Основные черты первобытной культуры. Синкретичность первобытной культуры
Первобытно-синкретический тип культуры. Миф как явление культуры.
1. Синкретичность (слитность) – абсолютная слитность и органичное единство реальных и фантастических элементов; слитность всех форм культуры (напр. магия и тотемизм). 2. Гомогенность (однородность) – причем однородность, как культурная (отсутствие культурного плюрализма), так и однородность социальных (отсутствие социальных групп с различными интересами). Отсутствие плюрализма блокирует формирование новых интересов. Первобытная культура – это культура табу (запретов). Запрет выступал в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Характеристика первобытного искусства. Самое древнее из известных нам художественных произведений принадлежат эпохе позднего или верхнего палеолита (20-30 тыс. лет до н.э.). Они были открыты в 1879 году (это были росписи в испанской пещере Альтамира) испанским дворянином Марселино де Саутуолла. Не останавливаясь на анализе различных гипотез о возникновении искусства необходимо отметить, что искусство появилось вместе с человеком и существовало на всех этапах первобытной культуры, так как человеку свойственна потребность украшать и раскрашивать себя, придавать привлекательную для себя форму предметов, то есть искусство имеет биопсихические корни, является органической потребностью человеческой психики. Черты первобытного искусства: 1. Синкретичность. 2. Коллективистский и многофункциональный характер. 3. Символизм, то есть условный характер изображения. Символический характер первобытного искусства приводит к появлению двух типов кодирования – эзотерическому (элитарному), доступного только узкому кругу избранных и экзотерическому, доступному всем. Миф как явление первобытной культуры. Миф – это не рассказ, это не повествование, это форма культуры, это способ человеческого бытия. Миф вечен, т.к. мифологическое представление присутствует во всех культурах, включая современную. Изучением мифа как формы культуры занимались Гегель, Фрейд, Юнг, А.Ф. Лосев. Способом выживания первобытного человека стало чувство его породнения с грозной природной стихией, он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. В мифе все свойства природы воспринимаются как смысловые, а связи между явлениями как причинно-следственные или причинно-обусловленные. Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы. Первобытные системы верований, миф и магия. Название Сущность Проявление в современной культуре Тотемизм Тотемизм – это система верований, сущность которой заключается в поклонении какому-либо животному или растению и вере в свое происхождение от них. Геральдика (гербы народов), запрет на употребление мяса некоторых животных. Фетишизм Фетишизм – обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который связан с судьбой данного племени. Амулеты, крестики, иконы. Анимизм Анимизм – это вера в существование души и духов, как причина явлений природы, вера в одушевленность всей природы. Заколачивание гробов, жертвоприношение. Магия Магия – способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг к другу, где магическая связь выступает как орудие человеческой воли. Магическое управление природой подменяло собой реальной, практическое овладение ее силами, но одновременно магия обеспечивала склонность к оптимизму человеческого коллектива, внушала веру в победу. Существует концептуальная близость магии и науки: обе исходят из твердой веры в порядок и единообразие природных явлений; обе имеют одну цель: установить повторяющуюся последовательность событий, которая подчиняется действию определенных природных законов
12.Теории антропогенеза и антропосоциогенеза.
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - процесс перехода от биологической формы движения материи к социальной, являющийся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество. Антропогенез и социогенез — не два самостоятельных, параллельно протекающих процесса. Становление человека есть формирование его сущности. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Поэтому формирование человека (антропогенез) есть прежде всего становление всей совокупности общественных отношений, т. е. общества (социогенез). Социогенез есть сущность антропогенеза. Представляя собой две неразрывно связанные стороны одного единого процесса - антропогенеза, антропогенез и социогенез совпадают по времени. В самом общем виде положение о существовании периода становления общества, который был одновременно периодом формирования человека, содержалось в работах Ф. Энгельса, который писал о формировавшихся людях и готовом человеке, только вместе с которым возникло общество, о стадах первобытных людей, и В. И. Ленина, у которого встречается упоминание о первобытном стаде, обуздывавшем зоологический индивидуализм, и стаде первобытных. Свое конкретное воплощение эта идея нашла в созданной советскими антропологами и отчасти археологами научной концепции «теории двух скачков». По этой теории, в эволюции человека существуют два переломных момента. Первый и основной из них — переход от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются архантропы (питекантропы, синантропы и другие сходные формы) и палеоантропы (неандертальцы). Второй скачок—происшедшая на грани раннего и позднего палеолита, примерно 35—40 тыс. лет назад, смена палеоантропов людьми современного физического типа (неоантропами), являвшимися уже подлинными, готовыми людьми. Первый перелом означал появление социальных закономерностей, второй—установление их полного и безраздельного господства. Вопрос о начале антропогенеза остается спорным. После открытий 1960-х гг., показавших, что первыми существами, изготовлявшими орудия, были не питекантропы, а предшествовавшие их хабилисы, часть исследователей стала рассматривать последних как людей и соответственно связывать начало антропогенеза с происшедшим 2,5—2 млн лет назад переходом от австралопитеков к хабилисам. Однако, хотя хабилисы несомненно уже изготовляли орудия, по своей морфологической организации они существенно не отличались от австралопитеков, которые бесспорно были животными. У них отсутствовали специфически человеческие морфофизиологические особенности. Исходя из этого, другая часть исследователей считает, что у хабилисов еще не начали формироваться ни мышление, воля и язык, ни социальные отношения и что, следовательно, они не были людьми, даже формирующимися. Соответственно начало антропогенеза они связывают с переходом от хабилисов к питекантропам, который произошел примерно 1,5— 1 млн лет назад. Движущей силой антропогенеза было развитие производственной деятельности. Возникнув, производственная деятельность потребовала и сделала неизбежным зарождение мышления, воли, языка и социальных, прежде всего производственных, отношений, т. е. превращение животного в человека, биологического объединения в человеческое общество. Производственная деятельность, развиваясь на всем протяжении антропогенеза, постоянно приходила в противоречия с существующей морфофизиологической организацией производящих существ и требовала ее дальнейшего преобразования в направлении приспособления к своим нуждам. Фактором, при посредстве которого производственная деятельность формировала человека как производительную силу, был отбор. Антропогенез (или антропосоциогенез) — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология. Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал Творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. В середине XVIII века К. Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» ( 1735 г .) он отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г . появилась научная работа Ж. Бюффона об орангутане. Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных. В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40—50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке. Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль Бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных). Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения». Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.
13.Возникновение религии и искусства.
В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологические детерминанты. Их обычно метаморфически называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий. Определяющими в конечном счете являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. Существуют противоречия между характером человеческого познания, которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей. Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания — ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления — понятия, суждения, умозаключения. Одна из сложнейших проблем, встающих перед философией религии, — определение сути этого феномена, выделение религиозного сознания из прочих форм духовной ориентации человека в мире. Нужно начать рассмотрение этой проблемы с обнаружения сходств и различий между религией и наукой, религией и искусством,, религией и моралью. В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт — церковь, служители которой выступают своеобразными «посредниками» между Богом и людьми. Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и ранние формы ее существования.
14.Основные достижения материальной и духовной культуры первобытногообщества.
Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики. Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы.В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков.Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу. Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе. Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов. В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание петроглифов все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом. Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном Кавказе характеризуются существованием крупного очага металлургии и металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавливалась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы). В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги среди племен.В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.Ранние формы верования.К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей. Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).
15.Предпосылки формирования, периодизация и основные особенностиантичной цивилизации.
Античная цивилизация может быть определена как дочерняя по отношению к цивилизациям Передней Азии и как вторичная по отношению к Микенской цивилизации. Она возникла на периферии ближневосточного культурного комплекса в зоне влияния сирийско-месопотамской и египетской цивилизаций. Поэтому ее рождение можно рассматривать как следствие социальной мутации, происшедшей в Восточном Средиземноморье при особом стечении целого комплекса обстоятельств.К их числу в первую очередь следует отнести чрезвычайную близость двух материнских цивилизаций – Древнеегипетской и Месопотамской – зоны влияния которых неизбежно должны были пересечься. Их многовековое параллельное развитие оказывало перекрестное воздействие на соседние народы. В результате образовалась зона мощного социо-культурного напряжения, включавшая в себя Ближний Восток, Анатолию и Восточное Средиземноморье (Эгеида, Балканы, Крит). Египет и Месопотамия постепенно обрастали культурной периферией, развивавшейся под их непосредственным влиянием и зачастую контролем: Ливия, Куш, Ханаан, Финикия, Анатолия, Урарту, Мидия, Персида. Сближение зон влияния двух цивилизаций привело к возможности их объединения, которая с переходом к железному веку стала реальной. Попытки создания “мировых” держав Ассирией, Урарту, Вавилонией, Мидией были способом придать этому процессу определенную форму. Его смогла завершить Персидская держава Ахеменидов. Она стала политической формой единой Ближневосточной цивилизации. Ее логическим центром стала Вавилония, поэтому Египет навсегда сохранил обособленное положение, которое он периодически пытался оформить политически, и особую культуру.Цивилизации более дальней периферии Месопотамии, такие как Бактрия, Согдиана, Крит, Эллада, находились под ослабленным влиянием материнской культуры и поэтому оказались способны создать собственные, отличные от исходной, системы ценностей. На Востоке такая система воплотилась в зороастриазме. Однако отсутствие природных рубежей, способных остановить экспансию Ближневосточной цивилизации, привело к включению дочерних цивилизаций Бактрии, Маргианы, Согдианы в состав Персидской державы, а следовательно, в зону распространения ближневосточной культуры. Зороастризм стал господствующей религией державы Ахеменидов.Иная ситуация сложилась в зоне западного влияния месопотамской культуры, где оно пересекалось с египетским. Два фактора оказывали деформирующее воздействие на распространение ближневосточной культуры в Восточном Средиземноморье – иная ландшафтная зона в Анатолии и на Балканах и давление этносов индо-европейского происхождения. Уже в эпоху бронзового века на территории Анатолии и Балкан сформировались совершенно иные, чем в Месопотамии, природно-хозяйственные комплексы. Особенно большое влияние оказывала близость моря, наложившая отпечаток на культуру Крита и островов Эгеиды. Однако в эту эпоху приобщение древних средиземноморцев и их северных соседей – индо-европейцев к достижениям месопотамской и египетской культур только развивалось. Поэтому культура Минойской цивилизации Крита и Микенской цивилизации Балкан выглядят на первый взгляд столь своеобразными по отношению к материнским цивилизациям. Местный этнический компонент еще преобладал в их культуре, однако общественная организация строилась на сходных принципах.Качественные изменения внес третий фактор – переход Ближнего Востока и Средиземноморья к железному веку. Распространение железа было, хотя и меньшей по масштабам, чем переход к производящему хозяйству или промышленному производству, но заметной технологической революцией в истории человечества. Она привела к окончательному отделению ремесла от сельского хозяйства, а следовательно, развитию разделения общественного труда, специализации и качественному изменению в человеческих отношениях, которые лишь с этой поры стали принимать форму экономических.Изменение экономической основы всколыхнуло все общество Ближневосточной цивилизации, которое было вынуждено подвергнуться в той или иной степени перестройке с целью приспособления общественных форм к потребностям новых производственных отношений. При этом, если изменения в традиционных центрах концентрации цивилизационного поля были сравнительно невелики, периферия оказалась в ином положении. Сравнительная слабость популяционного поля на периферии привела во многих местах к его полному уничтожению во время перестройки, что выражалось в ликвидации городских и дворцовых центров, выступавших в роли социо-культурных ячеек цивилизационного поля. Одновременно пришла в движение буферная между цивилизацией и первобытным миром зона, что выразилось в передвижениях арамеев, народов моря, дорийцев, италиков, пеласгов, тирренов и др. Причиной этих передвижения стала интенсификация социо-культурного воздействия цивилизации на свою этническую периферию, имевшая объективной целью дальнейшее расширение цивилизационного поля. Таким образом, в Восточном Средиземноморье возник исторический феномен, именуемый современными историками темными веками или временным возвратом к первобытности.Однако все сходятся на том, что исчезновение минойских и микенских дворцов не могло полностью стереть социальную память народа. Возможно, ориентация населения на протогородские или протополисные центры гомеровской эпохи была следствием сохранившейся ориентации социальных связей бронзового века на дворцовые центры. Демографический рост, подстегнутый дорийским переселением и хозяйственным освоением железа, только усилил эту ориентацию, заложив таким образом основу для формирования цивилизационных ячеек нового типа. Их небольшие размеры и характер организации во многом были обусловлены господствующим ланшафтом географической среды, представленным сравнительно небольшими равнинными или плоскогорными территориями, разделенными горными хребтами, морскими просторами либо сочетанием того и другого.С переходом к железному веку на первый план в качестве ячеек организации социального поля выдвинулись вместо дворцов микенской эпохи общинные организации. Повышенная плотность населения и малоземелье делали борьбу за землю главным организующим началом общественного развития. Территориальная близость противников друг к другу и ориентированность на одинаковые ландшафтные зоны не способствовали складыванию иерархии соподчиненных общин. Вместо этого возникали более простые формы организации общин: полное покорение одних общин другими (Лаконика), объединение в союз равных вокруг единого центра (Беотия), синойкизм – слияние в единый коллектив (Аттика). Новая организация приводила либо к консервации первобытного принципа противопоставления своих чужим (Лаконика), либо к переносу его на более масштабное объединение представителей разных племен. Таким образом, складывавшиеся в VIII-VI вв. до н.э. государственные образования на населенной эллинами территории формировались в тесной зависимости от условий природно-географической среды и сохраняли стойкую связь с первобытной категорией общинности. Не случайно поэтому характерным признаком античной цивилизации, определявшим соционормативные принципы и ориентацию общественной культуры, была автономная городская гражданская община (полис).
16.Греческие архаика и классика: основные достижения культуры.
Греческая архаика.
VII—VI века до н. э.—время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов —называются архаическими (от греческого «архайос» —древний). Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. В это время уже четко прослеживается социальное неравенство и борьба демоса с аристократами, эвпатридами. Греки быстро расселяются в бассейне Средиземноморья. Период архаики —время возникновения греческой письменности (на основе финикийской), медицины, астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, театра и, конечно, изобразительных искусств. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создали свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.
Архитектура.
Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше, а камнем. В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несущих частей — ордер (от латинского «ордо» — строй, порядок). Первые ордера назывались дорическим и ионическим (по местам их возникновения), затем появился коринфский, близкий к ионическому.
Ордер был общей системой правил, никак не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями.
Каменное основание дорического храма —периптера — обычно трехступенчатое, называемое стереобатом, с его верхней ступенькой — стилобатом — служило как бы постаментом храма. В наос, из которого, собственно, и состоял храм, вел вход со стороны главного фасада (в некоторых храмах был еще опистодом —помещение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада). Наос освещался или через двери, или через световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол их прорезали желобки — каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался (это утолщение носит название энтазиса), капитель колонны состояла из эхина — круглой каменной подушки, и абака — квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие, так называемый антаблемент. Антаблемент складывался из архитрава — балки, лежащей непосредственно на колоннах, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера — гладкий. Фриз дорического ордера делится на прямоугольные плиты — метопы и триглифы, имеющие на плоскости три вертикальных желобка. Антаблемент завершался карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, на переднем и заднем фасадах образовывала треугольники, так называемые фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой. Скульптурными украшениями (акротериями) завершались углы крыши и ее щипец (который в русской архитектуре называется коньком). Классическим примером дорического ордера может служить храм Посейдона в Пестуме (Италия, VI в. до н. э.). Дорический ордер явился выражением самых передовых художественных идей времени, и строгий тип периптера продолжал развиваться и совершенствоваться в эпоху классики как ведущий тип храма.
Скульптура.
Читайте также:
lektsia.com
Referatnik.com
Материальное основание, синкретичность культуры 6
Биологическое и социальное в первобытном человеке 11
История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины,
В обыденном сознании слово “миф” ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое — неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. Миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души.
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины,
Бог-отец Ветхого завета создал Адама "из праха земного". Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный "по образу Своему, по образу Божию", человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественного существования: прежде всего, ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило множество болезней, у него не была даже примитивных умений и навыков. Об этом свидетельствуют археология, этнография, антропология, дающие факты, необходимые для научной теории.
Другая, весьма распространенная теория — теория эволюции, начало которой заложил Ч.Дарвин. Для него человек был высшим природным существом, выжившим лишь благодаря тому, что оказался наиболее приспособленным. Существуют современные варианты эволюционистской теории. Например, немецкий философ и антрополог Макс Шелер (1874—19
28) считал, что человек вовсе не был более совершенным, напротив, он оказался гораздо слабее своих животных собратьев: не обладал их физической силой, его органы чувств были хуже развиты. В связи с этим человеку пришлось, используя свой дар подражания, жить "по мерке любого вида" животных, используя в своей жизни различные способы укрытия, питания и приспособления.
Л. Н. Гумилев создал теорию происхождения человечества, которую можно назвать "космической". Он считает, что человечество существует как особое явление природы, часть биосферы*. Биосфера, с его точки зрения, "не только биомасса всех живых существ, включая вирусы и микроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности — почвы, осадочные породы, свободный кислород воздуха... Все это — энергия, нас питающая". Другие виды энергии — это солнечная, энергия распада радиоактивных элементов, пучки космической энергии. От действия этой энергии зависят периодические всплески пасси-онарности (лат. ракю "страсть"), пассионарные толчки. Именно такого рода толчки лежат в основе не только возникновения, развития и угасания, исчезновения различных народов и их культур, но и в основе возникновения человеческого общества. Гумилев представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.
Эти предварительные сведения нам необходимы, чтобы войти в реку времени и в путешествии по ней понять труды и дни людей в мире, увидеть в них то, что должно составлять главную ценность отдельной человеческой жизни и жизни всего человечества от древности до сегодняшнего дня.
Материальное основание, синкретичность культуры
Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалинах погибших городов, накоплен богатый материал, дающий возможность с достаточным основанием рассуждать о первобытной культуре.
Можно выделить минимум четыре фактора, связанных с возникновением культуры.
1. Появление орудий труда. Древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости, называется каменным веком (свыше 2 млн — 6 тыс. лет назад). Он делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). В некоторых регионах каменный век закончился гораздо ближе к нашим дням.
Изготовление и применение орудий труда делает человека человеком, изменяя в его жизни все: от анатомии до образа жизни.
Животное отражает в мире только то, что необходимо для жизни, используя органы чувств, и воспринимает внешние стороны вещей. Этого достаточно, чтобы выжить. Человеку приходится отражать количественно больше и качественно иначе: ему недостаточно внешней информации, ему нужны сведения о внутренних, существенных связях, которые требуют особой формы отражения мира — сознания. Человеку нужно различать общее и единичное, искать объяснения различным явлениям действительности, выделять причины различных явлений и состояний мира и самого себя. Познание мира способствовало развитию абстрактного мышления, возникновению речи, появлению новых способов организации труда и общества, а также различных форм самого познания — мифологии, религии, искусства. Устанавливаются традиции и обычаи, правила поведения, ритуалы и прочие явления уже культурной деятельности человека.
2. Установление табу (запретов). Первые священные запреты связаны с появлением орудий труда, которые одновременно могли быть орудиями убийства. Мы уже говорили о запрете на убийство соплеменника, и это понятно: устойчивая численность рода была условием его выживания. Самое важное последствие введения этого табу — возникновение нового отношения к жизни: она становится ценностью, и с точки зрения этой ценности рассматривается весь окружающий мир, преобразуются формы общения людей. На этом этапе человеческая общность начинает отличаться от животного стада. Однако заметим, что ценность приобретает только жизнь соплеменника по вполне понятным мотивам: все, что незнакомо, несло за собой страх, связанный с неизвестностью. Современный итальянский ученый, занимающийся семиотикой, Умберто Эко (р. 1932) говорит, что современный шовинизм или расизм во многом выступает как знак, обозначающий пережиток первобытного состояния: враждебно то, что не принадлежит к нашему роду, нашему образу жизни, все, что "не наша кровь".
Другое, еще более значимое для дальнейшей жизни и деятельности людей табу было связано с регуляцией отношений между полами. В первобытном обществе количество людей в роду во многом зависело от условий его существования. При благоприятных условиях наличие беременных женщин и младенцев не обременяло общину. Но в периоды ухудшения условий жизни (природные катаклизмы, необходимость миграции и др.) их большое количество только затрудняло жизнь всего сообщества. Регулирование брачных отношений осуществлялось путем ограничения числа брачных пар, прежде всего запрещения брачных отношений между прямыми родственниками. Эдуард Тайлор (1832—1917) усматривал связь этого табу с тотемизмом Он считал, что тотемизм наложил табу не только на убийство тотема, но и на брачные отношения с ним. Есть точка зрения, согласно которой инициаторами упорядочивания межполовых отношений стали женщины. Так или иначе, но изменение межличностных отношений привело к появлению новых ценностей, легших в основание единобрачия, моногамии.
В условиях родовой общины люди впервые пытаются осознать свою родословную. Это чисто человеческое стремление. Правда, попытки выяснения своего происхождения основывались чаще всего на тотемизме (на яз. оджибве, племени американских индейцев,— ототем "его род", а у одного из племен австралийских аборигенов — "это наше мясо") — одной из форм первобытных верований, представле-, нием о некой таинственной связи человеческих групп (родов) с теми 1 или иными видами животных или растений как со своими родоначальниками.
Табу распространялось и на тотема — своего "родственника" (отца или старшего брата), которого не убивали, не ели его мяса, кроме особых случаев: крайнего голода или торжественного обряда "размножения" тотема.
3. Возникновение захоронений. Многие исследователи полагают, что возникновение культуры связано и с захоронениями, основанными на одной из форм первобытных верований, а погребальные обряды впоследствии органично вошли во многие современные религии. От древнейшей эпохи {эолит и нижний палеолит) следов захоронений не сохранилось. Погребения появляются с возникновением религиозных представлений и веры в загробную жизнь.
В работах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы по сторонам света, в направлении восток — запад. Значит, люди связывали свои наблюдения над природой со своим существованием, рождением и смертью. Большинство обнаруженных захоронений находилось в помещении жилой пещеры, хотя и располагалось ближе к ее краям. Умершие не исключались полностью из человеческого сообщества, их связь с живыми продолжала ощущаться как реальная. Об этом же говорят и предметы, которыми окружали захоронение: считалось, что и после смерти человеку нужно все то, что необходимо живым. У некоторых народов сложилось представление о том, что умерший предок осуществляет связь живущих с таинственными силами мира. Все эти факты объясняют появление разного рода культов, прежде всего культа предков.
4. Игра. Ф. Шиллер полагал, что игра была причиной возникновения искусства. Об игре как важнейшем факторе человеческой культуры и высшем проявлении человеческой сущности говорил нидерландский историк и философ Иохан Хёйзинга (1872—1945) в книге "Ното щоепх". Игра, действительно, очень важна в понимании культуры. Именно в игре человек моделирует свои действия, независимо от того, является игра частью магического действия или нет. Всевозможные ритуальные игрища, связанные с какой-либо формой деятельности (охотой, земледелием, скотоводством), воспроизводят весь процесс, который должен оканчиваться желаемым результатом. До сих пор у народов, находящихся в состоянии, близком к первобытному, считается, что точное воспроизведение всех элементов трудового процесса ведет к успеху еще до начала деятельности. У некоторых из них малейшая ошибка в игровом процессе сурово наказывается, иногда лишением жизни виновника. Игровое начало служило выработке определенных форм поведения, ритуалов, связанных с миросозерцанием человека на ранних стадиях его развития, обычаев и традиций, поддерживаемых в обществе до нашего времени, и лежит в основе некоторых видов искусств, в особенности театра и танца.
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
Такая задача сама по себе имеет биологическое начало и существует в любом животном сообществе с одной только разницей — в качественно новых способах ее решения человеком.
Таким образом, сознанию древнего человека во всех его проявлениях был свойствен синкретизм, нерасчлененность. В синкретических оценках явлений (вещей) смешивались различные критерии. Можно выделить, по крайней мере, четыре таких критерия: утилитарный (полезное или вредное), религиозный (священное или нет), нравственный (доброе или злое) и эстетический (прекрасное или безобразное). Оценка явления со знаком плюс или минус по любому основанию влекла за собой такую же положительную или отрицательную оценку его во всех других отношениях. Можно предположить, что определяющим был утилитарный критерий. Грубо говоря, полезная вещь считалась красивой, хорошей, созданной добрым духом, и наоборот. Ученые этнографы утверждают, что человек мог принять или отвергнуть ту или иную вещь на основании представления об ее нравственной, религиозной или эстетической ценности.
С развитием отношений человека и мира и осознанием им своего места в мире синкретический комплекс дифференцируется — сознание отделяет одни критерии от других: предмет может восприниматься как полезный, но безобразный, прекрасный, но злой, и т. д.
Биологическое и социальное в первобытном человеке
Сознание первобытного человека было консервативным: любое новшество нарушало привычный ход вещей и потому казалось опасным, чреватым всякого рода неизвестностями и даже катастрофами.
Первобытная культура ориентировалась на прошлое, старательно формировала стереотипное поведение, сохраняла во всех видах деятельности апробированный опыт и ценности, накопленные прежде. И все-таки изменения в обществе происходили. Они касались всего способа жизнедеятельности людей, поэтому мы можем выделить в первобытной культуре два основных этапа: раннепервобытная община и позднепервобытная община.
Существование матриархата, понимаемого буквально как господство женщины в семье и обществе, условно. Можно предположить, что были и такие формы отношений, но чаще всего мы имеем дело с матрилиней-ностью — счетом родства по линии матери, поскольку в групповой семье установление отцовства было затруднительно. Однако известно, что на этом этапе своего существования общество выделяло в качестве основной ценности женщину как носительницу и охранительницу жизни. Первобытное общество ценило способность женщины к деторождению и выкармливанию детей, о чем говорят самые древние статуэтки так называемых "палеолитических Венер", хотя в них нет и проблеска духовности, присутствуют лишь биологические признаки пола.
Считается, что в этот период времени не существовало неравенства полов. И мужчины, и женщины выполняли каждый свою функцию в общественно полезном труде, поэтому не могло быть состояний господства и подчинения.
Особое место в теории культуры первобытного общества занимает вопрос о происхождении семьи. На ранних ступенях развития существовал групповой брак — полигамия, и только потом появилась моногамная семья в современном смысле: с общим ведением хозяйства, общим местом проживания и общим участием родителей в воспитании детей. Групповой брак предполагал, что по взаимному соглаиению брачные пары в принятый в данной рэдовой общине период года соединяются. Но после брачного периода они не имеют друг перед другом никаких обязательств. В следующий брачный период ош могут сохранять своих партнеров или менять их — это значения не имело. Дети принадлежали роду, воспитывались и кормились равно.
Браки были недолговечными из-за слабых экономических связей супругов, многомужие существовало так же, как и многоженство. Правда, и при таких отношениях супруги все же обменивались результатами деятельности: мужья пользовались продуктами собирательства, а жены — охотничьей добычей мужей; не только мать, но и отец проявляли заботу о детях, но эти отношения на раннепервобыт-ной стадии развития существовали лишь в зародыше. Каждый из супругов, как и их дети, принадлежали своей группе, которую тоже объединяли кровнородственные связи. С группой они делились продуктами деятельности, именно группа воспитывала детей. Родство осознавалось лишь горизонтально, т. е. между живущими родителями, братьями и сестрами. Общего предка видели только в тотемном животном. "Люди рождались в коллективе, имевшем общий тотем, и поэтому были сродни друг другу". В раннепервобытной общине кровнородственные связи были основой всех форм деятельности людей.
Выделются два главных этапа развития первобытного общества — раннепервобытная и позднепервобытная община. На каждом из них складывались особые формы организации, приемы и навыки деятельности, обычаи, традиции, способы сохранения и передачи информации. При этом каждый последующий этап развития культуры в той или иной форме сохранил в себе отголоски этого периода существования человечества.
Основными формами общности людей на этом этапе были родовая или племенная община, основанные на кровнородственных связях.
Таким образом, первобытная культура — это длительный и трудный период возникновения, становления и оформления всех сторон человеческой деятельности. Она выступает одновременно и как примитивная, наивная, во многом ограниченная, и в то же время как разнообразная, охватывающая с каждым шагом человечества все больше сторон, развивающаяся и во времени, и в пространстве.
Характер мифологического знания
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
Такая задача сама по себе имеет биологическое начало и существует в любом животном сообществе с одной только разницей – в качественно новых способах ее решения человеком. Самое раннее отношение человека с природой — некое равновесие, партнерство по выражению Л.Н. Гумилева, гомеостазис (греч. homoios "подобный, одинаковый" + stasis "неподвижность, состояние"). Человечески общество, представляющее собой небольшую группу людей (20-50 человек), связанных кровным родством, осваивает определенный участок земли для жизни, занимаясь собирательством — присвоением природных даров (кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т.д.). Этот участок земли для людей — экологическая ниша, где они чувствуют себя в относительной безопасности, имея максимум того, что они могут получить. Когда ресурсы оказываются исчерпанным общество ищет другую территорию, которая на какой-то период времени станет следующей экологической нишей.
В этот период высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится анимизм (лат. anima "душа") — одушевление природы. Не выделяя себя из природы, человек отождествляет себя с ней, распространяет свой духовный мир, состояния и настроения на природу: в его понимании следующий день, желанная погода или долгожданное время года могут "забыть" наступить, окружающий мир может "показать" собственное отношение к человеку и т.д. Если, действуя необходимым образом, человек не получает ожидаемого результата, значит, некие силы противостоят ему. Древние считали одушевленными все существа, явления природы, различные материальные объекты. Это отношение расширилось до верования в духов, населяющих весь мир. Духи местности, духи сил природы, духи вещей, добрые и злые,— все требуют особых ритуалов, целью которых становится достижение желаемых результатов деятельности. В.К. Арсенъев (1872—1930), исследователь Дальнего Востока, этнограф и писатель, пишет о своем проводнике Дерсу Узала: "По его представлению, душу — тень (ханя) — имеют не только люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, но и растения, и камни и вообще все неодушевленные предметы" (17, с. 435). На основании такого отношения вырабатываются целые комплексы ритуалов и других специальных действий, которые кажутся необходимыми.
Тайлор пишет: "Анимист признает, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом. Так как, далее, анимисты думают, что духи сообщаются с людьми и что поступки последних доставляют им радость или неудовольствие, то рано или поздно вера в их существование должна привести естественно и, можно даже сказать, неизбежно к действительному почитанию их или желанию их умилостивить. Таким образом, анимизм включает в себя верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, верования, которые переходят в жизни в действительное поклонение".
Одно из частных проявлений анимизма — фетишизм (фр. fetiche “амулет, идол, талисман"), вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетишем может стать любой предмет, но из множества предметов выбираются такие, которые с точки зрения раннего человека выступают как вместилище души, охраняя его или помогая ему в различных видах деятельности (камни, куски дерева и пр.). От фетиша до идола (греч. eidolon "образ, подобие, изображение"; ср. эйдос) всего лишь один шаг: нужно только придать предмету какую-либо внешность.
Следующим шагом в развитии архаического сознания становится антропопатизм (греч anthropos "человек" + pater "отец") — представление о своем родстве с природой. Это отношение с миром и лежит в основе тотемизма.
Постепенно архаическое сознание логически приходит к очеловечиванию природы — антропоморфизму (греч. anthropos "человек" + morphe "форма"). Арсеньев вспоминал: "Его самый главный люди,— ответил мне Дерсу, указывая на солнце.— Его пропади — кругом все пропади... Земля тоже люди. Голова его — там,— он указал на северо-восток, а ноги туда,— он указал на юго-запад.— Огонь и вода тоже « сильные люди".
Важной стадией развития архаического сознания становится персонификация (лат. persona "лицо" + facio "делаю") сил природы, которые теперь выступают как боги, имеющие свой облик, чаще всего аналогичный человеческому, происхождение и особые функции. Так складывается языческий политеизм (многобожие), который существовал на всех континентах и у всех народов мира. Пройдет много веков, пока сознание не обратится к единому богу, выступающему как творец, защитник, судья, обладающий карающей десницей. Для первобытной культуры характерно, что в ней трудно определить религиозное сознание от повседневной деятельности людей. Проблема выживания и продолжения своего рода решалась доступным людям средствами. Таким образом, первобытный человек сам создавал собственную систему ценностей, которая в свою очередь формировала и закрепляла особенности его сознания.
Заключение
Таким образом, специфика возникновения религии вытекает из общих принципов получения социологического знания. Источник социальных фактов находится не в мышлении и поведении отдельных индивидов, а в обществе. Для того чтобы возник социальный факт необходимо, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила новый результат. А поскольку это синтез происходит вне сознания действующих индивидов( т.к образуется на основе взаимодействия множества сознаний), то это имеет своим непременным следствием установление и закрепление для индивидуальных сознаний каких - либо образцов поведения, ценностей, норм, которые существуют для данных индивидов объективно.
Список использованной литературы
Культурология: Учебное пособие/ Составитель и отв. Редактор А.А. Радугин. – М. – 1998.
Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии) – М., 2000
Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
Вернан Ж.-Д. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр) М., 1968.
Гомер. Илиада; Одиссея. М., 1967.
Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М., 1982.
Кессиди Ф. X. От мифа к Логосу (становление греческой философии). М., 1972.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
referatnik.com
Referatnik.com
Материальное основание, синкретичность культуры 6
Биологическое и социальное в первобытном человеке 11
История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины,
В обыденном сознании слово “миф” ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое — неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. Миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души.
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины,
Бог-отец Ветхого завета создал Адама "из праха земного". Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный "по образу Своему, по образу Божию", человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественного существования: прежде всего, ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило множество болезней, у него не была даже примитивных умений и навыков. Об этом свидетельствуют археология, этнография, антропология, дающие факты, необходимые для научной теории.
Другая, весьма распространенная теория — теория эволюции, начало которой заложил Ч.Дарвин. Для него человек был высшим природным существом, выжившим лишь благодаря тому, что оказался наиболее приспособленным. Существуют современные варианты эволюционистской теории. Например, немецкий философ и антрополог Макс Шелер (1874—19
28) считал, что человек вовсе не был более совершенным, напротив, он оказался гораздо слабее своих животных собратьев: не обладал их физической силой, его органы чувств были хуже развиты. В связи с этим человеку пришлось, используя свой дар подражания, жить "по мерке любого вида" животных, используя в своей жизни различные способы укрытия, питания и приспособления.
Л. Н. Гумилев создал теорию происхождения человечества, которую можно назвать "космической". Он считает, что человечество существует как особое явление природы, часть биосферы*. Биосфера, с его точки зрения, "не только биомасса всех живых существ, включая вирусы и микроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности — почвы, осадочные породы, свободный кислород воздуха... Все это — энергия, нас питающая". Другие виды энергии — это солнечная, энергия распада радиоактивных элементов, пучки космической энергии. От действия этой энергии зависят периодические всплески пасси-онарности (лат. ракю "страсть"), пассионарные толчки. Именно такого рода толчки лежат в основе не только возникновения, развития и угасания, исчезновения различных народов и их культур, но и в основе возникновения человеческого общества. Гумилев представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.
Эти предварительные сведения нам необходимы, чтобы войти в реку времени и в путешествии по ней понять труды и дни людей в мире, увидеть в них то, что должно составлять главную ценность отдельной человеческой жизни и жизни всего человечества от древности до сегодняшнего дня.
Материальное основание, синкретичность культуры
Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалинах погибших городов, накоплен богатый материал, дающий возможность с достаточным основанием рассуждать о первобытной культуре.
Можно выделить минимум четыре фактора, связанных с возникновением культуры.
1. Появление орудий труда. Древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости, называется каменным веком (свыше 2 млн — 6 тыс. лет назад). Он делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). В некоторых регионах каменный век закончился гораздо ближе к нашим дням.
Изготовление и применение орудий труда делает человека человеком, изменяя в его жизни все: от анатомии до образа жизни.
Животное отражает в мире только то, что необходимо для жизни, используя органы чувств, и воспринимает внешние стороны вещей. Этого достаточно, чтобы выжить. Человеку приходится отражать количественно больше и качественно иначе: ему недостаточно внешней информации, ему нужны сведения о внутренних, существенных связях, которые требуют особой формы отражения мира — сознания. Человеку нужно различать общее и единичное, искать объяснения различным явлениям действительности, выделять причины различных явлений и состояний мира и самого себя. Познание мира способствовало развитию абстрактного мышления, возникновению речи, появлению новых способов организации труда и общества, а также различных форм самого познания — мифологии, религии, искусства. Устанавливаются традиции и обычаи, правила поведения, ритуалы и прочие явления уже культурной деятельности человека.
2. Установление табу (запретов). Первые священные запреты связаны с появлением орудий труда, которые одновременно могли быть орудиями убийства. Мы уже говорили о запрете на убийство соплеменника, и это понятно: устойчивая численность рода была условием его выживания. Самое важное последствие введения этого табу — возникновение нового отношения к жизни: она становится ценностью, и с точки зрения этой ценности рассматривается весь окружающий мир, преобразуются формы общения людей. На этом этапе человеческая общность начинает отличаться от животного стада. Однако заметим, что ценность приобретает только жизнь соплеменника по вполне понятным мотивам: все, что незнакомо, несло за собой страх, связанный с неизвестностью. Современный итальянский ученый, занимающийся семиотикой, Умберто Эко (р. 1932) говорит, что современный шовинизм или расизм во многом выступает как знак, обозначающий пережиток первобытного состояния: враждебно то, что не принадлежит к нашему роду, нашему образу жизни, все, что "не наша кровь".
Другое, еще более значимое для дальнейшей жизни и деятельности людей табу было связано с регуляцией отношений между полами. В первобытном обществе количество людей в роду во многом зависело от условий его существования. При благоприятных условиях наличие беременных женщин и младенцев не обременяло общину. Но в периоды ухудшения условий жизни (природные катаклизмы, необходимость миграции и др.) их большое количество только затрудняло жизнь всего сообщества. Регулирование брачных отношений осуществлялось путем ограничения числа брачных пар, прежде всего запрещения брачных отношений между прямыми родственниками. Эдуард Тайлор (1832—1917) усматривал связь этого табу с тотемизмом Он считал, что тотемизм наложил табу не только на убийство тотема, но и на брачные отношения с ним. Есть точка зрения, согласно которой инициаторами упорядочивания межполовых отношений стали женщины. Так или иначе, но изменение межличностных отношений привело к появлению новых ценностей, легших в основание единобрачия, моногамии.
В условиях родовой общины люди впервые пытаются осознать свою родословную. Это чисто человеческое стремление. Правда, попытки выяснения своего происхождения основывались чаще всего на тотемизме (на яз. оджибве, племени американских индейцев,— ототем "его род", а у одного из племен австралийских аборигенов — "это наше мясо") — одной из форм первобытных верований, представле-, нием о некой таинственной связи человеческих групп (родов) с теми 1 или иными видами животных или растений как со своими родоначальниками.
Табу распространялось и на тотема — своего "родственника" (отца или старшего брата), которого не убивали, не ели его мяса, кроме особых случаев: крайнего голода или торжественного обряда "размножения" тотема.
3. Возникновение захоронений. Многие исследователи полагают, что возникновение культуры связано и с захоронениями, основанными на одной из форм первобытных верований, а погребальные обряды впоследствии органично вошли во многие современные религии. От древнейшей эпохи {эолит и нижний палеолит) следов захоронений не сохранилось. Погребения появляются с возникновением религиозных представлений и веры в загробную жизнь.
В работах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы по сторонам света, в направлении восток — запад. Значит, люди связывали свои наблюдения над природой со своим существованием, рождением и смертью. Большинство обнаруженных захоронений находилось в помещении жилой пещеры, хотя и располагалось ближе к ее краям. Умершие не исключались полностью из человеческого сообщества, их связь с живыми продолжала ощущаться как реальная. Об этом же говорят и предметы, которыми окружали захоронение: считалось, что и после смерти человеку нужно все то, что необходимо живым. У некоторых народов сложилось представление о том, что умерший предок осуществляет связь живущих с таинственными силами мира. Все эти факты объясняют появление разного рода культов, прежде всего культа предков.
4. Игра. Ф. Шиллер полагал, что игра была причиной возникновения искусства. Об игре как важнейшем факторе человеческой культуры и высшем проявлении человеческой сущности говорил нидерландский историк и философ Иохан Хёйзинга (1872—1945) в книге "Ното щоепх". Игра, действительно, очень важна в понимании культуры. Именно в игре человек моделирует свои действия, независимо от того, является игра частью магического действия или нет. Всевозможные ритуальные игрища, связанные с какой-либо формой деятельности (охотой, земледелием, скотоводством), воспроизводят весь процесс, который должен оканчиваться желаемым результатом. До сих пор у народов, находящихся в состоянии, близком к первобытному, считается, что точное воспроизведение всех элементов трудового процесса ведет к успеху еще до начала деятельности. У некоторых из них малейшая ошибка в игровом процессе сурово наказывается, иногда лишением жизни виновника. Игровое начало служило выработке определенных форм поведения, ритуалов, связанных с миросозерцанием человека на ранних стадиях его развития, обычаев и традиций, поддерживаемых в обществе до нашего времени, и лежит в основе некоторых видов искусств, в особенности театра и танца.
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
Такая задача сама по себе имеет биологическое начало и существует в любом животном сообществе с одной только разницей — в качественно новых способах ее решения человеком.
Таким образом, сознанию древнего человека во всех его проявлениях был свойствен синкретизм, нерасчлененность. В синкретических оценках явлений (вещей) смешивались различные критерии. Можно выделить, по крайней мере, четыре таких критерия: утилитарный (полезное или вредное), религиозный (священное или нет), нравственный (доброе или злое) и эстетический (прекрасное или безобразное). Оценка явления со знаком плюс или минус по любому основанию влекла за собой такую же положительную или отрицательную оценку его во всех других отношениях. Можно предположить, что определяющим был утилитарный критерий. Грубо говоря, полезная вещь считалась красивой, хорошей, созданной добрым духом, и наоборот. Ученые этнографы утверждают, что человек мог принять или отвергнуть ту или иную вещь на основании представления об ее нравственной, религиозной или эстетической ценности.
С развитием отношений человека и мира и осознанием им своего места в мире синкретический комплекс дифференцируется — сознание отделяет одни критерии от других: предмет может восприниматься как полезный, но безобразный, прекрасный, но злой, и т. д.
Биологическое и социальное в первобытном человеке
Сознание первобытного человека было консервативным: любое новшество нарушало привычный ход вещей и потому казалось опасным, чреватым всякого рода неизвестностями и даже катастрофами.
Первобытная культура ориентировалась на прошлое, старательно формировала стереотипное поведение, сохраняла во всех видах деятельности апробированный опыт и ценности, накопленные прежде. И все-таки изменения в обществе происходили. Они касались всего способа жизнедеятельности людей, поэтому мы можем выделить в первобытной культуре два основных этапа: раннепервобытная община и позднепервобытная община.
Существование матриархата, понимаемого буквально как господство женщины в семье и обществе, условно. Можно предположить, что были и такие формы отношений, но чаще всего мы имеем дело с матрилиней-ностью — счетом родства по линии матери, поскольку в групповой семье установление отцовства было затруднительно. Однако известно, что на этом этапе своего существования общество выделяло в качестве основной ценности женщину как носительницу и охранительницу жизни. Первобытное общество ценило способность женщины к деторождению и выкармливанию детей, о чем говорят самые древние статуэтки так называемых "палеолитических Венер", хотя в них нет и проблеска духовности, присутствуют лишь биологические признаки пола.
Считается, что в этот период времени не существовало неравенства полов. И мужчины, и женщины выполняли каждый свою функцию в общественно полезном труде, поэтому не могло быть состояний господства и подчинения.
Особое место в теории культуры первобытного общества занимает вопрос о происхождении семьи. На ранних ступенях развития существовал групповой брак — полигамия, и только потом появилась моногамная семья в современном смысле: с общим ведением хозяйства, общим местом проживания и общим участием родителей в воспитании детей. Групповой брак предполагал, что по взаимному соглаиению брачные пары в принятый в данной рэдовой общине период года соединяются. Но после брачного периода они не имеют друг перед другом никаких обязательств. В следующий брачный период ош могут сохранять своих партнеров или менять их — это значения не имело. Дети принадлежали роду, воспитывались и кормились равно.
Браки были недолговечными из-за слабых экономических связей супругов, многомужие существовало так же, как и многоженство. Правда, и при таких отношениях супруги все же обменивались результатами деятельности: мужья пользовались продуктами собирательства, а жены — охотничьей добычей мужей; не только мать, но и отец проявляли заботу о детях, но эти отношения на раннепервобыт-ной стадии развития существовали лишь в зародыше. Каждый из супругов, как и их дети, принадлежали своей группе, которую тоже объединяли кровнородственные связи. С группой они делились продуктами деятельности, именно группа воспитывала детей. Родство осознавалось лишь горизонтально, т. е. между живущими родителями, братьями и сестрами. Общего предка видели только в тотемном животном. "Люди рождались в коллективе, имевшем общий тотем, и поэтому были сродни друг другу". В раннепервобытной общине кровнородственные связи были основой всех форм деятельности людей.
Выделются два главных этапа развития первобытного общества — раннепервобытная и позднепервобытная община. На каждом из них складывались особые формы организации, приемы и навыки деятельности, обычаи, традиции, способы сохранения и передачи информации. При этом каждый последующий этап развития культуры в той или иной форме сохранил в себе отголоски этого периода существования человечества.
Основными формами общности людей на этом этапе были родовая или племенная община, основанные на кровнородственных связях.
Таким образом, первобытная культура — это длительный и трудный период возникновения, становления и оформления всех сторон человеческой деятельности. Она выступает одновременно и как примитивная, наивная, во многом ограниченная, и в то же время как разнообразная, охватывающая с каждым шагом человечества все больше сторон, развивающаяся и во времени, и в пространстве.
Характер мифологического знания
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
Такая задача сама по себе имеет биологическое начало и существует в любом животном сообществе с одной только разницей – в качественно новых способах ее решения человеком. Самое раннее отношение человека с природой — некое равновесие, партнерство по выражению Л.Н. Гумилева, гомеостазис (греч. homoios "подобный, одинаковый" + stasis "неподвижность, состояние"). Человечески общество, представляющее собой небольшую группу людей (20-50 человек), связанных кровным родством, осваивает определенный участок земли для жизни, занимаясь собирательством — присвоением природных даров (кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т.д.). Этот участок земли для людей — экологическая ниша, где они чувствуют себя в относительной безопасности, имея максимум того, что они могут получить. Когда ресурсы оказываются исчерпанным общество ищет другую территорию, которая на какой-то период времени станет следующей экологической нишей.
В этот период высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится анимизм (лат. anima "душа") — одушевление природы. Не выделяя себя из природы, человек отождествляет себя с ней, распространяет свой духовный мир, состояния и настроения на природу: в его понимании следующий день, желанная погода или долгожданное время года могут "забыть" наступить, окружающий мир может "показать" собственное отношение к человеку и т.д. Если, действуя необходимым образом, человек не получает ожидаемого результата, значит, некие силы противостоят ему. Древние считали одушевленными все существа, явления природы, различные материальные объекты. Это отношение расширилось до верования в духов, населяющих весь мир. Духи местности, духи сил природы, духи вещей, добрые и злые,— все требуют особых ритуалов, целью которых становится достижение желаемых результатов деятельности. В.К. Арсенъев (1872—1930), исследователь Дальнего Востока, этнограф и писатель, пишет о своем проводнике Дерсу Узала: "По его представлению, душу — тень (ханя) — имеют не только люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, но и растения, и камни и вообще все неодушевленные предметы" (17, с. 435). На основании такого отношения вырабатываются целые комплексы ритуалов и других специальных действий, которые кажутся необходимыми.
Тайлор пишет: "Анимист признает, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом. Так как, далее, анимисты думают, что духи сообщаются с людьми и что поступки последних доставляют им радость или неудовольствие, то рано или поздно вера в их существование должна привести естественно и, можно даже сказать, неизбежно к действительному почитанию их или желанию их умилостивить. Таким образом, анимизм включает в себя верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, верования, которые переходят в жизни в действительное поклонение".
Одно из частных проявлений анимизма — фетишизм (фр. fetiche “амулет, идол, талисман"), вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетишем может стать любой предмет, но из множества предметов выбираются такие, которые с точки зрения раннего человека выступают как вместилище души, охраняя его или помогая ему в различных видах деятельности (камни, куски дерева и пр.). От фетиша до идола (греч. eidolon "образ, подобие, изображение"; ср. эйдос) всего лишь один шаг: нужно только придать предмету какую-либо внешность.
Следующим шагом в развитии архаического сознания становится антропопатизм (греч anthropos "человек" + pater "отец") — представление о своем родстве с природой. Это отношение с миром и лежит в основе тотемизма.
Постепенно архаическое сознание логически приходит к очеловечиванию природы — антропоморфизму (греч. anthropos "человек" + morphe "форма"). Арсеньев вспоминал: "Его самый главный люди,— ответил мне Дерсу, указывая на солнце.— Его пропади — кругом все пропади... Земля тоже люди. Голова его — там,— он указал на северо-восток, а ноги туда,— он указал на юго-запад.— Огонь и вода тоже « сильные люди".
Важной стадией развития архаического сознания становится персонификация (лат. persona "лицо" + facio "делаю") сил природы, которые теперь выступают как боги, имеющие свой облик, чаще всего аналогичный человеческому, происхождение и особые функции. Так складывается языческий политеизм (многобожие), который существовал на всех континентах и у всех народов мира. Пройдет много веков, пока сознание не обратится к единому богу, выступающему как творец, защитник, судья, обладающий карающей десницей. Для первобытной культуры характерно, что в ней трудно определить религиозное сознание от повседневной деятельности людей. Проблема выживания и продолжения своего рода решалась доступным людям средствами. Таким образом, первобытный человек сам создавал собственную систему ценностей, которая в свою очередь формировала и закрепляла особенности его сознания.
Заключение
Таким образом, специфика возникновения религии вытекает из общих принципов получения социологического знания. Источник социальных фактов находится не в мышлении и поведении отдельных индивидов, а в обществе. Для того чтобы возник социальный факт необходимо, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила новый результат. А поскольку это синтез происходит вне сознания действующих индивидов( т.к образуется на основе взаимодействия множества сознаний), то это имеет своим непременным следствием установление и закрепление для индивидуальных сознаний каких - либо образцов поведения, ценностей, норм, которые существуют для данных индивидов объективно.
Список использованной литературы
Культурология: Учебное пособие/ Составитель и отв. Редактор А.А. Радугин. – М. – 1998.
Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии) – М., 2000
Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
Вернан Ж.-Д. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр) М., 1968.
Гомер. Илиада; Одиссея. М., 1967.
Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М., 1982.
Кессиди Ф. X. От мифа к Логосу (становление греческой философии). М., 1972.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.