Предпосылки формирования цивилизации первобытная история. Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации. Предпосылки формирования цивилизации первобытная история


Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

Количество просмотров публикации Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации - 84

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всœего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и желœезный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Важно заметить, что для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолоᴦ. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населœения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населœения, а следовательно, и рост земледельческих посœелков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населœения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только осœедлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населœения оставалось больше свободного времени, крайне важно го для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на базе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с нужнобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателœей, освоивших почти всœе природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип посœелœений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объёму прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

referatwork.ru

Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века.В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства(охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству— земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства.Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества.В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства— системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность , благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

studlib.info

Trojden | Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

1/ Первобытная история: предпосылки формирования цивилизаций

2/ Древняя восточная цивилизация

3/ Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима

1. Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.



trojden.com

Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 53Следующая ⇒

 

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

mykonspekts.ru

Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

Тема 2 Истоки и основные типы цивилизации в древности

 

1/ Первобытная история: предпосылки формирования цивилизаций

2/ Древняя восточная цивилизация

3/ Западный тип цивилизации: античная цивилизация

Древней Греции и Древнего Рима

 

 

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.



3-net.ru

предпосылки формирования цивилизации, реферат — allRefers.ru

Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации - раздел История, История России

 

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История России

На сайте allrefs.net читайте: История России. Под редакцией...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

Все темы данного раздела:

История России (Россия в мировой цивилизации)   курс лекций   Министерство общего и професс

Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения   Уже длительное время во многих странах мира идет разработка модели образования XXI в. На базе скрупу

Сущность, формы и функции исторического сознания   В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из ва

Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании   Для того, чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна

Древняя восточная цивилизация   К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые наз

Каковы особенности древней восточной цивилизации? Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпеч

Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима   Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизац

Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы   Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано название этой эпохи? Понятие «средн

Место России в мировой цивилизации   Мы охарактеризовали основные типы цивилизации, сформировавшиеся в Древнем Мире, Античности и Сред

Возникновение древнерусского общества   Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской ц

Формирование древнерусской государственности. Духовно-нравственные, политические и социально-экономические основы формирования русского этноса   Наследницей Древней Руси и дальнейшим этапом в становлении русского этноса является Киевская Рус

Феодальная раздробленность — закономерный исторический процесс. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности   В истории раннефеодальных государств Европы Х—XII вв. являются периодом политической раздробленно

Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства   Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV—XV вв. наступает врем

Роль Русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства   В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла п

Формирование централизованного российского государства   Параллельно с объединением русских земель, созданием духовной основы национального государства ш

XVII в. — кризис Московского царства   Итак, к концу XVI в. Московское царство стало мощным централизованным государством, объединившем в с

Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация   В Европе в XV—XVII вв. происходят качественные изменения в историческом развитии, «цивилизационный с

Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв.   На Востоке к концу XV в. сложилось несколько регионов с развитой цивилизацией. На Ближнем и Среднем

Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения   XV—XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основани

Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования   Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положи

Каковы же итоги преобразовательной деятельности Петра I в промышленности? К концу царствования Петра I в России действовало 221 промышленное предприятие, из них 86 металлургических за

Эпоха Екатерины II — время просвещенного абсолютизма в России   После смерти Петра I его реформаторский курс продолжила Екатерина II, которая сумела выразить нацио

Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в.   Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным м

Американское чудо» — путь США к мировому лидерству   Наиболее глубокие корни западная цивилизация пустила на Североамериканском континенте. Ценности

Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе В Европе и Северной Америке XIX в. — это век окончательного утверждения западного типа цивилизации в качеств

Россия в первой половине XIX в. Кризис крепостничества   Великий философ Н.А. Бердяев образно, но достаточно точно заметил, что «...к XIX веку Россия оформилас

Реформы 60—70-х гг. и контрреформы 80-x—начала 90-х гг.   Утверждение капитализма в России Царствование Александра II (1855—1881) началось в самый неудачный пер

Идейные течения и общественно-политическое движение XIX в.   В XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движени

Характерные особенности развития западной цивилизации в XX в.   В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой

Распад колониальной системы. Модернизация стран традиционалистских цивилизаций Как отмечалось ранее, к началу XX в. ведущие европейские державы завершили колонизацию огромных пространств

Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации   Одна из важных характерных особенностей XX в. — это глобализация социальных и культурных

Тема 11 Россия в начале XX века   1/ Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия 2/ Православн

Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия   Первое десятилетие XX в. стало для Российской империи периодом пробуждения невиданных до того соци

Православная церковь в период буржуазно-демократической революции   К началу XX в. Русская православная церковь представляла собой церковь феодального типа, непосредс

Социально-экономические и политические преобразования в России (1907—1914 гг.)   а) Реформы П.А.Столыпина: сущность и итоги   Революционные события 1905—1907 гг. показа

Причины и характер первой мировой войны. Россия в системе международных отношений в предвоенные годы   Начало XX в. характеризуется значительным обострением международной обстановки. Это связано прежд

Ход военных действий. Влияние России на решение стратегических планов Антанты в ходе военных действий   Первая мировая война велась между двумя группами крупнейших государств мира, объединенными в Анта

Политический кризис в России и выход ее из войны. Итоги первой мировой войны   Планы ведения кампании 1917 г. со стороны войск Антанты предусматривали стратегическое наступление

Февральская революция 1917 г.: причины и ход развития   Революция 1917 г. началась неожиданно и для правительства, и для оппозиции, но назревала она в течени

Октябрьский переворот: установление Советской власти в России а) Октябрьское вооруженное восстание и Второй Всероссийский съезд советов и его декреты &

Государственно-церковные отношения в период революции 1917 г.   В России для утверждения новой власти и новых общественных отношений большое значение имела позиц

Тема 14 Советское общество в 20—30-е годы   1/ Сущность и содержание НЭПа. 2/ Коллективизация сельского хозяйства — экономическая ос

Коллективизация сельского хозяйства — экономическая основа индустриализации   Каждый из названных путей модернизации был болезненным, так как модернизация предполагает доволь

Национально-государственное устройство и особенности политической системы а) Решение национального вопроса в СССР   В 20-е гг. решаются проблемы национально-государств

Причины второй мировой войны   Вторая мировая война (1939—1945 гг.) пролегла шестилетней кровавой полосой в истории цивилизации, стал

Начало второй мировой войны   1 сентября 1939 г. Германия начала запланированную войну против Польши. 3 сентября 1939 г. Англия и Франц

Начало Великой Отечественной войны, ее национально-освободительный характер   Ранним воскресным утром 22 июня 1941 г. Германия, следуя намеченному плану, напала на СССР. Началась во

Ход военных действий. Создание антифашистской коалиции. Окончание второй мировой войны   Нападение гитлеровской Германии на СССР и провал молниеносной войны радикально изменили военно-п

Восстановление разрушенного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике   Окончание войны выдвинуло на первый план задачи восстановления нормальной жизнедеятельности нар

Ведущие индустриальные страны в условиях развивающейся научно-технической революции   Период начиная с середины 80-х гг. заполнен напряженным поиском эффективных альтернатив развития н

СССР на пути кардинального реформирования общества. «Эпоха Горбачева». Крах советской социалистической системы   а) От ускорения развития экономики к перестройке общественных отношений  

Внутренняя политика   Распад Советского Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже авто

Внешняя политика современной России   После прекращения существования СССР начался новый этап утверждения российской внешней политики

История России (Россия в мировой цивилизации)   Лицензия ИД № 02200 от 30.06.2000 г. Издательство «

allrefers.ru

предпосылки формирования цивилизации, реферат — allRefers.ru

Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации - Лекция, раздел История, А. А. Радугина История России курс лекций

 

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А. А. Радугина История России курс лекций

Под редакцией А А Радугина История России курс лекций...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

Все темы данного раздела:

История России (Россия в мировой цивилизации)   курс лекций   Министерство общего и професс

Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения   Уже длительное время во многих странах мира идет разработка модели образования XXI в. На базе скрупу

Сущность, формы и функции исторического сознания   В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из ва

Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании   Для того, чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна

Древняя восточная цивилизация   К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые наз

Каковы особенности древней восточной цивилизации? Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпеч

Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима   Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизац

Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы   Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано название этой эпохи? Понятие «средн

Место России в мировой цивилизации   Мы охарактеризовали основные типы цивилизации, сформировавшиеся в Древнем Мире, Античности и Сред

Возникновение древнерусского общества   Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской ц

Формирование древнерусской государственности. Духовно-нравственные, политические и социально-экономические основы формирования русского этноса   Наследницей Древней Руси и дальнейшим этапом в становлении русского этноса является Киевская Рус

Феодальная раздробленность — закономерный исторический процесс. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности   В истории раннефеодальных государств Европы Х—XII вв. являются периодом политической раздробленно

Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства   Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV—XV вв. наступает врем

Роль Русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства   В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла п

Формирование централизованного российского государства   Параллельно с объединением русских земель, созданием духовной основы национального государства ш

XVII в. — кризис Московского царства   Итак, к концу XVI в. Московское царство стало мощным централизованным государством, объединившем в с

Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация   В Европе в XV—XVII вв. происходят качественные изменения в историческом развитии, «цивилизационный с

Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв.   На Востоке к концу XV в. сложилось несколько регионов с развитой цивилизацией. На Ближнем и Среднем

Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения   XV—XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основани

Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования   Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положи

Каковы же итоги преобразовательной деятельности Петра I в промышленности? К концу царствования Петра I в России действовало 221 промышленное предприятие, из них 86 металлургических за

Эпоха Екатерины II — время просвещенного абсолютизма в России   После смерти Петра I его реформаторский курс продолжила Екатерина II, которая сумела выразить нацио

Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в.   Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным м

Американское чудо» — путь США к мировому лидерству   Наиболее глубокие корни западная цивилизация пустила на Североамериканском континенте. Ценности

Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе В Европе и Северной Америке XIX в. — это век окончательного утверждения западного типа цивилизации в качеств

Россия в первой половине XIX в. Кризис крепостничества   Великий философ Н.А. Бердяев образно, но достаточно точно заметил, что «...к XIX веку Россия оформилас

Реформы 60—70-х гг. и контрреформы 80-x—начала 90-х гг.   Утверждение капитализма в России Царствование Александра II (1855—1881) началось в самый неудачный пер

Идейные течения и общественно-политическое движение XIX в.   В XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движени

Характерные особенности развития западной цивилизации в XX в.   В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой

Распад колониальной системы. Модернизация стран традиционалистских цивилизаций Как отмечалось ранее, к началу XX в. ведущие европейские державы завершили колонизацию огромных пространств

Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации   Одна из важных характерных особенностей XX в. — это глобализация социальных и культурных

Тема 11 Россия в начале XX века   1/ Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия 2/ Православн

Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия   Первое десятилетие XX в. стало для Российской империи периодом пробуждения невиданных до того соци

Православная церковь в период буржуазно-демократической революции   К началу XX в. Русская православная церковь представляла собой церковь феодального типа, непосредс

Социально-экономические и политические преобразования в России (1907—1914 гг.)   а) Реформы П.А.Столыпина: сущность и итоги   Революционные события 1905—1907 гг. показа

Причины и характер первой мировой войны. Россия в системе международных отношений в предвоенные годы   Начало XX в. характеризуется значительным обострением международной обстановки. Это связано прежд

Ход военных действий. Влияние России на решение стратегических планов Антанты в ходе военных действий   Первая мировая война велась между двумя группами крупнейших государств мира, объединенными в Анта

Политический кризис в России и выход ее из войны. Итоги первой мировой войны   Планы ведения кампании 1917 г. со стороны войск Антанты предусматривали стратегическое наступление

Февральская революция 1917 г.: причины и ход развития   Революция 1917 г. началась неожиданно и для правительства, и для оппозиции, но назревала она в течени

Октябрьский переворот: установление Советской власти в России а) Октябрьское вооруженное восстание и Второй Всероссийский съезд советов и его декреты &

Государственно-церковные отношения в период революции 1917 г.   В России для утверждения новой власти и новых общественных отношений большое значение имела позиц

Тема 14 Советское общество в 20—30-е годы   1/ Сущность и содержание НЭПа. 2/ Коллективизация сельского хозяйства — экономическая ос

Коллективизация сельского хозяйства — экономическая основа индустриализации   Каждый из названных путей модернизации был болезненным, так как модернизация предполагает доволь

Национально-государственное устройство и особенности политической системы а) Решение национального вопроса в СССР   В 20-е гг. решаются проблемы национально-государств

Причины второй мировой войны   Вторая мировая война (1939—1945 гг.) пролегла шестилетней кровавой полосой в истории цивилизации, стал

Начало второй мировой войны   1 сентября 1939 г. Германия начала запланированную войну против Польши. 3 сентября 1939 г. Англия и Франц

Начало Великой Отечественной войны, ее национально-освободительный характер   Ранним воскресным утром 22 июня 1941 г. Германия, следуя намеченному плану, напала на СССР. Началась во

Ход военных действий. Создание антифашистской коалиции. Окончание второй мировой войны   Нападение гитлеровской Германии на СССР и провал молниеносной войны радикально изменили военно-п

Восстановление разрушенного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике   Окончание войны выдвинуло на первый план задачи восстановления нормальной жизнедеятельности нар

Ведущие индустриальные страны в условиях развивающейся научно-технической революции   Период начиная с середины 80-х гг. заполнен напряженным поиском эффективных альтернатив развития н

СССР на пути кардинального реформирования общества. «Эпоха Горбачева». Крах советской социалистической системы   а) От ускорения развития экономики к перестройке общественных отношений  

Внутренняя политика   Распад Советского Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже авто

Внешняя политика современной России   После прекращения существования СССР начался новый этап утверждения российской внешней политики

История России (Россия в мировой цивилизации)   Лицензия ИД № 02200 от 30.06.2000 г. Издательство «

allrefers.ru


Смотрите также