Сравнение первобытного и современного человека. Сравните влияние на окружающую среду деятельности первобытного и современного человека.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чем древний человек принципиально отличался от современного. Часть 1. Сравнение первобытного и современного человека


Чем древний человек принципиально отличался от современного. Часть 1: raasta

(предыдущая часть)

Внешние отличия это, наверно, первое, что бросается в глаза, при сравнении доисторических и современных людей. Современные люди иначе выглядят, иначе питаются, ведут существенно отличающийся образ жизни, носят другую одежду, обладают иными навыками и умениями, и так далее. В добавок, древний человек не знал письменности, обладал примитивными технологиями и был более зависимым от сил природы. Все так, и это, безусловно, существенные отличия. Существенные, но не принципиальные. Современные истории “робинзонад”, зон военных конфликтов, да и вообще жизненных перипетий, показывают насколько внешне может поменяться человек, став практически неотличимым на вид от древнего, но при этом все равно во многом оставаясь современным внутренне.

Дэвид Глэшин бывший австралийский биржевой брокер, ныне – современная версия Робинзона Крузо, живет на необитаемом острове с 1993-го.

Какие еще есть отличия? Продолжительностью жизни? Да, в среднем она у древнего человека была небольшой, в исследуемом периоде на разных этапах от 20 до 35 лет. Вроде бы это очень мало, хотя и тут, с какой стороны посмотреть. В Российской империи, например, в середине XIX века аналогичный показатель был всего около 24 лет [2, 195], то есть даже заметно ниже, чем в позднем палеолите, где оный составлял порядка 32 лет [3, 16]. Звучит невероятно, на первый взгляд, но это так. Дело тут в том, что существенный вклад в формирование малой средней продолжительности жизни вносит чрезвычайно высокая детская (и женская) смертность. Тем же, кому удавалось преодолеть барьер детства, даже неандертальцам, вполне удавалось дожить до 50-60 лет [1, 114]. Так что получается, что и в случае с продолжительностью жизни кардинальных отличий нет. Тогда в чем же разница между современным и доисторическим человеком?

Принципиальным отличием стали изменения, произошедшие в сознании человека. Закончив, в основном, биологическую эволюцию, человек начал эволюцию культурную. Принято считать, что произошло это около 35–40 тыс. лет назад [1, 227]. И, как первые представители биологических видов на начальных этапах эволюции были крайне “примитивны”, так и человеческое мышление вначале своего развития было сильно ограничено в возможностях сознательной деятельности. Каковы же были эти ограничения?

Реконструкция современницы наскальных росписей пещеры Ласко (примерно XVIII—XV тысячелетии до н. э.) и современный человек

Чтобы понять это, необходимо вначале сказать пару слов о мышлении вообще. Отличительной чертой человеческого мышления является речевое оформление мысли на уровне второй сигнальной системы. Причем важно, чтобы речь эта имела определенную грамматическую структуру. Наличие же грамматики, в свою очередь, подразумевает, что у человека существует какая-то система классификации явлений мира, а значит и определенная степень их обобщения. Но вот тут-то первобытный человек и сталкивался с существенными проблемами. Во-первых, ему не хватало языковых средств для выражения общих понятий. Во-вторых, он был ограничен в выборе средств для обозначения степени важности связей между наблюдаемыми явлениями. И, как следствие, он с трудом мог выстраивать иерархии или даже просто адекватно связывать явления между собой. Ну и в-третьих, древнему человеку не хватало жизненной практики для проверки адекватности все же построенных им связей [4, 21-22].

Реконструкция внешнего вида неандертальца в современной одежде (примерно 50-40 тысяч лет до н. э.)

Во многом похожие сложности испытывает и ребенок, изучающий язык, с той разницей, что ребенок, благодаря родителям, первые слова запоминает со всей их “взрослой” обобщающей нагрузкой, тогда как первобытный человек был вынужден пытаться выражать обобщения лишь с помощью существующих у него на тот момент возможностей. А какие это были возможности? Те, что встречались еще у животных, а именно средств для обозначения частных предметных явлений и непосредственных реакций на воздействия. Как самый просто пример это сообщение сородичам, что замечена “опасность”, или “рычание” в ответ на чужое агрессивное действие. Других возможностей у древнего человека не было, и очень медленно, поколение за поколением, язык и мышление первобытного человека становились богаче и более приспособленными для передачи абстрактных понятий и сложных взаимосвязей.

Боксер и депутат Государственной думы РФ Николай Валуев. Наши дни

(продолжение следует...)

Список литературы

  1. Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества, Издатель: Нестор-История, Санкт Петербург, 2010, ISBN: 978-5-98187-614-1 {5}
  2. Массимо Ливи Баччи. Демографическая история Европы. Пер. с итал. А. Миролюбовой. СПб.: «Александрия», 2010. 304 с. ISBN 978-5-903445-11-0 {III}
  3. Бужилова А.П. Homo sapiens. История болезни. М.: Языки славянской культуры, 2005. с. 320. ISBN: 5-9551-0087-3 {IV}
  4. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}
(к оглавлению)

raasta.livejournal.com

Сравните влияние на окружающую среду деятельности первобытного и современного человека.

Человек начал изменять природные комплексы уже на первобытной стадии развития цивилизации, в период охоты и собирательства, когда стал пользоваться огнем. Одомашнивание диких животных и развитие земледелия расширили территорию проявления последствий человеческой деятельности. По мере развития промышленности и замены мускульной силы энергией топлива интенсивность антропогенного влияния продолжала возрастать. В XX в. вследствие особенно быстрых темпов роста населения и его потребностей оно достигло небывалого уровня и распространилось на весь мир. Антропогенные изменения в окружающей среде весьма разнообразны. Непосредственно воздействуя лишь на один из компонентов среды, человек может опосредованно изменять и остальные. И в первом, и во втором случае происходит нарушение круговорота веществ в природном комплексе, и с этой точки зрения результаты воздействия на среду можно отнести к нескольким группам. К первой группе относят воздействия, приводящие только к изменению концентрации химических элементов и их соединений без изменения формы самого вещества. Например, в результате выбросов от автомобильного транспорта концентрация свинца и цинка возрастает в воздухе, почве, воде и растениях, во много раз превышая обычное их содержание. В этом случае количественная оценка воздействия выражается в массе загрязняющих веществ. Вторая группа – воздействия приводят не только к количественным, но и качественным изменениям форм нахождения элементов (в пределах отдельных антропогенных ландшафтов). Такие преобразования часто наблюдаются при разработке месторождений, когда многие элементы руд, в том числе токсичные тяжелые металлы, переходят из минеральной формы в водные растворы. При этом их суммарное содержание в пределах комплекса не меняется, но они становятся более доступными для растительных и животных организмов. Другой пример – изменения, связанные с переходом элементов из биогенной формы в абиогенную. Так, человек при рубке лесов, вырубая гектар соснового леса, а затем сжигая его, переводит из биогенной формы в минеральную около 100 кг калия, 300 кг азота и кальция, 30 кг алюминия, магния, натрия и др. Третья группа – формирование техногенных соединений и элементов, не имеющих аналогов в природе или не характерных для данной местности. Таких изменений с каждым годом становится все больше. Это появление фреона в атмосфере, пластмасс в почвах и водах, оружейного плутония, цезия в морях, повсеместное накопление плохо разлагающихся пестицидов и т.д. Всего в мире повседневно используется около 70 000 различных синтетических химических веществ. Каждый год к ним добавляется около 1500 новых. Следует учесть, что о воздействии на окружающую среду большинства из них известно мало, но по крайней мере половина из них вредны или потенциально вредны для здоровья человека.

www.soloby.ru

Направления эволюции человека. Древние и первые современные люди

Древние люди. В самых нижних слоях пещерных отложений Европы, Азии и Африки были обнаружены целые костяки взрослых и детей неандертальцев (названы по имени места находки в 1856 г. – долины реки Неандер на современной территории ФРГ). В СССР остатки неандертальцев обнаружены на юге Узбекистана и в Крыму. Они жили около 150 тыс. лет назад, в ледниковую эпоху.

Большинство неандертальцев были ниже нас ростом (мужчины в среднем 155–158 см), ходили несколько согнувшись. У них был еще низкий скошенный лоб, сильно развитые надбровные дуги, нижняя челюсть без подбородочного выступа или со слабым развитием его. Объем мозга приближался к мозгу человека – около 1400 см3 и более, но извилин мозга было меньше. Изогнутость позвоночника в поясничной области у них была меньше, чем у современного человека. Они жили в тяжелых условиях наступления ледников, в пещерах, где постоянно поддерживали огонь. Питались растительной и мясной пищей, но оставались еще каннибалами. Неандертальцы пользовались разнообразными каменными и костяными орудиями [29]. Каменные орудия изготовляли из пластин. Один камень обрабатывали другим путем отжима. Вероятно, были деревянные орудия.Реставрированный череп и каменные орудия неандертальца

Рис. 29. Реставрированный череп и каменные орудия неандертальцаСудя по строению черепа и лицевых костей, видимо, при общении между собой неандертальцы пользовались жестами, нечленораздельными звуками и зачаточной членораздельной речью. Они жили группами по 50 в 100 человек. Мужчины коллективно охотились на зверей, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старшие, более опытные, изготовляли орудия. Неандертальцы одевались в шкуры. Неандертальцев считают видом, относящимся ко второму подроду – древним людям (род людей). В суровых условиях ледниковых эпох естественный отбор способствовал выживанию более выносливых, ловких, смелых особей. Большую роль в эволюции играли социальные факторы: трудовая деятельность в коллективе, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. Последние неандертальцы (около 28 тыс. лет назад) жили среди первых современных людей.

Первые современные люди. Известно большое количество находок скелетов, черепов и орудий первых современных людей – кроманьонцев (найдены в местечке Кроманьон, на юге Франции), сформировавшихся 30-40 тыс. лет назад. Остатки кроманьонца обнаружены и в СССР (к югу от Воронежа, на правом берегу Дона). Найдены они также в Африке, Азии и Австралии.

Кроманьонцы ростом были до 180 см, с высоким прямым лбом и черепной коробкой объемом до 1600 см3, сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывал на хорошее развитие членораздельной речи . Кроманьонцы жили в построенных ими жилищах. В пещерах на стенах обнаружены рисунки, на которых изображены эпизоды охоты, пляски, люди. Рисунки сделаны охрой и другими минеральными красками или нацарапаны Кроманьонцы одевались в одежды из шкур, сшитые костяными и кремневыми иглами. Техника изготовления орудий труда и предметов быта много совершеннее, чем у неандертальцев. Орудия из рога, кости, кремня украшены резьбой Человек умел шлифовать, сверлить, знал гончарное дело [30]. Он приручал животных и делал первые шаги в земледелии. Кроманьонцы жили родовым обществом, у них зарождались зачатки религии. Кроманьонцы и современные люди образуют вид Homo sapiens – человек разумный, относящийся к третьему подроду – новым людям (род людей). В эволюции кроманьонцев ведущую роль играли социальные факторы.Реставрированный череп и орудия труда кроманьенца

Рис. 30. Реставрированный череп и орудия труда кроманьенцаКроманьонцы перешли от преимущественно биологической эволюции предшественников к эволюции социальной. В их развитии особую роль стали играть воспитание, обучение, передача опыта. Популяции новых людей в борьбе за существование одерживали верх над всеми другими популяциями не только ловкостью и сообразительностью. Оберегая свое потомство – свое будущее – и стариков – живых носителей накопленного опыта (знание способов охоты, выделки орудий, традиций, обычаев), человек обретает способность жертвовать собой во имя популяции, племени, семьи.

Поднявшись от животного мира, наши предки в результате сложного и длительного процесса становления человека превратились в людей современного вида. Ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения как основа организованного общества. Законы общественной жизни играют направляющую роль в социальном прогрессе человечества. В этом качественное своеобразие эволюции человека по сравнению с эволюцией животных.

Индивидуальные наследственные изменения – мутации – и теперь имеют место у человека, но на основе развивающегося знания и социального переустройства он учится управлять биологическими законами, предупреждать проявление вредных признаков и усиливать проявление полезных.

1. Докажите, что родословная человека подтверждает роль труда как главного, ведущего фактора антропогенеза. 2. Почему в процессе превращении обезьяны в человека естественный отбор постепенно утрачивал значение фактора эволюции? 3. Отметьте черты человека у питекантропов, у неандертальцев. 4. Чем отличались древние люди от древнейших? 5. В чем отличие кроманьонцев от неандертальцев? 6. Сравните остатки материальной культуры древнейших и древних людей и сделайте выводы о роли труда и общественной жизни в эволюции наших предков.

blgy.ru


Смотрите также