропа отсутствовала еще возможность частой смены артикуляции речи. Их голосовой аппарат был для этого еще слишком примитивен и неразвит. Гортань первобытного человека еще не была в состоянии произносить сколько-нибудь сложные и четко оформленные сочетания звуков. Но наличие уже достаточно дифференцированного рельефа в области нижней части левой лобной извилины мозга, т. е. той, где расположен двигательный центр речевой деятельности, позволяет предполагать, что, например, синантроп уже объяснялся звуковой речью, хотя и не вполне членораздельной. Речь людей всего нижнего палеолита, конечно, еще состояла из очень слабо дифференцированных звуков, дополняемых по необходимости мимикой и телодвижениями. Мы не можем установить, какими именно были первичные комплексы звуков, как были оформлены эти древнейшие слова, с которых начиналась речь. Но ясно самое главное — это было рожденное трудом могучее средство дальнейшего продвижения человека вперед по пути укрепления общественных связей.

    Непрерывное прогрессивное развитие зачатков языка было естественным и неизбежным потому, что развитие труда, все более и более усиливало потребность в общении, закрепляло общественные связи, требовало обогащения и улучшения языка, как основного средства общения между людьми.

    Оцените определение:

    Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 1. (1956 г.)

    interpretive.ru


    Смотрите также