Загадки о первобытном человеке. Задачи на логику, головоломки, загадки, ребусы - Л О Г О - Р А Й
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Загадка первобытной культуры. Загадки о первобытном человеке


Загадки для детей о человеке читать онлайн

Наверное, всем нам приходилось сталкиваться с каверзными детскими вопросами из разряда «что такое человек? Как он устроен?». Ответить на них достаточно сложно. Помочь ребенку разобраться в том, как устроены люди могут тематические загадки, размещенные на этом разделе сайта.

Все загадки составлены таким образом, чтобы с их помощью малыш познавал окружающий мир, учился понимать, какие органы присутствуют на теле человека, без каких он не может прожить. Помимо образовательного значения, загадки являются прекрасным времяпровождением, которое позволит родителям стать ближе к ребенку, помогут расположить его к себе, навсегда запомнить интересные, достойные внимания познания самого себя.

На земле он всех умней,Потому и всех сильней.(Человек)

* * *

Кто родился и не умирал?(Род человеческий)

* * *

Горшочек умен,семь дырочек в нем.(Голова)

* * *Тебе дано, а люди пользуются.(Имя)

* * *Без чего не может жить человек?(Имя)

* * *Что у всех есть?(Имя)

* * *И у мамы есть, и у папы есть,И у дочки есть, и у внучки есть,Чтобы его узнать, надо вслух назвать.(Имя)

* * *Коротенькие вожжи, а далеко хватают.(Взгляд)

* * *Что острее меча?(Взгляд)

* * *Что на свете всего быстрее?(Мысль)

* * *В огне не горит,В воде не тонетИ в земле не гниет.(Мысль)

* * *Что никогда не лень делать?(Дыхание)

* * *Не часы, а тикает?(Сердце)

* * *Кто целый век в клетке?(Сердце)

* * *День и ночь стучит оно,Словно бы заведено.Будет плохо, если вдругПрекратится этот стук.(Сердце)

* * *Не на меру, не на вес,А у всех людей есть.(Ум)

* * *Один говорит,двое глядят,двое слушают.(Язык, глаза, уши)

* * *Если б не было его,Не сказал бы ничего.(Язык)

* * *Всегда во рту, а не проглотишь.(Язык)

* * *Всегда он в работе,Когда мы говорим,А отдыхает,Когда мы молчим.(Язык)

* * *Два соседа-непоседы,День на работе,Ночь на отдыхе.(Глаза)

* * *Два Егорки живут возле горки,Живут дружно, а друг на друга не глядят.(Глаза)

* * *Брат с братом через дорогу живут,А один другого не видит.(Глаза)

* * *На ночь два оконцаСами закрываются,А с восходом солнцаСами открываются.(Глаза)

* * *Есть у каждого лицаДва красивых озерца.Между ними есть гора.Назови их, детвора.(Глаза)

* * *Я антоним к слову «смех».Не от радости, утех -Я бываю поневолеОт несчастья и от боли,От обиды, неудач.Догадались? Это... (плач).

* * *Не сеют, не сажают,А сами вырастают.(Волосы)

* * *На одной горе много травыДа скот эту траву не ест.(Волосы)

* * *За тобою он плетется,Хоть на месте остается.(След)

* * *По дороге наша Машенька идет,За веревочку козу она ведет.А прохожие глядят во все глаза;Очень длинная у девочки... (коса).

* * *Между двух светилПосредине один.(Нос)

* * *Вот гора, а у горыДве глубокие норы.В этих норах воздух бродит -То заходит, то выходит.(Нос)

* * *И рать, и воеводу-всех повалил.(Сон)

* * *Что слаще меда, сильнее льва?(Сон)

* * *Что можно увидеть с закрытыми глазами?(Сон)

* * *Отворю я хлевец,Выпущу стадо белых овец.(Зубы)

* * *Около прорубиСидят белые голуби.Когда мы едим - они работают,Когда не едим - они отдыхают,Не будем их чистить - они заболят.(Зубы)

* * *Что на свете дороже всего?(Здоровье)

* * *Красные двери в пещере моей,Белые звери сидят у дверей.И мясо, и хлеб -Всю добычу мою -Я с радостью белым зверям отдаю.(Губы и зубы)

* * *Тридцать два молотят,Один поворачивает.(Зубы и язык)Белые силачи рубят калачиА красный говорун подкладывает.(Зубы и язык)

* * *Что без языка, а сказывается?(Болезнь)

* * *У пяти братцев одна работа.( Пальцы)

* * *У двух матерейПо пяти сыновей,Одно имя всем.(Пальцы)

* * *Есть у меня работники,Во всем помочь охотники,Живут не за стеной -День и ночь со мной;Целый десятокВерных ребяток.(Пальцы)

* * *Твои помощники - взгляни -Десять дружных братцев,Как славно жить, когда ониРаботы не боятся.(Пальцы)

* * *Две куколки на кровельке сидят.(Уши)

* * *Всю жизнь ходят в обгонку,А обогнать друг друга не могут.(Ноги)

* * *Мы на них стоим и пляшем.Ну а если им прикажем,Нас они бегом несут.Подскажи, как их зовут?(Ноги)

www.tikitoki.ru

Загадки о человеке

  1. Белые силачи рубят калачи,А красный говорун подкладывает. Зубы и язык
  2. Вот гора, а у горыДве глубокие норы.В этих норах воздух бродит,То заходит, то выходит. Нос
  3. Всегда во рту, а не проглотишь. Язык
  4. Всегда он в работе,Когда говорим,А отдыхает,Когда мы молчим. Язык
  5. Всю жизнь ходят в обгонку,А обогнать друг друга не могут. Ноги
  6. Гладкое поле,Белая полянка,Ни травинки, ни былинки,Да посерёдке - яма. Живот
  7. Два брата в разлукеСкучают друг о друге,А сойдутся вместе -Сердятся и хмурятся. Брови
  8. Два братца живут через дорогк,А друг друга не видят Глаза
  9. Двое белых лебедей -У каждого по пять детей. Руки
  10. День и ночь стучит оно,Словно бы заведено.Будет плохо, если вдругПрекратится этот стук. Сердце
  11. Есть всегда у людейЕсть всегда у кораблей. Нос
  12. Есть у каждого лицаДва красивых озерца.Между ними есть гора.Назови их, детвора. Глаза
  13. Есть у меня работники,Во всём помочь охотники.Живут не за стеной -День и ночь со мной:Целый десятокВерных ребяток! Пальцы
  14. Живёт мой братец за горой,Не может видеться со мной. Глаза
  15. За тобою он плетётся,Хоть на месте остаётся. След
  16. Красные двери в пещере моей,Белые звери сидят у дверей.И мясо, и хлеб - всю добычу мою -Я с радостью белым зверям отдаю. Губы, зубы, рот
  17. Крутая скалаВ косогоры вросла,Над кручей лесВозрос до небес. Лоб
  18. Куда ни пойдешь -Всё на них взглянешь. Ноги
  19. Между двух светил посредине один. Нос
  20. Мы на них стоим и пляшем.Ну, а если им прикажем,Нас они бегом несут.Подскажи, как их зовут? Ноги
  21. На ночь два оконцаСами закрываются,А с восходом солнцаСами открываются. Глаза
  22. Не сеют, не сажают,А сами вырастают. Волосы
  23. Не у маленьких - у взрослых,Расположены под носом,Очень часто мне мой дядяРазрешает их погладить. Усы
  24. Не часы, а тикает. Сердце
  25. Ни на меру, ни на вес,Но у всех людей он есть. Ум
  26. Ношу их много лет,А счёту им не знаю. Волосы
  27. Один говорит,Двое глядят,Двое слушают. Рот, Глаза, Уши
  28. Пять братьев -Годами равные, ростом разные. Пальцы
  29. Распустился цветок,Лепесток на лепесток,Без стебля и без корняРастёт на склоне. Ухо
  30. Рассыпались песчинкиНа щёчках у Маринки. Веснушки
  31. Слаще меда, мягче пуха.Отдохни! - всё шепчет в ухо.Тот, кто будет с ней дружить,Будет очень плохо жить. Лень
  32. Стоят два кола,На кольях бочка,На бочке кочка,А на кочке дремучий лес. Человек
  33. Твои помощники - взгляни -Десяток дружных братцев,Как славно жить, когда ониРаботы не боятся. Пальцы
  34. Тебе дано, а люди им пользуются. Имя
  35. Тридцать два молотят,Один поворачивает. Зубы и язык
  36. У двух матерей по пять сыновей,Но зовут всех одинаково. Пальцы
  37. У тридцати двух воинов один командир. Зубы и язык
  38. Утром на четырёх,Днём на двух,А вечером на трёх. Ребёнок, Взрослый, Старик
  39. Целый лес на голову залез. Волосы
  40. Чего хочешь - того не купишь,Чего не надо - того не продашь. Молодость и старость

Загадки о человеке. Фраза дня для вашего сайта:

shortwisdom.ru

Загадка первобытной культуры

Загадка первобытной культуры 1. Введение Актуальность, цели и задачи настоящего реферата обусловлены следующими положениями. Эпоха первобытного общества родового строя является временем формирования человека и человеческого общества и вся последующая история начиная с родового строя представляет период развития уже сформировавшегося общества ; грань , отделяющая эти периоды является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономическими формацииями. Освоение различных по характеру природных зон требовало приспособления к ним и развитие специфических средств труда, которые становятся все более разнообразными . Наряду с каменными орудиями труда появляются орудия из кости , рога , дерева. Преобладающим занятием людей и главным источником средств существования была охота , рыболовства , а также собирательства . О развитии собирательства свидетельствуют находки в пещерах и других стоянках терок и пестов из галек и плиток песчаника, использующихся для растирания зерен дикорастущих растений. Охотническое хозяйство находит выражение в огромных скоплениях костей убитых на охоте животных, в широком и разнообразном использовании кости, рога, бивней мамонтов при изготовлении орудий и оружия и в домостроительстве, в появлении в частности высокоэффективных охотничьих копий. Есть основания предпологать изобретение в эту эпоху такого важнейшего охотнечьего оружия как лук и стрелы. Расслоение общества, выделение из среды ранее равных членов рода и племени богатой и знатной верхушки находит свое отражение в расслоение сверхъестественного мира, в выделении из его среды более или менее равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов. Останки писменности найдены в Египте и Мессопотамии, относятся к концу IV-го - нач.III-го тыс.до н.э. Письменности вначале предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу и пиктография). 2. Загадка зарождения первобытной материальной культуры Обращение к истокам культуры предполагает выяснение того, каким образом на протяжении сотен тысяч лет в ходе становления человеческого общества формировалась первобытная культура, заключающаяся в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также в первых образцах художественного творчества и обрядовых действиях. Уже в античном мире сформировалось представление о трех веках - каменном, бронзовом и железном, последовательно сменявших друг друга. Каменный век. Остановимся сначала на периодизации истории первобытного общества. Нижняя граница каменного века (эпохи раннего палеолита) по мере появления новых археологических данных отодвигается в глубь веков, и сегодня ученые считают, что эта эпоха началась около 2,5- 2 млн лет назад. Из них около миллиона лет понадобилось для того, чтобы развитие производственной деятельности привело к превращению человекообразных обезьян в предлюдей и еще столько же -.для становления человека современного типа. Накопленный современной наукой материал позволяет утверждать, что развитие производственной деятельности уже на первом этапе сопровождалось развитием мышления и появлением языка, которые возникли не одновременно, а с разрывом примерно в 1 млн лет, что и обусловило выделение второго этапа. К первому этапу относится создание простейших каменных орудий труда, возраст которых составляет около 2 млн лет. Это осколки небольших разбитых галек (поэтому самая древняя культура получила название галечной), кусков кварца или лавы. Такие орудия труда - результат еще не сознательной, целенаправленной, а условно-рефлекторной деятельности. Принято считать, что биологическая эволюция человека завершилась лишь 35-40 тыс. лет назад и была связана с развитием языка как средства общения и орудия понятийного мышления. В каменном веке выделяют следующие основные периоды. Палеолит (от греч. palaios - древний + lithos - камень) - древнейший период каменного века, когда первобытный человек изготовлял свои орудия приемами скалывания и оббивки камня. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей. Климат Земли, ее растительный и животный мир значительно отличались от современных. Палеолит завершился 35-33 тыс. лет до н. э. Мезолит (от греч. mesos - средний, промежуточный + lithos - камень) - эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом; совпала с окончательным угасанием оледенения и установлением современного климата. В Европе датирована с помощью радиуглеродного метода - 10-7 тыс. лет до н. э. (Северная Европа - до 6-5 тыс. лет до н. э., на Ближнем Востоке - 12-9 тыс. лет до н. э.). В эпоху мезолита возникли микролиты (небольшие каменные, тщательно обработанные орудия) и оббитые рубящие орудия, начали распространяться лук и стрелы. Неолит (от греч. neos - новый + lithos - камень) - новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, завершающая стадия использования каменных орудий труда. Большая часть культур неолита Европы и Азии датируется 6-3 тысячелетием до н. э. Важнейшая черта неолита - переход от присваивающей к добывающей экономике - «неолитическая революция» (начало скотоводства и земледелия). Энеолит (от греч. aeneus - медь + lithos - камень) - халколит, медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому. С IV тыс. до н. э. медные и бронзовые орудия стали вытеснять каменные. Бронзовый век. С конца IV тыс. до н. э. до начала 1 тыс. до н. э. для более чем тридцати культур бронза стала основным материалом при производстве орудий труда и боевого оружия. В отличие от тугоплавкой меди, требующей холодной ковки, бронза имеет более низкую температуру плавления (700-900° С), высокую твердость и прочность при охлаждении. Орудия из бронзы отливались, что дало возможность их массового производства. Из бронзы изготовлялись топоры, серпы, ножи, мотыги, стрелы, мечи, а также предметы бытового обихода, скульптура и пр. Но все же бронза оставалась редким и дорогим материалом и использовалась в основном для производства оружия и предметов роскоши. Основные орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня и дерева. В Азии бронзовый век ознаменовался развитием ранее возникших и появлением новых городских цивилизаций - Месопотамия, Египет, Сирия, Хараппа. Центром европейской культуры эпохи бронзы была Эгейская (кикладская) культура; за пределами Эгейского мира в эту эпоху сохранились еще неолитические культуры земледельцев и скотоводов. Железный век. Железный век завершает историю первобытного и раннеклассового общества. Культура железного века характеризуется развитием технологии обработки металла и массовым изготовлением железных орудий. Железо окончательно вытеснило камень, что не смогли сделать ни медь, ни бронза. По сравнению с предыдущими железный век значительно короче. Он наступил в Европе, Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии в начале 1 тыс. до н.э. и завершился (ранний железный век) в 1 в. до н.э. Отдельные предметы из железа были известны в Египте еще в III тыс. до н. э., а способ получения железа из руды был открыт во II тыс. до н. э., но широкое распространение этого материала началось в IX-VII вв. до н. э., когда из железа научились получать сталь. Это привело к техническому перевороту: стали расширяться посевные территории) создаваться мелиоративные сооружения. Интенсивно стали развиваться кузнечное и оружейное ремесла. Появление железных орудий труда способствовало созданию судов, колесниц и других транспортных средств. К началу нашей эры были известны основные виды ремесел и сельскохозяйственные орудия, которые служили человеку в средние века и новое время. 3. Особенности восприятия природы в первобытной культуре В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения. Практическое освоение природы в первобытной культуре проходило в двух формах хозяйствования: присваивающего и производящего. Присваивающая форма хозяйствования явилась самой первой исторической формой общения человека с природой. Носители культуры этого периода пользовались самыми примитивными орудиями труда, при помощи которых они могли потреблять лишь то, что произвела сама природа. Второй тип хозяйствования был связан уже с применением орудий труда созидательно-конструктивного действия, связанных с обработкой земли и разнообразных природных материалов - глины, растительных волокон, шерсти, металлов) что, в конечном счете, и привело к становлению и развитию производящего способа хозяйствования. Процесс жизни воспринимался первобытным сознанием в виде беспорядочного нагромождения событий, окружающая действительность одушевлялась некими непонятными стихийными силами. Последние неподвластны первобытному человеку и представляются ему уродливыми и ужасными. Земля с составляющими ее предметами представлялась первобытному человеку живой, одушевленной) все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина в период матриархата являлась главой рода, матерью) кормилицей и воспитательницей, так и земля понималась как источник, живородящее лоно всего мира, богов, демонов и людей. Демоны первоначально представлялись как некая злая (или, реже, - благодетельная), безымянная, безликая, мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления. Демон еще не имел фигуры и лица, никакого вообще очертания, его нельзя было назвать по имени, вступить с ним в контакт. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производит катастрофическое действие - и тут же бесследно исчезает. Позднее первобытный человек индивидуализировал безличных демонов. Они начали представляться в его сознании как существа материальные, чувственные, то есть обладающие телесной оболочкой. Но наделяя, например, силы земли такой оболочкой, многие народы по-прежнему присваивали им вид чудовищ и страшилищ. Так, древнегреческий поэт и философ Гесиод в «Теогонии» излагает архаическое предание о порождении Небом-Ураном и Землей-Геей титанов, циклопов и сторуких. У последних чудовищность подчеркнута особенно: у каждого из них по 100 рук и 50 голов. Среди порождений Геи были и эринии - страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах. В дальнейшем происходит трансформация восприятия демонов и богов к их антропоморфическому, то есть очеловеченному образу. Именно у греков этот антропоморфизм достиг своего наивысшего оформления и выразился в целой системе художественных и пластических образов. Например, Деметра - богиня культурного земледелия и Артемида - богиня охоты, несмотря на то, что они служили покровительницами древних видов деятельности, представлялись уже не чудовищами, а величественно-прекрасными женщинами-богинями)проявляющими дружелюбное и сердечное отношение к людям. Преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел не только прятаться от нее, но и более уверенно ориентироваться в ней, умел находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы рек и озер (океаниды) или нимфы морей (нереиды) - это воплощение дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной, поэтизируется. Так, нимфы становятся в художественной культуре предметом поэтического любования. Интуитивно созданный мифологическим сознанием порядок у греков назывался космосом. В дальнейшем у античного человека появляется настоятельная потребность к осмыслению этого живого космоса. На смену интуитивному восприятию приходит осознание и рефлексия, то есть философия как особое знание, которое обособляется от мифа и магии, хотя часто внешне сохраняет такую связь. В интеллектуальных конструкциях древнегреческих философов космос перестает пониматься антропоморфически, но продолжает восприниматься живым, материальным и одушевленным. Для античного понимания космоса важна идея вечного возвращения, вечного рождения его как живого организма. Движение его представляется не прямолинейным) а круговым. В этом подвижном, живом, видимом и слышимом целом человек не противопоставляется природе, а мыслится как одна из ее частей. 4. Загадка возникновения рациональных знаний, письменности и искусства Говоря о первобытной культуре нельзя не остановиться на естественно-научных знаниях той эпохи. Первобытные представления о мире - первый шаг в становлении этих знаний, начальные его модели, возникавшие в эпоху неолитической революции. Появление этих моделей мира как целого обусловлено противопоставлением человека природе, активным его воздействием на природные стихии. Формирование первоначальных рациональных представлений о мире было связано с переходом к производящей экономике. Собственно наука древнего мира стала зарождаться гораздо позже в цивилизациях Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая в связи с развитием письменности. Здесь оформились математика, астрономия, медицина, философия. Воссоздание первобытных представлений о мире позволяет выявить ряд устойчивых мыслительных конструкций древнего человека, которые получили впоследствии письменное выражение в мифах. На первых порах эти представления укладывались в воспроизводящую акт творения мира космологическую схему: прежде существовал хаос, акт творения положил начало организации космоса, природы человека, общества) культурных традиций. Хаос воспринимался как время, когда «не было ни сущего, ни не сущего; ни неба, ни земли; ни дня, ни ночи; ни жизни, ни смерти...» На смену ему пришло то, что человек может конкретно воспринимать и включать в свою деятельность: земля, вода, огонь, воздух, растения и животные) горы и реки и т. д. Все это - разумный космос, отделившийся от хаоса. Так формируется одна из устойчивых умственных конструкций древнего человека: объектом человеческого познания, равно как и действия, преобразования, может быть то, что следует за актом творения, т. е. космос, мир, физическая плоть природы. Мифологическая картина мира была шире, нежели религиозная, поскольку она включала, помимо фантастических идей, абстрагированные понятия о космосе, пространстве, времени. В раннепервобытных человеческих коллективах (у австралийцев, бушменов, папуасов) понятие вселенной ограничивается территорией группы или племени - мезокосмом. Позже формируется целостная модель мира, охватывающая три зоны космоса: небо, землю и преисподнюю. Древние космогонии фиксировали все явления природы и культуры в виде пары взаимосвязанных противоположностей: мужское-женское, левое-правое, верх-низ, жизнь-смерть, свои-чужие и др. В недрах первобытного сознания присутствовала целая система таких бинарных противоположностей (до 20 пар). Проецируя эти признаки на первоначальный хаос, человек постепенно приходит к систематизации знания о нем как о космосе, организованном мире. Центр мироздания, мезокосм был воплощен в образе мирового дерева (горы, столпа, оси и т. д.), соединяющего все миры в трехслойном космосе. Такое понимание стало традиционным в истории культуры. Четыре стороны света и три слоя (уровня) мироздания давали в сумме священную семерку (пантеон семи богов у иранцев, скифов, славян). Четыре (чет)- мужской символ и три (нечет) - женский символ у племен Западной Африки в сумме становились символом царя, реализовывавшего все социальные функции (Западная Африка). Так было положено начало космологическим константам. Космос в развитых космогониях был антропоморфи-зированным и представлялся созданным из расчлененного тела первочеловека (ведийский Пуруши, скандинавский Имир) или возникшим из хаоса. Помещенные на небо боги инициировали в человеческих коллективах обряды (погребальные, свадебные, календарные), карнавалы, ритуальные сексуальные оргии. Если обряды являлись отражением порядка космоса, то карнавалы и оргии - вторжением сил хаоса. Смысл ритуалов заключался в укреплении связи человека с природой, умилостивлении ее сил. Именно в земледельческих цивилизациях, возникших в ходе неолитиччской революции, сложились ритуалы кровавых человеческих жертвоприношений и эротических действ на полях для поддержания плодородия земли. В ритуалах нашли отражение представления о космических циклах: то или иное ритуальное действо означает вечное возвращение к идеальным временам, поскольку действительность всегда оказывается ухудшенным вариантом изначального существования. В философской поэме Гесиода «Труды и дни» так описан контраст между жизнью людей в идеальном, «золотом» и современном автору «железном» веке: Создали прежде всего поколение людей золотое Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских, Был еще Кронос-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили, А умирали как будто объятые сном. Недостаток Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный Сами давали собой хлебодарные земли. Они же, Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства,  Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных... Землю теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, Йот несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им... Дети с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут. Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин, Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то. Старых родителей скоро совсем почитать перестанут... Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею Станет почет воздаваться. Где сила там будет и право. Стыд пропадет... Так в представлениях о «золотом веке», об исчезновении поколения героев формировалось историческое сознание, которое тесно переплеталось с космологическими представлениями. Произведения Гесиода, равно как и Гомера, характеризуются тем, что в них разрушается мифологическое мировосприятие (у Гесиода это происходит на основе рационализации мифа, у Гомера мифы обретают эстетические каноны). Эпические поэмы Гомера и Гесиода, произрастая из корней народного эпоса, отразили эстетические и этические воззрения древних греков, сочетаясь с космологическими представлениями, на основе которых формировалась древнегреччская наука. Зачатки научных знаний На основе мифопоэтического восприятия мира в зарождающейся древнегреческой философии стали формироваться космогонические концепции, умозрительные модели космоса. Космос, по аналогии с живым существом, рассматривался как нечто зарождающееся и развивающееся во времени. Так, Анаксимандру приписывается мысль о том, что при зарождении этого мира из вечного выделилось животворное начало теплого и холодного, и некая сфера из этого пламени облекла окружающий Землю воздух, как кора дерево. Рациональные знания первобытной культуры включали в себя календарно-астрономические и математические представления, биологические, медицинские, географические, исторические сведения. Возведенный на рубеже каменного и бронзового веков на территории современной Англии гигантский мегалитический комплекс Стоунхендж точно фиксировал точки восхождения Солнца в день летнего солнцестояния и захода его в день зимнего солнцестояния и мог служить для предсказания солнечных и лунных затмений. В ранних охотничьих общинах выделялись на карте звездного неба Плеяды, а развитие земледелия позволило расширить представления о пространственно-временных особенностях движения Плеяд по небосводу. Развитие скотоводства способствовало появлению зоологических знаний, а земледелие - ботанических, химических и гидротехнических. Необходимость расселения первобытного населения в новых районах привела к выработке навыков описания и графического обозначения объектов ландшафта . Помимо рациональных знаний, важнейшими элементами культуры рассматриваемых эпох являются зарождающаяся письменность и искусство. Письменность Основными факторами становления письменности в первобытном обществе послужили: 1) выделение графической символики среди других форм коммуникации; 2) выработка стабильных графических средств для передачи общего смысла сведений; 3) создание устойчивой системы графических знаков для передачи речевой информации. Исторически первым, предположительно в палеолите, сложилось пиктографическое письмо, или пиктография. Содержание сообщения передавалось в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография служит и в наши дни подсобным средством общения (знаки дорожного движения, вывески-символы). Пиктография не является в полном смысле письмом, так как фиксирует не саму речь, а ее содержание посредством метафорической или условной символики. 5. Генезис древнего рисунка Обратимся к наскальным и пещерные рисункам и фрескам (датируемым, начиная от 40-20 тыс. лет до и. э.). Разные исследователи намечают различные последовательности и этапы развития древней живописи, в общем, тем не менее, можно выделить следующие два этапа. Первый этап. К самым первым наскальным и пещерным изображениям относятся профильные изображения животных (на которых охотились архаические народы), выполненные, что важно, примерно в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей, тоже в натуральную величину. Советский искусствовед А. Д. Столяр считает самой ранней изобразительную модель тех предельно лаконичных рисунков зверя, которые наука уже в начале нашего века отнесла к числу древнейших. «Это изолированный и предельно обобщенный, строго профильный контур стоящего зверя». Как правило, эти изображения и рисунки представляют высеченный каменным орудием или нанесенный охрой контур, который совершенно незаполнен внутри. Первая странность - животные изображались только в профиль, люди чаще фронтально, причем профильное изображение животных устойчиво воспроизводится много тысяч лет во всех странах древнего мира. Другая странность - пропорции фигур часто увеличены, кажется, что люди одеты в скафандры (это послужило поводом назвать их «марсианами»). Второй этап. и т. Размеры изображения людей и животных увеличиваются и уменьшаются, а контуры фигур заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей-одежда, татуировка д.). Наряду с миниатюрными, в этот период встречаются и довольно внушительные изображения. Например, в Джаббарене (Сахара) найдено шестиметровое изображение человека (названного «Великий марсианский бог»). Оно занимает всю стену «большого убежища»: стена сильно вогнута, голова нарисована на потолке . Как же объяснить эти особенности и странности древней живописи. Человек учится рисовать или рассказ очевидца о визуальном воплощении души. Эсхилл рассказывает в своей трагедии «Прикованный Прометей», что могучий титан дал людям огонь, научил их ремеслам, чтению и письму и, очевидно, живописи. Но сомнительно, чтобы кто-то учил людей рисовать, вероятнее всего, они научились сами. Как? Послушаем рассказ. Представим, что у автора есть машина времени и он может вернуться на два-три десятка тысячелетий назад и наблюдать за архаическим человеком. Проведя в такой эксредиции какое-то время, автор излагает свои наблюдения и размышления (в скобках автор для сравнения прнводчт данные современных исследований). «Перемещаясь во времени, можно достичь эпох, где архаический человек еще не умеет рисовать; зато он оставляет на глине или краской на стенах пещер отпечатки ладоней и ступней ног и проводит на скалах короткие или длинные линии (современные исследователи не без юмора назвали их «макаронами»). Хотя архаический человек не умеет еще рисовать и не знает, что это такое, он уже достаточно развит, пытается по-своему понять жизнь: Особенно его занимает осмысление природных явлений и событий, происходящих с ним самим. Так, например, он очень боится затмений солнца и луны и поэтому по-своему их объяснил - в это время на луну (солнце) нападает огромный зверь. Его волнуют болезни, сновидения, потеря сознания и очень - смерть близких, других людей и животных. Пытаясь понять, что при этом происходит, архаический человек пришел к представлению о душе (духе). Душа - это своего рода двойник человека (животного, вещи), очень на него похожа. Она может покидать свою оболочку (тело, вещь), входить в нее снова, переходить в другие оболочки. Душа является источником жизни, силы и дыхания, после смерти душа уходит жить в другую страну (мертвых). Интересно, что архаические люди не разделяют китайской стеной обычный мир, ндселенный людьми, животными и вещами, и мир, где живут души. Они уверены, что души живут среди людей, рядом с ними, что их можно умилостивить, о чем-то попросить, даже заставить что-то сделать себе на пользу. Возвратившись чуть ближе к нашему времени, астор неоднократно наблюдал следующие сцены, живо его заинтересовавшие. После удачной охоты архаические люди ставили к стене скалы или пещеры (основательно привязав) какое-нибудь животное (северного оленя, бизона, антилопу), а иногда (после стычки с другими племенами) даже пленного. Животное ставилось естественно - боком, а человек - фронтально. Затем в эту мишень взрослые и подростки начинали метать копья или стрелять из луков; одни состязались, другие учились лучше пользоваться своим оружием. И вот что важно: наконечники копий и стрел оставляли на поверхности скалы (стены) вблизи границы тела отметки, следы выбоин. Чаще всего исходную мишень через некоторое время убирали (животное съедали, пленного убивали), но вместо нее ставили муляж - шкуру животного, надетую на палки или большой ком глины. Однако вскоре и эта модель разрушалась или использовалась в хозяйственных целях. Самое любопытное - в этой ситуации некоторые племена вместо разрушенной мишени начинают использовать следы, оставленные на стене от копий и стрел. Чтобы понять, попала стрела или копье в цель, архаический охотник соединял эти следы линией, как бы отделяющей тело, бывшего в этом месте животного или человека, от свободного пространства вне его. Иногда для этой цели, после очередной удачной охоты, использовалось и само животное или пленный, их обводят линией (чаще всего охрой) или высекают такую обводную линию каменным орудием. Автор увидел, что на поверхности стены (скалы) оставался профильный контур животного или фронтальный - человека. И он действительно не был ничем заполнен внутри, а размеры фигур были немного увеличены (для целей тренировки и меткости обвод делался грубо, обычно к размерам туловища, головы, рук и ног добавляется рука «рисующего»). Тут автор, конечно, сообразил, откуда взялись «марсиане» и даже понял, почему у них обычно не были изображены ступни ног (они повернуты вперед и не попадают в обвод). В своих воспоминаниях известный художник Петров-Водкин рассказывает, как был открыт его талант. В школе он рисовал плохо, но однажды на уроке рисования от нечего делать заштриховал часть листа бумаги. Случайно увидев его работу, учитель взял лист бумаги и, отойдя подальше к доске, спросил: «Дети, что это такое?»-«Дыра»,-последовал уверенный ответ. Учитель сделал несколько шагов вперед, и дети поразились-они увидели: это лишь штриховка, создающая, однако, полную иллюзию, что бумага порвана в одном месте. Что пережили и поняли в этот миг дети? Восхищение от «искусства» (мастерства) их товарищи, создавшего настоящий предмет-дыру в бумаге с помощью условного материала, следов грифеля. Удивление, что-«предмет», созданный карандашом, может быть столь реальным, настоящим, недоумение-как возможно такое чудо. Опять восхищение и т. п. Этот случай помогает понять, что происходит в любой реальности. Человек невольно поддается иллюзии (встречается с предметом), в той или иной мере обнаруживает свое заблуждение (понимает иллюзорность, мнимость предмета), восхищается тем, что столь убедительная иллюзия создана человеком как бы из ничего и снова отдается иллюзии (переживает предмет). Но сначала маленький ребенок просто играет с «материалом искусства» (красками, линиями, кружочками), как с простыми предметами. Он довольно быстро обнаруживает прелесть этой игры и богатые возможности действий с таким «материалом». Например, линии, кружки, цветовые мазки можно повторять, изменять, соединять друг с другом, строить из них интересные необычные сооружения. Поскольку отдельные линии (кружок, пятно) воспринимаются ребенком неотделимо от предмета, обозначенного этой линией, всякое действие с изображениями осознается и переживается им как жизнь (бытие соответствующия предметов). Как бы живописное искусство ни стояло высоко, следы этого этапа сохраняются. Вот детский рисунок солнца кружок с расходящимися в разные стороны прямыми лучами. С точки зрения обыденного опыта, связь между диском солнца и его лучами,  конечно, существует, но она не прямая. Она дана человеку в множестве жизненных ситуаций (где наблюдается закат солнца или прохождение солнечных лучей через окна облаков) и во множестве речевых и литературных высказываний. В детском рисунке диск солнца, однако, прямо сведен, соединен с лучами; соприкосновение самих лучей служит в рисунке основанием для бытийного сходства явлений. Но ведь как явления диск солнца и его лучи вовсе не похожи друг на друга. Что же их объединяет в живописной, поэтической реальности? Вероятно, множество жизненных ситуаций, где они встречались вместе, и множество высказываний, где они вместе фигурировали. Следовательно, сводя воедино диск солнца и его лучи, гений ребенка заставляет детское сознание извлекать из своих глубин все это множество переживаний и впечатлений, и не просто извлекать, но и по-новому структурировать. В результате перед ребенком рождается новый мир, где диск солнца прямо соединен с солнечными лучами. Подобно тому, как во сне на основе прожитого опыта психика воссоздает волнующие человека события (особый мир сновидений), в искусстве из этого опыта, направляемого и структурируемого произведением живописного искусства, создается не менее волнующий мир. Если в обычной жизни или в сновидениях события происходят сами собой, наплывая на нас, захватывая сознание, то в искусстве «мотор движения» находится в самом человеке и произведении. 6. Заключение В результате выполненного нами реферативного исследования мы можем сделать вывод о том, что материальная культура первобытного строя отличается местными своеобразными особенностями и сосредоточением на определенной ограниченной территории, общность ее состоит в том по комплексу признаков: общности археологических памятников относящихся к одному времени. По форме или орнаменту керамики, по обряду погребению или по той местности, где впервые найдены наиболее типичные памятники или по комплексу признаков. Часто материальная культура первобытного строя отражает обособленно существование древних племен и народов. Различие между племенами лучше всего обнаруживаются по обряду погребения керамики украшениям, ив меньшей степени- по типу жилищ или по орудиям труда . Иногда удается связать определенную археологическую культуру с известными из писменных источников племенами (например, латенскую культуру- с кельтам) . Однако далеко не всегда сходство материальной культуры отражает этничную общность или общность по происхождению. В сходных социальных и географических условиях при наличии примитивной техники могли возникнуть сходные явления в быту и материальной культуре различных племен не зависимо . Кроме того отдельные элементы культуры могут заимствоваться в результате распространения идей или переселения народа, носителя этой культуры. Представление о археологической культуре изучение ее возникновения, распространения и исчезновения позволяет реконструировать историю племен и народов в эпохи, предшествующие возникновению письменных источников. Нахождение в пещерах наскальных рисунков и фресков (датируемых, начиная от 40-20 тыс. лет до и. э.) свидетельствуют о возникновении рисования: профильные изображения животных (на которых охотились архаические народы), выполненные, что важно, примерно в натуральную величину, размеры изображения людей и животных увеличиваются и уменьшаются, а контуры фигур заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей-одежда, татуировка и т. д.). Наряду с миниатюрными, в этот период встречаются и довольно внушительные изображения. Список литературы 1.Актуальные проблемы культуры XX века: М., 1993. 2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Он же. Избр. произведения. М., 1990. 3. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. СПб., 1993. 4. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.,1977. 5. Зезиш М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры. М., 1990. 6. История культуры России. М., 1993. 7. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 8. Сборник статей. Культурология. М., 1993. 9. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. 10. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 11. Ольденбург С.Ф. О России и русской философской культуре. М., 1990. 12. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992. 14. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. 15. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. 16.  Никольский Н.В. Загадка первобытной культуры

 

znakka4estva.ru

Загадки для детей

Загадка - это средство  развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать.

Загадка - это мудреный вопрос. Загадка развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадка - это вопрос, в котором скрывается под «маской» определенное слово, а на предмет загадывания только лишь происходит намек.

Избушка нова, а жильца нет.Жилец появится, изба развалится.

Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел.

Бьют меня палками,Жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят.

По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу. пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная. условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива. Наряду с прочими. для юношей устраивались испытания в его мудрости.

Из липы свито дырявое корыто,По дороге идем клетки кладем.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Владимир Даль записал пословицу, которую приводили в назидание жениху:

"Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

Пришли гости - и под лавку

Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит в мифологических образах познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.

Содержание загадок всегда отражает жизнедеятельность человека, явления окружающей нас действительности. Общество развивается, меняется и тематика загадок. Единственное, что остается неизменным - это ее значимость в жизни каждого человека.Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать!

logo-rai.ru

Загадка о человеке

Загадка о человеке

Дворецкая М. Я.

Если мы зададимся целью сформулировать основной вопрос антропологии, то вслед за почти автоматически приходящим в подобном случае на ум вопросом "что есть человек?" необходимо возникнет и другой: "как человек возможен?"

Человек раскрывается в муках конфликтного сосуществования: личности и мира, господства и рабства, внутренней свободы и связанности внешними обстоятельствами и т.д. Но главное противоречие - это загадка природы человека, с ее противопоставлением телесного и духовного начал. Решение этого вопроса оказывается самым важным для человека - это первый и последний вопрос его жизни, обусловливающий своим содержанием не только этическое и антропологическое учение различных мировоззренческих систем (религиозных, философских, научных), но и определяющий смысл жизни и смерти, указывающий то высшее назначение, ради которого человек обречен на страдания и лишения в этом мире. Мучительные поиски ответа на эту загадку в течение многих веков, определили ограниченное количество способов ее решения.

Из анализа философских и научных концепций, объясняющих психофизическую проблему соединения в человеке телесной и духовной (психической) субстанций, можно выделить несколько способов интерпретации этого загадочного явления. В философии они определяются как: монистический объективный идеализм; монистический субъективный идеализм; монистический материализм; дуализм; особняком стоит гилеморфическая концепция Аристотеля.

Материалистическое решение загадки человека

Материалисты предлагают гипотезу, согласно которой психика составляет одну из функций физического организма. Сознание и мышление, действительно, проявляются в непосредственной связи с физической жизнью организма, но тогда возникает необходимость ответить на два вопроса:

- каким образом с появлением органической жизни на земле появляется это дополнение к материальному миру под формой сознания?

- почему только органическая жизнь представляет собой то необходимое условие, которое способствует появлению из ничего мира сознания?

В материализме вся духовная жизнь объясняется особой композицией вещества, благодаря которой физические атомы образуют единый организм - соборную единицу материи. Вместе с организацией материи формируется сознание, благодаря которому происходит связанное психическое отражение материального организма в соборной единице индивидуального сознания. Его и называют душой организма.

Так строится объяснение возможности душевных явлений в человеке с позиции материалистического мировоззрения. Но сознание кроме функции отражения обладает удивительной творческой энергией разумной жизни, определяя сознательное поведение человека, что в рамках материалистического мировоззрения представляет собою несомненное чудо.

Материалисты признают, что процесс самосознания лежит в условиях механической причинности, то есть для протекания этого процесса достаточно простого различения между явлениями внутреннего самочувствия и показаниями внешнего чувства. Поэтому все живущее на земле, имеет самосознание, выраженное в "животном Я". В этом Я живое существо, несомненно, является только пассивным субъектом всех своих хотений и действий, повторяя бездушную механику мира. В этом механистическом мире существует и человек. Он также имеет свое "животное Я" (витальное), в котором выражено телесное самочувствие организма, его гомеостатические потребности, заложником которых человек является от рождения. Но постепенно человек может отказаться от того, что ему необходимо как биологическому существу, и в этом обнаруживается разум, а стремление к деятельности по мотивам социальной или экзистенциальной направленности являет в нем свободную волю. В свойствах человеческой свободы и разума открывается уже не животное самосознание, а чудо личности человека.

Личность часто отождествляется с самосознанием, но жизнь личности базируется не на физическом самочувствии организма, а на сознании собственной ценности, так как выражается в свободном самоопределении к разумной деятельности в мире.

Это истинное чудо для мира, в котором все причинно определяется всем, но ничто не определяется самим собой, так как мир не знает разума и не ставит для себя цели. Природе все равно, разрушать или создавать, это только механическая необходимость движения ее сил. Миру неведома свобода, и нет в нем стремления к лучшему, в нем все определено заранее роковой механикой физического движения. Здесь нет места разумной жизни, проявляющейся в оценке и выборе, в способности нести ответственность за них.

Человеческая жизнь постоянно являет свободу оценки и выбора, которые сопровождаются направленной деятельностью к их осуществлению, не детерминированной внешними условиями, а исходящей из собственной системы ценностей и предпочтений. Только человеческая личность, основываясь на самопознании, делает вывод об истинном бытии человека, на основании которого строит разумную оценку человеческих потребностей и подчиняет ему свою деятельность. Это же познание определяет основной закон духовной жизни человека - закон свободы, который в свою очередь дает основание для нравственного закона, удерживающего человека от жизни недостойной его, возвышая человека над детерминизмом витальных потребностей и внешней случайностью, направляя его жизнь идеями истины.

Мир сознания и мир материального бытия отличаются по трем основаниям

Материальный мир:

- все существующее образуется из предыдущих элементов материи;

- процесс мирового бытия обнаруживается механически определенным соотношением причин и следствий;

- результаты мировой деятельности выражаются в законе сохранения материи и силы.

Мир сознания (духовный):

- творится самим сознанием;

- психический процесс сознания выражается в логически установленном соотношении целей и средств;

- результаты психической деятельности отражаются законом возрастания психической энергии в развитии и осуществлением в жизни духовных ценностей.

Эти различия указывают на невозможность соединения духовного и материального начал в единое целое. Они разнородны и практически несовместимы ни при каких условиях, так как взаимоисключают друг друга.

Поэтому содержание дуалистических концепций в большей мере соответствует действительному положению вещей, но любая попытка научно обосновать дуалистическое мировоззрение сталкивается с возникновением двух вопросов:

- о форме связи духа и тела;

- о возможности их взаимодействия;

и они оба до сих пор безответны.

Онтологический дуализм в религиозном сознании язычников

Языческие религии Древнего мира - брахманизм, буддизм, зороастризм, верования египтян и греков указывали на вечное, независимое сосуществование духовного и материального начал. Космогонии этих религиозных культов отличались в решении вопроса о соединении двух природ (духовной и материальной), но все языческие религии указывали, что следствием соединения или смешения природ явилось возникновение богов, мира и человека.

Так, в брахманизме, вечно существовал только Брама, погруженный сам в себя. Все пребывало в смешении, бытие покоилось в пустоте. Рождение Вселенной было связано с нарушением внутреннего равновесия Брамы, который очаровался сам собой под влиянием Майи (призрака-иллюзии). Это прельщение завершилось непроизвольным исторжением от Брамы богов, людей и всего мироздания. Будучи порождением мечты и сам этот мир - иллюзия, а его возникновение, нарушившее блаженное состояние Брамы и ставшее причиной его грехопадения - есть зло. Злом является и влечение к жизни, которая тоже есть зло. Признание человеком себя, как отдельного, самостоятельного, независимого от Брамы существа, порождает зло, являющееся сущностью индивидуализма. Прекращение зла и спасение человека возможны только в результате признания в качестве иллюзии и обмана конечного Я, и воссоединении человеческого Я с Брамой. Уничтожение личного самосознания есть тот единственный путь, который приводит к вечному покою в Браме страждущие человеческие души и прекращает цепь бессмысленных перерождений (метемпсихоз), ничего не приносящих человеку, кроме новых страданий. Это положение определяет содержание этического и антропологического учения брахманизма. Бытие - зло, конечная цель личного бытия - сознательное умерщвление желания, воли, чувства и мысли, полное "затухание" личного начала, вплотную связанное с принятием факта обманчивости чувств и иллюзорности воображения.

Все в мире, даже Брама, подчинено неумолимому Року, который стоит над всем, в нем тайна бытия, богов и людей. Естественно возникает вопрос, если состояние Брамы фатально в своем подчинении Року (Майи), то чем поможет ему усилие отдельного человека? Да и насколько правомерно это желание человека слиться с непредсказуемым Брамой? Поэтому возникает представление о брахманизме, как о мрачном и болезненном продукте религиозного сознания, имеющего стремление определить через первопричину содержание добра и зла, но не сумевшего в жизни примирить эти начала, а потому отвергающего и саму жизнь, как общемировое зло (прот. Иоанн Иванов, 1894).

Буддизм, отвергнув существование Брамы, как вечного зла, полагает вместо него абстрактное, безобразное, неопределенное, но абсолютное начало - нирвану. Этому началу противополагается материя, существующая вечно и самостоятельно. Космологии у буддистов нет, они не дают ответа на вопрос о происхождении мира. Мир - это факт опыта, он не создан, пребывает в бесконечном круговороте происхождения и исчезновения. Ответы на сущностные вопросы известны только вкусившим нирвану. Бытие - абсолютное зло, но виновник возникновения злого бытия не указывается. Жизнь и страдания тождественны. Нирвана - противополагаемая бытию, как вожделенная цель человеческой жизни, не имеет положительного определения в буддизме и характеризуется, как правило, отрицательно: она - ни будущее, ни прошедшее, ни желание, ни действие, ни страдание - это пустота, принимающая существа, мятущиеся в океане скорбей и несчастий, она убежище для тех, кто сбросил оковы перерождений (круговращения, метемпсихоза), блаженное ничто. Глубокая мировая скорбь - сущность буддизма, отказавшего человеку в надежде на Личного Бога, Спасителя, Творца и Промыслителя, осудившая его или на животность, не знающую стремления к Свету, или на вечный пессимизм Будды. Человек, потерявший и не нашедший идеал жизни, поникший пред тайной Бытия - это образ достойный буддиста. Жизнь в буддизме - сон, срок которому - день, такому ничтожеству неведома любовь, которая есть лишь обратная сторона ненависти к бытию. "Это любовь узника, рожденная проклятием темницы" (прот. Иоанн Иванов, 1894).

Глубокий пессимизм брахманизма и буддизма наложил отпечаток на многие философские идеалистические концепции, в частности им был окрашен волюнтаризм А. Шопенгауэра и учение Э. Гартмана, в свою очередь оказавшие влияние на формирование телемизма (сатанизма) А.Кроули, который проблему дуализма духа и материи уже решал не разделяя, а отождествляя и уравнивания полностью Бога и человека, утверждая иллюзорность их противопоставления. Подобное уравнивание позволило А. Кроули прийти к утверждению мысли и о равенстве полов, объявив будущее за человеком-андрогином, эталонным существом сатанизма, позволяющим сакрализировать сексуальные действия и объявить их лучшим способом преодоления границ и противоречий, коренящихся в "невежестве" традиционализма, легко снимающихся в разнузданных оргиях (Дугин А, 1998). Это крайняя форма разрешения проблемы дуализма духа и плоти была знакома еще древним грекам и нашла свое отражение в тайных учениях орфизма и герметизма.

Как мы видим, дуалистическое противопоставление духовного и материального начал, признание их независимого существования, является основанием не только для религиозных исканий, но и для философских построений. Примером такого дуализма в древнегреческой философии для нас может служить учение Платона, противопоставлявшего истинный мир идей, мнимому миру материальных форм.

В Новое время, по мере отступления от объективного учения о бытии и замены его механистической картиной мира, изменилось место, и значение понятия души как формы тела. Р. Декарт наиболее ярко выразил в своем учении дуалистическое понимание мироздания, не сводя дух к материи и не отождествляя материю с духом. В связи с этим, его антропология столкнулась с неразрешимой проблемой взаимодействия разноприродных начал, которую он попытался решить в духе своей теории - механистически, связав тело и душу через шишковидное тело. Теория психофизического взаимодействия описывает взаимное влияние души и тела, при котором каждый физический и психический процесс имеют двойную – физическую и психическую – причину и следствие. У Декарта тело человека является машиной, а сознание (мышление, воля) - отличной от тела субстанцией. С одной стороны, оно испытывает его влияние (в ощущениях, восприятиях), с другой стороны, способно воздействовать на тело (при волевом усилии). Сторонниками этой теории в последующем были Э. Гартман, У. Джеймс, О. Кюльпе, Э. Бехер и др.

Если между телом и духом нет непосредственного взаимодействия, то дуализм становится окказионализмом [Учение о случайных причинах, в основе которого лежит идея дуализма тела и духа, которые могут взаимодействовать только при вмешательстве Бога, который вызывает "в случае" телесных движений психические состояния, "в случае" волевых актов - мышечные движения (Энциклопедический словарь…, 2002)]. А. Гейлинкс (1624-1669 гг.) объяснял дуалистическое учение Р.Декарта чудесным совпадением телесного и душевного процессов, находя источник этого совпадения в воле Бога, а человека объявляя зрителем этого события, которому ничего не остается, как только безропотно следовать этому неизбежному ходу вещей. Но, в таком объяснении теряется всякий смысл связи тела и души. Если одно не может влиять на другое, то для чего они связаны? Бытие не терпит бессмыслицы. Окказионализм, единственной причиной мирового бытия поставляя Бога, определяет дух и материю как разные формы Божественной деятельности, но при этом, далее определения их разнородности объяснение не идет. Поэтому дуализм, хоть и отвечает действительному содержанию мирового бытия, но, кроме обозначения разнородных процессов, создаваемых деятельностью одной и той же субстанции, другого смысла не имеет. Такая интерпретация дуализма была предложена еще Б. Спинозой в пантеистическом учении, но и оно не снимало вопроса, как возможна разнородная деятельность в единой мировой субстанции или в человеке. Так как психические явления в философии XVII века рассматривались, как неотделимые свойства тела, подчиненные единым для всего мироздания законам, то поэтому и возникли два варианта решения психофизической проблемы: психофизическое взаимодействие (Р.Декарт) и психофизический параллелизм (В. Лейбниц).

Учению о взаимодействии психического и физического начал в человеке был противопоставлен принцип их параллельного протекания в философии Б. Спинозы и В. Лейбница. Теория психофизического параллелизма активно развивалась в последующем Ф. Шеллингом, А. Шопенгауэром, Г. Фехнером и др. В ней утверждалось, что соотношение физического и психического в человеке осуществляется параллельностью протекания обоих процессов.

И. Кант попытался преобразовать учение Б. Спинозы в своей критической философии. Разделив мир бытия на "сущий в себе" и "являемый в познании", Кант свел разнородность мировых процессов к простому различению в способах их восприятия, подменив онтологию гносеологией. Онтологическую проблему соединения природ, И. Кант переводит в разряд гносеологии, где формы сознания и мышления означают не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в человеческом разуме. Все отличие между духовным и телесным началами он попытался свести к различию между внутренним и внешним. Поскольку такое объяснение указывает не на природу явлений, а на способ их восприятия субъектом, то он пришел к выводу, что, по существу, духовная и телесная природы тождественны, но по-разному воспринимаются субъектом. При таком подходе, дуализм утрачивает онтологическое значение и все его "вопросы" становятся чистым недоразумением.

Возможно, такое решение проблемы дуализма стало бы истинным, если бы не одно "но". Если бы "Я" другим людям являлось как материальный объект, а сам себя человек воспринимал бы лишь в качестве мыслящего субъекта, отражающего различные переживания, то теория Канта вполне разрешала бы все противоречия. Но, человек воспринимает своё Я двойственно: как телесный, деятельный объект и, как субъект, которому присущи различные переживания. Поэтому невозможно утверждать, что материальное начало - только субъективный призрак, порождаемый чувственной формой внешнего восприятия, и что истинный мир бытия есть лишь мир духовных деятельностей и сил. Двойственная точка зрения на бытие связана с переживанием двух различных деятельностей, что указывает не на психологическое значение дуализма, а на его онтологическое основание.

Наше восприятие дает нам представление о двух различных видах мировой деятельности. Жизненные факты говорят о несомненном взаимодействии между психическим и физическим мирами явлений, а данные психологического анализа и выводы научной теории познания утверждают невозможность превращения психических процессов в физические, или наоборот. По мнению В.А. Снегирева, научная мысль последовательно приходит к известной теории психофизического параллелизма, представляя мировую действительность в виде параллельного хода двух причинных рядов, сосуществующих рядом, но никогда прямо не входящих друг в друга, вследствие различия их членов (Снегирев В.А., 1893).

При такой постановке вопроса мы снова возвращаемся "на круги своя" - к дуализму, а философия стремится к идеалистическому монизму, пытаясь объяснить закономерную связь мировых противоположностей из деятельности единой мировой субстанции. По теории монизма следует представлять дух и материю как две независимые субстанции, которые являются разными проявлениями Божественной жизни. Но на самом деле, они существуют как реальные силы и как автономные причины реальных действий.

Представление мира таким, каким он действительно дан и каким существует, служит утверждению дуализма. И здесь возникает вопрос, а возможно ли мыслить действительный дуализм бытия?

По мнению В.И. Несмелова, человеческая мысль естественно разделяет мир на две отдельные области (в силу их разнородности), в результате чего, на основании законов нашего мышления, мы строим свое понятие о духе и материи с учетом разнородного содержания мирового бытия и не принимаем в расчет связанное единство мира.

Так, возникает иллюзия, взаимоисключающая понятия о духе и материи, и связать их в единое целое дискретному человеческому разуму невозможно. Поэтому мир представляется нам не единым, а разделенным на два: материальный и духовный, где дух посещает материальный мир ненадолго, а затем возвращается в свой привычный духовный мир. Но, мы знаем о духе только в условиях его физического существования, и невозможное в мысли взаимодействие духовного и материального в действительности существует. На основании вышеприведенного рассуждения можно придти к заключению: или у нас неверное понятие о духе, или неверное понятие о материи, или они оба неверны (Несмелов В.И., 2000).

При этом, если дух понимается не как субстанция, а как простое явление бытия, то формируется концепция материалистического монизма, которая не может объяснить, да и не берется объяснять духовную деятельность в мире. Но, если материя не субстанциональна, а есть только представление духа, то мы получаем концепцию субъективного идеалистического (спиритуалистического) монизма, которая, в свою очередь, не объясняет материальной деятельности в мире.

Если оба эти понятия неверны, то строится концепция объективного идеалистического монизма, которая покрывает туманом непостижимости даже то, что в мире достаточно ясно.

ua.coolreferat.com


Смотрите также