ИСКУССТВО ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА (1 тыс. до н. э.). Первобытное искусство железный век
ИСКУССТВО ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА (1 тыс. до н. э.) — МегаЛекции
Последний этап развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа в начале 1 тысячелетия до н. э. Научившись добывать новый, значительно более прочный материал, люди стали с успехом внедрять его во все отрасли производства. Железо окончательно вытеснило каменные и частично бронзовые орудия, в результате чего произошли значительные перемены в основных видах производственной деятельности, и прежде всего в земледелии.
В тех районах, где не было классовых объединений, железный век совпадает с периодом, названным Энгельсом «военной демократией», с последним этапом первобытной формации. Происходит дальнейшее имущественное расслоение. Появилось патриархальное рабство, повышается роль племенной аристократии. Связь между отдельными племенами, осуществляемая ранее путем межплеменного обмена, в эту эпоху начинает принимать иные формы.
Для этого периода характерны войны-грабежи, возникающие на экономической почве. Война способствовала не только развитию военной техники, но и военной организации. Большую роль приобретают военные руководители — предводителя походов.
Развивается и усложняется духовная культура. В некоторых областях деятельности усиливается специализация, выделяются художники, певцы и сказители, создатели или хранители устного творчества, мастера прикладного искусства, Деятельность которых чаще всего была призвана укреплять и прославлять власть выделяющейся верхушки.
В связи с усложнением структуры общества происходит дальнейшее изменение в религиозных воззрениях, расширяется и углубляется культ мужского покровителя рода, культ племенного вождя.
В эпоху железа ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство. Особой пышностью и богатством отмечены погребения военных вождей, где можно встретить Предметы, сделанные с профессиональной виртуозностью. Главенствующее положение вождя должно было быть подчеркнуто и чисто внешними признаками —одеждой, оружием, личными украшениями, убранством конской упряжи — все должно было отличаться большой парадностью и пышностью. Процесс нарастания декоративности и орнаментальности, усложненности и перегруженности в решении какого-либо предмета, какой-либо композиции характеризует в целом этот отрезок истории изобразительного искусства.
Кроме такого рода украшений, в это время встречается мелкая пластика из металла, связанная скорее всего с религиозно-магическими и мифологическими представлениями. Из фигур, отлитых из металла, составлялись целые композиции, что явилось несомненным новшеством.
Совершенствуется техника изготовления керамики, изобретаются новые ее формы. Помимо орнаментальных мотивов, на сосудах встречаются изображения не только животных, но и людей, воспроизводящие, вероятно, персонажей устного творчества и мифов. Хотя образ зверя продолжает еще играть значительную роль у большинства народов как в прикладном искусстве, так и в устном творчестве, но с зооморфными персонажами совершенно явно начинает конкурировать образ человека.
В этот период чрезвычайно углубляется различие стилистических приемов не только между отдельными культурами, но намечаются локальные группы и варианты в пределах одной и той же культуры, что, наверное, может свидетельствовать о возросшей специализации, об усиливающейся роли индивидуального начала в творчестве.
Железный век в Европе очень хорошо представлен различными культурами в так называемый гальштаттский период (650—400 гг. до и. э.) на территории Западной и Средней Европы и культурами латенского периода (с 400 г. до н. э. до начала н. э.). На Балканском полуострове
культура железного века развивается у фракийских племен. На территория СССР —у скифских племен в Северном Причерноморье.
Гальштаттский период хорошо характеризует последний период истории первобытного общества в Западной Европе до появления здесь греков и римлян и мощной волны кочевых племен, пришедших с Востока.
Оседлые земледельческие племена, селившиеся по берегам рек, строили поселения, состоящие из больших П-образной формы домов. Для защиты от нападения они строили специальные городища — крепости. Имущественная дифференциация достигла значительной степени. Основным показателем уровня художественной культуры было прикладное искусство и мелкая пластика из металла.
Керамика, сделанная на гончарном круге, отличалась удивительной четкостью и правильностью очертаний. Более ранняя керамика была украшена геометрически врезанным орнаментом разнообразной и сложной конфигурации. Иногда углубленные линии орнамента заполнялись цветной пастой. На изделиях позднего времени, кроме геометрических украшений, наносимых уже краской, на стенках многих погребальных сосудов встречаются изображения отдельных сцен, где главным действующим лицом выступает чаще всего человек. Это всадник, две борющиеся фигуры, женщина в колоколообразной юбке с поднятыми кверху руками. Помимо этого, встречаются сосуды со скульптурным завершением по венчику, а иногда и по плечикам сосудов поставлены вылепленные из глины фигурки всадников, женщин в позе предстояния, отдельные животные или птицы. Гравированные и скульптурные изображения людей сделаны в достаточной степени наивно, но преобладание человеческих фигур над зооморфными является новым в идеологии людей железного века. Особенно хорошо его видно на так называемых ситулах — бронзовых и серебряных ведрах, появившихся на последнем этапе гальштаттского периода (Любляна, Народный музей). В гравированных и вычеканенных изображениях на стенках ситул часто встречаются сцены пира, празднеств, с пением и игрой на музыкальных инструментах, сцены кулачных боев, охоты, битв, религиозных процессий, жертвоприношений, пешие и конные воины, шествия зверей. Одно только перечисление сюжетов свидетельствует о стремлении отразить мир в изобразительном искусстве. Воспроизведены все эти персонажи с гораздо большим правдоподобием, с внимательным отношением к деталям, с явным желанием передать черты человеческого лица.
В галыптаттском искусстве довольно часто встречаете скульптурное воспроизведение повозок, вроде платформы на колесах, с расположенными на них группами вооруженных воинов и всадников, среди которых одна обычно выделяется своими размерами. Фигуры объединены общим основанием.
Известно, что первобытным художникам и более ранних эпох была хорошо знакома гипербола, и они часто ее применяли. Все стоящие на платформах фигуры чрезвычайно статичны и имеют лишь приблизительно трактованные формы тела. Группа отлита из металла, но в отливке явно чувствуется примитивность лепки из глины.
На галыптаттское искусство оказало некоторое влияние более развитое искусство юга Европы (греки, этруски), но тем не менее можно говорить о том, что независимо от этого в первобытном искусстве эпохи железа произошли значительные перемены в сторону более широкого и глубокого охвата явлений и гораздо большего интереса к образу человека.
Скифская культура (7—2 вв. до н. э.). На территории СССР одной из наиболее ярких культур железного века была скифская, название которой весьма условно, так как она включает культуру очень многих нескифских племен. Собственно скифы — это ираноязычные племена, пришедшие в Северное Причерноморье из северных областей Ирана.
Скифская культура — это культура огромного мира кочевых, полукочевых и земледельческих племен, живших в 1 тысячелетии до н. э. в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Культура и искусство этих народов имели между собой очень много общих черт, объясняемых общностью форм быта. Однако культура и искусство каждого отдельного района этой обширной территории сложились в основном на местной почве и имели ярко выраженные локальные особенности.
Племена всей рассматриваемой области переживали период «военной демократии» — период разложения первобытных отношений и зарождения черт классового общества.
Скифские племена были достаточно активны, ими предпринимались далекие походы — в Урарту, Ассирию, Фракию, Китай, для чего отдельные группы племен объединялись в племенные союзы, которые были прообразами будущих государств. Но эти союзы не имели еще достаточной общеэкономической почвы и по окончании походов распадались.
Процесс развития всего скифского общества, естественно, протекал очень неравномерно. В Сибири и Алтае имущественная дифференциация шла гораздо медленнее, а на Кубани и в Северном Причерноморье благодаря непосредственному контакту с более развитыми греческими городами-государствами этот процесс произошел сравнительно быстро, и в 3 в. до н. э. у скифов Причерноморья появляется первое государство с центром в Неаполе Скифском (в районе Симферополя).
Скифский племенной союз был разбит во 2 в. до н. э. сарматами и распался. До 2 в. н. э. существовал только Неаполь Скифский — город-государство, который пал во 2 в. н. э. под ударами сарматов и готов.
Скифы оставили после себя большое количество могильников и городищ, которые пристально изучаются советскими археологами. Много сведений о скифском мире дают греческие авторы, и прежде всего Геродот, который прожил несколько лет в Скифии. Археологические находки подтвердили многие свидетельства Геродота.
Умея хорошо обрабатывать почву, скифы-земледельцы получали значительное количество пшеницы, которая со временем вытеснила на греческих рынках хлеб, идущий до этого времени из Египта. Еще успешнее торговали скифы продуктами скотоводства. Особо ценились греками скифские лошади. Греки ввозили в Скифию вино, расписную керамику, ювелирные изделия. Торговые операции осуществлялись через греческие колонии, основание которых на северном побережье Черного моря началось с конца 7 в. до н. э. В этом контакте были в равной степени заинтересованы обе стороны. Лишь во 2 в. до н. э., когда в скифском обществе происходят значительные изменения, мирные взаимоотношения с греками нарушаются.
Свои поселения скифы окружали оборонительными сооружениями. На поселениях найдены куски обмазки стен со следами росписи красной, белой и черной красок.
По словам Геродота, у многих скифских племен был обычай выкладывать за пределами города большие холмы из хвороста, на вершину которого водружался меч. Этому сооружению скифы и поклонялись, а потом предавали его огню.
Скифы возводили значительных размеров курганные насыпи, иногда завершая их каменными скульптурами, продолжая тем самым традиции эпохи бронзы.
О художественных возможностях скифов можно судить по прикладному искусству, памятники которого в большом количестве найдены главным образом в захоронениях. Это прежде всего личные украшения человека, украшения оружия, конской упряжи, навершия (Ленинград, Эрмитаж). Обычно это изделия из бронзы, золота, серебра, кости и дерева (последнее особенно хорошо сохранилось в Пазырыкских курганах на Алтае).
На всех украшаемых предметах помещены были изображения животных — обитателей степных и лесостепных районов. Это олень, лось, медведь, камышовая кошка, лошадь, кабан, птица и рыба. Скифские мастера, кроме целых фигурок зверей, помещали на своих вещах отдельные, наиболее характерные части животных, например на псалиях, часто встречаются лошадиные копыта или птичьи лапы, на рукоятках кинжалов — головы или клювы птиц, конская уздечка украшалась бляшками, имеющими форму головы или ног животных. Здесь выступают совершенно определенная закономерность и зависимость между темой украшения и назначением предмета. Так, например, рыба изображалась скифскими художниками только на конских налобниках или на небольших бляшках. Объясняется это тем, что скифское искусство не было свободно от магических представлений, и все эти изображения не только украшали, но и выполняли магическую роль, это были образы-символы, концентрирующие в себе все самое важное для той или иной ситуации. Таким образом, перед скифским мастером стояло всегда две задачи: ему нужно было создать декоративное украшение, поместив его на предмете, имеющем чисто утилитарное значение, а, с другой стороны, это изображение должно было нести определенный смысл. С этими задачами скифские мастера справлялись весьма искусно. В ранний период развития скифской культуры (7—6 вв. до н. э.) мастер, как правило, трактовал образ животного в обобщенных, но близких натуре формах, создавая ясный и четкий силуэт, утрируя и стилизуя только отдельные второстепенные части, превращая их нередко в орнамент. Но эта орнаментальность на первых порах находилась в строгом подчинении реалистически трактованному образу зверя, в которой мастер старался подчеркнуть силу, стремительность, ловкость, а отсюда и его красоту. Например, в золотом литом украшении в виде оленя для щита из Костромского кургана (Кубань) изображение зверя очень хорошо сочетается с декоративной трактовкой рогов (Ленинград, Эрмитаж). Хотя рога совершенно неправдоподобной формы, но они своими упругими волнистыми завитками, расположенными почти над всей спиной оленя, очень Удачно подчеркивают легкость и стремительность этого животного. То же самое мы видим и на многих других вещах из курганов Кубани (Келермесский, Ульский), Приднепровья (Чигиринская группа, Чертомлык, Красный Кут и др.) и на Алтае (Пазырыкские). Например, литая из золота пластина в виде пантеры, обнаруженная в Келермесском кургане (конец 7-6 вв. до н. э., Ленинград, Эрмитаж). Зверь стоит на пружинящих лапах, опустив голову вниз. Его сильное гибкое тело дано широкими рельефными плоскостями, очень конструктивно между собой соединенными. Обобщенная подача четко определенных частей, верно найденный общий контур изображения — все говорит об умении мастера обходиться скупыми средствами для создания полной естественности изображаемого. Верность облика зверя ничуть не снижается от введения декоративно-орнаментальных элементов и условностей в решение глаза, ноздрей, уха. На хвосте и лапах помещены свернувшиеся зверьки, которые на первый взгляд кажутся декоративным дополнением, хотя на самом деле, как и основной образ, они несут смысловую нагрузку, будучи символическим знаком воина или его рода.
Приемы введения в основной образ дополнительных элементов — изображения только отдельных частей животных или композиционного соединения фигуры зверя с птичьей лапой (лось, Ленинград, Эрмитаж) или копытом лошади — являются обычным приемом скифского искусства. Эта особенность наглядно выступает при сопоставлении художественных приемов, которые можно наблюдать в скифских вещах и предметах восточного происхождения.
Оперирование обобщенными, широкими плоскостями у скифов, по всей вероятности, идет от традиции резьбы по дереву. В Причерноморских курганах резные изделия из дерева не найдены, зато на Алтае в так называемых Пазырыкских и Баша да рек их курганах в результате специфических условий сохранилось большое количество всевозможных предметов, сделанных из дерева, кожи, войлока, меха, тканей и даже шелка. Резанные из дерева изображения животных и птиц, преимущественно игравших роль украшений седел и конской узды, сделаны были в широкой, можно сказать, живописной манере. В них чувствуется стремление выявить конструкцию формы, четко проследить сочленение отдельных плоскостей и деталей. Все эти изображения были завершены орнаментально-декоративными дополнениями, которые всегда подчинялись основному выразительному приему, направленному на подчеркивание особенностей зверя (Ленинград, Эрмитаж). Кроме животных, сохранилось несколько вырезанных из дерева человеческих лиц» При всей примитивности их трактовки с некоторыми элементами декоративности (волосы) им нельзя отказать в остроте передачи индивидуальных черт лица (Ленинград, Эрмитаж).
Со временем в скифском обществе происходят значительные изменения, которые в Прикубанье заметны уже на рубеже 6—& вв. до н. э., в Поднепровье. — в 5— 4 вв. до н. э. Дальнейшее социальное расслоение общества влекло за собой усиление чисто внешних признаков одежды, оружия, украшений представителей слоя имущих. В это время увеличивается декоративность в скифских предметах прикладного искусства и происходит отход от реального изображения животных. Передавая облик зверя, художники этого времени трактуют его более сухо и схематично. Теперь очень часто в сложной, ажурной форме трудно увидеть очертания житвотного, которое как бы растворилось в орнаментальном мотиве. Это, например, характерно для предметов, найденных в Елизаветинском кургане 5 века до н. э. на Кубани. В других районах Скифии произошло то же самое, только в более позднее время (4—3 вв. до н. э.). Но несмотря на утрату реалистических черт, жизненности и эмоциональности образа, скифские художественные произведения продолжают отличаться высоким композиционным мастерством, декоративной выразительностью.
Однако эта тенденция не стала господствующей в скифском искусстве этого периода. Наряду с ней продолжала существовать и другая линия, развивающая реалистические принципы более раннего периода. Примером этого могут служить некоторые памятники Алоксандропольского кургана, датируемого 3 веком до н. э. (Нижнее Поднепровье). В курган рядом с ажурными чисто декоративными пластинками из золота было положено на вершив в виде трезубца с сидящими птицами, выразительность которых строится на простом замкнутом контуре, хорошо передающем не только характер птицы, но я ее состояние (Ленинград, Эрмитаж).
Социальные противоречия, обостряясь в 3 в. до н. э., приводят к появлению у скифов государства. Консолидация скифов в прочное объединение была связана еще и с тем, что с востока их стали теснить сарматские кочевые племена, жившие до того в Южном Поволжье и Приуралье. Молодое скифское государство, занявшее весь Крым и прилегающие к нему степные районы, возглавил царь Скилур, много сделавший для упрочения вновь созданного государства, а также для урегулирования взаимоотношений с пришедшими из-за Дона сарматами, для налаживания торговых и иных связей с греческими городами и, конечно, для укрепления экономического положения страны. Скифы активно торговали зерном и лошадьми, чеканили монету, строили хорошо укрепленные поселения, приглашали боспорских скульпторов украшать их столицу, покупали большое количество ювелирных изделий у греческих мастеров. Все это могло свидетельствовать о чрезвычайной активности молодого государства, вырвавшегося из первобытной формации и вступившего в более прогрессивную социальную систему.
Центр этого государства находился в Крыму около современного Симферополя и получил название Неаполя Скифского. Город был обнесен мощной оборонительной стеной, выложенной характерной для скифов кладкой. Скифская строительная техника оборонительных сооружений принципиально отличается от греческой и была не менее, а может быть, даже более эффективной. Скифы возводили из рваного камня на глиняном растворе две идущие параллельно стенки, пространство между которыми забутовывалось щебнем. Верх стен выкладывался сырцовым кирпичом. Стены шли не строго вертикально, а с небольшим наклоном к центру, что способствовало их большей устойчивости. Такая панцирная система давала значительную толщину и была весьма прочной, а главное — свидетельствовала о независимости скифских мастеров-строителей от греческих традиций.
К сожалению, город исследован археологами лишь в незначительной части. Но и по имеющимся данным можно в какой-то степени представить себе его размер, планировку, убранство площадей и архитектурное оформление общественных зданий. Через главные (южные) ворота, фланкируемые оборонительными башнями, можно было попасть на довольно обширную, вымощенную камнем площадь. Под вымосткой обнаружено значительное количество больших зерновых ям, где хранился, видимо, государственный запас зерна. Другая площадь, расположенная невдалеке, застроена общественными парадными зданиями. На этой площади было найдено большое сооружение с портиками, где, судя по обломкам, здесь обнаруженным, стояли бронзовые и мраморные статуи. В этом же районе был, видимо, откопан мраморный рельеф с двумя фигурами всадников. Предполагается, что это Скилур с сыном Па лаком. Рельеф, как и не дошедшая, но предполагаемая статуя, сделаны были греческими мастерами. Около общественных зданий, возведенных в греческой строительной традиции, были открыты фрагменты со следами росписи. Размеры фрагментов незначительны, но все же можно предположить, что росписи, выполненные также боспореними художниками, воспроизводили античные архитектурные детали. Поверх росписи в более позднее время процарапаны рисунки, передающие какие-то сцены, фигуры людей и лошадей. Рисунки, сделанные, видимо, местными мастерами, весьма примитивны, но не лишены живости.
Одна из привратных башен главных ворот была использована как усыпальница царя; позже там захоронены многие знатные граждане, а может быть и родственники царя. Особой пышностью отличается
ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА
захоронение в каменном ящике, составленном из толстых, хорошо отесанных плит, где, как предполагают археологи, лежал Скилур. Его одежда была украшена большим количеством золотых нашивок, кроме этого, на нем обнаружены и другие золотые украшения. В противоположном углу стоял деревянный, покрытый обильной росписью и резьбой саркофаг, наверное, принадлежащий царице. От дерева ничего не осталось, но благодаря тому, что оно было покрыто золотом и росписью на ангобе, основные детали саркофага удалось восстановить, заливая пустоты гипсом. Саркофаг выполнен греческим мастером.
За пределами города открыты погребальные склепы, высеченные в скале. Стены некоторых из них покрыты росписью, частично воспроизводящей архитектурные детали и внутреннее устройство дома (линия двускатной крыши с коньком, резные столбы, подпорки, висящие на стенах ковры). Но есть и фигуры людей и животных, чаще всего, одиночные, не связанные между собой сюжетом. В одном из склепов (№ 9) изображены всадник на тонконогом коне и стоящий перед ним скиф с музыкальным инструментом в руках. За ними сцена охоты: собаки нападают на кабана. Все фигуры смотрятся силуэтом, нет даже попыток объемного решения, хотя намечается стремление передать животных в перспективе. Росписи в склепах выполнены, по-видимому, скифским мастером, использовавшим старые местные традиции, но знакомым и с боспорской настенной живописью.
Найденные на территории Неаполя Скифского предметы прикладного искусства — в подавляющем большинстве греческого производства. Вещи же, сделанные скифскими мастерами, говорят о продолжении общих для скифского искусства традиций.
Во 2 в. н. э. участились столкновения с сарматами, а потом и готами, что и привело к гибели Неаполь Скифский. Знакомясь с искусством поздних скифов в Крыму, можно видеть, как новые социально-экономические условия продиктовали совершенно иное направление всему искусству этого периода. С возникновением государства появилась необходимость в большом строительстве, в пышном оформлении общественных зданий, в установке монументальных скульптур как прославляющих личность царя, так и посвященных божествам. Обряд захоронения потребовал более парадного оформления погребальных сооружений (мавзолей в сторожевой башне, склепы с настенной росписью, резной саркофаг).
В характере культуры скифского государства могло не сказаться участие близлежащих соседей — греков, но в то же время отчетливо было видно развитие и самостоятельных местных традиций.
Заканчивая знакомство с первобытным искусством, следует еще раз сказать, что оно было началом образного отражения действительности и с самых первых шагов стало помогать человеку постигать окружающее. На каждом этапе, на каждой ступени своего пути впереди человек старался найти наиболее действенные средства выражения своих чувств и мыслей. Основа почти всех выразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество, была заложена в первобытную эпоху.
Памятники первобытного творчества свидетельствуют 6 том, как постепенно менялось его содержание, как от воспроизведения зверя (объекта охоты) художник обратился в конце, первобытнообщинного периода к изображению человека, а как известно, именно человеческая личность составляет главное содержание художественного творчества всех последующих эпох.
Первобытное искусство явилось основой искусства раннеклассовых государств Древнего Востока, античного мира и средневековой Европы.
Несмотря на весьма значительную отдаленность первобытной эпохи, мы постоянно сталкиваемся с ее отголосками в современном народном творчестве.
Раздел II
megalektsii.ru
3. Искусство эпохи железа. Искусство первобытной эпохи
Похожие главы из других работ:
Афинская культура, образование и воспитание
3. Древнегреческий театр и изобразительное искусство эпохи эллинизма
Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна...
Искусство Древнего Рима, Византии, Италии
3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.
В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности Роттенберг Е.И. Искусство Италии. - М.: «Искусство», 1974. - С.5.. Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый...
Искусство первобытной эпохи
1. Искусство эпохи палеолита
Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных. Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину...
Искусство первобытной эпохи
2. Искусство эпохи мезолита и неолита
Принципиально изменилось изобразительное творчество в мезолитическую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кавказе, в Средней Азии, Африке...
Искусство первобытной эпохи
3. Искусство эпохи бронзы
В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека - монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство...
Костюм эпохи средневековья и современность
2. Костюм эпохи средневековья. Общая характеристика эпохи
В течение V в. по западной территории павшей Римской империи расселялись различные племена варваров - германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов. К VIII в...
Культура первобытного общества
1.3 Культура и искусство в века бронзы и железа
В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйства и появлением металлических (медь, бронза) орудий, усовершенствовавших способ производства, произошло крупное общественное разделение труда - ремесло отделилось от земледелия...
Культура эпохи эллинизма
Литература и искусство эпохи эллинизма.
Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образами богов и демонов...
Первобытное искусство
2. Искусство эпохи Палеолита
Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века...
Первобытное искусство
3. Искусство эпохи мезолита
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII--VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство...
Первобытное искусство
4. Искусство эпохи неолита
Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000--3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями...
Первобытное искусство и архитектура
3.2.1 ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII - VIII тысячелетия до н.э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на встречу пришли другие. Стало развиваться рыболовство...
Первобытное искусство и архитектура
3.2.2 ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.
Таяние ледников в неолите или новом каменном веке (5000 - 3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями...
Эпоха Возрождения
3. Искусство эпохи Возрождения
С изобразительным искусством и архитектурой связаны наивысшие достижения Возрождения. Все развитие в живописи, скульптуре и архитектуре в эту эпоху как бы подчинено стремлению к высшей точке, и именно на вершине...
Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья
Вопрос № 2. Искусство эпохи Возрождения
...
cult.bobrodobro.ru
Тема «Возникновение искусства. Первобытное искусство»
Поиск Лекций
Истоки современной культуры лежат в первобытности, которую называют "детством человечества". Первобытная эпоха была временем великих озарений и открытий, постижения человеком тайн природы и мира. В первобытном обществе происходил процесс генезиса культуры в широком смысле этого понятия; одновременно с ним шел процесс биологической и социальной эволюции человека. В первобытном обществе человек выступал как творец культуры и сам формировался на ее основе.
Научное изучение первобытной культуры и искусства в частности, несмотря на трудности и многочисленные препятствия, связанные с удаленностью от нас этой эпохи, достигло определенных успехов. Теперь уже нет сомнения, что древнейшие каменные орудия изготавливали люди, обладавшие особым духовным миром и поразительными художественными способностями.
Существуют два пути изучения первобытной культуры. Первый путь - историко-археологический, т.е. изучение следов человеческой деятельности: остатки жилищ, предметы быта, культовые сооружения и т.п. В соответствии с этим путем находится археологическая периодизация истории человеческого общества:
палеолит (древний каменный век: палео - древний, лит - камень) - от возникновения человека и примерно до XII тысячелетия до новой эры; палеолит делится еще на древний (или нижний), средний и верхний (или поздний) палеолит;
мезолит (средний каменный век) - от XII-X до YIII тыс. до н.э.;
неолит (новый каменный век) - от VII и до III тыс. до н.э.
Затем наступил бронзовый век (IY-III тыс. до н.э.), в начале I-го тыс. до н.э. его сменил железный век.
Окончание первобытной культуры связано с возникновением древних цивилизаций.
Второй путь изучения первобытной культуры называется этнографическим и состоит в перенесении наблюдений над бытом и культурой примитивных народов, до недавнего времени находящихся на первобытной стадии развития.
В целом культуру первобытной эпохи принято именовать первобытной или архаической, а культуру отсталых народов и племен нового времени - традиционной.
Как особая социокультурная система, первобытная культура обладает рядом существенных особенностей. Во-первых, она гомогенна (т.е. однородна) и поэтому она постоянно воспроизводит свое первоначальное устройство. Во-вторых, она синкретична, т.е. представляет собой единую, недифференцированную сферу культуры, где нераздельно существовали наука, мораль, искусство, религия и т.п. И, наконец, в-третьих, в основе первобытной культуры лежали мифологическое мировосприятие, магия и ритуал.
В культуре древнейших людей важнейшую роль играл мир, который воспринимался не как поэтическая фантазия, а как подлинная реальность. Мифологические образы и легенды служили источником и средством передачи из поколения в поколение традиций и навыков. Они также обслуживали ритуал, в основе которого лежал принцип подражания явлениям природы, и в котором тесно переплетались песнопение, молитва и танец. В художественной культуре первобытной эпохи миф выполнял две главные функции - освоение пространства и времени. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различными изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.
Вершиной творческой деятельности первобытного человека было изобразительное искусство. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно к величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря нему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно, как и вся первобытная культура в целом, было синкретичным и не распадалось на отдельные роды, виды и жанры. Все они существовали тогда в неразрывном единстве.
Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Вопрос о происхождении искусства еще не решен наукой окончательно. До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Наиболее распространено мнение, что изобразительное искусство в первобытную эпоху развивалось от натурального макета животного через скульптуру, передававшую образ зверя, - к плоскостным изображениям (на камне, глине и др.) Однако есть мнение, что истоки первобытного искусства лежат в схематических знаках и геометрических фигурах. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Первые памятники первобытного искусства были открыты в середине XIX века на территории Европы (Франция, Италия, Испания), Азии (в Сибири) и Африки. Это были петроглифы (от греч. petros - камень) - произведения наскальной живописи эпохи палеолита, изображающие главным образом животных (бизоны, олени, мамонты, лошади, косули). Рисунки животных отличаются предельной точностью в исполнении. Они также преисполнены магического смысла и свидетельствуют о том, что над ними совершались магические действия (по-видимому, для этого они и предназначались). Так, изображения животных сплошь испещрены ударами заостренных предметов - наконечниками каменных дротиков и стрел, т.к. согласно представлениям людей каменного века, если они поразят изображение зверя, то охота на него окажется удачной. Таким образом, в первобытном искусстве эстетическое начало неразрывно сочеталось с магическим. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые "палеолитические венеры" - примитивные женские фигурки. В отличие от достаточно реалистических изображений животных они предельно схематичны и представлены статуэтками с отсутствием черт человеческого лица, непропорциональными конечностями и гипертрофированными материнскими чертами.
Они очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и грудь, а также отсутствие ступней. Первобытные скульпторы создавали некий обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (XXX тыс. до н.э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской.
Позднее (с XYIII по XY тыс. до н.э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть, передавая, таким образом, объем. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчеркивали вырезанной линией.
В XII тыс. до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные "полотна", покрывшие своды глубоких пещер.
В 1868 г. в Испании в провинции Сантандер была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того было засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на ее стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.
Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала еще более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких темных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними четкая объемная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку.
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность, усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
В эпоху мезолита, или среднего каменного века изменились климатические условия на планете. Одни животные исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство, люди создают новые орудия труда, оружие, приручили собаку. Все эти перемены оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.
Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в прибрежных районах Восточной Испании. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь - фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Изображения становятся более красочными, появляются многофигурные композиции. Если пещерные палеолитические рисунки представляли собой отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь, и возможно мед.
Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. Изображения женщин встречаются теперь редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, что могло бы помешать передать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него - это, прежде всего воплощенное движение.
Настоящую же революцию первобытное искусство переживает в эпоху неолита, когда основным его объектом становится человек. В эпоху неолита таяние ледников привело в движение народы, начавшие заселять новые территории. Усилилась межплеменная борьба за обладание благоприятными охотничьими угодьями. В это время человеку стала угрожать худшая из всех опасностей - другой человек. Наскальная живопись в период неолита становится более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы, спирали), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.
Кроме того, эпоха неолита отмечена появлением керамики и художественных ремесел, что было связано с изобретением различных способов сверления и полирования камня. Это важнейшее изобретение позволило украсить произведения искусства различными видами резьбы и орнамента.
В конце эпохи неолита и начале бронзового века (III-II тыс. до н.э.) появляются начатки архитектуры - первые мегалитические сооружения (от греческого "мегас" - большой, "литос" - камень). К мегалитическим сооружениям относят менгиры - вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены - несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи - сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. Назначение этих сооружений неизвестно.
Самое знаменитое из них - кромлех Стоунхендж (II тыс. до н.э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров.
Первобытной художественной культуре, как и культуре дописьменной эпохи был присущ символический характер и условный изобразительный язык. В искусстве того времени самую важную роль играли его магико-религиозные функции, превалировавшие над эстетическими. Первобытное искусство было тесно связано с охотой, войной и прочими основными занятиями древнего человека и поэтому часто обнаруживало чисто утилитарные цели. Первобытная же культура в целом отличалась высокой степенью "похожести" духовной культуры различных человеческих социумов. С разложением первобытного общества и становлением первых цивилизаций на Древнем Востоке начинается процесс многолинейного неоднородного развития мировой истории и культуры.