Первобытное искусство железный век. Тема «Возникновение искусства. Первобытное искусство»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ИСКУССТВО ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА (1 тыс. до н. э.). Первобытное искусство железный век


ИСКУССТВО ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА (1 тыс. до н. э.) — МегаЛекции

 

 

Последний этап развития первобытно­общинного строя связан с появлением же­леза в начале 1 тысячелетия до н. э. Научившись добывать новый, значительно более прочный материал, люди стали с ус­пехом внедрять его во все отрасли произ­водства. Железо окончательно вытеснило каменные и частично бронзовые орудия, в результате чего произошли значитель­ные перемены в основных видах произ­водственной деятельности, и прежде всего в земледелии.

В тех районах, где не было классовых объединений, железный век совпадает с периодом, названным Энгельсом «военной демократией», с последним этапом перво­бытной формации. Происходит дальней­шее имущественное расслоение. Появи­лось патриархальное рабство, повышается роль племенной аристократии. Связь между отдельными племенами, осуществляе­мая ранее путем межплеменного обмена, в эту эпоху начинает принимать иные формы.

Для этого периода характерны войны-грабежи, возникающие на экономической почве. Война способствовала не только развитию военной техники, но и военной организации. Большую роль приобретают военные руководители — предводителя походов.

Развивается и усложняется духовная культура. В некоторых областях деятель­ности усиливается специализация, выде­ляются художники, певцы и сказители, создатели или хранители устного творче­ства, мастера прикладного искусства, Дея­тельность которых чаще всего была при­звана укреплять и прославлять власть вы­деляющейся верхушки.

В связи с усложнением структуры об­щества происходит дальнейшее изменение в религиозных воззрениях, расширяется и углубляется культ мужского покрови­теля рода, культ племенного вождя.

В эпоху железа ведущим видом творче­ства продолжает оставаться прикладное искусство. Особой пышностью и богат­ством отмечены погребения военных вож­дей, где можно встретить Предметы, сде­ланные с профессиональной виртуозно­стью. Главенствующее положение вождя должно было быть подчеркнуто и чисто внешними признаками —одеждой, оружи­ем, личными украшениями, убранством конской упряжи — все должно было от­личаться большой парадностью и пыш­ностью. Процесс нарастания декоративно­сти и орнаментальности, усложненности и перегруженности в решении какого-либо предмета, какой-либо композиции харак­теризует в целом этот отрезок истории изобразительного искусства.

Кроме такого рода украшений, в это время встречается мелкая пластика из ме­талла, связанная скорее всего с религиоз­но-магическими и мифологическими пред­ставлениями. Из фигур, отлитых из ме­талла, составлялись целые композиции, что явилось несомненным новшеством.

Совершенствуется техника изготовле­ния керамики, изобретаются новые ее фор­мы. Помимо орнаментальных мотивов, на сосудах встречаются изображения не толь­ко животных, но и людей, воспроизводя­щие, вероятно, персонажей устного твор­чества и мифов. Хотя образ зверя продол­жает еще играть значительную роль у большинства народов как в прикладном искусстве, так и в устном творчестве, но с зооморфными персонажами совершенно явно начинает конкурировать образ чело­века.

В этот период чрезвычайно углубляется различие стилистических приемов не толь­ко между отдельными культурами, но на­мечаются локальные группы и варианты в пределах одной и той же культуры, что, наверное, может свидетельствовать о воз­росшей специализации, об усиливающейся роли индивидуального начала в творче­стве.

Железный век в Европе очень хорошо представлен различными культурами в так называемый гальштаттский период (650—400 гг. до и. э.) на территории За­падной и Средней Европы и культурами латенского периода (с 400 г. до н. э. до начала н. э.). На Балканском полуострове

культура железного века развивается у фракийских племен. На территория СССР —у скифских племен в Северном Причерноморье.

Гальштаттский период хорошо характе­ризует последний период истории перво­бытного общества в Западной Европе до появления здесь греков и римлян и мощ­ной волны кочевых племен, пришедших с Востока.

Оседлые земледельческие племена, се­лившиеся по берегам рек, строили поселе­ния, состоящие из больших П-образной формы домов. Для защиты от нападения они строили специальные городища — крепости. Имущественная дифференциация достигла значительной степени. Ос­новным показателем уровня художествен­ной культуры было прикладное искусство и мелкая пластика из металла.

Керамика, сделанная на гончарном кру­ге, отличалась удивительной четкостью и правильностью очертаний. Более ранняя керамика была украшена геометрически врезанным орнаментом разнообразной и сложной конфигурации. Иногда углублен­ные линии орнамента заполнялись цвет­ной пастой. На изделиях позднего време­ни, кроме геометрических украшений, на­носимых уже краской, на стенках многих погребальных сосудов встречаются изо­бражения отдельных сцен, где главным действующим лицом выступает чаще все­го человек. Это всадник, две борющиеся фигуры, женщина в колоколообразной юбке с поднятыми кверху руками. Поми­мо этого, встречаются сосуды со скульп­турным завершением по венчику, а ино­гда и по плечикам сосудов поставлены вылепленные из глины фигурки всадни­ков, женщин в позе предстояния, отдель­ные животные или птицы. Гравированные и скульптурные изображения людей сде­ланы в достаточной степени наивно, но преобладание человеческих фигур над зооморфными является новым в идеоло­гии людей железного века. Особенно хо­рошо его видно на так называемых ситулах — бронзовых и серебряных ведрах, по­явившихся на последнем этапе гальштаттского периода (Любляна, Народный му­зей). В гравированных и вычеканенных изображениях на стенках ситул часто встречаются сцены пира, празднеств, с пе­нием и игрой на музыкальных инструмен­тах, сцены кулачных боев, охоты, битв, ре­лигиозных процессий, жертвоприноше­ний, пешие и конные воины, шествия зве­рей. Одно только перечисление сюжетов свидетельствует о стремлении отразить мир в изобразительном искусстве. Воспро­изведены все эти персонажи с гораздо большим правдоподобием, с внимательным отношением к деталям, с явным желанием передать черты человеческого лица.

В галыптаттском искусстве довольно часто встречаете скульптурное воспроиз­ведение повозок, вроде платформы на ко­лесах, с расположенными на них группа­ми вооруженных воинов и всадников, сре­ди которых одна обычно выделяется сво­ими размерами. Фигуры объединены об­щим основанием.

Известно, что первобытным художникам и более ранних эпох была хорошо знако­ма гипербола, и они часто ее применя­ли. Все стоящие на платформах фигуры чрезвычайно статичны и имеют лишь при­близительно трактованные формы тела. Группа отлита из металла, но в отливке явно чувствуется примитивность лепки из глины.

На галыптаттское искусство оказало не­которое влияние более развитое искусст­во юга Европы (греки, этруски), но тем не менее можно говорить о том, что неза­висимо от этого в первобытном искусстве эпохи железа произошли значительные перемены в сторону более широкого и глу­бокого охвата явлений и гораздо больше­го интереса к образу человека.

Скифская культура (7—2 вв. до н. э.). На территории СССР одной из наиболее ярких культур железного века была скиф­ская, название которой весьма условно, так как она включает культуру очень мно­гих нескифских племен. Собственно ски­фы — это ираноязычные племена, при­шедшие в Северное Причерноморье из се­верных областей Ирана.

Скифская культура — это культура огромного мира кочевых, полукочевых и земледельческих племен, живших в 1 ты­сячелетии до н. э. в Северном Причерно­морье, на Кубани и на Алтае. Культура и искусство этих народов имели между со­бой очень много общих черт, объясняемых общностью форм быта. Однако культура и искусство каждого отдельного района этой обширной территории сложились в основном на местной почве и имели ярко выраженные локальные особен­ности.

Племена всей рассматриваемой области переживали период «военной демокра­тии» — период разложения первобытных отношений и зарождения черт классового общества.

Скифские племена были достаточно ак­тивны, ими предпринимались далекие по­ходы — в Урарту, Ассирию, Фракию, Ки­тай, для чего отдельные группы племен объединялись в племенные союзы, кото­рые были прообразами будущих госу­дарств. Но эти союзы не имели еще до­статочной общеэкономической почвы и по окончании походов распадались.

Процесс развития всего скифского общества, естественно, протекал очень неравномерно. В Сибири и Алтае имуще­ственная дифференциация шла гораздо медленнее, а на Кубани и в Северном При­черноморье благодаря непосредственному контакту с более развитыми греческими городами-государствами этот процесс про­изошел сравнительно быстро, и в 3 в. до н. э. у скифов Причерноморья появляется первое государство с центром в Неаполе Скифском (в районе Симферополя).

Скифский племенной союз был разбит во 2 в. до н. э. сарматами и распался. До 2 в. н. э. существовал только Неаполь Скифский — город-государство, который пал во 2 в. н. э. под ударами сарматов и готов.

Скифы оставили после себя большое ко­личество могильников и городищ, которые пристально изучаются советскими архео­логами. Много сведений о скифском мире дают греческие авторы, и прежде всего Геродот, который прожил несколько лет в Скифии. Археологические находки под­твердили многие свидетельства Геродота.

Умея хорошо обрабатывать почву, ски­фы-земледельцы получали значительное количество пшеницы, которая со временем вытеснила на греческих рынках хлеб, иду­щий до этого времени из Египта. Еще ус­пешнее торговали скифы продуктами ско­товодства. Особо ценились греками скифские лошади. Греки ввозили в Скифию вино, расписную керамику, ювелир­ные изделия. Торговые операции осущест­влялись через греческие колонии, основа­ние которых на северном побережье Чер­ного моря началось с конца 7 в. до н. э. В этом контакте были в равной степени заинтересованы обе стороны. Лишь во 2 в. до н. э., когда в скифском обществе происходят значительные изменения, мир­ные взаимоотношения с греками наруша­ются.

Свои поселения скифы окружали оборо­нительными сооружениями. На поселени­ях найдены куски обмазки стен со следа­ми росписи красной, белой и черной кра­сок.

По словам Геродота, у многих скифских племен был обычай выкладывать за пре­делами города большие холмы из хвороста, на вершину которого водружался меч. Этому сооружению скифы и поклонялись, а потом предавали его огню.

Скифы возводили значительных разме­ров курганные насыпи, иногда завершая их каменными скульптурами, продолжая тем самым традиции эпохи бронзы.

О художественных возможностях ски­фов можно судить по прикладному искус­ству, памятники которого в большом ко­личестве найдены главным образом в за­хоронениях. Это прежде всего личные ук­рашения человека, украшения оружия, конской упряжи, навершия (Ленинград, Эрмитаж). Обычно это изделия из бронзы, золота, серебра, кости и дерева (послед­нее особенно хорошо сохранилось в Пазырыкских курганах на Алтае).

На всех украшаемых предметах поме­щены были изображения животных — обитателей степных и лесостепных райо­нов. Это олень, лось, медведь, камышовая кошка, лошадь, кабан, птица и рыба. Скифские мастера, кроме целых фигурок зверей, помещали на своих вещах отдель­ные, наиболее характерные части живот­ных, например на псалиях, часто встре­чаются лошадиные копыта или птичьи ла­пы, на рукоятках кинжалов — головы или клювы птиц, конская уздечка украшалась бляшками, имеющими форму головы или ног животных. Здесь выступают совершен­но определенная закономерность и зави­симость между темой украшения и на­значением предмета. Так, например, рыба изображалась скифскими художниками только на конских налобниках или на не­больших бляшках. Объясняется это тем, что скифское искусство не было свободно от магических представлений, и все эти изображения не только украшали, но и выполняли магическую роль, это были об­разы-символы, концентрирующие в себе все самое важное для той или иной ситуа­ции. Таким образом, перед скифским ма­стером стояло всегда две задачи: ему нужно было создать декоративное укра­шение, поместив его на предмете, имею­щем чисто утилитарное значение, а, с дру­гой стороны, это изображение должно было нести определенный смысл. С этими задачами скифские мастера справлялись весьма искусно. В ранний период развития скифской культуры (7—6 вв. до н. э.) мастер, как правило, трактовал образ животного в обобщенных, но близких натуре формах, создавая ясный и четкий силуэт, утрируя и стилизуя только отдельные второстепен­ные части, превращая их нередко в орна­мент. Но эта орнаментальность на первых порах находилась в строгом подчинении реалистически трактованному образу зверя, в которой мастер старался подчер­кнуть силу, стремительность, ловкость, а отсюда и его красоту. Например, в золо­том литом украшении в виде оленя для щита из Костромского кургана (Кубань) изображение зверя очень хорошо сочетает­ся с декоративной трактовкой рогов (Ле­нинград, Эрмитаж). Хотя рога совершен­но неправдоподобной формы, но они свои­ми упругими волнистыми завитками, рас­положенными почти над всей спиной оленя, очень Удачно подчеркивают лег­кость и стремительность этого животного. То же самое мы видим и на многих дру­гих вещах из курганов Кубани (Келермесский, Ульский), Приднепровья (Чигиринская группа, Чертомлык, Красный Кут и др.) и на Алтае (Пазырыкские). Напри­мер, литая из золота пластина в виде пан­теры, обнаруженная в Келермесском кур­гане (конец 7-6 вв. до н. э., Ленинград, Эрмитаж). Зверь стоит на пружинящих лапах, опустив голову вниз. Его сильное гибкое тело дано широкими рельефными плоскостями, очень конструктивно между собой соединенными. Обобщенная подача четко определенных частей, верно найден­ный общий контур изображения — все го­ворит об умении мастера обходиться ску­пыми средствами для создания полной естественности изображаемого. Верность облика зверя ничуть не снижается от вве­дения декоративно-орнаментальных эле­ментов и условностей в решение глаза, ноздрей, уха. На хвосте и лапах помещены свернувшиеся зверьки, которые на первый взгляд кажутся декоративным дополнени­ем, хотя на самом деле, как и основной образ, они несут смысловую нагрузку, бу­дучи символическим знаком воина или его рода.

Приемы введения в основной образ до­полнительных элементов — изображения только отдельных частей животных или композиционного соединения фигуры зве­ря с птичьей лапой (лось, Ленинград, Эр­митаж) или копытом лошади — являются обычным приемом скифского искусства. Эта особенность наглядно выступает при сопоставлении художественных приемов, которые можно наблюдать в скифских ве­щах и предметах восточного происхожде­ния.

Оперирование обобщенными, широкими плоскостями у скифов, по всей вероятно­сти, идет от традиции резьбы по дереву. В Причерноморских курганах резные из­делия из дерева не найдены, зато на Ал­тае в так называемых Пазырыкских и Ба­ша да рек их курганах в результате специ­фических условий сохранилось большое количество всевозможных предметов, сде­ланных из дерева, кожи, войлока, меха, тканей и даже шелка. Резанные из дерева изображения животных и птиц, преиму­щественно игравших роль украшений се­дел и конской узды, сделаны были в ши­рокой, можно сказать, живописной мане­ре. В них чувствуется стремление выявить конструкцию формы, четко проследить со­членение отдельных плоскостей и деталей. Все эти изображения были завершены ор­наментально-декоративными дополнения­ми, которые всегда подчинялись основно­му выразительному приему, направлен­ному на подчеркивание особенностей зве­ря (Ленинград, Эрмитаж). Кроме живот­ных, сохранилось несколько вырезанных из дерева человеческих лиц» При всей при­митивности их трактовки с некоторыми элементами декоративности (волосы) им нельзя отказать в остроте передачи инди­видуальных черт лица (Ленинград, Эрми­таж).

Со временем в скифском обществе про­исходят значительные изменения, которые в Прикубанье заметны уже на рубеже 6—& вв. до н. э., в Поднепровье. — в 5— 4 вв. до н. э. Дальнейшее социальное рас­слоение общества влекло за собой усиле­ние чисто внешних признаков одежды, оружия, украшений представителей слоя имущих. В это время увеличивается деко­ративность в скифских предметах при­кладного искусства и происходит отход от реального изображения животных. Пере­давая облик зверя, художники этого вре­мени трактуют его более сухо и схематич­но. Теперь очень часто в сложной, ажур­ной форме трудно увидеть очертания житвотного, которое как бы растворилось в орнаментальном мотиве. Это, например, характерно для предметов, найденных в Елизаветинском кургане 5 века до н. э. на Кубани. В других районах Скифии про­изошло то же самое, только в более позд­нее время (4—3 вв. до н. э.). Но несмотря на утрату реалистических черт, жизнен­ности и эмоциональности образа, скиф­ские художественные произведения про­должают отличаться высоким композици­онным мастерством, декоративной вырази­тельностью.

Однако эта тенденция не стала господ­ствующей в скифском искусстве этого периода. Наряду с ней продолжала суще­ствовать и другая линия, развивающая реалистические принципы более раннего периода. Примером этого могут служить некоторые памятники Алоксандропольского кургана, датируемого 3 веком до н. э. (Нижнее Поднепровье). В курган рядом с ажурными чисто декоративными пла­стинками из золота было положено на вер­шив в виде трезубца с сидящими птица­ми, выразительность которых строится на простом замкнутом контуре, хорошо пере­дающем не только характер птицы, но я ее состояние (Ленинград, Эрмитаж).

Социальные противоречия, обостряясь в 3 в. до н. э., приводят к появлению у ски­фов государства. Консолидация скифов в прочное объединение была связана еще и с тем, что с востока их стали теснить сар­матские кочевые племена, жившие до того в Южном Поволжье и Приуралье. Молодое скифское государство, занявшее весь Крым и прилегающие к нему степные районы, возглавил царь Скилур, много сделавший для упрочения вновь создан­ного государства, а также для урегулиро­вания взаимоотношений с пришедшими из-за Дона сарматами, для налаживания торговых и иных связей с греческими городами и, конечно, для укрепления эко­номического положения страны. Скифы активно торговали зерном и лошадьми, чеканили монету, строили хорошо укреп­ленные поселения, приглашали боспорских скульпторов украшать их столицу, покупали большое количество ювелирных изделий у греческих мастеров. Все это могло свидетельствовать о чрезвычайной активности молодого государства, вырвав­шегося из первобытной формации и всту­пившего в более прогрессивную социаль­ную систему.

Центр этого государства находился в Крыму около современного Симферополя и получил название Неаполя Скифского. Город был обнесен мощной оборонитель­ной стеной, выложенной характерной для скифов кладкой. Скифская строительная техника оборонительных сооружений принципиально отличается от греческой и была не менее, а может быть, даже более эффективной. Скифы возводили из рвано­го камня на глиняном растворе две иду­щие параллельно стенки, пространство между которыми забутовывалось щебнем. Верх стен выкладывался сырцовым кир­пичом. Стены шли не строго вертикаль­но, а с небольшим наклоном к центру, что способствовало их большей устойчивости. Такая панцирная система давала значи­тельную толщину и была весьма прочной, а главное — свидетельствовала о независи­мости скифских мастеров-строителей от греческих традиций.

К сожалению, город исследован архео­логами лишь в незначительной части. Но и по имеющимся данным можно в какой-то степени представить себе его размер, планировку, убранство площадей и архи­тектурное оформление общественных зда­ний. Через главные (южные) ворота, фланкируемые оборонительными башня­ми, можно было попасть на довольно об­ширную, вымощенную камнем площадь. Под вымосткой обнаружено значительное количество больших зерновых ям, где хра­нился, видимо, государственный запас зерна. Другая площадь, расположенная невдалеке, застроена общественными па­радными зданиями. На этой площади было найдено большое сооружение с портиками, где, судя по обломкам, здесь обнаружен­ным, стояли бронзовые и мраморные ста­туи. В этом же районе был, видимо, отко­пан мраморный рельеф с двумя фигурами всадников. Предполагается, что это Скилур с сыном Па лаком. Рельеф, как и не дошедшая, но предполагаемая статуя, сде­ланы были греческими мастерами. Около общественных зданий, возведенных в гре­ческой строительной традиции, были от­крыты фрагменты со следами росписи. Размеры фрагментов незначительны, но все же можно предположить, что росписи, выполненные также боспореними худож­никами, воспроизводили античные архи­тектурные детали. Поверх росписи в более позднее время процарапаны рисунки, пе­редающие какие-то сцены, фигуры людей и лошадей. Рисунки, сделанные, видимо, местными мастерами, весьма примитив­ны, но не лишены живости.

Одна из привратных башен главных во­рот была использована как усыпальница царя; позже там захоронены многие знат­ные граждане, а может быть и родствен­ники царя. Особой пышностью отличается

ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА

захоронение в каменном ящике, состав­ленном из толстых, хорошо отесанных плит, где, как предполагают археологи, лежал Скилур. Его одежда была украше­на большим количеством золотых наши­вок, кроме этого, на нем обнаружены и другие золотые украшения. В противопо­ложном углу стоял деревянный, покрытый обильной росписью и резьбой саркофаг, наверное, принадлежащий царице. От де­рева ничего не осталось, но благодаря то­му, что оно было покрыто золотом и рос­писью на ангобе, основные детали сарко­фага удалось восстановить, заливая пусто­ты гипсом. Саркофаг выполнен греческим мастером.

За пределами города открыты погре­бальные склепы, высеченные в скале. Стены некоторых из них покрыты рос­писью, частично воспроизводящей архи­тектурные детали и внутреннее устройство дома (линия двускатной крыши с конь­ком, резные столбы, подпорки, висящие на стенах ковры). Но есть и фигуры людей и животных, чаще всего, одиночные, не свя­занные между собой сюжетом. В одном из склепов (№ 9) изображены всадник на тонконогом коне и стоящий перед ним скиф с музыкальным инструментом в ру­ках. За ними сцена охоты: собаки напада­ют на кабана. Все фигуры смотрятся си­луэтом, нет даже попыток объемного ре­шения, хотя намечается стремление пере­дать животных в перспективе. Росписи в склепах выполнены, по-видимому, скиф­ским мастером, использовавшим старые местные традиции, но знакомым и с боспорской настенной живописью.

Найденные на территории Неаполя Скифского предметы прикладного искус­ства — в подавляющем большинстве грече­ского производства. Вещи же, сделанные скифскими мастерами, говорят о продол­жении общих для скифского искусства традиций.

Во 2 в. н. э. участились столкновения с сарматами, а потом и готами, что и при­вело к гибели Неаполь Скифский. Зна­комясь с искусством поздних скифов в Крыму, можно видеть, как новые социаль­но-экономические условия продиктовали совершенно иное направление всему ис­кусству этого периода. С возникновением государства появилась необходимость в большом строительстве, в пышном оформ­лении общественных зданий, в установке монументальных скульптур как про­славляющих личность царя, так и посвя­щенных божествам. Обряд захоронения потребовал более парадного оформления погребальных сооружений (мавзолей в сторожевой башне, склепы с настенной росписью, резной саркофаг).

В характере культуры скифского госу­дарства могло не сказаться участие близлежащих соседей — греков, но в то же время отчетливо было видно развитие и самостоятельных местных традиций.

Заканчивая знакомство с первобытным искусством, следует еще раз сказать, что оно было началом образного отражения действительности и с самых первых шагов стало помогать человеку постигать окру­жающее. На каждом этапе, на каждой сту­пени своего пути впереди человек старался найти наиболее действенные средства вы­ражения своих чувств и мыслей. Основа почти всех выразительных приемов, кото­рыми в дальнейшем будет пользоваться человечество, была заложена в первобыт­ную эпоху.

Памятники первобытного творчества свидетельствуют 6 том, как постепенно менялось его содержание, как от воспро­изведения зверя (объекта охоты) худож­ник обратился в конце, первобытнообщин­ного периода к изображению человека, а как известно, именно человеческая лич­ность составляет главное содержание ху­дожественного творчества всех последую­щих эпох.

Первобытное искусство явилось основой искусства раннеклассовых государств Древнего Востока, античного мира и сред­невековой Европы.

Несмотря на весьма значительную отда­ленность первобытной эпохи, мы постоян­но сталкиваемся с ее отголосками в совре­менном народном творчестве.

Раздел II

megalektsii.ru

3. Искусство эпохи железа. Искусство первобытной эпохи

Похожие главы из других работ:

Афинская культура, образование и воспитание

3. Древнегреческий театр и изобразительное искусство эпохи эллинизма

Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна...

Искусство Древнего Рима, Византии, Италии

3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности Роттенберг Е.И. Искусство Италии. - М.: «Искусство», 1974. - С.5.. Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый...

Искусство первобытной эпохи

1. Искусство эпохи палеолита

Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных. Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину...

Искусство первобытной эпохи

2. Искусство эпохи мезолита и неолита

Принципиально изменилось изобразительное творчество в мезолитическую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кавказе, в Средней Азии, Африке...

Искусство первобытной эпохи

3. Искусство эпохи бронзы

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека - монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство...

Костюм эпохи средневековья и современность

2. Костюм эпохи средневековья. Общая характеристика эпохи

В течение V в. по западной территории павшей Римской империи расселялись различные племена варваров - германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов. К VIII в...

Культура первобытного общества

1.3 Культура и искусство в века бронзы и железа

В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйства и появлением металлических (медь, бронза) орудий, усовершенствовавших способ производства, произошло крупное общественное разделение труда - ремесло отделилось от земледелия...

Культура эпохи эллинизма

Литература и искусство эпохи эллинизма.

Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образами богов и демонов...

Первобытное искусство

2. Искусство эпохи Палеолита

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века...

Первобытное искусство

3. Искусство эпохи мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII--VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство...

Первобытное искусство

4. Искусство эпохи неолита

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000--3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями...

Первобытное искусство и архитектура

3.2.1 ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII - VIII тысячелетия до н.э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на встречу пришли другие. Стало развиваться рыболовство...

Первобытное искусство и архитектура

3.2.2 ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.

Таяние ледников в неолите или новом каменном веке (5000 - 3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями...

Эпоха Возрождения

3. Искусство эпохи Возрождения

С изобразительным искусством и архитектурой связаны наивысшие достижения Возрождения. Все развитие в живописи, скульптуре и архитектуре в эту эпоху как бы подчинено стремлению к высшей точке, и именно на вершине...

Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья

Вопрос № 2. Искусство эпохи Возрождения

...

cult.bobrodobro.ru

Тема «Возникновение искусства. Первобытное искусство»

Поиск Лекций

 

Истоки современной культуры лежат в первобытности, которую называют "детством человечества". Первобытная эпоха была временем великих озарений и открытий, постижения человеком тайн природы и мира. В первобытном обществе происходил процесс генезиса культуры в широком смысле этого понятия; одновременно с ним шел процесс биологической и социальной эволюции человека. В первобытном обществе человек выступал как творец культуры и сам формировался на ее основе.

Научное изучение первобытной культуры и искусства в частности, несмотря на трудности и многочисленные препятствия, связанные с удаленностью от нас этой эпохи, достигло определенных успехов. Теперь уже нет сомнения, что древнейшие каменные орудия изготавливали люди, обладавшие особым духовным миром и поразительными художественными способностями.

Существуют два пути изучения первобытной культуры. Первый путь - историко-археологический, т.е. изучение следов человеческой деятельности: остатки жилищ, предметы быта, культовые сооружения и т.п. В соответствии с этим путем находится археологическая периодизация истории человеческого общества:

палеолит (древний каменный век: палео - древний, лит - камень) - от возникновения человека и примерно до XII тысячелетия до новой эры; палеолит делится еще на древний (или нижний), средний и верхний (или поздний) палеолит;

мезолит (средний каменный век) - от XII-X до YIII тыс. до н.э.;

неолит (новый каменный век) - от VII и до III тыс. до н.э.

Затем наступил бронзовый век (IY-III тыс. до н.э.), в начале I-го тыс. до н.э. его сменил железный век.

Окончание первобытной культуры связано с возникновением древних цивилизаций.

Второй путь изучения первобытной культуры называется этнографическим и состоит в перенесении наблюдений над бытом и культурой примитивных народов, до недавнего времени находящихся на первобытной стадии развития.

В целом культуру первобытной эпохи принято именовать первобытной или архаической, а культуру отсталых народов и племен нового времени - традиционной.

Как особая социокультурная система, первобытная культура обладает рядом существенных особенностей. Во-первых, она гомогенна (т.е. однородна) и поэтому она постоянно воспроизводит свое первоначальное устройство. Во-вторых, она синкретична, т.е. представляет собой единую, недифференцированную сферу культуры, где нераздельно существовали наука, мораль, искусство, религия и т.п. И, наконец, в-третьих, в основе первобытной культуры лежали мифологическое мировосприятие, магия и ритуал.

В культуре древнейших людей важнейшую роль играл мир, который воспринимался не как поэтическая фантазия, а как подлинная реальность. Мифологические образы и легенды служили источником и средством передачи из поколения в поколение традиций и навыков. Они также обслуживали ритуал, в основе которого лежал принцип подражания явлениям природы, и в котором тесно переплетались песнопение, молитва и танец. В художественной культуре первобытной эпохи миф выполнял две главные функции - освоение пространства и времени. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различными изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

Вершиной творческой деятельности первобытного человека было изобразительное искусство. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно к величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря нему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно, как и вся первобытная культура в целом, было синкретичным и не распадалось на отдельные роды, виды и жанры. Все они существовали тогда в неразрывном единстве.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Вопрос о происхождении искусства еще не решен наукой окончательно. До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Наиболее распространено мнение, что изобразительное искусство в первобытную эпоху развивалось от натурального макета животного через скульптуру, передававшую образ зверя, - к плоскостным изображениям (на камне, глине и др.) Однако есть мнение, что истоки первобытного искусства лежат в схематических знаках и геометрических фигурах. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые памятники первобытного искусства были открыты в середине XIX века на территории Европы (Франция, Италия, Испания), Азии (в Сибири) и Африки. Это были петроглифы (от греч. petros - камень) - произведения наскальной живописи эпохи палеолита, изображающие главным образом животных (бизоны, олени, мамонты, лошади, косули). Рисунки животных отличаются предельной точностью в исполнении. Они также преисполнены магического смысла и свидетельствуют о том, что над ними совершались магические действия (по-видимому, для этого они и предназначались). Так, изображения животных сплошь испещрены ударами заостренных предметов - наконечниками каменных дротиков и стрел, т.к. согласно представлениям людей каменного века, если они поразят изображение зверя, то охота на него окажется удачной. Таким образом, в первобытном искусстве эстетическое начало неразрывно сочеталось с магическим. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые "палеолитические венеры" - примитивные женские фигурки. В отличие от достаточно реалистических изображений животных они предельно схематичны и представлены статуэтками с отсутствием черт человеческого лица, непропорциональными конечностями и гипертрофированными материнскими чертами.

Они очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и грудь, а также отсутствие ступней. Первобытные скульпторы создавали некий обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (XXX тыс. до н.э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской.

Позднее (с XYIII по XY тыс. до н.э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть, передавая, таким образом, объем. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчеркивали вырезанной линией.

В XII тыс. до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные "полотна", покрывшие своды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании в провинции Сантандер была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того было засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на ее стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала еще более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких темных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними четкая объемная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность, усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века изменились климатические условия на планете. Одни животные исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство, люди создают новые орудия труда, оружие, приручили собаку. Все эти перемены оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в прибрежных районах Восточной Испании. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь - фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Изображения становятся более красочными, появляются многофигурные композиции. Если пещерные палеолитические рисунки представляли собой отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь, и возможно мед.

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. Изображения женщин встречаются теперь редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, что могло бы помешать передать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него - это, прежде всего воплощенное движение.

Настоящую же революцию первобытное искусство переживает в эпоху неолита, когда основным его объектом становится человек. В эпоху неолита таяние ледников привело в движение народы, начавшие заселять новые территории. Усилилась межплеменная борьба за обладание благоприятными охотничьими угодьями. В это время человеку стала угрожать худшая из всех опасностей - другой человек. Наскальная живопись в период неолита становится более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы, спирали), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Кроме того, эпоха неолита отмечена появлением керамики и художественных ремесел, что было связано с изобретением различных способов сверления и полирования камня. Это важнейшее изобретение позволило украсить произведения искусства различными видами резьбы и орнамента.

В конце эпохи неолита и начале бронзового века (III-II тыс. до н.э.) появляются начатки архитектуры - первые мегалитические сооружения (от греческого "мегас" - большой, "литос" - камень). К мегалитическим сооружениям относят менгиры - вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены - несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи - сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. Назначение этих сооружений неизвестно.

Самое знаменитое из них - кромлех Стоунхендж (II тыс. до н.э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров.

Первобытной художественной культуре, как и культуре дописьменной эпохи был присущ символический характер и условный изобразительный язык. В искусстве того времени самую важную роль играли его магико-религиозные функции, превалировавшие над эстетическими. Первобытное искусство было тесно связано с охотой, войной и прочими основными занятиями древнего человека и поэтому часто обнаруживало чисто утилитарные цели. Первобытная же культура в целом отличалась высокой степенью "похожести" духовной культуры различных человеческих социумов. С разложением первобытного общества и становлением первых цивилизаций на Древнем Востоке начинается процесс многолинейного неоднородного развития мировой истории и культуры.

 

 



poisk-ru.ru


Смотрите также