Утверждение государством социальных норм первобытного общества придающее им общеобязательную силу. 11. В рамках какого подхода к типологии государства отрицается единство истории человечества?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 1.1. Предмет и метод теории государства и права. Утверждение государством социальных норм первобытного общества придающее им общеобязательную силу


11. В рамках какого подхода к типологии государства отрицается единство истории человечества?

А. формационный,

В. цивилизационный,

С. либертарно-юридический.

12. В рамках формационного подхода к типологии государства история человечества представлена:

А. в виде линейного прогрессивного развития,

В. в виде замкнутых циклов развития,

С. в виде повторяющихся этапов развития.

13. Общество, взятое на определенном этапе исторического развития и характеризующееся единством способа производства – это:

А. исторический тип государства,

В. общественно-экономическая формация,

С. цивилизация,

D. нация,

E. политическое образование.

14. Совокупность внешних признаков организации и осуществления государственной власти – это:

А. механизм государства,

В. типология государства,

С. форма государства,

D. сущность государства.

15. Подберите соответствующее понятие к данному определению: «Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью».

А. Унитарное государство.

В. Конфедерация.

С. Федерация.

16. Функции государства – это:

А. Основные направления деятельности государства, выражающие его сущность,

В. Основные направления деятельности государства, определяющие его форму,

С. Основные направления деятельности государства, в которых проявляется его относительная самостоятельность,

D. Основные направления деятельности государства, в которых проявляется его исключительная самостоятельность.

17. Подберите понятие к данному определению: «Система взаимосвязанных между собой органов государственной власти, государственных организаций и учреждений, обеспечивающая реализацию функций государства».

А. Политическая система.

В. Система органов исполнительной власти.

С. Механизм государства (государственный аппарат).

18. Что включает в себя понятие «политическая система общества»?

А. Производственные отношения и производительные силы.

В. Государство, партии, другие общественные организации, преследующие политические цели, а также правовые и политические нормы, политические традиции.

С. Совокупность политических отношений, субъектами которых выступают классы, социальные группы, нации.

19. Сторонникам какой из современных теорий государства могли принадлежать следующие слова: «Капитализм несовместим со свободой. Утверждение свободы возможно только с установлением нового общественного строя, в рамках которого сохранится частная собственность, но функции управления производством будут переданы коллективам трудящихся. Систему учреждений, построенных по территориальному принципу, дополнят органы представительства профессиональных интересов - производственные ассоциации, профсоюзы, объединения деятелей культуры и образования».

А. теории государства всеобщего благоденствия.

В. теории конвергенции,

С. марксистской теории,

D. теории плюралистической демократии.

E. теории элит.

20. Сторонникам какой из современных теорий государства могли принадлежать следующие слова: «Идеи демократии, народовластия – это утопия, несовместимая с законами общества и противная алчной и эгоистичной природе человека. Власть может быть властью от народа, для народа, но не может быть властью самого народа. По отношению к власти любое общество делиться на два класса: управляющий и управляемый».

А. теории государства всеобщего благоденствия.

В. теории конвергенции,

С. марксистской теории,

D. теории плюралистической демократии.

E. теории элит.

21. Выводы, сформулированные П.Сорокиным и касающиеся «гибридизации общества», близки по содержанию к...

А. теории государства всеобщего благоденствия.

В. теории конвергенции,

С. марксистской теории,

D. теории плюралистической демократии.

E. теории элит.

22. Подберите понятие к данному определению: «Утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им общеобязательную силу»:

А. правообразование;

В. санкционирование;

С. правотворчество.

23. Синкретичность социальных норм первобытного общества – это:

А. Сочетание различных способов воздействия социальной нормы на общество и его членов,

В. Одновременное выполнение социальной нормой как регулятивной, так и охранительной функции,

С. Слитный характер социальной нормы, нерасчлененность социальной нормы на различные виды социальных регуляторов.

24. Социальные нормы первобытного общества называют мононормами по следующей причине:

А. все нормы того периода совпадали по содержанию,

В. в первобытном обществе существовал только один вид социальных норм,

С. все нормы того периода совпадали по способам воздействия на общество,

D. в первобытном обществе существовала только одна социальная норма.

25. Совокупность всех действующих в данном государстве юридических норм – это:

А. Объективное право.

В. Субъективные права.

С. Правила поведения.

26. Возникающее на основе объективного права конкретное право (правомочие), которое принадлежит каждому лицу в отдельности – это:

А. Позитивное право.

В. Субъективное право.

С. Правила поведения.

27. Укажите, какой признак присущ всем социальным нормам?

А. обеспечение принудительной силой государства,

В. общеобязательность,

С. регулятор общественных отношений,

D. санкционирование государством.

28. Функции права – это:

А. основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора,

В. основные направления воздействия права на общественные отношения, в которых выражается его сущность и социальное назначение,

С. совокупность внутренне согласованных юридических явлений и средств, с помощью которых устанавливается необходимый правовой порядок,

D. формы выражения правовых норм вовне, в реальной действительности.

29. Охарактеризуйте следующую норму права по способу изложения, степени определенности предписания и по характеру предписания: «Нарушение правил эксплуатации силовой установки, повлекшее смерть двух и более лиц наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет или наложением штрафа в размере 1000 МРОТ».

А. бланкетная, императивная, запрещающая,

В. отсылочная, императивная, запрещающая,

E. бланкетная, диспозитивная, обязывающая,

F. отсылочная, императивная, обязывающая,

30. Пункт 2 статьи 240 ГК РФ устанавливает: «К договорам применяются правила о двух и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса». Определите вид правовой нормы.

А.Отсылочная.

В. Бланкетная.

С. Диспозитивная.

31. В чем выражается значение гипотезы юридической нормы?

А. гипотеза указывает на правовые последствия;

В. гипотеза определяет круг субъектов правоотношения, урегулированного правовой нормой;

С. гипотеза указывает на фактические обстоятельства, при которых норма подлежит применению.

32. Структурным элементом правовой нормы, определяющим модель поведения субъектов в помощью установления прав и обязанностей является:

А. гипотеза,

В. диспозиция,

С. санкция.

33. Без какого элемента логической структуры правовой нормы невозможно существование самой нормы?

А. гипотеза,

В. диспозиция,

С. санкция.

34. Решение Европейского Суда по правам человека от 20 октября 2005 года содержит следующие выводы: «Нарушение "права на суд" стороны судебного разбирательства имеет место только тогда, когда вышестоящий суд отменяет вступившее в силу и подлежащее исполнению судебное решение (см. Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Брумареску против Румынии" (Brumarescu v. Romania), жалоба N 28342/95, § 62, ECHR 1999-VII; Постановление Европейского Суда по делу "Рябых против Российской Федерации" (Ryabykh v. Russia) от 24 июля 2003 г., жалоба N 52854/99, §§ 56 - 58). В настоящем деле такая отмена имела место 28 февраля 2001 г. В соответствии с неизменным подходом Европейского Суда, если не существует эффективного средства правовой защиты в отношении конкретного акта, который предположительно нарушает Конвенцию, день, когда такой акт выносится, рассматривается как день вынесения "окончательного" решения по смыслу правила шестимесячного срока (см. Решение Европейского Суда по делу "Сардин против Российской Федерации" (Sardin v. Russia) от 12 февраля 2004 г., жалоба N 69582/01; Решение Европейского Суда по делу "Ситохова против Российской Федерации" (Sitokhova v. Russia) от 2 сентября 2004 г., жалоба N 55609/00). В настоящем деле судебное решение от 28 февраля 2001 г., которым были отменены ранее вынесенные судебные решения, не могло быть обжаловано в обычном порядке. Следовательно, именно сам факт отмены судебных решений запустил шестимесячный срок для подачи жалобы в Европейский Суд (см. упоминавшееся выше Решение Европейского Суда по делу "Сардин против Российской Федерации" и упоминавшееся выше Решение Европейского Суда по делу "Ситохова против Российской Федерации"). Поскольку заявитель подал жалобу 28 августа 2001 г., то есть как раз в шестимесячный срок от указанной даты, данные возражения властей Российской Федерации должны быть отклонены». Какие виды источников права упомянуты в Решении ЕСПЧ?

А. судебный прецедент, нормативный договор, нормативный акт.

В. судебный прецедент, нормативный договор,

С. судебный прецедент, нормативный акт,

D. нормативный договор, нормативный акт.

35. В Постановлении ФАС Московского округа от 15 ноября 2005 г. по делу №КА-А40/11198-05-П содержатся следующие доводы: «ООО «Технологии сейсмических прогнозов и предотвращения катастроф» является недобросовестным налогоплательщиком, т.к. все платежи между участниками сделок представляют собой замкнутый круг, не имеют внешнего источника поступления денег; участники схемы не обладали достаточными средствами для осуществления спорных операций; оплаты индикаторов заявителем каждый месяц, начиная с января 2004 г., выпускаются ценные бумаги стоимостью 103400000 руб. каждая и реализуются ООО «Кроссэкспорт». Учитывая, что заявитель I зарегистрирован в качестве юридического лица 10.11.2003 (т.е. за 2 с 1/2 месяца до совершения первой сделки), данный факт противоречит практике осуществления делового оборота; невозможно установить места хранения и способы перевозки комплектующих, из которых изготовлены индикаторы, а также самих индикаторов; невозможно провести ни одной встречной проверки, поскольку все контрагенты не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, по указанным в учредительных документах адресам не находятся. Как следствие, данными организациями не производились какие-либо налоговые платежи по указанным сделкам; ООО «ЭлеонИмидж-М» не производит платежи по измененному графику; индикаторы не могут являться предметом договора аренды, сами по себе не могут использоваться в промышленности; заявитель не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность за рассматриваемый период (представлены только декларации по НДС), налоговая нагрузка (фактически уплаченная в бюджет сумма налогов) даже после года существования заявителя значительно меньше суммы, требуемой к возмещению из бюджета; отсутствие реальности затрат, отсутствие прибыли от спорных сделок – все эти факты, исходя из смысла концепции деловой цели сделки, не дают права организации заявлять налоговый вычет». Какие виды источников права были применены Судом в вышеприведенном фрагменте постановления?

А. нормативный акт и правовая доктрина,

В. правовая доктрина и правовой обычай,

С. судебный прецедент и нормативный акт

36. Принципы права – это:

А. основополагающие идеи, выражающие сущность права,

В. высказывания выдающихся юристов о праве,

С. правовые позиции, выраженные в актах Конституционного суда РФ.

37. Законодательной инициативой в Российской Федерации является:

А. обращение граждан в органы государственной власти с предложением принять новый закон,

В. внесение Президентом РФ в Государственную думу РФ проекта федерального закона,

С. принятие на всенародном референдуме решения о необходимости учреждения поста вице-президента.

38. Расставьте в правильной хронологической последовательности стадии законодательной процедуры: 1) обсуждение законопроекта, 2) промульгация закона, 3) принятие законопроекта путем голосования членов парламента, 4) законодательная инициатива.

А. 1-4-3-2

В. 4-1-2-3

С. 4-1-3-2

D. 1-4-2-3

39. Укажите, какой из источников права является результатом правотворчества как целенаправленной деятельности государственного органа по созданию источника права:

А нормативно-правовой акт,

В. правовой обычай,

С. правовая доктрина,

D. судебный прецедент.

40. Что из нижеперечисленных процедур является стадией законотворческого процесса:

А. установление фактических обстоятельств дела,

В. уяснение содержание правовой нормы, содержащейся в законе

С. аналогия закона,

D. промульгация закона.

41. Что такое обратная сила закона?

А. Распространение действия нормативного правового акта на общественные отношения, возникшие до его принятия.

В. Отмена новым нормативным правовым актом старого, действовавшего до его принятия.

С. Принцип, в соответствии с которым при принятии нового закона принятые ранее соответствующие подзаконные акты должны быть приведены в соответствие с новым законом.

42. В соответствии с нормами АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что после смерти гражданина, являющегося стороной в деле, спорное правоотношение не допускает правопреемства. Указание на какой вид юридического факта содержится в данной норме?

А. правомерное деяние,

В. юридический поступок,

С. событие,

D. юридический акт,

E. односторонний юридический акт,

F. двусторонний юридический акт.

43. Объект правоотношения – это:

А. Материальное или духовное благо, на обретение или охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность.

В. Фактические действия, совершаемые субъектами правоотношения в целях реализации возникших у них субъективных прав и обязанностей.

С. Это жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

44. Постановление 13-го ААС от 26.06.2007 по делу №А56-28935/2006 содержит следующие доводы: «Суд счел правомерным привлечение организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ по эпизоду выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения от площадок стоянки автотранспорта и отклонил как несостоятельный довод организации о том, что административный орган не представил доказательств, подтверждавших факты выброса загрязняющих веществ в атмосферу. При этом суд указал, что организация не учла того, что в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности». Какую юридическую конструкцию использовал Суд?

А. юридическую презумпцию,

В. юридический факт,

С. юридическую фикцию.

45. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 года по делу №Ф04-6014/2006(26497-А75-37) был приведен следующий довод: «Согласно Большому юридическому энциклопедическому словарю под редакцией А.В.Барихина, Москва /книжный мир/, 2005 г., страница 322, «место нахождения юридического лица - юридическая конструкция, означающая условную «привязку» юридического лица к определенной географической точке (административно-территориальной единице), произведенная по определенным, установленным законом правилам». Какая разновидность юридической конструкции имеется в виду?

А. юридическая фикция,

В. юридический факт,

С. юридическая презумпция.

46. Государственно-властная деятельность компетентных органов государства, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретные жизненные ситуации – это:

А. использование правовых норм,

В. исполнение правовых норм,

С. соблюдение правовых норм,

D. применение правовых норм.

47. Какой из перечисленных признаков отличает акт применения права от нормативного правового акта?

А. подзаконный характер,

В. письменная форма,

С. издание государственным органом,

D. распространение действия на конкретный случай.

48. Первая стадия правоприменения предполагает:

А. юридическую квалификацию фактических обстоятельств,

В. установление фактических обстоятельств,

С. исполнение решения по делу,

D. вынесение решения по делу.

49. Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела не предполагает:

А. оценку установленных фактов на основе правовых норм,

В. выбор правовой нормы,

С. анализ правовой нормы,

D. вынесение решения по делу.

50. К какому виду систематизации относятся Правила дорожного движения, утвержденные Правительством РФ?

А. инкорпорация,

В. кодификация,

С. учет,

D. консолидация.

51. Какие действия с инкорпорируемым нормативным материалом недопустимы?

А. Изложение инкорпорируемого нормативного материала не в полном объеме, в извлечениях.

В. Изложение инкорпорируемого нормативного материала в последней редакции, включение в текст новых редакций статей (измененных и дополненных).

С. Внесение изменений и дополнений в инкорпорируемый нормативный материал.

52. Какие из перечисленных ниже форм систематизации нормативно-правовых актов предполагают создание нового нормативного правового акта?

А. инкорпорация и кодификация,

В. кодификация и консолидация,

С. инкорпорация и консолидация,

D. консолидация, инкорпорация и кодификация.

53. Укажите, с каким из утверждений Вы согласны?

А. акты официального толкования не устанавливают новых правовых норм,

В. недопустимо толкование актов применения права,

С. неофициальное толкование возможно только на стадии уяснения смысла и содержания правовой нормы,

D. по субъектам толкование может быть адекватным, ограничительным и расширительным.

54. Что такое легальное официальное толкование?

А. Толкование, имеющее обязательное значение, обращенное к конкретному лицу, государственному органу.

В. Право толкования правовых норм, примененных в конкретном деле.

С. Право органа государственной власти толковать правовые нормы, изданные другими органами государственной власти.

55. Способ преодоления судом при рассмотрении конкретного дела пробела в праве посредством урегулирования отношений на основании принципов права – это:

А. судебный прецедент,

В. аналогия права,

С. аналогия закона,

D. толкование права.

56. Представления о праве в основе которых лежит отношение к праву на эмоциональном уровне, то есть в виде настроений, переживаний, чувств – это:

А. Правовая психология.

В. Правосознание.

С. Интуиция.

57. Неуважение к праву и закону, отрицание социальной ценности права как нормативного регулятора общественных отношений – это:

А. Правовой нигилизм.

В. Правовой инфантилизм.

С. Правонарушение.

58. Правомерное поведение – это:

А. Основанный на праве порядок в общественных отношениях.

В. Юридические акты и поступки.

С. Действие (бездействие), соответствующее нормам права и социально полезным целям.

59. Общественно вредное, противоправное и виновное деяние деликтоспособного лица – это:

А. Правовой нигилизм,

В. Юридический факт,

С. Правонарушение.

60. К какому виду юридической ответственности может привлечь работника администрация учреждения за неоднократное без уважительных причин опоздание на работу?

А. Дисциплинарной.

В. Административной.

С. Материальной.

61. На входе в главный корпус университета висит объявление, согласно которому запрещается пронос в здание огнестрельного, травматического и холодного оружия. Как Вы полагаете, к какому виду юридической ответственности может привлечь администрация университета сотрудника или студента, нарушившего данный запрет?

А. Административной.

В.Дисциплинарной.

С. Уголовной.

62. Принцип поведения всех участников общественных отношений, в соответствии с которым соблюдение и исполнение законов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами являются обязательными, – это:

А. Государственный (политический) режим.

В. Законность.

С.Правопорядок.

63. Состояние общественных отношений, возникающее в результате реализации права в условиях режима законности, при котором обеспечивается беспрепятственное пользование юридическими правами и исполнение юридических обязанностей всеми субъектами общественных отношений – это:

А. Механизм правового регулирования,

В. Законность,

С. Правопорядок.

64. Обособленная группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования, – это:.

А. Правовой институт.

В. Комплексная отрасль права.

С. Право в объективном смысле.

65. Основными критериями деления системы права на отрасли права являются:

А. Характер и степень определенности правовых предписаний, составляющих отрасль.

В. Предмет и метод правового регулирования.

С. Способ изложения правовых предписаний, составляющих отрасль, и субъектный состав правоотношений, урегулированных нормами отрасли.

66. Совокупность правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на поведение людей и их объединений с целью достижения общественно-полезных целей– это:

А. Реализация права.

В. Применение права.

С. Механизм правового регулирования.

D. Директивное управление.

67. Какой метод правового регулирования лежит в основе отрасли административного права?

А. императивный метод,

В. диспозитивный метод,

С. метод координации,

D. метод юридического равенства.

68. В какой правовой семье основным источником права является доктрина?

А. В мусульманской.

В. В романо-германской.

С. В англосаксонской.

69. В какой правовой семье произошла рецепция римского права?

А. В мусульманской.

В. В романо-германской.

С. В англосаксонской.

70. Какому типу правопонимания соответствует следующее высказывание: «Право – это приказ суверена».

А. классический легистский позитивизм.

В. легистский неопозитивизм.

С. социологический позитивизм.

71. Какому типу правопонимания соответствует следующее высказывание: «с исторической точки зрения называть правом следует только такие юридические нормы, которые применяются в жизни. Это и есть право, действующее в строгом смысле слова. В его состав входит и позитивное право, то есть правило закона или обычая, но лишь настолько, насколько они применяются на практике отдельными лицами или судебной властью».

А. легистский неопозитивизм,

В. социологический позитивизм,

С. либертарная концепция права,

D. естественно-правовая школа.

72. Какому типу правопонимания соответствует следующая характеристика правового государства: «Попытки легитимировать государство как «правовое» государство совершенно безуспешны, потому что всякое государство есть правовое государство в том смысле, что оно представляет собой правопорядок».

А. легистский неопозитивизм,

В. социологический позитивизм,

С. либертарная концепция права,

D. классический легистский позитивизм.

73. В основе какого подхода к закреплению прав и свобод человека и гражданина лежит идея о том, что в обществе, где существуют государство и право, между человеком и его свободой стоит государство, которое с помощью права по своему усмотрению устанавливает пределы его свободы.

А. Этатистский, патерналистский.

В. Либертарный.

С. Нормативистский.

74. В основе какого подхода к закреплению прав и свобод человека и гражданина лежит идея о том, что основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения и они неотчуждаемы. Роль государства заключается в безусловном признании и гарантировании этих прав. Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

А. Этатистский, патерналистский.

В. Естественно-правовой.

С. Позитивистский.

75. Необходимой предпосылкой существования гражданского общества является:

А. наличие частной собственности,

В. наличие правового государства,

С. реализация государством патерналистских функций.

КЛЮЧ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ:

1-B

6-A

11-B

16-A

21-B

26-B

31-C

36-A

41-A

46-D

51-C

56-A

61-B

66-C

71-B

2-B

7-D

12-A

17-C

22-B

27-C

32-B

37-B

42-C

47-D

52-B

57-A

62-B

67-A

72-A

3-B

8-B

13-B

18-B

23-C

28-B

33-B

38-C

43-A

48-B

53-A

58-C

63-C

68-A

73-A

4-A

9-B

14-C

19-D

24-B

29-A

34-B

39-A

44-A

49-D

54-C

59-C

64-A

69-B

74-B

5-A

10-C

15-A

20-E

25-A

30-A

35-B

40-D

45-A

50-B

55-B

60-A

65-B

70-A

75-A

studfiles.net

Тема 2.2.Общество и право. Происхождение права.

Поиск Лекций

Задание 1.

Авторы учебника «История первобытного общества» В.П.Алексеев и А.И.Першиц утверждают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства».

Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после возникновения государства? Как вы относитесь к идее существования «догосударственного права»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Выберите правильный ответ:

2.1. Мононормы – это:

а) правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

б) нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;

в) единые, нерасчлененные специфические правила поведения;

г) правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.

 

2.2. Отношения регулировались «мононормами» в …

а) первобытном обществе;

б) рабовладельческом обществе;

в) феодальном обществе;

г) раннебуржуазном обществе.

2.3. Подберите понятие к данному определению: «Утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им общеобязательную силу»:

а) правообразование;

б) санкционирование;

в) правотворчество;

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Тема 3.1. Государство, его сущность, признаки и типы

Задание 1.

Запишите общие признаки государства. Изменялись ли они по мере развития человечества, если да, то, как именно?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Определите сущность государства России (укажите нормативный первоисточник!).______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Укажите, какой общественно-экономической формации не соответствует исторический тип государства. Аргументируйте ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

К концу XIX в. на политической карте мира насчитывалось чуть меньше 50 государств. К концу XX в. их стало более 250. К 2015 г. прогнозируется существование не менее 300 государств.

Какие причины влияют на столь интенсивное государствообразование? Как Вы полагаете, эта тенденция сохранится в будущем?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

В чем различие между государственным и национальным (этническим) суверенитетом? Как решается на современном этапе вопрос о праве народов на самоопределение, сецессию (выход, отделение) и образование самостоятельного государства?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

К какому понятию следует отнести определение: «Организация внутри общества, которая владеет монополией на законное насилие»:

1. политическая организация общества;

2. правоохранительные органы;

3. государство;

4. армия.

Задание 7.

Суверенитет государства внутри страны выражается:

1. в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;

2. в независимости ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами;

3. в обеспечении и поддержании цивилизованного правопорядка внутри государства и на мировой арене;

4. в недопустимости вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Задание 8.

Верно ли утверждение: "лагерь детского отдыха обладает признаками государства"?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3.2.Функции государства

Задание 1.

Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:

1. В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Определите, к какой из форм осуществления государственной деятельности относятся:

разъяснение вновь изданных нормативно-правовых актов - ; хозяйственная работа - ,связанная с бухгалтерским учетом- ; подготовка и издание федеральных законов- .

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

В ст.126 УК РФ указано, что похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет. О какой функции государства идёт речь и какими методами осуществляется эта функция?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

В чем, на Ваш взгляд, состоят отличия функций государства от функций органов государства? Каким образом достигается их единство?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Какова Ваша точка зрения по поводу выделения «классовых функций государства»? Что означает это понятие? Насколько обосновано его существование?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

О.Бисмарк утверждал, что «на штыки можно опираться, но на них нельзя сидеть». Что имел в виду немецкий канцлер, если его слова отнести к функциям государства?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Какие функции, на Ваш взгляд, сегодня являются приоритетными для Российской Федерации?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Выберите правильный ответ.

1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни является признаком …

а) функций государства;

б) механизма государства;

в) политической организации общества;

г) формы правления.

 

2. Функция государства, характеризующаяся созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства – …

а) экономическая;

б) социальная;

в) экологическая;

г) интеграции в мировую экономику.

 

3. Факторы, являющиеся решающими в определении целей и задач государства на соответствующем этапе его развития, это – …

а) форма государственного правления;

б) административно-территориальное устройство;

в) сущность и социальное назначение государства;

г) степень демократизма.

 

4. Деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы является проявлением … формы осуществления функций государства:

а) правотворческой;

б) организационно-идеологической;

в) организационно-хозяйственной;

г) организационно-регламентирующей.

poisk-ru.ru

Тема 1.1. Предмет и метод теории государства и права

Задание 1.

Прочитав определение науки теории государства и права, определите её предмет. _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.

Право и государство – это две очень тесно связанные между собой части юридической действительности. В чем выражается единство и взаимодействие государства и права?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Напишите небольшое эссе[1] по теме: “ Нужна ли юридическая теория практику?”

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ПРАВО

Тема 2.1. Общество и государство. Происхождение государства

Задание 1.

Из определения общества, перечислите основные его признаки-элементы. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.

Термин «общество» используется в разных значениях. На примере трех словосочетаний объясните, какое значение может вкладываться в данный термин.

 

Капиталистическое общество

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Российское общество

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Общество цветоводов

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Власть необходимо отличать от влияния. На примере жизненной ситуации: один человек убедил другого бросить курить, определите, что это – власть или влияние?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Заполните предложенную схему: «Органы власти в первобытном обществе».

           
   
Органы власти в первобытном обществе
 
   

 

Задание 5.

Назовите обычаи, существующие в современном обществе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Определите, какой из перечисленных выше теорий придерживались авторы, оставившие нам следующие строки:

1. «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»… Человек является тенью Бога, раб является тенью человека, а царь равен Богу». (Законы царя Хаммураппи)

_____________________________________________________________________________

2. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». (Послание апостола Павла к римлянам)

_____________________________________________________________________________

 

3. «Человеком движут естественные страсти, стремление к наживе, алчность и недоверие друг к другу. Если их не сдерживать, то люди просто погибнут в войне. Но человек имеет разум, а потому, чтобы выжить, осознанно уступает часть своей свободы государству, которое должно быть грозным». (Т.Гоббс «Левиафан»)

_____________________________________________________________________________

 

4. «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания». (К.Каутский)

_____________________________________________________________________________

 

5. «Государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса… С исчезновением классов неизбежно исчезнет и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место; в музей древности рядом с прялкой и топором». (Ф.Энгельс)

_____________________________________________________________________________

 

Тема 2.2.Общество и право. Происхождение права.

Задание 1.

Известный русский ученый М.М.Ковалевский (1851–1916 гг.) полагал, что право исторически возникло не в связи с усилением социальных конфликтов в обществе, а в силу развития принципов человеческой солидарности. Он писал: «На почве этой солидарности человеческих групп, предшествующих во времени образованию государства, и возникает право, еще ничем не отличающееся от нравственности, подобно ей имеющее религиозную окраску. Если право зарождается вместе с первыми общественными союзами и отвечает одному с ними запросу на солидарность сперва тесных, затем все более и более широких групп, то о прирожденности известных юридических идей и представлений можно говорить только в том смысле, что они унаследованы от предков, а отнюдь не в том, что они насаждены в нее природой или являются, выражаясь языком И.Канта, «категорическим императивом нашего ума».

Какая теория происхождения права здесь изложена?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Авторы учебника «История первобытного общества» В.П.Алексеев и А.И.Першиц утверждают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства».

Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после возникновения государства? Как вы относитесь к идее существования «догосударственного права»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Выберите правильный ответ:

3.1. Мононормы – это:

а) правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

б) нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;

в) единые, нерасчлененные специфические правила поведения;

г) правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.

 

3.2. Отношения регулировались «мононормами» в …

а) первобытном обществе;

б) рабовладельческом обществе;

в) феодальном обществе;

г) раннебуржуазном обществе.

3.3. Подберите понятие к данному определению: «Утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им общеобязательную силу»:

а) правообразование;

б) санкционирование;

в) правотворчество;

г) затрудняюсь ответить.

lektsia.com


Смотрите также