Система табу в первобытном обществе. 2. История возникновения и развития табу
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тотем и табу в первобытном обществе. Система табу в первобытном обществе


2. История возникновения и развития табу

Табу́ — запрет, принятый в обществе (под страхом наказания) и накладываемый на какие-либо действия для членов этого общества. Табу часто являются основанием для принятия различных законов и конституций в государствах.

Огромное количество запрещений и обрядов, созданных этой системой, являются иррациональными даже с точки зрения её последователей, находя своё оправдание исключительно в категорическом императиве религиозного требования. Генезис этих запрещений кроется в суеверном стремлении первобытного человека оградить всякое разумное, с его точки зрения, религиозное правило или запрет целым рядом параллельных запретов в совершенно посторонних областях, руководствуясь либо простой аналогией с основным запретом, либо желанием оградить основной запрет от даже самой отдалённой возможности нарушения. В свою очередь каждое новое — созданное по аналогии или для ограждения старого — запрещение становилось предметом дальнейших расширительных запрещений. Санкцией и охраной подобных запрещений служило фетишистское преклонение первобытного человека перед всем, что старо, традиционно, завещано отошедшими поколениями, и в особенности перед тем, что закреплено традиционным атрибутом табу — священностью. Позже, когда в процессе религиозного творчества начинает участвовать тенденциозная и часто корыстная инициатива жреческого сословия и светской власти, система табу образует из себя ткань регламентации, опутывающую все детали жизни, лишающую общество возможности свободного развития. Психология, создавшая табу, проявила себя не в одной лишь религиозной сфере, а во всех областях духовной и общественной жизни, в праве, морали и даже науке и в значительной мере послужила причиной застоя многих цивилизаций древности. Классической страной, в которой система табу получила своё полнейшее развитие, является Полинезия.

Происхождение слова

По мнению Фрэзера, слово табу образовалось из глагола ta (отмечать) и наречия усиления pu, что вместе буквально должно означать: «всецело выделенный, отмеченный». Обычное значение этого слова — «священный». Оно указывает на связь предмета с богами, отдаление от обычных занятий, исключительную принадлежность чего-нибудь лицам или предметам, почитаемым священными, иногда — «объект обета». В то же время табу не заключает в себе обязательного морального элемента. Термин, противоположный табу, — noa, то есть всеобщий, обыкновенный.

Табу в Полинезии

На родине табу (от островов Гавайи до Новой Зеландии) система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что у нас называется официальной религией, законом, юридической моралью и правом.

Табу — священный

Прежде всего табу применялось ко всему тому, что имело непосредственное отношение к божеству. Личность жрецов, храмы и их имущество были строжайшими табу, то есть считались не только священными, но строжайше неприкосновенными. Далее, короли и начальники, ведшие своё происхождение от богов, были вечными табу. Всё, что имело хотя бы малейшее отношение к их личности и имуществу, было священно и неприкосновенно. Даже имена их были табу: подчинённым запрещалось их произносить. Если имя короля случайно звучало наподобие какого-нибудь общеупотребительного слова, то это последнее становилось запретным и заменялось новоизобретённым термином. Всё, к чему прикасались короли или начальники, тоже становилось табу и отчуждалось в пользу прикоснувшихся. То же действие имела капля крови короля, упавшая на землю или вещь (Новая Зеландия). Тропа, по которой шёл король, дом, в который он входил, превращались в табу. По тропе запрещалось ходить, из дома необходимо было выбраться. Точно так же становилась табу всякая вещь, которую король или начальник называл частью своего тела, — например, сказав, что такой-то дом его спина или голова. Пища таких избранников была строжайшим табу. Отведавший её, по убеждению полинезийцев, навлекал на себя неизбежную смерть. Предметом страха были не только общеплеменные или национальные божества, но и божества менее крупные, божества отдельных родов или семей. Правом провозглашать табу пользовались поэтому не только жрецы, короли, вожди, но и отдельные селения, даже отдельные лица в качестве хранителей своих домашних и земельных богов. Отсюда возникло право отдельных лиц провозглашать табу на свою землю, деревья, дома, отдельных селений — на свои поля во время жатвы. Эти два последних примера могут служить яркой иллюстрацией того, как даже на первых ступенях развития право собственности искало себе санкции в религиозных представлениях. Атрибут «священности» этого права ведёт своё начало ещё от периода табу. Дни и сезоны, посвящённые религиозным целям, обставлены были строжайшими табу. В обыкновенные дни табу требовалось только воздерживаться от обычных занятий и посещать богослужения, но во время чрезвычайных табу запрещалось даже разводить огонь, спускать лодки на воду, купаться, выходить из дому, производить какой бы то ни было шум. Запреты распространялись даже на животных: собаки не должны были лаять, петухи — кричать, свиньи — хрюкать. Чтобы помешать этому, гавайцы завязывали морды собак и свиней, а птиц сажали под тыкву или завязывали им глаза куском какой-нибудь ткани. На Сандвичевых о-вах за шум, произведённый в сезон табу, виновные подвергались смертной казни. Чрезвычайные табу устанавливались во время приготовления к войне, перед большими религиозными церемониями, во время болезни вождей и т. п. Табу продолжались иногда годы, иногда несколько дней. Обычная их продолжительность составляла 40 дней, но бывали табу, продолжавшиеся по 30 лет, в течение которых запрещалось стричь волосы. На всё время табу целые округа или острова становились как бы под карантин: даже приближаться к табуированной местности было строжайше запрещено.

Табу — нечистый

Термин табу у полинезийцев, как и у других народов, кроме значения «священный», имел и другое, противоположное — «проклятый», «нечистый». Генезис этого второго значения чрезвычайно сложен. Первая причина кроется в том, что, кроме божеств добрых, сообщавших атрибут «священности», существовали и божества злые, причинявшие болезнь и смерть. Эти божества сообщали предметам и лицам страшные свойства, которых необходимо было избегать. Поэтому умерший и всё, что имело отношение к нему, — дом, в котором он жил, лодка, на которой его перевозили, и т. д., — считалось отверженным, «нечистым», носящим в себе нечто опасное, губительное, и должно было быть неприкосновенно в силу своей губительности. Другим поводом к образованию этого значения служили строгие кары, следовавшие за нарушением табу первого рода. Предметы и лица, считавшиеся «священными» в силу своего отношения к божеству и потому навлекавшие страшные бедствия на нарушивших их «священность» хотя бы простым прикосновением к ним, должны были в конце концов вызывать страх и даже отвращение. Виды пищи, считавшиеся запретными, должны были выработать инстинктивное чувство брезгливости. На практике табу обоих родов сплошь и рядом ничем не различались. Так, лицо, очутившееся под табу второго рода, то есть как нечистое, не могло есть из собственных рук: его должны были кормить посторонние. Но в том же положении были и «священные» вожди, бывшие под вечным табу первого рода: им не только запрещалось есть из собственных рук (их кормили жёны), но они не могли принимать пищи в домах, а должны были есть на открытом воздухе. Множество табу второго рода касались женщин: во время родов они считались «нечистыми». Совместная еда с мужчинами для них безусловно не допускалась. На Гавайских островах женщинам запрещалось употреблять в пищу мясо свиней, птиц, черепах, некоторые сорта рыбы, кокосовые орехи и почти все, что приносилось в жертву (ai-tabu — священная еда). Все эти роды пищи считались табу (нечистыми) для женщин. Женщина, приготовлявшая кокосовое масло, подвергалась табу на несколько дней и не могла прикасаться к пище. Вообще пища составляла предмет множества табу. Так, например, её запрещалось носить на спине, иначе она становилась табу (нечистой) для всех, кроме того, который носил её запретным способом. Больше всего табу второго рода вызывало всё, что имело хотя бы отдалённое отношение к смерти и умершим. Не только прикасавшиеся к покойнику, но даже бывшие на похоронах становились табу на продолжительное время. Человек, убивший врага на войне, на 10 дней лишался права общения с людьми и права прикасаться к огню. Два вида табу заслуживают особого внимания, как относящиеся более к морали, чем к религии. Женщина до брака считалась noa (доступной) для всякого мужчины. После брака она становилась табу для всех, кроме своего мужа. Новорождённые пользовались табу королей: все, к чему они прикасались, становилось их собственностью. Прикосновение к ребёнку и питье воды из его рук считалось очистительным средством.

Метки табу

Общественные табу устанавливались либо посредством провозглашения, либо знаками (столб с бамбуковыми листьями). Частные табу также устанавливались знаками (надрез на дереве означал табу собственности).

Наказание

Соблюдение табу охранялось репрессивными мерами (смертная казнь, конфискации имущества, разграбление садов, штрафы в пользу лиц, установивших табу и т. д.) и страхом небесных кар (злой дух забирался в тело и поедал внутренности нарушителя табу). Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастье нарушить табу, скоропостижно умирали от одного страха перед неминуемой небесной карой. Этот страх давал повод людям могущественным и власть имущим устанавливать с корыстной целью табу, разорительные для массы населения. Когда в 20-х годах XVIII века на Гавайских островах появились первые европейцы, на глазах у всех безнаказанно нарушавшие самые священные табу, народ с величайшей радостью последовал примеру некоторых членов королевского дома и раз и навсегда освободил себя от страшного ига системы табу.[источник не указан 207дней]

studfiles.net

Тотем и табу в первобытном обществе

                                         КрасГАУ                                 Реферат     Тотем и табу в первобытном обществе

Выполнил ст. 11гр. ЗУФ.

Сычугова Т.С.Введение.Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определённым видом животных, растений и сил природы.  Тотем был, чаще всего животным, идущим в пищу. Это животное могло быть безвредным или опасным, милым или внушающим страх. Реже тотемом было растение или сила природы (дождь, вода, огонь).

         “Табу” полинезийское слово, которое трудно перевести, потому что сейчас нет больше обозначаемого им понятия. В настоящее время значение табу разветвляется в двух противоположных направлениях. С одной стороны, оно означает – святой, священный. С другой стороны – жуткий, опасный, запрещенный. Таким образом, с табу связано представление чего-то, требующего осторожности. Чаще всего оно  выражается, по существу, в запрещениях и ограничениях.

Возникновение табу в истории человека очень важный момент, ибо  если бы не эти многочисленные и разнообразные табу, то  сейчас не было бы и никакого цивилизованного общества.

Появление тотемизма в обществе первобытных людей, также немало важное звено в истории человека, т.к. тотемизм является одним из пластов религиозного верования.1. Возникновение тотемизма

 В книге "Тотем и табу" Фрейд создает своего рода психоаналитический миф. В основе его – драматическая история сыновей, убивших и съевших отца, которого они ревновали к своим матерям. Фрейд весьма произвольно конструирует общественную организацию наших дорелигиозных предков, опираясь на гипотезу Дарвина-Аткинсона о первобытной орде, состоящей из женщин и их детей и возглавляемой старейшиной – патриархом. Инцест – брак между кровными родственниками – тогда еще не был табуирован, и главарь мог вступать в половые связи со всеми женщинами, включая собственных сестер и дочерей. Юноши, достигшие половой зрелости, изгонялись старым вожаком. Изгнанные сыновья, лишенные доступа к женщинам, объединились и расправились с отцом. Но затем, охваченные чувствами вины и раскаяния,  чтобы искупить свой грех они сделали своего отца объектом религиозного почитания. Из психологического феномена, известного как комплекс Эдипа, возникла религия.  Согласно современному определению, Эдипов комплекс (или отцовский комплекс) – это группа в значительной степени бессознательных идей и чувств, концентрирующихся вокруг желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола . У мальчиков это обычно проявляется ненавистью к отцу или даже желанием его смерти с одновременной любовью к матери. Обратный (негативный) Эдипов комплекс проявляется, наоборот, в любви к отцу и неприязнью к матери. Однако, очень часто эти две формы комплекса сочетаются.

 Религия возникла в форме тотемизма, где убитый отец стал тотемом своих потомков: ведь первобытные люди называют тотем своим предком или праотцом. Свои амбивалентные чувства к отцу – любовь и ненависть – сыновья перенесли на тотемное животное. Ежегодно они устраивали тотемические обряды, воспроизводящие убийство отца посредством обрядового убийства и употребления в пищу тотемного животного. Так некогда убитый и съеденный отец превратился в тотемное животное, а древняя каннибальская трапеза – в ритуальную тотемическую трапезу-жертвоприношение. Тотемистическая религия произошла из осознания сыновьями своей вины как "попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием".

Со временем "заместитель" отца – тотем превратился в бога. Бог развитых религий психологически является идеализацией образа отца. В боге отец снова приобретает свой человеческий образ.

Возникновение тотемизма можно объяснить верой первобытного человека в его духовное единство с природой. Ведь, не мало найдено в пещерах — местах обитания первобытных людей — странных рисунков. На рисунках изображены невероятные чудовища с ногами людей и мордами коз, с оленьими рогами и человеческим туловищем.1.2 Тотем в различных племенах.

Малая история искусств. М., 1973.

Поклонение буйволу, буйвол

как тотем.

       Согласно археологическим исследованиям в различных районах Земли, тотем существовал в глубокой древности у многих народов. К примеру у народов, проживающих в лесных областях Южной Америки от Гвианы до Патагонии, в Северной Америке и Австралии.

Вместо всех отсутствующих религиозных и социальных установлений у австралийцев имеется система тотемизма. Австралийские племена распадаются на маленькие семьи или кланы, из которых каждая носит имя своего тотема. Тотем считается праотцом всей семьи, кроме того, ангелом хранителем или помощником, предрекающим будущее  и  милующим своих детей, даже если он опасен для других. Тотемными покровителями у австралийцев обычно являются кенгуру, опоссум, ящерица, летучая мышь и пр. Лица одного тотема связаны священным, в случае нарушения обязательства: не убивать своего тотема и воздерживаться от употребления его мяса (или от другого доставляемого им наслаждения), нарушитель несёт наказания. Признак тотема не связан с отдельным животным  или отдельным существом: он связан со всеми индивидами этого рода. Время от времени в племенах устраиваются праздники, на которых лица одного тотема в церемониальных танцах изображают или подражают движениям своего тотема.

Тотем передаётся по наследству по материнской или отцовской линии. Фрейд предполагал, что  первоначально повсюду был первый тип передачи (по материнской линии) и, только затем произошла его замена вторым.  Принадлежность к тотему лежит в основе всех социальных обязательств австралийцев. С одной стороны, носители одного тотема принадлежат к одному племени и, с другой стороны,  тотем отодвигает на задний план кровное родство.  Тотем связывает  крепче, нежели,  кровные или родственные узы. Тотем не связан ни с областью, ни с месторасположением племени. Лица одного тотема могут жить раздельно и мирно уживаться с приверженцами других тотемов.

 Тотемом у финикийцев являлась Свинья. У индусов - корова. Народы севера почитают ворона. У племён Индии Оран и Мунда тотемами  являются ястреб, сокол. Цапля и пр.

Жители Арсинонта поклонялись священным пресмыкающимся. Для них  откармливали гусей и рыб, украшали их ожерельями и браслетами, а после смерти превращали их в мумии.

К северу от Гималаев тотемизм обнаружен у монголоидных племён. У якутов это лебедь, ворона и пр.

В Африке у племён бегуаны тотемами являются крокодил (у клана бакуена), рыбы (у клана батлипи), лев (у клана балаунга), дикий виноград (баморара).2. Возникновение табу

          К проблеме табу Фрейд так же подошел со стороны психоанализа, то есть исследования бессознательной части индивидуальной душевной жизни.

Возникновение табу Фрейд объясняет той же историей: после того как сыновья убили своего отца, их охватили чувства вины и раскаяния.  И чтобы искупить свой грех и предотвратить жестокую борьбу за женщин в своей среде, сыновья создали законы – табу. Табу запрещали  инцест и допускали брачно-половое общение только с женщинами из групп с другими тотемами.  Табу представляли собой не что иное, как религиозные или моральные запрещения. Оно также  жестко регулировало все стороны жизни и господствовали над ними. Табу в первобытном обществе служили средством охраны обычая.

Вполне возможно, что впервые табу возникли из-за случайных столкновений с неудачей первобытного человека (к примеру в быту). Позднее их стали вводить вожди и шаманы — колдуны, которыми, как считалось, руководят духи-призраки и даже боги. Страх перед возмездием духа был столь велик в сознании первобытного человека, что порой, нарушив табу, он умирал от ужаса, и такие драматичные эпизоды в огромной мере укрепляли власть табу над живыми.

Причиной возникновения табу (в частности запретов на употребление в пищу какого-либо животного) был тотемизм.

Кроме запретов (табу) в первобытном обществе                                   возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др.  Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.            2.1 Табу в различных племенах.

    Изучая жизнь племен патриархального уровня развития, еще сохранившихся в Азии, Австралии Африке и Америке, Фрейд сделал поразительное открытие. Оказалось, что во всех этих племенах каким-то поразительным образом действует система нравственных запретов, регламентирующих все важнейшие стороны жизни. Почти повсюду, где имелся тотем, существовал закон, что члены одного и того же тотема не должны вступать друг с другом в половые отношения, следовательно, не могут вступать между собой в брак.

То же наблюдается и у  народов Аляски, в племенах Тлингит и Хайда. В этих племенах были запрещены браки между родственниками по прямой линии: родными братьями и сестрами.

         Тайлор в книге "Первобытная культура" рассказывает о запретах которые существуют в племенах, быт которых схож с бытом первобытного общества. Например, один из запретов у индусов – запрет на спасение утопающего.   Индусы не станут спасать человека, который тонет в священном Ганге. Кстати, это же жестокое отношение к утопающему  разделяют племена Малайского архипелага. У примитивных камчадалов это запрещение имеет самую замечательную форму. Они считают большой ошибкой спасать утопленника: тот, кто спасёт его, утонет после сам. Даже если человек как – нибудь случайно упал в воду, то для него считалось большим грехом выбираться из неё: если ему предназначено тонуть, он делает грех, спасаясь от утопления. Никто не стал бы пускать его к себе в жилище, говорить с ним, давать ему пищу или жену, считая его умершим. Если бы человек упал в воду в присутствии людей, они бы не стали ему помогать, а напротив, утопили бы его.

   Этим же дикарям запрещено близко подходить к огнедышащим горам  будто бы  там живут духи и варят себе пищу.  Купаться в горячих источниках  тоже  грех, так как они верят в существование морского духа, имеющего вид рыбы (Митгк).

Табу у эскимосов - они не смели смешивать в пищу земную и морскую живность.

Одно из табу у  индейцев Северной Америки запрещало сбор морских двустворчатых моллюсков в летне-осенний период.

В племенах индусов был запрет на употребление в пищу ребёнком той еды, о которой часто думала его мать, будучи ещё беременной.

Залусам запрещено приводить в племя больных людей, из – за страха перед мёртвыми телами. Они  выбрасывают вон и покидают в лесах больных людей.

Вождям и жрецам в Полинезии не разрешалось притрагиваться руками к пище, поэтому кормить их обязаны были другие.  Их посуда, одежда и другие принадлежности не могли использоваться другими людьми под страхом болезни и смерти. Соблюдения таких же предосторожностей в первобытных обществах требовали по отношению к девушкам во время первой менструации, к женщинам после родов, человекоубийцам, лицам, находящимся в трауре,.

У маори всякий, кто имел дело с мертвецом — помогал доставить его на место захоронения или прикасался к костям умершего человека,— оказывался почти в полной изоляции от окружающих. Он не мог ни войти в дом, ни вступить в контакт с тем или иным лицом, ни прикоснуться к какому-либо предмету без того, чтобы не навести на него порчу. Он даже не мог дотронуться до пищи руками, которые были столь сильно табуированы и нечисты, что делались бесполезными. Еда ставилась для него на землю, он должен был садиться или становиться на колени и со сложенными за спиной руками, как мог, поедать ее. В некоторых случаях его кормление возлагалось на другого человека: последний старался, протянув руку, делать свое дело так, чтобы не дотронуться до табуированного.

Предписание, которое запрещает людям, находившимся в контакте с мертвецом, прикасаться к пище руками, видимо, распространено по всей Полинезии. Так, на островах Самоа «те кто ухаживали за покойником, тщательнейшим образом избегали иметь дело с пищей, и их, как беспомощных младенцев, целыми днями кормили другие. Считалось, что в случае нарушения этого правила бог домашнего очага наказывал виновных облысением и выпадением зубов».

Индейцы-шусвап (Британская Колумбия) изолируют вдовцов и вдов во время ношения траура и запрещают им дотрагиваться до своей головы и тела; чаши и сосуды для приготовления и подачи пищи, которыми они пользуются в это время, не могут использоваться никем другим.

На островах Таити родившую женщину на две или три недели помещают во временный шалаш, построенный на священной земле. В течение этого срока ей воспрещается.

 дотрагиваться до пищевых продуктов, и кормить ее должны другие. Если в этот период к ребенку прикоснулось другое лицо, то оно подвергалось до совершения обряда очищения тем же запретам, что и мать.

Вывод

Согласно Фрейду, из древнего отцеубийства выросли религия,  социальная организация, и нравственность.

Согласно Тайлору религия возникла из-за тесного переплетения анимизма (вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира) с  другими религиозными представлениями первобытности. С   фетишизмом (верой в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов), магией (обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей и окружающую действительность)  и тотемизмом.            

В наше время преобладает мнение, что первоначальным пластом религиозных верований, скорее всего, был тотемизм,  в котором первобытные люди в единственно возможной для них тогда форме осознавали свою неразрывную, как бы родственную связь, с непосредственным природным окружением.

Остатки тотемизма, фетишизма, магии сохранились фактически во всех религиях, а также в традициях и быту народов мира. К примеру, для греческого мировоззрения было характерно представление о всеобщей одушевлённости природы. Каждое природное явление, каждая река, каждая гора и роща имели своё божество: Церерс – богиня растительности, Нептун – бог моря. Змеи занимают видное место в религиях мира, как воплощение божеств. Они до сих пор служат предметами поклонений у негров Невольничьего Берега.

Запрет на убийство коровы в Индии, табу на свиней у израильтян и мусульман — отдаленные отголоски седой старины, когда эти животные были священными тотемами.

Табу в первобытном обществе в течение длительного времени был единственной формой общественного регулирования. В настоящее время запреты  также лежат в основе регулирования социальной структурой.

Системы запретов у многих народов в конце-концов трансформировались в виде моральных норм, религиозных правил. Из запретов выросла самобытная культура.

Архаические представления, перешедшие в народные поверья и поэзии, указывают на очевидную связь между первобытным воззрением и уцелевшим от старины обычаем (сказки о водяных, леших, домовых и пр.)

Список использованной литературы:

  1. А. Элькин "Коренное население Австралии" М., 1952.
  2. Токарев "Ранние формы религии".
  3. Дашков " рефераты по культурологи, учебное пособие". М., 2002.
  4. Тайлор "Первобытная культура", Политиздат, 1989.
  5.  А.Н. Красникова "Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология" М., Канон+, 1998.
  6. З. Фрейд "Тотем и табу".
  7. http://www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_02.html
  8. http://www.bolshe.ru/book/id=816
  9. http://history.rsuh.ru/historycd/HISTORY/HTML/T3/T3-02-09-02.htm

en.coolreferat.com

ТАБУ - это... Что такое ТАБУ?

  • табу́н — табун, а …   Русское словесное ударение

  • ТАБУ — категорический запрет на религиозной основе. Термин взят из полинезийских языков и был впервые отмечен англ. путешественником Куком на о вах Тонга (1771), где, как и вообще в Океании, имелась чрезвычайно развитая система Т. Позднее сходные… …   Философская энциклопедия

  • ТАБУ — 1) святость или неприкосновенность какой либо вещи или особы у островитян южного моря. 2) этнографический термин для обозначения религиозных запрещений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАБУ [полинез …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Табу — (полинезийское)  запрет на употребление тех или иных слов, выражений или собственных имён. Явление табу связано с магической функцией языка (речи), т. е. с верой в возможность непосредственного воздействия на окружающий мир при помощи языка. Табу …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • табу — нескл., ср. tabou <полинезийское. У первобытных народов запрет, налагаемый на какое л. действие, слово, предмет, нарушение которого по суеверным представлениям карается сверхъестественными силами. БАС 1. Вознамерясь ехать на берег .. приказал… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Табу — Табу, тапу (полинез.тыйым) қоғамдық дамудың рулық тайпалық кезеңіндегі адамдарда кездесетін діни магиялық (діни сиқырлық) тыйымды білдіретін сөз, ұғым.Өзінің «классикалық» формасындағы табу жүйесін саяхатшылар мен этнографтар Полинезияда тапты,… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • табу — неизм.; ср. [полинез. tabu] У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Обычай т. // О чём л. запретном, запрещённом, чего… …   Энциклопедический словарь

  • Табу — Табу. Завѣтное (священное), запретное (намекъ на табу въ Океаніи относительно лицъ, обрядовъ, вещей). Ср. Скоромное постнику табу. Ср. Если и было оскорбленіе, то во всякомъ случаѣ взаимное... Но у насъ на первомъ планѣ стоитъ всегда на лицо, не… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ТАБУ — ср., нескл. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • табу — вето, запрет, запрещение Словарь русских синонимов. табу см. запрещение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ТАБУ — (полинезийск.) в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие… …   Большой Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru


    Смотрите также