Конспект урока «Жизнь и развитие первобытных людей». Условия жизни первобытных людей конспект
Повторительно- обобщающий Жизнь первобытных людей
Путешествие по станциям
I. На первой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.
На доске схема путешествия по станциям.
КАРТОЧКА № 1
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?» Для этого вспомни:
От кого произошел человек?
Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?
Чем было покрыто его тело?
Как выглядит современный человек?
Сравни условия жизни древнего и современного человека.
Сравни занятия, орудия труда. Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 2
Подготовь развернутый ответ на вопрос; «Почему появилось неравенство?»
Для этого вспомни:
Какой металл первым начал использовать человек?
Какое это имело значение?
Почему на смену родовой общине пришла соседская?
Сделай вывод.
Пока готовятся двое учеников, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты.
Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. (Африка.)
Покажите предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка.)
Покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия.)
На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.
Задача 1. Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)
Задача 2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна... Так появился плот.)
infourok.ru
Конспект урока «Жизнь и развитие первобытных людей» страница 2
Тема урока и примерный план выводится на доску: слайд 2, слайд 3.
В результате деятельности учащихся, при помощи интерактивной доски рассматривается схема-маршрут становления и развития первобытного общества на земле.
План урока:(записать в тетрадь)
Где появились первые люди.
Отличия людей от животных.
Верования первобытных людей.
Занятия первобытных людей
Первые организации совместной жизни людей.
Появление земледелия и скотоводства
На экране слайд с картой путешествий отмечена первая «остановка»
2. Актуализация познавательной деятельности учащихся по изученной темам:(15 мин.)
1)Древнейшая прародина человечества.
2)Появление человека разумного. Возникновение земледелия и скотоводства.
3) Возникновение земледелия и скотоводства.
Постановка проблемного задания:
На первой остановке каждая группа получает по вопросу, на который должна дать ответ, остальные группы готовятся задавать дополнительные вопросы и дополнять.
Вопрос 1: Среди ученых существует мнение, что первобытные люди могли возникнуть только в определенном регионе земного шара. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему?
Вопрос 2: Существует точка зрения, что первобытные люди ничем не отличались от животных. Какая другая точка зрения на этот вопрос известна вам?
Вопрос 3: Существует точка зрения, что первобытные люди делали наскальные рисунки для того, чтобы в будущем мы узнали о их жизни. Так ли это? Какая еще точка зрения вам известна?
После ответов групп – подводим итоги и перемещаемся на следующую «станцию»
Вопрос 4: Существует точка зрения, что «Человек разумный» ничем не отличался от «Человека умелого». Согласны ли вы с этой точкой зрения?
После ответов групп – подводим итоги и перемещаемся на следующую «станцию»
Вопрос 5: Существует мнение, что 10 тыс. лет назад человечество перешло от добывающего хозяйства к производящему. Так ли это?
Подводим краткие итоги возвращаемся в «наши дни».
Работа в группах, предположительные ответы на поставленные проблемные задания:
Рассматривается карта земного шара, район центральной Африки.
Анализ знаний, полученных на предыдущих уроках.
А. говорят о том, почему люди появляются именно в центральной Африке.
Б. называют отличия человека от животного, говорят о первых орудиях труда.
В. объясняют возникновения религиозных верований и причину наскальной живописи.
Задают вопросы, дополняют ответы.
Делается общий вывод.
На экране слайд с картой путешествий отмечена вторая «остановка»
Работа в группах, Слайд 7,8: рассматриваются районы Центральной Азии.
Каждая группа получает по три карточки, объясняет термины: 1.Кровная месть, 2.старейшина, 3.родовая община, 4 .«Человек разумный», 5. Лук и стрелы, 6. Копье и гарпун, 7. боги, 8.жрецы, 9. религия
И кратко анализируются изменения в хозяйственной жизни людей, применяя карточки со своей терминологией.
Выводы по проблемному вопросу.
На экране слайд с картой путешествий отмечена третья «остановка»
Слайд 9,10. Рассматриваются регионы распространения человечества в эпоху неолита.
Выслушиваются точки зрения.
Работа с текстами. Вставь пропущенные слова.
infourok.ru
Тема урока: Жизнь первобытных людей
Урок 7. Тема урока: Жизнь первобытных людей
Цели урока:
Образовательная: повторение, обобщение и систематизация знаний о жизни людей в первобытную эпоху;
Воспитательная: способствовать формированию чувства сопричастности к истории человечества, уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;
Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться.
Задачи урока:
развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-логических (работа с терминами и понятиями) умений и навыков;
формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;
повторить, обобщить и систематизировать знания о происхождении, условиях жизни и занятиях наших далёких предков;
формирование интереса к истории через практическую деятельность.
Тип урока: путешествие в прошлое
Подход к обучению: проблемно-деятельностный личностно ориентированный.
Метод обучения: историческая реконструкция.
Формы работы учащихся на уроке: групповая, индивидуальная, парная.
Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.
Место проведения: Урок проводится в лесу в тренинговой зоне у костра.
Описание необходимого технического оборудования для проведения урока:
Глина для лепки (можно заменить пластилином), палочки, отрезки шерстяного шнура, керамическая посуда, фрагменты керамики, пряслица, принесённые детьми луки со стелами, мишени. При проведении урока в классе дополнительно учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint.
Структура и ход проведения урока:
Оргмомент
Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие.
II. Путешествие во времени
Вводное слово учителя. Ребята, давайте представим себе, что мы живём в нашей местности, но не сейчас, не в 21 веке, а несколько тысячелетий назад. Что мы не учитель и ученики, а соседи, жители древнего посёлка. Среди нас есть земледельцы, скотоводы, ремесленники, охотники, старейшина, вождь, жрец. Есть взрослые и дети, мужчины и женщины. Каждый из нас может многое рассказать о своей жизни. Давайте послушаем друг друга.
Короткие (1-2 минуты) рассказы учащихся от первого лица о своей жизни и занятиях в соответствии с выбранной заранее ролью.
Старейшина 1 о появлении и жизни предков человека современного вида, жизни древнейших людей
Старейшина 2 о расселении людей, изобретении плота и лодки.
Жрец о зарождении религиозных верований
Земледелец и Скотовод о своих занятиях
Керамика
Эвристическая беседа
Нет ничего прочней,Чем битая посуда.Что происходит с ней?С ней происходит чудо.
Хрупка и короткаИ стоит слишком малоЖизнь чашки и горшкаИ звонкого бокала.
Зато у черепков,Осколков и обломковВ запасе даль вековПризнание потоков.
Одну из наук, играющую большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках. Какая это наука? Что она изучает? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет? Берестов говорил: “Раскопки – это своего рода общение с другими людьми, с человечеством» Очень часто рядом с раскопками можно увидеть груды извлеченных из земли обломков глиняных сосудов. Почему среди находок археологов так много черепков? Назовите не менее двух причин этого явления.
Учитель раздаёт фрагменты керамики разных периодов, от неолита до раннего железного века, как лепной, так и выполненной на гончарном круге (из личной коллекции). Ученики должны отметить, что фрагменты отличаются по форме, толщине стенок, количеству и составу примесей в тесте, цвету, наличию орнамента и самим орнаментом.
Тема нашего урока – это древнейшая керамика. Производство керамики в те далекие времена было исключительно женским делом. Сосуды в конце каменного века выполнялись в техники кольцевого налепа, т.е. из куска глины формировалась чаша, на которую затем все выше и выше, друг на друга наращивались глиняные кольца.
По его хорошо заглаженной поверхности (заглаживали руками, пучком травы, щепой) наносились узоры: округлые ямочки, расположенные густыми рядами; оттиски гребешка и веревочки. Ямочки наносились окаменевшими моллюсками.
Обжиг проводился прямо на костре, и от неровной температуры получалась довольно пёстрая окраска.
III. Практическое изготовление глиняных сосудов
А теперь предлагаю превратиться в гончаров каменного века.
Учитель и учащиеся приступают к лепке сосудов, украшают различными видами орнамента, предполагают возможное значение каких-то символов, лепят пряслица.
IV. Конкурс охотников
Изготовившие и принесшие лук и стрелы учащиеся допускаются к конкурсу охотников. (Охотиться нужно со своим оружием.)
1. Стрельба по мишеням. Оценивается точность и дальность стрельбы.
2. Проверка знаний об охоте по вопросам одноклассников
V Задание на дом
Повторить записи в тетради
V. Подведение итогов
1. Рефлексия
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.