Эпоха бронзы и железа в первобытном искусстве. Бронзовый век - коротко о культуре и искусстве
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.4 Искусство эпохи Бронзы (2 тыс. До н. Э.). Эпоха бронзы и железа в первобытном искусстве


3. Искусство эпохи бронзы. Искусство первобытной эпохи

Похожие главы из других работ:

Искусство Древнего Рима, Византии, Италии

3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности Роттенберг Е.И. Искусство Италии. - М.: «Искусство», 1974. - С.5.. Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый...

Искусство первобытной эпохи

1. Искусство эпохи палеолита

Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных. Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину...

Искусство первобытной эпохи

2. Искусство эпохи мезолита и неолита

Принципиально изменилось изобразительное творчество в мезолитическую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кавказе, в Средней Азии, Африке...

Искусство первобытной эпохи

3. Искусство эпохи железа

Последнее тысячелетие до нашей эры - завершающий этап существования первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добывать значительно более прочный материал - железо...

Культура первобытного общества

1.3 Культура и искусство в века бронзы и железа

В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйства и появлением металлических (медь, бронза) орудий, усовершенствовавших способ производства, произошло крупное общественное разделение труда - ремесло отделилось от земледелия...

Первобытное искусство

2. Искусство эпохи Палеолита

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века...

Первобытное искусство

3. Искусство эпохи мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII--VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство...

Первобытное искусство

4. Искусство эпохи неолита

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000--3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями...

Первобытное искусство и архитектура

3.2.1 ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII - VIII тысячелетия до н.э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на встречу пришли другие. Стало развиваться рыболовство...

Первобытное искусство и архитектура

3.2.2 ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.

Таяние ледников в неолите или новом каменном веке (5000 - 3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями...

Развитие познавательного интереса в воспитании школьников в условиях интеграции технологического и исторического образования

Глава 1. Теоретические основы использования реконструкции женского костюма эпохи бронзы Южного Урала в музейных занятиях

...

Развитие познавательного интереса в воспитании школьников в условиях интеграции технологического и исторического образования

1.1 Реконструкция женского костюма эпохи бронзы Южного Урала

...

Развитие познавательного интереса в воспитании школьников в условиях интеграции технологического и исторического образования

1.1.4 Конструирование рубахи-платья эпохи бронзы

Проанализировав конструкции рубах из археологических памятников и этнографических источников, мы пришли к выводу, что рубаха-платье женщин эпохи бронзы Южного Урала должна иметь туникообразную конструкцию...

Развитие познавательного интереса в воспитании школьников в условиях интеграции технологического и исторического образования

1.1.5 Конструирование поясной одежды эпохи бронзы

Археологи, занимающиеся реконструкцией женского костюма эпохи бронзы на Южном Урале [6, 17], сходятся во мнении, что поясной одеждой женщин того времени были штаны...

Эпоха Возрождения

3. Искусство эпохи Возрождения

С изобразительным искусством и архитектурой связаны наивысшие достижения Возрождения. Все развитие в живописи, скульптуре и архитектуре в эту эпоху как бы подчинено стремлению к высшей точке, и именно на вершине...

cult.bobrodobro.ru

1.4 Искусство эпохи Бронзы (2 тыс. До н. Э.)

В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйства и металлических орудий (медь, бронза) произошло крупное разделение труда — ремесло отделилось от земледелия и скотоводства. Литейное дело, гончарное, ткацкое дело становятся самостоятельными отраслями производства. Художественная обработка металла становиться одним из основных видов творчества. В большом количестве начинают делать металлические украшения и мелкую пластику. Глиняные женские статуэтки исчезают. Образ мужчины — основной образ в искусстве.

Появляется частная собственность. В долине Нила, Двуречья и Китае возник рабовладельческий строй, классовые государства. Начинается развитие духовной деятельности человека: архитектуры и искусства, фольклора, эпоса, песни, музыки. Преобладающее значение получила архитектура, связанная с развитием религиозных представлений, с культом природы, т. е. духовными потребностями общества. Огромные, простые по формам сооружения возводились суровым трудом целой общины. К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи.

Менгиры — каменные столбы высотой от 1 до 20 м встречаются в Крыму и в Западной Европе. Они бывают как едва отесанные, так и выполненные в виде монументальных скульптур. Иногда столбы завершались головой человека или животного. Менгиры не были непосредственно связаны с захоронениями. Во Франции встречаются целые поля менгиров, тянувшиеся на 2–3 км. Порой к дольмену вел коридор, состоящий из наклонных плит или небольших менгиров.

Дольмены — стоповидные конструкции из больших каменных глыб встречаются на Кавказе и по всей Европе. Простейший дольмен — это два вертикальных камня, перекрытие третьим. Может быть четыре плиты, перекрытые пятой. Бывают многогранные, круглые многокамерные дольмены. Внутреннее пространство дольменов служило для родовых захоронений. Аллеи менгиров, сохранившиеся до настоящего времени, располагались равномерными рядами, между ними двигалось религиозное шествие, количество их доходит до тысячи.

Более сложные мегалитические постройки, имеющие округлую форму в плане и состоящие из грубо отёсанных глыб, носят название кромлехов. Самый грандиозный из них, возведённый в Стоунхендже (южная Англия, начало 2 тыс. до н. э.), имеет 90 м в диаметре. В центре 4-х концентрических колец, образованных поставленными вертикально синими камнями, находится круглая площадка диаметром 30 м. По предположению учёных, кромлех был святилищем солнца.

1.5 Эпоха железа

(начало 1 тыс. до н. э.)

Эпоха железа — это последний этап первобытного строя.

Появился новый тип архитектуры — крепости, оборонительные сооружения, затем погребальные сооружения — большие камеры в курганах. С течением времени углублялось содержание искусства, складывались и развивались его виды, появлялись художники-профессионалы, скульпторы, зодчие.

Развивается декоративно-прикладное искусство (оружие), чеканка, литье, ковка, ювелирное дело.

С уходом первобытного строя заканчивается безымянное художественное творчество.

1.5.1 Гольштатский период

Развитие получил на востоке (Северная Австрия, Албания) и западе.

Распространена мелкая пластика с религиозным смыслом.

Совершенствуется техника керамики. Керамика четкая, с правильными очертаниями, усложняется конфигурация. На стенках сосудов появляются цветные изображения, в рисунках применяется гипербола. Изображали животных и человека.

На стенах изображали сцены, особенно распространены сцены пиров, праздников — всадники, две борющиеся фигуры, женщина в колоколообразной юбке с поднятыми руками (богиня Солнца).

studfiles.net

Культурология контр

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Российский государственный

гуманитарный университет»в г. Великий Новгород

  1. (Филиал РГГУ в г. Великий Новгород)

Направление

080100 «Экономика»

ПЕТРОВ ВИТАЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

Художественная культура первобытного общества.

Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

студента 2-го курса заочного отделения группы 112 с

Проверил:

доцент

______________ Е.А. Гаричева

«_____»_____________________ 2013

Великий Новгород 2013

Содержание

Введение

1. Искусство эпохи палеолита

2. Искусство эпохи мезолита и неолита

3. Искусство эпохи бронзы

4. Искусство эпохи железа

Заключение

Список используемых источников

Введение

Первобытным искусством считают искусство первобытности, т.е. от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ. Первобытное искусство охватывает многие тысячелетия: несколько периодов позднего, или верхнего, палеолита, мезолита, неолита, эпоху бронзы и эпоху железа. Периоды палеолита названы по местам археологических находок. Эпохи развития человечества в разных местах Земли не совпадают по времени.

Термин "первобытное искусство" никак не означает упрощенное, невысокое по своему уровню творчество. Напротив, произведения, созданные на заре человечества, вызывают изумление и восхищение. В этот период возникли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм, следование натуре и условность, та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей.

О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, во второй половине XIX в., когда стали находить небольшие скульптуры, отдельные рисунки на кости или камне, на стенах пещер. Памятники и произведения первобытного искусства были обнаружены в самых разных местах земного шара, ибо уже к концу палеолита вся суша на более или менее пригодных для жизни участках была заселена людьми.

Главными занятиями первобытных людей были собирательство растений, пригодных в пищу, и охота на крупного зверя – бизона, шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя, дикую лошадь, оленя, кабана. В конце палеолита человек уже мог изготавливать разнообразные орудия труда, строить жилища, шить одежду с помощью костяных игл.

Совершенствование материальной культуры было последовательным и постепенным. В этом отношении человек верхнего палеолита с точки зрения современности находился, конечно, на примитивной стадии развития, а развитие искусства происходило иначе – первобытные люди создавали произведения, которые сегодня считают великими творениями! Почему же искусство появилось так рано и в такой зрелой форме? Каким был путь его начального развития?

То, что мы теперь называем первобытным искусством, зарождалось как часть единой жизнедеятельности человека, в которой нерасторжимо соединялись труд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды и художественное творчество. Первобытное искусство носило синкретический характер – искусство, мифология и религия были неотделимы одно от другого. Художников в современном понимании, т.е. людей, занимающихся искусством как профессией, конечно, не было. Изображения создавали те же охотники, хотя, вероятно, это делали наиболее способные к художественному творчеству.

Важнейшая черта первобытного искусства состоит в особом интересе к зверю, отразившем зависимость человека от окружающего мира, от сил природы. Безусловно, образ человека тоже занимал в нем определенное место, а в последние периоды приобрел во многих случаях и ведущее положение. Однако в первобытном искусстве в целом изображению человека придается не столь важное значение по сравнению с искусством последующих эпох, где человек будет играть центральную роль, а все остальное станет только фоном, на котором развертывается его деятельность.

                  1. Искусство эпохи палеолита

Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных.

Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину. Самый знаменитый из них – Зал животных. Изображения живых и мертвых бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов покрывают стены и потолок. В большинстве случаев фигуры животных размером до 2,2 м разрисованы охрой, древесным углем на голых стенах и сводах, а частично выгравированы. Коричневые и черные цвета содержат многообразные оттенки, кроме этого, древние художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало светотеневую моделировку формы. Исключительно точно переданы движения животных, фактура их шерсти. К сожалению, многие изображения потемнели от времени.

На одном из рисунков на потолке Альтамирской пещеры запечатлена мощная фигура бизона. Рисунок, которому около 20 тыс. лет, не только контурный, но и объемный. Он выполнен смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски. Бизон полон жизни, чувствуется трепет его напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову и выставив рога. Нет, это нельзя назвать примитивной живописью. Такому "реалистическому мастерству" мог бы позавидовать и современный художник-анималист.

Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей встречаются в Альтамире и весьма схематичные рисунки, отдаленно напоминающие человеческие тела.

Росписи настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал первобытный человек. Однако открытия пещер с росписями в разных странах стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. Обычно изображения находили в сырой и темной глубине пещер, куда попасть трудно – надо пробираться по узким коридорам, через колодцы и щели, часто ползком, даже проплывать через подземные реки и озера. В настоящее время только во Франции обнаружено около ста таких пещер, наиболее известная из которых Ласко.

На территории нашей страны особенно знаменита Каповая пещера на Южном Урале, в которой в 1959 г. было найдено более трех десятков рисунков животных, выполненных красной краской, к сожалению, некоторые из них плохо сохранились.

Росписи и рельефы покрывали десятки, сотни метров или даже несколько километров стен и сводов. Размеры изображений животных колеблются от 10 см до нескольких метров. Например, в Каповой пещере встречаются изображения мамонтов, лошадей, носорогов от 44 см до 1,12 м; на потолке Альтамиры бизоны нарисованы в натуральную величину, а в пещере Ласко есть изображения 4 – 6-метровых быков.

Места, где найдены изображения, были святилищами, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытных общин. Чтобы повлиять на успех охоты, человек прибегал к ритуалам. Первобытный охотник верил, что, рисуя животных, он как бы подчиняет их себе, а изображенное им вонзившееся копье убивает зверя. Перед изображениями совершались сложные ритуальные действия, в которых соединялись элементы танца, пения, инструментальной музыки, пантомимы. При этом люди определенным образом раскрашивали тела, надевали маски, шкуры. Все эти обряды помимо магических выполняли и другие функции: благодаря им развивалось мышление человека, закреплялись и передавались новым поколениям знания, умения и навыки, в том числе навыки общения, происходили эмоциональная разрядка и тренировка, удовлетворялись эстетические потребности.

Рисунки эпохи верхнего палеолита поражают не только мастерством и свободой исполнения, но и пониманием поведения животных. Знание повадок животных для первобытных охотников являлось вопросом жизни и смерти, от этих знаний зависели благополучие и само существование рода. Поэтому проникновение в жизнь зверей, мысленное слияние с ними было существенной чертой психологии человека каменного века. В магических обрядах, этих своего рода первых "театральных действах", зверь наделялся чертами человека и наоборот.

Звери изображались в различных позах, в движении: они идут, скачут, борются, щиплют траву. Часто их головы обращены назад, словно их преследуют охотники. Первобытные люди умели выразить в росписях, рельефах и гравированных изображениях, связанных с обрядами, определенное состояние зверя: испуг, настороженность, ярость, угрозу, удивление, любопытство, спокойствие, умиротворение. Рисунок исполнялся не одной краской, а несколькими, он приобрел объемность, чему способствовали переходы тона.

Нередко сходство с обликом того или иного зверя человек видел в выступе стены, в сталактите, обломке камня или рога и создавал изображение на этой основе.

Рисуя того или иного зверя на стенах святилища, человек не обращал внимания на то, что там уже было нарисовано множество животных: важно было исполнить свое изображение, перед которым охотники совершат ритуальный обряд. Поэтому рисунки наслаивались друг на друга, причем нередко так густо, что почти ничего нельзя было разобрать. Возможно, в таком наслаивании было умышленное намерение увеличить количество заклинаемых зверей.

Встречались сюжеты с ранеными или убитыми на охоте животными. Например, в пещере Ласко рядом с бизоном, пронзенным копьем, нарисован охотник, вероятно, убитый этим разъяренным, смертельно раненным животным. Человек в отличие от зверей нарисован крайне схематично. Лицо изображено с птичьим клювом, возможно, это маска охотника. Рядом с человеком лежит копье-металка, украшенная фигуркой птицы.

Магические обряды первобытного человека были направлены не только на победу над зверем, но и на размножение животных. Вероятно, поэтому нередко рисовали зверей, ожидающих потомство.

Особую группу составляют изображения странных существ, у которых человеческие черты сочетаются со звериными – оленя, бизона, мамонта, козла, разных птиц. Возможно, что чудовища – это люди, переодетые зверями, или придуманные символы.

Сам человек представлен в палеолитическом искусстве крайне небольшим по сравнению с животными количеством изображений. В основном это женские скульптурки малого размера (от 2 до 20 см), получившие название "палеолитические Венеры". Они были обнаружены в различных местах – от Средиземного моря до Байкала. Большинство статуэток решены обобщенно, руки у них едва намечены, черт лица нет совсем, зато подчеркнуто увеличены те части тела, которые имеют отношение к вынашиванию, рождению и вскармливанию ребенка. Такая трактовка женских фигур объясняется их магическим значением: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, росте и процветании первобытной общины. Эти статуэтки обычно находили заботливо укрытыми в особых ямах-кладовых.

Большинство палеолитических изображений были предназначены для магических целей, однако это не означает, что они не являлись истинными произведениями искусства. Мастерство исполнения, пластика образа, способность отбирать и обобщать характерные признаки зверя, передавать движение – все это позволяет говорить о художественном творчестве в эпоху позднего палеолита. Помимо заботы о добывании пищи и продолжении рода человеком уже в то далекое время владело чувство красоты, которое он стремился внести в свой быт, в свою повседневную жизнь. Орудия труда и вооружение, различная утварь украшались всевозможными изображениями и орнаментом, причем характер изображения искусно сочетался с формой. Например, копье-металки обычно заканчивались фигуркой или головкой животного. В виде животных стали воплощать стихии природы, небо и землю. Солнце и небо чаще всего олицетворяли птицы, воду и подземный мир связывали со змеей. Узоры орнамента также были условным выражением представлений человека о мире.

              1. Искусство эпохи мезолита и неолита

Принципиально изменилось изобразительное творчество в мезолитическую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кавказе, в Средней Азии, Африке. В отличие от палеолита теперь часто изображается человек и его действия. Росписи представляют собой многофигурные композиции: сцены ритуальных действий, охоты и вооруженных столкновений, загона скота, вызывания дождя, сбора меда и т.д. Фигуры людей и животных передавались сплошным силуэтом, красной или черной краской и были небольшими, редко достигая 75 см. Некоторые композиции имели значительные размеры. Например, "Большой фриз" в Испании включает около ста рисунков людей и десятки рисунков животных.

Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются, иногда почти сводятся к знаку. Это дает возможность усиливать динамику, ритм. Легкие, удлиненные лучники стреляют в бегущих оленей, стремительно несутся навстречу друг другу сражающиеся воины. Своеобразно стилизованы человеческие фигуры в кавказских петроглифах: люди в лодках обозначены просто черточками.

В таком изменении характера изображения, в утрате того первозданного реализма, который присущ росписям Альтамиры и Ласко, проявился всеобщий закон развития: нечто важное приобретается, зато нечто и утрачивается. Человек выработал способность мыслить отвлеченными категориями, отображать сложные явления. Возможно, схематизм возник потому, что ослабла наивная вера в изображение как в "двойника" человека или животного и на первый план выдвинулась необходимость обозначения, сообщения, рассказа о событии. В этом берет истоки пиктография – рисуночное письмо.

На художественное творчество влияли различные природные условия и соответствующий им образ жизни. Памятники искусства не претерпели значительных изменений по сравнению с прошлыми эпохами. В северных районах они даже в эпоху неолита обнаруживают многие черты, свойственные произведениям мезолита и палеолита. Например, петроглифы Сибири продолжают именно палеолитическую традицию: изображены преимущественно животные, в основном лоси. Исполнены они реалистически, с точной передачей характерных особенностей. Изображения человека встречаются редко, и они схематичны. Многофигурных сцен почти нет.

В Сибири и на Урале найдены произведения мелкой пластики, имевшие, вероятно, культовый характер, – фигурки медведя, рукоятки в виде головы лося, различные амулеты. Уникальным памятником является ковш в форме водоплавающей птицы, сделанный из дерева. Он смог сохраниться только благодаря тому, что находился в торфянике.

Среди петроглифов Скандинавии, побережий Белого моря и Онежского озера преобладают сложные композиции повествовательного характера. Это сцены охоты на лосей, оленей, крупную рыбу, изображения лодок с гребцами, охотников на лыжах. Рисунки в отличие от сибирских схематизированы, но зато они разнообразны, имеют множество интересных подробностей.

Памятники наскального искусства неолита и более позднего времени встречаются повсюду: в Испании и Португалии, Франции и Италии, Англии и Германии, Африке и Австралии. Изображения исполнялись не только на скалах и больших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рисунков, помимо фигур людей и животных, лодок и колесниц, запряженных лошадьми или быками, много различных знаков в виде кругов, спиралей, крестов, свастик, полумесяцев и других лунарных, солярных и иных символов. Это говорит о существовании у человека сложной мифологии и разнообразных культов природных стихий.

Особой известностью во всем мире, во многом благодаря сотням цветных копий, сделанных с рисунков, и фотосъемкам, пользуются росписи горного района Сахары Тассилин-Аджера. Этот район признан самым большим "музеем" доисторического искусства, хотя до сих пор обследованы лишь некоторые его участки. Рисунки были выполнены многими поколениями охотничьих и скотоводческих племен, населявших Сахару в те далекие времена, когда она была цветущей землей с богатым животным миром.

В изображениях этого периода наряду с несколькими примитивными, но жизнеподобными фигурками животных много необычного: насекомообразные человеческие фигурки; люди в одеждах, напоминающих скафандры, и в шлемах с антеннами; фигура в маске, заштрихованная мелкими белыми клеточками, по контуру которой как бы вырастают белые стилизованные цветы; "Рогатая богиня" – огромное изображение жрицы или богини земледелия. Антенны и шлемы скафандров обычно объясняют как схематизацию корзин и масок, но многие образы остаются до сих пор загадочными. Например, огромная фигура "Великого бога" с воздетыми руками, которому поклоняются круглоголовые фигурки.

Между 4-м и 3-м тысячелетиями до н.э. в Тассилин-Аджере обосновываются скотоводческие племена. В росписях пастухов представлены разнообразные живые сценки из повседневной жизни, большие стада быков, сцены войны, охоты, собирания злаков. Во всем первобытном искусстве эти росписи выделяются удивительно верным, пластичным изображением человеческого тела. В последующие периоды, когда в быт людей входит сначала лошадь, а потом верблюд, росписи постепенно схематизируются до сухого геометрического знака.

В Африке наскальное искусство, характерное для неолита, еще долго продолжало существовать у племен, сохранивших черты первобытности. Таковы росписи бушменов, живущих на юге континента: изображения, созданные там во 2-м тысячелетии до н.э. и во 2-м тысячелетии н.э. обладают значительным сходством.

В Европе наскальные росписи в новом каменном веке практически исчезают. Здесь широкое развитие получило изготовление и украшение глиняной посуды, а также мелкая пластика.

Посуду лепили еще без применения гончарного круга. Стенки сосудов покрывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской, налепами, насечками, ямками, углубленными линиями и штрихами. Орнамент составлялся из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик, крестов, из стилизованных фигурок животных и человека. Орнаментальные узоры служили не только для украшения посуды: многие из них воплощали представления человека об устройстве мира и имели магическое значение. К примеру, свастика в неолитических изображениях была обозначением благоприятного, счастливого объекта. В создании орнамента проявлялось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясности и одновременно чувство ритма, симметрии, гармонии, эстетическое чувство.

Среди мелкой пластики по-прежнему встречаются статуэтки женщин, связанные с культом плодородия. По сравнению с "палеолитическими Венерами" они весьма условны, а нередко и схематичны. В то же время во многих фигурках неолита очевидно сознательное стремление к красоте.

                  1. Искусство эпохи бронзы

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека – монументальная пластика и культовая архитектура.

Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевозможных бронзовых изделий оставались животные, каждое из которых, как уже говорилось в предыдущих разделах, имело определенный магический, символический смысл. Фигуры зверей трактовались по-разному – в зависимости от назначения и характера изображения. В кургане близ Майкопа найдены отлитые из золота и серебра фигурки быков, которые были укреплены на стержнях, поддерживающих балдахин, и золотые бляшки в виде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения созданы в монументально-реалистическом стиле. Когда же фигурки животных служили украшением каких-либо предметов, изображения подчинялись формам предметов и декоративно обобщались, превращаясь в узор. Таковы гравированные рисунки на кавказских бронзовых сосудах, поясах, топорах, где в стилизованных фигурках не всегда можно распознать породу зверя. Например, сюжетная сценка на булавке в виде секиры напоминает орнаментальную вязь, но при ближайшем рассмотрении можно различить двух собак, нападающих на оленя.

Основным источником культурных и художественных ценностей той эпохи стали курганы, где сохранилось огромное количество разнообразных вещей для загробной жизни.

                  1. Искусство эпохи железа

Последнее тысячелетие до нашей эры – завершающий этап существования первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добывать значительно более прочный материал – железо, орудия из которого окончательно вытеснили каменные и частично бронзовые.

В этот период, для которого характерны жесткие грабительские войны, еще более усилилась роль военных предводителей и племенной аристократии. Дальнейшее имущественное расслоение привело к появлению патриархального рабства.

В Западной Европе последний этап истории первобытного общества представлен культурой кельтов, оседлых земледельческих племен, селившихся по берегам рек. В ее развитии выделяют два периода – гальштатский и латенский.

Гальштатская керамика, созданная на гончарном круге, отличалась четкостью и правильностью очертаний. Помимо орнамента сосуды украшались изображениями зверей и людей. Большая, а иногда и главенствующая роль человека в изобразительном искусстве отражает новые черты в мировоззрении людей эпохи железа. Художники стремились показать все стороны жизни человека: на стенках ситул гравировались сцены пиров, празднеств с игрой на музыкальных инструментах, кулачных боев, битв, охоты, религиозных процессий, жертвоприношений.

Кельты были искусными литейщиками, ювелирами. Они создавали великолепное воинское снаряжение и орудия труда, богато декорированную утварь и разнообразные украшения: браслеты, гривны, фибулы, броши. Среди предметов, находящихся в могиле около урны с прахом, были миниатюрные культовые повозки. Иногда к ним добавляли птиц, которым отводилось большое место в кельтской мифологии: они соприкасались с потусторонним миром.

В 1–м тысячелетии до н.э. значительную роль сыграла скифская культура. В широком понимании – это культура многочисленных кочевых и полукочевых племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в Южной Сибири. О происхождении племен, населявших столь обширные территории, пока нет единого мнения. Установлено только, что они принадлежали к европейскому типу, а их язык – к иранской группе индоевропейской семьи языков. Возможно, скифами первоначально именовали себя лишь несколько племен или даже одно племя, которое в первые века 1–го тысячелетия до н.э. вторглось с востока в Причерноморье и подчинило себе близкородственное ему коренное население этих мест.

Скифские племена предпринимали далекие походы – в Урарту, Ассирию, Фракию, Палестину, Сирию, Египет, Китай. Их силу составляла конница, которая считалась непобедимой. Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами.

Художественное творчество скифов проявилось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства. Сам образ их жизни определял характер и назначение создаваемых произведений: это были украшения человека, оружия, конской упряжи. Причем все эти произведения не только служили украшениями, но и выполняли магическую роль, выражали религиозно-мифологические представления скифов.

Наиболее яркой особенностью самобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль. В отличие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям хищников – кабанов, львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Конечно, изображались и олени, козлы, бараны, кабаны, рыбы. Большое внимание в скифском искусстве уделялось и образам фантастических животных, например грифонам – зверям с телом льва, головой и крыльями орла. Звери обычно представлены в канонических позах, выражающих напряженное состояние или борьбу.

Кроме целых фигурок мастера нередко делали только головы, клювы, копыта, лапы тех или иных зверей и птиц. Закреплено было и расположение многих изображений на определенных местах: так, на псалиях часто встречаются лошадиные копыта или птичьи лапы, на рукоятках кинжалов – головы или клювы птиц, рыб гравировали только на конских налобниках или небольших бляшках. Обладателю вещей стремились придать качества, присущие изображенным животным, а также защитить его.

В произведениях звериного стиля реалистичность соединялась с декоративностью, стилизацией. В начале развития скифской культуры (VII–VI вв. до н.э.) изображение животного чаще всего было обобщенным, но близким к натуре. Такова, например, отлитая из золота пантера, найденная в Келермесском кургане на Кубани. Фигурка зверя, служившая украшением щита, сделана в очень выразительной, напряженной, воинственной позе. Достоверность облика пантеры не снижается из-за того, что на ее хвосте и лапках, чтобы усилить магические свойства изображения, помещены свернувшиеся хищники.

Со временем в скифском искусстве нарастают декоративность, узорчатость, схематизм. Фигуры животных теряются в сложном орнаментальном мотиве. Но при этом всегда сохраняются высокое композиционное мастерство, выразительность.

В курганах обнаружено не так много художественных изделий, но найденное поражает необычайным разнообразием. Такого богатства декоративных форм и материалов археологи нигде в скифских курганах не встречали. Здесь находились: деревянная скульптура всевозможных видов; объемные и силуэтные фигурки, выполненные из войлока, кожи, сафьяна, бересты и меха; золотые изделия сочетались с цветной пастой, бирюзой или эмалью; в глаза золотых животных были вставлены самоцветы.

studfiles.net

Бронзовый век - коротко о культуре и искусстве

Бронзовый век стал вторым поздним периодом эпохи металла. Он охватывает века с XXV до XI до н.э. и условно делится на три этапа:

  • Ранний – XXV по XVII вв..
  • Средний – XVII по XV вв.
  • Поздний – XV по IX вв.

Бронзовый век характеризуется усовершенствованием орудий труда и охоты, но до сих пор ученые не могут понять, каким образом древние люди пришли к мысли о плавлении медной руды металлургическим способом. Бронзовый векБронза стала первым металлом, полученным путем сплава олова и меди, часто с добавлением сурьмы или мышьяка, и по своим свойствам превосходила мягкую медь: температура плавления меди – 1000°С, а бронзы – около 900°С. Таких температур добивались в небольших печах-тиглях с острым дном и толстыми стенами. Формы для отливки орудий труда и охоты изготавливали из мягкого камня, а жидкий металл разливали глиняными ложками.

Развитие бронзового литья привело к усовершенствованию производительных сил: некоторые пастушьи племена перешли к кочевому скотоводству, а оседлые продолжали развиваться и перешли к плужному земледелию, что послужило началом социальных изменений внутри племен. Культура бронзового векаКроме того, культура бронзового века начинает меняться: в роду устанавливаются патриархальные отношения – укрепляется власть старшего поколения, усиливается роль и положение мужа в семье. Свидетелями служат парные захоронения мужа и жены со следами насильственной смерти женщины.

Начинается расслоение общества, социальные и имущественные различия между зажиточными и бедными слоями становятся все больше: появляются большие многокомнатные дома с четкой планировкой, богатые поселения растут, сосредотачивая вокруг себя более мелкие. Постепенно расширяясь, они образуют первые города, в которых активно развивается торговля и ремесла, в бронзовый век зарождается письменность. Это было очень важным моментом.

Искусство бронзового века развивалось вместе с совершенствованием орудий труда: наскальная живопись приобрела четкие, строгие очертания, а геометрические схемы сменили разноцветные рисунки зверей. В этот период появляется скульптура, орнаменты (в украшениях орудий труда и предметов бытовой жизни), пластика. Именно в орнаментах проявился символический изобразительный язык, который у каждого рода был свой. Орнаментальная живопись носила характер оберегов: защищали сосуды для пищи от злых духов, притягивали изобилие, дарили здоровье семье.

Интересны знаменитые росписи Каракола, изображавшие странных существ, в фигурах которых переплетались звериные и человеческие черты. Сочетание анфаса и профиля в одном человеческом изображении сближает эти фигуры с древнеегипетским искусством – все эти картины отражали космогонические представления древних о происхождении человека, о взаимодействиях людей и богов при переходе в мир мертвых. Такие рисунки были выполнены черной, белой и красной краской на стенах погребальных ящиков, а на черепах умерших были обнаружены следы рисунков, выполненных красной краской.Искусство бронзового векаКроме необходимых орудий, древние люди научились изготавливать литые и кованые бронзовые, золотые медные украшения, которые декорировали чеканкой, камнями, костью, кожей и ракушками.

Бронзовый век был предшественником железного, который поднял цивилизацию на более высокий уровень развития.

fb.ru

Эпоха бронзы | Artiques.ru

(ок. 2 тыс. до н.э.)

В эпоху бронзы, с введением новых форм хозяйства и металлических (медь, бронза) орудий, совершенствовавших способ производства, произошло первое крупное общественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Среди племен выделялись пастушеские, занимавшиеся приручением и разведением скота. Появился ткацкий станок.На этой основе совершилось второе крупное разделение труда - ремесло отделилось от земледелия. Совершался дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, окончательно утвердился патриархат. Все это сыграло большую роль в развитии цивилизации. В долине Нила, в Двуречье и Китае возникли рабовладельческий строй, классовые государства. В других районах происходило объединение нескольких родов в племя, усиление роли старшего в патриархально-родовом обществе. Совершался переход к более высокой организации труда, обеспечившей накопление добавочных продуктов. Это создало благоприятные условия для развития сфер духовной деятельности человека: искусства, фольклора, эпоса, песни, музыки.

Преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть духовными потребностями общества. Грандиозные, простые по формам сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины и были выражением единства рода, его мощи, К мегалитическим сооружениям (то есть выстроенным из громадных камней - по-гречески «мег» — большой, «лит» — камень) относятся: менгиры, дольмены, кромлехи, найденные в различных странах Европы. Одинокие сигаровидные каменные столбы – менгиры, доходящие порой до 20 м высоты (менгир в Бретани, Франция), несут в себе черты и архитектуры и скульптуры. Иногда на них высекались рельефы, иногда их формы сближались с человеческой фигурой (юг РФ, Франция), рыбой (Армения) или изображением зверя (Сибирь). Возможно, менгиры были предметом поклонения или служили надгробиями. Они возводились на возвышении, порою были центром поселения, тянулись параллельными рядами на несколько километров. Сила воздействия на зрителя достигалась сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с небольшими деревянными хижинами или землянками жилых селений.

Архитектурное начало сильнее выраженное в дольменах. Это погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных обтесанных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для родовых захоронений. Дольмены широко распространены в Западной Европе, в Северной Африке, мегалитические сооружения в Крыму и на Кавказе относятся к 5 - 2 тыс. до н. э. Они возникали и позже.

Величественный характер архитектуры этого времени выразился в аллеях менгиров - вертикально поставленных огромных отвесных камнях, количество которых доходит до тысячи. Равномерно расположенные параллельными рядами на обширной территории, они ритмически упорядочивали торжественное религиозное шествие, придавали ему общественный характер. Аллеи, менгиров встречаются в Закавказье, в Армении («Каменное войско»), в Западной Европе, по побережью Средиземного моря и Атлантического океана. Особенно знаменита своей грандиозностью аллея менгиров в Бретани (Франция).

Аллея менгиров в Карнаке. Бретань

Более сложные мегалитические Постройки - кромлехи. Самый грандиозный из них возведен в Стоунхендже (нач. 2 тыс. до н. э., Южная Англия) из огромных, грубо обтесанных четырехгранных глыб синего камня.

Стонхендж близ Солсбери. Южная Англия

В плане - это круглая площадка диаметром в 30 м, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней. Кольцо внешнего круга из тридцати каменных столбов, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода, внутреннее кольцо, в центре которого находилась большая каменная плита - возможно, алтарь, составлено из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков синего цвета, попарно поставленных и перекрытых плитами. Архитектурный замысел кромлеха прост, но исполнен символического смысла. Он, очевидно, был святилищем солнца.Кромлех в Стоунхендже сложное пространственное построение, имевшее большое значение для дальнейшей эволюции архитектуры. Здесь впервые появилась центрическая, упорядоченная композиция, выявлены основные принципы тектоники - взаимоотношения несущих и несомых частей. В ритмичном чередовании пролетов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады.

В эпоху железа (нач. 1 тыс. до н. э.) появился новый тип архитектуры - крепости, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб на территории современной Франции, Балканском полуострове, Закавказья.Эти и другие памятники, например богатейшие погребальные сооружения - большие камеры в курганных погребениях вождей племени, свидетельствуют о наступающем распаде первобытного общества.В первобытном обществе существовало только безымянное художественное творчество, принадлежавшее всему обществу, единство которого было основано на кровнородовых отношениях. С возникновением классового общества углублялось содержание искусства, расширялись его познавательные и эстетические возможности, складывались и развивались различные его виды, появлялись художники-профессионалы. Этот процесс, однако, сопровождался утратой наивной непосредственности, характерной для искусства первобытного общества.

artiques.ru

Искусство неолита и бронзового века.

Обратная связь

Живопись первобытной эпохи. «Звериный» стиль.

Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до - и бесписьменная культура. Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н.э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения). В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно - в XVI в). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Мегалитическая архитектура.

Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности. Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение. Типы мегалитических сооружений: менгир — одиночный вертикально стоящий камень. Кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг. Дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней. таула — каменное сооружение в форме буквы «Т». трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня. сейд — в том числе сооружение из камня. каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями. крытая галерея. лодкообразная могила. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической. Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов: 1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.

На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". 2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим. 3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока. Первоначально дольмены служили для погребений. Трилит можно назвать простейшим дольменом.

Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. 4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.

Палеолитическое искусство.

Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.

В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие. В верхнем палеолите усложняется техника охотничьего хозяйства. Зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. В ходе вызревания родового строя крепнет и усложняется по своей структуре первобытная община. Развиваются мышление и речь. Неизмеримо расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир. Наряду с этими общими достижениями в развитии культуры большое значение для возникновения и дальнейшего роста искусства имело и то специфически важное обстоятельство, что человек верхнего палеолита теперь стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок. Он овладел также новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме — в скульптуре и резьбе. Жизненный, реалистический характер искусства палеолита не ограничивается мастерством в статической обрисовке формы тела животных. Наиболее полное своё выражение он нашёл в передаче их динамики, в умении схватывать движения, передавать мгновенно меняющиеся специфические позы и положения.

Даже в тех случаях, где наблюдаются большие скопления рисунков, в них не обнаруживается никакой логической последовательности, никакой определённой смысловой связи. Такова, например, масса быков в росписи Альтамиры. Скопление этих быков — результат многократной прорисовки фигур, простого их накопления в течение длительного времени. Случайный характер таких сочетаний фигур подчёркивается нагромождением рисунков друг на друга. Быки, мамонты, олени и лошади беспорядочно налегают друг на друга. Более ранние рисунки перекрываются последующими, еле просвечивая под ними. Это не результат единого творческого усилия мысли одного художника, а плоды несогласованной стихийной работы ряда поколений, связанных только традицией. Тем не менее в отдельных исключительных случаях, особенно в миниатюрных работах, в гравюрах по кости, а иногда также и в росписях пещер обнаруживаются зачатки повествовательного искусства и вместе с тем своеобразной смысловой композиции фигур. Это прежде всего групповые изображения животных, означающие стадо или табун. Возникновение подобных групповых рисунков понятно. Древний охотник постоянно имел дело со стадами быков, табунами диких лошадей, с группами мамонтов, являвшихся для него объектом коллективной охоты — загона. Именно так, в виде стада, они в ряде случаев и изображались. Такой характер имеют, например, замечательный фриз из скачущих друг за другом мохнатых горбоносых лошадок в пещере Ляско (Франция) или схематический рисунок на кости, изображающий группу диких ослов или лошадей в виде шеренги, обращённой головами к зрителю. Сюда же относится изображение группы оленей, у которых видны одни только ветвистые рога; оно живо передаёт непосредственное впечатление «леса рогов», возникающее и в наше время при первом взгляде на табун оленей в голой чукотской тундре. Ещё интереснее красочный рисунок из пещеры Фон-де-Гом (Франция). Слева на нём видна группа лошадей, обращённых головами в одну сторону, туда, где на одном с ними уровне стоит лев с изогнутой спиной и выгнутым хвостом, готовый к прыжку на лошадей.

Палеолитическое искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений при роде, чёткостью и симметричным рас положением линий, силой цветовой гаммы этих изображений.

Обильные и тщательно выполненные украшения радовали глаз человека. Возник обычай покрывать орнаментом самые простые бытовые вещи и придавать им нередко скульптурные формы. Таковы, например, кинжалы, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла, копьеметалка с изображением куропатки. Эстетический характер этих украшений нельзя отрицать даже и в тех случаях, когда такие украшения приобретали определённый религиозный смысл и магический характер.

Искусство палеолита имело огромное положительное значение в истории древнейшего человечества. Закрепляя в живых образах искусства свой трудовой жизненный опыт, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности и глубже, всестороннее познавал её, а вместе с тем обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства, означавшее огромный шаг вперёд в познавательной активности человека, вместе с тем во многом способствовало укреплению социальных связей.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н. э.). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами — так называемые "Венеры", по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизирующие плодородие. Подобные "Венеры" найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Древнейшие памятники искусства были найдены в Западной Европе. Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:

натуральное творчество — композиция из туш, костей, натуральный макет;

искусственная изобразительная форма — крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

верхнепалеолитическое изобразительное творчество — роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России — из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища).

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От использования готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься скотоводством и земледелием.

Искусство неолита и бронзового века.

К эпохе неолита (новый каменный век) и бронзового века относятся изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства — керамика, обработка металла. Люди стали делать луки, стрелы, глиняную посуду. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, — огнеупорная глина. Художественный язык керамики — язык, благодаря которому сохраняется память о данной общности. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа — камень, дерево, кость.

Развитие производительных сил ведет к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития — к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.

В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы — знаки-символы, которые известны во всех местах обитания человека.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

Достижения и занятия

1. Новые черты общественной жизни людей:

- Переход от матриархата к патриархату.

- В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.

- В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.

- Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.

- Стали появляться армии и профессиональные воины.

- Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

2. Началось разделение труда, формирование технологий:

- Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством. Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.

- В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.

развиваются прядение и ткачество. В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных. Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год. Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты — лось был «хозяином тайги» наравне с медведем. Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз. Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами. На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.

Наскальная живопись бушменов. Неолит.

- Острота и точность рисунка, грация и изящество.

- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.

- Стремительность жестов, движений.

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.

Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. Искусство становится более разнообразным, распространяется географически. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы (рисунки на скалах), изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта - все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своебразным "изобразительным языком", знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства проявляется в орнаменте и в первую очередь в традициях орнаментации керамики. Отразить все разнообразие искусства бронзового века невозможно в рамках этого сжатого очерка. Остановимся лишь на некоторых наиболее интересных материалах.

В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть с духовными представлениями общества. Мегалитические сооружения возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.



pdnr.ru

I. Эпоха бронзы (2 тыс. до н.э.).

Лекция № 2. «Первобытное искусство эпохи бронзы и железа»

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Эпоха бронзы

Майкопская культура.

Кобанская культура.

II. Эпоха железа.

Гальштаттская культура.

Скифская культура.

III. Список литературы.

IV. Список основных артефактов.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

I. Эпоха бронзы (2 тыс. до н.э.).

Завершается дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, окончательно утвердился патриархат. Все это сыграло большую роль в развитии цивилизации. Пользуясь достижениями новой эпохи, люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в рамках которой оставался полученный прибавочный продукт. Так зародилась частная собственность, приведшая к имущественной дифференциации. Вскоре в некоторых районах (Передняя Азия, Индия) складываются раннеклассовые объединения.

Металл, обнаруженный ещё в эпоху неолита, начинает играть в жизни человека всё более значительную роль. Люди научились изготовлять бронзу (сплав олова и меди), которая очень быстро вошла в быт людей и облегчила многие трудовые процессы. Улучшалась обработка земли. Это способствовало дальнейшему совершенствованию производства.

Добыча и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. Поэтому литейное дело, как и гончарное, и позже ткацкое становятся самостоятельными отраслями производства.

С изобретением нового материала – бронзы, значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались военные столкновения за владение скотом, пашнями, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохраняется после его смерти: недаром первые заупокойные сооружения - курганы появляются в эпоху металла.

Усложняется культ предков и культ плодородия, обрастая новыми обрядами и церемониями.

Усиливается локализация культур. Художественная обработка металла (торевтика) становится одним из основных видов творчества. В большом количестве изготавливаются металлические украшения: браслеты, серьги, кольца, подвески, пряжки, застежки-фибулы и др. Богато и разнообразно украшается оружие.

Искусство в эту эпоху почти всегда было связано с религиозно-магическими идеями и образами.

Мелкая пластика этого периода представлена зооморфными и антропоморфными статуэтками, выполненными из металла и глины. Исчезают женские статуэтки, вытесненные в эпоху патриархата мужским изображением.

Зверь по-прежнему чрезвычайно интересует художников. В большинстве случаев изображение зверя является украшением предмета практического назначения. Керамика эпохи бронзы продолжает совершенствоваться, изделия приобретают более правильную форму (в некоторых районах был уже изобретен гончарный круг).

Но самым важным явлением, характеризующим почти повсеместно поздний неолит и эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура, появившаяся в это время во многих местах Европы и Азии и свидетельствующая о больших изменениях, происшедших в жизни первобытного человека.

Памятники мегалитической архитектуры - свидетельство новых идеологических, духовных и эстетических потребностей, запечатленных в новых, ранее не существовавших формах. Первобытный человек уже давно умел возводить жилые постройки - он строил полуземлянки, деревянные дома на сваях, жилища из глины и жердей - в эпоху неолита, но это были утилитарные (жилые) постройки.

Памятники же мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми идеями, которые в эту эпоху значительно усложняются. Сооружения, требующие затраты усилий огромного числа людей, несли в себе образное начало и были художественным выражением важных для первобытного человека задач.

Мегалитические (от греч. мегалит — большой камень) постройки можно разделить на три вида: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры – представляли собой вертикально поставленные, грубо обработанные камни, несущие в себе черты архитектуры и скульптуры. Размер их колеблется от одного до двадцати метров, менгиры бывают как едва отесанными, так и выполненными в виде монументальной скульптуры. Таковы вишапы – монументальные изображения в виде рыбы, созданные в Армении. Рыба трактовалась как божество - покровитель воды.

Иногда каменные столбы завершены грубо проработанной головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Сибирь) (Рис. 33). Менгиры имели ритуально-культовое назначение, но они не были непосредственно связаны с захоронением. Как правило, они выполняли самостоятельную функцию, возможно, были объектом поклонения или обозначали место церемоний. Во Франции встречаются целые поля менгиров - это регулярные ряды вертикальных каменных столбов, тянущихся на 2 - 3 километра. Менгиры так же встречаются в Прикубаньи и на Кавказе (рис. 34).

Дольмены - это довольно сложные сооружения, своеобразные в разных районах, но всегда с ясно выраженной целью, конструкцией несущих и несомых частей. Дольмены состоят из двух или четырех вертикально поставленных отесанных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Архитектурное начало хорошо выражено в этом типе мегалитических построек. Плиты, из которых сложены дольмены, всегда тщательно отесаны изнутри. Назначение дольменов - быть родовой усыпальницей, местом захоронения членов рода. Тяжелые, приземистые сооружения с отверстием на одной из фасадных сторон напоминают жилые дома. Дольмены бывают многогранными, квадратными и круглыми в плане, с несколькими камерами. Порой к дольмену вел коридор, состоящий из наклонных плит или небольших менгиров. В некоторых дольменах внутренние поверхности плит покрыты символическими знаками, нанесенными краской или сделанные врезанной линией. Дольмены широко распространены в западной Европе, в Северной Африке, в Крыму и на Кавказе (Рис. 35).

Кромлех - это каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь или является самостоятельным сооружением, состоящим из нескольких концентрических окружностей. Кромлех так же имел ритуально-культовое назначение.

Самое знаменитое и крупное сооружение такого типа - Стоунхендж (графство Ультшир, Англия) (Рис. 36, 37). Стоунхендж состоит из 125 каменных глыб весом до 25 тонн. Причем горы, откуда были доставлены эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа. Ансамбль состоит из нескольких концентрических кругов разной величины, составленных из каменных столбов. В центре сооружения, имеющего строго продуманную планировку, лежит квадратная плита - жертвенник, которая, очевидно была смысловым центром всей архитектурной композиции.

Есть предположение, что этот кромлех служил чем-то вроде астрономического наблюдательного пункта, так как ныне установлено, что вертикально стоящие пары больших камней образуют пространство, сквозь которое легко наблюдать в определенные периоды движения Солнце, Луну и др. планеты.

Сравнительно однотипный характер мегалитических построек, примерно одинаковое время их появления в Европе, огромное количество их и необычайно широкое распространение свидетельствует о существовании каких-то однородных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти грандиозные постройки повсюду от Ирландии до Бирмы и Кореи, и от Скандинавии до Мадагаскара.

В эпоху бронзы появился ещё один вид сооружений – это большие десятиметровые курганные насыпи над захоронениями отдельных, видимо, знатных членов коллектива. По окружности ставили каменные плиты (курган около с. Вербовка Черкасской обл.) (Рис. 38), а насыпь обкладывалась деревянными плахами или досками.

В степном Причерноморье над курганами помещали так называемые каменные бабы – надмогильные памятники в виде антропоморфных фигур (Рис. 39). В ранние периоды бронзы эти каменные изваяния ещё весьма примитивны, и только позже (скифская эпоха) они получают более законченное пластическое выражение.

Появляется в эпоху бронзы и новый тип архитектурного сооружения - крепости оборонительного, защитного назначения. Крепости из циклопического (большого размера камни почти не обработаны) камня без связующего вещества. Стены крепости состояли из двух рядов камней, промежуток засыпан мелким строительным материалом.

Таким образом, в эпоху бронзы появилась монументальная каменная архитектура культового преимущественно назначения и монументальная пластика, с ней связанная, посвященная образу человека.

Естественно, что развитие культуры бронзового века в первую очередь связано с районами, где добывался металл. Остановимся на своеобразных культурах этой эпохи, таких как Майкопская и Скифская культуры.

 

Майкопская культура.

 

Майкопская культура – это культура Северного Кавказа эпохи бронзы. На Северном Кавказе бронзовый период хорошо характеризуется Майкопским курганом (Кубань, г. Майкоп), это одно из богатейших погребений бронзового века, имеющее мировую славу. Раскопан курган в 1897 году. Ученые относят его к началу 2 тыс. до н. э. Здесь, на Кавказе, был получен самый первый металл на территории бывшего СССР.

Под одиннадцатиметровой земляной насыпью находилась могила площадью 20 кв. м., разделенная на три неравных части. В каждом отделении было погребено по одному человеку, полагают, это были вождь его жена и слуга. Обращает на себя внимание обилие погребального инвентаря. Голову умершего вождя украшала двойная повязка - диадема, на шее - золотые, серебряные, сердоликовые бусы, на руке - бирюзовый браслет. При погребении над покойником установили матерчатый балдахин с прикрепленными к нему золотыми штампованными бляшками в виде бычков и львов.

Эти скульптурные украшения, сделанные с удивительным мастерством, поражают верностью передачи внешнего облика животного (Рис. 40).

Серебряные круглодонные сосуды из захоронения по-новому и очень интересно украшены. На шаровидном тулове размещены гравированные изображения животных - быков, антилопы, лошадей. По волнистому горлу венчика идет зигзагообразная линия, воспроизводящая Кавказские горы и сбегающие с них реки. Элементы пейзажа - то новое, что появилось в эпоху бронзы.

Выплавка и дальнейшая обра­ботка металла достигли необычайной вы­соты. Широкое распространение получили ювелирное дело и металлопластика, как круглая скульптура, так и рельеф. В ме­таллических изделиях в качестве дополнительных украшений стали употреблять­ся другие материалы: цветная паста и камни. Мастера, отливая сосуд в металле, находят уже новые, специфические для этого материала формы, как в целом, так и вдеталях.

Не менее достойна внимания по своим пластическим качествам металлическая круглая скульптура. Это, прежде всего разнообразные украшения колесниц, ложа и фигурные навершия, игравшие само­стоятельную роль.

Сюжет скульптур связан с широко рас­пространенными у скотоводов образами культа плодородия и культа солнца — это олени, бычки и птицы (Рис. 41).

Своеобразной областью творчества являются металлические пояса, покрытые сплошь гравирован­ным рисунком (Рис. 42). Кроме чисто орнаментальных компо­зиций, состоящих из прямоугольных и криволинейных форм, довольно часто встречаются пояса с изображением иду­щих животных.

Все композиции нарисованы тонкой, четкой, но беспокойной линией, дающей динамичные и выразительные силуэты, благодаря чему изображения животных органически сочетаются с орнаменталь­ными мотивами, образуя единую декора­тивную поверхность.

Майкопская культура являются яркой страницей истории искусства первобытного общества эпохи бронзы. Здесь развивается строительство, ювелирное дело, металлопластика, а также металлическая круглая скульптура.

 

Кобанская культура.

 

Кобанская культура – это культураСеверной Осетии и Кавказа эпохи бронзы. В отличие от Закавказья тут процесс расслоения первобытного общества шел медленнее. Здесь нет таких богатых захоронений, как в Закавказье. Мастерство кобанцев выразилось, прежде всего, во всевозможных изделиях из металла. Создатели кобанской культуры - оседлые кавказские аборигены. Основа их хозяйства - отгонное скотоводство, земледелие, металлопроизводство.

Предметы кобанского прикладного искусства можно разделить на две группы:

1. плоскостно-графические, широко представлены различнымирисунками и узорами на металле и керамике.

2. объемно-пластические скульптуры из бронзы и глины. Свойственнареалистичность, совершенство пластической формы.

Особой известностью пользуются небольшие бронзовые топорики ритуального назначения особой формы, распространенной только у кобанцев. Топорики украшались гравированными графическими рисунками, обычно это были олени, лошади, собаки и змеи (Рис. 43).

Особое значение кобанского искусства в том, что оно создало прочные и глубокие традиции, обогатив культуру позднейших племен Кавказа, и традиции эти дожили до наших дней в искусстве народов Северного Кавказа.

В мелкой пластике из металла чаще всего изображаются козлы, бараны, олени, собаки, отдельные головы животных и че­ловеческие фигуры (Рис.44). Отлитые из металла, они явно несут следы традиции примитивной лепки из глины, и только позже выраба­тываются соответствующие новому мате­риалу приемы.

В более поздних памятниках кобанской эпохи наблюдается стремление передать животных в более динамичной позе (Рис. 45, 46).

Бронзовый век - несомненно, новая ступень в развитии человечества. Художественная обработка металла становится одним из основных видов творчества. Металл совершенствует способы производства. Искусство приобрело новые формы. В эпоху бронзы появляется монументальная архитектура и монументальная пластика, не связанная с бытовыми задачами.

Культура эпохи бронзы огромный шаг вперед в истории человеческого общества и художественной культуры.

 

stydopedia.ru


Смотрите также