Первобытный период. Основные периоды первобытной истории (Таблица)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Периоды развития первобытного общества. Первобытный период


Доисторический период Википедия

Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23—5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300—30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой[* 1].

Поскольку данные о доисторических временах крайне редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как бронзовый или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Черты первобытного общества

  1. общинная собственность на землю и орудие труда;
  2. коллективный труд;
  3. низкое развитие производительных сил;
  4. сильная зависимость от окружающей среды;
  5. уравнительный характер распределения продуктов природы и труда.

Терминология

Синонимом «доисторического периода» является термин «праистория», который в русскоязычной литературе употребляется реже, чем аналогичные термины в зарубежной литературе (англ. prehistory, нем. Urgeschichte).

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин «протоистория» (англ. protohistory, нем. Frühgeschichte). Для замены термина первобытнообщинный строй, характеризующего общественное устройство до возникновения власти, некоторыми историками используются термины «дикость», «анархия», «первобытный коммунизм», «доцивилизационный период» и другое. В российской литературе термин «протоистория» не прижился.

В марксизме используется термин первобытнообщинный строй, означающий самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов, и не только марксистов все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех.

В связи с разными названиями одного и того же вида первобытного общества с обобществлённой собственностью и до возникновения власти, цивилизации, государства, частной собственности среди историков различных классических школ и теорий о возникновении власти для названия этого вида общественного устройства принято пользоваться общепринятым термином «первобытнообщинный строй».

Неклассические историки отрицают само существование общин и первобытнообщинного строя, взаимосвязь, идентичность власти[1][2].

От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности, классов и государства. Современные исследования первобытного общества по мнению нео-историков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе, и в дальнейшем, как закономерный итог несуществования первобытнообщинного строя — несуществование общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII века в большинстве государств мира, включая Россию, как минимум начиная с неолита[1].

Периоды развития первобытного общества

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа[3].

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на ранний древний каменный век, средний древний каменный век, поздний древний каменный век, средний каменный век, новый каменный век, поздний новый каменный век (не у всех народов), медный век (не у всех народов), бронзовый век и железный век.

В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и другие предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщённом виде такую периодизацию можно представить так:

  1. эпоха первобытного стада;
  2. эпоха родового строя;
  3. эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности — поздний мезолит и неолит по современной классификации).

Уже в 1980-е годы большинство ученых признали невозможность сопоставления археологической и этнографической периодизаций. В связи с этим дальнейшие разработки этнографической периодизации первобытного общества прекратились. В 1990-е годы на историческом факультете МГУ (лекторы, преподаватели кафедры этнологии Г.Е. Марков и А.А. Никишенков) сложилась трехчастная схема подачи материала[4]. За основу принята периодизация А.И. Першица, включающая в себя период "раннепервобытной общины", период "родовой общины ранних земледельцев" и период "соседско-большесемейной общины". При всей условности названных терминов эта дидактическая система имеет два несомненных преимущества. Во-первых, она дает возможность разделить эпоху первобытности на три самостоятельных периода, каждый из которых имеет особенности в развитии культуры, социальных структур, норм морали и права. Во-вторых, в противоположность археологическим материалам эта трехчастная схема легко сопоставима с этнографическими материалами. Схожие схемы изложения, без привязки к первобытности, можно найти в трудах западных социальных антропологов, например, у Маршала Салинса.

Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с халколитическими или с культурами бронзового века.

Эпоха Период в Европе Периодизация Характеристика Виды человека
Древнекаменный век или палеолит 2,4 млн. — 10 000 до н. э. Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий, которые постепенно усложняются и специализируются. Гоминиды, виды: Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens präsapiens, Homo heidelbergensis, в среднем палеолите Homo neanderthalensis и Homo sapiens.
Среднекаменный век или мезолит 10 000—5000 до н. э. Начинается в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудий из камня и кости, также как и дальнобойное оружие — стрелу и лук. Homo sapiens sapiens
Новокаменный век или неолит 5000—2000 до н. э. Возникновение неолита связывается с неолитической революцией. В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12 000 лет, хотя период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») — «производящие» (земледелие, скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век, халколит или энеолит, без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических орудий. Homo sapiens sapiens
Бронзовый век 3500—800 до н. э. Ранняя история Распространение металлургии позволяет получать и обрабатывать металлы: (золото, медь, бронза). Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Homo sapiens sapiens
Железный век с ок. 800 до н. э. Homo sapiens sapiens

Каменный век

Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит:
  • Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.
  • Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век

Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII—XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима.

Периоды бронзового века:

  1. Ранний бронзовый век
  2. Средний бронзовый век
  3. Поздний бронзовый век

Железный век

Клад монет железного века

Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров»[5]:

История развития общественных отношений

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.

Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.

Сначала первобытные люди пользовались огнём, получаемым при пожарах, от ударов молний и т. д. Поскольку добывать огонь они ещё не умели, огонь приходилось постоянно поддерживать, но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами (подробнее смотри статью Освоение огня древними людьми).

Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).

В 1870 году Л. Г. Морган, изучавший на протяжении 20 лет индейские племена Запада и Северо-Запада США («Лига ирокезов», 1851), издал монографию «Системы родства и свойства человеческой семьи», где впервые развернул эскиз эволюции семейно-брачных отношений от промискуитета через разные формы группового брака к моногамии. Эти идеи американский этнограф включил в книгу «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877, русс. пер. — Л., 1933). В этом своём opus magnum Морган заложил основы изучения истории первобытного общества; представил эволюцию семейно-брачных отношений и дал образец периодизации развития человечества, который в дальнейшем сыграл значительную роль как в исторической науке, так и в философии истории. В СССР содержание книги Моргана «Древнее общество…» получило известность благодаря Энгельсу, который использовал её конспекты при написании работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Как и любая значительная гипотеза, предположение Моргана о первоначальной беспорядочности половых связей (промискуитет) внутри ранних сообществ, находит своих противников. Однако попытки «дезавуировать» его на том основании, что этот тезис якобы восходит к Энгельсу, а значит — марксистский, не выдерживает критики в силу незнания оппонентами научного приоритета Л. Г. Моргана в этой концепции.

Так или иначе, неконтролируемое проявление полового инстинкта, даже когда оно не вело к открытым столкновениям между соперниками, мешало единству формирующейся общины. Подавление возможности удовлетворения полового инстинкта внутри одной праобщины заставляло её членов искать половых партнеров в других. Кроме того, близкородственное скрещивание повышает частоту гомозиготности патологических рецессивных аллелей, что увеличивает частоту врождённых болезней и пороков развития у детей. На протяжении многих поколений наши предки убедились, что дети рождаются более здоровыми, если их родители принадлежат к разным сообществам (родам). Завязывание половых отношений между членами разных праобщин сделало возможным полный запрет (табу) на половые отношения между членами каждой близкородственной праобщины (экзогамия). Так каждая праобщина превратилась в род, и на смену промискуитету пришёл групповой дуально-родовой брак. Члены родов, составлявших дуальную организацию, жили раздельно. В этих условиях человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором родился, то есть к тому, к которому принадлежала его мать. Поэтому первоначальные роды были материнскими. Два или несколько ближайших родов стали объединяться в племя. Роды возглавляли старейшины.

Естественным кормильцем человека была его мать — вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины — братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних (смотри также статью Гостевой брак). Они жили в общинных жилищах.

Лишь затем возникла парная семья — образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью — пожизненное единобрачие отдельных пар[6].

Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита — 50-20 тысяч лет тому назад — социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат, который, как уже отмечено выше, в условиях промискуитета и полиандрии необходим был для отслеживания родственных связей.

С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака, ставшая помощником человека на охоте.

Постепенно охота привела к приручению животных — появилось первобытное животноводство. Из собирательства выросло земледелие: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Предполагают, что земледелие впервые зародилось в Передней Азии. Этот переход был назван неолитической революцией (X—III тысячелетия до н. э.). Результатом того, что средства к существованию стали более обеспеченными, стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V—IV тысячелетий до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн человек[7]. Позже люди овладели плавкой металлов (сначала меди, затем и железа), что позволило создавать более совершенные металлические орудия труда.

Изменение экономики с чисто присваивающей на производящую привело и к изменению общества. У земледельческих племен типом поселения стала деревня в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья. Собственность на землю была коллективной — внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другому в пользование. У одних общин земельные участки ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило один раз в несколько лет, у третьих, возможно, участки раздавались в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени.

Прирост населения земледельцев и скотоводов, как правило, был выше, чем у охотников-собирателей ввиду большей продуктивности производящего хозяйства. Соответственно, та же территория могла прокормить значительно больше людей. Аграрные общины стали заполнять Землю, как ранее до этого её заполняли охотники.

Вместе с тем, новейшие археологические данные показывают, что прогресс был не во всём безусловен. Питание пастушеских племён было менее сбалансированным, чем у охотников-собирателей; сельскохозяйственный труд требовал больших трудозатрат для самообеспечения (рабочая неделя охотников-собирателей составляла около 20 часов в неделю). Как результат, средний рост людей, составлявший в доземледельческим неолите 5'10" (178 см) для мужчин и 5'6" (168 см) для женщин, снизился за несколько тысяч лет до до 5'5" (165 см) и 5'1" (155 см) соответственно, и вернулся к прежним величинам только в последние 100 лет[8]. После неолитической революции люди стали больше страдать анемией и недостатком витаминов; участились деформации позвоночника и болезни зубов[9].

Важным элементом общественной организации были мужские союзы. Мужская часть общины выбирала вождя из числа мужчин, которые выделялись из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Сначала такие люди (так называемые бигмены) были влиятельны благодаря своим личным качествам, а затем власть вождей стала передаваться по наследству. Результатом этих процессов стало появление привилегированных слоёв общества — вождей, жрецов, а также наиболее удачливых в хозяйственной деятельности. Возникло имущественное неравенство. Вожди начали требовать приношений себе от рядовых общинников. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами.

Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда.

Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди — предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия.

Стали возникать вождества — политические единицы, включающие в себя несколько деревень или общин, объединённых под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племён, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей.

Скорее всего, именно так возникли первые государства в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 — начале 3 тысячелетия до н. э.[10].

Но целый ряд племён продолжал жить родовым строем ещё очень продолжительное время. Даже в настоящее время существуют такие племена (смотри статью Неконтактные народы).

Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов (см. История демократии). Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу (см. Традиционное общество). В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Появление религии

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р. Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема[уточнить].

В марксизме считается[11], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности.

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования.

С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам (см. также Культ солнца). Характерной для неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам.

У первобытных племён не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

См. также

Комментарии

Примечания

  1. ↑ 1 2 Barnard, Alan. From Mesolithic to Neolithic Mode of Thought // Whittle, A. and Cummings, V. (ed.) Going Over. The Mesolithic-Neolithic Transition in North-West Europe. Proceedings of the British Academy 144, 2007. P. 5-19.
  2. ↑ ''Richard B. Lee, 1992. "Demystifying Primitive Communism". In Christine Ward Gailey (ed), Civilization in Crisis. Anthropological Perspectives. Gainesville, Florida: University of Florida Press, pp. 73-94 
  3. ↑ Адамович Т. И. Экономическая история  (недоступная ссылка с 23-05-2013 [1854 дня]) Минск: БГУ, 2004. — 75 c. ISBN 985-485-179-6 Ориентация через периодизацию экономической истории
  4. ↑ Туторский А. В. Взгляды А.А. Никишенкова на «Историю первобытного общества»: большие проблемы для антропологии или антропологические проблемы большой важности? // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — 2016. — № 22. — С. 111-124.
  5. ↑ Щукин М. Б. На рубеже эр. Спб. 1994
  6. ↑ Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие // Юрий Семёнов. scepsis.ru. Проверено 26 марта 2018.
  7. ↑ 1.4. Неолитическая революция; История мировой экономики - Поляк Г.Б. :: ecolib.com.ua :: економічна онлайн бібліотека. ecolib.com.ua. Проверено 26 марта 2018.
  8. ↑ Hermanussen, Michael (July–September 2003). «Stature of early Europeans». Hormones (Athens) 2 (3): 175–8. DOI:10.1159/000079404. PMID 17003019.
  9. ↑ Shermer, Michael. The Borderlands of Science. — Oxford University Press, 2001. — P. 250.
  10. ↑ Откуда берется война?. www.martinauer.net. Проверено 26 марта 2018.
  11. ↑ Возникновение религии и ее первая, исходная форма - магия // Юрий Семёнов. scepsis.ru. Проверено 26 марта 2018.

Литература

  • Алексеев В. П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — 462 с.: ил.
  • Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». — 3-е. — М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  • Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — 224 с.: ил. — (Научно-популярная серия АН СССР).
  • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. — М.: УРСС, 2007.
  • Доисторическая эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. — 3-е изд. — Киев: Изд-во АН УССР, 1953. — 664 с.: ил.
  • История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1983. — 432 с.
  • Ламберт Давид. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель / Пер. с англ. В. З. Махлина. — Л.: Недра, 1991. — 256 с.: ил. — ISBN 5-247-01726-9.
  • Нестурх М. Ф. Происхождение человека / Отв. ред. проф. Я. Я. Рогинский. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 388 с.: ил.
  • Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий: Проблемы исторических контактов / Авт. колл.: С. А. Арутюнов, Д. В. Деопик, Л. Е. Куббель, Е. М. Медведев, А. И. Першиц, В. Г. Савинов, Ю. Б. Симченко, Л. А. Файнберг, А. М. Хазанов, М. А. Членов; Отв. ред.: А. И. Першиц, А. М. Хазанов; Институт этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука (ГРВЛ), 1978. — 304 с. — 1 850 экз. (в пер.)
  • Робертс Эллис. Происхождение человека. Эволюция / Пер. с англ. И. В. Павловой, О. В. Сергеевой. — М.: ООО «АСТ», ОГИЗ, 2012. — 256 с.: ил. — Серия «След в истории». — ISBN 978-5-17-084157-8.
  • Семенов Ю. И. На заре человеческой истории. — М.: Мысль, 1989. — 318 с. — ISBN 5-244-00092-6.
  • Туторский А. В. Взгляды А.А. Никишенкова на «Историю первобытного общества»: большие проблемы для антропологии или антропологические проблемы большой важности? // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — 2016. — № 22. — С. 111-124.

Ссылки

wikiredia.ru

Доисторический период человечества | Взгляд на прошлое из-за бугра

Первые письменные хроники появились более пяти тысяч лет назад. Но тысячелетия, отделяющие нас от авторов этих записей, – лишь мгновение по сравнению с необъятным доисторическим периодом, временем появления первых представителей рода человеческого – Homo habilis – около 2,5 млн. лет назад в Восточной Африке.

Первобытные гоминиды существовали за счет охоты. Примерно 1 млн. лет назад другой предок человека, Homo erectus, с более развитым мозгом, научился обращаться с огнем, изобрел одежду и оборудовал некое подобие жилища, что позволило ему заселить более холодные регионы. Около 100 000 лет назад появился Homo sapiens, к которому относимся и мы с вами, способный мыслить и выражать свои мысли словами.

Эволюция первобытных людей происходила на фоне ледниковых эпох. Около 15 тысяч лет назад климат начал смягчаться, а ледники таять. Земля преобразилась, пустынные районы покрылись растительностью, а в общинах первобытных людей начали складываться первые жизненные уклады. И через несколько тысячелетий на Ближнем Востоке, на севере Китая, в Мексике и Перу образовались поселения скотоводов. Их экономический и жизненный уклад распространялся на прилегающие территории. Основой человеческого бытия стало скотоводство. Это был коренной перелом, который повлек за собой радикальные и необратимые последствия: развитие городов и изобретение письменности.

Охотничьи ритуалы

На протяжении 10 тысяч лет, во время последнего ледникового периода, первобытные художники рисовали на стенах своих пещер красочные изображения животных, на которых они охотились. Эти рисунки, очевидно, играли определенную роль в некоем ритуале, способствующем удачной охоте.

Многие фигуры нарисованы порой с использованием разных цветов – черной, желтой и красно-коричневой охры. Часть фигурок высечена на стенах пещер или на камне и кости.

Это (справа) выполненное охрой изображение из пещеры Ласко во Франции датируется 15000г. до н. э.

Животные становятся друзьями человека

Волчата, обученные для охоты, как и сторожевые собаки, были, очевидно, первыми одомашненными животными. Люди поняли, что лучше охотиться лишь на животных-самцов, оставляя самок для вынашивания и выращивания молодняка.

Первобытные селекционеры подметили, что характерные признаки передаются потомству и, следовательно, можно разводить животных с определенными качествами – мясных, высокоудойных или длинношерстных. В таких отдаленных друг от друга местах, как Месопотамия и Китай, животных начали одомашнивать к 6000 г. до н. э.

Жилища первобытных скотоводов

Скотоводство кормило значительное число людей, проживавших в том или ином регионе. Популяции росли, появлялись небольшие города, обнесенные стенами, которые давали приют людям и скоту, защищали от грабежей. Первобытные поселения насчитывали до 2000 жителей. Для прилегающих районов они становились центрами торговли.

 

К 7000 г. до н. э. Иерихон был обнесен стенами из камня и глиняных кирпичей.

От скотоводства к ремеслу

Строительство городов и селений означало, что люди стали вести оседлый образ жизни, который способствовал появлению новых, более совершенных орудий труда. Производились гончарные изделия, слишком хрупкие, чтобы перевозить их на большие расстояния. Глиняные сосудысовершенно изменили методы приготовления пищи. Люди начали искуснее обрабатывать камень и кость, появились изящные украшения, а сними в жизнь вошли понятия собственности и богатства.

Сбор первых урожаев

Земледелие зародилось тогда, когда вместо сбора диких культур и переезда с места на место люди, обнаружив богатые заросли зерновых, решили осесть на этой территории до следующего урожая. Затем они начали сами сеять, строить жилища для себя и хранилища для урожаев.Они стали земледельцами.

К 5000 г. до н. э. многие зерновые, по сей день считающиеся основным продуктом питания, были окультурены: пшеница и ячмень на Ближнем Востоке, маис в Центральной Америке, рис в Китае, картофель в Южной Америке. Расположенные террасами поля и ирригационные каналы помогали повышать урожаи, обеспечивая пропитанием все больше людей.

Духовный мир

О религиозных верованиях первобытных сообществ известно мало, но скульптурные изображения позволяют предположить, что 10 тысяч лет назад люди верили в существование сверхъестественных существ, или духов. Одни связывались с животными, на которых люди охотились; поклонение другим должно было приносить урожай и умножать стада.

Закон и порядок

Первые человеческие сообщества были невелики и сложной системы правления не требовали.Культура во многих из них была высокой: урегулированию внутренних разногласий и улаживанию споров помогали обычаи и традиции. Власть была в руках старейшин или священнослужителей.

Развитие земледельческих общин, где работы требовали взаимодействия всех членов, потребовало более высокоорганизованного управления. Появились вожди, планировавшие сооружение оросительных систем, хранение и распределение продуктов, оплату труда ремесленников. Со временем власть перешла к тем, кто улаживал конфликты между общинами за право владения земельными и водными пространствами и завоевал личный авторитет.

Возникновение городов

В 1961 г. археологи раскопали древний город Чатал-Хююк на юге Турции. Он был построен 8000 лет назад земледельцами и скотоводами, которые трудились за городскими стенами и возвращались в свой город без улиц, чтобы переночевать в домах, под которыми покоились кости их предков.

Стены домов не имели окон и каких-либо украшений снаружи. Изнутри же жилища были богато украшены. Храм бога-быка или храм богини, дарующей рождение, свидетельствуют о процветавшем культе плодородия. В третьем храме, посвященном божеству смерти, были обнаружены изображения грифов, склонившихся над костями умерших. В Чатал-Хююке жили искусные ремесленники, которые мастерили зеркала и ножи из обсидиана – черного вулканического стекла.

Загробная жизнь

Человек с доисторических времен не желал признавать смерть как конец всего сущего.Даже неандертальцы – боковая ветвь Homo sapiens – вымершие около 35 тысяч лет назад, порой хоронили своих умерших. В одном из таких захоронений были обнаружены цветы; в более поздних встречаются украшения и оружие, предназначенные для загробной жизни.

В некоторых ранних земледельческих общинах Среднего Востока кости мертвых выставлялись на съедение грифам. Добела обглоданные, они закапывались под полом дома, где жил умерший. В додинастическом Египте существовал обычай захоронения в пустыне, где пески предотвращали разложение тела, сохраняя нетленными кожу и волосы. Возможно, что отсюда и пошла практика мумифицирования усопших в более позднее время.

На поле брани

Общины охотников и собирателей не всегда жили в мире, и человеческие останки 10 000-летней давности нередко хранят на себе следы жестоких ранений и насильственной смерти. Люди основывали поселения, заявляли свои притязания на землю и конфликты множились. Ко времени появления первых городов-государств образовались армии и социальный слой солдат, зарабатывавших себе на жизнь участием в военных действиях.

Первые войны вспыхивали, скорее всего, из-за источников воды. С развитием искусства металлообработки совершенствовалось оружие. Победы в войнах делали полководцев владыками над побежденными.

Торговое судоходство

Развитие сельского хозяйства вело к росту торговли, поскольку оседлые земледельческие общины часто закупали лес и камень в соседних регионах. Население городов Месопотамии производило товары, которые обменивали на сырье у жителей гор.

Совершенствовались методы транспортировки, и наконец появились торговые суда. Одни корабли, с небольшой осадкой, но очень маневренные, перевозили домашний скот и продукцию земледелия. Другие, из тростника, использовались для торговли в Персидском заливе до Дильмуна (нынешний Бахрейн), до Джибути и даже до Мохенджо-Даро – в долине Инда (район современного Пакистана). Кроме зерна они везли одежду из Ура, а возвращались со слоновой костью, жемчугом, лазуритом и лесом.

Памятники богам от земных щедрот

Примерно к 3000 г. до н. э. земледельческие общины Месопотамии объединились в города-государства. Они процветали благодаря плодородным землям, искусным ремесленникам и предприимчивым торговцам. Купцы везли сырье – металлы и камень, ремесленники превращали их в орудия труда, оружие, изящные украшения, прекрасные статуи и посуду.

Наиболее известен Ур, тот самый библейский “халдейский Ур”, откуда Авраам отправился в свои странствия. Шумерским городам покровительствовали определенные боги или богини, в честь которых возводились зиккураты – ступенчатые пирамиды из кирпича с алтарем на вершине. Со временем эти города захватывались более крупными государствами. Начиная с 2500 г. до н. э. история Ближнего Востока – это история сменявших одна другую империй.

VI в. до н. э. – период расцвета Персидской империи: от Эгейского моря до Индии и от Индийского океана до Аральского моря.

thiswas.ru

Основные периоды первобытной истории (Таблица)

Хронологические рамки периода

Род и вид человека

География расселения первобытного человека

Основные занятия человека

Основные орудия труда и оружие

Таехника изготовления основных орудий труд

Жилище

Средство передвижения по суше

Ранний палеолит

около 2,5 млн лет назад — 100,000 лет назад

Homo habilis, Homo erectus

обитали в саванне, расселялись по Евразии и Америке

охота, собира-тельство началось исполь-зование огня

колуны, сфероиды

Инструменты изготавли- вались из камня, рога, кости, зубов, обработка камня Олдувайская, Аббе- вильская культуры

Бродячий образ жизни, временные деревянные жилища, пещеры

перемещение по суше на двух задних конечностях

Средний палеолит

300 — 30 тыс. лет назад

Homo erectus

Африка, часть Азии и Европы

Охота, собира-тельство, рыболовство Зарождение религии и культуры

Копье, гарпун, пики, ловушки, скребки, резцы, буравчики

Мустьерская  культура, Сангойская культура, Атерийская культура

пещеры, гроты, реже на открытых местах, скальные навесы

перемещение по суше на двух задних конечностях

Поздний палеолит

50 — 10 тыс. лет назад

Homme de Cro- Magnon, Homo erectus

Европа, Южная Франция, Северная Испания

Охота, ремесла, рыболовство, одома-шнивание животных. наскальная живопись.

Ножи, резцы, пилы, скребки, сверла, лезвия

Барадо-стская культура, Культура Шатель-перон, Бадегуль- ская культура

Пещеры с выстеленным ветками или шкурами полом, впервые стали образо-вываться поселения

Перемещение по суше на двух задних конечностях. Переме- щения по воде плоты, лодки

Мезолит

12-7 тыс. лет до н.э

Homo Erectus, Homo sapiens

Шотландия, Прибалтика, побережье Северного Ледовитого океана, Амери-канский материк

Приручение животных, охота, рыболовство, первые хирургические операции, земледелие, развитие искусства

Бумеранг, лук, стрелы, лезвие

Микроли-тическая техника

Хижины, пещеры

Салазки, сани, лыжи, лодки, каноэ

Неолит

7-4 тыс. лет до н.э

Homo sapiens

Ближний Восток, Китай, Центр. Европа

Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, животно-водство, прядение, ткачество, горное дело

Топор, стамеска, тесла, рыболовные сети, долото

Докерамический неолит, керамический неолит

Оседлый образ жизни, хижины, пещеры

Салазки, сани, лыжи, лодки, каноэ

Энеолит

4-3 тыс. лет до н.э

Homo sapiens

Почти вся территория благо-приятной Земли

Изготовление медных оружий, земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, животно-водство, прядение, ткачество, горное дело, появление колеса

ножи, стрелы, скребки, вкладыши серпов и топоры, иглы, шилья, рыболовные крючки

Металлургия, холодная ковка

Палаточные структуры внутри пещер, хижины, дома

Салазки, сани, лыжи, лодки, каноэ

infotables.ru

ПЕРВОБЫТНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Количество просмотров публикации ПЕРВОБЫТНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - 232

Первобытное общество – самый длительный период в истории человечества. Эволюционно-биологическим прообразом общества является стадо. Со стадности начинается социогенез, ᴛ.ᴇ. процесс становления общества. Первобытное человеческое стадо называют иногда ʼʼпраобщинойʼʼ. Праобщины представляли собой структуры с определœенными принципами взаимоотношений между индивидуумами в пределах сообщества: отношения воспроизводства, отношения, направленные на поддержание целостности группы, отношения иерархического порядка, направленные на упорядочение связей между особями. Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей (20-40 взрослых особей), кочевавшую с места на место в поисках пищи. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединœение могло быть только случайным.

Труд в стаде был крайне примитивным, инстинктивным, животнообразным. Орудиями труда служили палки, дубины, камни. Зачастую эти орудия труда никак не обрабатывались. Практически отсутствовало разделœение труда.

В качестве жилищ использовались естественные пещеры, гроты и навесы. Предполагается, что человеческие стада сезонно перемещались по кормовой территории, однако в некоторых случаях богатство фауны давало возможность длительного пользования этой территорией, в связи с этим отмечены случаи, когда на одном и том же месте стойбище использовалось на протяжении нескольких лет или даже нескольких поколений. При этом такое долгое использование кормовой территории стало возможно только с развитием охоты. Важно отметить, что если собирательство было традиционным занятием и перешло к человеку от его человекообразных предков, то охота сыграла важную роль не только в биологическом, но и в социальном развитии человека. Являясь основой хозяйства, она сплачивала первобытный коллектив, требовала более чёткой организованности и слаженности жизни. Объектами охоты исходя из фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и даже такие крупные животные, как слоны. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, зубров, кабанов, иногда убивали и хищников – пещерных медведей и львов, мясо которых тоже шло в пищу.

Охоту древнего человека на крупных животных, особенно на тех, которые жили стадами, трудно представить без загонного способа. Вооружение охотника было чересчур слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно (исключение составляли отставшие от стада слабые и больные животные). Вероятно, животных пугали шумом, огнём, камнями и, как показывает местоположение многих стоянок, гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и разбивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему именно охота͵ и, прежде всœего охота на крупных животных, была той формой трудовой деятельности, которая больше всœего стимулировала организованность праобщины, заставляя её членов проявлять коллективизм.

Важным достижением в период первобытного человеческого стада стало ʼʼприручениеʼʼ огня.

Особый вопрос – брачно-семейные отношения в период первобытного человеческого стада. Сегодня существует масса гипотез по этому поводу, но наиболее вероятными являются две из них. Первая, выраженная Ю. М. Плюсниным, М. Л. Бутовской, А. А. Файнбергом предлагает считать структуру праобщины мультисамцовой, ᴛ.ᴇ. предполагающей наличие нескольких мужских особей в группе. Организация, по мнению исследователœей, представляла благоприятную базу для развития скоординированной охоты, возникновения, сохранения и передачи полезных навыков, позволяла максимально повысить вероятность выживания детенышей, о которых заботились не только матери, но и близкие родственники, и друзья ее, самцы из ее группы. В такой организации постоянно находились особи противоположного пола, ᴛ.ᴇ. потенциальные партнеры, и, наконец, существовала возможность поддержки устойчивых социальных связей на базе факторов родства, дружелюбных привязанностей и системы распределœения социальных ролей в группе. Формой взаимоотношения между полами в таких группах является промискуитет, ᴛ.ᴇ. нерегламентированные, неупорядоченные половые отношения. При этом могли образовываться пары, существующие определœенный промежуток времени. Промискуитет мог обеспечить благоприятные условия для выживания детенышей: самцы были терпимы к ним, участвовали в процессе их воспитания, и, кроме того, в таких группах могли существовать детские группировки, в которых дети проходили социализацию. Для мультисамцовых групп характерны матрилинœейные связи.

Согласно другой концепции, поддерживаемой В. П. Алексеевым, праобщина унаследовала от предшествующих ей животных объединœений гаремную семью, состоящую из десятка-другого особей во главе с крупным сильным самцом. Кроме вожака в гаремную семью входили молодые самцы, но они не участвовали в размножении из-за невозможности выдержать соперничество с вожаком. Праобщина состояла из нескольких гаремных семей, время от времени перегруппировавшихся из-за смерти их вожаков, драк из-за женщин и т.п. В случае если эта теория верна, то первобытное человеческое стадо должно было состоять из нескольких гаремных объединœений, время от времени перегруппировывавшихся вследствие смерти их глав, драк из-за женщин и т. п. и вообще менее устойчивых, чем само стадо.

В обеих предполагаемых формах организации праобщины постоянно должны были возникать конфликты, осложнявшие производственную жизнь и консолидацию формировавшегося общества. В условиях естественного отбора выживали те коллективы, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь.

40-30 тыс. лет назад в истории человечества начинается новый этап – верхний (поздний) палеолит. На рубеже нижнего и верхнего палеолита заканчивается процесс биологического формирования человека, расширяется область его обитания. На смену первобытному человеческому стаду приходит принципиально новая организация – род, или родовая община. В данный период уже существует коллективная собственность на получаемые продукты, а в условиях производящего хозяйства и на главное средство производства – землю; совместное решение вопросов организации и управления коллективом; совместное воспитание его молодых членов. Число членов родовой общины значительно превышает число членов первобытного человеческого стада.

Расселяясь по территории земного шара, человек приспосабливался к различным климатическим условиям. Кроме естественных убежищ, люди в это время начинают использовать искусственные сооружения – землянки до 2-3 метров глубиной и около 6 метров в диаметре. В качестве строительного материала применялось дерево, кости крупных животных, шкуры мамонтов, носорогов. В центре землянки, как правило, располагался костёр, в полу были вырыты ямы для припасов. Необходимость создания искусственной среды обитания была вызвана определённым усложнением жизни человека, связанным с наступлением всœеобщего похолодания.

Племя имело свою, довольно обширную территорию, на которой оно жило, охотилось и которую оно защищало от посягательств других племён.

Появляется естественное (между полами) разделœение труда, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ постепенно становится всё более чётким – к разделœению труда по половому признаку добавляется разделœение по возрасту.

В это время появляется первая регламентация брачно-семейных отношений: брачные отношения теперь становятся возможными только вне рода (в племени всœегда было чётное число родов). Такие брачные отношения называются экзогамными (от греч. exo – ʼʼвнеʼʼ и gamos – ʼʼбракʼʼ) в отличие от принятых в первобытном человеческом стаде эндогамных (endon – ʼʼвнутриʼʼ). Для этого периода характерно было осознание общности интересов в форме родства, а поскольку наиболее стабильной частью коллективов были женщины, то при неопределœенности отцовства отношения родства должны были осознаваться как родство между потомками одной матери, ᴛ.ᴇ. по материнской, женской линии – так называемая матрилинœейная линия отсчёта родства.

По вопросу о происхождении экзогамии и механизме превращения праобщины в родовую общину существует множество теорий. К истокам экзогамии относят и обычай убивать бесполезных на войне девочек и вследствие этого поиск жен на стороне (Мак-Леннан), и взаимное отвращение к половому общению у близких родственников, (Ч. Дарвин), и встречи наиболее подвижных и активных мужчин-охотников, отрывающихся от своих женщин, с женщинами чужих праобщин (Б. Ф. Поршнев), и стремление избежать биологически вредных последствий кровосмешения (Л. Г. Морган), и стремление преодолеть замкнутость и расширить хозяйственные связи с сосœедними праобщинами (А. М. Золотарев, С. А. Токарев), и крайне важно сть упорядочить хозяйственную жизнь внутри коллективов введением половых табу (Ю. И. Семенов). В любом случае установление экзогамии было длительным процессом, в ходе которого пришедшие к экзогамии группы оказывались более жизнеспособными.

В период мезолита происходит важнейшее изменение в развитии охоты – изобретение лука и стрел, что дало возможность охотиться на птиц, мелких животных, быстро бегающих животных. Появилась возможность охотиться на расстоянии, не приближаясь вплотную к объекту охоты. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, охота стала менее опасным занятием, чем раньше, и одновременно увеличилось количество добываемой пищи, питание стало более разнообразным. В это же время появляются гарпуны, сети, лодки-дроблёнки. Начинается процесс одомашнивания животных. В некоторых районах (там, где росли дикие злаки) понемногу начинает развиваться земледелие. Самый древний район, где сочетались собирательство и земледелие – район Палестины, где земледелие возникло приблизительно за 11-10 тыс. лет до н. э. Переход от присваивающего хозяйства к производящему произошёл в период неолита и получил название ʼʼнеолитическая революцияʼʼ.

С периода возникновения производящего хозяйства начинает наблюдаться неравномерность в развитии племён. Наряду с племенами земледельцев и скотоводов продолжают сохраняться и племена охотников и собирателœей.

Земледелие и скотоводство зарождались в условиях материнского рода, однако, их развитие приводит к замене его на отцовский род. Изменилось соотношение мужского и женского труда, развитие земледелия и скотоводства поставили мужчину в преимущественное положение. Увеличение роли мужского труда привело и к изменению в семейно-брачных отношениях. Развитие частной собственности, главным производителœем которой стал мужчина, требовало передачи её прямым наследникам, в связи с этим возникла крайне важно сть вести счёт родства по отцовской линии (патрилинœейная линия отсчёта родства). В силу этого изменились условия локального брака, и женщина стала переходить в семью мужа. Брак стал патрилинœейным. Размеры семьи определялись ситуацией в хозяйстве, как правило, это была большая патриархальная семья, в которой вместе живут несколько поколений родственников.

Происходит первое крупное общественное разделœение труда – выделœение земледелия и скотоводства в отдельные виды деятельности, что существенно повысило производительность труда. Совершенствование орудий труда приводит к появлению прибавочного продукта͵ т. е. продукта͵ произведённого сверх крайне важно го, превышающего непосредственные потребности человека для поддержания его существования. В отдельных случаях и первобытные охотники добывали пищи больше, чем могли потребить, но в случае неудачной охоты первобытным людям могло не хватать и крайне важно го продукта. С переходом к производящему хозяйству стало возможным регулярное появление прибавочного продукта͵ что привело к осуществлению второго крупного общественного разделœения труда – выделœению ремесла.

Занятие земледелием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагало осœедлый образ жизни, привело к увеличению средних размеров общины, возникновению территориальной общины и в итоге – довольно больших постоянных посœелœений, а затем и городов, которые насчитывали десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские; город обычно окружался рвом. Для производства строительных материалов, сооружения домов, храмов, укреплений требовались искусные работники, архитекторы. Так возникло третье крупное общественное разделœение труда – выделœение строительства как особого вида деятельности групп людей.

Четвёртым крупным общественным разделœением труда стало выделœение старейшин, жрецов, военных вождей. Появляются семьи, из числа которых регулярно выдвигаются руководители – происходит формирование родовой знати.

В процессе трудовой деятельности люди начинают использовать металл. Большое значение имеет использование бронзы (сплав олова и меди). Медь и олово не распространены повсœеместно, в связи с этим выделяются центры металлургического производства и усиливаются межплеменные связи. Позже появление желœеза приведёт к расширению посœевных площадей. При этом будет активно использоваться подсечно-огневой метод.

Вопросы:

1. Объясните, почему численность праобщины не могла быть большой.

2. Какое значение в жизни первобытного человека сыграло овладение огнём?

3. Как изобретение лука и стрел связано с началом одомашнивания животных?

4. Почему переход от присваивающего хозяйства к производящему называют ʼʼнеолитической революциейʼʼ (объясните оба слова).

5. Почему произошёл переход от материнской родовой общины (матриархата) к отцовской родовой общинœе (патриархату)?

referatwork.ru

Периоды развития первобытного общества

периоды развития первобытного обществаПервобытное общество – это период развития человечества от возникновения современного человека до становления первых государственных объединений. В свою очередь, само первобытное общество также имеет несколько периодов развития. Их несколько: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

Период палеолита или древнекаменного века делится на фазы развития:•    ранний палеолит, временной интервал которого составляет 2,4млн – 600 тыс. лет до нашей эры;•    средний палеолит: 600 000 – 35 000 лет до нашей эры;•    поздний или верхний палеолит: 35 000 – 10 000 лет до нашей эры.В этот период развития первобытного общества происходило формирование современного вида человека – Homo sapiens, появились и совершенствовались первые каменные орудия труда, основными занятиями первобытных людей в это время были собирательство и охота.

Период мезолита или среднекаменного века продолжался приблизительно 5 тысяч лет (10 000 – 5 000 лет до нашей эры). Каменные орудия труда в это время совершенствовались, человек придумал лук и стрелы, научился приручать диких животных.

В новый каменный век или неолит (9500 – 2000 лет до нашей эры) происходят самые масштабные события развития первобытного общества:  - появляется скотоводство и земледелие;  - человек учится производить изделия из обожженной глины;  - совершенствуется социальная организация первобытных людей: небольшие родовые группы объединяются в сложные родоплеменные структуры – зачатки будущих государств; - возникают и развиваются первые торговые отношения; - усложняются религиозные взгляды первобытных людей на мир; - появляются устойчивые группы людей, занимающихся одним определенным видом деятельности (прообразы будущих профессионалов).

Переходный период развития первобытного общества от позднего неолита к бронзовому веку назвали «энеолит» или медно-каменный век. Датируется он периодом 4000 – 3000 лет до нашей эры и от нового каменного века отличается применением меди при изготовлении некоторых орудий труда.

За энеолитом следует бронзовый век, затем - век железный. Появление новых совершенных орудий труда дало резкий толчок к развитию производства и общественных отношений, человеческое общество в эту эпоху перестало быть первобытным.

Несмотря на указанные даты, начало и завершение различных периодов развития первобытного общества были индивидуальны для каждого региона нашей планеты и нередко проходили как бы «параллельно». Например, в XIV столетии нашей эры европейцы жили в железном веке, население Восточной Африки – в бронзовом, а австралийские аборигены – в каменном.

Другие ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИСТОРИИ

  • < Назад
  • Вперёд >

vse-fakty.ru

Особенности первобытной культуры

Значение первобытной культуры для человечества

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Мы ничего не знаем о душе человека, кт жил 20000 лет тому назад. Но знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло лишь около 100 поколений).

Нет окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло  внутри органических площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий явл-ся существенным фактором в превращении человека в человека. Ясперс сказал об этом так: «Живое существо, не имеющее ни того, ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество  человека. Только тогда, когда м/у первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появл-ся оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деят-ти и техники палеолитических охотников, неотделимое  от сложения родовой  организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Первобытная культура – это такая организация формы жизни людей, кт соответствует слабо развитым общественным отношениям. Но эта культура, как и любая другая, обладала признаками самодостаточности и самоценности. Эта культура способна и сегодня дать нам образцы взаимоотношений человека и природы.

Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технологии. В первобытном общ-ве: чоппер (галька, обработанная с одной стороны) претерпевал незначительные изменения на протяжении сотен поколений.

В современном мире: при жизни одного поколения происходит смена нескольких видов орудий, техники и технологий, т.е. смена орудий опережает смену поколений людей.

Первобытное состояние общ-ва было самым длительным в истории человечества. Его  нижняя граница – 2 млн лет назад, верхняя – ор. 5 тыс. лет до н.э. первые цивилизации возникли в Азии и Африке 4-3 тыс. лет до н.э., на территории совр. Европы – в 1 тыс. до н.э., Американского континента – в 1 тыс. н.э. научные данные подтверждают то, что в начале развитие человечества шло медленными темпами, затем прогресс человечества убыстрился, причем во всех сферах жизнедеятельности.

Периодизация развития первобытной культуры до сих пор вызывает споры ученых. Поэтому деление на периоды условно.

Периоды развития первобытной культуры. Культурогенез

Самые древние орудия человека датируются ок. 2,5 млн лет назад. По материалам, из кт люди изготавливали орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

1. Довилизационный период развития homo sapiens (каменный век, в кт выделяют 3 периода).

· Палеолит (древне-каменный век, от «палео» - древний, «лит» - каменный) – от возникновения человечества до 7-10 тыс. до н.э. появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в поздний палеолит возникает изобразительное искусство: скульптура и живопись.

· Мезолит (средний каменный век) – 10-8 тыс. до н.э. человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.

· Неолит (ново-каменный век) – 8-3 тыс. до н.э. Это период «неолитической революции», т.е. время перехода от хоз-ва присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа. Появл-ся земледелие, скотоводство, прядение, ткачество, гончарное производство.

2. Цивилизация: бронзовый век (4-нач. 1тыс. до н.э.), в начале 1 тыс. до н.э. его сменил железный век. В отечественной науке была разработана периодизация, выделяющая 2 основных периода развития (Культурогенез первобытного общ-ва и названная теорией «2 скачков»

· Эпоха антропогенеза – это эпоха праобщества. Охватывает миллионы лет: от австралопитека до неандертальца, т.ею продолжается до верхнего палеолита. В это время происходит выделение человека из мира животных, его эволюция и формирование в определенный биологический вид.

· Эпоха социогенеза – эпоха первобытной общины и предклассового общ-ва. Появл-ся первобытная родовая община, пожившая начало дальнейшему развитию человечества на новой социальной основе. (3 таблица)

Предметное и духовное освоение мира. Синкретизм

Согласно теории «2 скачков» узловым моментом в эволюции человечества явл-ся переход к изготовлению орудий труда. Производство орудий требует целеполагания, а, следовательно, развития мышления, языка, воли. Создание таких предметов, кт в готовом виде в природе не встречаются, а требуют для своего изготовления определенных межчеловеческих связей, способствовало возникновению социальности.

До недавнего времени становление производящей деят-ти, языка и мышления рассматривалось как одновременный процесс. Современные данные говорят о том, что эти явления возникли не одновременно, а с разрывом примерно в пол-млн лет. Это позволяет сделать заключение о том, что производящая деятельноть на своем раннем этапе являлась неосознанной и происходила в рефлекторной форме. Поэтому многие ученые считают критерием появления собственно человека не изготовление орудий, а начало формирования мышления и языка. Процесс их становления достаточно длителен, вследствие чего темпы развития человека и общ-ва медленные.

Окончательный переход человека со ступени «животности» на ступень социальности, т.е. преимущественное подчинение биологических инстинктов общественному контролю происходит с укреплением родовых связей, накоплением знаний, развитием антропогенетических характеристик.

Господство социального над биологическим проводит грань м/у животным и чел-ком. Средством шлифовки этой грани становится культура. Прачеловек, становясь чел-ком, создавал новую реальность – мир культуры, т.е. «вторую природу». Культура явилась тем тонким слоем м/у чел-ком и природой, благодаря кт он вышел из-под диктата экосистемы. При помощи культурного действия чел-к обуздал свои инстинкты и выступил как истинно культурное, социальное сущ-во.

Американский этнограф  Л.Г.Морган (1818-1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество») период первобытности называл «дикостью». У Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».

Как считает большинство ученых, одним из радикальных отличий человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир явл-ся объектом его мышления и речи. Целеполагание порождает потребность не только предметного, но и духовного осмысления мира. Несомненно, что в эпоху первобытного общ-ва зарождаются основные виды духовной культуры: возникают мифология, религиозные представления, музыка, танца, театрализованные действия, архитектура и изобразительного искусства. Но, за исключением 2 последних обо всех остальных мы можем черпать информацию лишь косвенно.

Например, обнаружив, что пещерное изображение медведя носит следы ударов копьем, можно предположить, что здесь имел место магический обряд «заколдовывания» медведя, направленный на обеспечение победы охотников над ним.

Нахождение захоронений, где покойные лежат, например, в позе эмбриона, а тела их натерты красной краской, позволяет предположить наличие веры в посмертное существование или перерождение.

Подобные реконструкции осуществляет наука этнография. Ее исследования помогают понять первобытную культуру, но требуется большая осторожность в перенесении современных культурных оценок на архаичный период.

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (от греч. Соединение – сочетание разнообразных воззрений), когда все стороны духовной культуры существуют в синтезе, и они настолько переплетены, что только условно можно говорить отдельно об изо, танце, пении и т.п. Деят-ть человека связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

В рез-те открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на животных.

Главным объектом творчества каменного века были звери.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция).

Виды поселений и погребений

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, кт сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе Европы со 2 пол. 1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками понимают поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят как длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, т.к. в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.

И стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Троя, и др. древние города – все это поселения.

Особый вид поселений – римские террамары (от «terra marna» – «жирная земля») – укреплённые поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом всё пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов Ямной культуры (Ямная культура эпохи энеолита (2-я половина III – начало II тысячалетия до н.э.) в степях Восточной Европы названа по устройству могильных ям под курганами) выделялся кромлех (от бретонского «crom» - «круг» и «lech» - «камень») – пояс из каменных блоков и плит, поставленных на ребро. Плиты такого кромлеха у села Вербовка в Приднепровье покрывал резной геометрический узор. На этот каменный орнаментальный фриз опирался деревянный шатёр, а земляная и дерновая основа всей конструкции была спрятана в глубине. Размеры Ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м.

Курганами отмечены все погребения Ямной культуры, но над некоторыми из них возвышались ещё каменные надгробия, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменные бабы Ямной культуры простояли на курганах четыре с лишним тысячи лет. Каменные бабы Северного Причерноморья разнотипны и разновременны. Среди них есть и энеолитические – отёсанные прямоугольные плиты с выступом головы и проработкой деталей гравировкой или рельефом. Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчётом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдалённых точек.

До сих пор вопрос о том, кого же изображают древнейшие каменные бабы – бога или человека, - дискуссионен. Одно бесспорно: в III тысячелетии до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества всё большее и большее место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, в бронзовом - соотношение обратное. Так, в III-II тысячелетии до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество величайших анималистов в истории живописи – художников каменного века. В центре внимания впервые оказался человек.

Пусть каменные бабы Ямной культуры не представляют эстетической ценности. Грубые истуканы пришли на смену безупречным линиям гравировок и умелой лепке форм в росписях ледниковой эпохи. Всё это так. Но гораздо важнее другое. Это памятники гораздо более высокого этапа в развитии мышления общества.

Период, когда люди приспосабливались к природе, а всё искусство сводилось по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения (Мегалит – от греческого «megas» - «большой» и «lithos» - «камень»), т.е. погребения в гробницах, сооружённых из больших камней - дольмены, менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского «dol» - «стол» и «men» - «камень»). Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Больше всего их было в Прикубанье. Дольмен в Эшери сложен из плит длиной 3,7 м и толщиной до 0,5 м. Одна крыша весила 22,5 т. По расчётам известного археолога Б.А. Куфтина, верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало не менее 150 человек.

Самые ранние из них возведены более 4 тысяч лет назад племенами, уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители дольменов ещё не знали железа, ещё не приручили лошадь и не отвыкли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены крайне слабо. Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие позднее по берега Чёрного моря племена. Несомненно, нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие. У станицы Новосвободной, под насыпями курганов обнаружены необычные дольменообразные гробницы конца 3-го тыс. до н.э. Среди них особенно интересна одна – круглая в плане, со стенами из 11 высоких плит и с кровлей в виде шатра. Эта башня неминуемо развалилась бы, если бы её целиком не засыпали землёй. Нормального распределения функций опор и свода здесь ещё не было. Скорее всего настоящие дольмены тогда строить не умели.

Этапы возведения дольменов восстанавливаются только гипотетически. Создатели дольменов проявили себя не только в качестве строителей, но и архитекторов. Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стенкой. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Всё это позволило выделить в постройке элементы конструкции – несущие свод опоры – и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена.

Внутри некоторых дольменов были комнаты до 7.7 кв. м, как в Эшери. В Западной Европе известны мегалитические гробницы с гравировкой. В Крыму открыты погребения бронзового века в расписных изнутри ящиках. Исследователи мегалитов Западной Европы пришли к выводу, что резьба в усыпальницах изображает ковры. На одном фризе, помимо их геометрического узора, показаны как бы повешенные на стену лук и колчан со стрелами.

Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой.

Менгиры (от бретонского «men» - «камень» и «hir» - «длинный») – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 м и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех. К наиболее поразительным сооружениям неолита относится кромлех Стоунхендж, известный еще под названием «хоровод великанов». Смысл, назначение, точное время и способ постройки до сих пор еще не совсем понятны. Находится Стоунхендж в окрестностях Солсбери в Англии.

Ранние формы верований

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся тотемизм, фетишизм, анимизм, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Тотемизм – это вера в родственную связь с каким-либо видом животных, рыб, растений, кт явл-ся тотемом (покровителем-родоначальником) данной группы. Тотемизм возник на охотничье-собирательном этапе развития, когда чел-к не выделял себя из окружающего мира. На ранней стадии тотемизма нельзя было убивать и есть мясо тотема, существовала система табу – религиозных запретов. Как  отклик этого, сохранились своеобразные табу в современных религиях: пост у христиан, священные животные в индуизме, кошерная кухня в иудаизме.

Вся жизнь первобытного человека была пронизана представлениями о магических связях в природе.

Магия – это вера в способность человека с помощью заклинаний воздействовать на окружающий мир.

Анимизм (от лат. душа, дух) – наделение природных явлений и объектов (растения, скалы, горы и т.п.) человеческими качествами, т.е. одушевление их. В этот период зарождаются представления о душе и ее бессмертии. Смерть стала считаться прекращением лишь физического существования, а душа продолжала жить.

Фетишизм (о франц. талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, кт наделялись сверхъестественными свойствами. Объектами поклонения – фетишами – могли быть любые предметы как естественного происхождения, так и созданные людьми: фигурки животных, камни, палки и т.п. Формы поклонения, почитания фетишей также разнообразны – от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу. Вера в амулеты (от арабского «гамала» - носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например поклонение черному камню в Мекке (кааба) у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

Мы рассмотрели основные особенности первобытной культуры и искусства. 30 тыс. лет архаической культуры оставили нам в наследство: обряды, ритуалы, символы, кт сохранились вплоть до сегодняшнего дня как в религиях мира, так и в профанной культуре.

Культура первобытной эпохи стала основой культур Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая и др. цивилизаций.



biofile.ru

Первобытность - это... Что такое Первобытность?

Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошел в употребление в XIX в.[1][2] В широком смысле слово «доисторический» применимо даже к эпохе динозавров, но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, культурное развитие Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см.

месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Периоды развития первобытного общества

Каменный век

Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда).

Периоды каменного века:

Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век

Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Периоды бронзового века:

  • Ранний бронзовый век
  • Средний бронзовый век
  • Поздний бронзовый век

Железный век

Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Строго говоря, уже выходит за рамки истории собственно первобытного общества.

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также