Прикладной характер знаний первобытных людей. Письменность первобытных людей
Самая древняя письменность. | Наука для всех простыми словами
Новые Находки.Ezomir.
Традиционно считается, что самые ранние письменные тексты были составлены египтянами почти 5 тысяч лет назад. К этому же времени относятся древнейшие записи шумеров, обитавших в Двуречье. Обе системы письма были выработаны независимо одна от другой и почти одновременно. Однако некоторые Находки археологов ставят под сомнение эту устоявшуюся систему взглядов на прошлое.
Что нам известно о Трансильвании? Только то, что это зловещий дикий край вампиров и оборотней, цыган и затерянных в долинах деревень … однако есть и другая версия, согласно которой Трансильвания - это местность, в которой некогда господствовала древнейшая в мире цивилизация и где зародилась самая первая в мире письменность.
Повод для таких предположений дают таблички, которые нашли археологи во время раскопок холма турдаш. Три крохотные глиняные таблички с загадочными рисунками, поразительно напоминающими шумерскую письменность конца IV тысячелетия до нашей эры. Только возрастом эти письмена много старше были. По самым скромным подсчетам, им почти семь тысяч лет.
О том, что в двадцати километров от тэртэрии находится холм турдаш, в недрах которого погребено древнее поселение земледельцев периода неолита, ученые знали давно. Раскопки в этом месте не одно десятилетие велись. До поры до времени археологам попадались всевозможные древние орудия труда и быта первобытных людей. Словом, ничего необычного, заслуживающего повышенного внимания.
Правда, некоторый интерес вызывали пиктографические знаки, выцарапанные на некоторых обломках сосудов. Но ученые их простыми клеймами владельцев посуды считали. Потом природный катаклизм и вовсе приостановил работы: ручей, изменив свое русло, почти смыл холм. В 1961 году археологи собирались уже было покидать место раскопок, как неожиданно под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне - статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и … три маленькие глиняные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Они - то и привлекли к себе внимание специалистов. Ведь своим внешним видом и содержанием они очень напоминали шумерские записи из далекого Двуречья.
Две таблички имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились , внимание, только с одной стороны. Техника письма древних тэртэрийцев оказалась очень проста: значки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали.
Тут-то и вспомнили о забытых знаках на найденных ранее черепках. Сравнили их с тэртэрийскими: сходство было очевидным. Неужели некогда на этих землях существовала цивилизация, по своему развитию ничем не уступающая шумерской?
Первоначально учёные предположили, что таблички тэртэрии датируются третьим тысячелетием до нашей эры, однако более тщательный радиоуглеродный анализ выявил, что артефакты гораздо старше. Сейчас большинство археологов сходятся во мнении, что таблички созданы около 7, 5 тыс лет назад, задолго до шумерской письменности, которая ранее считалась старейшей в мире.
Согласно официальной истории, первые земледельческие поселения на Балканах появились еще в VI тысячелетии до нашей эры. Древние люди селились в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Постепенно земледельцы осваивали топоры и другие орудия, сделанные из меди. Строили глиняные дома, овладевали искусством производства керамики. Время сохранило для потомков многочисленные статуэтки людей, сделанные руками древних обитателей этих земель. Например, вылепленную из глины голову мужчины или изображение женщины, тело которой сплошь покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор; ритуальный кувшин с рисунком. Может, и знаки на табличках вовсе не письменность, а просто некое переплетение линий?
В 1965 году один ученый утверждал, что тэртэрийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Мол, шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их - то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртэрийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.
Но тогда как объяснить разрыв в тысячелетие между появлением тэртэрийских и шумерских табличек? Разве можно скопировать то, чего еще не существует? Другие специалисты связывали тэртэрийскую письменность с Критом, но и здесь временное несоответствие достигало более двух тысяч лет.
Так могла ли письменность тэртэрии быть составной частью древнейшей культурной системы, под влияние которой много лет спустя попал и шумер или таинственные знаки на куске глины никакого отношения к письменности не имеют?
Специалисты попытались расшифровать глиняные послания. На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов, между ними помещен колос. Быть может, это изображение является символом благосостояния общины? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки разделена. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Может быть, это тотемы? Но тогда они также с шумерскими совпадают. В случае если исходить из этого постулата, то надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке, исходя из шумерских эквивалентов.
Сделав такой вывод, ученые приступили к чтению круглой тэртэрийской таблички. На ней прочерчены письменные знаки, разделенные линиями. Количество невелико их в каждом квадрате. Значит, письменность тэртэрийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических знаков еще не существовало.
В итоге специалисты смогли прочитать следующее: "Четырьмя Правительницами Лика Бога Шауэ Старейшина Разума Глубокого Сожжен Один".
science.ru-land.com
История письменности
Чёрная книга молитв
Марии Сфорцы. 1466-1476 гг. Миниатюрист Филиппде Мацерольес. Книга создана в Брюгге для герцога Бургундского Карла Лысого. Чёрная бумага, золото,серебро
Письменность,
как уже говорилось, – один из главных признаков появления цивилизации,
демонстрирующий общий уровень развития культуры. Письменность может возникнуть
лишь в обществе, которое «доросло» до сознания необходимости хранения информации
в форме, неподвластной искажениям – в отличие от устной речи. Первые письменные
памятники – это надписи владельцев предметов на печатях-пломбах, посвящения
богам, финансовые отчёты первых государственных чиновников. Более поздние – летописи
и памятные надписи царей и знатных людей.
Школьная тетрадь.
Египет. Деревои краска
Письменность
не только признак цивилизации вообще. Это, прежде всего показатель уровня
самостоятельности культуры. Пользуясь заимствованным письмом, народ составляет
единое цивилизационное пространство с другим народом или народами, подвергается
его культурному влиянию. Если же какое-то время господствует собственная
система письма, значит, цивилизация возникла обособленно, пусть позднее, и
подверглась внешнему воздействию. Единство системы письма позволяет очертить
границы цивилизации. Так, западноевропейскую цивилизацию Средних веков
позволительно называть латинской. У всех народов Западной Европы тогда в ходу
был латинский алфавит, сохраняющийся у них и по сей день. Более того, в
Средневековье распространение алфавита сопровождалось распространением
латинского языка в качестве языка литературы и официальных документов. В
древности на Ближнем Востоке подобной общей письменностью долго была
месопотамская клинопись, а затем ещё шире разошлось родившееся в Сирии
арамейское письмо. Причём последнее также распространялось вместе с языком.
С появлением
письменности люди древности начинают «говорить» с исследователем живыми
голосами. Многие элементы ушедшей реальности, о которых можно было лишь
догадываться, теперь чётко и в буквальном смысле прописаны в источниках.
История начинает излагаться, и изложение, созданное современниками, без
искажений попадает в руки современного специалиста. Значение письменных
памятников для изучения истории столь велико, что предшествующая её
возникновению эпоха нередко называется доисторией.
Клинописная
надпись из
дворца Дария I. Персеполь. VI в. до н. э.
Но появление
письменности ни в коей мере не умаляет значения вещественных памятников и труда
археолога. Да, толкование многих археологических находок облегчается
существованием письменных данных. Но ведь и сами древнейшие письменные
памятники стали известны только благодаря археологам. Самые ранние рукописи из
европейских библиотек и архивов относятся лишь к III–IV вв., хотя нередко и
являются копиями более древних. Огромную массу древнейших письменных памятников
доставляет так называемая эпиграфика – наука о надписях на камне и различных
предметах, иными словами, о надписях, сделанных нетрадиционным инструментом на нетрадиционном
писчем материале. Многие из них сохранились до наших дней и не нуждались в
поисках, но большинство всё же обнаружили археологи в разных точках земного
шара. В результате археологических раскопок в руках учёных оказались глиняные
таблички из Западной Азии, а также папирусы из Египта, рукописи на бычьей коже
(пергамене), относящиеся к рубежу новой эры.
Пиктограммы
и символы
индейцев апачи. XIX в.
Именно
благодаря археологическим находкам была воссоздана история древнейших
цивилизаций.
Найденные же
археологами рукописи рубежа новой эры, помимо прочего, доказали безусловную
подлинность тех памятников древнегреческой и древнеримской литературы, которые
сохранились в копиях Средних веков. Сейчас установлено как достоверный
факт – в древнейших центрах цивилизации письменная традиция не прерывалась с
конца IVтысячелетия до н. э.
Человек,
конечно, ещё задолго до появления письменности ощущал потребность в сохранении
информации. За века в том или ином роде, племени накапливалось столько нужных
сведений, что память устных рассказчиков уже их не вмещала. Это стало причиной
возникновения пиктографии – «рисуночного письма». Пиктография ещё не собственно
письменность. Пиктографическая летопись, например, представляет собой цепочку
рисунков, каждый из которых изображает какое-нибудь знаменательное событие из
жизни племени. Глядя на такое полотно, хранитель преданий вспоминал
последовательность фактов, о которых должен поведать. Со временем рисунки
становятся всё более простыми и схематичными, символическими. Так, в
«рисуночной летописи» североамериканских индейцев изображение лебедя с
опущенной в воду головой означало год смерти вождя по имени Лебедь. Появляется
так называемая фразография – при этой системе «рисуночного письма» отражается
уже целостный текст, где каждому предложению соответствует особый рисунок.
Папирус. «Книга
мёртвых» с изображением жреца бога Амона. Египет
Наиболее
развитые в культурном отношении народы мира в конце неолита переходят от
пиктографии к идеографии, или иероглифике. Идеография уже система письма в
собственном смысле слова. В ней целый текст чётко и недвусмысленно передаётся
через идеограммы – закреплённые знаки того или иного значения. В отличие от
современных букв идеограммы, однако, обозначали не звуки, но целые слова или
корни слов, а также числа. Для записи имён собственных использовались, как
правило, сочетания подходящих по звучанию или смыслу идеограмм. Другое название
идеограмм – «иероглифы» («священная резьба») – восходит к древним грекам. Так
они называли таинственную для них египетскую письменность, которая в последние
века до новой эры была понятна только местным жрецам.
Практически
каждый очаг самостоятельного становления цивилизации обладал собственной
системой иероглифического письма. Однако кому принадлежит пальма первенства,
учёные до сих пор не установили. Ясно лишь, что иероглифика зарождалась в
разных, даже соседних областях независимо друг от друга.
Глиняная клинописная
табличкаиз Месопотамии
Древнейшей
многие учёные считают письменность древних жителей Месопотамии шумеров,
известную со второй половины IV тысячелетия до н. э. Но шумеры ли были её
создателями? Сейчас всё больше доказательств того, что Месопотамия не является
родиной «своей» письменности. Символические «рисуночные» знаки, сходные по
начертаниям с шумерскими иероглифами, находят на сосудах культур Малой Азии и
Балкан VII–VI тысячелетий до н. э.
В древнем
захоронении конца VI–V тысячелетия до н. э. на территории Румынии, в Тэртэрии,
обнаружены глиняные таблички с иероглифами. Находка крайне загадочна.
Письменность табличек напоминает шумерскую (хотя и не полностью совпадает с
ней). Материал – глина – и форма табличек также вполне «шумерские». Но написаны
они явно не на шумерском языке и относятся ко времени намного старше самых
древних памятников Шумера. По поводу таинственных табличек высказано немало
предположений. Некоторые учёные, например, считают, что таблички гораздо моложе
погребения. В любом случае пока неясно, как толковать эту находку. Однако
последние исследования в самой Месопотамии позволяют сделать вывод, что
письменность отнюдь не сразу стала «шумерской» и распространялась с севера.
Тэртэрийские же таблички, если их дата верна, являются древнейшим в мире
письменным памятником.
По мере
развития месопотамской письменности знаки её, сначала вполне «рисуночные», всё
более упрощались. Этому способствовало то, что они с III тысячелетия до н. э.
выдавливались на глине с помощью примитивного
клинообразного инструмента. Отсюда название «клинопись». Клинописное
изображение естественным образом уходило от «рисуночной» точности, не передавая
уже подлинного облика предмета, стоящего за корнем слова (скажем, фигуры
землепашца или человеческой головы). Упростившись, письмо стало доступно для
передачи слов и слогов иностранного языка. Клинопись заимствуют многочисленные
народы Ближнего Востока. При этом некоторые из них до того имели собственную
систему иероглифики. Свои иероглифы были у эламитов на юго-западе Ирана, у
хаттов в Малой Азии.
Египетская
погребальная
стела с изображением жертвенных подношений богу Осирису
В Египте иероглифическое письмо
возникло также в IVтысячелетии
до н. э. и просуществовало без особых изменений до начала новой эры. Здесь
главными материалами для письма были камень и папирус. Значки вырезались или
рисовались, сохраняя при этом свою «рисуночную» точность изображения и
сложность. Потому-то египетское письмо не воспринималось у соседних народов, а
потом постепенно забылось и в самом Египте, став частью «священного» жреческого
знания.
Собственными системами иероглифов
обладали и другие очаги древнейших цивилизаций. Так было в тысячелетиях до н.
э. в долине Инда (так называемое
протоиндийское письмо), а во II–I тысячелетиях до н. э. в Южной Аравии.
Древнейшей письменностью Европы
(если не считать загадочных табличек из Тэртерии) являлось так называемое
минойское иероглифическое письмо (см. статью «Бык и лев: крито-микенская
цивилизация»). Его немногочисленные памятники разбросаны по островам Эгейского
моря, Криту и Кипру. Самый известный, с которым, собственно, и связано открытие
письма, – диск с круговой надписью из критского Феста. На смену этой письменной
системе пришло «линейное письмо» древнейших греческих цивилизаций. В нём
использовались уже не идеограммы, а геометрические условные значки,
обозначавшие слоги. Подобное переходное к алфавиту слоговое письмо известно и
некоторым другим народам Средиземноморья.
Самая распространённая и дожившая до
наших дней система иероглифического письма – китайская. Она зародилась во И
тысячелетии до н. э. и прошла долгий путь исторического развития. Китайская
иероглифика с самого начала отличалась простотой и схематичностью начертаний и
была быстро приспособлена для передачи слогов. Кроме того, ввиду замкнутости и
самобытности китайской культуры здешним иероглифам не пришлось соперничать с
алфавитами. Китайская идеография не только сохранилась, но была воспринята в
Средние века и соседними народами: вьетнамцами, корейцами, японцами. В Японии
до сих пор пользуются одной из разновидностей китайской письменности. Однако
всё же китайская идеографическая письменность не была на Дальнем Востоке
единственной. В 70-х гг. XX в. памятники самостоятельной иероглифической
системы II – I тысячелетий до н. э. обнаружили китайские археологи к югу от
реки Янцзы, где в древности жили предки тайских и вьетских племён.
Утагама Кунисада.
Праздник живописи и каллиграфии в чайном доме Манпаширо. 1827 г.
Собственное иероглифическое письмо
существовало и у индейских цивилизаций Древней Америки. Древнейшее – ольмекское
появилось в Мексике во II – начале
I тысячелетия до н. э. К ольмекской
письменности восходят иероглифы других индейских народов Центральной Америки:
майя, миштеков, сапотеков. В Южной Америке в начале IIтысячелетия н. э. собственную иероглифику (келька) создали
индейцы-аймара. Но в XVв., когда государство аймара покорили инки, все письменные
памятники, свидетельствовавшие о величии прежней культуры, были уничтожены
завоевателями. До нас дошли лишь три небольшие надписи келька, относящиеся ко
времени до XVI в.
Центром дальнейшего развития письма
от идеографии к алфавиту стали земли по восточным и северовосточным берегам
Средиземного моря. Именно здесь возникали линейные и слоговые системы письма,
уже значительно более простые, чем громоздкие, из многих тысяч знаков,
иероглифические письменности. Самый развитый из «морских» народов Ближнего
Востока – финикийцы (жили на территории Ливана) в конце IIтысячелетия до н. э. создали первое
алфавитное письмо. В нём каждый знак соответствовал определённому звуку.
Алфавитный текст гораздо длиннее иероглифического, однако знаков в нём в сотни
раз меньше, потому заучить их гораздо легче.
К финикийскому алфавиту восходят все
многочисленные ныне системы алфавитного письма, в том числе древнегреческая. В
Греции появилось и само слово «алфавит» – оно происходит от названия первых
букв «альфа» и «бета» (в Средние века «вита»). От греческого алфавита произошли
самые распространённые в средневековой Европе системы письма – латинский
алфавит и славянская кириллическая азбука, которой пользуются и в России.
Кодекс Борджа.
Библиотека Ватикана. XIII в.
Наличие письменных памятников немало
проясняет для историка в прошлом. Но они ставят и немало трудных вопросов.
Многие древние памятники написаны не просто на «мёртвых», но на совершенно
неизвестных в современном мире языках. Другие (скажем, древнеегипетские
иероглифические памятники) написаны на языке, в целом доступном для понимания.
Но сама система письма давно умерла, и «доступность» эту ещё надо было
установить. Итак, после находки памятника древнего письма археологом приходит
очередь его «чтеца»-дешифровщика. Дешифровка неизвестных систем письменности
давно стала важным направлением в языковедении.
Главным подспорьем для дешифровщика
являются так называемые билингвы – памятники, в которых на двух языках или двумя письменными системами даётся один и тот же текст. Билингвы были
довольно распространены на Ближнем Востоке, где параллельно существовали разные
системы письма. Роль билингвы могут играть и словари, по тем же причинам
активно создававшиеся в древних ближневосточных государствах. Подлинная удача
для историка – находка трилингвы, т. е. совпадающего текста в трёх разнописьменных
вариантах.
С трилингвы
некогда началась расшифровка древнеегипетской письменности. В руки французского
исследователя Жана Франсуа Шампольона (1790 – 1832) попала надпись на так
называемом Розеттском камне. На этой базальтовой плите одна и та же надпись
повторялась на греческом и древнеегипетском языках. При этом один вариант
египетского текста был выполнен хорошо известным местным алфавитным письмом, а
другой – загадочными для тогдашней науки иероглифами. Прочтение Розеттской
надписи позволило определить основные черты иероглифического письма и
расшифровать его.
Греческое письмо.
Камень. Лувр. Париж. 475 г. до н. э.
Большое
количество словарей, билингв и трилингв досталось археологам, проводившим
раскопки в Месопотамии и других областях Передней Азии. Среди них особое место
занимает трёхъязычная Бехистунская надпись, высеченная на высокой скале
Бехистун близ города Хамадан в Иране. Эту памятную надпись о победах
персидского царя конца VI в. до н. э. Дария I удалось прочесть английскому
учёному Генри Кресвику Роулинсону (1810 – 1895). Она дала ключ к расшифровке
клинописи древних цивилизаций Ближнего Востока. Закономерным итогом этой
многолетней работы, восхождения по цепочке билингв и словарей, стало открытие
неизвестного прежде и не родственного известным языка – шумерского.
В случае,
когда в распоряжении учёных не оказывается билингвы, им приходится вести
расшифровку письмен исходя из самих доставшихся текстов. Тогда внимательнейшему
изучению подвергаются характер письма, состав текстов, сведения о культуре, их
породившей. Если удаётся определить предполагаемый смысл хотя бы одного текста
(например, часто повторяющееся перечисление двенадцати-тринадцати слов может
быть обозначением месяцев), в руки учёных попадает так называемая искусственная
билингва. Если же с её помощью тексты начинают читаться, причём не только самим
первооткрывателем, значит, путь избран верный. Честь разработки этого метода
принадлежит российскому учёному Юрию Кнорозову (1922–1999), занимавшемуся
исследованием цивилизаций Центральной Америки. Разработанная им методика
успешно применяется его учениками и последователями при изучении
протоиндийского, минойского и рапануйского письма.
www.what-this.ru
Прикладной характер знаний первобытных людей | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Тема:
Первобытная культура и религия
Прикладные знания — знания, имеющие практическое значение, необходимые для повседневной жизни.
Во Франции во время раскопок археологи обнаружили обломок бычьего ребра, на котором были нанесены царапины, использовавшиеся в качестве пометок. Таким образом древние люди вели счёт. Что именно считали наши предки, мы уже никогда не узнаем, но, без сомнения, эта находка свидетельствует о том, что первобытные люди владели начальными математическими знаниями.
Существуют сведения и о том, что первобытные люди знали лечебные свойства растений, лечили некоторые болезни. Это положило начало развитию медицинских знаний. Люди наблюдали за животным миром и явлениями природы, накапливая знания об окружающей среде.
Конечно, появление первичных знаний произошло не сразу. Прошли десятки тысяч лет, прежде чем древние люди стали присматриваться к звёздному небу.
Они научились ориентироваться по звёздам. Это способствовало развитию астрономических знаний.
Путешествия, сухопутные и морские походы заложили основы географии и картографии. Но высочайшей ступенью развития первобытной культуры было изобретение письменности. Она возникла первоначально как рисуночное письмо. Рисунки, выцарапанные на скалах, называются петроглифами. Использование письменности давало возможность людям сохранять приобретенные знания и передавать их потомкам. Теперь каждое следующее поколение, опираясь на знания своих предков, дополняло их новыми знаниями. Так, благодаря изобретению письменности, процесс развития культуры и хозяйства заметно ускорился.
Рисуночное письмо — письмо в виде рисунков, передающих общее содержание сообщения. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Намного позже, уже в период существования государств, на Востоке возникло алфавитное письмо.
Петроглиф (с греч. petros — камень и glypho — вырезаю) — древнее изображение на скалах, камнях, стенах пещер.
На этой странице материал по темам:
Как первобытные люди передавали знания
Письмо первобытных людей картинки доклад
Гдз по окружающему миру почему возникла письменность и зачем она была необходима
Вопросы по этому материалу:
Какие знания постепенно приобретали первобытные люди?
Что побуждало людей постоянно расширять и углублять свои знания об окружающем мире?
Для чего людям необходима письменность?
worldofschool.ru
Письменность
Поиск по сайту:
Главная » Темы » Письменность
Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. Развитие письменности происходило по следующей схеме: в начале смысл определенных понятий или процессов передавался с помощью рисунка, потом появились иероглифы и, наконец, в I тысячелетии до н.э. финикийцы придумали алфавит.
Возникновение речи является основной предпосылкой к появлению письменности. Ведь едва научившись говорить, первобытный человек столкнулся с необходимостью фиксировать свои мысли или слова для того, чтобы передать информацию сородичам либо сохранить уже накопленные знания для следующих поколений. В свою очередь письменность оказывает достаточно сильное влияние на сам язык. Она делает его более стабильным и оформленным, а также расширяет и укрепляет круг понятий и категорий, которые окружают человека в повседневной жизни.
Значение письменности в истории развития человеческой цивилизации невозможно переоценить. Внешний мир, повседневная жизнь, внутренние переживания – все это находит отражение в языке. И письмо становится одной из важнейших форм существования последнего, поскольку исключительно с помощью записей можно сохранить какую-либо информацию за пределами человеческой памяти. Так, археологи до сих пор находят древние образцы письменности, по которым восстанавливается картина развития той или иной культуры, а также определяются характерные особенности проживавших на определенных территориях этносов.
Известно, что появление письменности стало весьма энергичным импульсом в развитии человеческой цивилизации. Более того, история начинается именно с того момента, когда наши предки впервые попытались запечатлеть свои представления об окружающем мире. Основной предпосылкой к возникновению письма являлось развитие устной речи.
Возникновение письменности – переломный момент в истории человеческой цивилизации. Именно с него начинается история, а значит, сегодня мы можем хотя бы частично восстановить события давно минувших дней и попытаться понять, как жили наши предки.
Цивилизация древних инков являлась крупнейшей на американском континенте. И довольно длительное время историки удивлялись тому, что на территории индейских поселений не было найдено ни одного намека на письменность. Ясно было только одно – такое крупное государство никак не могло обойтись без письма. Ведь с его помощью должны были заключаться договора и союзы, вестись торговля, да и в простом хозяйстве оно было бы весьма полезным инструментом.
«Узел судьбы» – так говорят, когда имеют в виду какой либо трудный период в жизни человека. И мало кто задумывается о том, откуда пошло это выражение. Здесь следует отметить, что узлы сопровождают человека с самых давних времен – без них не могли обойтись охотники, рыбаки, земледельцы, торговцы, солдаты и т.д. Более того, история свидетельствует о том, что даже письмо когда-то было узелковым – с его помощью осуществлялась передача самой разнообразной информации в закодированном виде.
Узелковое письмо Китая – одно из самых необычных явлений в истории человеческой цивилизации. Красивые и сложные узоры, которые сегодня может попытаться повторить только мастер, да и то лишь при помощи специальных приспособлений, китайцы плели еще в III тысячелетии до н.э.
С развитием речи и интеллекта человек понял, что далеко не все знания можно хранить в памяти – передаваясь из поколения в поколение, они будут неизбежно искажаться и теряться. Тогда и возникла письменность, которая позволяла фиксировать различную информацию для сородичей и потомков.
Пиктография – древнейший вид письменности, который сохранился у некоторых народов мира и по сей день. Следует отметить, что данная разновидность письма не является фонетической, то есть не передает звучания слов. Она представляет собой набор изображений предметов, событий или каких-либо действий. К примеру, с помощью пиктографии можно было запечатлеть успехи на охоте, передать соплеменникам предостережение о воинственных соседях или рассказать о природных явлениях, характерных для определенного времени года или определенной местности.
Идеография – это отдельная разновидность письма, знаки которого обозначают определенную идею. Это является фундаментальным отличием от пиктографии, изображения которой передают значение конкретных объектов или предметов. Появление идеографического письма напрямую связано с развитием мышления и, следовательно, языка, когда человек научился разделять речь на отдельные элементы – слова.
Развитие письменности напрямую связано с эволюцией человеческого интеллекта. В древнейшие времена примитивное предметное или пиктографическое письмо использовалось для передачи простейших понятий и обозначения наглядных предметов или вещей. Но с течением истории отмечено интенсивное развитие мышления и языка и, как следствие, появилась необходимость обозначения отдельных слов или словосочетаний. Их же совокупность позволяла фиксировать различные абстрактные понятия
Иерографическое письмо – одна из самых необычных разновидностей письменности. Дело в том, что любой иероглиф не передает фонетического звучания слова или словосочетания. В зависимости от контекста он имеет определенный смысл, образно описывая отдельные предметы, явления, понятия или категории. Иерографическая письменность характерна в основном для народов Востока, хотя и в других уголках мира встречаются порой свидетельства о том, что наши предки передавали информацию следующим поколениям с помощью иероглифов.
Китайская каллиграфия – это искусство изображения…слов. Она представляет собой нечто среднее между обычным письмом и рисунком – иероглифы, написанные методами каллиграфии, не только передают определенный смысл читающему, но и доставляют ему эстетическое наслаждение. Ключевой особенностью каллиграфии является наличие гармонии духа и движения. Это означает, что изображение мысли, которую пишущий желает передать на письме, должно быть оформлено так, чтобы читателю был понятен не только смысл написанного, но и настроение или душевное состояние, вызываемое им.
Письменность является характерной чертой нашей цивилизации. Ее появление напрямую связывают с развитием человеческого интеллекта. Усовершенствование системы письма стало основой для зарождения политических, экономических и социальных отношений. Но если ни один современный человек уже не мыслит себя и окружающий мир без письменности, то в давние времена она была доступна лишь избранным. Лишь особы, приближенные к божеству или правителю, имели право на получение знаний о письме – так от внимания недоброжелателей оберегалась важнейшая информация, касающаяся верований, ритуалов и научных знаний.
Слоговое письмо представляет собой фонетическую систему. Ее простейшими элементами являются отдельные знаки или совокупность символов, обозначающие определенные слоги, которые состоят из согласного звука с гласным или же одного гласного. Слоговые системы возникли на основе логографии, а следующей ступенью развития письменности является буквенно-фонетическое письмо, которое используется сегодня практически повсеместно.
Алфавит – это особая форма письменности, основанная на стандартизированном наборе знаков. Они обозначают языковые фонемы, но однозначного соответствия звуков и букв практически не существует. Считается, что впервые алфавит был изобретен в финикийском государстве около 3 тысячелетий назад. Впрочем, некоторые историки полагают, что подобные системы письма существовали и ранее, однако прародителем современных алфавитных систем является именно финикийское письмо.
Среди всех когда-либо существовавших видов письменности проверку временем прошли только алфавит и иерография. Что касается последней, то она достаточно широко используется во многих восточных странах. Но именно алфавит является основой письменной системы большинства развитых государств мира.
Сложно переоценить роль шрифта в истории человеческой культуры. Ведь изображение языковых символов имеет ничуть не меньшее значение, чем сам язык, являющийся универсальным средством общения. В зависимости от специфики того или иного языка в различных алфавитных системах используется определенное количество букв.
Письмо представляет собой знаковую систему фиксации устной речи. Первоначально письменность была предметной, но с течением времени вследствие развития языков и мышления возникла необходимость в более точной передаче информации и закреплении ее во времени. Так появилась пиктография – в качестве знаков в ней использовались рисунки, обозначающие отдельные предметы, явления или понятия. Из пиктографического письма развилась идеография. Здесь знаки обозначали слова в произвольной грамматической форме, которая зависела от контекста.
www.letopis.info
Зарождение письменности
Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько.
Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.
Надписи находят на стенах грабниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневеи обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты.
Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.
Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.
Палочное письмо
Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации как вАмпумы и кИпу.
Вампумы
Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или поясА, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения. Ракушечное письмо отнюдь не было монополией индейцев. В качестве мнемонического средства пользовались и пользуются им многие народности в Африке (письмо “инивари”).
Узелковое письмо
Кипу (узелковое письмо) – ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли письменность у инков. Ни одно настоящее государство не может существовать без письменности: необходимо вести постоянный учет, передавать сообщения о событиях в стране, распоряжения. Создатели громадного государства – крупнейшего в доколумбовой Америке – должны были иметь письмо. Однако его так и не обнаружили. Похоже, что письмо инков (а, точнее, предписьменность) просто имело слишком необычный вид. Кипу (на языке индейцев кечуа – 'узел ') – оригинальное порождение инкской культуры; это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. Наиболее удаленные от веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни, затем тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.
Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – войнов и т.д. Кипу позволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе войнов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое иное. Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу – кипу-камайокуна. Главным среди них был личный секретарь Верховного правителя инков – Великого Инки, подающий ему сводную информацию. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были потрясены той быстротой и точностью, с которой им выдавались нужные сведения. Взяв в руки кипу, кипу-камайокуна сразу начинал читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за движениями глаз и рук.
Первые книги, отпечатанные наборным способом (с помощью набора литых металлических литер), появились в Германии в середине 15 в. К концу столетия этот способ книгопечатания распространился по всей Европе. В то же время умение писать становилось все более необходимым и распространенным по мере развития торговли и коммерции, поскольку и правительства, и частные предприятия уделяли все больше внимания постоянному ведению учета. Таким образом, развитие латинского письма пошло двумя путями: путем книгопечатания, с одной стороны, и путем письма от руки, применявшегося в переписке и при ведении деловых записей, с другой.
www.ukoha.ru
Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. - Откуда мы знаем, как жили наши предки.
Комментарии преподавателя
С древних времен люди стремились узнать как можно больше о своем прошлом. Вспомните, ведь и Вы наверняка спрашивали своих родителей, бабушек и дедушек, что происходило с Вами, когда Вы были еще совсем маленькими, а так же какие события происходили до вашего рождения. Этот интерес, проявившийся в детстве, подталкивает многих людей к изучению прошлого и настоящего народов мира. Наука, изучающая прошлое называется историей, а ученых, изучающих ее, называют историками.
В пятом классе Вы приступаете к изучению истории Древнего мира, но прежде, чем Вы познакомитесь с жизнью и бытом людей, населявших Землю в столь отдаленном прошлом, необходимо выяснить, откуда нам известны эти сведения.
Вам уже хорошо известно, что мы живем на планете Земля. На Земле есть шесть материков, то есть обширных пространств суши, которые омывают воды океанов и морей. В наше время пять из шести материков заселены людьми. Единственный материк, где люди постоянно не проживают – Антарктида, или Южный полюс, там слишком холодно.
Как предполагают ученые, первые люди появились в Африке, затем, постепенно, они заселили Евразию, Австралию, Северную и Южную Америки. Расселение людей по планете происходил десятки и сотни лет назад.
В это время активно развивались общество, хозяйственная деятельность, появлялись и совершенствовались орудия труда. Какие события происходили в человеческих обществах, что изменялось в жизни людей, Вы узнаете из курса истории.
Но откуда ученым известно, как жили наши далекие предки?
Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Древний Египет одно из первых государств, в котором появилась письменность. Писали в Египте на стенах гробниц и папирусе - материале, похожего на бумагу, получаемого из одноимённого растения. В других странах для письма использовали глиняные таблички, пальмовые листья, деревянные дощечки, ткани. Хорошо известная и привычная для нас бумага появилась менее двух тысяч лет назад.
Люди записывали свои знания о мире, вели летописи, т.е. записи событий произошедших в то или иное время, фиксировали законы и обычаи. Благодаря сохранившимся до наших дней письменным источникам нам известно очень много о жизни наших предков.
Но как быть с историей народов, живших до изобретения письма?
В этом случае ученые применяют так называемые Вспомогательные Исторические Дисциплины, благодаря которым можно изучать историю по неписьменным, или, по-другому, вещественным памятникам.
От древних государств сохранились знаменитые сооружения. Многие из них Вам знакомы. Это пирамиды Египта, Великая Китайская стена, Стоунхендж в Англии, римский Колизей и т.д. Изучая эти постройки, люди узнают о развитии техники в Древнем мире, а так же об уровне развития культуры и религии. Древние постройки строились по приказам царей и полководцев, которые стремились подчеркнуть свое могущество.
Сооружения посвящали богам и людям. Они могли служить для устрашения или развлечения.
Большую роль в изучении истории играет наука археология. Археологи раскапывают древние поселения, выясняя, как жили люди в прошлом, чем они питались, какие вещи создавали. Эти исследования позволяют в деталях восстановить быт людей, узнать об их занятиях.
До изобретения письменности люди передавали информацию устно, от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Со временем многие рассказы превращались в легенды и сказки. Этот источник знаний получил название фольклор.
Кроме того, многие народы Африки и Азии еще совсем недавно, менее ста лет назад, находились на уровне развития, который наши предки преодолели еще тысячи лет назад. Изучая эти народы и сравнивая полученную информацию с данными археологии, ученые-этнографы гораздо больше узнали об истории Древнего мира.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Рассказать детям о первобытных
рисунках, которые археологи нашли в пещерах по
всему свету.
Оборудование
Для учащихся: альбомы или тетради.
Для учителя: ксерокопии
(наскальные рисунки) для каждого ребенка.
Методические рекомендации
Написать на доске латинское слово pictus
– живописный, греческое слово – grapho – пишу.
Раздать детям ксерокопии с
наскальными рисунками, чтобы они могли видеть, о
чем идет речь.
Информация для учителя
Возникновение письменности относится
к глубокой древности. Люди долгое время
объяснялись рисунками или предметами.
Собственно письмо началось с рисунков. В
пиктографии рисунки и письмо нерасчленимы,
поэтому наскальными рисунками занимаются
археологи, этнографы, искусствоведы, историки
письменности.
Пример. Эскимосы Аляски оставили
рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в
доме нет еды. Был нарисован человек, который
поднес руки ко рту – это означало «еда». Человек
развел руки в стороны – знак отрицания: «нет
еды».
На скалах и в пещерах сохранились
рисунки первобытных людей. В «темных подземных
залах» на стенах тянутся изображения оленей,
кабанов, бизонов, буйволов. Животные бегут, стоят,
лежат. Первобытные художники выразительно
рисовали животных. Они были очень наблюдательны.
Охотники подробно изучали поведение
стада. Для чего они следили за поведением
животных? Что это давало на практике? Первобытные
люди составляли свои календари, в согласии с
которыми строилась вся жизнь общины.
Пиктография. Охота на оленей.
Наскальная живопись. Испания
Зачем человек рисовал зверей?
Возможно, для пещерного человека эти
картины имели какое-то практическое значение.
Может быть, через эти рисунки человек общался с
богами. Возможно, убивая нарисованного зверя, он
верил, что это поможет ему на предстоящей охоте.
Настенные рисунки сохранили свои
краски: красную, белую, черную, желтую. Черную
краску добывали из угля, белую – из известняка,
желтую и красную – из глины.
Как давно обнаружили пещерные
«галереи»?
Все началось с Альтамиры, горного
местечка в Испании. Марселино Саутуола с дочкой
на плечах и несколькими местными жителями
отправились смотреть пещеру, недалеко от
поместья. Когда они вошли в самый большой зал
пещеры и подняли вверх зажженные факелы, то
маленькая девочка испугалась и закричала: «Папа!
Смотри… быки... быки.… Я боюсь». Дочка Саутуолы
показала на стены. На темном фоне древнего камня
четко были видны бизоны. Черная и красная краски
были яркими. Один бизон поднял голову и ревел.
Другой бежал. С одной стороны виднелись фигуры
двух коней, а с другой – на бизонов смотрел кабан.
В 1879 году пещеру приехали смотреть
ученые. И не поверили, что все это нарисовано
древним художником. Кто-то узнал, что за
несколько месяцев до находки в поместье Саутуолы
гостил художник из Франции. И участники
международного конгресса археологов,
состоявшегося в Лиссабоне, единодушно обвинили
Марселино Саутуолу в мистификации.
Но через несколько лет на юге Франции,
в провинции Дордонь, нашли новые наскальные
рисунки. В 1901 году в пещере Камбарелль нашли
изображения бизонов – как будто кто-то снял
копию с рисунков Альтамиры. В том же году
исследователи открыли пещеру Фон-де-Гом.
Возможно это самые лучшие образцы живописи
каменного века – многочисленные изображения
бизонов, львов, диких лошадей и других животных.
Долгое время считали, что наскальные
рисунки существуют только в Западной Европе: в
Испании и Южной Франции. Однако наскальные
рисунки встречаются в Сахаре, в Башкирии, в
Узбекистане, в Грузии, на скалах реки Ангары, на
берегах Енисея – по всей Сибири: от предгорья
Урала до Амура, в Уссурийской тайге.
После рассказа попросите детей
нарисовать в альбомах или на доске свои
«первобытные картины», учитывая цвета древних
красок. А пока дети рисуют, расскажите им историю
о скифах.
Геродот писал о скифах, об их способе
общения. В Великую Скифию вторглись персы,
ведомые Дарием. Степняки уходили в глубь страны,
уклоняясь от прямой битвы с преследователями.
Персидский властелин негодовал, не зная, что
думать об этих ускользающих от решительной
схватки скифах. Наконец, последние прислали
Дарию с гонцом птицу, мышь, лягушку и пять стрел.
Царь персов собрал военный совет, который должен
был высказаться: что означает это послание?
«Дариево мнение было то, что скифы отдают ему
самих себя, земли и воду». Дарий рассуждал так:
мышь живет на земле, питаясь одним плодом с
человеком, лягушка живет в воде, птица весьма
сходствует с лошадью, стрелы же отдают они, как
силу свою. Но один из мудрецов прочитал послание
совсем по-другому: «Если вы, о персы, не улетите в
небо, сделавшись птицами, или не спрячетесь в
землю, обратившись в мышей, или не броситесь в
озеро, сделавшись лягушками, то не возвратитесь
назад и будете побиты стрелами».
Вскоре скифы стали против Дария с
конницей и пехотой. Строй скифов перебежал заяц,
и все, кто его увидел, тотчас бросились за ним.
Дарий, узнав, что степняки гоняются за зайцем,
спросил: как к этому надо относиться? Последовал
совет: привязать всех ослов к столбам, а самим
бежать отселе...