Венера первобытная. Венера Виллендорфская: описание, размер, стиль. Венера Виллендорфская 21 века
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Венера из Леспюг как пример пластики палеолита. Венера первобытная


описание, размер, стиль. Венера Виллендорфская 21 века

Венера Виллендорфская считается, как сказали бы сейчас, эталоном красоты эпохи палеолита. Небольшая фигурка, изображающая полнотелую женщину, была найдена в Австрии в 1908 году. Возраст Венеры, как предполагают ученые, составляет 24-25 тысяч лет. Это один из самых древних предметов культуры из когда-либо найденных на Земле.

Палеолитические красавицы

Подобные статуэтки археологи начали обнаруживать с середины позапрошлого столетия. Все они изображают женщин с объемными формами и датируются верхним палеолитом. Территория, на которой делались подобные находки, достаточно обширна: от Пиренеев до Сибири. Все статуэтки (общее число их — несколько сотен) объединяются сегодня названием «палеолитические Венеры». Первоначально имя древнеримской богини красоты использовалось в шутку: фигурки слишком сильно отличались от принятых канонов изображения женского тела. Однако оно закрепилось и используется сегодня повсеместно.

Характерные черты

Венера Виллендорфская и аналогичные статуэтки обладают рядом параметров, позволяющих объединить их в одну категорию предметов искусства. Это пышные формы, небольшая голова, выраженные половые признаки, частое отсутствие или незначительная проработка рук и ног. У многих статуэток ромбовидный силуэт. Самая объемная часть фигуры — живот и ягодицы. Ноги и голова значительно меньше, как бы образуют вершины ромба.

венера виллендорфская

Среди исследователей ведутся споры о том, является ли такое строение изображением реальных форм тела, встречающихся у некоторых народов Африки (стеатопигия), или же это элемент культа плодородия.

Венера Виллендорфская: описание

Одна из палеолитических статуэток была обнаружена недалеко от города Виллендорф в Австрии. В 1908 году здесь на месте бывшего кирпичного завода велись раскопки, а теперь стоит небольшой памятник в виде увеличенной копии найденной фигурки. венера виллендорфская это

Венера Виллендорфская размер имеет совсем небольшой — всего 11 см. Она представляет собой обнаженную женщину с чрезмерно увеличенной грудью, большими ягодицами и объемным животом. Голова Венеры, по сравнению с туловищем, довольно мала и не имеет прорисованных черт лица, зато ее украшают тщательно проработанные древним мастером косы. Руки женщины располагаются на огромной груди и также отличаются небольшим размером, ступни ног отсутствуют.

Возраст

Сегодня можно встретить утверждения, что Венера Виллендорфская — это самое древнее из найденных изображений женщин. Однако дело обстоит несколько иначе. Венера Виллендорфская, по подсчетам ученых, была создана примерно 24-25 тысяч лет назад. Безусловно, возраст немалый. Однако существуют и более древние статуэтки: Венера из Холе-Фельс (35-40 тысяч лет), Венера Вестоницкая (27-30 тысяч лет). венера виллендорфская описание

Кроме того, в конце прошлого столетия были обнаружены две фигурки, чье происхождение пока непонятно. Если будет доказано, что их сотворили руки человека, а не эрозия и выветривание, то Венера из Тан-Тана и Венера из Берехат-Рама станут самыми древними статуэтками (300-500 и 230 тыс. лет соответственно), изображающими женщину.венера виллендорфская размер

Материал

Венера Виллендорфская изготовлена из оолитового пористого известняка. Интересно, что подобный материал не встречается в местности, где нашли статуэтку. Некоторое время происхождение Венеры оставалось загадкой для исследователей. Приоткрыть завесу тайны смогли сотрудники Музея естественной истории в Вене, где фигурка хранится и сегодня. Вероятно, известняк был добыт недалеко от чешского города Брно, что почти в 140 км от Виллендорфа. Здесь расположена Странская Скала, известняковый массив которой по составу очень близок материалу Венеры. Остается неизвестным, была ли фигурка изготовлена у города Брно или у Виллендорфа, куда доставили материал.

Еще один интересный момент — статуэтка изначально была покрыта красной охрой. Этот факт говорит в пользу предположения о ритуальном предназначении фигурки. Чаще всего охрой покрывали культовые предметы.

Безликая

Отсутствие какой бы то ни было проработки черт лица также свидетельствует в пользу этой версии. В древности считалось, что лицо — внешнее выражение личности. Лишенные же его фигурки воплощают нечто большее, чем просто людей. Вероятно, Венера Виллендорфская и аналогичные ей статуэтки были ритуальными предметами культа плодородия, прославляющего деторождение, плодовитость, обильность. Увеличенные живот и ягодицы могли символизировать также опору и безопасность.

Нельзя забывать и о том, что в далекие времена наших предков пища доставалась нелегким трудом, а голод был нередким событием. Поэтому женщины с пышными формами считались сытыми, здоровыми и богатыми, способными родить крепких и выносливых детей.

венера виллендорфская стиль

Возможно, палеолитические Венеры были воплощением Богини или же использовались как талисманы, притягивающие удачу, символы плодородия, устойчивости, безопасности и продолжения жизни. Точного ответа о предназначении фигурок, скорее всего, ученые никогда не узнают, поскольку слишком большое количество времени прошло с момента их появления и слишком мало осталось свидетельств той эпохи.

Современное отношение

Люди, которые видят впервые Венеру из Виллендорфа, реагируют на нее по-разному. У кого-то она вызывает неподдельное восхищение как символ свободы от существующих сегодня стереотипов женской красоты (кукла Барби, 90-60-90 и так далее). Иногда Венеру называют даже символом женской сокровенной сути. Кто-то при виде фигурки откровенно пугается образа из-за его непривычности. Словом, как и в случае с большинством ценнейших произведений искусства, Венера Виллендорфская, стиль построения которой присущ всем палеолитическим статуэткам, вызывает самые противоречивые эмоции.

Для некоторых современных художников она является источником вдохновения. Одним из результатов творческой переработки образа стала так называемая Венера Виллендорфская 21 века — статуя высотой 4,5 метра, работа одной из выпускниц Академии художеств в Риге. Как и прототип, она получила неоднозначную реакцию критиков и простой публики.венера виллендорфская 21 века

Бесспорным остается тот факт, что Венера из Виллендорфа — одно из древнейших произведений искусства, свидетель давно ушедшей эпохи. Она помогает проникнуть на миг в далекое прошлое, осознать, сколь изменчивы нормы и идеалы красоты, как глубоко уходят корни привычной нам сегодня культуры. Как все странное и необычное на фоне устоявшегося образа жизни и мышления, она призывает посмотреть на себя и историю немного с другого ракурса, усомниться в истинности убеждений и догматов, впустить творческое вдохновение и избавиться от умершего и закостенелого.

fb.ru

Венера из Леспюг как пример пластики палеолита

В 1922 году в пещере Риду в районе деревни Леспюг, Франция, было обнаружено скульптурное изображение женщины из бивня мамонта, которое можно отнести к граветтскому периоду (датировка - 26-24 тысяч лет до нашей эры). Статуэтка имеет размер 14,7 х 3,6 х 6,0 см. Ей дали название Венера Леспюгская как одной из «палеолитических Венер». Фигурка получила повреждения в процессе извлечения: сколоты часть груди, живот, руки. Сейчас Венера экспонируется в Музее человека, Париж.

Статуэтка представляет собой обнаженную фигуру в полный рост, изображенную строго фронтально. Голова небольшая, правильной овальной формы, слегка наклонена вперед; черты лица не обозначены. С оборотной стороны наблюдаются тонкие прямые линии, завершающиеся на уровне лопаток – вероятно, это изображение волос. Руки непропорционально тонкие, лежат на груди, которая упирается в живот. Ноги короткие, четко разделенные бороздой посередине, плотно прилегающие друг к другу. Ступни и ладони не проработаны. Конечности даны условно, им внимание не уделяется, так как они лишь задают человеческий силуэт. Линия силуэта не нарушена жестом. Это делает фигуру замкнутой, завершенной, неподвижной. В показе отсутствует конкретика, черты даны схематично. Эта обобщенность контрастирует с акцентом на половых признаках: увеличенные грудь, ягодицы, выступающий живот, полные бёдра. В их изображении используется приём гипертрофии - сознательного увеличения размеров и пропорций. Скульптор делает их максимально выраженными, чрезмерными, искаженными. Данный памятник уникален, так как в нем сочетаются утрировка и сбалансированность передачи форм тела. В данных формах мы можем угадать аналогию с сосудом: налитая, придавленная своей тяжестью, неподвижная нижняя часть подчёркивает функцию продолжения жизни. Именно функциональность играет здесь основную роль, преобладая над эстетизмом. З.А. Абрамова подчеркивает, что это вытекает из социально-логической природы образа женщины, отличной от эмоциональной природы образа животного в искусстве палеолита.

В статуэтке отсутствуют социальные, этнические маркеры – украшения не показаны, прическа не ярко выражена, хотя штрихи с оборотной стороны головы всё-таки можно так трактовать. Поверхность статуэтки гладкая – орнамент отсутствует. Невнимание к таким деталям характерно для периода граветта. Однако с оборотной стороны, под ягодицами, есть разлинованный треугольный фрагмент, с вершиной в районе ступней. Его можно трактовать как изображение ткани одежды, спустившейся набедренной повязки, куска юбки. Однако существует и другая интерпретация этого фрагмента как ритуального рисунка на коже или искусственного хвоста, сплетённого из волокон. Эту точку зрения поддерживает С.Н. Замятнин. Он утверждает, что изображение хвоста было связано с магическими обрядами для удачной охоты.

Фигура вписана в ромб: наблюдается сужение к голове и ногам и расширение в области таза. При этом груди и бедра вписаны в отдельный круг. В основе изображения лежат шарообразные формы. Стоит также отметить, что изображение симметрично как горизонтально, так и вертикально. З.А. Абрамова отмечает «изометрическую конструкцию» палеолитических Венер - туловище разделено на равновеликие участки, что может являться проявлением восприятия первобытным человеком гармонии. Это в какой-то степени применимо и к Леспюгской Венере. Фигуру можно визуально поделить на три части: верхняя часть включает в себя голову, плечи и уплощенную грудную клетку; средняя часть, содержащая основной объем, - это соединённые груди, живот, ягодицы; нижняя часть представляет собой ноги. Делением задаётся ритм, взаимодействие геометрических элементов рождает сбалансированность.

Таким образом, мы можем отметить в Леспюгской Венере характерные черты, присущие женским скульптурным изображениям эпохи палеолита. Это и небольшой размер – в среднем они достигают 4-16 см в высоту (числовые данные варьируются: А,Л. Монгайт говорит о 12-22 см), и материал - они могут быть выполнены из бивня мамонта, глины, мягкого камня и др. Леспюгская Венера также демонстрирует использование приёмов, присущих изображению женщины в данный период: обобщенность воплощения, безликость, акцент на материнской функции.

Скульптуру малых форм приледниковой зоны можно разделить на европейскую и сибирскую группы. Рассматриваемый памятник относится к первой. Небольшой размер головы в сравнении с туловищем, наличие выраженной шеи, узкие плечи, преувеличенные вторичные признаки (грудь, бёдра и т.д.) – черты, характерные для европейской группы статуэток.

З.А. Абрамова классифицирует Венеру из Леспюг как классический тип изображения женщины, несмотря на синтез в ней всех трёх типов: и классического, и худощавого, и тучного. Общие пропорции тела представляют собой правильное телосложение; к признакам второго типа можно отнести уплощенность грудной клетки и торса; излишние закруглённость и выпуклость форм указывают на тучность фигурки. Таким образом, реалистичность здесь сочетается со стилизацией.

В науке существует несколько интерпретаций женских изображений. Ряд ученых трактует их как действительное воплощение реальных палеолитических женщин. Э. Пьетт поднимает проблему стеатопигических черт (превалирующее жироотложение в ягодицах), связывающую статуэтки с изображением реальных представителей негроидной расы. Однако научное сообщество не приняло эту версию, отказываясь воспринимать данные памятники как портреты в силу их условности.

Согласно другой точке зрения, изображение Венер выражает эстетические представления первобытного человека, эротический идеал женщины. Это мнение было опровергнуто, поскольку эротизм редко встречается как основная тема в искусстве первобытных обществ.

Есть и другие точки зрения, однако наиболее убедительной мне кажется классическая версия о женских статуэтках как элементах культа плодородия. Ее подтверждает то, что женщины чаще всего изображаются беременными, четко отмечаются признаки деторождения. Венера Леспюгская является в данном случае ярким примером, поддерживающим эту версию. Статуэтка могла служить ритуальным атрибутом как символ изобилия или находиться в доме в качестве оберега. Об этом говорят и особенности местонахождения фигурок. Такие находки встречаются на местах обитания человека – стоянках. З.А. Абрамова отмечает, что они хранились в специально вырытых ямках в жилищах, рядом с очагами. Это подчеркивает роль женщины в первобытном обществе как хранительницы огня, покровительницы рода. Стоит внимания и форма ног статуэток, присущая и Леспюгской Венере: не имея ступней, они заужены книзу. Это позволяет думать, что они втыкались в землю или имели подставку в рамках культовых ритуалов.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что Венера Леспюгская является ярким примером мелкой пластики палеолита. Ее исследование позволяет нам раскрыть особенности палеолитического искусства в целом. В теме человека характерно преобладание женских антропоморфных образов. Это связано с культом женщины как родоначальницы жизни, хранительницы рода. Этим обусловлено внимание к половым признакам и их гипертрофия.

Библиография

  1. Васильевский Р.С. Антропоморфные изображения. Первобытное искусство / Р.С. Васильевский – Новосибирск: Наука, 1987. - 224 с.
  2. Шер Я.А. Первобытное искусство. Учебное пособие / Я.А. Шер. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 351 с.
  3. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь / У. Брей, Д. Трамп. - М.:Прогресс, 1990. - 368 с
  4. Абрамова З.А. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы / З.А. Абрамова. – Санкт-Ппетербург.: Петербургское востоковедение, 2010. - 304 с.
  5. Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии / З.А. Абрамова. – М., 1966. – 224 с.
  6. Зверь и человек. Древнее изобразительное творчество Евразии: материалы научной конференции// Труды Гос.Эрмитажа. XLIV. - СПб.: изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. -388 с.
  7. Художественная культура первобытного искусства. Хрестоматия. Составитель И.А. Химик/ Под. общей ред. М.С. Кагана. - СПб.: Славия, 1994. - 416 с.
  8. Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Каменный век/ А.Л. Монгайт. - М.: Наука, 1973. - 355 с.

fb.ru

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

В поисках формы кто одевает свою натурщицу, кто раздевает...

Я - беру полено, убираю лишнее, шлифую до приятных форм, и всё, можно отправляться на фотосессию...

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

 

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Виктор Аванмарт. В поисках формы.

Эта последняя работа. Кажется, ничего нового... так, чтобы руку не потерять...

art.mirtesen.ru

Журнал - Интернет-журнал "Филолог" - 1529724202

Главная > Выпуск № 18 > Женщина в различных типах культуры. Часть I.

Галина Толова

 

Женщина в различных типах культуры

 

Без женщин, без содействия их нежного чувства, нет успеха в изящных искусствах. Н.И. Грен

Ты – женщина, и этим ты права. В.Брюсов

 

Новый цикл публикаций посвящен женским образам в истории мировой культуры, вариантам и способам воплощения женского начала, являющегося персонификацией телесного и духовного идеала в разные периоды развития человеческой цивилизации и художественного процесса.

 

Культурный код всякой эпохи среди прочего связан со статусом женщины, ее положением и ролью в обществе, способностью и желанием художников выражать общее и индивидуально-личное к ней отношение, выявлять типы женственности, формировать через женские образы идеалы и вкусы времени.

 

Поразительно многообразие идеалов человеческой красоты, созданных в искусстве от древности до сегодняшнего дня. Часть из них будет рассмотрена на ставших хрестоматийными примерах, часть - на малоизвестных широкому кругу, но значимых в историческом контексте образцах.

 

 

Часть I

Эволюция образа женщины от первобытного искусства до Античности.

Архаическая женщина

 

Археологические открытия, начиная с середины XIX века, явили миру обнаруженные в разных концах земли очаги материальной культуры древнейших времен и целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. В палеолитическом (созданном 40-20 тысяч лет тому назад) искусстве изображений человека сравнительно мало. Но даже имеющиеся, прежде всего это так называемые «палеолитические Венеры», позволяют судить об архаических формах культуры, их связи с мифом и ритуалом, социальной роли и стандартах поведения. Древнейшие «Венеры» – это обычно небольшие фигурки из кости мамонта, оленьего рога, камня, глины и золы. Скульптуры из глиняной смеси считаются самыми древними образцами керамики.

 

Венера из Виллендорфа

                                           

Вестоницкая Венера

 

Примитивные женские фигурки, весьма далекие от реального сходства с натурой (констатацией этого факта служат некоторые наскальные рисунки, изображающие женщин мускулистыми и подвижными), свидетельствуют о том, что первобытные скульпторы создавали образ-символ, обобщающий многочисленные функции и роли женщины в первобытном обществе.

 

Например, признание в женщине родоначальницы череды поколений приводило к акцентированию в ее образе идеи продолжения рода, наглядному воплощению функции деторождения. Отсюда в первобытных скульптурах гипертрофия физических форм, подчеркнутость эротического, плотского начала. Образ монументален и статичен, исключен из реального бытия и является обобщением.

 

Женщина – супруга и мать – служила воплощением единства и родственной связи членов общины еще и потому, что была хранительницей очага, поддерживала огонь, готовила и раздавала пищу.

 

 

Малазийская Венера

 

Женское начало связывалось также с идеей плодородия в широком смысле, распространяясь не только на человеческий род, но и на флору (объект собирательства) и фауну (охота). Сообразно мифологическим представлениям женщина символизировала таинственную связь со зверем и потому участвовала в обрядах, призванных облегчить охоту, сделать ее успешной.

 

Женщина и зверь – сюжет ряда палеолитических изображений, транслирующих мифологемы женщина – Земля, женщина – Природа, женщина – Великая Мать. Не случайно первобытных скульпторов не интересовали индивидуальные особенности, черты лица, которые порой вовсе отсутствуют, вытесняясь гораздо более важными частями тела.

 

Первобытное искусство демонстрирует нам одновременно натуралистичность и условность изображения.

 

 

Венера из Холе-Фельс

 

Связь Богини-Матери с животным началом (животворящим, природным) семантически увязывает «малый мир» человека с «большим миром» природы, акцентируя извечную для человека тему Жизни.

 

Палеолитический культ женщины демонстрирует традицию анонимности и амбивалентности женского образа в искусстве палеолита.

 

Эпохи мезолита и неолита движутся от первобытности к цивилизации с постепенным укреплением мужского начала и вытеснением матриархата патриархальной организацией общества. Снижается роль Богини-Матери, женские образы в искусстве вытесняются мужскими и встречаются все реже. Неолитические изображения во многом утрачивают выразительность и непосредственность искусства палеолита, приобретая все более условно-стилизованные формы.

 

Скифская каменная баба. Астрахань

                

Сарматская баба. Новочеркасск

 

Первобытное искусство требует глубокого изучения и осмысления, но совершенно очевидно, что оно является отражением напряженной и отнюдь не примитивной духовной жизни древнего человека, обладавшего своеобразным, но высокоразвитым эстетическим чувством. Не случайно в искусстве последнего столетия оказалась востребована экспрессивная архаика древних.

 

Женский образ в искусстве античности

 

Добродетель женщины состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу. Платон.

 

В крито-микенский период, о чем свидетельствуют археологические памятники материальной культуры, женщины занимали значительное место не только в семейной, но и в общественной жизни. Они пользовались большими свободами и уважением, чем в последующие античные времена. Сохранившиеся фрески критских дворцов повествуют об участии женщин в религиозных обрядах и торжествах, в публичных развлечениях и даже спортивных состязаниях и охоте.

 

               

 

Фрески Кносского дворца

 

Дамы на колеснице. Тиринф

                             

Женщины в очереди за водой. Микены

 

В искусстве Крита и Микен женщины предстают изящными и чувственными, исполненными грации и достоинства, совсем как в стихотворении В.Брюсова:

 

Они пленительны и нежны, Они изысканно-небрежны, То гармонично соразмерны, То соблазнительно неверны, Всегда закончены и цельны, Неизмеримо нераздельны, И завершённость линий их Звучит, как полноценный стих…

 

Переход от родового уклада к государственному устройству привел к переменам во всех сферах жизни: как частной, так и общественной. Утвердившийся патриархат лишил женщин всяких привилегий. Несмотря на то, что мужчина и женщина, согласно греческой мифологии, созданы как два равных начала, составляющих единое целое, на практике женщина оказывалась в полном подчинении мужчине. Мужской дух соперничества вытеснил женщину за рамки общественной жизни, да и в частной сфере свобода женщин подверглась значительным ограничениям. Не имея избирательных и экономических прав, женщина выступала лишь в качестве жены и хозяйки.

 

На бытовом уровне утвердилось презрительное отношение к женщине как существу дикому и неполноценному. «Зло величайшее Зевс в женщинах явил!», – заявлял Семонид Аморгосский. Фалес Милетский, известный философ, каждое утро трижды благодарил богов: за то, что они создали его человеком, а не животным; эллином, а не варваром; мужчиной, а не женщиной. Перикл считал, что для афинской женщины самое лучшее – когда о ней совсем ничего не говорят: ни худого, ни хорошего. Лучшая жена та, которую никто не видит.

 

При этом считалось, что низменная природа женщины, с ее дикостью и необузданностью, может служить естественным проводником к богам. Именно женщины были лучшими прорицательницами (пифиями), участвовали в ритуальных действах, носивших оргастический, экстатический характер (культ Диониса, Деметры).

 

Между тем в древнегреческом искусстве женский образ представлен, но в идеально-типизированном виде. Мифологический антропоморфизм способствовал созданию изображений богинь в женском обличии. Скульптурные и живописные произведения через образ женщины передают идею совершенного космоса, его красоты и гармонии. Важный для греков принцип калокагатии, объединяющий «прекрасное» и «доброе», увязывающий совершенство телесное с духовно-нравственным началом, воплотился в многочисленных образах богинь.

 

Фидий. Афина Парфенос.

         

Артемида. Краснофигурная вазопись.

         

Мельпомена.

 

Традиционно изображения отличались проработанностью деталей одежды, причесок, атрибутов, что видно при сравнении двух скульптур кор: геометрически стилизованной архаической и более поздней реалистической.

 

         

 

Следует заметить, что в греческом искусстве до эллинистической эпохи женские фигуры, в отличие от мужских, представлялись в одеждах. Исключением из правил была Афродита – богиня любви и красоты, воплощавшая два понимания любви: возвышенной, идеальной (Венера Урания) и земной, чувственной (Венера Пандемос). Прежде чем был создан классический тип Афродиты – прекрасной женщины, живущий в нашем сознании по сей день, ее образ претерпел определенную эволюцию в творчестве греческих скульпторов Алкамена, Фидия, Скопаса, Праксителя.

 

Алкамен. Афродита в садах.

                        

Пракситель. Афродита Книдская (копия)

 

Пракситель снял с Афродиты все покрывала и одежды, впервые изобразив ее совершенно нагой. Примечательно, что моделью для скульптора послужила вполне реальная женщина – его возлюбленная и гетера Фрина. Тот факт, что Фрина являлась известной афинской гетерой, в контексте наших размышлений весьма показателен. Как правило, гетрами были незаурядные женщины, образованные, обладавшие не только красотой, но живым умом, сильным характером. Они могли позволить себе многое из того, что для остальных женщин было немыслимо. Не случайно они становились подругами исключительных мужчин, музами философов, поэтов и художников. История сохранила имена некоторых: Аспазия (муза Фидия и впоследствии – жена Перикла), Таис (возлюбленная Александра Македонского). Фрина, вдохновившая на создание шедевров Праксителя и Апеллеса.

 

 

Апеллес. Фрина в образе Афродиты.

 

Изображение Праксителем обнаженной Фрины в образе Афродиты Книдской стало поводом к судебному разбирательству. Обвинение в безбожии могло закончиться для подсудимой весьма плачевно. Однако адвокат Фрины неожиданным образом использовал аргументы обвинения в пользу своей подзащитной: он обнажил ее, вызвав трепет восхищения красотой и истинным совершенством, достойным богов.

 

Этот эпизод неоднократно воспроизводился художниками последующих эпох.

 

 

Ж.-Л.Жером. Фрина перед ареопагом. XIX век.

 

В соответствии с принципом калокагатии, столь прекрасной телесной оболочке должны отвечать внутренняя духовная красота и нравственность. Но это в идеале. В действительности же, почитая красоту как величайшую ценность, к носительницам ее греки относились прагматично. Вспомним виновницу Троянской войны Елену Прекрасную – идеальную женщину, о которой у Гомера сказано:

 

Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы Брань за такую жену и беды столь долгие терпят: Истинно! Вечным богам она красотою подобна!

 

Неземная красота Елены сочеталась с вполне земными и, по мнению древних греков, необходимыми для всякой женщины качествами – терпением и послушанием. Елена, как предмет, не имеющий голоса и прав, безропотно переходит от одного мужчины к другому. Удивительно, но исключительная красота Елены не нашла прямого выражения в античном искусстве: не сохранилось ни визуальных, ни вербальных ее изображений. Гомер, к примеру, предпочел вместо описания идеальной женщины показать реакцию людей на ее красоту. Все известные портреты Елены более позднего происхождения.

 

Древний Рим демонстрирует подход к оценке женщины и ее роли в жизни семьи и общества, в общих чертах напоминающий древнегреческий. Местом приложения сил и способностей римской женщины оставались дом, хозяйство, дети, муж. Продолжая находиться в имущественной зависимости от мужчин, римлянки были все же свободнее гречанок. Им разрешалось присутствовать на публичных торжествах, ходить в гости, даже получать образование, однако применять его в общественной сфере – например, в политической – не дозволялось.

 

Трезвый, ориентированный на проблемы повседневности подход к действительности сформировал интерес римского искусства и литературы к индивидуальной жизни человека, его внутреннему миру. Обращение к частной жизни человека, к его индивидуальности нашел отражение в портретном искусстве. Римский женский скульптурный портрет отличается правдивостью изображения. Сохранившиеся мраморные и бронзовые скульптуры запечатлели самых разных женщин: молодых и старых, красивых и не очень, но все они – реальные, а не идеальные. Сегодня эти портреты поражают тонкостью и изяществом исполнения, разнообразием психологических состояний и чувств моделей: строгость, надменность, нежность, благородство, сдержанность и т.п.

 

         

 

         

 

Женские скульптурные портреты

 

Изобразительные искусства должны были удовлетворять запросы частных лиц, эстетические представления которых формировались сначала под влиянием греческих канонов, позднее в задачи художника входило создание произведений, услаждающих глаз, приносящих удовольствие.

 

В поздний период античности социальный статус женщины стал понижаться, что связано растущей ролью христианства, его глобальным влиянием на общество. Римская империя рушилась, раздираемая внутренними противоречиями. Христианство стало господствующей религией, и все сильнее звучали призывы покончить с язычеством, а значит – со старыми богами и старой культурой. Религиозный фанатизм прививал пренебрежение к культурным ценностям: архитектурным памятникам, скульптурам, библиотекам.

 

Ярким, хотя и нетипичным, примером женской судьбы этого времени является выдающаяся жизнь и трагическая гибель Гипатии. Гипатия Александрийская – женщина-ученый, математик, астроном, философ. Она была дочерью известного математика Теона, но славой своей превзошла отца. Ее детство, можно сказать, прошло под сенью знаменитой Александрийской библиотеки; впоследствии она наблюдала ее разграбление и пожар.

 

Гипатия поражала современников всем: красотой (но с этим еще можно было примириться), разносторонностью интересов, глубокими познаниями и мудростью (что для женщины считалось излишеством). Гипатия преподавала математику, развивала идеи Птолемея, даже внесла в его труды по астрономии ряд поправок, составила точные астрономические таблицы. Ее лекции по философии, где она трактовала идеи Аристотеля и Платона, читала Гомера, привлекали огромное количество восторженных слушателей. Быть учеником Гипатии считали за честь.

«Дух Платона и тело Афродиты», – как сказал о ней Леконт де Лиль.

 

 

Рафаэль Санти. Фрагмент фрески «Афинская школа»: Гипатия. Апостолический дворец. Ватикан. XVI век.

 

Будучи сторонницей неоплатонизма, Гипатия принадлежала к языческому меньшинству Александрии. Ее стремление к духовной свободе и равенству воспринималось как протест, как противоречие христианским нормам. Не случайно в 415 году Гипатия стала жертвой религиозных фанатиков, зверски растерзавших одну из самых выдающихся женщин поздней античности. Парадокс в том, что в X веке христианская церковь по сути превратила Гипатию в святую и мученицу Екатерину Александрийскую.

philolog.pspu.ru

венеры первобытные - это... Что такое венеры первобытные?



, произведения первобытного искусства, изображающие женщин. Известны В.П., относящиеся к ориньякской культуре позднего палеолита, а также к неолиту. Произведения выполнены в схожей художественной манере: В.П. обладают громадной грудью, большим отвислым животом, мощными бедрами и ягодицами, испещренными частыми полосками, по-видимому, изображающими волосяной покров (Венера из Брассемпуи, Франция; Венера из Виллендорфа, Австрия; "геометрическая" Венера из Чехии и др.).

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

  • венерология
  • вено

Смотреть что такое "венеры первобытные" в других словарях:

  • Красота —         свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывая чувство удовольствия, наслаждения, страсти. Восприятие красоты осуществляется чаще всего при созерцании, но в этом… …   Сексологическая энциклопедия

  • Первобытное искусство —         искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека …   Художественная энциклопедия

  • МИФОЛОГИЯ — (от греч. mythos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев. В М. Космос предстает как единое целое,… …   Философская энциклопедия

  • Паллас, Петр Симон — один из наиболее выдающихся естествоиспытателей всех стран и времен; род. в Берлине 22 сентября 1741 г., ум. там же 8 сентября 1811 г. Будучи, таким образом, иностранцем по рождению своему, Паллас, однако же, в течение 43 х лет проживал в России… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Австралия — I (т. е. южная страна) название, которое прежде давалось многочисленным островам, разбросанным в Тихом океане от границ Азии и Индийского океана до берегов Америки. В тесном смысле Австралией называется теперь лежащий здесь островной материк,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГЕОЛОГИЯ — наука о строении и истории развития Земли. Основные объекты исследований горные породы, в которых запечатлена геологическая летопись Земли, а также современные физические процессы и механизмы, действующие как на ее поверхности, так и в недрах,… …   Энциклопедия Кольера

  • Изобразительные искусства — Мона Лиза одна из наиболее известных картин Европы. Изобразительное искусство специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные… …   Википедия

  • Женственность — …   Википедия

  • Приключения Алисы — …   Википедия

dic.academic.ru

Глава 1. «ПЕРВОБЫТНАЯ ВЕНЕРА». Не-люди

Глава 1. «ПЕРВОБЫТНАЯ ВЕНЕРА»

Я любовался закатом. В калифорнийских закатах всегда есть что-то особенное, а этот переполнял меня чувствами еще и потому, что был первым, который я увидел после девяти лет скитаний. Мы устанавливали парк аттракционов на пустоши между Калвер-сити и Венисом, и мои ноздри трепетали от соленого запаха океана. Я родился в одной из маленьких лачуг Вениса и могу поспорить, что вы нигде не найдете воздуха холоднее и чище, чем соленый воздух Тихого океана, — нигде во всей Солнечной системе.

Я стоял у дальней ограды, наслаждаясь одиночеством. Позади меня раздавались обычные звуки предкарнавальной подготовки. Ребята ужинали и травили анекдоты. Бригада рабочих стучала молотками, устанавливая последние шатры. Но мне в тот миг не хотелось думать о «Межпланетном шоу Джада Грина» — о «великих чудесах семи миров, оживших перед вашими глазами».

Я вспоминал босоногого мальчонку по имени Джон Дэмьен Грин, который бегал по мокрому зернистому песку, рыбачил на дальнем краю мола и грезил о чем-то большом и светлом. Как жаль, что этот мальчик ушел и унес с собой те детские грезы. Теперь я уже и не помню, о чем они были.

Кто-то тихо окликнул меня:

— Мистер Грин?

Я тут же забыл о маленьком Джоне Грине. Да и любой мужчина забыл бы свое имя, услышав этот сладкий шелковистый голос. Ноги сами развернули меня в сторону его обладательницы.

И точно, она была под стать своему голосу: прекрасная фея пяти с небольшим футов ростом на каблучках цвета бронзы; фиолетовые зрачки, похожие по цвету на холмы Малибу; забавная кнопочка носа, алый рот и улыбка, приоткрывавшая ровные белые зубы; платье с бронзовым отливом, которое облегало грудь и прочие безупречные округлости ее тела. Я пытался найти в ней хотя бы один изъян, но не мог.

Она на миг склонила голову, и последние солнечные лучи запутались в ее золотисто-каштановых волосах.

— Мне сказали, что вы и есть мистер Грин. Если я ошиблась, то прошу прощения…

Ее странный акцент казался нежным и очаровательным.

— Да, я Грин. Чем могу вам помочь?

Мне так и не удалось найти в ней пусть каплю несовершенства. Но я продолжал искать, все больше чувствуя, как в моих жилах усиливается давление крови.

Впрочем, словами такую девушку не опишешь. Конечно, я мог бы просто назвать ее красоткой ростом в пять футов и несколько дюймов. Но тогда бы вы ничего не узнали о странных, чуть раскосых глазах, о манящем изгибе губ и той притягательной ауре, которую она распространяла вокруг себя. Она цепляла вас на крючок, и с этого крючка уже нельзя было сорваться, будь вы хоть тысячелетний старик.

— Мне действительно нужна ваша помощь, — ответила она. — Я хотела бы получить работу. Возьмите меня танцовщицей.

Я покачал головой:

— Сожалею, мисс. Но у нас уже есть танцовщица.

Сквозь мягкие, манящие черты ее округлого лица вдруг проступило несгибаемое упорство.

— Мне очень нужна эта работа, — сказала она. — У меня нет денег даже на еду. Я хорошая танцовщица. Я лучшая из всех, кого вы когда-нибудь видели. Прошу вас, посмотрите на меня.

Как раз этим я и был занят. Думаю, к тому времени я уже смотрел на нее разинув рот. И все же не часто такие нежные куколки проявляют в просьбах стальную волю. Я чувствовал, что она не хвасталась. Она просто констатировала факт.

— У меня уже есть хорошая танцовщица, — ответил я. — Зеленоглазая марсианская красавица, которая оторвет мне голову, да и вам тоже, если я поставлю вас отдельным номером.

— Ах вот оно как! — сказала она. — Простите. Я думала, что это вы здесь главный.

Девушка дала мне время подумать над ее словами и печально усмехнулась:

— Может быть, вы все-таки посмотрите меня?

Она стояла так близко, что я чувствовал приятный пряный аромат ее тела. И она каким-то образом не позволяла мне вести себя с ней как с обычной смазливой девчонкой. Подумать только! Я ей уступил! Я, Джад Грин, бывалый и тертый устроитель карнавалов, со вздорным характером и сбитыми костяшками кулаков, потел перед ней, как сопливый подросток! И это перед самым началом шоу!

Впрочем, она была права: распоряжался здесь я. Люди ели мою еду, красили стены моей краской и заливали в баки мое горючее. Если в танцах малышки есть что-то такое, чего не хватает Синди, то пусть она пляшет — лишь бы это помогало вытягивать наличку из карманов посетителей… А Синди как-нибудь переживет. Она и так получала сполна за то, что делала по моей милости.

Девушка смотрела мне в лицо, как будто следила за ходом моих мыслей. Она больше ничего не говорила и, похоже, не собиралась говорить. Я хмуро взглянул на нее:

— Вам придется подписать контракт на полное турне. В следующий понедельник мы улетаем на Венеру, потом на Марс, а дальше, возможно, на астероиды.

— Мне все равно. Лишь бы я имела деньги на пропитание. Лишь бы…

Она замолчала, слегка пригнула голову, и я увидел слезы на ее густых коричневых ресницах.

— Вот и договорились, — сказал я ей. — Сейчас мы пойдем в зал и посмотрим, на что вы годитесь.

Я бы с удовольствием нанял эту крошку уже за одно то, что находилось под ее платьем с бронзовым отливом. Но дело есть дело, и я никогда не ставил денег на неуклюжих пони.

Она взглянула на меня и неуверенно сказала:

— А вас, мистер, не так-то легко уговорить.

Мы пошли напрямик к главным воротам. Вечерний ветерок обещал прохладу и свежесть. Слева от нас на фоне изогнутой гряды темно-пурпурных холмов виднелись тонкие шпили Калвера, Вествуда, Голливуда и Беверли-Хиллз, на которых радужными всплесками сияла реклама.

Все казалось новым, приятным и чистым. Только редкий туман и запах моря оставались старыми и неизменными.

Мы шли к воротам, оступаясь на кочках в сумерках вечерней зари. Внезапно среди шатров перед нами промелькнула тень.

Она двигалась странными бесшумными прыжками, и в ней угадывался силуэт какого-то гибкого существа — двуногого, но абсолютно нечеловеческого. Девушка затаила дыхание и прижалась ко мне. Тень безумным смерчем пронеслась вокруг нас три раза и вдруг замерла на месте.

В этой неподвижности было что-то феерическое и жуткое. Мои волосы встали дыбом, и я открыл рот для сердитого окрика.

Тень прыгнула вверх, пролетела над нами по пологой дуге и скрылась за ближайшим шатром, вопя, как Люцифер, упавший с неба.

Я прошептал проклятие. Вокруг нас зажигались карнавальные огни, и ночь отступала за круг синевато-белого сияния.

— Ласка, ко мне! — крикнул я в темноту за шатром. — Иди сюда, ублюдок!

Девушка ахнула, и мне пришлось покрепче обнять ее за талию.

— Не волнуйтесь, милочка. Все нормально.

Я снова закричал в густую тень:

— Иди сюда, скотина! Я же вижу, ты опять нажрался наркоты!

Мне хотелось добавить пару крепких слов, но я постеснялся демонстрировать девушке набор своих обычных выражений. Ласка выглянул из-за угла, и малышка испуганно вскрикнула. Впрочем, я ее за это не винил. У парня был еще тот видок.

Он стоял в борцовской стойке, подогнув ноги, и поэтому, не уступая девушке в росте, казался ниже ее. Из одежды на нем остались только темные облегающие трусы. От плеч и клина над глазами начиналась крестообразная голубовато-серая грива, которая спускалась по спине до длинного хвоста. Хвост тащился по земле, и его кончик подрагивал от нервного возбуждения. На груди и предплечьях виднелся мягкий мех, густые лохмы которого прикрывали гладкий живот.

Мне удалось схватить его за загривок и встряхнуть.

— Следующий раз я пересчитаю ногами все твои ребра! Через два часа начнется представление, а ты опять наглотался дряни!

Он взглянул на меня, и зрачки его желтовато-зеленых глаз сжались в две тонкие черные линии. Они были дерзкими и жгучими от лютой ненависти. При свете прожекторов я увидел влажную белизну его острых зубов и алый язык, дрожавший во рту.

— Отпусти меня! Позволь мне уйти, человек!

Хриплый голос и сильный акцент придавали его словам необычайную выразительность.

— На волю захотел? — Я ударил его кулаком по лицу. — А может быть, сдать тебя иммиграционным властям? Как тебе такое предложение? Когда ты станешь умирать от пыток, у тебя не будет даже кофейного зернышка, чтобы приторчаться напоследок.

Острые когти вылезли из пальцев его рук и ног, жадно изогнулись и спрятались обратно.

— Иди в свою палатку и проспись, — велел я ему. — Найди доктора, и пусть он приведет тебя в чувство. Мне плевать, что ты делаешь в свое свободное время. Но если ты пропустишь еще одно выступление, я уволю тебя и позвоню в иммиграционную службу. Ты меня понял?

— Понял, — мрачно ответил Ласка и высунул изо рта красный язык.

Бросив наглый взгляд на девушку, он презрительно фыркнул и ушел. Малышка вздрогнула и вырвалась из моих объятий.

— Что это? Нет, кто это?

— Человек-кот с Каллисто. Мой лучший исполнитель. Его сородичи считаются на Земле большой редкостью.

— Я… слышала о них. Их предками были кошки, а не обезьяны, как у нас.

— Теория грубая, но достаточно близкая к истине. Я собираю таких полукровок по всей Системе. На самом деле они и не люди, и не животные. Мы называем их гиками — всех этих человеко-ящериц, людей-мотыльков, парней с перепончатыми крыльями и леди с антеннами и шестью руками. Каждый из разумных видов развивался своим эволюционным путем в соответствии с природой их планет. Но что касается мозгов, то им до нас далеко. Хотя люди-кошки с Каллисто — это настоящие аристократы. Их коэффициент интеллекта выше, чем у многих людей, и они не чета другим полукровкам.

— Бедные создания, — прошептала она. — Вам не следует вести себя с ними так грубо и жестоко.

Я засмеялся:

— Этот парень разодрал бы меня на части, окажись я или какой-нибудь другой человек — включая и вас, мадам, — в привычных ему условиях. Вот почему иммиграционные власти не выдают им разрешение на работу. Но когда он подсел на кофе…

— Кофе? А я — то подумала, что ослышалась.

— Нет, не ослышались. Кофейные зерна действуют на них как кокаин или гашиш. От венерианского кофе они идут вразнос и умирают, а от нашего тащатся и торчат, как гвозди в стене. Между прочим, такой экземпляр человека-кота есть только в нашем шоу. Хотя, подсаживаясь на кофе, они готовы на все и уже ни перед чем не останавливаются, лишь бы получить очередную дозу.

Она вздрогнула:

— Вы что-то говорили о пытках и смерти.

— Да. Если парня депортируют обратно на Каллисто, его соплеменники разорвут бедолагу на куски. У них там клановая структура, и они ненавидят землян лютой ненавистью. Я так думаю, что первые исследователи Каллисто вели себя с ними не очень тактично, или, возможно, эти кошки просто завидуют нашей роскоши и тому барахлу, которое им не снилось даже в сказочных снах. Во всяком случае, клановые законы запрещают им иметь дела с людьми и ограничивают их только охотой на землян и ритуальными убийствами. Мы о них почти ничего не знаем, но я слышал, что у ребят есть добрая и трогательная религия, похожая на веру древних разбойников-душителей и поклонение богине Кали. — Я немного помолчал и смущенно добавил: — Простите за ту грубость, которую мне пришлось продемонстрировать перед вами. К сожалению, этого парня надо держать в крепкой узде.

Она кивнула, и весь оставшийся путь мы не сказали друг другу ни слова. Я провел ее в главный корпус, где вдоль прохода стояли автоматы с набором лучших экзотических игр: марсианский гетэк, венерианский шалил, игры меркурианских бродяг с человеческими черепами. Вы, наверное, сказали бы, что все эти автоматы налажены на нечестную игру с клиентами, и конечно же были бы правы. Но ведь в них играют одни придурки, которым на это наплевать. Вот наши парни и делают на них свои деньги.

Между тем я не сводил с девчонки глаз. Меня в ту пору мучил один вопрос: неужели она и танцует так же, как ходит?..

Прекрасная незнакомка почти не обращала внимания на большие трехмерные картины, представлявшие номера гик-шоу. Когда мы проходили мимо зверинца, там словно ад сорвался с цепи. А надо сказать, что я собрал в зверинце лучших животных со всех планет Системы. Входя в раж, они порою издавали довольно жуткие и забавные звуки. Но в тот миг твари будто сошли с ума.

От их нервозных воплей сводило живот и кровь застывала в жилах. Однажды я слышал, как кричали пленники, томившиеся в камерах лунной тюрьмы. Так вот теперь из зверинца доносились похожие звуки. Сильные твари, запертые в клетках, скучали по воле, и их сердца разрывались от ненависти, страха и тоски, которых вы себе и представить не можете. О, это бросало публику в холодный пот.

Заметив испуг на лице девушки, я приобнял ее за талию, причем без всяких задних мыслей. И тут из зверинца вышел Кроха.

Кроха родился в венерианских джунглях, и хотя ребята дразнили его Эмпайр Стейт Билдингом, он, конечно, не был таким большим, как этот небоскреб, — а раза в два поменьше. Я считал его лучшим из моих дрессировщиков, пьяный он был или трезвый, неважно, но сейчас он сам походил на дикого зверя.

— Я же просил, чтобы этого Ласку не подпускали к зверинцу! — закричал он, увидев меня. — Его запах тревожит моих деток. Вот послушай!

А что тут было слушать. Его «деток» сейчас, наверное, слышали на полдороге к Нью-Йорку. Я не раз внушал Ласке, чтобы тот держался подальше от зверинца, поскольку запах человека-кота приводил животных в бешенство. То ли они таким образом бросали ему вызов, то ли боялись его, как какое-то сверхъестественное существо, — этого я утверждать не берусь. С другими полукровками проблем не возникало. Но стоило Ласке появиться где-нибудь, как тут же начиналась суматоха.

— Ласка снова под кайфом, — ответил я. — Мне пришлось отправить его к доку. Попробуй успокоить своих детишек, а потом отправь одного из парней на продовольственный склад. И скажи, что я сварю его живьем, если он даст Ласке хотя бы пару кофейных зерен. Только с моего личного разрешения! Иначе я зажарю его в собственном жиру!

Кроха кивнул огромной седой головой и ушел, бормоча проклятия. Я повернулся к девушке и с усмешкой спросил:

— Вы по-прежнему хотите выступать в нашем шоу?

— Да, — тут же отозвалась она. — Все что угодно, лишь бы заработать себе на пропитание!

— У вас странный акцент. Вы сами-то откуда?

— Акцент — моя беда. Никак не могу от него избавиться. А родилась я на звездолете между Землей и Марсом. Жила то здесь, то там… на разных планетах. Дело в том, что мой отец работал в дипломатическом корпусе…

— Вот мы и пришли, — прервал я ее рассказ. — Входите, милочка.

Синди сидела на сцене, пила тил и слушала печальную марсианскую музыку, которая лилась из колонок музыкального автомата, стоявшего за полинявшим марсианским гобеленом. Танцовщица подняла голову, посмотрела на нас, и, похоже, ей не понравилось то, что она увидела.

Синди вскочила на ноги. Как и все уроженки Нижних Каналов, она казалась сотканной из воздуха и ветра. Ее гибкости и грации позавидовала бы любая кошка, а продолговатые изумрудные глаза и черные локоны с подвязанными к ним маленькими колокольчиками разили мужиков наповал. В ее ушах сверкали сережки с серебряными бубенчиками. Шкура марсианского песчаного леопарда прикрывала лишь то, что требовал прикрывать закон. И клянусь, у нее было на что посмотреть, хотя по нраву она напоминала три ярда колючей проволоки.

— Привет, Синди, — сказал я. — Эта крошка попросила устроить ей пробу. Может, спустишься вниз и посмотришь ее вместе со мною?

Синди смерила девушку презрительным взглядом, потом вдруг улыбнулась, спустилась к нам и, вцепившись в мою руку, прижалась ко мне всем телом. При каждом ее движении колокольчики издавали звон, похожий на шум дождя. Острые ногти впились в мою кожу.

Зашипев от боли, я постарался исправить эту неловкую ситуацию.

— Какую музыку вам поставить, милочка?

— Меня зовут Лаура. Лаура Дэрроу. — Ее пурпурные зрачки расширились и стали неестественно большими. — Скажите, а у вас есть «Первобытная Венера» Энгели?

Во всей Системе не нашлось бы и полудюжины танцовщиц, которые работали под племенную музыку. Некоторые мелодии были такими лютыми и не по-человечески страшными, что пугали людей до дрожи в коленках. Мы иногда использовали их фрагменты для привлечения публики и создания необходимого настроения.

Я хотел было предложить ей что-нибудь другое, но Синди усмехнулась и гордо откинула голову назад:

— Конечно, есть. Давай, Джад, поставь, что она просит.

Я пожал плечами, подошел к музыкальному ящику и нашел файл с записью «Венеры». Когда я вернулся, Лаура уже была на сцене, а в зал набились гики и парни из ближайших аттракционов. Очевидно, Синди созвала ребят, чтобы «провалить» соперницу свистом. Я угрюмо прошел сквозь толпу венерианских человеко-ящериц и сел в кресло. Надо мной повисли три или четыре человека-мотылька. Эти крошки с Фобоса устроились на опоре шатра, чтобы толпа людей не повредила их хрупкие крылья.

Музыка хлынула из колонок, и Лаура, сбросив туфли, начала свой безумный танец.

Не думаю, что я дышал все то время, пока она находилась на сцене. И я не думаю, что кто-то в этом зале вообще дышал. Мы просто сидели и смотрели, потея от нервного экстаза, пригибаясь и вздрагивая в такт ее движениям. А музыка колотила и резала нас ножом по живому, стеная и надрываясь в крике, как истерзанная душа.

Лаура перестала быть женщиной и человеком. Она превращалась то в солнечный свет, то в ртуть, то в лист, парящий на ладонях ветра. И больше ничто не связывало ее мышц — ни притяжение Земли, ни плоть, ни пределы рассудка. Она была… О черт! И слов-то даже не найти! Она была музыкой — удивительной и неописуемо прекрасной.

Когда девушка закончила танец, мы какое-то время сидели, потеряв дар речи. Потом люди и гики вскочили с мест, аплодируя и вопя от восторга

И посреди всего этого стояла Синди с обреченной улыбкой на лице. Она взглянула на меня печальными зелеными глазами и сказала:

— Я знаю, ты ее возьмешь.

— Конечно, возьму. Но не волнуйся, это никак не повлияет на наши отношения…

— Послушай, Джад. Этот балаган не настолько велик, чтобы одновременно вместить ее и меня. Кроме того, она уже поймала тебя на крючок и будет диктовать свои условия.

— Какой еще крючок? Да и что, если даже поймала? Разве я тебе что-то должен?

— Нет. Но и я тебе ничего не должна.

— А контракт?

Она объяснила мне, что я могу сделать с этим контрактом.

— Ну почему ты так говоришь? — возмутился я. — Почему ты хочешь, чтобы я отказался от нее? От такого таланта?

— Таланта! — зашипела Синди. — У нее нет таланта. Это уродство, а не дар!

— О, женщины! Как же с вами трудно! Почему ты не можешь смириться с тем, что она танцует лучше тебя?

И Синди объяснила мне, почему она никогда не смирится с этим. Большая часть ее фраз вообще не имела смысла, а остальные слова были непечатными, и я их здесь приводить не собираюсь. В конце концов она топнула ногой и ушла, оставив меня опечаленным и немного раздраженным. Дело в том, что в нашем шоу не хватало марсиан, и ее уход мог вызвать большие проблемы.

Черт! Конечно, это была реакция разгневанной женщины, которую обставила молодая соперница. Артистический темперамент, помноженный на обиду и ревность. Ну и что? Пусть только попробует дернуться. Я знал, как вправить ей мозги. Ничего, бывали случаи и похуже.

Я поднялся на сцену, расталкивая людей и гиков, которые окружили Лауру со всех сторон. Она выглядела немного напуганной. Впрочем, некоторые полукровки могли бы вызвать кошмары даже у самых крутых парней. Но меня удивили слезы на ее щеках и ресницах.

— Расслабься, золотце, — сказал я, переходя на неформальное общение. — Считай, что ты принята на работу.

Я понимал, что Синди говорила правду. Девчонка поймала меня на крючок. Честно говоря, это был не крючок, а настоящий гарпун для кашалотов, но я не стал бы срываться с него, даже если бы мог.

Она обвисла в моих объятиях и прошептала:

— Ах, прошу вас… Я умираю от голода.

Мне оставалось лишь подхватить ее на руки. Люди-мотыльки захлопали крыльями над нашими головами, восхваляя Лауру и тревожась из-за ее обморока.

Я отнес танцовщицу в свою палатку и налил из термоса кофе. Она задрожала, уловив аромат, но пить почему-то отказалась. Вместо него Лаура попросила чашку чая.

Она и вправду была здорово голодна. В какой-то момент мне даже показалось, что она никогда не перестанет есть.

Наконец я сказал:

— Оплата в сорок кредиток и полное содержание.

Она кивнула.

— А теперь ты можешь рассказать мне все, дорогуша, — мягко добавил я. — С тобой приключилась дурная история?

Она с удивлением посмотрела на меня своими широкими пурпурными зрачками:

— Что вы имеете в виду?

— Такая танцовщица, как ты, могла бы выступать в балете или в собственном шоу, а не просить те жалкие крохи, которые я даю своим артистам. Так что там у тебя произошло?

Она опустила голову и сжала кулачки. Ее длинные алые ногти сверкнули в свете электрической лампы.

— Ничего плохого, поверьте, — прошептала она. — Просто неприятности с документами. Я уже говорила вам, что родилась на космическом корабле. Записи о рождении куда-то пропали. Мы все время переезжали с места на место. И когда я недавно прилетела на Землю, мне не удалось доказать свое гражданство. Теперь я оказалась вне закона и не могу вернуться на Венеру. А там у меня и деньги, и имущество. Если я останусь на Земле, то в конце концов попадусь иммиграционным властям. Вот почему мне так нужна эта работа. Вы скоро улетите в турне. И можете забрать меня с собой.

Да, я знал, как помочь девчонке. Но она должна была понять, из какой беды я ее выручаю.

— А стоило ли так рисковать? Зачем ты прилетела на Землю? Если власти поймают тебя, ты получишь не меньше двух лет отсидки в лунной тюрьме. А потом тебя депортируют в какую-нибудь дальнюю колонию.

У нее задрожали плечи.

— Я прилетела по личному делу. Оно задержало меня на какое-то время. А потом… Потом стало поздно что-то менять.

— Понятно, — со вздохом ответил я. — Прости, что затронул эту тему.

Я отвел ее в одну из палаток, а сам пошел смотреть, как идет представление. Ссора с Синди не давала мне покоя. Я заглянул в гримерную и с трудом удержался от ругательств, увидев ее пьяной до потери пульса.

Синди посмотрела на меня и, сморщив лицо, показала язык. Мне оставалось лишь отправиться дальше.

Еще через час я нанял бледного костлявого паренька с петушиной прической. Он сказал, что голоден и готов на любую работу. Я отвел его к Крохе и велел пристроить панка на уборку зверинца.

librolife.ru

Первобытная

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

• каменная скульптура; • наскальная живопись; • глиняная посуда.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Скульптура — трехмерное или объемное изображение объекта. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

 

«Палеолитическая Венера» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток на большую часть Евразии. Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики. В целом, к настоящему времени обнаружено более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера — от 4 до 25 см в высоту.

Еще одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская», найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 г.

Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры.

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта — «Венера из Холе-Фельс», датируемую по крайней мере 35.000 лет до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства .Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру»

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра).Некоторые части тела, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

 

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 76 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Готический стиль | Ренессанс | Барокко |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.054 сек.)

mybiblioteka.su


Смотрите также