Первобытные мифы. миф и его роль в формировании первобытной культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чем являлись мифы в культуре первобытных народов. Первобытные мифы


Доисторические мифы

История человечества относительно известна за последние 3-4 тысячи лет. Мы находим письменные источники, остатки архитектурных строений. А вот что творилось за десятки и даже сотни тысяч лет до этого окутано куда большей тайной. Ученые на основе осколков предметов быта, костей пытаются восстановить первые шаги человека, как разумного существа.

Нам кажется, что это были неуклюжие люди, закутанные в шкуры, что-то мычащие, да избивающие порой своих же соплеменников ради добычи. Но такой образ является упрощенным.

Наши представления о жизни доисторических людей основываются во многом на мифах, навеянных нам кинематографом. Наши далекие предки вели далеко не такую примитивную жизнь, как принято считать. А виноваты в этом распространенные заблуждения о доисторических людях.

Охотники-собиратели жили плохо и постоянно голодали. Это в нашей реальности сельское хозяйство кормит людей. Как только мы хотим перекусить, то просто подходим к холодильнику и выбираем любимое блюдо. В те времена о бутербродах и холодильнике люди и не мечтали. У человека было лишь копье, а его «обед» бегал по лесу и его еще надо было поймать. В те времена добыть себе пропитание было непросто. Что уж там говорить о рациональном здоровом питании. Кажется, что процветать могли только те племена, которые начали выращивать сами продукты питания. И эта полезная практика была постепенно перенята и другими группами людей. На самом деле при переходе к земледелию жизнь людей стала сложнее. С одной стороны, человек стал вести оседлый образ жизни, что мы имеем и теперь. Но разве так уж плохо жили охотники-собиратели? Рацион из мяса и овощей был довольно здоровым и разнообразным. Да и добыча пищи была не такой уж и сложной. Сегодня племена, живущие по аналогичному принципу, тратят на охоту и собирательство всего 14 часов в неделю. Выращивание растений и скота занимает куда больше сил. Есть мнение, что сельское хозяйство вообще появилось от отчаяния. Изобилие пищи привело к взрывному росту популяции человека. И тогда уже дичи перестало хватать на всех. Первые фермеры обнаружили, что их труд позволяет обеспечить себя едой, но при этом работа оказывается куда более изнурительной, чем у охотников. Если те были сильными и мощными людьми, употреблявшими питательное мясо, то первые крестьяне оказались невысокими и костистыми. Сильно влияла на строение тела и тяжелая работа, и качество первых выращиваемых продуктов. Да и болезни животных, живших рядом с человеком, стали ему передаваться. Сладкое зерно привело к заболеваниям зубов. Появилось и социальное неравенство. Если охотники вынуждены были работать вместе для загона добычи, то фермеры с излишком урожая могли нанимать своих менее удачных собратьев на работу. Тенденция усугублялась, деля социальные разрывы все значительнее.

У пещерных людей мозг был небольшого размера, что и определяло их невысокий интеллект. Жизнь доисторических людей представляется, как бестолковое сосуществование с постоянными драками и тасканием друг друга за волосы. Если бы такого человека перенести в настоящее время, то он едва ли был разумнее обезьяны. Но так ли это? Сегодня стало понятным, что пещерный человек был развит настолько, чтобы учиться в школе так же хорошо, как и современный индивидуум, выросший в той же среде. Исследователи полагают, что уже 100 тысяч лет назад у хомо сапиенса сложился современный мозг. Около 40 тысяч лет назад произошел некий рывок в развитии, человеческая революция. В этот период и сформировались современные черты человека. Но люди не стали в одночасье умнее, заинтересовавшись наукой и культурой. Наука выявила, что человек анатомически уже был способен к такому рывку за тысячи лет до этого. Его мозг был подготовлен природой к сложному мышлению, творчеству. Если бы была возможность дать пещерному человеку современное образование, то он вполне мог бы занять достойное место в нашем обществе. Есть даже теория о том, что такого понятия, как «современный человек», не существует в принципе. В плане возможностей мышления мы ничем не отличаемся от пещерного человека. Просто ему приходилось адаптироваться к условиям своей жизни и охотиться на зверей, тогда как сегодня мы тратим время на социальные сети и Интернет. Люди развивают те навыки, которые востребованы в их среде обитания. Попади мы в доисторический мир, то быстро бы умерли от нехватки еды. А пещерный человек сошел бы с ума от обилия информации современного мира. Но это случилось бы не из-за крошечного мозга, а из-за изначального воспитания.

Неандертальцы являлись большими примитивными животными. Неандерталец представляется нам волосатым существом, похожим на обезьяну внешне и интеллектом. У этого эволюционного тупика и дел никаких особенных и не было, кроме как таскаться повсюду с дубиной. Но культура неандертальцев довольно интересна. Она доказывает, что это были мыслящие существа. Питались они примерно так же, как и разумный человек. Неандертальцы могли творить, выражая себя в наскальной живописи. Человек разумный до этого еще не дошел. Известно, что неандертальцы даже болели раком, как и мы. Эти существа заботились о нетрудоспособных членах своей общины, что даже сегодня делаем мы не всегда. Согласно последним исследованиям у неандертальцев был ген, позволивший человеку создавать сложные языки и научиться разговаривать. По сути, это единственные живые существа, имевшие такие же возможности самовыразиться, как и люди. К сожалению для них, конкуренты в лице человека разумного оказались биологически сильнее, вытеснив неандертальцев с эволюционной тропы или же попросту уничтожив их.

Доисторический человек появился в Америке, мигрировав туда из Сибири. Есть теория, что около 12 тысяч лет назад группа людей под общим названием «Кловис», живущих в Сибири, в поисках лучше жизни оставила свои земли и отправилась покорять новый мир. Берингов пролив на тот момент представлял собой мост, соединявший два континента. Путешествие окончилось удачно и народ заселил новый континент. А уже через несколько тысячелетий европейцы достигли Америки с другой стороны. Но история об отважных переселенцах оказалась трогательной сказкой. На самом деле подобные миграции редко осуществляются одной группой людей, идущих толпой в одном направлении. Разные племена путешествовали в разных направлениях на протяжении длительного времени. Сегодня все больше археологических свидетельств несостоятельно теории о переселенцах из Сибири. Например, на юге Чили находится территория Монте-Верде со следами человека каменного века. Он жил тут еще 15 тысяч тел назад, за тысячу лет до того, как образовался мост через Берингов пролив. А в пещерах Пейсли ученые обнаружили инструменты, которыми пользовались за сотни лет до людей «кловис». Конструкция этих вещей совсем другая, чем у народов Сибири. Сам этот миф базируется на отличительных колющих инструментах, найденных в штате Нью-Мексико. Археологи назвали их в честь самого народа, «кловис». Но в результате никакой связи между инструментами древних сибиряков и народа «кловис» найдено не было. Да и сами эти предметы были найдены на восточном побережье континента, а не на западном, что казалось логичным для выходцев из Сибири. Интересно, что впоследствии было обнаружено сходство этих инструментов с теми, что было у европейского племени солутре, жившего в Испании и на юге Франции. Есть версия, что именно этот народ еще 22 тысячи лет назад смог достичь Америки по ледяному покрову Атлантического океана. И именно так началось заселение Америки. Эта теория интересна поворотом сюжета истории: испанцы покоряли в лице инков собственный же народ.

Недостающее звено эволюции так и не найдено. Часто говорят, что человеческая эволюция до конца и не ясна - отсутствует один самый важный элемент цепочки, гибрид обезьяны и человека. Именно этот провал и породил множество теорий нашего происхождения, опровергающих общепризнанную эволюцию. В 1863 году шотландский врач Джон Кроуфурд использовал термин «недостающее звено» для обозначения некого вида, переходного от приматов к современному человеку. На самом деле ученые обнаружили уже много останков, которых можно было бы причислить к недостающим звеньям. Эволюция была постепенной, человек не стал собой в одночасье чудесным превращением из обезьяны. Это нам хочется видеть резкие изменения в поколениях, но природа сделала процесс очень медленным и постепенным. На протяжении миллионов лет человек проделал путь от микроорганизма до высшего существа. Превращения из обезьяны в человека ничем не отличались по сути от других этапов эволюционного процесса. Сегодня на роль того самого «недостающего звена» может претендовать гибрид между еще обезьяноподобного австралопитека и уже человекоподобного хомо хабилиса. В 2010 году фрагменты этого существа были найдены. А в 2013 году ученые обнаружили гибридные ушные кости. Эти открытия получили названия переходных окаменелостей, их начинают находить все чаще. В истории нашей эволюции было очень много переходных стадий, которые и можно связать с «недостающим звеном». Но надо просто понять механизм эволюции и тогда миф окажется развенчанным.

Пища доисторических людей была пресной и безвкусной. Исследователи из университета Йорка проанализировали черепки глиняной посуды, найденной на берегах Балтийского моря. Эту керамику люди использовали более 6 тысяч лет назад. На посуде нашлись следы жира, принадлежавшего рыбе, моллюскам и оленям. Также обнаружились остатки более чем 120 видов растений. Стало ясно, что доисторические люди использовали их для ароматизации своей пищи. В частности, речь идет о чесноке и крошечных семенах горчицы, которые делали еду острой. Реальной питательной ценности эти растения не имели, так что они попали в горшок с едой лишь в качестве специй. В других местах Европы были найдены горшки со следами таких характерных добавок, как куркума, каперсы и кориандр.

У доисторических людей не было промышленности. Археологам удалось обнаружить нечто, что можно считать мастерскими доисторических людей. Примитивная промышленность существовала уже 60 тысяч лет назад. А в пещере Бломбос в Южной Африке нашлись еще более древние свидетельства этого. Исследователи назвали свою находку доисторическим лакокрасочным заводом. В пещере было все, что требовалось для создания наборов красок для последующих наскальных рисунков. В этом месте нашлись контейнеры, созданные из раковин, шпатели из костей для измельчения и смешивания компонентов для создания красной и желтой красок. В 2008 году удалось раскрыть пигменты 70-тысячелетней охры. Ученые предположили, что пещера на протяжении тысяч лет использовалась в качестве производства красок. Следы цветной краски нашли не только на наскальной живописи, но и на кожаных изделиях, керамике. Наносили охру и на тело. Вообще, удалось найти красную краску, созданную человеком еще 160 тысяч лет назад. Но находки в пещере Бломбос показали, что доисторический человек уже тогда владел высоким уровнем познаний в химии, способностями наладить массовое производство и хранить конечный продукт.

Доисторические люди придерживались палеодиеты. Идея палеодиеты появилась впервые в 1960-х. Даже сегодня ее старается придерживаться определенный процент населения. В современном своем виде она предусматривает блюда на основе мяса без обработанных зерновых, бобовых культур и сахара. Сторонники такого питания считают его естественным, ведь со времен охотников-собирателей человек не сильно изменился. Следовательно, питаться тоже следует аналогичным образом. Говорят, что цивилизация с современным питанием наградила человека новыми заболеваниями, тем же диабетом. Однако совершенно неверно считать нас такими же, как и доисторические предки. Да и говорить о единой палеодиете говорить не приходится. Населявшие север Америки инуиты питались в основном мясом и рыбой, тогда как обитатели Южной Америки предпочитали орехи и семена.

Сельское хозяйство стало толчком для развития городов. Долгое время считалось, что переход от доисторического общества к современному его виду стал возможен, благодаря переходу к сельскому хозяйству. С появлением ферм исчезла необходимость мигрировать с места на место за стадами диких животных. Люди стали строить постоянные жилища, формируя деревни. Человек стал задумываться о письменности и культуре. Однако находки в турецком Гёбекли-Тепе показали, что все было совсем иначе. В основе комплекса лежат резные каменные мегалиты, которым уже 11 тысяч лет. Камни эти были поставлены еще в те времена, когда человек занимался охотой и сбором растений. Только через 500 лет рядом возникнет деревня с одомашненным скотом. Там найдут самые старые штаммы пшеницы. Необходимость постройки столько массивного комплекса и вырезать в камне священные изображения, создать своеобразный социологический центр и заставила людей развивать сельское хозяйство и скотоводство. Они позволили накормить строителей и каменщиков. Сельское хозяйство позволило обеспечить едой наших предков, занимавшихся воплощением своих фантазий.

Доисторические люди не почитали своих умерших собратьев. Несколько крупных открытий подтвердили, что даже неандертальцы не просто погребали своих собратьев, но и проводили сложные ритуалы оплакивания умерших. Похороны сопровождались дарами мертвым людям для их загробной жизни. Исследование останков пожилых умерших показало, что за стареющими люди присматривали, а не бросали их. В захоронениях археологи нашли обработки тел, аналогичные тому, что используется и сегодня. В некоторых останках обнаружены следы ножей, удалявших костный мозг, мягкие ткани, суставы. Возможно, речь идет о каннибализме, но это могла быть часть духовного ритуала. А в Иркутске обнаружено доисторическое кладбище, в котором покоятся тела более ста людей. Жили эти охотники-собиратели 7-8 тысяч лет назад. И не факт, что такое кладбище единственное на Земле.

Неандертальцы имели низкую продолжительность жизни. Последний неандерталец умер около 40 тысяч лет назад. Наука все еще пытается выяснить, почему выжил вид хомо сапиенс. Согласно одной теории, человек разумный имел просто более продолжительную жизнь, чем неандерталец. Но ископаемые находки опровергают эту теорию. И у первых людей, и у их менее удачных конкурентов была примерно одинаковая продолжительность жизни. Оба вида сосуществовали на протяжении примерно 150 тысяч лет. Каждый четвертый представитель обеих видов доживал до 40 лет. Примерно одинаковый процент перешагивал 20-летний рубеж.

Все первобытное искусство заключалось в примитивной наскальной живописи в пещерах. В 2012 году ученые проанализировали художественные изображения движущихся четвероногих животных, начиная с доисторических времен и заканчивая современной эпохой. Оказалось, что древние люди более точно изображали движения. Анализ современных 1000 работ показал, что в 58 процентах случаев художники допускают ошибки. Для доисторических работ этот показатель составляет всего 46 процентов. Это делает наших предков куда более точными в своих работах, чем современные мастера. Доисторические люди творили не только на стенах пещер. Было найдено огромное число мумифицированных останков с обширными татуировками. А на Соломоновых островах нашли артефакт возрастом 3 тысячи лет, который поведал много о подобной практике. Инструменты из вулканического стекла стали отличным способом нанесения татуировок в доисторические времена.

Доисторические люди не умели расслабляться. Как выясняется, первобытные люди не были лишены желания приобщиться к эскапизму. На стоянках древних людей в пещерах Анд на севере Перу были найдены следы галлюциногенного кактуса. Еще больше свидетельств употребления с целью изменения сознания грибов. Известно использование опиума и жевания листьев коки людьми еще 8 тысяч лет назад. Происходило эта на побережье Средиземного моря, откуда традиция распространилась на остальную Европу. А популярный сегодня алкоголь употреблялся уже как минимум 9 тысяч лет назад. На черепках в провинции Хэнань были найдены следы жидкости из ферментированного риса, меда и фруктов.

www.molomo.ru

миф и его роль в формировании первобытной культуры

Содержание

ВВедение. 2

1.      миф и его роль в формировании первобытной культуры   3

2.      Мифология как форма общественного сознания.. 5

3.      Мифология древнего мира.. 7

4.      Миф и религия.. 13

5.      Миф нашего времени.. 15

Заключение. 16

список использованной литературы.. 17

ВВедение

Самой древней из принятых сегодняшней классификации форм общественного сознания (философия, наука, искусство, право и т.д.) является миф, мифологическая форма общественного сознания.

Особенности этой формы общественного сознания заключаются в том, что миф на ранних этапах развития человеческого общества является особым видом мировоззрения, в котором переплетены зачатки научных знаний, нормы, регулирующие те или иные отношения, господствовавшие в родовой общине, религиозные представления, художественно-эстетические чувства, нравственные оценки и т.д. Мифология, по мнению многих исследователей (Дж. Фрезер, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль и др.), рассматривается как система, своеобразным образом регламентирующая поддержание устойчивого социального порядка, как средство утверждения природного и социального единства, психологической монолитности первобытного коллектива.

В обыденном понимании мифы – это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.

Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание». Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.

1.     миф и его роль в формировании первобытной культуры

Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества.

Несмотря на фанатичность с точки зрения современного человека наивных представлений первобытной эпохи о мире, для древнего человека никогда не возникало даже вопроса о том, насколько достоверно то, что сообщает миф. Первобытный человек искренне верил в правдивость того, что сообщал ему миф, будь то сказание о богах и древних героях или представления об одухотворенности природы и его посмертном перерождении в новую ипостась. Действительно, мифология выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом человеческого сознания, представлений человека о мире и своем месте в нем. Миф играл роль основы всей духовной культуры первобытного общества, соединяя прошлое и современность. Мифология стала своеобразной идеологией первобытного общества.

Первичные религиозные верования древних людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и  позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом – видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом).

Как и все остальное, что было в жизни первобытного человека, религиозные представления должны были служить задаче выживания рода. Они объясняли явления окружающего мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад, но можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться, что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы.

2.     Мифология как форма общественного сознания

Мифология – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.

В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антилопий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифологической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом)  синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, «теоретический» и «практический».

3.     Мифология древнего мира

Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в «личностях» –  в человеке, звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, –  в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий своей волей, «личностными» качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и сопутствующие мысли и объяснения.

Итак, человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы. В этом рассказе (мифе) главное – то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и см природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредственно пережили столкновение двух одухотворенных, как им казалось, сил: враждебной, губившей их урожай и угрожавшей тем самым их жизни, и другой, устрашающей (гром), но доброжелательной к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить на их именах ассоциативно-метафизический ряд умозаключений, являющих собой причудливую смесь фантазии и реальности.

Следует учитывать, что в глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное. Отсюда текучесть природы. Мифы не объясняют ее, они ее только отражают. Она, эта сверхприрода, и дает содержание мифам, столь смущающим наш рациональный ум.

Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственной данности. Этот тип мифологического мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов.

Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

Общепринятой теории мифа нет до сих пор, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. Первую серьезную философию мифа создал итальянский ученый Дж.Вико, который полагал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Ему же принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на разных уровнях общественного развития. «Первые люди, как бы дети рода человеческого, неспособные образовать родовые понятия вещей, естественно, были вынуждены сочинять поэтические характеры, т.е. фантастические роды или универсалии, чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды». Он же предположил позже, что человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности природы, поскольку древние рассматривали ее по своему образу и подобию как наделенную чувствами, страстями, а затем - и телом.

Новый этап в понимании сущности мифов начался тогда, когда стало возможным массовое привлечение этнографического материала (т.е. с середины XIX в.). Связан этот этап прежде всего с именем английского ученого Э.Тейлора, автора знаменитой книги «Первобытная культура».

В основе мифов и религиозных верований лежит, по мнению Тейлора, анимизм – наделение неживых предметов душою с целью объяснить их действия. Это – первобытные, «детские» мысли об окружающем мире, на них наталкивали древнего человека сны, духи умерших и т.п. По мнению Г. Спенсера, стоявшего на тех же позициях, первобытный человек не отличал естественного и сверхъестественного, возможного и невозможного. Первобытный человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить. Миф – это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания. Таков был суровый вывод науки XIX в., да и в XX в. целый ряд исследователей, например Дж.Фрезер, подчеркивал рудиментарно-научный характер первобытного мифа, квазилогическое, ассоциативное начало в мифотворчестве, при котором «похожее» часто оказывалось в мифе тождественным. Миф для Фрезера - умственное и словесное осмысление магического действия. Например, ритуалу убиения состарившегося вождя соответствует миф о смерти божества.

Принципиально новым подходом к мифу отличалась так называемая психологическая школа (В.Вундт, Л.Леви-Брюль, 3.Фрейд, К.-Г.Юнг). По их мнению, в основе мифотворчества лежат особенности мировосприятия первобытного человека, который воспринимал все чувства, эмоции, вызываемые явлением, как свойство самого этого явления («мифологическая апперцепция»). Миф становился продуктом или особого типа мышления («первобытного мышления»), или образного выражения эмоций, или, наконец, подсознания первобытного человека. В последнем случае (по Юнгу) всевозможные сюжеты и мотивы мифов образуются в психике как первобытного, так и современного человека, но под влиянием ограничений и требований социальной жизни или оттесняются за границы сознания, в подсознание. Однако то, что существует в подсознании, – это, собственно, не сам миф, а нечто более целостное, смутное, некая заданность формы психической активности, это то, что стоит за мифом, что Юнг назвал архетипом. Его-то проекцией и является миф.

Но наиболее влиятельными в XX в. оказались два других направления социальной антропологии, много сделавших для изучения сущности мифотворчества. Первое связано с именем Б.Малиновского, второе – с именем Леви-Строса и известно под названием структурализма.

Согласно Малиновскому, миф – не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф – не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам – Библии, Корану и т.д.

Миф для первобытного человека – это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.

Структурализм впервые обратился не к рассмотрению отдельных мифов, а к изучению их в совокупности, характерной для каждого локально устойчивого этнического образования. Эту совокупность Леви-Строе определил как знаковую моделирующую систему – мифологическое мышление, которое он считает коллективно-бессознательным явлением и относительно самостоятельным от других форм жизнедеятельности племени. Мифологическое мышление способно к обобщениям, классификации и логическому анализу. Поэтому оно является интеллектуальной основой технического прогресса эпохи неолита. Но в то же время это особый тип мышления, образно-чувственный, мышление конкретное и метафорическое.

Для Леви-Строса структура мифов как знаковая моделирующая система – это аналог естественного языка как средства общения. Анализ мифов выявляет первичные структуры сознания, т.е. врожденной «анатомии» человеческого ума. В семантике мифа для Леви-Строса особенно важны двоичные (бинарные) противопоставления: верх - низ, мужское - женское, сырое - вареное, жизнь - смерть и т.д. Эти оппозиции как бы выражают фундаментальные противоречия сознания, объединить которые и стремится мифологическое мышление.

Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:

1)мифы – это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;

2)особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий – отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием;

3)миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов;

4)структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;

5)миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа;

6)миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии – божество;

7)мифология – средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры.

4.     Миф и религия

Миф и религия — формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре Мифа и религии. Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации.

Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой саморазвертывания, которая не обязательно обращена на последнюю реальность — непостижимый абсолют. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социокультурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами художественной фантазии. Интерпретация универсума мифа антропоморфна: он наделяется теми качествами, которые окрашивают бытие индивида и его взаимосвязи с другими людьми. Отсутствие субъект-объектной оппозиции, изначальная нерасколотость мира также специфичны для мифологии. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. Символическое воображение продуцирует образы, воспринимаемые как часть действительности.

Боги древнегреческого пантеона, например, столь же реальны, как и олицетворяемые ими стихии. Мифологические образы в высшей степени символичны, являясь продуктом синтеза чувственно-конкретного и понятийного моментов. Так, Посейдон — властитель морской стихии, имя Аида символизирует царство мертвых, а Аполлон — бог света. Конкретный мифологический персонаж соотносится с предельно широкой сферой феноменов, которые объединяются в единое целое посредством метафоры, созидающей символическое.

Религиозно-мифологические представления специфичны своей направленностью на непостижимое, принципиально находящееся за пределами компетенции разума, опорой на веру как высшую инстанцию по отношению к любым теологическим аргументам. Вера сопряжена с экзистенциальной активностью субъекта, попыткой осмыслить свое существование. Обрядовые действия и практика индивидуальной жизни базируются на ней, служат ее продолжением. Одновременно они стимулируют веру и делают религию возможной. Мифологические представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих.

5.     Миф нашего времени

Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности выступающие в форме чувственных представлений и фантастических  одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и религиозной философии.

В нашем столетии мы имеем дело главным образом с мифами политическими и идеологическими.

Мифология требует, чтобы в нее верили безоговорочно, просто принимали ее как должное, без рассуждений. Для мифологических образов и символов характерна высокая степень эмоциональной насыщенности. Они вызывают у человека не размышления, а смешанное чувство любви и страха, обожания и ужаса. Характерные примеры таких мифологических символов - это образы вождей (например, Сталина или Гитлера), образ Родины-матери, знамя воинской части. Человек мечтает о том, чтобы хотя бы издали, хоть на мгновение прикоснуться взглядом к вождю; он видит смысл своего существования в том, чтобы сохранять свою кровную связь с Родиной; он готов пожертвовать жизнью, чтобы вынести знамя с поля боя.

Политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс. Также она дает человеку силы преодолевать житейские трудности и надежду на то, что все его лишения окупит счастливое будущее всего человечества. В этом отношении политический миф глубоко дегуманизирован; он внушает человеку мысль о том, что его индивидуальная жизнь ничтожна по сравнению с теми задачами, которые стоят перед партией и государством.

Наиболее благоприятны для политической мифологии эпохи тоталитарного правления. Тоталитаризм превращает свою идеологию в своеобразную мифологию, поскольку приписывает ей абсолютную истинность, считая любые другие взгляды в лучшем случае ложными, а в худшем – враждебными.

С политической мифологией связан особый механизм управления людьми: они должны не просто бояться наказания и подчиняться приказам, но искренне и глубоко верить в необходимость и справедливость такого положения вещей, которое обрекает их на жертвы и лишения.

Ту идеологию, которая была создана в нашей стране в сталинский период, вполне обоснованно можно назвать тоталитарной мифологией. Явно мифологический характер имело учение о коммунистическом будущем человечества (своеобразная модификация христианской мифологемы Царства Божия на земле) или учение о мессианском предназначении рабочего класса. Человеку предписывалось любить товарища Сталина, верить в грядущее торжество мировой революции и ненавидеть капиталистическое окружение. И при этом отрицалась религия (которая именовалась "поповщиной") и демократические ценности (которые именовались "псевдогуманизмом").  В конце XX века тоталитарная мифология лишилась своего психологического и интеллектуального оправдания. Закономерно, что в начале 1990-х гг., с крахом КПСС и распадом СССР, она просто перестала существовать. Тем не менее крах тоталитарной мифологии не привел к демифологизации общественного сознания. Современное мифотворчество базируется на социальном расслоении, этнических конфликтах, локальных войнах и террористических актах, ложи политиков и их бездарности.

Можно наметить 4 группы современных мифов.

1.Это мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами.

2.Мифы, связанные с этнической и религиозной самоидентификацией (например, различные мифы о России и православии, их прошлом и современном состоянии).

3.Мифы, связанные с внерелигиозными верованиями (например, мифы об НЛО и инопланетянах, о снежном человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях и т.д.).

4.Мифы массовой культуры и среди них, несомненно, центральный - миф об Америке и американском образе жизни.

Заключение

Итак, целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

В современности существует не одна мифология, а множество мифов и мифологий, причем продолжительность их существования может быть весьма незначительной: они возникают, конфликтуют друг с другом и столь же быстро исчезают или трансформируются во что-то иное.

У нас нет серьезных оснований для того, чтобы считать, что со временем мифологии станет меньше или, наоборот, больше. По-видимому, и в обозримом будущем сохранится определенный баланс между рациональным знанием и мифологией.

 

список использованной литературы

1.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Изд-во полит. лит., 1986г.

2.От мифов к современным космологическим концепциям

3.Алексеев В.П., Першиц Ф.И. История первобытного общества. М, 1991г.

4.Ростошинский Е.Н. Структура мифологического мировоззрения. http://www.anthropology.ru/ru/texts/rostosh/misl8_10.html

5.Культурология (лекции). http://www.ufalaw.narod.ru/2/kult/kultur/

 

znakka4estva.ru

Чем являлись мифы в культуре первобытных народов - Вифсаида

Элементы современной культуры зародились еще в глубокой древности. Культура первобытных народов оставила после себя многочисленные памятники духовной и материальной культуры: статуэтки из кости и камня, наскальные росписи, орнаментальные узоры на каменных плитах и кусках оленьих рогов. Эти культурные памятники появились значительно раньше, чем сознательное представление о художественном творчестве, и представляли собой объективную действительность жизни первобытных народов.

Для первобытного человека мир был живым и проявлялся в человеке, зверях, растениях, а также в каждом явлении, встречавшемся на его пути – в незнакомой поляне, в ударе грома, в камне, о который он споткнулся на охоте и т.д. Окружающий мир воспринимался в качестве своеобразного партнера, который обладает определенными личностными качествами и волей. Таким образом первобытный человек сталкивался с бытием окружающего его мира, с которым он переживал целостное взаимодействие, основными составляющими которого были творческое воображение, эмоции и интеллект. Так, каждое событие в жизни первобытного человека обретало свою индивидуальность и требовало своего объяснения. Чтобы воспроизвести переживаемое человеком событие и тем самым объяснить его, использовался своеобразный рассказ – миф, который имел свои специфические методы интерпретации и описания.

Главной чертой мифов первобытных народов был синкретизм, то есть нерасчлененность культуры. Мифы являлись важной частью духовной культуры людей, которая заменяла собой искусство, религию, мораль и даже науку.

Содержание мифов первобытных народов выражало единую целостность мировосприятия человека и окружающей его природы. Так, человек не считал себя венцом мира и не отделял себя от мира животных и растений, а также от явлений и предметов живой природы. Помимо этого, первобытный человек считал, что все объекты вокруг него обладают душой и духовной жизнью. Отсюда и пошло одухотворение природы, которое часто встречается не только в мифах первобытных народов. Такое приписывание духовной жизни растениям, животным, природным объектам и предметам связано с явлениями анимизма (вера в одушевленность всего существующего) и фетишизма (вера в то, что неодушевленные предметы наделены сверхъестественной силой). Кроме этого, мифология первобытных народов тесно связана с такими понятиями, как антропоморфизм (приписывание природным явлениям человеческих поступков и свойств) и тотемизм (представление о том, что человеческие группы произошли от растительного или животного предка).

Всё это позволяло первобытному человеку одухотворять природу, населяя ее различными духами, которые вмешивались в его жизнь, определенным образом помогая либо вредя ему.

Благодаря одухотворению природы, первобытные люди относились к окружающему миру гораздо с большим вниманием и заботой, чем люди, живущие в наше время. Но с другой стороны, целостность мировоззрения и синкретизм обуславливали равноправие человека и природы. Поэтому очень часто человека приносили в жертву.

Таким образом, мифология представляла собой философию всего первобытного общества, на основе которой строилась жизнь, сознание и поведение людей.

vifsaida.com

Мифы первобытного общества — реферат

 

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Центральный филиал

 

 

факультет непрерывного образования

по подготовке специалистов

для судебной системы 

 

 

 

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

реферат

по  дисциплине «Культурология»

                           

 

Мифы  первобытного общества

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

очной формы обучения

группы 101

Степанюгина О.С.

 

 

Научный руководитель:

Ст. преподаватель  

                        Колупаева Е.А.   

 

Дата представления  работы

 20 _ г.

 

 

 

 

 

воронеж

2013

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Миф и его роль в формировании первобытной культуры………….…..4
  2. Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел….6
  3. Мифология древнего мира…………………………………………………8
  4. Мифология - исторический тип мировоззрения…………………………12

Заключение………………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………..14

 

Введение

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое  происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским  народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие  и римские мифы, позже им стало  известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях  и их героях. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического  развития более или менее развитая мифология существовала практически  у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются  в мифологических циклах разных народов.

 Сегодня большинство ученых  склоняются к тому мнению, что  секрет происхождения мифа следует  искать в том, что мифологическое  сознание явилось древнейшей  формой понимания и осмысления  мира, понимания природы, общества  и человека. Миф возник из потребности  древних людей в осознании  окружающей его природной и  социальной стихии, сущности человека.

 

 

1.Миф и его роль в формировании первобытной культуры

«Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества»

Несмотря на фантастичность с точки  зрения современного человека наивных  представлений первобытной эпохи  о мире, для древнего человека никогда не возникало даже вопроса о том, насколько достоверно то, что сообщает миф. «Для первобытного человека мифология являлась объективной действительностью» Другими словами, первобытный человек искренне верил в правдивость того, что сообщал ему миф, будь то сказание о богах и древних героях или представления об одухотворенности природы и его посмертном перерождении в новую ипостась. Действительно, мифология выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом человеческого сознания, представлений человека о мире и своем месте в нем. «Мифология – это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мы можем сказать о первообразе, что он является копией чего-то, что находится вне сознания. О первообразе мы так сказать не можем. Первообраз – образ самого сознания. От любого образа мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза нельзя отделаться, хотя можно и не знать о нем, не испытывать его влияния. Первообраз – это глаз» сознания. Мы видим глазом, а самого глаза не видим. Так и с первообразом: с его помощью мы осознаем или мыслим, но помылить сам первообраз так же трудно, как увидеть глаз». Таким образом, можно сказать, что все мышление первобытного человека было мифологическим. Соответственно миф играл роль основы всей духовной культуры первобытного общества, соединяя прошлое и современность. Мифология стала своеобразной идеологией первобытного общества. «Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, антропоморфизм, примитивный коллективизм».

Первичные религиозные верования  древних людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом – видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом).

Как и все остальное, что было в жизни первобытного человека, религиозные  представления должны были служить  задаче выживания рода. Они объясняли явления окружающего мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад, но можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться,что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы.

 

    2.Миф не есть выдумка, или фикция, не есть                    фантастический вымысел

Первобытные люди, будучи не в состоянии  понять и объяснить всевозможные явления природы - гром, молнию, дождь, огромные лесные пожары, радугу, движение солнца и луны, зори и облака, считали  их духами, то есть силами вполне одушевлёнными. Кроме того, они одухотворяли растения и животных, даже мельчайших насекомых  и поклонялись им. Из этих темных представлений появилась первобытная  религия и первобытные мифы.

Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел. Разумеется, мифология есть выдумка, если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской истории последних двух трех столетий. Однако, мы условились рассматривать миф исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами мифа, мифическими глазами. А с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция, и игра фантазии. Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркое и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола. Миф – необходимейшая, прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая категория мысли и жизни, и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинное и максимально конкретная реальность. Ученые мифологи почти всегда находятся во власти этого всеобщего предрассудка, но нас интересует миф, а не та или иная эпоха в развитии научного сознания. Миф не выдумка, а содержит в себе строгую и определенную структуру, а, следовательно, является основной категорией сознания и бытия вообще.

Миф не есть научное построение.

Научное отношение к мифу, как  один из видов абстрактного отношения, предполагает изолированную интеллектуальную функцию. Надо очень много наблюдать  и запоминать, очень много анализировать  и синтезировать, внимательно отделять существенное от несущественного, чтобы в итоге получить хоть какое-нибудь элементарное научное обобщение. Наука в этом смысле чрезвычайно хлопотлива и полна суеты. Несмотря на всю абстрактную логичность науки, почти все наивно убеждены, что мифология и первобытная наука – одно и то же. Как бороться с этими застарелыми предрассудками? Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. И тем не менее думают, что это - начало науки. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями.

 

                    3. Мифология древнего мира

Мир  для  первобытного  человека  был  живым  существом.  Эта   жизнь проявлялась в "личностях" - в человеке, звере и растении, в каждом  явлении, с которым  человек сталкивался, - в ударе  грома, в незнакомой лесной  поляне, в камне, неожиданно  ударившем  его,  когда  он  споткнулся  на  охоте.  Эти явления воспринимались как своеобразный  партнер,  обладающий  своей  волей, "личностными" качествами,  а  переживание  столкновения  подчиняло  себе  не только связанные  с этим поступки и чувства, но,  не  в  меньшей  степени,  и  сопутствующие мысли и объяснения. Итак,  человек  сталкивается  с  бытием  окружающего  мира  и  целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение  вовлечены  в него в той же мере,  что  и  интеллектуальные  способности.  Каждое  событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем  самым  объяснения. Подобное единство возможно лишь в  форме  своеобразного  рассказа,  должно воспроизвести  и  переживаемое  событие  и  раскрыть  его  причинную обусловленность. Именно такой "рассказ" и имеют  в  виду,  когда  употребляют  слово "миф". Другими словами, рассказывая мифы,  древние  люди  использовали принципиально   отличающиеся   от   привычных   нам   методы   описания    иинтерпретации.  Роль   абстрактного   анализа    играло    метафорическое отождествление.  Например,  современный  человек  говорит,  что  атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы  Ближнего Востока, наблюдая подобное  событие,  внутренне  переживали  его  совершенно иначе. Им на помощь  прилетела  долгожданная  птица  Имдугуд,  покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка,  чье горячее дыхание спалило посевы. В этом рассказе (мифе) главное - то единство, с каким переживается,  а соответственно  мыслится  и описывается реальное  взаимодействие  древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях,  от  которых зависело само  их  существование.  Они  непосредственно  пережили  столкновение  двух одухотворенных, как им казалось,  сил:  враждебной,  губившей  их  урожай  и угрожавшей  тем  самым  их  жизни,  и   другой,   устрашающей   (гром),   но доброжелательной к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить  на  их именах  ассоциативно-метафизический  ряд   умозаключений,   являющих   собой причудливую смесь фантазии и реальности.

Следует учитывать, что в глазах  первобытного  человека  сверхприродное пронизывало и поддерживало природное.  Отсюда  текучесть  природы.  Мифы  не объясняют ее,  они  ее  только  отражают.  Она,  эта  сверхприрода,  и дает содержание мифам, столь смущающим наш рациональный ум.

    Мысль в мифологическом  сознании была объектом  внутреннего   восприятия, она  не  думалась,  но  обнаруживалась  в  своей явленности,  так сказать, виделась и слышалась. 

  Образность в мифе неотделима  от  мысли,  так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается   впечатление   и, соответственно,  событие. Миф становится способом   миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она  формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е.  миф выступает в роли  своеобразной  философии или метафизики древнего человека.

Общепринятой теории мифа нет до  сих  пор, поэтому  необходимо познакомиться  с  самыми  известными из выдвигавшихся гипотез. Первую серьезную философию мифа создал  итальянский  ученый   Дж. Вико,   который полагал, что мифы складываются  как  игра  фантазии,  вызванная  интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними.  Ему  же  принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на  разных  уровнях  общественного развития.  "Первые  люди,  как бы  дети  рода  человеческого,   неспособные образовать родовые  понятия  вещей, естественно, были вынуждены сочинять поэтические характеры,  т.е.  фантастические  роды  или  универсалии,  чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды''.  Он же  предположил  позже,  что  человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности  природы, поскольку  древние  рассматривали  ее  по  своему  образу  и   подобию   как наделенную чувствами, страстями, а затем - и телом.

    Миф  -  не  объяснение  явлений,  т.е.  не  теория,  а  выражение  веры, переживаемой как действительность. В  первобытной культуре  миф выполняет важнейшую  функцию:  он  выражает   и   обобщает   верования,   обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и  культов, содержит практические правила человеческого  поведения.  Поэтому  миф  -  не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни  в коем  случае  нельзя   считать   миф   поэтическими   упражнениями   слабого интеллекта. Миф является прагматическим  законом,  определяющим  религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и  т.д.

Миф   для    первобытного   человека   -   это   подтверждение    некоей предполагаемой   исконной   действительности,   он   как    бы    прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных  моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.

student.zoomru.ru

Роль мифа в формировании первобытной культуры | Учеба-Легко.РФ

Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в «личностях» - в человеке, звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий своей волей, «личностными» качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и сопутствующие мысли и объяснения. Итак, человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы. В этом рассказе (мифе) главное - то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредственно пережили столкновение двух одухотворенных, как им казалось.

Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственной данности. Этот тип мифологического мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов. Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека. Общепринятой теории мифа нет до сих пор, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез.

Первую серьезную философию мифа создал итальянский ученый Дж. Вико, который полагал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Ему же принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на разных уровнях общественного развития. «Первые люди, как бы дети рода человеческого, неспособные образовать родовые понятия вещей, естественно, были вынуждены сочинять поэтические характеры, т.е. фантастические роды или универсалии, чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды''. И он же продолжает: «Поэтическая мудрость - первая мудрость язычества - должна была начинать с метафизики, не рациональной абстрактной метафизики современных ученых, а с чувственной и фантастической метафизики первых людей, так как они были совершенно лишены рассудка, но обладали сильными чувствами и могущественной фантазией». Юм Д. предположил позже, что человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности природы, поскольку древние рассматривали ее по своему образу и подобию как наделенную чувствами, страстями, а затем - и телом. В основе мифов и религиозных верований лежит, по мнению Тейлора, анимизм - наделение неживых предметов душою с целью объяснить их действия. Это - первобытные, «детские» мысли об окружающем мире, на них наталкивали древнего человека сны, духи умерших и т.п. По мнению Г. Спенсера, стоявшего на тех же позициях, первобытный человек не отличал естественного и сверхъестественного, возможного и невозможного. Первобытный человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить. Миф - это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания. Миф становился продуктом или особого типа мышления («первобытного мышления»), или образного выражения эмоций, или, наконец, подсознания первобытного человека. Миф - не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность.

В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и т.д. Миф для первобытного человека - это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.

Какие же можно сделать выводы? Современные представления о мифе при всей их разно плановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения: 1) мифы - это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций, 2) особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий - отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Например, в шумерском языке не было слова «убить», использовался оборот «голову палкой ударить». Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием; 3) миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов; 4) структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека; 5) миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа; 6) миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии - божество; 7) мифология - средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры.

Литература:

1. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989

2. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

3. Лурье С.А История Греции СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993

4. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

uclg.ru


Смотрите также