Владение огнем первобытных людей. Совершенствование первобытного человека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 2: Первобытное общество. Владение огнем первобытных людей


Совершенствование первобытного человека | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Возникновение человека

Ведя нелёгкую борьбу за выживание, первобытные люди приспосабливались к тяжёлым условиям жизни. Их деятельность становилась более осознанной. Ору­дия труда приобретали более правильные и удобные формы. Вместе с тем изменял­ся и сам человек. Его внешность постепенно теряла сходство с внешним видом жи­вотного, человек приобретал признаки мыслящего существа. Увеличивался объём мозга, выпрямлялась осанка. Руки становились короче и ловче. Около 1,5 млн лет назад сформировалось су­щество под названием питекантроп (с греч. pithekos — обезьяна + anthropos — человек). Его останки находят ныне на территории Европы. Такие же находки в Азии получили название синантроп (с латин. Sina — Китай + греч. anthropos — человек). И синантроп, и питекантроп были среднего роста, крепкого телосложения. Однако походка у синантропов была более устойчива, они были более подвижны. Это существо считается уже не живот­ным, а человеком, так как умело изготовлять орудия труда и пользоваться ими.

Питекантропы и синантропы не умели добывать огонь, но не боялись им пользоваться. Они выхваты­вали ветки, вспыхнувшие от молнии, находили огонь в траве, загоревшейся в жаркий день.

Владение огнём ускорило умственное развитие че­ловека. Запечённая пища лучше переваривалась и да­вала мозгу полезные вещества. Огня боялись живот­ные, а человек смотрел на пламя разумным взглядом. Не умея добывать огонь, люди берегли его, поддержи­вая в пещерах костры очень долго, иногда сотни лет. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Питекантроп
Синантроп
На этой странице материал по темам:
  • История возникновения человечества сочинение

  • Условие жизни первобытного человека сообщение кратко и понятно

  • Огонь в жизни первобытных людей

  • Доклад про первобытных людей 5 класс

  • Выживание первобытного человека

Вопросы по этому материалу:
  • Какую роль играл огонь в жизни первобытного человека?

worldofschool.ru

Тема 2: Первобытное общество

Теории происхождения человека:

эволюционная- предполагает, что человек произошел путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

внешнего вмешательства- существует много фантастических гипотез антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства. Происхождение человека от инопланетян или других иных цивилизаций

теория пространственных аномалий- предполагает то, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры- информационной субстанции. Признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией

теория Дарвина- Дарвину принадлежат капитальные труды по ботанике, зоологии и геологии, в которых детально разработаны отдельные вопросы эволюционной теории. Главная заслуга Дарвина в том, что он раскрыл движущие силы эволюции. Он материалистически объяснил возникновение и относительный характер приспособленности действием только естественных законов, без вмешательства сверхъестественных сил. Учение Дарвина в корне подрывало метафизические представления о постоянстве видов и сотворении их Богом.

теория творения (креационизм)- разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Периодизация первобытности

Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.

Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда; это деление истории человечества на три века—каменный, бронзовый и железный.

Каменный делится на древний каменный век, или палеолит , и новый каменный век, или неолит Между палеолитом и неолитом выделяют переходную эпоху—мезолит. Археологические эпохи могут быть синхронизированы с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Его делят на две эпохи: 1) предледниковую и ледниковую, называемую плейстоцен, и 2) послеледниковую - голоцен. В археологической периодизации плейстоцен соответствует эпохам палеолита и в значительной части, а может быть и полностью - мезолита . Неолит относиться уже к послеледниковой эпохе - голоцену.

Люди появились на земле 700—600 тысяч лет назад. Древнейшие люди сильно отличались от людей нашего времени. Пальцы на руках были у них неловкие; своими руками человек мог выполнять самую несложную работу, хватать, ударять, копать землю. Лоб у древнейшего человека был низкий и покатый; мозг был значительно меньше мозга современного человека. Немногими отрывистыми звуками люди выражали гнев, страх, призывали друг друга на помощь,

Человек, откалывая от камня мелкие кусочки, заострял его край. Остриём камня человек копал землю, раскалывал кости, рубил мясо, вырубал из дерева дубину. Такие камни, обработанные древним человеком, называются ручными рубилами. У человека не было крепких когтей и могучих лап, как у хищных зверей, но заостренный камень был крепче любых когтей и зубов, а удар дубиной был сильнее удара медвежьей лапы. Заострённый камень и дубина были первыми орудиями труда; с их помощью люди добывали себе пищу, а также защищались от хищных зверей. На берегах рек и озёр, в зарослях кустарника люди выкапывали съедобные корни и личинки насекомых, охотились на мелких животных, разрывали их норы, разыскивали плоды и птичьи яйца. В поисках пищи люди бродили с места на место. У них не было ни постоянных жилищ, ни одежды; они не умели пользоваться огнём. Жить они могли только в местностях с теплым климатом.

Древнейших людей называют первобытными людьми. Жить в одиночку древнейшие люди не могли; без помощи друг друга они не добыли бы себе пищи, а стали бы сами добычей хищных зверей. Поэтому люди жили группами, совместно добывая еду и защищаясь от крупных хищников. Группы сходились и расходились, как сходятся стада диких животных; такую группу первобытных людей и называют первобытным стадом. В каждом стаде было не больше нескольких десятков людей; большему числу людей было трудно прокормиться в одной местности.

Первобытные люди не раз видели огонь при лесных пожарах, возникавших от ударов молнии и при извержениях вулканов. Долгое время люди боялись огня, но затем они заметили, что огонь даёт тепло и защищает от хищных зверей. Люди стали добывать огонь и разводить костры. Так как пожары и извержения вулканов случались редко, то люди постоянно поддерживали добытый огонь, не давая ему угаснуть.

Позднее они научились добывать огонь трением одного куска сухого дерева о другой. Обрабатывая в течение сотен тысяч лет камни, первобытные люди научились делать из них разнообразные орудия труда: наконечники копий, скребки для очистки шкур, пластинки, служившие ножами.

Все то время, когда люди делали свои орудия труда из камня, называется каменным веком.

Научившись добывать огонь и делать из камня, люди смогли охотиться не только на отдельных животных, но и на стада быков, оленей, лошадей. Однако, такая охота могла быть успешном лишь при участии в ней десятков и даже сотен людей. Охота на крупных животных стала главным занятием людей. Благодаря тому, что люди владели огнём и охотились, они не погибли во время резкого похолодания, начавшегося во всём северном полушарии около 100 тысяч лет назад.

Охота давала людям не только пишу, но также одежду, а нередко и жилище. Одеждой им служили шкуры животных, очищенные от мяса и жира. Селились люди в пещерах. Позднее они стали строить землянки — жилища, наполовину вырытые в земле. Люди часто делали стенки землянок из черепов и других крупных костей мамонта, а крыши — из бивней, покрывая их травой и шкурами.

Женщины делали одежду, готовили пищу, собирали съедобные растения. Им помогали дети. Все добытое мужчинами и женщинами распределялось между всеми людьми, жившими одной группой.

Благодаря постоянному труду первобытных людей в течение сотен тысяч лет пальцы на их руках становились всё более ловкими. Человек не только мог держать в руке камень или дубину и ударять ими, но и мог вырезать каменными ножичками различные предметы из кости и рога.

Для того чтобы труд первобытных людей был успешным, им необходимо было за многим наблюдать и многое обдумывать. Они должны были уметь выбирать камни, подходящие для изготовления орудий, различать съедобные и ядовитые растения, изучать повадки животных, на которых они охотились, и знать многое другое, Поэтому в труде развивался ум человека, увеличивался и его мозг.

Вместе с развитием ума людей развивалась их речь. При совместном труде людям нужно было очень часто обращаться друг к другу; объяснить, как нужно работать, отдавать приказание, спросить совета. Поэтому во время работы появлялись слова, возникла связная речь. Вскоре люди стали изготовлять наряду с каменным орудиями также орудия из кости и рога: иглы, шилья, гарпуны. Прикрепляя заостренный камень к палке, люди делали топор; удар топором был много сильнее удара простым камнем. Позднее они стали просверливать костью отверстие в камне, подсыпая на камень мокрый песок. Каменными топорами можно было, хотя и с большим трудом, рубить деревья, строить жилища и суда. Первым судном был плот, связанный из двух-трёх стволов деревьев; на нём люди отплывали недалеко от берега, чтобы ловить рыбу. Затем стали делать лодки; каждую лодку делали из целого ствола дерева.

Несмотря на улучшение орудий труда, люди не могли жить в одиночку. Чтобы добыть на охоте пищу, выдолбить из ствола дерева лодку и построить жилище, люди должны были работать большими группами; при этом им нужно было хорошо понимать друг друга и действовать дружно. Каждая группа состояла из родичей — родственников. Все родичи сообща трудились и делили между собой всё, что добывали. У группы было общее имущество: жилище, лодки, шкуры животных, запасы еды.

Группа родичей, живших и трудившихся сообща, имевших общее имущество, называется родом или родовой общиной. Родом управляли старейшины — самые опытные и мудрые из родичей. Они действовали в интересах всего рода. Поэтому старейшины пользовались общим доверием, и весь род беспрекословно выполнял их приказания.

Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя.

Первобытные люди не имели других орудии труда, кроме орудий из камня, дерева, а позднее также из кости и рога. С такими орудиями труда люди едва могли обеспечить себя пропитанием. Чтобы добывать средства к существованию, они жили первобытными стадами, а позднее родовыми общинами. Имущество у них было общее. Самые опытные и уважаемые люди руководили охотой и рыбной ловлей, распределяли между родичами то, что те совместно добывали. Таком порядок жизни называется первобытнообщинным строй

Люди сотни тысяч лет жили первобытнообщинным строем — трудились сообща, владели общим имуществом и были равны между собой.

Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Размышлизм. ЗАЧЕМ ПЕРВОБЫТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОГОНЬ???

На днях я почитал школьный учебник истории про первобытного человека...

Меня зацепила фраза: "Освоение огня явилось важнейшей вехой в развитии первобытного человека. С тех пор человек стал более защищен от холодов, обогревая свое жилище".

Действительно, с момента освоения огня мы говорим о человеке, как о ЧЕЛОВЕКЕ. Но хочу отметить одну деталь: по данным археологии, первобытный человек живет где-то +/- 10 миллионов лет, а огнем владеет около 1,5-2 миллионов лет. То есть, 8 - 9 миллионов лет человек-обезьяна без проблем мог пережить холода и без огня. Кто знает: сколько больших и малых ледниковых периодов прошло за это время? Вот например, совсем недавно (в 1816 году) - не было лета. СОВСЕМ! А 1810-1819 годы - самые холодные года за предшествующие 550 лет!!! А сколько таких неожиданно-холодных годов пережило человечество за 10 миллионов лет?

Мне стало очень интересно попробовать представить себе, как практически человек-обезьяна сумел приручить и использовать в быту Огонь....Оказалось, всё не так-то просто и прямолинейно. Блуждая в фантазиях, я "в шкуре неразумной обезьяны" столкнулся с неразрешимыми вопросами:

1 - допустим, первобытный человек нашел открытый источник пламени и поддерживая горение перетащил к себе в жилище. Ок. А зачем сие нужно дикому человеко-зверю? Почему тогда медведь не перетащил к себе в берлогу пару угольков, или львы, олени и тд? Почему никому из животного мира, кроме человека, огонь не потребовался?

2 - чем человек, осваивающий огонь, поддерживал горение? Можно предположить, что хворостом и опавшими ветками. Вот только этот процесс - бесполезен для практического применения в быту. Охотники и туристы знаю, что костер из хвороста и тонких веток сгорает ОЧЕНЬ быстро, а тепла будет явно не достаточно, чтобы протопить пещеру. Для ночевки необходимо кострище из толстых поленьев, иначе огонь до утра не доживет. Представляете себе: как это бегать зимой по сугробам в поисках огромного количества веточек-палочек?

3 - где первобытный человек мог достать себе добротные поленья для костра? Кто-нибудь пробовал срубить дерево каменным топором? Как строитель могу сказать: дерево камнем не срубить - камень расколется! И мало дерево срубить: его нужно расколоть на бревна-поленья... чем это возможно выполнить?

4 - наколоть достаточное количество дров можно относительно легко стальными топорами-секирами. Но чтобы изготовить металлические орудия, нужна температура горения 800-1500 градусов цельсия. Одним хворостом (без бревен) такой температуры не достичь. К тому же, историческая наука утверждает, что освоение металлов началось всего 10 - 5 тысяч лет назад.

Так, зачем потребовался первобытному человеку огонь? Для чего нужно было так сильно озадачиваться его освоением и применением в быту?

Предлагаю послушать очень интересный материал на эту тему: Лекцию читает Андрей Борисович Зубов - доктор исторических наук, профессор, генеральный директор Центра «Церковь и Международные отношения» МГИМО, зав.кафедрой истории.

ablazhievsky.livejournal.com


Смотрите также