4. Неолитическая революция. Почему первобытную экономику называли престижной
3.2. Раздвоение первобытной экономики на жизнеобеспечивающую и престижную
3.2. Раздвоение первобытной экономики на жизнеобеспечивающую и престижную
Как следует из сказанного выше, суть перехода к распределению по труду заключалась в том, что человек не был больше обязан делиться с остальными членами социоисторического организма. Теперь все, что он давал другим членам общины, подлежало возмещению. Вещественный состав полученной им доли общественного продукта мог меняться, но сама эта доля должна была оставаться неизменной. И вполне понятно, что в таких условиях у человека, который трудился больше других, должно было скапливаться больше материальных благ, чем у других членов общества.
Но на стадии первобытно-коммунистического общества формировалось и сформировалось резко отрицательное отношение к накоплению ценностей в руках отдельных людей, к тому, что этнографы именуют скупостью, жадностью. Идеалом была щедрость, прежде всего в отношении между членами коллектива. И такое отношение по инерции сохранялось очень долгое время и после перехода к фазе позднепервобытной общины и даже предклассового общества.
В качестве примера можно привести общество папуасов капауку (Западный Ириан, Новая Гвинея). У них уже существовало значительное имущественное неравенство и возникла эксплуатация человека человеком. Но обычай предполагал равенство. Согласно туземной этике было аморальным для богача потреблять больше пищи и лучшую пищу, чем остальные, носить украшения, которые выделяли бы его из общей массы и т.п. От него ожидали не выделяющегося потребления, а выделяющейся щедрости. По мнению туземцев, единственное, что может оправдать накопление богатства, это его распределение между менее удачливыми людьми.
Наличие большого богатства в сочетании с отсутствием щедрости расценивалось как преступление против общества. Обычным наказанием был остракизм, бойкот, недоброжелательные слухи, отказ в поддержке. Но бывало, что скупого богача убивали. В результате богачи стремились скрыть свое состояние. Они прятали особо ценные раковинные деньги в тайниках среди скал, в пещерах, отдавали их на хранение другим людям.
И у эскимосов Аляски, если человек накапливал богатство лишь для себя, его либо заставляли все раздать, либо убивали, а имущество делили между собой.
Таким образом, на исходе первобытно-коммунистической стадии общество оказалось перед лицом вопиющего противоречия. Производство не могло дальше развиваться без перехода к распределению по труду, без хотя бы частичного отказа человека от обязанности делиться с другими членами общины. И в то же время общество не могло позволить человеку накапливать в своих руках материальные ценности. Оно продолжало его обязывать быть щедрым, продолжало обязывать его отдавать созданные ценности другим людям.
Одновременно нужно было, чтобы человек, с одной стороны, прекратил делиться созданным им продуктом с иными членами коллектива, а с другой, - продолжал бы щедро передавать его в иные руки. Из этого, казалось бы, безвыходного положения мог быть лишь один выход: человек должен был созданный им продукт все в большем количестве передавать членам иных социоисторических организмов.
И эта передача должна была давать престиж как человеку, который давал продукт, так и социоисторическому организму, членом которого он являлся. Вполне понятно, что престиж человека в принципе должен был быть большим, чем при прежнем положении вещей. Если раньше он пользовался престижем лишь в глазах членов собственного коллектива, то теперь и в глазах членов всех тех общин, в которые он передавал созданный им продукт.
В результате все большая часть продукта, созданного в каждом социально-историческом организме, стала уходить, разумеется, в форме дара, в другие социоисторические организмы. Соответственно в каждый социоисторический организм стал во все большем количестве поступать продукт, созданный в иных общинах. Неизбежным было возникновение целостной системы циркуляции продукта между социоисторическими организмами. Вполне понятно, что между ними циркулировал не весь общественный продукт, а только часть его, а именно избыточный продукт. Если избыточный продукт в основном циркулировал между социоисторическими организмами, то жизнеобеспечивающий - внутри общин.
Переход от раннепервобытного общества к позднепервобытному был, таким образом, ознаменован своеобразным раздвоением системы социально-экономических отношений: наряду с системой циркуляции жизнеобеспечивающего продукта возникла особая система циркуляции избыточного продукта.
Системы циркуляции избыточного продукта описаны были давно. Но выделены они как особое экономическое явление были сравнительно поздно. Это было сделано британским этнологом Брониславом Каспаром Малиновским, не предложившим, однако, никакого общего термина для обозначения этих отношений. Австралийский ученый Уильям Стэннер, столкнувшись с системой этих связей, назвал ее церемониальной экономикой. Американской исследовательницей Корой Дюбуа был введен термин "престижная экономика", который получил всеобщее признание.
Различные объекты циркулировали в системе престижной экономики в форме даров. Престижная экономика была в своей сущности системой престижного дарообмена, престижного дарообращения. Дарообмен представляет собой переход объектов из собственности в собственность. Дар должен быть возмещен более или менее равноценным отдаром. Принцип эквивалентности данного и полученного был одним из важнейших в престижной экономике. У всех народов, у которых была развита эта экономика, было выработано достаточно четкое понятие эквивалентности.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
4. Неолитическая революция. Основные черты экономики первобытнообщинного строя
Похожие главы из других работ:
Австрийская школа маржинализма
1. Маржиналистская революция и основные черты теории предельной полезности
Термин «маржиналистская революция» обычно используется в связи с почти одновременными, но абсолютно независимыми открытиями в начале 70-х годов XIX в. Джевонсом...
Агропромышленный комплекс
2.4 Технологическая революция в агрокомплексе
Долгосрочное стратегическое конкурентное преимущество любой страны - это природный, техногенный, интеллектуальный или иной возобновляемый и развиваемый ресурс, находящийся на территории государства и под его контролем...
Маржинальная экономическая теория
3. МАРЖИНАЛИЗМ И «МАРЖИНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
Основная идея маржинализма -- исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также всего народного хозяйства (макроэкономика)...
Научно-технический прогресс в экономике
2.1 Научно - техническая революция и ее последствия
Научно - технический прогресс прошел в своем развитии несколько исторических этапов, для каждого из которых были характерны свои отличительные черты: I. Появление и использование огня. II...
Новые технологии и их роль в современной экономике
2.2 Третья промышленная революция
Первая промышленная революция началась в Великобритании в конце 18 века, с механизации текстильной промышленности. Задачи...
4. Новый вызов топливным рынкам. Сланцевая революция и пути рения для угольной промышленности России
С середины 90-х годов многие страны наращивали долю угля в производстве тепло- и электроэнергии. В немалой степени это было связано с тем, что ресурсов альтернативных энергоносителей - нефти и газа - постоянно не хватало...
Политическая экономия Д. Рикардо как идеолога промышленного переворота
2.1 Промышленная техническая революция
Родиной промышленной революции стала Англия, обогнав в этом процессе ряд стран на 100 - 150 лет, что позволило ей создать самую крупную империю за всю историю человечества...
Проблемы развития социально-экономической сферы России в 90-е годы
Обратим внимание не одно существенное отличие в характере и целях реформ шокового типа в России и в странах Восточной Европы. Для большинства стран Восточной Европы либерально-рыночные революции одновременно выступают как реставрационные...
Процесс общественного производства, его содержание, факторы и эффективность
4. Научно- техническая революция и изменение в содержании и характере труда
Поступательное развитие общественного производства, его постоянное совершенствование являются фундаментальными закономерностями экономической жизни человечества. Оно основано на прогрессе науки и техники...
Современная НТР, содержание, основные направления и перспективы у России
1. Научно-техническая революция как явление современной исторической эпохи. Сущность, содержание, условия возникновения.
Начиная с середины ХХ века, в развитии науки и техники стали наблюдаться процессы, которые в совокупности получили название научно-технической революции (НТР). С самого начала ее особенностью было то, что возникнув в области науки...
Третья индустриальная революция и постиндустриальная экономика
1. Третья индустриальная революция
Первая индустриальная революция произошла в Англии в конце XVIII века, начавшись с механизации текстильного производства. Работа, ранее делавшаяся старательно руками в сотнях ткацких мастерских...
Эволюция промышленного капитализма
2. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX-начале XX в. Вторая технологическая революция
Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на монополии или олигополии...
Экономическая теория
7. 4.Кейнсианская революция в экономической теории
Экономическая теория Кейнса родилась как прямой ответ на наиболее мучительные вопросы рыночной экономики ХХ века. В конце 20-х начале 30-х годов 20-го столетия экономику США поразил глубокий кризис...
Япония в эпоху НТР
Научно-техническая революция
Перед тем как определить общее понятие НТР, остановимся на вопросе, что является научно-техническим нововведением в роли нововведения в процессе экономического развития. Известный российский специалист в области инноватики А.И...
econ.bobrodobro.ru
Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции
Количество просмотров публикации Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции - 348
Потепление климата на Земле, высокий экономический потенциал присваивающего хозяйства на территории Евразии создали условия для динамичного развития человека, роста населения и его материальных потребностей. Но природа не могла долго выдержать давления на нее. Сокращение объёма животной пищи заставляло людей искать иные места охоты, осваивать новые территории. Так, примерно 25 тысяч лет назад первые люди проникли в Америку и расселились от Аляски до Огненной земли. Постепенно развивался интеллект человека, он становился все более независим от природы. При этом один и тот же предмет использовался и как орудие труда, и как оружие. Антрополог Тэйлор отмечал, что орудие ʼʼодинаково служило как для того, чтобы дробить черепа и кокосовые орехи, так и для того, чтобы рубить ветки деревьев и члены человеческого телаʼʼ. Используя искусственные средства нападения на животных, древний человек одновременно создал угрозу самоистребления. К этому следует добавить и глобальный экологический кризис, разразившийся в конце мезолита и поставивший первобытные общины перед угрозой голодной смерти. Причины этого кризиса были не только естественные (быстрое отступление ледников, а вместе с ними и крупных животных - мамонтов, северных оленей, бизонов на Север), но и исторические - с изобретением лука и стрел люди стали потреблять и уничтожать крупных животных.
Начало человеческой цивилизации многие археологи и историки связывают с неолитической революцией (кризисом), глубочайшим переворотом в обществе, самом человеке. Начавшись 8-9 тысяч лет назад, переворот занял не одно тысячелетие.
В чем же сущность неолитической революции? В ее ходе произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Не случайно неолитическую революцию называют еще и аграрной. В это время человек научился самостоятельно добывать основные средства существования, выращивать растения и животных, перерабатывать полученные продукты. Это открыло человечеству путь к выживанию и прогрессу. Занятие земледелием и скотоводством означали иное, более щадящее отношение к природе по сравнению с охотой и собирательством. Но, чтобы заниматься земледелием и скотоводством, нужен был иной интеллект. Возникло такое интеллектуальное качество, как предвидение, возможность рассчитывать на несколько шагов вперед. Неолитический кризис, неолитическая революция привели к росту населения Земли, его приспособлению к условиям жизни. Сформировался социальный тип человека, который проявился в создании орудий труда, технологий для поддержания своего существования независимо от капризов природы, в развитии средств общения и передачи мыслей, в образовании человеческих сообществ, формировании этических норм и духовного мира. Развился новый интеллект, способный предвидеть, просчитывать ходы вперед и т. д. Сформировались первичные каноны поведения человека и их оценки - система табу: запрет на брак внутри рода, неприкосновенность тотема отца, неприкосновенность вождя, жреца, система объектов поклонения (силы природы, тотемы, предки, старейшины, фетиши).
3. Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе. Ответьте на вопросы:Вспомните, что такое престиж. Почему первобытную экономику называют престижной? Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?
ʼʼПотребление в группе было коллективное... но добыча пищи чаще всего была индивидуальной... и в ходе ее один приносил больше, другой меньше. В случае если учесть, что добыть пищу старались все - попытки отлынивания случались редко и вызывали столь явно выраженную реакцию в виде презрения и насмешек, что в обществе, где престиж ценился очень высоко, это было, по сути, невыносимым наказанием, - то все сводилось к тому, кто сколько может добыть. Те, кто приносил больше других, как раз и приобретали престиж и авторитет; именно из их числа выбирали лидеров... [Такой обмен] антропологи обозначили термином ʼʼреципрокностьʼʼ (от лат. ʼʼдвигать туда-сюда, возвращать обратноʼʼ)... Каждый вносил в общий котел, сколько мог, и черпал из него, сколько ему полагалось, тогда как разница между отданным и полученным измерялась в терминах социальных ценностей и выражалась в форме престижа и связанных с ним привилегийʼʼ.