Первобытные люди на территории сибири. Первобытно-общинный строй. Доисторическая Иркутская область // Гольдфарб С.И. «Иркутск...»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Установлен древнейший этап проникновения первобытного человека на территорию Сибири. Первобытные люди на территории сибири


Первобытные рыболовы Сибири. Покорение Сибири. От Ермака до Беринга

Первобытные рыболовы Сибири

Дальнейшее развитие людей первобытного общества Сибири происходило на фоне окончания последнего оледенения. Исчезают материковые льды, леса наступают на тундры и степи. Это послеледниковое смягчение климата происходило в период от 8 до 4 тыс. лет тому назад. Этот период в развитии человека называется мезолитом (средним каменным веком).

В Сибири среди многих племен эпохи мезолита дальнейшее развитие получило изготовление орудий охоты. Именно в сибирских мезолитических захоронениях найдены одни из наиболее ранних в мире пластинчатых наконечников стрел. А их появление предполагает наличие лука — орудия охоты, которое позволило сделать решающий шаг в развитии охотничьего хозяйства каменного века.

В этот период большую роль в жизни людей наряду с охотой приобрело и рыболовство. Первым специальным орудием рыболовства явились гарпуны, а также искусно изготовленные костяные рыболовные крючки. Находки в поселениях людей мезолита специальных каменных тесел из галек и крупных кусков кремня позволили предположить, что охотникам-рыболовам Прибайкалья были уже известны лодки.

По мнению отечественных ученых, именно с эпохи сибирского мезолита (мезолитические находки в Приморье) «естественно вести первых насельников островного мира Восточной и Юго-Восточной Азии, Японских островов, Курильской островной гряды, Алеутской цепи островов и, наконец, самого материка Северной Америки» (8, с.91).

Около 6–5 тыс. лет тому назад в Сибири начинается эпоха неолита (нового каменного века). В это время природа в этом обширном регионе приобрела в основном современный облик. Вдоль берегов морей Северного Ледовитого океана простиралась полоса тундры. Южнее ее лежала зона лесотундры, где вдоль речных долин леса вторгались в тундру. Южнее расстилалась громадная полоса сибирской тайги.

В эпоху неолита люди жили уже на всей территории Сибири и Дальнего Востока. Но население Сибири тогда было еще очень редким. В Западной Сибири по берегам многочисленных полноводных рек и ряда озер в эпоху неолита жили различные племена, культура которых характеризуется наличием глиняных сосудов и шлифованных каменных орудий (в том числе долот, ножей, тесел, скребков, наконечников стрел и копий и многого другого).

В эпоху неолита жители Приобья жили в основном рыболовством. Ведь огромный бассейн реки предоставлял людям постоянный источник пищи, определял тип хозяйства. Во-первых, этим объясняется относительная оседлость этих племен, которые проживали в основном в землянках. Этим же объясняется такая особенность их культуры, как пошив одежды из рыбьих шкур, и это вплоть до ХIХв. «Одежда их, — писал в начале ХVIII в. о хантах, живших по берегам Оби и ее притоков, Г. Новицкий, — обще из кожей рыб, наипаче с налима, иже подобан сому, тот де осетра и стерлядей одерше кожу только трудами своими умягчает, яко могут все одеяния себе из них сошиты, обще же из налимей кожи-кожаны, с иных же чулки, сапоги утворяют». (8, с.97). Видимо, так же было и в эпоху неолита.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

В Сибири археологи нашли стоянку древнего человека — Российская газета

Сибирские археологи уточнили время появления первых людей на территории Сибири. Это стало одним из итогов завершившегося сезона полевых работ.

- Первобытные люди, следы которых зафиксированы на самой древней стоянке региона - Караме в Алтайском крае, пришли сюда северным миграционным путем. Возраст обнаруженных слоев датируется от миллиона до восьмисот тысяч лет, - рассказал "РГ" заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Шуньков. - До этого древнейшим объектом на территории Сибири считалась Денисова пещера, первые следы пребывания человека в ней датируются 300 тысячами лет до нашей эры. Напомним, что именно в ней были обнаружены останки человека нового вида, получившего имя Денисовец. Причем стоянка Карама находится всего лишь в 14 километрах от знаменитой пещеры. Очевидно, что эти места были привлекательны для человека со времен каменного века. Но каким образом первые люди попали в Сибирь? И почему навсегда остались в этих краях с суровым климатом?

- Сегодня считается, что около 1,8 миллиона лет назад человек покинул свою колыбель - Африку - и появился в Евразии, - сказал Михаил Шуньков. - Расселение шло различными путями: один маршрут, через Кавказ, следовал на север Европы, а два других вели на восток. Они огибали горы Тибета и Гималаев. Южный маршрут привел людей в Юго-Восточную Азию, а северный пролегал через территорию Казахстана и Средней Азии. Последний путь и должен был привести людей на юг Сибири. Но куда именно - это стало известно только благодаря работам на стоянке Карама.

Вместе с археологами в работах принимали участие геологи, палеомагнитологи и палинологи (специалисты по спорово-пыльцевому выявлению доисторической флоры). Это позволило не только получить точные датировки культурных слоев, но и выяснить, каким был климат за миллион лет до нашей эры. По данным ученых, в южной части Сибири в то время были настоящие субтропики, климат напоминал условия современного Северного Кавказа, а возможно, был еще теплее. То есть древних людей здесь ожидала весьма комфортная обстановка, и нет ничего странного в том, что они пришли сюда и остались здесь жить.

rg.ru

Славяно-Арии в древней Сибири - apfomin

От Испании до Китая находят не остаткикультур народов, когда-то населявших пространстваот Испании до Китая, а остаткимногообразной и многоликой культурыодного народа — русского«Русь и Великий Туран» О.М.Гусев

Предисловие

Настоящую галерею, в которой собраны десятки каменных портретов древних людей, обнаружили археологи на территории Приамурья. Во время экспертизы ученые установили, что все изображения были выполнены художниками, жившими более 5 тысяч лет назад.

Амурская нефертити"Ведущую роль, интеллектуальную, я бы подчеркнул, в этом объединении, в этой цивилизации играла белая раса", - утверждает ученый секретарь Дальневосточного географического общества Валерий Симаков.

Археология Сибири в 19-ом векеЕще В.М.Флоринский в 19-ом веке писал /5/:«К числу археологических знаков, коими отмечались древние пути по рекам в горных местностях, принадлежат, между прочим, так называемые писанные камни. .... Подобные «писанцы» на утесистых берегах большею частию встречаются в таких местностях, где река прерывает горные хребты, или ведет к водоразделу или волоку. Такие писанные камни на вершинах и верхних притоках Енисея, Абакана, Иртыша, Бухтармы; такое же положение они занимают на Урале, по рекам Вишере и Тагилу, в Семиреченской области по р. Караталу и на брегах р. Томи, между Томском и Кузнецком (против устья Писанной речки, близь деревни того же имени). Так как подобные начертания до сего времени были необходимы почти исключительно в глугих, мало населенных и редко посещаемых местах, то описания и даже перечисление их в опубликованных литературных источниках, по всей вероятности, далеко не полно…..».Приведу только одну из надписей.

Надпись на камне «Соболий» на левом берегу р.Тагил.

рунические надписи древних славянОчертания символов очень напоминает х’Арийскую каруну, естественно достаточно упрощенную, но при внимательном рассмотрении смысл понять можно. Итак, слева – направо сверху вниз читаем:Первый знак напоминает руну Ай - образ Страх;Второй – С, образ - способ передачи информации, сообщение;Третий символ – руна К, в начале слова поясняет слово;Четвертая - напоминает руну У - глухомань, нет скитов и городов.Можно предположить, что четыре вертикальных черты обозначают количество дней пути до первого жилья. Обобщая, можно сказать, что данная надпись является предупреждением и может быть прочитана как:

«Остерегайся, сообщаю, глухомань, нет скитов и городов на 4 дня пути»

Так письмена нам принесли Кирилл и Мефодий? А ведь этим надписям более 5 000 лет.

Что говорят ВедыВ соответствии со Славяно-Арийскими Ведами (САВ) в лето 109 809 до н.э. началось Великое переселение наших предков с материка Дария, находившегося на месте Северного Ледовитого океана. Описание этого материка можно найти у древних греков под названием Гиперборея, а так же в САВ, индийских и зороастрийстких ведах. Но каким то чудом сохранилась карта Дарии и была издана в 1595 году в Мастерской Меркатора.

Какрта Гипербореи

Откуда появилась эта карта у великого фламандского картографа Герарда Меркатора, жившего в XVI веке, на которой столь подробно нанесены очертания северной части азиатского материка? В то время эта территория была еще совсем не известна никому из европейцев.  В САВ говорится, что Дария включала в себя четыре области: Раи, Туле, Свага и х'Арра на которых проживали Рода д’Арийцев, х’Арийцев, Словенов и Святорусов, обладавших высочайшими знаниями и культурой, потомками которых являются представители Белой Расы. В самом центре материка, на острове, возвышалась гора Меру, на которой стоял величественный Храм. К сожалению, вся информация о древней Дарии тщательно скрывают и иллюстрация этого приведена в следующим ролике

Я предвижу резонный вопрос – а где следы этой цивилизации? Где найденные археологами материальное подтверждение этому? Они есть, только широкому кругу населения они не известны, их не афишируют, а зачастую и скрывают.

Сто-тысячелетние пружинки Сев. Урала и Чукотки

ПружинкиЧукотские пружинкиСледует так же учитывать, что Земля за последние 120 000 лет пережила две обще-планетарных катастрофы в результате разрушения 2-х Лун планеты. Падение осколков этих Лун привела не только к изменению угла наклона оси вращения Земли почти на 30 градусов, но и к массовой гибели населения.По оценкам палеогенетиков, численность всего населения Земли после этой катастрофы сократилась до величины порядка 10 000 человек, понадобились тысячелетия для восстановления былой численности. Но следует иметь в виду, что эти данные получены в результате археологических раскопок, а территория современной Сибири почти не затронута археологами и поэтому эти данные можно считать не совсем достоверными.

В «Рамаяне» и «Махабхарате» рассказывается об ужасной войне, разразившейся около 11 тысяч лет до н.э. между Атлантидой и империей Рама. «Махабхарата» так описывает ужасающие картины этой войны:

«...поднимались раскалённые столбы дыма и пламя ярче тысячи солнц......Железные молнии, гигантские посланцы смерти,стёрли в пепел всю расу Вришны и Андхака...... трупы обгорели до неузнаваемости...Выпадали ногти и волосы.Без всякой видимой причины рассыпалась глиняная посуда.Птицы поседели. Через несколько часов пища стала непригодной».

Если согласиться, а с этим нельзя не согласиться, что железные молнии – это ракеты, а столбы дыма и пламя ярче тысячи солнц – это ядерные и термоядерные (в том числе нейтронные) взрывы, то станет ясно, что в «Махабхарате» описана ракетно-ядерная война.  Когда раскопали Мохенджо-Даро в Индии, то обнаружили не только обгоревшие скелеты, каменные строения древних городов в некоторых местах оплавились до остекленения. Такие остекленевшие остатки каменных строений обнаружены не только в Индии, но и в других местах.Т.о. можно смело утверждать, что в результате последней катастрофы земляне были отброшены в своем развитии в каменный век.В САВ говорится, что после переселения на остров Буян (территория западно-сибирской возвышенности) 104 777 лет до н.э. был построен город – Асгард Ирийский на слиянии реки Омь с Иртышем. Город был разрушен джунгарами 1530 году и следы этого города обнаружил С.Р. Ремизов во время своего путешествия по составлению карты Сибири. Так на 21-м листе его «Чертежной карты Сибири» можно увидеть следующую запись:

"Прiстоит внови быти городе кpai самоi степи камыцкам".

Ремезов об ОмскеФилологи перевели этот древнерусский текст так: "На краю Калмыцкой степи предстоит вновь быть городу", хотя в самом тексте ни о каких калмыках и степях вообще нет речи. Ну не знают они древнерусского языка.Дословно с древнерусского языка это переводится так: "Предстоит заново возродить город на правом берегу (реки), рядом со ступенями древних строений, из каменей положенных на каменья", т.к. вновь в древнерусском языке означает заново; краi - берег, а краi о самоi - правый берег (реки) рядом с чем-либо; степи - ступени храмов и здании, ибо степи в современном значение в древнерусском языке записывалось поустыни, т.е. пустынное место; камы, камык - камень, а камыцкам - камень на камне.

Написанное Семеном Ремезовым подтверждают также и другие данные: в Лето 7136 (1628) воеводы города Тары послали в Москву к царю Михаилу Федоровичу Романову казаков с челобитной, в которой просили разрешения возродить город на слиянии Оми и Иртыша. Они писали: "...Место хороше, yroжe и лесу близко много...". Данное упоминание в челобитной о лесе, полностью перечеркивает трактовку о калмыцкой степи в интерпретации филологов, ибо в степи нет леса. А, как известно, первая Омская крепость была построена из дерева на левом берегу Оми. И лишь после расчистки на правом берегу Оми древнего города, на остатках каменных фундаментов была построена каменная крепость, что и подтверждают раскопки в центре города Омска.

Что показывает археологияК великому сожалению полномасштабных археологических раскопок в Омске не проводилось, но и то, что удалось раскопать, говорит о многом. Так были обнаружены три подземных хода проходящих под Иртышем, раскопаны захоронения курганного типа. При прокладке теплотрассы в районе Старой Омской Крепости, где ныне павильон "Флора", был обнаружен древний некрополь (подземный город), по возрасту старше египетских пирамид (И. Солохин "Где несет воды древний Ирий"). При сносе старой ТЭЦ, в том же районе, обнаружена сеть подземных ходов более древних, чем некрополь (об этом было показано по ТВ6-Москва).Омский академик Владимир Иванович Матющенко из Омского Государственного Университета за свою жизнь провел множество археологических раскопок городищ, курганов и других древних поселений на территории Омской области. Он обнаружил множество находок, возраст которых датируется от 4-5 до 12-15 тысяч лет. Надо отдать должное академику Матющенко, который верит только своим глазам и чистым фактам и честно заявляет, что ему неизвестно, какой древней культуре и какой народности принадлежат найденные археологические древности. Это понятно, ведь не все археологические находки можно вписать в современную хронологическую модель истории или привязать к истории какого-либо народа, существовавшего в древности. Экспонаты, найденные при раскопках «Омской стоянки», хранятся в Государственном историческом музее, а также в археологической коллекции Омского историко-краеведческого музея. Омская стоянка – это комплекс разновременных памятников, расположенных в городе Омске на левом берегу р. Иртыш, рядом с устьем р. Камышловки (приток Иртыша), почти напротив устья правобережного притока Иртыша – р. Оми.Исследования краеведов позволяют говорить, что в данном районе с неолитического времени существовал крупный очаг оседлой рыболоведческо-охотничьей цивилизации.Археологи любят разделять найденные артефакты по различным «культурам»: Трипольская, Андроновская,…… . Основная причина этого по моему мнению определяется кастовостью «историков-мостодонотов», узурпировавших исторические исследования различных стоянок. Я не буду в нижеприведенном тексте отходить от их классификации, но считаю это не правильным, лженаучным.Окуневская культура — южно-сибирская археологическая культура скотоводов бронзового века (III тыс. до н. э.) названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки. Значительное место занимала охота на диких животных и рыболовство. Окуневцы обладали более развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось и литьё, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки.  Самая яркая археологическая культура эпохи ранней бронзы (энеолита) Северной Евразии, отличающаяся большим количеством выразительных антропоморфных изваяний до 4 м высотой.В эпоху бронзы здесь проживали легендарные андроновцы — носители славянского этноса, которые сыграли громадную роль в истории народов Западной Сибири и Казахстана. Именно они первыми в Евразии приручили лошадь и собаку, построили колесницы и овладели мечом. Причем впервые в мире колеса повозок и колесниц изготавливались не цельными кругами, а содержали в своей конструкции спицы.Они достигли высот в бронзолитейном производстве: изготавливали совершенные по тем временам топоры, ножи, наконечники копий. Но Омская земля еще ждет своих первооткрывателей.Значительно больше археологических раскопок проводилось на территории Южного и Среднего Урала. Только в районах между Магнитогорстком и Троицком были раскопаны более 28 неолических «стоянок», которые археологи крайне неудачно назвали ПРОГОРОДАМИ.Карта "Страны городов" (8 – Куйсак, 10 – Аркаим, 11 – Синташта)

Карта поселений зап.СибириИ это датируется более 5 500 годом до н.э.. Можно сказать, что возникновение городов всюду подчинялось полной формуле: "огораживание – городьба (стены) – город". Обособленное для жизни сакральное пространство отображало на земле, по представлениям древних людей, организованный космос. "Дорога к храму", в языческие времена и позднее, могла вести только внутрь сакрального пространства.В эпоху перехода от каменного века к бронзовому, мысовские поселения в Западной Сибири с долговременными теплыми полуземляночными жилищами начинают дополнительно укрепляться их обитателями – огораживаться. Сначала путем подрезки склонов оврагов и береговых круч, но вскоре с помощью прокапывания поперек мысов глубоких рвов, а также сооружения вдоль них стен из пластов дерна. Со временем стены, оплывая, принимали вид земляных валов /Фольклор и этнография. Л., 1984. С. 178; Ковалева В.Т. Неолит Среднего Зауралья. Свердловск, 1989. С. 20-52; Кернер В.Ф. Раскопки поселения Исетское правобережное // Археологические открытия Урала и Поволжья. Сыктывкар, 1989./ Среди специалистов, исследующих историю постоянных поселений и первогородов Западной Сибири, получил известность екатеринбуржец В.А. Борзунов. Опираясь на работы Е.М. Берс 50-60-х годов, ему удалось установить «новый, самый северный на земном шаре ареал распространения укрепленных жилищ, который охватывал лесные районы Зауралья и Западной Сибири между 56° и 64° с.ш. и 60° и 76° в.д.» Вероятно, этот ареал был шире и включал Томско-Нарымское Приобье и бассейн Иртыша и Лены с прилегающими к нему таежными территориями. Составляющие его памятники (более 70) датируются в пределах пяти с половиной тысяч лет до н.э. и представлены двумя вариантами. Первый – одиночное жилище (землянка, полуземлянка, наземный дом), окруженное бревенчатыми стенами или частоколом, второй – мощное бревенчатое одно- или двухэтажное жилое сооружение, площадью от 60 до 600 (в среднем около 270) кв. м, окруженное рвом. От больших неукрепленных одиночных домов, распространенных в тайге с неолита и энеолита, их отличает наличие рва и привязка к естественно укрепленным местам – мысам и краям коренных террас" /Борзунов В.А. К вопросу о генезисе и функции урало-сибирских укрепленных жилищ // Актуальные проблемы древней и средневековой истории Сибири. Томск, 1997. С. 224-236./Благодаря открытиям екатеринбургского археолога В.Т. Ковалевой (Юровской) установлено, что древние жители Западной Сибири применяли при сооружении своих первокрепостей и другой, более рациональный вид архитектурно-строительного и планировочного решения. Оказалось, что ранние первогорода Сибири представляли собой округлые укрепления, огороженные наземными деревянными "жилыми стенами". Это обнаружено раскопками В.Т. Ковалевой на поселении Ташково II на р. Исети, левом притоке Тобола в 1984-1986 гг. Памятник Ковалева отнесла к самому началу бронзового века. /Ковалева В.Т. Ташковская культура раннего бронзового века Нижнего Притоболья // Материальная культура древнего населения Урала и Сибири. Свердловск, 1988. С. 29-47. Ковалева В.Т. Взаимодействие культур и этносов по данным археологии поселение Ташково II. Екатеринбург, 1997./ Однако эта датировка вызывает обоснованные сомнения. Не правомерно относить эти находки к временам расцвета Аркаима. Все гораздо старше.

План поселения Ташково II

Ташково 2Первогород или, точнее, "зародыш" города, Ташково II состоял из одиннадцати бревенчатых жилых домов подквадратной формы площадью от 28 до 47,5 кв.м каждый. Все срубы были опущены в котлованы глубиной до 0,4-0,5 м. Крыши домов были, скорее всего, двускатными. Все жилища стояли, приткнувшись друг к другу, образуя овал, вытянувшийся с юга на север. Простенки между постройками, как указывает автор раскопок, дополнительно укреплялись завалом из коротких бревен. "Тогда поселение превращалось в своеобразную деревянную крепость с жилыми стенами, что технически было вполне возможно, хотя для сооружения такого поселения и требовались усилия большого коллектива"Существенно, что в замкнутом "зародыше города" Ташково II внутри крепостцы, близко от входа, находилось еще одно, двенадцатое (по авторскому счету № 4) деревянное "жилище". С точки зрения ученых, единственная постройка, расположенная внутри сакрального пространства, должна быть храмом. Вход в первогород расположен с северо-западной стороны, указывающий на свою прародину - Дарию. Культовое здание отличалось от остальных жилищ внутренним устройством. Если в каждом из одиннадцати жилищ находился один очаг, то в святилище их обнаружено сразу три. Следует также принять во внимание, что в предшествующее энеолитическое время в долине Тобола уже существовали святилища округлой формы, замкнутые кольцевыми рвами, по дну и бортам которых располагались деревянные столбы-колонны и кострища. В 1980–1990-х гг. в лесостепном Зауралье были выявлены энеолитические памятники с круговой планировкой. В 1982 г. открыто святилище Савин 1 и начаты его раскопки, которые проводились в течение пяти лет. В настоящее время это святилище является одним из наиболее хорошо изученных, общая площадь заложенных на нем трех раскопов превышает 1 000 кв. м.  Уже в ходе первых раскопок, которые были организованы Курганским краеведческим музеем и Курганским пединститутом совместно с Институтом археологии РАН в 1982 – 1985 гг., стало понятно, что в этом месте располагалось культовое сооружение, святилище. Сооружения святилища представляло собой два соприкасающихся круга 14 и 16 метров, очерченных рвами шириной до 1,5 метров в плане напоминающую восьмёрку. Во рвах, вокруг кругов и в центре находилось более 100 ям, в которых, как предположили учёные, когда-то стояли столбы. В таком же порядке располагались кострища и ямы, заполненные костями животных вперемешку с черепками и каменными орудиями. Были проведены масштабные археологические работы, а потом и астрономические расчёты. Выяснилось, что столбы и скопления находок привязаны к конкретным солнечным и лунным ориентирам, и тогда возникли весомые основания утверждать, что Савин – древняя обсерватория, подобная Стоунхенджу и относящаяся к тому же времени. Но российские археологические круги отнюдь не спешат признать эту новость, выглядевшую совершенно нетрадиционно и можно сказать, сенсационною. Принцип «этого не может быть, потому что этого не может быть» укоренился в сознании наших «ученых».Становится очевидным, что в Сибири на протяжении свыше 5 500 лет, соединяя собой эпохи бронзового, раннего и позднего железного веков, сосуществовали параллельно три основных вида фортификационных сооружений, которые иногда перерастали в города. Это мысовские крепости с дополнительными сооружениями из валов, рвов и деревянных палисадов, во-первых; сильно укрепленные семейные форты охотников, во-вторых; и деревянные, округлые первогорода с жилыми стенами, в-третьих. Последние, из-за почти полного исчезновения со временем деревянных конструкций нелегко обнаруживаются археологами, но их существования в прошлом нельзя недооценивать, как нельзя и забывать эту категорию памятников. Их следует разыскивать и изучать.В последние годы новые открытия археологов все более убеждают многих исследователей во мнении, что Южное Зауралье и Западную Сибирь можно отнести к числу вероятных центров, где на самом пороге бронзового века процветала такая крупная религиозная система Древнего мира, как Ведизм. Это возвращает сибирскую археологию и ее историю к проблеме происхождения ариев и их древней культуры. /Стеблин-Каменский И.М. Арийско-уральские связи мифа об Йиме // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. V. Кн. 1. Культуры древних народов степной Евразии и феномен протогородской цивилизации Южного Урала. Челябинск, 1995. С. 166-168; Малютина Т.С., ЗдановичГ.Б. Куйсак – укрепленное поселение протогородской цивилизации Южного Зауралья // Там же. С. 100-106; Ковалева В.Л. Проблема этнической идентификации населения ташковской культуры // Там же, С. 69-72. /Думаю что дальнейшие раскопки окончательно приведут ученых мужей к этой мысли.В наиболее ранних городах железного века в Зауралье, относящихся к VII-V вв. до н.э., исследованы остатки производственных сооружений, свидетельствующих об интенсивно развивающемся ремесле и базовом металлургическом производстве. Например, на городищах Иртяш и Большая Нанога обнаружены сыродутные горны – памятники древней металлургии железа /Бельтикова Г.В. Иткульское I городище – место древнего металлургического производства // Проблемы Урало-Сибирской археологии. ВАУ. № 18. Свердловск, 1986. С. 63-79; Сальников К.В. Древнейшие памятники истории Урала. Свердловск, 1952. С. 105, 124, 126./.Лучше изучены городища, раскопанные на оз. Иткуль. К востоку-северо-востоку от наземных жилищ на Иткульском I городище вскрыты остатки металлургического комплекса - "фабрики", состоявшей из 22 плавильных и кузнечных горнов с обвалившимися глинобитными стенами и сводами, значительным числом разбитых сопел, тиглей, кусков медной (малахита) и железной (бурый железняк) руды, шлаков, обломков каменных молотов, кирок, пестов, литейных форм, брака и т.п. / Белыпикова Г.В. О зауральской металлургии VII-III вв. до н.э. // ВАУ. № 15. Свердловск, 1981; Она же. Литейные формы иткульского очага металлургии (VII-III вв. до н.э.) // Знания и навыки уральского населения в древности и средневековье. Екатеринбург, 1993./.На городище Красный Камень также обнаружен древний заводик с глинобитной печью-домницей /Борзунов В.А. Иткульско-гамаюнское городище Красный Камень // ВАУ №15. С. 112-115./.Центром металлургического производства являлось и городище Думная Гора, где раскопано 7 медеплавильных печей /Белыпикова Г.В., Стоянов В.Е. Городище Думной горы – место специализированного металлургического производства. Древние поселения Урала и Западной Сибири. ВАУ. № 17. Свердловск, 1984./.Еще научный дед современных уральских археологов К.В. Сальников обнаружил в жилищах андроновского Кипельского селища "небольшие печи с полусферическим сводом, сделанные из отлично обожженных кирпичиков… Можно уверенно говорить о том, что изобретателями этих древнейших кирпичей были женщины – на поверхности кирпичей хорошо видны углубления, сделанные пальцами небольших размеров" / Сальников K.D. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967. С. 247, 248./. В других случаях форма ранних кирпичиков невыработанная – преимущественно четырехгранная, но встречаются трех- и пятигранные кирпичи.Вероятно, такие строительные детали, как кирпичи, были изобретены андроновцами не только для сооружения печей и очагов, хотя сами по себе отопительные приборы и приспособления чрезвычайно важны в сибирском климате. Городская цивилизация с ее прогрессивным влиянием на окружающие племена сельской округи в эпоху сибирско-уральского бронзового века должна была находиться в непосредственной близости.И действительно, она была обнаружена в 1970-1980 гг. в междуречье рек Урала и Тобола, текущих в разные стороны к югу и северу вдоль сибирского фаса Уральского хребта.Речь идет о ярких и неожиданных памятниках так называемой петровско-синташтинской культуры (XVII-XVI вв. до н.э.), исследуемых с конца 60-х годов в междуречье Тобола и Ишима. С этой культурой связано появление настоящих городов, обнесенных замкнутой линией укреплений из глиняных валов, с деревянными палисадами и рвами, проходящими между внешним и внутренним валами. Глубина рвов от 1,5 до 2,5 м при ширине до 3,5 м. Второй вид – укрепленные поселения на естественно укрепленных речных мысах. Но и мысовые городки прикрывались прямыми или слегка изогнутыми в плане отрезками валов и рвов. Их жилая площадь составляла от 10 до 30 тыс. кв. м.Наземные добротные жилища (площадью 130-150 кв. м), со стенами из бревен, обожженных глиняных блоков и сырцовых кирпичей нередко имели вторые этажи. Такие здания образовывали застроенные кварталы. Центральные улицы осушались при помощи сточных канав, сооружались хорошие спуски – пандусы, ведущие к воде / Зданович Г.Б. Основные характеристики петровских комплексов Урало-Казахстанских степей // Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья. Челябинск, 1983; Кызласов Л.Р. Проблемы археологии Сибири эпохи металла // Материалы конференции "Археология и социальный прогресс". М., 1991. Вып. 2./.Из деталей планов "городков" отмечаются: наличие контрфорсов, округлых выступов – "башен", ответвлений рвов близ проходов, глиняная обмазка дна рвов, очагов или их имитаций.Необычным оказалось полу - размытое рекой округлое глинобитно-деревянное концентрическое укрепление Синташта.

Синташта. План сохранившейся восточной части города

Синташта. План сохранившейся восточной части городаОно было окружено рвом шириной 4,5-5,5 м. С внутренней стороны рва – остатки глинобитной стены шириной до 4 м. Стена составлена из соединенных вместе бревенчатых срубов-клетей 3 х 4 м, забитых глиной. Верх стены укреплен бревенчатым частоколом. Внешнее кольцо оборонительных сооружений окружало территорию поселка площадью до 15 тыс. кв. м. Дальнейшие раскопки выявили, что в Синташте жилые помещения заключены в круговое кольцо шириной 16-18 м, образованное двумя глинобитными стенами, сложенными с использованием дерева и обожженных глиняных блоков. Аналогичные, но идущие в радиальном направлении стены разбивали кольцо на стандартные отсеки-жилища. Большинство жилищ имело два этажа или легкие постройки на кровле.Кварталы крепостей петровско-синташтинской культуры составляли наземные прямоугольные жилища со входным тамбуром посредине торцовой стены. Их бревенчатые стены обмазывались глиной, как и полы. Печи и камины, по-видимому, были сложены из камня и глины – расчищено много обломков прокаленной обмазки.На соседних с городищами кладбищах обнаружены подземные глинобитно-сырцовые склепы (толосы), дополнительно облицованные досками. Иногда внутри сырцовой облицовки усыпальницы размещались низкие срубы из бревен. Перекрытие, очевидно, имело вид уступчатого свода, образованного постепенным напуском блоков пахсы (утрамбованной глины) или сырца вдоль верхних краев стен погребальной камеры. Полы склепов обмазаны глиной с песком, а между гробницами, на горизонте, размещались глинобитные площадки.

Синташта. Реконструкция толоса

Синташта. Реконструкция толосаВыделяются захоронения жрецов и мужчин-воинов. В их могилы устанавливались двухколесные боевые колесницы, а по бортам могильных ям укладывались по две убитые упряжные лошади. Погребенных сопровождают богатые наборы медных и бронзовых орудий труда, оружия, конского снаряжения и у крашений / Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта. 1. Челябинск, 1992./На Синташтинском кладбище обнаружены остатки величественного сооружения храма, представлявшего собой девятиярусную ступенчатую пирамиду, первоначально составленную из бревенчатых срубов-клетей в 23 венца..

Синташта. Толос (план, разрез, реконструкция)

Синташта. Толос (план, разрез, реконструкция)

Синташта. "Храм"

Синташта. ХрамВ синташтинско-аркаимских первогородах в основе сложных строительных конструкций всюду просматривается устойчивая система составленных вместе бревенчатых клетей (заполняемых глинобетоном или балластом), неразрушаемых крепостных стен, восходящих к действительным "жилым стенам" овальных ташковских крепостиц. В хронологической перспективе от них же происходят бревенчатые системы, радиально сужающихся к центру клетей круглого сакского каменного кургана Аржан (VII в. до н.э.) / Грязное М.П. Аржан – царский курган раннескифского времени. Л., 1980. Рис. 3, 4, 19; Кызласов Л.Р. Уюкский курган Аржан и вопрос о происхождении самкой культуры // СА. 1977. № 2./. Ведь Аржан – это "город мертвых" – крепость, созданная для охраны вечного покоя умершего владыки и спутников его в загробном мире (диаметр Аркаима 145 м, а Аржана – 126 м).

Аржан 2 - Бусы

Аржан 2 Бусы

Аржан 2 – шахматные фигуры

Аржан 2 Шахматные фигуры

Аржан 2 – находки «царской» гробницы

Аржан 2 Находки из царской могилыПока что археологи раскапывали лишь первогорода Синташту, Куйсак и Аркаим. Синташта, как уже сказано, был наполовину смыт весенними водами, а Аркаим сохранился до нашего времени и был обнаружен в 1987 г. на речке Большой Караганке, левом притоке Урала, в 50 км к западу от Синташты. Так как Аркаим еще полностью не раскопан, то полученные данные носят лишь предварительный характер.Все же можно заключить, что синташтинско-аркаимским первогородам присущи все характерные элементы формирующегося города. Их отличает развитая система фортификации, наличие монументальных построек. Создавались поселения по заранее продуманному плану при наличии какого-то макета. Ярко выражена система коммуникаций – улицы и переходы обеспечивали связь между отдельными блоками, ограниченными оборонительными стенами, между центральной площадью и четырьмя входами. Поселение, несомненно, имело сельскохозяйственную (скотоводческо-земледельческую) округу. Сама планировка памятника свидетельствует о его выдающейся идеологической и культурной роли.Основу плана Аркаима (общая площадь 20 000 кв. м) составляли два кольца оборонительных сооружений, вписанных друг в друга, два круга жилищ – внешний и внутренний – и подпрямоугольная центральная площадь (около 30 х 40 м). Обводная стена имела диаметр 160 м и ширину по основанию – около 4 м, стена была сложена из плотного, специально приготовленного грунта с примесью извести, забитого в деревянные клети 3 х 4 м. С наружной стороны она была облицована сырцовыми блоками, которые укладывались, начиная со дна рва, на всю высоту стены (глубина рва 1,5-2 м, высота земляной стены, по предварительным расчетам, 2,5-Зм).

План Аркаима

Аркаим ПланВерх стены был усилен двумя параллельными частоколами бревен, промежуток между которыми заполнялся дерновыми пластами. С внутренней стороны к оборонительной стене вплотную примыкали торцы жилищ, составляя с ней одно целое, т.е. настоящие "жилые стены".Длинные стороны жилищ располагались строго радиально по отношению к дуге оборонительных укреплений. Выходы жилищ были обращены к единственной круговой улице, проходившей через все поселение параллельно внутреннему рву и стене цитадели.Облицованный деревом ров, проходящий по центру главной круговой улицы, оказался продуманной системой водостока и канализации с отстойниками и очистными сооружениями.Стена цитадели той же конструкции, что и стена, окружающая город, но она менее массивна. Со стеной цитадели сливаются торцы жилищ второго, внутреннего жилого кольца. Жилища все трапециевидные, расположены радиально, с выходом на центральную площадь, отличавшуюся сильным прокалом почвы. В радиусе 5-6 км от Аркаима расположены три небольших поселения, относящихся к сельскохозяйственной округе города. Можно полагать, что здесь применялось лиманное орошение с помощью небольших плотин или водоподъемников.Как заметил Зданович Г.Б. / Феномен протоцивилизации бронзового века Урало-Казахстанских степей // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989./ "Время существования петровско-синташтинских комплексов определяется по характерному набору металлических изделий и костяным псалиям XVII-XVI вв. до н.э. Оно соответствует Трое VI северо-западной части Малой Азии, концу среднеэлладского-раннемикенского периода материковой Греции, последним этапам средней бронзы Фракии, ранним горизонтам культур типа Дашлы и Сапалли Северного Афганистана и Южного Туркменистана", или если учесть целый ряд письменных источников (труды М.В.Ломоносова, М.Орбени,…) то следует однозначный вывод – великая Ведическая арийская цивилизация простирала свой границы от берегов Тихого океана до Египта и от заполярья до Индии. Именно это и подтверждают средневековые карты Тартарии, карты расселения народа – детей Бога Тарха и Богини Тары, одноименный город которой находится на берегах Иртыша. Город Тара был основан в Лето 3502 (2006 г. до н.э.) перед вторым Дравидским (Индийским) походом на слиянии рек Ирий и Тара. В древнеиндийском эпосе "Махабхарата":"Над злом возвышается та страна, где вкушается блаженство; Вознесена она силой (Духа), а потому Вознесенной зовется... Это - вознесенного Золотого Ковша дорога; Считается, что она посредине между Востоком и Западом... В этом обширном Северном Крае... Не живет человек жестокий, безчувственный и беззаконный... Здесь находится созвездие Свати, здесь помнят о его величии; Здесь, нисходя к жертве, Тару укрепил Великий Предок" (Так в Святой Махабхарате, в Книге "Усилий", в Книге "Путешествие Бхагавана" гласит 110 глава).

Великая Тартария

Великая ТартарияПодтверждение этому мы находим в архитектуре древних городов, имевших колце-радиальную планировку, свойственную в основном только славяно-арийским народам.

Планы городов, аналогичных Аркаиму. 1 – Аркаим, 2 – Демирчиуйюк (Анатолия, Турция), 3 – Роджем Хири (Сирия), 4 – Дашлы-3 (Афганистан)

Планы городовЛитература1. Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1999. № 32. О.М.Гусев «Древняя Русь и Великий Туран» СПб.: Потаённое, 2008. — 304 с3. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Новосибирск: “Инфолио-пресс”,-С.18.4. Русский след на Оби. В проекте Н.С. Новгородова «Томское Лукоморье» http://hyperbor.narod.ru/www/lukomor.htm5. В.М.Флоринский. Первобытные славяне по памятникамъ ихъ доисторической жизни. Опыт славянской археологии. Томскъ. 1894.

apfomin.livejournal.com

Первые люди на территории края. Палеолит

В период позднего палеолита, около 40 тыс. лет назад, неандертальцев сменил более развитый вид человека разумного — неоантроп. В это же время происходит потепление климата. Люди стали селиться вблизи рек, например, местонахождения Стрелка (Красноярск), Усть-Кова (Кежемский район), Усть-Мана, Большое Слизнево. Разнообразные орудия труда найдены в гроте Двуглазка Ширинского района — их возраст превышает 40 тыс. лет. На стоянке Усть-Кова в Кежемском районе обнаружены ножи из костей мамонта, скребки, наконечники копий, а также остатки костров, горевших 30 тыс. лет назад. Количество археологических памятников позднего палеолита в Красноярском крае очень велико: только в районе Красноярска известно более 20 стоянок этого времени, а в районе Красноярского водохранилища — около 200.

Человек жил охотой и собирательством. Люди изготавливали ножи, скребки, резцы, острия, наконечники копий, дротиков. Наряду с новыми орудиями человек продолжал употреблять и ранее известные. Кроме того, для изготовления орудий труда и оружия стали широко использоваться более пластичные материалы — кость и рог. Появляются новые типы орудий труда и новые принципы их изготовления. Вместо цельных каменных орудий заготавливались тонкие острые каменные пластины-вкладыши, которые крепились в пазы деревянных или костяных заготовок для наконечников, ножей, копий. Жизнь людей все более усложнялась. В ней произошло одно из великих событий — разделение труда по полу: главной обязанностью мужчин была охота, а женщин — разделка и обработка добычи.

На территории края особо выделяются афонтовская и кокоревская позднепалеолитические культуры (10—16 тыс. лет назад). К первой относятся памятники, в каменном инвентаре которых основную роль играли отщепы, в кокоревской же культуре преобладали пластины. В ареал афонтовских памятников отнесены стоянки Афонтовой горы (Красноярск), а также Кокорево и Таштык 1—2. К кокоревской культуре относятся стоянки Кокорево и Новоселово (Новоселовский район). В районе Дивногорска расположена многослойная стоянка Лиственка, где поочередно обитало афонтовское и кокоревское население. Принципиальных различий в их образе жизни не было.

В Ленинском районе Красноярска, в районе бывшего села Ладейка, также была обнаружена стоянка палеолита, неолита, бронзового и железного веков. Археолог Николай Поликарпович Макаров в статье «Древности Ленинского района» пишет: «Территория современного Ленинского района Красноярска впервые была освоена человеком позднего палеолита 15—20 тыс. лет назад, а, возможно, и ранее. Это было время последнего, самого сурового сартанского оледенения Сибири. Морозы в окрестностях Красноярска достигали 60—70 градусов. Фактически люди этого периода жили в условиях тундры. Их основными занятиями были охота на северного оленя, мамонта, лошадь и других животных. Огонь, одежда из шкур позволяли пережить суровые морозные зимы».

Ачинская палеонтологическая стоянка является одним из древнейших известных поселений на территории Ачинского района. Датируется она 20–28 тыс. лет до н. э. Здесь археологи в 1972 г. нашли самый старый в истории человечества лунный календарь, названный Ачинским жезлом.

В это время начинают формироваться религиозные представления первобытного человека, и в первую очередь они обращены на мир природы. Люди почитали основные стихии, светила, животных, растения. Известны скульптурные изображения людей, чаще всего женщин, птиц, животных. Интересна в этом отношении фигурка мамонта, созданная около 30 тыс. лет назад, найденная на реке Ангаре. По всей видимости, это животное играло серьезную роль в культовых верованиях древних людей.

my.krskstate.ru

Установлен древнейший этап проникновения первобытного человека на территорию Сибири

В настоящее время древнейший этап проникновения первобытного человека на территорию Сибири представлен материалами раннепалеолитической стоянки Карама, расположенной в долине р. Ануй на северо-западе Алтая. На этой стоянке, в отложениях нижнего плейстоцена, датированных 600–800 тыс. лет, зафиксированы несколько горизонтов обитания человека с архаичной галечной индустрией. Археологические материалы Карамы включают нуклевидно обколотые гальки с морфологическими признаками параллельного расщепления, скребла и чопперы на массивных гальках, а также зубчатые и выемчатые орудия на укороченных сколах. Раннепалеолитическая галечная индустрия Карамы свидетельствует о заселении территории Алтая популяциями Homo erectus, пришедшими, скорее всего, с первой миграционной волной из Африки.

Установлено, что процесс первоначального заселения человеком Горного Алтая проходил в благоприятных палеогеографических условиях. По данным спорово-пыльцевого анализа отложений Карамы, в нижнем плейстоцене доминировала древесно-кустарниковая растительность, в составе которой преобладали березовые и сосновые леса с участием темнохвойных пород, а также экзотических для современной флоры Алтая видов – вяза, граба, липы, клена, дуба, маньчжурского ореха и лещины.

Основные публикации

Болиховская Н.С., Шуньков М.В. Климатостратиграфическое расчленение древнейших отложений раннепалеолитической стоянки Карама // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. – № 3. – C. 34–51.

Стоянка раннего палеолита Карама на Алтае / А.П. Деревянко, М.В. Шуньков, Н.С. Болиховская, В.С. Зыкин, В.С. Зыкина, Н.А. Кулик, В.А. Ульянов, К.А. Чиркин. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. – 88 с.

Bolikhovskaya N.S., Derevyanko A.P., Shunkov M.V. The Fossil Palynological Flora, Geological Age, and Climatic Stratigraphy of the Earliest Deposits of the Karama Site (Early Paleolithic, Altai Mountains) // Paleontological J. – 2006. – Vol. 40, Iss. 5. – P. 558–566.

Derevianko A.P., Shunkov M.V. Development of Early Human Culture in Northern Asia // Paleontological J. – 2009. – Vol. 43, Iss. 8. – P. 881–889.

www.archaeology.nsc.ru

Палеолит на территории восточной европы. Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири

Похожие главы из других работ:

Балканские народы и международные отношения во второй половине XVII в.

ГЛАВА I. МОЛДАВИЯ И ВАЛАХИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ (50 - 70-е гг. XVII в.)

Признание запорожским казачеством во главе с гетманом Б. Хмельницким подданства России (1654 г.) привело к изменениям в международной обстановке в Восточной и Юго-Восточной Европе...

Великая Отечественная война, заключительный этап

Глава II. Освобождение стран Юго-Восточной и Центральной Европы

Весь мир с волнением следил за событиями на советско-германском фронте - главном фронте второй мировой войны. Именно в Красной Армии порабощенные фашизмом народы Европы видели ту силу...

Великое переселение народов. Восточные славяне на пороге образования государства VI-IX вв.

2 часть. Этническая карта Восточной Европы

Как известно, на территории Руси проживало довольно много народов: славяне, кривичи, радимичи, древляне, северяне и многие другие...

Государственный социализм в СССР и в странах Восточной Европы

Становление государственного социализма в СССР и в странах Восточной Европы

На XV съезде ВКП(б) в 1927 г. Сталином было дано такое определение статуса госплана: планы-директивы являются обязательными для руководящих органов. Именно государственный план становится, по сути, законом...

Государственный социализм в СССР и в странах Восточной Европы

Особенности развития социалистической системы в различных странах Восточной Европы

В некоторых коммунистических партиях робко выдвигались идеи привнесения в строительство социализма некоторых, так сказать, «национальных особенностей». Эти все идеи были в подавляющем большинстве отвергнуты в пользу копирования опыта СССР...

История государства и права Беларуси

1.1 Возникновение древних государств на территории Центральной и Восточной Европы

На фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую), происходили процессы образования классов у славян. Форму общественных отношений, сложившуюся у славян в 7-8 вв...

Монголо-татарское нашествие во второй половине XIII века: причины, ход и последствия

2.2 Завоевание Восточной Европы

Поход монголов в пределы Руси явился началом осуществления завоевания Восточной Европы. В1227 и 1229 годах были разработаны новые проекты монгольских завоеваний. Монголо-татары стали действовать в нескольких направлениях...

Мы - славяне

Славянские племена 6-11 веков на территории Восточной Европы

ДУЛЕБЫ - племенной союз восточных славян. Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян...

Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири

Ранняя этническая история народов восточной европы

Лингвисты считают, что заселившие Европу 10 - 12 тысячелетий назад первобытные племена говорили на языках, восходящих к относительно единой языковой семье, условно называемой ностратической...

Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

- изучить народно-демократические и социалистические революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы;

- изучить становление государств народной демократии; - проанализировать страны Восточной Европы в системе послевоенных международных отношений...

Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

1. Народно-демократические и социалистические революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

...

Последние годы существования СССР

7. СССР и страны Восточной Европы

Серьезные перемены про-изошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Эко-номический и политический кризис в этих странах, падение автори-тета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР...

Последние годы существования СССР

7. СССР и страны Восточной Европы

Серьезные перемены про-изошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Эко-номический и политический кризис в этих странах, падение автори-тета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР...

Присоединение Сибири к России

Присоединение восточной Сибири до разграничения территории с Китаем

29 августа 1689г. под Нерчинском был подписан первый российско-китайский договор. Трудные переговоры, предшествовавшие его заключению...

Роль СССР в становлении мировой социалистической системы

СССР и страны Центральной и Восточной Европы

В годы Второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные...

hist.bobrodobro.ru

Первобытно-общинный строй. Доисторическая Иркутская область // Гольдфарб С.И. «Иркутск...» | ИРКИПЕДИЯ

Есть в истории события, о которых можно только догадываться и предполагать, есть факты, которые можно лишь домысливать. Есть то, что не суждено никогда доказать на все сто процентов. И первое, и второе, и третье вобрала в себя страна Сибирь. Северная часть Азии, раскинувшаяся на многие сотни километров к востоку от Уральских гор до Великого Тихого океана, от Северного Ледовитого океана до самых границ Китая — удивительная, загадочная территория. Воистину страна—ойкумена. Страна Сибирь... Сколько в ней часовых, географических, природных поясов, сколько великих рек и высоких гор, сколько уникальных водоемов, полезных ископаемых. А разве может быть иначе на земле, которая в 1,5 раза превосходит по размерам Европу! Страна Сибирь, откуда пришло к тебе это имя, кто первым произнес его и окрестил эту одну четвертую часть всей Азии таким красивым поэтическим именем? Точного ответа наука до сих пор не дала. Говорят, правда, что пошло это название от имени народа «сыварь» или «сыбирь», который жил когда—то то ли в Монголии, то ли в Китае, то ли на среднем Иртыше. Потом пришли новые народы — татарские племена и покорили гордых «сыбирцев». И так бы вслед за покорением исчезло бы и название земли, если бы не хан Кучум, который, много позднее татарских завоевателей, будучи сам хозяином огромной земли, дал имя «Сибирь» своей столице.

Эпоха палеолита

Страна Сибирь имеет не только сухопутные границы, но и морские. Страна Сибирь! Воистину страна, мировое пространство, на котором в разные эпохи, тысячелетия и века жили и умирали целые народы. Она стала родиной для индоевропейских, финских, турецких, монгольских народов, древнеазийских племен. Но это уже оформленная, в какой—то степени регламентированная жизнь, где существуют законы и правила, где есть правители, войска, города и многие-многие другие атрибуты государственной и общественной жизни. А что было до этого? Что представляло собой древнейшее население Сибири, пращур, который бродил по лесам, добывал рыбу в реках, изготавливал каменные орудия труда и охоты. И, может быть, он останавливался со своим племенем на берегу Ангары, разжигал священный огонь на том месте, которое наши прадеды звали предместьем Глазково, укладывался на ночлег у байкальского берега в надежде, что следующий день не принесет ему большой беды.

Вот она — Северная Азия, послеледниковый период.

По бескрайним просторам мигрируют гиганты-мамонты, зубры, носороги, исполинские северные олени и дикие лошади. Это время ученые назвали эпохой палеолита.

Палеолитический человек Приангарья стал знаменитым на весь мир благодаря открытию крестьян села Мальта Савельева и Брилина. Однажды, копая подполье, они обнаружили ископаемые кости. После сообщения в Иркутский краеведческий музей в гости к ним пожаловал сам М.М. Герасимов, археолог, тогда научный сотрудник музея, а впоследствии человек, который подарил миру методику восстановления облика человека по черепу. Раскопки археологов на левом берегу реки Белой подтвердили предположение — находка относится ко времени позднего палеолита. Находка — не что иное, как стоянка первобытного человека. А через восемь лет на правом берегу Ангары у селах Нижняя Буреть другой археолог, ставший не менее известным ученым, А. П. Окладников, открыл такую же стоянку.

Исследователи датировали стоянки возрастом 24 — 26 тысяч лет. По мнению археологов, это были самые ранние поселения людей в Приангарье.

Палеолитические стоянки первобытного человека найдены археологами во многих местах, в том числе и близ Иркутска по берегам Ангары и Ушаковки, у военного госпиталя, на Верхоленской горе. Свидетели доисторического времени — примитивные орудия труда, каменные и костяные предметы. Между прочим, именно стоянка, обнаруженная при строительстве военного госпиталя в Иркутске в 1871 году, была одной из первых стоянок древнекаменного века, найденных в России. Вот что пишет известный сибирский археолог академик А.П. Деревянко:

«Находки, сделанные в Иркутске, вызвали в научном мире много гипотез о Сибири как колыбели человечества. Авторами этих гипотез были крупные французские ученые — археологи и антропологи второй половины XIX века — М. Вагнер, А. Катрфаж, Жозев Август де Бай. Предположениям этим не суждено было подтвердиться, но интерес к археологии Сибири в XIX веке у специалистов был большой».

Откуда пришел первобытный человек в то место, где через десятки тысяч лет был основан Иркутск? Из европейских территорий, из Азии. Шаг за шагом пращур осваивал плоскогорья и низменности в поисках питания. Однако он не был бродягой. Жизнь его являлась полукочевой. В Мальте, Бурети ученые обнаружили настоящие жилища — землянки. При их строительстве использовались известковые плиты, шкуры, бивни и крупные кости животных. Все это сцеплялось и скреплялось особым образом.

Посреди такой землянки-юрты горел очаг. Здесь вечерами собирались первобытные люди, отдыхали, ели, спали. И, как знать, может быть, у этих костровищ изготавливать художественные украшения — статуэтки из камня и кости.

Среднекаменный век

Палеолит сменил среднекаменный век, названный археологами мезолитом. Наиболее известный памятник опять-таки был обнаружен на реке Белой. Человек этой эпохи жил 8 — 9 тысяч лет назад. Раскопки позволили воочию увидеть основные отличия двух крупных эпох в истории человечества. Впервые были обнаружены остроги и крючковые снасти. К палеолитическим статуэткам присоединились шлифованные бусы из перламутра.

Мезолитический пращур сумел приспособиться к окружающему миру. Потомки его изобрели лук и стрелы, научились гончарному делу. 6 — 5 тысяч лет назад наступила эпоха неолита.

Эпоха неолита

Стоянки неолитического человека тоже найдены в значительном количестве в сибирской земле. Археологи обнаружили орудия труда и охоты, украшения. Когда ученые изучили топоры и скребки, долота и песты, гарпуны и наконечники стрел, они пришли к выводу, что обработка их значительно тоньше, чем в эпоху палеолита. Человек при неолите научился более мелкой оббивке и шлифовке кремния и сланца, кварца и роговика, диорита и нефрита. Орудия охоты стали изощреннее и удобнее. К деревянной основе лука особым способом крепили костяные пластинки. Он становился грозным и удобным орудием. Острые тяжелые наконечники разили цель наповал. А из нефрита стали делать топоры. Особенность нефрита — не раскалываться — делала такой топор незаменимым орудием защиты и охоты. Неолотический человек научился плести сети и добывал рыбу в большом количестве.

Это он, человек неолита, взял красную охру и стал рисовать на скалах лосей, бизонов, стаи уток и гусей. Он запечатлел сцены охоты.

Человеку понадобилась одежда для защиты от непогоды, и он научился изготавливать иглы, шильца, с помощью которых сшивал выделанные шкуры убитых животных.

В это время человек стремится делать украшения — из расколотых клыков кабана или резцов бобра.

Археологи обнаружили на неолитических стоянках глиняные остатки. В это время зарождается гончарное дело.

Единственным животным, которое человек сумел приручить к этому времени, была собака.

Уже в то время климат Сибири был суровым. Человек вынужден был заботиться о жилище. Строились шалаши из деревьев и коры, земляники.

Человек рождался и умирал. В 1881 году иркутский археолог Н. И. Витковский при впадении реки Китой в Ангару и в 1900 году Овчинников в Глазковском предместье обнаружили целые неолитические кладбища. Оказалось, когда человек умирал, его клали в яму, вырытую в песке, головой на северо-восток или юго-запад. В таких погребениях нередко находились и вещи, которые, как считали соплеменники умершего, могут понадобиться ему загробном мире. Погребение покрывалось тонким слоем песка с красной охрой, а яма засыпалась и делался могильный холм. Нередко на таких холмах совершались поминальные жертвоприношения.

Открытие Н. И. Витковского — могильник в Глазково — дало имя целой культуре, которую археологи во всем мире называют глазковской. Четыре тысячи лет тому назад настало время энеолита. Это время появления орудий труда из меди и бронзы. Первые погребения этого времени нашли именно в Иркутске, в Глазково.

Из металла делались украшения и крючки, иглы и шилья, ножи. Люди этой культуры изготавливали лодки, и не только долбленки из цельных могучих стволов дерева, но и легкие маневренные берестяные суденышки. Между племенами стали устанавливаться связи, начинался обмен орудиями труда, продуктами питания.

Разные ветры проносились над Сибирью. Одни народы сменялись другими, одна культура побеждала другую. Мир совершенствовался в своем развитии. Еще не было кочевого скотоводства, еще не было земледельческой оседлости. Была просто жизнь, опасная, нередко смертельно опасная, без общепринятых правил, но уже с общими распорядками — сезонная охота, сезонная рыбалка, сезонные перемещения туда, где больше зверя, воды, рыбы... И как тут не вспомнить человека, который в той или иной степени описывал события, происходящие на территории, вобравшей в себя и Сибирь, и те места, где позднее возникли восточно-сибирские города и сам Иркутск. Этого удивительного историка, этнографа, культуролога звали Лев Николаевич Гумилев. Вот что писал он о Внутренней Азии, частью который была и современная Сибирь:

«Хозяевами Внутренней Азии были тюрки и монголы. Обе эти — вначале этнические, а потом лингвистические группы, включавшие в себя много самостоятельных народов, настолько приспособились к степным ландшафтам, их хозяйственная деятельность так тесно сомкнулась с процессами, происходящими в природе, что они стали в известном смысле как бы частью освоенного ими ландшафта, или верхним, завершающим звеном биоценоза степей. Их стада вытесняли диких копытных, лишая их пастбищ и воды из немногочисленных источников. Степные собаки и прирученные орлы истребляли волков, благодаря чему интенсивно размножались овцы — основной скот кочевников в евразийской степи. Таким образом, человек заменил собой крупного хищника, регулирующего обычно в естественных условиях прирост травоядных животных...»

Влияние климата на кочевые народы

Что очень важно для понимания дальнейшей истории страны Сибири? Климатические условия. Точно так же, как и сегодня, тепло или холод, влагу или засуху приносят циклоны, точно так же и наши пращуры испытывали на себе все прелести колебания климата. Историки наблюдают и на территории Сибири вековые засухи, которые сменялись повышением осадков. И, словно два мифических гиганта, степь и растительность, вода и суша борются между собой с переменным успехом. «Нетрудно понять, — писал Л. Н. Гумилев, — какую огромную роль в истории кочевников Евразии играли подобные изменения климата степей. Скот не может жить без травы, трава — расти без воды, а кочевники — существовать без скота. Следовательно, все они составляют единую систему, в которой ключевым звеном является вода. При долговременной засухе пустыня Гоби наползает на степи, расширяется и становится труднопроходимым барьером между равнинами Ордоса и долинами Орхона, Онона и Селенги. При повышенном увлажнении переходит в наступление растительность. Она движется на пустыню и с юга и с севера, а вслед за травой идут дикие копытные, затем овцы, коровы и лошади, несущие всадников. А эти последние создают воинственные орды и могучие кочевые державы».

Читайте в Иркипедии:

  1. История Ирутской области. Древнейшее время

Литература

  1. Герасимов М.М. Мальта — палеолитическая стоянка. Результат работ 1928—1929 гг. — Иркутск, 1931. — 34 стр. (рецензия Окладникова)
  2. Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. Отв. ред. А. П. Окладников. — Новосибирск: Наука. 1974. — С.48—52. (см. раздел III книги)
  3. Формозов А.А. К характеристике палеолитического поселения Мальта // Советская археология. 1976. — № 2. — С.205—210.
  4. Палеолит СССР. (Серия «Археология СССР»). — М.: Наука. — 1984. — С.313—315, 328—329 (автор раздела — З. А. Абрамова)
  5. Ларичев В.Е. Мудрость змеи. — Новосибирск: Наука, 1989.
  6. Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Отв. ред. В. И. Молодин. — Новосибирск: Наука, 1993.
  7. Работа о мальтинской пластине 

irkipedia.ru


Смотрите также