Первобытнообщинная формация – первая ступень развития сформировавшегося общества. Выделяют две основные стадии в развитии первобытного человека: дикость и варварство. Они различаются степенью развития сущностных сил. На стадии дикости люди производили простейшие орудия труда и с их помощью присваивали средства к жизни, в силу чего их образ жизни часто называют присваивающим. Основными способами добывания пищи были охота, собирательство, рыболовство. Разделение труда существовало лишь между полами.
Если на первой стадии первобытнообщинной формации человек при помощи созданных им орудий лишь присваивал средства к жизни, которые находил в готовом виде в природе, то с развитием земледелия и скотоводства, взяв под свой контроль определенные природные процессы, он начал их производить.
Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.
Первобытная общность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физических и духовных чувств человека – чувство обладания.
Рабовладельческая формация (рабство) — исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (рабовладельца) или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина (рабство в этой форме было широко распространено до XIX века). То есть коренная особенность этой ступени исторического процесса есть господство рабского труда и, соответственно, деление людей на людей-индивидов (рабовладельцев) и людей-вещей (рабов). (развитие: Китай, Греция, Италия, египет, Индия. По Энгельсу - «простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономического, политического и интеллектуального развития человечества».
Свободные ремесленники и землевладельцы разрушили рабовладельческое общество.
Феодальная формация (феодализм) – экономический тип общества, в котором экономический базис представляет собой целостную систему отношений частной и личной собственности феодала на крепостного, его рабочую силу и прибавочный труд, основные средства производства и основные предметы потребления. Феодализм возникает из расположения не только рабовладельческого общества, но и общинно-родового строя у варваров, завоевавших государства античного или азиатского типа. Ускоряется распад родовых связей, усиливается социальное расслоение, формируются различные сословия (господствующая форма труда – ручной труд). Основное противоречие феодализма – противоречие между общественным характером производства и частичным присвоением феодалом рабочей силы (личности) и основного прибавочного труда трудящегося (крепостного). В отличие от раба крепостной может иметь семью и хозяйство – средства производства. Поэтому социальная защищенность крепостного качественно выше, чем раба.
В капиталистической формации развитие человеческой сущности связано с тремя стадиями: доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной. На первой стадии посредством мануфактуры создается капиталистическая экономическая и техническая основа и соответствующая духовная культура.
Мануфактурное разделение труда, основу которого образуют природные особенности рабочих, привело к значительному повышению производительности труда. Применяя одновременно многих рабочих в одном и том же процессе труда, капиталист приводит в движение средний общественный, или абстрактный, труд. (в основном физический). Капиталист присваивает не рабочего, а его труд. То есть условием производства для капитала выступает не сам рабочий, а его способность к труду. Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах, а на условиях свободного найма. Для рабочего способность к труду, или рабочая сила, есть его собственность, к которой он относится как субъект, а для капиталиста – она стоимость. Теперь товар – рабочая сила, способная создавать прибавочную стоимость.
Появление новой исторической формы труда – машинного труда – явилось следствием развития сущностных сил человека. Деятельность машины заменяет человеческую руку.
При капитализме связь способностей и потребностей опосредована капиталом. Основной принцип капиталистической формации: от каждого по способностям, каждому по стоимости рабочей силы или по капиталу.
В последней трети 19 в наступает эпоха монополистического капитализма, характерными чертами которой являются: господство монополий и финансового капитала, вывоз капитала.
В конце 70-х годов 20 в высокоразвитые капиталистические страны вступили в постиндустриальную стадию развития, которая по экономической и социальной сущности является преддверием новой формации. Характерные черты – производство информации, интеллектуальная собственность, замена труда наукой и превращение ее в источник «прибавочной стоимости», «дестандартизация производства», стратегическое планирование, выход на первый план «человеческого капитала» или ценности самосовершенствования индивидов.
Роль постиндустриального производства аналогична роли мануфактурного производства. Постиндустриальное производство связано также с созданием и потреблением невещественных, информационных ресурсов, обслуживающих производственный процесс. Труд в постиндустриальном производстве в существенной мере зависит от индивидуальности человека, степени развития его сущностных сил.
Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование.
80.Теория коммунистической формации.
После XIX века термин «коммунистическая формация» использовался в работах марксистов для обозначения общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала отсутствие деления на социальные классы, изменение функций и постепенное отмирание денег. Марксисты определяли коммунистическую формацию как «наивысшую ступень исторического процесса». Это означало осуществление принципа: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», но он предполагал создание новых производительных сил, индивидуализацию труда и собственности. Коммунистическое общество основано на всеобщем непосредственно общественном труде. Маркс определил коммунизм через «положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека – есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью». Ленин определил коммунизм как «высшую ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу».
Теория Маркса возникла в XIX веке - тогда, когда европейские страны находились на «капиталистической» стадии «развития». Для того, чтобы им перейти «на следующую» (с его точки зрения), более «прогрессивную» стадию, нужна была революция, так как многих людей вполне устраивала «устаревшая» капиталистическая стадия, поэтому, чтобы они не препятствовали наступлению «счастливого коммунистического будущего», необходимо было их уничтожить. Так, крах Российской Империи в 1917-1921 годах и построение СССР как «социалистического» государства базировались на коммунистической теории Маркса-Энгельса, творчески развитой Лениным и измененной Сталиным под условия и задачи конкретной страны. Эта теория была опробована и реализована не только в России, но и в Китае, Кубе, Никарагуа, Кампучии и других странах. Результатом стала революция и гражданская война, хозяйственная разруха. В силу отторжения со стороны народа новых порядков потребовался репрессивный аппарат, безграничный по масштабам жестокости.
Отсутствие положительных результатов в достижении «счастливого коммунистического будущего» в условиях
продолжавшегося господства марксизма в государственной идеологии, к концу XX века привело либо к полному демонтажу социалистической системы (бывшие республики СССР, страны восточной Европы), либо к ее планомерному преобразованию в пользу «капитализма» и рыночной экономики при сохранении государственного производственного сектора (Китай).
Воспроизведя в своей книге разработанную Морганом структуру эпохи дикости, Энгельс в значительной мере проясняет и углубляет ее материалистическую сущность. Он анализирует формирование речи, переход к постоянному употреблению огня и изобретение лука со стрелами не со стороны приведших к этому интеллектуальных усилий, а со стороны закономерностей поступательного развития производительных сил человечества. В трактовке Энгельса импульс к такого рода интеллектуальным усилиям, характер и результативность последних и, наконец, сама потребность в открытиях и изобретениях определенного типа были глубочайшим образом детерминированы достигнутой ступенью взаимодействия людей с природой и друг с другом, развитием труда как общественного феномена.
Ранняя ступень дикости – по существу грань между биологическим и социальным уровнями материального мира, этап завершения антропосоциогенеза и начала собственно общественной истории. О том, что начальный этап дикости – по сути дела не что иное, как аналог эпохи первобытного стада «переходных существ», о чем Энгельс писал в очерке «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876), а еще раньше в одном из писем П. Лаврову (1875)[778], свидетельствует фраза, завершающая в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» характеристику низшей ступени дикости: «Из всех народов, ставших известными в исторический период, уже ни один не находился в этом первобытном состоянии. И хотя оно длилось, вероятно, много тысячелетий, доказать его существование на основании прямых свидетельств мы не можем; но, признав происхождение человека из царства животных, необходимо допустить такое переходное состояние»[779].
Средняя ступень дикости начинается с изобретения «энергетического орудия» – огня и знаменует собой становление классических форм первобытного строя. Огонь не только принципиально новое орудие охоты, средство приготовления пищи, защиты от хищников и холода. Огонь коренным образом изменил демографическую структуру и обычаи первобытных людей. Он открыл возможность старикам доживать свой век в качестве «хранителей огня». Это способствовало удлинению времени контакта быстро сменяющихся поколений, конденсации и передаче производственного и социального опыта, открыло возможность освоения новых природных зон и новых мест обитания (пещер), стало стимулом к миграциям и оседлости. Наконец, задача поддержания огня, очевидно, явилась первой нитью «зримой», а потому легко осознаваемой преемственности поколений, символом единства и связи членов коллектива.
Но даже отвлекаясь от столь удивившей Маркса недооценки Морганом роли огня в жизни первобытных людей, ибо он совершенно неправомерно поставил открытие способов получения огня трением в один ряд с изобретением мокасин и лыж[780], можно назвать целый ряд важных деталей мысленного «образа» средней ступени дикости, в которых Энгельс идет существенно дальше автора «Древнего общества». Главное, что Энгельс, будучи последовательным материалистом, не ограничивается констатацией расширения источников средств к жизни, и в первую очередь пищи, а делает акцент на переходе от грубо сделанных неотшлифованных каменных орудий палеолита к созданию первого орудия – дубины и копья, а также от использования «дикого» огня к добыванию последнего трением. Кроме того, он подчеркнул важное значение не столько употребления в пищу испеченных в золе или земляных печах содержащих крахмал корней и клубней, сколько ловли дичи, начатков охоты.
Высшая ступень дикости характеризует классический первобытнообщинный строй. Охота как наиболее продуктивный вид пищедобывательного труда теснит по своему значению в хозяйстве растительное собирательство. А главное – наряду с ними расширяется и усложняется орудийная деятельность, причем не только по применению, но и по изготовлению средств труда, а также передвижения, перевозки грузов, жилья, одежды и т.п. Все это, вместе взятое, обеспечивало, по справедливому замечанию Энгельса, «известную степень овладения производством средств существования» и «некоторые зачатки поселения деревнями». Стойбища приобретают черты оседлых, либо рассчитанных на длительный срок жилищ, для изготовления которых используются обработанные шлифованным каменным топором бревна и доски[781].
Энгельс не сводил, подобно Моргану, характеристику высшей ступени дикости к использованию лука со стрелами и не ограничивает ее знакомством с гончарным искусством. Ясно, что для него этот признак не относится к числу значительных. Напротив, шлифованный каменный топор и огонь важны для Энгельса именно как средства производства средств производства, в то время как лук со стрелами – лишь одно из средств добычи животной пищи, обеспечения личной безопасности и захвата (охраны) природных предпосылок жизнедеятельности первобытных людей. Именно в этом смысле «для эпохи дикости лук и стрела были тем же, чем стал железный меч для варварства и огнестрельное оружие для цивилизации, – решающим оружием»[782].
Морган невольно вносил в свою классификацию стадий древнего общества известный налет дарвиновского биоэволюционизма. Он акцентировал внимание на формах непосредственного удовлетворения индивидуальных биологических жизненно необходимых потребностей, формировавших индивидов на расширении ими природных источников потребления (перехода от «природных средств существования, состоящих из плодов и корней и добываемых в ограниченном месте обитания», к рыбной пище и т.п.) и рационализации последнего путем координации совместных действий с помощью речи, а также использования огня и оружия, вершиной которого на ступени дикости в его глазах было изобретение лука со стрелами. Маркс в конспекте моргановского «Древнего общества» и Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» выдвинули в качестве движущей силы становления и развития первобытнообщинной формации не столько сразу же бросающееся в глаза непосредственное производство средств к жизни и самого человека, сколько менее заметное на той ступени истории примитивное производство простейших средств производства (прежде всего орудий труда) и традиционное воспроизводство естественно сложившихся форм и стереотипов общения людей – производственных и иных еще не отпочковавшихся от них социальных отношений. Моргановская низшая ступень дикости предстала у Энгельса эпохой стада переходных существ. Соответственно, средняя ступень дикости выступает в его книге неким аналогом стадии становящихся, формирующихся людей, завершающих процесс антропосоциогенеза кристаллизацией рода. Высшая ступень дикости, как уже отмечалось, знаменует в интерпретации Энгельса зрелый, классический первобытнообщинный строй.
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» содержит материалистическую оценку первобытнообщинной формации как такой социальной ступени, которая явилась объективно обусловленной формой закрепления социальной материи на Земле и подготовки предпосылок ее последующего перехода к более развитым формам. Последние складывались на развалинах первобытного строя, развивались из продуктов его разложения. Этот момент важно подчеркнуть, ибо до сих пор нередки мнения о вызревании классовых антагонизмов непосредственно в недрах классических форм первобытнообщинной формации.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
fil.wikireading.ru
ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ
первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в производстве и распределении и социальным равенством членов общества.
Спорен вопрос о её начале. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн. лет, был временем перехода от биологич. формы движения материи к социальной, т. е. эпохой становления человека и общества. Формирующиеся люди, к которым относятся архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы и др. сходные с ними формы) и палеантропы (неандертальцы), жили в формирующемся обществе, которое принято именовать первобытным человеч. стадом или праобществом (праобщиной). По археологич. периодизации — это ранний палеолит; примерно на грани раннего и позднего палеолита 35—40 тыс. Лет назад антропосоциологенеа завершился. На смену формирующимся людям пришли готовые люди — неоантропы, Homo sapiens, а праобщество превратилось в сформировавшееся человеч. общество. Одни учёные включают праобщество в П. ф. в качестве первого этапа её развития. Другие считают объединение праобщества и начального этапа эволюции готового общества в одну единицу историч. развития неоправданным. С их точки зрения общественно-экономической формацией можно считать лишь определённую стадию развития сформировавшегося общества. Соответственно под П. ф. они понимают общество, Каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государства. По археологической периодизации это — поздний палеолит, мезолит, отчасти неолит.
В развитии этого общества отчётливо выделяются две осн. стадии: стадия ранней первобытной общины, или первобытной коммуны, и стадия поздней первобытной общины. На первой стадии люди создавали орудия из камня, кости, рога, дерева, но пищу не производили. Они присваивали её при помощи орудий. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим. Осн. способами добывания средств к жизни были охота и собирательство, к которым позднее присоединилось рыболовство. Уровень развития производит. сил был настолько низок, что обществом создавалось продукта не больше, или не намного больше, чем его необходимо было для обеспечения физич. существования всех его членов, т. е. избыточный продукт был крайне мал. В этих условиях объективной необходимостью было существование безраздельной коллективной собственности на все средства производства и предметы потребления и особенно на пищу. Пища распределялась между всеми членами коллектива независимо от того, участвовали они в её добывании или не участвовали. Такое распределение обычно именуют уравнительным. Вопреки распространённому представлению, оно не означает распределения продукта между всеми поровну, хотя это и могло иметь место. Суть уравнит. распределения заключается в том, что каждый член коллектива имел право на часть созданного в нём продукта исключительно лишь в силу принадлежности к коллективу. Размер получаемой доли зависел, во-первых, от объёма произведённого продукта, вовторых, от потребностей данного индивида. Взрослые мужчины нуждались в большем количестве нищи, чем, напр., старики и дети, и соответственно получали большие доли продукта. В общем и целом распределение осуществлялось по потребностям. Личной собственности на данном этапе не существовало. Имело место лишь личное пользование, а позднее личное распоряжение вещами, принадлежавшими коллективу. В условиях безраздельного господства коллективной собственности труд членов социального организма носил непосредственно-об-ществ. характер совершенно независимо от того, трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку. Первобытный социальный организм на данной фазе был подлинной коммуной.
Первобытная коммуна первоначально полностью совпадала с материнским родом. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с др. родом. Превращение на грани раннего и позднего палеолита праобщины, в которой господствовал промискуитет, в материнско-родовую коммуну было одновременно возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными брачными отношениями родов — дуально-родовой организации. В дальнейшем наряду с групповым браком возник парный и вместе с ним — парная семья. С поселением супругов вместе первобытная коммуна перестала совпадать с родом. Но включая теперь в свой состав людей, принадлежавших к неск. родам, каждая община имела в своей основе один определ. род и в этом смысле оставалась родовой. Род в большинстве случаев продолжал быть материнским, но в определ. условиях наряду с материнским мог возникнуть и отцовский род (напр., у австралийцев).
Хотя размеры коллективов на данной фазе П. ф. обычно не превышали неск. десятков человек, каждый из них представлял собой (прежде всего в экономич. отношении) самостоят. социальный организм. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значит. влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единств, регулятором поведения людей была воля коллектива (первобытная мораль), выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в обычаях и традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Обычно неск. коллективов, живших по соседству, образовывали племя.
Развитие производит. сил и возрастание массы избыточного продукта привело в дальнейшем к тому, что уравнит. распределение стало препятствием для дальнейшего развития производства. Возникла объективная необходимость в распределении по труду. С началом перехода к нему П. ф. вступила во вторую фазу своего развития — стадию поздней первобытной общины. Становление трудового способа распределения шло медленно; в течение всей второй фазы наряду с ним продолжал сохраняться и действовать старый — уравнительный. Сфера действия трудового способа распределения первоначально охватывала лишь избыточный продукт. Возникли и получили развитие спец. системы его распределения и обмена, отличные от системы распределения жизнеобеспечивающего продукта, — т. н. престижная экономика. В дальнейшем трудовой способ распределения начал распространяться и на жизнеобеспечивающий продукт. Сокращалась доля продукта, подлежащего уравнит. распределению, происходило сужение круга лиц, внутри которого этот принцип продолжал действовать.
Становление трудового способа распределения имело своим неизбежным следствием появление индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как экономич. ячейки и возникновение известного имуществ. неравенства между индивидами и семьями. Возрастают размеры общин. В их состав теперь входят уже нередко сотни людей. Усложняется структура общин, приобретая иерархич. характер. По-видимому, на этой стадии выделяются особые должностные лица (старейшины, вожди). Однако это имеет место не всегда и не везде.
Переход к фазе поздней первобытной общины произошёл ещё в эпоху господства присваивающего хозяйства, но прочная материально-технич. база была подведена под неё только с появлением земледелия и скотоводства. Переход к этой форме хозяйства был первым из трёх крупнейших переломов в развитии производит. сил человечества — аграрной революцией. Если человек раньше лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, которую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, он начал её производить, что создало условия для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным становление классов и государства.
Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития П. ф. На смену ей пришла эпоха перехода от доклассового общества к классовому, эпоха предклассового общества. Становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Община постепенно трансформировалась в систему всё более обособлявшихся Друг от друга домохозяйств, т. е. превращалась из первобытной в сельскую, соседскую. Парная семья трансформировалась в моногамную. Чаще всего этот процесс был опосредован возникновением большой, патриархальной семьи. Началось выделение ремесла, что способствовало развитию товарообмена. Углублялось иму-ществ. неравенство. Началось формирование частной собственности. Появились различные формы эксплуатации: клиентелла, кабала, рабство. Свободное население всё в большей степени расслаивалось на эксплуататорское меньшинство и зависимую от него массу рядовых общинников. Зарождались и обострялись социальные антагонизмы. В значит. степени процесс становления классов и государства ускоряли войны, которые велись с целью грабежа и установления даннических отношений. Увеличивались размеры социальных объединений, которые теперь могли включать в свой состав тысячи, десятки и даже сотни тысяч людей. Общины всё в большей степени из самостоят. социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств.
Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и егип. цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э. в энеолите (меднокаменном веке). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгеаде (включая Зап. М. Азию), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых классовых обществ относится к числу спорных. Одни сов. учёные считают их рабовладельческими, другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства.
Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М., 1974а; Становление классов и государства. Сб. ст., М., 1976; БорисковскийП. И., Древнейшее прошлое человечества, Л., 19792.
Ю. И. Семёнов.
Поделитесь на страничке
slovar.wikireading.ru
Первобытная формация | Файловый клуб FilesClub.net
Первобытно-общинная формация. Первая в истории общественно-экономич. формация, охватывающая время от появления первых людей – питекантропов, до возникновения классового общества. В истории собственно родового общества выделяются две осн. фазы. Первая из них охватывает поздний палеолит, вероятно, весь мезолит и, может быть, начало неолита. Наряду с каменными средствами труда в эту эпоху использовались орудия из кости, рога, дерева. Осн. занятием людей и гл. источником средств существования были охота и рыболовство. Дополнением к ним служило собирательство. Низкий уровень развития производит. сил, при к-ром люди с трудом обеспечивали свое существование, обуславливал определ. организацию обществ. произ-ва. Простейшие каменные орудия труда (каменные топоры, ножи, наконечники стрел, копья и т.п.), орудия из кости животных, деревянные стрелы и дротики позволили человеку выделиться из мира животных. Вместе с тем эти орудия обеспечивали низкую производительность труда. Их применение было эффективным лишь вследствие совместной деятельности людей. Такой характер производительных сил предопределял и тип производственных отношений. Все орудия находились в общем владении членов первобытного коллектива. Ячейкой такого коллектива являлся род, все члены которого были связаны кровнородственными связями..В родовой коммуне не было никакой власти, отделенной от коллектива и стоящей над ним, было равноправие всех ее членов – мужчин и женщин. Единств. регулятором поведения членов рода была воля коллектива, родовая мораль, выражавшаяся в общественное мнении и закреплявшаяся в традициях и обычаях. Род был единственной производств. ячейкой общества и соответственно осн. единицей всего социального устройства Будучи экзогамным коллективом, род не мог существовать изолированно. Его возникновение было одновременно появлением системы, состоявшей из двух взаимнобрачащихся родов, – дуально-родовой организации. Брачные союзы возникли как отношения не между индивидами, взятыми сами по себе, а между коллективами, родами. Первоначально брак был групповым, точнее дуально-родовым, и, вероятно, дислокальным: половые партнеры принадлежали к разным хоз. коллективам и жили раздельно. С распадением первоначальных родов на дочерние дуально-родовая организация превратилась в дуально-фратриальную. Экзогамия рода предполагает его уникотеральность – принадлежность к роду может считаться либо только по матери (материнский род), либо только по отцу (отцовский род). Первоначальный род был материнским. Дуально-родовой брак предполагал существование определенных прав и обязанностей между сторонами - родами. Каждый род, входивший в дуальную организацию, строжайше воспрещая половые связи между своими членами, предписывал им вступать в такие отношения с членами другого рода. Этим социальное регулирование половых отношений и ограничивалось. Для каждого конкретного человека обязанность вступать в половые отношения только с членом другого рода являлось лишь указанием на круг лиц, внутри которого он имел право искать половых партнеров, и только. Кто же конкретно из данного круга лиц становился его половым партнером и на какое время, это определялось лишь доброй волей людей, вступающих в связь. Вступление в половые отношения лиц, принадлежавших к разным половинам дуальной организации, не давало им никаких прав друг на друга и не накладывало на них никаких обязанностей. Поэтому их индивидуальные отношения браком не являлись. Индивиды, взятые сами по себе, в браке не состояли. Браком была лишь связь между двумя группами, двумя родами. Величайшим шагом вперед в развитии первобытной техники и всего производства явилось использование огня. С его помощью люди научились не только приготавливать пищу, но и обогревать жилье, изготавливать
Первобытнообщинная формация – первая ступень развития сформировавшегося общества. Две основные стадии развития первобытного человека: дикость и варварство. Они различаются степенью развития сущностных сил (природных и социальных), что выражается в характере труда, природе собственности, мировоззрении. На стадии дикости отмечается производство простейших орудий труда, присваивающий образ жизни (т.е. не возделывали полей, не приручали животных). Разделение труда только по гендерному признаку. Тем не менее, «дикари» были знатоками природы, что способствовало развитию ими всё более разнообразного и гибкого поведения. Корни успеха собирателей и охотников лежат в неименно возраставшей способности к объединению усилий, укреплению общественного образа жизни в составе племени. Обмен мог происходить лишь случайно и только внутри племени. Знания и нываки редко выходили за пределы одного племени. Из-за отсутствия подлинного знания человек прибегал к сверхестественным объяснениям окружающего мира. В духовной культуре доминирует мифология. Для варваров характерно приручение и разведение животных (преобладало в Старом свете), возделывание растений (преобладало в Новом свете). Это приводило к созданию излишков, которые уже можно было обменивать. Появляется разделение труда (на земледельческий и скотоводческий – трудовая специализация). Произошёл переход к патриархату. Формирование семейной собственности, противопоставление семьи роду. Становление раннеклассового общества (Шумер, Египет). В целом – азиатский способ производства. Первобытному труду присущи все наиболее общие признаки труда (присвоение вещества, изменение его формы и др.), но всеобщее ещё не выражено отчётливо.
Первобытная сущность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, разделившим общество на классы. С эпохи рабства социальный прогресс осуществлялся посредством несвободного развития большей части индивидов. Большинство производит, меньшинство потребляет → обособление способностей и потребностей. Труд проявляется в отчуждённой форме, сдерживающей развитие индивидуальности. Наблюдаетс яделение людей на людей-индивидов и людей-вещей. Рабство – самая грубая форма эксплуатации человека человеком. Оно возникает в период разложения первобытно-общинной формации (средняя ступень варварства). Общественное разделение труда привело к его избыточности в расчёте на одного человека, что породило потребность в применении новой рабочей силы, которую можно было добывать в войнах4. Т.е. первое разделение труда породило первое разделение на классы (рабов и рабовладельцев). Также рабство обусловлено отделением материального труда от духовного. Необходимость разделения на рабов и рабовлеадельцев вызвана слабым развитием сущностных сил человека. Осовение железа → рост сущностных сил человека → разнообразие ремёсел и совершенствование мастерства → «героическая эпоха», в которую произошло второе крупное общественное разделение труда – ремесло отделилось от земледелия. Рабы постепенно превращаются в основную рабочую силу. Зарождается особый класс – купцы, которые не принимали никакого участия в производстве. Вместе с купцами появляются металлические деньги как новое средство господства непроизводителя над производителем. Базис собственности в рабовладельческой формации – полис (город): на рабов распространялась частная собственность, на землю – то же, только опосредованная принадлежностью к общине. Рабство – плохой способ производства → экономический кризис → социальный кризис.
Феодализм возникает из разложения рабовладельческого общества, а также из разложения общинно-родового строя у варваров, завоевавших государства античного или азиатсякого типа. Происходит дальнейшая специализация труда, но до сих пор господствовало ручное орудие и ручной труд. Вначале наблюдался возврат к господству натурального хозяйства, снижение уровня культуры. Наблюдались отношения личной зависимости, т.е. внеэкономическое принуждение превратилось в механизм обеспечения экономического принуждения. У производителей существовала более прямая взаимосвязь способностей и потребностей, чем при рабстве. Развитие личности в основном происходило в городах, с ростом которых наблюдается развитие товарного производства и купечества. Философия, право, мораль, искусство пронизаны религиозным мировоззрением. Схоластика сковывала мысль. Религия строится на социальном неравенстве и гнёте. Первоначальное накопление является исходным пунктом капиталистического производства, его предысторией, а не результатом
Экономические эпохи отличются не тем, что производится, а тем, как это производится (Маркс).
studfiles.net
3.22. Первобытно-престижный способ производства и первобытно-престижная общественно-экономическая формация
3.22. Первобытно-престижный способ производства и первобытно-престижная общественно-экономическая формация
На стадии позднепервобытного общества престижно-экономические отношения определяли характер всех остальных социально-экономических отношений. Поэтому всю систему социоэкономических отношений, которая существовала на этой стадии развития, можно охарактеризовать как первобытно-престижный общественно-экономический уклад. Этот уклад существенно отличался от того, что существовал в раннепервобытном обществе. Хотя на этой стадии наряду с новыми социально-экономическими отношениями все еще продолжали существовать дележные, в целом первобытный коммунизм уже ушел в прошлое. Если в основе раннепервобытного общества лежал первобытно-коммунистический (коммуналистический) уклад, то фундаментом позднепервобытного общества был качественно отличный от него первобытно-престижный уклад. Соответственно можно говорить и о двух разных способах производства: первобытно-коммунистическом и первобытно-престижном. А это значит, что раннепервобытное и позднепервобытное общества относились к двум разным общественно-экономическим формациям: первое - к первобытно-коммунистической (коммуналистической)формации, второе - к первобытно-престижной формации.
В основе развития первобытно-престижного общества лежала эволюция прежде всего престижной экономики. Трем выделенным выше этапам развития престижной экономики соответствовали три стадии эволюции первобытно-престижной формации. Первую из них можно назвать стадией раннего первобытно-престижного общества, вторую - стадией позднего первобытно-престижного общества, третью - стадией позднейшего первобытно-престижного общества.
Престижная экономика сыграла огромную роль в развитии человеческого общества. С ее возникновением появился новый, могучий стимул к производству. Для дародач, дароплатежей и особенно великодаров требовалась масса избыточного продукта. Она могла быть создана только трудом. О том, что церемониальный обмен, различного рода платежи, связанные с событиями жизненного цикла человека, престижные пиры, потлачи и другие подобные явления были на этой стадии развития важнейшими стимулами к труду, пишут все без исключения этнологи, занимавшиеся исследованием престижной экономики.
Возникновение престижно-экономических отношений открыло широкую возможность и дало могучий толчок развитию производительных сил общества. Но начиная с определенного момента, объективная нужда в существовании этих отношений отпала, и они постепенно начали терять значение и отмирать. Еще на стадии первобытно-престижного общества стал сворачиваться дародачеобмен. Переход к новой стадии развития был ознаменован постепенным исчезновением великодарообмена. Из всех трех форм престижного дарообмена продолжал сохраняться и играть известную роль лишь дароплатежный обмен. Но он в отличие от великодарообмена никогда не определял структуру общества. Новый этап развития, пришедший на смену первобытно-престижному обществу, принято называть предклассовым обществом.