Рисунок первобытный. Ребята-исследователи пещер (о находках пещер с первобытными рисунками)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как изобразить в картинках занятия первобытных людей? Рисунок первобытный


Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

  • Я считаю, что это главный вопрос, которому надо уделять первостепенное значение при воспитании и обучении молодого поколения. Прежде мне хотелось бы напомнить мой ответ в предыдущем вопросе об истоках истории.

    В данном ответе я заметил, что тот кто не хочет знать прошлого, у того будущего может и не быть. Да современныу дети понятия не имеют о быте первобытных людей. И это порой отрицательно сказывается на их воспитании. И в результате мы имеем, то что имеем. А это большое количество разводов и гражданские браки, которые нельзя даже порой сравнить с семейными отношениями даже среди животных. Так что действительно дети должны знать чем занимались первобытные люди, как говорится, чтобы выжить.

    Прежде всего нужно отметить, что женщина была хранительницей домашнего очагв и воспитывала детей.

    Вот и картинка как это было.

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    Ну а мужчины были охотниками и кормильцами.

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?
  • Древние люди, чтобы выжить занимались различными видами охоты, например, она ловили рыбу только не обычным методом, как мы сейчас привыкли, например, с помощью удочки, а для этого они использовали тонкий кол с заострнным концом и они были такими ловкими и умелыми, что точно могли поразить рыбу своим деревянным копьм прямо с одного удара:

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    Так же древние люди умело и отважно охотились и на крупных и на мелких млекопитающих таких, например, как мамонты, олени, косули и других животных:

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    В остальное время, свободное от охоты, они собирали коренья, которые можно было есть и другие всевозможные дары леса, потом они, конечно же, готовили пищу, носили воду для готовки, во время отдыха яростно танцевали у костра и спали, не имея никогда бессонницы.

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?
  • Чтобы нарисовать в картинках жизнь первобытных людей, нужно понимать чем они занимались в обычной жизни.

    Ученые археологи и историки говорят о том, что первобытные люди охотились на зверей, сидели в пещере у огня, любили рисовать на стенах пещер и изготавливать предметы быта.

    Рисунки:

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    как нарисовать такого первобытного человека поэтапно смотрите здесь

    вот это рисунок мамонта поэтапно

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    вот здесь показано как нарисовать такой костер

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    а вот так выглядел первобытный учитель и первобытные ученики в первобытной школе.

  • Первобытные люди занимались охотой и собирательством, они научились добывать костер, обрабатывать шкуры, делать орудия труда. Первобытные люди любили украшать стены пещер разнообразными рисунками. Они уже начинали приручать животных и делали попытки обрабатывать землю.

    Любые из этих занятий можно попытаться изобразить в картинках и это задание будет много проще для тех, кто неплохо рисует.

    Я попыталась подобрать наиболее простые картинки, иллюстрирующие жизнь первобытного человека.

    Вот охота и изготовление орудий:

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    Вот первобытные художники:

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    Обработка дерева:

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    Веселый первобытный человек с каменным топором:

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    Бытовая сценка:

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?

    Еще охотники:

    Как изобразить в картинках занятия первобытных людей?
  • info-4all.ru

    Пещеры с рисунками первобытных людей

       Изображение бизона из пещеры Альтамира (Испания).

       Давным-давно, около сорока тысяч лет назад, на земле жили первобытные люди. По виду они были похожи на людей нашего времени, а занимались охотой на мамонтов, бизонов, оленей, диких лошадей, пещерных медведей, саблезубых тигров, шерстистых носорогов. Одежду носили они из звериных шкур, но домов еще не умели строить и жили поэтому часто в пещерах.    В открытии подобных пещер принимали участие не только ученые, но и дети.    Однажды в Южной Франции такую пещеру нашел четырнадцатилетний Давид. На стенах ее он увидел изображения животных. Мальчик сразу же побежал к своему учителю и рассказал о своей находке. Учитель отправился вместе с Давидом в пещеру и исследовал ее. На стенах действительно было множество изображений разных зверей. Кто же их нарисовал? Учитель рассказал Давиду, что рисунки сделаны первобытными охотниками, которые жили в пещере. Охотники прекрасно знали повадки животных и изобразили их бегущими, спокойно стоящими на месте и мирно пасущимися, умирающими, пораженными стрелами охотников. Пещеру эту в честь мальчика, открывшего ее, часто называют пещерой Давида.    Одна из самых красивых пещер с рисунками первобытных людей находится в Дордони (Франция). Называется она Ласкоз. Эту пещеру нашли в 1940 году несколько мальчиков совершенно случайно. Они шли мимо с собакой, и вдруг собака куда-то исчезла. Ребята раздвинули кустарник, убрали камни и увидели большую щель. Один из мальчиков полез в нее и начал пробираться вперед. Вдруг он съехал куда-то вниз, но все же продолжал ползти в темноте все дальше – туда, откуда доносился испуганный визг. Наконец в большой, просторной пещере он увидел собаку и позвал своих товарищей. Они поползли вслед за ним. Но вскоре расцарапанные, ободранные все вылезли обратно на поверхность. Дети решили сохранять пока в тайне свое открытие и самим обследовать пещеру. На следующий день мальчики вернулись к ней с веревками и фонарями. Путешествие началось.

       Изображение ревущего бизона из пещеры Альтамира (Испания).

       Ребята рассказывали потом, что в пещере было темно и жутко и сердца их бились от страха. Один из них приподнял фонарь и заметил на стене какие-то линии. Тогда все наставили свет на стены и увидели изображения быков, оленей, диких лошадей.    О первобытных людях мальчики слыхали в школе. Поэтому они, как и Давид, прежде всего рассказали о пещере учителю. Ребята и не подозревали, что их учитель может так быстро бегать. Он хотел поскорее осмотреть все рисунки, но это ему не удалось: рисунков было слишком много. Этого не мог сделать и ученый Брейль, который впоследствии внимательно изучал пещеру. Считают, что на стенах этой пещеры сохранилось больше двух тысяч одноцветных и еще множество цветных рисунков. Изображения часто находят одно на другое, и иногда трудно понять, что же там нарисовано. До сих пор некоторые рисунки в пещере еще не разгаданы.    Сейчас эта пещера хорошо освещена электричеством. Лампы искусно спрятаны, но свет от них наполняет всю пещеру. Особенно красиво у входа. Стены и потолок здесь густо покрыты рисунками. На некоторых из них животные достигают в длину шесть метров. Все рисунки выполнены с большим мастерством. Тонкий сталактитовый покров, образовавшийся на протяжении веков, предохранил их от порчи. В пещеру можно проникнуть сравнительно легко. Местные жители бывали в ней еще раньше мальчиков, но не обратили внимания на рисунки. Сейчас они гордятся "своей" пещерой, которую открыли не приезжие ученые, а их дети. Сами ребята потом работали в пещере хранителями и экскурсоводами и знали ее подземные пространства не хуже своего дома.    Надо еще рассказать и о других трех мальчиках. Им удалось найти целых две пещеры, но их открытия не были случайными. Мальчики эти были сыновьями профессора археологии в Тулузе (Франция), с детства занимались раскопками и много слышали о первобытных людях. Они открыли нечто необычайное, но им пришлось преодолеть для этого много трудностей и даже опасностей.    Профессор Бегуен, их отец – неутомимый исследователь пещер – был высокого роста, полный, и в узких проходах пещер ему часто трудно было пробираться. Поэтому он обычно брал с собой в экспедиции своих сыновей. Они лазали по тем ходам в пещерах, которые оказывались слишком узкими для отца.

       Одноцветное изображение лошади из пещеры Фон-де-Гом (Франция).

       Летом семейство профессора Бегуена жило в одной пиренейской деревушке. Около нее протекала небольшая, но быстрая речка Вольп. Было у этой речки одно странное свойство: она исчезала в горе. Зимой и весной речка полностью наполняла отверстие, прорытое в горе, а в сухие летние месяцы и в начале осени между ее поверхностью и сводом горы оставалось небольшое свободное пространство. Однажды там побывал один зоолог. Он интересовался, нет ли в водах, лишенных света, редких насекомых. Зоолог обнаружил, что от туннеля, прорытого рекой, ответвляется пещера. Пещера, которая была заперта течением реки, не интересовала археолога Бегуена: в ней люди не могли жить. Но мальчикам очень хотелось попасть в пещеру. Ребята были закаленные, сильные. В свободное время они ходили по горам, перепрыгивали через рвы и расщелины и лазали по деревьям. Они не боялись холодной воды горных озер и хорошо умели управлять лодкой.    Свое намерение мальчики скрывали от отца. Тайком стали они собирать все необходимое. Труднее всего было достать лодку. Ее пришлось сколотить из досок, собранных в разных местах. Ребятам немало пришлось потрудиться, чтобы дотащить лодку до речки. Прежде чем спустить ее на воду, они еще раз проверили, все ли взято с собой. Два коротких весла (второе на случай аварии), три фонаря, кирка и лопата, чтобы прокладывать дорогу. Ну, и немного еды.    Мальчики сели в лодку. Она сразу же понеслась к темному входу в пещеру. Совершенно непроизвольно ребята втянули головы, когда скала нависла над ними. Двое легли на дно. Только Луи, который управлял лодкой, сел так, чтобы глаза его были выше борта. В горе темно и страшно. Лодку бросает из стороны в сторону, фонари вспыхивают на мгновенье, а потом кажется, вот-вот погаснут. Все трое опасаются, что лодка даст течь, но вслух об этом не заговаривают. В некоторых местах река мелкая, здесь лодка застревает и крутится возле больших камней. Дальше проход расширяется. Путешествие в неизвестное продолжается.    Между скалами и водой появляется небольшая полоса берега. Луи налегает на весло и направляет лодку к суше. Это сделано вовремя. Чуть подальше река несется к водовороту – вода с бешеной быстротой заполняет глубокую пропасть.    Мальчики вытаскивают лодку на берег и на мгновенье как бы застывают, испуганные темнотой, духотой и оглушающим шумом воды. Но вот глаза их постепенно привыкают. Темноту слегка рассеивает свет фонарей. Ребята вспоминают свои прежние находки, которые они делали вместе с отцом в пещерах. Может быть, что-нибудь удастся найти и в этой. Они начинают освещать стены. И вот на стенах пещеры, наполовину затопленной водой, они видят изображения диких лошадей и оленей. А там, дальше – люди с головами животных, очень страшные на вид. И еще бизон, пораженный стрелой...

       Рисунок оленя с причудливыми рогами из пещеры Ласкоз.

       Юные исследователи идут дальше. Они пробираются сквозь узкий проход. В конце его открывается обширное пространство. И раньше еще ребятам бросился в глаза таинственный блеск известняка, вспыхивавший кое-где в темноте русла Вольпа, а теперь они удивлены и поражены красотой огромного подземного зала.    С потолка свисают сталактиты, похожие на гигантские сосульки, а с пола навстречу им растут сталагмиты. В середине образовалось озеро. В нем серебром отливают естественные колонны, а рядом мелькают красновато-желтые пятна света от фонарей. Тишину нарушают только капли, падающие со сводов пещеры. Постепенно замирая, расходятся по озеру легкие круги волн.    Мальчики потрясены. Луи невольно понижает голос, когда напоминает о возвращении. Трудно будет пробираться им к выходу против течения.    Бегуен, конечно, обрадовался открытию сыновей. Но мы не знаем, сказал ли он, что гордится ими, или же промолчал из-за того, что такое рискованное путешествие было предпринято без разрешения взрослых. Во всяком случае, на следующий день Бегуен предложил сыновьям отвезти его в пещеру. Отправились они на хорошей лодке. Отец с ужасом посмотрел на самодельную лодку, сооруженную его детьми.    После внимательного осмотра пещеры Бегуен послал в Париж, в Академию наук сообщение об этом чудесном открытии.    Но мальчики не удовлетворились своими успехами. В одной из стен большого зала пещеры они заметили на десятиметровой высоте начало почти отвесного хода или расселины. Ребята решили туда проникнуть. Они снова тайно от отца отправились в пещеру. В зале пещеры перебросили веревку через скалистый зубец и взобрались по ней наверх, прорубая киркой ступени в ломкой горной породе. Через несколько метров отвесный проход пошел почти горизонтально. Он был очень узок. На стенах они нашли несколько изображений лошадей и бизонов. Потом, казалось, пути дальше не было. Но нет! Свет фонаря проник сквозь щели и длинными тонкими лучами врезался в темноту. Мальчикам и раньше приходилось то здесь, то там отбивать сталагмиты, чтобы продвигаться вперед. И то, что казалось стеной, на самом деле было частой решеткой из маленьких колонн. Ее создали капли воды, падавшие здесь из известняка тысячи лет подряд. Мальчики подняли кирки. Сталагмиты с треском обрушились. Луи помог братьям пройти вперед. Куртки у них разорвались, на руках появились царапины. Но жертвы были не напрасны: ребята увидели нечто необычайное, почти неправдоподобное.    Луи, который шел впереди, даже отпрянул назад, налетев на младшего брата. "Что это там?" – спросил он, и голос его стал совсем хриплым от волнения. "Здесь кто-то уже ходил до нас!" Испуганно и разочарованно смотрят на него остальные. Луи показывает на пол: "Смотрите же, там следы!" Он наклоняется, ощупывает следы. "Твердые как камень! Это же не..."    – Конечно! – подхватывает самый младший, всегда быстрый в разговоре и в решениях. И сейчас он выпаливает все сразу: – Первобытные люди! Это могут быть только они!    Стадо оленей из пещеры Ласкоз.

       Все трое нагнулись над следами; их зоркие глаза и при слабом свете фонаря видят, как отпечатались каждая бороздка и складка подошвы прошедшего здесь некогда человека. Прямо над следами свисают с потолка сталактиты; никто не мог в наши дни там пройти или проползти.    Луи подсовывает под след руку. Глина там мягкая, верхний, сухой слой легко снимается. Осторожно кладет он слежавшийся комок глины в карман куртки. "Это мы возьмем с собой, – говорит он.– Отец удивится, когда к нему в гости придет пещерный человек!" Он делает вид, что равнодушен, но голос его немного дрожит от гордости.    Они идут через длинный извилистый проход. Перед ними опять новый красивый зал. На стенах его мелькают белые и желтые блики. И здесь они видят следы человека. Рядом лежит скелет змеи, изогнутый так, будто она все еще ползет. В углу куча громадных костей. Мальчики решают, что дома спросят у отца, какого животного эти кости. Может быть, большого медведя, потому что дальше видны следы сильных когтей, похожих на медвежьи. Но не могли же медведи жить вместе с людьми! Здесь так много нового, интересного, что братьям хочется во все вникнуть, все осмотреть. Наконец они вспоминают, что прошло уже много времени. Надо возвращаться. А завтра они вернутся сюда с отцом.    Трудно было не повредить взятый след, когда они пробирались на обратном пути через узкие проходы. Приходилось вынимать его из кармана и осторожно просовывать вперед, а потом уже протискиваться самим. Но зато дома след произвел потрясающее впечатление. Отец даже побледнел, когда они положили перед ним свою находку и объяснили, что это такое. Подумав, Бегуен сказал: "Если это и в самом деле след первобытного человека, то вашей находке позавидует любой профессор!"    Бегуен решил обязательно сам побывать в пещере. Он сильно задыхался, когда поднимался по веревке к расселине, руки у него дрожали. Сыновьям стало страшно. Им казалось, что по их вине он упадет и переломает руки и ноги. Но вот отец добрался до расселины и с трудом протиснулся вперед по узкому проходу. Однако главное препятствие ожидало его впереди.    – Это здесь мне надо пройти? Да тут даже кошка не сможет пролезть! – жалуется он. Три худощавых мальчугана смеются. За этим местом так и сохранилось название: "Кошачья дыра". Кирки бьют по остаткам сталагмитов и образуют такой проход, что Луи проскальзывает в него быстро и ловко, как змея. Потом то же пытается сделать и отец; он просовывает голову, но пройти не может. Луи помогает ему спереди, остальные подталкивают. Рубашка зацепилась за острые каменные зубцы и разорвалась в клочья. Профессор стонет. Но надо пройти! Наконец препятствия преодолены. Бегуен медленно выпрямляется. Он стоит, одетый почти как и первобытный человек с лицом, искаженным от боли. Мальчики глядят на него с невольной улыбкой. Пострадавший начинает смеяться вместе с ними. Но скоро все забывают об одежде отца и засыпают его вопросами. "Нет, пещерный медведь и человек не жили здесь одновременно, посмотрите-ка!"    Действительно, следы медведя лежат под следами человеческих ног. Значит, они значительно старше. Медведь оставил не только следы лап. В одном углу они увидели отпечаток его морды. Здесь он, наверное, спал. Кости – медвежьи. А вот еще кости зверей. Жили ли они здесь или потом кто-нибудь притащил сюда их кости, – на это пока ответить невозможно. Нижняя же челюсть медведя, по-видимому, служила человеку орудием, так как на ней видны следы ударов.    На этот раз можно не спешить. Завтрак взят с собой. Они продолжают двигаться вперед. Проходы сменяются залами. В одном из них – снова озеро, которое кажется черным и бездонным. Как будто бы, наконец, они достигли конца подземного мира. Напрасно мальчики ищут в стене трещину, чтобы продолжать путь. И вдруг отец зовет их к себе. Мальчики подбегают. Отец показывает им какое-то возвышение и от волнения даже ничего не может сказать. Наконец он произносит: "Разве вы не видите?"    Да, теперь видят и они. То, что издалека было похоже на простой глиняный ком, на самом деле оказалось скульптурой двух бизонов. Отец даже забыл, что он не один, разговаривает сам с собой: "Первая скульптура в натуральную величину, самая первая!" Младший сын в это время что-то увидел на полу. "Смешно, – кричит он, – отпечатки! Только пятки, пальцев не видно!" И правда, вокруг бизонов идут углубления. Профессор вложил в них пальцы и сказал: "Они небольшие, как у детей. Должно быть, ребятам было лет тринадцать – четырнадцать. И такое впечатление, что они здесь танцевали! Возможно, что десятки тысяч лет назад здесь устраивались праздники. Четырнадцатилетние дети? Может быть, здесь праздновали их принятие в общество взрослых? Что скажут по этому поводу ученые? Правда, сюда не так-то легко пробраться. Хотел бы я, чтобы обратный путь через кошачью дыру был уже позади! Надо постараться хоть как-нибудь привести рубашку в порядок, а то в таком виде неудобно возвращаться домой".    Профессор правильно сказал, что в пещеру не каждый сможет попасть. До сих пор в ней побывало не больше десяти человек. Но сыновья Бегуена еще много раз побывали в пещере. По поручению отца они зарисовывали все, что ему было нужно для научных работ.    20 июля 1914 года исполнилась вторая годовщина со дня открытия пещеры. Семья Бегуенов решила торжественно ее отпраздновать. Собрали рабочую одежду, лампы, взяли корзинку с завтраком; вышли очень рано, но летнее солнце сильно припекало, и идти в гору с ношей было тяжело. Не сговариваясь, все вскоре начали искать место для отдыха. Но где его найти? Весь склон горы залит солнцем. К счастью, они встретили крестьянина, который дал им хороший совет. "Разве вы не знаете, что недалеко отсюда есть дыра, из которой дует ледяной ветер даже когда очень жарко?" Бегуен внимательно прислушался. Если холодный ветер дует все время, то расселина должна быть глубокой. Он пошел к указанному месту. Но сыновья его были проворнее. Когда подошел отец, они уже успели убрать камни, и все увидели бездонную яму, похожую на шахту.    Два мальчика помчались просить у ближайших крестьян длинную веревку... Самого легкого из братьев спустили вниз. Вот веревка перестала натягиваться. Наверное, мальчик достиг дна и бросил ее. Измерили оставшуюся часть и установили, что глубина расселины – восемнадцать метров. Первые четверть часа прошли быстро. Наверху делали разные предположения о том, что увидит и найдет младший брат. Потом отец начал беспокоиться. Луи утешил его: "Этот найдет выход. Он взял с собой большой клубок бечевки и знает, что его надо привязать у входа, а потом разматывать. Так всегда можно найти обратный путь, даже если погаснет лампа. И он же обещал тебе, что будет осторожен".    Кажется, что это допотопное животное угрожающе мчится прямо на посетителей пещеры. (Фон-де-Гом).

       После того как прошли следующие четверть часа, братья тоже начали считать минуты. Наконец созвали "семейный совет". Каждый из мальчиков готов был спуститься в пещеру и искать младшего брата. Из-за этого разгорелся даже спор. Братья волновались все больше и больше. Но как достать новую веревку? Старая должна была висеть там, где она висела. Веревка была единственной связью между поверхностью земли и глубиной расселины. Наконец через час, когда оставшиеся наверху начали терять всякую надежду, веревка стала заметно натягиваться. Мальчики вскочили; они тянули ее так, как будто каждая минута промедления угрожала жизни брата.    И вот он наверху. Он бросил веревку и кинулся отцу на шею. Сначала он не смог и говорить. Наконец, когда любопытство братьев возросло до предела, мальчик скорее закричал, чем сказал: "Пещера колоссальная! И картины, вы не поверите, их сотни!"    "Три брата" – так отец назвал новую найденную пещеру. Она в той же горе, как и первая. Как будто между двумя пещерами есть и соединение, но до сих пор его не удалось обнаружить. Зато через некоторое время был найден новый вход, и в нее не надо больше спускаться на веревке. Вместо этого в одном месте приходится пробираться ползком на протяжении сорока метров, что делает ее еще менее доступной сравнительно с узким проходом ("Кошачьей дырой") первой пещеры.    Тогда еще никто не сосчитал, сколько всего картин в пещере "Трех братьев". Триста их там или пятьсот? Среди них нашли только одно настенное изображение животного, но оно единственное в своем роде. Находится оно на высоте четырех метров и угрожающе смотрит оттуда на зрителей. Это странное существо с человеческими ногами, согнутыми в коленях, как при танце. Одна из ног у него поднята кверху.    Голова оленья, с большими рогами. Вместо рук у существа медвежьи лапы, сзади лошадиный хвост. Жуткое впечатление производят большие круглые, устремленные вперед глаза...

       На этом заканчивается глава "Ребята – исследователи пещер" из увлекательной книги Элизабет Хартенштейн, посвященной искусству первобытных людей.

    Перевод с немецкого Т. Шафрановской и А. Дридзо.

    journal-shkolniku.ru

    История методов обучения рисованию, зарубежная школа рисунка - Н. Н. Ростовцев

    Введение, 2 часть.

    Не сразу научились люди строить себе жилища, создавать предметы домашнего обихода, владеть приемами изобразительного искусства. Тысячелетиями человек накапливал опыт в начертании линий и узоров, в изображении птиц и зверей. Первобытные люди, приобретая опыт в какой-либо работе, стремились передать его своим потомкам.

    Как передавались изобразительные навыки из поколения в поколение, ответить трудно. Есть основания думать, что усвоение навыков носило характер непосредственного, живого наблюдения и подражания. Когда человек рисовал животных и сцены охоты, заинтересованная молодежь внимательно следила за его увлекательной работой. Возможно, кое-кто тут же начинал подражать ему, а другие позднее повторяли приемы работы. Г. В. Плеханов писал: «Другой пример. Австралийская женщина изображает в пляске, между прочим, и то, как она вырывает из земли питательные корни растений, Эту пляску видит ее дочь и, по свойственному детям стремлению к подражанию, она воспроизводит телодвижения своей матери».

    Некоторые ученые предполагают, что изобразительное искусство первобытного человека возникло на основе подражания природе, многократного повторения форм природы. Обводя увиденные на земле или на стене пещеры тень предмета, фигуры человека или животного, отпечаток на земле ноги, руки или всей фигуры, первобытный человек давал вначале абрис (силуэт) этого предмета, а затем вносил уточнения. Этой точки зрения придерживался и великий ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Затем полученное подобие реального предмета (его образ) человек, возможно, повторял в меньшем масштабе, после чего переносил на предметы обихода в качестве украшения или магического талисмана.

    Однако во всех случаях именно живое, непосредственное подражание формам природы заставляло первобытных людей следовать точному воспроизведению натуры. Таким образом, на низших ступенях развития человеческого общества старшее поколение передавало детям накопленные навыки и умения не только в процессе добывания средств к существованию, но и в изобразительном искусстве, возникшем в тесной связи с трудовым процессом.

    Следует добавить, что многие рисунки первобытных людей носили магический, ритуальный характер и, таким образом, явились своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникло пиктографическое (рисунчатое) письмо. Этому вопросу посвящено немало научных трудов, в которых убедительно доказывается, как от упрощенных изображений форм предметов люди перешли к условным знакам, которые затем превратились в слова письменной речи и отдельные буквы. Рисовал первобытный человек углем и заостренным камнем. Возможно, он наносил предварительно рисунок углем, закреплял (процарапывал) его камнем, после чего раскрашивал охристыми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и потолков в пещерах Комбарельс, Лес-Эйзи, Альтамира и горных районах Сахары (рис. 4).

    Рис. 4. Бизоны. Рисунок из пещеры Лес-Эйзи в долине Везеры (Франция).

    Рисунок из пещеры Лес-Эйзи в долине Везеры

    Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать уже и как своеобразную профессию. Пользуясь известными в то время методами и приемами нанесения изображения на плоскость, ремесленник применял рисунки для украшения предметов своего ремесла, главным образом гончарного. Но эти композиции были условными и схематичными, мало похожими на предметы реального мира (рис. 5).

    В истории первобытного изобразительного искусства наблюдается интересный процесс. С одной стороны, в период неолита реалистическое направление идет по нисходящей линии. Умельцы постепенно утрачивают навыки правильной передачи форм предметов, изображения становятся все более схематичными и условными. Такой жизненной яркости, выразительности, как я рисунках неолита, уже не встречается. С другой стороны, наряду с условностью и схематизацией, потерей непосредственной реалистичности рисунка первобытный художник приобретает способность абстрагировать, обобщать, понимать основу формообразования, подмечать сходство и различие в характере формы предметов.

    Рис. 5. Неолитическая керамика.

    Неолитическая керамика

    В то же время дошедшие до нас рисунки этого времени показывают, что схематизм был не отвлеченным плодом фантазии художника, а проявлением процесса последовательного упрощения формы. Несмотря на схематизм и символические элементы на предметах гончарного производства, реализм все же следует признать основой развития искусства в древнем мире. Справедливо указывает известный ученый Брейль, что попытки изобразить предмет не в профиль, а в фас или анфас вызывали постоянное упрощение формы в связи с трудностью выполнения такого рисунка и передачи ракурса. Говоря о мадленском периоде, Брейль на примере рисунка козы показывает как реальное изображение, постепенно упрощаясь, превращается в декоративный элемент узора (рис. 6.) Видимо отсюда и берет свое начало пиктографическое письмо.

    Рис. 6. Упрощение рисунка козы (по Брейлю).

    Упрощение рисунка козы (по Брейлю)

    Археологические находки в Сахаре позволяют сделать вывод, что ремесленник не только подмечал и запечатлевал увиденное, но и старался заложить в свое изображение определенную мысль и содержание. В отличие от художника неолита, он начинает все чаще и чаще, наряду с животными, рисовать и человека. К таким рисункам следует отнести замечательный фрагмент наскального изображения «Собеседницы» (рис. 7) и серию «круглоголовых» из Тассили. Схематичное изображение человека с круглой головой, которая нередко украшена рогами и перьями птиц, полно загадочного содержания, видимо, ритуального характера. Эта загадочность и дала повод известному французскому ученому Анри Лоту рисунок «круглоголового» из ущелья Джаббарена назвать «Великим богом марсиан» (рис. 8). Последние археологические раскопки в Азербайджане, рисунки на скалах Кобустана также дают интересный материал для изучения методов рисования в древности.

    Рис. 7. Собеседницы и рис. 8. Великий бог марсиан.

    Собеседницы и Великий бог марсиан. Наскальные рисунки из Сахары

    Итак, большинство рисунков эпохи неолита носит геометрический, орнаментальный характер. Они применялись, главным образом, для украшения талисманов и предметов ремесла. Новое применение изображений изменило и характер построения рисунка. Изменяется и метод обучения рисованию. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела. Для этого мастер должен был несколько раз показать ученику, как надо работать, как следует изображать тот или иной узор, добиваясь желаемого результата. Так обучение рисованию стало приобретать свои законные права. Выработке приемов и методов обучения способствовали и характерные для того времени схематизм и условность изображения — художник придерживался определенных канонизированных форм и правил, которым он обучал своего ученика.

    В поздний период варварства обучение изобразительному искусству стало носить более организованный характер. Строго соблюдались известные принципы и приемы изображения. Однако четко разработанных методов обучения еще не было. Настоящее же обучение искусствам, с организацией школ и институтов, возникло только в период цивилизации, Ф. Энгельс писал: «Цивилизация — период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства».

    hudozhnikam.ru

    Первобытные люди (28 картинок) — jancel.ru

    Первобытные люди (28 картинок)

    Благодаря ученым сейчас мы хорошо знаем, как выглядит первобытный человек, из чего состоял его жизненный уклад, и еще множество разных нюансов, которые можно перечислять достаточно долго.

    В общем, если у вас есть интерес к данной теме, то данные картинки с первобытными людьми Вам точно понравятся, ведь в этой подборке мы собрали много всяких разнообразных и очень креативных рисунков.

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    Первобытные люди (28 картинок)

    jancel.ru

    На Южном Урале найден уникальный пещерный рисунок

    Археологи МГУ обнаружили в одной из самых знаменитых пещер уникальное изображение — двугорбого верблюда, который никак не мог обитать в той местности в эпоху палеолита.

    Ученые из Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ недавно обнаружили в Каповой пещере наскальное изображение верблюда, которое датируется эпохой палеолита.

    Капова пещера, находящаяся на территории Республики Башкортостан, является крупнейшим памятником наскальной живописи палеолита. В ней были найдены наскальные рисунки мамонтов, бизонов и лошадей, которые были сделаны 19—17 тысяч лет назад.

    Около 40 лет назад в пещере расчистили область, где тоже находились рисунки. Панно получило условное название «Лошади и знаки», и лишь недавно среди лошадей археологи сумели отыскать изображение верблюда. Точный возраст рисунка ученые еще не назвали, но предварительные исследования указали, что он был сделан не ранее 37,7 и не позднее 14,5 тысячи лет назад.

        © VisualHunt.com

    Двугорбый верблюд нарисован красной охрой — популярной в то время краской у «художников», а его контур обведен черным углем. Известно, что на территории Южного Урала в период палеолита не водились верблюды, поэтому археологи предполагают, что древние люди могли мигрировать на большие расстояния.

    Верблюд замечательно подтверждает теорию о Волжско-Каспийском направлении связей людей, организовавших святилище в Каповой пещере. Раньше это направление обосновывалось использованием украшений из ископаемых раковин, принесенных из Прикаспийского региона, рассказал руководитель экспедиции Владимир Житенёв.

         Фото: Вход в Капову пещеру. Пресс-служба МГУ

    Недалеко от верблюда ученые также расчистили изображение мамонта. Житенёв отметил, что работы по изучению первобытных рисунков еще продолжаются и археологам очень интересно проследить традицию создания пещерных святилищ с настенными изображениями.

    Источник

     

    dostoyanieplaneti.ru

    Наскальная живопись

    На стенах своих пещер кроманьонцы (см. статью «Первые современные люди«) рисовали изображения животных, на которых они охотились. Они первыми из людей стали рисовать, пользуясь красками, хотя неандертальцы, вероятно, задолго до того раскрашивали свои тела истолченной породой красного цвета, так называемой охрой.

    По всей видимости, кроманьонцы использовали эти рисунки в культовых целях. Они верили, что рисунки защитят от злых сил и помогут во время охоты, от успеха которой зависело само их существование. До сих пор не найдено никаких рисунков, выполненных более древними людьми. Возможно, они рисовали или царапали чем-то острым на кусочках дерева, которые давным-давно сгнили.

    Наскальная живопись кроманьонцев рисунок лошадиКроманьонцы рисовали лошадей, бизонов и оленей. Часто на рисунках встречаются и изображения копий, что должно было, по замыслу художника, принести удачу во время настоящей охоты.

    Рисунок ладони кроманьонца в наскальной живописиОдин из кроманьонских художников приложил ладонь к скале, а затем напылил вокруг неё краску через тростинку. Изображение людей или растений встречаются на ранних рисунках крайне редко.

    Изображение в наскальной живописи шерстистого мамонтаПеред вами высеченное на стене пещеры изображение шерстистого мамонта, на котором отчетливо видна его длинная косматая шерсть. Наскальная живопись часто показывает нам как выглядели доисторические животные.

    Магическая фигурка кроманьонцев изображающая женщинуМагические фигурки

    Кроманьонцы высекали на камне фигурки очень толстых или беременных женщин. Они также лепили статуэтки из глины, после чего обжигали их на огне. Вероятно, первобытные люди верили, что такие фигурки принесут им удачу.

    Наскальные рисунки

    Наскальные рисунки кроманьонцев были во множестве обнаружены во Франции и Испании. Краски и по сей день сохранили яркость, хотя возраст этих рисунков превышает 30 000 лет. На ранних наскальных рисунках запечатлены исключительно животные и всякого рода охотничьи сцены, из чего можно заключить, что художники были мужчинами. Пещера освещалась пучками горящей шерсти или мха, смоченного в животном жире. Иногда они сперва обозначали контуры животного, а затем закрашивали силуэт при помощи пучков мха или обрывков шкур, смоченных в краске. Краски изготовлялись из окрашенной мягкой породы. Художник растирал породу в порошок костью и камнем, а затем смешивал этот порошок с животным жиром. Краску хранили в полых костях животных, концы которых затыкались комками жира. Зеленой и голубой краски древние живописцы не знали, так как пород такого цвета им не попадалось. Художники делали кисти из кусочков шерсти, привязанных к небольшим костям. Иногда они наносили краску на рисунок пальцами или же использовали для этого маленькие кусочки меха либо пучки мха. Ещё о наскальной живописи читайте в статье «Первобытные люди в Европе«.

    Займитесь наскальной живописью

    Вам понадобятся гипс, коробочка типа большого спичечного коробка, бечевка, клейкая лента и краски.

    Займитесь наскальной живописью 1Возьмите отрезок бечевки длиной 6 см и сложите его пополам так, чтобы получилась петля. Прикрепите эту петлю клейкой лентой к днищу коробочки с внутренней стороны.

    Займитесь наскальной живописью 2Смешайте гипс с водой так, чтобы получился негустой раствор, и вылейте его в коробочку, там должен образоваться слой толщиной примерно 3 см. Дайте гипсу затвердеть, затем отдерите от него коробочку.

    Займитесь наскальной живописью 3Перерисуйте на этот кусок гипса один из наскальных рисунков на этой странице. Затем раскрасьте его, используя те же краски, что и пещерный человек: красную, желтую, коричневую и черную.

    Займитесь наскальной живописью 4Вы можете также воспроизвести и высеченное изображение животного. Перенесите контур мамонта, изображенного на этой странице, на кусок гипса. Затем старой вилкой продавите линии в гипсе по всему контуру.

    www.polnaja-jenciklopedija.ru

    Первобытное творчество в пещере Шове

    В пещере Шове есть самые ранние из наскальных рисунков. Она была открыта в 1994 году, до сих пор пещера считается одной из самых значительных галерей первобытного искусства. Когда завершился ледниковый период, на этапе палеолита, человек начал расселяться по всей планете. Так древние люди добрались и до будущей Франции, оставив здесь массу признаков своего пребывания – кости и рисунки. В пещере Шове мягкий глиняный пол, который сам по себе тоже очень интересен. В нем остались вмятины от могучих лап древних животных, многие из которых уже вымерли. Впервые эта пещера была исследована 18 декабря в 1994 году. Название пещеры произошло от имени одного из трех изучавших ее спелеологов — Элиэтт Дешам, Жан-Мари Шове и Кристиан. На стенах пещеры были найдены интересные и нехарактерные по качеству для первобытных людей рисунки. Если верить анализам, большая часть наскальных рисунков была создана 30-32 тысячи лет назад. Люди более поздней эпохи почти не оставляли следов своего пребывания, кроме пятен от дыма факелов и остатков древних очагов. Вплоть до 1994 года пещера Шове стояла нетронутой. Оставленные тут отпечатки лап, свидетельствуют о том, что долгое время пещера служила берлогой бурому мишке. В пещере полно окаменелых останков животных — череп медведя и горного козла с сохранившимися красивыми рогами. Древние люди с охотой зарисовывали увиденных ими древних животных. В пещере найдены изображения тринадцати различных видов животных, некоторые из них не оставили после себя никаких свидетельств, кроме зарисовок в пещере Шове. Как правило, в период палеолита древние люди изображали сцены охоты на лошадей, оленей, коров и так далее. Стены пещеры Шове порывают изображения хищников – львов, гиен, пантер, сов. Есть тут рисунок, на котором изображен носорог. Рисунков с людьми практически нет. Кое-где встречаются лишь химероподобные фигуры, к примеру, мужчина с головой зубра. Интересно, что художники пещеры Шове использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Есть тут и трехмерные изображения, выполненные посредством углубления рисунка в горную породу. Это особенно хорошо видно, если навести на рисунки свет фонаря. Похожие записи

    interest-planet.ru


    Смотрите также