Воспитание в первобытном общинном строе. Этапы развития педагогической науки Первобытно-общинный строй Воспитание
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

I. Воспитание в условиях первобытно-общинного строя. Воспитание в первобытном общинном строе


Краткая история общественного воспитания детей

Воспитание детей в период первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального строя и эпохи возрождения. Воспитание имеет классово-исторический характер. Его задачи, содержание и методы изменяются под влиянием условий общественной жизни.

В развитии первобытного общества и самого человека, как указывают основоположники марксизма, огромное значение имела трудовая деятельность людей. Звуковой язык помог людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство. При первобытнообщинном строе существовал коллективный труд, люди жили в коллективных жилищах и сообща воспитывали детей.

Известный русский путешественник Миклухо-Маклай с 1871 г. в течение 3 лет пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живущих в условиях родовой общины и коллективно воспитывающих детей, как и в древние времена. У папуасов мальчики занимались вместе с мужчинами охотой, рыбной ловлей; девочки помогали женщинам изготовлять одежду, делать посуду, готовить пищу.

На раннем этапе развития первобытнообщинного строя — в дородовом обществе воспитание детей было несложным. С появлением родовой общины оно усложнилось под влиянием трудового опыта людей. Так, люди, жившие родовым строем, знакомили детей с названиями животных, их повадками, обучали скотоводству и земледелию. Старшие прививали молодому поколению традиции и нравы народа, рассказывали детям о подвигах предков, о врагах их рода, внушали, что месть — священный долг. Дети приобщались к обрядам религиозного культа, сопровождавшимся танцами, играми, жертвоприношениями. Большое место в умственном и нравственном воспитании детей занимало развивающееся народное творчество — сказания, песни.

На последних этапах развития первобытнообщинного строя развилось военное воспитание. Например, у древних арабов мальчиков с детства учили борьбе, стрельбе из лука, езде верхом, воспитывали у них мужество, храбрость, выносливость. Обряд приобщения юношей и девушек к полноценным членам родовой общины сопровождался особыми церемониями «посвящения» в виде публичных испытаний закаленности и выносливости молодых людей.

По мере развития общества процесс воспитания усложнялся и приобретал более организованный характер: появились богатые и бедные, произошло разложение первобытной общины, возникли классы. Рабовладельческий строй достиг наивысшего развития в античных государствах — в Греции и Риме. В Древней Греции в VI—IV веках до н. э. воспитание, которое рабовладельцы давали своим детям, имело ярко выраженный классовый характер: их учили управлять государством, держать рабов в повиновении. В свою очередь рабов лишали знаний, воспитывали в духе покорности, принуждали их с малых лет к непосильному физическому труду. Борясь против эксплуататоров, рабы воспитывали своих детей в духе ненависти к угнетателям. В таких крупных городах Древней Греции, как Спарта и Афины, системы воспитания имели некоторое различие. В Спарте новорожденных осматривали старейшины и оставляли в живых только здоровых и крепких детей, а больных и ослабленных умерщвляли. До 7 лет дети жили в семье, где их приучали быть неприхотливыми к пище, не бояться темноты, легко переносить голод и лишения. С 7 лет мальчиков обязательно отдавали в государственные учреждения типа казарм, где они находились до 18 лет. Здесь они в любую погоду ходили босыми, в легкой одежде, спали на жесткой постели из тростника, скудно питались. Подростков 14—15 лет заставляли принимать участие в избиении рабов. Девочки, оставаясь в семье, получали физическое и нравственное воспитание. Их готовили к тому, чтобы быть матерями здоровых, крепких детей, а во время войны, когда мужчины уйдут в поход, охранять город и держать в повиновении рабов. В отличие от Спарты Афины в VI — V веках до н. э. были центром торговли с другими государствами. В Афинах рабы не являлись собственностью государства, как это было в Спарте, а принадлежали отдельным рабовладельцам. В V веке до н. э. в Афинах сложилась рабовладельческая демократическая республика, в которой свободному населению были предоставлены некоторые права по управлению государством, но у власти стояли рабовладельцы. Воспитанием детей в Афинах занималось не только государство, но и семья. Афиняне стремились дать детям гармоническое развитие — физическое, нравственное, эстетическое, умственное,— но оно носило классово-ограниченный характер, так как относилось только к детям рабовладельцев. В воспитание не включалась трудовая деятельность, так как труд считался «уделом рабов». Мальчики до 7 лет воспитывались дома под наблюдением матери; в богатых семьях воспитание поручалось рабам: сначала кормилице, затем — няне. Малыши пользовались игрушками: куклами, мячами, лошадками, волчками. Большое место в их воспитании занимали сказки, рассказы, басни Эзопа. До 7 лет мальчики и девочки получали одинаковое воспитание, а затем мальчиков отдавали в частные школы (платные), где умственное воспитание находилось в тесной связи с эстетическим. Девочки жили затворницами, воспитываясь на женской половине дома, их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах, домашнему хозяйству. Дети рабов были лишены права посещать школы.

Слово «школа» — греческого происхождения,— означает покой, досуг, а слово «педагог»— детоводитель.

Рабовладельческий строй сменился феодальным. Большое влияние на воспитание детей оказывала католическая религия, которая в период раннего средневековья (VI—XI века) установила безграничное господство в области культуры, образования в западноевропейском обществе и отвергла идеал гармонического воспитания, сложившегося в античном мире. Христианская религия также пропагандировала взгляд на ребенка, как на существо, от рождения причастное к «первородному греху», победить который можно только путем воспитания в «страхе божьем». Для того времени является характерным распространение «богоугодных заведений» — благотворительных закрытых учреждений для призрения детей — внебрачных и сирот.

Большие изменения произошли в эпоху Возрождения (XIV—XVI века). Вновь выдвигался идеал активной гармонически развитой личности, возрождалась культура античного мира. В центре внимания становился человек, и направление культуры того времени получило название гуманистической (человеческой). Педагоги-гуманисты стремились воспитать крепких людей с разносторонними интересами, они осуждали палочную систему средневековья, призывали бережно и внимательно относиться к ребенку, уважать его личность.

Однако гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма, не боролась за интересы народных масс и ее педагогические идеи не касались обучения детей бедноты.

www.medical-enc.ru

I. Воспитание в условиях первобытно-общинного строя

Поиск Лекций

Письменно ответьте на вопросы

1. Каковы причины возникновения воспитания как особого вида деятельности?

2. Что являлось основной целью первобытного воспитания?

3. Что такое инициация, какую цель она преследовала?

4. Чем отличается первобытное воспитание от современного?

Воспитание как целенаправленный и самостоятельный процесс берет свое начало в тот исторический период развития человеческого общества, когда с разделением труда происходит обособление до ранее проявлявшей себя стихийно функции передачи опыта прошлых поколений новым. С этого момента данная функция становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к самостоятельной жизни и труду. Так родилась одна из древнейших профессий, целиком связанная с образованием и воспитанием детей и юношества, — профессия педагога, учителя, воспитателя.

Кратко охарактеризованный выше процесс — результат очень длительного исторического развития: прошло много сотен тысяч лет прежде чем эпоха первобытного человеческого стада (первый период истории человеческого общества) сменилась эпохой родового строя. Если о первом периоде трудно создать более или менее определенное представление, в частности о характере воспитания в нем, из-за отсутствия сколько-нибудь конкретных этнографических, археологиче­ских и палеоантропологических сведений*, то в отношении эпохи родового строя есть возможность по этнографическим данным в известной мере воссоздать существовавшую тогда систему обучения и формирования потомства. Ее основной целью было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Одной из главных форм воспитания были нелегкие и даже часто мучительные испытания — вроде выбивания зубов. Эти возрастные инициации были необходимым условием того, чтобы подростки могли быть признаны полноправными членами родового общества.

Изучение учеными-этнографами в XIX—нач. XX в., сохранивших многие черты первобытности некоторых племен в Новой Гвинее, Южной Америке, Австралии и в других местах земного шара, позволило установить, что инициация длилась от нескольких недель до нескольких лет. В этот период юноши изолировались от женщин и детей, должны были воздерживаться от определенных видов пищи, им запрещалось участвовать в празднествах, они должны были соблюдать ряд других запретов. У отдельных племен в Южной Америке, аборигенов Австралии и во многих других племенах юноши в период инициации выполняли различные виды непростых трудовых заданий (они, например, занимались охотой на грозных и сильных зверей — тигров, леопардов, диких кабанов и др.) Старейшины знакомили их с правами и обязанностями в данном роде и племени, рассказывали мифы, повествующие об их истории. Старые женщины в период инициации прививали девушкам навыки ведения домашнего хозяйства, ухода за маленькими детьми и больными стариками. Таким образом, первыми педагогами-воспитателями были старейшие, умудренные жизненным опытом и хорошо знавшие родовые и племенные традиции члены общества.

Завершались инициации обрядовым посвящением всех юношей и девушек во взрослые члены рода. Такой обряд превращался в праздничное торжество.

Однако этнографы пришли к выводу, что такая система воспитания, основанная на испытаниях и обряде посвящения, применялась не во всех племенах. В некоторых из них старшие дети — подростки и юноши заботились о младших, учили их правильной речи, плаванию и т. д. С 8—9 лет мальчики участвовали вместе с отцами в охоте, а девочки помогали матерям вести домашнее хозяйство. Постепенно в таких делах и занятиях, без каких-либо специальных испытаний, дети становились полноправными членами родовой общины, взрос­лыми.

Изучение жизни и быта отсталых народов мира, не достигших первооснов современной цивилизации, находящихся фактически на первобытном уровне, дало основание заключить, что в первобытно­общинном воспитании определенное место занимали игры, имитиру­ющие различные виды труда взрослых членов рода и племени — охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Заметно проявляются элементы свободного воспитания, ненасильственной педагогики. Так, физические наказания как средство воспитательного воздействия отсутствуют у большинства племен или же применяются крайне редко, в исключи­тельных случаях.

При всей примитивности первобытно-общинного воспитания, от­ражавшего низшую ступень развития человеческого общества (только в конце родового строя наши далекие предки узнали, что такое частная собственность, а вместе с ней встретились с первыми признаками социальной дифференциации, расслоения общества на имущих и неимущих, разделения труда — скотоводство постепенно отделяется от земледелия), воспитательная система этого исторического периода не исчезла бесследно. Она подчеркнула значение воспитания как важнейшего фактора жизнеобеспечения общества, предложила два варианта формирования новых поколений (через своеобразную систему инициации и посредством более свободной организации воспитания, исключающей насилие взрослых над детьми). Наконец, первобытно­общинное воспитание достаточно убедительно продемонстрировало важную роль педагога, обладающего качествами опытнейшего и мудрейшего члена общины, в процессе воспроизведения новых поколений людей, способных в преемственной связи с трудом, традиционными обычаями и нормами поведения старших продолжать жизнь рода и племени. Новые поколения, все больше освобождаясь от обычаев и нравов зоологического индивидуализма, характерного для периода стадности, последовательно утверждали, во многом благодаря именно воспитанию, социальные начала в человеке и обществе.



poisk-ru.ru

Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.

Количество просмотров публикации Воспитание в условиях первобытнообщинного строя. - 10

К ϶той позиции аналогичным образом приближается Н.Д. Левитов. Он считает, что темперамент не входит в характер и что характер находится в антагонистических отношениях с темпераментом. Развитие личности совершается по пути ʼʼпреодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характераʼʼ и т.п.

Минусы теории:намечая две ступени развития личности или две основы личности сторонники ϶той теории только противопоставляют их, упуская из виду их единство.

3. Темперамент – элемент характера (Кейра, Гундобин, Городецкий, Гобчанский, М. Рубинштейн и др.)

Приверженцы ϶той позиции рассматривают темперамент как необходимый элемент, как ядро характера, как ᴇᴦο неизменную часть, в отличие от самого характера как изменяющейся категории.

4. Темперамент – основная природа характера (Румянцев, Л.С.Выготский, Е.П.Ересь, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.Н.Корнилови др.)

Данные авторы рассматривают темперамент как врожденную основу характера и личности.

Выготский: темперамент – наличная предпосылка, а характер – конечный результат воспитательного процесса.

С.Л. Рубинштейн: темперамент образует основу характера.

Павлов: темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательнои̌ сторонои̌ личности. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чᴇᴦο одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера исходя из условий жизни и деятельности. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у иного труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для иного – другие

 

Концепции генезиса первобытного воспитания. Эволюционно - биологическая. Представители отрицают сознательный характер воспитания, уподобляют воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивнои̌ заботе о потомстве, присущей высшим животным. Психологическая – основывается на бессознательном подражании детей старшим, на утверждении, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существующему тогда порядку вещей. Социально-экономическая – в качестве основного условия возникновения воспитания выдвигает трудовую деятельность людей и сформировавшиеся при ϶том общественные отношения. Концепция антропосоциогенеза органически соединяет эволюционно-биологическое, психологическое и социально-экономическое основания.

Воспитание как особый вид деятельности зародилось 35-40 тыс. лет назад. Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стало развитие материальных связей между людьми первобытнои̌ эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребностей людей в общении.

На первой стадии развития первобытного общества – в дородовом обществе – воспитание носило крайне ограниченный и примитивный характер. Размещено на реф.рфВ ϶тот период все было общим, дети принадлежали всем, по϶тому их воспитывали коллективно. Выделялось три возрастные группы: старшие, взрослые, дети. Важно отметить, что каждая группа имела свои права и обязанности, воспитание носило для всех равный характер. Размещено на реф.рфДетям прививали необходимые жизненные навыки и умения, знакомили с обычаями своᴇᴦο племени, учили выполнять обряды, которые сопровождали жизнь первобытных людей. На определеннои̌ стадии развития общества известные различия устанавливались для мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в изготовлении орудия, в охоте, рыбнои̌ ловле, а девочки вместе с женщинами готовили пищу, делали посуду, шили одежду. Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что дети непосредственно включались в доступную для них трудовую деятельность.

В условиях раннепервобытнои̌ и позднепервобытнои̌ родовой общины шла дальнейшая эволюция воспитания. Субъектом воспитания выступала вся родовая община. С помощью игрушек-талисманов, фигурок животных, изготовленных из кости и мягких пород камня, дети знакомились с принципами коллективнои̌ охоты. В совместном труде дети и подростки наблюдали за деятельностью взрослых и постоянно упражнялись. Детям в родовых общинах представлялась значительная свобода и самостоятельность, которая проявлялась в играх, способствующих формированию трудового и социального поведения. Физические наказания детей либо отсутствовали, либо не были жестокими.

В условиях позднепервобытнои̌ общины (10-8 тысячелетиях до н.э.) наметился переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей. Групповая форма брака сменилась парным браком, зародилась домашне-семейная форма воспитания. Девочки воспитывались матерью, её сестрами, другими женщинами рода, мальчики – братьями со стороны матери, что определялось господством матриархата. К 5 годам мальчики выходили из-под влияния семьи и воспитывались в общине, в группах своих сверстников.

 

referatwork.ru

Этапы развития педагогической науки Первобытно-общинный строй Воспитание

Этапы развития педагогической науки. Этапы развития педагогической науки.

Первобытно-общинный строй Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще Первобытно-общинный строй Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки

Античная Греция (Спарта и Афины) В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в Античная Греция (Спарта и Афины) В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства.

Античная Греция (Спарта и Афины) Афины В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах Античная Греция (Спарта и Афины) Афины В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер.

Древний Рим и Римская империя Так же как и в Афинах, характер образования зависел Древний Рим и Римская империя Так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи. Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до достижения ими возраста 4– 5 лет, затем их разделяли. Во времена Римской империи все школы получили статус государственных и готовили чиновников, преданных императорской власти. Во времена христианства учителями назначались представители духовенства. Воспитание все больше приобретало религиозный характер.

Средневековье (ХIV—ХVIII вв. ) Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование Средневековье (ХIV—ХVIII вв. ) Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека. Духовенство очень негативно и агрессивно относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. Основная идея религиозного католичества в то время – это воспитание «в страхе божьем» .

Возрождение (ХIV—ХVI вв. ) или Ренессанс Расцветает интерес к античной культуре , происходит как Возрождение (ХIV—ХVI вв. ) или Ренессанс Расцветает интерес к античной культуре , происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. В эпоху Возрождения многие сторонники гуманистического движения в науке стремились критиковать распространенную в Средневековье строгую и ограниченную палочную дисциплину. Гуманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность.

XVII в. Яркие представители педагогической школы этого времени – чешский педагог Я. А. Коменский XVII в. Яркие представители педагогической школы этого времени – чешский педагог Я. А. Коменский (1592– 1670) и английский педагог Дж. Локк(1632– 1704) Ян Амос Коменский – создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Джон Локк предложил систему воспитания светского молодого человека ( «джентльмена» ), умеющего в то же время прибыльно вести свои дела.

Просвещение (XVIII в. ) Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного Просвещение (XVIII в. ) Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного. Просветитель Ж. -Ж. Руссо (1712– 1778), рассматривал педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию» . И. Г. Песталоцци (1746– 1827) – швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика

XIX в. Продолжая идею образования эпохи Просвещения, Ф. А. Вильгельм (1790– 1886) – • XIX в. Продолжая идею образования эпохи Просвещения, Ф. А. Вильгельм (1790– 1886) – • немецкий педагог-демократ – призывал учитывать возрастные особенности ребенка в процессе обучения. Дистервег(1790– 1866) и провозглашал идею воспитания общечеловеческого масштаба, выступал против сословного и религиозного воспитания.

XIX в. Родоначальниками революционнодемографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811– 1848), XIX в. Родоначальниками революционнодемографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811– 1848), А. И. Герцен (1812– 1870) , Н. Г. Чернышевский(1828– 1889) и В. А. Добролюбов(1836– 1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого(1828– 1910), Н. И. Пирогова(1810– 1881).

XIX в. К. Д. Ушинский (1824– 1870) – великий русский педагог, сыграл очень важную XIX в. К. Д. Ушинский (1824– 1870) – великий русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки.

XX в. В этот период целью воспитания становится развитие личности. Выдающийся советский педагог и XX в. В этот период целью воспитания становится развитие личности. Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко (1888– 1936) разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости» . Им были обоснованы законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, определены задачи трудового воспитания, дисциплины и методики.

XX в. В. А. Сухомлинский (1918 1970 гг. ). Его основные труды - «Сердце XX в. В. А. Сухомлинский (1918 1970 гг. ). Его основные труды - «Сердце отдаю детям» , «Рождение гражданина» , «Письма к сыну» , в которых раскрывается весь комплекс проблем воспитания подрастающего поколения.

present5.com


Смотрите также