Конспект по теме возникновение религии и искусства у первобытных людей. Конспект урока по теме: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока "Возникновение искусства и религиозных верований". Конспект по теме возникновение религии и искусства у первобытных людей


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

Урок 5. Возникновение искусства и религиозных верований

Педагогическая цель

Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, процесса зарождения искусства, описания первых произведений искусства, созданных человеком

Тип и вид урока

Усвоение навыков и умений / урок-беседа

Планируемыерезультаты (предметные)

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные результаты

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Первые произведения искусства древних людей. Представления об окружающем мире. Верования первобытных людей. Существование души. Причины появления первых религиозных верований. Зарождение веры в богов. Оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство

Образовательные ресурсы

Учебник. Диск «История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы». Учебные картины: «Особенности первобытного искусства», «Первобытный колдовской обряд», «Древний похоронный обряд», «Представления первобытных людей о “стране мертвых”». Рабочая тетрадь № 1

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формаконтроля

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Сообщение, работа с хронологией

Организует выступление учащихся с сообщениями, работу с хронологией: 2 млн лет назад, 100 тыс. лет назад, 40 тыс. лет назад

Выступают с сообщениями о находках мамонтов на территории России

Познавательные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других

Сообщение,

хронология

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Групповая, фронтальная. Словесный, исследовательский. Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией

Организует работу с п. 1, 2 § 3 и беседу по вопросам:

– Как была открыта пещерная живопись?

– Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

– Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись. На основе текста и иллюстраций учебника, картин составляют описание объектов. Излагают суждения о причинах событий

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Работа с текстом, беседа по вопросам

Человек «заколдовывает» зверя

Фронтальная. Объяснительно-ил-

люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страцией, беседа

Рассказывает, опираясь на иллюстрации, картины. Знакомит с терминами: колдовство, оборотни

С помощью учителя раскрывают смысл, значения терминов

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Беседа по вопросам

Религиозные

верования

Фронтальная. Объяснительно-ил-

люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страцией, беседа

Рассказывает о зарождении веры в души, «страну мертвых». Формулирует определение понятия «религиозные верования»

С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Беседа по вопросам

V. Контроль

знаний и способов действий

Индивидуальная. Практический. Работа по карточкам

Организует работу с компакт-диском. Комментирует задания по теме «Первобытные собиратели и охотники», контролирует выполнение

Самостоятельно работают с компакт-диском, выполняют дифференцированную работу по карточкам

Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме

Работа по карточкам

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

– Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

– О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Сравнить древнейших людей и людей разумных. В чем между ними различие? в чем сходство?

Задание 12 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Письменный ответ. Задание в рабочейтетради

www.metod-kopilka.ru

п. 3 Возникновение искусства и религии.docx - Конспект урока Возникновение искусства и ...

потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шитьодежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться накоторых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди сталиродовыми общинами, т.е. коллективами родственников, имеющих все общее.2.Решение творческих задач с классом.Задача №1В гроте Тешик­таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменныхорудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалосьустановить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767,леопарда ­1.Определите главное занятие обитателей грота Тешик­Таш?Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?Ответ:Охота. Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше –лошадей, медведей и леопардов.Задача №2Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, акакие – на стоянки людей каменного века?Ответ:Первый признак стоянки древнего человека – следы костра, обломкихорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей – расколотая галька).3. Развернутый ответ учащегося по карточке №3.III. Переход к изучению новой темы.Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы.На помощь приходит религия.Задача для учащихся:Что такое религия? Почему она появилась?IV. Изучение новой темы.План:1. Причины появления религии.2. Появление искусства.1.Рассказ учителя.Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, чтомежду животным и его изображением, которое создает художник, существует какая­тосверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, тоживые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразитькопьем, то это поможет на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами вАвстралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понятьпричины тех явлений, которые происходят и в самих. Например, почему человек видит сны?Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит – душа его встречается сдушами других людей…2. Работа с дополнительной литературой.Цитируется небольшой текст.«…Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Онооказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями – гривной,височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвеннымикомплексами. Чаще всего небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В нихукладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты,застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных

znanio.ru

План конспект по истории 5 класс Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.

Информация для учителя

Для развития логического мышления учащихся на уроках исто​рии можно применять решение познавательных задач. Как показы​вает опыт работы, учащиеся с удовольствием берутся за их решение. Рассуждают, высказывают довольно аргументированно свою точку зрения, спорят друг с другом. Но добиться такого эффекта можно лишь тогда, когда дети научены решать такие задачи. Поэтому учи​телю целесообразно начинать эту работу с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения.

Алгоритм решения творческих задач

1.​ Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.

2.​ Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, истори​ческий факт).

3.​ Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.

4.​ Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

5.​ Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.

6.​ Обязательно докажи свое решение.

7.​ Проверь, является ли твое решение ответом по существу во​проса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не от​носящегося к вопросу задачи.

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Родовые общины охотников и собирателей»

1.​ Подготовка устного ответа по карточке № 3.

КАРТОЧКА № 3

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобыт​ным людям выжить в новых природных условиях?»

Для этого вспомни:

-​ Какие природные изменения произошли на Земле примерно

100 тыс. лет назад?

-​ Как изменился животный мир?

-​ Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

-​ Что называется родовой общиной?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похо​лодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одеж​ду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т. е. коллективами родственников, имеющих все общее.

2.​ Решение творческих задач с классом.

Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раско​пок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось устано​вить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя - 2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занима​лись охотой, ловили больше горных козлов, меньше - лошадей, мед​ведей и леопардов.)

Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного иска? (Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолю​дей -расколотая галька).)

3.​ Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.

III.​ Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяс​нять явления природы. На помощь приходит религия.

-​ Что такое религия? Почему она появилась?

IV.​ Изучение новой темы

План

1)​ Причины появления религии.

2)​ Появление искусства.

На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Алътамира, ре​лигия, искусство.

1.​ Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, ко​торое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успе​ха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди пове​рили в то, что у человека есть душа. Если человек спит - душа его встречается с душами других людей.

2.​ Работа с дополнительной литературой.

.. .Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и доволь​но богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплек​сами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, на​конечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен.

Ижевск, 1996. С. 131, 134.

3.​ Беседа по вопросам к тексту.

-​ Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы по​лучить вещественные памятники, а значит, информацию.)

-​ Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

-​ Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

-​ Так что же называется религией?

4.​ Работа над новым понятием.

Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.

Запись делается на доске, учащимися - в тетради.

5.​ Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина или п. 1 § 3 на с. 21 Ми​хайловского.

-​ О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)

6.​ Работа в тетрадях.

Искусство - творческое отражение действительности.

V.​ Закрепление изученного материала

1.​ Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).

2.​ Каким словом можно заменить следующие выражения:

-​ Вера в богов и духов - ... (религия).

-​ Изображения почитаемых богов и духов - ... (живопись).

-​ Подарки богам и духам - ... (жертвоприношение).

-​ Поражение копьями нарисованного животного - ... (колдов​ской обряд).

-​ Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ... (оборотни).

VI.​ Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина или § 3 Михайловско​го; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появи​лась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».

Дополнительный материал

В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин - «палеолитические Венеры», как их шутя называют. I) этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее и вздутым животом, громадными мешками грудей - сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они и поражаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусст​ва: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечи​вали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к до​быче, источнику питания - тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как мно​гозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего

мира. М., 1989. С. 15.

xn----ftbdmba1cp9d.xn--p1ai

Конспект урока "Возникновение искусства и религиозных верований"

Конспект урока 5

Предмет – история

Класс - 5

Тема – «Возникновение искусства и религиозных верований»

Тип урока – комбинированный урок

Цели: формирование у учащихся представлений о возникновении искусства и религиозных верований

Задачи урока:

  1. обеспечит усвоение понятий «религия», «искусство», причины их появления;Рели́гия (лат. religare - связывать, соединять) - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

  2. продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями;

  3. продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;

  4. продолжить формирование умений работать со справочным материалом.

Основные понятия: искусство, религия

Оборудование урока: презентация на тему «Возникновение искусства и религиозных верований»; учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М.

Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) - период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

Ору́дие труда́ - один из терминов марксистской политической экономии, главная часть средств труда. Маркс называет орудия труда «механические средства труда», определяет как «костную и мускульную систему производства» и считает отражением уровня развития общественного производства.
Древний мирДре́вний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии - империи Чола, а в Америке - начало европейской колонизации.
: 2013; иллюстрации учебника

Оформление доски: число, месяц, тема, домашнее задание, план урока, основные понятия и даты

План урока:

1.

Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].

Организационный момент. (3 минуты)

2. Повторение изученного, проверка домашнего задания. (10 минут)

3. Изучение нового материала. (20 минут)

4. Закрепление и подведение итогов урока. (5 минут)

5. Домашнее задание. (2 минуты)

План изучения нового материала:

1. Причины появления религии.

2. Появление искусства

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

I. Организационный момент

  • Приветствие

  • Отметка отсутствующих (в журнале отметить отсутствующих на уроке ребят)

  • Проверка готовности к уроку (пройти и проверить у ребят наличие учебников, тетрадей и прочих принадлежностей к уроку, записать кто не готов)

  • Проверка домашнего задания (письменного) (проверить в тетрадях сделанную домашнюю работу, записать кто не готов)

Дети стоя приветствуют учителя

Дежурный должен сказать, кто отсутствует на уроке и по каким причинам

Дети показывают в тетрадях сделанное домашнее задание

2

II. Повторение изученного, проверка домашнего задания

Индивидуальная карточка для устного развернутого ответа

Карточка по теме «Родовые общины охотников и собирателей»

Фронтальный опрос

1. Где расселились люди (территории)?

2. Когда появились люди на юге нынешней России?

3. Что помогло людям выжить в суровых климатических условиях?Кли́мат (др.-греч. κλίμα (род. п. κλίματος) - наклон; (имеется ввиду наклон солнечных лучей к горизонтальной поверхности) - многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды. Погода, в отличие от климата - это мгновенное состояние некоторых характеристик (температура, влажность, атмосферное давление).

4. Назовите важнейшие занятия древнейших людей?

5. Почему охота считалась важнейшим занятием?

6. На каких животных охотились люди?

7. Когда появился «человек разумный»?

8. Чем «человек разумный» отличался от своего предка?

9. Какие были сделаны изобретения?

10. Какими преимуществами обладали лук и стрелы?

11. Что такое родовая община?

Родова́я общи́на - форма социальной организации (община), где люди связаны родством, коллективным трудом и потреблением. Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий.

12. Каков был обычай родовой общины?

Работа по карточкам

Родовые общины охотников и собирателей

А1. Первые стоянки древнего человека, найденные на территории современной России, датируются учеными:

1) 2 млн.
РоссияРосси́я (от греч. Ρωσία - Русь), официально также Росси́йская Федера́ция[К 8], на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 804 372 чел.
лет назад

2) 1,5 млн. лет назад

3) 0,5 млн. лет назад

4) 5 млн. лет назад

А2. Что было главным орудием охоты в начале ледникового периода?

1) лук

2) гарпун

3) рубило

4) копье

А3. Самая желанная добыча древнего человека?

1) лошадь

2) корова

3) мамонт

4) зебра

А4. Какое оружие использовали древние охотники для ловли рыбы?

1) лассо

2) гарпун

3) дубинка

4) лук и стрелы

А5. Когда древний человек стал похож на нас?

1) 40 тыс. лет назад

2) 200 тыс. лет назад

3) 10 тыс. лет назад

4) 30 тыс. лет назад

Ученику дается карточка, в течение 5 минут он должен подготовить развернутый ответ по вопросу в карточке

За каждый правильный ответ дается жетон.

на территориях Европы и Азии

500 тыс. лет назад

огонь, одежда, жилища

охота, собирательство

мамонты, пещерные медведи, носороги

40 тыс.

Пеще́рный медве́дь (лат. Ursus spelaeus) - доисторический вид медведей (или подвид бурого медведя), живший в Евразии в среднем и позднем плейстоцене и вымерший примерно 15 000 лет назад. Появился около 300 тыс.

лет назад

Коллектив людей, связанных родственными связями

Один за всех и все за одного

Тестирование проводится на компьютере или по карточкам (дети получают индивидуальные карточки и работают в течение 8 минут).

3

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.

Что такое религия? Почему она появилась?

1. Жизнь в суровых климатических условиях

Рассказ учителя

С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство.

Долгое время, ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более 130 лет назад такие рисунки открыл испанский археолог Саутуола, когда он производил раскопки в пещере Альтамира в Северной Испании. Именно в этой пещере были найдены изображения бизонов. Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, и во многих были найдены произведения первобытного искусства.

Первобытное искусство, доисторическое искусство - искусство эпохи первобытного общества.

Посмотрите на рисунки на стр. 17,18,19.

Первобытные художники рисовали природными красками – красной, черной и коричневой. Кроме изображения животных, были также найдены изображения раненных животных или сцены охоты. Ученые пытаются понять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине темных пещер? Для чего изображения раненных, истекающих кровью животных?

Люди боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах и реках исчезнет рыба. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни.

Посмотрите рисунок на стр. 24.

Задание:

1) Как была открыта пещерная живопись?

Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) - изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов.

2) Кого изображали древние художники на стенах пещер?

3) Почему охотники изображали животных? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

2. Появление искусства

Рассказ учителя.

У человека зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населен невидимыми существами. Они могут быть злыми и добрыми, поэтому старались задобрить духов, приносили им жертвы.

Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется в «страну мертвых». Там душа так же живет, как и жил человек в своей жизни.

Когда человек спит и видит сны, значит душа покинула его тело. Будить спящего резко нельзя, иначе душа не успеет вернуться.

Поэтому хороня сородичей, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу, одежду, обувь, оружие, украшения и пр.

Появившиеся у первобытных людей верования – называются религиозными.

Искусство – творческое отражение действительности.

Религия – вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Записывают в тетради число и тему

Дети рассматривают иллюстрации.

Ребята рассматривают иллюстрации

Ребята рассматривают рисунок

Записывают в тетрадь.

3

IV. Закрепление изученного материала

С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.

Каким словом можно заменить следующие выражения:

1) Вера в богов и духов - …

2) Изображения почитаемых богов и духов - …

3) Подарки богам и духам - …

4) Поражение копьями нарисованного животного - …

5) Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - …

религия

живопись

жертвоприношение

колдовской обряд

оборотни

4

IV. Домашнее задание

Прочитать § 3, ответить на вопросы в конце, знать понятия

Записывают в дневник

studvos.ru


Смотрите также