Билет, 1 вопрос: Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси. Первобытное искусство беларуси
история, фото, известные произведения, авторы
История национального искусства неразрывно связана с судьбой людей. Искусство – подвижное, изменяющееся течение, оно переживает периоды как бурного развития, так и спокойного, когда внутри запасаются силы для нового бурного всплеска. Оно никогда не повторяет себя. Время позволяет по-новому заглянуть в прошлое, оценить его, сравнить с современностью и внести в нее изменения, открыть что-то ранее не увиденное.
Белорусское искусство никогда не развивалось изолированно. В далеком и недавнем прошлом и, конечно, сейчас, оно сталкивалось и сталкивается с различными национальными школами, знало работу иностранных мастеров, наконец, знало воздействие разных идеологических и политических концепций. Обозначенные условия, факторы, были также причинами неравномерного развития художественной практики, обеспечивали ускорение, или замедление процессов ее развития, ставили на первое место, или делали второстепенными отдельные виды и жанры искусства.
Периодизация истории белорусского искусства предполагает следующие периоды в его развитии: искусство первобытного строя на территории Беларуси, искусство древних белорусских княжеств, искусство второй половины XIII – XVI вв., искусство XVII в., искусство XVIII в., искусство первой половины – середины XIX в., искусство второй половины XIX в. – начала XX в., искусство 1918-41 гг., искусство 1941-45 гг., искусство 1945-60 гг., искусство 1970-х – 2000-х гг. Такое разделение происходит по многим причинам: от исторически обоснованных изменений в обществе до появления новых материалов и технологий.
Искусство первобытного строя на территории Беларуси складывается из трех этапов – каменного века (палеалит, мезалит, неолит), эпохи бронзы и эпохи железа. Этот довольно длительный период охватывает время с XX тысячелетия до н.э. по IX в. н.э. Именно в первобытную эпоху складываются религиозные верования человека, возникают первые формы его художественной деятельности, формируются будущие приемы и технологии. В это время искусство, отображало окружающий мир, имело синкретический характер и объединяло несколько функций: эстетическую, религиозную, утилитарную.
Период искусства древних белорусских княжеств продолжался с IX до середины XIII вв. В его начале появляются первые государственные формирования – княжения, а затем и княжества, что окончательно утвердило феодальные отношения в обществе. Но самым важным фактором в это время стало принятие христианства, которое пришло на смену язычеству. Именно христианство принесло коренные изменения в искусство, новые формы и образы. Возникает мурованная культовая архитектура, получает развитие монументальная живопись, иконопись, книжная миниатюра, христианская символика приходит в скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Однако языческое влияние и соответственные формы искусства пропадали постепенно, они вливались в христианские идеи и образы.
Со второй половины XIII в. белорусские земли начали входить в состав Великого княжества Литовского, а их искусство, достаточно развитое для своего времени, значительно повлияло на общегосударственное. Вместе с православной получает распространение католическая конфессия Важные изменения отмечаются в градостроительстве, замковой и культовой архитектуре, появляются первые портретные изображения, а в начале XVI в. возникает книгопечатание. Это было короткое время развития готической и ренессансной культур.
Важнейшими общественными и конфессийными событиями XVII в., которые оказали влияние на белорусское искусство, стали: появление Речи Посполитой и возникновение униатской конфессии. Это случилось в результате объединения Великого княжества Литовского и Польского королевства в одно государство и решений Брестского собора. На смену ренессансу приходит новый художественный стиль – барокко. Его эстетика, формы и образные решения отмечаются во всех жанрах искусства. На протяжении столетия складывается национальный вариант этого стиля. Важное значение в формировании направлений развития культуры начинает играть городское население.
Особенностью искусства XVIII в. стали всевозрастающие кризисные явления в обществе, которые привели к разделу Речи Посполитой и присоединения белорусских земель к Российской империи. В этом столетии завершилось влияние стиля барокко, прошло короткое время существования рококо, наконец, в конце столетия возник классицизм. Такие бурные изменения в стилистике отчетливо отразились в художественной практике, ее составе, формальных решениях. Именно XVIII столетие принесло в белорусскую культуру, как и в культуру всей Речи Посполитой, разнообразные западноевропейские и восточные мотивы.
На искусство начала – середины XIX в. повлияли условия нахождения белорусских земель в составе Российской империи: свертывание униатства, смена конфессийных приоритетов. Главными стилями этого периода были классицизм и романтизм, а также стилевые течения неоготики и необарокко, которые обуславливали развитие архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладных искусств. Случились важные изменения в градостроительстве, культовой и дворцовой архитектуре. В станковой живописи получили распространение исторический батальный и бытовой жанры, ранее почти неизвестные. Художники обращались также к портрету, пейзажу, натюрморту.
Период второй половины XIX – начала XX вв. стал новым качественным этапом в развитии белорусской архитектуры. Ее стилистика обозначалась течениями эклектики и стилизованности, а в конце XIX в. – стилем модерн. В искусстве этого времени значительно место занимала историко-национальная, социальная, проблематика, тема патриотизма, утверждались демократические идеалы.
Революционные события 1917 г. дали начало новому периоду в белорусском искусстве, который завершился в 1941 г. В своем развитии искусство этого времени было неровным. 1920-е гг. обозначены поиском новых пластических и смысловых решений, параллельно с которыми продолжали развиваться реалистические тенденции и художественное осмысление революционных идей главным образом в массово-агитационных формах. В связи с разделом до 1939 г. белорусских земель на западную и восточную части их искусство имело некоторые отличия, связанные с различными государственными порядками этих территорий.
Искусство периода Великой Отечественной войны – отдельная страница в истории национальной культуры. Сложные условия работы белорусских мастеров в оккупации, в тылу и на фронте поставили на первое место агитационно-массовые формы искусства, графику, репортажный рисунок, портретную живопись, пластику.
В первые послевоенные десятилетия перед белорусскими архитекторами стояли задачи восстановления разрушенных городов, поиск новых градостроительных решений. Мастера изобразительного искусства обращались к событиям военного времени, они переосмысливали страницы героического прошлого, революционные события, восхваляли мирное строительство, современные им явления, работали над портретными и пейзажными произведениями.
Искусство 1970-х – 2000-х гг. складывается из двух взаимосвязанных этапов. Один из них – время до распада Советского Союза, второй – с 1991 г. по наши дни. Каждый из них имеет свои особенности и требует внимательного осмысления, поскольку многие из событий, случившихся в данную эпоху, можно будет адекватно оценить только через некоторое время, сопоставляя и сравнивая с недавним и далеким прошлым.
problr.by
Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.
Количество просмотров публикации Древние верования и первобытное искусство в Беларуси. - 486
Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой:
1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов (фетиш))
2. Анимизм (вера в существование духов и души, которые имеют человеческие черты и влияют на все живое)
3. Тотемизм (вера в общее происхождение, родственные связи между группой людей и определенным видом животных или растений)
С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей. Οʜᴎ стали обожествлять Солнце (культ Солнца, о культе Солнца свидетельствует солярная символика), небо, дождь…. Основные боги (к концу 10 века): Перун (бог воинов, оружия, войн, гром и молния), Стрибог (небо и вселенная), Даждь Бог (солнца, природы), Макошь (бог Земли и плодородия).
Существовало 2 типа захоронений:
-трупоположение (насыпали курганы),
-кремация.
Большое значение придавали одежде (символичный орнамент, вышивки по краям одежды для защиты от злых духов). Был распространен культ предков (дзяды, радуница). Существовали обряды, хороводы, заговоры, заклинания, песни…..Ранее был культ упырей (вампиров), берегинь (русалок), домовых. В бронзовом веке появилась вера в загробную жизнь, появились обряды жертвоприношения, поминальные, свадебные Существовали жертвенные ямы с идолами, капища (языческий храм, место жертвоприношения).
Отношение древних людей к окружающему миру выразилось не только в религии, но и в искусстве. Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки; на стоянке Елисеевичей, на Брянщине найдена статуэтка женщины, датируемая верхним палеолитом). В бронзовом веке появился орнамент (появление шнурового орнамента связано с индоевропейцами). Появление музыкальных инструментов (первые – ударные). Первая археологическая находка – дудочка, сделанная из косточки птицы. Она относилась к верхнему палеолиту, найдена на стоянке Асовец. Были различного рода украшения – серебряные, бронзовые подвески, искусно выполненные бусы.
referatwork.ru
3.Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.
В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную (болгары, хорваты, словенцы, сербы, македонцы), западную (поляки, чехи, серболужичане), восточную (белорусы, русские, украинцы).
ДРЕГОВИЧИ. (от «дрыгва» - болото) расселились между р. Припять и Зап. Двиной в Полесье.
КРИВИЧИ. (от «кровные», близкие по крову или «кривая терр-ия», бугристая, на которой они жили) расселились а верховье Днепра, Зап. Двины, Волги и Чудского озера. Тех, кто жили в верховьях Зап. Двины называли полочаначи. Полоцкие кривичи имели свое «княжение», т.е. первоначальное государственное образование. Они собирались на вечевые собрания для обсуждения общих дел, обрядов, торговых отношений. В Бел. жила часть кривичей-полочан + смоленские и псковские кривичи. Первое упоминание кривичей датируется 856, а последнее 1162г.
РАДИМИЧИ. (по имени князя Радзим) расселились по р. Сож., их центром был Гомель + Кричев, Чечерск, Речица и Рогочев. Они были самыми слабыми, так и не удалось создать своей государственности, т.к. в 885г. киевский князь обязал их платить ему дань, а до этого дань они платили хазарам. В 984г. киевский князь Владимир Святославович отправил войско во главе с воеводой на радимичей, произошла битва на р.Песчане, в рез-те которой радимичи были разбиты.
Государственность восточного славянства начала складываться во 2ой половине I тысячелетия н.э. и окончательно оформилась в X в. Ее центром был Киев, поэтому Древнерусское гос-во принято называть Киевской Русью. Киевская Русь – это средневековоегосударство вВосточной Европе, возникшее вIX векев результате объединениявосточнославянскихплемён под властью князей династииРюриковичей. Однако империя Рюриковичей не была централизованным государственным образованием. Она представляла собой политические обьединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения. Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Киевская Русь является первым раннефеодальным гос-вом у восточных славян, которое во многом обусловлено феодальным хозяйственным укладом, сложившемся в то время. Образование Киевской Руси ускорило формирование древнерусской народности с определенными экономическими связями на основе территориальной, культурной и языковой общности, способствовало укреплению ее единства.
4.Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.
Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой:
Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов (фетиш))
Анимизм (вера в существование духов и души, которые имеют человеческие черты и влияют на все живое)
Тотемизм (вера в общее происхождение, родственные связи между группой людей и определенным видом животных или растений)
С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей. Они стали обожествлять Солнце (культ Солнца, о культе Солнца свидетельствует солярная символика), небо, дождь…. Основные боги (к концу 10 века): Перун (бог воинов, оружия, войн, гром и молния), Стрибог (небо и вселенная), Даждь Бог (солнца, природы), Макошь (бог Земли и плодородия).
Существовало 2 типа захоронений:
-трупоположение (насыпали курганы),
-кремация.
Большое значение придавали одежде (символичный орнамент, вышивки по краям одежды для защиты от злых духов). Был распространен культ предков (дзяды, радуница). Существовали обряды, хороводы, заговоры, заклинания, песни…..Ранее был культ упырей (вампиров), берегинь (русалок), домовых. В бронзовом веке появилась вера в загробную жизнь, появились обряды жертвоприношения, поминальные, свадебные Существовали жертвенные ямы с идолами, капища (языческий храм, место жертвоприношения).
Отношение древних людей к окружающему миру выразилось не только в религии, но и в искусстве. Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки; на стоянке Елисеевичей, на Брянщине найдена статуэтка женщины, датируемая верхним палеолитом). В бронзовом веке появился орнамент (появление шнурового орнамента связано с индоевропейцами). Появление музыкальных инструментов (первые – ударные). Первая археологическая находка – дудочка, сделанная из косточки птицы. Она относилась к верхнему палеолиту, найдена на стоянке Асовец. Были различного рода украшения – серебряные, бронзовые подвески, искусно выполненные бусы.
studfiles.net
Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.
Количество просмотров публикации Древние верования и первобытное искусство в Беларуси. - 105
Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.
В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии, славяне начали свою миграцию. В результате ʼʼвеликого переселения народовʼʼ славяне разделились на три большие группы: южную (болгары, хорваты, словенцы, сербы, македонцы), западную (поляки, чехи, серболужичане), восточную (белорусы, русские, украинцы).
ДРЕГОВИЧИ. (от ʼʼдрыгваʼʼ - болото) расселились между р. Размещено на реф.рфПрипять и Зап. Двиной в Полесье.
КРИВИЧИ. (от ʼʼкровныеʼʼ, близкие по крову или ʼʼкривая терр-ияʼʼ, бугристая, на которой они жили) расселились а верховье Днепра, Зап. Двины, Волги и Чудского озера. Тех, кто жили в верховьях Зап. Двины называли полочаначи. Полоцкие кривичи имели свое ʼʼкняжениеʼʼ, ᴛ.ᴇ. первоначальное государственное образование. Οʜᴎ собирались на вечевые собрания для обсуждения общих дел, обрядов, торговых отношений. В Бел. жила часть кривичей-полочан + смоленские и псковские кривичи. Первое упоминание кривичей датируется 856, а последнее 1162ᴦ.
РАДИМИЧИ. (по имени князя Радзим) расселились по р. Размещено на реф.рфСож., их центром был Гомель + Кричев, Чечерск, Речица и Рогочев. Οʜᴎ были самыми слабыми, так и не удалось создать своей государственности, т.к. в 885ᴦ. киевский князь обязал их платить ему дань, а до этого дань они платили хазарам. В 984ᴦ. киевский князь Владимир Святославович отправил войско во главе с воеводой на радимичей, произошла битва на р.Песчане, в рез-те которой радимичи были разбиты.
Государственность восточного славянства начала складываться во 2ой половине I тысячелетия н.э. и окончательно оформилась в X в. Ее центром был Киев, в связи с этим Древнерусское гос-во принято называть Киевской Русью. Киевская Русь - ϶ᴛᴏ средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. При этом империя Рюриковичей не была централизованным государственным образованием. Она представляла собой политические обьединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения. Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Киевская Русь является первым раннефеодальным гос-вом у восточных славян, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ во многом обусловлено феодальным хозяйственным укладом, сложившемся в то время. Образование Киевской Руси ускорило формирование древнерусской народности с определенными экономическими связями на базе территориальной, культурной и языковой общности, способствовало укреплению ее единства.
Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой:
1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов (фетиш))
2. Анимизм (вера в существование духов и души, которые имеют человеческие черты и влияют на все живое)
3. Тотемизм (вера в общее происхождение, родственные связи между группой людей и определенным видом животных или растений)
С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей. Οʜᴎ стали обожествлять Солнце (культ Солнца, о культе Солнца свидетельствует солярная символика), небо, дождь…. Основные боги (к концу 10 века): Перун (бог воинов, оружия, войн, гром и молния), Стрибог (небо и вселенная), Даждь Бог (солнца, природы), Макошь (бог Земли и плодородия).
Существовало 2 типа захоронений:
-трупоположение (насыпали курганы),
-кремация.
Большое значение придавали одежде (символичный орнамент, вышивки по краям одежды для защиты от злых духов). Был распространен культ предков (дзяды, радуница). Существовали обряды, хороводы, заговоры, заклинания, песни…..Ранее был культ упырей (вампиров), берегинь (русалок), домовых. В бронзовом веке появилась вера в загробную жизнь, появились обряды жертвоприношения, поминальные, свадебные Существовали жертвенные ямы с идолами, капища (языческий храм, место жертвоприношения).
Отношение древних людей к окружающему миру выразилось не только в религии, но и в искусстве. Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки; на стоянке Елисеевичей, на Брянщине найдена статуэтка женщины, датируемая верхним палеолитом). В бронзовом веке появился орнамент (появление шнурового орнамента связано с индоевропейцами). Появление музыкальных инструментов (первые – ударные). Первая археологическая находка – дудочка, сделанная из косточки птицы. Она относилась к верхнему палеолиту, найдена на стоянке Асовец. Были различного рода украшения – серебряные, бронзовые подвески, искусно выполненные бусы.
referatwork.ru
Первобытное общество на территории Беларуси
Оглавление
Введение
Каменный век (100 тыс. лет до н.э. - 3-е тысячелетие до н.э.)
Бронзовый век (2 тысячелетие до н.э. - VII в. до н.э.)
Железный век (VII в до н.э. - V в н.э.)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Отправной ступенью в поступательном социально-экономическом развитии человеческого общества, как это принято считать, является первобытнообщинный строй. В нем обычно выделяют три основных этапа: первобытное человеческое стадо, формирование и расцвет родового общества (материнский род) и его разложение на отличающиеся друг от друга социальные группы.
Данная тема занимает основополагающее место в курсе истории Беларуси, позволяя выявлять базис белорусской культуры, импонируя себя своеобразной отправной точкой, анализировать ход истории в ее эволюционном аспекте.
Информация о данной теме достаточно хорошо изучена белорусскими учеными на сегодняшний день, о чем говорят многочисленные учебные и справочные пособия современности.
Основываясь на материалах, из которых преимущественно изготавливались дошедшие до нас орудия труда, в исторической науке выделяют каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний.
Каменный век (100 тыс. лет до н.э. - 3-е тысячелетие до н.э.)
Наиболее протяженный, сложный, а нередко и драматичный период прошлого человечества - каменный век. На него выпадает и максимальное похолодание последней сотни тысяч лет (20-18 тыс. лет назад), которое стало причиной непригодного климата для человека, и наибольшее потепление (6 тыс. лет назад), с его особо благоприятными условиями для всего живого.
Со сменой условий жизни в процессе трудовой деятельности меняется и сам человек: эволюционирует его интеллект, совершенствуется орудия труда и оружие, усложняются занятия и быт. С учетом этого ученые разделяют каменный век на 3 периода:
1. первобытный каменный век - палеолит (от греч. полео - древний, литас - камень)
üРанний (нижний) палеолит 2,2 млн - 170 тыс. лет назад
üСредний палеолит (мустье) 100 - 35 тыс. лет назад.
üПоздний (верхний) палеолит 35 тыс. лет назад - 9-е тысячелетие до н.э.
. средний каменный век - мезолит (от греч. мезо - средний) 9-е - 5-е тясячелетия до н.э.
. новый каменный век - неолит (от греч. нео - новый) конец 5-го - 3-е тысячелетие до н.э.
I. Палеолит
üСредний палеолит (мустье) - начало заселения территории Беларуси неандертальцами
Известны три крупные и несколько мелких по времени и продолжительности оледенений: березинское (500 - 350 тыс. лет до н.э.), днепровское (300 - 110 тыс. лет до н.э.) и волдайское (90 - 83 тыс. лет до н.э.). Полностью ледниковый период в Белоруссии окончился только в 9-м тысячелетии до н.э.
первобытное общество каменный век
Данные археологии и других наук позволяют считать, что на территории Беларуси человек появился в промежутке от 100 тыс. - 40 тыс. лет назад, т. е в среднем палеолите. С этого времени началось интенсивное заселение ее территории людьми. Вещественные подтверждения этому найдены около д. Подлужье (Чечерский район), близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковического и Обидовичи Быховского районов Могилевской области. Принадлежали они человеку неандертальского антропологического типа. Именно в это время люди (палеоантропы, или неандертальцы (homo sapiens)) овладевали способами добывания огня, изготавливали такие каменные орудия труда, как остроконечники, скребла, рубила. Главным занятием человека этого периода была охота и собирательство. Они занимались добычей мамонтов, волосатых носорогов, овцебыков, северных оленей и других животных, характерных для холодного (арктического) климата, бедной растительности. Неандертальцы умели строить жилье, обогревать его кострами, шить одежду из шкур зверей. Они уже могли обмениваться между собой какими-то словами, чтобы понять друг друга, что было особо необходимо при коллективной загонной охоты. Они имели зародыши религии, т.к. хоронили умерших в могилах. Чтобы лучше противостоять суровым условиям существования, они объединялись в первобытные стада, где наблюдалось подчинение авторитету и мощи вожака, планирование занятий, разделение труда по его характеру между женщинами и мужчинами, взрослыми и подростками. Что касается биологической характеристики палеоантропа, то по пропорциям он схож с современным человеком, но его череп еще сохранил некоторые примитивные черты. Это человек небольшого роста (150-165 см), с пологим лбом, выступающими надбровными дугами и скошенным подбородком. Объем его мозга достигает в среднем 1500 см3.
üПоздний (верхний) палеолит - эпоха кроманьонцев
По неизвестным еще причинам около 40 - 35 тыс. лет назад неандертальцы полностью пропали. Их место заняли люди, так называемого кроманьонского типа, которые были похожи на современного человека.
По сравнению со своими предшественниками кроманьонцы изготавливали более разнообразные и совершенные орудия труда, заготовками для которых служили преимущественно кремневые пластины. Это были наконечники копьев, ножи, скребки, скобли, резцы, топоры и т.п., что стало эффективным оружием при охоте и самообороне.
Имеются несомненные сведения, что кроманьонцы на протяжении долгого времени заселяли северо-восток Беларуси, это - остатки их поселений стоянок.
В 1926 г. белорусский археолог К.М. Поликарпович нашел 2 первые и пока что единственные на территории Беларуси полеолитические стоянки - одну возле д. Бердыж (Чечерский район Гомельской области), другую - на Припяти, недалеко от Мозыря, возле д. Юровичи. Материалы с Бердыжа дали 2 даты - 23 тыс. и 15 тыс. лет назад, Юровическая датируется с 26 тыс. лет назад.
Жители самой древней стоянки на современной территории д. Юровичи поселились на высоком левом береге Припяти. Жители же Бердыжской стоянки выбрали высокий сухой берег реки Сож.
В то время были преимущественно морозные зимы, холодные летние месяцы. Вокруг разлеглась бескрайняя тундра, а на севера все еще властвовал ледник. Сильные холодные ветры вынуждали людей строить приземистые долговременные дома из костей (бивни, ребра, тазы) и шкур животных, носить теплую кожаную одежду, бесперерывно палить огни. Люди занимались коллективной загонной охотой на мамонтов, диких коней, песцов, первобытных быков, зубров, волков. Но основным объектом охоты все же оставался мамонт. Собирательство и рыболовство было распространено меньше. Площади жилья составляли от 15 до 50 м2. Количество жителей на стоянке не превышало сотни.
Общепризнанно, что у верхнепалеотических охотников и собирателей уже существовала определенная система представлений об окружающем их мире, которые непосредственным образом были связаны с конкретными условиями их жизни и занятий. Первоначальной стадией осмысления человеком неживой природы был фетишизм, далее анимизм и тотемизм.
В это время начинает зарождаться искусство. Были найдены орнаментированные пластинки из бивней мамонтов на стоянках, женские статуэтки, амулеты-украшения. Были изобретены музыкальные инструменты.
В эту эпоху существовали разнообразные обряды, которые были направлены на обеспечение удачной охоты. Эти обряды носили магический характер.
К этому времени утвердилась родовое общество, где род образовывался из нескольких семей. Люди жили материнско-родовой общиной, включавшей несколько десятков человек. Основой общины в это время являлась группа родственников по матери. Отсюда и название общины - материнский род. Женщина занимала исключительное положение в доме, это была и женщина-хранительница домашнего очага, и женщина-мать, хозяйка дома. В это время уже существует экзогамия и эндогамия. Здесь осуществлялось уравненное разделение продуктов охоты и рыболовтсва между членами общинами. Род был собственником определенной территории, вел совместное хозяйство, имел совместную собственность.
II. Мезолит
Около 20 - 18 тысячелетий назад, во время максимально широкого распространения ледника, береги на кторопых обитали древние жители Беларуси оупстели. Третья попытка закрепиться на нашей земемле произошла в самом конце ледниковой эпохи (около 12 - 11 тыс. лет назад), когда ледник отступил далеко на север, и на равнины начинают проникать племена охотников на северных оленей, где наибольшей эффективностью среди оружия пользуется новое изобретенное оружие - лук и стрелы. Заселение Беларуси происходит с разных сторон: с запада и северо-запада, с юга. В итоге была освоена почти вся территория. В этом участвовали разные аархеологические культуры: гренская, свидерская и др. Расселившись компактными группами, они образовали самое наименьшее - 4 культурно-исторческие области. В этнических отношениях Беларусь тогда не представлялала единства.
- 6 тыс. лет назад климат начал конкретно меняться, как следствие ухода ледника уже насовсем. Климат поменялся в особо благоприятную сторону и установился на оптимуме. На смену тундре пришли лесные массивы. Меняется и животный мир, северные олени уходят на север. Их место занимают лоси, медведи, кабаны и др. животные. Некоторые жители уходят вслед за оленями, которые являются их оснвной добычей на охоте, другие предпочитают жизнь среди лесов.
Смена климата, растительного и животного миров сильно повлияли на все стороны жизнедеятельности мезолитического человека. Меняются способы охоты и виды оружия, совершенствуется техника их обработки. Основные орудия труда изготавливаются из кременя, дерева и кости. Появились и более сложные орудия труда: кремневые пластины, топоры, резцы, скобли, теслы. Хозяйство принимает тип присваивающего, как следствие буйной растительности, образовавшейся из-за влажности. Большее место начинает занимать - рыболовство. Рыбу ловят не только гарпунами, но и на крючок, более того создается рыболовное сеть, сотканые из лубяных волокон. С мезолитических времен известны и нахождение первых выдолбленных из ствола лодок. В это время человек приручает собаку, которая помогает ему в охоте.
Дома людей стали более легкими, огонь внутри дома палили только в холодное время, а так в основном он находился возле него, рядом в несколькими хозяйственными ямами.
В Беларуси известно около 120 мезолитических стоянок. Общее количество ее жителей составляет примерно 4,5 - 6 тыс. чел. Для жизни и быта людей характерна родовая организация, где родовые общины начинают переходить в племена.
В мезолите в долинах крупных рек Беларуси уже жило первое автохтонное население. Бывшая изолированность племен все чаще нарушалась.
Под конец мезолита, когда человеская жизнь стала более оседлой, а количество населения увеличилось, стоянки начали гуще покрывать берега рек и озер, а жилье строилось более надежным.
III. Неолит
Около 6 тыс. лет назад в развитии общесства каменного века начинается новый этап - неолит, характеризующийся радикальными переменами в хозяйстве, материальной и духовной культуре.
В ранненеолитический период население уже жило в условиях климатического оптимума. В то время температура была на 2-4 оС выше современной, да и осадков было меньше. Влага и тепло содействавали бурному развитию растительности. Среди деревьев чаще встречались еловые, елово-широколистные леса с вязами, липами, а также дуб и граб. На Палесье было теплее всего.
В поздненеолитическое время климат стал более холодным, что повлияло на некоторое смещение пояса лесов на юг.
В лесах находили убежище разнообразная фауна - балгородные олени, туры и зубры, лоси, кабаны, медведи и др., большая часть которых становилась охотничьей добычей человека. Многообразные болота были богаты птицей, водоемы - рыбой.
Считается, что типовое неолитическое общество выделяется четырьмя главными особенностями - появлением земледелия, скотоводства, глиняной (керамической) посуды и шлифованных каменных изготовлений.
Именно по факту появления керамики и начинается новый каменный век на Беларуси. Появление такой посуды стало показчиком важных хозяйственным перемен. Дело в том, что благопритяный климат повлиял на количество дикорослой растительной еды (ягоды, оерхи), которую нужно было где-то хранить. Глиняная посуда, обоженная на огне, принимала достаточно прочные и долговременные свойства, что позволило не только использовать ее в качестве тары для хранения, но и для приготовления пищи уже более разнообразной по сравнению с предшественниками. Считается, что первыми гончарами были женщины. Практически вся неолитическая глиняная посуда была остроконечной, разных размеров, в зависимости от их функций. Бывало, что ее размер достигал до метра. Дошедшая до нас керамика даетогромное количество сведений об уровне производства, физико-химических знаниях, эстетических вкусах и даже о мировоззрении людей того времени.
Традиция собирательсва сменилась земледелием, которое постепенно начало проникать на территорию Беларуси со Средиземноморья и Ближенего Востока. В 5 - 4 тысячелетии до н.э. умение выращивать растения распространилось и на юг Беларуси. На средней же полосе и на севере, где было много дичи и рыбы, новая форма ведения хозяйства воспринилась неспешно. Основыми зерновыми культурами неолитической Европы были пшеница и ячмень. При этом более холодная Беларусь оказалась более пригодной для ячменя. Позже стали выращивать жито, просо, лен. На грядках росла самосейка-крапива, из стеблей которой добывали сильные и длинные волокна, из которых делали нитки и даже веревки. Сначала под посевы использовали небольшие участки земли. Почву рыхлили заостренными колами, деревянными и роговыми мотыгами. В позденем неолите, с расширением земледелия, начали выпаливать и высекать леса, расчищая места под настоящие поля. Такой вид земледелия получил название подсечно-огневого. Спелый ячмень можно было срезать на грядке и обычным ножом, но с развитием земледелия, когда под посевы стали отводить значительные площади, ножы сменились серпами. Перетераючи срезанные колоски, из них добывали зерна, которые перемалывали на плоких камнях. В результате такого ведения хозяйства пополнялись запасы продовольствия, человек становился более независимым от природно-климатических условий.
Скотоводство как и земледелие зародилось на южных землях, но все-таки распространилось и на территорию Беларуси в неолитическую эпоху. В это время люди стали приручать и растить в своем хозяйстве коз, овечек, коров, коней, свиней. Эти животные стали настолько домашними, что стали размножаться в неволи, что и является подлинным животноводством.
В неолите достигла совершенства обратботка кремня. Из него изготавливали высоклассные орудия труда и оружия: ножи и кинжалы, скребки, резцы, наконечники стрел и копьев, которые были незаменимы в охоте.
Одновременно менялась материальная и духовная культура, усложнялись взаимоотношения междуколлективами и отдельными людьми. В неолите развивался обмен. Из Посожья и Понеманья в Подвинье поступал кремен. Из Прибалтики на территорию Беларуси поступал янтарь. Этот огрмный хозяйственный переворот в истории человечества получил название неолитической революции, которая рассматривается учеными как значительный скачок в развитии производительных сил, овладении определенными технологическими достижениями. Н асмену замкнутым, самодостаточным, слаборазвитым хозяйствам приходили экономические отношения, связанные с обменом. Это оказало существенное влияние на все стороны жизни неолитических популяций, включая рост их численности и культурно-духовное развитие.
В Блерауис известно свыше 1500 неолитических стоянок, обнаруженных главным образом в бассейне рек Припяти, Сожа, Немана. Стоянки-селища неолита отличаются большими размерами и многолюдностью.
Археологические материалы неолита свидетельсвуют об особенностях мировоззрения людей той эпохи, их художественных наклонностях. Зависимость человека от леса и водной среды, окружавших его ландшафтов отразилась и на его представлениях. Существовал культ зверей и птиц. Об этом свидетельствуют находки костяных статуэток лосей, черепах, змей, уток. Существовал и культ предков, которые трансформировались в духов-хранителей, а затем и в божества. Их скульптурные изображения вырезались из дерева и кости. При раскопках неолитических поселений в больших количествах находят украшения. Орнаментированные изделия, подвески из зубов животных и людей свидетельсвуют о том, что ряду предметов предавался магтческий смысл. Существовала и музыка, о чем свидетельсвуют найденные на болотах свирели.
В то время воточное Полесье населяли племена полесского варианта днепро-донецкой культуры, бассейн Днепра к северо-востоку от Березины и Ипути - племена неманской культуры. В 3-м тысячелетии до н.э. на западную часть нынешней территории Беларуси проникли скотоводческие племена культуры шарообразных амфор. В середине 3-го тысячелетия до н.э. территорию белорусского Поозерья населяли племена типичной культуры гребенчато-ямочной керамики. В конце этого тысячелетия сюда переселились часть населения с Поднепровья - племена культуры шнуровой керамики.
Бронзовый век (2 тысячелетие до н.э. - VII в. до н.э.)
Бронзовый век - эпоха в истории человечества, когда возникает и активно расширяется метлургия, обработка и использование бронзы. Ранние металлические изготовления, которые использовались вместе с каменными и кремневыми, вносили заметные перемены в жизни тогдашних людей и способствовали особо быстрому развитию общества. Наступление новой эпохи в первую очередь предполагает сдвиги в хозяйственной, социальной и духовной сферах жизни.
Первые металлические изделия, в том числе из бронзы в границах Беларуси найдены в Верхнем Поднепровье в захоронениях среднеднепровской культуры этого времени. Появились медные и бронзовые топоры, наконечники копий, долота, ножи, шилья, различные украшения. Все эти изделия попадали на территорию Беларуси посредством обмена. Новая эпоха отличалась от предыдущих повсеместным распространением скотоводства и первобытного земледелия. Разводились крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Небольшие участки под посевы обрабатывались каменными и роговыми мотыгами. В бронзовом веке территория Беларуси входила в ареалы культур шнуровой керамики, затем культур среднеднепровской, шнуровой керамики Полесья, висло-неманской, а также северо-белорусской и др. Они свидетельствуют о постепенном переходе к земледельческой оседлости, в результате чего сообщества людей становились более устойчивыми, чем при бродячем или охотничьем присваивающем хозяйстве. Происходило так называемое первое общественное разделение труда, т.е. отделение земледелия от скотоводства. Применительно к этой стадии уже можно говорить о таких исторических типах этнической общностей, как племена. Начала складываться общность родственных племен с близкими культурами производства предметов труда, однотипным образом жизни. При этом постепенно выделялись как роды, так и племена, которые больше, чем другие, выращивали скота, получали зерна, владели другими материальными ценностями, т.е. появилось имущественное неравенство. Этому способствовало производство регулярного избыточного, а затем и прибавочного продукта, что порождало отношения эксплуатации. Накопление определенных излишков продуктов способствовало обмену.
Во 2-м тысячелетии до н.э. произошла замена материнско-родовых отношений патриархально-родовыми, материнского рода - отцовским. Мужчина-охотник, добытчик, от которого зависело благосостояние рода и даже его существование, занял господствующее положение, родство стало определяться по мужской линии. Социальный статус женщины изменился. Теперь она становится зависимой от мужчины, его своеобразной собственностью. Основной общественно-хозяйственной ячейкой стала большая патриархальная семья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родственников по отцу с их женами и детьми.
В 2000 - 1000 гг. до н.э. с юга на будущие белорусские земли продвигались индоевропейцы. Вступая в контакт с местным населением, индоевропейцы, находившиеся на более высокой ступени социально-экономического развития, занимали доминирующее положение, абсорбировали, ассимилировали его.
Смешение индоевропейцев и местного населения в бассейнах Немана, Западной Двины, Верхнего Приднепровья привело к образованию так называемых балтских групп племен и народов.
Индоевропейцы явились изобретателями колеса и колесного транспорта, занимались плужным земледелием. Они принесли с собой обычай похорон в курганах. С индоевропейцами связывают способ нанесения орнамента на посуду при помощи шнура, накрученного на палочку.
Общее число населения, проживающего в бронзовом веке на территории Беларуси, могло достигать от 50 до 70 тыс. чел. С развитием земледелия получили распространение открытые селища - неукрепленные села, деревни, где жили несколько семей.
Мировоззрение населения лесной зоны характеризовалось культом зверя и мужчины-охотника, а также они дополнились верованиями с культом огня, света, небесных светил и плодородности земли.
Железный век (VII в до н.э. - V в н.э.)
В VII - VI вв. до н.э. наши предки уже научились получать железо из болотных руд. Такое сырье было распространено в многих местах, потому железо получали много и его хватало для изготовления самых разных вещей - топоров, серпов, ножей, наконечников копий и стрел, рыболовных крючков, шил, запинак и мн. др., которые стали коваться из железа. Более того продуктивность орудия труда из этого металла стала большей, чем каменных и даже бронзовых, потому в новую эпоху почти полностью был вытеснен в быту, а медь и бронза использовались преимущественно для изделия украшений.
Когда бронзовый век на Беларуси был много в чем продолжением каменного, то в эпоху железа наше общество значительно изменилось и его развитие ускорилось. Железо открыло человечеству путь да будущих высот цивилизации.
Тогдашний человек получал железо в соответствующих домницах. Это своего рода печь, с помощью которой получали "кричное железо. Временами такое железо несколько раз нагревали и ковали, чтобы получить сталь. Стальные вещи были известны на Беларуси уже в начале железного века.
Распространялись такие виды ремесла, как литье из бронзы, обработка кости и рога животных. Повсеместным стало прядение и ткачество, о чем свидетельсвуют многочисленные находки пряслиц.
Просиходило второе в истории человечества крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от других занятий и, прежде всего, от важнейшего из них - земледелия. Тем не менее основой хозяйства в ранеем железном веке остались земледелие и скотоводство (охота и рыболовтсво приобрели подсобное значение). Земледелие было подсечно-огневым. Это значит, что прежде чем засевать поля, люди, выбрав для этих нужд лесную землю, поджигали деревья, кустарники, далее выкорчевывали пни и только затем, проборонав землю так называемой "бороной-суковаткой почву, засевали культурами (пўеніца, полевые бобы, горох, просо и др.). Через 5-7 лет такой обработки земли, когда урожай, как правило, резко снижался, участок забрасывался, и люди переходили на другой. В южных райнах Беларуси, где почвы были пригодны для земледелия, появились и более совершенные орудия труда. Одно из них - деревянное рало, сделанное целиков из дуба. Происходило развитие пашенной системы земледелия. Важное место в хозяйстве занимало скотоводство: выращивались крупный и мелкий рогатый скот, кони, свиньи имели второстепенное значение. Бурное развитие земледелия и животноводства, распространение обмена, ремесла приводит к большему накоплению богатства. Потому сейчас становится прибыточным не только созидательный труд, но и вооруженный грабеж соседий. При отсутствии системы коллективной обороны, без государственной организованности, каждый человеческий коллектив надеялся только на свои силы и умения.
Более совершенные орудия труда, стали причиной построения более совершенных домов. Дальнейшее развитие скотоводства, распространение пашенного земледелия вели до еще большего роста значения мужчины-отца в роде, который стремился передать свою собственность в наследие сыновьям. Таким образом, первобытный род все больше начинает распадаться на отдельные семьи, происходит разложение первобытнообщинного строя. В середине 1-го тысячелетия до н.э. появились укрепленные поселения, т.к. начинаются стычки между людьми, образовываются городища. Данный тип поселения огораживали стенами, вокруг них насыпались высокие оборонительные валы и выкапывались глубокие рвы. Они обычно размещались в естественно труднодоступных местах (высокие обравистые берега рек, мысы). На территории Беларуси обнаружено свыше 1,2 тыс. так называемых городищ, т.е. остатков подобных поселений. Особенно многочисленны они в восточной части Гомельщины. В дальнейшем основной формой поселений становились неукрепленные открытые селища, а городища как убежища использовались во время опасности.
В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, особенностям погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д.
Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура (VII-III в. до н.э.). Западное Полесье в IV-III вв. до н.э. заселяли племена поморской культуры. На границе III - II вв. до н.э. на территории, до этого занятой милоградским и частично поморским населением, начинает формироваться сообщество племен зарубинетской культуры. В II-IV вв. н.э. территорию Западного Полесья занимает вельбарская культура, и в это же время юго-восток занят населением киевкой культуры. На протяжении всего железного века средняя и северная Беларусь была заселена кутурой штрихованной керамики.
Заключение
Первобытная эпоха в истории Беларуси - период не только начальный и саамы протяженный, но и чрезвычайно важный. За этот период произошли решающие перемены:
·от примитивного неандертальца до человека современного вида;
·от первого пронікновенія человека на северный восток до заселения всей территориии Беларуси;
·от легких шалашей из жердей, коры, шкуры до сложных жилищно-хозяйственных, культовых и оборонных зданий;
·от кратковременных стоянок до многолюдных поселений и городищ, на которых непрерывно жили многие сотни лет;
·от использования камней и костей до изготовления медных, бронзовых и железных орудий труда и оружия;
·от хранилищ из коры и шкуры до высококлассного керамической посуды;
·от добывания "даров природы" до животноводства и пашенного земледелия;
·от перемещения пешком до челноков, лыж;
·от примитивного обмена до широких хозяйственных и культурных связей с близкими и далекими землями;
·от украшений с зубов животных до бижутерии с цветного металла и стекла;
·от ритмичных царапин на костях до высоких узоров изобразительного и орнаментального искусства, до использования духовых и ударных музыкальных инструментов;
·от первобытной стадности, ровности и коллективизма до разделения собственности и появления родоплеменной аристократии.
Список использованной литературы
1.Новік, Я.К. Гісторыя Беларусі: падручнік: у 2 ч. Ч.1. Ад старажытных часоў - па люты 1917 г. / Я.К. Новік. - Мн., 2006. - 416 с.
2.Чарняўскі, М.М. Ілюстраваная гісторыя старадаўняй Беларусі: Першабытны перыяд / М.М. Чарняўскі. - Мн.: Выд. цэнтр БДУ, 2003. - 144 с.
.Гісторыя Беларусі: У 6 т. Т.1. Старажытная Беларусь: Ад першапачатковага засялення да сярэдзіны XIII ст. / Рэдкал: М. Касцюк (гал рэд.) і інш. - Мн., 2000. - 351.
.Ермаловіч, М. Старажытная Беларусь: Полацкі і новагародскі перыяды / М. Ермаловіч. - Мн., 2001. - 366 с.
.Археалогія Беларусі: У 4 т. Т.1. Каменны і бронзавы вякі / Э.М. Зайкоўскі, У.Ф. Ісаенка, А.Г. Калечыц і інш. - Мн., 1997. - 424 с.
.Ковкель, И.И. История Беларуси: С древнейших времен до нашего времени / И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. - Мн.: Аверсэв, 2005. - 605 с.
Теги: Первобытное общество на территории Беларуси Реферат История
dodiplom.ru
Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси
Билет, 1 вопрос: Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси
История первобытного общества на территории Беларуси делится на 3 периода в зависимости от материалов орудий труда: каменный, бронзовый и железный века.
Первобытный человек (кроманьонцы) (от пещеры Кро-Маньён, где впервые были обнаружены останки) проник на территорию Европы 40-35 тысяч лет назад. Были похожи на современных людей. Они приспособились к жизни в холодной климате, (на территории Беларуси был ледник). Самые древние стоянки людей (26-23 тысячи лет назад) нашли на берегах рек Припять и Сож
Каменный век на территории Беларуси закончился в конце 3-го тысячелетия до н. э. Делился на париолит, мезолит, палеолит
Занятия: собирательство кореньев и клубней, загонная охота на мамонтов (при париолите), рыбная ловля, индивидуальная охота. Первое животное, прирученное человеком – собака (помогала в охоте) (при мезолите). Люди брали от природы всё в готовом виде. Такой вид называют присваивающим. При палеолите люди перешли к оседлому образу жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, каменный топор и зернотёрка, выдолбленные из дерева челны, зарождается гончарство и ткачество, начали изготавливать глиняную посуду. Главный материал для изготовления орудий – кремень, который добывали в колодцах (3-5 метров).
Первый коллектив людей – первобытное человеческое стадо. Позже люди жили родовыми общинами, которые объединяли 50-70 кровных родичей во главе со старейшиной. Постепенно роды объединялись в племена. Главную роль в жизни первобытного общества играла женщина (матриархат).
Бронзовый век начался на границе 3-го и 2-го тысячелетия до н. э. и длился до 1-го тысячелетия. В это время изделия из меди и бронзы попадают с юга. Люди начали приручать всё больше животных, а потом и разводить их. Свинья – первое домашнее животное. Произошёл переход от охоты к животноводству, от собирательства к земледелию (переход от присваивающего к производящему хозяйству - люди самостоятельно добывали продукты, которых не было в природе). Сначала земледелие было матыжным (орудие труда – мотыга), а затем подсечноогневым (высекали топорами лес, выкорчёвывали и сжигали пни, пепел для удобрения).
В течение бронзового века на территории проникают индоевропейцы – племена животноводов-кочевников из Малой Азии. На территории Европы они смешались с местным населением. В результате возникли племенные объединения германцев, славян и балтов. Балты (предки Литовцев и Латышей) начали осваивать Беларусь.
Железный век начался около 7 века до н. э.. Люди научились добывать железную руду, из которой выплавляли в сыродутных домницах (глиняных печах) кричное железо. Земледелие стало пашенным. Родовая община превратилась в соседскую. Во главе – выбранный совет старейшин. Возникла имущественная неравенство (появились богатые и бедные). Для защиты своего имущества люди стали строить укреплённые поселения (городища).
Неумение объяснить природные явления породило веру людей в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела и даже после смерти. Такие верования называют Анимизмом. Вера человека в духов, которые могут вселятся в неодушевлённые предметы получило название Фетишизм. Фетиш (идол, амулет) – это предмет, который помогает своему владельцу. Каждый род имел своё священное животное (тотем). Вера в сверхъестественную связь между членами рода и каким-нибудь животным и растением называют тотемизмом. Это и есть первые формы религии. Религия повлияли на возникновение искусства.
Билет, 2 вопрос: Развитиекультуры Беларуси в начале 20-го века.
2-я половина 19 – начало 20-го века – решающий этап формирования белорусской нации. Нация – это общность людей, проживающая на одной территории, с общностью хозяйственной жизни, литературным языком, схожестью культуры и психологии, в том числе национального самосознания. Национальное самосознание – это совокупность идей, убеждений, верований, в которых народ осознаёт себя как национальную общность и исторические корни своего происхождения. Название народа – одна из форм проявления национального происхождения. Становление белорусской нации происходило в составе Российской Империи (при отсутствии собственной государственности). 90% белорусов проживало в сельской местности. 2/3 – православные.
Состояние научных знаний: определяется развитием белорусоведения (академик Ефим Карский «Белорусы» - исследование, где было обоснована национальная самобытность белорусов, Митрофан Довнар-Запольский (обосновал положение о самобытном белорусском народе)).
Развитие культуры: важным в развитии культуры стала газета «Наша нива». Главные темы: Беларусь и судьба её народа.
Литература: Янка Купала (создатель литературы и литературного языка) («Павлинка», «Раскиданное гнездо»), Якуб Колас («Новая земля»), Максиб Багданович («Погоня»), Тётка (Лаиза Пашкевич)(«Первое чтение для детей-белорусов).
Архитектура: Кастёл святых Семеона и Елены (черты романского и готического стиля), памятники погибших солдат 1812 года в Витебске и Кобрине.
Билет , 2 вопрос: Причины, основные события и результаты буржуазно-деморкатической революции 1905-1907 года.
Предпосылки: пережитки феодального строя, т.е. нерешённость вопроса о наделения крестьян землёй.
Задачи: свержение самодержавия, ликвидация крупного помещичьего землевладения, установление демократических прав и свобод.
Все политические силы, которые решали эти вопросы, были поделены на 3 лагеря:
Правительственный лагерь стремился любыми средствами сохранить самодержавие, привилегии дворянства, помещичье землевладение.
Буржуазно-либеральный лагерь был представлен разными партиями. Кадеты хотели создать конституционную монархию. Октябристы поддержали царский манифест (17 октября 1905).
Революционно-демократический лагерь придерживался политики пролетариата. Большевики – направление РСДРП поддерживали марксиское положение: установление диктатуры пролетариата путём социалистической революции. Эсеры выступала за передачу земли крестьянам, отмену частной собственности на землю. БСГ – национал-демократическая партия, которая выступала за создание Беларуси, как независимой демократической республики.
События: различные стачки и забастовки. 18 октября 1905 в Беларуси был провозглашён царский манифест, который наделял Государственную думу законодательными полномочиями. Провозглашалась свобода слова, печати, вероисповедания. Это событие вызвало митинг в Минске. Однако митинг был жестоко подавлен и расстрелян («Курловский расстрел»). 1-я и 2-я думы были распущены в конце 1905.Разногласия между политическими лагерями обусловили поражение революции 1905-1907 года.
Результаты: преобразование абсолютной монархии в ограниченную конституционную, зарождение парламентаризма в виде Гос. Думы, введение демократических прав и свобод. Но эта революция не решила главные вопросы: оставалось помещичье землевладения, национальный вопрос.
Билет, 2 вопрос: События Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Беларуси. Установление власти советов.
Февральская революция.
Причины: Разрешение аграрного и национального вопросов, участие России в 1-й мировой войне.
Революция началась с массовых выступлений рабочих в Петрограде. 2 марта 1917 года царь Николай 2 отрёкся от престола. Самодержавие было свергнуто. В Беларуси установилась буржуазная власть временного правительства и либерально-демократическая власть Советов рабочих и солдатских депутатов. Также БСГ прилагала усилия для решения национального вопроса. Она добивалась автономии для Беларуси. Исполнительный орган – Белорусский национальный комитет, который не был признан временным правительством.
Результаты: Свержение самодержавия, власть перешла к временному правительству. Но сохранялось помещичье землевладение, нерешённый национальный вопрос.
Октябрьская революция.
Причины: Недовольство управления Временного правительства, желание большевиков добраться до власти.
Началась в Белоруссии с получением информации по радио о вооружённом восстании в Петрограде 25 октября 1917 года. Власть перешла в руки Рабочих и солдатских депутатов. На 2-м съезде советов была провозглашена советская власть, создано советское правительство во главе с Лениным. После восстания минский городской Совет провозгласил себя властью в Минске. Управление переходом к власти Советам осуществлял Военно-революционный комитет (ВРК). Все буржуазные партии выступили против советской власти (преимущество было на их стороне), но большевики вызвали с фронта бронепоезд с солдатами. За короткое время советская власть быстро распространилась по всей территории Беларуси.
В ноябре 1917 года был создан Областной исполнительный комитет Западной области и фронта (облискомзап) как высший орган советской власти.
Активные участники: Фрунзе, Мясников, Ландер, Любимов.
Основные события: Национализация промышленности и земель (передача из частной в государственную собственность).
Результаты: коренное изменение в жизни общества, переход к другому политическому строю.
Билет, 1 вопрос: Образование ВКЛ. Усиление великокняжеской власти в первой половине 14-го века.
Причины образования: внешне-политические ( географическое положение белорусских земель, необходимость преодолеть внешнюю опасность со стороны немецких крестоносцев с запада и татаро-монгол с юго-востока), для объединения усилий со стороны балтских и восточно-славянских народов, проживавших на границе, внутриполитические (мелкие удельные княжества стремились преодолеть феодальную раздробленность перед внешней опасностью), экономические, связанные с разделением труда (отделение ремесла от сельского хозяйства и преодоление натурального хозяйства), складывание восточнославянской общности.
Борьба с крестоносцами: С помощью католической церкви крестоносцы создали на прибалтийских землях военнорелигиозные организации – Ливонский и Тевтонский орден. В 1237 году они объединились и создали Пруссию (столица – Бальборк). Крестоносцы вели активную захватническую политику на восточнославянских территориях. 5 раз они пытались захватить Полоцк. Борьба с немецкими рыцарями и швецкими феодалами стала общим делом русских земель. Так в битве со шведами на реке Ниве в 1240 году воевали вместе новгородцы и полочане. Союз Полоцка и Новгорода содействовал поражению крестоносцев в 1242 году в битве на Чудском озере, получившей название Ледовое побоище. Победитель этих 2-х битв князь Александр Невский (был женат на дочери полоцкого князя).
Процесс образования ВКЛ: начался с активизации политической жизни в Новогрудке. В середине 13-го века быстро укрепляется Новгородское княжество.
Причины: отдалённость от районов борьбы, высокий уровень развития хозяйства, ремесла и торговли, желание зажиточных слоёв населения в увеличении княжества.
Объединительные процессы разворачивались в верхнем и среднем течениях реки Нёман (современная Гродненская область и восточная часть Литвы). В образовании ВКЛ приняли участие вост. славянское христианское население белорусских земель и языческое население Литовских земель. В Литовских землях было сильное войско, а на белорусских землях были большие города, как центры торговли и ремесла. Балтский князь Миндовг, потерпев поражение в междоусобной борьбе, направился вместе с остатками свей дружины в Новогородог. Здесь Языческий князь принял по политическим мотивам христианство и зделал город своей резиденцией. С помощью новогородского боярства Миндовг отвоевал свои земли. В 1253 году в Новогрудке состоялась коронация Миндовга.
При великом князе Гедимине в 1316-1341 годах большая часть современных белорусских земель вошла в состав ВКЛ, территория которого увеличилась в 3 раза. При нём произошло крепление единовластия ВКЛ. В 1323 году он основал постоянную столицу государства Вильно. Он уважительно относился к земельным владениям феодалов и выступал за сохранение исторических традиций населения ВКЛ. При нём возросла роль великого князя (титул – король Литвы и Руси). После присоединения Жемайтии (Зап. Часть современной Литвы) государство стало называться «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское».
Политика геноцида
Политика геноцида – это полная или частичная уничтожение групп населения по расовым, национальным, этническим, политическим или религиозным признакам. В Беларуси было созданао более 260 лагерей смерти (Тростинец – самый большой лагерь в Беларуси (4 в системе концлагерей)). Еврейское население Беларуси сгонялось в специальные места проживания – Гетто (в Беларуси 110 гетто (погибло 100.000 евреев)). Для обозначения геноцида в отношении еврейского населения Европы используется понятие Холокост (сожжение). В Беларуси жертвами стало более 600.000 евреев.
Молодёжь насильно вывозили в Германию для каторжных работ. Из Беларуси было вывезено около 400.000 человек. Их называли остарбайтеры. После войны вернулось только 120.000 человек.
За время немецкой оккупации было проведено около 140 карательных экспедиций. 22 марта 1943 года были сожжены все жители деревни Хатынь. Таких деревень в Беларуси было около 630.
19 билет, 1 вопрос: Восстание 1863-64 года в Беларуси. Взгляды, идеи Калиновского.
Причина восстания: попытка шляхты добиться возраждения Речи Посполитой в границах 1772 года. Решительная часть шляхты намеревалось провести вооружённое восстание против самодержавия при поддержки крестьян (Сторонников называли красными). Часть крупных помещиков («Белые») надеялись достигнуть этой же цели мирным путём без участия крестьянства.
С целью предотвращения участия крестьян в восстании (началось в Польше) царское правительство изменило некоторые положения реформы 1861 года: освободило крестьянство в Польше, Беларуси Литве от временно обязанного положения и снижались выкупные платежи на 20%. Среди повстанцев крестьяне – всего 18%.
Руководитель красных: Костусь Калиновский. К революционной деятельности приобщился во время учёбы в Петербургском университете.
1861 год – вернулся в Беларусь и создал революционную организацию на гродненщине.
1862 – стал председателем Литовского провинциального комитета (центр красных был в Беларуси и Литве, центр по подготовке вооружённого восстания против царского самодержавия).
В 1862 году под его руководством стало выдаваться 1-я револяционно-демократическая газета «Мужицкая правда» под псевдонимом Яська Гаспадар з-рад Вильни (вышло 7 номеров) (сформулировал идею демократического народного государства). Осенью 1863 года восстание в Беларуси было подавлено.
Причины:
1. Отсутствие единого плана боевых действий.
2. Недостаток сил и оружия.
3. Разногласия между участниками восстания.
4. Объявление военного положения в Белоруско-литовских губерниях.
5. Проведение карательных операций против повстанцев.
билет, 1 вопрос: Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси
История первобытного общества на территории Беларуси делится на 3 периода в зависимости от материалов орудий труда: каменный, бронзовый и железный века.
Первобытный человек (кроманьонцы) (от пещеры Кро-Маньён, где впервые были обнаружены останки) проник на территорию Европы 40-35 тысяч лет назад. Были похожи на современных людей. Они приспособились к жизни в холодной климате, (на территории Беларуси был ледник). Самые древние стоянки людей (26-23 тысячи лет назад) нашли на берегах рек Припять и Сож
Каменный век на территории Беларуси закончился в конце 3-го тысячелетия до н. э. Делился на париолит, мезолит, палеолит
Занятия: собирательство кореньев и клубней, загонная охота на мамонтов (при париолите), рыбная ловля, индивидуальная охота. Первое животное, прирученное человеком – собака (помогала в охоте) (при мезолите). Люди брали от природы всё в готовом виде. Такой вид называют присваивающим. При палеолите люди перешли к оседлому образу жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, каменный топор и зернотёрка, выдолбленные из дерева челны, зарождается гончарство и ткачество, начали изготавливать глиняную посуду. Главный материал для изготовления орудий – кремень, который добывали в колодцах (3-5 метров).
Первый коллектив людей – первобытное человеческое стадо. Позже люди жили родовыми общинами, которые объединяли 50-70 кровных родичей во главе со старейшиной. Постепенно роды объединялись в племена. Главную роль в жизни первобытного общества играла женщина (матриархат).
Бронзовый век начался на границе 3-го и 2-го тысячелетия до н. э. и длился до 1-го тысячелетия. В это время изделия из меди и бронзы попадают с юга. Люди начали приручать всё больше животных, а потом и разводить их. Свинья – первое домашнее животное. Произошёл переход от охоты к животноводству, от собирательства к земледелию (переход от присваивающего к производящему хозяйству - люди самостоятельно добывали продукты, которых не было в природе). Сначала земледелие было матыжным (орудие труда – мотыга), а затем подсечноогневым (высекали топорами лес, выкорчёвывали и сжигали пни, пепел для удобрения).
В течение бронзового века на территории проникают индоевропейцы – племена животноводов-кочевников из Малой Азии. На территории Европы они смешались с местным населением. В результате возникли племенные объединения германцев, славян и балтов. Балты (предки Литовцев и Латышей) начали осваивать Беларусь.
Железный век начался около 7 века до н. э.. Люди научились добывать железную руду, из которой выплавляли в сыродутных домницах (глиняных печах) кричное железо. Земледелие стало пашенным. Родовая община превратилась в соседскую. Во главе – выбранный совет старейшин. Возникла имущественная неравенство (появились богатые и бедные). Для защиты своего имущества люди стали строить укреплённые поселения (городища).
Неумение объяснить природные явления породило веру людей в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела и даже после смерти. Такие верования называют Анимизмом. Вера человека в духов, которые могут вселятся в неодушевлённые предметы получило название Фетишизм. Фетиш (идол, амулет) – это предмет, который помогает своему владельцу. Каждый род имел своё священное животное (тотем). Вера в сверхъестественную связь между членами рода и каким-нибудь животным и растением называют тотемизмом. Это и есть первые формы религии. Религия повлияли на возникновение искусства.
infopedia.su
Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.
Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой:
1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов (фетиш))
2. Анимизм (вера в существование духов и души, которые имеют человеческие черты и влияют на все живое)
3. Тотемизм (вера в общее происхождение, родственные связи между группой людей и определенным видом животных или растений)
С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей. Они стали обожествлять Солнце (культ Солнца, о культе Солнца свидетельствует солярная символика), небо, дождь…. Основные боги (к концу 10 века): Перун (бог воинов, оружия, войн, гром и молния), Стрибог (небо и вселенная), Даждь Бог (солнца, природы), Макошь (бог Земли и плодородия).
Существовало 2 типа захоронений:
-трупоположение (насыпали курганы),
-кремация.
Большое значение придавали одежде (символичный орнамент, вышивки по краям одежды для защиты от злых духов). Был распространен культ предков (дзяды, радуница). Существовали обряды, хороводы, заговоры, заклинания, песни…..Ранее был культ упырей (вампиров), берегинь (русалок), домовых. В бронзовом веке появилась вера в загробную жизнь, появились обряды жертвоприношения, поминальные, свадебные Существовали жертвенные ямы с идолами, капища (языческий храм, место жертвоприношения).
Отношение древних людей к окружающему миру выразилось не только в религии, но и в искусстве. Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки; на стоянке Елисеевичей, на Брянщине найдена статуэтка женщины, датируемая верхним палеолитом). В бронзовом веке появился орнамент (появление шнурового орнамента связано с индоевропейцами). Появление музыкальных инструментов (первые – ударные). Первая археологическая находка – дудочка, сделанная из косточки птицы. Она относилась к верхнему палеолиту, найдена на стоянке Асовец. Были различного рода украшения – серебряные, бронзовые подвески, искусно выполненные бусы.
5.Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое (ПК) и Туровское (ТК).
ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО
ПК возникло в среднем течении Западной Двины в 9 веке и занимало всю современную центральную и северную Беларусь. Сам Полоцк впервые упоминается под 862 г. (город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки», выгодное г. п. способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр ремесла и торговли). Первым летописным князем считается Рогволод балтского происхождения.
Около 970-980 гг. к Рогнеде посватались Новгородский и Киевский князья. Она предпочла Ярополка (Киевского князя). Оскорбленный Владимир напал на ПК. Силой взял Рогнеду. Увез к себе (Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава). Она стала одной из наложниц, поэтому она пыталась убить Владимира, но он проснулся и выхватил нож. Сын Изяслав спас мать. Тогда Владимир собрал боярский совет для решения проблемы. Рогнеду отпустили назад, т.к. Владимир принял христианство и отказался от многоженства. Рогнеде и Изяслав были высланы в Полоцкое Княжество в Заславль, что позволило восстановить полоцкую княжескую династию. В конце жизни Рогнеда ушла в монастырь под именем Анастасия и умерла в 1000г. Изяслав распространял христианство и письменность на территории Беларуси. Умер в 1001г.
Следующий князь Брячислав Изяславович (1001-1044гг.).Заложил крепость Браслав. Расширяет ПК на запад и север. Контролирует волоки по Днепру и Двине. Собирает дань с балтских племен. Обостряются отношения с Киевом и Новгородом. После битвы на р.Судомир (1021г) присоединил к ПК города Витебск, Усвяты. После смерти Брячислава – князь Всеслав Чародей (1044-1101гг). ПК достигло наибольшего могущества. До 60гг. 11 века деятельность Всеслава была направлена на усиление экономики ПК: рост городов, развитие торговли и ремесел. С 1060гг. возобновляется борьба с Новгородом и Киевом. В 1065г он совершил поход на Псков (не захватил), в 1066г на Новгород – очень успешно, захватил, 03 марта1067г – битва на р.Немига(полоцкий князь проиграл). Полоцкий князь попадает в плен и 14 месяцев сидит в тюрьме. После восстания киевлян (15 сентября 1068г) его делают великим киевским князем, но через 7 мес. Всеслав вернулся в Полоцк. После смерти Всеслава ПК распалось на ряд отдельных княжеств, начался период феодальной раздробленности. Система управления в ПК характеризуется как княжеско-вечевой строй. Вече – общее собрание взрослых мужчин, для решения общественных и государственных вопросов, которое могло снимать и назначать князя. Обязанности князя: организация и командование войска, сбор дани, осуществление суда. Опорой князя была дружина (специально обученный военному делу вооруженный отряд людей) и народное ополчение. Вече приглашало князя на княжение, изгоняла неугодного князя, объявляла войну и мир, регулировала торговые и хозяйственные отношения и было высшим судом. Главным законом была «Русская правда» Ярослава Мудрого.
ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (ТК)
Первое упоминание о Турове 980г. Первый летописный князь – Тур. Территория: левый берег р.Припять с городами Туров, Пинск, Слуцк, Брест. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вел борьбу за самостоятельность княжества. Святополк женится на польской принцессе и приглашает в Туров католического епископа Рейнберна. В 1015г Владимир киевский князь умирает и Святополк становится киевским князем. Между Ярославом Мудрым и Святополком начинается борьба за Киев, которая заве6ршилась в 1019г в битве на р.Альта (победил Ярослав). В Турове князем становится сын Ярослава Мудрого Изяслав, династии которого правит в Турове до 1113г. А в 1150гг. Юрий Ярославович овладел ТК и восстановил династию Изяславовичей, которая правит Туровом вплоть до его вступления в ВКЛ.
Особенностью общественно-политического строя ТК было наличие в городе и князя и посадника.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 148 | Нарушение авторских прав