Урок по обществознанию 5 класс как первобытный человек стал разумным. Конспект обобщающего урока-соревнования по обществознанию на тему "Человек" (5 класс)
ГлавнаяПервобытноеУрок по обществознанию 5 класс как первобытный человек стал разумным
Методическая разработка урока по теме "Загадка человека" по обществознанию 5 класса. Урок по обществознанию 5 класс как первобытный человек стал разумным
Урок обществознания в 5 классе "Загадка человека"
Урок обществознания в 5 классе № 2 по теме: «Загадка человека».
Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.
Как вы поняли смысл этой легенды?
Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.
Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?
Тема нашего урока: «Загадка человека».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
Чем человек отличается от животных.
Зачем человек рождается.
Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?
Работа по теме урока.
Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ
А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».
Словом, человек есть вечная загадка.
Чем человек отличается от животных
Предлагаю поработать в парах.
(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) Способность к творчеству;
2) потребность в отдыхе;
3) наличие органов чувств;
4) сознательное выдвижение целей.
Черты сходства
Черты различия
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.
1) Словесная речь;
2)Сезонная линька;
3) способность строить жилище
4) обучение потомства;
5) потребность в пище;
6) зимняя спячка;
7) прямохождение;
8) потребность в общении;
9) умение фантазировать;
10) густая шерсть.
Свойства, присущие только животным
Свойства, присущие только человеку
Свойства, присущие и человеку, и животным
(Проверка выполнения заданий.)
А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.
Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».
По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.
Зачем человек рождается
В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?
Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.
Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.
Обсуждение статьи.
Итак, давайте подведем итоги.
Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
Записываем в тетради.
Подведение итогов уроков. Рефлексия
Задавание домашнего задания.
Прочитать § 1 до стр.12, ответить на вопрос 1,страница 14.
infourok.ru
Урок по обществознанию «Происхождение и развитие человека» 5 класс
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с историческим процессом происхождения и развития человека, сего движущими силами.
Образовательные задачи:
объяснить основные понятия урока;
познакомить учащихся с различными теориями происхождения человека;
разъяснить, какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться;
сформировать у учащихся умение составлять рассказ на основе услышанного и прочитанного
Развивающие задачи:
Развить у учащихся внимание, память и мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитать интерес, чувство коллективизма
Ожидаемые учебные результаты:
Учащиеся должны:
— уметь объяснять роль культуры в жизни человека;
— описывать сущность изобретений;
— приводить примеры совершенствования орудий труда и, общественных отношений;
— рассказывать об условиях и образе жизни первобытных людей, используя
материал параграфа;
— правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия;
— работать в микрогруппе по 4 человека;
— понимать, что способность трудиться помогла человеку выжить и развиваться;
— понимать, что способность и стремление к прогрессу это отличительная черта человека.
Основные используемые понятия:
развитие общества, орудия труда, эволюция, прогресс, социальный прогресс, технический прогресс, антропология, хомо сапиенс.
2-й УЧЕНИК: — Ну а вы бы разве грустным не ходили,
Если б тоже первобытным очень были?
1-й УЧЕНИК: — Отчего же ты горюешь и грустишь?
Может, все же грусть свою нам объяснишь?
2-й УЧЕНИК:
— В шкуру мамонта одетым я хожу,
И удобной я ее не нахожу!
И еду мне в магазине не купить
На охоте должен я еду добыть!
А оружие мое – ну просто смех!
Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!
1-й УЧЕНИК:
— Но зато с тобой весь дружный род.
И на помощь вся община вмиг придет.
2-й УЧЕНИК:
— Хорошо разумным людям рассуждать,
Вам с природою не надо воевать.
Нам же двигать эволюцию вперед,
«Хомо сапиенсам» чтоб пришел черед.
Я, как вы, хочу уметь читать, писать,
Я разумным существом мечтаю стать!
Учитель: Из-за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчен первобытный человек?
Главный вопрос нашего урока (записывает на доске).
Что помогло развитию Человека, человеческого общества?
2. Первые люди на Земле.
Учащиеся знакомятся с текстом учебника на стр. 7-8.
Дополнительно можно ознакомить учащихся с теориями происхождения человека .
Физкультминутка. (Слайдовая презентация)
3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.
На доску прикрепляются два рисунка:
«Первобытный человек» «Современный человек
Учитель делит класс на группы по 4 человека.
Задания для работы в группах:
— Чем первобытный человек отличается от современного человека?
— Как вы думаете, чем человек отличается от животных?
Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске под рисунками,
Учитель: Посмотрите внимательно на доску и попробуйте сделать вывод:
— Чем первобытный человек отличается от современных людей?
— Чем первобытный человек отличался от животных?
Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учителем на доску, учениками в тетради:
1. Первобытный человек внешне был похож на животное.
2. Человек — часть природы, он отличается от животных умением изготовлять орудия
труда, накапливать и передавать опыт.
ЧЕЛОВЕК
ЖИВОТНОЕ
Общее
1. Является представителем
живой природы.
2. Имеет потребностив пище, воде, тепле.
1. Является представителемживой природы.
2. Имеет потребности в пище,воде, тепле.
Различное
1. Поведение человека
является целенаправленным.
2. Имеет речь.
3. Имеет мышление.
4. Может изготавливать иприменять орудия труда.
5. Активно воздействует наприроду, преобразуетокружающий мир.
1. Поведением животныхруководит инстинкт.
2. Не имеет речи.
3. Не имеет мышления.
4. Не изготовляет и неиспользует орудия труда.
5. Потребляет все из природыв готовом виде.
Можно использовать для обсуждения таблицу из курса «История Древнего мира»:
Учитель: Что обозначает выражение «Коллективный труд создал человека»?
(Без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.)
4. Технический прогресс. Социальный прогресс.
Учащимся раздаются отрывки из литературных произведений для работы в группе.
Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.
1. «Уна устала, ей хотелось пойти поиграть, но приказ матери был ясен: необходимо обработать землю, чтобы приступить к посадке зерен. Уна вздохнула и крепче перехватила деревянную мотыгу: надо, значит надо. Зато завтра старый Крек обещал показать ей, как обмазывать корзину глиной и обжигать ее на костре, чтобы получился красивый горшок».
2. «У кузнеца дел всегда много: с утра Авдей проверял железные насадки на плуг — скоро предстояло начать пахоту. А завтра надо было подковать лошадей— время поджимало — скоро господин соберется на охоту и будет очень недоволен, если его лошади будут хромать».
3. «Митька готов был заплакать — трактор никак не хотел заводиться. Придется опять бежать к мастеру, а он, как всегда, будет ! смеяться по поводу горе – механиков , которые, окончив училище, уже считают себя настоящими механизаторами, а сами не способны завести простой тракторенок».
Пока учащиеся читают текст и готовят ответ на вопрос, учитель рисует на доске схему, которая будет заполняться по мере ответа учащихся.
мир современного человека
бензопила
_____________________
мир средневекового человека
железный топор
_______________________
мир первобытного человека
каменный топор
__________________________
Беседа по вопросам после прочтения литературных отрывков:
— Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идет об этих исторических периодах?
(Главный признак — применяемые орудия труда)
— Какие еще орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?
(На основании ответа учащихся учитель выстраивает логический ряд:
например,
каменный топор ► железный топор ► бензопила)
— Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?
(Примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в большие коллективы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мастерства требовалось от человека.)
Учитель дает определение технического прогресса, учащиеся записывают его в тетрадь.
Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом.
Учитель: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества,
его культуры, экономики, государства?
Учитель записывает на доске новое понятие, учащиеся записывают его в тетрадь.
Социальный — общественный прогресс
Развитие самого общества, его культуры и экономики, государства и политики, сферы труда и быта называют социальным прогрессом.
Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока, прочитайте его, обсудите в группах и сделайте вывод.
Учащиеся обсуждают вопрос и предлагают вывод урока, который записывается в тетради.
Вывод урока: Развитие человека и человеческого общества происходило благодаря
техническому и социальному прогрессу.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
— Что мы сегодня на уроке узнали нового?
— Чем первобытный человек отличается от современных людей?
— Чем первобытный человек отличался от животных?
— Как связаны между собой развитие орудий труда и эволюция человека и
человеческого общества?
— Что такое технический прогресс?
— Что такое социальный прогресс?
Домашнее задание: прочитать § 1 учебника, вопросы к § 1;
По желанию: придумать (устно) рассказ о жизни древнего человека (можно проиллюстрировать рассказ рисунком).
www.alllessons.ru
Методическая разработка урока по обществознанию 5 класса
Урок 2
Тема урока
ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА
Дата урока
Тип урока
Ознакомление с новым материалом
Цель урока
Способствовать формированию у учащихся представлений об отличии человека от животного
Образовательные ресурсы
Презентации: «Человек родился»
План урока
1. Введение в предмет.
2. Зачем человек рождается?
Личностно значимая проблема
Подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человек рождается?»
Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Словом, человек есть вечная загадка. (слайд 1)
Тема нашего урока: «Загадка человека». (слайд 2)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь? Что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»? (слайд 3)
III. Работа по теме уроков
1. Чем человек отличается от животных
— Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп. (слайд 4)
Первая группа утверждает, что человек — это развитое животное.
Вторая группа утверждает, что человек — существо общественное, тесно связанное с людьми и утратившее связь с животными.
— Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение.
По-моему, человека можно сравнить с …, потому что …
— Объясните свой выбор.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь предлагаю поработать с таблицей (слайд 6)
Задание . Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
способность к творчеству;
потребность в отдыхе;
наличие органов чувств;
сознательное выдвижение целей.
Показ слайдов 8-12. Обсуждение вопроса: Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека другими людьми?
— Наверняка вам хорошо знакомо произведение Р. Киплинга «Маугли». А знаете ли вы, что при написании книги автор основывался на реальных фактах?
— Внимательно прочитайте дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы. (слайд 14)
Дополнительный материал
Дети-мауглиВ 1920 г. в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя одежду, которую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более десяти лет. Камала к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая передвигаться на четвереньках. С превеликим трудом освоила около сорока пяти слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне — тяжелой идиотии.В 1954 г. в Индии был найден шестилетний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии «мальчиком-волком». По словам его родителей ребенка в младенчестве похитил волк. По возвращении домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 г.В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика. Назвали его Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 г. ему было 37 лет, он не умел ходить по человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек.В 1970 г. в США, в штате Калифорния, была обнаружена тринадцатилетняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.
— Как же человек становится человеком?
— Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?
— Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем?
(Ответы учеников.)
Таким образом, феномен детей-маугли — это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens, что уникальные качества, отличающие его от животных, — во многом продукт воспитания.
— Рассмотрите схему на с. 10 учебника и проверьте правильность своих выводов об отличиях человека от животного.
— Допустили ли вы ошибки?
— Чем вы можете их объяснить?
2. Зачем человек рождается
В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?
— Для того чтобы ответить на эти вопросы, прочитаем стр. 11. (работа с текстом)
IV. Закрепление изученного материала
Ответить на вопрос стр. 11 – Как ты понимаешь слова писателей?
V. Подведение итогов уроков. Рефлексия
Итак, давайте подведем итоги.
Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя.
Человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
Домашнее задание
Прочитать § 1, с. 10-11 учебника.
Задание С незапамятных времен человечество пытается ответить на очень непростые вопросы: кто мы? Откуда мы? Какие версии происхождения человека вам известны?
infourok.ru
Как человек познаёт мир и самого себя
Конспект урока по обществознанию в 5 классе: Как человек познаёт мир и самого себя
Описание материала: Познание как человеческая потребность. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное, рациональное познание. Самопознание. Материал будет интересен и полезен учителям обществознания, психологам, так как в конспекте есть психологические тесты.Назначение данной темы заключается в формировании на доступном пятиклассникам уровне представлений о познании человека. Знакомство с ней носит пропедевтический характер. Имеющийся у пятиклассников личный опыт дает возможность углубить и расширить представления об игре, учебе и труде как основных видах деятельности.
Тема: Как человек познает мир и самого себя
Цели и задачи: сформировать понятие о знании, познании, мышлении и самопознании, его уровнях; объяснить, с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом; определить роль познания и самопознания в жизни человека и общества; познакомить с понятиями и терминами: познание, знания, мышление, самопознание.Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать уровни познания; сравнивать социальные объекты; находить сходство и различие познания и самопознания; смогут объяснить механизм познания мира и самого себя; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задачи; применять навыки работы в группе.Формируемые УУД: метапредметные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; осознание важности процесса познания и самопознания.Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы с тестами, мультимедийная презентация.Тип урока: исследование.
Ход урока
I. Организационный моментПовернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.II. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока. Для этого проведём тест. У вас на партах лежат листочки с задание теста.
Тест № 1 по теме «Общество и человек» 1. В Обществознание входят элементы нескольких наук. В том числе:1) социологии, политологии2) географии, физики3) биологии, математики4) астрономии, химии.2. Пятиклассник Арсений хорошо учится, ставит школьные спектакли, занимается спортом и стремится выиграть детский городской чемпионат по плаванию, помогает маме ухаживать за маленьким братом. Все это характеризует Арсения как:1) ученика 2) друга3) личность4) сына3. Пятиклассница Вера каждый день совершает действия и поступки. Что из перечисленного является поступком?1) заходит в автобус2) уступает место пожилой женщине3) поднимается в квартиру на лифте4) садится делать уроки4. Духовные и социальные потребности – это высшие потребности человека. К ним относятся:1) пища, одежда2) общение, знание3) вещи, деньги4) автомобиль компьютер5. Верны ли следующие суждения о человеке?А. Человек – это биологическое и социальное существо.Б. Человек – это только социальное существо1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения верны6. Верны ли следующие суждения о самооценке?А. Самооценка – это оценка человеком своих качеств, способностей, достоинств и недостатков.Б. Самооценка всегда должна быть завышенной. 1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения не верны
III. Мотивационно-целевой этапПослушайте притчу.Однажды к старцу пришел послушник и спросил:Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:Что ты видишь? Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.Вопросы к классу- О чем притча?- В чем ее смысл?- Какое отношение эта притча, по-вашему, имеет к нашему уроку?(Ответы учеников.)Тема нашего урока: «Как человек познает мир и самого себя».Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?На какие вопросы нам предстоит ответить?(Ответы учеников.)План урока1. Что такое познание.2. Способы познания.3. Самопознание.IV. Введение в новый материал- Скажите, все вы читали роман английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или возможно вы смотрели фильм?- Что ему помогло выжить на острове? - При помощи чего он разжигал огонь, как он определял время, каким способом он добывал себе пищу?)(Рассуждение детей)Вывод: значит, Робинзон Крузо знал, как разжечь огонь, добыть пищу, мог определить время, не имея часов. V. Работа по теме урока1.Что такое познание.Ответьте на вопросы.- Что человека отличает от от других живых существ? (Способность мыслить, задавать вопросы и искать ответы на них.)Мы познаем мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями и благодаря этому учимся жить, радоваться и добиваться своих целей. Ученые утверждают, что потребность в познании дана человеку от природы.Задание: послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: о каком человеческом качестве идет в нем речь?Бабушка-энциклопедия.Н.ИвановаУ бабули — внук и внучкаПочему и Почемучка.Целый день свои вопросыЗадает народ курносый:«Почему зеленый лист?Почему поет артист?Почему усы у кошки?Почему у стула ножки?Почему огонь горит?Почему орел парит?Почему растет трава?Почему шумит листва?»- О чём же идёт речь? (О любопытстве)Итак, речь идет о любопытстве. Любопытство подвигало людей к постижению законов природы. Эти знания зачастую приходили как озарение, открытие. Например, знаменитый физик Исаак Ньютон, как гласит легенда, открыл закон всемирного тяготения в тот момент, когда с дерева прямо ему на голову упало яблоко. А химик Дмитрий Иванович Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне.— Вспомните, обладают ли любопытством животные?— Если да, приведите примеры любопытства животных.— Какие чувства используются ими в процессе познания?(Ответы учеников.)Животные любопытны от природы. Так они удовлетворяют свои природные потребности. Принюхиваются, оглядываются, прислушиваются — и в основе этого лежит инстинкт безопасности, самосохранения.- Для чего человек участвует в процессе познания? (Ответы детей.)А для чего человеку нужны эти знания? Знания, это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация. - При помощи чего мы получаем знания?При помощи познания. Познание – это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации.- А что такое информация? Каким образом мы получаем информацию?
2. Способы познанияИтак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир? Послушайте стихотворение, про что оно?Органы чувств.С.ВолковЕсть пять помощников на службе у тебя,Не замечая, их используешь шутя:Глаза тебе даны, чтоб видеть,А уши служат, чтобы слышать,Язык во рту, чтоб вкус понять,А носик – запах различать,Руки – чтоб ласкать, трудиться,Воды из кружечки напиться.И ни к чему твоя тревога,Они всегда тебе помогут.-Как по-вашему про что это стихотворение? (Органы чувств.)
- Для чего они нужны? (Познавать мир, себя) - Как назовём это вид познания? (Чувственный) - Как вы понимаете слово чувственный?- Как вы можете объяснить, и перечислить, что именно и при помощи каких органов чувств можно познать. (Примеры детей.)- А как ещё можно познавать мир? (С помощью разума, ума, мышления).- Как назовём этот вид познания? (Ответы детей) Называют его рациональный, то есть который осуществляется с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности.
МЫШЛЕНИЕ – это способность человека рассуждать. Познавательная деятельность человека.
Итак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир? Существует два основных способа:•чувственный;•рациональный.- Что объединяет эти две ступени познания? (Ответы учеников, запись общих выводов.)1. Процессы познания находятся в единстве.2. Процессы познания взаимно дополняют друг друга.3. Две ступени познания создают целостное впечатление об увиденном.Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Познакомьтесь с тремя высказываниями и скажите, с помощью каких способов познания была определена истина.1. Планета Земля представляет собой шар. Как люди убедились, что Земля — шар? (Эта истина — результат научных исследований, результат рационального познания.)2. Не зная брода, не суйся в воду. (Эта истина повседневная, результат здравого смысла.)3. Унылая пора, очей очарованье... (Иногда узнать истину нам позволяют средства искусства (поэзия, живопись) — способ чувственного познания.)V.Физическая паузаНазовите виды деятельности, присутствующие на нашем уроке (учебная, творческая, трудовая, общение)- Какой вид деятельности ещё не назвали? (игровую деятельность)- А можем мы включиться в игровую деятельность?- Каким образом? Что вы предложите? (Провести физкультминутку)- Кто из вас сможет провести её? (Желающие учащиеся 2-3 человека проводят физпаузу)Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.(наклоны вперед и назад)Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.(вращение головой)Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.3.Но человек познает не только окружающий мир, но и себя. Как вы думаете, как называется этот процесс? (Самопознание.)- А с чем связанно самопознание? (С самооценкой.)Правильно, самопознание связанно с самооценкой. Оценивая себя, человек может получить истинное знание (рационально взглянув на себя), или ложное знание (то есть с преувеличением своих достоинств о себе). Очень важно сравнивать себя с самим собой, какими вы были вчера, месяц назад, год назад.Задавайте себе эти вопросы и не ленитесь отвечать на них.Таким образом, процесс познания направлен не только на то, чтобы пополнять информацию, человек познает и самого себя. Этот процесс называется так и называется самопознание.Великий философ Сократ любил повторять вот такое изречение: «Познай себя самого».- А зачем человек познает себя?(Ответы учеников.)Познать себя — значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?Практикум. Психологи разработали большое количество тестов — несложных, но эффективных способов, с помощью которых можно найти ответы практически на все интересующие вопросы. Причем с помощью тестов можно узнать много интересного не только о самом себе, но и об окружающих людях.Сегодня мы попробуем разобраться, что вам ближе, хорошо ли вам с вашими друзьями. Заодно посмотрим, какой род деятельности вам надо предпочесть.ЗаданиеВо время выполнения задания важно записывать ответы.I. Нарисуйте 8 кругов. Посмотрите на кружки и определите, где вы? Поставьте в выбранном кружочке галочку.II. Нарисуйте два ряда кружков. В каждом ряду семь кружков. Вы живете с папой и мамой? Напишите внутри первого круга (он специально выделен), предположим, «мама». Или «папа». Если в первом «мама», то вписывайте «папа» в кружок снизу. Внимательно посмотрите на ряд кружков и определите, где находитесь вы. Сначала в первом ряду, потом во втором. Поставьте галочки.III. Нарисуйте две группы кружков — девять и два два кружка отдельно. Найдите среди них себя. Отметьте галочкой или крестиком.(Можно заранее для учащихся заготовить карточки к этому заданию, то есть нарисовать кружки, как того требует задание, а ученики только расставят и подпишут в них, что требуется.)Оценка результатовI. Быстрота выполнения. Если вы быстро выполняли задание, то в ваших отношениях с людьми нет ничего сложного, вы приятный в общении человек. Если вы долго не решались поставить галочку, можно сказать, что вы нерешительный человек, друзей у вас мало. Галочка слева — вы хорошо себя чувствуете в коллективе, человек компанейский. Галочка справа — с окружением у вас явная незадача, вы предпочитаете одиночество.Галочка посередине — все зависит от настроения. В классе вы особо не выделяетесь, не рветесь в лидеры, но и в откровенные изгои не стремитесь попасть.II. Кого первым написали — тот и является для вас в жизни главным.Написали маму — вы ориентируетесь на маму, больше с ней общаетесь, с каким-нибудь вопросом в первую очередь пойдете именно к ней. Написали папу — такое бывает. Значит, с отцом вам комфортнее, чем с матерью.Если вы поставили галочку рядом с их кружками, то у вас доверительные и искренние отношения с родителями.Вы в хороших отношениях, но у каждого свои секреты — 3-4-й кружки от начала.Неважные у вас отношения, если вы себя видите в самых дальних от родителей кружках.III. Насколько вы хорошо себя чувствуете в «стае».Вы нашли себя среди девяти кружочков. Стая принимает вас, вы можете в ней затеряться и быть одним из них. Вы чувствуете себя чуть выше стаи (верхний ряд), равноправным членом (средний ряд).Вы выбрали кружок в стороне. Коллектив вас изгнал, или вы сами ушли. А может, вы пишете стихи и мечтаете витать далеко- далеко отсюда? Значит, вы осознаете свою индивидуальность.VI. Домашнее задание1. Прочитать и выучить конспект2. Подготовиться к участию в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?».VII. Рефлексия (У детей на листочках или на слайде в презентации написаны данные вопросы, на которые они дают ответ.)- Что я уже знаю о самооценке, о собственной личности?- Что в том, что сегодня было, меня расстроило?- Что хорошего было на уроке?- Какие у меня возникли чувства?- Дает ли урок возможности для творческого роста?- Что мне даст этот урок для моей личной жизни?Китайский философ, житель царства Чу, Лао-цзы (579—499 гг.до н. э.) говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает. По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». Изучайте себя, познавайте себя, открывайте себе себя!
multiurok.ru
Конспект обобщающего урока-соревнования по обществознанию на тему "Человек" (5 класс)
Обобщающий урок по теме: «Человек».
Класс: 5 класс
Учитель – Егорова Наталья Фёдоровна
Место работы: МАОУ СОШ № 60 г. Екатеринбург
Форма урока: игра-соревнование.
Цель: повторить и обобщить знания по разделу «Человек»
Задачи:
1.Обучающая – закрепить знания учащихся, полученные при изучении раздела «Человек».
2.Развивающая - развивать внимание, мышление, интерес к знаниям, творческие способности.
3.Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к ответам своих одноклассников.
Оборудование: оценочный лист, ручки, карточки с заданиями.
УМК - Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2012
Оформление: на доске выставка детских работ по проекту «Люди-двойники», демонстрация презентации по теме урока.
Ход урока:
I.Мотивация . Звучит музыка.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! (Слайд 2).
Внимательно посмотрите на этот слайд. Что это? (памятник обезъяне???). Возможно.
Что у неё в лапе? (череп человек).
Что она делает? (рассматривает, изучает череп).
Рассматривает с интересом, как будто что-то хочет узнать о человеке, о самом загадочном существе на планете Земля. Этот оригинальный памятник находится на острове Хайнань на юге Китая и считается очень популярным среди европейских туристов. Как вы думаете, как он называется? (версии, вывод - Памятник Познанию). В истории человеческого общества человек познавал, познаёт и будет познавать себя бесконечно. Процесс познания человеком самого себя увлекательный и интересный, таинственный и загадочный. Как вы считаете, о ком мы сегодня будем говорить?
(о Его Величестве Человеке)
Итак, мы сегодня повторим с вами тему «Человек» в форме соревнования, вы узнаете что-то новое, раскроете свои творческие, интеллектуальные способности, в совместной групповой деятельности будете дальше приобретать бесценный опыт общения и познавать самих себя.
Я объявляю начало наших состязаний! Команды готовы?
(Класс учащихся делится на 2 команды (заранее).команда выбирает капитана.
Каждой команде раздаётся оценочный лист с названиями туров. Представители каждой команды поочерёдно отвечают на вопросы заданий. Если одна из команд затрудняется ответить, другая может отвечать за них, зарабатывая себе дополнительные баллы. Задания туров оцениваются по пятибалльной шкале. После каждого тура учитель подводит итог).
Тур «Вопрос-ответ» (слайд 3)
Задание 1: команды по очереди отвечают на вопросы
В народе говорят, что за свою жизнь он должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка (слайд 4). Итак, зачем человек рождается? (должен заботиться о благе других)
Чем человек отличается от животного? (слайд 5)
Что такое наследственность? (получение от родителей биологических признаков) (слайд 6)
Какие насекомые с помощью разных танцевальных движений передают своим собратьям различные сигналы об опасностях или, в каком направлении нужно лететь? (пчёлы) (слайд 7)
Человека какого возраста можно считать подростком? (11-14 лет) (слайд 8)
Почему подростковый возраст называется переходным? (переход от детства во взрослое состояние) (слайд 9)
Можно ли избежать подростковых проблем? Как? (учиться, заниматься любимым делом по интересам и т.д.) (слайд 10)
Какие условия влияют на взросление подростка? (семья, друзья, СМИ, школа и т.д.) (слайд 11)
2. Тур «Пословицы и поговорки» (слайд12)
Задание 2: о каких проблемах подростка идёт речь в следующих пословицах и поговорках? (поочерёдно отвечают)
1.Раз солгал, а век веры не будет (ложь, трусость)
2.Дракою прав не будешь (вспыльчивость)
3. Никто мне не указ (чрезмерная самостоятельность, высокомерие)
4.Ученье - свет, а неученье - тьма; (нежелание учиться)
5.Самая трудная борьба — самого себя побороть (лень)
6.Самолюб никому не люб (самовлюблённость, самолюбование)
Тур «Верное утверждение» (слайд 13)
Задание 3: ответить «Да» или «Нет» (поочерёдно)
Человек рождается как чистый лист (Нет)
Современные подростки стремятся к риску (Да)
Подростки древности и современные ничем не отличаются (Нет)
В сложном переходном возрасте легче учиться на чужих примерах (Да)
Быть взрослым – это значит выражать свое мнение (Да)
Рост современных подростков не изменяется (Нет)
Свои положительные эмоции и чувства не надо бояться показывать (Да)
Выдающимся человек рождается (нет)
Индивидуальность человека проявляется в его способностях (Да)
Человек – часть природы (Да)
Тур «Исторические личности» (слайды с портретами)
Задание 4: командам раздаётся текст с вопросами. Время самостоятельной работы 5 минут. Далее следует обсуждение. (слайд 14,15)
Текст 1
Александр Михайлович Горчаков (1798-18830) происходил из древнего аристократического рода. Образование получил в Царскосельском лицее, где был товарищем А.С.Пушкина. Дипломатическую карьеру А.М. Горчаков начал в 19 лет и прошёл долгий путь от сотрудника посольства до министра иностранных дел России. Перед Горчаковым стояла трудная задача - отменить ограничительные для российского военного флота статьи Парижского мирного договора (1856), который Россия подписала после поражения в Крымской войне (1853-1856). Горчакову потребовалось 15 лет сложной дипломатической работы, чтобы добиться поставленной цели.
Вопросы:
1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.М.Горчаков действительно выдающийся человек.
2. Подтверждает ли его деятельность высказывание Т.Эдисона о том, что гений – это 99% потения и 1% вдохновения?
3. Легко ли быть выдающимся?
Текст 2
Александр Васильевич Суворов (1730 -1800) — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Родился в семье офицера гвардии.
Когда ему исполнилось семь лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Однако, Саша проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями. Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне». Александр Васильевич Суворов - Великий русский полководец, национальный герой России и военный теоретик, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.
Суворов одержал победы над наполеоновскими войсками, переход через Альпы принесли полководцу мировую славу.
Вопросы:
1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.В.Суворов действительно выдающийся человек.
2. Какими чертами характера обладал великий полководец Суворов?
3. Легко ли быть выдающимся?
Тур «Угадай термин» (слайд16)
Задание 5: Командам раздаётся список определений терминов, которые нужно правильно определить (1 мин.)
Совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражители. Определенные действия, уже имеющиеся при рождении (инстинкты)
Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности (способности)
Внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент (эмоции)
Приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предшествующими поколениями (образование)
Взаимные деловые или дружеские отношения людей (общение)
Человек от 11 до 15(17) лет (подросток)
Оценка личностью самой себя, своих качеств, способностей……(самооценка)
Тур «Полезные советы» Конкурс капитанов. (по очереди, можно просить помощь команды -1 бал)
Задание 6: Найдите выход из ситуации (1 мин.)
У пятиклассницы Маши на лице появились веснушки.
Девочка стала стесняться и очень переживать. Как помочь Маше? (вовлечь её в интересное дело, чтобы она смогла проявить себя как личность)
Миша очень любит спорить и доказывать свою правоту.
Большинство ребят из класса, зная Мишу, перестали с ним общаться.
Как добиться взаимопонимания? (согласиться с Мишей или игнорировать Мишу, не обращать на него внимания, пока он сам не согласится с мнением класса)
Летом Саша хотел устроиться на работу, расклеивать объявления.
Родители Саши отнеслись к такому заявлению очень категорично.
Как убедить родителей? (попросить родителей помочь сыну или привлечь друзей Саши, которых хорошо знают родители)
Ученики готовили сценку для праздника в школе.
Остался один день до праздника, но сценка была не готова. Как быть? (попросить помощи у взрослых, классного руководителя, потому самостоятельность не всегда может привести к успеху в деле)
III. Подведение итогов урока.
Подводятся итоги игры. Учитель называет команду победителей. Команда-победительница и самые активные участники поощряются оценками.
Объявляются оценки. Раздаются утешительные сладкие призы всем участникам.
Слово учителя: Наш урок окончен. Спасибо за внимание. Музыка