Open Library - открытая библиотека учебной информации. Гигиена в первобытном обществе
Гигиена у древних народов - Гигиена
Профилактическая медицина, как и многие другие области медицинских знаний, уходит своими корнями в далекое прошлое. Ее развитие тесно связано с эволюцией общественно-экономических формаций, прогрессом науки и культуры. Навыки гигиенического характера, основанные на наблюдениях и опыте, соблюдались издавна. Следует подчеркнуть, что в развитии гигиены эмпирические наблюдения значительно опережали научные исследования.
Люди всегда инстинктивно стремились сохранить свою жизнь и здоровье. Поэтому они постоянно накапливали опыт и навыки по охране личного, а затем и коллективного здоровья. Археологические раскопки, производимые в различных частях земного шара, свидетельствуют о том, что уже в глубокой древности люди владели элементарными правилами по сохранению здоровья. Много внимания в то время уделялось вопросам питания, личной гигиены, благоустройства жилища и др. Выдающийся отечественный гигиенист Ф. Ф. Эрисман писал:
Уже у древних культурных народов существовали довольно ясные и сознательные представления о многих условиях, вредных или благоприятных для здоровья и физического развития людей и, нужно отдать справедливость этим народам, санитарные стремления их имели преимущественно общественный характер
В древних городах сохранились остатки сооружений, свидетельствующие об их хорошем санитарном благоустройстве. Особенно большое внимание вопросам гигиены уделяли индусы, китайцы, вавилонцы, египтяне, а также народы, проживавшие на территории среднеазиатских государств.
Наибольшее развитие гигиенические навыки получили в античной Греции и в период господства Древнеримской империи. В Греции основоположником медицинских знаний Гиппократом впервые был создан трактат О воздухе, водах и местностях , в котором описывались основные природные факторы, их влияние на здоровье людей. В то время уже была высказана идея, что здоровье человека в значительной мере зависит от влияния на него факторов внешней среды и что причины многих болезней находятся именно в среде, окружающей человека.
В Афинах были построены водопровод и канализация, имелись общественные бани и купальни, проводилась простейшая дезинфекция посредством окуривания помещений. Уделялось внимание правильной планировке городов. В Спарте особое значение придавали личной гигиене, физическому развитию и воспитанию с целью формирования мужественных, физически развитых и сильных воинов.
Накопленные греками опыт и знания были впоследствии восприняты и усовершенствованы в Римской империи. В Риме начали зарождаться элементы профилактической медицины, что проявилось в сооружении общественных бань, соляриев. Была создана широкая сеть водопроводов, канализационная система выводила сточные воды за город на поля и огороды, осуществлялся санитарный контроль за продажей пищевых продуктов. Преследовалась продажа населению недоброкачественных и фальсифицированных продуктов. Осуществлялся надзор за строительством жилищ. Определенное внимание уделялось соблюдению санитарных правил в войсках. В Древнем Риме впервые появились элементы медицинского образования.
Все достижения санитарии, которыми так гордились в Древнем Риме и Древней Греции, носили четко выраженный социальный характер. Они были достоянием господствующего класса, так как создавался комфорт и удобства для рабовладельцев, военачальников, жрецов, торговцев, но не для рабов. В этот период постоянно вспыхивали эпидемии инфекционных заболеваний (чумы, оспы, тифа и др.), которые сопровождались высокой смертностью, особенно среди рабов и бедных слоев населения.
В эпоху феодализма (VI-XIV века) наблюдался общий упадок науки и культуры, что отразилось и на санитарном состоянии городов, особенно в странах Западной Европы. В средневековье ростки санитарной культуры античного периода были уничтожены натиском религиозных догм христианства. Распространение идей христианства в этот период с его проповедью аскетизма, презрением к физическому здоровью привело к тому, что люди начали игнорировать элементарные санитарные правила. Санитарно-технические сооружения в городах отсутствовали, нечистоты выливались непосредственно на улицу из окон. Кривые улицы, покрытые грязью, никогда не убирались, люди не мылись, пренебрегая личной гигиеной, не меняли одежду и белье в течение длительного срока, жилища были грязными и захламленными. Неудивительно, что многие инфекционные заболевания (чума, оспа, холера, тифы) в результате эпидемий уносили миллионы человеческих жизней. Так, пандемия чумы унесла в XIV веке почти 25 млн человек. Такие болезни, как проказа, сифилис, трахома, туберкулез, чесотка и другие заболевания, были распространены повсеместно.
Эпоха Возрождения (XV-XVI века) ознаменовалась развитием многих отраслей знаний, в том числе естествознания. Впервые проявился интерес к болезням, связанным с профессией. Так, в частности, известный врач Парацельс изучил болезни рудокопов.
Следует отметить, что в период упадка общей культуры, гигиенических навыков и знаний в Европе в Хорезме, Бухаре, Самарканде процветали точные науки, литература, поэзия, уделялось внимание медицине и санитарии. В месте расположения древнего хорезмского государства при раскопках были обнаружены остатки городов с элементами благоустройства, водоснабжения и канализации. Этот период в Азии известен трудами знаменитого ученого, врача Абу Али Ибн Сины (Авиценны). Он автор уникального для того времени произведения Канон врачебной науки . В разделах этого произведения, касающихся гигиены, содержатся указания по гигиене жилища, одежды, питания детей и стариков, правилам охраны здоровья и другие гигиенические рекомендации.
rosoblses.ru
Гигиена у древних народов и при феодальном строе
Эмпирические наблюдения из житейского опыта в области личного быта, а в дальнейшем и из общественной практики явились основой гигиенических знаний уже в глубокой древности. Опираясь на инстинктивное стремление людей к сохранению жизни и здоровья, эти наблюдения постепенно расширялись. В зависимости от природно-климатических условий, в которых жил человек, от быта и социального устройства общества, гигиенические мероприятия, захватывая все более широкие области жизни, совершенствовались, хотя никаких научно-теоретических основ для их совершенствования еще не существовало: практика значительно опережала теорию, как это часто имеет место и в других областях человеческих знаний.
Простейшие гигиенические правила, часть из которых сохранилась до сих пор, были известны многим древним народам 3000—4000 лет до нашей эры. В древнекитайских медицинских книгах были обнаружены гигиенические правила и советы, касающиеся правильного питания, режима работы, отдыха и сна, а также полезного воздействия природных факторов на здоровье человека. При раскопках в древних китайских городах были сделаны открытия, свидетельствующие о наличии в них сооружений санитарного благоустройства. Не менее ценные находки, касающиеся благоустройства населенных мест, были обнаружены при раскопках старинных индийских поселений (удалось, например, в одном из индийских городов найти остатки городской канализации). Богата гигиеническими советами древняя индийская медицина. Большая часть их касалась вопросов питания (рекомендация о потреблении молока, растительной пищи, меда), режима питания и личной гигиены (ухода за полостью рта, смены одежды, купания и т. д.). Гигиенические мероприятия имели широкое распространение в Древнем Египте (за 1500 лет до нашей эры). Здесь были найдены огромные сооружения для водоснабжения городов, существовали правила содержания в чистоте улиц и домов, удаления нечистот и отбросов, дренирования почвы и др.
Опыт египтян переняли многие народы, жившие в древние времена.
При археологических раскопках на территории нынешних среднеазиатских республик обнаружены благоустроенные города с рационально устроенными санитарными сооружениями. Следовательно, самой древней культуре были присущи принципы использования гигиенических мероприятий не только личного, но в известной мере и общественного характера для укрепления здоровья и сохранения жизни.
Гиппократ (460—377 до н. э.).
Эти принципы оказались выраженными в еще более совершенном виде позднее, в античной Греции и Древнем Риме. Развитие санитарной культуры в Древней Греции связано с именем гениального врача, как его называют, «отца медицины» Гиппократа, впервые выдвинувшего идею о значении для организма человека внешней среды. Гиппократом был написан трактат «О воздухе, водах и местностях», в котором эти природные факторы рассматриваются с точки зрения воздействия их на здоровье людей. В дальнейшем наблюдения и рассуждения Гиппократа получили широкое развитие в трудах древнегреческих ученых более позднего периода и послужили основой санитарно-технических мероприятий, осуществленных в городах Древней Греции. Так, в Афинах были построены водопровод и канализация для удаления жидких стоков, был организован постоянный надзор за продажей пищевых продуктов и за жилищным строительством, осуществлялась простейшая дезинфекция в виде окуривания серой помещений, в которых находились заразные больные, существовали общественные бани и купальни. В Спарте впервые стали широко использовать физическую культуру с целью развития физической силы и создания могучего войска, причем эти мероприятия были тесно связаны с соблюдением санитарных правил.
Римляне во многом позаимствовали у греков гигиенические знания, санитарно-технические сооружения и прочие санитарные мероприятия, направленные на охрану общественного здоровья. В Риме было сооружено свыше 30 водопроводов, дававших в сутки 500—1000 л горной ключевой воды на человека, существовала общесплавная подземная канализация для удаления жидких нечистот за пределы города на поля и огороды, было организовано тщательное наблюдение за продажей пищевых продуктов, строительством жилищ. Санитарная техника в Римской империи осуществлялась даже в большей степени, чем в Греции, причем особое внимание было уделено военной санитарии (правила питания войск, снабжения их доброкачественной питьевой водой, требования к устройству и расположению лагерей, физическая подготовка личного состава и др.).
Несмотря, однако, на широкое использование санитарных мероприятий для охраны здоровья человека, в античном мире не прекращались эпидемии чумы, оспы, тифов и прочих инфекционных заболеваний, сопровождающихся высокой смертностью. Особенно высокой была смертность среди рабов, так как при рабовладельческом строе вся санитарная техника была направлена в основном не на сохранение общественного здоровья (она совершенно не касалась рабов), а на обеспечение благоприятных для личного здоровья условий существования привилегированного класса (рабовладельцев, жрецов, военачальников, торговцев) и создания им удобств и личного комфорта. Иначе при классовом характере рабовладельческого строя и не могло быть. Следует при этом отметить, что все успехи в укреплении и сохранении здоровья в античном мире были достигнуты лишь благодаря обобщению накопленного человечеством личного опыта, ибо гигиены как науки в то время не существовало.
Однако в дальнейшем и эти немногочисленные достижения в санитарной практике среди древних культурных народов исчезли с переходом к феодальному строю. Были сознательно заброшены даже зачатки существовавших ранее гигиенических мероприятий, так как преобладавшие в средние века религиозные взгляды христианского учения были основаны на проповеди полного пренебрежения к здоровью человека. Христианство призывало людей к аскетическому образу жизни ради спасения души. Аскетов-схимников, живших в пещерах, сознательно терпевших голод и холод, годами не употреблявших воды для ухода за телом, считали святыми. Естественно, что в таких условиях не могло быть и речи о соблюдении каких-либо требований не только общественной, но даже и личной гигиены. Санитарная культура оказалась на таком низком уровне, что ничто не могло препятствовать распространению эпидемий. Чума (как ее называли в то время «черная смерть»), проказа, оспа, трахома, сифилис охватили огромные массы людей. Попытки феодалов отгородиться крепостными стенами и рвами в средневековых замках не спасли их от грозящей опасности. В качестве примера тех последствий, к которым привело это пренебрежение к элементарной санитарной практике, можно указать на то, что в XIV веке в Европе погибло от чумы около 25 млн. человек.
Города в средние века строились без учета правил планировки и без санитарно-технических сооружений, с узкими улицами, нечистоты выбрасывали прямо на улицы, не соблюдались правила личной гигиены. Благодаря господству духовенства и крепостников-феодалов санитарная культура вообще перестала существовать. Правда, в некоторых странах были попытки отдельных передовых ученых пропагандировать правила санитарной практики прошлого. Так, на рубеже XII и XIII века в Италии вышло в свет сочинение профессора Иоанна Медиоланского, содержавшее лишь правила диетического питания, а в дальнейшем появились сочинения, в которых были даны описания свирепствовавших в то время эпидемий. Но все эти работы вплоть до конца XV века по существу не помогли в улучшении санитарного состояния населенных мест, за исключением только того, что, начиная с XIV века, для дезинфекции зараженных жилищ и вещей больных стали применять окуривание серой и обеззараживание с помощью хлора.
www.medical-enc.ru
Open Library - открытая библиотека учебной информации
История ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ КАК НАУКА И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ. МЕДИЦИНА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
просмотров - 89
ЛЕКЦИЯ I
Медицина \лат.medicina от medico – лечу, исцеляю \ - это система знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Круг интересов медицины охватывает все стороны жизни человека. Медицина - одна из самых древних областей знания на земле. Развивается в тесной связи с жизнью общества, с экономикой, культурой и мировоззрением человека. Этот процесс происходит в тесном взаимодействии с естествознанием, философией, и техникой, в связи с этим овладение медициной не возможно без основательного ознакомления с ее историей.
История медицины - это часть общей истории науки и культуры – наука, изучающая развитие медицинских знаний и медицинской деятельности в неразрывной связи с общественно-экономическими формациями и общей историей культуры народов. История медицины - одна из первых дисциплин, с которой знакомятся студенты. И это прекрасно начинать изучение области знания с ее истоков.
История медицины призвана помочь воспитать в вас врачей, усвоить те моральные качества, которые необходимы специалистам этой профессии. Знание этого предмета поможет вам осознать свое место, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в недалеком будущем вы должны будете занять, поможет выбрать в целом потоке медицинских специальностей ту, которая, возможно на долгие годы станет предметом ваших профессиональных интересов. Жизнь выдающихся ученых, врачей, возможно, станет для вас примером для подражания.
Знание закономерностей развития явлений в прошлом помогает лучше понять развитие в будущем, использовать накопленные знания.
Еще Гиппократ говорил «Врач должен знать, что было известно до него, если он не желает обманывать себя и других ».
На богатом опыте многовековой практики и науки история медицины позволяет углублять специальные знания и предостерегает врача от поспешных обобщений, от потока “универсальных” средств в научных открытиях, от преувеличения значения частных методов диагностики и лечения. « Знание прошлого медицины больше, чем какое - либо другое знание помогает нам избежать уже сделанных ошибок и заблуждений » \ В.А. Манассеин , Вячеслав Авксентьевич, известный отечественный терапевт доктор медицины, профессор\.
История медицины показывает, как наука борется против знахарства, суеверий и невежества; воспитывает гуманизм, чувство гордости и уважения к врачебной профессии. История медицины расширяет кругозор, повышает общий культурный уровень врача.
В науке истории медицины выделяются 2 раздела: Общая история медицины и частная. Первая рассматривает общие вопросы исторического развития медицины, его закономерности, изучает узловые проблемы. Частная история медицины занимается вопросами отдельных медицинских дисциплин, их историко-медицинскими сведениями. Предметом изучения в курсе истории медицины на нашей кафедре будет общая история медицины, в то время как частную историю медицины вы будете постигать на других кафедрах при изучении специальных областей знания, к примеру, на кафедре физиологии - историю развития физиологии, на кафедре фармакологии - историю развития этой области медицины.
История медицины как наука имеет свои методы изучения, использует различные способы получения информации:
I. Археология - занимается раскопками поселений и курганов.
2. Палеонтология (наука о вымерших растениях, животных, о смене их во времени и пространстве)– палеоботаника, палеопатология позволяет обнаружить костные опухоли, признаки сифилиса, туберкулеза, искривления позвоночника, кариес зубов у останков древних людей.
З. Этнография - изучает бытовые и культурные особенности народов. По предметам обихода и ухода за больными можно получить сведения о степени развития медицины в тот или иной исторический период.
4. Фольклор - это стихи, песни, баллады, пословицы, поговорки, сказки и другие формы народного творчества, в которых также имеются сведения о степени развития медицины той или иной эпохи.
5. Произведения искусства - картины, скульптуры, чеканки, резьба по дереву и слоновой кости тоже дают сведения, касающиеся развития медицины.
б. Письменные источники - книги, статьи, научно - популярные и научные, отчеты, монографии, обзоры, диссертации, доклады, журналы и др.
Очевидно, что состояние медицинской практики и теории, условия труда и роль медиков в разных общественно - экономических формациях не одинаковы. По этой причине при изучении истории медицины ее делят на эпохи, отвечающие общему ходу истории человечества. Первой формацией, как вам известно, является первобытно – общинная. Охватывает период – более 2-х млн. лет назад до 4-х тыс. лет до нашей эры.
Вопрос о времени возникновения медицины нельзя считать окончательно решенным. Не подлежит сомнению, что потребность в помощи при болезнях и травмах у первобытного человека имела место, однако нет достаточных оснований считать, что на первых порах существования первобытного человеческого стада к ее удовлетворению подходили сознательно.
1. Неандертальский мальчик из грота Тешик-Таш (Узбекская ССР). Реконструкция М. М. Герасимова. 2. Ручное зубило на Сатани-Дар (Армянская ССР). Ранний палеолит. 3. Женская фигурка из бивня мамонта (Костёнки). Поздний палеолит. 4. Костяные наконечник копья и нож с каменными вкладышами (Сибирь). 3-е тыс. до н. э. 5. Каменный полированный топор фатьяновской культуры (найден в Ярославской области). 2-я пол. 2-го тыс. до н. э. 6. Фрагмент неолитического сосуда (найден близ деревни Вознесеновка на нижнем Амуре). 3-е тыс. до н. э. 8. Бронзовый кинжал с ножнами из Лчашена (Армянская ССР). Середина 2-го тыс. до н. э. 9. Бронзовая фигурка человека из Галичского клада (Костромская область). 2-я пол. 2-го тыс. до н. э. 10. Бронзовая рукоятка ножа с фигурками лошадей из Сейминского могильника. Середина 2-го тыс. до н. э.
Условия, необходимые для возникновения “формирующейся медицины”, по-видимому, возникли не позднее мустьерского времени в стадах неандертальцев, ископаемых древних людей, эпохи среднего палеолита͵ самостоятельный вид разумного человека, название получено от долины Неандерталь в Германии. Мустьерский период - поздний период раннего палеолита в Южной и Западной Европе, на юге СССР, в Южной Азии, Африке. Свое название получил от названия пещеры во Франции – Ля-Мустье. Архантропы – древнейшие люди ( питекантропы - жили 500 тыс. лет назад, синантропы- ископаемые люди, жили 400 тыс. лет назад. Потомки питекантропов и синантропов предки кроманьонцев, современных людей). Так, данные палеоантропологии (антропология-наука о происхождении и эволюции человека, образовании рас) археологии и этнографии свидетельствуют о резком изменении внутристадных отношений, которые произошли именно в данный период.
Выделение человека из мира живых существ, населяющих землю, и возникновение человеческого общества — процесс весьма длительный, значительно больший, чем всё известное нам время исторического существования человечества.
Недостаток данных не позволяет с достоверностью судить средств, приемов и методов, которыми располагала “формирующаяся медицина”. Не вызывает сомнений, что в стадах неандертальцев не только использовались лекарственные растения, но и могли применяться средства животного проис-хождения, к примеру, животный жир, смесь его с золой, и др. Специалисты в области фольклористики считают установленным что фантастические предс-тавления о “живой” и “мертвой” воде зародились в стадах неандертальцев. Эти представления могли быть связаны не только с пониманием могущества грозной стихии и осознанием значимости воды в жизнедеятельности, но и с накоплением опыта пользования как недоброкачественной водой, вызы-вающей массовые заболевания, - “мертвая вода”, так и минеральными водами, дававшими лечебный эффект - “живая вода”. Нельзя исключить, что гигиеническое использование воды и осознание значения чистоты — систематическое омовение, также связаны с этими представлениями.
Также фольклорный материал и характер изготовлявшихся орудий указывает на возможность существования у неандертальцев хирургической практики. Есть основания считать, что неандер-тальский человек овладел техникой вскрытия абс-цесссов и других поверхностных воспалительных нагноительных образований, овладел техникой наложения шва на рану, а возможно, и другими, более сложными хирургическими приемами. Были в это время и подходящие орудия для выполнения трепанации черепа - листовидные резцы. Обнаружены ископаемые черепа с трепанационными отверстиями. Доказательством возможности овладе-ния техникой наложения швов на рану служит установленный факт сшивания кусков шкур живот-ных при изготовлении одежды, которая появилась в данный период развития человечества.
Именно в это время начали складываться тотемистические представления, связанные с осознанием человеком своего единства с природой, и в частности с тотемными животными, являвшимися предметом охоты. Тотемизм - это вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения. Его считали отцом или старшим братом, защитником от бед и болезней. Ранней родовой общине было свойственно, главным образом, почитание животных.
Во многих произведениях фольклора есть сведения о помощи при родоразрешении. Важное гигиеническое значение имел появившийся у неандертальцев обычай погребения умерших, которому, по мнению ряда этнографов, предшес-твовал обычай оставлять труп умершего в жилище.
Первыми лечебными растениями, вероятно, были болеутоляющие семейства пасленовых, нарко-тические - мак, табак, гашиш. Рано выделились растения, раздражающе действующие на пищева-рительный тракт; были известны возбуждающие свойства кустарника « кока » - вечнозеленый, содержит кокаин.
Вначале использование целебных свойств растений было результатом бессознательного опыта человека, но позже данный опыт становится осознанным. И первыми его стали накапливать женщины. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, первым врачевателем в человеческом обществе стала женщина. Доказа-тельством этой точки зрения служат следующие доводы: добыча растительной пищи была обязан-ностью, главным образом, женщин, и опыт лечеб-ного применения растений, естественно, передавался из поколения в поколение по женской линии. Археологические находки изображения женщины, относящиеся к первобытному обществу, могут расцениваться как олицетворение повивальных и других функций врачевательницы. Не случайно древние славяне называли женщину берегиней. Этим красивым именем обозначали они и вытесанные из камня женские фигуры, которые в большом количестве расставлены в южнорусских степях и долгое время описывались археологами под названием “каменные бабы”. Подобные миниатюрные изображения Берегини из глины, дерева, кости встречаются в раскопках стойбищ первобытных людей. Эта же идея получила более позднее выражение в древних культах богинь - носительниц плодородия и врачевания: у египтян – Исиды, у финикийцев – Астарты, у итальянцев – Палес, у иранцев – Ушас.
В народных сказаниях в качестве искусных и знаменитых врачей фигурируют, прежде всего, женщины: в Египте - это Полидамна, в Греции - « златокудрая » Агамеда, в Чехии – « мудрая » Каза, в Киевской Руси – Марина, лекарка Ильи Муромца. Хотя героини народного эпоса жили уже не в эпоху матриархата͵ а много позже, однако не подлежит сомнению, что народное творчество правильно отразило их роль как первых врачевателей болезней человека.
В родовой общине развивались и фетиши-стские взгляды - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. В случае если вначале эта вера распространялась на орудия труда, то впоследствии ФЕТИШИ - стали изготавливаться специально в качестве культовых предметов. Так появились талисманы, амулеты, которые, якобы, могли уберечь их носившего от чумы, холеры, ранения в бою. Одновременно с фетишистскими, развивались анимистические взгляды. АНИМИЗМ - от слова anima, animus \ лат.\ - дух, душа, вера в души, духов. Эти взгляды оказали большое влияние на первобытную медицину. Первобытный человек населял всю живую и неживую природу сверхъ-естественными образами - духами, управляющими всеми предметами и явлениями природы, в том числе и человеком. Идея подвижности духов способ-ствовала утверждению представления о возможности их переселения в другие предметы, в частности о возможности вселения в человека духов болезни.
Хочется заметить, что современная наука располагает данными о весьма древнем происхож-дении и врачевателей - мужчин.
Вейнесеинеку - ϶ᴛᴏ один из первых шаманов – врачевателей. С шаманами - врачевателями связано понятие магии - колдовство \ греч.- mageia \, это вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Первобытный человек с помощью специальных приемов /маги-ческих действий/ пытался получить желаемый результат-выздоровление от болезни. Среди много-численных разновидностей магии была и врачебная магия - врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.
О врачебной профессия как таковой можно говорить только применительно к более поздней эпохе древних цивилизаций. При этом по мере развития первобытного общества элемент профес-сионализма в медицине нарастал. С возникновением и развитием религии обособлялась группа служи-телей культа͵ которым приписывались тайные знания, особая способность воздействовать на силы природы.
Постепенно ими были монополизированы как религиозные, так и некоторые другие функции, в том числе и врачевание. «Профессия» мага /колдуна / и знахаря / врачевателя/ обычно совмещалась в одном лице, возвышающемся над рядовыми членами общины. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на стадии родового об-щества можно видеть истоки жреческой, храмовой медицины (Храм - культовое здание для выпол-нения религиозных обрядов), получившей высшее развитие в цивилизациях рабовладельческой эпохи. Положительным следствием концентрации медицин-ских знаний и деятельности, ставших привилегией узкого круга лиц, было возникновение условий для более быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе болезней, о мерах их предупреждения и лечения.
Произведения устного народного творчества, зафиксированные в начальный период письменности данные археологии и этнографии свидетельствуют, что медицина родового общества располагала мно-гими рациональными средствами и приемами меди-цинской помощи. Заинтересованность рода в числен-ном росте и, следовательно, в выживании рожениц и новорожденных стимулировала акушерскую по-мощь, которая с развитием родоплеменных отноше-ний принимала все более стабильный характер.
В лечебный арсенал этого периода развития человеческого общества кроме лекарственных растений, средств животного происхождения входи-ли средства минерального происхождения, а также манипуляции лечебного характера. Применялись припарки, перевязки, массаж, натирания жиром, кровопускание. Дальнейшее развитие получили идеи и практика применения с лечебными целями воды и огня. Не вызывает сомнения факт использования медициной родового общества минеральных вод термальных и холодных источников, к примеру, с целью лучшего заживления ран. Расширение сферы применение огня как лечебно - предупредительного средства также было сопряжено с представлением о его « очистительной » силе способной отгонять от человека и изгонять из его больного тела духов болезни. Были приняты окуривания людей и одежды, разведение костров при входе и выходе из селения, уничтожение паразитов воздействием высокой температуры, сжигание одежды больных и трупов умерших людей, обжигание инструментов перед хирургическими вмешательствами.
Эволюция ритуалов, связанных с применением огня, точно аналогично тому, как и воды, вела к замене первоначальной процедуры чисто символическими действиями: к примеру, сжигание трупов сменилось зажиганием огня на могиле, а еще позже / в христианской религии / свелось к зажиганию свечей. Используется и сейчас для очищения от злого начала.
Сравнительно высокого уровня достигла медицина родового общества в области хирурги-ческой деятельности. Выше уже было сказано о многочисленных находках черепов древнего челове-ка с трепанационными отверстиями.
Этнографические материалы свидетельствуют о возможности проведения кесарева сечения и некото-рых других полостных операций. Кесарево сечение - операция по поводу родоразрешения в случаях, когда родоразрешние естественным путем невозможно или есть определенная степень риска. Норманны (Викин-ги, варяги – выходцы из Скандинавских стран) мифологических времен умели заживлять проникаю-щие раны живота. С целью определения глубины проникающей раны пробовали вкус крови или давали раненому выпить определенное зелье, а затем нюхали рану. При этом, из глубокой раны исходил запах выпитого зелья. Хирургическую помощь оказывали как врачеватели - мужчины, так и врачеватели— женщины.
Народная гигиена по мнению многих ученых, возникла еще раньше, чем лечебная народная медицина. Гигиенические знания и навыки касались разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, личной гигиены, захоронения умерших и других сторон. Эти народные гигиенические знания были нередко более обоснованными, чем сведения лечебного характера, поскольку легче было подме-тить пути охраны здоровья, чем найти эффективные средства лечения болезни, сущность которой была неясна.
Возможности термической обработки пищи резко возросли с введением в обиход керамической посуды. Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продук-тов питания и воды в закрытых емкостях с исполь-зованием трав, обладавших свойством отпугивать злых духов, то есть замедлять процессы гниения.
При строительстве жилищ использовались дерево, глина, песок, камень. На территориях Европы, Северной Азии, Америки вплоть до железного века были распространены два типа жилищ: наземные столбовой конструкции и полузем-ляночные. Как правило, в жилищах имелись камен-ные очаги и возвышения - “столики”, иногда обло-женные валиками из обожженной глины. Рядом с жилищем рыли хранилища для продуктов питания. При выборе места для жилища применялись специальные приемы выявления, так называемого “здорового” участка. Так, на Украине в Проскуров-ском уезде, даже в 19 веке с той же целью выкапывали угловые ямы, насыпали туда немного ржи, клали куски хлеба, ставили по стакану воды. В случае если на следующий день находили хлеб и воду неизменными, место считалось подходящим, чтобы дом стоял ”долгий век”. В гигиенических и лечебных целях использовались бани соединившие “очисти-тельные силы” воды и огня.
Для первобытной медицины характерно посте-пенное усложнение обрядовых действий, связанное с развитием религиозных представлений. Обряд закреплял приобретенные знания и приемы и тем самым способствовал их передаче из поколения в поколение. Ритуал устанавливал строгую последова-тельность медицинского ритуала, суживая возмож-ности включения новых эмпирических знаний в систему накопленного медицинского опыта͵ что ме-шало избавлению от неэффективных приемов.
На поздних ступенях развития родового общества религиозно - магические действия и словесные формулы играют все большую роль, подчас полностью подменяя рациональные приемы \ к примеру, оперативное удаление инородного тела подменялось ритуалом, имитирующим это вмеша-тельство \. К этому времени относится возник-новение религий с выделением богов, владевших очистительной силой огня, ведавших врачеванием, и другими сферами жизни. Так, Гефест – бог у древних греков, и Сварог – у славян, ведали купеческим делом и врачеванием; в христианстве они превратились в Кузьму и Демьяна с теми же функциями. От бога - целителя Апполона пошел обожествленный врачеватель из людей Асклепий /Эскулап /. В качестве составного элемента в обряд лечения входило жертвоприношение богам /духам / с целью заручиться их содействием в борьбе с болезнью.
Материалы истории народов африканского континента существенно дополняют наши представ-ления о пути человечества в целом, начиная с первых его шагов. В произведениях историко-географи-ческого характера, написанных в древности, встре-чаются разрозненные сведения о медико-санитарной стороне жизни африканцев. У одних африканцев медицинской практикой наряду со жрецами занимаются гадатели, которые, используя различныё магические приемы, определяют причины несчастий в том числе болезней, дают советы, в том числе лечебные, У других африканских народов врачевание - дело преимущественно знахарей, которыми становятся после длительного периода ремесленного обучения. Согласно традиционным представлениям, у африканцев причиной болезни являются злые чары колдунов, гнев предков, нередко вызванный просту-пком самого больного. Лечение сопровождается определенными ритуалами и заклинаниями. Счита-ется, что без этого лечебное снужнобье действовать не будет. Да и само снужнобье составляется в соответ-ствии с магическими предписаниями. До сих пор, особенно сейчас, народные целители не берутся лечить тех, кто не крещен, считают, что лечение не поможет.
Вместе с тем в традиционной медицине акку-мулирован огромный опыт народа в лечении раз-личных болезней рациональными средствами и ме-тодами. К числу популярных лекарственных сна-добий относятся такие, как подсоленный отвар красного стручкового перца с добавлением пальмо-вого вина, который снижает высокую температуру. Хорошим средством при болезнях суставов считался отвар из сельдерея, при кашле - лук с сахаром, при желчных камнях - оливковое масло. Эти средства и сегодня пользуются большой популярностью.
Африканская медицина использовала седатив-ные средства многих растений еще задолго до того, как они были включены в европейскую фармакопею. Так, нигерийские знахари в случаях психического возбуждения больного издавна применяли настойку из корней раувольфии. Сегодня это растение входит в широко используемое и известное лекарство раунатин. Психических больных в аф-риканской деревне изолируют лишь в крайних случаях. Οʜᴎ, как правило, продолжают жить со своими домочадцами. Фактор пребывания в привыч-ной обстановке благоприятно сказывается на их состоянии.
Африканцами издавна предпринимались и карантинные мероприятия. Во время эпидемий прекращалось движение людей из пораженной зоны в другие части. Во время эпидемий оспы жестокие меры принимали сомалийцы: при обнаружении больного оспой в доме данный дом сжигали.
В заключении подведем некоторые итоги:
I. Лечение болезней относится к числу наиболее древних и насущных потребностей человека.
2. Медицина возникла в результате деятельности всего коллектива людей первобытной общины. Врачевание с самого начала предстает как народное, как народная медицина.
3. Объективное исследование истории медицины показывает, что врачебные знания с самого начала являлись опытными знаниями. Люди эпохи первобытной общины приобрели врачебные знания, исходя из непосредственного ознакомления с предметами окружающей их природы.
4. Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, в связи с этим не должно называться « примитивным ».
5. Рациональные традиции медицины первобытной эры и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, наконец,- современной медицины.
Остатки первобытно - общинного строя сохранялись во все периоды человечества. Οʜᴎ продолжают оставаться и сегодня у племен, живущих на территории Австралии, Азии, Африки. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных условиях, что, несомненно, имеет важное значение для развития современной научной медицины, для пополнения новыми знаниями истории медицины, а также для использования положительного наследия народной медицины. К сказанному хочется привести слова английского физика Дж. Десмонда Бернала (член Лондонского Королевского общества, автор работ о роли и месте науки в жизни общества): « Главный поток науки вытекает из практических, технических приемов первобытного человека ». В медицине первобытного общества можно проследить начало цепи наблюдений и открытий, которая привела через тысячелетия к современному состоянию медицины. Заблуждения медицинской мысли в ту отдаленную эпоху очевидны, но от них не была свободна и медицина последующих периодов, вплоть до Нового времени, когда стало утверждаться эксперимен-тально-опытное знание. Медицина первобытного общества, накопившая множество сведений и приемов рационального характера, осмысленных преимущественно в рамках религиозно – фантас-тических представлений о мире, составила основу медицины древних цивилизаций.