Как наши предки выращивали хлеб. Как первобытные люди выращивали зерно
Аграрная революция первобытных людей
На сегодняшний день ученым известно более 75 тыс. видов съедобных растений, но всего три из них – пшеница, кукуруза и рис – составляют 60 % рациона жителей Земли. Давайте узнаем, с чего все начиналось, и что известно истории о первой аграрной революции.
В древности, когда наши предки занимались охотой и собирательством, они ели дикорастущие растения. Они быстро поняли, что, если выкопать и съесть все найденные и понравившиеся им растения, они навсегда исчезнут.
Если же собрать только часть их или дождаться момента, когда созревшие семена сами упадут на землю, они вырастут на том же месте снова. Это стало началом аграрной революции древнего мира.
Первые попытки окультуривания растений начались около 10-11 тыс. лет тому назад на Ближнем Востоке, на территории Плодородного полумесяца, тянущегося от дельты Нила до восточного берега Средиземного моря, включая долины Тигра и Евфрата.
Здесь первобытные люди научились собирать зерна дикой пшеницы и ячменя и высевать их. Рис же возделывали в Китае около 6500 г. до н. э., а возможно, еще и раньше.
Никакой целенаправленной селекции при первобытном способе выращивания и сбора урожая не происходило.
Здесь следует заметить, что в обычной дикой пшенице зерна легко выпадают из колоса, а зерна, которые выпали, потеряны для будущего урожая, потому что собрать и посеять можно только те зерна, которые остались в колосе.
Однако оказалось, что этот недостаток легко устранить. Во время уборки урожая посевное зерно собирали только с растений, имевших менее ломкие соцветия.
В результате такого отбора появились хлебные злаки с неразламывающимися соцветиями и с крепко сидящими зернами – пшеница-однозернянка с нераспадающимся колосом.
Первая аграрная революция
8 тысяч лет назад на полях древних земледельцев было примерно поровну культурной и дикой пшеницы, и только 6,5 тыс. лет назад культурные сорта полностью вытеснили дикие.
Вблизи полей, на которых возделывали однозернянку, и даже в ее посевах встречались сорняки близкородственного пшенице рода эгилопс. Изредка при произвольных скрещиваниях между однозернянкой и одним из видов эгилопса возникали гибриды.
Они росли быстрее однозернянки, а зерна были крупнее. Из этих гибридов возникла полба. Из полбы возник целый ряд культурных пшениц, в том числе и твердая пшеница.
В древности сажать пшеницу было невыгодно: когда земледельцы сажали один колос, они собирали только шесть колосьев. Сажать маис (кукуруза), который появился в Америке 7000 лет назад, было намного выгоднее.
На каждое посаженное зерно – 45 зерен! Так как пшеница была менее продуктивна, она превратилась в культурное растение, и процесс ее окультуривания шел намного быстрее, чем процесс окультуривания кукурузы в Америке.
Маис давал такой урожай, что, если земледелец сажал его для пропитания, а не для продажи, то у него не было стимула выводить новые сорта.
Злаковые культуры были первыми растениями, селекцией которых стал заниматься человек в древности. Сначала он сажал ячмень и пшеницу, а вслед за ними – рис и кукурузу.
Позже, примерно 8000-5000 лет назад, люди научились выращивать корнеплоды и овощи, такие как, например, свекла или фасоль.
За ними последовали фруктовые деревья, густолиственные овощи и кормовые культуры. Через 2000 лет начали выращивать лекарственные травы и приправы.
Одомашненные растения отличаются от своих дикорастущих предков: селекция резко изменила у них те характеристики, которые нужны людям в первую очередь, – величину плодов и семян, их продуктивность и вкусовые качества.
Если для дикорастущих растений они постоянны, то у одомашненных это не так. Но зато, в отличие от дикорастущих растений, без помощи человека одомашненные растения укорениться не могут.
Сорняки и борьба за существование
В дикой природе понятия сорняков не могло быть. Но окультуренные растения стали бороться за свое место под солнцем с растущими рядом с ними их дикими видами.
Они были менее плодовиты, чем окультуренные, но выносливее. Сейчас земледельцы выпалывают сорняки полностью, а садовые растения подкармливают удобрениями и поливают их.
Интересные факты
Невозможно представить себе Италию без помидоров или Флориду без апельсинов? Однако в конце последнего ледникового периода большинство культурных видов растений росли только там, где когда-то появились их дикие предки.
Это наскальное изображение найдено в Швеции. Оно датируется бронзовым веком, приблизительно 1800 г. до н. э.
В это время были хорошо развиты и земледелие, и скотоводство, поэтому на рисунке изображены животные, тянущие плуг.
Основные даты
Лет до нашей эры
Событие
9000–8000
Люди начали сеять однозернянку.
8000
На территории Плодородного полумесяца возделывают ячмень.
6000
Люди стали выращивать двузернянку.
5000
В Южной Америке культивируют маис (кукурузу).
Если вам понравилась статья про аграрную революцию древних людей – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
interesnyefakty.org
Как наши предки выращивали хлеб - Емельянова Э.
Подробности Категория: Узнай-ка!
Страница 1 из 3
Как наши предки выращивали хлеб
1. ПАХОТА
Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем, Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз. Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.
«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха) Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг) * * *• Посеешь в пору – соберешь зерна гору. • Лучше голодай, а добрым семенем засевай. • Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. • Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. • Некогда лежать, когда пришла пора жать. • Ломота в спине, да зато хлеб на столе.
2. СЕВ
На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИДве недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает. (Рожь) * * *В поле едет на спине, По полю – на ногах. (Борона) * * *• Хлеб – батюшка, водица – матушка. • Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска. • Появились комары – пришла пора сеять рожь. • Лягушка квачет – овес скачет.
3. ХЛЕБ РАСТЕТ
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь; На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень Поливай весь день. Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:Радуга-дуга, Перебей дождя, Подай солнышка. Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней». «Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.
Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.ЗАГАДКАОдин льет, Другой пьет, Третий зеленеет Да растет. (Дождь, земля, хлеб)
www.planetaskazok.ru
Как наши предки выращивали хлеб — Славянская культура
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?
Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.
Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.
Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.
«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.
После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.
При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)
Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
* * *
• Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
• Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
• Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
• Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.
• Некогда лежать, когда пришла пора жать.
• Ломота в спине, да зато хлеб на столе.
2. СЕВ
На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.
День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.
Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
* * *
В поле едет на спине,
По полю – на ногах. (Борона)
* * *
• Хлеб – батюшка, водица – матушка.
• Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска.
• Появились комары – пришла пора сеять рожь.
• Лягушка квачет – овес скачет.
3. ХЛЕБ РАСТЕТ
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.
«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:
Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.
Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.
В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».
«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.
Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.
Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.
ЗАГАДКА
Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет
Да растет. (Дождь, земля, хлеб)
4. ЖАТВА
Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.
День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».
«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.
Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».
Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.
Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.
СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
А между тем досужий селянин
Плод годовых трудов сбирает;
Сметав в стога скошенный злак долин,
С серпом он в поле поспешает.
Гуляет серп. На сжатых бороздах
Снопы стоят в копнах блестящих… Е. Баратынский
* * *
Говорило ядреное жито:
Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати.
Надо житу стояти
В поле копнами,
В гумне стогами
В клети коробами,
А на стол пирогами!
* * *
• Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)
• Не море, а волнуется. (Поле)
• Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп)
• Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп)
• Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива)
• Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле)
• Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса)
• Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса)
* * *
• Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится.
• Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь.
• Зимой снег рыхлый – урожай обильный.
• Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь.
• Пахать да боронить – часочка не обронить.
• Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку».
5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.
Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.
Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.
А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.
Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
• Стоит Фрол, и рот пол. (Овин)
• Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин)
• Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)
* * *
• Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.
• Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять.
• Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.
• Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)».
• Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай.
• Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы.
* * *
Лады, лады-ладушки,
Рада нам хозяюшка,
Мы о хлебушке поем,
Разговор ведем о том.
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь.
6. НА МЕЛЬНИЦЕ
Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.
Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.
С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
«Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!»
До того он загордился, вырос кверху бородой. С. Погореловский
* * *
• Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.
• Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.
• Не земля хлеб родит, а небо.
• Пересев хуже недосева.
• Хата была, да без хлеба беда.
• Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
• Без печки холодно, без хлеба голодно.
• Не уродится рожь – по миру пойдешь.
• Калач приестся, а хлеб никогда.
• Каждое семя знает свое время.
• До поры до времени не сеют семени.
• Сей в пору – соберешь хлеба с гору.
• Сей хоть в песок, да в свой часок.
• Посеешь в погоду – больше приплоду.
* * *
• Гречиха любит сухую теплую землю.
• За бороною пыль – будет и блин.
• Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь.
* * *
Весь мир кормит, сама не ест.
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (Мельница)
* * *
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая
Мать по имени… (мука).
7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.
Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».
На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.
Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.
Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ
Слушаю, послушаю —
Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом)
* * *
Полон хлев бесхвостых овец;
Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата)
* * *
Велика звезда на печи взошла.
Без рук, без ног – на гору ползет.
Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня)
* * *
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
* * *
Купили новенькое, такое кругленькое,
Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито)
* * *
Из-под липова куста
Бьет метелица густа.
Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют)
* * *
Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб)
* * *
Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)
8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ
Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.
При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».
Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.
В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.
Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.
Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.
СТИХИ И ЗАГАДКИ
Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо)
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб)
* * *
Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. Г. Виеру
* * *
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С. Погореловский
* * *
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
* * *
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
В. Бакалдин
Э. Л. Емельянова
Похожие статьи:
Кухня → Хлеб сдобный
Кухня → Бездрожжевой хлеб
Кухня → Русский хлеб
Кухня → Русский хлеб
Традиции → Славянские обычаи трапезы
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Земледелие древних людей
Древние люди поняли, что можно выращивать себе пищу, около 8 тысяч лет назад. Вместо того чтобы постоянно искать съедобные растения, кочуя с места на место, они стали собирать семена этих растений и высевать их около своих жилищ. Из полученного урожая часть они съедали, а оставшуюся часть пускали на семена, чтобы вновь засеять их и получить новый урожай. Для посева выбирали семена наиболее вкусных и крупных растений, что со временем дало свои плоды: выращенные на «древних грядках» растения уже мало походили на своих диких предков.
Что росло на древних грядках?
Первыми растениями, которые высаживали люди, стали, очевидно, пшеница и ячмень, которые в изобилии произрастали в естественных условиях на Ближнем Востоке. Люди стали жить в постоянных поселениях и ухаживать за своими посевами, оберегали урожай. Земледелие распространилось с Ближнего Востока в Западную Азию, Европу и Африку. В VIII тысячелетии до н.э. на Востоке был окультурен рис, который и по сей день является основным злаком Азии. В Южной Америке около III тысячелетия до н.э. выращивали сладкий картофель-батат и кукурузу (маис), а в Центральной Америке — тыкву, кукурузу и фасоль.
Дикий рис
Злаковые культуры были одомашнены очень давно, и один из древнейших — рис. Он очень калориен и для древних людей служил хорошим источником питания. Однако для того чтобы вырастить рис, который очень чувствителен к воздействию солнца и влаги, приходилось потрудиться. Даже сегодня вырастить его — довольно трудоёмкая работа, ведь требуется, чтобы ростки прорастали в воде, которая защищает их от палящего солнца. Созревшие семена риса затем складировали, храня про запас, ведь они могли храниться многие месяцы.
Поля на террасах
Террасы — это плоские площадки-уступы, которые создавали на склонах для посевов. Древние земледельцы устраивали их для своих полей, предохраняя таким образом плодородную почву от размывов. В таких горных странах, как Перу, на террасированных склонах древние земледельцы выращивали картофель, который произрастал высоко над уровнем моря.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Вред зерна
Нужно ли зерно в рационе человека?..
Вольный Человек легко живет без зерна, религии и алкоголя. Это три головы Змея Горыныча, которые сегодня своим огнем держат в похмельном угаре белые,желтые, красные и черные народы Земли.
Зерно.
Древние предания разных народов Земли говорят, что раньше люди жили охотой и собирательством в сказочном изобильном мире, с буйством природы и общались на Едином Языке с животными, растениями и небесами. Это утверждают и индейские вожди, и африканские шаманы, и австралийские бушмены. Русские народные сказки ясно показывают, что у каждой семьи был свой Сад (а не огород), люди обладали волшебными способностями - становились невидимыми (шапка-невидимка), могли очень быстро перемещаться (сапоги скороходы), выращивали волшебные плоды (молодильные яблоки), видели происходящее в других местах (волшебное зеркальце) и т.д. Причем в древнерусских сказках показан образ жизни, при котором питание людей происходило очень просто, мимоходом между подвигами и приключениями. А ведь каждый из нас в глубине Души мечтает о жизни с интересными приключениями, путешествиями, поисками клада (кЛада), но мы погрязли в пищевой наркомании (40-90% мыслей о вкусной еде(2). Пора пробудить в себе дух Ивана-Царевича, чтобы получить жену-красавицу и полцарства в придачу. Да здравствует сказочная жизнь!
Заметьте, даже сейчас на Руси сохранились леса, где ходишь и спотыкаешься от грибов, видишь десятки видов ягод и дикое буйство и изобилие жизни. «Эффективность высокоспециализированного собирательского труда просто поразительна. Даже в тех случаях, когда условия внешней среды были крайне неблагоприятны, первобытный собиратель демонстрировал удивительные способности по обеспечению себя продовольствием» (5). Причем, когда собираешь грибы и лесные ягоды чувствуешь радостный азарт, состояние игры, которое совсем не похоже на тяжелый крестьянский труд по выращиванию злаков. В русской приРоде и сегодня есть сотни видов фруктов, ягод, орехов, трав, которые не только насыщают человека,но и открывают волшебные способности.
Понимание тайны питания открывает секреты зерна как средства контроля над человечеством (1,2). Дело в том, что питание это священнодействие. Пища при попадании в рот (Алтарь Божий) открывает определенные части сознания человека. Это особенно заметно при употреблении алкоголя – человек попадает в измененное состояние психики. Но и при употреблении продуктов из зерна – хлеба, булочек, пряников, макарон, человек тоже погружается в определенное рамками «цивилизаторов» состояние психики. При употреблении в пищу сотни видов разных растений формируется многогранное мышление и понимание полноты Жизни.
Ответьте честно себе на вопрос: почему при наличии на Земле сотни видов фруктов, ягод, орехов, трав все человечество переведено на преимущественное питание злаковыми культурами? Второй подарочек «божков» - это пасленовые(картошка, помидоры, сладкий перец, баклажан и табак). Конечно, мы так привыкли к злаковым и пасленовым культурам, что голос Тела говорит: - Это же так вкусно!!! Но я предлагаю послушать здравый смысл – голос вашей Души и Духа.
Семейство зерновые включает в себя пшеницу, рожь, ячмень, овес, рис, кукурузу.Злачные поля – злачные места. Зло-злато-злаки – орудие богов-цивилизаторов, для подмены Ведического Божественного мироустройства жизни в гармонии с природой на рабское религиозное мировоззрение с попами, полицией, политикой и другими «п» в перенаселенных городах с болезнями, бедами (беда - без еды), работой(ра - сияние, б - беды). Вместо того, что чтобы стремиться посадить Сад для себя и потомков, человек начал стремиться заработать на хлеб насущный, на квартиру с железными дверями, обзавестись золотыми побрякушками, и проявить свои захватнические черты характера, чтобы эффективно в избытке добиться всего этого, и потом отмаливать это все в церквях и мечетях. Заметьте, изобилие природы для всех и бесплатно,изобилие городской жизни для избранных и за дорого.
Что удивительно, из зерна проще и гораздо полезнее приготовить хлеб и лепешки, если прорастить его, легко смять, слепить в нужную форму, и испечь, однако цивилизаторы подкинули нам идею изготовления муки на жерновах, что весьма тяжело и не так полезно. Изготовление муки это настоящая мука(мучение), особенно когда нет электричества. При прорастании крахмал зерна превращается в более полезные для ч,еловека вещества и энергию роста. Почему человек столетиями бездумно четко выполнял предписания«божков»?
Откуда же появились эти «культурные» злаки? Выдающийся русский ученый Н.И.Вавилов объездил весь мир с научными исследованиями, чтобы установить древнейшие очаги земледелия (это преимущественно злаки). Он выполнил уникальный труд для всего человечества и собрал самую большую коллекцию культурных и диких злаков, обобщил данные и сделал научнообоснованные выводы. Я, как ученый-агроном, написавший диссертацию исследованию по мировой коллекции пшеницы Н. И. Вавилова, внимательно изучил его биографию и научные труды. Если кратко, то современные виды мягкой и твердой пшеницы, которые выращиваются уже тысячи лет, не могут быть получены из диких первозданных природных видов путем простого скрещивания способом опыления. Эти виды могут быть получены только в современных высокотехнологичных лабораториях. Кто же их сотворил тысячи лет назад? Честно говоря, после написания этой диссертации меня по непонятным тогда причинам начала мучить Совесть, и я не захотел продолжить улучшение сортов злаковых культур. И только сейчас я начинаю понимать хитроумную драконовскую систему злакового обмана.
Вставляю (администратор EDKA) из статьи Склярова (где почитать Склярова полностью - в конце страницы):
Ученые, доказавшие, что развитие земледельческих технологий началось с окультуривания дикого ячменя и пшеницы, тем не менее до сих пор бьются над загадкой, каким образом ранние зерновые культуры уже в те времена могли разделяться на сорта и виды. Для усовершенствования того или иного вида, природе требуется не одно поколение естественного отбора. Однако, до сих пор не было обнаружено никаких признаков предыдущего развития данных зерновых культур. Это ботаническое чудо можно объяснить лишь с позиций искусственного, а не естественного, отбора" (З. Ситчин, "Двенадцатая планета")
Но если бы дело ограничивалось одной лишь пшеницей, и то было бы полбеды...
Наши исследования дифференциальным ботанико-географическим методом показали, однако, что ареал дикого ячменя дает еще очень мало указаний о нахождении действительных центров формо-образования культурного ячменя. В Абиссинии наблюдается максимум скопления разнообразия форм, а следовательно, вероятно, и генов группы... ячменей. Здесь сосредоточено исключительное разнообразие форм... При этом здесь находится ряд...признаков, неизвестных в Европе и Азии...Любопытно, что в Абиссинии и Эритрее, столь богатых разнообразием разновидностей и рас культурного ячменя, совершенно отсутствует дикий ячмень" (Н. Вавилов, "Мировые центры сортовых богатств (генов) культурных растений").
Как известно и как подтверждаетэто профессионал - Н.Вавилов, добиться "простой" селекцией подобного изменения количества хромосом не так-то просто (если не сказать -практически невозможно). Для удвоения и утроения хромосомного набора нужны методы и способы, которые и современная-то наука не всегда в состоянии обеспечить (вплоть до вмешательства на генном уровне).
Обратите внимание, на территории Руси нет ни одного очага древнейшего земледелия. Наш народ в Ведические времена жил в изобилии растительной еды и занимался развитием волшебных способностей, улучшением человеческого рода, и созданием живых картин из цветов, деревьев, трав. Причем питание ведических руссов состояло их многолетних плодов, ягод,орехов, грибов и трав, которые растут сами!!! (5,12)
Самое смешное, что зерновое земледелие пришло из тропиков и субтропиков, где итак еды просто навалом!!! Выращивать там зерно ни экономически, ни экологически, ни логически не обоснованно. Но есть одна веская причина– выращивая зерно, выращивали рабов.
Смею утверждать, что основные кровопролитные войны пришли вместе со злаками, религией и алкоголем. Согласно Славяно-арийских Вед (11) серые прилетели около 5000 лет назад и высадились на острове Шри-Ланка . Это доказывает и календарная система лето исчисления «избранного народа». Свою цивилизаторскую деятельность они начали с Индии (Дравидии), и оттуда«божки» начали расползаться по всей планете. Посмотрите, как это весьма согласуется с очагами древнего земледелия.
Собирательство в условиях природного леса гораздо проще и эффективней, чем земледелие однолетних культур (6,7,10,12). И этнография, и археология накопили к настоящему времени массу данных, из которых следуе,т, что присваивающее хозяйство — охота, собирательство и рыболовство обеспечивают более стабильное существование, чем ранние формы земледелия.
Об этом пишут путешественники прошлого века, например, наблюдавшие жизнь австралийских аборигенов. Застав общества, еще не затронутые цивилизацией, существующие в своей привычной, естественной среде, такие исследователи, как Э. Эйр, Дж. Грэй и другие, свидетельствовали об изобилии, царящем «в хижинах туземцев». К похожим выводам склонялись и авторы, описывавшие в конце прошлого века жизнь охотников-собирателей Малакки (Р. Мартэн), Южной Африки (Г. Стоу), Андаманских островов (Э.Ман) и т. д. Обобщение такого рода фактов уже в начале нашего столетия привело польского этнографа Л. Кшивицкого к заключению, что «при нормальных условиях в распоряжении первобытного человека пищи более чем достаточно». Исследования последних десятилетий не только подтверждают это положение, но и конкретизируют его с помощью сравнений, статистики,измерений (7).
По официальной исторической версии земледелие явилось важным этапом развития цивилизации и действительно это так. Но для счастья, здоровья и благо-состояния славянам и другим народам нужно развитие Культуры и жизнь в Гармонии с ПриРодой (4), а не цивилизация. Наши предки в мифах и преданиях показали, что все произошло по инициативе и под контролем«богов», спустившихся с небес. Именно они положили начало цивилизациям как таковым, предоставили человеку сельскохозяйственные культуры и обучили приемам земледелия (10).
Данная точка зрения на происхождение земледелия господствует абсолютно во всех известных районах зарождения древних цивилизаций. В Мексику кукурузу принес великий бог Кецалькоатль. Бог Виракоча обучал земледелию людей в перуанских Андах. Осирис дал культуру земледелия народам Эфиопии (т.е. Абиссинии) и Египта. Шумеров приобщали к сельскому хозяйству Энки и Энлиль - боги, спустившиеся с небес и принесшие им семена пшеницы и ячменя. Китайцам помогали в освоении рисового земледелия «Небесные Гении», а в Тибет «Владыки Мудрости» принесли ячмень, неизвестный в тех краях (9).
Что примечательно плоды, орехи, ягоды, травы и некоторые грибы вкусны сами по себе в сыром виде без соли. Зерно в сыром виде после сбора для человека неприятно и безвкусно, в пророщенном виде без соли и других усилителей вкуса значительно менее аппетитно, чем яблоки и орехи. Лошадь при употреблении одного зерна без трав в течение длительного времени (2-3 месяца) начинает хромать на четыре ноги. Свиньи на корнеплодах и траве набирают мясо, а на зерне – сало, то есть страдают ожирением при ослабленном сердце и изнемогающей иммунной системе. Потребляя мясо и сало ожиревшего, ослабленного животного люди за чаркой самогона желают здоровья друг другу, а получают состояние съеденного животного. Лучше есть дичь и получать природную силу, как это делали древние охотники.
Так нам вместе с зерном привнесли обработку пищи на огне вместе с солью, и возвели огнем и мечом хлеб в ранг «святости». В моей книге убедительно доказано (5), что хлеб и другая варенная пища являются пищевым наркотиком, погружают человека в пожизненный похмельный сидром. Пока пот человека воняет, а утром у него пахнет изо рта, то человек гниет уже при жизни. Таким людям легко впаривать религиозные учения, язычество, экономические секты (сетевой маркетинг, форекс, работа в офисе). Первейшая задача русского патриота – стать здоровым и сильным, приятно пахнуть, ибо запах человека отражает его Душевное и Духовное состояние.
Жизнь паразитических структур управления в виде президентов, парламентов, полиции и попов и других «п» возможно лишь в условиях цивилизации, в Природной Культуре Жизни в их посреднических услугах не нуждаются. Поэтому они огнем и мечом внедряли религию, металлургию, земледелие однолетних, ремесло, крупные интернациональные города вместо родовых поселений с родовым укладом жизни, сохранением чистоты крови и приумножением природной красоты (5,12).
А сколько вырублено благодатных лесов с грибами, ягодами, плодами, орехами и травами ради посева злаков! Землю царапают плугами, мотыгами и другими железяками для посева зерновых, обеспечивая себе душевные муки и болезни из-за вредительства Матушке-Земле. Зачем? «В поте лица своего будешь добывать хлеб свой» - пишет святая книга цивилизаторов. Действительно, чтобы вырастить и испечь хлеб надо попотеть, совсем другое дело пойти в лес и с азартом насобирать грибов и ягод. «Хлеб –всему голова», говорят нам «змеиные божки», а мы отвечаем «Хлеб – голова безголовому!», и начинаем высаживать свой Райский Сад и Вещий Лес.
Текст составил - Светлячок, список литературы:
Г. Левшунов «Питание как свещенно-действие»
Г. Левшунов «Самая массовая религия на Земле»
Г. Левшунов «Зеленое просветление»
Г. Левшунов «Божественная встреча»
Г. Левшунов «Здравствуй, Родина моя» из цикла «Живые Веды Земли»
А. Лобок «Привкус истории»
Л. Вишняцкий «От пользы - к выгоде»
А.Скляров «Какова ты, родина богов?..»
А. Скляров «Наследие пьяных богов»
Т.Бородина «Земледелие - дар жрецов»
Славяно-арийские Веды
В. Мегре «Звенящие Кедры России»
Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун «Тайны богов и религий»
А. Веста «Змееборец»
На эту тему можно почитать статью Склярова на сайте
www.lah.ru/text/sklyarov/zerno-text.htm
Кратко выдержки здесь публикую:
Первое. С точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами, переход древних охотников и собирателей к земледелию является крайне не выгодным, но они все-таки совершают его.
Второе. Земледелие зарождается именно в наиболее изобильных регионах, где полностью отсутствуют какие-либо естественные предпосылки для отказа от охоты и собирательства.
Третье. Переход к земледелию осуществляется в зерновом,самом трудоемком его варианте.
Четвертое. Очаги древнего земледелия территориально разделены и сильно ограничены. Различие культивируемых в них растений указывает на полную независимость этих очагов друг от друга.
Пятое. Сортовое разнообразие некоторых из основных зерновых культур обнаруживается на самых ранних стадиях земледелия при отсутствии каких-либо следов "промежуточной" селекции.
Шестое. Древние очаги возделывания целого ряда культурных растительных форм почему-то оказались географически удалены от мест локализации их "диких" сородичей.
Получается весьма странная и даже парадоксальная закономерность: земледелие возникло почему-то именно в наиболее изобильных районах Земли,там, где предпосылок для голода было меньше всего. И наоборот: в регионах, где сокращение "кормовой базы" могло быть наиболее ощутимым и должно было (по всей логике) являться существенным фактором, влияющим на жизнь человека, никакого земледелия не возникло !!!
Даже в "неокультуренном" состоянии клубнеплоды в десять и более раз превосходят злаки и зернобобовые по урожайности, однако древний человек по каким-то причинам вдруг игнорирует этот факт, находящийся в буквальном смысле у него под носом.
При этом, первооткрыватель-земледелец почему-то считает, что ему мало дополнительно взваленных на себя трудностей, и еще больше усложняет себе задачу, вводя еще и самую сложную обработку урожая, какую только можно было придумать.
Археологические данные свидетельствуют о том, что попытка освоения земледелия, например, на Ближнем Востоке (X-XI тысячелетия до новой эры) происходила в условиях последствий некоего катаклизма глобального масштаба, сопровождавшегося резким изменением климатических условий и массовым вымиранием представителей животного мира.
По официальной точке зрения политэкономии, с переходом к земледелию человек решает свои "продовольственные проблемы" и становится менее зависимым от капризов окружающей природы. Но объективный и не предвзятый анализ категорически отвергает это утверждение, - жизнь только усложняется. По множеству параметров раннее земледелие ухудшает условия существования древнего человека. В частности, "привязывая" к земле и лишая его свободы маневра в неблагоприятных условиях, оно зачастую приводит к тяжелым голодовкам, практически незнакомым охотникам и собирателям.
Подробный анализ камня на камне не оставляет на "логичной и ясной" официальной точке зрения, а вопрос возникновения земледелия на нашей планете из скучного раздела политэкономии переходит в разряд самых загадочных страниц нашей истории. И достаточно хоть немного окунуться в ее подробности, чтобы понять всю невероятность случившегося.
Переход от охоты и собирательства к земледелию нужен был не людям, а богам. Но в таком случае остается открытым другой вопрос: с какой именно целью более высокоразвитая цивилизация "богов", зная все негативные моменты этого перехода, могла "подарить" людям не просто земледелие, но и в наиболее "трудном" его ,варианте - зерновом, да еще и в "каменном" примитивном варианте его индустрии ?
Обратим внимание на еще один примечательный факт - факт сильнейшей связи земледелия с религией во всех (!!!) древних очагах цивилизации.
Более или менее подробный анализ проблемы перехода от охоты и собирательства к труду на земле достаточно отчетливо выявляет то, что версия привнесения земледелия извне (со стороны "богов" или представителей некоей развитой цивилизации) оказывается в гораздо большей степени соответствующей фактам и закономерностям, выявленным в различных сферах научного знания, нежели официальный взгляд политэкономии на данный вопрос.
Кстати об этом также сообщают древние мифы: буквально во всех регионах "возникновения" земледелия и цивилизации предания наших предков единогласно утверждают, что те же самые "боги" установили среди людей нормы и правила жизни, законы и порядки совместного оседлого существования. И об этом же косвенно свидетельствуют археологические данные о прямо-таки "внезапном" возникновении ряда развитых древних цивилизаций (например, в Египте или Индии) без всяких "предварительных ступеней". Этот факт вообще не находит никакого "естественного" объяснения...
Принимая дары и подношения от людей, боги не выбрасывали их, а потребляли в неимоверном количестве. Пристрастие богов к спиртным и хмельным напиткам прослеживается в мифах всех древних цивилизаций.
Шумерские боги щедро угощают друг друга пивом и алкогольными напитками. Это было не только средством снискать чье-то расположение, но и способом снизить бдительность другого бога, чтобы, напоив его до бесчувствия, украсть у него то "божественное оружие", то атрибуты царской власти, то некие могущественные Таблицы Судеб... В "крайних"случаях боги спаивали своих врагов, чтобы их убить. В частности, идея хорошенько напоить дракона вином и уж тогда, доведя его до беспомощного состояния, убить, сумела пропутешествовать из мифологии хеттов до берегов Японских островов.
Человек сотни тысяч и миллионы лет занимался охотой и собирательством, в результате чего в его психике (в той его части, которая является наследуемой)закрепились соответствующие структуры -архетипы, вызывающие азарт и удовольствие от самого процесса охоты и собирательства. Собственно, механизм работы этих структур-архетипов во многом аналогичен механизму инстинкта животного, которого данный инстинкт спасает от голодной смерти.
Напротив, чуждая человеку и его психике деятельность, "неестественная" для его природы, неизбежно будет вызывать у него неудовольствие. Поэтому тягостность и изнурительность земледельческого труда свидетельствует, в частности, и об определенной "неестественности" этого труда для человека или, уж по крайней мере, о весьма непродолжительном характере этого рода деятельности для человеческого вида.
Достаточно важен и тот факт, что "присваивающая экономика эффективна не только в том смысле, что она вполне обеспечивает первобытных людей всем необходимым для жизни, но также и в том, что достигается это за счет весьма скромных физических усилий. Подсчитано, что в среднем "рабочий день" охотников-собирателей составляет от трех до пяти часов, и этого, оказывается, вполне достаточно. Притом, как правило, дети не принимают непосредственного участия в хозяйственной деятельности, да и взрослые,особенно мужчины, могут себе позволить отвлечься на день-другой от "прозы будней"и заняться делами более "возвышенными"" (Л. Вишняцкий, "От пользы - к выгоде").