ВИДЫ зАНЯтИЙ В ПЕрВОБЫтНОм ОБЩЕСтВЕ. Занятия первобытных женщин
Воспитание детей: как растили «цветы жизни» с древнейших времен до Средневековья
На каждом этапе развития человечества существовал свой комплекс представлений о том, как правильно следует растить детей. «Апрель» решил разобраться в гендерных принципах воспитания подрастающего поколения, которых придерживались наши предки.
Расскажи друзьям:
Первобытное общество
Первобытных людей едва ли беспокоил вопрос, как следует относиться к немногим выжившим в суровых условиях мезолита малюткам. Такого явления как моногамная семья еще не существовало, роль пап и мам выполняли все взрослые представители рода.
Необходимым знаниям и навыкам ребята учились у старших товарищей. Едва научившись держать копье, homo sapiens мужского пола отправлялся на охоту. Поскольку женщины и девочки тоже часто покидали жилище, чтобы собрать немного съедобных ягод и прополоть грядки, заботу о младенцах обычно поручали старикам.
Со временем многолюдные общины вытеснила привычная нам семья, где ведущая роль в воспитании отводилась матери.
После появления занятий, вроде лечения болезней или предсказания погоды, которые не требовали физической силы и ловкости, но пользовались большим авторитетом у соплеменников, пролетарии второй категории задумались о том, как сохранить и приумножить собственные знания – чтобы их детям и детям их детей жилось вольготно. Так появилось два принципиально значимых для человечества явления: письменность и школа.
Древние цивилизации
Как социальный институт школа оформилась в эпоху первых цивилизаций. В Древней Месопотамии существовали, так называемые, дома табличек (по-шумерски – эдубба), в которых мальчиков обучали грамоте. Роль учителя в такой школе сводилась к изготовлению «учебников» – табличек, с которых дети списывали текст.
Позже, когда в эдуббах стали преподавать астрономию, географию, математику, медицину, историю и другие науки, у студентов появилась возможность общаться с преподавателем, узнавать, почему следует писать именно так, а не иначе. Кроме того, появились эддубы для девочек из знатных семейств, программа которых не отличалась от мужской школы.
В Древнем Египте школы возникали при храмах и домах знатных особ. Как и в Месопотамии, основными предметами школьной программы были чтение и письмо. Однако в некоторых учебных заведениях преподавали различные науки, а также правила этикета и даже иностранные языки. А в I тысячелетии до н.э. появились школы врачей и астрономов.
Читайте также: Как я стала учителем в школе. Личная история>>
Важной составляющей школьного воспитания в Египте была дисциплина. «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал», – сказано в одном из древних папирусов.
И в Междуречье, и в долине Нила образование было платным, и потому доступ к знаниям имели лишь отпрыски знатных семейств.
Древняя Греция
Древние греки стали первыми, кто додумался вынести вопрос воспитания детей на государственный уровень. Учеба перестала быть исключительной прерогативой богачей – муниципальные школы были бесплатными и каждому гражданину полагалось уметь считать и писать.
В период расцвета древнегреческой цивилизации главными национальными трендсеттерами в сфере образования выступали города-полисы Афины и Спарта.
Читайте также: К доске - знаменитые двочницы и недоучки>>
В Афинах, считавшихся центром наук, искусств и ремесел, к обучению в школах допускались только мальчики. В 7 лет юный афинянин приступал к изучению грамматики, арифметики, музыки, пения и декламации литературных произведений.
С 12-13 лет дети постигали основы астрономии и философии. Тогда же начиналось физическое воспитание. В спортивных школах (палестрах) мальчики делали гимнастику, занимались бегом, плаваньем, борьбой, упражнялись в метании копья и диска.
Эквивалентом современной старшей школы в Афинах была гимнасия. Здесь молодые люди 16-18 лет изучали логику, риторику, философию, этику. В роли лекторов в гимнасиях часто выступали видные политики, поэты и философы.
В Спарте из юных граждан (кстати, независимо от их пола) растили воинов. Поэтому каждый одобренный советом старейшин (читай: не сброшенный со скалы) ребенок, достигнув тех же семи лет, начинал активно закалять тело и дух.
В программе спартанской начальной школы (с 7 до 15 лет) было всего 2 академические дисциплины – чтение и письмо. Большую часть своего времени дети посвящали физподготовке. При этом условия тренировок были по-армейски суровыми, их учили переносить боль, голод, холод, подвергали различным, порой, не только болезненным, но и унизительным испытаниям – вроде публичной порки.
С 15 лет образовательную программу дополняли уроки музыки – подростки разучивали строевые песни. По достижении 18-летнего возраста спартанцев посвящали в эфебы – юноша становился членом военной общины. Еще пару лет он тратил на закрепление полученных в школе знаний и навыков, совершенствовал военное мастерство.
Примечательно, что воспитание девочек в Спарте было практически аналогичным. В отличие от Афин в Спарте женщины обладали теми же правами и свободами, что и мужчины. Жену не рассматривали как собственность супруга, она могла владеть недвижимостью и рабами, и должна была уметь постоять за себя и свой дом в случае нападения неприятеля.
Каждая юная спартанка в обязательном порядке посещала школу, где упражнялась в метании копья, занимались бегом и борьбой. Как и юноши, девушки тренировались преимущественно нагишом.
Спартанцы не видели причин скрывать красоту женского тела. Даже за пределами спортивной площадки одежда спартанок была очень открытой, в других регионах Греции спартанских женщин называли «обнажающими бедра».
Традиционные женские занятия, которым с ранних лет учили афинянок – вроде шитья или ткачества – в Спарте считалось занятием рабынь, унижающим достоинство свободной женщины. Поэтому «домоводство» не входило даже в курс спартанского домашнего обучения.
Древний Рим
Система воспитания и образования в Древнем Риме сформировалась под влиянием греческой традиции, однако носила более утилитарный характер.
Ведущую роль в воспитании юных римлян играла фигура отца.
Римских младенцев не сбрасывали, как в Спарте, в пропасть Тайгетского хребта, однако если ребенок по каким-то причинам не устраивал родителя (например, был больным, слабым или – был девочкой), глава семейства мог отказаться от своего чада или продать его в рабство. Причем это правило распространялось не только на самых маленьких – от подростков порой избавлялись также безжалостно, как и от грудничков.
Первоначальным воспитанием ребенка также занимался родитель. В богатых семьях дети находились, как сказали бы сейчас, на домашнем обучении.
В качестве педагогов для своих отпрысков римская знать часто «выписывала» репетитора из Греции: представитель знатного рода должен был владеть, как минимум, двумя языками – латинским и греческим.
В то же время каждом городе Империи работало немало школ. Первой ступенью образования являлась тривиальная школа, в которой детей 7-9 лет обучали грамоте и правилам счета.
Такие учебные заведения находились в частной собственности, но плата за посещение была небольшой, поэтому начальное образование было доступно большей части свободного населения страны. Иногда тривиальные школы посещали и девочки.
Дети знатных граждан часто пропускали этот этап обучения, переходя сразу к следующему – к грамматическим школам. В них подростки с 12 до 16 лет изучали основы римского права, греческий и латинский языки, риторику.
В отличие от греков, римляне смотрели на воспитание подрастающего поколения достаточно прагматично: в школах Империи почти не преподавали искусства, да и спортом римские подростки занимались куда меньше своих греческих сверстников.
Средние века
Воспитательные принципы Античности с началом Средневековья благополучно забылись. Главенствующая на тот момент в Европе религия – христианство – полагала бренное тело источником греховности, поэтому о главном столпе греческого воспитания - физподготовке - можно было забыть.
В целом, отношение к греко-римской модели образования в европейских государствах было крайне негативным. Однако, уничтожив школы язычников, служители молодого культа остались ни с чем. Грамотой не владели даже особы голубых кровей.
Вскоре в Европе стали появляться церковные школы, работавшие при монастырях, церквях и домах священников. В эти учебные заведения принимали только мальчиков от 7 лет и старше. Главными предметами были чтение, письмо, арифметика и закон Божий. В самых маленьких приходских школах часто обходились без первых трех.
В больших городах при крупных церковных центрах существовали школы, в которых в купе с богословием изучали также 7 свободных искусств.
Это нововведение стало возможным благодаря деятельности философа и теолога Боэция, который сумел убедить других церковников в необходимости преподавания таких дисциплин как грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, риторика и диалектика.
Что касается собственно воспитания, с этим в Средние века все было предельно просто: от ребенка требовалось беспрекословно повиноваться воле учителя и не задавать лишних вопросов.
За любую даже самую ничтожную провинность школьника могли жестоко выпороть. Церковь всячески приветствовала телесные наказания, поскольку считалось, что физические страдания способствуют очищению души.
Читайте также о женской доле в древности: как наводили красоту в средневековой Европе и допетровской Руси>>
Женским образованием в Средние века также заведовала Церковь. Маленьких аристократок отправляли на обучение в женские монастыри или же приглашали учителя (капеллана, монаха) на дом. Программа была стандартной – чтение, письмо, богословие и, конечно, благородные манеры.
Для девочек из непривилегированных семейств все образование, как правило, сводилось к «курсам домоводства» от собственной матери.
Продолжение следует…
Рассказывала Валентина Гольцберг
Расскажи друзьям:
Материалы по теме
История и актуальные тенденции русского боди-арта
april-knows.ru
ВИДЫ зАНЯтИЙ В ПЕрВОБЫтНОм ОБЩЕСтВЕ
ТОП 10:
Свободное время человека, а также его занятия, которые мы от- носим к досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а формировались исторически. Члены первобытного общества не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо на- личие зрелых социальных отношений (труд, социальная дифферен- циация, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семей- ные связи и др.), которых в первобытном обществе не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.
Труд людей доисторических культур носил примитивный харак- тер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли. Существовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу, которую поглоща- ли, почти не обрабатывая. Примитивно сооруженное жилище стано- вилось общим и носило временный характер.
В то время существовало социальное разделение людей по по- ловозрастным признакам (мужчины — женщины, дети — взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и т.д. Такой способ организации людей обеспечивал условия лишь для простого обще- ственного воспроизводства и существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваивающим, типом хозяйственной деятельности.
Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охо- те на диких зверей. Позже они научились разводить домашних жи- вотных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие расте- ния. Но еще долгое время в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Религия, искусство, наука находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.
В первобытном обществе дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приуча- лись к коллективному труду и быту. В труде и повседневном обще- нии со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требовани- ям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.
Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифологическое сознание включало пред- ставления людей, в которых содержались как адекватные, так и фан- тастические образы о мире и о себе. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее создавать культурную среду, переделывать окружающий мир.
В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой
повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.
Первым объектом такого истолкования, объяснения были дей- ствия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, риту- альные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.
Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, обряженными под тотемное животное, ритуальные то- темистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как суще- ства, бывшие одновременно и людьми, и животными, — как полулю- ди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описа- ния и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистиче- ских предков. Когда становление тотемистических мифов заверши- лось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.
В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях-существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материаль- ной культуры. Первоначальные представления о культурных геро- ях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Перво- начальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделя- лись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религи- озная мифология.
Также многофункциональной была магическая практика, кото- рая стремилась оптимизировать существование людей, поддержива- ла у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрывная связь. Существуют различные классификации магиче-
ских действий. В основу одних положены особенности магической
«техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная и др.), в основу других — связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, лю- бовная, лечебная, вредоносная и пр.). Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных ката- клизмов, врагов и несчастий. Таким образом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жиз- ненные проблемы.
Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведе- ния (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипу- ляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволя- ло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удач- ной.
Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревнова- тельной активности, что в те далекие периоды позволяло поддержи- вать физическую форму.
В развитии мифологии и магической практики участвовали все члены сообщества. Каждый человек осознавал свое участие как должное. Однако уже в то время выделялись индивиды, которые лучше других выполняли шаманские действия, или лечили окру- жающих, или рисовали на скалах диких животных, или играли на музыкальных инструментах. И делали это не в «свободное» время, а по мере необходимости, в силу традиционных предписаний и обы- чаев, постоянно, может быть, несколько раз в день, ибо эти действия были важны для повседневной практики всего сообщества.
Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были вклю- чаться все — и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первич- ными формами будущего досуга.
Магические, а также игровые занятия, направленные на дости- жение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в закли- нания шамана, что бессознательно формировало у них чувство го- товности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструмен- тов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, го- товности к трудностям.
Существовал еще один вид коллективной активности — празд- ник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значи- мого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от при- родных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились бы- стрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включа- лись в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.
infopedia.su
Женские занятия в Древнем Египте
От простых крестьянок до женщин-фараонов, от врачевательниц до жриц – египтянки могли похвастаться необычной свободой по сравнению с другими древними цивилизациями, в том числе и свободой выбора ремесла!
Египет времен фараонов – одна из немногих древних цивилизаций, предоставивших женщинам положение хотя и не равное мужскому, но все- таки весьма привилегированное. Прежде всего, следует отметить, что женщины и мужчины здесь были равны перед законом. Женщины несли ответственность за свои поступки, могли иметь собственность и заниматься некоторыми ремеслами.
Доступ к знаниям
Такое положение дел греки безжалостно высмеивали. Так, Диодор Сицилийский пишет, что “мужья заключают брачный договор, чтобы повиноваться своим супругам”. Не остался беспристрастным и Геродот, утверждавший в частности, что “ у них женщины ходят на рынок и торгуют”, в то время как “мужчины остаются в дома и ткут”!
Хотя чаще всего настоящее образование получали мужчины, которые должны были стать чиновниками, и ни одного текста, предназначенного для женщин, археологи не обнаружили. Некоторые исследователи утверждают, что девочки тоже могли пройти обучение грамоте, начинавшееся с самых ранних лет. Однако, по -видимому, речь идет прежде всего о девочках благородного происхождения, которым было разрешено посещать дворцовую школу вместе с детьми фараона. В храме Саккары иллюстрация, датирующаяся эпохой Древнего царства, показывает нам принцессу Идут, катающуюся на лодке, в которую она взяла все инструменты писаря.
Девочек более низкого происхождения воспитывал отец, брат или даже мать; таким образом, женщины могли передавать знания из поколения в поколение.
Женщины чиновники
Это может показаться нам удивительным, однако в эпоху Древнего царства женщины могли занимать высокие должности в администрации. Некоторые из них становились интендантами, казначеями, смотрителями погребальных владений или же хранителями складов фараона.Однако женщины не часто занимали самые высокие должности. Например, некая Небет стала визирем и второй тещей царя Пепи 1 во времена 6 династии. Тем не менее, следует отметить, что она была обязана этой должностью своему родству с могущественным семейством из Абидоса, которое, как говорят, спасло фараона во время заговора в гареме. Еще одно исключение того же рода отмечается в период правления 26 династии.
В эпоху Среднего царства количество женщин – чиновников уменьшилось, а в Новом царстве женщин окончательно отстранили от административной службы.
Дельцы, врачевательницы и повитухи
Закон предоставлял женщинам право на владение третью имущества, нажитого супругами, и свободу распоряжаться своим собственным имуществом на свое усмотрение. Так египтянки могли владеть собственностью или брать ее в аренду, в том числе, у них могли быть свои земли, что давало им экономическую независимость от супруга. Некоторые из них становились настоящими деловыми женщинами, поручавшими мужчинам второстепенные задачи.
Кроме того, они могли держать слуг, которых одалживали при случае для других работ. Наименее богатые иногда занимались торговлей помимо ведения хозяйства: они продавали ткани, одежду, овощи… Другие же, кому посчастливилось продолжить обучение, становились врачевательницами или повитухами.
Госпожа Песешет, жившая в 3 тысячелетии, стала первой известной нам женщиной- врачом в истории человечества. Более того, она получила титул “ главная женщина – врачевательница”! Кстати, покровительницей врачей терапевтов была женщина, богиня – львица Сехмет, могущественная особа, которая могла наслать болезни, а могла и исцелять их.
Ремесла
Ремесленничество было преимущественно мужской прерогативой. Однако прядением, ткачеством и пошивом одежды занимались именно женщины, так же как и всем, что связано с уходом за собой и туалетом. Одни совершенствовались в изготовлении ароматных масел или притираний. Другие становились массажистками, парикмахершами или маникюршами.
Место для женщин находилось и в пищевом производстве. Египтянки работали просеивальщицами, мельничихами и булочницами. Кроме того, им нередко доверяли изготовление пива.В стране, живущей преимущественно сельским хозяйством, женщины не могли не принимать участие в полевых работах, однако самую тяжелую их часть, требовавшую немалой физической выносливости, они оставляли мужчинам. К примеру, египтянки шли за жнецами, подбирая упавшие колосья, и относили их на край поля. Также женщины могли вязать снопы. Но чем бы они не занимались, работа для них всегда начиналась на заре и заканчивалась только вечером.
Кормилицы и служанки
Другим чисто женским занятием было ремесло кормилицы. Древние египтяне относились к своим кормилицам с огромным уважением и признательностью. Сам Аменхотеп 2, уже будучи взрослым, иногда позволял себе сесть на колени к своей кормилице и прижаться к ней! Те из них, кто предлагал свои услуги семьям простых горожан, могли быть неграмотными, в отличие от царских кормилиц, которые должны были получить необходимый минимум знаний, чтобы подобающе воспитывать принцев и принцесс.
Также некоторые египтянки предлагали свои услуги в качестве музыкантш или танцовщиц. Что же до тех из них, кто нанимался в качестве служанок в богатые дома, то они получали солидное вознаграждение, порой даже слишком высокое по нашим меркам: так, одна женщина потребовала быка всего за четыре дня работы! Однако обычно их роль заключалась в том, чтобы помогать госпоже совершать туалет или же ухаживать за обитателями дома, в то время как уборка и прислуживание за столом, как правило, поручались мужчинам.
Женщины в духовенстве
В эпоху Древнего царства и в начале Среднего царства женщины, получившие образование, могли претендовать на звание жрицы богини Хатор. Эта должность оплачивалась так же, как и аналогичная мужская. Иногда они становились служительницами культа Тота, Птаха, Хонсу или даже бога – крокодила Себека. Кроме того, египтянка могла надеяться занять должность погребальной жрицы, которая служила в окружении знаменитых плакальщиц. Мы можем их увидеть на изображениях: всклоченные волосы, залитые слезами лица, заломленные в скорбном жесте руки…
В эпоху Нового царства духовенство стало исключительно мужским, и женщины стали занимать только некоторые второстепенные должности певицы, играющие на систре, смотрительницы, помощницы…. Постепенно женщины при храмах становилось все меньше. Однако в Фивах, как и в других крупных городах, женщины знатного происхождения, которые по новым правилам не могли больше становиться жрицами, обратились к ремеслу певиц бога Амона. Им платили из казны храма за игру на систре и песнопения. Затем, когда духовенство Амона приобрело огромное влияние, правители снова обратились за помощью к женщинам, которые на заре Саисской эпохи почти полностью заменили великих жрецов.
Царицы и фараоны
Должность царицы, воплощенная в образах матери фараона и его первой супруги, была, как и должность царя, божественной по своей сущности. Хотя традиционно Египтом правили мужчины, никто не возмущался, если на трон все же по стечению обстоятельств восходила женщина. Так, если коронованный фараон был ребенком, его мать могла стать регентшей при нем. Надо сказать, что некоторые из этих регентш играли важнейшую роль в жизни страны, например, царица Иаххотеп, супруга Фараона Секененра.
Само ее имя уже многое может сказать нам о ее миссии: “иах” в переводе с древнеегипетского означает “война”, а “хотеп” – “мир”. Эта волевая женщина подтолкнула Египет к освобождению от ига завоевателей – гиксосов. В ее гробнице археологи обнаружили трех золотых мушек, которыми обычно награждали военачальников и солдат, отличившихся в бою. Таким образом, Иаххотеп была одной из немногих женщин, если не единственной, удостоившейся высочайшей военной награды, которую вручал сам фараон. За трехтысячелетнюю историю Египтапетским царством правили шесть женщин – фараонов: Мерит –Нейт, Нитокрис( официально первая женщина – фараон, Себекнефрура, Хатшепсут, Нефертитти и Таусерт, последняя женщина — фараон.
Хозяйка дома
Однако не следует забывать, что и в древнеегипетском обществе женщины были, прежде всего, хозяйками дома и матерями, основная задача которых состояла в том, чтобы рожать детей и воспитывать их. Как хранительница домашнего очага, женщина занималась уборкой дома, пекла хлеб и готовила пищу. Именно она пряла и ткала холсты, из которых, среди прочего, шила одежду для всех членов семьи. В более зажиточных домах роль женщины сводилась к тому, чтобы следить за слугами, которые занимались всеми этими работами.
При необходимости она становилась также экономкой, контролируя расходы на хозяйство и иногда оказывая влияния на супруга в его делах. О последнем свидетельствует письмо, датирующееся 1000 годом до н.э. и адресованное неким офицером армии к крестьянину, возделывающему его земли: “ Уведомляю тебя, что я вернулся в город. Я говорил тебе, что ты больше не будешь возделывать мои земли. Однако моя супруга моя хозяйка дома, сказала мне: “ Не прогоняй его, найми его снова, пусть он продолжает возделывать землю». Как только мое письмо дойдет до тебя, займись полем и не пренебрегай своей работой”.