«Палеолитические Венеры»: древнейшие произведения искусства. Первобытная венера
Первобытные венеры | Блогер Bbridgitt на сайте SPLETNIK.RU 25 апреля 2016
Женская красота всегда была предметом споров и обсуждений. Мы сравниваем эталоны прошлых лет или веков с современными идеалами, ругаем или восхищаемся стандартами, ищем недостатки и отмечаем достоинства. Да, женское тело это тема острая, конфликтная, почти как политика или религия. Я обычно в подобные дискуссии не вступаю, потому что, как показывает практика, заканчиваются они не самым лучшим образом или, в хорошем варианте, просто ничем) и данный текст ( кстати первый опыт на сплетнике) не исключение.
Это мирный пост о древнейших известных миру изображениях женщин. Очень необычно смотреть на фигурки, созданные несколько десятков ( в некоторых случаях и сотен) тысячелетий назад.
На протяжении 19-20 вв в разных регионах мира археологи находили статуэтки, изображающие женское тело. Их окрестили первобытными венерами. Датировки колеблются между 230 - 20 тыс до н.э. Однако основные открытия принадлежат эпохе верхнего палеолита (35-10 тыс днэ).
Напомню, что каменный век ( т.е век, когда люди использовали каменные инструменты) условно разделен на три больших периода: палеолит ( 2млн- 10 тыс.лет до н.э), мезолит ( 10-6 тыс до н.э), неолит (6-2 тыс до н.э). Палеолит делится на ранний ( 2,5 млн лет до н.э - 200 т.лет до н.э) средний (200-35 тыс.лет до н.э) и верхний( 35-10 тыс.лет до н.э).
Наиболее изученным является верхний палеолит и большинство находок, в том числе и Венер, относят к этому периоду. Именно в верхнем палеолите завершился последний ледниковый период, а homo erectus переквалифицировался в Homo sapiens sapiens.
Тем интересней первые две Венеры, найденные на Голланских высотах ( Берехат-Рам) и в Марокко ( Тан-Тан). Ученые датируют их примерно 230 тысячелетием до н.э. Это эпоха среднего палеолита, следовательно создателем статуэток является человек прямоходящий ( homo erectus), таким образом обе Венеры являются древнейшими образцами первобытного искусства. Однако, до сих пор ученые не пришли к единому выводу - считать ли эти камешки статуэтками. Нет никаких доказательств того, что форма и насечки - дело рук человека. Возможно такой облик всего лишь ирония сил природы. Тем не менее, не доказано и обратное. На камнях сделаны насечки, значит все-таки человек к ним руку приложил. Вот, вы можете судить сами.
Венера из Берехат-Рама ( Голланские высоты) Представляет собой антропоморфный камень из горной породы туф, 35 мм в длину.
Венера из Тан-Тана, Марокко (58 мм)
Однако, традиционно палеолитическими Венерами называют барышень эпохи верхнего палеолита, в рукотворном происхождении которых сомнений не возникает, как и не возникает двоякой трактовки изображаемого. Все предельно понятно)
Вот эти красавицы, наслаждайтесь)
Виллендорфская Венера (28 -25 т л до н.э). Австрия, 11 см. Сделана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности, что свидетельствует о передвижениях народов.
Это, наверное, самая знаменитая Венера. Её изображение растиражировано поболе Милосской. На мой взгляд, это самая аппетитная Венера. Вся как пончик. Очень хорошо передана прическа, автор явно долго работал над ней. А вот лицо и руки совершенно не проработаны. Эта черта общая почти у всех Венер. Видимо, статуэтки использовались как амулеты для культовых действий.
Скорее всего, это олицетворение плодородия и фертильности ( способность к деторождению). Соответственно, первобытный скульптор, в первую очередь, выделял и акцентировал те места, которые с этими качествами ассоциируются: грудь и вульву. А вот лицо, руки и ноги в этом отношении автора занимали мало. Хотя, как мы увидим внимание к деталям было совершенно не чуждо первобытному искусству. Иногда такие акценты на мелочах проявляются самым неожиданным образом ( как я уже сказала- завитки в прическе Виллендорфской Венеры - каждое колечко вырезано).
Венера из Холе-Фельс ( Венера Швабская, Венера Шельклингенская), Германия. 35-40 тыс лет назад,. Бивень мамонта, 6 см
Если не считать первых двух Венер "за людей", в чем действительно есть серьезные сомнения, то эта Венера является самым древнейшим из известных произведений искусства и прародительницей всех остальных Венер. Интересно, что на месте головы у нее сделано отверстие, предполагается, что статуэтку использовали как кулон. Так что это еще и древнейшее из известных украшений. Учитывая, что статуэтка вырезалась из бивня мамонта, в эпоху, когда инструменты были каменными, можно себе представить насколько это была долгая и кропотливая работа ( интересно и то, что автор решил украсить её резьбой - один из примеров неожиданного внимания к мелочам).
Кстати, у этой Венеры самая красивая грудь ( еще у танцующей Венеры хороша форма - увидите ниже) - в отличии от остальных - она задорно торчит вверх!
Венера Гальгенбергская , Австрия , 30 т л днэ, 7 см, серпентит ( минерал)
Тут уже попытка изобразить движение. Скорее всего ритуальный танец. Эту Венеру называют танцующей, она обладательница самой изящной фигурки. И здесь автор попытался передать движение. Кстати, несмотря на грубость работы, есть в этой статуэтке трогательное очарование)
Венера из Лосселя, Франция,20000 л до н.э. Барельеф на известняке, раскрашенный красной охрой
Эта Венера интересна тем, что в руке у нее изображен турий рог ( который использовался как емкость для питья). То есть бытовой жанр, можно сказать.
Венера Вестоницкая. Моравия , Чехия, 29-25 т лет до н.э. Керамика, 11 см
Венера Брассемпуйская ,Франция ,22 000 лет до н.э. Слоновая кость.
Эту Венеру называют "дама с капюшоном". Она первая из обнаруженных Венер ( нашли в 1892). По иронии, это единственная из Венер с лицом, однако, лишенная всего остального. Опять же резьба капюшона, учитывая уровень инструментов, которыми пользовался скульптур, впечатляет.
Венера Леспюгская, Франция ( 26~24 т лет до н.э.) ,15 см, слоновая кость
Вот еще один пример того, как первобытный автор может акцентировать совсем, казалось бы, второстепенные вещи. Есть предположение, что эта Венера одета в юбку из скрученных нитей.
Венера Савиньянская, Италия,28-20 тыс лет до н.э. Серпентин. 22 см - одна из крупнейших
Венера Мораванская, Словакия ,22-23 тыс лет до н.э. Бивень мамонта 7,6 см
Ну и напоследок - наши отечественные Венеры. Десять статуэток было найдено в селе Костенки, Воронежской области. Они создавались по схожему канону - гипертрофированные размеры тела, маленькие руки, ноги и голова. Возможно, это связано с культом древней Богини плодородия и деторождения, который же Именно в верхнем палеолите человек начал переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству и благосклонность богини стала особенно важна)
Всем спасибо, не судите строго!)
www.spletnik.ru
Венеры палеолита и неолита - доисторическое почитание Матери
Почитание плодородных сил и изобилия Природы-Матери известно практически во всех культурах народов мира. Но поклонение божеству плодородия уходит своими корнями во времени значительно глубже всех известных нам культур и народов, к эпохе палеолита, то есть к древнейшим временам каменного века. Как люди каменного века называли своих богинь, какие ритуалы проводили нам уже никогда не будет известно доподлинно, а вот факт почитания плодородия доказывается археологическими находками.
Археологические данные свидетельствуют о широком распространении культа Матери в каменном веке. На большей части Евразии, от Пиренейских гор, разделяющих Испанию и Францию, до Иркутской области России археологи находили и до сих пор находят следы поклонения природным силам плодородия в виде женских фигурок, вырезанных из камня или кости, которые называют «Палеолитическими Венерами». Эти доисторические женские статуэтки археологи датируют временами верхнего палеолита — 40 — 12 тысяч лет назад, когда современные люди расселились по всей Земле.
Большая часть женских статуэток времен верхнего палеолита представлена в виде обнаженного тела, с выраженными частями и органами, имеющими отношение к рождению и кормлению ребенка – это подчеркнуто большая грудь, бедра, живот, вульва, зачастую изображена беременность. Голова, руки и ноги у многих палеолитических венер не очень акцентированы или отсутствуют.
Первая женская статуэтка эпохи верхнего палеолита была обнаружена примерно в 1864 году маркизом де Вибре на юго-западе Франции в Ложери-Бас. Статуэтка из Ложери-Бас сделана из слоновой кости, у нее отсутствуют голова и руки, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие. Маркиз де Вибре назвал найденную им находку «Венера распутная», тем самым дав название целому классу женских статуэток палеолита.
Венера из Ложери-Бас, высота 8 см, возраст 15 тыс.лет, из слоновой кости, Франция
Древнейшая палеолитическая венера из известных на сегодняшний день обнаружена в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклинген, который находится примерно 130 км западнее Мюнхена. Ее называют «Венера из Холе-Фельс» и датируют возрастом в промежутке между 35 и 40 тысячами лет. Венера из Холе-Фельс является древнейшим признанным произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.
Статуэтка сделана из бивня мамонта и представляет собой типичную палеолитическую венеру — с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и ярко выраженным акцентом на грудях и вульве. На месте головы отверстие, дающее право предполагать, что статуэтка использовалась как кулон – амулет.
Венера из Холе-Фельс, высота 6 см, возраст 35- 40 тыс.лет, из бивня мамонта, Германия. Хранится в Музее доисторической культуры в Блаубойрене.
Наиболее известной венерой палеолита считается Венера Виллендорфская. Почему эта статуэтка стала самой известной из всех фигурок не понятно, возможно из-за хорошо сохранившейся формы, а возможно просто из-за рекламы. Тем не менее Венера Виллендорфская самая известная из всех фигурок палеолита и на 2005 год стоимость этой статуэтки оценивалась в 60 млн долларов.
Венера Виллендорфская была обнаружена в 1908 году в Австрии в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, 80 километров западнее Вены. Возраст фигурки из Виллендорфа датируют 29,5 тысяч лет, изготовлена она из известняка высотой 11 см. Её груди, живот и бёдра имеют большие округлые формы. Чётко выраженные линии подчёркивают пупок, половые органы и руки, сложенные на грудях. Черты лица полностью отсутствуют. Интересными особенностями Венеры Виллендорфской являются хорошо вырезанные волосы или головной убор на голове и то, что фигурка подкрашена красной охрой.
Венера Виллендорфская, высота 11 см, возраст 29,5 тысяч лет, из известняка, Австрия. Экспонируется в венском Музее естествознания.
Окраска красной охрой встречается также у «Венеры Лоссельской». Значение такой подкраски доподлинно конечно же неизвестно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом.
Венера Лоссельская представляет собой барельеф на блоке известняка, который был обнаружен в 1911 году на раскопках у французского поселка Лоссель, это 150 км восточнее Бордо. В правой руке обнажённая женщина держит предмет, напоминающий турий рог.
Венера Лоссельская, высота 46 см, возраст 20 тысяч лет, из известняка, Франция
Венеры палеолита обычно вырезаны из костей и бивней слонов или мамонтов, или из мягких пород камня, таких как стеатит, кальцит, мергель или известняк.
Уникальным по материалу изготовления экземпляром является Венера Вестоницкая. Эта фигурка керамическая и является древнейшей известной науке керамической статуэткой. При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом. Венера Вестоницкая была обнаружена в 1925 году в деревне Дольни-Вестонице, в 40 км южнее города Брно в Чехии.
Венера Вестоницкая, высота 11 см, возраст 31-27 тысяч лет, керамика, Чехия. Выставлена в Моравском музее города Брно.
По своим внешним характеристикам и времени происхождения к венерам из Виллендорфа и Дольни-Вестонице близка Венера Мораванская. Она была найдена словацким фермером в 1938 году у деревни Подковица недалеко от Мораваны-над-Вагом, это около 70 км от Братиславы. Во время Второй мировой войны фигурка попала в руки немецкого археолога, который отправил её на экспертизу в Париж и лишь в 1967 году Венера Мораванская была возвращена обратно в Словакию.
Венера Мораванская, высота 7,6 см, возраст 23-22 тысяч лет, из бивня мамонта, Словакия. Хранится в Словацком народном музее в Братиславе.
Еще одним интересным экземпляром палеолитической венеры, найденной в Европе является Венера Леспюгская. Это фигурка из слоновой кости с крайне выраженными и даже гипертрофированными женскими округлостями 15 сантиметров в высоту датируется возрастом в 28-26 тысяч лет. Венера из Леспюга была обнаружена в 1922 году в пещере близ деревни Леспюг, на склонах Пиренеев со стороны Франции, это около 70 километров юго-западнее от Тулузы.
Венера Леспюгская, высота 15 см, возраст 28-26 тысяч лет, из слоновой кости, Франция. Экспонируется в парижском музее человека.
Верхний палеолит – это времена ледникового периода: труднодоступность пищи, отсутствие сельского хозяйства и скотоводства. Людей, проживавших в те времена, называют охотниками на мамонтов. Поэтому формы тела палеолитических венер пышные, ведь это образ плодородия женского тела, символ изобилия и безопасности.
Но не все палеолитические венеры имеют преувеличенные фемининные черты. Например, Венера Петрковская, найденная в 1953 году возле чешского города Острава представляет собой безголовый торс стройной молодой женщины с маленькой грудью. Фигурка вырезана из гематита. Отсутствие головы является намерением автора. Треугольник внизу живота ярко подчеркивает женственность и фертильность образа.
Венера Петрковская, высота 4,5 см, возраст 25-23 тысяч лет, из гематита, Чехия. Находится в Археологическом институте города Брно.
Еще одним примером стройной венеры палеолита является женская статуэтка, найденная при раскопках верхнепалеолитическая стоянки Елисеевичи 1, которая находится возле деревни Елисеевичи Брянской области, примерно в 60 км от Брянска. У венеры из Елисеевичей плоский живот и тонкая талия, при этом размер бедер явно указывает на фертильность и плодовитость женского тела.
Венера Елисеевичская, высота 15 см, возраст 15 тысяч лет, из кости мамонта, Россия.
Зачастую фигурки палеолитических венер лишены головы, если голова и есть, то отсутствуют черты лица. Хотя и в этом вопросе тоже есть исключения, есть палеолитические венеры с хорошо прочерченными чертами лица. Например, венера Гагаринская, которая была найдена около села Гагарино Липецкой области, в 60 км от Липецка. Гагаринская палеолитическая стоянка была открыта в 1924 году крестьянином, нашедшим кости мамонта. При исследованиях этой стоянки было обнаружено несколько женских статуэток.
На следующем фото изображены 2 статуэтки, найденные в Гагарино. Крошечная фигурка слева представляет из себя уникальный образец с намеченными чертами лица и головным убором в виде шапочки. Уникальна также поза этой фигурки – ручки сложены на груди и подняты к лицу в молитвенном жесте.
Венеры Гагаринские, высота фигурки слева около 5 см, справа около 12 см, возраст 22-20 тысяч лет, из бивня мамонта, Россия.
Более крупная фигурка венеры Гараринской, которая справа на фотографии, тоже представляет из себя интересный экземпляр. У нее над животом изображено древние украшение-оберег. Украшения в архаичном обществе прежде всего исполняли защитную функцию от злых духов. Женщина готовится стать матерью и оберег под грудью над животом призван защищать ребенка в ее утробе.
В общей сложности в мире известно около 150 палеолитических венер. Несколько десятков из них были найдены на территории России. Россия занимает большую часть Евразии, поэтому на ее территории открыто множество археологических стоянок палеолита. Многие из фигурок, найденные в России заслуживают большого внимания и известности. Но у людей нет возможности увидеть эти уникальные экземпляры и даже узнать о них, информации в интернете ничтожно мало, по сравнению с тем как описаны и представлены находки из стран Европы. В Европе есть и памятники этим археологическим находкам, и различная сувенирная продукция производится, и украшения, и сотни страниц интернета им посвящены.
Памятники венерам палеолита в европейских городахСувениры и украшения с австрийской Венерой из Виллендорфа
В России же венерам палеолита не уделено практически никакого внимания. Невозможно даже увидеть их оригиналы лично. Считается, что какая то их часть хранится в Государственном Эрмитаже, какая-то в Кунсткамере в Санкт-Петербурге. Я посетила Эрмитаж дважды — в октябре 2017 года и в мае 2018 года, в зале палеолита, где должны были быть выставлены венеры, оба раза были пустые полки. Также я посетила Кунсткамеру, где от работницы музея узнала, что археологические находки держатся в запасниках музея и увидеть их невозможно.
Мне пришлось поехать в археологический музей в Воронежской области, чтобы взглянуть хотя бы на копии этих уникальных памятников древнейшей истории человеческой культуры, найденных на территории России.
В Воронежской области, в 40 километрах от Воронежа в селе Костёнки организован необычный археологический музей. Здание музея поставлено без фундамента, стены музея просто огораживают место раскопок древнего жилища из костей мамонта, поэтому музей работает сезонно, только в теплое время года.
Археологическая стоянка в селе Костёнки была обнаружена в 1879 году, но планомерное и детальное исследование костёнковских памятников было начато только в 1920-е годы.
На раскопках в селе Костёнки, названном так в честь множества костей мамонта, которые находили жители села у себя в подвалах и огородах, было найдено несколько фигурок палеолитических венер, по некоторым данным около 10, но точного количества мне выяснить не удалось — очень мало доступной информации. Они датированы возрастом 23-21 тысяч лет, выполнены из бивня мамонта и осадочной камнеподобной горной породы — мергеля. В музее в Костёнках продемонстрированы копии лишь 3-х Костёнковских венер.
Венеры Костёнковские, возраст 23-21 тысяч лет, фигурка слева около 7 см из мергеля, фигурка справа около 12 см из бивня мамонта, Россия.
В целом для Костёнковских венер характерны округлые формы груди и живота. На статуэтке, что на фото слева, как и у Венеры из Гагарино, присутствует украшение-оберег, но здесь оно размещено на верхней части груди женщины и говорит, скорее всего, о том, что этот оберег служит для сохранения молока для кормления ребенка.
В Костёнковской венере на фото справа очень гармонично передан образ плодородия. Показана много рожавшая женщина, которая вновь готовится стать матерью, маленькие ручки вытянуты вдоль живота, голова наклонена, как будто она прислушивается к находящейся внутри нее новой жизни, вся фигурка производит ощущение умиротворения и покоя.
Некоторые женские статуэтки в Костёнках представляют собой сознательно разбитые фигурки, то есть голова и нижняя часть ног были отломаны специально в каменном веке. Возможно это был какой-то ритуал.
Подобные Венерам из Костёнок статуэтки с чётко различимыми чертами лица и возрастом в 23-22 тысячи лет также были найдены при раскопках близ поселка Авдеева Курской области, около 35 км от Курска. Древности возле Авдеева были найдены в июне 1941 года, за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Полноценная научная разведка памятника началась уже после войны.
К костёнковско-авдеевской культуре также относят и 2-х Венер Зарайских из бивня мамонта, которые были найдены при археологических раскопках в самом центре старинного русского города Зарайска Московской области, около 130 км от Москвы в сторону Рязани. Зарайские Венеры были найдены в 2005 году. На Зарайской стоянке ученые нашли множественные следы применения природной красной краски охры, такой же которой покрыты Венера Виллендорфская и Венера Лоссельская.
Особняком среди венер палеолита стоят венеры Мальтинские и Буретские. Эти фигурки были найдены гораздо восточнее, чем прочие палеолитические венеры. Мальта и Буреть – это села в сибирской глубинке Иркутской области. Село Мальта расположено в 80 км на подъезде к Иркутску, а от Мальты до Бурети около 13 километров.
Венеры Мальтинские, возраст 24 тысячи лет, из бивня мамонта, Россия.
Статуэтки сибирского палеолита заметно отличаются от европейских. Поверхность большинства сибирских женских фигурок покрыта орнаментом, так изображена меховая одежда. Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом и причёской. Формы женщины-матери подчёркнуты у сибирских венер меньше, груди переданы неглубокой резной линией. Многие статуэтки сужаются книзу, вероятно, для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. У некоторых сибирских венер в нижней части имеются отверстия, что позволяло их подвешивать и носить как амулет.
Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя.
Археологическая стоянка в Мальте была открыта в 1928 году, когда крестьянин выкопал из земли огромную кость, затем на место прибыл сотрудник краеведческого музея и там начались раскопки. Венеры Мальтинские и Буретские показывают, что развитая человеческая культура верхнего палеолита, существовавшая в Европе, простиралась куда на более обширную территорию, как минимум до озера Байкал.
Венеры палеолита находят по сей день. В апреле 2017 года на стоянке у села Хотылёво, который расположен в 25 км к северо-западу от города Брянска была найдена женская фигурка из бивня мамонта возрастом 23 тысячи лет. Фигурка была найдена рядом со скоплением крупных кремневых пластин и фрагментов костей мамонта, окрашенных все той же минеральной краской – охрой. Венера Хотылёвская изображена беременной, при этом статуэтка выглядит удивительно изящно благодаря вытянутым тонким ножкам.
Венера Хотылёвская, высота 5 см, возраст 23 тысячи лет, из бивня мамонта, Россия. Находится в Брянском краеведческом музее.
Почитание плодородия природы, как вечно беременного жизнью чрева, как матери, постоянно кормящей своих детей не закончилось временами палеолита. И оно не может закончится, покуда человек существует и видит продолжение жизни, осознает изобилие природы и обеспечение каждого живого существа на планете пропитанием и поддержкой.
В более поздние времена неолита и энеолита, это примерно 12-5 тысяч лет назад, люди продолжали изготавливать женские фигурки, а значит представление об источнике всего сущего, выраженном в женском начале, было столь же актуально. 5 тысяч лет назад — это времена значительно более близкие к нам, чем палеолит, но о культуре тех времен нам также мало что известно. В неолитическом искусстве появляется больше женских статуэток из керамики. Женские фигурки неолита и энеолита мне удалось увидеть в Эрмитаже.
Например, вот так выглядели венеры энеолита юго-западного Причерноморья, которые датированы возрастом в 6-5 тысяч лет. Акценты все также на грудях и бедрах, округлые животы и треугольник в районе низа живота.
Венеры энеолита юго-западного Причерноморья, возраст 5 тысяч лет, ЭрмитажВенера энеолита юго-западного Причерноморья, возраст 6 тысяч лет, ЭрмитажВенеры энеолита юго-западного Причерноморья, возраст 6 тысяч лет, Эрмитаж
Или вот фигурки поклонения Матери из Южной Туркмении возрастом 6-4 тысячи лет.
Венеры энеолита Южной Туркмении, возраст 6-5 тысяч лет, ЭрмитажВенеры энеолита Южной Туркмении, возраст 5-4 тысячи лет, ЭрмитажВенеры энеолита Южной Туркмении, возраст 6-5 тысяч лет, Эрмитаж
В 35 км к юго-востоку от турецкого города Конья в 1958 году было открыто крупнейшее и наиболее хорошо сохранившееся поселение времен неолита — Чатал-Хююк. Поселение существовало с 7400 года до н. э. до 5600 года до н. э. При раскопках этого поселения было найдено множество женских фигурок, своими пышными формами весьма похожих на венер палеолита. Богиня-мать Чатал-Хююка иногда изображалась с ребёнком на руках или в виде рожающей женщины, но самое известное ее изображение – это сидящая на троне обнаженная женщина, а по бокам от нее 2 большие кошки. Статуэтка с кошками вызывает ассоциацию с греко-римской богиней фригийского происхождения Кибелой, а судя по близости Чатал-Хююка к Фригии, около 200 км, эта статуэтка может вполне являться прообразом Великой Матери богов Кибелы.
Неолитическая Богиня-мать Чатал-Хююка, возраст 9-7 тысяч лет, Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре, Турция
Мать-роженицу всего живого на планете каждый народ в свое время называл по-своему, в Индии это Великая Мать Адья, у тюркских и монгольских народов – богиня Умай, у индейского народа Кечуа — богиня Пачамама, у предков осетин – Мады Майрам, у славян – Мать — Сыра Земля и т.д. Названия этой силы плодородия в доисторическую эпоху нам не известны. Археологи предполагают, что древние женские фигурки могли соотноситься с какой-то единой Матерью-Богиней или различными местными божествами и были амулетами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, а также использовались в обрядах или ритуалах. Но одно можно сказать точно, найденные женские фигурки отчетливо демонстрируют разумность и развитую культуру людей этих очень-очень далеких времен.
Палеолитические Венеры, перечень:Палеолитическая Венера — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.
1. Венера из Берехат-Рама — — камень, найденный при археологических раскопках на Голанских высотах в 1981 году. Представляет собой антропоморфный камень из горной породы туф, 35 мм в длину, на котором сделаны по крайней мере 3 прореза, возможно выгравированные с помощью остроконечного камня. Объект был выявлен археологом из Еврейского университета в Иерусалиме Н. Горен-Инбар (N. Goren-Inbar). Она утверждает, что это не что иное, как статуэтка — артефакт, изготовленный представителем вида Homo erectus (ашельская культура начала среднего палеолита, примерно 230 тысяч лет тому назад).
2. Венера Брассемпуйская — или «Дама с капюшоном» — первая по времени обнаружения «палеолитическая венера». Представляет собой фрагмент фигуры из слоновой кости эпохи позднего палеолита, обнаруженный близ французского посёлка Брассемпуи в 1892 году. Считается произведением граветтской культуры (около 22 тысяч лет тому назад). Это одно из наиболее ранних относительно реалистичных изображений человеческого лица.
3. Вестоницкая Венера — «палеолитическая Венера», обнаруженная в Дольни-Вестонице в Моравии 13 июля 1925 года и в настоящее время выставленная в Моравском музее города Брно, Чехия. Является древнейшей известной науке керамической статуэткой. Высота статуэтки — 111 мм, ширина — 43 мм. Принадлежит граветтской культуре и датируется различно — между 29 000 и 25 000 гг. до н. э. При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом.
4. Венера Виллендорфская — небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года. Вместе с гальгенбергской венерой экспонируется в венском Музее естествознания. Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит о передвижениях древних народов) и подкрашена красной охрой. По последним данным (2015 год) возраст статуэтки насчитывает 29,500 лет. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки.
Фигура женщины выполнена в интересном стиле. Её груди, живот и бёдра выполнены в гипертрофированной манере. Чётко выраженные линии подчёркивают пупок, половые органы и руки, сложенные на грудях. На голове видны хорошо вырезанные волосы или головной убор; черты лица при этом полностью отсутствуют.По мнению других исследователей, фигурка, возможно, была идолом плодородия и возможно использовалась вагинально, как символ, призванный увеличить деторождение. Об этом говорят чётко выраженные груди и половые органы, отсутствие ступней ног (статуэтка не должна была стоять по замыслу автора).Короткая длина рук была необходима для лучшего погружения в процесс.
5. Венера Гальгенбергская — «палеолитическая венера» ориньякской культуры возрастом около 30 тысяч лет. Обнаружена в 1988 г. невдалеке от г. Штратцинг в Австрии, где неподалёку ранее была обнаружена Венера Виллендорфская. Высота «танцующей» фигурки составляет 7,2 см, масса 10 г. Она сделана из зелёного серпентина. Экспонируется в венском Музее естествознания.
6. Венеры из Гённерсдорфа — палеолитические венеры возрастом около 11,5 — 15 тысяч лет, обнаруженные во второй половине XX века в Гённерсдорфе, районе города Нойвид (земля Рейнланд-Пфальц, Германия), в ходе раскопок под руководством Герхарда Бозински. Статуэтки принадлежат к мадленской культуре и отражают основные тенденции в изображении женской фигуры, характерные для той эпохи: минимализм, абстрактность, отсутствие головы и ног, подчеркнутые формы ягодиц. Их ближайшими аналогами являются экземпляры из Андернаха, Небры и Олькнитца, что позволяет говорить об отдельном «гённерсдорфском типе» палеолитических венер. Кроме того, на данной стоянке были обнаружены шиферные пластины с нанесенными на них рисунками профилей женских тел, которые по форме аналогичны статуэткам. Всего было найдено 16 Гённерсдорфских венер, материалом для изготовления которых послужили кости животных, бивень мамонта, рог оленя, а также местные сланцевые горные породы
7. Костёнковские венеры — условное название десяти палеолитических статуэток женщин, обнаруженных на Костёнковских стоянках в Воронежской области. Подобные статуэтки также найдены на Авдеевской стоянке в Курской области. Созданы приблизительно 23—21 тыс. лет тому назад носителями костёнковско-авдеевской культуры. Хранятся в Государственном Эрмитаже.В целом для фигурок характерен единый художественный канон: округлые формы груди и живота гипертрофированы, очень тонкие руки сложены на груди, ноги немного согнуты, лица почти гладкие, без деталей. В 1977 г. в Авдеево была найдена первая «палеолитическая венера» с тщательно проработанным лицом (вплоть до причёски или шапочки, которая передана рядами насечек). На нескольких фигурках заметны украшения, в том числе браслеты и оберегающая грудь перевязь.Выполнены фигурки из камня (известняка, мергеля) либо из бивня мамонта. Культово-ритуальное назначение статуэток из бивня и камня, очевидно, разнилось. «У фигурок из известняка намеренно отбиты головы и ноги, повреждены грудь и живот», тогда как фигурки из бивня сохранились в неприкосновенности: их «хранили в специальных углублениях с другими значимыми для древнего человека предметами».
8. Венера Леспюгская — доисторическая 15-сантиметровая женская фигурка из слоновой кости, которая принадлежит к группе т. н. «палеолитических венер» и датируется граветтским периодом (26-24 тысяч лет до нашей эры). Статуэтка была обнаружена в 1922 году в пещере Ридо близ деревни Леспюг (Lespugue) на склонах Пиренеев (французский департамент Гаронна Верхняя). При извлечении из земли получила повреждения. Экспонируется в парижском музее Человека.«Венера из Леспюга» уникальна по нескольким причинам. Среди всех «палеолитических венер» (трактуемых традиционно как амулеты культа плодородия) здесь наиболее выражены вторичные половые признаки женщины, и в первую очередь гипертрофированные груди.
9. Венера Лоссельская — Венера Лоссельская, фр. V?nus de Laussel — одна из палеолитических венер граветтской культуры (около 20 000 лет назад, верхний палеолит). Представляет собой барельеф на блоке известняка, раскрашенный красной охрой. В правой руке обнажённая Венера держит предмет, напоминающий турий рог. Венеру Лоссельскую обнаружили в 1911 г. на раскопках у пос. Лоссель (Laussel) в коммуне Марке, департамент Дордонь, Франция.
9. Мальтинские венеры — условное название трёх десятков «палеолитических венер» из бивня мамонта, которые были обнаружены советскими археологами на стоянке Мальта в Иркутской области и датированы 21-19 тыс. до н.э. Высота колеблется от 3,7 см до 13,6 см. Хранятся в Государственном Эрмитаже. Эти фигурки были найдены гораздо восточнее, чем прочие «палеолитические венеры». До исследования сибирской стоянки подобные предметы находили исключительно в Европе. Несмотря на значительные вариации между собой и выделение двух основных типов (массивного и грацильного), в совокупности статуэтки сибирского палеолита заметно отличаются от европейских, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица:— Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове — попытка передать причёску. — Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом в виде продольных насечек. По гипотезе А. П. Окладникова, так изображена обычная для сибирских народов меховая одежда. — Вторичные половые признаки выражены слабо, груди переданы неглубокой резной линией, некоторые статуэтки кажутся бесполыми. Обычно статуэтки сужаются книзу, вероятно, для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. Иногда в нижней части просверлены отверстия, что позволяло их подвешивать как амулет.
10. Венера Мораванская — палеолитическая венера из бивня мамонта, найденная в 1938 году в западной Словакии. Статуэтка была обнаружена словацким фермером Стефаном Гульман-Петричем у деревни Подковица недалеко от Мораваны-над-Вагом в конце 30-х годов XX века и во время Второй мировой войны попала в руки немецкого археолога Лотара Цоца, который отправил её на экспертизу Анри Брейлю в Париж. Лишь в 1967 году венера была возвращена обратно в Словакию.По своим внешним характеристикам, временной соотнесенности (22-23 тыс. назад, граветтская культура) и условно малому расстоянию мест находок Мораванская венера близка экземплярам из Виллендорфа и Вестонице, обладающими также подчеркнутыми пышными формами тела.
11. Венера Невшательская — (также Венера из Монруца, фр. V?nus de Monruz) — палеолитическая венера, найденная в 1990 году в пригороде Монруц швейцарского Невшателя в ходе охранных раскопок на месте строительства шоссе A5. Статуэтка была создана около 12-13 тыс. лет назад и относится к культуре Мадлен. В качестве материала для изготовления древний скульптор использовал легко поддающийся обработке гагат. Будучи сравнительно малой по размерам (1,8 см высотой), Невшательская венера абстрактно передает форму изогнутого женского тела с выступающими ягодицами. Возможно статуэтка использовалась в качестве подвески или амулета, о чем свидетельствует высверленное сквозное отверстие в её верхней части. Внешние характеристики, а также производственный материал, сближают данную находку с венерами из Петерсфельса, обнаруженными на расстоянии 130 км от Невшателя (юг Баден-Вюртемберга, Германия). В итоге, можно предположить, что они либо были созданы одним человеком, либо принадлежат единой региональной традиции изготовления подобных статуэток.
12. Венеры из Петерсфельса — (также Венеры из Энгена, нем. Venusfigurinen vom Petersfels) — статуэтки эпохи верхнего палеолита, найденные в южной Германии с 1928 по 1978 годы. В 1927 году неподалеку от Энгена в Баден-Вюртемберге немецкий исследователь Эдуард Петерс обнаружил палеолитическую стоянку древних охотников мадленской культуры, располагавшуюся вблизи скалы, впоследствии названной в честь ученого. В 1928—1933 годах под его руководством здесь были организованы масштабные раскопки. Дальнейшие исследования стоянки проводились уже в 70-х годах археологом Гердом Альбрехтом. За годы раскопок Петерсфельса было найдено 16 палеолитических венер, 15 из которых были изготовлены из гагата, а одна из оленьего рога, и имеют размеры от 1 до 3,5 см в высоту.
13. Венера Савиньянская — — палеолитическая венера из серпентина, найденная в 1925 году в коммуне Савиньяно-суль-Панаро в Италии. Статуэтка была обнаружена в 1925 году в итальянской коммуне Савиньяно-суль-Панаро неподалеку от Модены местным жителем Олиндо Замбелли в ходе строительных работ на глубине около 1 метра. Жена посоветовала Замбелли выбросить бесполезный «камень», однако вместо этого фермер отнес находку художнику и скульптору Джузеппе Грациози, который выкупил венеру и передал её в Музей Пигорини.
14. Венера из Тан-Тана — антропоморфная кварцитовая фигурка длиной 58 мм, обнаруженная в 1999 году немецкой экспедицией в пойме реки Дра южнее марокканского города Тан-Тан. Согласно одной из гипотез, вместе с Венерой из Берехат Рама (известной с 1981 года) представляет собой древнейший (500—300 тыс. лет) образец «палеолитической венеры» и, таким образом, самый ранний известный науке памятник художественного творчества.Трактовка этой находки как исключительно антропоморфной, тем более как палеолитической Венеры, очень проблематична.
15. Венера из Холе-Фельс — («Венера Шельклингенская», «Венера Швабская»; нем. Venus vom Hohlen Fels, vom Hohle Fels; Venus von Schelklingen) — древнейшая из известных науке палеолитических венер, обнаруженная в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклингена. Возраст — в промежутке между 35 и 40 тысячами лет; принадлежит ориньякской культуре (начало верхнего палеолита), что, предположительно, является временем раннего присутствия кроманьонцев в Европе. Является древнейшим признанным произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.
16. Человеколев — (нем. L?wenmensch) — статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Сделанная из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Учёные полагают, что фигура возможно представляет собой божество и являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тысячи лет. Позднее была произведена новая датировка, в соответствии с которой возраст скульптуры составляет 40 тысяч лет.Материал подготовлен
Источник: vk.com
xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai
Палеолитическая венера — Что это — «первобытные венеры»? — 22 ответа
Палеолитические венеры
В разделе Образование на вопрос Что это - "первобытные венеры"? заданный автором Примадонна Натали™ лучший ответ это "Первобытные венеры"-это произведения искусства палеолита, мезолита и неолит. Это женские статуэтки,найденные на стоянках, возраст которых 25-21 тысяч лет назад. Именно эти статуэтки стали называтьпалеолитическими Венерами, они исполнены в яркой реалистической манере и передают обнаженнуюженщину с подчеркнутыми признаками пола, фигуры с непропорциональными конечностями,гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица.И все потому что человек еще не познал себя, поэтому изображения человека очень схематичны, условны.Именно в этих произведениях черпали вдохновения многие современные гении, т. к. это та основа,из которой выросли все направления и стили искусства.Семантика Венер палеолита до сих пор не расшифрована. Одни исследователи видят в них изображения божества, прародительницы, символ плодородия. Другие полагают, что это изображение участниц древних магических обрядов,направленных на удачу при охоте или изображения реальных женщин, разных по своей конституции и эмоциональномунастрою. Фрагмент такой статуэтки впервые был обнаружен в 1894 году в Брассемпуи (Франция). Позднее подобныефигурки были открыты в 1908 году в Центральной -Виллендорф, (Австрия) , а затем и в 1923 году в Восточной Европе -Костенки (Россия). ссылкаПервоисточник Интересная статья <noindex> ссылка</noindex>
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что это - "первобытные венеры"?
Ответ от Intoxicated[гуру]ну... первобытные венеры - это статуэтки, сделанные первобытными людьми.Обычно были схематично изображены полными женщинами с большим животом итд. Были символами кормилиц и покровительниц племени. В них были качества, которые считались полезными в первобытном мире. Одна из статуэток, дошедших до наших времен, называется "Виллендорфская венера" (или как там правильно...).
Ответ от Наталья Елизарова[мастер]ВЕНЕРЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ, произведения первобытного искусства, изображающие женщин. Известны В.П., относящиеся к ориньякской культуре позднего палеолита, а также к неолиту. Произведения выполнены в схожей художественной манере: В.П. обладают громадной грудью, большим отвислым животом, мощными бедрами и ягодицами, испещренными частыми полосками, по-видимому, изображающими волосяной покров (Венера из Брассемпуи, Франция; Венера из Виллендорфа, Австрия; «геометрическая» Венера из Чехии и др.).
Ответ от Ekaterina Baydina[гуру]это древние женские фигурки, в смысле, скульптуркт из камня. Какой именно лит (палео, мезо или нео-) сейчас не вспомню. Вероятно, это первые проявления религии, точнее, культа Богини-матери, т к на скульптурках гипертрофированные груди и животы. Вы можете увидеть их в Государственном Историческом музее.
Ответ от Ольга Литовская[новичек]"Палеолитические Венеры" это фигурки, которые изображают женское тело, при отсутствии проработки головы и конечностей. Изображения с утрированными половыми признаками.Античные изображения богини Венеры также имеют явно выраженные женские половые признаки. А у Венеры Милосской, к примеру, отколоты руки. Но это внешне.Зачем древние люди изготавливали "Венеры" точно неизвестно. Существует версия что эти фигурки символ плодородия. Однако, весьма вероятно, что и в те времена творческих людей вдохновляли женщины. И "палеолитические венеры" символы не столько плодородия, сколько женской красоты того времени.
Ответ от Ёветлана Коробковa[новичек]Литературы на данную тему как раз и нету. Из интернета вычистили даже фото и рисунки первобытных Венер. Википедия когда-то кишела фотографиями на данную тему, теперь пусто. Прежде всего скрывают женские фигурки с орнаментами, показывают всего несколько типов, а ведь их по земле найдено (по утверждениям учёных), миллионы, и каждая фигурка со своим уникальным орнаментом. Почему их скрывают? - вот тут предлагают дать ответы на некоторые из этих вопросов
Ответ от Джавдед[гуру]литература по ним ГРОМАДНА, сломали копья многие ученые мужи. Идея так или иначе связана с прародительницей рода и плодородием, но некоторые полагают, что присутствует идея секса. Кустодиевские формы чаще встречаются. Распространение от Франции до Сибири включительно. То, что NAT88 интерпретирует как волосы, на самом деле чаще объясняется как складки жироваые или шрамовые тату. Стиль статуэток меняется в зависимости от географии и времени. На самом деле их не очень то и много для палеолита, видимо наиболее интересны европейские. Так, например, испанские несут анатомические признаки, характерные для бушменов и готтентотов(специфическая форма попы). Писать и говорить можно тут до бесконечности. Статуэтки земледельческих культур последующего времени имеют ряд схожих черт, но менее самобытны и более стандартизированы. там они представлены сотнями штук
Ответ от Пользователь удален[гуру]Самой ранней первобытной скульптурой является т. н. "палеолитическая венера" из Виллендорфа (около 30тыс. лет до н. э.). Насколько это первое изваяние связано с действительностью- судить сложно. Трудно поверить, что это существо с огромной, гипертрофированной нижней частью и отвисшей от постоянного кормления грудью являлось для людей того времени эталоном прекрасного. Возможно, здесь присутствует некоторое преувеличение объёмов, передающее идею материнства, плодородия, женственности. Лицо на этой маленькой фигурке не показано: оно закрыто шапкой кудрявых волос. Большинство венер того времени можно назвать безликими. Вопрос об отсутствии черт лица в первобытной скульптуре актуален и для народного творчества, также восходящего к заре человечества. У народной игрушки в её классическом истолковании лицо тоже отсутствовало. Скорее всего, это отражает особое отношение к статуэтке: она воспринималась как материальное воплощение божества или самого человека- проекцией его двойника. Если наделить её портретными чертами, то она может стать лёгкой добычей злых духов и напустить порчу на своего хозяина и на весь его род. Чем ближе к концу Верхнего палеолита, тем больше венеры начинали соответствовать нормальным человеческим пропорциям, как, например, савиньянская венера из Италии. Если говорить современным искусствоведческим языком, то венера из Виллендорфа породила целый ряд подражаний в разных регионах Евразии. Изоляция небольших групп людей друг от друга была настолько велика, что говорить о влияниях, стилях и школах просто бессмысленно. Тем не менее, аналогичных венер можно назвать очень много: венеры из Долни Вестонице, Мальты. Гагарино, Авдеево. Разный климат породил "северную" редакцию типологии виллендорфских венер- венеру из Костёнок. Её главной особенностью является то, что она одета в "модный" и практичный меховой комбинезон. Материалы, из которых создавалась первобытная скульптура, были различны. Это глина и зола, смешанные с пережжёнными костями и жиром. Первые изделия из глины найдены на самой большой стоянке охотников палеолита в Дольни-Вестоницы (Чехословакия). Маленькие скульптуры из глиняной смеси являются самыми древними образцами керамики. Кроме глины использовался, также, лёгкий в обработке стеатит, и кальцит, и, наконец, кость мамонта. Именно из неё создаётся одна из самых ранних женских (или мужских) голов из Брассемпуи (ориньякский период, Франция, музей Сен- Жермен). Предполагается, что эта голова с декоративной стилизацией причёски является фрагментом утраченной ныне древней венеры. Упоминаемая нами голова также лишена черт лица. Герои первобытного искусства пока не обрели лиц, обладая известной долей условности, и в то же время они являются натуралистическим воспроизведением женских фигур и голов. Эти первые вещи нельзя назвать примитивами, напротив, они демонстрируют виртуозное владение материалом и реальное отношение к действительности.Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Доисторические Венеры. Доисторическая Европа
Доисторические Венеры
Доисторические Венеры – женские статуэтки эпохи палеолита
В самых различных районах Евразии, от Франции до Сибири, археологи нередко находят небольшие фигурки из кости, мягкого камня и рога, изображающие женщин в крайней стадии ожирения. Анализ возраста культур показывает, что они изготовлены в древнекаменном веке 20-30 тысяч лет назад. Среди археологов установилось мнение, что эти доисторические Венеры, как их условно именуют, были символами плодородия и плодовитости у племен, постоянно живущих на грани голода и вымирания. Однако биологи-антропологи Дж. Коп пер и М. Гоишман из университета в Лонг-Айленде, США, предлагают совершенно иное объяснение.
По их мнению, внешние черты изображенных женщин – их непомерная толщина, форма груди, необычная ширина бедер – полностью отвечают описанию болезни Иценко – Кушинга, которое можно найти в любом терапевтическом справочнике. Этот эндокриный синдром, описанный советским врачом Н. М. Иценко (1925) и его американским коллегой X. Кушингом (1932), известен также под названием гиперадренокортицизма. Он вызывается повышенной активностью гипофиза и коры надпочечников, приводящей к производству излишних количеств стероидного гормона кортизола и, как следствие, – к чрезмерному ожирению, «луноликости», истончению конечностей, кифозу (сгорбленности) и т. д.
Страдающая такой болезнью женщина неизбежно должна была вызывать изумление. Поэтому Коппер и Гоишман предполагают, что ей принадлежала немаловажная роль в религиозно-культовой жизни того времени. Дело в том, что синдром Иценко – Кушинга сопровождается еще одной особенностью, которую трудно отразить в скульптуре, – способностью легко впадать в эйфорию, общей возбудимостью. Вряд ли такие свойства могли оставаться неиспользованными у племен, практикующих шаманство.
Не исключено также, что склонные к занятию шаманством лица сами принимали природные стероиды, содержащие кортизон-кортизол, чем вызывали у себя эту тяжелую болезнь.
Справедливости ради следует упомянуть и другую версию происхождения загадочных Венер. Например, антрополог Р. Уйат из Нью-Йоркского университета считает, что статуэтки играли роль талисманов-оберегов для беременных женщин. Он изучил более 100 подобных фигурок и во многих из них увидел анатомические особенности, характерные для женского тела перед родами. В пользу теории Уайта говорит и тот факт, что эти фигурки не передавались из поколения в поколение. Если судить по их сохранности, то Венер закапывали в землю практически сразу после изготовления…
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
древнейшие произведения искусства. Интересно знать
С начала зарождения цивилизации особое место в жизни людей играло искусство, которое в древние времена носило ритуальный характер. Многим знакомы так называемые «палеолитические Венеры» — статуэтки эпохи верхнего палеолита, изображавшие тучных или беременных женщин. О самых значимых из таких находок и пойдет речь далее.
Доисторические статуэтки женщин, которые ученые назвали обобщающим понятием «палеолитические Венеры», были найдены в основном на территории Европы, но ареал таких находок простирался и на большую часть Евразии вплоть до озера Байкал в Восточной Сибири.
Западноевропейские находки в большинстве относятся к граветтской культуре, датирующейся 28-21 тысячелетиями до н. э., но были найдены статуэтки, которые относились и к более ранней ориньякской культуре (33-19 тысячелетия до н. э.).
К таким древнейшим произведениям искусства относится Венера из Холе-Фельс, обнаруженная в одноименной пещере недалеко от немецкого города Шельклинген. Это древнейшая из известных науке «палеолитических Венер», ее возраст определяется в промежутке между 35 и 40 тысячами лет. Эта статуэтка признана древнейшим произведением фигуративного искусства. Венера Швабская, как еще называют эту статуэтку, выполнена из бивня шерстистого мамонта и представляет собой фигуру тучной женщины с ярким акцентом на грудях и вульве. Статуэтка сохранилась без некоторых фрагментов, однако из уцелевшей части ученым ясно, что она использовалась как кулон.
В наше время известно более ста «палеолитических Венер», которые выполнены из мягких пород камня, костей, бивней и даже вылеплены из глины с применением обжига. Размер таких статуэток варьируется от 4 до 25 см. Иногда такие «Венеры» находили и в форме барельефов (Венера Лоссельская).
Одной из первых найденных «палеолитических Венер» стала Венера Брассемпуйская, или «Дама с капюшоном». Ее обнаружили возле французского поселка Брассемпуи в 1892 году. От статуэтки остался лишь фрагмент, изображающий лицо женщины. Это изображение считается одним из самых ранних реалистичных изображений человеческого лица в целом.
В 1908 году в долине реки Дунай в Австрии была найдена еще одна знаменитая «палеолитическая Венера» под названием Венера Виллендорфская. Статуэтка высотой 11 см была вырезана из оолитового известняка. Этот материал не встречается в данной области, а это говорить о передвижениях древних людей. Статуэтка подкрашена красной охрой и датируется примерно 24-22 тысячелетиями до н. э. Венера Виллендорфская также выполнена в гипертрофированной манере, имеет четко выраженный пупок, половые органы и груди, на которых сложены руки.
Древнейшей керамической статуэткой, известной науке, является Вестоницкая Венера, найденная в Моравии (Чехия) в 1925 году. Ее возраст датируется в пределах 29-25 тысячелетия до н. э. Примечательно, что при томографическом исследовании статуэтки на ней был найден древний отпечаток детской руки, оставленный перед обжигом.
Культурное значение этих статуэток, возможно, никогда не станет известным, так как в случае и с другими доисторическими артефактами, ученые оперируют лишь малым количеством фактов в попытках интерпретировать их значение. Археологи предполагают, что «палеолитические Венеры» могли быть талисманами, амулетами и оберегами, символами плодородия и способности женщин давать жизнеспособное потомство. В захоронениях такие статуэтки встречались редко, чаще всего их находили на местах древних поселений.
anydaylife.com
Глава 1. «ПЕРВОБЫТНАЯ ВЕНЕРА». «Не-люди»
Я любовался закатом. В калифорнийских закатах всегда есть что-то особенное, а этот переполнял меня чувствами еще и потому, что был первым, который я увидел после девяти лет скитаний. Мы устанавливали парк аттракционов на пустоши между Калвер-сити и Венисом, и мои ноздри трепетали от соленого запаха океана. Я родился в одной из маленьких лачуг Вениса и могу поспорить, что вы нигде не найдете воздуха холоднее и чище, чем соленый воздух Тихого океана, — нигде во всей Солнечной системе.
Я стоял у дальней ограды, наслаждаясь одиночеством. Позади меня раздавались обычные звуки предкарнавальной подготовки. Ребята ужинали и травили анекдоты. Бригада рабочих стучала молотками, устанавливая последние шатры. Но мне в тот миг не хотелось думать о «Межпланетном шоу Джада Грина» — о «великих чудесах семи миров, оживших перед вашими глазами».
Я вспоминал босоногого мальчонку по имени Джон Дэмьен Грин, который бегал по мокрому зернистому песку, рыбачил на дальнем краю мола и грезил о чем-то большом и светлом. Как жаль, что этот мальчик ушел и унес с собой те детские грезы. Теперь я уже и не помню, о чем они были.
Кто-то тихо окликнул меня:
— Мистер Грин?
Я тут же забыл о маленьком Джоне Грине. Да и любой мужчина забыл бы свое имя, услышав этот сладкий шелковистый голос. Ноги сами развернули меня в сторону его обладательницы.
И точно, она была под стать своему голосу: прекрасная фея пяти с небольшим футов ростом на каблучках цвета бронзы; фиолетовые зрачки, похожие по цвету на холмы Малибу; забавная кнопочка носа, алый рот и улыбка, приоткрывавшая ровные белые зубы; платье с бронзовым отливом, которое облегало грудь и прочие безупречные округлости ее тела. Я пытался найти в ней хотя бы один изъян, но не мог.
Она на миг склонила голову, и последние солнечные лучи запутались в ее золотисто-каштановых волосах.
— Мне сказали, что вы и есть мистер Грин. Если я ошиблась, то прошу прощения…
Ее странный акцент казался нежным и очаровательным.
— Да, я Грин. Чем могу вам помочь?
Мне так и не удалось найти в ней пусть каплю несовершенства. Но я продолжал искать, все больше чувствуя, как в моих жилах усиливается давление крови.
Впрочем, словами такую девушку не опишешь. Конечно, я мог бы просто назвать ее красоткой ростом в пять футов и несколько дюймов. Но тогда бы вы ничего не узнали о странных, чуть раскосых глазах, о манящем изгибе губ и той притягательной ауре, которую она распространяла вокруг себя. Она цепляла вас на крючок, и с этого крючка уже нельзя было сорваться, будь вы хоть тысячелетний старик.
— Мне действительно нужна ваша помощь, — ответила она. — Я хотела бы получить работу. Возьмите меня танцовщицей.
Я покачал головой:
— Сожалею, мисс. Но у нас уже есть танцовщица.
Сквозь мягкие, манящие черты ее округлого лица вдруг проступило несгибаемое упорство.
— Мне очень нужна эта работа, — сказала она. — У меня нет денег даже на еду. Я хорошая танцовщица. Я лучшая из всех, кого вы когда-нибудь видели. Прошу вас, посмотрите на меня.
Как раз этим я и был занят. Думаю, к тому времени я уже смотрел на нее разинув рот. И все же не часто такие нежные куколки проявляют в просьбах стальную волю. Я чувствовал, что она не хвасталась. Она просто констатировала факт.
— У меня уже есть хорошая танцовщица, — ответил я. — Зеленоглазая марсианская красавица, которая оторвет мне голову, да и вам тоже, если я поставлю вас отдельным номером.
— Ах вот оно как! — сказала она. — Простите. Я думала, что это вы здесь главный.
Девушка дала мне время подумать над ее словами и печально усмехнулась:
— Может быть, вы все-таки посмотрите меня?
Она стояла так близко, что я чувствовал приятный пряный аромат ее тела. И она каким-то образом не позволяла мне вести себя с ней как с обычной смазливой девчонкой. Подумать только! Я ей уступил! Я, Джад Грин, бывалый и тертый устроитель карнавалов, со вздорным характером и сбитыми костяшками кулаков, потел перед ней, как сопливый подросток! И это перед самым началом шоу!
Впрочем, она была права: распоряжался здесь я. Люди ели мою еду, красили стены моей краской и заливали в баки мое горючее. Если в танцах малышки есть что-то такое, чего не хватает Синди, то пусть она пляшет — лишь бы это помогало вытягивать наличку из карманов посетителей… А Синди как-нибудь переживет. Она и так получала сполна за то, что делала по моей милости.
Девушка смотрела мне в лицо, как будто следила за ходом моих мыслей. Она больше ничего не говорила и, похоже, не собиралась говорить. Я хмуро взглянул на нее:
— Вам придется подписать контракт на полное турне. В следующий понедельник мы улетаем на Венеру, потом на Марс, а дальше, возможно, на астероиды.
— Мне все равно. Лишь бы я имела деньги на пропитание. Лишь бы…
Она замолчала, слегка пригнула голову, и я увидел слезы на ее густых коричневых ресницах.
— Вот и договорились, — сказал я ей. — Сейчас мы пойдем в зал и посмотрим, на что вы годитесь.
Я бы с удовольствием нанял эту крошку уже за одно то, что находилось под ее платьем с бронзовым отливом. Но дело есть дело, и я никогда не ставил денег на неуклюжих пони.
Она взглянула на меня и неуверенно сказала:
— А вас, мистер, не так-то легко уговорить.
Мы пошли напрямик к главным воротам. Вечерний ветерок обещал прохладу и свежесть. Слева от нас на фоне изогнутой гряды темно-пурпурных холмов виднелись тонкие шпили Калвера, Вествуда, Голливуда и Беверли-Хиллз, на которых радужными всплесками сияла реклама.
Все казалось новым, приятным и чистым. Только редкий туман и запах моря оставались старыми и неизменными.
Мы шли к воротам, оступаясь на кочках в сумерках вечерней зари. Внезапно среди шатров перед нами промелькнула тень.
Она двигалась странными бесшумными прыжками, и в ней угадывался силуэт какого-то гибкого существа — двуногого, но абсолютно нечеловеческого. Девушка затаила дыхание и прижалась ко мне. Тень безумным смерчем пронеслась вокруг нас три раза и вдруг замерла на месте.
В этой неподвижности было что-то феерическое и жуткое. Мои волосы встали дыбом, и я открыл рот для сердитого окрика.
Тень прыгнула вверх, пролетела над нами по пологой дуге и скрылась за ближайшим шатром, вопя, как Люцифер, упавший с неба.
Я прошептал проклятие. Вокруг нас зажигались карнавальные огни, и ночь отступала за круг синевато-белого сияния.
— Ласка, ко мне! — крикнул я в темноту за шатром. — Иди сюда, ублюдок!
Девушка ахнула, и мне пришлось покрепче обнять ее за талию.
— Не волнуйтесь, милочка. Все нормально.
Я снова закричал в густую тень:
— Иди сюда, скотина! Я же вижу, ты опять нажрался наркоты!
Мне хотелось добавить пару крепких слов, но я постеснялся демонстрировать девушке набор своих обычных выражений. Ласка выглянул из-за угла, и малышка испуганно вскрикнула. Впрочем, я ее за это не винил. У парня был еще тот видок.
Он стоял в борцовской стойке, подогнув ноги, и поэтому, не уступая девушке в росте, казался ниже ее. Из одежды на нем остались только темные облегающие трусы. От плеч и клина над глазами начиналась крестообразная голубовато-серая грива, которая спускалась по спине до длинного хвоста. Хвост тащился по земле, и его кончик подрагивал от нервного возбуждения. На груди и предплечьях виднелся мягкий мех, густые лохмы которого прикрывали гладкий живот.
Мне удалось схватить его за загривок и встряхнуть.
— Следующий раз я пересчитаю ногами все твои ребра! Через два часа начнется представление, а ты опять наглотался дряни!
Он взглянул на меня, и зрачки его желтовато-зеленых глаз сжались в две тонкие черные линии. Они были дерзкими и жгучими от лютой ненависти. При свете прожекторов я увидел влажную белизну его острых зубов и алый язык, дрожавший во рту.
— Отпусти меня! Позволь мне уйти, человек!
Хриплый голос и сильный акцент придавали его словам необычайную выразительность.
— На волю захотел? — Я ударил его кулаком по лицу. — А может быть, сдать тебя иммиграционным властям? Как тебе такое предложение? Когда ты станешь умирать от пыток, у тебя не будет даже кофейного зернышка, чтобы приторчаться напоследок.
Острые когти вылезли из пальцев его рук и ног, жадно изогнулись и спрятались обратно.
— Иди в свою палатку и проспись, — велел я ему. — Найди доктора, и пусть он приведет тебя в чувство. Мне плевать, что ты делаешь в свое свободное время. Но если ты пропустишь еще одно выступление, я уволю тебя и позвоню в иммиграционную службу. Ты меня понял?
— Понял, — мрачно ответил Ласка и высунул изо рта красный язык.
Бросив наглый взгляд на девушку, он презрительно фыркнул и ушел. Малышка вздрогнула и вырвалась из моих объятий.
— Что это? Нет, кто это?
— Человек-кот с Каллисто. Мой лучший исполнитель. Его сородичи считаются на Земле большой редкостью.
— Я… слышала о них. Их предками были кошки, а не обезьяны, как у нас.
— Теория грубая, но достаточно близкая к истине. Я собираю таких полукровок по всей Системе. На самом деле они и не люди, и не животные. Мы называем их гиками — всех этих человеко-ящериц, людей-мотыльков, парней с перепончатыми крыльями и леди с антеннами и шестью руками. Каждый из разумных видов развивался своим эволюционным путем в соответствии с природой их планет. Но что касается мозгов, то им до нас далеко. Хотя люди-кошки с Каллисто — это настоящие аристократы. Их коэффициент интеллекта выше, чем у многих людей, и они не чета другим полукровкам.
— Бедные создания, — прошептала она. — Вам не следует вести себя с ними так грубо и жестоко.
Я засмеялся:
— Этот парень разодрал бы меня на части, окажись я или какой-нибудь другой человек — включая и вас, мадам, — в привычных ему условиях. Вот почему иммиграционные власти не выдают им разрешение на работу. Но когда он подсел на кофе…
— Кофе? А я — то подумала, что ослышалась.
— Нет, не ослышались. Кофейные зерна действуют на них как кокаин или гашиш. От венерианского кофе они идут вразнос и умирают, а от нашего тащатся и торчат, как гвозди в стене. Между прочим, такой экземпляр человека-кота есть только в нашем шоу. Хотя, подсаживаясь на кофе, они готовы на все и уже ни перед чем не останавливаются, лишь бы получить очередную дозу.
Она вздрогнула:
— Вы что-то говорили о пытках и смерти.
— Да. Если парня депортируют обратно на Каллисто, его соплеменники разорвут бедолагу на куски. У них там клановая структура, и они ненавидят землян лютой ненавистью. Я так думаю, что первые исследователи Каллисто вели себя с ними не очень тактично, или, возможно, эти кошки просто завидуют нашей роскоши и тому барахлу, которое им не снилось даже в сказочных снах. Во всяком случае, клановые законы запрещают им иметь дела с людьми и ограничивают их только охотой на землян и ритуальными убийствами. Мы о них почти ничего не знаем, но я слышал, что у ребят есть добрая и трогательная религия, похожая на веру древних разбойников-душителей и поклонение богине Кали. — Я немного помолчал и смущенно добавил: — Простите за ту грубость, которую мне пришлось продемонстрировать перед вами. К сожалению, этого парня надо держать в крепкой узде.
Она кивнула, и весь оставшийся путь мы не сказали друг другу ни слова. Я провел ее в главный корпус, где вдоль прохода стояли автоматы с набором лучших экзотических игр: марсианский гетэк, венерианский шалил, игры меркурианских бродяг с человеческими черепами. Вы, наверное, сказали бы, что все эти автоматы налажены на нечестную игру с клиентами, и конечно же были бы правы. Но ведь в них играют одни придурки, которым на это наплевать. Вот наши парни и делают на них свои деньги.
Между тем я не сводил с девчонки глаз. Меня в ту пору мучил один вопрос: неужели она и танцует так же, как ходит?..
Прекрасная незнакомка почти не обращала внимания на большие трехмерные картины, представлявшие номера гик-шоу. Когда мы проходили мимо зверинца, там словно ад сорвался с цепи. А надо сказать, что я собрал в зверинце лучших животных со всех планет Системы. Входя в раж, они порою издавали довольно жуткие и забавные звуки. Но в тот миг твари будто сошли с ума.
От их нервозных воплей сводило живот и кровь застывала в жилах. Однажды я слышал, как кричали пленники, томившиеся в камерах лунной тюрьмы. Так вот теперь из зверинца доносились похожие звуки. Сильные твари, запертые в клетках, скучали по воле, и их сердца разрывались от ненависти, страха и тоски, которых вы себе и представить не можете. О, это бросало публику в холодный пот.
Заметив испуг на лице девушки, я приобнял ее за талию, причем без всяких задних мыслей. И тут из зверинца вышел Кроха.
Кроха родился в венерианских джунглях, и хотя ребята дразнили его Эмпайр Стейт Билдингом, он, конечно, не был таким большим, как этот небоскреб, — а раза в два поменьше. Я считал его лучшим из моих дрессировщиков, пьяный он был или трезвый, неважно, но сейчас он сам походил на дикого зверя.
— Я же просил, чтобы этого Ласку не подпускали к зверинцу! — закричал он, увидев меня. — Его запах тревожит моих деток. Вот послушай!
А что тут было слушать. Его «деток» сейчас, наверное, слышали на полдороге к Нью-Йорку. Я не раз внушал Ласке, чтобы тот держался подальше от зверинца, поскольку запах человека-кота приводил животных в бешенство. То ли они таким образом бросали ему вызов, то ли боялись его, как какое-то сверхъестественное существо, — этого я утверждать не берусь. С другими полукровками проблем не возникало. Но стоило Ласке появиться где-нибудь, как тут же начиналась суматоха.
— Ласка снова под кайфом, — ответил я. — Мне пришлось отправить его к доку. Попробуй успокоить своих детишек, а потом отправь одного из парней на продовольственный склад. И скажи, что я сварю его живьем, если он даст Ласке хотя бы пару кофейных зерен. Только с моего личного разрешения! Иначе я зажарю его в собственном жиру!
Кроха кивнул огромной седой головой и ушел, бормоча проклятия. Я повернулся к девушке и с усмешкой спросил:
— Вы по-прежнему хотите выступать в нашем шоу?
— Да, — тут же отозвалась она. — Все что угодно, лишь бы заработать себе на пропитание!
— У вас странный акцент. Вы сами-то откуда?
— Акцент — моя беда. Никак не могу от него избавиться. А родилась я на звездолете между Землей и Марсом. Жила то здесь, то там… на разных планетах. Дело в том, что мой отец работал в дипломатическом корпусе…
— Вот мы и пришли, — прервал я ее рассказ. — Входите, милочка.
Синди сидела на сцене, пила тил и слушала печальную марсианскую музыку, которая лилась из колонок музыкального автомата, стоявшего за полинявшим марсианским гобеленом. Танцовщица подняла голову, посмотрела на нас, и, похоже, ей не понравилось то, что она увидела.
Синди вскочила на ноги. Как и все уроженки Нижних Каналов, она казалась сотканной из воздуха и ветра. Ее гибкости и грации позавидовала бы любая кошка, а продолговатые изумрудные глаза и черные локоны с подвязанными к ним маленькими колокольчиками разили мужиков наповал. В ее ушах сверкали сережки с серебряными бубенчиками. Шкура марсианского песчаного леопарда прикрывала лишь то, что требовал прикрывать закон. И клянусь, у нее было на что посмотреть, хотя по нраву она напоминала три ярда колючей проволоки.
— Привет, Синди, — сказал я. — Эта крошка попросила устроить ей пробу. Может, спустишься вниз и посмотришь ее вместе со мною?
Синди смерила девушку презрительным взглядом, потом вдруг улыбнулась, спустилась к нам и, вцепившись в мою руку, прижалась ко мне всем телом. При каждом ее движении колокольчики издавали звон, похожий на шум дождя. Острые ногти впились в мою кожу.
Зашипев от боли, я постарался исправить эту неловкую ситуацию.
— Какую музыку вам поставить, милочка?
— Меня зовут Лаура. Лаура Дэрроу. — Ее пурпурные зрачки расширились и стали неестественно большими. — Скажите, а у вас есть «Первобытная Венера» Энгели?
Во всей Системе не нашлось бы и полудюжины танцовщиц, которые работали под племенную музыку. Некоторые мелодии были такими лютыми и не по-человечески страшными, что пугали людей до дрожи в коленках. Мы иногда использовали их фрагменты для привлечения публики и создания необходимого настроения.
Я хотел было предложить ей что-нибудь другое, но Синди усмехнулась и гордо откинула голову назад:
— Конечно, есть. Давай, Джад, поставь, что она просит.
Я пожал плечами, подошел к музыкальному ящику и нашел файл с записью «Венеры». Когда я вернулся, Лаура уже была на сцене, а в зал набились гики и парни из ближайших аттракционов. Очевидно, Синди созвала ребят, чтобы «провалить» соперницу свистом. Я угрюмо прошел сквозь толпу венерианских человеко-ящериц и сел в кресло. Надо мной повисли три или четыре человека-мотылька. Эти крошки с Фобоса устроились на опоре шатра, чтобы толпа людей не повредила их хрупкие крылья.
Музыка хлынула из колонок, и Лаура, сбросив туфли, начала свой безумный танец.
Не думаю, что я дышал все то время, пока она находилась на сцене. И я не думаю, что кто-то в этом зале вообще дышал. Мы просто сидели и смотрели, потея от нервного экстаза, пригибаясь и вздрагивая в такт ее движениям. А музыка колотила и резала нас ножом по живому, стеная и надрываясь в крике, как истерзанная душа.
Лаура перестала быть женщиной и человеком. Она превращалась то в солнечный свет, то в ртуть, то в лист, парящий на ладонях ветра. И больше ничто не связывало ее мышц — ни притяжение Земли, ни плоть, ни пределы рассудка. Она была… О черт! И слов-то даже не найти! Она была музыкой — удивительной и неописуемо прекрасной.
Когда девушка закончила танец, мы какое-то время сидели, потеряв дар речи. Потом люди и гики вскочили с мест, аплодируя и вопя от восторга
И посреди всего этого стояла Синди с обреченной улыбкой на лице. Она взглянула на меня печальными зелеными глазами и сказала:
— Я знаю, ты ее возьмешь.
— Конечно, возьму. Но не волнуйся, это никак не повлияет на наши отношения…
— Послушай, Джад. Этот балаган не настолько велик, чтобы одновременно вместить ее и меня. Кроме того, она уже поймала тебя на крючок и будет диктовать свои условия.
— Какой еще крючок? Да и что, если даже поймала? Разве я тебе что-то должен?
— Нет. Но и я тебе ничего не должна.
— А контракт?
Она объяснила мне, что я могу сделать с этим контрактом.
— Ну почему ты так говоришь? — возмутился я. — Почему ты хочешь, чтобы я отказался от нее? От такого таланта?
— Таланта! — зашипела Синди. — У нее нет таланта. Это уродство, а не дар!
— О, женщины! Как же с вами трудно! Почему ты не можешь смириться с тем, что она танцует лучше тебя?
И Синди объяснила мне, почему она никогда не смирится с этим. Большая часть ее фраз вообще не имела смысла, а остальные слова были непечатными, и я их здесь приводить не собираюсь. В конце концов она топнула ногой и ушла, оставив меня опечаленным и немного раздраженным. Дело в том, что в нашем шоу не хватало марсиан, и ее уход мог вызвать большие проблемы.
Черт! Конечно, это была реакция разгневанной женщины, которую обставила молодая соперница. Артистический темперамент, помноженный на обиду и ревность. Ну и что? Пусть только попробует дернуться. Я знал, как вправить ей мозги. Ничего, бывали случаи и похуже.
Я поднялся на сцену, расталкивая людей и гиков, которые окружили Лауру со всех сторон. Она выглядела немного напуганной. Впрочем, некоторые полукровки могли бы вызвать кошмары даже у самых крутых парней. Но меня удивили слезы на ее щеках и ресницах.
— Расслабься, золотце, — сказал я, переходя на неформальное общение. — Считай, что ты принята на работу.
Я понимал, что Синди говорила правду. Девчонка поймала меня на крючок. Честно говоря, это был не крючок, а настоящий гарпун для кашалотов, но я не стал бы срываться с него, даже если бы мог.
Она обвисла в моих объятиях и прошептала:
— Ах, прошу вас… Я умираю от голода.
Мне оставалось лишь подхватить ее на руки. Люди-мотыльки захлопали крыльями над нашими головами, восхваляя Лауру и тревожась из-за ее обморока.
Я отнес танцовщицу в свою палатку и налил из термоса кофе. Она задрожала, уловив аромат, но пить почему-то отказалась. Вместо него Лаура попросила чашку чая.
Она и вправду была здорово голодна. В какой-то момент мне даже показалось, что она никогда не перестанет есть.
Наконец я сказал:
— Оплата в сорок кредиток и полное содержание.
Она кивнула.
— А теперь ты можешь рассказать мне все, дорогуша, — мягко добавил я. — С тобой приключилась дурная история?
Она с удивлением посмотрела на меня своими широкими пурпурными зрачками:
— Что вы имеете в виду?
— Такая танцовщица, как ты, могла бы выступать в балете или в собственном шоу, а не просить те жалкие крохи, которые я даю своим артистам. Так что там у тебя произошло?
Она опустила голову и сжала кулачки. Ее длинные алые ногти сверкнули в свете электрической лампы.
— Ничего плохого, поверьте, — прошептала она. — Просто неприятности с документами. Я уже говорила вам, что родилась на космическом корабле. Записи о рождении куда-то пропали. Мы все время переезжали с места на место. И когда я недавно прилетела на Землю, мне не удалось доказать свое гражданство. Теперь я оказалась вне закона и не могу вернуться на Венеру. А там у меня и деньги, и имущество. Если я останусь на Земле, то в конце концов попадусь иммиграционным властям. Вот почему мне так нужна эта работа. Вы скоро улетите в турне. И можете забрать меня с собой.
Да, я знал, как помочь девчонке. Но она должна была понять, из какой беды я ее выручаю.
— А стоило ли так рисковать? Зачем ты прилетела на Землю? Если власти поймают тебя, ты получишь не меньше двух лет отсидки в лунной тюрьме. А потом тебя депортируют в какую-нибудь дальнюю колонию.
У нее задрожали плечи.
— Я прилетела по личному делу. Оно задержало меня на какое-то время. А потом… Потом стало поздно что-то менять.
— Понятно, — со вздохом ответил я. — Прости, что затронул эту тему.
Я отвел ее в одну из палаток, а сам пошел смотреть, как идет представление. Ссора с Синди не давала мне покоя. Я заглянул в гримерную и с трудом удержался от ругательств, увидев ее пьяной до потери пульса.
Синди посмотрела на меня и, сморщив лицо, показала язык. Мне оставалось лишь отправиться дальше.
Еще через час я нанял бледного костлявого паренька с петушиной прической. Он сказал, что голоден и готов на любую работу. Я отвел его к Крохе и велел пристроить панка на уборку зверинца.