2 п монро о первобытном методе воспитания. Возникновение воспитательного процесса (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ. 2 п монро о первобытном методе воспитания


1.2

1вопрос: природные, культурно-исторические предпосылки возникновения воспитания, обучения.

Концепции происхождения воспитания

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад. Существенной предпосылкой и фактором становления воспитания как особого вида деятельности оказалась эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.

Обучение проводилось передачей знаний,умений от одного поколения к другому.Передача знаний делилась на природные: наследственность; длительность детства ребёнка,человека; сложная адаптация. И на социальные: семейные традиции и обряды; племенные предписания; предрассудки и господствующий образ жизни. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. 

2вопрос: Сущность,движущие силы,противоречия, логика педагогического процесса.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений,заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический прцесс создаётся педагогом.Педагогический процесс имеет одну и ту же структуру: Цель-Принципы-Содержание-методы-средства-формы.

Сущность педагогического процесса

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление.

Движущие силы педагогического процесса:

Движущими силами ПП являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они бывают объективными (внешними) и субъективными (внутренними).

Объективные (внешние) противоречия:

а) противоречия между интересами личности и общества;

б) противоречия между коллективом и личностью;

в) противоречия между явлениями жизни и недостатком опыта для их получения и понимания;

г) противоречия между нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса.

Субъективные (внутренние) противоречия:

а) противоречия между целостностью личности и функциональном подходе к ее состоянию;

б) между необходимостью применения обобщенных знаний и умения в конкретных условиях и отставанием ПП в передаче этих знаний;

в) между возрастающей ролью гуманитарных предметов и технологизации процесса;

г) между сформировавшимся идеалом личности и реальным поведением;

 Данные противоречия способствуют единству процесса формирования сознания, поведения и воспитания чувств.

 Логика педагогического процесса

Педагоги и воспитанники, понимаемые как две группы субъектов педагогического процесса, в ходе взаимодействия решают ту или иную педагогическую задачу. Педагог при этом осуществляет единую и неделимую педагогическую деятельность, в которой диалектически слиты преподавание и воспитательная работа. Смысл преподавания заключается в организации учебно-познавательной деятельности группы школьников и каждого в отдельности. Смысл воспитательной работы - в организации других, не исключая урочной и внеурочной познавательной, видов деятельности детей (трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и др.).          Следуя пониманию назначения преподавания и воспитательной работы, первая в основном ориентирована на организацию освоения школьниками первых двух компонентов содержания образования, т.е. знаний и умений, в том числе из области этики, эстетики, юриспруденции, экологии, искусства, а вторая - четвертого. Опыт эмоционально-ценностного отношения, освоенный воспитанниками, должен найти свое выражение в активно-положительном отношении к науке (учению), искусству, труду, человеку, природе, обществу и самому себе. При этом и преподавание, и воспитательная работа должны способствовать развитию творческого потенциала воспитанника, т.е. третьего компонента содержания образования.

studfiles.net

Раздел I

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

 

ГЛАВА 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII-началаXIXв., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

1.2. Концепции генезиса первобытного воспитания

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эс-пинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности.

 

1.3. Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-ггания, проявляясь в традициях и народном творчестве.

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание.

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни,

питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

 

studfiles.net

Предисловие

156

Джуринский А.Н.История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. 272 с.

Предисловие

3

Раздел I. Воспитание в первобытном обществе

3

Глава 1. Возникновение воспитательного процесса

3

1.1. К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания

3

1.2. Концепции генезиса первобытного воспитания

3

1.3. Зарождение воспитания как особого вида деятельности

4

1.4. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

5

1.5. Появление организованных форм воспитания

5

Вопросы-задания

6

Литература

7

Раздел II. Школа и воспитание в древнем мире

8

Глава 1. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций древнего востока

8

1.1. Общее и особенное в генезисе воспитания и школы

8

1.2. «Дома табличек» в древней Месопотамии

10

1.3. Школа в древнем Египте

13

1.4. Воспитание и школа в древней Индии

15

1.5. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае

19

Вопросы-задания

22

Источники и литература

22

Глава 2. Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья

23

2.1. Воспитание и школа в древней Греции

23

2.2. Философы древней Греции о воспитании

27

2.3. Воспитание и образование в эпоху эллинизма

32

2.4. Воспитание и школа в древнем Риме

34

2.5. Педагогические идеи древнего Рима

35

2.6. Влияние раннего христианства на воспитание и обучение

38

Вопросы-задания

39

Источники и литература

40

Раздел III. Воспитание и школа в эпоху Средневековья

41

Глава 1. Воспитание и школа в Византии

41

1.1. Особенности развития просвещения и педагогической мысли

41

1.2. Педагогическая мысль

42

1.3. Система воспитания и образования

43

1.4. Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение

46

Вопросы-задания

47

Литература

47

Глава 2. Воспитание и школа на средневековом востоке

48

2.1. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем востоке (VII–XVII вв.)

48

2.2. Воспитание и обучение в средневековой Индии

53

2.3. Воспитание и школа в средневековом Китае

55

Вопросы-задания

58

Источники и литература

58

Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

59

3.1. Общий взгляд

59

3.2. Философско-педагогическая мысль

59

3.3. Воспитание и обучение

61

Вопросы-задания

71

Источники и литература

72

Глава 4. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации

73

4.1. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации

73

4.2. Школа в XV – начале XVII в.

80

Вопросы-задания

88

Источники и литература

88

Раздел IV. Школа и педагогика в новое и новейшее время

90

Глава 1. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина XVII – конец XVIII в.)

90

1.1. Общий взгляд

90

1.2. Педагогическая мысль начала нового времени

90

1.3. Педагогическая мысль Просвещения

95

1.4. Педагогические идеи и школьные проекты французской революции

106

1.5. Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений

108

Вопросы-задания

114

Источники и литература

115

Глава 2. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в США в XIX в.

116

2.1. Общий взгляд

116

2.2. Педагогические идеи в философии

116

2.3. Классики педагогики XIX столетия

119

2.4. Полемика вокруг школы

124

2.5. Главные направления развития школы

128

Вопросы-задания

139

Источники и литература

139

Глава 3. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в.

141

3.1. Общий взгляд

141

3.2. Основные течения в педагогике

141

3.3. Итоги школьных реформ к середине XX в.

149

3.4. Попытки модернизации общеобразовательной школы

151

Вопросы-задания

155

Источники и литература

155

Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении.

Развитие образовательно-воспитательных институтов – многообразный, подчас противоречивый процесс, масштабы и результаты которого с течением времени становились для общества все более значимыми.

Школа и педагогика всегда были ареной столкновения экономических, классово-сословных, политических и иных интересов. Нередко эта борьба выливалась в серьезные конфликты, приходя к кардинальным переменам в сфере просвещения.

Изучение истории зарубежной школы и педагогики как важной составляющей общей и педагогической культуры дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли, но позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на разных ступенях исторического развития, а также роль сферы образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Школа и педагогика в значительной степени определяют прогресс культуры и общества.

Познание истоков зарубежной педагогической мысли и процесса ее развития способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств будущих педагогов.

Раздел I. Воспитание в первобытном обществе Глава 1. Возникновение воспитательного процесса

1.1. К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен – редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

1.2. Концепции генезиса первобытного воспитания

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что «мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде».

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности.

studfiles.net

КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ — Мегаобучалка

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Учебное пособие

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ВИЗАНТИИ.

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ.

ГЛАВА 3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

ГЛАВА 4. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ.

ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

ГЛАВА 1. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (СЕРЕДИНА 17 — КОНЕЦ 18 ВВ.).

ГЛАВА 2. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 19 B.

ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 В.

ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ.

 

Москва Издательская группа "ФОРУМ" - "ИНФРА-М" Электронное оформление "СВОБОДНЫЙ ДОСТУП"

 

 

А. Н. Джуринский

ИСТОРИЯ

ЗАРУБЕЖНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Рекомендовано Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

высших педагогических учебных заведений,

обучающихся по педагогическим специальностям

Москва

Издательская группа

"ФОРУМ" — "ИНФРА-М"

УДК 37,01

ББК 74.03(3)

Д 40

 

В книге доктора педагогических наук профессора А. Н. Джуринского исследуется процесс развития зарубежной педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени. Закрепляя накопленное человечеством знание, эта наука стала ценнейшим фактором развития общества и культуры. Изучение зарубежной педагогики позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на различных этапах исторического развития. Автор знакомит читателя с выдающимися просветителями — учеными, философами, историками, для которых педагогика была неотъемлемой частью их деятельности.

Пособие адресовано аспирантам, студентам, преподавателям педагогических институтов и университетов, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также слушателям системы повышения квалификации работников народного образования.

ISBN 5—86225—728—4 © Издательский Дом "ФОРУМ", 1998.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении.

Развитие образовательно-воспитательных институтов — многообразный, подчас противоречивый процесс, масштабы и результаты которого с течением времени становились для общества все более значимыми.

Школа и педагогика всегда были ареной столкновения экономических, классово-сословных, политических и иных интересов. Нередко эта борьба выливалась в серьезные конфликты, приходя к кардинальным переменам в сфере просвещения.

Изучение истории зарубежной школы и педагогики как важной составляющей общей и педагогической культуры дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли, но позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на разных ступенях исторического развития, а также роль cферы образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Школа и педагогика в значительной степени определяют прогресс культуры и общества.

Познание истоков зарубежной педагогической мысли и процесса ее развития способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств будущих педагогов.

 

 

РАЗДЕЛ I

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

ГЛАВА 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эс-пинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности.

megaobuchalka.ru

Концепции генезиса первобытного воспитания

Традиционные концепции происхождения воспитания, утверждающие, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существующему тогда порядку вещей:

-эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А.Эспинас) – происхождение воспитания связано с употреблением воспитательной деятельности первобытных людей в интенсивной заботе о потомстве, присущей высшим животным;

-психологическая (П.Монро) – происхождение воспитания связано с проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. П.Монро писал « мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде».

 

Возникновение воспитания как особого вида

Общественной деятельности

 

Воспитание как социальное явление связано с выделением человека из мира животных, с передачей опыта от поколения к поколению. Считается, что зачатки социальных механизмов трансляции опыта жизнедеятельности зародились у хабилисов, ископаемых гоминид, которые создали распространенную в Африке олувайскую археологическую культуру 2.5-1.5 млн. лет назад. В это время был создан первый шаг в создании социальных средств передачи опыта.

1,5 млн. до 45 тыс. лет назад появилась новая ветвь в эволюции человека - архантропы, которые обладали зачатками речи, мышления и жили в коллективных сообществах. Они использовали более сложные по технике обработки и назначению орудия труда и специальные средства передачи опыта, отличающиеся от инстинктивного подражания взрослым.

Охота, овладение огнем способствовали становлению воспитания как социальной функции.

В этот период появляются палеантропы – самые близкие предки человека разумного. Археологические данные говорят о том, что процесс охоты дифференцируется и усложняется: охота на определенный вид животных, разделение труда по половому признаку, гендерный подход при воспитании детей.

Приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюцию социальных отношений и хозяйственной деятельности. Появляется новая ступень в развитии человечества – человек разумный. К 40-45 тыс. лет назад воспитание окончательно выделится как специализированная социальная функция, чему способствует постоянное усложнение и накопление социального опыта, требующего специальных форм и методов его передачи.

40-10 тыс. лет назад образ жизни человеческой общины характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйствования к производящему труду, формируется родовая община с социальным равенством всех его членов. Магические ритуалы стали одной из первых организационных форм воспитания. Среди первых средств социального воспитания были игрушки – тотемы, орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей. Регулятором поведения были словесные приемы – одобрения или неодобрения.

Освоение земледелия и скотоводства, появление прибавочного продукта, дальнейшее развитие социальных процессов привело к разложению первобытного строя. Цели воспитания стали более дифференцироваться. Воспитание большинства общинников стало носить трудовой характер, воспитание вождей и жрецов было в основном интеллектуальным, а вождей и воинов – военно- спортивным. Особое место занимают инициации – церемонии посвящения подростков в полноправные члены первобытного коллектива, Мальчики проходили специальную подготовку, а затем их допускали к церемонии посвящения, во время которой испытывались их воля, смелость, стойкость, выносливость, охотничьи и др. умения и навыки. Женские обряды посвящения были направлены на подготовку к брачно-семейной жизни и приобщению к сакральным таинствам.

 

Семейное воспитание первобытной эпохи

В 9-8 тыс. лет до н.э. в ряде регионов мира происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Воспитание из всеобщего, равного, контролируемого общиной, превращается в сословно-семейную функцию. Осмысление существования института семьи в историческом времени относится к середине 19 века (Л.Морган, Ф.Энгельс, М.Ковалевский, П.Сорокин и др.).

С.И.Голод обобщил их концепции и представил следующую периодизацию развития института семьи и социального воспитания:

-кровно – родственная семья – первая стадия развития семьи. Половая связь между родственниками воспринималась как само собой разумеющееся (промискуитет – беспорядочные половые связи в первобытном обществе). Постепенно исключались половые связи между родителями и детьми. Дети знали свою мать, отца они знать не могли. Противоречивые сведения о том, как относились к детям в это время. С одной стороны, ласка, любовь, забота, а с другой стороны жестокое обращение к детям. Л Демоз отмечает распространенность детоубийства (инфантицида). Он отмечает, что право полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей отобрано у отцов в Римской империи только в 318 г нашего времени.

Пуналуальная семья – вторая историческая форма семьи. В этот период исключалась половая связь между братьями и сестрами. Взаимная общность мужей и жен внутри определенного семейного круга.

Право наследования осуществлялось по женской линии ( матриархат). Дети своему отцу не могли быть наследниками, так как не принадлежали к его роду.

Парная семья – брак отдельных пар, взаимоотношения которых не были стабильными и могли прерваться в любой момент по желанию любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. По мере роста богатства у мужа появляется более влиятельное положение в семье. Появилась потребность изменить порядок наследства отца в пользу детей.

Патриархальная семья основывалась на браке одного мужчины с несколькими женщинами. Этот тип семьи определялся главенством мужчин в решении всех вопросов жизнедеятельности семьи и закреплял патрилинейность (отчет по мужской линии родства и мужское наследственное право).

Моногамная семья – семья, которую создавали один мужчина и одна женщина. Этот тип семьи сложился в первом тысячелетии до новой эры. На протяжении большей части своей истории эта форма семьи имела патриархальную структуру и в настоящее время находится на стадии уравнивания прав полов, женской и детской эмансипации, возрастания роли женщины и ребенка в семейной жизни.

Демоз выделил в истории человечества шесть стилей

Отношения к детям

1. Стиль детоубийства (античность до IV в. н. э.). С этим стилем связан образ Медеи, поскольку миф в данном случае отражает действительность. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей.

2. Оставляющий стиль.Родители не признавали в ребенке духовное начало и единственным способом избежать проявлений опасных для него проекций был фактический отказ от ребенка —его оставляли кормилице, отправляли в монастырь, заведение для маленьких детей, в дом дpyroro знатного рода в качестве слуги или заложника, отдавали ли всегда в чужую семью или окружали эмоциональной строгостью дома. Символом этого стиля может быть Гризельда, которая охотно отказалась от своих детей, чтобы доказать любовь к мужу. Или, может быть, одна из популярных до XIII в. картин с изображением суровой Марии, которая крепко, почти до удушья, сжимает в руках младенца Иисуса. Проекции по-прежнему очень сильны: ребенок полон зла, его надо все время бить. Он представляется наполненным нечистотами, от чего его надо регулярно насильственно освобождать. В связи с этим приучение к горшку заменяется принудительными клизмами. В этот период возникает также страх перед детской сексуальностью. Родители начинают борьбу с мастурбацией. Л. Демоз приводит большое количество примеров противомастурбационных механизмов, начиная с наручников и заканчивая кольцами, надева­емыми на пенис, с острыми шипами с внутренней стороны. В случае эрекции у мальчика шипы сразу же впивались в ствол пениса. Однако возвратные реакции значительно ослабевают, о чем свидетельствует уменьшение числа гомосексуальных связей с детьми.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.). Ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он по-прежнему оставался вместилищем для опасных проекций взрослых. Задача родителей заключалась в том, чтобы «отлить» его в «форму», «выковать». У философов от Доминичи до Локка самой популярной метафорой было сравнение детей с мягким воском, гипсом, глиной, которым надо придать форму. Этот этап отмечен существенной двойственностью. Его начало можно приблизительно датировать XIV в., когда появилось много руководств по воспитанию детей, распространился культ Марии и младенца Иисуса, а в искусстве стал популярен образ заботливой матери.

4. Навязывающий стиль (XVIII в.). Этот стиль стал возможен после значительного ослабления проективных и фактического исчезновения возвратных реакций, что означало завершение вели­кого перехода к новому стилю отношений. Ребенок уже в гораздо меньшей степени был отдушиной для проекций и родители старались сблизиться с ним более тесно, получить власть над его умом и посредством этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, мастурбацию и далее волю.

Данный стиль подразумевал, что ребенок воспитывался своими родителями, его нянчила родная мать, он не подвергался пеленанию и постоянным клизмам, его рано приучали ходить в туалет, не заставляли, а уговаривали; били иногда, но не систематически, наказывали за мастурбацию, повиноваться заставляли часто с помощью слов. Угрозы применялись гораздо реже, так что вполне возможна истинная эмпатия. Некоторым педиатрам удавалось добиться общего улучшения заботы родителей о детях и, как следствие, снижения детской смертности, что заложило основу демографических изменений XVIII в.

5. Социализирующий стиль (Х1Х - середина XX в.). Проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении его волей, сколько в ее тренировке, ориентации на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель, этот стиль отношений стал основой всех психологических моделей XX в. — от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихе­виоризма. В ХХ в. отцы стали гораздо больше внимания уделять своим детям.

6. Помогающий стиль (с середины XX в.). Этот стиль основан на предположении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют оба родителя, и они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Не делается совершенно никаких попыток дисциплинировать или формировать те или иные «черты». Детей не бьют и не ругают, их прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ему решать свои ежедневные задачи невоз­можно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой, а не повелителем ребенка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития (Демоз, 2000.)

Таким образом, обобщая произошедшие в истории человечества изменения в семейных связях, отношении к детству как явлению можно сказать, что семья всегда была источником эмоциональных переживаний, представлялась тылом. Но при этом сами эмоциональные переживания, инициируемые семьей, далеко не всегда были направ­лены на поддержку личности и ее развития. Современные модели семейного воспитания начинают ориентироваться на восприятие ребенка как личности с самого рождения и на самоценность этой растущей личности.

-

stydopedia.ru

Возникновение воспитательного процесса

Джуринский А.

1. К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

2. Концепции генезиса первобытного воспитания

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эс-пинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности.

3. Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-ггания, проявляясь в традициях и народном творчестве.

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание.

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

4. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

В 9 —8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

5. Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознан-ный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были

совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

mirznanii.com


Смотрите также