Определение первобытное стадо. Словарь по педагогической антропологии - первобытное стадо
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО. Определение первобытное стадо


"ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО" это что такое "ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО": определение — История.НЭС

"ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО"

первоначальный человеческий коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединения ближайших животных предков человека. "П. ч. с.", как предполагает большинство ученых, - это время становления человека совр. биологич. вида, время борьбы зоологич. инстинктов, унаследованных от животных предков, с возникающими социальными установлениями и потребностями, т.е. эпоха "П. ч. с." совпадает с эпохой формирования человеч. общества и равнозначна ей. Археологически эпоха "П. ч. с." охватывает нижний и средний палеолит. Антропологически эта эпоха представляет собой время существования формирующихся людей: питекантропов, синантропов и неандертальцев. Х-во людей "П. ч. с." было основано на сочетании охоты и собирательства. Характерными орудиями труда были: ручное рубило, остроконечник, скребло и нек-рые др. Именно в "П. ч. с." формируются навыки коллективного труда и коллективного потребления добычи. Отдельные группы жили, по-видимому, изолированно, связи между ними были случайными. Брачные отношения в стаде первоначально были беспорядочными (см. Промискуитет). Постепенно половые отношения в стаде все более ограничивались, устанавливались определенные запреты брачных связей, диктовавшиеся развитием экономич. жизни. Завязывались половые отношения между членами разных коллективов. Стадо превращалось в род. По др. гипотезе, родовая организация возникает не в процессе установления связей между двумя стадами, а путем расщепления (в результате запретов) одного стада на две половины. Переходом от стада к роду завершается сложение человеч. общества и становление совр. человека как биологич. вида.

Лит.: Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20; его же. Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Косвен М. С., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.-Л., 1957; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Золотарев А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964. Л. А. Фейнберг. Москва.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

interpretive.ru

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО это что такое ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО: определение — Философия.НЭС

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО

первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей. Основой превращения стада животных предков человека в П. ч. с. было зарождение и развитие производств. деятельности. П. ч. с. – переходная форма между зоологич. объединением и первобытной родовой коммуной, сочетавшей в себе черты как первого, так и второй. Временем существования и развития П. ч. с. был ранний, или нижний, палеолит, к-рый охватывает почти миллион лет. На грани раннего и позднего палеолита произошла смена П. ч. с. сформировавшимся обществом. Развитие П. ч. с. шло необычайно медленно. Развивавшаяся производств. деятельность приходила в противоречие с во многом еще животной морфофизиологич. организацией первых людей, требовала ее перестройки. В процессе становления человеч. общества происходила борьба социального и биологического, обуздание "зоологич. индивидуализма" становящимися производств. отношениями и формирующейся как их концентрированное выражение коллективной волей, моралью. В течение раннего палеолита произошло превращение людей типа питекантропов в неандертальцев, а эти последние на грани раннего и позднего палеолита превратились в людей совр. физич. типа (Homo sapiens). Эпоха П. ч. с., являясь периодом становления общества (социогенеза), одновременно была периодом становления человека (антропогенеза), эволюции человека как биологич. вида. В этом качеств. отличие П. ч. с. от сложившегося общества, в к-ром переход от одной общественно-экономич. формации к другой не предполагает и не требует изменения физич. типа человека. В эволюции П. ч. с. предположительно можно выделить два осн. этапа, первый из к-рых охватывает дошелль, шелль, ранний ашель – время питекантропов и сходных с ними форм, а второй – поздний ашель и мустье – время неандертальцев. Переход от первого ко второму характеризуется сдвигом в развитии каменной техники, возрастанием роли охоты, превратившейся в гл. источник существования формирующихся людей, овладением способами добывания огня, изменением физич. типа человека и соответственно крупным переломом в становлении обществ. отношений. Перелом этот выразился, в частности, в ограничении промискуитета. Имеются основания полагать, что с переходом ко второму этапу в П. ч. с. возникает и укрепляется сначала запрет каннибализма, а затем и вообще убийства членов своего коллектива. Наряду с запретами, табу, появляются и получают развитие позитивные нормы поведения, в частности предписывающие заботу о всех членах коллектива и уравннт. распределение пищи. Происходит осознание единства всех членов П. ч. с., причем скорее всего в форме тотемизма. К этому же времени, вероятно, относится появление зачатков магии. В ходе дальнейшего развития П. ч. с. социальные отношения все в большей степени вытесняли остававшиеся беспорядочными половые отношения из коллектива. Возникают системы, состоящие из двух взаимнобрачащихся первобытных стад – дуально-стадные организации. Каждое из стад становится коллективом, между членами к-рого половые отношения воспрещены, т.о. экзогамным коллективом, родом; соответственно, дуально-стадная организация превращается в дуально-родовую. Род является первым коллективом, в основе к-рого лежали лишь социальные отношения. По вопросу о месте П. ч. с. в истории человечества в сов. науке существуют две т. зр. Господствующим является взгляд на эпоху П. ч. с. как па начальный этап первой – первобытнообщинной формации. В последние годы отд. ученые, исходя из установленного наукой факта, что эпоха П. ч. с. является периодом формирования человеч. общества, пришли к выводу, что качеств. грань, отделяющая П. ч. с. от родового общества, является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономич. формациями. История человечества в соответствии с такой т. зр. делится на историю П. ч. с. (период формирования общества) и историю уже сформировавшегося общества, а первой общественно-экономич. формацией является родовое общество. Лит. см. при ст. Первобытнообщинная формация. Ю. Семенов. Рязань.

Оцените определение:

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

terme.ru

Первобытное человеческое стадо

ТОП 10:

Историческая реконструкция первоначального чело­веческого общества представляет собой самую сложную проблему первобытной истории. За отсутствием каких-либо арямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных. Это, с одной стороны, сведе­ния о стадных взаимоотношениях у обезьян, с другой — некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнографии, которые в больше или меньшей степе­ни могут рассматриваться как пережитки древнейшего, дородового состояния человечества. Сопоставление и ана­лиз этих данных позволяют составить общее, хотя во мно­гом и гипотетическое, представление об общественной жизни того времени, но, конечно, и оставляют место мно­гочисленным неясностям, чисто логическим догадкам, спорным предположениям.

Начальную форму организации общества называют первобытным человеческим стадом. Правда, ряд ученых считает, что употребление этого термина неправомерно, так как в дем объединены несовместимые понятия — стад­ный характер взаимоотношений приписывается первобыт­ным человеческим коллективам, следовательно, допус­кается вульгаризация, биологизация процессов обществен-

»развития. Но это возражение вряд ли основательно. Гермин «первобытное человеческое стадо» хорошо пере­едает своеобразие организации древнейших и древних лю-! лей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к сформировавшемуся обществу (Першиц, Мон-ЁДОт, Алексеев^ 1974).

f'■.«.., Эпоха первобытного человеческого стада, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Не вызывает сомнений, что с воз­никновением трудовой деятельности было связано не то ль-$ ко изменение отношения человека к природе, но и изме­нение отношений между членами первоначального чело-| веческого коллектива. Таким образом, начало эпохи пер­вобытного человеческого стада совпадает с появлением | искусственных орудий труда. Конечным рубежом эпохи | человеческого стада было появление родового строя. Еще I вначале 30-х гт. советские археологи П.П. Ефименко и | П.И. Борисковскии предположили, что переход к родо­вому строю произошел на рубеже позднего палеолита, и последующие археологические находки подтвердили это предположение. Следовательно, конец эпохи первобыт­ного человеческого стада совпадает с окончанием мусть-| ерской эпохи, с переходом от раннего к позднему палео­литу.

Прогрессивное развитие каменных орудий, измене-|; ние физического типа самого человека, наконец, то обсто­ятельство, что родовой строй не мог возникнуть сразу в готовом виде, — все это показывает, что первобытное че­ловеческое стадо не было застывшей во времени, едино­образной формой. Поэтому часто различают раннее стадо древнейших людей и более развитое стадо неандертальцев. Первобытное человеческое стадо представляло собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического чело­века и трудности добывания пищи. Собирательство тре-

в* х227

бует большой затраты времени, но дает относительно мало пищи, что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряже­на с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв, не всегда была удачной. Таким образом, сложно представить, что первобытное человеческое стадо состоя­ло больше чем из нескольких десятков, скорее всего, 20^ш 30 взрослых членов.

Жизнь первобытного человеческого стада, видимо, не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскопки в Чжоукоу-дяне говорят об оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорит и боль­шое количество пещерных стойбищ раннепалеолитичес-кого времени, раскопанных в разных частях Евразии. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные навесы и пещеры под постоянное жили­ще. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других — на протяжении жизни многих поколений. В установлении оседлого образа жизни важную роль сыграло развитие охоты.



infopedia.su

Словарь по педагогической антропологии - первобытное стадо

Первобытное стадо

первобытное стадо

форма общественной жизни древних людей на самых ранних этапах антропосоциогенеза. Первобытное стадо жило за счёт охоты и собирательства. Социальные нормы, регулирующие половые отношения, отсутствовали. Отечественный антрополог П.И.Борисковский считает, что "эпохой первобытного стада был древний палеолит, а переход от древнего палеолита к позднему, от неандертальского человека к человеку современного физического типа явился вместе с тем переходом от первобытного стада к родовой общине". Английские антропологи, авторы книги "Биология человека", предлагают четыре модели возможной организации первобытного стада: 1) Древние гоминиды жили большими группами, тесно связанными между собой. У них был ясно выражен половой диморфизм и обусловленное им разделение труда; самцы обеспечивали защиту самок и молодых животных от хищников. Объектами конкуренции взрослых самцов были самки, скудные ресурсы и предпочитаемые места стоянок. Конкуренция не была единственным фактором, определявшим положение индивидуума в обществе; оно зависело и от родственых связей по материнской линии. Странствуя по территории своего местообитания, группа время от времени собиралась у источников пищи; молодые самцы выполняли функции разведчиков и часовых, физически сильные самцы поддерживали внутренний распорядок в группе и защищали её от хищников. 2) Основное отличие от рассмотренной выше ситуации состоит в существовании в группе небольших подгрупп, состоящих из одного взрослого самца, одной или нескольких зрелых самок и их потомства. Возникает тенденция к устойчивым брачным отношениям, более длительным, чем период половой активности или даже время совместного ухода за потомством. Такая система неизбежно ведёт к ограничениям половой деятельности членов группы, а также к формированию "холостяцких" групп, состоящих из самцов без партнёрш. 3) Третья возможность приспособления к условиям жизни в саванне основана на принципе так называемого "открытого" сообщества, т.е. такой его структуры, которая допускает значительно большую свободу перехода индивидуумов из родной группы в другую, чем это подразумевалось в рассмотренных выше моделях. Как следствие, состав групп в таком сообществе остается постоянным лишь в течение сравнительно короткого времени. Самцы объединяют свои усилия в поисках пищи, держатся вместе некоторое время, но затем расходятся, подбирая себе пары среди сексуально активных самок также на ограниченный период времени. Детёныши находятся под присмотром матерей, однако по мере того как дети взрослеют, матери становятся всё более мобильными и, наконец, оставляют своих детей. Родственные связи один из принципов организации сообщества; потомство даже в зрелом возрасте поддерживает контаты с роднёй по материнской линии. Объединение и распад группы диктуется в основном пищевыми потребностями её членов. Следует учитывать и другой фактор так называемое "чувство сообщества". На территории, бедной пищевыми ресурсами, плотность населения очень низка (1-2 особи на 1 кв. милю), и сообщества фактически представляют собой отдельные группы, или "трибы". В такой системе ни доминантная иерархия, ни половая разобщенность не играют существенной роли в структуре связей сообщества. Возникновение "семейной ячейки" было связано либо с постепенно усиливающейся тенденцией к формированию постоянных пар в противовес беспорядочным половым отношениям, либо с экономическими причинами. Семейная ячейка никогда не была ничем иным, кроме как санкционированным обществом экономическим образованием, и её формирование и сохранение скорее противоречило, чем соответствовало естественным наклонностям взрослых гоминид". 4) С филогенетической и экономической точек зрения предпочтительнее выделить следующую особенность организации сообщества, а именно "тенденцию к образованию квазизамкнутых групп, основанных на взаимном антагонизме взрослых самцов и в то же время полной свободе передвижения из группы в группу взрослых самок, способных в данный момент принимать самцов". Такая модель " устанавливает столь желаемое соответствие между данными, полученными при изучении современных видов приматов, и характерным признаком древних человеческих сообществ, отмеченным рядом антропологов (например, К.Леви-Стросом) обменом женщинами между группами. Возможно, что древний человек не изобрел такой обмен, а лишь продолжил уже существующую практику, превратив обмен в систему и подчинив её определённым правилам, подобным различным запретам кровосмешения и узаконенным системам родства". Авторы далее пишут, что модели, выбранные ими, заметно отличаются друг от друга. "Все они (за исключением последней, описанной лишь недавно) использовались различными авторами в качестве основных моделей для анализа организации древних человеческих сообществ. Удастся ли когда-нибудь исключить из рассмотрения некоторые из этих моделей, признав их абсолютно "нерабочими", или найти богатый ископаемый материал и места стоянок древних людей, изучение которых позволило бы сделать однозначные выводы об организации их сообществ, сказать трудно. Такими возможностями и такими данными мы пока не располагаем".  

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Первобытное стадо.

Количество просмотров публикации Первобытное стадо. - 64

Первоначальный коллектив людей для совместной добычи пищи и защиты от зверей

Миграции животных.

В эпоху мезолита люди вынуждены были часто менять места своего обитания из-за

Микролиты.

В эпоху мезолита человек научился делать тонкие каменные пластины, длиной 1-2 см., которые названы

Мезолита.

Мезолита.

Лук со стрелами были изобретены в период

Лука и стрел.

Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение

Микролитов.

Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение

Мезолита.

Начало формирования растений и животных современного типа ученые относят к эпохе

Родовая община.

Постоянный коллектив родственников - родовая община появляется в период формирования

Верхнего палеолита.

Зарождение религиозных представлений, появление наскальных и пещерных рисунков ученые относят к в эпохе

Кроманьонцем.

Верхнего палеолита.

В горах Каратау

Самые древние стоянки каменного века, которые относятся к нижнему палеолиту, найдены

Среднего палеолита.

Древнего человека, которого ученые называют неандерталец жил в период

Неандерталец.

Древнего человека, жившего в среднем палеолите, ученые называют

Нижнему палеолиту

Самые древние стоянки каменного века найденные в горах Каратау относятся к

Делать орудия труда.

Древнего человека из мира животных выделило, прежде всœего, умение

Неолита.

Чоппинᴦ.

Галечный камень, обработанный и заточенный с двух сторон, получил название

Пещеры.

Первыми жилищами древних людей были

После неандертальцев, примерно 35-40 тысяч лет назад формируется

Германии

Останки древнего человека - неандертальца впервые найдены в

На острове Ява.

Одним из древнейших людей был питекантроп, его останки впервые были найдены

Древнейшие люди питекантроп и синантроп в науке получили название

Нижнего палеолита.

Первые люди на территории Казахстана появились в период

Останки самого древнего человека были найдены в 1974 ᴦ. в Кении, ученые назвали его

Кении.

Останки самого древнего человека были найдены в

Лет до н.э.

ʼʼчеловек умелыйʼʼ

ʼʼлюдей прямоходящихʼʼ

ʼʼчеловек разумныйʼʼ

\24. Наиболее высокого уровня обработки камня человек достиг в эпоху

30. Формирование ʼʼчеловека разумногоʼʼ происходит в эпоху

31. ʼʼЧеловека разумногоʼʼ, ученые называют по месту нахождения

ʼʼЧеловека разумногоʼʼ.

34. В период формирования ʼʼчеловека разумногоʼʼ появляется постоянный коллектив -

39. Начало одомашнивания диких животных, и окультуривание некоторых растений ученые относят к концу эпохи:

43. Впервые останки ʼʼчеловека разумногоʼʼ были обнаружены

referatwork.ru

Общественные отношения в первобытности. Развитие семьи. Первобытное стадо.

Количество просмотров публикации Общественные отношения в первобытности. Развитие семьи. Первобытное стадо. - 139

Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выжива­ния. Эти стада не могли быть большими — не более 20-40 человек — потому что иначе они не смогли бы прокормить­ся. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были раз­бросаны по обширным территориям и почти не контактиро­вали друг с другом. Археологически первобытное стадо со­ответствует нижнему и среднему палеолиту.

Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядочены. Такие отношения называют­ся промискуитетными. По мнению других ученых, в рам­ках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Ста­до, как правило, состояло из нескольких гаремных семей.

Ранняя родовая община.Процесс превращения перво­бытного стада в родовую общину связан с ростом производи­тельных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзо­гамный дуально-родовой групповой брак, при котором чле­ны одного рода могли вступать в брак только с членами дру­гого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, инаоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всœеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения иконфликтов между мужчинами одного рода устранялась.

Для того чтобы окончательно избежать возможности кро­восмешения (к примеру, отец мог вступить в связь со своей дочерью), люди прибегли к разделœению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколения, и они могли вступать в связь только с таким же классом другого рода. Совокупность брачных классов включала в себя обычно четыре или восœемь классов. При такой системе

счет родства велся по материнской линии, и дети оставались в роду матери. Постепенно устанавливается всœе большее ко­личество ограничений в групповом браке, вследствие кото­рых он становился невозможным. В результате формируется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался.

Дуально-родовая организация двух родов легла в осно­ву родовой общины. Родовую общину объединяли не толь­ко брачные отношения между родами, но и производствен­ные отношения. Ведь в силу обычая экзогамии складыва­лась ситуация, когда часть сородичей уходила в другой род и включалась здесь в производственные отношения. В ранней родовой общинœе управление осуществлялось собра­нием всœех взрослых сородичей, решавшим всœе основные вопросы. Руководители рода выбирались на собрании всœе­го рода. Большим авторитетом пользовались самые опыт­ные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.

В ранней родовой общинœе всœе продукты, добытые члена­ми общины, считались собственностью рода и распределя­лись между всœеми ее членами. Это было необходимым усло­вием выживания для древних обществ. В коллективной соб­ственности общины находилась земля, большая часть ору­дий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использо­вать чужие орудия и вещи.

Все люди в общинœе делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жиз­ни человека и назывался инициацией (ʼʼпосвящениемʼʼ). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подрост­ка к хозяйственной, общественной и идеологической жиз­ни общины. Вот схема инициации, единая для всœех наро­дов: удаление посвящаемых из коллектива и их обуче­ние; испытания инициируемых (голодом, унижениями, побоями, нанесением ран) и их ритуальная смерть; воз­вращение в коллектив в новом статусе. По завершению обряда инициации ʼʼпосвященныйʼʼ получал право на вступление в брачную жизнь.

Поздняя родовая община.Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовои общины сохранялась родовая собственность на землю. Одна­ко повышение производительности труда постепенно приво­дило к тому, что появлялся регулярный избыточный про­дукт, который общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Пре­стижная экономика возникла в условиях появления избы­точного продукта͵ который использовался всистеме обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами ук­реплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.

Вследствие высокой производительности труда общины, разрастаясь, делились на коллективы родственников по ма­теринской линии — так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае не­обходимости семьи объединялись обратно в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно по­теснили мужчин в материнской семье.

Парная семья постепенно укрепляла свои позиции в об­ществе (хотя известны случаи существования ʼʼдобавочныхʼʼ жен или мужей). Появление избыточного продукта позво­лило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности, что сдерживало ее развитие.

Позднеродовые общины объединялись во фратрии, фрат­рии — в племена. Фратрия — это первоначальный род, раз­делœенный на несколько дочерних родов. Племя состояло из двух фратрий, которые являлись экзогамными брачными половинами племени. В позднеродовои общинœе сохранялось экономическое и общественное равенство. Родом управлял совет, в который входили всœе члены племени и выбираемый родом старейшина. На время военных действий избирался военный вождь. В случае крайне важно сти собирался совет племени, состоявший из старейшин родов племени и воен­ных вождей. Главой племени избирался один из старейшин, обладавший не очень большой властью. Женщины входили

в совет рода, а на ранних этапах развития позднеродовой общины могли становиться главами родов.

Разложение родовой общины. Появление сосœедской общины.Неолитическая революция способствовала ради­кальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целœенаправленному производству базовых продуктов питания на базе комплексного хозяйства. В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин — в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие. Так произошло первое крупное общественное разделœение труда — выделœение земледелия и скотоводства в отдельные хозяй­ственные комплексы.

Развитие земледелия приводило к осœедлости, а увеличе­ние производительности труда в благоприятных для земле­делия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке по­являются первые большие посœелœения, а затем и города, В городах были жилые дома, культовые постройки, мастер­ские. Позднее города появляются и в других местах. Чис­ленность населœения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.

Поистинœе революционные изменения произошли вслед­ствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Далее они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.

Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. В первую очередь, источники сы­рья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду. Во-вторых, по неко­торым качествам каменные орудия труда превосходили мед­ные и даже бронзовые.

Только тогда, когда человек научился выплавлять желœе­зо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения желœеза находятся повсœеместно, но желœезо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обра­батывать. По этой причине человечество научилось выплавлять же­лезо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил всœе известные тогда материалы, от­крыв новую эру в истории человечества — желœезный век.

Металлургическое производство требовало знаний, на­выков, опыта. Для изготовления новых, сложных в изго­товлении металлических орудий труда, требовался квали­фицированный труд — труд ремесленников. Появились ре­месленники-кузнецы, передающие свои знания и навыки из поколения в поколение. Внедрение металлических ору­дий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. Так, после изоб­ретения плуга с металлическими рабочими частями по­явилось пашенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота.

В энеолите был изобретен гончарный круг, что способ­ствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткац­кого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделœение труда — выделœение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделœение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обме­на богатствами из природной среды, данный обмен уже носил эко­номический характер. Размещено на реф.рфЗемледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои из­делия. Потребность в непрекращающемся обмене даже приве­ла к развитию ряда общественных институтов, прежде всœего института гостеприимства. Постепенно в обществах складыва­ются средства обмена и мерила их стоимости.

В ходе этих изменений происходит замена матриархаль­ного (материнского) рода патриархальным. Она была обус­ловлена вытеснением женщины из важнейших сфер про­изводства. На смену мотыжному земледелию приходит плужное, л *лугом мог справиться только мужчина. Ско-

товодство, как и промысловая охота͵ также является ти­пично мужским занятием. В ходе развития производяще­го хозяйства мужчина приобретает значительную власть, как в обществе, так и в семье. Теперь при вступлении вбрак женщина переходила в род мужа. Счет родства осу­ществлялся по мужской линии, а имущество семьи насле­довали дети. Появляется большая патриархальная семья — семья из нескольких поколений родственников по отцовс­кой линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедре­ние желœезных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархаль­ная семья распадается на малые семьи.

Формирование прибавочного продукта и развитие обме­на явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и эконо­мически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины сосœедской, где родовые связи уступили место территориальным. Перво­бытная сосœедская община характеризовалась сочетанием от­ношений частной собственности на двор (дом и хозяйствен­ные постройки) и орудия труда и коллективной собствен­ности на главное средство производства — землю. Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная се­мья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием.

Сосœедская община являлась универсальной стадией для всœех народов мира на доклассовом и классовом этапе разви­тия, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.

Политогенез (образование государства).Необходимо отметить, что существуют разные концепции происхожде­ния государства. Марксисты полагают, что оно было созда­но как аппарат насилия и эксплуатации одного класса дру­гим. Другая теория — ʼʼтеория насилияʼʼ, представители ко­торой считают, что классы и государство возникли в резуль­тате войн и завоеваний, в ходе которых завоеватели созда­вали институт государства в целях удержания своего гос­подства. В случае если рассмотреть проблему во всœей ее сложности, то становится ясно, что война требовала мощных орга-

низационных структур, и являлась скорее следствием по-литогенеза, чем его причиной. При этом и марксистская схема тоже нуждается в коррекции, потому что стремление втис­нуть всœе процессы непременно в одну схему наталкивается на сопротивление материала.

Рост производительности труда привел к появлению излишков продуктов, которые могли отчуждаться от про­изводителœей. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пищевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накоп­ление богатств происходило, прежде всœего, в семьях вож­дей, поскольку вожди обладали большими возможностя­ми, участвуя в распределœении продуктов.

Первоначально это имущество уничтожалось после смер­ти владельца или использовалось в обрядах, таких, напри­мер, как ʼʼпотлачʼʼ, когда всœе эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всœем присутствующим. Этими раз­дачами устроитель приобретал авторитет в обществе. Поми­мо этого, он становился участником ответных потлачей, на которых ему возвращалась часть раздаренного. Принцип дачи и отдачи, характерный для престижной экономики, ставил в неравные условия рядовых общинников и их бога­тых сосœедей. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего потлач.

Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется — из среды общинников выде­ляется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следова­тельно, авторитетный вождь подчинял себе слабый сопер­ников, распространяя свое влияние на сосœедние общины. Возникают первые нужнобщинные структуры, в рамках кото­рых происходит отделœение органов власти от родоплемен-ной организации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, появляются первые про-тогосударственные образования.

Появление подобных образований сопровождалось ожес­точенной борьбой между ними. Война постепенно становит­ся одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивается военная техника и орга­низация. Большую роль приобретают военные предводите­ли. Вокруг них формируется дружина, в состав которой входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя

в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая рас­пределялась между всœеми воинами.

Глава протогосударства одновременно становился и глав­ным жрецом, поскольку власть предводителя в общинœе ос­тавалась выборной. Приобретение функций жреца делало вождя носителœем божественной благодати и посредником между людьми и сверхъестественными силами. Сакрализа­ция правителя была важным шагом на пути его деперсона­лизации, превращению в своеобразный символ. Власть ав­торитета сменяется авторитетом власти.

Постепенно власть становилась пожизненной. После смер­ти вождя наибольшие шансы на успех имели члены его се­мьи. Вследствие этого власть вождя становилась наследствен­ной в рамках его семьи. Так окончательно формируется про-тогосударство — политическая структура общества с соци­альным и имущественным неравенством, развитым разде­лением труда и обменом, возглавляемая правителœем-жре­цом, обладавшим наследственной властью.

С течением времени протогосударство расширяется по­средством завоеваний, усложняет свою структуру и превра­щается в государство. Государство отличается от протогосу­дарства большими размерами и наличием развитых инсти­тутов управления. Основные признаки государства — терри­ториальное (а не племенно-родовое) разделœение населœения, армия, суд, право, налоги. С появлением государства перво­бытная сосœедская община становится сосœедской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою само­стоятельность.

Для государства характерен феномен урбанизации, вклю­чающий в себя увеличение количества городского населœе­ния, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дороᴦ. Урбанизация — один базовых признаков становления цивилизации.

Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упоря­дочить экономическую деятельность, записать законы, ри­туалы, деяния правителœей и многое другое. Возможно, что письменность была создана при участии жрецов. В отличие от пиктографического или веревочного цисьма, характерно­го для неразвитых обществ, для освоения иероглифической

письменности требовалось долгое обучение. Письменность являлась привилегией жрецов и знати и только с появлени­ем буквенного письма стала общедоступной. Освоение пись­менности было важнейшим этапом в развитии культуры, поскольку письменность служит в качестве основного сред­ства накопления и передачи знаний.

С появлением государства, письменности возникают пер­вые цивилизации. Характерные черты цивилизации: высо­кий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения.

Земледельческие и скотоводческие цивилизации. Зем­ледельческое хозяйство наиболее интенсивно развивалось в речных долинах, особенно в странах, протянувшихся от Сре­диземноморья на западе до Китая на востоке. Развитие зем­леделия в конечном итоге привело к появлению древневос­точных очагов цивилизации.

Скотоводство развивалось в степях и полупустынях Ев­разии и Африки, а также в горной местности, где скот ле­том содержали на горных пастбищах, а зимой в долинах. Термин ʼʼцивилизацияʼʼ может использоваться в отношении скотоводческого общества с известными оговорками, посколь­ку скотоводство не обеспечивало такого развития экономи­ки, как земледелие. Хозяйство, основанное на скотоводстве, давало менее стабильный прибавочный продукт. Также очень большую роль сыграл тот фактор, что для скотоводства тре­буются большие пространства, и концентрации населœения в обществах такого типа, как правило, не происходит. Города у скотоводов гораздо меньше, чем в земледельческих циви­лизациях, в связи с этим ни о какой масштабной урбанизации го­ворить нельзя.

С приручением лошади и изобретением колеса происхо­дят значительные изменения в хозяйстве скотоводов — по­является кочевое скотоводство. Кочевники передвигались по степям и полупустыням на своих повозках, сопровождая стада животных. Возникновение кочевого хозяйства в сте­пях Евразии следует отнести к концу П тыс. до н.э. Только с появлением кочевого скотоводства окончательно складыва­ется скотоводческое хозяйство, не использующее земледелия (хотя многие кочевые общества занимались обработ-

кой земли). У кочевников в условиях изолированного от земледелия хозяйства возникают исключительно протого-сударственные объединœения, племенные протогосударства. В то время как в земледельческом обществе основной ячей­кой становится сосœедская община, в скотоводческом обще­стве родовые отношения еще очень сильны и родовая об­щина сохраняет свои позиции.

Длякочевых обществ характерна воинственность, по­скольку их члены не имели надежных источников суще­ствования. По этой причине кочевники постоянно вторгались в об­ласти земледельцев и грабили их или подчиняли. Все муж­ское населœение кочевников обыкновенно участвовало в вой­не, а их конное войско было очень маневренным имогло проходить большие расстояния. Быстро появляясь и столь же быстро исчезая, кочевники в своих неожиданных набе­гах добивались значительных успехов. В случае подчинœе­ния земледельческих обществ кочевники, как правило, сами осœедали на земле.

Но не следует преувеличивать факт противостояния осœед­лых и кочевых обществ и говорить о наличии постоянной войны между ними. Между земледельцами и скотоводами всœегда существовали устойчивые экономические отношения, поскольку и те и другие нуждались в постоянном обмене продуктами своего труда.

Традиционное общество.Традиционное общество появ­ляется одновременно с возникновением государства. Эта модель общественного развития является очень устойчивой ихарактерна для всœех обществ, кроме европейского. В Ев­ропе сложилась другая модель, основанная на частной соб­ственности. Основные принципы традиционного общества действовали вплоть до эпохи промышленного переворота͵ а во многих государствах существуют и в наше время.

Основная структурная ячейка традиционного общества — сосœедская община. В сосœедской общинœе преобладает земле­делие с элементами скотоводства. Крестьяне-общинники обычно консервативны по образу жизни вследствие повто­ряющихся из года в год природно-климатических и хозяй­ственных циклов и однообразия жизни. В этой ситуации крестьяне требовали от государства, прежде всœего, стабиль­ности, которую могло обеспечить только сильное государ-

ство. Ослабление государства всœегда сопровождалось смута­ми, произволом чиновников, нашествиями врагов, расстрой­ством экономики, особенно бедственным в условиях ирри­гационного земледелия. Как следствие — неурожай, голод, эпидемии, резкое падение численности населœения. По этой причине общество всœегда предпочитало сильное государство, переда­вая ему большую часть своих полномочий.

В рамках традиционного общества государство являет­ся высшей ценностью. Оно, как правило, функционирует в условиях четкой иерархии. Во главе государства стоял правитель, пользующийся практически неограниченной властью и представляющий собой заместителя бога на земле, Ниже располагался мощный административный аппарат. Положение и авторитет человека в традиционном обще­стве определяется не его богатством, а, прежде всœего, уча­стием в государственном управлении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ автомати­чески обеспечивает высокий престиж.

Культура первобытного общества. В ходе своего разви­тия и в процессе трудовой деятельности человек осваивал новые знания. В первобытную эпоху знания носили исклю­чительно прикладной характер. Размещено на реф.рфЧеловек очень хорошо знал окружающий мир природы, так как сам являлся его час­тью. Основные сферы деятельности определяли области зна­ния древнего человека. Благодаря охоте он знал повадки зверей, свойства растений и многое другое. Уровень знаний древнего человека находит отражение в его языке. Так, в языке австралийских аборигенов есть 10.000 слов, среди которых почти нет абстрактных и обобщающих понятий, а только конкретные термины, обозначающие животных, ра­стения, явления природы.

Человек умел лечить болезни, ранения, накладывать шины при переломах. Древние люди применяли в лечебных целях такие процедуры, как кровопускания, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, тре­панация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов.

Счет первобытных людей был примитивным, — счита­ли обычно с помощью пальцев и разных предметов. Рас­стояния измеряли посредством частей тела (ладонь, ло­коть, палец), дней пути, полета стрелы. Время исчислили днями, месяцами, сезонами.

Вопрос о происхождения искусства до сих пор сопро­вождается спорами исследователœей. Среди ученых преобла­дает точка зрения о том, что искусство возникло как новое эффективное средство познания и осмысления окружающе­го мира. Зачатки искусства появляются еще в эпоху ниж­него палеолита. На поверхности каменных и костяных из­делий обнаружены насечки, орнаменты, рисунки.

В верхнем палеолите человек создает живопись, гравю­ру, скульптуру, использует музыку и танцы. В пещерах об­наружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей), выполненных в цвете с помощью черной, белой, красной и желтой красок. Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены также графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости и камне.

В верхнем палеолите появляются статуэтки женщин с ярко выраженными половыми признаками. Появление ста­туэток связано, возможно, с культом праматери и установ­лением материнской родовой общины. Большую роль в жиз­ни первобытных людей играли песни и танцы. В корне танца и музыки лежит ритм, песни также возникли как ритмо-ванная речь.

referatwork.ru


Смотрите также