Археолог саутуола впервые открыл рисунки первобытных художников. Наскальные рисунки Альтамиры - это работы первых художников на Земле?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры. Археолог саутуола впервые открыл рисунки первобытных художников


Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры

Альтамира — обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах. Сегодня она приобрела всемирную известность благодаря найденным здесь древнейшим наскальным изображениям животных. Ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». В историю навсегда вошло имя испанского археолога-любителя дона Марселино де Саутуолы, первооткрывателя росписей Альтамиры.

Пещера, вход в которую еще в древности был засыпан обвалом, была случайно обнаружена в 1868 году неким местным жителем — не то охотником, не то пастухом. Спустя несколько лет здесь побывал Марселино де Саутуола, страстный любитель древностей. Он исследовал пещеры в окрестностях Сантандера, где жил в то время. Альтамиру он впервые посетил в 1875 году. В пещере Саутуола нашел кости и зубы древних животных, скелет пещерного медведя и грубо оббитые обломки кремня, в которых опознал орудия древних людей.

Спустя три года Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже. Осмотрев экспонировавшиеся здесь материалы из раскопок французских археологов, он был особенно поражен миниатюрными изображениями зверей, выгравированных на кости и камне людьми каменного века. Места находок этих изображений позволяли сделать вывод, подобное может быть и в земле Испании. Саутуола решил еще раз осмотреть Альтамиру.

Возвратившись в ноябре 1879 года в Сантандер, Саутуола начал раскопки в пещере. Он обнаружил новые орудия из камня, кости, оленьих рогов и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись.

Поэтому неудивительно, что именно Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Это были необыкновенно реалистичные изображения быков высотой в полтора-два метра, нарисованные яркими красными и оранжевыми красками.

Изучив рисунки, Саутуола пришел к выводу, что их автор несомненно был человеком сведущим и талантливым, его рука уверенно вписывала изображения в неровности скал. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидел рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он нашел куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи. И самое главное — Саутуола после тщательных исследований собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было! То есть авторами рисунков могли быть только те самые голые и волосатые «троглодиты», которые, по представлениям тогдашней науки, лишь нечленораздельно мычали и остервенело бегали за дичью, размахивая корявыми дубинами.

Это была сенсация. Саутуола был убежден, что живопись Альтамиры — следы неизвестной до сих пор деятельности ископаемого человека. Но, трезво оценивая свои возможности, он понимал, что стоит всего лишь на пороге; открытия. Определить точный возраст изображений Альтамиры и вынести окончательный «приговор» ему, любителю, было не под силу.

Саутуола довольно долго раздумывал, стоит ли ему публично выступать с сообщением о своей находке. Лишь год спустя, в 1880 году, преодолев сомнения, он опубликовал небольшую брошюрку и отослал ее в редакцию французского журнала «Материалы по естественной истории человека» — печатного органа, вокруг которого в то время группировались все исследователи первобытности. В своей брошюрке Саутуола с удивительной для дилетанта скромностью писал, что всего лишь «обязан подготовить путь более компетентным лицам, которые захотят раскрыть истоки и обычаи первобытных обитателей этих гор». Объявив на весь мир о том, что найденные им рисунки являются, скорее всего, художественным произведением палеолитического человека, Саутуола предоставлял вынести окончательное решение по этому вопросу более искушенным, чем он, исследователям. Забегая вперед, отметим, что собранных им доказательств оказалось вполне достаточно для такого решения. Но это, увы, выяснилось лишь через двадцать лет…

Известие о сделанном Саутуолой открытии попало в местную печать. Вскоре и мадридские газеты заговорили о находке росписей, принадлежащих доисторическим людям. Жители Сантандера и ближайших окрестностей были взволнованы открытием своего земляка. Альтамира стала местом туристского паломничества. Даже сам король Испании Альфонс XII побывал в пещере, оставив свой «автограф» на стене подземного зала, сделанный копотью от факела.

И тут наконец в дело вступила «артиллерия крупного калибра» — о находке заговорили крупнейшие ученые мужи того времени. «Дерзкая» брошюрка Саутуолы вызвала их единогласное возмущение. Во всем научном мире поднялась буря гнева и негодования. Саутуолу обвиняли в подлоге и в фальсификации находки. Более миролюбивые говорили, что он сам, скорее всего, стал жертвой обмана: было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия.

В это нелегкое время рядом с Саутуолой оказался лишь один человек — профессор геологии Мадридского университета Вилланова. Побывав вместе с Саутуолой в Альтамире, он обнаружил новые росписи, куски явно «несовременной» засохшей краски, и даже раковину, служившую когда-то палитрой первобытному художнику. В заложенных в пещере контрольных шурфах Вилланова обнаружил кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя.

Ученый полностью поддержал выводы Саутуолы. Но его голос был одинок в мощном хоре противников великого открытия. «Древность» и «каменный век» даже для многих людей науки были в те годы еще понятиями совершенно неопределенными. Большинство ученых находилось под влиянием в высшей степени сомнительных дарвиновских теорий. Для них было невозможным поверить в то, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой художественной культуре и талантливости первобытных людей. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Никому и в голову не могло прийти, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения. А между тем росписи Альтамиры ясно доказывали, что творческий гений человека не зависит от технического уровня цивилизации и что он был присущ уже охотникам на мамонтов. Иными словами, для существования высокоразвитой культуры вовсе не требуется высокоразвитая цивилизация, и проблема первичности духа и материи однозначно решается в пользу духа.

Восприятие этой, в общем-то простой идеи требует, однако, определенной широты взглядов и научной эрудиции. Но в науке тех лет господствовали узкие рационалистические воззрения, и эта зашоренность не позволяла даже светилам первой величины увидеть подлинное значение открытия Саутуолы. Находясь в плену вульгарно-материалистических теорий, они «прозорливо» видели в росписях Альтамиры… происки церковников.

Габриэль де Мортилье — один из величайших археологов, человек светлого ума, ученый, создавший, по сути дела, современную археологию первобытного мира, — взывал к коллегам: «Будьте начеку! Остерегайтесь испанских клерикалов!. «Картальяк, дружище, будь осторожен, — писал Мортилье своему другу, профессору Эмилю Картальяку. — Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». Но Эмиль Картальяк — один из крупнейших авторитетов той поры и главный редактор журнала «Материалы по естественной истории человека» — и без этих предупреждений встал в первые ряды противников Саутуолы и Виллановы. Впоследствии он вспоминал: «Бесполезно настаивать на моих впечатлениях при виде рисунков Саутуолы — это было нечто абсолютно новое, странное в высшей степени». Картальяком и его последователями руководила боязнь того, что новый факт потребует ревизии считавшейся тогда «прогрессивной» дарвиновской концепции о происхождении человека. Но вспомним, что археология каменного века делала тогда свои первые шаги. И лишь много лет спустя все новые и новые находки подточили абсурдные воззрения дарвинистов.

Но все это было еще впереди, а пока собравшийся в 1880 году в Лиссабоне Всемирный конгресс антропологов наотрез отказался обсуждать доклад Виллановы о рисунках Альтамиры. Испанский ученый надеялся организовать для участников конгресса экскурсию в Альтамиру, но, едва заговорив об этом, увидел презрительные ухмылки. Картальяк демонстративно покинул заседание. Вилланова был вынужден замолчать. В кулуарах конгресса коллеги высказывали весьма нелестные мнения в адрес «изобретателя Альтамиры».

Впрочем, одно решение по проблеме конгресс все же принял: в 1881 году для экспертизы росписей Альтамиры и окончательного разоблачения «фокусов испанских иезуитов» в Сантандер был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте провести экспертизу изображений. Саутуола с готовностью принял первого специалиста, заинтересовавшегося росписями, и проводил его в Альтамиру. Арле тщательно осмотрел пещеру.

Его заключение было беспощадным: рисунки имеют «новейшее происхождение» и, вероятно, могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы, то есть в 1875–1879 гг. Древними Арле счел лишь несколько неясных рисунков, но их возраст он определил как гораздо более поздний, чем палеолитический слой в пещере. Основными аргументами в пользу своих выводов Арле назвал следующие:

1. Все изображения на стенах Альтамиры находятся в кромешной тьме, их не достигает дневной свет. Для создания же фресок требовалось долгое искусственное освещение, чего не мог обеспечить человек ледниковой эпохи. В пещере нет следов применения осветительных средств, например копоти от факелов. В то же время фрески на плафоне Альтамиры написаны с величайшим артистизмом. Автор их играл цветовыми и световыми гаммами, явно стараясь передать эффекты освещения.

2. Поверхности пещеры покрыты древними сталактитовыми натеками, росписи нанесены на эти натеки; лишь в нескольких местах (это и явилось основанием считать их древними) наблюдается обратная картина: сталактиты покрывают часть фигур — лошади и других животных. Краска росписей влажная, свежая, ее легко снять пальцем. Нельзя представить себе сохранение таких красочных изображений в течение многих веков.

3. Охра, которой были нарисованы фрески, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этой местности, ею даже обмазывают дома местные жители.

Результаты экспертизы Арле укрепили в научном мире скептическое отношение к открытию Саутуолы. Но «изобретатель Альтамиры» и его друг Вилланова еще надеялись убедить ученых в своей правоте. Они послали свой доклад в Берлинское антропологическое общество, где он был зачитан 11 марта 1882 года. Результат — ноль. Члены общества отказались от обсуждения доклада.

28 августа 1882 года на конгрессе Французской ассоциации поощрения наук в Ла-Рошели Вилланова выступил с энергичным протестом против заключения Арле. Он заявил, что рисунки, сопровождающие отчет Арле, грубо искажены и не соответствуют действительности. Вилланова также привел аргументы, полностью опровергающие выводы Арле.

Во-первых, все изображения, выполненные резьбой и красками, одинаково нанесены на поверхности тех же древних пород, кусками которых в результате обвала был закупорен вход в пещеру до момента ее открытия. Резные линии этих изображений сделаны грубыми кремневыми инструментами, которыми не смог бы работать современный художник, но которые находятся в слое с ископаемой фауной. Более того, в этом же слое на костях четвертичных животных такими же кремневыми инструментами нарезаны ряды линий и даже фигурки зверей. Сделать их могли только древние обитатели пещеры. Для росписей ими был использован простейший красочный материал — размолотые натуральные охры разных тонов без последующей обработки, которой подвергаются краски современных рецептов.

Во-вторых, техника исполнения всех наскальных изображений Альтамиры одинакова, поэтому, признавая древними несколько из них, Арле должен перенести это заключение на весь комплекс. О большой его древности говорят несколько случаев перекрывания части изображений прозрачными пластинами сталактитовых натеков, а такие натеки есть в Альтамире лишь на бесспорно палеолитическом слое.

В заключение Вилланова призвал коллег не отметать открытие с порога, а тщательно разобраться в нем. Но его призыв не был услышан.

С точки зрения научной аргументации в пользу палеолитического возраста росписей Альтамиры выступление Виллановы было исчерпывающим. Оставался, правда, один нерешенный вопрос — об искусственном освещении Альтамиры. Но это и не очень-то волновало слушателей. Выступление Виллановы просто не было воспринято всерьез. Как вспоминал один из Участников конгресса, «Вилланова говорил агрессивно и даже яростно, на плохом французском языке, который смешил всех, так же как ворох сомнительных аргументов, перемешанных с несколькими здравыми мыслями, и как обвинения в намеренных ошибках Арле, которыми он повергал слушателей в еще более громкий смех». То есть дискуссии не получилось: какая там дискуссия, когда так смешно!

Всласть похохотав, ученые мужи пошли искать «недостающее звено» цепи эволюции от обезьяны к человеку (самые твердолобые ищут его до сих пор). Альтамирские рисунки без сколько-нибудь серьезного изучения и без доказательств были осуждены как подделка.

Научная репутация Виллановы повисла на волоске. Испугавшись за свою научную карьеру, профессор отрекся от своих взглядов. Имя первооткрывателя Альтамиры Марселино де Саугуолы было осмеяно и обесчещено. 1888 году он умер, уйдя в могилу с репутацией «изобретателя Альтамиры». Пятью годами позже скончался и Вилланова. Стена презрительного осуждения на двадцать лет окружила одно из величайших открытий исторической науки. И уже мало кто помнил, что в громком хоре голосов, осуждавших альтамирскую «фальсификацию», звучали и другие мнения.

Один из крупнейших археологов той поры, Э. Пьете, писал: «Я не сомневаюсь, что эти росписи могут быть отнесены к мадленской эпохе», (то есть период позднего палеолита, около 16 тыс. лет. — Авт.). Палеонтолог Постав Шове в вышедшей в 1887 году книге «Начала гравюры и скульптуры» поддержал выводы Саугуолы. Вокруг сенсационного открытия возникло что-то похожее на дискуссию. Но это была очень странная дискуссия: критика открытия здесь принималась за аксиому, а аргументация защитников открытия не удостаивалась внимания. Самое поразительное в этой истории было то, что открытие палеолитической живописи не было чем-то принципиально неожиданным в свете других фактов, накопленных первобытной археологией. Ведь уже были хорошо известны миниатюрные фигурки созданные первобытным человеком в эпоху верхнего палеолита, и роспись Альтамиры были, по существу, их явной аналогией. Вспомним — именно; установленный факт того, что ископаемые люди занимались изобразительным искусством, и натолкнул Саутуолу на мысль искать ее следы в Альтамире. И открытие монументальных росписей, подобных альтамирским, можно было предсказать заранее, теоретически. Более того: в год открытия Саутуолы во Франции, в гроте Шабо, были обнаружены наскальные гравюры. Копии и фотографии этих рисунков публиковались в местной печати, но в ученом мире к ним отнеслись так же, как к сообщению Саутуолы. Может быть, и здесь сыграл свою роль фактор «вторжения дилетанта» в высокую науку? Но первооткрывателями грота Шабо были профессиональные археологи Л. Широн и Олье де Марешан. Причем открыли они изображения в гроте Шабо независимо друг от друга.

Спустя двадцать лет А. Брейль, оправдывая своих коллег, отказавших Саутуоле в праве на открытие, сказал, что «нужно винить лишь значение самих фактов, которые требовали менее спорных и гораздо более многочисленных избыточных доказательств. Их продемонстрировали только через двадцать лет». Но подобные «избыточные доказательства» имелись задолго до признания Альтамиры. И все же на них внимания не обратили.

Между тем открытия наскальных рисунков в пещерах Европы множились. Одновременно множилось число находок различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших в культурных слоях, относящихся к верхнему палеолиту.

В 1895 году в пещере Ла Мут, расположенной в долине реки Везер (Цордонь, Франция), французский археолог Эмиль Ривьер обнаружил наскальные изображения ископаемых животных. Их древность не вызывала сомнений: они находились в галерее, закупоренной «пробкой» культурного слоя, содержащего палеолитические орудия. Однако судьба альтамирской находки заставила Ривьера быть предельно осторожным: по иронии судьбы, Ривьер еще недавно находился в числе яростных противников Саутуолы и хорошо помнил свои собственные инвективы в адрес «изобретателя Альтамиры». А тут судьба посылает ему самому сомнительный шанс прослыть «изобретателем» Ла Мута!

Тщательно изучив находку, Ривьер закрыл вход в пещеру и пригласил де Мортилье, Картальяка, Пьетта и других авторитетов осмотреть Ла Мут. «Это очень древние рисунки», — уклончиво говорит Ривьер, не желая попасть в положение Саугуолы. Э. Пьетт говорит более определенно: «Палеолитические». Единодушное мнение высоких гостей: древность наскальных рисунков вне сомнений.

Светила науки отбывают восвояси, а через несколько дней появляется слух, что… изображения в пещере Ла Мут нарисовал один из помощников Ривьера! Называется даже фамилия фальсификатора — Бертумейру. В Париже этот слушок принимают за чистую монету. Ривьер в отчаянии: кто ему теперь поверит?

Он старается не появляться в столице. Раскопки в пещере Ла Мут продолжаются, и вскоре Ривьер и его коллеги находят каменный светильник, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Так вот каким образом первобытные художники освещали стены пещеры! Единственное возражение, которое не смогли опровергнуть Саутуола и Вилланова, снимается этой находкой!

Тут можно было бы и поставить точку в споре, если бы… Если бы спор был. Факты, найденные Ривьером, были очевидны — но лишь для того, кто хотел с ними знакомиться. А таких людей насчитывались единицы!

А тем временем…

Тулузский книготорговец и археолог Рейно обнаруживает в гроте Марсула наскальную живопись, сравнимую по технике с росписями Альтамиры. Его сообщение не принимается всерьез: Э. Картальяк отказывается осмотреть грот.

Археолог Дало в 1896 году в пещере Пэр-но-Пэр находит рисунки различных зверей, в том числе мамонта. Этот «зверинец» был хаотически разбросан на площади около 25 кв. м по вертикальной известняковой стенке, закрытой ранее культурным слоем древнекаменного века. Возраст рисунков тем самым доказывается неоспоримо. Дало публикует свои наблюдения и приглашает на место раскопок Мортилье. Мортилье долго, с сомнением изучает рисунки и в принципе признает, что красочные росписи на скальных поверхностях в темной глубине пещер могли быть созданы в палеолите. Значит, и живопись Альтамиры — тоже? Нет, отвечает Мортилье, «точная дата рисунков Альтамиры не может быть определена».

Таким образом, вопрос о существовании наскального искусства в эпоху палеолита остался открытым. Но — только до 1902 года. В этом году на конгрессе французских антропологов в Монтабане профессор Люсьен Капитан и его молодые соавторы Анри Брейль и Дени Пейрони докладывают об открытии ими в 1901 году двух огромных пещер — Комбарель и Фон-де-Гом — с наскальными изображениями. Древность находки подтверждается тем, что некоторые росписи покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков…

Аудитория оживляется. Слышатся привычные смешки: вот, опять эти подделки… «Ваши копии сняты хорошо, — шутит Эли Массена. — Но ведь авторы подлинников — не ископаемые люди, а местные крестьяне, пастухи. Вот они-то от нечего делать и рисовали свой скот».

Попытки авторов доклада оправдаться выглядят неуклюжими: «Был прецедент признания палеолитического возраста наскальных рисунков в Пэр-но-Пэр…», — лепечут они. «Были наблюдения и находки в пещерах Ла Мут, Марсула, Шабо. Наконец, Альтамира…» Глупости какие! Смех и негодующие возгласы в зале звучат все громче. Уж этих простаков учили-учили, а они все за свое! Да современные эти рисунки, современные, неужели не ясно! А вот, кстати, и сам Картальяк встает. Допекли-таки маститого ученого эти мальчишки! Ну, сейчас он им врежет…

И Картальяк «врезал». Врезал так, что Эли Массена и другие весельчаки оцепенели с раскрытыми в припадке смеха ртами.

«Я призываю коллег не совершать той роковой ошибки, которую я совершил и продолжаю совершать вот уже на протяжении двадцати лет…»

В зале наступила звенящая тишина.

Картальяк заявил, что в ближайшем номере журнала «Антропология» будет опубликовано его раскаяние, а сейчас необходимо идти к самим пещерам и осмотреть те изображения, о которых докладывают доктор Капитан и его коллеги. И в день закрытия конгресса, 14 августа 1902 года, его участники направились сперва в Комбарель, затем в Фон-де-Гом, а оттуда в Ла Мут…

Вскоре весь ученый мир с волнением и изумлением читал статью Картальяка «Моя вина», в которой он публично признавался в своих ошибках. А 1 октября 1902 года Картальяк, сопровождаемый молодым аббатом Анри Брейлем — в будущем одним из крупнейших исследователей культуры каменного века, стоял у скрытой низким кустарником темной расщелины, ведущей в пещеру Альтамира. Перед этим он встретился с дочерью покойного Саутуолы Марией и попросил ее о прощении за несправедливость к ее отцу и его величайшему открытию и за то, что поставил под сомнение доброе имя Марселино де Саутуолы.

Вдвоем с Брейлем они спустились в пещеру. И здесь Картальяк впервые увидел то, против чего так решительно боролся на протяжении двадцати лет. Действительность превзошла все его ожидания: перед его взором предстало не менее ста пятидесяти поистине великолепных изображений. «Речь здесь идет об одной из вершин искусства, о вершине, которая попадается раз во многие сотни лет, может быть, раз в тысячелетия» — таков был окончательный вердикт исследователей. В это же время и другой оппонент Саутуолы — Арле, как и многие другие специалисты, также посетил Альтамиру и также отрекся от своих предыдущих высказываний и признал подлинность рисунков.

Открытие рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее в самых различных местах Европы и Азии. В числе самых значительных открытий палеолитического искусства — пещеры Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капова пещера на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в западной Монголии. На сегодняшний день расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти, и они многое поведали о людях каменного века. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий. Но в отличие от позднейших эпох о том времени не осталось ни письменных сообщений, ни косвенных упоминаний, поэтому о смысле и назначении этого искусства специалисты могут только догадываться по размещению рисунков, гравюр и скульптур, по сюжетам изображений, а также на основании археологических находок.

В этот день:

Нет событий

Свежие записи

arheologija.ru

Наскальные рисунки Альтамиры - это работы первых художников на Земле?

В 1878 г. в Париже проходила выставка археологических находок, посвященная жизнедеятельности первобытных людей на территории Франции.

Выставку посетил испанский землевладелец и собиратель древностей Марселино де Саутуола. Вернувшись в имение и находясь под впечатлением увиденного на выставке, Марселино вспомнил, что недалеко в горах есть одна пещера, о которой ему рассказали охотники.

Надеясь найти древние артефакты, кости животных, орудия труда и другие доказательства жизнедеятельности пещерных людей на территории Испании, он начал раскопки в пещере.

По легенде, однажды, девятилетняя дочь Мария уговорила Марселино взять её с собой на раскопки. Пока отец откапывал кости и обломки кремниевых наконечников и скребков, дочь заскучала, стала бродить по обширному залу пещеры и неожиданно при мерцающем свете факелов увидела на потолке огромное изображение красного бизона, о чем и сообщила отцу.

В тот момент Марселино понял, что он стоит на пороге грандиозного археологического открытия, ни на минуту не сомневаясь, что это рисунок первобытного пещерного человека. Осмотрев внимательно стены и потолки других помещений и коридоров пещеры, Марселино насчитал более сотни различных изображений животных и сцен охоты.

Для продолжения раскопок и документального описания рисунков был приглашен профессиональный археолог из мадридского университета. В 1880 г. в научном журнале были опубликованы результаты раскопок и описаны настенные рисунки, которые датировали эпохой палеолита.

Пещера Альтамира на севере Испании стала местом паломничества ученых- археологов. Среди них были те, кто поддержал версию о рисунках первобытного человека, но большинство решило, что это фальсификация и подделка и до самой смерти первооткрывателя оставались при своем мнении.

Они считали, что первобытный человек не мог обладать таким мастерством в создании реалистичных красочных рисунков, до мельчайших деталей передающих точность изображения, его рельефность и динамизм.

Только после находок других образцов настенного искусства эпохи палеолита в других странах, на Конгрессе французских антропологов в 1902 году ученые признали подлинность рисунков в Альтамире - работ первых художников на Земле.

До открытия рисунков в пещере Альтамира человечество представляло искусство первобытного человека как упрощенное, схематическое, обобщенное изображение окружающего мира.

Открытие Марселино де Саутуола в корне поменяло эти взгляды.

Весь мир узнал, что первые художники создавали реалистичные, красочные, эмоционально наполненные динамичные произведения в лучших традициях современного реализма и импрессионизма.

Обратите внимание, как изображен атакующий бизон.

Точное изображение анатомического строения мощного тела, его пропорций, причем, не только контурное, но и объемное. Для показа выпуклостей тела используются выпуклости скалы. Яркий красный цвет с полутонами и оттенками подчеркивает агрессивность животного, так же, как и его поза с выставленными вперед рогами.

Чувствуется динамизм, напряжение мускулов и готовность ринуться вперед.

Раве это не мастерство художника -реалиста ? А ведь это всё создавалось по памяти и при слабом освещении с минимальным набором естественных красок.

Вот интересное изображение кабанов. Узнаются сразу, с другими животными не перепутаешь.

Обратите внимание, сколько у них ног и почему ?

Считаю, что это первое стерео изображение в истории человечества. При неравномерных отблесках от костра на различных участках тела кабанов создается впечатление, что они бегут, движутся, особенно, если долго на них смотреть.

Восхищаюсь талантом первобытных художников, их творческим уровнем и мастерством.

www.bolshoyvopros.ru

Пещера Альтамира | Путеводитель по Испании

Пещера_Альтамира4На севере Испании, в Кантабрийских горах, рядом с городом Сантандер находится пещера Альтамира, самая известная среди известняковых пещер в мире. Найденные здесь наскальные рисунки помогли понять многие аспекты жизни первобытных людей. Обнаруженная в прошлом веке пещера названа учеными «Сикстинская капелла первобытного искусства». Известность пещеры связана с именем одного испанского археолога-любителя, который открыл изображения в пещере Альтамира.

Содержание:

Открытие пещеры Альтамира

Фанатичного любителя древних артефактов звали Дон Марселино де Саутуола. Он попал в пещеру Альтамира через несколько лет после того, как она была найдена в 1868 году одним из местных жителей. Среди находок Саутуола в пещере были обнаружены кости и зубы древних животных, грубо обработанный камень, служивший орудием нашим предкам. После этого исследование пещеры Альтамира доном Саутуола было прекращено на 11 лет. После возвращения он нашел в пещере еще много интересного: остатки древнего очага, каменные орудия, оленьи рога и кости.

Пещера_Альтамира2Иногда исследователь брал на раскопки Марию, свою дочь. Именно она нашла различные рисунки, которые покрывали своды пещеры Альтамиры, в одном из боковых гротов. Потолок был расписан изображением огромных ярко раскрашенных быков. Эти рисунки натолкнули Марселино де Саутуоле на теорию, которая гласила, что найденные в пещере рисунки рассказывают о до сих пор неизвестной жизнедеятельности древних людей.

Долгие размышления об огласке своих открытий в пещере Альтамира привели к тому, что в 1880 году его исследования были опубликованы в популярном в то время журнале, передовом в XIX веке. Открытые всему миру находки Пещера_Альтамира3Саутуола в Кантабрии были представлены им как настоящее искусство человека эры палеолита. Дон Марселино передал право окончательного решения по наскальным рисункам коллегам, имевшим больше опыта в подобных делах. Публикация археолога-любителя вызвала очень сильный резонанс в обществе. Выводы Соутуолы вызвали негодование самых крупных ученых того времени, его обвиняли в том, что найденные им в пещере Альтамира артефакты были фальсифицированы.

Признание пещеры Альтамира

Споры между учеными по поводу находки Саутуола не прекращались ни на минуту, а в это время сообщения о наскальных рисунках в пещерах поступали со всей Европы. Среди возросшего числа находок попадались предметы и скульптуры с орнаментом, найденные в слоях, которые относятся ко времени верхнего палеолита. Так, в пещере Ла Мут, недалеко от реки Везер, француз Эмиль Ривьер обнаружил в 1895 году изображения ископаемых животных. Этот артефакт без сомнения был древним, так как залегал в галерее, закрытой пробкой древнего слоя с содержанием фрагментов палеолитических орудий.

Пещера_Альтамира5Другой известный археолог, Дало, в 19 веке нашел в пещере Пэр-но-Пэр изображения разнообразных животных, среди которых были и мамонты. Этот «Зоопарк древности» был разбросан по известняковым стенам на площади 25 кв.м. Слой, закрывавший рисунки, однозначно относит находки к древнекаменному веку, тем самым доказывая, что возраст обнаруженных наскальных рисунков весьма солиден.

Стоит заметить, что открытие рисунков на потолке и стенах в пещере Альтамира в Испании стали катализатором для изучения наскальной живописи, относящейся к палеолиту. Впоследствии во всех регионах Европы и Азии были найдены такие же пещеры с похожими рисунками. Самыми известными в мире стали Ласко (1940), Капова пещера на южном Урале (1959), Дель Ромито (1961), Руффиньяк (1956) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) — пещера, находящаяся на западе Монголии.

В наши дни кроме пещеры Альтамира насчитывается еще около 150 густо расписанных пещер времен палеолита, и это только в западной Европе. Все найденные пещеры помогли современным людям более подробно изучить жизнь своих предков, живших в каменном веке. Обнаруженные в пещере Альтамира гравюры и рисунки, фрагменты орудий и предметы быта ясно дают нам понять, что древние люди были не столь примитивными, какими их представляли себе исследователи и ученые в средних веках.

Документальный фильм о пещере Альтамира.

Другие статьи

putevoditelpoispanii.ru

Журнал «Мир чудес», июль-август 2004, Пещера Альтамира

Пещера Альтамира

 

Наскальная живопись в пещере Альтамира

 

Искусство зародилось очень давно, еще в каменном веке. Долгое время ученые отказывались признавать это, считая древних людей отсталыми и ни на что неспособными, которые должны были думать только о еде, а не об искусстве.

 

Наскальная живопись в пещере Альтамира

В начале прошлого века во Франции впервые были обнаружены гравировка на кости, сделанная рукой первобытного человека. Тогда этой находки просто не придали значения.

В 1879 году археолог М. де Саутуола исследовал испанскую пещеру Альтамира. Случайно он заметил на ее стенах загадочные рисунки. Это были изображения бизонов и лошадей, выполненные кирпично-красной охрой. Так была открыта живопись древ­них людей. Правда, тогда в это эпохальное открытие никто не поверил. Ученые прошлого столетия посчитали, что пещерные люди  не умели рисовать. Но последующие открытия убеждали в обратном.

Спустя 20 лет подобные рисунки были обнаружены в пещерах Франции. Среди них встречались рисунки вымерших животных, что доказывало — они принадлежат руке первобытного художника.

Главной темой картин в Альтамире являются бизоны. Древние люди охотились на них, употребляя в пищу их мясо. Кожа, кости и мех бизонов также использовались первобытными охотниками. Росписи потолка насчитывают 15 больших рисунков бизонов с другими животными. Картины на стенах изображают бизонов, оленей, кабанов. Эти животные показаны рядом, чего обычно в природе не бывает.

Наскальная живопись в пещере Альтамира

Какие средства использовали древние народы, чтобы рисовать на стенах? Краски получались из природных материалов подобно охре и цинковым окисям. Животные в Альтамире нарисованы с применением трех цветов — существенный прогресс в изобразительном искусстве древности. Еще одно достижение художников, создавших росписи Альтамиры — в реальности размеров изображенных животных. Многие из животных нарисованы на естественных выпуклостях скалы, что придает рисункам объем. В других пещерах наскальные рисунки в большинстве случаев делались на плоской поверхности.

Общая длина Альтамиры — 270 метров, а высота свода колеблется от 2 до 12 метров. 

Раскопки, проведенные в Альтамире в 1902 году, показали существование двух очень богатых археологических уровней. Наиболее глубоко расположенный и самый старый из них принадлежит людям, жившим в Альтамире более 18 тысяч лет назад. 

Выше был найден мадленский культурный слой, датируемый 14—15 тысяч лет назад. В нем обнаружили разнообразные рабочие инструменты: иглы, лопаточки, клинья, а также гарпуны для ловли рыбы, удивившие изяществом художественного оформления.

Наскальная живопись в пещере Альтамира

В пещере есть небольшая комната длиной не более двух метров, также украшенная росписи. Археологи теряются в догадках — в каком качестве использовали эту комнату первобытные обитатели Альтамиры. Дело в том, что в комнатке очень низкий потолок, и чтобы рассматривать картины, посетители приходится лечь на спину. Кроме того, здесь может поместиться не более трех человек. Может, в этой комнате древние люди поклонялись своим богам?

Однажды Альтамиру посетил и знаменитый испанский художник Пабло Пикассо. Осматривая пещерные росписи, он заметил: «Ни один из нас не мог бы написать подобное».

В 1977 году Альтамира была закрыта — из-за наплыва посетителей картины стали портиться. Точную копию Альтамиры открыли совсем недавно. Ее соорудили в 200 метрах от настоящей пещеры. Значение сокровищницы наскальной росписи для Испании столь велико, что на открытии искусственной Альтамиры присутствовал испанский король Хуан Карлос.

© Разработка, содержание, оформление, «Мир чудес», 2004

mir-chudes.narod.ru


Смотрите также