Тотемы первобытных людей. Реферат: Тотем и табу в первобытном обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

тотемизм. Тотемы первобытных людей


Реферат - Тотем и табу в первобытном обществе

                                        КрасГАУ

                                Реферат

     Тотем и табу в первобытном обществе

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил ст. 11гр. ЗУФ.

Сычугова Т.С.

Введение.

Тотемизмвозник из веры той или иной группы людей в их родство с определённым видомживотных, растений и сил природы.  Тотем был, чаще всего животным, идущим впищу. Это животное могло быть безвредным или опасным, милым или внушающимстрах. Реже тотемом было растение или сила природы (дождь, вода, огонь).

         “Табу” полинезийское слово, котороетрудно перевести, потому что сейчас нет больше обозначаемого им понятия. Внастоящее время значение табу разветвляется в двух противоположныхнаправлениях. С одной стороны, оно означает – святой, священный. С другойстороны – жуткий, опасный, запрещенный. Таким образом, с табу связанопредставление чего-то, требующего осторожности. Чаще всего оно  выражается, посуществу, в запрещениях и ограничениях.

Возникновениетабу в истории человека очень важный момент, ибо  если бы не эти многочисленные и разнообразныетабу, то  сейчас не было бы и никакого цивилизованного общества.

Появлениетотемизма в обществе первобытных людей, также немало важное звено в историичеловека, т.к. тотемизм является одним из пластов религиозного верования.

1. Возникновение тотемизма

 

 В книге «Тотем и табу»Фрейд создает своего рода психоаналитический миф. В основе его – драматическаяистория сыновей, убивших и съевших отца, которого они ревновали к своимматерям. Фрейд весьма произвольно конструирует общественную организацию нашихдорелигиозных предков, опираясь на гипотезу Дарвина-Аткинсона о первобытнойорде, состоящей из женщин и их детей и возглавляемой старейшиной – патриархом.Инцест – брак между кровными родственниками – тогда еще не был табуирован, иглаварь мог вступать в половые связи со всеми женщинами, включая собственныхсестер и дочерей. Юноши, достигшие половой зрелости, изгонялись старым вожаком.Изгнанные сыновья, лишенные доступа к женщинам, объединились и расправились сотцом. Но затем, охваченные чувствами вины и раскаяния,  чтобы искупить свойгрех они сделали своего отца объектом религиозного почитания. Изпсихологического феномена, известного как комплекс Эдипа, возникла религия.  Согласносовременному определению, Эдипов комплекс (или отцовский комплекс) – это группав значительной степени бессознательных идей и чувств, концентрирующихся вокругжелания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своегопола. У мальчиков это обычно проявляется ненавистью к отцу или даже желаниемего смерти с одновременной любовью к матери. Обратный (негативный) Эдиповкомплекс проявляется, наоборот, в любви к отцу и неприязнью к матери. Однако,очень часто эти две формы комплекса сочетаются.

 Религия возникла в форме тотемизма, гдеубитый отец стал тотемом своих потомков: ведь первобытные люди называют тотемсвоим предком или праотцом. Свои амбивалентные чувства к отцу – любовь иненависть – сыновья перенесли на тотемное животное. Ежегодно они устраивалитотемические обряды, воспроизводящие убийство отца посредством обрядовогоубийства и употребления в пищу тотемного животного. Так некогда убитый исъеденный отец превратился в тотемное животное, а древняя каннибальская трапеза– в ритуальную тотемическую трапезу-жертвоприношение. Тотемистическая религияпроизошла из осознания сыновьями своей вины как «попытка успокоить эточувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием».

Со временем «заместитель» отца– тотем превратился в бога. Бог развитых религий психологически являетсяидеализацией образа отца. В боге отец снова приобретает свойчеловеческий образ.

Возникновение тотемизма можно объяснитьверой первобытного человека в его духовное единство с природой. Ведь, не малонайдено в пещерах — местах обитания первобытных людей — странных рисунков. Нарисунках изображены невероятные чудовища с ногами людей и мордами коз, соленьими рогами и человеческим туловищем.

1.2 Тотем в различных племенах.

 

/>

Поклонение буйволу, буйвол

как тотем.

      Согласно археологическим исследованиям в различных районах Земли, тотемсуществовал в глубокой древности у многих народов. К примеру у народов,проживающих в лесных областях Южной Америки от Гвианы до Патагонии, в СевернойАмерике и Австралии.

Вместо всех отсутствующих религиозных исоциальных установлений у австралийцев имеется система тотемизма. Австралийскиеплемена распадаются на маленькие семьи или кланы, из которых каждая носит имясвоего тотема. Тотем считается праотцом всей семьи, кроме того, ангеломхранителем или помощником, предрекающим будущее  и  милующим своих детей, дажеесли он опасен для других. Тотемными покровителями уавстралийцев обычно являются кенгуру, опоссум, ящерица, летучая мышь и пр. Лицаодного тотема связаны священным, в случае нарушения обязательства: не убиватьсвоего тотема и воздерживаться от употребления его мяса (или от другогодоставляемого им наслаждения), нарушитель несёт наказания. Признак тотема несвязан с отдельным животным  или отдельным существом: он связан со всемииндивидами этого рода. Время от времени в племенах устраиваются праздники, накоторых лица одного тотема в церемониальных танцах изображают или подражаютдвижениям своего тотема.

Тотем передаётся по наследству по материнскойили отцовской линии. Фрейд предполагал, что  первоначально повсюду был первыйтип передачи (по материнской линии) и, только затем произошла его замена вторым. Принадлежность к тотему лежит в основе всех социальных обязательств австралийцев.С одной стороны, носители одного тотема принадлежат к одному племени и, сдругой стороны,  тотем отодвигает на задний план кровное родство.  Тотемсвязывает  крепче, нежели,  кровные или родственные узы. Тотем не связан ни собластью, ни с месторасположением племени. Лица одного тотема могут житьраздельно и мирно уживаться с приверженцами других тотемов.

 Тотемом у финикийцев являлась Свинья. Уиндусов — корова. Народы севера почитают ворона. У племён Индии Оран и Мундатотемами  являются ястреб, сокол. Цапля и пр.

Жители Арсинонта поклонялись священнымпресмыкающимся. Для них  откармливали гусей и рыб, украшали их ожерельями ибраслетами, а после смерти превращали их в мумии.

К северу от Гималаев тотемизм обнаружену монголоидных племён. У якутов это лебедь, ворона и пр.

В Африке у племён бегуаны тотемамиявляются крокодил (у клана бакуена), рыбы (у клана батлипи), лев (у кланабалаунга), дикий виноград (баморара).

2. Возникновение табу

 

          К проблеме табуФрейд так же подошел со стороны психоанализа, то есть исследованиябессознательной части индивидуальной душевной жизни.

Возникновение табу Фрейд объясняет тойже историей: после того как сыновья убили своего отца, их охватили чувствавины и раскаяния.  И чтобы искупить свой грех и предотвратить жестокую борьбуза женщин в своей среде, сыновья создали законы – табу. Табу запрещали  инцести допускали брачно-половое общение только с женщинами из групп с другимитотемами.  Табу представляли собой не чтоиное, как религиозные или моральные запрещения. Оно также  жестко регулироваловсе стороны жизни и господствовали над ними. Табу в первобытномобществе служили средством охраны обычая.

Вполне возможно, что впервые табувозникли из-за случайных столкновений с неудачей первобытного человека (кпримеру в быту). Позднее их стали вводить вожди и шаманы — колдуны, которыми,как считалось, руководят духи-призраки и даже боги. Страх перед возмездием духабыл столь велик в сознании первобытного человека, что порой, нарушив табу, онумирал от ужаса, и такие драматичные эпизоды в огромной мере укрепляли властьтабу над живыми.

Причиной возникновения табу (в частностизапретов на употребление в пищу какого-либо животного) был тотемизм.

Кроме запретов (табу) в первобытномобществе                                   возникли такие способырегулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточнойформе). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времениохоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или инойтерриторией, источниками воды и др.  Позитивное обязывание имело цельюорганизовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи,строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.  

          2.1 Табув различных племенах.

 

    Изучая жизнь племен патриархальногоуровня развития, еще сохранившихся в Азии, Австралии Африке и Америке, Фрейдсделал поразительное открытие. Оказалось, что во всех этих племенах каким-топоразительным образом действует система нравственных запретов, регламентирующихвсе важнейшие стороны жизни. Почти повсюду, где имелся тотем,существовал закон, что члены одного и того же тотема не должны вступать друг сдругом в половые отношения, следовательно, не могут вступать между собой в брак.

То же наблюдается и у  народов Аляски, в племенах Тлингит и Хайда. В этих племенах былизапрещены браки между родственниками по прямой линии: родными братьями исестрами.

         Тайлор в книге«Первобытная культура» рассказывает о запретах которые существуют вплеменах, быт которых схож с бытом первобытного общества. Например, один иззапретов у индусов – запрет на спасение утопающего.   Индусы не станут спасатьчеловека, который тонет в священном Ганге. Кстати, это же жестокое отношение кутопающему  разделяют племена Малайского архипелага. У примитивных камчадаловэто запрещение имеет самую замечательную форму. Они считают большой ошибкойспасать утопленника: тот, кто спасёт его, утонет после сам. Даже если человеккак – нибудь случайно упал в воду, то для него считалось большим грехомвыбираться из неё: если ему предназначено тонуть, он делает грех, спасаясь отутопления. Никто не стал бы пускать его к себе в жилище, говорить с ним, даватьему пищу или жену, считая его умершим. Если бы человек упал в воду вприсутствии людей, они бы не стали ему помогать, а напротив, утопили бы его.

   Этим же дикарям запрещено близкоподходить к огнедышащим горам  будто бы  там живут духи и варят себе пищу. Купаться в горячих источниках  тоже  грех, так как они верят в существованиеморского духа, имеющего вид рыбы (Митгк).

Табу у эскимосов — они несмели смешивать в пищу земную и морскую живность.

Одно из табу у  индейцев СевернойАмерики запрещало сбор морских двустворчатых моллюсков в летне-осенний период.

В племенах индусов был запрет наупотребление в пищу ребёнком той еды, о которой часто думала его мать, будучиещё беременной.

Залусам запрещено приводить в племябольных людей, из – за страха перед мёртвыми телами. Они  выбрасывают вон ипокидают в лесах больных людей.

Вождям и жрецам в Полинезии неразрешалось притрагиваться руками к пище, поэтому кормить их обязаны былидругие.  Их посуда, одежда и другие принадлежности не могли использоватьсядругими людьми под страхом болезни и смерти. Соблюдения таких жепредосторожностей в первобытных обществах требовали по отношению к девушкам вовремя первой менструации, к женщинам после родов, человекоубийцам, лицам,находящимся в трауре,.

У маори всякий, кто имел дело смертвецом — помогал доставить его на место захоронения или прикасался к костямумершего человека,— оказывался почти в полной изоляции от окружающих. Он не могни войти в дом, ни вступить в контакт с тем или иным лицом, ни прикоснуться ккакому-либо предмету без того, чтобы не навести на него порчу. Он даже не могдотронуться до пищи руками, которые были столь сильно табуированы и нечисты,что делались бесполезными. Еда ставилась для него на землю, он должен былсадиться или становиться на колени и со сложенными за спиной руками, как мог,поедать ее. В некоторых случаях его кормление возлагалось на другого человека:последний старался, протянув руку, делать свое дело так, чтобы не дотронутьсядо табуированного.

Предписание, которое запрещает людям,находившимся в контакте с мертвецом, прикасаться к пище руками, видимо,распространено по всей Полинезии. Так, на островах Самоа «те кто ухаживали запокойником, тщательнейшим образом избегали иметь дело с пищей, и их, какбеспомощных младенцев, целыми днями кормили другие. Считалось, что в случаенарушения этого правила бог домашнего очага наказывал виновных облысением ивыпадением зубов».

Индейцы-шусвап (Британская Колумбия)изолируют вдовцов и вдов во время ношения траура и запрещают им дотрагиватьсядо своей головы и тела; чаши и сосуды для приготовления и подачи пищи, которымиони пользуются в это время, не могут использоваться никем другим.

На островах Таити родившую женщину надве или три недели помещают во временный шалаш, построенный на священной земле.В течение этого срока ей воспрещается.

 дотрагиваться до пищевых продуктов, икормить ее должны другие. Если в этот период к ребенку прикоснулось другоелицо, то оно подвергалось до совершения обряда очищения тем же запретам, что имать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Согласно Фрейду, из древнего отцеубийствавыросли религия,  социальная организация, и нравственность.

Согласно Тайлору религия возникла из-затесного переплетения анимизма (вера в духов и души, управляющих людьми,предметами и явлениями окружающего мира) с  другими религиознымипредставлениями первобытности. С   фетишизмом (верой в сверхъестественныесвойства некоторых неодушевленных предметов), магией (обряды, связанные с веройв сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей иокружающую действительность)  и тотемизмом.            

В наше время преобладает мнение, чтопервоначальным пластом религиозных верований, скорее всего, был тотемизм,  в котором первобытные люди в единственно возможной для них тогда форме осознавалисвою неразрывную, как бы родственную связь, с непосредственным природнымокружением.

Остатки тотемизма, фетишизма, магиисохранились фактически во всех религиях, а также в традициях и быту народовмира. К примеру, для греческого мировоззрения было характерно представление овсеобщей одушевлённости природы. Каждое природное явление, каждая река, каждаягора и роща имели своё божество: Церерс – богиня растительности, Нептун – богморя. Змеи занимают видное место в религиях мира, как воплощение божеств. Онидо сих пор служат предметами поклонений у негров Невольничьего Берега.

Запрет на убийство коровы в Индии, табуна свиней у израильтян и мусульман — отдаленные отголоски седой старины, когдаэти животные были священными тотемами.

Табу в первобытном обществе в течениедлительного времени был единственной формой общественного регулирования. Внастоящее время запреты  также лежат в основе регулирования социальнойструктурой.

Системы запретов у многих народов вконце-концов трансформировались в виде моральных норм, религиозных правил. Из запретоввыросла самобытная культура.

Архаические представления, перешедшие внародные поверья и поэзии, указывают на очевидную связь между первобытнымвоззрением и уцелевшим от старины обычаем (сказки о водяных, леших, домовых ипр.)

Список использованнойлитературы:

А. Элькин «Коренное население Австралии» М., 1952. Токарев «Ранние формы религии». Дашков " рефераты по культурологи, учебное пособие". М., 2002. Тайлор «Первобытная культура», Политиздат, 1989.  А.Н. Красникова «Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология» М., Канон+, 1998. З. Фрейд «Тотем и табу». www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_02.html www.bolshe.ru/book/id=816 history.rsuh.ru/historycd/HISTORY/HTML/T3/T3-02-09-02.htm

www.ronl.ru

Тотемизм - Религиоведение Библиотека русских учебников

Тотемизм (на языке индейцев североамериканского племени оджибве -"его род") - комплекс обрядов и верований, связанный с представлением о сверхъестественном связь человека и отдельных социальных коллективов из животными и растениями. Срок тотемизм появился в научном языке в начале XVIII в и закрепился в научном обороте на рубеже XIX - начала XX вв в трудах выдающегося английского этнографа. Джеймса. Фрезерера.

Интересно, что в отличие от фетишизма следы тотемных культов зафиксированы не только этнографически, но и археологически. Прежде всего речь идет об отдельных черепа пещерных медведей или их скопления, обложенные по кругу камнями или собраны в крупные каменные ящики. Можно вспомнить о наскальные рисунки, изображены не там, где они могли предстать перед взором захваченного зрителя, а в темных и укромных уголках пещер или подземных галереях, труднодоступных даже для нынешних археологов. Встречались также стилизованные скульптуры зверей (бизонов или медведей), вокруг которых сохранились многочисленные круговые следы с характер им для ритмических танцевальных движений переносом центра тяжести напьятяту.

Собственно говоря, существует до 50 различных теорий происхождения тотемизма, которые если и вносят в эту проблему какую-то ясность, то только в утверждении, что появление тотемизма напрямую с присущим первоначальном. Мысли енню личным отношением человека к природе. Тесная, исключительно материальный связь человеческой группы со своей территорией, охотничьими угодьями, животными и растениями древний человек рассматривала по аналогии с узами кровного родства членов родоплеменного коллектива. Допустим, в жарких странах деревья жильем человека, их плоды - ее важнейшей пищей. Понятно, что с самого начала у человека должно было возникнуть такое уважительное отношение к дереву - как к существу, которое давала ей крышу, которая кормила ее скрывала от хищных зверей - которое очень напоминало отношение к родителям и старшимших.

Если вопрос о происхождении тотемизма пока остается открытым, то сведений о комплексе тотемных верований и культов в современной науки во. Эти сведения почерпнуты главным образом из жизни абориг генов. Австралии, которую часто называют"классической страной тотемизма".

Описание:. Ведмежий культ

Медвежий культ

Краеугольным камнем тотемизма есть верования являются тотемных"первопредка"Считалось, будто то или иное животное является прародителем того или иного первобытного рода или племени. Поэтому в тотемы люди видели добрых и турбо отлив заместителей и защитников своей общины от голода, холода, болезней, врагов и других напастей, пытались привязать к ним все важнейшие события в жизни. Согласно убеждений коренных. Авст ралийцив, мифические тотемные первопредки жили в давно минувшие времена на нынешней территории племени. Передав потомкам основные навыки хозяйственной деятельности и территорию, они перешли в мир иной. Место ц ого перехода и служило основным местом отправления тотемного культульту.

Следует подчеркнуть, что обожествлялась не сама по себе животное или растение. Объектом почитания в тотемизме выступало скорее безличное и безымянное коллективное, общественное начало. Оно принадлежало каждому из людей и никому в отдельности. А тотемное животное (или растение) выступала его заместителем или заместителем, если хотите, материальной оболочкой. Вот почему люди считали тотем чем-то вроде старшего брата или предка, с которым они имели нечто общеельне.

Последним шагом на пути религиозной эволюции тотемизма стало представление о том, что родственные связи людей и человеческих коллективов с животными или растениями самом деле проявлением их общего родства с общим родоначальником примеру, индейцы одного из племен. Южной. Америки считали своим тотемом дух хлебных злаков. Они представляли себе этот дух в виде старухи, всю свою жизнь вечную о водит где-то на севере. Оттуда она весной направляет своих представителей в виде перелетных водоплавающих птиц, которые олицетворяли определенные земледельческие культуры: дикие гуси - маис, дикие утки - бобы тощощо.

Как и в случае с фетишизмом, трудно вычленить универсальный принцип, согласно которому люди выбирали себе тотемы. Чаще тотемы передавались в наследство. Тогда в племени сохранялся предание о том, что одна из из женщин этого племени когда-то родила тотемное животное или могущественный вождь этого племени пользовался сверхъестественной помощью тотема. Иногда тотем возникал прямо из случайного стечения обстоятельств: описанный вы падок преобразования кенгуру на тотем после того, как беременная женщина увидела это животное в тот момент, когда почувствовала движение младенцевини.

Выбор тотема в большинстве случаев совпадал с особенностями животного мира той местности, в которой жил первобытный коллектив. В пустынных или полупустынных регионах тотемами за неимением лучшего считали ися насекомые, в прибрежных - рыбы и т.д.. Реже этот выбор объяснялся особенностями хозяйственного уклада рода или племени: охотничьи племена предпочитали тотемам хищных животных, другие - мирные травам дних. Встречались, впрочем, и более специализированные тотемы, когда все мужчины племени носили имя одного тотема, а женщины - другого. Наконец, тотемом могла стать не только целая животное, но и ее часть. Конечно целая животное считалось первопредком большого племенного коллектива, а отдельные роды выводили свое происхождение к ее частям, называя себя"председатель черепахи","желудок поросенка"тощ тощо.

Первоначально тотемом считалось только настоящая животное, птица, насекомое или растение. Затем хватало его более или менее реалистического изображения, а в конечном итоге люди довольствовались любым символом, сл ловлей или звуком, обозначавший собственный тотем.

тотемных культ был направлен на то, чтобы получить покровительство тотема. Например, в. Австралии каждый человек перед сном и при пробуждении произносила имя своего тотема, поскольку думала, что благодаря его на адприродний поддержке с ней в течение дня ничего плохого не случится, наоборот, и в охоте, и в других делах ее сопровождать удача.

В самом тотемному культе прежде бросается в глаза система тотемных табу - запретов на вжи ния в пищу тотемного животного или причинения ему какого-либо вреда. В крайнем своем проявлении это приводило к тому,, что тотем ухаживали, как домашнее животное, даже если он был бесполезным в хозяйственном отношении (гремучая змея). Интересно, что случалось и наоборот: считалось, что тотемные животные не должны нападать н а представителей человеческого рода, с которыми они находились в тотемному родстве. Если же животное, ничего не подозревала, нарушала этот запрет, то жертву нападения (если она осталась живой) нег. Ваше имущество выгоняли из тотемного коллектива как не принадлежащую ему по крови. Тотемные табу были вполне понятны людям и придерживались не менее строго, чем запрет на убийство или причинение увечий человеку. А ле при этом они могли скрывать, возможно, и не полностью осознанный самими людьми рациональный хозяйственный мотив: поддержка экологической, пищевой равновесия в жизни тотемного коллективктиву.

Другой разновидностью тотемных табу можно считать требование ритуального употребления тотема в пищу, осуществлялось как правило, в определенные праздничные дни в сопровождении большого количества специальных обрядов. Понятно, что в поедание животных выполняло функцию приобщения к той сверхъестественной силы, которой она якобы владела. Наряду с этим преследовалась и другая цель: животное, забивается, соблазненная сделанными ей почестям и и поклонением, не только не обидится на неблагодарного отпрыска, но и выполнит для него какую-нибудь важную миссию в другом миреті.

Тотемные табу надолго пережили сам тотемизм и сохранились в более развитых религиях, в частности в форме определенных запретов на употребление"нечистых"видов пищи. В этом случае от страха перед убийством животных как кровного родственника осталось только поддерживаемое религиозной традицией ощущение опасения или отвращения к неї.

Особое место принадлежало обряда наз"размножения тотема"и"умножения пищи"По описаниям исследователей. Спенсера и. Гиллен, которые долго жили среди аборигенов. Австралии, выполнялся этот обряд в начале сезона д дождей. После засушливого и голодного периода только начинался бурный рост растительной и животной жизни. Племя, которое до этого разбивалось на мелкие группки, бродившие в поисках пищи в пределах племенной т еритории, собиралось вместе. В племени, чьим заместителем считался длиннорогий жук, церемония"размножения тотема"начиналась со сбора гнилых веток, в которых жил и тотемные насекомые. Затем аборигены спускались в тотемное пещеру, где находилась большая глыба кварцита, окруженная камнями той же породы, но меньших размеров, олицетворявших самку жука и ее детей. Поводырь ударял по глыбе деревянным корытом, которое слугув ало техника жуков, а другие участники культа лупили ее ветвями, сопровождая свои действия распеванием гимнов, в которых самку жука призвали нести много яиц. После этого действие переносилось последовательно на каждый из мелких камешков. Далее предводитель церемонии принимал один из мелких камешков и ударял в живот каждого участника церемонии, сказал:"Пусть будешь ты много еды!" бищи, где воспроизводилось превращение личинки длиннорогий жука на насекомое. С этой целью сооружался длинный шалаш, изображал оболочку кокона. У него вползали участники церемонии и пели священные г имны, в которых рассказывалось о различных стадии превращения кокона на насекомое. Вылущивание же насекомые в обряде передавалось тем, что участники церемонии друг за другом покидали шалаш. Религиозный ритуал"размноженных ния тотема"завершался трапезой, во время которой его участники обряда"умножения пищи"поедали запрещенные для них в другое время личинки длиннорогий жуковгорогого жука.

Сущность обряда"размножения тотема"заключалась в том, что размножение тотемного вида и тотемного группы людей признавалось единственным. Дух-тотем, жил в центре тотемного культа, должен был войти и в утробу у женщины, и в чрева животных, обеспечивая одновременно разрастания тотемного рода и пищи для негоо.

Достаточно характерными были для тотемизма и разнообразные обряды уподобление тотему, особенно широко применялись при обрядженни умерших членов тотемного коллектива: соответствующее раскраска тела, в одевание кожи тотемного животного или перьев птицы-тотема, прическа"а 1а тотем"Встречались и более экзотические приемы: выбивания или подпиливания верхних зубов, чтобы они стали похожими на клыки своего тоте ма повсеместную известность имели ритуальные танцы, в которых танцоры последовали движение живоин.

Следует отметить, что тотемизм был не только религиозным верованиям, но и важнейшим социальным институтом в жизни древних людей. Таким образом, мы имеем дело с той же не расчлененностью жизни и кул льту, которая была отмечена как одна из особенностей первобытных форм религии. По своей сути тотем олицетворял коллективное начало, многократно превосходило возможности отдельно взятого человека, и в экстремальных их условиях жизни первобытных людей составляло основное условие их сугубо биологического выживания: рождались и умирали члены рода или племени, но сила тотема оставалась неизменноою.

Итак, в чем же заключались социальные функции тотема?

Во-первых, тотемизм был необходим для семейной идентификации каждого человека во времена, когда отсутствовали семейно-брачные отношения в привычном для нас виде. Например, в. Австралии, европейцы, наприкин нци XVI11 - начале XIX вв столкнулись с первобытными племенами, очень удивлялись, когда на вопрос"Кто ты?" отемним ритуалам и культам был присущ эзотеризма - ограниченность круга их учасникиків.

Во-вторых, он выполнял экономические функции деления территории для хозяйственной деятельности и кооперации людей для ее использования

В-третьих, тотемизм регулировал брачные отношения внутри племени. Племя делилось на несколько больших тотемных групп, между которыми был запрещен брак. Однако была возможность вступать в брак с членами различных тотем мних коллективов внутри племени, чем обеспечивалось сохранение и чистота племенного генофондду.

Однако не только потому, что тотемизм всегда был коллективным верованиям, в то время как фетишизм - преимущественно индивидуальным,. Его следует считать более зрелой формой первобытной религии. Ведь центральная фигура то отемизму"тотем"- одновременно и реально существующая животное, и абстрактное понятие для обозначения фантастического существа - полуживотное, получеловеческого происхождения, живет в отдельном мире и контактирует с зе мнимый мир только в исключительных случаях.

Идея причастности смертного человека к бессмертному тотему предшествовала позже представлениям о бессмертной душе, как своеобразного"ядра"вероучения в развитых религиозных формах

Важно и то, что практика изображения тотемных животных сыграла не последнюю роль в развитии мирового искусства, поскольку человек считал нужным создавать изображения своего тотема, чтобы приблизить его к себе. Такие изображения делались не только на внешних предметах, но и и на теле самого человека (откуда берет начало искусство татуировки).

В условиях распада родового строя первобытности тотемные верования изживают себя, перерастая одновременно в антропоморфные культы природы, стихий, животных, где этим объектам поклонения предоставляется уже человекообразные ный вид. Позже элементы тотемизма вошли во все религии. Особенно ощутимым является его влияние в индуизме, где многих животных (например, корову) почитают как священных. Пережитки этой первоначальной формы ре. Лиги можно увидеть и в образах кентавров с греческого олимпийской мифологиигії.

uchebnikirus.com

история: Верования первобытного человека

На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы, с которыми он сталкивался в повседневной жизни. Наблюдая смену дня, ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяли в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм — представление, что все члены одного рода происходят от определенного животного — тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. По их представлению, тотемное животное, если оно этого захочет, может превратиться в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Животное, которое считалось тотемом, было священно — его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать и есть, но голову, сердце и печень употреблять в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, поклонялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и до настоящего времени в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров. Коренные жители Австралии в пору ее открытия европейцами также верили в родство каждого племени с каким-либо животным, которое считалось тотемом. Если австралиец принадлежал к тотему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род, принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки, назывался родом Летучей мыши, родом Лягушки.

Другой формой первобытной религии была магия, или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы от дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д'Одю-бер (Франция). Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног.

Пещера Тюк д'Одю-бер (Франция). Глиняные скульптуры бизонов

Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания, чтобы околдовать животное. Они верили, что заколдованное животное само позволит убить себя. Такие же магические обряды совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Перед охотой на бизонов в течение нескольких дней они исполняли магические пляски — «танец бизона». Участники танца, держа в руках оружие, надевали на себя бизоньи шкуры и маски. Танец изображал охоту. Время от времени один из танцоров делал вид, что он падает, тогда другие пускали в его сторону стрелы или бросали копья. Когда таким образом «поражали» бизона, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид, будто снимают с него шкуру и расчленяют тушу.

Племя манданов. Танец бизона. Картина Карла Бодмера

«Пусть живой зверь будет так же пронзен копьем, как пронзено это его изображение или как пронзен этот его череп» — такова сущность первобытной магии.

Постепенно развивалась новая форма религии — культ природы. Суеверный страх человека перед грозной природой вызывал желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде, огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от латинского слова «анимус» — дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи — украшения, оружие и запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробной жизни.

Интересную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мае д'Азиль в предгорьях Пиренеев. Они обнаружили большое количество обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской. Рисунки были несложны, но разнообразны. Это комбинации из точек, овалов, черточек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и т. п. Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов.

Едва ли археологи смогли бы разгадать тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского племени арунта, стоявшего на весьма низкой ступени развития. Арунта имели склады раскрашенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что после смерти человека его душа переселяется в чурингу. Каждый арунта имел свою чурингу, вместилище души его предка, свойства которого он унаследовал.

Чуринги живых и умерших хранились в пещерах с замурованным входом, известных только старикам, которые с особым вниманием относились к чурингам. Время от времени они пересчитывали чуринги, натирали их красной охрой — цветом жизни, словом, относились к ним как к реликвиям.

Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Постепенно развились религиозные представления о духах земли, солнца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и воскресающих богах.

С разложением первобытной общины, возникновением классов и рабовладельческих государств появились новые формы религиозных представлений. Среди духов и божеств люди стали выделять главных, которым подчиняются другие. Возникли мифы о родственной связи царей с богами. В господствующей верхушке общества появились профессиональные жрецы, служители культа, которые использовали религию в интересах эксплуататоров.

allofhistori.blogspot.ru

Детская энциклопедия. Том 8. Из истории человеческого общества. Страница 29.

 

 

Первобытнообщинный строй

 

Стоянка охотников. Верхний палеолит.

Селение людей в эпоху неолита.

ВЕРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА

На протяжении сотен тысячелетий перво­бытный человек не знал религии. Зачатки ре­лигиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла воз­никнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы, с которыми он сталкивался в повседневной жиз­ни. Наблюдая смену дня, ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явле­ния. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяли в сознание наших дале­ких предков тревогу и ужас. Постепенно у лю­дей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей соб­ственной и об окружающей их внешней при­роде»,— писал Энгельс.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм — представление, что все чле­ны одного рода происходят от определенного животного — тотема. Иногда тотемом счита­лось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. По их представлению, тотемное живот­ное, если оно этого захочет, может превра­титься в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Живот­ное, которое считалось тотемом, было священ­но — его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать и есть, но голову, сердце и печень употреблять в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину

Зубр, пронзенный наконечниками копий. Рисунок из пещеры Нио в Пиренеях.

на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, поклонялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и до настоя­щего времени в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров. Коренные жи­тели Австралии в пору ее открытия европей­цами также верили в родство каждого племени с каким-либо животным, которое считалось

Изображения магических обрядов на кости. Верхний палеолит.

тотемом. Если австралиец принадлежал к то­тему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род, принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки, назывался родом Летучей мыши, родом Лягушки.

Другой формой первобытной религии была магия, или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздей­ствовать на природу различными «чудодейст­венными» приемами и заклинаниями. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура мед­ведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы от дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д'Одюбер (Франция). Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног.

Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания, чтобы околдовать живот­ное. Они верили, что заколдованное животное само позволит убить себя. Такие же магиче­ские обряды совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Перед охотой на бизонов в течение нескольких дней они испол­няли магические пляски «танец бизона».

29

www.childrenpedia.org

тотемизм - это... Что такое тотемизм?

        ТОТЕМИЗМ — одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже — явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамер. индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения Т. было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека — собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития Т. такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Позднее в Т. были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали сверхъестественными возможностями. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, с др. стороны — к изменению отношения к самому тотему. Напр., возникли запреты на употребление тотема в пищу за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках Т. возникла целая система запретов, которые назывались табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной тотемной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам-табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и удобном для исследования виде Т. был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки, однако пережитки Т. (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т.п.) можно обнаружить во всех религиях мира.

        А.Н. Красников

epistemology_of_science.academic.ru


Смотрите также