Стоянки первобытных людей красноярский край. На месте строительства 4-го моста в Красноярске нашли стоянку древних людей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Стоянка первобытных людей «Волчья Грива» в Новосибирской области. Стоянки первобытных людей красноярский край


Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края

Стоянки первобытных людей на территории Красноярского краяИстория Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества.

Заселение территории края происходило по долине Енисея с юга на север более 20 тысяч лет назад. Археологи утверждают, что первыми обитателями этих земель были представители монголоидной расы. Это подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденного на палеонтологической стоянке Афонтова гора (возраст 19880 ±300 лет), расположенной на территории города Красноярска.

Палеолитические стоянки также расположены по Енисею при впадении в него ряда рек (группа Кокоревских стоянок, Бирюса, Овцевод). Стоянка каменного века обнаружена на одном из крупнейших притоков Енисея – реке Ангара (стоянки Мальта, Буреть, Красный Яр, Федяевка, Усть-Белая, Ленковка).

До сих пор нет единого мнения относительно абсолютного возраста некоторых поселений сибирского палеолита. На стоянках были найдены кости таких животных, как: мамонт, пещерный лев, благородный олень, северный олень, аргал, зубр, косуля, лошадь, кулан, волк, заяц, пищуха, медведь и белая куропатка.

Отсутствие неолитических поселений можно, по-видимому, объяснить преобладанием в неолите Сибири лесных охотников, так как к этому времени исчезли стадные животные, обитающие на открытых пространствах (мамонт, зубр, северный олень, лошадь).

Район Саяно-Алтая 25-35 тыс. лет назад был заселенным, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Здесь располагались древние поселения, встречаются элементы плавильных печей. Эту территорию некоторые ученые считают центром возникновения оленеводства в Сибири. Она основана на теории саяно-алтайского происхождения самодийских народов, использующих оленей для езды верхом и под вьюк, жилище в виде чума и т.д. Они пришли на север не ранее середины I тыс. н.э., а до этого здесь обитало палеоазиатское население, использовавшее оленя в качестве манщика, а в качестве транспорта – собачьи упряжки.

.

^

Урало-сибирская неолитическая общность сложилась в Минусинской котловине, о чем свидетельствуют памятники изобразительного искусства (петроглифы), новоселовский и карасевский типы керамики. В это время на юге края сформировалась Афанасьевская культура, о чем свидетельствуют многочисленные памятники на Енисее. В дальнейшем пути расселения первых скотоводов Сибири распространились в Туву, Монголию и Синьцзянь.

Окуневская культура на Енисее относится к этому периоду. Могильники, плиты из погребений, гравировки, мелкая пластика, петроглифы окуневского изобразительного стиля так же были обнаружены на юге Красноярского края. Окуневские изваяния – каменные статуи со зловещими ликами и третьим глазом; полосами, пересекающими изображения лица; наличием на голове вместо волос звериных рогов, ушей, змеевидных отростков, «корон» – они были центрами поклонений, возле них найдены следы жертвоприношений. Часть статуй стояла на перекрестках дорог и на погребальных курганах в Минусинской котловине еще в XIX веке.

Постепенно на смену Окуневской культуры приходит Андроновская культура южных Приенисейских степей, Причулымской лесостепи и таежных областей Западной Сибири, а также Карасукская культура Минусинской котловины, по берегам бассейна Енисея. Особенностью всех культур этого периода является развитие бронзолитейной металлургии. На территории Красноярского края практически во всех районах региона обнаружено огромное количество наскальных рисунков разных эпох, многие из них до конца не изучены. В Курагинском районе края расположены самые продолжительные наскальные рисунки протяженностью в несколько километров – Шалоболинская писаница (Тесинская), датированная VI тыс. до н.э. и XII - XIV вв. На территории Минусинской котловины и Причулымской степи были обнаружены древнейшие космические обсерватории бронзового века и скальные храмы.

^

Археологическая культура железного века (VII-III вв. до н.э.), была открыта в бассейне верхнего и среднего Енисея, и названа по о. Тагарский на Енисее. В настоящее время археологами исследованы остатки ряда поселений, рудников и курганов. Примечательно, что в могильниках найдены оружие и другие предметы скифского типа, восстановленные черепа дают основание утверждать, что носителями культуры были европеоиды скифского мира. Население этой культуры занималось земледелием, скотоводством, металлургией. Предметный комплекс первых трех этапов включает бронзовое оружие, украшения, бытовые инструменты и керамическую посуду. Тагарцы жили в наземных жилищах срубной конструкции. Внутри жилища обогревались глинобитными печами и большими очагами. Иногда территория поселка окружалась укреплениями. Основу хозяйственной жизни тагарского общества составляло мотыжное земледелие и скотоводство. Разводили преимущественно крупный рогатый скот и лошадей, а также коз и овец. Используя тягловую силу животных, они занимались пашенным земледелием. Для уборки урожая тагарцы применяли бронзовые серпы и жатвенные ножи. Зерно растирали на зернатерках.

К Тагарской культуре относятся поселения, городища, петроглифы и рисунки на стелах. Минусинская котловина поражает огромным количеством древних некрополей, окруженных вертикально поставленными плитами – стелами и менгирами. На некоторых стелах (оленные камни) выгравированы силуэты зверей, тамговые знаки и загадочные изображения неведомых существ.

^

За прошедшие века по территории края прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни.

Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы – потомки новгородских ушкуйников – добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента.

Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV – первой трети XVII веков. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была «мягкая рухлядь» (пушнина), – важнейшая валютная статья дохода Московского государства в XVI-XVII вв. Многие енисейские поселения были основаны казаками и монахами, пришедшими в этот «дикий край» из центральных районов Российского государства.

В бассейн Енисея русские землепроходцы вышли на рубеже XVI-XVII столетий. Продвижение русских шло водно-волоковыми путями со стороны «златокипящей Мангазеи» по Маковскому волоку, проходящему близ становища хана Мамая (ныне село Маковское). Первое поселение в Приенисейском крае казаки основали в устье Турухана в 1607 г., поставив здесь вместе с зимовьем деревянную церковь Николе Чудотворцу, «покровителю» торговых людей и мореходов. Поселение впоследствии стало называться Новой Мангазеей (ныне село Старотуруханск).

Маковский волок положил активное продвижение русских в Восточную Сибирь по системе рек: Обь – Кеть – Кемь – Енисей – Ангара – Лена. Крупный острог в Приенисейских землях был поставлен казаками в 1619 г., и получил название «Енисейский» (ныне город Енисейск). Для защиты с юга подступов к главному форпосту были основаны остроги «засечной черты» Красноярский (1628 г.), Канский (1628 г.), Ачинский (1641 г.). В настоящее время это города Красноярск, Канск и Ачинск.

Территории к югу от этой «черты» были присоединены лишь в начале XVIII века со строительством Абаканского (1707 г.) острога (ныне находится на дне Красноярского водохранилища) и Саянского (1718 г.) острога. В 1709 г. к Российскому государству присоединилось Тубинское княжество (южные районы края и республики Хакасия). Именно в этот период времени на берегах Енисея, Причулымья и Минусинской котловины окончательно утвердилась русская власть.

В XVII в. на территории края сформировался второй по значению в Сибири, Енисейский земледельческий район, поставлявший хлеб во все восточные окраинные земли России.

pochit.ru

Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края

Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества.

Заселение территории края происходило по долине Енисея с юга на север более 20 тысяч лет назад. Археологи утверждают, что первыми обитателями этих земель были представители монголоидной расы. Это подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденного на палеонтологической стоянке Афонтова гора (возраст 19880 ±300 лет), расположенной на территории города Красноярска.

Палеолитические стоянки также расположены по Енисею при впадении в него ряда рек (группа Кокоревских стоянок, Бирюса, Овцевод). Стоянка каменного века обнаружена на одном из крупнейших притоков Енисея – реке Ангара (стоянки Мальта, Буреть, Красный Яр, Федяевка, Усть-Белая, Ленковка).

До сих пор нет единого мнения относительно абсолютного возраста некоторых поселений сибирского палеолита. На стоянках были найдены кости таких животных, как: мамонт, пещерный лев, благородный олень, северный олень, аргал, зубр, косуля, лошадь, кулан, волк, заяц, пищуха, медведь и белая куропатка.

Отсутствие неолитических поселений можно, по-видимому, объяснить преобладанием в неолите Сибири лесных охотников, так как к этому времени исчезли стадные животные, обитающие на открытых пространствах (мамонт, зубр, северный олень, лошадь).

Район Саяно-Алтая 25-35 тыс. лет назад был заселенным, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Здесь располагались древние поселения, встречаются элементы плавильных печей. Эту территорию некоторые ученые считают центром возникновения оленеводства в Сибири. Она основана на теории саяно-алтайского происхождения самодийских народов, использующих оленей для езды верхом и под вьюк, жилище в виде чума и т.д. Они пришли на север не ранее середины I тыс. н.э., а до этого здесь обитало палеоазиатское население, использовавшее оленя в качестве манщика, а в качестве транспорта – собачьи упряжки.

.

ЭПОХА НЕОЛИТА – БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Урало-сибирская неолитическая общность сложилась в Минусинской котловине, о чем свидетельствуют памятники изобразительного искусства (петроглифы), новоселовский и карасевский типы керамики. В это время на юге края сформировалась Афанасьевская культура, о чем свидетельствуют многочисленные памятники на Енисее. В дальнейшем пути расселения первых скотоводов Сибири распространились в Туву, Монголию и Синьцзянь.

Окуневская культура на Енисее относится к этому периоду. Могильники, плиты из погребений, гравировки, мелкая пластика, петроглифы окуневского изобразительного стиля так же были обнаружены на юге Красноярского края. Окуневские изваяния – каменные статуи со зловещими ликами и третьим глазом; полосами, пересекающими изображения лица; наличием на голове вместо волос звериных рогов, ушей, змеевидных отростков, «корон» – они были центрами поклонений, возле них найдены следы жертвоприношений. Часть статуй стояла на перекрестках дорог и на погребальных курганах в Минусинской котловине еще в XIX веке.

Постепенно на смену Окуневской культуры приходит Андроновская культура южных Приенисейских степей, Причулымской лесостепи и таежных областей Западной Сибири, а также Карасукская культура Минусинской котловины, по берегам бассейна Енисея. Особенностью всех культур этого периода является развитие бронзолитейной металлургии. На территории Красноярского края практически во всех районах региона обнаружено огромное количество наскальных рисунков разных эпох, многие из них до конца не изучены. В Курагинском районе края расположены самые продолжительные наскальные рисунки протяженностью в несколько километров – Шалоболинская писаница (Тесинская), датированная VI тыс. до н.э. и XII - XIV вв. На территории Минусинской котловины и Причулымской степи были обнаружены древнейшие космические обсерватории бронзового века и скальные храмы.

ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА

Археологическая культура железного века (VII-III вв. до н.э.), была открыта в бассейне верхнего и среднего Енисея, и названа по о. Тагарский на Енисее. В настоящее время археологами исследованы остатки ряда поселений, рудников и курганов. Примечательно, что в могильниках найдены оружие и другие предметы скифского типа, восстановленные черепа дают основание утверждать, что носителями культуры были европеоиды скифского мира. Население этой культуры занималось земледелием, скотоводством, металлургией. Предметный комплекс первых трех этапов включает бронзовое оружие, украшения, бытовые инструменты и керамическую посуду. Тагарцы жили в наземных жилищах срубной конструкции. Внутри жилища обогревались глинобитными печами и большими очагами. Иногда территория поселка окружалась укреплениями. Основу хозяйственной жизни тагарского общества составляло мотыжное земледелие и скотоводство. Разводили преимущественно крупный рогатый скот и лошадей, а также коз и овец. Используя тягловую силу животных, они занимались пашенным земледелием. Для уборки урожая тагарцы применяли бронзовые серпы и жатвенные ножи. Зерно растирали на зернатерках.

К Тагарской культуре относятся поселения, городища, петроглифы и рисунки на стелах. Минусинская котловина поражает огромным количеством древних некрополей, окруженных вертикально поставленными плитами – стелами и менгирами. На некоторых стелах (оленные камни) выгравированы силуэты зверей, тамговые знаки и загадочные изображения неведомых существ.

ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ КАЗАКОВ В СИБИРИ

За прошедшие века по территории края прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни.

Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы – потомки новгородских ушкуйников – добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента.

Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV – первой трети XVII веков. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была «мягкая рухлядь» (пушнина), – важнейшая валютная статья дохода Московского государства в XVI-XVII вв. Многие енисейские поселения были основаны казаками и монахами, пришедшими в этот «дикий край» из центральных районов Российского государства.

В бассейн Енисея русские землепроходцы вышли на рубеже XVI-XVII столетий. Продвижение русских шло водно-волоковыми путями со стороны «златокипящей Мангазеи» по Маковскому волоку, проходящему близ становища хана Мамая (ныне село Маковское). Первое поселение в Приенисейском крае казаки основали в устье Турухана в 1607 г., поставив здесь вместе с зимовьем деревянную церковь Николе Чудотворцу, «покровителю» торговых людей и мореходов. Поселение впоследствии стало называться Новой Мангазеей (ныне село Старотуруханск).

Маковский волок положил активное продвижение русских в Восточную Сибирь по системе рек: Обь – Кеть – Кемь – Енисей – Ангара – Лена. Крупный острог в Приенисейских землях был поставлен казаками в 1619 г., и получил название «Енисейский» (ныне город Енисейск). Для защиты с юга подступов к главному форпосту были основаны остроги «засечной черты» Красноярский (1628 г.), Канский (1628 г.), Ачинский (1641 г.). В настоящее время это города Красноярск, Канск и Ачинск.

Территории к югу от этой «черты» были присоединены лишь в начале XVIII века со строительством Абаканского (1707 г.) острога (ныне находится на дне Красноярского водохранилища) и Саянского (1718 г.) острога. В 1709 г. к Российскому государству присоединилось Тубинское княжество (южные районы края и республики Хакасия). Именно в этот период времени на берегах Енисея, Причулымья и Минусинской котловины окончательно утвердилась русская власть.

В XVII в. на территории края сформировался второй по значению в Сибири, Енисейский земледельческий район, поставлявший хлеб во все восточные окраинные земли России.

flatik.ru

Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края

скачать Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества.

Заселение территории края происходило по долине Енисея с юга на север более 20 тысяч лет назад. Археологи утверждают, что первыми обитателями этих земель были представители монголоидной расы. Это подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденного на палеонтологической стоянке Афонтова гора (возраст 19880 ±300 лет), расположенной на территории города Красноярска.

Палеолитические стоянки также расположены по Енисею при впадении в него ряда рек (группа Кокоревских стоянок, Бирюса, Овцевод). Стоянка каменного века обнаружена на одном из крупнейших притоков Енисея – реке Ангара (стоянки Мальта, Буреть, Красный Яр, Федяевка, Усть-Белая, Ленковка).

До сих пор нет единого мнения относительно абсолютного возраста некоторых поселений сибирского палеолита. На стоянках были найдены кости таких животных, как: мамонт, пещерный лев, благородный олень, северный олень, аргал, зубр, косуля, лошадь, кулан, волк, заяц, пищуха, медведь и белая куропатка.

Отсутствие неолитических поселений можно, по-видимому, объяснить преобладанием в неолите Сибири лесных охотников, так как к этому времени исчезли стадные животные, обитающие на открытых пространствах (мамонт, зубр, северный олень, лошадь).

Район Саяно-Алтая 25-35 тыс. лет назад был заселенным, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Здесь располагались древние поселения, встречаются элементы плавильных печей. Эту территорию некоторые ученые считают центром возникновения оленеводства в Сибири. Она основана на теории саяно-алтайского происхождения самодийских народов, использующих оленей для езды верхом и под вьюк, жилище в виде чума и т.д. Они пришли на север не ранее середины I тыс. н.э., а до этого здесь обитало палеоазиатское население, использовавшее оленя в качестве манщика, а в качестве транспорта – собачьи упряжки.

.

ЭПОХА НЕОЛИТА – БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Урало-сибирская неолитическая общность сложилась в Минусинской котловине, о чем свидетельствуют памятники изобразительного искусства (петроглифы), новоселовский и карасевский типы керамики. В это время на юге края сформировалась Афанасьевская культура, о чем свидетельствуют многочисленные памятники на Енисее. В дальнейшем пути расселения первых скотоводов Сибири распространились в Туву, Монголию и Синьцзянь.

Окуневская культура на Енисее относится к этому периоду. Могильники, плиты из погребений, гравировки, мелкая пластика, петроглифы окуневского изобразительного стиля так же были обнаружены на юге Красноярского края. Окуневские изваяния – каменные статуи со зловещими ликами и третьим глазом; полосами, пересекающими изображения лица; наличием на голове вместо волос звериных рогов, ушей, змеевидных отростков, «корон» – они были центрами поклонений, возле них найдены следы жертвоприношений. Часть статуй стояла на перекрестках дорог и на погребальных курганах в Минусинской котловине еще в XIX веке.

Постепенно на смену Окуневской культуры приходит Андроновская культура южных Приенисейских степей, Причулымской лесостепи и таежных областей Западной Сибири, а также Карасукская культура Минусинской котловины, по берегам бассейна Енисея. Особенностью всех культур этого периода является развитие бронзолитейной металлургии. На территории Красноярского края практически во всех районах региона обнаружено огромное количество наскальных рисунков разных эпох, многие из них до конца не изучены. В Курагинском районе края расположены самые продолжительные наскальные рисунки протяженностью в несколько километров – Шалоболинская писаница (Тесинская), датированная VI тыс. до н.э. и XII - XIV вв. На территории Минусинской котловины и Причулымской степи были обнаружены древнейшие космические обсерватории бронзового века и скальные храмы.

ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА

Археологическая культура железного века (VII-III вв. до н.э.), была открыта в бассейне верхнего и среднего Енисея, и названа по о. Тагарский на Енисее. В настоящее время археологами исследованы остатки ряда поселений, рудников и курганов. Примечательно, что в могильниках найдены оружие и другие предметы скифского типа, восстановленные черепа дают основание утверждать, что носителями культуры были европеоиды скифского мира. Население этой культуры занималось земледелием, скотоводством, металлургией. Предметный комплекс первых трех этапов включает бронзовое оружие, украшения, бытовые инструменты и керамическую посуду. Тагарцы жили в наземных жилищах срубной конструкции. Внутри жилища обогревались глинобитными печами и большими очагами. Иногда территория поселка окружалась укреплениями. Основу хозяйственной жизни тагарского общества составляло мотыжное земледелие и скотоводство. Разводили преимущественно крупный рогатый скот и лошадей, а также коз и овец. Используя тягловую силу животных, они занимались пашенным земледелием. Для уборки урожая тагарцы применяли бронзовые серпы и жатвенные ножи. Зерно растирали на зернатерках.

К Тагарской культуре относятся поселения, городища, петроглифы и рисунки на стелах. Минусинская котловина поражает огромным количеством древних некрополей, окруженных вертикально поставленными плитами – стелами и менгирами. На некоторых стелах (оленные камни) выгравированы силуэты зверей, тамговые знаки и загадочные изображения неведомых существ.

ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ КАЗАКОВ В СИБИРИ

За прошедшие века по территории края прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни.

Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы – потомки новгородских ушкуйников – добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента.

Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV – первой трети XVII веков. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была «мягкая рухлядь» (пушнина), – важнейшая валютная статья дохода Московского государства в XVI-XVII вв. Многие енисейские поселения были основаны казаками и монахами, пришедшими в этот «дикий край» из центральных районов Российского государства.

В бассейн Енисея русские землепроходцы вышли на рубеже XVI-XVII столетий. Продвижение русских шло водно-волоковыми путями со стороны «златокипящей Мангазеи» по Маковскому волоку, проходящему близ становища хана Мамая (ныне село Маковское). Первое поселение в Приенисейском крае казаки основали в устье Турухана в 1607 г., поставив здесь вместе с зимовьем деревянную церковь Николе Чудотворцу, «покровителю» торговых людей и мореходов. Поселение впоследствии стало называться Новой Мангазеей (ныне село Старотуруханск).

Маковский волок положил активное продвижение русских в Восточную Сибирь по системе рек: Обь – Кеть – Кемь – Енисей – Ангара – Лена. Крупный острог в Приенисейских землях был поставлен казаками в 1619 г., и получил название «Енисейский» (ныне город Енисейск). Для защиты с юга подступов к главному форпосту были основаны остроги «засечной черты» Красноярский (1628 г.), Канский (1628 г.), Ачинский (1641 г.). В настоящее время это города Красноярск, Канск и Ачинск.

Территории к югу от этой «черты» были присоединены лишь в начале XVIII века со строительством Абаканского (1707 г.) острога (ныне находится на дне Красноярского водохранилища) и Саянского (1718 г.) острога. В 1709 г. к Российскому государству присоединилось Тубинское княжество (южные районы края и республики Хакасия). Именно в этот период времени на берегах Енисея, Причулымья и Минусинской котловины окончательно утвердилась русская власть.

В XVII в. на территории края сформировался второй по значению в Сибири, Енисейский земледельческий район, поставлявший хлеб во все восточные окраинные земли России.

скачать

nenuda.ru

На месте строительства 4-го моста в Красноярске нашли стоянку древних людей | ОБЩЕСТВО

Красноярск, 12 октября - АиФ-Красноярск.

Стоянку древних людей нашли археологи на месте строительства развязки 4-го моста в Красноярске.

«Стоянка Крутая – это археологический объект, расположенный вблизи комплекса палеографических объектов «Афонтова гора». Располагается этот памятник в непосредственной близости от музея дачи Юдина. Через его территорию прилегает подъездной путь, выезд с нового моста на улицу Копылова. Там ведутся строительные работы. В связи с этим начиная с марта 2017 года там были проведены масштабные археологические работы. Вскрыта большая площадь и обнаружен археологический материал, который достаточно сильно отличается от другого материала, полученного от памятников Афонтовой горы, - рассказал Евгений Аретемьев, археолог, научный руководитель проекта «Охранно-спасательные работы стоянки Крутая в городе Красноярске».

Носители кокоревской культуры обитали на берегах Енисея, однако большинство связанных с данной культурой артефактов были обнаружены на юге Красноярского края.

«Предварительная датировка находки - от 9 до 11 тыс лет до н.э. Это граница завершения оледенения и первые этапы галоценовой эпохи по геологической периодизации. На месте раскопок нашли орудия труда древнего человека, выполненные из камня. Это орудия для выделки шкур, орудия для охоты, скребла и различные предметы характерные для этой эпохи. Кроме того, был зафиксирован вышележащий культурный слой, который относится к эпохе хозяйственного освоения русскими, это 19 - нач. 20 века. Среди материалов русского культурного слоя – остатки керамической посуды, стрелы киргизского типа трехлопастные, различного рода жилищные предметы, элементы вооружения, штыки, нож от винтовки маузера времен гражданской войны», объяснил археолог.  

Фото: Из личного архива Евгения Артемьева

Археологический материал уже находится в Красноярском краеведческом музее. Будет продолжаться научная работа по изучения археологического наследия. 

www.krsk.aif.ru

Ачинская палеолитическая стоянка — Интернет-энциклопедии Красноярского края

При раскопках Ачинской палеолитической стоянки был найден календарь, возраст которого составляет примерно 18 тысяч лет.

Ачинская палеолитическая стоянка расположена к востоку от города, примерно в 2 км от городского кладбища, на северном борту небольшой долины, при переходе на высокую правобережную террасу реки Чулым.

В мае 1960 г. рабочие шахты в поселке Первомайский обнаружили в карьере кирпичного завода кости крупных животных. В предварительном осмотре места любопытной находки участвовал научный сотрудник музея Григорий Александрович Авраменко. Он в течение 10 лет занимался изучением археологического памятника, пока в 1972 г. не была организована экспедиция под руководством доктора исторических наук Сибирской АН СССР Виталия Епифановича Ларичева.

Древнее становище находилось на холме, в истоках широкого и извилистого распадка. Это было долговременное поселение человека, который жил в жилище, построенном из бивней и костей мамонта: округлые сооружения, полуземлянка, площадью около 18 кв. м. Недалеко от жилища было обнаружено хранилище для запасов мяса. Предположительно, стоянки была основана 22 тыс. лет назад.

Судя по найденным останкам костей, главным образом по зубам, на кострищах были установлены следующие животные: мамонт, лошадь, песец, баран или овца, из птиц — предположительно куропатка. Преобладающее количество костных остатков принадлежит лошади и барану. Судя по обломкам (концевым частям бивней), на стоянке были кости двух мамонтов разного возраста.

На месте стоянки было найдено большое количество орудий из роговика, обсидиана, галечника, известняка: скребки, ножи, шилья, проколы, чопперы. Материалом для изготовления каменных орудий служили породы, развитые в Ачинском районе, причем использовались галька и мелкие валуны. Крупные по размеру и своему назначению орудия изготовлены из кварцитовых пород. Были найдены небольшие концевые округлые скребки, полученные при изготовлении резцов. Г. А. Авраменко, судя по находкам, предположил, что «…резцы являлись одним из ведущих типов орудий ачинского этапа мадленской культуры на Енисее». Эти находки хранятся в Ачинском краеведческом музее, в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН, г. Новосибирск).

Кроме того, здесь же была найдена необычная скульптура фаллоса — символа, выражающего мужскую силу и власть. Скульптура была покрыта орнаментом. Эта находка получила международное признание как сенсационная. В Париже на Международном конгрессе археологов фаллическая скульптура была признана самым древнейшим календарем, состоящим из 279 фасеток и определяющим десятимесячный лунный календарь и полная продолжительность года в 354 дня. Варианты комбинаций числа фасеток позволили рассчитать периоды годового вращения пяти планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна.

my.krskstate.ru

История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества

История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь - страница №1/1

Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества.

Заселение территории края происходило по долине Енисея с юга на север более 20 тысяч лет назад. Археологи утверждают, что первыми обитателями этих земель были представители монголоидной расы. Это подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденного на палеонтологической стоянке Афонтова гора (возраст 19880 ±300 лет), расположенной на территории города Красноярска.

Палеолитические стоянки также расположены по Енисею при впадении в него ряда рек (группа Кокоревских стоянок, Бирюса, Овцевод). Стоянка каменного века обнаружена на одном из крупнейших притоков Енисея – реке Ангара (стоянки Мальта, Буреть, Красный Яр, Федяевка, Усть-Белая, Ленковка).

До сих пор нет единого мнения относительно абсолютного возраста некоторых поселений сибирского палеолита. На стоянках были найдены кости таких животных, как: мамонт, пещерный лев, благородный олень, северный олень, аргал, зубр, косуля, лошадь, кулан, волк, заяц, пищуха, медведь и белая куропатка.

Отсутствие неолитических поселений можно, по-видимому, объяснить преобладанием в неолите Сибири лесных охотников, так как к этому времени исчезли стадные животные, обитающие на открытых пространствах (мамонт, зубр, северный олень, лошадь).

Район Саяно-Алтая 25-35 тыс. лет назад был заселенным, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Здесь располагались древние поселения, встречаются элементы плавильных печей. Эту территорию некоторые ученые считают центром возникновения оленеводства в Сибири. Она основана на теории саяно-алтайского происхождения самодийских народов, использующих оленей для езды верхом и под вьюк, жилище в виде чума и т.д. Они пришли на север не ранее середины I тыс. н.э., а до этого здесь обитало палеоазиатское население, использовавшее оленя в качестве манщика, а в качестве транспорта – собачьи упряжки.

.

ЭПОХА НЕОЛИТА – БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Урало-сибирская неолитическая общность сложилась в Минусинской котловине, о чем свидетельствуют памятники изобразительного искусства (петроглифы), новоселовский и карасевский типы керамики. В это время на юге края сформировалась Афанасьевская культура, о чем свидетельствуют многочисленные памятники на Енисее. В дальнейшем пути расселения первых скотоводов Сибири распространились в Туву, Монголию и Синьцзянь.

Окуневская культура на Енисее относится к этому периоду. Могильники, плиты из погребений, гравировки, мелкая пластика, петроглифы окуневского изобразительного стиля так же были обнаружены на юге Красноярского края. Окуневские изваяния – каменные статуи со зловещими ликами и третьим глазом; полосами, пересекающими изображения лица; наличием на голове вместо волос звериных рогов, ушей, змеевидных отростков, «корон» – они были центрами поклонений, возле них найдены следы жертвоприношений. Часть статуй стояла на перекрестках дорог и на погребальных курганах в Минусинской котловине еще в XIX веке.

Постепенно на смену Окуневской культуры приходит Андроновская культура южных Приенисейских степей, Причулымской лесостепи и таежных областей Западной Сибири, а также Карасукская культура Минусинской котловины, по берегам бассейна Енисея. Особенностью всех культур этого периода является развитие бронзолитейной металлургии. На территории Красноярского края практически во всех районах региона обнаружено огромное количество наскальных рисунков разных эпох, многие из них до конца не изучены. В Курагинском районе края расположены самые продолжительные наскальные рисунки протяженностью в несколько километров – Шалоболинская писаница (Тесинская), датированная VI тыс. до н.э. и XII - XIV вв. На территории Минусинской котловины и Причулымской степи были обнаружены древнейшие космические обсерватории бронзового века и скальные храмы.

ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА

Археологическая культура железного века (VII-III вв. до н.э.), была открыта в бассейне верхнего и среднего Енисея, и названа по о. Тагарский на Енисее. В настоящее время археологами исследованы остатки ряда поселений, рудников и курганов. Примечательно, что в могильниках найдены оружие и другие предметы скифского типа, восстановленные черепа дают основание утверждать, что носителями культуры были европеоиды скифского мира. Население этой культуры занималось земледелием, скотоводством, металлургией. Предметный комплекс первых трех этапов включает бронзовое оружие, украшения, бытовые инструменты и керамическую посуду. Тагарцы жили в наземных жилищах срубной конструкции. Внутри жилища обогревались глинобитными печами и большими очагами. Иногда территория поселка окружалась укреплениями. Основу хозяйственной жизни тагарского общества составляло мотыжное земледелие и скотоводство. Разводили преимущественно крупный рогатый скот и лошадей, а также коз и овец. Используя тягловую силу животных, они занимались пашенным земледелием. Для уборки урожая тагарцы применяли бронзовые серпы и жатвенные ножи. Зерно растирали на зернатерках.

К Тагарской культуре относятся поселения, городища, петроглифы и рисунки на стелах. Минусинская котловина поражает огромным количеством древних некрополей, окруженных вертикально поставленными плитами – стелами и менгирами. На некоторых стелах (оленные камни) выгравированы силуэты зверей, тамговые знаки и загадочные изображения неведомых существ.

ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ КАЗАКОВ В СИБИРИ

За прошедшие века по территории края прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни.

Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы – потомки новгородских ушкуйников – добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента.

Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV – первой трети XVII веков. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была «мягкая рухлядь» (пушнина), – важнейшая валютная статья дохода Московского государства в XVI-XVII вв. Многие енисейские поселения были основаны казаками и монахами, пришедшими в этот «дикий край» из центральных районов Российского государства.

В бассейн Енисея русские землепроходцы вышли на рубеже XVI-XVII столетий. Продвижение русских шло водно-волоковыми путями со стороны «златокипящей Мангазеи» по Маковскому волоку, проходящему близ становища хана Мамая (ныне село Маковское). Первое поселение в Приенисейском крае казаки основали в устье Турухана в 1607 г., поставив здесь вместе с зимовьем деревянную церковь Николе Чудотворцу, «покровителю» торговых людей и мореходов. Поселение впоследствии стало называться Новой Мангазеей (ныне село Старотуруханск).

Маковский волок положил активное продвижение русских в Восточную Сибирь по системе рек: Обь – Кеть – Кемь – Енисей – Ангара – Лена. Крупный острог в Приенисейских землях был поставлен казаками в 1619 г., и получил название «Енисейский» (ныне город Енисейск). Для защиты с юга подступов к главному форпосту были основаны остроги «засечной черты» Красноярский (1628 г.), Канский (1628 г.), Ачинский (1641 г.). В настоящее время это города Красноярск, Канск и Ачинск.

Территории к югу от этой «черты» были присоединены лишь в начале XVIII века со строительством Абаканского (1707 г.) острога (ныне находится на дне Красноярского водохранилища) и Саянского (1718 г.) острога. В 1709 г. к Российскому государству присоединилось Тубинское княжество (южные районы края и республики Хакасия). Именно в этот период времени на берегах Енисея, Причулымья и Минусинской котловины окончательно утвердилась русская власть.

В XVII в. на территории края сформировался второй по значению в Сибири, Енисейский земледельческий район, поставлявший хлеб во все восточные окраинные земли России.

pismo.netnado.ru

По-Сибири — Стоянка первобытных людей «Волчья Грива» в Новосибирской области

Новосибирская область славится разнообразием местности: тут и равнины, и низменности, и болота, и степи. Но речь сегодня пойдет о палеотической стоянке «Волчья Грива», расположенной в 62 километрах от города Карагат. В 1957 году археологи обнаружили это уникальное место, которое сначала приняли за огромнейшее кладбище мамонтов, но позже стало известно, что это стоянка первобытных людей, не использовавших в своем нехитром быту камень. Ученые раскопали ни одну тысячу скелетов погибших животных, что говорит об исключительной значимости мамонтов в этой местности. Шкуры животных служили строительным материалом для жилищ людей того времени, из костей делали орудия труда, мясом животных питались. Найдены останки животных различных возрастов — здесь и старые мамонт, и молодняк, ученым встречались не только останки мамонтов, но и бизонов, лошадей, других животных. Коллекция потрясающих находок каменного века в настоящее место хранится в Институте археологии и этнографии СО АН Новосибирска. Территория «Волчьей Гривы» поражает своими размерами: стоянка тянется на 8 километров к востоку, имеет ширину 1 километр, а возвышается на 11 метров. Местность ценна не только с научной точки зрения, но и как интереснейшая достопримечательность, ведь здесь встречаются редкие вид животных, растений, особое внимание стоит обратить на экологию. Порядка 15 тысяч лет назад это было пристанище последних мамонтов Сибири, а сейчас на их месте стоит село Мамонтовое, названное в честь значимого исторического события.OLYMPUS DIGITAL CAMERAВ 2007 году «Волчьей Гриве» был присвоен статус памятника природы областного значения, и это единственное подобное место на территории России. Современным соседям «Волчьей Гривы» запрещено нарушать колорит памятника — под строжайшим запретом глубокая обработка почвы, самостоятельные раскопки, любое строительство. Жители село Мамонтовое полны энтузиазма сохранить природу родного края и создать музей, посвященный событиям древнего времени. Стоянка наших предков интересна не только для ученых, но и для познавательных экскурсий.Ученые спорят по сей день, велась ли загонная охота на мамонтов на территории Новосибирской области или животные гибли на возвышенности убегая от природных катаклизмов, но ясно одно — это уникальнейшее место, которое заслуживает пристального внимания!

Loading...Loading...

posibiri.ru


Смотрите также