Первобытный тип собственности. Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение частной собственности, классов и государства. Первобытный тип собственности


Исторические типы , виды и формы собственности

Рыбалкин. Основы экономической теории (2003)

Исторический процесс развития отношений собственности отображается «понятиями« тип »,« вид »,« форма »собственности. Выяснение содержания этих понятий является необходимым шагом в восхождении от абстрактного к конкретному в понимании отношений собственности как целостной системы. Не только обыденным сознанием, но и специальной литературой, в т.ч. законодательными актами, тип, вид и форма собственности не разграничиваются. Особенно это касается понятия «форма» собственности - оно употребляется тогда, когда речь должна идти об определенном типе или вид власности.Тип собственности - качественно особая сущность отношений принадлежности, владения, распоряжения и использования объектов собственности, определяется качественно особым субъектом власности.Различают общий и частный типы собственности. Сущностная особенность общего типа собственности заключается в том, что ее объекты одинакова принадлежности каждого из ее субъектов как их общая принадлежность, т.е. объект совместной собственности ни в какой доле не распределяется между ее субъектами, не являются принадлежностью отдельных субъектов. Общая принадлежность объектов совместной собственности определяет равенство каждого ее субъекта относительно владения, распоряжения и использования ее объектов. Сущностная особенность частного типа собственности заключается в принадлежности факторов и продукта производства одному физическому лицу. Лица частного типа собственности владеют, распоряжаются и используют объекты частной собственности по своему усмотрению и в своих интересах.Вид собственности - качественно особый смысл отношений принадлежности, владения, распоряжения и использования объектов собственности, обусловлен качественно особым способом соединения личного и вещественных факторов производства в пределах того же типа власности.Истории человечества известны: непосредственно общественный, внеэкономическое (принудительный) и экономический способы сочетания факторов производства и их различные модификации.На этой основе в рамках совместного типа собственности выделяются первобытнообщинный, коллективный, муниципальный и общенародный (общественный) виды собственности в исторических рамках частного типа собственности различают: рабовладельческую собственность, экономически реализуется на основе труда рабов; феодальную собственность, которая реализуется на основе труда крепостных крестьян ; капиталистическую собственность, которая реализуется на основе наемного труда; частную собственность, основанную на собственном труде непосредственных виробникив.Форма собственности - определенная организация отношений принадлежности, владения, распоряжения и использования объектов собственности в пределах определенного типа и вида власности.Общий тип собственности может быть организован в государственную, арендную или акционерную форму функционирования, а частный тип собственности принимает организационные формы единоличной или групповой собственности (партнерской, кооперативной, акционерной и т.п.). Тип, вид и форма собственности не отделены друг от друга, а наоборот, органично связаны между собой. Не существует определенного типа собственности без определенного его вида и формы, как не существует определенной формы собственности без ее определенного вида и типа. Это касается и любого вида собственности, который всегда несет в себе свойства определенного типа собственности и всегда имеет определенную форму (организацию) отношений принадлежности, владения, распоряжения и использования объектов собственности. Например, единоличная собственность простого товаропроизводителя (фермера т.д.) является формой трудового вида частного типа собственности, тогда как коллективная собственность также является формой трудового вида, но общего типа власности.Человечеству известны два основных типа собственности на средства производства: общий и частный, а в пределах каждого из них - исторически особые виды и формы власности.Первобытнообщинная собственность. Исторически первый вид общего типа собственности на средства производства, прежде всего на землю как основное средство производства, основное условие жизни и деятельности людей. Именно с него начинают свою историю все народы мира. Сущностной чертой и особенностью первобытнообщинной собственности является принадлежность земли общине - всем ее субъектам в целом, т.е. каждому субъекту общины как индивиду, который живет вместе с общиной, а не отдельно от него. В общине каждый является субъектом лишь владения и использования земли, а сочетание факторов производства имеет непосредственно общественный характер.Сущностные свойства первобытнообщинной собственности обусловленные особенностями состояния производительных сил тогдашнего общества. Неразвитые производительные силы первобытной эпохи обусловили необходимость совместного участия людей в производстве средств жизни, органическую связь между всеми членами общины, невозможность выживания отдельных индивидов, семей вне общины. Сущностной чертой первобытных отношений собственности единство собственности и труда, при которых труд выступает как средство присвоения условий и результатов производства, а их потребление регулируется уравнительным принципом. На ранних этапах первоначальной собственности труд и соответственно продукт еще не делятся на необходимые и дополнительные. В эту эпоху вся работа и весь продукт необходимы, что предопределяет невозможность эксплуатации одних членов общины другими, возникновение классовой структуры суспильства.Постепенное развитие производительных сил в рамках первобытной общины (развитие орудий труда и самого труда) предопределяет такой рост производительности труда, позволяющее отдельным семьям обеспечивать свое существование за счет труда членов семьи, а не всей общины. На этой основе происходит качественное изменение отношений присвоения, собственности: выделение в общине семейно-индивидуальных хозяйств и их обособление от общины; работа с непосредственно общественной превращается в частную и начинает делиться на необходимую и дополнительную, а соответственно и продукт - на необходимый и прибавочный; уравнительный распределение превращается в трудовой распределение результатов производства между членами общины и трансформируется в отношения обмена продуктов как товаров, что является свидетельством общественного разделения труда и экономического обособления производителей. Эти изменения приводят к распаду первобытнообщинной собственности и становления исторически нового типа отношений присвоения - частной власности.Рабовладельческая собственность. Исторически первый вид классовой, эксплуататорской по характеру частной собственности на личностный и вещественные факторы производства, ее экономическую основу образует такой уровень развития производительных сил, при котором непосредственные работники (рабы) уже могут производить продукта больше чем требуется для воспроизводства их рабочей сили.Сущностные свойства рабовладельческой собственности определяются следующими основными чертами: раб является принадлежностью индивидуального или коллективного владельца (общины, храма, государства), который распоряжается им и использует как «орудия труда, разговаривает»; рабовладельческая собственность реализуется через присвоение рабовладельцем всего (необходимого и дополнительного) продукта труда рабов на основе внеэкономического принуждения к труду; всех форм рабства раб не обладает ни средств производства, ни результатов своего труда; часть продукта труда рабов, соответствует необходимому продукта, рабовладелец выделяет на воспроизводство рабочей силы раба.Все историческое многообразие отношений рабовладельческой собственности сводится к двум основным ее форм - патриархальной и классической (античной). Патриархальное рабство базировалось на натуральном производстве и локализовалось в рамках домашнего хозяйства. Его характеризовала совместное участие рабовладельцев и рабов в трудовых процессах, которая по многим критериям была «мягче» за классическое рабство. Классическое рабство базировалось на достаточно развитых товарно-денежных отношениях. Ему свойственно не только реальное, но и юридическое закрепление принадлежности раба рабовласникови.Этим основным формам рабовладельческой собственности отвечали два основных типа рабов: рабы, лишенные всякой хозяйственной самостоятельности, и рабы, которым предоставлялось право владеть движимым и недвижимым имуществом, вести свое хозяйство, иметь семью, платить налоги - так называемые рабы пикулии. Второй тип рабства уже имел некоторые черты феодальной власности.Феодальная собственность. Исторически второй вид классовой, эксплуататорской по своему характеру частной собственности. ее основой была феодальная собственность на землю - сложная совокупность отношений принадлежности, владения, распоряжения и пользования землей между феодалами (отношения вассалитета) и феодалами и крепостными, которые, в отличие от рабов, были уже не объектами, а субъектами отношений земельной власности.Существенные черты феодальной собственности: принадлежность земли феодалам; пользования крепостными землями феодалов как условие выполнения в пользу феодалов трудовых повинностей; земельный и личная (крепостная) зависимость крестьян от феодалов; реализация феодальной земельной собственности на основе внеэкономического принуждения закрепощенных крестьян к труду в форме феодальной земельной ренты . Структура феодальной собственности определялась тем, что вся земля феодальной вотчины (поместья) делилась на господскую и крестьянскую. Хозяйствования крестьян на «своем» наделе было условием развития хозяйства феодала и имело целью обеспечения феодала рабочей силой, а не крестьянина средствами на жизнь, т.е. прикрепление крестьян к земле было средством их эксплуатации. Крепостные владели и пользовались небольшими участками земли возле своих дворов, были совладельцами общинной земли, поскольку основой феодальной вотчины была, как правило, зависимая, крепостная крестьянская община. Крестьянские наделы были своеобразной натуральной заработной платою.Феодальная собственность экономически реализуется через присвоение земельного ренти.Феодальная земельная рента - производственные отношения между феодалами и крепостными, с помощью которых реализуется феодальная земельная собственность - осуществляется присвоение феодалами прибавочного продукта в форме видробитнои ренты (барщины), натуральной ренты (рента продуктами) и денежной ренти.Каждая форма земельной ренты отражала соответствующий этап в развитии феодальной собственности, феодального суспильства.Итак, феодальную собственность характеризовали следующие основные черты: принадлежность земли феодалам, предоставление феодалами земли крестьянам в пользование и владение как условие выполнения в пользу феодала трудовой повинности; личная зависимость крестьян от феодала; внеэкономическое способ сочетания факторов виробництва.Капиталистическая собственность. Исторически третий вид классовой, эксплуататорской по своему характеру частной собственности. Своим содержанием она принципиально отличается от рабовладельческой и феодальной собственности. Основные черты капиталистической собственности следующие: средства производства и деньги в форме капитала принадлежат капиталисту (работодателю) непосредственные производители являются наемными работниками, наемный работник является свободной личностью, которой принадлежит ее рабочая сила и какой она может распоряжаться по своему усмотрению, сочетание рабочего со средствами производства имеет экономический, товарный характер и выступает в форме продажи рабочим своей рабочей силы работодателю (капиталисту) основу капиталистической собственности образует отношение «наемная труд - капитал», а ее экономическая реализация сводится к присвоению капиталистами прибавочной стоимости, создаваемой наемными працивниками.В отличие от своего юридического содержания - принадлежности капиталистам средств производства, а наемным работникам их рабочей силы - экономическое содержание капиталистической собственности образуют отношения производства наемными работниками дополнительной стоимости и ее присвоения капиталистами. При этом, если купля-продажа рабочей силы является экономической формой этих отношений, то их экономическое содержание составляет неэквивалентный обмен между наемным работником и капиталистом. Капиталист меньшее количество овеществленного труда (труда, воплощенная в жизненных благах, которые наемный работник покупает на заработную плату) обменивает на большее количество живого труда наемных работников. Дополнительная стоимость, которая создается живым трудом наемных работников и присваивается капиталистами, является следствием именно этого неэквивалентного обмена, который образует экономическую форму реализации капиталистической собственности. Именно в этом смысле отношение «наемная труд - капитал» является основным производственным отношением капиталистического способа виробництва.В рамках системы отношений капиталистической собственности прибавочная стоимость является объектом распределения и присвоения субъектами промышленного, торгового, ссудного и финансового капитала, землевладельцами и др.. В отношениях между ними прибавочная стоимость приобретает превращенных форм - промышленной прибыли, торговой прибыли, предпринимательского дохода, ссудного процента, дивиденда, земельной ренты и других доходов, которые служат экономическими «инструментами» присвоение указанными субъектами соответствующей доли общественного продукту.В процессе развития капиталистическая собственность приобретает единоличной (индивидуальной) личной, групповой, государственной, смешанной форм организации.Единоличная собственность - форма организации отношений частной собственности, характеризуется принадлежностью условий производства отдельному индивиду, который осуществляет процесс производства, то есть владения, распоряжения и использования средств производства на основе своей или с привлечением чужой (наемного) праци.Экономической формой реализации единоличной собственности, основанный на собственном труде, является присвоение ее субъектом продукта собственного производства или дохода от его продажи. Экономической формой реализации единоличной собственности с использованием наемного труда является присвоение ее субъектом той части дохода от принадлежащего ему продукта, который остается у него после выплаты наемному работнику заработной платы, которая является экономической формой реализации наемным работником собственности на свою рабочую силу.На основе единоличной собственности создаются так называемые частные (индивидуальные) предприятия единоличного владения, например, фермерские хозяйства тощо.От единоличной частной собственности следует отличать личную собственность. Если объектами единоличной частной собственности средства производства и предметы личного (непроизводственного) потребления, то объектами личной собственности лишь предметы личного споживання.Личная собственность - отношения относительно принадлежности, владения, распоряжения и использования средств непроизводственного, т.е. личного, споживання.Понятием «групповая собственность» охватываются любые формы собственности, в которых субъектами принадлежности средств производства (имущества, капитала) есть две и более физических и (или) юридических лиц. В рамках групповой собственности необходимо выделять формы, основанные на общей совместной (коллективной) принадлежности и формы, которые базируются на общей долевой (долевом) принадлежности средств производства (имущества, капитала) их субъектам. Групповая собственность - форма организации собственности, характеризуется принадлежностью условий производства группе лиц (физических, юридических, физических и юридических) на принципах совместного (коллективного) или паевого (долевого) владения имуществом и соответствующего участия в прибутках.На основе групповой собственности создаются и функционируют предприятия (фирмы) различных экономико-правовых форм - партнерства, кооперативы, акционерные общества тощо.Разновидностью групповой собственности есть общая совместная собственность. По своей сути общая (совместная) собственность является организационной формой совместного типа собственности, поскольку ее объект (средства производства, капитал) в целом является принадлежностью всех ее субъектов вместе и поэтому каждого ее субъекта. Это означает, что общей (совместной) собственности не присуща фиксация принадлежности той или иной доли общего имущества по отдельным ее субъектами, поэтому по своей сути общая (совместная) собственность является общей, т.е. коллективной власнистю.Коллективная собственность - форма организации групповой собственности, сущностной чертой которой является принадлежность условий производства (капитала) всем ее субъектам как их совместной (общей), т.е. не долевого власности.Экономический процесс реализации общей (совместной) собственности образуют отношения совместного владения, распоряжения и использования имущества ее субъектами на основе собственного труда. Экономическими формами реализации объектов общей совместной собственности является создаваемый совместным трудом ее субъектов продукт или доход от его продажи, которые также являются общей совместной власнистю.Вторым видом групповой собственности общая долевая (болевая) собственность. В отличие от общей совместной, общая долевая (долевая) собственность органично сочетает сущностные черты общего и частного типов собственности и поэтому является «смешанной», то есть совместно-частной собственностью. ее сущность заключается в двойственности отношений принадлежности ее объектов ее субъектам - все имущество общей долевой (долевого) собственности с одной стороны, принадлежит всем ее субъектам целом, а с другой - отдельным субъектам в той части, которая соответствует доли (пая), внесенной каждым субъектом в общее имущество (капитал) предприятия.

econbooks.ru

Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя

Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя

Первобытно-общинный строй достиг своего расцвета при матриархате. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем развития производительных сил. На последней ступени патриархата, с появлением новых, более совершенных орудий производства (железный век), производственные отношения первобытного общества перестали соответствовать новым производительным силам. Узкие рамки общинной собственности, уравнительное распределение продуктов труда стали тормозить развитие новых производительных сил.

Раньше обработать поле можно было лишь совместным трудом десятков людей. В таких условиях общий труд являлся необходимостью. С развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья оказывалась в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Таким образом, совершенствование орудий производства создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству, как более производительному в тех исторических условиях. Необходимость совместного труда, общинного хозяйства всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал частной собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин — старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обществе, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собственными. Их фактическое право распоряжаться стадами признавалось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собственность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это находилось в частной собственности отдельных семей. Лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попадала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знатной верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, применённый п скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существования, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и прибавочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих условиях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как это делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали более знатные и богатые семьи. В свою очередь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в рабов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуатация человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Производственные отношения первобытно-общинного строя разлагались, гибли и уступали место новым производственным отношениям, отвечавшим характеру новых производительных сил.

Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу. Начиная с этого периода вся история человечества вплоть до построения социалистического общества стала историей борьбы классов.

Буржуазные идеологи изображают дело так, будто бы частная собственность существовала извечно. История опровергает эти измышления и убедительно свидетельствует о том, что через стадию первобытно-общинного строя, основанного на общей собственности и не знавшего частной собственности, прошли все народы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Возникновение частной собственности, классов и государства

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

Каковы бы ни были формы разложения родового общества, основным содержанием эпохи оставалось зарождение частной собственности, классов и государства.

[adsense]

Выше уже говорилось, что вопрос о происхождении частной собственности, классов и государства составляет главный мировоззренческий вопрос первобытной истории. В буржуазной науке еще имеются сторонники теории «естественного» происхождения этих институтов классового общества, якобы свойственных самой человеческой природе. Они усматривают частную собственность в личной собственности членов родовой общины на ручные орудия, предметы одежды, украшения, а государственную власть — в органах родового самоуправления или же в соответствии с патриархальной теорией — во власти главы семейства. Таким образом, эта теория противостоит марксистскому положению о том, что частная собственность, классы и государство зародились лишь в распаде первобытного общества и, следовательно, имеют исторически обусловленный, ограниченный во времени характер. Все еще распространена также так называемая теория насилия, создатели и сторонники которой (австрийский историк права Гумплович, Каутский, Кунов, Р. Люксембург, а из современных зарубежных исследователей Линтон, Бэрнес и др.) считают, что классы и государство возникли из завоевания одного племени другим, составившим господствующий класс и создавшим для закрепления своего господства органы государственной власти. Эта теория также неверна, так как в основе процесса становления классов и государства лежали прежде всего внутренние социально-экономические факторы, а такие внешние факторы, как завоевания, могли лишь ускорить этот процесс.

В последнее время получили распространение также и более изощренные теории переосмысления процессов становления классов и государства. Как мы увидим дальше, многие ранние формы эксплуатации постепенно вырастали из обычаев и порядков, свойственных первобытнообщинному строю, долгое время сохраняли обличье общинно-родовых институтов, казались взаимовыгодными обеим сторонам и в какой-то мере действительно были таковыми. Общественно полезными казались, а в определенной мере и были также предполитические институты, которые развивались для нужд перераспределения продукта. Такова основа, на которой выросла концепция «взаимной эксплуатации». В ней есть свое рациональное зерно, но зерно уродливо гипертрофированное. Одно дело — видеть диалектически противоречивый механизм генезиса эксплуатации и отделенной от народа власти и совсем другое — трактовать уже достаточно отчетливые отношения эксплуатации как взаимовыгодные. Идя этим путем, можно найти взаимность эксплуатации и в феодализме (феодал защищает крестьянина), и в рабовладении или капитализме (и рабовладелец, и капиталист организуют трудовой процесс). По существу, теория «взаимной эксплуатации» призвана снять проблему классовых противоречий в антагонистическом, в том числе и в современном капиталистическом обществе.

Возникновение частой собственности

Рост производительности труда способствовал индивидуализации производства и появлению прибавочного продукта, что давало возможность присвоения одним человеком излишков, произведенных другим человеком. В то же время возросшая производительность и общественное разделение труда делали возможным производство продуктов специально для обмена, товарное производство, создавали практику регулярного обмена и отчуждения. Так стала зарождаться свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от личной собственности эпохи классического родового строя прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации. «В основании ее, — писал В. И. Ленин, — лежит зарождающаяся уже специализация общественного труда и отчуждение продуктов на рынке. Пока, например, все члены первобытной индийской общины вырабатывали сообща все необходимые для них продукты, — невозможна была и частная собственность. Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в одиночку заниматься производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности».

Начало частной собственности было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в виде богатств. Ими становились некоторые пищевые продукты и ремесленные изделия, металлы, производственный инвентарь и оружие, а у народов, знавших скотоводство, — прежде всего скот. К наиболее ранним видам частной собственности принадлежали и рабы, речь о которых будет идти ниже. Естественно, что те, кто имел излишки, стремился накапливать их не только в натуральной форме, но и в превращенной форме сокровищ, общепринятых эквивалентов, предметных денег.

Этнографические данные свидетельствуют, что накопление богатств происходило прежде всего в семьях родоплеменных главарей и вождей. Это и понятно: именно они были хранителями и распорядителями тех ценностей, которые первоначально принадлежали еще всей общине. Так, у северо-западных индейцев квакиютль родовые сокровища — медные пластины — считались неотчуждаемой собственностью рода, но фактически были передаваемой по наследству собственностью вождя. У меланезийцев полуострова Газели (о. Новая Британия) главари являлись хранителями всех общинных сокровищ — раковин, которые они должны были использовать для общественных нужд, но использовали и для своих целей, ссужая малоимущих. Поэтому еще до того, как главари и вожди стали присваивать себе богатства общины, распоряжение этими богатствами было важным дополнительным рычагом, с помощью которого они усиливали свое влияние и приумножали

Медная пластина северо-западных индейцев

Медная пластина северо-западных индейцев

свои богатства. Собственные сокровища одного из вождей тех же квакиютль состояли из 4 больших лодок, 4 рабов, 40 шкур морской выдры и 120 лыковых накидок; другого — из 4 больших лодок, 6 рабов, 60 меховых одеял и 200 лыковых накидок.

О накоплении частных богатств и зарождении частной собственности косвенно свидетельствуют и данные археологии. Так, вещи, находимые в погребениях додинастического Египта, уже помечены знаками собственности, несомненно не родовыми, а семейными, так как в разных погребениях они различны. Подобными знаками собственности, по-видимому, были и так называемые пуговицевидные печати, известные по энеолитическим культурам Передней Азии и Греции. К энеолиту, бронзовому и раннему железному веку Азии и Европы относятся многочисленные клады металлических слитков, оружия, орудий и украшений, игравших роль сокровищ и, по-видимому, денег. Интересен, в частности, найденный у с. Бородино близ Белгорода — Днестровского клад богатого, вероятно, церемониального оружия вождя, содержавший серебряное копье, серебряный кинжал, позолоченную серебряную булавку, нефритовые топоры — все это, судя по известным аналогиям, не местного происхождения. Наконец, к этой же археологической эпохе относятся общий рост богатств в погребениях и, что особенно важно, их неравномерное распределение, в частности появление наряду с обычными сложных по устройству и богатых по инвентарю погребений родоплеменных вождей. Таков, например, древнейший памятник этого типа на территории СССР — знаменитый Майкопский курган конца 2 тысячелетия до н. э. В нем на 11-метровой глубине, под балдахином, поддерживаемым шестиметровыми серебряными трубками, был захоронен мужчина с множеством украшений из золота, лазурита, бирюзы и сердолика, чеканными золотыми и серебряными сосудами, медным оружием и орудиями. В двух меньших и несравненно более бедных по сопровождающему инвентарю погребальных камерах кургана найдены останки двух женщин — по-видимому, убитых рабынь. Сходные с Майкопским так называемые «княжеские», но несомненно предшествующие появлению государственных образований погребения бронзового и раннего железного века известны во многих областях СССР и зарубежной Европы.

[adsense]

Становление частной собственности проходило в острой борьбе с традициями общинно-родового коллективизма. Накопление отдельными семьями излишков не нужной им продукции было противно самому духу первобытнообщинного строя, и более имущим приходилось делиться с менее имущими. Разбогатевший человек, в особенности вождь, если он не хотел лишиться своего авторитета, должен был устраивать широкие, так называемые престижные пиры, из тех же престижных соображений щедро одаривать родичей, соседей и гостей, помогать нуждавшимся и т. д. У скупого богача нередко насильно отбирали излишки имущества: так, у некоторых оленеводческих народов Сибири в XVII—XVIII вв. отдельные семьи не могли иметь стад более чем в сто голов — остальные олени, если они не раздавались добровольно, отбирались родичами или соседями. Бывало, что такого скупца убивали: исследователь папуасов Л. Посписил приводит случай, когда общинники заставили ближайших родственников богача убить его стрелами со словами: «Ты не должен быть единственным богатым человеком, мы все должны быть равны, ты всего лишь равен нам».

Ожесточенное сопротивление древних коллективистских традиций тенденциям накопления богатств вызвало к жизни широко распространенные в эпоху разложения первобытного общества своеобразные обычаи массовых раздач и даже уничтожение накопленного имущества. У многих народов при погребении умершего, в особенности главаря или вождя, его богатства уничтожались, погребались, раздавались присутствующим и лишь часть их передавалась наследникам. На некоторых островах Меланезии состоятельные люди демонстративно уничтожали запасы циновок, считавшихся одним из мерил богатства, а во время праздников резали и раздавали своих свиней. У северо-западных индейцев накопленные богатства вначале уничтожались в день смерти владельца, а позднее стали раздаваться на специальном празднике «потлач». Потлач устраивался по самым разным поводам: при получении нового имени, вступлении в тайное общество, свадьбе, похоронах, поминках и т. д. Устроитель потлача долгое время копил богатства — меха, лодки, рабов, а затем выставлял их для всеобщего обозрения и с гордостью раздавал гостям. Однако потлач, как и престижные пиры и другие сходные по содержанию (так называемые потлачевидные) обычаи эпохи, не был лишь актом горделивого саморазорения. Устроитель своей щедростью устранял соперников, обеспечивал

Реконструкция позднегальштатского «княжеского» погребения в Виксе, Франция (по Г. Чепмену)

Реконструкция позднегальштатского «княжеского» погребения в Виксе, Франция (по Г. Чепмену)

за собой или своими наследниками высокое общественное положение, приобретал авторитет и право на занятие общественных должностей; помимо этого он становился участником ответных потлачей, на которых возвращал обратно по крайней мере часть розданных богатств. Возможно, потлач выполнял и некоторые другие функции: советский этнограф Ю. П. Аверкиева, исходя из того, что на потлач приглашались члены не своего, а чужого рода или племени, видит в нем своеобразный институт развития обмена. Но так или иначе очевидно, что диалектически сложные и противоречивые обычаи эпохи разложения первобытного общества, даже и ограничивая накопление частной собственности, в конечном итоге способствовали развитию частнособственнических отношений.

[adsense]

Развитие частной собственности тормозилось сохранением общинной собственности на землю, бывшую основным условием и всеобщим средством труда. В то время как движимость, в том числе и орудия производства, уже стала частной собственностью отдельных семей, обрабатываемые земли, пастбища, сенокосы, охотничьи и рыболовные угодья оставались коллективной собственностью распадавшейся родовой или складывавшейся соседской общины. Более того, пока существовала коллективная собственность на землю, частная собственность имела второстепенный, подчиненный характер, не могла получить преобладающего значения, потому что, как отмечал Маркс, «частная собственность как противоположность общественной коллективной собственности существует лишь там, где… внешние условия труда принадлежат частным лицам». Индивидуализация труда и развитие частнособственнических начал с неизбежностью должны были привести к появлению частной собственности на землю. Она зарождалась в еще более ожесточенной борьбе, чем частная собственность на движимое имущество, и первоначально принимала своеобразные непрямые формы (право первопоселения, заимки и т. п.). Пахотные земли и особенно сенокосные и промысловые угодья еще долго продолжали считаться неотчуждаемой собственностью общины, но отдельные семьи, пользовавшиеся общинными наделами, всячески стремились воспрепятствовать переделам и постепенно закрепляли за собой право наследственного владения и монопольного распоряжения своим участком земли. Такое переходное состояние мы застаем, например, в Меланезии: на большинстве островов семьи владеют общинной землей лишь до тех пор, пока они ее обрабатывают, но на о. Новая Каледония надел уже сохраняется за семьей даже в том случае, если его обработка прекращена. Особенно долго сохраняли фикцию коллективной собственности на землю кочевники-скотоводы, однако и у них монопольное распоряжение вождей пастбищами и степными водоемами в большинстве случаев породило фактически частную собственность на землю. Однако в окончательном виде частная собственность на землю, как правило, складывалась только в классовом обществе.

Гальштатская бронзовая фигурка конного вои¬на со шлемом, дротиком и щитом VI в. до н. э.

Гальштатская бронзовая фигурка конного вои¬на со шлемом, дротиком и щитом VI в. до н. э.

Развитие частнособственнических отношений проникло и в большую семью, разрушая свойственные ей коллективистические порядки. Ее глава стремился стать единоличным распорядителем семейного хозяйства и собственником семейного имущества, усилить свою власть, стать неограниченным домовладыкой. Это вызывало сопротивление других взрослых мужчин, старавшихся обособить свое имущество и образовать со своими женами и детьми самостоятельные семьи. В связи с этим участились выделы и разделы — большие семьи делились на другие, пока еще также большие, но уже меньшие по размерам семьи. Но и они оказывались непрочными: раздираясь внутренними противоречиями, они делились снова и снова. Большесемейная община неуклонно уступала место малой, или нуклеарной (иногда называемой моногамной), семье, состоящей только из родителей и их детей и воплощающей в себе развившиеся частнособственнические начала.

Таким образом, если сопоставить процесс становления частной собственности с развитием семьи, то в нем могут быть выделены три этапа:

первый этап — выделение в роде собственности больших семей, частной по отношению к внешнему миру, но коллективной, групповой по отношению к самой семейной общине;второй этап — выделение так называемой отдельной собственности глав больших семей, обособляющейся уже и по отношению к групповой собственности большесемейного коллектива;третий этап — выделение собственности маых семей, надолго становящихся основными носителями частнособственнических отношений.

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1846 Родился Гастон Масперо — французский египтолог, командор ордена Почётного легиона, исследователь тайника с царскими мумиями в Дейр эль-Бахри.
  • Дни смерти
  • 1887 Умер Лудольф Эдуардович Стефани — российский филолог и археолог, хранитель Отделения классических древностей Эрмитажа.
  • 1958 Умер Михаил Яковлевич Рудинский — украинский и советский археолог, доктор исторических наук, основатель Полтавского краеведческого музея.
Свежие записи

arheologija.ru

Формы общин при первобытно-общинном строе

Первобытно-общинный строй сложился в позднем палеолите, и первой формой совместной хозяйственной деятельности людей была община. Формы общины менялись в соответствии с уровнем развития производительных сил, наличием или отсутствием имущественной дифференциации и частной собственности. Более поздние формы общин, особенно община-марка, существовали и в период феодализма.

Первой формой коллективной жизни и совместного ведения хозяйства была первобытная община. Она представляла собой естественно сложившийся кровнородственный коллектив, члены которого преимущественно занимались охотой и собирательством. Общинная форма организации на этом этапе развития общества была объективно обусловлена низким уровнем развития орудий труда и являлась единственно возможной формой, обеспечивающей выживание и стабильность всей общины в целом и каждого ее члена.

Экономической основой первобытной общины были общинная собственность на землю, коллективная совместная деятельность, уравнительное распределение и социальное равенство. Низкий уровень развития орудий труда, медленные темпы их развития, низкая результативность труда объективно требовали коллективных форм собственности и деятельности. Поэтому основой производственных отношений первобытно-общинного общества были коллективная собственность на основное средство производства - землю и коллективный труд на базе простой кооперации. Половозрастное разделение труда имело место, но мужчины или женщины выполняли одни и те же операции совместно.

Коллективное уравнительное распределение благ было формой, единственно адекватной низкому уровню развития производства, ограниченности потребительских благ и совместной коллективной хозяйственной деятельности. Каждый член общины зависел от результатов труда всего коллектива. Уравнительное распределение могло быть единственной формой выживания общины в этот период.

Основным типом хозяйствования было присваивающее хозяйство, а основными сферами деятельности оставались охота, рыболовство и собирательство. Постепенно стала совершенствоваться организация этих видов деятельности, начали использоваться приспособления для метания дротиков и камней, ловчие ямы, сети, изгороди. Обмен носил эпизодический характер, существовало естественное половозрастное разделение труда, когда мужчины занимались охотой, производством орудий труда, а женщины - собирательством, приготовлением пищи, изготовлением одежды и т. п. Общинное хозяйство носило замкнутый характер, все необходимое для ее жизнедеятельности - орудия труда, пища, добыча - производилось внутри общины ее членами.

По мере укрепления экономической и социальной роли семьи, относительного ее обособления в рамках первобытной общины происходит ослабление первобытного коллективизма и родовой общины в целом. Первобытная община перерастает в соседскую (сельскую, территориальную) общину, в которой живут уже не только родственники, а общинное коллективное землевладение и землепользование сочетается с индивидуальным.

Переход к производящему типу хозяйствования, земледелию и скотоводству, развитие орудий труда дал возможность создавать некоторый излишек продуктов, что провело к постепенному развитию социального неравенства и появлению в общине отдельных ее членов, которые выделялись не только имуществом, но и знаниями, опытом, организаторскими способностями. Как правило, это были племенные вожди.

Разновидностями сельской общины были азиатская община и община-марка. Азиатская община была распространена в Шумере, Вавилоне, Египте. Особенности этой формы общины обусловлены специфическими природными и географическими условиями, характером государственного управления. Отличительной чертой азиатской общины было совместное кооперированное участие членов общины при проведении государством сложных и масштабных работ, преимущественно в строительстве. Невозможность проведения ирригационных работ, строительства каналов, культовых сооружений, храмов и т. д. индивидуально привела к кооперации труда. Кроме того, в азиатской общине лишь определенная группа крестьян занималась ремеслом. Они полностью удовлетворяли потребности общины в своей продукции и находились фактически на ее содержании.

Община-марка (германская община), получившая развитие в Западной Европе, являлась исходным пунктом и первоначальной основой феодальных отношений. Семьи общины владели отчуждаемым участком земли - аллодом. В общинной собственности находились непахотные угодья - леса, пастбища и т. д. (альменда). Семья с ее правом частной собственности и индивидуальным ведением хозяйства являлась доминирующим началом по сравнению с коллективной совместной деятельностью.

Развитие производительных сил первобытного общества и углубление общественного разделения труда привело к постепенному изменению социально-экономических отношений. Рост производительности труда, переход к металлическим орудиям создают основу для производства прибавочного продукта. Возрастают доходы племенных вождей и старейшин родов. Индивидуализация производства на основе роста производительности труда создавала возможность и для индивидуального присвоения созданного продукта первоначально семьей, а затем и отдельными лицами. В рамках общинной формы собственности постепенно возникает частная форма собственности, что и привело к разложению первобытной общины. Имущественное и социальное неравенство лежало в основе формирования рабовладельческих или феодальных отношений, образования первых государств.

СОДЕРЖАНИЕ

studentu.info

Первобытнообщинный способ производства

Первобытнообщинный способ производства — первобытный тип кооперативного или коллективного производства. Первый из пяти в истории человечества способов производства. Возник около 2 млн. лет назад. Его существенные черты и особенности: основой производственных отношений являлась коллективная собственность отдельных общин на средства производства, производительные силы были развиты крайне слабо; орудия труда были примитивными; труд людей носил коллективный характер. Коллективный характер труда и общая собственность на средства производства обусловливали коллективный характер присвоения производимых продуктов. Все это предопределило экономическое равенство первобытных людей, отсутствие эксплуатации человека человеком, классов, а следовательно, и отсутствие государства.

Развитие экономики первобытного общества подразделяется, как указывал Ф. Энгельс, на два периода: «период преимущественно присвоения готовых продуктов природы», или период присваивающего хозяйства, и «период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности», или период воспроизводящего хозяйства (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 33). В течение этих двух периодов социальная организация общества прошла путь от первобытного человеческого стада до родовой общины, а затем соседской (территориальной) общины.

На первом этапе человек научился изготавливать простейшие каменные орудия труда, получать огонь. Родовая община характеризуется естественным разделением труда по полу и возрасту, организацией общества людей, связанных кронным родством. Несколько родов составляло племя. На первоначальной стадии родового строя ведущую роль в общине играла женщина (матриархат), занимавшаяся собиранием дикорастущих плодов, приготовлением пищи, ведением зачаточных форм земледелия и скотоводства. С дальнейшим развитием производительных сил, когда все большее значение стали иметь скотоводство (пастушество) и более развитое землепашество, главенствующее положение перешло к мужчине (патриархат). Дальнейшее развитие скотоводства, земледелия, а затем ремесла привело к возникновению общественного разделения труда и обмена.

В этих условиях в связи с ростом производительности труда и появлением прибавочного продукта возникает тенденция к индустриализации производства. Выделяются отдельные семейные хозяйства, возникает соседская (территориальная) община. Индустриальный труд отдельных обособленных хозяйств породил частную собственность на средства производства в условиях родовой общины. Возникновение и развитие частной собственности привело к имущественному неравенству и в конечном счете к возникновению эксплуатации человека человеком. Стало выгодным превращать пленных в рабов для получения прибавочного продукта. С возникновением отношений рабства наступает полное разложение первобытной общины. Появляются классы, возникает государство. Первобытнообщинный способ производства сменяется рабовладельческим способом производства или феодальным способом производства в зависимости от конкретных исторических условий.

Опубликовано 18 мая 2012 08:37:25.

economics.pp.ua


Смотрите также