Резьба первобытная. 1. Зарождение первобытного искусства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Виды и особенности резьбы по кости. Резьба первобытная


1. Зарождение первобытного искусства

Введение

Первобытная культура - самая большая и длительная историческая форма культуры. Наши предки появились на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда.

К первобытной эпохе восходит и зарождение искусства, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня, с помощью которых можно было заняться творчеством: резьбой по камню и кости, живописью.

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? Почему у людей возникла потребность в изображении предметов, окружавших их?

Многие исследователи полагают, что древние художники изображали животных перед началом охоты, считая, что рисунок принесет им удачу: чтобы олень или бизон стал добычей, необходимо поразить его копьем на рисунке. Но это всего лишь предположение, возможно, первобытная живопись и скульптура имели более глубинный смысл, до сих пор неизвестный нам. Но, и не стоит забывать об эстетической роли древнего искусства: расписывая стены пещеры или вырезая изображение на кости, человек получал возможность выразить себя в творчестве и заставить окружающих восхищаться своей работой.

Таким образом, данная тема остается актуальной и в настоящее время.

Цель работы: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества.

Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных. Поэтому разные науки прибегают к реконструкции тех или иных эпизодов истории этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития, чаще всего в такой роли выступают австралийские аборигены, племена Центральной Африки и др.

Чем же характеризовалась культура первобытных народов?

Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

Приспособление к жизни окружающей природы сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители-тотемы. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности -- искусству - одно из величайших событий в истории человечества.

Функции первобытного искусства - это познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

Что же натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре?

Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Необходимо отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, а решение практических задач. Но отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство - резьба по камню, кости, рельефы.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

До недавнего времени учёные придерживались двух взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие -- схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Как и почему началось изобразительное искусство? Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен, время создания первых произведений искусства весьма относительно. Оно не началось в строго определённый исторический момент, а постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

В течение нескольких тысячелетий первобытное искусство переживало техническую эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук - до многоцветной живописи; от царапин и гравировки - до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного - до скульптуры.

Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи.

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь древнейших религиозных верований и художественной деятельности. Люди того времени верили в магию: что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений.

И все же первобытное искусство до сих пор остаётся загадкой. И причины его зарождения порождают множество гипотез. Вот некоторые из них:

1) Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.

2) Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку или сырой глине.

3) Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за существование (осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов «освобождается» время для профессиональных занятий творчеством.

4) Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, «обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями».

5) Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер.

6) Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое (идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом). Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.

7) Искусство раннего периода можно воспринимать «не более чем отметины животных, сделанные человеческим способом». Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения (или идеограммы) наполняются значением. Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур.

8) Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т.е., несло физиологическую нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов. Не исключается его тесная связь с обрядами инициации.

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

Вот что в наследие будущим поколениям оставили первобытные культуры:

- настенную и наскальную живопись;

- скульптурные изображения животных и человека;

- множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов;

- расписные гальки - чуринги, глиняные пластины, как наивные представления о душе человека и многое-многое другое.

studfiles.net

Резьба по дереву: история зарождения и развитие

Исто­рия резь­бы по дере­ву ухо­дит сво­и­ми кор­ня­ми к момен­ту воз­ник­но­ве­ния в чело­ве­че­ском обще­стве при­е­мов и спо­со­бов обра­бот­ки дре­ве­си­ны, как само­го про­сто­го и рас­про­стра­нен­но­го мате­ри­а­ла, а так­же появ­ле­ния дере­вян­но­го зод­че­ства. Наши дале­кие пред­ки зна­ли, что дре­ве­си­на обла­да­ет очень цен­ны­ми каче­ства­ми: водо­не­про­ни­ца­е­мо­стью, теп­ло­изо­ля­ци­ей, невы­со­кой плот­но­стью, бога­тым раз­но­об­ра­зи­ем рисун­ка тек­сту­ры. К тому же, дре­ве­си­ну удоб­но обра­ба­ты­вать и заго­тав­ли­вать. В свя­зи с этим, дере­во широ­ко исполь­зо­ва­лось в быту — прак­ти­че­ски вез­де от стро­и­тель­ства обо­рон­ных укреп­ле­ний до кухон­ной утва­ри и сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ору­дий.

Со вре­ме­ни появ­ле­ния чело­ве­ка разум­но­го, в ум и серд­це людей зало­же­но стрем­ле­ние к пре­крас­но­му. Это стрем­ле­ние выли­лось в пора­зи­тель­ное уме­ние людей сде­лать из при­род­но­го мате­ри­а­ла насто­я­щее про­из­ве­де­ние искус­ства. Вряд ли най­дет­ся такой народ, кото­рый бы не укра­шал свое жили­ще и пред­ме­ты быта. Одна­ко, исто­рия раз­ви­тия рез­но­го дела в каж­дой стране осо­бая и свя­за­на с уров­нем куль­ту­ры, мастер­ства и миро­воз­зре­ния в обще­стве. Навер­ное поэто­му, в каж­дой стране искус­ство резь­бы по дере­ву име­ет свои уни­каль­ные осо­бен­но­сти, при­е­мы и сти­ли.

Наи­бо­лее древ­ней счи­та­ет­ся гео­мет­ри­че­ская плос­ко­ре­льеф­ная резь­ба. Она не толь­ко укра­ша­ла домаш­нюю утварь и стро­е­ния, но и име­ла смыс­ло­вую, обря­до­вую нагруз­ку. Все эле­мен­ты такой резь­бы нес­ли в себе сим­во­лы сти­хий и явле­ний. Нано­ся их на пред­ме­ты, укра­ша­ю­щие дом, люди наде­я­лись убе­речь­ся от вли­я­ния злых сил и при­влечь свет­лые силы: жиз­ни, пло­до­ро­дия и дол­го­ден­ствия. Из дере­ва выре­за­ли так­же обе­ре­ги – малень­кие фигур­ки бож­ков, кото­рые явля­лись хра­ни­те­ля­ми домаш­не­го оча­га.

 

От идола и артели

 

шигирский идол

Самой древ­ней наход­кой, выре­зан­ной из дере­ва, счи­та­ет­ся Шигир­ский идол. Это дере­вян­ная скульп­ту­ра, сде­лан­ная из лист­вен­ни­цы, кото­рую спе­ци­а­ли­сты отно­сят ко вре­ме­ни мезо­ли­та, то есть к VIII тыся­че­ле­тию до нашей эры. Пред­мет был най­ден на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, неда­ле­ко от Ека­те­рин­бур­га, в ходе рас­ко­пок на восточ­ном склоне Сред­не­го Ура­ла. Инте­рес­но, что туло­ви­ще идо­ла покры­то со всех сто­рон гео­мет­ри­че­ской орна­мен­таль­ной резь­бой, а на более широ­ких частях его выре­за­но что-то подоб­ное лицу (личине). Изу­чив изоб­ра­же­ния, уче­ные выде­ли­ли пер­со­на­жи, кото­рые свя­за­ны с небес­ным (верх­ним) и под­зем­ным (ниж­ним) мира­ми, види­мо вопло­ща­ю­щи­ми мир живот­ных и мир рас­те­ний, жен­ское и муж­ское нача­ло.Посте­пен­но, с раз­ви­ти­ем чело­ве­че­ства, резь­ба по дере­ву утра­ти­ла свой мисти­че­ский и обря­до­вый смысл и ста­ла спо­со­бом деко­ра­тив­но­го укра­ше­ния пред­ме­тов быта. Появ­ля­лись новые при­е­мы в резь­бе, тех­ни­ка ее обо­га­ща­лась исполь­зо­ва­ни­ем новых инстру­мен­тов.

Начи­ная с XVI века, ста­ли созда­вать­ся круп­ные мастер­ские рез­ных дел и арте­ли. Резь­ба по дере­ву ста­ла повсе­мест­ным народ­ным про­мыс­лом обще­го­су­дар­ствен­но­го мас­шта­ба. Искус­ные народ­ные масте­ра-рез­чи­ки укра­ша­ли само­быт­ной резь­бой цар­ские двор­цы, собо­ры и хра­мы, дома и усадь­бы бога­тых и знат­ных людей.

Жизнь людей на Руси была нераз­рыв­но свя­за­на с дере­вом. Масте­ра исполь­зо­ва­ли не толь­ко саму дре­ве­си­ну, но так­же и бере­сту, тон­кие кор­ни сос­ны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти мате­ри­а­лы исполь­зо­ва­лись в раз­лич­ных видах худо­же­ствен­ной обра­бот­ки дере­ва. Напри­мер, капо-корень, кото­рый пред­став­лял из себя наро­сты на ство­ле и кор­нях бере­зы, имел непра­виль­ное стро­е­ние, затей­ли­вое спле­те­ние воло­кон и очень высо­кую плот­ность. Эти свой­ства дела­ют кап или капо-корень, похо­жим на карель­скую бере­зу, из кото­рой изго­тав­ли­ва­ли изящ­ные деко­ра­тив­ные пред­ме­ты: изыс­кан­ную мебель, таба­кер­ки, лар­цы. Народ­ные рез­чи­ки дела­ли из капо-кор­ня, не под­да­ю­ще­го­ся вла­ге, отлич­ную посу­ду.

Испо­кон веков в Рос­сии все тра­ди­ци­он­ные пред­ме­ты быта, сде­лан­ные из дере­ва име­ли выра­зи­тель­ную деко­ра­тив­ную фор­му и оформ­ля­лись бога­тым рез­ным орна­мен­том или худо­же­ствен­ной рос­пи­сью. В рез­ном укра­ше­нии пря­лок, ков­шей, вере­тен, соло­ниц, шве­ек, валь­ков, блюд и ложек име­ли свое отра­же­ние наблю­де­ния людей за окру­жа­ю­щей их живой при­ро­дой.

 

Домовая резьба

ажурная прорезная домовая

 

Огром­ное зна­че­ние на Руси при­да­ва­ли укра­ше­нию резь­бой архи­тек­тур­ных соору­же­ний из дере­ва. В XIX веке воз­ник­ло целое направ­ле­ние в рез­ном народ­ном твор­че­стве – домо­вая резь­ба. Кре­стьян­ские дома, укра­шен­ные ажур­ной про­рез­ной резь­бой с кра­си­вым конь­ком на кры­ше, напо­ми­на­ли ска­зоч­ные терем­ки. Совер­шен­ство рез­ных орна­мен­тов и обра­зов вос­хи­ща­ет даже иску­шен­но­го цени­те­ля. Рит­мич­ные рас­ти­тель­ные узо­ры, гео­мет­ри­че­ское кру­же­во, изящ­ные завит­ки, замыс­ло­ва­тые розет­ки, фигур­ки львов, руса­лок-бере­гинь, вол­шеб­ных птиц и зве­рей – все это ста­ви­ло рез­ной декор рус­ской избы в один рад с шедев­ра­ми миро­вой архи­тек­ту­ры.

В домо­вой резь­бе при­ме­ня­лась более слож­ная тех­ни­ка, чем в оформ­ле­нии про­стых быто­вых пред­ме­тов. На сме­ну трех­гран­но­вы­ем­ча­той, кон­тур­ной и гео­мет­ри­че­ской резь­бе при­шли глу­хая рельеф­ная, про­рез­ная и скульп­тур­ная. Глу­хая резь­ба с харак­тер­ным сплош­ным фоном, при­ме­ня­лась для укра­ше­ния фрон­то­нов домов, налич­ни­ков, тор­це­вых досок, помо­гая сохра­нить дре­ве­си­ну от гни­е­ния. Про­рез­ная или ажур­ная резь­ба, кото­рая очень похо­жа на кру­же­во, исполь­зо­ва­лась для оформ­ле­ния вхо­дов над две­ря­ми, налич­ни­ков, кар­ни­за крыль­ца, при­че­лин, поло­те­нец, перил лест­ниц. Ажур­ная или про­пиль­ная резь­ба явля­лась визит­ной кар­точ­кой масте­ров рус­ско­го Севе­ра: Вла­ди­мир­ской, Яро­слав­ской, Костром­ской обла­стей, а так­же Ура­ла, Повол­жья и Сиби­ри.

Читай­те так­же:

c-a.d-cd.net 94ef8a4s-960

Про­пиль­ная резь­ба

Резьба по дереву – сложный, но окупающий себя результатами процесс

Резь­ба в сти­ле барок­ко

42d97dca226b0e940d34164e925fb1f6

Восточ­ная резь­ба

otdelka-russkix-domov-rezboy

Домо­вая резь­ба

 

 

Скульптурная резьба

 

скульптура глухаря вырезанная из бревна

Объ­ем­ная или скульп­тур­ная резь­ба в укра­ше­нии архи­тек­тур­ных соору­же­ний про­яв­ля­лась в созда­нии объ­ем­ных изоб­ра­же­ний птиц и зве­рей на греб­нях крыш, на кистях при­че­лин и укра­ше­нии дере­вян­ны­ми фигур­ка­ми ограж­де­ний вокруг домов.

В нашей стране име­ло свое раз­ви­тие не толь­ко рез­ное искус­ство круп­ных и сред­них форм, но так­же созда­ва­лась и раз­ви­ва­лась резь­ба малых форм, напри­мер рез­ная дере­вян­ная игруш­ка и скульп­ту­ра.

 

Богородская резная игрушка

богородская игрушка резная

Неда­ле­ко от Сер­ги­е­ва Поса­да на живо­пис­ном хол­ме над рекой Куньей сто­ит село Бого­род­ское. Имен­но в этом селе в XV – XVI веках заро­дил­ся народ­ный про­мы­сел рез­ной дере­вян­ной игруш­ки. Село Бого­род­ское впо­след­ствии ста­ло одним из цен­тров народ­но­го твор­че­ства. В XX веке масте­ра рез­ной игруш­ки и скульп­ту­ры объ­еди­ни­лись в артель, а поз­же артель была пре­об­ра­зо­ва­на в фаб­ри­ку. Харак­тер­ной осо­бен­но­стью бого­род­ской резь­бы было созда­ние из мяг­ких пород дере­ва: оси­ны, липы, оль­хи, забав­ных объ­ем­ных дви­жу­щих­ся игру­шек. Сюже­ты, отра­жен­ные в рез­ных игруш­ках, самые раз­но­об­раз­ные: сту­ча­щие молот­ка­ми мужик и мед­ведь, кую­щие куз­не­цы, куроч­ки, клю­ю­щие зер­но, мыши, кото­рые устро­и­ли похо­ро­ны хит­ро­му коту. Бога­тые кол­лек­ции бого­род­ской игруш­ки нахо­дят­ся во мно­гих музе­ях нашей стра­ны и экс­по­ни­ру­ют­ся за рубе­жом.

 

Абрамцево-кудринская резьба

 

абрамцево-кудринская резьба

Еще одно само­быт­ное направ­ле­ние в резь­бе по дере­ву на Руси – абрам­це­во-куд­рин­ская резь­ба. Этот народ­ный худо­же­ствен­ный про­мы­сел сфор­ми­ро­вал­ся неда­ле­ко от усадь­бы Абрам­це­во под Моск­вой в кон­це XIX века. Осо­бен­но­стью абрам­це­во-куд­рин­ско­го сти­ля резь­бы было гар­мо­нич­ное соче­та­ние гео­мет­ри­че­ской резь­бы с плос­ко­ре­льеф­ной, а так­же осо­бый при­ем рас­ти­тель­ной орна­мен­таль­ной резь­бы. Масте­ра­ми усадь­бы Абрам­це­во оформ­ля­лись затей­ли­вым рез­ным рисун­ком пред­ме­ты кре­стьян­ско­го быта: блю­да и вазы, солон­ки и ков­ши, боча­та и хлеб­ни­цы, шка­тул­ки и лар­цы. В сво­их рабо­тах куд­рин­ские рез­чи­ки про­дви­га­лись от удач­но­го соеди­не­ния отдель­ных дета­лей, в виде раз­но­об­раз­ных розе­ток, вето­чек, завит­ков, к целым орна­мен­таль­ным ком­по­зи­ци­ям.

С раз­ви­ти­ем искус­ства резь­бы, в укра­ше­нии пред­ме­тов народ­но­го быта все чаще появ­ля­ют­ся сюже­ты кре­стьян­ской жиз­ни: тан­цы и хоро­во­ды, чае­пи­тия, празд­нич­ные засто­лья, сва­деб­ные обря­ды. Таки­ми сюже­та­ми часто оформ­ля­ли прял­ки яро­слав­ские и гря­зо­вец­кие масте­ра рез­но­го дела. Очень часто в рус­ской тра­ди­ции ору­дия тру­да жен­щин: валь­ки, прял­ки, вере­те­на, рубе­ли, коклюш­ки укра­ша­ли гео­мет­ри­че­ским узо­ром, выпол­нен­ным трех­гран­но­вы­ем­ча­той резь­бой. Такой спо­соб резь­бы по дере­ву счи­та­ет­ся одним из самых древ­них.

 

Пряничные доски

1

Инте­рес­ным направ­ле­ни­ем в резь­бе по дере­ву было изго­тов­ле­ние пря­нич­ных досок. Рус­ские рез­чи­ки вло­жи­ли мно­го выдум­ки, худо­же­ствен­но­го вку­са, мастер­ства, теп­ло­ты души в оформ­ле­ние дан­ных пред­ме­тов. Пря­нич­ные дос­ки удив­ля­ют раз­но­об­ра­зи­ем форм и укра­ше­ния. Они мог­ли быть огром­ных раз­ме­ров и совсем малень­кие, с над­пи­ся­ми и узо­ра­ми, с реаль­ны­ми, взя­ты­ми из жиз­ни обра­за­ми и оформ­лен­ны­ми ска­зоч­ным сюже­том.

Бога­то укра­ша­лась резь­бой и раз­но­об­раз­ная дере­вян­ная посу­да. Свое мастер­ство, без­гра­нич­ную фан­та­зию и талант масте­ра рез­но­го дела про­яв­ля­ли в рез­ных ков­шах для меда и пива, стоп­ка­рях, блю­дах, ендо­вах, чер­па­ках, соло­ни­цах и жба­нах.

Раз­ви­тие тор­гов­ли меж­ду стра­на­ми суще­ствен­но рас­ши­ри­ло кру­го­зор масте­ров резь­бы и ока­за­ло обо­га­ща­ю­щее вли­я­ние на дан­ный вид при­клад­но­го искус­ства. В рус­ских зем­лях рез­ное мастер­ство или узо­ро­чье раз­ви­ва­лось не толь­ко в народ­ных тра­ди­ци­ях, но и заим­ство­ва­ло при­е­мы и сек­ре­ты в дру­гих куль­ту­рах. Напри­мер, в глу­бо­кой древ­но­сти бога­тый рас­ти­тель­ный узор поза­им­ство­ва­ли из визан­тий­ско­го сти­ля резь­бы. В XVI веке на раз­ви­тие рез­но­го дела в Рос­сии повли­я­ли при­е­мы и тра­ди­ци­он­ный орна­мент в виде вино­град­ной лозы, свой­ствен­ные ита­льян­ским масте­рам. Так­же рез­чи­ки пере­ни­ма­ли эле­мен­ты готи­че­ской немец­кой резь­бы по дере­ву.

 

Классика

 

barokko-rezba

Появив­ши­е­ся в архи­тек­ту­ре новые направ­ле­ния: ампир, роко­ко, барок­ко, клас­си­цизм, вик­то­ри­ан­ский стиль, модерн, нашли свое отра­же­ние в изде­ли­ях рез­чи­ков по дере­ву, порой спле­та­ясь и пере­хо­дя один в дру­гой. Сораз­мер­ность и гар­мо­нич­ность клас­си­че­ско­го сти­ля может сосед­ство­вать с воин­ствен­ным роман­тиз­мом ампи­ра, бога­тей­ший изыс­кан­ный орна­мент барок­ко соче­та­ет­ся с изыс­кан­ной жен­ствен­но­стью роко­ко, плав­ные реа­ли­стич­ные линии модер­на допол­ня­ют мас­сив­ные вик­то­ри­ан­ские фор­мы.

 

Современное состояние

Шкатулка с дубовыми листьями выполненная в технике татьянка

Исто­рия раз­ви­тия резь­бы по дере­ву на этом не закон­чи­лась. В насто­я­щее вре­мя про­ис­хо­дит воз­рож­де­ние древ­не­го искус­ства, появ­ля­ют­ся новые направ­ле­ния и целые шко­лы деко­ра­тив­но­го рез­но­го твор­че­ства. Напри­мер, резь­ба «Татьян­ка» – совре­мен­ный вид резь­бы, кото­рый был раз­ра­бо­тан нашим сооте­че­ствен­ни­ком в кон­це XX века. Назва­ние свое это направ­ле­ние полу­чи­ло в честь супру­ги масте­ра-авто­ра. Ее осо­бен­ность – насы­щен­ность орна­мен­та рас­ти­тель­ны­ми эле­мен­та­ми и отно­си­тель­ная про­сто­та, кото­рая поз­во­ля­ет овла­деть этим искус­ством и взрос­ло­му и ребен­ку.Осно­вы­ва­ясь на бога­тей­ших тра­ди­ци­ях, резь­ба по дере­ву в нашей стане при­об­ре­та­ет себе новых почи­та­те­лей и ста­но­вит­ся необы­чай­но попу­ляр­ным видом худо­же­ствен­но­го твор­че­ства.

В завер­ше­нии ста­тьи — видео с крат­ким рас­ска­зом об исто­рии резь­бы.

www.ornamentum.biz

Резьба по кости

 

Заколка "Викинг" овальная, бивень мамонта, украшения из кости.

 

   Заколка является репликой, найденной во время раскопок поселения викингов времён железного века рядом со шведским городом Альванген (Älvängen). Использовалась для удержания на плечах шерстяного плаща или накидки. Сегодня может использоваться для закрепления шарфов, палантинов, высоких воротников. Может использоваться как заколка для волос.

 

  К сожалению, мы, современные люди, не в состоянии не только «прочесть» древние узоры, но даже разгадать подлинный смысл, казалось бы, вполне понятных изображений зверей и людей. Для чего охотники на мамонтов вырезали из бивня или мягкого камня своих знаменитых «венер»? Кого они изображали? Обычных женщин? Неких «богинь»? Символы плодородия? Хранительниц очага? Тут сколько археологов, столько и мнений, а однозначных ответов как не было, так и нет. Впрочем, мы все-таки можем сказать кое-что интересное об этих статуэтках, причем, опираясь не на одну  лишь фантазию, а на научный анализ. Какой бы скрытый смысл ни стоял за этими фигурками — охотники на мамонтов передавали его через образы конкретных женщин. В подавляющем большинстве случаев эта конкретность воплощалась не в лицах — «палеолитические Венеры» в основном безлики — а в формах тела (точнее, его наиболее «сексапильных» частей: груди, живота, ягодиц), а также в характере украшений или, может быть, татуировки. Раньше многие ученые думали: статуэтки безлики потому, что палеолитический мастер боялся их «оживить», изобразив лицо и особенно глаза. Действительно, этнографам известны представления о том, что передача глаз может «вдохнуть душу» в само изображение. Однако позднее на тех же памятниках виллендорфско-костенковской культуры и некоторых других стоянках были найдены фигурки, выполненные по тем же канонам, что и «безликие», однако передающие черты лица, включая глаза. Видимо, дело было все же не в представлениях об «опасности», а в чем-то другом. Может быть, в том, что палеолитические охотники на мамонтов по-своему воспринимали женскую красоту и ее неповторимость?..

zorca.ru

Художественная резьба по кости

Мастера при помощи миниатюрных инструментов, штихелей различной формы, создают великолепные «кружева из кости» и фактурные поверхности. Штихель - режущий инструмент, стальной резец, при помощи которого резчики создают выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы, гравированные и рельефные изображения на различных видах кости.

Один из наиболее почитаемых материалов среди резчиков - это бивень мамонта. Мамонты вымерли около 10 тысяч лет назад, и осознание того, что мы можем в наше время прикоснуться к тысячелетней истории, временам, когда по земле ходили эти величественные животные, вызывает восхищение.

Считается, что на территории российского Севера до сих пор находится более 500 тысяч тонн бивней. Но целые, хорошо сохранившиеся бивни – большая редкость, ведь часто они расслаиваются на части, как сырая древесина.

Останки мамонтов в большей степени встречаются в безлюдных местах: на островах, куда можно добраться только на вертолете, в тундре, где на много километров вокруг простирается безлюдная местность. Размер бивня мамонта может достигать в диаметре до 2 метров, а его вес - 120 кг! По сути, бивни мамонта – это уникальный ископаемый материал, не имеющий аналогов, он прочнее слоновой кости, а главное отличие – кость бивня мамонта имеет разнообразную цветовую гамму. Дело в том, что за тысячи лет, проведенные под землей, бивни подвергались минерализации и приобрели со временем самые разнообразные оттенки – от бурого и оранжевого до розового и фиолетового. Благодаря своему неповторимому спектру цвета кость бивня мамонта с давних времен использовалась для создания дорогостоящих шкатулок, статуэток, гребней, браслетов и других украшений, ею также украшали дорогое оружие.

Клык моржа - очень красивый материал, который имеет неоднородную структуру. Клык нередко имеет скрытые трещины, которые появляются еще при жизни моржа. Цвет поверхности либо чисто белый, либо слегка желтоватый. Иногда встречаются мореные клыки, пролежавшие несколько десятков или сотен лет в почве, такие экземпляры часть имеют коричнево-зеленоватые оттенки.

Скелетная кость кита - необычный материал, который отличается своими большими размерами (к примеру, ребра достигают 2 метров) и пористой структурой (особенно позвонки). В год на Чукотке разрешено добывать только одного кита, поэтому чтобы использовать его кости, необходимо ждать не один год, ведь еще нужно дать возможность скелету полностью высохнуть, избавиться от лишней влаги.

В России этот вид искусства распространен, в основном, в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость).

kasugai.ru

Резьба по кости - интересное хобби

Среди различных видов декоративно-прикладного искусства есть один, являющийся, пожалуй, самым древним на Земле; история его составляет много тысячелетий, и никто не скажет, когда и где он зародился, - это резьба по кости животных.

Резьба по костиРезьба по кости

Ею занимаются практически все народы, населяющие нашу планету, но для некоторых (например, для малочисленных северных народов России) - это основной промысел, приносящий неплохой доход. Но в последние годы резьба по кости стала для многих людей увлечением всей жизни, удивительным и необычным хобби. Кто-то занимается ею на досуге, в свое удовольствие, а для кого-то - это бизнес, позволяющий зарабатывать подчас большие деньги. Хотя их нельзя назвать легкими, поскольку процесс создания шедевров из кости очень трудоемкий, требующий огромного таланта резчика, усидчивости, умения с ювелирной точностью вырезать мельчайшие детали. Зато в итоге мастера создают настоящие произведения искусства, поражающие своей красотой, сложностью композиции и витиеватостью узоров.

Немаловажно найти хороший материал для создания подобных изделий, кости животных, структура которых позволяет создавать наиболее красивые и изящные вещи. Самым востребованным материалом являются "благородные кости": бивни мамонта, слона, моржа, зубы кашалота, рога нарвала и носорога, хотя их "достать" очень сложно, поэтому многие вырезают из цевки - кости крупных рогатых животных и рога оленя.

Резьба по костиРезьба по кости

Технология резьбы по кости за прошедшие тысячелетия не изменилась. Сначала кость очищается, отбеливается, удаляется костный мозг, кость пилится на заготовки нужного размера. Из орудий труда нужен резец - а дальше все зависит от фантазии и мастерства резчика. Резец сейчас используют стальной (так называемый "штихель") - стержень, один конец которого заточен, а на другом надета рукоятка. Осторожными движениями нужно снимать стружку с кости, постепенно приближаясь к желаемому результату.

Для получения кружевных, ажурных композиций, помимо штихеля, применяют лобзики, некоторые используют бормашину.

Резьба по костиРезьба по кости

Самым востребованным материалом для резьбы по кости (и самым дорогим и редким) являются бивни мамонта, они самые прочные, имеют красивые оттенки от светло-розового до густо-фиолетового цвета. Кость мамонта добывали в северных районах России, но количество было мало, а потребность велика, поэтому параллельно велся отлов моржей и кашалотов, а также из-за рубежа ввозили слоновьи кости. Все эти представители "благородной кости" имеют слоистую структуру, легко поддающуюся резке, в итоге получается красивый волнообразный рисунок нежного цвета.

Резьба по костиРезьба по кости

Но, как известно, голь на выдумку хитра. Не хватает "благородной кости", зато всегда в достатке костей крупного рогатого скота. Пусть не благородная кость, зато доступная.

Самыми древними предметами, выполненными из кости, являются гребешки для волос. Позже стали делать другие товары для дома: табакерки, шкатулки, фужеры, портреты, скульптуры, подсвечники, фигурки животных, людей; также из кости делали украшения для мебели и женские украшения.

Резьба по костиРезьба по кости

В наши дни даже детей обучают навыкам художественной резьбы по кости, некоторые из них, скорее всего, пронесут любовь к этому виду искусства через всю свою жизнь, и из них вырастут потрясающие талантливые мастера, которые будут создавать настоящие шедевры. Очень хорошо, что есть люди, которые владеют в совершенстве искусством резьбы по кости и способны научить ему молодежь.

Резьба по костиРезьба по кости

Для многих резьба по кости - увлечение, хобби, позволяющее расслабиться после тяжелого рабочего дня и отдохнуть от суеты современного мира. А для некоторых она стала и основным источником заработка. Спрос определяет предложение, а сегодня многие богатые люди хотят иметь в своих домах изящные вещицы, выполненные из кости, и готовы выложить за них огромные деньги. Цена за ажурную скульптуру с множеством мелких деталей может достигать 1 миллиона рублей.

Читайте также "Квиллинг - необычные хобби"

morefactov.ru

Резьба по дереву - История народных промыслов

IMG_1908Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элдементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).

Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.

IMG_4803В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа – применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.

С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, – вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».

Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.

25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Объемная резьба

IMG_2789Многие вятские храмы сохранили иконостасы – памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.

Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII – начала ХVIII веков – иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.

Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других – тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.

На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.

Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.

Прорезная или пропильная резьба

IMG_1905Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур – все это выпиливается (прорезается – отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.

Среди наших современников – мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова – украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

nhpko.ru

Резьба по кости: виды и особенности

Резьба по костиМинуло то время, когда мы украшали свой интерьер штампованными безликими изделиями. Сегодня всем хочется иметь хоть одну, но уникальную вещь, придающую неповторимость и изысканность. Резьба по кости – это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.

Резьбой по кости занимаются очень талантливые, высоко духовные люди, способные оживить этот с виду неказистый, хоть и очень дорогой материал. Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость.

Наверное, столь высокое эмоциональное воздействие можно объяснить тем, что резьба по кости является очень древним искусством. Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.Холмогорская резьба по кости

Видов резьбы по кости несколько:

  • гладкая
  • рельефная
  • сквозная

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

Резьба по кости народов Севера

Резьба по кости народов севераРезьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

Холмогорская резьба по кости

Холмогорская резьбаХолмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов. Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.

Хотьковская резьба

Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы. В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия – шкатулки и женские украшения. Характерно сочетание в изделиях различных материалов – кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.

Особенности материала для резьбы по кости

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

Резьба по кости мамонтаРезьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Резьба по слоновой костиРезьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.

reznoe7.ru


Смотрите также