Первобытно общинный строй на территории современного донбасса. Тема II ЗАРОЖДЕНИЕ И начальные этапы формирования государственности у восточных славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытнообщинный строй на территории Македонии. Первобытно общинный строй на территории современного донбасса


ЗАРОЖДЕНИЕ И начальные этапы формирования государственности у восточных славян, и, первобытнообщинный строй НА СОВРЕМЕННЫХ УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ

Лекция И

Краткое содержание:

Первобытнообщинный строй на современных украинских землях Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Античные города-государства в. Северном. Причерноморье. Первые славянские археологические культуры. Летописные славянские племена в. Ук стране. Начала их государственности. Основные проблемыроблеми:

Более 1,5 млн лет назад (с точки зрения других ученых - около 100-150 тыс. лет до н.э) на территории современной Украины с появились первые люди палеолита (древним каменным веком) датируют первые стоянки древних люд дей. На смену питекантропу и неандертальцу приходит кроманьонский тип человека около 40-35 тыс pp к не. Это - homo sapiens, человек разумный. Первоначальное человеческое стадо уступает место родовой общиновій общині.

первобытнообщинный строй НА СОВРЕМЕННЫХ УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ

Первобытный человек на территорию современной Украины, видимо, пришла из. Средней. Азии через. Балканы и. Центральную. Европу. Эта миграция не была одномоментным актом, а продолжалась многих тысячелетий. Остатки ки древнейших стоянок найдены около с. Королево (Закарпатье), м. Амвросиевки (Донбасс), с. Луки-Врублевецкая (Житомирщина) - всего же в разных регионах Украины около 30-т30-ти.

Пытаясь в глубинах истории разглядеть лица наших далеких предков, нам следует помнить вот о чем: во-первых, информация о древнейшие времена ограничена, фрагментарна и часто не позволяет сделать т точные выводы, во-вторых, древние археологические культуры имеют довольно размытые абрисы. Однако, достижения мировой археологической и исторической науки дают нам возможность установить периодизацию первобытнообщинного строя и его характерные чертыи.

украинские земли в доисторические времена антропоидных предками человека были обезьянолюди, высоко развитые приматы. Дальнейшее развитие антропоидов привел к двуногой локомоции - передвижение на задних концовка ах и применения природных предметов в качестве орудий труда. Это началось 2 - 2,5 млн лет подряд. По классификации. КЛиннея в природном контексте человек это тип хордовых; подтип позвонков; подотряд обезьяноподобныхдібних.

. Палеолит (1 млн лет -10 тыс. лет до не). Начался процесс формирования и развития первобытного строя. Появились первые люди на территории Украины в раннем палеолите. Это были архантропы (древнейшие люди) их внешние й вид был таким, что не каждый смельчак сегодня смог бы спокойно пережить встречу с ними, если бы такая стала возможной. Примерно 40 тыс. лет назад человекоподобные существа - неоантропы - стали людьми розу мнимой (Homo sapiens). Вместо использования для жилья готовых пещер люди начали его строить. Археологи находят остатки таких жилищ в виде чумов, яранг, землянок и полуземлянок. Состоялось освоения огня. Возникло первобытное человеческое стадо как первая социальная организация людей. Стоянки верхнего палеолита дают представление о развитии первобытной орды в сторону образования матриархата. Характер хозяйства. Первым менных людей был. Присваивающий. Это означало, что люди ничего не производили, а только потребляли все готово. Собирательство и рыболовство были основой жизни первобытного человека. Этапами освоения первобытным человеком нав прежнего мира были - матриархат, движение от анимизма (веры в душу, которой обладает любой неодушевленный и живой предмет), к тотемизма (веры в происхождение человека от единого предка - животные или растения), м. Агии (колдовство перед охотой) и фетишизма (веры в чудодейственные свойства предметов) до зооморфных представленийзооморфних уявлень.

В позднем палеолите (50-10 тыс. лет до н.э) происходит развитие родового строя. На смену первой форме существования человеческого общества - первобытному стаду - приходит родовая матриархальная община. Женщина а стоит во главе семьи, рода и общества. Причинами матриархата были несколько из них: женщина заняла господствующее положение в общественном производстве, потому что она изобрела ткачество, гончарство, начала земл еробства и т др.. Появляется шит одежда, обувь, украшения (имитация зубов и позвонков из бивня мамонта). На стоянках найдены остатки краске в - красной, малиновой, желтой, зеленой, черной, белой. Судя с орнаментов на статуэтках, широко применялось татуировки и раскрашивания тела. Развивается малая пластика. Фигуры из глины изображают только женщин и зверей. Везде, на огромной территории, от западных й. Европы и в. Восточной. Сибири, подчеркиваются особенности женской фигуры. Весьма реалистично изображаются грудь, таз, бедра, живот, и схематично - тонкие руки и ноги ниже колен и совершенно условно-глав а. Лицо изображается исключительно редко. Поскольку только женщина могла рожать детей, то это сакрализувало ее в глазах мужчинв очах чоловіків.

Поселение первобытных людей располагаются преимущественно на открытой местности: в долинах и на берегах рек. Сооружаются сложные, похожие на шалаш, жилья, землянки и большие наземные сооружения для большого кол ькости жильцов. Посреди таких жилищ до 10-12 костров (кострищ), которые вытянуты в одну линииію.

Охота становится основным видом деятельности человека. Наступление ледника и совершенствования охотничьего оружия привели к исчезновению мамонтов еще 12 тыс pp том. Ученые говорят, что мамонта истребили буквально за 200-3 300 лет. Возникает и развивается мышление и речь. В эпоху позднего палеолита проявляются основные особенности расового разделения человечества - расогенез есть возникают три большие расы - европеоидная, негроидная а и монголоидная, которые сохранились и поныне. Расовые различия совпадают с границами материков. Европеоидная раса сформировалась преимущественно в. Европе, монголоидная-в. Азии, представители негроидной расы насел ли. Африку и. Австралию. Исключение составляли пограничные зоны, где эти расы смешивалисьмішувались.

Итак, в образовании морфологических различий между тремя большими расами человечества основная роль принадлежала двум факторам - приспособлению к среде, которое отличалось на одном материке от другого, и с золяцийна больших пространствах целых материков в результате четких природных рубежей между ним.

Мезолит (9-6 тыс. лет до н.э) - средний каменный век, когда еще существует. Присваивающий способ ведения хозяйства. Были изобретены лук и стрелы, началось приручение животных, в частности собаки

Продолжается использование в основном каменных орудий труда. Правда, исчезли мамонты, с которыми тесно была связана жизнь первобытного человека. Поскольку население увеличилось и повысилась эффективность полю вания, то это нарушило равновесие в окружающей среде. Появляются новые формы хозяйствования - рыболовство стало морским промыслом, потому что человек в конце мезолита - начале неолита изобретает лодкивна.

протяжении многих сотен тысяч лет продолжались в Украину палеолит и мезолит. У людей той поры доминировала единственная потребность, как и в любой живого существа - выжить. Человек научился изготавливать орудия труда и и оружие, пользоваться огнем, научилась говорить и считать, начала строить жилье. Возникли семья, род и племя. В эту эпоху начали развиваться изобразительное и музыкальное искусство, зарождались более с прикладные религиозные представления. В конце мезолита первобытные люди начали переходить от присваивающего способа ведения хозяйства к производящему. А произошло это потому, что как только охотники и собиратели ягод полем. ОНИЛ всю землю, так все зашло в тупик есть прекратился развитие орудий труда, начала падать производительность труда. Общественная природа человека, которая хранилась во все эпохи, в первобытнообщинном эпоху в иступала в качестве основного условия ее выживания. С переходом от собирательства к производству появился фактор, от которого все больше зависел развитие хозяйственного порядка - орудия труда. Они являются не менее важной, чем антропогенез, предпосылкой общего господства коллективных начал в первобытную эпоху. Первоначальная равенство формировала и соответствующую ей социальную психологию. Отсутствие социального неравенства и использования материальных результатов труда человека человеком предусматривали это. Такое состояние отношений вытекал из того, что продукт труда по своему объему не содержал в себе той избыточной доли, которая могла бы быть присвоена другим посредством насилияою насильства.

Итак, примитивность орудий труда заставляла первобытного человека сохранять коллективный способ добывания продуктов питания. Иначе не стоило надеяться на возможность выжить. Продолжалось это безкинеч чно. Несколько сотен лет мало значили в каменном или бронзовом веке, когда развитие общества был стимулирован знаниями и необходимостью. Это развитие шел лишь к дальнейшему распространению человека заселения еще пустых пространств планеты. Тогда время был безграничными, и все изменения в истории человечества проходили медленно, как когда-то ледники на островах. Арктики и. Антарктикиктики.

Сотни тысяч лет первобытные люди разыскивали пищу, убивали зверей, методом проб и ошибок совершенствуя примитивные орудия труда

Неолит (6-4 тыс. лет до н.э) - это период, когда состоялась так называемая неолитическая революция, как назвал английский археолог. Гордон. Чайльд возникновения скотоводства и земледелия. Завершился переход от привл ласнюючого к производящему способа ведения хозяйства. Совершенствуется техника обработки камня. Появляются изделия из керамики как совершенствование изобретенного женщиной гончарства. Одомашнивание лошади, очевидно способствовало изобретению колесного транспортспорту.

Однако земледелие еще мало примитивный характер. Землю начали обрабатывать с помощью мотыг из рога и кости. В лесной и полесской зоне Украины племена и дальше существовали исключительно за счет присваивая форм хозяйствва.

У племен, заселявших степи. Правобережной Украины, основным занятием было оседлое мотижне земледелие, дополнялось в конце неолита развитым животноводством. Охота и рыболовство имели вспомогательное с значениея.

Эта новая культура получила название"трипольской", по названию села. Триполье под. Киевом, где она впервые была открыта в 90-х pp XIX ст украинским археологом. Викентием. Хвойкой результате указанных качественных изм мин произошел расцвет первобытнообщинного строя. Групповой брак постепенно заменяется парной семьей есть в этот период происходило расписание матриархально-родового строя и появлялись первые патриархальные роды. С постеригаеться развитие древних земледельческо-скотоводческих культур на украинских землях. На просторах. Восточной. Европы от. Слободской Украины в. Словакию он происходит в одном направлении, и от. М ернигивщины и. Полесья до. Черного моря и. Ватиканский полуострова - во втором направлении. Некоторые историки считают, что эта культура существовала в VI-I тысячелетии до не, другие же - что в IV-III тысячелетиях до не видать, трипольская культура была яркой культурой энеолита. Известная статуэтка женщины с ребенком на руках,"трипольской. Мадонны", найденной археологами на. Черкасщине. Образцы гончарного искусства трипольцев со сложным спиральным цветным орнаментом хранятся в историческом музее. Львова и археологическом музее. Одессы. Из них видно, что трипольцы знали гончарный крульці знали гончарний круп

Численность населения этой культуры составила около 1 милл человек. Родовые или племенные поселения трипольцев располагались на высоких местах у воды. Все жилые строения (площадью от 30 до 150 м кв

были расположены несколькими рядами или концентрическими кругами вокруг большой площади с общественными сооружениями-святилищами. От площади радиально расходились улицы. В самом помещении пол выкладывалась ь на деревянном помосте из глиняных обожженных вальков, сверху замазанных глиной. Каркас стен был плетеный из лозы, обмазанных глиной. Обязательными были небольшие округлые окна. Двускатная крыша покрывалась соло мою или камышом. Часто жилье мало потолок и дымоход, хотя зачастую дома отапливались"по-черному", без дымохода и потолка, а дым выходил прямо в отверстие в крыше. Такие дома со временем назывались"пыльными"Каждый дом имела алтарь-жертвенник, печь и лежанку. Снаружи и внутри стены зданий разрисовывались. В междуречье. Прута и. Днестра, в среднем течении. Южного. Буга, на. Уманщине археологи обнаружили огромные поселения площадью до 400 га, где были расположены концентрическими кругами более 2000 жилищ обителей много были двухэтажными. Застройка осуществлялась по кварталам. В некоторых поселениях проживало до 25 тыс. человек. Трипольцы периодически сжигали свои селения и мигрировали в другие места, начиная все вновьи в інші місця, починаючи все знову.

Еще в 90-х pp XIX в. ВХвойка высказал мнение, что жители открытых им трипольских поселений были древнейшими предками славян. До этого он пришел в результате изучения не только трипольских, но и других в тарожитностей. Среднего. Поднепровья. Они раскрывают, по его мнению, убедительную картину непрерывного развития земледельческого населения, начиная с каменного века и заканчивая славянами"Повести м инулих лет"Следующие опыты полностью подтвердили эти наблюдения. ВХвойкы. Они показали, что трипольские и другие земледельческо-скотоводческие племена действительно были основой развития племен. Средней и. Восточной. Европы, который завершился возникновением славянства. Это подтвердили и исследования российских археологов. ПТретьякова,. Б. Р и баковая, украинский -. Я. Пастернака,. ВЩербакивського,. МБрайчевського,. ИЧернякова и иського, І.Чернякова та ін.

Европейская наука эту культуру называет"Украинский неолитической культурой расписной керамики"

В эпоху меди-бронзы (3-1 тысячелетия до н.э) происходит разложение первобытнообщинного строя. По мнению львовских ученых. В. Барана и. Я. Грицака, на территории нынешней Украины в эпоху бронзы существовало три""миры"Это были три этнически-культурные зоны, отличавшиеся происхождению населения, бытом и верованиями. Этими зонами были. Полесья,. Степь и. Лисостеісостеп.

На. Полесье жили потомки автохтонных палеоевропейських племен. Наряду с ними жили племена праугро-финского этноса. Жизнь в лесных чащах не способствовало быстрому культурному развитию. Кочевые и полукочевые и племена жили в степях между. Доном и. Дунаем. Вероятно, это были индоевропейские энеолита племена местного происхождения. Часть же населения пришла сюда из восточных степей и. Кавказа. Они и сформировали между. Днепром и. Южной. Волге большой индоиранский этнос, к которому принадлежали арии и иранские племена, а также скифы и сарматармати.

И наконец, земли в. Лесостепи между. Саном на западе и. Днепром на востоке,. Припятью на севере и. Карпатами на юге имеют судьбоносное значение в истории Украины. Большинство индоевропейских племен завершили с свое расселение. Во времена расцвета бронзового века на землях севернее. Карпат уже жили родственные между собой племена образуя силой была стихийная интеграция более или менее близких племен. Конечно же, рис и место и естественное размножение, филиация (преемственность) племен, и колонизация новых пространств. Итак, филиация, а не размножение одного - единственного племени, создавала народ. Учеными предполагается мнение что они были праславянами, предками восточных и западных славян. На рубеже III и II тысячелетия до не в северной половине. Европы, от. Рейна до. Днепра, укрепляется скотоводческое хозяйство. В связи с этим быстро возникает имущественное и социальное неравенство. Крупный рогатый скот становится символом богатства. Недаром на старославянском языке"скотница"- это сокровищница. Легкость отчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и их вождей. Первоначальная равенство нарушилосьсть порушилась.

Использование металлов началось на рубеже IV и III тысячелетий до н е в. Закавказье, в области, известной позднее"Армения"Историк и археолог проф. В. Щербаковский доказывает, что после гибели армянских кого города. Топраккале в VIII-VII века до н.э многие мастера эмигрировали на север, вплоть до. Северной. Понтида. Северо-понтидське искусство, приспособившись к нуждам севера, распространилось далеко за пределы степей. Его уничтожили только татаро-монгольские нападениеькі напади.

Открытие меди и бронзы привело к межплеменной торговли, а она, в свою очередь, усилила внутренние процессы дифференциации

Итак, обработка меди и бронзы способствовала развитию плужного земледелия. В этот период уже закончился первый разделение труда отделение животноводства от земледелия. Знаменитый русский биолог. МИВавилов вы идилив несколько центров происхождения культурных растений. Там и возникло земледелие. Это. Китай,. Африка,. Южная. Америка отсюда эти растения распространились по всему миру. Археология показывает, как эти первоначальные племена, все больше развивая животноводство, постепенно переходили к использованию бронзы, а в сфере общественных отношений к патриархату - отцовского рода. ВИ тысячелетии до н.э эти племена осваивают в бробку железа и создают то автохтонное население в бассейнах. Среднего. Поднепровья и. Поднестровья, которое известно под названием скифов-пахарей и скифов-земледельцев. Многочисленные племена местного происхождения были в дним из предков восточных словьядних слов'ян.

Эти племена под общим названием скифы-сколоты лесостепи были оседлыми племенами, которые уже знали плужное земледелие. Они жили родовыми общинами, ежегодно перераспределяя землю между хозяйствами. Кроме е. Открыть поселений они строили также просторные укрепленные городища (например,. Бельское,. Немировский и др.). Своих умерших родственников они хоронили в курганах, иногда довольно больших размеров. Это была высшая в упинь варварства при переходе к военной демократии. Военная демократия - это политическая надстройка периода распада родового строя ее составляющими являются народное собрание, совет старейшин и выборность вождя. На собрании вождя выбирали, а утверждала его совет старейшин. Пожалуй, что военная демократия была переходным этапом от безгосударственного первобытнообщинного строя к собственно государства. В настоящее время в южных соседей скифов-ск. Олот уже наблюдалось зарождение примитивных форм государстврм держави.

Начало суток железа (IX в до н э - IV ст н е) ознаменовался второе общественное разделение труда - отделением ремесленничества от земледелия, а также появлением государства. Попробуем проанализировать обстоятельства, при а которым это произошлодбулося.

Этому предшествовало широкое применение железных орудий труда во всех отраслях производства, а также изготовление оружия из железа. Железная руда чаще встречается в природных месторождениях, чем руда цветной их металлов. К тому же железо легче добывать, хотя и трудно обрабатывать, зато изделия из него намного качественнее, потому что вы сильны и острые. Тысячелетний период раннежелезном суток в украинской земли характеризуется я большим шагом в лесостепи Украины широко стало развиваться пашенное земледелие. А через массовое использование железного инвентаря начала расти производительность труда. Появились излишки продуктов, которые можно было обменивать на другие необходимые в хозяйстве вещи и предметы. Так продолжал развиваться товарообмен как предшественник торговлиоргівлі.

В степи все больше культивировалось кочевое скотоводство. Считается, что произошло это с наступлением пьятисотлитньои засухи. Борьба за выживание в таких сложных климатических условиях обострила отношения между коч човикамы и земледельцами. Степняки наскакивали на поселения земледельцев, грабили их и разоряли возделанные поля и огороды, жгли дома и убивали их жителей. Земледельцы, которые уже давно отвыкли от регу лярных вооруженных упражнений, часто не успевали удачно защитить свою жизнь и имущество. Постоянная опасность со стороны степи заставляла земледельцев придумать надежную систему защиты. Это было одной из причин совершенствование общественного порядка в земледельцев. Если у трипольцев еще не было крупных поселений-городищ, хорошо укрепленных и с постоянной охраной, то в эпоху железа они были повсюду. Эти городища, предтечи будущих среди ньовичних крепостей, были одновременно общественными, ремесленными и религиозными центрами. Создавались воинские дружины, сначала как личная охрана вождя или князя, а в случае необходимости, и как военный отряд для защиты поселений-городищ. Так, с необходимостью возникали новые формы общественных отношений и новые формы общественной жизни. Интенсивное развитие земледелия и военного дела стимулировали развитие рем есла. Одновременно жители этих краев переходили от товарообмена к торговле до торгівлі.

Три эпохи социального развития первобытного общества как итог. В истории первобытного общества можно выделить три эпохи в соответствии с его социальным развитием

I. Эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада. Это была небольшая группа из 20-30 взрослых людей. Собирательство требовало больших затрат времени, а малокалорийных продуктов за это время добывали немного. Полюва. Ання же на крупных животных было опасным и малопродуктивныхвним.

Археологические исследования подтверждают мнение о том, что первобытнообщинные стада жили на одном и том же месте на протяжении многих лет. Это касается прежде всего тех стоянок, которые были расположены на террит тории, богатой растительность и животный мир. Тогда стадо надолго приспосабливали и обживали природный убежище в виде пещер и навесеів.

II. Эпоха первоначальной или родовой общины открывается появлением первых крепких форм социальной организации - рода и родовой общины. Именно в это время отчетливо проявляются основные черты формации - последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и равномерное распределение. В эту эпоху человек переходит от присвоят юючого способа ведения хозяйства к виробляючого.

III. Эпоха первобытной соседской (протоселянськои) общины во многих, хотя и не во всех, обществах начинается с появления металла, который использовали вместо камня, и во всех обществах - с прогрессирующей чего развития хозяйственной деятельности. В результате этого рос избыточный продукт, распространялись грабительские войны за накопление богатств. Равномерное распределение вытесняется трудовым. Общая собственности ность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, родовые связи постепенно разрываются и уступают место соседским. Появляются ранние формы эксплуатации и в соответ щими с этим зарождается частная собственность. Благодаря совершенствованию орудий труда и средств производства возникает дополнительный продукт. Как следствие этого происходит дифференциация однородного перед этим сус щества, зарождаются разные різні,противоположные по своим интересам слои населения, а потом и государство

uchebnikirus.com

Первобытнообщинный строй на территории Македонии

§ 1. Страна и население

Македония в античное время занимала северо-восточную часть Балканского полуострова. С ней граничили: на юге – Фессалия, на севере – Пеония, на западе – Эпир и Иллирия, на востоке – Фракия. Вся северная сторона была окаймлена высокими цепями гор. Эти горы образовали большой полумесяц, концы которого упирались на юге в берега Эгейского моря. Внутри этого полумесяца, и особенно в прибрежной его части, тянулись обширные плодородные равнины, которые местами, большей частью у дельт македонских рек, превращались в болотистые пространства. Поэтому с точки зрения географических факторов Македония может быть разделена на Верхнюю, или Горную, и Нижнюю, или Низменную. Впрочем, та и другая части Македонии состоят из сочетания гор и равнин, с той лишь разницей, что в верхней части Македонии преобладают горы, а в нижней – равнины. К Нижней Македонии можно отнести всё пространство по нижнему течению македонских рек. Верхняя же Македония состоит из широкой подковообразной полосы, наполненной горами. На юге Македония отделяется от Фессалии Олимпом и Камбунскими горами. Олимп достигает трёх километров высоты и покрыт вечным снегом. По его склонам тянутся еловые, а ниже лиственные леса, прерываемые массивными скалистыми вершинами и обрывистыми пропастями.1) С юга на север между Македонией и Иллирией тянется высокий хребет Пинд, достигающий в своих наиболее высоких вершинах около 2,5 км. Он покрыт сосновым, дубовым и буковым лесом. На западе Македония отделяется от Иллирии и Эпира главною цепью Албанских гор: Граммосом (в древности Вион или Беон) и Шар-Дагом (в древности Скорд). В северо-восточном направлении, на границе с Фракией, от Родопских гор вдоль левого берега Стримона тянется горная цепь Орбел.2) На востоке Македонию от Фракии отделяет возвышенность, носящая общее название Балканов, или Гемуса. Эта возвышенность представляет собою целый ряд горных узлов, из которых выделяются два главных хребта: северный, или собственно Гемус, и другой – Родоп, простирающийся на юго-восток и превращающий прибрежную Фракию в горную страну.

Самыми высокими горами Балканского полуострова являются Родопские, достигающие около 3 километров высоты Они тянутся от Балкан до Эгейского моря.

Как Гемус, так и Родоп в древние времена были покрыты обширными густыми буковыми, дубовыми и хвойными лесами.

Таким образом, горы заполняли всё пространство Македонии, образуя в промежутках между собой ряд долин. Важнейшими из них являлись: верхняя долина Галиакмона (Быстрицы), которая в древности называлась Элимеею. Она являлась юго-западной областью Македонии, расположенной по обеим сторонам Галиакмона с городом Элима во главе.3)

От этой равнины, через Камбунские горы, открывался лёгкий переход к фессалийской равнине – Пенея; к востоку лежала другая ложбина между галиакмонской долиной и Вермионом, называемая Островской котловиной. На севере от неё находилась третья котловина – долина источников Эригона, ныне Витолийская котловина, примыкающая к главной цепи Северного Пиндского хребта, через которую идёт сообщение с Эпиром. Наконец, самая северная во всей этой горной системе – долина Аксия (Вардарская долина), ограниченная высокими цепями гор.

Благодаря такой пестроте географической среды Македония являлась недоступным, отделённым от побережья и удалённым от моря нагорьем, так что легче было попасть из Македонии в Фессалию, Иллирию и на Дунай, чем из одной македонской долины в другую.

Если горы разъединяли Македонию, то македонские реки способствовали объединению страны. Все воды с гор, как ни далеко лежали друг от друга их источники, высвободившись из своих горных котловин, стремятся к одному морскому берегу. В то время как соседние фракийские реки текут в отдалённых друг от друга параллельных долинах, македонские сливаются в одну и служат средством соединения нагорья с береговой равниной.

Главных рек в Македонии четыре: Аксий (ныне Вардар), Стримон (ныне Струма), Лидиас (ныне Мяста) и Галиакмон (ныне Быстрица). Первые три реки текут с севера на юг, четвёртая – Галиакмон – с запада на восток. Река Аксий (Вардар) является главной артерией Македонии. Она прорезает в юго-восточном направлении всю Македонию и, принимая в себя несколько притоков, впадает в Фермейский залив между Пеллой и Фессалоникой. Одним из важных притоков этой реки в области Пеонии является Эригон.

В античных источниках Аксий называется рекой широкой, полноводной.

После Аксия самой большой рекой Древней Македонии был Стримон. До царствования Филиппа II эта река считалась восточной границей страны. Вытекая с Родопских гор, Стримон продолжает своё течение в южном, затем юго-восточном направлении, орошает на своём пути ряд плодородных котловин и долин, проходит через Просийское озеро и у Амфиполя впадает в Стримонский залив. Стримон насыщен отложениями, широк и быстр в своём течении.

К западу от Аксия течёт река Лудия, которая в древнее время близко около своего устья соединялась с Галиакмоном.4)

Река Галиакмон берёт начало в горах Тимфе, на границе Эпира с Иллирией, течёт сначала на юго-восток, а затем на северо-восток и впадает в Фермейский залив.5) Это глубокая и быстрая река.

Кроме этих рек, в Македонии есть ряд озёр, большинство которых окружено живописными и разнообразными ландшафтами. Из больших озёр следует назвать Болбу в области Мигдонии, Просийское озеро у устья реки Стримон, озеро Лудия, из которого берёт начало река того же названия и др.

Климат Македонии благоприятен для развития земледелия и скотоводства.6) На прибрежных долинах и равнинах чрезвычайно плодородная почва, которая обильно орошается многочисленными реками и ручьями, текущими с окружающих гор. На этой почве хорошо росли зерновые культуры, фруктовые деревья, впоследствии – табак. На лугах и горах – хороший корм для тучных стад овец и рогатого скота. В быстротекущих реках – множество рыбы. Горы богаты драгоценной рудой. Одна гора Пангей и её окрестности настолько богаты серебряными и золотыми рудами как по ту, так и по эту сторону Стримона до Пеонии, что, как указывает Страбон, пахари в этих местах находили целые куски золота.7) Геродот ещё в V в. до н. э. отмечал большие золотые и серебряные богатства Пангея.8) Такими же золотыми россыпями полна область, прилегающая к Стримонскому заливу и полосе от Стримона до Неста.9) Большие залежи железа имела Халкидика. Медь находилась в значительном количестве во всех частях Северных Балкан. Часто встречался свинец в сочетании с серебром. Только Моливопурго давало свинец без серебра. В изобилии находили золото и серебро. Ими были богаты Западная Македония, район Прасидского озера и особенно Пангей.10)

Огромные запасы минеральных богатств являлись важным фактором в жизни Македонии на протяжении всей её истории. Со времени Писистрата до раздела Македонии при Эмилии Павле все государства, вторгавшиеся на север Балканского полуострова, имели намерение добыть материальные ценности этой области.

Всю страну покрывали громадные лесные пространства, в которых обитали львы, медведи, дикие быки, кабаны, волки, а в горах – серны и дикие козы.11) Геродот указывал, что персидскому войску приходилось вырубать леса на македонской горе, для того чтобы оно могло «перевалить через неё к перребам».12) Ещё во времена Геродота в македонских лесах водилось много львов и диких быков, огромные рога которых вывозились к эллинам. Особенно их много было на территории от Несты до Ахелоя. В частности, на Пангее у Стримона водились львы, барсы, рыси. Во время греко-персидских войн на Халкидике эти хищники, как утверждает Геродот, нападали на верблюдов в войске Ксеркса.

О богатстве лесного массива Македонии более подробно говорит Феофраст.13) Он приводит исключительно подробное перечисление македонской горной и равнинной растительности. Удивляет разнообразие этого горного и равнинного ландшафта. Здесь были ель, различные сорта сосны, липы, клёна, дикая смоковница, ореховое дерево, каштан, дубняк, верба, тополь, кизил, ольха, черешня, груша, яблоня, ясень, боярышник, бук и др.14)

Лес являлся основным предметом вывоза. Он считался вплоть до римского завоевания монополией македонских царей.

Таким образом, древнейшее население на македонской территории жило и развивалось в условиях исключительно разнообразной географической среды, флоры, фауны и климата. Оно было этнически неоднородным и претерпевало существенные изменения.

Первые следы человеческой деятельности в этих местах обнаруживаются ещё в эпоху древнекаменного века. Правда, современное состояние археологической науки не даёт нам достаточных сведений для характеристики раннего этапа человеческого общества на севере Балкан. Археологи Кессон и Хертли, много сделавшие для археологического изучения Македонии, занимались богатыми и значительными отложениями более поздних периодов и обычно пренебрегали изучением палеолита. При таком отношении к изучению палеолитического периода многие ценные находки могли быть безвозвратно утрачены. Тем не менее этот ранний этап может быть восстановлен по археологическим данным других смежных мест, так как для эпохи палеолита, в отличие от последующих эпох, характерно сходство развития культуры на весьма обширных пространствах.15) В связи с тем, что периоды древнего палеолита имели всеобщее значение, культурные различия в тех условиях возникали лишь очень медленно и постепенно. «Люди повсюду делали первые шаги на пути покорения окружающей природы, повсюду начинали трудиться с помощью одинаково примитивных палок, дубин, копий, грубых каменных орудий».16) В Болгарии известен ряд пещерных палеолитических стоянок, в одной из которых, близ Рукзука, на берегу Дуная, были найдены кости мамонта в сочетании с палеолитическими кремнёвыми орудиями.17) Во всех пещерных стоянках палеолитические отложения залегали обычно в красноватой почве и содержали кости пещерного медведя (ursus spelaeus), пещерной гиены (hyaena spelaca), ископаемой лошади (equus caballus fossilis) дикого осла, быка, оленя, мамонта, носорога вместе с отработанными кремнями. Раскопки в пещере «Темната дупка» у Карлукова открыли значительный материал палеолитической эпохи.18) Наличие мамонта, носорога, оленя, пещерного медведя и других животных, приспособленных к условиям сурового климата, свидетельствует о том, что территория нижнего Дуная также подверглась значительным климатическим изменениям вследствие оледенения.19)

В то время люди продолжали пользоваться лишь простейшими грубыми орудиями из камня. С этими орудиями палеолитические обитатели северных Балкан устраивали охоту на животных и занимались собирательством. Постепенно с усложнением трудовой деятельности возрастал производственный опыт людей, их трудовые навыки, а вместе с ними и производительные силы общества.

В результате климатических изменений, в тяжёлой борьбе с силами природы, люди стали совершенствовать и разнообразить свои орудия труда. Раскопки первобытных стоянок на территории Центральной и Западной Македонии и Халкидики говорят о появлении более совершенных орудий. В этих местах найдено множество каменных топоров, молотков, кремнёвых отщепов, тёрок, точильных камней, костяных и роговых долот, игл. Встречались также песты и ступки, кремнёвые и кварцевые ножи и наконечники ножей. В Сервии найдены обсидиановые ножи. Более совершенные формы каменных орудий, постепенное освоение шлифовки и сверления камня не могли не способствовать возникновению специализации в хозяйстве между мужчинами и женщинами, повышению производительности труда. Получает развитие охота, мотыжное земледелие, рыболовство. Приёмы охоты стали более сложными и гибкими. Остатки костей овец, коз, свиней, рогатого скота и оленей (Сервия, Олинф) свидетельствуют о характере охотничьего хозяйства. Занимаясь охотой и примитивным скотоводством, жители первобытных поселений разводили пшеницу, просо, фиговые деревья и другие земледельческие культуры.20) Найденные археологами в горшках зёрна чечевицы и пшеницы говорят о культивации этих культур древнейшим населением Западной Македонии.21) Стали появляться гончарные изделия. В ранненеолитический период, представленный главным образом нижними слоями Сервии и местонахождениями в долине Галиакмона, изделия в большинстве своём окрашены в жёлтый цвет, имеют следы лощения и полировки. Орнамент сосудов состоит из параллельных горизонтальных линий с вдавленными точками. Лощение и процарапывание производились тупым инструментом или просто ногтем и отличались своей примитивностью. В поздненеолитический период керамика Сервии имела иной вид. Для неё характерны процарапанный орнамент и лощение на тёмной поверхности. Появление керамики новых типов Хертли объясняет совершенствованием техники изготовления глиняных сосудов и фессалийскими влияниями.22) В это время начали возникать поселения и сооружаться довольно прочные жилища.23) Материалом для них служил камень, камыш и сырцовый кирпич. Почти во всех поселениях Западной Македонии встречаются остатки прямоугольных жилищ из камыша, сырцового кирпича, с каменными стенами и фундаментом, с глиняным полом и с круглым или полукруглым очагом. В Халкидике, Кричане и Олинфе, наряду с фундаментами зданий, обнаружена длинная стена с боковыми ответвлениями, оборонительный вал. В Центральной Македонии, особенно в долине Василика, в нижних слоях обнаружены остатки свайных поселений. Многие стоянки находились на возвышенностях вблизи потоков или на берегах рек.

В эпоху неолита Македония уже имела довольно многочисленное население со сравнительно развитой культурой.24) Эта культура входила составной частью в однородную неолитическую культуру, распространённую в северной половине Балканского полуострова.

Дунайского происхождения и многочисленные орудия труда: каменные молотки и топоры, тёрки, точильные камни, изделия из кости и рога.24) На связь с Дунаем указывают также зелёные нефритовые топоры. Они, как подчеркнул ещё Кессон, встречались в Градаче, в Центральной Сервии вместе с прочерченной керамикой македонского типа.25) Судя по керамике (Сервия), можно проследить связь македонской культуры с культурой Винчи, распространённой к северу от Балкан. Множество личных украшений, как например браслеты из раковин, также говорит об этой связи. Многочисленные глиняные изделия с линейно-ленточными орнаментами в Западной Македонии, характерными вообще для дунайской культуры, переплетаются позднее с чёрнополированной керамикой Малой Азии, а также с керамикой параллельно развивающихся местных стилей.

Более тесная связь Македонии с северными и северо-восточными районами Дуная, с Поднестровьем и Поднепровьем наблюдается в характере устройства жилищ. Остатки четырёхугольных домов, сделанных из глины, с глинобитными полами, очагами и часто ручными мельницами, открытые в Болгарии в начале XX в., имеют параллели в многочисленных памятниках Македонии и Триполья. Обычно они окружались длинными каменными стенами (Моливопирго, Олинф), имеющими характер оборонительных сооружений.

Таким образом, поселения по Дунаю, вплоть до Румынии, имели однородную культуру, выразившуюся в общности хозяйственных основ, орудий производства, в керамике, в характере поселений и домостроительства. Нам неизвестно, какие племена являются носителями этой культуры. Мы назовем их носителями нижнедунайской культуры.

Как доказала Т. С. Пассек, а за ней и Чайлд, раннемакедонская культура, как и раннетрипольская, тесным образом связана с культурами Тордоши и Винчи Среднедунайского бассейна. «Сравнение находок македонских с находками среднедунайскими (а также Поднестровья и Поднепровья) показывает, что мы имели дело в этом обширном районе лишь с различными племенными образованиями этнически единой культуры, тянущейся по Днепру, Южному Бугу, Серету, Пруту, Дунаю, далее – по Балканскому полуострову; культура эта соединяет Балканы и дунайский бассейн с эгейским побережьем».26)

Благодаря укоренившимся связям между Днепром, Днестром, Дунаем, Балканами и Малой Азией в III тысячелетии наблюдается разнообразие и богатство памятников материальной культуры. Как в Македонию, так и через неё на север, в область Триполья, начинают проникать культурные влияния Дуная, Средиземноморья и Малой Азии.

В конце III и особенно в начале II тысячелетия произошли существенные изменения в производстве и общественной жизни населения будущей Македонии и окружавших её областей. Эти изменения были связаны с появлением медных и бронзовых орудий. Появляются медные и бронзовые ножи и топоры, наконечники для копий и стрел, металлические предметы домашнего обихода и украшения. Так, на холме Килиндир были найдены двойной топор и бронзовый серп дунайского типа.27) На холме Вардино и в поселении Свято Кирилово нашли бронзовые наконечники копий, здесь же обнаружены медные иголки, бронзовые булавки, золотые проволочки в виде обруча для волос (Вардарофца, Вардино) и др.28) Но металлические орудия долго не могли вытеснить каменные. Последние ещё употребляются в большом количестве, подвергаясь более совершенной технике сверления и обработки. В это время обычны каменные сверленые топоры, отличающиеся от топоров неолита своими меньшими размерами и лучшей полировкой (Агиас Мамас). Встречаются молотки, кремнёвые пилы, наконечники, точильные камни, а также костяные изделия.29) Сохранившиеся орудия труда и предметы домашнего обихода говорят о том, что основными формами хозяйства как в неолите, так и в бронзовый период были земледелие, скотоводство и охота.

Основными сельскохозяйственными культурами продолжали оставаться пшеница, просо, горох, ячмень.30) Их сеяли на почве, удобной для примитивной обработки, вблизи от источника воды, на высоких берегах или в долинах. Урожай снимали бронзовыми серпами, один из которых был найден Кессоном на холме Килиндир.31) Хранили урожай в глиняных сосудах большого размера. Это может быть подтверждено интересными находками из Чаучицы, среди которых большое количество обугленных зёрен и фрагменты больших глиняных сосудов. Зерно мололи в каменных мельницах. Найденные при раскопках кости вола и лошади свидетельствуют о том, что эти животные в эпоху бронзы стали использоваться в земледелии в качестве тягловой силы.32)

На склонах гор развивалось скотоводство. Будучи тесно связанным с охотой, скотоводство всё больше и больше стало вытеснять земледелие и превращаться в главную отрасль труда. О том, какую роль играла охота, говорят многочисленные орудия труда из камня, кости и рога, найденные в эпоху неолита и бронзы (Сервия, Вардина, Агиас Мамае, Олинф, Кричана). Разнообразие каменных, костяных и роговых инструментов свидетельствует о довольно высоком уровне развития производства.

Гомер, ещё не выделяя македонских племён из фракийских, называет фракийцев «коневодцами» и говорит о наличии у них овец, коз, свиней и других животных.33) Эти указания подтверждаются археологическими данными на территории Македонии. Начиная с неолита и кончая эпохой поздней бронзы, мы можем проследить развитие скотоводческого промысла на территории будущей Македонии. Если в памятниках неолитического периода найдены остатки костей овец, коз, свиней, рогатого скота и оленя (Сервия, Олинф), в эпоху ранней бронзы к этим животным прибавляются ещё бык и лось (Вардарофца, Халкидика), средней бронзы – лошадь (Центральная Македония), и, наконец, в эпоху поздней бронзы наблюдаются остатки домашних животных: собак, кошек и др. (Сараце). Из этого следует, что такие животные, как овцы, козы, свиньи, олени, были приручены довольно рано, и лишь позднее скотоводческое хозяйство обогащалось новыми видами животных, принёсших этому хозяйству большие выгоды.

Свидетельством оседлости являются керамические изделия, для которых в эту эпоху характерны новые типы посуды и её орнаментация. Основными формами керамики были: маленькие чаши, простые кубки, аски (Кричана, Чаучица, Св. Кирилово, Килиндир, Вардино). Но были и другие формы, особенно в позднебронзовый период.34) Керамические изделия не только характеризуют оседлость многих племён, но являются и доказательством развития ремёсел (Сервия, Кричана, Вардарофца, Сараце). Об этом говорят самодельные мельницы и грузила для ткацких станков, обнаруженные археологами на территории Македонии.

Благодаря развитию земледелия и скотоводства получилась возможность накопления богатства. О росте богатств говорит характер тогдашних поселений. Наряду с остатками свайных поселений (Центральная Македония в долине Василика), имеются остатки больших жилищ с печами (Моливопирго и Вардарофца). Встречаются каменные фундаменты с надстройкой или из сырцового кирпича, или из обмазанной глиняной плетенки. Среди остатков древних поселений, жилищ, разрушенных кирпичных стен обнаружена длинная каменная стена в 1 м толщиной и 27 м длиной. Эта стена была защищена рвом и, по-видимому, являлась оборонительным сооружением. В Халкидике также отмечалось наличие оборонительного вала со стороны моря. Всё это свидетельствовало о стремлении племён защищать своё накопленное богатство от алчных вожделений соседей. Главным богатством являлся в то время скот. В этот период окончательно оформляется первое крупное общественное разделение труда между пастушескими и земледельческими племенами, происходит также специализация отдельных племён в зависимости от того или иного района обитания. В это время население будущей Македонии не остаётся однородным. По-прежнему мы ещё не имеем никаких признаков пребывания здесь македонских племён. Нам известно о более интенсивном передвижении племён из Малой Азии в область дунайского бассейна, вызванном усилившимися хозяйственными и экономическими связями между Востоком и Западом.35) Это передвижение, видимо, было длительным и неравномерным. На территории будущей Македонии в это время находили много следов фракийских племён.36) О том, что передвижение фракийцев из Малой Азии в Европу и обратно было актом не единичным, а совершалось довольно часто, указывает Геродот. Геродот неоднократно подчеркивает, что фракийцы переселялись из Европы в Азию и оттуда, теснимые другими племенами, совершали новые передвижения.37) Осев на Балканах, фракийцы тем не менее не прерывали связей с Малой Азией, что особенно ярко проявилось во время Троянской войны.38)

Раскопки в Св. Кирилове, обнаружившие связь с высокой культурой Малой Азии того времени, дают возможность предположить, что носителями этой культуры были фракийцы. Свидетельства Геродота, Фукидида и Павзания показывают, что фракийцы – многолюднейший народ Европы, каждое из их племён имеет особое название сообразно с местностью, им занимаемой; вообще же законы, обычаи, нравы у всех одни и те же.39)

Уже во втором тысячелетии до н. э. развитие производительных сил фракийских племён в связи с переходом от каменных орудий к металлическим достигло более высокой степени. Проф. Данов утверждает, что фракийцы начали свою историю как земледельчески-скотоводческий народ.40) Наряду с земледелием и скотоводством позднее стало выделяться ремесло, получившее широкие возможности развития благодаря наличию в стране многочисленных месторождений меди, серебра, золота и других металлов. Развитие ремёсел способствовало расширению межплеменных связей. Фракийское население устанавливает контакт с племенами днепровского бассейна, с обитателями территории современной Венгрии, имеет сношения со странами крито-микенской культуры, содействует сближению племён Северного Причерноморья со странами эгейской культуры.41) В гомеровском эпосе древние фракийцы описываются как народ, материальная культура которого находится на одинаковом уровне с материальной культурой тогдашних греков.42) Гомер знал Фракию как сельскохозяйственную страну, в которой большой известностью пользовалось виноделие, богатые пастбища со стадами «руноносных овечьих».43)

В эпоху Троянской войны, в XI–IX вв. до н. э., фракийцы часто упоминаются у Гомера как воинственные и враждебные по отношению к грекам люди. Фракийцы сражаются на стороне троянцев. Против греков вели за собою фракийцев Пейрос-герой с Акамантом, Евфем – начальник копьеборцов фракийского племени – «бесстрашных киконов», сын Пейроса Риги, «высокие ростом и мощные силой» Акамант и Ифидамант.44) Гомер говорит о фракийском царе Ресе, пришедшем на помощь троянцам.45) Об этом мифическом царе фракийцев упоминает также Псевдоеврипид в драме «Рес».46)

Тот факт, что фракийские племена оказались союзниками троянцев, нельзя считать случайным. Между этими племенами и племенами Малой Азии, в том числе и троянскими, уже тогда были экономические связи. В Илиаде имеется указание на то, что Приам был послом во Фракии, где ему фракийцы вручили в дар прекрасную серебряную чашу.47) Во время Троянской войны сын Приама, Гелен, воюет длинным фракийским мечом. Такой меч, «среброгвоздный прекрасный, фракийский», считается даже у ахеян самым лучшим оружием и даётся только в награду победителю в борьбе. Блиставшие золотом колесница и доспехи Реса, драгоценная утварь его свиты поразили воображение греков, как необычайные для них, и вызвали желание лазутчиков Одиссея и Диомеда любой ценой их приобрести.48)

Полагают, что фракийцев было очень много. По Геродоту, это был самый многочисленный народ на земле после индийцев. Геродот говорил, что фракийцы были бы самым сильным народом, если бы они не были раздроблены на племена, которые остро враждовали между собой. «Если бы этот народ, – писал Геродот, – управлялся волею одного, если бы он был воодушевлён единомыслием, он был бы непобедимым и, по моему мнению, самым могущественным народом». Но такого единства между фракийскими племенами не было. Разделённые на множество небольших, враждебно настроенных друг против друга племён, фракийцы не могли достигнуть этого единства.49)

Геродот указывает, что «фракийский народ носит множество отдельных имён по местностям».50) Страбон насчитывает только на юге от Дуная до 22 племён.51) Чешский историк Томашек на основе анализа данных древних писателей насчитывает в Древней Фракии до 86 племён.52) Эти данные говорят о разноплеменном составе фракийцев, о различном уровне развития производительных сил отдельных племён. Большинство названий этих племён так и осталось нам неизвестным.

На Балканах фракийцы смешались с местным населением. Оставшееся местное население растворилось во фракийской среде, ставшей господствующей силой на Балканском полуострове. Это скрещение двух культур привело к формированию племенных объединений фракийцев, которые, в свою очередь, не были однородными. В результате сегментации и внутриплеменной борьбы от них откололись племена, осевшие на территории Македонии, позднее вступившие в борьбу с фракийцами и другими соседними племенами за создание своей государственности.

Интересно отметить, что гомеровский эпос ещё не знает ни народа македонян, ни страны «Македония». Болгарский учёный В. Бешевлиев считает, что Гомер не вспоминает македонян потому, что они ещё не спустились на юг, когда создавались эти две большие поэмы.53) Скорее всего македоняне не были известны Гомеру потому, что они ещё в конце II тысячелетия не выделились из общей фракийской среды.

К концу II тысячелетия до н. э. на территорию Балканского полуострова проникли иллирийские племена, обитавшие до этого времени в бассейне Верхнего Дуная.54) Несколько раньше на территории Македонии наблюдаются предметы микенской культуры, главным образом керамика, обнаруженная в Вардино и Килиндире (в долине Аксия). Она свидетельствует о наличии в этот период торговых сношений между севером Балканского полуострова и югом Греции. Это микенское влияние, однако, было поверхностным, не вытеснило местных элементов, в глубь страны не проникло и ограничилось берегом. С этим согласуется то обстоятельство, что большинство городищ с микенскими изделиями находилось вблизи морского берега. К тому ещё археологи подчеркивают довольно ограниченную локализацию микенских памятников, связанную лишь с равниной реки Вардар и фермейским берегом.55)

Чайлд считает, что в XIII в. до н. э. на побережье Македонии начали появляться колонии микенских купцов, где микенские гончары пользовались гончарным кругом. Однако через столетие эти микенские поселения были разрушены воинственными варварами.56)

К XI веку некоторые археологи относят нашествие вооружённого железным оружием племени, ринувшегося вскоре из Македонии в Грецию, разрушив микенские укрепления южной части.57) По мнению Кессона, носителями культуры железа были дорийцы. «Единственное переселение народов, – пишет он, – о котором говорят легенды и история этого периода, – это так называемое дорийское вторжение».58)

Как известно, античная традиция в различных вариантах обычно говорит о дорийском переселении как о возвращении Гераклидов и походе дорийцев. Причём в многочисленных толкованиях термина дорийцы есть и такое, которое указывает, что дорийцы раньше имели название македонов «македной», но впоследствии в Пелопоннесе были переименованы в дорийцев.59) Земельная теснота или вытеснение их с насиженных мест более сильным племенем были основной причиной движения на север. Такое движение племени и отлив людей из перенаселённого места в эпоху развития родовых отношений, племенных образований и их сегментации исторически вполне возможны.60) Однако на этом основании отождествлять дорийцев с македонянами, как это делает Каллерис, вряд ли будет правильно.61) Сам Геродот скорее всего этим отождествлением хотел объяснить этническое или топонимическое название «Македной», а не отыскать непосредственную связь между дорийским походом и происхождением македонян.

Объясняя смену различных культур только волнами переселений и завоеваний, буржуазные историки делали вывод, что македоняне пришли в свою страну как завоеватели, вытеснившие прежнее население и создавшие Македонское царство.

Следует иметь в виду, что в античной традиции дорийское переселение мыслилось как военный поход племени или даже части племени дорийцев под предводительством Гераклидов. Ни о каком большом переселении, которое оставило бы на новом месте культурные, экономические и этногенические следы, оно не говорит.62)

Археологические данные, не отрицающие вообще дорийского движения, подтверждают, что оно было в Македонии кратковременным.63) Они показывают, что дорийцы уничтожили культуру бронзы и в некоторых местах Македонии с того времени начался железный век. Но, как известно, эпоха железа знаменует собой уже время формирования союза племён и их слияние в народности. Этот этап предполагает уже длительный и сложный процесс развития племенной жизни. В этом длительном и сложном процессе момент переселения дорийцев мог играть лишь второстепенную, но отнюдь не решающую роль. Археологический материал из памятников железного века Македонии исключительно многочислен и довольно разнообразен по своему характеру. Особенно следует отметить четыре больших местонахождения: одно в Западной Македонии, в Патели, близ озера Острава; второе – в Чаучице, третье – в Вардино и четвёртое – в Вардарофце.

Раскопки в Чаучице, произведённые в 1921–1922 гг., обнаружили могильник обширных размеров. Могилы были сооружены из каменных плит. Тело лежало во весь рост в углублении и было покрыто пирамидой из грубо отесанных камней. В могилах обнаружены глиняные сосуды, бронзовые или золотые украшения и железное оружие и ножи. Бронзовые украшения очень многочисленны, что свидетельствует о высоком развитии техники обработки бронзы. Особенно интересны искусно сделанные украшения: фибулы (булавки), бусы, браслеты, подвески, запястья большого веса и размера, амулеты, небольшие золотые диски с вытисненными геометрическими рисунками. Не менее интересно железное оружие: щиты, большие ножи и мечи, из которых особенно красив меч с бронзовой рукояткой и железным лезвием, случайно найденный здесь ещё в 1917 г.64)

Замечательной оказалась в могильнике Чаучицы керамика. Кессон отмечает в ней наличие двух определённых технических традиций: северной, свойственной культуре дунайской бронзовой эпохи, и южной, характерной для греческой культуры.65)

Раскопки в Вардине обнаружили в третьем слое поселения фрагменты керамики, типичные для Чаучицы. О подобном же поселении железной эпохи говорят раскопки в Вардарофце. Кроме того, отдельные предметы железного века были найдены у реки Вардар в могильнике Дедала и в верхней части долины Галиакмона, вблизи Гревены. Из этих предметов особенно выделяются образцы керамики, изготовленные на гончарном круге (типа Чаучицы), железные наконечники копий и бронзовые украшения.

Вторым районом распространения культуры железного века является Западная Фракия; предгорья и равнины реки Несты, вблизи Ксанфа, долина Стримона. Особо следует отметить поселение у греческого Амфиполя, где был найден ряд чрезвычайно интересных украшений позднего периода железного века.

Таким образом, культура эпохи железа была развита в западной части страны, в особенности в долине Вардара, и не распространялась далеко на восток, где основанные с VIII в. на побережье греческие колонии усилили своё влияние.

Греческая колонизация на македоно-фракийском берегу была очень сильна, а с ней было сильным и греческое влияние.66) В VII в. были основаны эвбейские колонии: Терма, Метана и Пидна. Халкидцы и эострийцы из Эвбеи усеяли Халкидский полуостров своими колониями. Коринф основал Потидею. В это же время начал свою колонизационную деятельность остров Андрос. С Андросом враждовал Парос из-за первенства в колонизации фракийского берега. Около 660 г. остров Фасос под руководством отца поэта Архилоха Телесикла колонизовал фракийский берег. На фракийском берегу фасосцы стали добывать золото. Фасос оказал большое культурное влияние на местных жителей. Его азбука и монетная система проникли в Пангейскую область, и торговый путь шёл вплоть до Нижней Македонии. Весь берег Халкидики от Афона до Стримона был занят колонистами. На местах старых поселений последние основали свои города, ставшие очагами греческого влияния в этом районе.67) Греческие колонии начали вести оживлённые торговые сношения с туземным населением. Позднее они стали главным проводником греческой культуры в Македонии.

В эпоху колонизации встречается впервые имя македонян в произведении Гесиода «Каталогой гюнайкон». Это означает, что к VIII в. грекам македоняне были уже известны, если греческий поэт пытается вывести эпонима македонян из греческой мифологии.68) Отсюда, однако, нельзя сделать вывод, который делают многие буржуазные учёные, что македоняне – это те же греки или родственны им.

Вопрос о происхождении македонян породил большую полемику как среди историков, так и среди филологов. Ярым сторонником греческого происхождения македонян был Абель.69) Считая македонский язык греческим, он писал: «Кто с упорством объясняет македонский язык как негреческий, тот превращает всю историю Македонии в загадку, решение которой нам не под силу».70) Вслед за Абелем защитником этой точки зрения был Белох.71) Его поддерживал Эд. Мейер.72) Мнение Белоха и Мейера разделял Гейер.73)

Однако далеко не все историки придерживаются этой точки зрения. Имеются историки, которые считают, что македоняне были особым народом, но тесно связанным с греками в отношении этнической принадлежности, языка и нравов. К таким историкам относятся Керст, Момильяно и др. Тарн и некоторые другие авторы защищали теорию о том, что македоняне эпохи Филиппа и Александра представляли собой массу, состоящую из смеси этнических элементов различного происхождения (пелазги, фригийцы, фракийцы, иллирийцы, греки, македоняне). Впоследствии эта масса была охвачена эллинизмом в следующем порядке: царская фамилия сначала, аристократия страны потом и в конце народ.74)

Характерно высказывание по этому вопросу Н. Г. Чернышевского. Он приходит к выводу, что македоняне никоим образом не могут считаться греками. Из далёкой сибирской ссылки в письме к сыну Михаилу он писал: «Прежде, чем греки успели оправиться от Пелопоннесской войны, Греция была подавлена наш

Похожие статьи:

poznayka.org

История Украины - Первобытнообщинный

Первобытный человек на территорию современной Украины, видимо, пришла из Передней Азии через Балканы и Центральную Европу. Эта миграция не была одному-цементных актом, а продолжалась в течение многих тысячелетий. Остатки древнейших стоянок найдены возле села Королево (Закарпатье), г. Амвросиевки (Донбасс), С - Луки-Врублевецкая (Житомирщина) - всего же в разных регионах Украины около 30-ти.

Путь к цивилизации был открыт двумя большими, общественноеразделение труда: отделением скотоводства от земледелия и возникновением металлургии как самостоятельных отраслей хозяйства. Именно эти кардинальные сдвиги способствовали повышению производительности труда, стимулировали появление дополнительного продукта, ускоряли эволюцию первобытного хозяйства от присваивая форм (охота, собирательство, рыболовство) к производящих (земледелие, скотоводство), создавали предпосылки для возникновения государства.

Пытаясь в глубинах истории разглядеть лица наших далеких предков, нам следует помнить о следующем: во-первых, информация о древнейших временах ограничено, фрагментарная и часто не позволяет сделать точные выводы, во-вторых, древние археологические культуры имеют довольно размытые абрисы . Однако достижения мировой археологической и исторической науки дают нам возможность установить периодизацию первобытнообщинного строя и его характерные черты:

Украинские земли в доисторические времена. Антропоидных предками человека были обезьяна, высокорасполагаемый-развитые приматы. Дальнейшее развитие антропоидов привел к двуногой локомации - передвижение на задних конечностях и применения природных предметов в качестве орудий труда. Это началось 2-2,5 млн лет назад.

Палеолит (150 тыс. лет - 10 тыс. лет до н.э.). Начался процесс формирования и развития первобытного строя.

Появились первые люди на территории Украины в раннем палеолите - Состоялось освоения огня. Возникло первобытное человеческое стадо как первая социальная организация людей. Стоянки верхнего палеолита дают представление о развитии первобытной орды в сторону образования матриархата. Собирательство и рыболовство были основой жизни первобытного человека. Этапами освоения первобытным человеком окружающего мира были - матриархат, движение от фетишизма и зооморфизма к анимистических представлений.

В позднем палеолите (50-10 тыс. лет до н.э.) происходит развитие родового строя. Формой общественного устройства первобытного человека есть матриархат, в частности материнская община. Женщина стоит во главе семьи, рода и общества. Охота становится основным видом деятельности человека. Возникают и развиваются мышление и речь. Проявляются основные особенности расового разделения человечества - расогенез.

Мезолит (9-6 тыс. лет до н.э.) - средний каменный век, когда еще существует присваивая способ ведения хозяйства. Были изобретены лук и стрелы, началось приручение животных, в частности одомашнивания собаки. Продолжается использование в основном каменных орудий труда. Правда, исчезли мамонты, с которыми тесно была связана жизнь первобытного человека. Поскольку население увеличилось и повысилась эффективность охоты, то это нарушило равновесие в окружающей среде. Появляются новые формы хозяйствования - рыболовство или морской промысел. Человек изобретает лодки в конце мезолиту - начале неолита.

Палеолит и мезолит продолжались на землях Украины около миллиона лет. За это время появились человекоподобные существа, а затем и человек разумный (Homo sapiens). Человек научился изготавливать орудия труда и оружие, пользоваться огнем, научилась разговаривать и считать, начала строить жилье. Возникли семья, род и племя. В эту эпоху начали развиваться изобразительное и музыкальное искусство, зарождались первые религиозныепредставления.

Сорок тысяч лет назад на территории современной Украины появились люди, похожие на нас настоящих.

В конце мезолита первобытные люди начали переходить от присваивающего способа ведения хозяйства к производящему.

Общественная природа человека, которая хранилась во все эпохи, в первобытнообщинном эпоху выступала в качестве основного условия ее выживания. С переходом от собирательства к производству появился фактор, от которого все больше зависело развитие хозяйственного порядка - орудия труда. Они являются не менее важной, чемантропогенез, предпосылкой общего господства коллективных начал в первобытную эпоху. Первоначальная равенство формировала и соответствующую ей социальную психологию. Отсутствие социального неравенства и использования материальных результатов труда человека человеком предвидели это. Такое состояние отношений вытекал из того, что продукт труда по своему объему не содержал в себе той избыточной доли, которая могла бы быть присвоена другим с помощью насилия.

Итак, примитивность орудий труда заставляла первобытного человека сохранять коллективный способ добычи продуктов питания. Иначе не стоило надеяться на возможность выжить. Продолжалось это бесконечно. Несколько сотен лет мало значили в каменном или бронзовом веке, когда развитие общества не был стимулирован знаниями и необходимостью. Это развитие шло лишь к дальнейшему распространению человека, заселение еще пустых пространств планеты. Тогда время было безразмерным и все изменения в истории человечества проходили медленно, как когда ледники на островах Арктики и Антарктики. Сотни тысяч лет первобытные люди разыскивали пищу, убивали зверей, методом проб и ошибок совершенствуя примитивные орудия труда.

Неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) - это период, когда состоялась так называемая неолитическая революция, как назвал английский археолог

Гордон Чайльд возникновения скотоводства и земледелия. Происходит переход от присваивающего к производящему способу ведения хозяйства. Совершенствуется техника обработки камня. Появляются изделия из керамики. Был изобретен женщиной гончарство, плетение, прядение, ткачество. Одомашнивание лошади, очевидно, способствовало изобретения колесного транспорта.

У племен, заселявших Правобережную Украину, основным занятием было оседлое мотыжного земледелие, дополнялось в конце неолита развитым животноводством .. Охота и рыболовство имели вспомогательное значение. Эта новая культура получила название «трипольской», по названию села Триполье возле Киева, где она впервые была открыта в 90-х годах XIX в. украинским археологом В. Хвойкой. Вследствие указанных качественных изменений произошел расцвет первобытнообщинного строя. Групповой брак постепенно заменяется парной семьей. То есть в этот период происходило разложение матриархальной-родового строя и появлялись первые патриархальные роды. Наблюдается развитие древних земледельческо-скотоводческих культур на украинских землях.

На просторах Восточной Европы от Слободской Украины в Словакию он происходит в одном направлении, и от Черниговщины и Полесья до Черного моря и Балкансь кого полуострова - во втором направлении. Некоторые из историков считают, что эта культура существовала в VI-I тысячелетиях до н. есть, другие же - что в IV-III тысячелетиях до н. есть. Пожалуй, трипольская культура была самой яркой культурой энеолита. Образцы гончарного искусства этой культуры со сложным спиральным цветным орнаментом хранятся в историческом музее Львова и археологическом музее Одессы.

В эпоху меди-бронзы (3-1 тысячелетия до к. есть) происходит разложение первобытнообщинного строя. По мнению львовских ученых В. Барана и Я. Грицака, на территории нынешней Украины в эпоху бронзы существовало три «миры». Это были три этнически-культурные зоны, отличавшиеся происхождению населения, бытом и верованиями.

Этими зонами были Подолья, Степь и Лесостепь.

На Полесье жили потомки автохтонных палеоевро-пейских племен. Рядом с ними жили племена праугро-финского этноса. Жизнь в лесных дебрях не способствовало быстрому культурному развитию. Кочевые и полукочевые племена жили в степях между Доном и Дунаем. Вероятно, это были индоевропейские енео-литические племена местного происхождения. Часть же населения пришла сюда из восточных степей и Кавказа. Они и сформировали между Днепром и Южной Волге большой индо-иранский этнос, к которому принадлежали арии и иранские племена, а такжескифы и сарматы.

И нг> ешти, земли в Лесостепи между Саном на западе и Днепром на востоке, Припяти на севере и Карпатами на юге имеют судьбоносное значение в истории Украины. Большинство индоевропейских племен завершили свое расселение. Во времена расцвета бронзового века на землях севернее Карпат уже жили родственные между собой племена. Образующей силой была стихийная интеграция более или менее родственных племен. Конечно же, имели место и естественное размножение, филиация (преемственность) племен, и колонизация новых пространств. Итак, филиация, а не размножение одного-единственного племени, создавала народ. Учеными предполагается мнение, что они были праслов'янами, предками восточных и западных славян. На рубеже III и II тыся-чолитть до н. е. в северной половине Европы, от Рейна до Днепра укрепляется скотоводческое хозяйство. В связи с этим быстро возникает имущественное и социальное неравенство. Крупный рогатый скот становится символом богатства. Недаром на старославянском языке «скот-Ницца» - это сокровищница. Легкость отчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и их вождей. Первоначальная равенство нарушилась.

Использование металлов началось на рубеже IV и III тысячелетий до н. есть. в Закавказье, в области, известной позднее как «Армения». Историк и археолог проф. В. Щербаковский доказывает, что после гибели армянского города Топраккале в VIII-VII веках до н. есть. многие мастера эмигрировали на север, вплотную до Северной Понтиды.

Северо-понтидське искусство, приспособившись к потребностям севере, распространилось далеко за пределы степей. Его уничтожили только татаро-монгольские нападения.

Открытие меди и бронзы привело к межплеменной торговле, а она, в свою очередь, усилила внутренние процессы дифференциации.

Следовательно, обработка меди и бронзы способствовала развитию плужного земледелия. В этот период состоялся первый разделение труда - отделение животноводства от земледелия. Археология показывает, как эти первобытные племена, все больше развивая животноводство, постепенно переходили к использованию бронзы, а в сфере общественных отношений - к патриархату - родительской рода. В I тысячелетии до н. есть. эти племена осваивают обработку железа и создают то автохтонное население в бассейнах Среднего Поднепровья и Поднестровья, которое известно под названием скифов-пахарей и скифов-земледельцев. Многочисленные племена местного происхождения были одними из предков восточных славян.

Эти племена под общим названием скифы-сколоты лесостепи были оседлыми племенами, которые уже знали плужное земледелие. Они жили родовыми общинами, ежегодно перераспределяя землю между хозяйствами. Помимо открытых поселений они строили также просторные укрепленные городища (например, Бельское, Немировское и др.). Своих умерших родственников они хоронили в курганах, иногда довольно больших размеров. Это была высшая степеньварварства при переходе к военной демократии. Военная демократия - это политическая надстройка периода распада родового строя. ее составляющими являются народные собрания, совет старейшин и выборность вождя. На собрании вождя выбирали, а утверждала его совет старейшин. Видимо, военная демократия была переходным этапом от безгосударственного первобытнообщинного строя к собственно государства. В настоящее время в южных соседей скифивсколотив уже наблюдалось зарождение примитивных форм государства.

Начало эпохи железа (IX cm до н.э. - IV в н.э.) ознаменовалась вторым общественным разделением труда - отделением ремесленничества от земледелия, а также появлением государства. Попробуем проанализировать обстоятельства, при которых это произошло.

Этому предшествовало широкое применение железных орудий труда во всех отраслях производства, а также изготовление оружия из железа. Железная руда чаще встречается в природных месторождениях чем руда цветных металлов. К тому же железо легче добывать, хотя и трудно обрабатывать, зато изделия из него намного качественнее, потому крепкие и острые. Тысячелетний период раннежелезного суток в украинских землях характеризуется большимпрогрессом. В лесостепи Украины широко стало развиваться пашенное земледелие. А через массовое использование железного инвентаря начала расти производительность труда. Появились излишки продуктов, которые можно было обменивать на другие необходимые в хозяйстве вещи и предметы. Так продолжал развиваться товарообмен как предшественник торговли.

В степи все больше культивировалось кочевое скотоводство. Считается, что произошло это с наступлением пятисотлетнего засухи.

Борьба за выживание в таких сложных климатических условиях обострила отношения между кочевниками и земледельцами. Степняки наскакивали на поселение земледельцев, грабили их и разоряли возделанные поля и огороды, жгли дома и убивали их обитателей. Земледельцы, которые уже давно отвыкли от регулярных вооруженных упражнений, часто не успевали удачно защитить свою жизнь и имущество. Постоянная опасность со стороны степи заставляла земледельцев придумать надежную систему защиты. Это было одной из причин совершенствования общественного порядка в земледельцев. Если у трипольцев еще не было крупных поселений-городищ, хорошо укрепленных и с постоянной охраной, то в эпоху железа они были повсюду. Эти городища, предтечи будущих средневековых крепостей, были одновременно общественными, ремесленными и религиозными центрами.

Создавались военные дружины, сначала как личная охрана вождя или князя, а в случае необходимости и как военный отряд для защиты поселений-городищ. Так, из необходимости возникали новые формы общественных отношений и новые формы общественной жизни. Интенсивное развитие земледелия и военного дела стимулировал развитие ремесла. Одновременно жители этих краев переходили от товарообмена к торговле.

Три. эпохи социального развития первобытного общества как итог. В истории первобытного общества можно выделить три эпохи в соответствии с его социальным развитием:

I. Эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада.

II. Эпоха первобытного или родовой общины открывается появлением первых крепких форм социальной организации - рода и родовой общины. Именно в это время отчетливо проявляются основные черты формации - последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и равномерное распределение. В эту эпоху человек переходит от присваивающего способа ведения хозяйства к производящему.

III. Эпоха первобытной соседской (протоселянськои) сообщества во многих, хотя и не во всех, обществах начинается с появления металла, который использовали вместо камня, и во всех обществах - с прогрессирующего развития хозяйственной деятельности. В результате этого рос избыточный продукт, распространялись грабительские войны за накопления богатств. Равномерное распределение вытесняется трудовым. Общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, родовые связи постепенно разрываются и уступают место соседским. Появляются ранние формы эксплуатации, и в соответствии с этим зарождается частная собственность. Благодаря совершенствованию орудий труда и средств производства возникает дополнительный продукт

Как следствие этого происходит дифференциация однородного перед этим общества, зарождаются разные, противоположные по своим интересам слои населения, а затем и государство.

historyukrany.at.ua

Реферат Первобытнообщинный строй на территории Украины

Первобытнообщинный строй на территории Украины

План

1. Древнейшие земледельцы на территории Украины.

2. Кого вы народы на территории Украины.

3. Античные города - государства Пн. Причерноморья.

4. Формирование славян на территории Украины.

1. Первобытные люди появились на территории Украины около 800 тыс. лет назад. Ученые - археологи и антропологи считают, что древний человек пришла на Украину в первую половину палеолита в ашельского сутки. Данные о первобытных людей - неандертальцев дошли до нас через археологические памятники. Древнейшие стоянки первобытных людей - Королеве (Закарпатье), строительных, Лука - Врублевецкая, Молодово (Прикарпатье), Мизин (Чернигов), Житомирская стоянка, Кодак, Васильевка, Кручлик (Серия Поднепровья), Амвроситвка, Деркул (Донбасс), Китка - Коба (Крым).

Палеолит продолжался до Х тыс. до н. Х. Основным занятием была охота, рыболовство, собирательство. Уже изготовлялись простейшие орудия труда из камня; за этот период постепенно освоился огонь. Основными жилищами были пещеры, но встречаются и жилища из костей крупных животных (мамонта), что накрывались шкурами животных. Жили люди небольшими коллективами - родовыми первобытными стадами, которые в поисках пищи постоянно кочевали.

Около 40 тыс. лет до н. Х. в человеческом обществе происходят определенные изменения - кроме камня орудия изготавливаются также из костей. Происходит переход к матриархальной родовой общины, основной ячейкой общества становится род. Родовые общины объединяются в племена. Около 10 -6 тыс. до н. Х. - период мезолита - изобретен лук, осложняется орудия труда (накладные).

Наиболее важным периодом стал неолит (V - III тыс. до н. Х) - основная черта - переход от присваивая к воспроизводящим формам хозяйства - земледелия; скотоводства. Первыми одомашненными животными стали коровы, овцы, козы, свиньи. Одновременно происходит выделение ремесел-ткачества, гончарства; зарождается торговля; производство шлифованных каменных орудий труда.

Наиболее известные культуры эпохи неолита на территории Украины это:

культура линейно - ленточной керамики (Закарпатье, Волынь, Зап. Полесье)

Буго - днестровская к - ра (сер. VI - нач. IV тыс. до н. Х)

Крымская к - ра (V - IV тыс. до Н.Х)

Днепр - донецкая к - ра (2а пол. V тыс. до н. Х)

Сурская культура (V - поч.IV тыс. до н. Х) - Приазовья

культура ямочно - гребенчатой керамики (кин.V - IV тыс. до н. Х)

С IV тыс. до н.э. начинается эпоха энеолита, наивысшего развития в которой достигла Трипольская культура (IV - III тыс. до н. э). Создатели этой культуры заселяли территорию от Днепра до Карпат. По происхождению племена трипольцев были пришли и слились с неолитическим населением Буго - Днестровской к - ры. Открытая эта культура была Викентием Хвайкою напр. ХIХ в.

Главным занятием трипольцев было земледелие (рожь, ячмень, просо), занимались садоводством (слива, абрикос, алыча), скотоводством и рыболовством. Наряду с каменными и костяными орудиями труда появляются медные. Поселения трипольцев колеблются от нескольких десятков до сотен. Известные поселения - Ленковцы, Лука - Врублевецкая (Поднестровье), Троянов, Сандраки, Владимировка, Майданецкое, Усатово, но больше всего их на Черкасщине. Дома располагались сферическими кругами.

Из домашних животных разводили коров, свиней, овец, лошадей. Знали прядение, ткачество, гончарство.

2. Начиная со II тыс. до н. Х. человечество вступает в эпоху бронзы, когда происходит отделение скотоводства от земледелия и происходит переход к патриархату. Растет производительность труда и происходит переход от родовой общины к территориальной.

Среди народов, которые заселяли территорию Юж. Украина первыми в письменных источниках называются киммерийцы (Х - VIII вв. До н. Х.).

Киммерийцы производили уже железные вещи. Имели хорошо конное войско и совершали походы в Малую Азию, Междуречье. Можно говорить о формировании зародышей государства. До нас дошли имена киммерийских царей - Теумня, Лигдамие, Шандакматры.

Основой хозяйства киммерийцев было кочевое скотоводство, причем предпочтение отдавалось коневодству. Большую роль в жизни киммерийцев играла война. С IX в .. до н. Х. киммерийцы продвигались через Карпатские перевалы в Венгерскую котловину. Около VIII в. до н. Х.. Киммерийцы были разгром скифами.

На VI - V в. до н. Х. скифы сумели закрепиться в Сев. Причерноморье. Территории четко разделяет скиф на:

царских скифов (Крым и Нижне Поднепровья)

скифов - земледельцев (Левобережье)

кочевых - скифов

скифов - пахарей.

В скиф постепенно формируется ранньорабовласницька государство, наибольшего развития, которая достигла при царе Атея. От этого времени известны такие центры - Каменецкое городище, Неаполь Скифский.

В 513 - 512 гг скифы сумели разгромить персидскую армию. Границы скифского государства или Великой Скифии охватывают всю степную и лесостепную Украину. Наиболее известные курганы: Чертомлицкий, Солоха, Куль - Оба, Толстая могила.

С III - II в. до н. Х. скифов завоевывают племенной союз сарматов (аланы, язичы, аорты, роксоланы) - ирономовни кочевники, пришедшие из - из-за Волги. В I - II в. до н.э. сарматские племена воюют с Римской империей. В I пол. III ст. сарматы постепенно смешиваются с чотськимы племенами образовали в Пн. Причерноморье Готскую государство (Черняховская к - ра).

3. В VII в .. до н. е. В Пн. Причерноморье появляются греческие города - колонии. Первым греческим городом стала Борисфенида (о. Змеиный). Во II в. до н.э. здесь возникают города Тира, Ольвия, Керкинтида, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Тана. Большинство этих городов были рабовладельческими республиками, но в V в. до н. е. города - государства Керченского и Таманского пол - вел объединяются для борьбы против кочевников в Боспорское царство.

Причинами греческой колонизации были:

а) поиск новых рынков

б) демографический взрыв

в) аграрная проблема

г) политическая борьба в городах - метрополиях.

Население греческих городов занималось земледелием, виноградарством, рыболовством торговлей со скифами (зерно, рыбы, лес, меха). Наибольшего развития полисы достигли в IV - III в. до н. е. С II в. н. е. Города испытывают давление со стороны Мало Скифии и сарматов. Нач. И в. до н. е. большинство городов - полисов этого региона вошли в состав державы Митридата Евпатора. В I в. н. е. Весь регион попал в сферу влияния Римской империи. Большинство городов в упадок в IV - V в. н. е.

4. Праславянами археологических памятников называют Чернолесская культуру, в Х - VIIИ ст. до н. е. охватывала бассейн рек Росс, Буг, Тетерев. Славянство сформировалось именно в этом регионе. Позже

myreferat.net


Смотрите также