Генезис государственности в первобытную эпоху типология представлений. 9. Основания возникновения государства. Генезис исторических форм государственности.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

9. Основания возникновения государства. Генезис исторических форм государственности. Генезис государственности в первобытную эпоху типология представлений


9. Основания возникновения государства. Генезис исторических форм государственности.

Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и другие

Теологическая (религиозная, теократическая) теория (теос - бог - государство результат божественной воли) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства. Теологическая теория зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья (при феодализме). Определенное распространение имеет и сейчас (представляет официальную доктрину Ватикана). Наиболее видным представителем этой теории в России является Иосиф Волоцкий (1439 - 1515), на Западе - средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (1226 -1274). Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освещалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов.

Патриархальная (патерналистская) теория (государство это большая семья) (Аристотель, в Китае -Конфуций, 551 - 479 до н.э.), основателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, включающей в себя все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради блага жизни». Последователями патриархальной теории: Роберт Филмер (Англия, 17 век), Николай Михайловский (Россия, 1842 - 1904). Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, то есть заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации - болезни, инвалидности, безработицы. Позитивным является также и то, что ее сторонники призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

Договорная (естественно-правовая) теория зародилась в V-VI вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; государство возникает в силу заключения общественного договора. Договорная теория - предполагает социальное предназначение государства - в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то – договор объединения. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своѐ развитие получила в 17 –18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Спиноза. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие – Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.

Достоинство данной теории: она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Теория носит демократический характер, т.к. исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый ценен для общества.

Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство – аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право). Данная теория объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора – завоеванием одних племен другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский).

Расовая теория – люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации (Ж. Габино, Ф. Ницше).

Марксистская теория (классовая, экномическая) возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс (труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), развитие в трудах В.И. Ленина. Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

Психологическая теория – истоки психологической теории были заложены в Древнем Риме. Как полагал Цицерон, люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал Н. Макиавелли. Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Родоначальник психологической теории - Л.И. Петражицкий. Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Поэтому государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Государство – итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причины возникновения государства – определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождя, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Оценивая эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей (например, эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности), имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.

Потестарная (кризисная) теория – утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства. Органическая теория – переносит законы природы на человеческое общество.

Патримониальная теория – государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей; так складывается феодальный сюзеренитет (Галлер).

Ирригационная теория – возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.

studfiles.net

9. Основания возникновения государства. Генезис исторических

форм государственности.

Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – указывал Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. –Т. 38. – С. 37).

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

- антропологические факторы. Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

- психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

studfiles.net

Формы контроля

Изучение дисциплины «Теория государства и права» предполагается в течение 3-х триместров. Первый триместр делится на 2 модуля, второй триместр – на 2 модуля, третий триместр содержит 2 модуля. По окончании каждого модуля производится оценка качества усвоения студентом изученного материала. По окончании первого триместра проводится зачет, после второго триместра итоговый контроль не предусмотрен, третий триместр завершается экзаменом.

Учебная программа

Тема 1. Введение. Предмет и методология теории государства и права

1. Исходные положения о знании и его видах. Юридическое знание: понятие, структура и уровни. Юридическое образование: цели и научная состоятельность. Теория государства и права как наука: понятие и назначение. Генезис, эволюция и дифференциация научного знания о государстве и праве. Научное и философское знание о государстве и праве. Аналитическая юриспруденция, социология права, политика права. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук. Теория государства и права в системе юридических наук: место и функции. Наука теории государства и права и юридическая практика.

2. Проблематика предмета теории государства и права. Объект и предмет научного исследования. Государственно-правовая реальность как объект научного теоретического познания. Дуализм объекта правовой науки. Единство и структура предмета теории государства и права. Основные понятия (категории) юридической науки; язык права. Методологический аспект предмета теории государства и права.

3. Исходные положения о научном познании: методология, гносеология, эпистемология. Значение методологии. Гносеологические проблемы познания права. Идеологический плюрализм в изучении государства и права. Методологические предпосылки множественности теорий государства и права. Основные мировоззренческие подходы к изучению государства и права. Классификация научных методов теории государства и права. Общенаучные и частные методы. Традиционные и новые методы исследования государства и права; диалектика и синергетика. Проблематика «юридического» метода познания государственно-правовых явлений. Основные приемы познания в теории государства и права.

4. Теория государства и права как учебная дисциплина: цели, задачи, структура.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Генезис государственности в первобытную эпоху: типология представлений. Общественная «власть» и социальные нормы в догосударственный период.

2. Вероятные причины возникновения государства. Трансформация первобытного самоуправления в бюрократическое управление. Признаки государства, отличающие его от иных социальных институтов. Формы возникновения государств. «Азиатская» и «европейская» модели государствогенеза. Генезис западной государственности и античные демократии.

3. Вероятные причины зарождения и возникновения права. Типология представлений о первоправе. Признаки права, отличающие его от иных принципов и норм социального регулирования. Генезис права: традиционализм и эллинистическая философия.

4. Характеристика основных теорий происхождения государства и права: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксистской, насилия и других.

studfiles.net

9. Основания возникновения государства. Генезис исторических форм государственности.

Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и другие

Теологическая (религиозная, теократическая) теория (теос - бог - государство результат божественной воли) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства. Теологическая теория зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья (при феодализме). Определенное распространение имеет и сейчас (представляет официальную доктрину Ватикана). Наиболее видным представителем этой теории в России является Иосиф Волоцкий (1439 - 1515), на Западе - средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (1226 -1274). Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освещалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов.

Патриархальная (патерналистская) теория (государство это большая семья) (Аристотель, в Китае -Конфуций, 551 - 479 до н.э.), основателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, включающей в себя все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради блага жизни». Последователями патриархальной теории: Роберт Филмер (Англия, 17 век), Николай Михайловский (Россия, 1842 - 1904). Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, то есть заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации - болезни, инвалидности, безработицы. Позитивным является также и то, что ее сторонники призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

Договорная (естественно-правовая) теория зародилась в V-VI вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; государство возникает в силу заключения общественного договора. Договорная теория - предполагает социальное предназначение государства - в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то – договор объединения. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своѐ развитие получила в 17 –18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Спиноза. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие – Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.

Достоинство данной теории: она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Теория носит демократический характер, т.к. исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый ценен для общества.

Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство – аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право). Данная теория объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора – завоеванием одних племен другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский).

Расовая теория – люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации (Ж. Габино, Ф. Ницше).

Марксистская теория (классовая, экномическая) возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс (труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), развитие в трудах В.И. Ленина. Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

Психологическая теория – истоки психологической теории были заложены в Древнем Риме. Как полагал Цицерон, люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал Н. Макиавелли. Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Родоначальник психологической теории - Л.И. Петражицкий. Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Поэтому государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Государство – итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причины возникновения государства – определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождя, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Оценивая эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей (например, эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности), имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.

Потестарная (кризисная) теория – утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства. Органическая теория – переносит законы природы на человеческое общество.

Патримониальная теория – государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей; так складывается феодальный сюзеренитет (Галлер).

Ирригационная теория – возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.

studfiles.net

Б) типология современных теорий генезиса государства:

На сегодня теории возникновения и развития государства можно сгруппировать следующим образом:

а) не очень популярная ныне теологическая теория (Клавдия Салмазия в Голландии XVII в. и др.): возникновение государства и его акты объясняются и санкционируются волей сверхприродного существа (Бога). Эти идеи ныне возрождаются в умах исламских и иудаистских фундаменталистов;

б) патриархальная теория (Роберта Фильмера и др.): государство трактуется как результат механического соединения родов в племена и т.д. вплоть до государственных образований. Государство создается как форма патриархальной власти с системой опекунства, осуществляемого во имя всех и ко всеобщему благу. Подданные не могут свергнуть короля, т.к. они – лишь его дети;

в) теория общественного договора: государство – продукт контракта между суверенным властителем и подчиненными или только между самими согражданами;

г) теория насилия (завоевания – теория Ф.Оппенгеймера, Л.Гумпловича, идущая в русле социал-дарвинизма): государство – форма господства победителей над побежденными;

д) теория классовой борьбы (К.Маркс): государство – продукт деления общества на классы и выразитель интересов господствующих в экономике классов;

е) демографическая концепция: причина возникновения государства – рост населения, запрет кровосмешения, экзогамия и переход к оседлости;

ж) психологическая теория выделяет рациональные (Локк: государство – плод разума) и эмоциональные (Гоббс: государство – продукт страха людей перед другими) факторы;

з) антропологический подход (начиная с Аристотеля): государство – форма организации, коренящаяся в общественной природе человека как существа социального, стремящегося к взаимодействию. Так, Т.Парсонс (США; XX в.) считал, что основой государства является не общественный договор или аппарат принуждения, а наличие консенсуса между ценностями и нормами. Обобщим основные из этих трактовок в Табл.1 (См.).

Табл.1. Теории генезиса государства

Теория

Государство – это продукт:

Теологическая

воли Бога

Патриархальная

слияния семей, родов и племен

Общественного договора

контракта между гражданами

Завоевания

захвата и господства победителей

Классовой борьбы

деления на классы и их борьбы

Психологическая

разума или страха

Все названные теории выделяют лишь одну из причин появления государства. А как же на самом деле возникло государство?

§ 2. Генезис и сущность государства

Выделим в параграфе такие проблемы:

А) ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВА;

Б) СПЕЦИФИКА И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА;

В) СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

А) происхождение публичной власти и государства:

Государство как организация присуще почти любому обществу, по крайней мере всем современным. Значит, его появление не было случайным. Когда же и почему возникает государство?

Движение к государственности прошло ряд этапов.

Первый. Никогда в человеческом обществе не господствовала анархия: хаос, «беспредел» и «закон джунглей» людям не нужны, невыгодны и нерациональны. Но первоначально в племенах власть воплощалась в первобытном самоуправлении. Что это такое?

Человек не в состоянии прожить один; точнее, ему в одиночку трудно обеспечить свои интересы и права (на жизнь, безопасность, свободу), облегчить свою жизнь и свой труд. Поэтому люди группируются в общество с его взаимопомощью и взаимной защитой. Постепенно дифференцируются и закрепляются за определенными людьми управленческие функции:

а) одни, физически крепкие “совы” становятся “ночными сторожами”, охранителями племени;

б) другие, обладающие организаторскими задатками, – “старостами”, “капитанами команды”, координаторами, регулирующими, например, распределение задач при охоте на мамонтов и раздачу добычи;

в) третьи, наиболее уважаемые и беспристрастные, – рефери при спорах членов племени по вопросам распределения благ, брачных и наследственных отношений и иных;

г) однако наиболее важные вопросы решало общее собрание мужчин. Да и охранники, координаторы и рефери не были профессионалами: они избирались общим собранием и при первой же неудаче могли быть отвергнуты. Тем не менее это было разделением власти по ее функциям;

д) все большее усложнение сути спорных вопросов потребовало для своего урегулирования регламентации (создания и закрепления единообразных правил разрешения конфликтных ситуаций, т.е. обычаев), что выразилось в создании обычного (неписаного) права. Все названное и составляло общественное самоуправление.

Вторым этапом на пути к государству было появление публичной власти, порожденной постепенной профессионализацией управленческих функций еще задолго до возникновения частной собственности и современной (конституционной) формы государства. Публичная власть – это власть в обществе, осуществляемая группой людей, привилегией которых является управление (в первобытном обществе – уже пожизненное, но не наследственное) и которые используют аппарат принуждения. Публичность власти охватываетдва элемента:аппарат власти (особый слой людей, которые занимаются выполнением властных функций) иаппарат принуждения (особый слой людей, осуществляющих принудительные и карательные функции: армия, полиция-милиция, органы госбезопасности, пенитенциарная система и т.д.). Для публичной власти характерны следующиедвечерты: эта власть не сливается с обществом, а стоит над ним; при этом она выступает от имени всего общества.Так, координаторы становятся профессиональными вождями и военачальниками, рефери – старейшинами-судьями, охранники – дружинниками. Это было первым профессиональным разделением власти. Для содержания всех этих профессионалов необходимы средства в виде сборов – дани с остального населения. А для закрепления их профессионального и социального статуса и привилегий обычаи (обычное право) перерастают в официальное право, т.е. фиксируются в письменных источниках. Так возникает протогосударство (предгосударство) и рудиментарный протополитический строй еще при господстве общей собственности племени или общины на основные орудия труда. Идею доклассового возникновения государства (протогосударства) выдвигает, в частности, видный политолог А.П.Бутенко (Бутенко, С.33).

Третьим этапом на пути к государству стало появление политической власти. Имущественная дифференциация внутри родов и возникновение знатных семей и аристократического совета старейшин создало базу для зарождения политической власти, призванной, помимо функций публичной власти, выполнять и функцию социально-политическую: защиту привилегий имущественной аристократии, еще не ставшей классом, не имевшей четко закрепленной в законе системы передачи собственности по наследству. Так складывается примитивный политический строй, который мы уже характеризовали.

Четвертым этапом, уже прямо формирующим государство, явилось возникновение общественного разделения труда на производстве, резко увеличившее прибавочный, избыточный (над прожиточным минимумом) продукт и тем создавшее условия для функционирования частной собственности и деления общества на классы. Для регулирования этих новых, межклассовых отношений политическая власть институционализируется, создает институты (органы) государства (государственной власти), осуществляющие не только уже четко фиксированные в законах функции публичной и политической власти, но и чисто государственную, социально-экономическую функцию (защиты имущественных интересов господствующего в экономике класса через защиту его политических интересов). Общество организуется по территориальному признаку, формируются правовая и налоговая системы, регулирующие отношения между всеми людьми (подданными), живущими в рамках границ государства. Тем самым можно сказать, что государство не навязано обществу извне захватчиками или обманщиками, а неизбежно вырастает из потребностей самого общества и роста его возможностей на этапе разделения труда. Как писал Ф.Энгельс, государство – продукт общества на определенной ступени его развития.

studfiles.net


Смотрите также