Л.2. Культура первобытной эпохи — презентация. Культура первобытной эпохи презентация
Презентация Первобытное искусство к уроку Культура первобытной эпохи.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки. ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТАПервые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, н
schoolfiles.net
Культура первобытной эпохи — презентация
Культура первобытной эпохи Выполнили:Капко Д.Барсукова Е.Литвинова А. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности Археологи делят историю первобытного мира на:Каменный Медный Бронзовый Железный Каменный век(свыше 2 млн. – IV тыс. до н.э.) Орудия и оружие из камня, дерева, кости. Собирательство, охота, рыболовство. Искусство палеолита Женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами – так называемые «Венеры» Три этапа изобразительной деятельности:1) натуральное творчество2) искусственная изобразительная форма3) верхнепалеотическое изобразительное творчество Музыкальный пласт первобытного искусства Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы. Появляются простейшие флейты из полых птичьих костей. Первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда:Искусство неолита и бронзового века Сформировались виды декоративно-прикладного искусства. Люди делали луки, стрелы, глиняную посуду. Культура населения Сев. Кавказа в эпоху древней бронзы получила название Майкопской. Первобытные жилища и погребения Поселения:Неукрепленные (селища)Укрепленные (городища)Погребения:С надмогильными сооружениями (курганы, гробницы, мегалиты)грунтовые В Западной Европе и на юге России распространены дольмены Построенные из огромных каменных плит, дольмены были предназначены для погребений, а также служили святилищами Верования в первобытном обществе Верования основывались на анимизме – наделении природных явлений человеческими качествами. Наиболее древней формой религии является магия Известный английский релиновед Джеймс Фрезер, отмечает что магическое мышление основывается на 2-х принципах симпатической магии. Первый – гомеопатическая магия, второй – кондагиозная магия. Разновидности магии:Фетишизм Тотемизм Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками. Спасибо за внимание!!!
freedocs.xyz
Л.2. Культура первобытной эпохи — презентация
Культура первобытной эпохи Лектор – к.иск. Чащина С.В. Варианты периодизации первобытной культуры:Археологический вариант периодизации;Вариант периодизации по археологическим культурам;Периодизация по типу хозяйства;Периодизация первобытной эпохи по материалам, используемым человеком для изготовления орудий труда:1. Каменный век (свыше 2 млн. – IV тыс. до н.э.):А) Палеолит (2 млн. – XII тыс. до н.э):Ранний (нижний) – до 100 тыс. лет назад;Средний – 100 – 40 тыс. лет назад;Поздний (верхний) – 40-12 тыс. лет назад;Б) Мезолит (среднекаменный век) – XII – VII тыс. лет до н.э.;В) Неолит (новокаменный век) – VII – IV тыс. до н.э. 2. Медный век (энеолит) – IV-II тыс. до н.э. Преобладают орудия из камня, но появляются и медные;3. Бронзовый век – конец II тыс. – начало I тыс. до н.э.;4. Железный век – с начала I тыс. до н.э. Специфические черты первобытной культуры Синкретизм – (греч. гр. synkretismos соединение, объединение) – нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития В психологии = синкретизм мышления (хар-рен для детей до 2-х лет) + синкретизм мышления первобытного человека. В культурологии = синкретизм культуры (нерасчлененность различных видов деятельности, особенно магии, охоты и в целом трудовой деятельности, бытовой, социальной, художественной),В искусствознании = невыделенность искусства из синкретичного целого человеческого поведения + невыделенность отдельных видов ис-ва, слиянность танца, музыки, слова, изо. Анимизм (от лат. anima – «дух», «душа») - вера в одушевленность всех явлений и процессов в окружающем мире. Фетишизм (от фр. fetiche – «талисман», «амулет», «идол») - Вера в связь определенного предмета со сверхъестественной силой. Тотемизм (от северо-индейского ototem – «род») - Вера в родство людей (рода) и каких-либо животных или растений. Каждый род носил имя своего тотема. Термин «мифология» от греч. от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение. - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности, характерный для ранних этапов развития общества. Виды мифов Космогонические мифы — о происхождении мира,солярные мифылунарные мифыастральные мифы Эсхатологические мифы — о конце мира Антропогонические мифы — о происхождении человекакультурный герой Календарные мифымифы об умирающем и воскресающем звере Умирающий и воскресающий бог Мифы о животных Культовые мифы «Языческий» - этимология Славянский термин происходит от церк.-слав. ıảзы́къ, то есть «народ», «племя», которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой /גוי и нохри /נכרי. .Последние соответствуют в греческом переводе слову εθνοί (этнос), в Вульгате — лат. gentilis. С точки зрения этимолога Фасмера, церковно-славянский термин является калькой с греческого. Как в других языках называется В большинстве европейских языков используются термины, производные от лат. Paganismus (от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от pagus «округ»), позднее получившее значение «простолюдин», «деревенщина»). Христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера». После крещения и на Руси язычников называли «погаными» (от лат. paganus - земледелец). Язычество Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий»Язычество - обозначение нехристианских, религий в литературе христианский авторов. Синонимы Идолопоклонство (ст-слав.) — религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от авраамических религий — иудаизма, христианства, ислама. Политеизм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество») — «многобожие». Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. Структура языческого пантеона Пантеон (греч. Πάνθειον, - все боги) Языческий пантеон = отражение социального устройства каждого конкретного периода. => не всегда жестко иерархизирован – Почему?Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Праиндоевропейцы (в литературе XIX — серед. XX веков — «арийцы») — носители праиндоевропейского языка, жившие на прародине индоевропейцев ок. 6000 лет тому назад, во время энеолита и раннего бронзового века. Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегчённых колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как колесо и колесница, их потомки — индоевропейцы — смогли заселить огромные просторы Евразии. Самоназвание праиндоевропейцев неизвестно. Праиндоевропейская религия выдающийся французский компаративист (сопоставлял языковой материал и мифы различных индоевропейских народов) пришёл к выводу, что протоиндоевропейское общество функционально делилось на три сословияжреческое (ср. брахманы), воинское (ср. кшатрии) и земледельческое (ср. вайшьи). Каждой касте соответствовало особое божество:у жрецов это был грозный, но справедливый бог-судья (Зевс — Юпитер — Один — Арамазд — Михр —Митра — Варуна), у воинов — бог войны (Тор — Марс — Арес — Ваагн — Индра — Перун — Пяркунас), у земледельцев — бог плодородия (Фрейр — Квирин — Велес). Жорж Дюмезиль (1898-1986) Праиндоевропейская религия в противовес теории Дюмезиля выдвигают дуалистический принцип индоевропейской социальной организации, который, по их мнению, отразился в: близнечном культе и в мифе об инцесте близнецов, в мифе о вражде пандавов и кауравов (основной сюжет «Махабхараты»). Боги представляются разделёнными на две оппозиционные группы, находящиеся вместе с тем в родственных отношениях (девы и асуры в Индии, дэвы и ахуры в Иране, ваны и асы в Скандинавии, отчасти также олимпийские боги и титаны в Греции). Тамаз Валерианович Гамкрелидзе и Вячеслав Всеволодович Иванов (оба р. 1929) Наиболее общие мифологемы мирового дерева, у индоевропейцев мировое древо связано с культом лошадей:Иггдрасиль — «скакун Одина» в Скандинавии; ашваттха, от корня ашва («конь») — название мирового древа в Индии) Наиболее общие мифологемы Мифологема нечистого змея В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов разработали так называемую «теорию основного мифа», согласно которой основной индоевропейской мифологемой является противостояние Громовержца со Змеем. Ими восстанавливается имя основного противника бога-громовержца: славянский Велес, литовский Велняс, индийские Вала и Вритра. С противником богов связан и ряд ассоциирующихся с водой персонажей чьи имена включают корень *dhon (от которого происходят названия рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай) — у индоариев мать Вритры Дану и данавы, у древних ирландцев племена богини Дану, осетинский Донбеттыр. Прародитель Прародитель человеческого рода, имя которого обозначало «человек, мужчина» (индийский Ману, германский Манн). Прародитель также считался первым умершим человеком, открывшим дорогу другим людям в иной мир и ставшим его хозяином. Мотив принесения первочеловека в жертву (скандинавского Имира или ведийского Пуруши, ср. сходный сюжет в русском «Стихе о Голубиной книге») уходит корнями в праиндоевропейскую древность. Во многих традициях мир создается путем расчленения тела первобытного существа (камни — из костей, земля — из плоти)Мотив инцеста божественных близнецов, от которых произошло человечество (ведийские Яма и Ями, балтийские Юмис и Юмала, ср. у русских Иван-да-марья). Мотив брака неба и земли (Уран и Гея в Греции, Дьяус и Притхиви в Индии) распространён и за пределами индоевропейской общности. Загробный мир Отличительная черта индоевропейских народов — вера в …Как правило, отделён от мира живых рекой. Рай, как правило, помещался в далёких странах (острова блаженных), Ад представляли как холодную полость под землей, вход в которую стережёт свирепый пёс (Кербер — Гарм). Славянская мифология Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгогопериода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Индоевропейский пласт предполагается, что к нему относятся образыбога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие. Диверсификация При разделении праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. В частности, религия западных славян перед началом христианизации, очевидно, значительно отличалась от всех прочих.